Как правильно составить распространенное предложение

Распространенное предложение – что это? Как его составить и как распространить предложение

4 года назад · 11236 просмотров

Распространенное и нераспространенное предложение – это… В чем разница? Как найти или составить распространенное предложение? «Напишите 2 распространенных предложения» – как это сделать? Примеры. Как распространить нераспространенное предложение второстепенными членами. Распространяющие члены предложения – что это?

Распространенное предложение - что это? Как его составить и как распространить предложение

Источник:

Распространенное предложение – это предложение, в котором есть не только подлежащее и сказуемое, но еще и второстепенные члены: определение, обстоятельство или дополнение.

Распространенные предложения. Примеры

Рано утром я выехал в Москву
Кто? Я. Это подлежащее.
Я что сделал? Выехал. Это сказуемое.
Выехал когда? Рано утром. Это обстоятельство.
Выехал куда? В Москву. Это дополнение.

А из нашего окна площадь Красная видна.
Красная площадь видна откуда? Из нашего окна.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря
Жили-были где? У самого синего моря.

Второстепенных членов в распространенном предложении может быть сколько угодно.

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

М.А. Булгаков

Нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, второстепенных членов в нем нет. Например: Я выехал. Жили-были старик со старухой. Видна Красная площадь.

В нераспространенном предложении могут использоваться предлоги и частицы (они не являются членами предложения), может быть больше одного подлежащего и сказуемого. Также подлежащего или сказуемого может не быть вовсе.

Подробнее читайте: Что такое нераспространенное предложение. Примеры

Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения, сообщают самую главную информацию: например, кто и что сделал.

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее может выражаться существительным, местоимением, прилагательным, причастием.

Примеры: Папа был доволен. Они думают. Седой улыбнулся. Отдыхающие вернулись в гостиницу.

Иногда подлежащее выражается несколькими словами: Студент Иванов сдал экзамен. Александр Сергеевич Пушкин – автор «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?

Сказуемое может быть простым глагольным: Я пришел к тебе с приветом.

Может быть составным глагольным: Преподаватель прекратил говорить.

Также бывает составное именное сказуемое: Он был дипломированным специалистом. Коля стал умнее. Часто глагол «быть» опускается: Ты мой друг. Собака – домашнее животное. Ночь темна.

Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения

Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. К второстепенным членам предложения относятся определение, обстоятельство и дополнение.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Примеры определений: Это были белые розы. Вошел высокий и статный офицер. Рядом располагался наш дом.

Определения бывают согласованные и несогласованные. Иногда они обособляются запятыми. Читайте об этом в статье: Обособленное определение. Как ставить запятые.

Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?

Примеры обстоятельств: Мы быстро побежали. Собеседник устало улыбнулся. Из-за опоздания Андрей всё пропустил.

Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми.

Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?

Примеры дополнений: Мы купили на рынке банку варенья. Передаю вам привет. Ракета отправляется в полет. Коллега рассказал о поездке в отпуск.

Дополнение может выражаться существительным, местоимением, любой частью речи в функции существительного (в суд привели обвиняемого); инфинитивом (ее просили выступить); числительным (разделите десять на два); фразеологически связанным словосочетанием (прошу вас не вешать нос).

«Распространите предложение». Как распространить предложение?

Итак, в нераспространенном предложении есть лишь подлежащее и сказуемое. Чтобы распространить предложение – сделать его распространенным – нужно добавить хотя бы одно определение, обстоятельство или дополнение.

Возьмем для примера нераспространенное предложение:
Пришла зима.
Зима – подлежащее. Пришла – сказуемое.

Добавим определение и получим распространенное предложение: Пришла долгожданная зима.
Зима какая? Долгожданная. Это определение.

Можно добавить обстоятельство: С опозданием пришла зима.

Можно добавить дополнение: В Москву пришла зима.

А можно добавить все сразу: В Москву с опозданием пришла долгожданная зима.

