Руководство для авторов и примеры
Как писать диалоги
Как писать диалоги — пожалуй, одна из самых популярных загадок для начинающих писателей. На первый взгляд, ничего сложного: мы ежедневно обмениваемся репликами с окружающими людьми, один сказал, второй ответил… И тут оказывается, что изобретать «живые», реалистичные разговоры для других людей — не так уж легко.
Итак, главный вопрос звучит просто: «Что такое плохой диалог и как составить из него хороший?». Разберем примеры из классики и рассмотрим правила оформления беседы в литературном тексте.
“
Что такое плохой диалог и как сделать из него хороший?
Основные проблемы написания диалога
Диалог — элемент художественного произведения, требующий особого внимания и тщательной проработки. А главное условие качественного диалога — ничего лишнего. Всего пара ненужных фраз сделают разговор скучным и утомительным, у читателя возникнет желание его пропустить.
Избыточность может проявляться в следующих формах:
-
Если без реплики возможно обойтись, то не следует засорять ею текст. Каждая фраза должна иметь смысловую нагрузку, чтобы стать особенностью диалога.
Молодые люди обменялись приветствиями:
— Привет!
— Здравствуй!
— Как дела?
— Потихоньку.
— Отлично. Чем занимался?
— На рыбалку с мужиками ходил.
— Вот это да! -
Ограничимся одной фразой: «Герои поздоровались».
-
Похожая проблема — многократное повторение одинаковой мысли.
— Дмитрий отказался участвовать, причину скрыл.
— Лишь ответил: отказываюсь?
— Да: я отказываюсь.
— Я удивлена. Возможно, его неверно поняли?Исключения встречаются, но старайтесь избегать бессмысленных излишеств.
-
Наличие несвойственных разговорной речи конструкций
Стремитесь к естественности. Не употребляйте в диалоге сложносочиненных предложений, причастных, деепричастных оборотов и выражений, не используемых в обыденной речи.
— Твое питание несбалансированное, в нем отсутствует необходимое количество белков, жиров, углеводов и микроэлементов, столь важных для развития молодого растущего организма.
-
Правильнее написать: «Ешь здоровую еду».
К пункту относятся устаревшие выражения.
— Богатеи окаянные, — вздохнул организатор мероприятий.
-
Минимизируйте использование глагола «сказал» и его синонимов.
— Здесь мне лучше, — сказала девушка.
— Оставайся. В Москве спокойнее, — ответил молодой офицер.Другая ошибка — употребление наречий, по смыслу дублирующих глагол.
— Я с тобой разберусь! — злобно оскалился пират. -
Действия «оскалился» достаточно.
Иной вариант — обязательно выделяйте в диалоге «эмоциональные» атрибуты.
— Ах ты, старый пьянчуга! — выпалил Джон.
— Ну, держись, мальчишка, — закричал старик, багровея.
Иногда добавить «чувств» в прямую речь не помешает, но сопровождать ими каждое высказывание — моветон.
-
Если речь персонажа пересказывается другим персонажем, старайтесь использовать косвенную речь. Диалог как форма от этого не страдает.
— Я увиделась с Александром. Он задал мне вопрос: «Почему игнорируешь мои звонки?» — «Я была занята работой», — соврала я.
-
Заменяем на:
— Сегодня я встретила Александра. Он спросил, почему я не отвечаю на его звонки. Я соврала, что была занята на работе.
-
В кино часто встречаются сцены, где злодей почти победил героя, но тут решил затянуть пятнадцатиминутную тираду о планах покорения мира. Эта схема используется довольно часто. Однако в жизни даже самая напряженная ситуация обсуждается прозаичнее.
— Огонь захватил здание, внутри остались люди!
— Подайте мне, пожалуйста, насос, Алексей Иванович. -
В кризисной обстановке высказывания становятся лаконичней.
— Здание горит, внутри люди!
— Насос, быстро!
-
Пересказ известных фактов
Людям обычно делятся новой информацией, не вдаваясь в общепризнанные подробности.
— Помнишь август сорок второго, когда немцы начали бомбить Сталинград? Сражения не затихали ни днем, ни ночью!
— Да, бои шли прямо на улицах города. -
Можно сократить до:
— Помнишь Сталинград, когда немцы бомбили днем и ночью?
— Разве такое забудешь….
-
С осторожностью передавайте акценты или особенности произношений. Если у читателя возникают сложности при прочтении реплики «П’ек’асная ка’тина!», то ограничитесь упоминанием, что персонаж картавит
-
Обсценная лексика и сленг
Если герой, например, беспрестанно «ботает по фене», читатель может и не «догнать», о чем вообще речь. Использовать арго для создания колоритных второстепенных образов допустимо, но читать специфичные диалоги несколько абзацев подряд — сложно и не подходит к формату. К этому замечанию относится использование мата: его обилие отталкивает аудиторию.
Свойства хорошего диалога
Какими качествами и каким стилем обладает образцовый диалог в литературном произведении?
-
Целесообразность и информативность
Люди ежедневно ведут бессодержательные беседы. Однако в письменной речи каждая фраза используется для достижения поставленной цели. Диалог продвигает сюжет, доносит важную информацию до читателей, выражает характер героев. При этом разговор персонажей — не сухое перечисление фактов, а естественное общение, вписанное в контекст сцены и передающее желаемое настроение.
-
Продуманность образов персонажей
Герой должен быть живым: использовать любимые словечки, иметь определенный лексический запас и уровень грамотности, по-своему выражать эмоции и строить фразы. Этот прием создаст достоверный образ персонажа.
-
Беседы не происходят в вакууме. Вокруг ее участников — живой мир, наполненный звуками, запахами, освещением, погодой. Добавляйте описание обстановки, используйте «ключи» жанра — раскат грома, вызывающий чувство тревоги, ожидания неприятных событий. Свечи — интимное, романтичное настроение, близкое общение.
-
Герои могут жестикулировать, гримасничать, передвигаться в процессе разговора. Дополняйте диалог действиями, так читателю будет проще визуализировать сцену, понимать чувства и мысли персонажей.
-
Соответствие длины реплик сюжету
Объем высказываний героев соотносится со скоростью развития событий. Чем сильнее напряжение и острее кризис, тем лаконичней реплики. В расслабленной обстановке позвольте красочные сравнения и обходительность.
-
Добавьте, если возможно, дополнительный смысл в диалог — «второе дно», которое будет читаться между строк. Прием сделает сцену менее прямолинейной, небанальной, интригующей. Например, яркие образные сравнения в речи героя лучше запоминаются и сильнее возбуждают интерес читателя.
Примеры интересных диалогов
Хотите научиться писать отличные тексты и сочинения с грамотной структурой? Читайте больше классической литературы. Разберем несколько отрывков диалогов из великих произведений:
-
«Внезапно словно луч света сверкнул в мозгу хозяина, который тщетно обыскивал все помещение.
— Письмо вовсе не потеряно! — сказал он.
— Неужели? — вскрикнул д’Артаньян.
— Нет. Оно похищено у вас.
— Кем похищено?”.Разговор хозяина трактира и д’Артаньяна ускоряет темп сюжета, стремительно раскручивая интригу. Лаконичные реплики передают напряжение сцены и волнение героев.
-
«— Вы парниша что надо, — заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.
— Вас, конечно, удивит ранний визит незнакомого мужчины.
— Хо-хо!”Диалог Людоедки Эллочки и Остапа Бендера иллюстрирует типажи героев, их умственные способности и манеры. Читатель, прочитав всего несколько реплик, произнесенных в процессе знакомства, сразу понимает, кем являются эти двое.
-
«— А что это за шаги такие на лестнице? — спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.
— Это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
— А, ну-ну, — ответил на это Коровьев”.Обмен репликами дополнен описанием действий. Так Булгаков усиливает ироничность и абсурдность сцены, ведь персонажи спокойно занимаются своими делами во время надвигающейся угрозы ареста.
