Как правильно составить ркм

Одно из важных условий контрактов, заключенных в целях исполнения гособоронзаказа, — предоставление заказчику комплекта РКМ. Что скрывается за этой аббревиатурой?

Автор статьи — Анастасия Ганичева, основатель и ведущий эксперт компании «ГиД по ГОЗ»

Что такое РКМ по ГОЗ

Вот какая расшифровка РКМ по гособоронзаказу — расчетно-калькуляционные материалы. По сути, это комплект документов, обосновывающих и подтверждающих цену.

Для этого, собственно, они и нужны, чтобы ответить заказчику на вопрос: «Почему так дорого?» — и показать величину необходимых для производства продукции затрат.

Как же заполнять формы РКМ по гособоронзаказу по постановлению 1465 и как избежать основных ошибок при этом?

Еще по теме:

  • как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу;
  • ввели уголовную ответственность за нарушение условий и отказ от заключения контракта по ГОЗ;
  • готовим ежемесячный отчет по гособоронзаказу.

По какой форме составляется РКМ

Шаблоны для заполнения расчетно-калькуляционных материалов приведены в Приказе ФАС № 995/22 от 16.12.2022.

В документе много форм — не пугайтесь сразу, полностью вам заполнять не нужно. Все зависит от вида цены.

С протокола начинается подготовка РКМ по гособоронзаказу, сюда вносят сведения о заказчике, основания для заключения договора, срок действия и метод определения цены, информацию о продукции. В графе «Цена, принятая государственным заказчиком» ваш заказчик ставит свою цену самостоятельно.

Далее идет плановая и отчетная калькуляция (структура цены). Ее заполняют те, кто работает по затратному методу. Если у вас не станочное производство, то факт и не должен сходиться с планом (по материальным затратам — возможно, но вот по труду и прочим — маловероятно).

Как правильно оформить

Отвечу на самые частые вопросы по этим таблицам:

  • возвратные отходы вычитаются. Допустим, фирма занимается металлообработкой, у неё много отходов, она сдаёт эти отходы. В этом случае сумма отходов вычитается из материалов;
  • дополнительная заработная плата есть на всех видах производств и предприятий — если у вас люди уходят в отпуск и иногда болеют;
  • транспортно-заготовительные расходы есть только у тех, кто несет расходы на доставку материалов и товаров от поставщиков на склад.

После структуры цены идут формы расчетно-калькуляционных материалов по гособоронзаказу с расшифровками. Формы по материалам, полуфабрикатам, ПКИ, ТЗР заполняются в соответствии с рабочей конструкторской документацией.

Если в документации указано конкретное наименование с артикулом — в счёте прописывают аналогичное. Я рекомендую по возможности в документации воздерживаться от указания конкретных ГОСТов, СНиПов и т.д.

Обратите внимание: при заполнении формы «Материалы» используется система «Си». Жидкости в килограммах, а не в литрах; металлы — в килограммах и т.д.

Форма основной заработной платы содержит два вида учета ОЗП: сдельная (в основном станочное производство) и повременная (инженеры, разработчики и т.п.).

Все шаблоны документов учета вводятся локальными нормативными актами.

Одно из серьезных нарушений в области кадров: когда два человека с одной должностью получают разную зарплату. Привязки к ФИО не допускаются — только к должности.

Премия по приказу директора вписывается в колдоговор или иной локальный акт. Иначе в случае проверки ее не посчитают регламентной выплатой.

Формы общепроизводственных и общехозяйственных расходов — соответственно 25 и 26 счет по бухгалтерскому учету.

В спецзатраты включаются разовые операции по созданию технологии производства серийного изделия либо, если у вас есть испытательные лаборатории, при НИОКР — разовые испытания изделий, предусмотренных ТЗ.

Любое спецоборудование и спецоснастка согласуются с заказчиком, нельзя включать их в затраты просто так по собственному желанию.

Пусковые расходы, опять же, разовая акция. Например, вы получили от Минпромторга заказ на ОКР полного цикла и минимальный заказ на серию — эти расходы у вас появятся в момент изготовления первой серийной партии (закупка станков, ремонт производства и т.д. и при модернизации и значительном увеличении кол-ва производимых изделий).

В «Командировочных расходах» отражаются соответствующие расходы, предусмотренные техпроцессом контракта.