«Напишите 6 распространенных предложений». Как их найти и составить

Детям в школе часто дают задание: «напишите 2 [или 3, 4, 5, 6] распространенных предложения». Как это сделать?

Как найти и написать распространенное предложение

Возьмите из книги любое предложение и проверьте, является ли оно распространенным. Для этого посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены – определение, обстоятельство или приложение? (Есть ли ответы на вопросы какой? чей? как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?)

Примеры распространенных предложений из литературы

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. (А.С. Пушкин)

Убийца заперся в пустой хате, на конце станицы. (М.Ю. Лермонтов)

Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. (И.С. Тургенев)

На правом фланге у Багратиона в девять часов дело еще не начиналось. (Л.Н. Толстой)

К крыльцу подошел черноволосый мужик в фартуке и без шапки, наверно – кузнец. (А.П. Платонов)

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)

Как составить распространенное предложение

Начните с нераспространенного предложения – придумайте подлежащее и сказуемое. Например, кто и что сделал?
Сестра читала.

Потом добавьте в предложение второстепенные члены.
Сестра (как?) внимательно читала (что?) книгу (где?) за столом.

Вот вы и составили распространенное предложение.
Сестра внимательно читала книгу за столом.

Другие примеры распространенных предложений

С самого утра небо ясно. (И.С. Тургенев)

Полная луна плыла по ясному безоблачному небу. (В. Арсеньев)

Я лег на снег и закрыл глаза. (В. Каверин)

Сенокос запоздал из-за дождей. (К. Паустовский)

Шагал по мокрой дороге седой старик. (В. Шукшин)

Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах

Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.

8 010

Распространенное предложение – объясняю, что это такое

Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.

Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного

В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:

  1. Идет дождь – нераспространенное, потому что в нем есть только подлежащее «дождь» и сказуемое «идет».
  2. Идет дождь и снег – нераспространенное, в нем два подлежащих («дождь» и «снег») и сказуемое.
  3. Ночь – нераспространенное, в нем только подлежащее «ночь».
  4. Темнеет – нераспространенное, в нем только сказуемое «темнеет».

А вот распространенные предложения, смотрите:

  1. На улице идет дождь – есть обстоятельство «на улице».
  2. Идет сильный дождь – есть согласованное определение «сильный».
  3. Идет дождь со снегом – есть косвенное дополнение «со снегом».
  4. Быстро темнеет – есть обстоятельство «быстро».
  5. Безмолвная ночь – есть определение «безмолвная».

Чем распространенное предложение отличается от осложненного

Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.

Предложение осложняется пятью осложнителями:

  1. Обращениями: «Саша, принеси мне воды».
  2. Однородными членами: «Прилетели вороны и голуби» (однородные подлежащие), «Ветер воет и рвется на волю» (сказуемые), «Я рисую карандашами и фломастерами» (дополнения), «Белые, красные и желтые ленты» (определения), «читаю и лежа, и сидя» (обстоятельства).
  3. Обособленные члены: «Вспоминая прошлое, я думаю о будущем» (обособленный деепричастный оборот), «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» (причастный оборот).
  4. Вводные слова: «Во-первых, я вам не начальник», «Кстати, а вы кто такой?».
  5. Вставными конструкциями: «Дорога (от замка до реки) вела через лес».

Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.

Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.

Чем распространенное предложение отличается от сложного

Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.

Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:

  1. Я читаю книгу – распространенное, потому что есть прямое дополнение «книгу».
  2. Мама отдыхает – нераспространенное, потому что в нем нет вообще никаких второстепенных членов. Мы видим в нем только подлежащее «мама» и сказуемое «отдыхает».

Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.

Могут ли распространенные предложения быть неполными

Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:

– Как вам фильм?
– Очень классный!

Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.

Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.

Может ли распространенное предложение быть односоставным

Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.

Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.

В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.

  1. Курсы подготовки к ВПР по русскому для всех классов.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ОГЭ.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?

Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.

Спасибо.

( 6 оценок, среднее 4.33 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Простое распространенное предложение


Простое распространенное предложение

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 117.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 117.