Правила оформления диалогов
Правописание диалога с пунктуационной точки зрения? Зависит от косвенной речи — вовлеченности автора в диалог героев.
-
Прямая речь начинается с новой строки, перед началом каждой фразы — тире.
— Скучаю по Саратову. Там мы впервые повстречались.
— Мария Александровна, ваша романтичная натура не перестает меня удивлять. -
Реплика после слов автора
Прямая речь начинается со слов автора, далее ставится двоеточие. Реплика пишется с новой строки.
Я услышала стук в дверь:
— Зачем вы явились?
Борис ответил:
— Принес посылку. -
Реплика перед словами автора
Точку меняем на запятую, остальные знаки препинания не меняются. Тире, слова автора со строчной буквы.
— Зачем вы явились? — поинтересовалась я у посетителя.
— Принес посылку, — ответил Борис. -
Слова автора прерывают реплику
Реплика, тире, слова автора, затем точка, тире. Новая реплика начинается с прописной буквы.
— Чудесный был день, — вздохнула Лиза. — Когда мы увидимся снова?
Редкий вариант — слова автора разделяются на две части, которые относятся к разным частям прямой речи. Перед второй частью ставится двоеточие, затем тире.
— Все нормально, — пробубнил Иванов. И моментально добавил: — Дождь собирается, давай зайдем в кафе.
-
Слова автора внутри одной фразы
Тире, реплика, запятая, атрибуция, запятая. Далее тире, реплика начинается с маленькой буквы.
— Мне приятно, — ответила девушка, — я обожаю розы.
-
Небольшие диалоги размером 2−3 реплики допускается писать одной строкой, выделяя кавычками.
«Скукотища», — подумала Алиса.
«Интересно, сколько уже лечу?» — задалась вопросом девушка.
Кролик думал об одном: «Только бы успеть вовремя».
Королева раздумывала: «Казнить иль помиловать?»
Точка и запятая ставятся за кавычками, остальные знаки препинания — внутри.
Конечно, подход к оформлению диалогов индивидуален. Однако авторам, все еще ищущим собственный, нужно быть аккуратными. Соблюдайте наши советы, и, рано или поздно, ваши герои обретут собственный голос. Не забывайте про правила оформления прямой речи и пунктуацию.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Помимо всего прочего, весьма полезно для пишущей братии грамотно писать. Известный сатирик-пародист А.А. Иванов изрёк фразу: «Велик могучий русский языка!» Спору нет, очень велик и могуч, да вот беда — ещё и сложный неимоверно по грамотности изложения. Сам, увы, грешу не редко, особенно бросаюсь в крайности при написании и редактировании диалогов. Сегодня, к великой моей радости, наткнулся в инете на удачную подборку основных правил их написания, чем с удовольствием поделюсь с Вами, полагаю, что для каждого из нас они (эти правила) не будут излишними.
Основные правила написания диалогов
Большинство авторов в своих произведениях используют диалоги, которые от прямой речи отличаются отсутствием кавычек и тем, что в диалогах каждая реплика начинается с нового абзаца. Реплику в кавычках обычно используют для отображения мыслей героя. Существуют довольно строгие правила написания и того, и другого. Я потратила целый вечер, чтобы собрать всё, что в сети есть по этой теме, и кратко, максимально доходчиво изложить тут. Надеюсь, кому-то будет полезно.
Начну с пунктуации, то есть с того, какие знаки препинания следует использовать. Пару слов о терминах:
Реплика – фраза, которую произносят вслух или про себя персонажи.
Слова автора – фраза, содержащая атрибутивный глагол (сказал, ответил, спросил и т. д.) или заменяющее его словосочетание.
1. Диалоги без слов автора
Если в разговоре участвуют 2 человека, зачастую можно обойтись и без слов автора. Тогда перед репликой ставят тире (ниже я расскажу, где его взять, так как на клавиатуре такого значка нет, и многие обходятся дефисом, что не очень красит текст), затем пробел. В конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, или же многоточие.
— Простите, это что?
— Модная стрижка…
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?!
2. Диалог со словами автора после реплики
Тут ситуация сложнее. Точка меняется на запятую, остальные знаки остаются неизменными. Далее идет пробел, затем тире, потом снова пробел и слова автора ВСЕГДА пишутся с маленькой буквы.
— Простите, это что? — спросила я.
— Модная стрижка, — уверенно ответила парикмахерша.
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?! — возмущенно возразила я.
3. Диалог со словами автора перед репликой
В этом случае после слов автора, которые в начале диалога обычно не выделяют абзацем, ставится двоеточие, затем с новой строки идет реплика. Фраза, относящаяся к следующей реплике, также должна начинаться с новой строки.
Я взглянула в зеркало и спросила:
— Простите, это что?
Парикмахерша уверенно ответила:
— Модная стрижка.
4. Слова автора внутри реплики
Это самое сложное. Именно тут делается большинство ошибок, потому что мы имеем больше вариантов. Основных вариантов два: слова автора разрывают предложение или слова автора находятся между предложениями. В обоих случаях реплика начинается так же, как и в примере «реплика – слова автора», то есть: тире, пробел, реплика, затем ставится запятая, пробел, тире, пробел и слова автора с маленькой буквы. А вот дальше есть небольшие различия.
4.1. Слова автора внутри одного предложения реплики
В этом случае после слов автора ставится запятая и реплика, перед которой ставится тире, продолжается с маленькой буквы.
– Бог с тобой, – сказал мечник, – но смотри, если хоть веточку сделаешь не так, пожалеешь.
4.2. Слова автора между предложениями
Здесь слова автора заканчиваются точкой, а реплика (после тире, конечно) начинается с большой буквы.
– Я зайду завтра вечером, – пообещала она. – Принесу тебе книгу.
Следующий вариант встречается редко, слова автора в этом случае чаще всего включают два атрибутивных глагола, и представляет собой сочетание вариантов «реплика – слова автора» и «слова автора – реплика», соединенных в одну структуру. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире. Пишутся одной отдельной строкой.
— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?
— Здравствуй, Михаил Прославович! – скороговоркой выпалил он, бросаясь к воину. И тут же добавил: – Пойдем, не хочу книгам учиться, хочу на мечах биться!
В литературе встречаются и другие, еще более сложные конструкции, но нам они, я думаю, ни к чему.
Прямая речь, которую мы используем, как правило, для передачи мысли персонажа, оформляется так же, только реплика выделяется кавычками, а тире перед ней не ставится. Если вы решили облечь в такую форму диалог, что допустимо, начинать каждую реплику с нового абзаца не нужно, весь разговор можно оформить в одном абзаце.
Рассмотрим несколько вариантов на примерах: так короче и нагляднее.
«Хоть бы эта пытка уже закончилась», — вздохнул про себя мальчик.
«Когда эта пытка уже закончится?» — вздохнул про себя мальчик.
Мальчик вздохнул про себя: «Хоть бы эта пытка уже закончилась».
Мальчик вздохнул про себя: «Когда эта пытка уже закончится?»
Мальчик выпрямился и подумал: «Когда эта пытка уже закончится?» — как вдруг всё стихло.
Обратите внимание, запятая и точка ставятся ЗА кавычками, а вопросительный (и восклицательный тоже) знак – ПЕРЕД кавычками.
Вот, пожалуй, и все, что нужно знать о пунктуационном оформлении. Обычно приводят схемы наподобие — П! — а. или А: «П», — а. Но я сама в них путаюсь, поэтому не стала этого делать. На примерах проще понять, мне кажется. Если надо, сами найдите в сети, но они, в основном, к прямой речи относятся.
Теперь по поводу самих диалогов. Опытные писатели советуют минимизировать слова автора, а также сами реплики. Убирать ненужные описания, удалять лишние неинформативные реплики, ненужные «украшательства» (это касается не только диалогов). Но это, конечно, дело автора. Лишь бы чувство меры не отказало.
Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, это замедляет развитие сюжета. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, в целом же сюжет должен развиваться гораздо быстрее. Если продолжительный диалог так уж необходим, то его следует немного разбавить описаниями действий, эмоций героя и так далее.
Важно не засорять диалог фразами, которые не несут полезной для развития сюжета информации. Диалог должен звучать максимально естественно, нельзя использовать длинные многоэтажные предложения или выражения, не употребляемые в разговорной речи. Конечно, если этого не требует замысел автора. Самый простой способ контроля естественности – чтение вслух. Вычурные слова и длинноты будут резать слух, а глазом их можно и не заметить (это тоже касается не только диалогов).
Еще одна ошибка – излишнее или однообразное употребление атрибутивных глаголов. По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и так далее. Если и так понятно, кто что говорит, убираем, не раздумывая!
Не стоит повторять одинаковые атрибутивные глаголы (он сказал, она сказала, он спросил, она ответила), можно вместо атрибутивного глагола найти фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику. Синонимов к слову «сказал», несущих различные эмоциональные оттенки, существует великое множество. О том, где их брать, я писала в теме «Стилистика».
Нужно отличать атрибуцию от основного текста. Если атрибутивного глагола или заменяющего его слова нет, это просто текст, и оформляется он отдельной от реплики строкой.
– Ну я пошел, – мальчик отвернулся и побрел прочь.
Это неправильно, так как фраза, стоящая после реплики НЕ является атрибутивной. Правильно сделать так:
– Ну я пошел.
Мальчик отвернулся и побрел прочь.
А теперь о том, откуда же брать красивенькие длинненькие тире, которых нет на клавиатуре.
Я как-то проводила опрос на эту тему; из 16 человек, которые добросовестно используют в своих работах тире, 11 просто копируют его из какого-либо текста и вставляют в нужное место. Я тоже так делала, это быстрее, чем использовать схему буква-пробел-дефис-пробел-буква-пробел, при которой в Ворде автоматически дефис преобразуется в тире. Но теперь у меня есть компьютерная клава с цифровым блоком. На нем обычное тире получается сочетанием Ctrl и минуса в верхнем правом углу, а длинное, именно его мы применяем в прямой речи – сочетанием Ctrl-Alt-минус. Есть и другие способы, но они сложнее, на мой взгляд.
источник: ww.fan-fantasy.com/forum|11-466-1
Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
(Чуковский)
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.
(Гоголь)
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Условные обозначения:
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Р, – а. |
– Р! – а. |
– Р? – а. |
– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Р, – а, – р. |
– Р, – а. – Р. |
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А: – Р, – а. |
А: – Р! – а. |
А: – Р? – а. |
Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Сколько стоит корректура текста? https://russrules.ru/price
Отправить текст на корректуру можно, воспользовавшись формой обратной связи, или на почту info@russrules.ru
Составили для вас гид, как писать диалоги, в которых реплики раскрывают образы персонажей и двигают историю вперед, рассказали чего стоит избегать при написании диалогов и какие дополнительные факторы и ситуации стоит держать в голове, приступая к работе со сценарием.
С чего начать
Работа над сценарием не начинается с диалогов.
Придумайте историю
Не стоит пытаться написать сценарий сразу с диалогами. Создавайте историю поэтапно – сначала идея, потом синопсис, потом поэпизодник и только после этого переходите к сценам с диалогами.
Создайте библию персонажей
Проработайте библию персонажей и характеры главных героев. Когда персонажи представляют собой только функции (врач, судья, начальник и так далее) или обозначаются очень условно, диалоги получаются неживыми.
Если диалог не идет, возвращайтесь к персонажам, скорее всего вы просто плохо их знаете.
Составьте тезисный план сцены
Разыграйте сцену в голове, а потом запишите тезисный план. Без плана в ваших диалогах может оказаться столько воды, что потом замучаетесь сокращать.
Распишите сцену
Пропишите в сцене все, что зрители должны увидеть и услышать – общую картину в кадре, происходящие события, действия персонажей и диалоги, учитывая интонации и паузы.
В отрыве от событийного ряда диалоги бессмысленны.
Взаимодействие персонажей
Начинающие сценаристы часто увлекаются главным героем, в результате – второстепенные персонажи оказываются вовлечены в проблемы героя просто по прихоти сценариста. Они остаются без характеров и целей, и просто подыгрывают главному герою.
Нет конфликта – нет истории.
Не забывайте, единственный человек, который знает, кто главный герой, а кто второстепенный — это вы сами. Второстепенный герой не знает о том, что кто-то в этой истории — главный, потому что для себя самого каждый из них номер один. Когда вы это поймете, перестанете играть в поддавки главному герою, и остальные персонажи станут защищать собственные интересы.
Пример:
Полицейский бежит за преступником и теряет его из виду. Рядом продуктовый ларек, он идет к продавщице спросить, видела ли она, куда побежал преступник. Неинтересно, если продавщица сразу же показывает верное направление. Конфликт появится, если у нее свои интересы, она может показать что-то в обмен на услугу/помощь, может заставить долго себя уговаривать, подкупить и так далее.
Жалея своих персонажей, помогая главному герою избегать конфликтов, вы делаете своей истории только хуже.
История возникает там, где у героя есть одна глобальная проблема, и пытаясь ее решить, он сталкивается с чередой локальных.
Проблема — попытки преодоления — кульминация — разрешение конфликта. Так строится любая история.
Соблюдайте баланс между репликами и действиями
Кино людям нравится тем, что есть возможность самому догадаться о чем-то, и ответы на вопросы зритель получает постепенно и неожиданно.
Главное правило кино – все что можно показать, а не рассказать – показывайте.
Не заставляйте героев все проговаривать, пусть что-то будет воспроизведено интонацией, жестами, взглядами. Посмотрите со стороны на сцену, что подумает зритель, о чем сможет догадаться, а что для него останется неоднозначным. Как потом эту неоднозначность можно использовать, чтобы удивить?
Речь персонажей
У каждого героя должна быть своя речевая характеристика
Фома из сериала “Физрук” и Новосельцев в “Служебном романе” одну и ту же мысль скажут по-разному.
Под речевой характеристикой мы подразумеваем способ разговора, ритм, лексикон. Ею обладает каждый яркий герой. У интеллигента-врача и маргинала разный набор наиболее используемых слов.
Даже если второстепенные персонажи относительно нейтральны, они заиграют интереснее, когда вы наделите их какой-то речевой спецификой. Классический пример – герой иностранец, тут и акцент, и недостатки владения русским языком в виде падежных окончаний, и так далее.
Хорошая реплика та, по которой, вытащив ее из сценария, вы поймете, кому из героев она принадлежит.
Смотрите на реплики глазами актера
Не забывайте, что зритель приходит в кино и для того, чтобы насладиться игрой актеров, а значит артисту должно быть интересно перевоплащаться, играть то, что вы написали. Дайте ему материал, с которым увлекательно работать, где можно раскрыть весь свой талант. Тем более, если сценарий заинтересует востребованного актера, шансы на финансирование проекта значительно повысятся.
Что влияет на характер диалога
Не забывайте, что фильм – это условность
Когда мы говорим о том, что диалоги должны быть естественными, как в жизни — это условность. Так как сам фильм — это условность. В нем мы можем показать события десяти лет за полтора часа или пятиминутный сон – за два.
Ровно настолько же условна и насыщенность диалогов. Учитывайте, что нужно быть очень емким, чтобы зритель не заскучал от ощущения, что все, как в реальности.
Чередуйте длинные и короткие реплики, одинаковые по длине фразы могут укачать и усыпить зрителя.
