Как правильно составить рассказ по рисунку

Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

          Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.          Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ – описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:          Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки.

          Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит? 

          Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
         

          В подготовительной группе рассматривая пейзаж, обозначаем тему рассказа, обязательно указываем автора и название картины.

Задаем ребенку вопросы: Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?

Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?
Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.          Более сложный вид работы – рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ!

Вы показываете ребенку картинку, на которой дети катаются на велосипедах. Но если ребенок скажет всего одно предложение «дети катаются на велосипедах», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить некоторое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.          Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему дети любят кататься на велосипедах? Какое настроение у ребят – счастливое, грустное, радостное? Рассмотрите, как ведут себя ребята – правильно или неправильно, как следует вести себя в подобных ситуациях?
Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»О чем еще следует знать?
Придумать рассказ по картинке – «работа» не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.Увлечь ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью нестандартных заданий и игрового персонажа.

Связная речь —
разверну
тое изложение
определенного
содержания, которое
осуще­
ствляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Известны два основных
вида
речи — диалогическая и монологическая.

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких
человек, постанов
ка вопросов и ответов
на них)
побуждает к
неполным, одно
сложным ответам.
Неполное
предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика — основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.

Монологическая речь
развернутый вид речи одного лица,
требующий полноты, четкости и взаимосвязи
отдель
ных звеньев повествования. Монолог,
рассказ, объяснение
направлены на
умение сосре
доточить свою мысль на
глав
ном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

    Прием
комментирования
своих предметных
действий,
продуктивных видов деятель­ности,
таких как рисование, лепка, подводит ребенка
к со­
ставлению рассказа. Наблю­дение
ребенка за демонстри­
руемыми
действиями взросло
го (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без на­блюдаемого действия. Очень важно — образец
рассказа должен дать взрослый.

Для развития связной
речи
детей используют пересказ, составление рассказов-описаний,
повествований.

   По ведущему виду
позна
вательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представлению, воображению .

Рассказы по восприятию могут быть:

описательными — по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

   – повествовательными   — по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению
рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, лич­ностного
общения.

Рассказы по воображению творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету

Памятка
по составлению

повествовательного рассказа

по
картинкам, серии картинок

1
Время действия (время года,

   часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (случая, события).

7. Настроение
персонажей. 

    Логика построения: завязка

 развитие действия
кульминация     — развязка.

    Речевые шаблоны начала:

 «Однажды зимой…»,
«Как-то раз

в лесу…», «Был дождливый

осенний день…».

Речевые шаблоны

        кульминационного момента

«Вдруг…».
«Неожиданно…», «Что

 
делать?»,

Речевые шаблоны окончания:
«Все окончилось тем, что…»,
«Наконец…», «Настро
ение было…»,
«Рады (огорче
ны) тем, что…».

Памятка
по составлению описания животных, птиц, рыб

 1Название, обобщающее понятие             (к кому относится).

2.
Величина.

3. Покрытие тела.

4. Цвет.

5. Особенности частей
тела.

6. Место обитания (лес, водоем, дом,

    хлев).

7. Название жилища (нора, берлога,

    логово, гнездо, дупло).

8. Чем питается.

  9.
Название детенышей.

10. Польза (для домашних

      животных и птиц).

Памятка по составлению           описания предмета

1. Название.

2. Величина.

3. Вес.

4. Качество.

5. Форма.

6. Цвет.

7. Запах.

8. Вкус (для
съедобных).

  
9. Принадлежность (обоб
щающее

      
понятие).

  
10. Как используется

Памятка по составлению

 описательного рассказа

по картинке

1. Какое время года
изобра
жено?

2. Какая погода?

3. Какую местность
видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объек­тов.

6. Какое настроение передает

    картинка?

 Памятка
по составлению

рассказа
из личного опыта

(о событии, факте, собственном впечатлении)

1. Время действия (время года,

     часть   
суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Описание
происшедшего.

6. Настроение.

  

                Рисунок2.png

2017
г.

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;

модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, “говори
выразительно”)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

– закрепить словарь;

– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

Учим ребёнка составлять рассказ по картинкам.

Как только ребёнок начинает разговаривать, в детском саду его начинают учить составлять рассказ по картинкам. Каждый учебный год в начале и конце проводится диагностика. И составление рассказа по картинкам всегда входит в это исследование.

Материалы.

Набор картинок. Чем старше ребёнок, тем больше иллюстраций нужно взять. От 3х штук.

Как составляем рассказ.

1. Просим ребёнка разложить картинки в правильной последовательности. Этот пункт можно пропустить, если вы только начинаете составлять рассказы. Сделайте это сами.

2. Рассматривайте картинки отдельно друг от друга.

Задавайте наводящие вопросы:

  • Кто главный герой?
  • Что он делает?
  • Кто рядом с ним?
  • Что стоит около?
  • Что здесь происходит?

Обращаем внимание на детали.

3. Составляем целый рассказ на основе того, что вы говорили отдельно.

Удачи. Всем хорошего дня.

Шаг 1: Рассмотрите картинку вместе с ребенком

Перед тем, как начать составлять рассказ по картинке, рассмотрите ее внимательно вместе с ребенком. Попросите его описать картинку и задайте вопросы, чтобы помочь ему более детально ее описать. Например, спросите, что он видит на картинке, какие объекты на ней присутствуют, какие люди или животные на ней изображены и какие чувства они выражают.

Шаг 2: Помогите ребенку описать ситуацию

После того, как вы вместе рассмотрели картинку, попросите ребенка описать ситуацию, которую он видит на картинке. Например, если на картинке изображена девочка, которая катается на велосипеде, попросите ребенка рассказать, куда она едет, что она чувствует, какой день недели и т.д.

Шаг 3: Задавайте больше вопросов

Чтобы ребенок смог более детально описать картинку и ситуацию на ней — задавайте вопросы. Например, если на картинке изображен парк, спросите ребенка, что еще можно увидеть в парке, какие звуки там слышны, какая погода, какой запах можно почувствовать и т.д.

Шаг 4: Расскажите о структуре рассказа

Расскажите ребенку, что у любого рассказа всегда есть структура. Начало (или введение), развитие ситуации и заключение. Введение должно содержать описание главного героя и места, где происходит действие. Развитие — это описание событий, происходящих в рассказе. А заключение — описание того, как события разрешились.

Шаг 5: Попросите ребенка написать рассказ

Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свой рассказ по картинке. Предложите начать с заголовка и составив план рассказа. Затем ребенок может написать свой рассказ, обращая внимание на структуру и используя все описанные ранее детали.

Шаг 6: Поощрите творческий подход

Рассказ вашего ребенка может быть уникальным и оригинальным, поэтому не стоит ограничивать его фантазию. Поощряйте ребенка использовать воображение и придумывать новые сюжеты.

Шаг 7: Похвалите ребенка

После того, как ребенок закончит свой рассказ, похвалите его за усилия.

Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с тем, чтобы составить рассказ по картинке, не теряйте времени и запишите ребенка к логопеду. Специалист поможет определить проблему и разработать индивидуальный план коррекции для ребенка. Логопедические занятия могут помочь улучшить связную речь и предотвратить возможные проблемы в будущем. В нашем центре разработан специальный курс по развитию связной речи.

Умение составить связный рассказа по картинке — это не только весело, это еще и очень полезный навык, который помогает развитию речи ребенка, креативного мышления и логики. А еще составляя рассказ по картинке, ребенок развивает фантазию и уверенность в себе.

Добавить комментарий