Деление простых предложений по принципу распространенности-нераспространенности – одно из базовых в русском языке. Понять основной принцип классификации достаточно несложно, однако есть определенные нюансы, из-за которых периодически возникают проблемы. Так что же такое это простое распространенное предложение и какие особенности его отличают?

Особенности и признаки простого распространенного предложения

Итак, распространенное предложение имеет один основной признак – это наличие в его составе, кроме грамматической основы, также распространяющих его второстепенных членов. Чтобы определить, является ли предложение распространенным, достаточно найти его грамматическую основу, подчеркнуть ее, а потом определить, есть ли в предложении другие слова, к которым от грамматической основы можно задать вопрос – то есть второстепенные члены. Если они есть, то синтаксическую единицу можно смело относить к категории распространенных.

Количество главных членов на отнесенность к данной категории не влияет, то есть предложение может быть и односоставным, и двусоставным, самое важное, чтобы в нем были распространяющие основу второстепенные члены.

Таким образом, если предложение двусоставное, но в нем нет второстепенных членов – оно нераспространенное, а если односоставное, но с второстепенным членами – всегда распространенное. Несамостоятельные части речи, то есть предлоги, союзы, междометия и частицы также не могут распространять синтаксическую единицу.

Нюансы, касающиеся распространения предложения

Распространять простое предложение могут только те слова, которые являются его членами, а те единицы, которые входят в его состав, но второстепенными членами не являются, осложнять предложение не могут

То есть обращения, вставные конструкции, вводные слова – это такие части предложения, которые делают его осложненным, но никак не распространенным.

Таким образом, если в простом предложении есть только грамматическая основа и осложняющие конструкции или слова, оно все равно относится к категории нераспространенных.

Обязательно ли в распространенном предложении должны быть все второстепенные члены? Нет, не обязательно, распространить его может и один второстепенный член, хотя обычно их хотя бы два-три.

Примеры простых распространенных предложений

Они помогут лучше разобраться в теме.

Так, предложение “Лес полыхал яркими красками” – распространенное или нет? Его грамматическая основа – “лес полыхал”, остается еще два слова, от сказуемого полыхал вопрос “чем?” задается к слову “красками” – это дополнение, а от дополнения вопрос “какими?” задается к слову яркими – это определение. В предложении кроме грамматической основы есть также второстепенные члены – дополнение и определение. Значит, оно является распространенным.

Другое предложение: “Лес, между тем, полыхал” – также имеет грамматическую основу “лес полыхал” и в нем, кроме нее, есть другие слова. Но к ним нельзя задать вопрос от основы – это вводная конструкция. Значит, это предложение осложненное, но нераспространенное.

Заключение

Что мы узнали?

Простым распространенным предложением в русском языке называется такое, у которого есть не только грамматическая основа, но и второстепенные члены. Оно может быть как двусоставным, так и односоставным. Наличие всех второстепенных членов не обязательно – предложение считается распространенным, даже если он только один. А вот осложняющие конструкции (вводные слова, обращения, вставки) не относятся к распространяющим элементам.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Дина Сивкова

    10/10

  • Марина Бортник

    10/10

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 117.


А какая ваша оценка?

На чтение 3 мин. Опубликовано 08.04.2020 Обновлено 08.04.2020

Если необходимо сделать разбор предложения по составу и частям речи, заодно можно определить, относится ли это грамматическое объединение слов к простому, восклицательному или вопросительному, распространенному или нет, и прочее. Распространенное предложение, схема которого состоит из последовательности подчеркиваний, встречается гораздо чаще, чем нераспространенное.

Содержание

  1. Понятие распространенного предложения
  2. Дополнительные словосочетания
  3. Примеры составления схемы

Понятие распространенного предложения

Любое предложение наряду с основными, включает дополнительные составные части. Они дают возможность придать этой грамматической конструкции яркости и красочности, позволяют лучше его понять.