У каждого свой темперамент
Разнообразным должен быть и темперамент у персонажей. Многие новички в своих сценариях плодят холериков, которые хотят разговаривать о своих чувствах и умеют это делать. Но по факту, многие люди нерешительны, флегматичны, меланхоличны и т.д. Есть те, кто не умеет выражать свои чувства, есть зажатые, есть те, кто не любит других людей. Не забывайте об этом. Делайте свои ансамбли персонажей разнообразными.
Пример:
Успех сериала «Книжный магазин Блэка» в том, что главный герой — владелец книжного магазина, но при этом, терпеть не может общаться с людьми. Он не просто угрюмый и грубоватый в общении с посетителями, он запросто может выгнать покупателя или начать над ним издеваться.
Внешние факторы воздействия
Дополнительные состояния в сцене дают то, за чем интересно наблюдать на экране.
Подумайте, какая в сцене температура: холодно или жарко. А освещение? Внешние факторы, которые физически могут влиять на героев – хороший способ сделать сцену живее. Интонация реплик и настроение сцены будет разное, в зависимости от состояний. К тому же, это даст вам повод показать больше действия.
Пример:
Учитель объясняет ученику, что его оставляют на второй год в школе. А если отопление отключили и учитель сидит, кутается в теплую одежду или, например, незаметно от ученика подливает себе в чай коньяк? Или в школе отключили свет? Наверняка, эти три варианта ситуации поставят и учителя, и ученика в разное положение. Сцена в этих трех случаях будет выглядеть по-разному.
Тайное знание
Наделите ваш диалог тайной — знанием, которым обладает один из героев и зритель, а второй герой не имеет о нем представления.
Например, мы знаем, что персонажу важно не проговориться о чем-то. Или его фразы содержат скрытый смысл, зритель знает, что один герой другого ненавидит, но общение идет так, будто они друзья.
Секреты и загадки сильнее вовлекают аудиторию в происходящее
Обман ожиданий
Работайте с ожиданиями героя перед наступившей сценой.
Пример:
Герой идет на собеседование, устраиваться в строительную компанию и ожидает увидеть в своем будущем начальнике брутального мужчину, а его встречает молодая девушка – новый босс компании.
Происходит обман ожиданий — герой в некомфортной ситуации. Допустим, он всегда считал, что женщине в эту сферу вход воспрещен, а тут он должен понравиться ей, чтобы получить работу.
Так, зритель вместе с героем получает неожиданную информацию и ему становится интересно, как поведет себя герой.
Кино зритель смотрит, а не слушает
Не дублируйте в диалоге совершенноесовершаемое действие и наоборот, не озвучивайте действие. Это касается в том числе передачи чувств. Если в сцене есть герои, у которых друг к другу симпатия, или, наоборот, антипатия, зрителю интересно наблюдать как эти чувства развиваются у них перед глазами.
Помните, что люди больше верят своим догадкам и предположениям, чем чужим словам.
Пустой разговор оправдан только, если помогает нам понять что-то дополнительно.
Полезные сценарные решения в диалогах
Любовные сцены
Попробуйте такое известное сценарное упражнение: У вас в кадре есть два героя и нужно показать зрителю, что они друг друга любят. Но говорить друг другу “я тебя люблю” героям в кадре нельзя. Как вы передадите их чувства действием и диалогом?
Как работать с профессиональными терминами?
Если у вас в сцене должен произойти диалог между двумя учеными, который наверняка никто не поймет, но такой диалог необходим, поставьте рядом с ними героя попроще, который, как и вы, в теме не разбирается, допустим журналиста.
Он спросит:
– то есть, иными словами, вы хотите сказать что произойдет это и то?
Так зритель не выпадет из разговора и будет понимать о чем речь.
Если зритель не поймет и потеряет суть разговора, такой диалог не оправдан, ищите другие решения.
Невероятная миссис Мейзел ( 2017-)
Закадровый голос и авторские ремарки
Если вы хотите сделать голос за кадром, он не должен дублировать то, что происходит в кадре. Он должен давать дополнительный контекст, если он нужен, а не вторить или предвосхищать действие.
Ремарки (пометки о том с какой интонацией говорит персонаж) в тексте нужны только тогда, когда это непонятно из контекста. Например, если реплику “добрый день” актер должен произнести не обычно приветливо, а сквозь зубы (тогда прописывайте).
Как практиковаться в написании диалогов
Проговаривайте реплики вслух
Озвучивайте свои диалоги, записывайте себя на диктофон, слушайте, насколько естественно звучит ваша речь. Когда начинающие авторы сходу начинают писать, речь получается чересчур литературной.
Учитывайте, что разговорная речь почти в два раза короче по хронометражу, чем письменная.
Слушайте как говорят другие
Где бы вы не находились, слушайте как общаются люди: какие слова используют, интонации, паузы, манеры. Для этого подойдет не только живое общение, но и ютуб – там полно роликов, из которых видно, как в реальности говорит таможенник, лифтер, чиновник и другие.
Можно попробовать такое известное упражнение: включайте сериалы и фильмы, но не смотрите их, а только слушайте речь героев, слушайте, как выстраивается фраза, контекст и так далее.
Проблема белого листа
Если вы не можете начать писать диалог и у вас перед глазами белый лист, начните издалека. Напишите, как герой заходит в кадр, здоровается, начинает говорить, о погоде, например. Да о чем угодно, пусть несет полную чушь.
Вы распишетесь, поймете, как говорит ваш герой и постепенно сможете нащупать, как перейти к репликам, которые будут двигать ваш сюжет вперед.
Только потом не забудьте удалить все лишнее!)
И, конечно, обязательно, регулярно читайте другие сценарии и изучайте драматургию.
И напоследок
В работе с диалогом важна последовательность: сначала придумайте историю и проработайте характеры персонажей, подберите места действия для сцен, определите задачи каждого эпизода, составьте план и только потом переходите к самим репликам.
Написали? Подумайте, все ли нужно проговаривать, вспомните главное правило кино и удалите лишнее. Удалось представить как ваши герои ожили и произносят именно то, что вы написали в репликах? Картина получается кинематографичной? Вы в восторге от картины, развернувшейся в вашем воображении на основе написанного?
Поздравляем, скорее всего, у вас вышел классный диалог. Если восторга нет, продолжайте практиковаться и работать, все обязательно получится.
Больше материалов:
Диалоги и типы шуток в комедии >>>>>
Кино без бюджета: Роберт Родригес о фильмопроизводстве >>>>>
Как написать короткометражный фильм >>>>>
Курс сценаристов комедии, что это такое? >>>>>
Материал студии Снегири.
Как правильно составить диалог по русскому языку: особенности и правила
Даже далекому от литературного поприща человеку не помешает знать, как составить диалог. Студентам, школьникам, изучающим курс русского языка, начинающим авторам данное умение просто необходимо. Другая ситуация: ваш ребенок просит помочь с домашним заданием. Предположим, ему поручено составить диалог “Книга в нашей жизни” или что-то подобное. Смысловая составляющая задания затруднений не вызывает. Но знаки пунктуации в репликах героев вызывают серьезные сомнения, да и сами реплики построились как-то не слишком последовательно.
На такой случай следует знать, как составить диалог по русскому языку на заданную тему. В предлагаемой небольшой статье попробуем разобрать понятие диалога, основные принципы его построения и особенности пунктуации.
Что же это за форма?
Понятие диалога относится к процессу взаимной коммуникации. Реплики во время его перемежаются ответными фразами с постоянной сменой ролей слушающего и говорящего. Коммуникативная особенность диалога – единство в выражении, восприятии мыслей и реакции на них, отражаемое в его структуре. То есть состав диалога – взаимосвязанные реплики собеседников.
Без знания того, как составить диалог, начинающий автор обречен на провал. Ведь данная литературная форма – одна из наиболее часто встречающихся в художественных произведениях.
Когда диалог уместен
Всякий раз он происходит в конкретной ситуации, когда каждый из участников – попеременно слушающий либо говорящий. Каждая из реплик диалога может считаться речевым актом – действием, подразумевающим определенный результат.