Также вы заполняете прибыль (процент рентабельности по каждой из статей калькуляции) и общие формы по предприятию, такие, как:

  • сведения об объемах поставки;
  • нормативы и экономические показатели организации;
  • расчет трудоемкости.

Сведения об объемах поставки — сборная форма со всех остальных. А вот расчет трудоемкости — тот документ, с которого на практике стоит начинать. Там по итогу выйдет сумма заработной платы, которая важна, если база распределения ОХР и ОПР — зарплата основных исполнителей и стоимость нормо-часа либо другая единица измерения трудоемкости.

Готового примера пояснительной записки к РКМ по гособоронзаказу нет. Она готовится под каждый комплект документов индивидуально. Пояснительная записка к самому простому комплекту РКМ — это минимум 15 страниц текста.

Ошибки при заполнении РКМ

Самые частые ошибки при заполнении РКМ, с которыми я сталкиваюсь в своей практике:

  • не связывать между собой формы. Формы 21, 23, 11 и 12 часто живут своей жизнью, а должны держаться за руки и стать единым целым;
  • заполнять в протоколе во всех графах свою цену;
  • не знать, что такое база распределения и какая база используется конкретно на вашем предприятии;
  • не проверять соответствие прибыли с плановой калькуляцией.

Пример РКМ по ГОЗ

Вот пример заполнения РКМ по ГОЗ:

Пример РКМ по ГОЗ

Анастасия Ганичева

Анастасия Ганичева

Более 20 лет работы с гособоронзаказом. Исполнила 300+ госконтрактов, проконсультировала 500+ предприятий ОПК.
Автор ряда обучающих курсов для специалистов в сфере ГОЗ.
Член Совета ТПП СПб, Ассоциации Спикеров СПБ.

Другие статьи автора

И так в организацию приходит страшная бумага о предоставлении РКМ или в договоре указывается о предоставлении РКМ.

Что такое РКМ? РКМ — это расчётно-калькуляционные материалы.

Как они выглядят, да очень просто. Если это ГОЗ, то смело можно брать Приложение № 5 к приказу ФАС от 31.01.2018 № 116/18. Там около сорока форм. Какие формы заполнять, зависит от вида и метода выбора цены.

Сразу оговорюсь формы, в которых в скобочках стоит буква «Д», предназначены для продукции с длительным циклом изготовления, включая НИОКР.

В любом комплекте РКМ, основополагающим документом является Протокол. Заголовок нужно форматировать, а не оставлять в том виде какой он есть например на Гаранте.

Прошу не пугаться формулировки Государственный Заказчик. Здесь подразумевается именно Ваш Заказчик, это организация, фирма с которой Вы заключаете договор как Исполнитель.

Процедура, здесь, как раз прописывается на основании чего с Вами заключается договор (торги, единственный исполнитель, единственный поставщик и т. д.).

Срок действия цены — срок на который Вы устанавливаете цену (как правило, либо на срок действия договора, либо на текущий год), для НИОКР устанавливается в соответствии со сроками этапов.

Метод определения цены (затратный, сравнимый и т. д.).

В примечании как видно указывается при необходимости, что данная цена будет базовой.

Далее переходим к табличной части.

Наименование работ составляется исходя из Ведомости работ (Спецификации). Если у Вас поставка, то РКМ составляются на каждую самостоятельную единицу, указанную в Спецификации (договоре, ведомости). На НИОКР по этапам.

Код ОКП/ОКПД2 можно найти в интернете, как и ЕКПС. Что касается ФНН, то он присвается только серийным образцам, после прохождения каталогизации.

Единица измерения, в соответствии с договором (ведомостью, СП и т. д.)

Нормативно-техническая документация. Как Вы все знаете, что даже колбаса у нас делается либо по ГОСТу, либо по ТУ. Так что у любого изделия, предмета, работы есть свой номер НТД. Работы например проводятся по ТЗ, либо по заданию и т. п.

Цена заявленная указывается в тыс. руб. в остальных расшифровках в РУБЛЯХ (за искл. формы 21). Без НДС, так как изделие, которое будет поставляться по ГОЗ, может пойти по НДС=0.

Отраслевой орган, как правило, у некоторых поставок или работ есть Отраслевой орган (Министерство), да они тоже имеют право проводить работы по ГОЗ. Пример Министерство спорта закупает оборудование для военных казарм.

Цена принятая Государственным заказчиком. Тут Ваш заказчик ставит свою цену.