Поэтому, когда в предложении, кроме основных, включены второстепенные составные члены, то это значит то, что оно распространенное. Когда второстепенных частей нет, то — нераспространенное.

Понятие распространенного предложения

В случае если предложение наряду с грамматической основой, включает в свою структуру обращение или вводную часть, его все равно нельзя считать распространенным, потому что эти его составные части не считаются его членами.

Пример: Кажется, смеркается.

Дополнительные словосочетания

Дети пишут сочинение

Рассматриваемая грамматическая конструкция может содержать любые второстепенные слова. Они различаются между собой грамматическими свойствами и особой сущностью, которую они добавляют основным членам.

Получили распространение случаи, при которых определение выступает в качестве подлежащего или дополнения, в редких случаях обстоятельства или еще одного определения. К этим словам ставится вопрос: какой? чей? который по счету?

Во многих случаях выражается прилагательным или причастием, полной формы (красивый распустившийся бутон), местоимением (моя сумка), порядковым числительным (третий уровень). Иногда определение выражается существительным (Шарф какой? Вязаный) или глаголом (Желание какое? Получить приз). Нечасто случается, что определение выражается причастным оборотом.

Приложение представляет собой специфическое определение, которое выражается существительным, во многих случаях согласованным (кузнец-молодец).

Когда приложение представляет собой название, заключенное в кавычки (книги, газеты, поезда, журналы), то оно не склоняется как определяемое слово: в газете «Труд». Такие части речи, как определение и приложение при синтаксическом разборе выделяются волнистым подчеркиванием.

Сказуемым чаще всего бывают обстоятельство и дополнение.

Обстоятельство в предложении легко определить, задав вопросы: где? когда? куда? Откуда? почему? зачем? как? в какой степени? Выражается данная часть речи обычно в качестве наречия, деепричастия, существительного, в сочетании с предлогом, а иногда выступает в качестве деепричастного оборота, глагола (Поехал зачем? Приобрести продукты). В предложении, при разборе его по частям речи, обстоятельство выделяется знаком «точка — прямая линия».

Дополнения представлены в качестве существительных либо местоимений, к ним можно поставить вопрос косвенных платежей (именительный в этом случае не берется). Не слишком часто встречаются дополнения, которые выражаются глаголом. При синтаксическом разборе дополнение выделяется пунктирной линией.

Примеры составления схемы

Схема распространенного предложения состоит из последовательности подчеркиваний, согласованных с расположением составных частей этой грамматической конструкции.

Примеры составления схемы

К примеру: Крупные снежинки медленно падали на плечи.

В начале этой конструкции стоит определение крупный, дальше — снежинки, это слово является подлежащим, медленно — обстоятельством, на плечи — дополнением.

Таким образом, схема будет представлять собой:

  • волнистое подчеркивание;
  • прямая линия;
  • точка — прямая;
  • двойная прямая;
  • пунктирная.

Для того чтобы составить распространенную фразу, необходима определенная последовательность действий. Она включает следующие шаги:

  • Для начала составить нераспространенное предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого, которые бы отвечали на вопрос кто и что делал? (Девочка играла).
  • Добавить второстепенные части речи. Девочка играла (как?) увлеченно (что?) пьесу (где?), сидя за пианино.

Таким образом, полученные сведения позволяют узнать, что рассматриваемая грамматическая конструкция может включать в свой состав второстепенные члены — дополнение, обстоятельство, определение. Если какой-нибудь из второстепенных членов входит в состав предложения, то оно является распространенным и предоставляет больше сведений, чем нераспространенное.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу “Русский язык: понимаю – пишу – проверяю”. Подведём промежуточный итог: распространённое предложение.