Его основные черты обусловлены целенаправленностью, умеренностью и соблюдением определенных правил. Под целенаправленностью речевого воздействия понимаются скрытые либо явные цели любого из участников диалога. Речь может идти о сообщении, вопросе, совете, приказе, повелении либо извинении.
Для достижения собственных целей собеседниками поочередно реализуются те или иные намерения, цель которых – побудить другую сторону к конкретным действиям речевого характера. Выражается побуждающая информация либо прямо в виде глагола повелительного наклонения, либо косвенно вопросами типа: “Не могли бы Вы?” и т. д.
Как составить диалог. Общие правила
- Подача сообщений идет частями. Вначале слушающего подготавливают к восприятию информации, затем ее обосновывают, после чего непосредственно подают (в виде, например, совета либо просьбы). При этом обязательно соблюдение необходимых норм этикета.
- Тематика сообщения должна соответствовать основной цели разговора.
- Речь собеседников обязана быть недвусмысленной, понятной и последовательной.
В случае несоблюдения указанных правил происходит нарушение взаимопонимания. Примером может служить непонятная для другого речь одного из собеседников (с преобладанием неизвестной терминологии либо нечеткой артикуляцией).
Как начинается разговор
В начале диалога подразумевается приветствие и достаточно часто задается вопрос о возможности самого разговора: “Можно ли с Вами поговорить?”, “Разрешите Вас отвлечь?” и т. п. Далее чаще всего идут вопросы о делах, здоровье и жизни в целом (чаще всего это относится к неофициальным беседам). Использовать данные правила следует, если, например, вам нужно составить диалог друзей. После этого обычно поступают сообщения о непосредственной цели разговора.
Далее тема подлежит развитию. Как составить диалог, который будет выглядеть логично и естественно? Структура его подразумевает подаваемую порциями информацию говорящего, перемежаемую репликами собеседника с выражением его реакции. В какой-то момент последний может перехватить в разговоре инициативу.
Конец разговора состоит из заключительных фраз обобщающего характера и, как правило, сопровождается так называемыми этикетными фразами, за которыми следует прощание.
В идеале каждая тема диалога должна получить развитие до того, как будет совершен переход к следующей. Если же кем-либо из собеседников тема не поддерживается, это признак отсутствия интереса к ней либо к попытке закончить диалог в целом.
О культуре речи
При выстраивании речевого поведения от обоих собеседников требуется понимание, определенное умение проникнуть в мысли и настроение другого, уловить его мотивы. Без всего этого успешная коммуникация невозможна. Техника ведения диалогов подразумевает различные модели общения с вариативностью средств для выражения идей, чувств и мыслей, а также овладение тактическими навыками общения.
Согласно общим правилам, каждый поставленный вопрос требует своего ответа. На побудительную реплику ожидается ответ в виде слова либо действия. Повествование подразумевает ответную коммуникацию в виде встречной реплики либо сосредоточенного внимания.
Под последним термином понимается такое отсутствие речи, когда слушающий при помощи невербальных знаков (жестов, междометий, выражения лица) дает понять, что речь услышана и понята.
Переходим к написанию
Чтобы составить диалог на письме, требуется знать основные правила его грамотного построения. Итак, рассмотрим основные правила, по которым можно составить диалог из 4 реплик и более. Как самый простой, так и достаточно запутанный со сложным сюжетом.
Используют его очень многие авторы в своих художественных произведениях. Отличается диалог от прямой речи отсутствием кавычек и новым абзацем для каждой реплики. Если же реплика подается в кавычках, то чаще всего подразумевается, что это мысль героя. Пишется все это по достаточно строгим правилам, о которых ниже.
Как составить диалог по русскому языку с соблюдением законов пунктуации
Составляя диалог, очень важно правильно использовать знаки препинания. Но вначале немного на тему терминологии:
Под репликой понимается фраза, произносимая персонажами вслух либо про себя.
Под словами автора – фраза, в которой содержится атрибутивный глагол (спросил, ответил, сказал и т. д.) либо словосочетание, призванное заменить его по смыслу.
Порой без слов автора можно и обойтись – обычно, когда разговор состоит реплик всего двух человек (например, у вас задание – составить диалог с другом). В этом случае перед каждой репликой ставится тире, а после него пробел. В конце фразы точка, многоточие, восклицательный либо вопросительный знак.
Когда же каждая реплика сопровождается словами автора, ситуация чуть-чуть сложнее: точку следует заменить на запятую (остальные знаки остаются на своих местах), затем ставится пробел, тире и еще раз пробел. После чего приводятся слова автора (исключительно с маленькой буквы).
Варианты посложнее
Порой слова автора могут располагаться и перед репликой. Если в самом начале диалога они не выделяются отдельным абзацем, после них ставится двоеточие, а реплика начинается с новой строки. Точно так же с новой строки положено начинать следующую (ответную) реплику.
Составить диалог по русскому – не самая простая задача. Наиболее сложным можно назвать случай, когда слова автора помещаются внутри реплики. Данная грамматическая конструкция чаще всего сопровождается ошибками, особенно среди начинающих авторов. Связано это с большим числом вариантов, основных из них два: предложение разорвано словами автора либо эти самые слова помещается между соседними предложениями.
И в том и в другом случае начало реплики точно такое же, как в примере с со словами автора после нее (тире, пробел, сама реплика, снова пробел, тире, еще раз пробел и авторские слова, написанные с маленькой буквы). Дальнейшая часть уже различна. Если слова автора задумано поместить внутрь одного целого предложения, после этих слов требуется поставить запятую и дальнейшая реплика продолжается с маленькой буквы после тире. Если же решено расположить слова автора между двух отдельных предложений, первое из них должно закончиться точкой. И после непременного тире очередная реплика пишется с большой буквы.
Другие случаи
Порой встречается вариант (достаточно редко), когда атрибутивных глаголов в словах автора два. Точно так же они могут располагаться до либо после реплики, причем все вместе представляет собой единую структуру, записанную отдельной строкой. В данном случае вторая часть прямой речи начинается с двоеточия и тире.
В произведениях литературы порой можно встретить конструкции еще сложнее, но углубляться в них мы сейчас не будем.
Усвоив основные правила построения, вы сможете аналогичным образом, например, составить диалог на английском языке или т. п.
Немного о содержании
Давайте перейдем от пунктуации непосредственно к содержанию диалогов. Совет опытных писателей – минимизировать как реплики, так и слова автора. Следует убрать все лишние описания и фразы, не несущие никакой полезной информации, а также лишние украшательства (относится это не только к диалогу). Разумеется, конечный выбор остается за автором. Важно, чтобы при этом ему не изменяло чувство меры.
Слишком длинные непрерывные диалоги крайне не приветствуются. Это неоправданно затягивает повествование. Ведь подразумевается, что герои ведут разговор в реальном времени, а сюжет произведения в целом обязан развиваться намного быстрее. В случае необходимости продолжительного диалога он должен быть разбавлен описанием эмоций действующих лиц и каких-либо сопутствующих действий.
Фразы, не несущие полезной для развития сюжета информации, способны засорить любой диалог. По звучанию он должен быть максимально естественным. Крайне не рекомендуется использование сложных предложений либо тех выражений, которые в разговорной речи никогда не встречаются (разумеется, если замысел автора не предполагает обратного).
Как проверить самого себя
Проконтролировать естественность составленных реплик проще всего путем чтения диалога вслух. Все лишние длинные куски вместе с вычурными словами неизбежно будут резать слух. В то же время глазами проконтролировать наличие их гораздо сложнее. Данное правило точно так же относится к любому тексту, не только к диалогу.
Еще одной распространенной ошибкой является излишек атрибутивных слов или однообразие их употребления. Следует по возможности убрать максимум авторских комментариев типа: он сказал, она ответила и т. п. Однозначно следует делать это в случаях, когда и так понятно, кому из героев принадлежит реплика.
Атрибутивные глаголы не должны повторяться, их одинаковость режет слух. Порой можно заменить их на фразы, описывающие действия героев с последующей репликой. Русский язык располагает огромным количеством синонимов глагола сказал, окрашенных в самые разные эмоциональные оттенки.
Не следует смешивать атрибуцию с основным текстом. При отсутствии атрибутивного (либо заменяющего его) слова диалог превращается в обычный текст и оформляется отдельно от реплики.
Придерживаясь изложенных нами правил, вы легко сможете составить любой диалог.
Разговорные глаголы в русском языке
Глаголы говорения в русском языке: общая характеристика, примеры
Глаголов говорения, то есть тех, которые обозначают процесс устной передачи информации, достаточно много. Это связано с тем, что речь является главным способом коммуникации людей друг с другом.
Соответственно, у этого действия могут быть самые разные оттенки и особенности. Поэтому для каждого из видов речи люди придумали свой глагол говорения.
Особенности
Известный филолог В. И. Кодухов посвятил несколько своих научных работ глаголам говорения. Он утверждает, что это самая многочисленная группа среди слов, обозначающих действие. Чаще всего они используются для передачи косвенной речи. Такие слова сообщают читателю или слушателю информацию об интонационных особенностях произношения (басил, пищал и так далее), громкости голоса (шептал, кричал и так далее).
Вам будет интересно: Дисклеймер – это попытка уйти от ответственности
По ним можно догадаться и об обстановке, в которой происходит действие. Если, например, человек произносит слова быстро, то на это, скорее всего, есть определенные причины.
Классификация
1. Глаголы, описывающие факт произнесения слов в общих чертах. К ним можно отнести слова «говорить», «сказать», «поведать», «рассказать» и многие другие.
2. Глаголы, указывающие на особенности речи. Они обозначают характеристику речи того или иного лица. Например: «шептать», «кричать», «орать» и подобные им.
Встречая в тексте такие слова, читатель представляет себе особую манеру речи.
3. Слова, указывающие на место реплики в диалоге, монологе и так далее. В русском языке глаголы говорения данного вида относятся скорее к «книжным» стилям (научному, художественному и так далее). К этой подгруппе можно причислить слова «ответить», «спросить», «добавить», «продолжать», «закончить» и так далее.
4. Глаголы говорения, обозначающие место реплики в диалоге и указывающие на определенные особенности содержания произносимого текста. К ним относятся слова «спросить», «ответить», «возразить», «подтвердить» и ряд других.
Близкие по значению
Примеры глаголов говорения можно найти и среди слов, на первый взгляд не относящихся к ним.
Например, факт передачи текстовой информации нередко выражают, употребляя лексические единицы «телеграфировать», «звонить» и подобные им.
Удачная замена
Нередки случаи, когда вместо глагола говорения употребляется другое слово. Чаще всего это происходит с целью передачи состояния, в котором пребывает оратор. Пример можно найти в приведенном ниже предложении.
Он торопился: «Говори быстрее! Я опаздываю на урок». Глагол «торопился» употреблен здесь в значении «быстро произносил слова».
К этому же виду следует отнести и глаголы, обозначающие эмоции человека, во время произнесения им текста. Часто можно встретить выражения вроде: «Он улыбнулся: «Все будет хорошо!»
Подобное предложение можно составить с глаголами: «улыбнулся», «нахмурился», «обрадовался», «задумался» и другими.
Общая характеристика глаголов говорения
Разные ученые подходили к вопросу определения этого термина по-своему. Многие отечественные филологи высказывали предположение, что к этой категории можно отнести только те слова, которые обозначают непосредственно процесс речи. Описание различных нюансов данного действия прямого отношения к глаголам говорения не имеет.
Информация об иных подробностях коммуникативного процесса может быть получена благодаря другим словам или лексическим конструкциям.
Две задачи, которые ставят перед собой эти ученые:
1. Рассмотреть связь глаголов говорения с другими частями речи.
2. Определить, как меняется значение слов, выражающих процесс передачи информации, в зависимости от конструкций, в состав которых они входят. Следует добавить, что приверженцы данной теории называют глаголами говорения те лексические единицы, которые независимо от контекста всегда употребляются в значении «говорить». Эти филологи признают и возможность дополнительных значений и оттенков.
Художественная литература
Глаголы говорения часто упоминаются в работах, посвященных анализу средств художественной выразительности в различных произведениях русской и мировой литературы.
Нередко производится перечисление всех рассматриваемых нами глаголов, присутствующих в той или иной книге, а также подсчет количества употребления каждого из них. Преобладание «нейтральной» группы может считаться признаком особого авторского стиля. Чаще всего такой выбор слов говорит о том, что писатель стремился придать своему произведению большую стремительность, динамичность, не останавливаясь на незначительных подробностях. Этот же прием может служить и для сообщения тексту большей серьезности, научности или, наоборот, легкости.
Был проведен подобный анализ романа «Овод» английской писательницы Э. Войнич. В нем чаще всего встречаются именно нейтральные глаголы говорения. Это создает эффект безэмоционального, непредвзятого описания событий. Такой стиль изложения характерен для исторических романов. Через употребление тех или иных слов при описании речи персонажей можно проследить и отношение рассказчика к героям. Слова помогают раскрыть и характер действующего лица.
Грамотное употребление
Специалисты в области русского языка часто говорят о многочисленных случаях стилистических ошибок, связанных с употреблением синонимов слова «сказал». В средствах массовой информации большую популярность в последнее время приобрело слово «заявил». Но если обратиться к его определениям, то можно обнаружить следующее: заявить можно, либо произнося официальную речь, выражая мнение, которое запечатлено документально, либо выговаривая фразы с повышенной степенью эмоциональности.
Коварные синонимы
На первый взгляд, глаголы говорения не могут вызывать каких-либо затруднений у говорящего. Но это не совсем так. Данные слова являются синонимами, но контекстуальными. Это значит, что уместность их употребления зависит от конкретной ситуации. Также стоит обращать внимание на их сочетаемость с другими словами. Например, употребляя глагол «поделился» в значении «сказал», нужно помнить, что так можно описать не любую речь, а только ту, в которой кто-либо говорит о своих сокровенных мыслях или планах на будущее. Глагол «задаться вопросом» тоже можно отнести к категории слов, которым посвящена данная статья. Он не описывает непосредственно процесс говорения, но тесно с ним связан.
Как известно, текстовая и речевая информация может восприниматься и передаваться разными способами, при участии всех органов чувств. Поэтому в определенном контексте такие слова и выражения, как «задался вопросом», «задуматься», «рассмотреть», тоже могут косвенно быть связанными с речью. Например, предложение «Они рассмотрели вопрос о выделении средств на развитие культуры» описывает ситуацию, когда группой лиц сообща принимается определенное решение. А значит, речь, несомненно, участвует в этом процессе.
В качестве заключения
Разговорные глаголы в русском языке
«Говорительными» я называю те глаголы, которые с успехом заменяют замечательное слово «сказал». Например, братья Стругацкие не заморачивались особо подбором синонима:
— А друзей у него, значит, было немного?
— Друзей у него не было совсем, — сказал Сергей Павлович. — Я не виделся с ним с самого выпуска, но другие ребята из его группы говорили мне, что он с ними тоже не встречается. Им неловко об этом рассказывать, но, как я понял, он просто уклонялся от встречи.
И вдруг его прорвало.
— Ну почему вас интересует именно Лев? Я выпустил в свет сто семьдесят два человека. Почему вам из них понадобился именно Лев? Поймите, я не считаю его своим учеником! Не могу считать! Это моя неудача! Единственная моя неудача! С самого первого дня и десять лет подряд я пытался установить с ним контакт, хоть тоненькую ниточку протянуть между нами. Я думал о нем в десять раз больше, чем о любом другом своем ученике. Я выворачивался наизнанку, но все, буквально все, что я предпринимал, оборачивалось во зло.