Урок 23. Распространённое предложение. Состав подлежащего и состав сказуемого. Распространённые второстепенные члены предложения. Ошибки в употреблении распространённых определений и обстоятельств

Итак, грамматическая основа кот гонял нашего предложения Вчера на тропинке сада кот с пушистым хвостом гонял мышь распространена второстепенными членами. Предложение, в котором грамматическая основа распространена второстепенными членами, называется распространённым.Теперь скомпонуем все второстепенные члены нашего предложения в зависимости от главных:

кот (какой?) с пушистым хвостом

(какой?) серый

гонял (кого?) мышь

(где?) на тропинке (какой?) сада

(когда?) вчера

Первая группа второстепенных членов входит в состав подлежащего (относится к подлежащему, зависит от подлежащего), вторая входит в состав сказуемого (относится к сказуемому, зависит от сказуемого). Мы видим, что в состав подлежащего входят определения, обозначающие признак предмета-подлежащего, а в состав сказуемого – дополнение, на которое направлено действие глагола-сказуемого, и обстоятельства, обозначающие место и время действия глагола-сказуемого.

Итак, членов предложения всего пять: два главных и три второстепенных. А самостоятельных частей речи, как известно, шесть плюс две формы глагола причастие и деепричастие – итого восемь. Для лучшего усвоения синтаксических функций частей речи представим их в виде таблицы.

 

Вернувшись к нашему предложению, мы увидим, что в составе сказуемого есть словосочетание гонял (где?) на тропинке, в котором зависимое обстоятельство в свою очередь выступает главным словом другого словосочетания на тропинке (какой?) сада с зависимым несогласованным определением. Таким образом, несогласованное определение входит в состав распространённого обстоятельства места: гонял (где?) на тропинке сада.

ВАЖНО! Распространённым может быть любой второстепенный член предложения, зависимый от главного члена предложения. При разборе предложения сначала находите основной второстепенный член, распространяющий грамматическую основу, а затем зависимые от него второстепенные члены. Однако логический вопрос от главного члена ставится ко всей группе входящих в распространённый второстепенный член слов.

Задание. Прочитайте три предложения, где обозначены грамматические основы. Найдите распространённые второстепенные члены. Определите части речи, которыми выражены основные определение, дополнение и обстоятельство.

1) На верхушке сосны в гнезде сидел орёл, кормящий своего детёныша.

2) Приехав вчера поздно, я быстро уснул.

3) Несмотря на дождливую погоду, мы пошли гулять.

Очень важно видеть в структуре предложения распространённое определение, выраженное причастием с зависимыми словами – причастным оборотом (пример 1), распространённое обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимыми словами – деепричастным оборотом (пример 2), и распространённое дополнение, выраженное существительным с производным предлогом или предложным сочетанием несмотря на, невзирая на, кроме, в связи с, по причине, ввиду, благодаря и др. с зависимыми словами (пример 3). Это необходимо и для правильного обособления данных второстепенных членов, о чём разговор впереди, и для правильного употребления в речи причастных и деепричастных оборотов.

При употреблении одиночного определения (прилагательного или причастия) и распространенного определения (причастного оборота) нужно учитывать, что определение всегда находится рядом с определяемым словом (до или после него) – существительным-предметом, чей признак заложен в определении. Так, правильно построены предложения:

1) На столе лежит к н и г а, читаемая учеником.

2) На столе лежит читаемая учеником к н и г а.

Определение не должно разрываться определяемым словом: неправильно построено предложение На столе лежит читаемая книга учеником.

Если же прилагательное, причастие или причастный оборот занимают место не рядом с существительным-подлежащим, а после глагола-сказуемого (чаще всего выражающего движение или состояние), то они перестают быть определениями, а становятся именной частью составного именного сказуемого.

Задание. Прочитайте предложения. Где прилагательное – определение, а где – именная часть сказуемого?

1) Отец, усталый, пришёл с работы.

2) Отец пришёл с работы усталый.

3) Усталый отец пришёл с работы.

Известно, что деепричастие и деепричастный оборот – одиночное или распространенное обстоятельство, зависимое от глагола-сказуемого. Однако добавочное действие предмета, то есть существительного-подлежащего, отводит деепричастию роль как бы второго (однородного) сказуемого. Это значит, что из формы деепричастия, если оно употреблено в предложении правильно, всегда можно выйти в дополнительный глагол, обозначающий действие того же предмета-подлежащего, что и основной глагол.