— Сергей Павлович! — сказал я. — Что вы говорите? Абалкин — великолепный специалист, ученый высокого класса, я лично встречался с ним.
— И как вы его нашли?
— Замечательный мальчишка, энтузиаст. Это как раз была первая экспедиция к голованам. Его все там ценили, сам Комов возлагал на него такие надежды. И они оправдались, эти надежды, заметьте!
— У меня прекрасная малина, — сказал он. — Самая ранняя малина в регионе. Попробуйте, прошу вас. » (Жук в муравейнике)
Конечно, написать диалог без глагола «сказал» или синонима — реально, а иногда и необходимо. Можно использовать глаголы, обрисовывающие место действия, детали, жесты, мимику героев, поступки. Вот только «говорительные» глаголы отлично передают реакцию, эмоцию героев в диалоге, и часто без них не обойтись.
Я собирал такие глаголы, но заметил, что все реже заглядываю в свою коллекцию. Не потому что глаголы кончились, а потому что придумываю уже на автомате. Хочу поделиться с вами, потому что она реально здорово помогает при написании диалогов.
Это будет двадцать подборок на определенную тему, соответственно — четыре части статьи.
А в конце расскажу о некоторых правилах использования глаголов и о распространенных ошибках.
Первая пятерка:
Вторая пятерка:
Третья пятёрка:
Четвёртая пятёрка:
Конечно, список глаголов «двадцаткой» не ограничивается. Их много. И список можно пополнять и пополнять. Писательское чутье к слову позволит выбрать именно тот «говорительный» глагол, который нужен.
На что стоит обратить внимание (правила с антипримерами):
► Описание сопутствующего реплике жеста, мимики вполне может заменить «говорительный» глагол. С другой стороны, избыточность подобных действий делает персонажей «нервными», если это не соответствует замыслу, то лучше убрать ненужные «телодвижения».
— Ты с ума сошла?! — закатил глаза Петя.
— Это ты сошел с ума! — топнула ногой Аня.
► Причастные и деепричастные обороты в авторской речи снижают динамику диалога:
— Мы оба сошли с ума, — сказал Петя, обнимая Аню.
— Наверное, — ответила возмущенная происходящим Аня, высвобождаясь из рук мужа.
► Хорошо, когда «говорительные» глаголы соответствуют речи персонажей, так сказать, в их стиле. Плохо, когда наоборот.
— Ты меня не любишь, — подвела итог Аня.
— Нам нужно поговорить, — резюмировал Петя.
► Не стоит использовать глаголы «спросил», «воскликнул», если в реплике уже есть знаки.
— А ты меня любишь? — спросил Петя.
— Конечно! — воскликнула Аня.
► Не стоит использовать глаголы «перебил», «не договорил», поскольку, как правило, их смысл уже есть в диалоге.
— Что же нам… — не договорила Аня.
► Следует обратить внимание на наречия в случае атрибуции глаголов. Иногда возникает дублирование смысла. Наречие лучше убрать.
— Давай мириться? — тихо прошептала Аня.
— Давай! — громко крикнул обрадованный Петя.
► В этом же случае можно атрибутировать диалог действием.
— И больше не будем ссориться. — Аня отвернулась к столу и принялась нарезать огурцы для салата.
► Не красят диалог однотипные атрибутивные глаголы, если только они не нужны по смыслу.
► Слишком яркие говорящие глаголы затмевают слова героев. Эмоция все же должна быть в самой сцене, а не в глаголе.
— Аня, ты покрасила волосы? — Петя обиженно надул губы.
— Не нравится? — Аня презрительно подняла брови, собираясь возражать.
Правила просты, а иногда и вовсе лучше обойтись нейтральным глаголом «сказал». И все же мне список «говорительных» глаголов помогает при написании диалога. Надеюсь, пригодится и вам)
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку с обоснованием этой оценки.
► 1 — 3 балла: работа плохая, негодная, много ошибок, не по теме.
► 4 — 7 баллов: работа средненькая, неинтересная, или плюсы «убиваются» неоспоримыми минусами.
► 8 — 10 баллов: работа хорошая, интересная.
Глаголы речи и их классификация в современном русском языке
Глаголы речи и их классификация в современном русском языке
Глаголов говорения в современном русском языке довольно много, так как способов передать речь тоже существует множество (например, стилистически или семантически).
Изначально выявим специфику понятия глаголов говорения или глаголов речи. Глаголами речи обычно называют глаголы, выражающие процесс говорения в его различных проявлениях. Но так как процесс говорения включает выражение чувств, восприятие, мышление, звучание и т.д., то лексико-семантическая система глаголов и фразем говорения представляется как сложное многоаспектное и многослойное поле, границы которого трудно определимы.
Иными словами, глаголы говорения или глаголы речи – это лексические единицы, используемые для обозначения различных процессов речевой деятельности человека.
Процесс речи – очень сложное явление. Он предполагает следующие части:
говорящего (или говорящих);
слушающего, собеседника (или слушающих, собеседников);
процесс выражения мысли (а также чувства воли);
процесс произношения (или написания);
процесс сообщения мысли и, в связи с этим, обращение к слушающему, речевой контакт;
объект (содержание) речи;
Одни из этих факторов (1-5) являются обязательными, другие (6-7) – факультативными.
При этом они могут выражаться как эксплицитно (то есть, с помощью существительных), так и имплицитно (то есть, с помощью глаголов).
Следует отметить, что в группе глаголов, характеризующих речь со стороны ее содержания, большинство глаголов относятся к группе «поведенческих» (болтать, врать, шутить и т.д.). В данном случае речь служит не только средством выражения мыслей, понятий, но и средством их образования и развития, а эти процессы, в свою очередь, тесно связаны с чувствами, волей, мировоззрением, поведением человека, так как определяют его личностную характеристику. Поэтому при переводе этих глаголов переводчик должен исходить из личностных установок, целей, мотивов и интересов говорящего. Кроме того, переводчику необходимо учитывать, что оформление речевого акта зависит не только от его цели, содержания, чувств говорящего, но и от условий его осуществления, т.е. от отношений между говорящим и его собеседником или собеседниками. Характеристика процесса речи может также выражать уровень образованности собеседников, их социальный статус и другие весьма разнообразные обстоятельства реализации акта речи. Перевод глаголов речи и особенно глаголов «неговорения», употребляемых в значении речевых, требует соотнесенности с целостным контекстом. Каждый глагол говорения, как в оригинале, так и в переводе, соотносится с массой других элементов текста и поэтому, даже при переводе отдельно взятого глагола речи, всегда приходится учитывать роль окружения – контекста, который в известных случаях может потребовать или «подсказать» необходимость поисков нового варианта.
В рамках русского языка существует множество классификаций глаголов речи. Рассмотрим подробнее.
Автор толкового словаря глаголов Л.Г. Бабенко выделяет такие классы в рамках ЛСГ глаголов речи:
глаголы характеризованной речевой деятельности;
глаголы речевого сообщения;
глаголы речевого общения;
глаголы речевого воздействия.
Васильев Л.М. выделяет две основные оппозиции, в которые входят глаголы речи. Это: Привативная оппозиция с маркирующими семами ограниченности; результативности; интенсивности; мультативности («количественная характеристика»); смягчительности («аттенциативности»); майоративности («провзойденности»); кратности; адресованности и эквиполентная оппозиция с маркирующими семами адресованности («неадресованности; предельности») партативности; начинательности. Степень близости данных оппозиций друг к другу различна, но наибольшей близостью характеризуется, например, оппозиции по семам интенсивности, градуальности, усилительности, мультативности.
Отсюда, устанавливая круг глаголов речи в художественных текстах, нам необходимо относить данные глаголы к той или иной оппозиции, а на основе значения глагола определить его грамматическую сему. Так в повести «Степной король Лир» можно выделить следующие глаголы речи и из производные:говорить, сказать, кричать, восклицать, спрашивать, рассказывать, уверять, отвечать, молвить, перебивать, продолжать, брякать, окликать, отзываться, объявлять, уверять, закричать, выкрикивать, твердить, гаркать, проговаривать, заговариваться, договариваться, повторять, бормотать, возражать, шептать, затрещать (трещать), шамкать (прошамкал, лепетать, прибавлять, отзываться, греметь (загреметь).
Каждый из перечисленных глаголов относится к определенному семантическому классу, имеет оппозиции с маркирующими семами, на основе которых определяется лексическое значение глагола речи.
А.А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «ГОВОРИТЬ», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться.
Отметим, что все глаголы речи/говорения подразделяются на несколько групп:
нейтральные (лингвисты называют их «семантически недифференцированными»), просто передающие процесс речи, например: говорить, произнести, сказать,
глаголы более широкого значения (глаголы с широкой семантикой), они не просто передают речь, но и имеют дополнительный оттенок, например: заметить, подчеркнуть, поправить,
эмоционально окрашенные глаголы (эмотивные), например: крикнуть, проорать,
стилистически окрашенные глаголы, например: глаголить, вещать, протрубить, прошипеть.
Иногда в качестве глаголов речи используются и совсем «неречевые» глаголы, например: завершить, начать (Свою речь он завершил словами. /Свою речь он начал со слов. ) » [Зализняк А.А. 1988: 118]. Глаголы речи придают языку особую динамику и звучание.
Важно отметить, что глаголы речи вступают в синонимические и антонимические отношения. Рассмотрим подробнее.
Синонимия речевых глаголов – явление весьма распространенное: в текстах художественной литературы употребляются различные глаголы, но с одним и тем же значением, одной и той же семой. Например, глаголы «перебивать», «обрывать», «прерывать». Это глаголы синонимичны дуг другу, так как содержат общую сему «прерывности».
Синонимы характерны почти для всех речевых глаголов. Но не всегда синоним по своей стилистической принадлежности соответствует основному глаголу.
Так, разговорный глагол «брякать» имеет такой же разговорный синоним «бухнуть». Глаголу «лепетать» (разг.) принадлежит синоним «лопотать», который ближе к просторечию. Глагол «объявлять» (нейтр.) имеет синоним «провозглашать», который тяготеет к высокому стилю. Синоним «осведомляться» у глагола «спрашивать» (нейтр.) близок к публицистическому стилю. Хотя такая стилистическая дифференция характерна для синонимов речевых глаголов, тем не менее, она встречается не у всех глаголов речи. Чаще синоним и основной глагол принадлежит к одному и тому же стилю речи. Антонимия глаголов речи встречается реже, поскольку антонимов меньше, чем синонимов. В тексте нам встречалась одна антонимичная пара – это глаголы «шептать-греметь», имеющие различные семы: «очень громко» и «чуть слышно».
Состав антонимичных глаголов речи пополняется за счет аспектуальных приставок, та в глаголах «заговорить» и «договорить», приставки за-, до, придают этим глаголам антонимичные значения начинательности завершительности.
В целом же сами речевые глаголы являются антонимичными глаголами молчания, которые рассматриваются как особый класс.
Таким образом, глаголы речи, распределяясь по семантическим классам, входят в эквиполентную или привативную оппозиции, что в текстах художественной литературы отражается в качестве различных значений глаголов речи.
12 несуществующих глаголов, использование которых делает тебя безграмотным
Ошибки в формировании слов — маркер твоей безграмотности. Большинство людей реагирует на ошибки в речи негативно. Даже если у тебя были или есть трудности с русским языком, не стоит отчаиваться: самые распространенные формы слов можно попросту заучить.
1. «Зажгем/жгет»
Глаголы «печь», «жечь» и «стричь» — рекордсмены по числу ошибок. У грамотных людей волосы встают дыбом от слов «жгет», «пекет» и «стригет». Возьми себе на заметку: у глагола «жечь» есть только одна форма с буквой «г» — «жгут». Все остальные формы исключают данную букву. Если проще — никаких «зажгем» и «жгет». Только «жжет» и «зажжем».
2. «Налазит/влазит»
Такие формы глагола считаются просторечными, но допустимыми. Разве что словари не рекомендуют использовать их. Так что выбери общеупотребительные варианты — «влезает» и «налезает».
3. «Полоскай»
В обществе грамотных людей на того, кто употребляет в речи мифический глагол «полоскай», смотрят косо. Правильная форма глагола — «полощи». Других вариантов нет.
4. «Пошлите»
Если рассматривать побудительное наклонение глагола «пойти», то можно обнаружить сразу три равноценно грамотных формы: «пойдём», «идёмте», «пойдёмте». Слова «пошли» и «пошлите» — это разговорные формы, к которым языковеды имеют огромное количество претензий.
5. «Помахай»
Если ты следишь за чистотой своей речи — исключи из своего лексикона слова «махает» и «помахай». Такие формы глагола «махать» допускаются некоторыми словарями, но обозначаются как разговорные. Вместо этого заучи формы «машет» и «помаши».
6. «Ехай/едь/езжай»
Даже двоечники начальной школы понимают, что употреблять вышеописанные формы глагола нельзя. Возникает справедливый вопрос: каким тогда должно быть повелительное наклонение глагола? И если «езжай» — это хотя бы просторечие, то таких форм, как «едь» и «ехай», вообще не существует.
Форма «поезжай» зафиксирована в словарях и считается единственно верной. Так что, если тебе понадобится использовать глагол «ехать» в повелительном наклонении, ты знаешь, как это сделать.
А вообще, если ты сомневаешься насчет правильности своего варианта, попробуй подобрать близкое по смыслу слово или словосочетание. Так ты избежишь риска блеснуть своей неграмотностью.
7. «Залазить»
Ты можешь засомневаться: что не так с этим словом? Дело в том, что глагол «залазить» — это просторечие, поэтому его лучше исключить из своей речи. Литературная форма данного глагола — «залезать». И пусть ты уже давно привык говорить так, как слышится, никогда не поздно избавиться от сомнительных форм слов в своей речи.
8. «Нагинаться»
Форма «нагинаться» является неправильной, и ни в речи, ни на письме употребляться она не должна. Единственный верный вариант — глагол «нагибаться».
9. «Убедю/убежду»
Никаких «убеждю», «убедю» или «убежду». Одно употребление такой формы глагола равноценно твоему признанию в собственной неграмотности.
Дело в том, что глагол «убедить» не существует в будущем времени первого лица единственного числа. Так что ты можешь использовать разве что «смогу убедить».
10. «Плакает»
Литературная форма глагола «плакать» — слово «плачет». Форма «плакает» не признается правильной даже в разговорной речи.
11. «Лазиют/лазеют»
Существует глагол «лазить», просторечная форма которого — «лазать» — считается практически равнозначной. Но в любом случае, какую бы форму ты ни употреблял, слова «лазиют» и «лазеют» не должны звучать в твоей речи. Форма третьего лица множественного числа — это либо глагол «лазят», либо «лазают», в зависимости от того, какая форма берется за основу.
12. «Пылесосю»
Существует лишь один правильный вариант глагола «пылесосить», и звучит он так: «пылесошу». Несмотря на то, что он зафиксирован в словарях, многие люди считают его ошибочным. Вероятно, это происходит потому, что звучит слово не совсем благозвучно. Но все-таки только из-за неблагозвучности не стоит изобретать новые варианты слов.
[spoiler title=”источники:”]
https://fb.ru/article/364697/kak-pravilno-sostavit-dialog-po-russkomu-yazyiku-osobennosti-i-pravila
https://pocomp.ru/razgovornye-glagoly-v-russkom-yazyke/
[/spoiler]