С этой точки зрения предложение Увидев мать, ребёнок обрадовался построено верно, поскольку деепричастие в зависимом от глагола-сказуемого деепричастном обороте-обстоятельстве можно перевести в дополнительный глагол-сказуемое, обозначающий действие подлежащего – действующего лица: Ребёнок увидел мать и обрадовался.

Предложение же Увидев мать, радость охватила ребёнка построено неверно, поскольку, будучи зависимым обстоятельством, деепричастие из деепричастного оборота при переводе в глагол будет обозначать действие подлежащего – недействующего лица: Радость увидела мать и охватила ребёнка – бессмыслица.

Задание. Проведём лексико-грамматический эксперимент, поэтапно распространяя грамматическую основу. Задача – увидеть, как меняется лексическое наполнение сообщения от введения новых второстепенных членов. Читайте и отвечайте на вопросы. Это упражнение – определённый алгоритм разбора по членам предложения.

1. Возьмём грамматическую основу, которая одновременно выступает и законченным сообщением-предложением: Девочка рисует. Подлежащее – действующее лицо? Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

2. Добавим определение: Маленькая девочка рисует. На какой вопрос отвечает определение? На какой признак действующего лица указывает? Какой частью речи выражено?

3. Добавим дополнение: Маленькая девочка рисует красками. На какой вопрос отвечает дополнение? Что оно говорит нам о действии действующего лица? Какой частью речи выражено?

4. Теперь обстоятельство: Маленькая девочка увлечённо рисует красками. На какой вопрос отвечает обстоятельство? Почему обстоятельство чаще всего обозначает признак действия? Какой частью речи выражено?

5. Теперь распространим ещё больше главные члены и уже имеющиеся второстепенные:

1) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует красками. Выделенный второстепенный член – распространённое обстоятельство. Какой главный член оно распространяет? На какой вопрос отвечает? Чем выражено здесь основное обстоятельство? По какому суффиксу можно узнать эту форму глагола? Какими зависимыми второстепенными членами распространено основное обстоятельство? Какую новую информацию о действующем лице оно несёт? Какими частями речи выражены второстепенные члены, входящие в распространённое обстоятельство?

2) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры. Мы создали распространённое дополнение. Какими второстепенными членами распространено основное дополнение? На какие вопросы они отвечают? Какие признаки предмета в себе несут? Какими частями речи выражены?

3) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу. Мы распространили дополнение распространённым согласованным определением, таким образом придав предмету признак по его действию. Чем выражено основное определение? На какой вопрос отвечает? По какому суффиксу можно узнать эту форму глагола? Каким второстепенным членом оно распространено и какой частью речи выражен этот второстепенный член?

В итоге получилось распространённое двусоставное предложение, вполне пригодное для описательного контекста:

Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу.

Вывод: второстепенные члены, распространяя грамматическую основу и другие второстепенные члены, делают предложение-сообщение объёмным и информационно насыщенным. Они привносят в достаточно абстрактную грамматическую основу детали, позволяющие создать неповторимое, индивидуальное высказывание. Помните, однако, что как бы предложение ни было распространено, оно должно быть ясным по смыслу.

Задание. Прочитайте предложения. В каждом допущена ошибка в употреблении причастных или деепричастных оборотов. Разберите предложения по членам и найдите ошибки.

1. Через несколько дней после разлуки я увидел своего отца дома, приехавшего из командировки. 2. Прочитанная для студентов о роли эпитетов в художественной речи вызвала лекция большой интерес. 3. Мишу охватил смех, глядя на младшую сестру. 4. Посмотрев постановку в театре, напрашивается вывод о превратностях нашей жизни. 5. Перейдя дорогу, нужно внимательно смотреть по сторонам. 6. Выйдя на улицу, нас обдало холодом.

Добавить комментарий