Вид цены.

По закону у нас их сейчас только ТРИ

  1. Фиксированная;
  2. Ориентировочная (уточняемая);
  3. Возмещающая издержки;

Других нет.

Следующая часть: РКМ. Часть 2. Плановая калькуляция

Коллеги, представьте, что вы получаете бумагу о предоставлении РКМ или в договоре указывается о необходимости их представить….🤔

Новые формы и старые ошибки. Про РКМ.

Чтобы не впадать в крайности, давайте, разбираться по-порядку. Что такое РКМ?

РКМ — это расчётно-калькуляционные материалы.

Целью формирования комплекта РКМ является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства.

Напомню, что в конце прошлого года ФАС России скорректировала формы документов под новые условия ценообразования на оборонную продукцию. Приказ ФАС № 1138/19 был отменен.

С 10 января 2023 г. вступил в силу приказ ФАС России от 16 декабря 2022 г. № 995/22, которым утверждены формы документов, предусмотренные Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2022 г.

Теперь формы РКМ выглядят так:

https://fas.gov.ru/documents/688841?ysclid=lewkid22hj225161260

У кого запрашивают РКМ?

Судя по нынешней тенденции, РКМ запрашивается теперь не только у тех, кто попадает под обязательное представление по 37 пункту 1465, но и у тех поставщиков, которые в принципе раньше не подходили под критерии обязательного предоставления расшифровки своих затрат.

Иногда РКМ запрашиваются по объективным причинам или просто для того, чтобы обезопасить себя.

Многое зависит от условий контракта. Если контракт с такими условиями подписан, то уже невозможно этого избежать.

Как заполнять РКМ?

Заполнение РКМ — навык, который тренируется практикой. Никаких других способов научиться заполнять РКМ нет. Вы должны системно тренировать эту мышцу в соответсвии с правилами.

Для того чтобы заполнить РКМ, нужно провести достаточно много подготовительных мероприятий, которые будут полезны не только для того, чтобы заполнить формы правильно, но и для формирования цены верным способом.

Использовать РКМ можно и в том случае, когда вы не предоставляете их покупателю, но тем не менее формируете цену затратным способом, чтобы в случае чего показать всё это при проверке.

Так что, как ни крути, умение заполнять РКМ — важная и актуальная часть работы в современном госооборонзаказе.

Важно понимать — вполне возможно, что у вас никогда не попросят РКМ, и это всё вам вообще не пригодится, но также вполне возможно, что условия предоставления РКМ у вас появятся уже в следующем контракте.

Сотрудничество с государственным заказчиком открывает новые перспективы для компании. Она получает надежный источник дохода. Однако работа над ГОЗ требует соблюдения ряда правил. Потребуется подготовить РКМ, учитывая требования законодательства. Документ считается одним из основных. Он позволяет госзаказчику понять, что цена сформирована правильно. Чтобы подготовить расчетно-калькуляционные материалы, обратитесь в компанию «Казначейство онлайн».

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

РКМ — это документация, с помощью которой хозяйствующие субъекты обосновывают цену товаров или услуг, поставляемых заказчику. Она фиксирует особенности финансирования контракта, закрепляет цели расходования денежных средств. В документах приводится подробная информация о затратах компании и прочих финансовых нюансах. Проанализировав РКМ, государственный заказчик сможет оценить целесообразность расходования средств, понять, правомерно ли установлена цена.

Зачем нужны РКМ для ГОЗ?

Подготовка комплекта расчетно-калькуляционных материалов — важный этап работы с государственным заказчиком. Они позволяют обосновать цену, которую компания устанавливает в рамках контракта. Потребность в подготовке РКМ возникла в связи с присутствием законодательного запрета на действия или бездействия, приводящие к необоснованному завышению цены. Нарушение правила чревато санкциями.
Потребность в подготовке документа не зависит от размера контракта. РКМ оформляют, даже если его цена меньше 1 млн руб. С помощью документа вы зафиксируете размер затрат, необходимых для производства продукции. Расчеты проводят, учитывая законодательство, которое действует в сфере гособоронзаказа.

Действующие формы РКМ для ГОЗ

Формы документа закреплены законодательно. Они утверждены Приказом ФАС РФ от 26.08.2019 № 1138/19. Сегодня действуют 23 формы РКМ. Мы подбираем формы документов, которые будем использовать, учитывая:
· условия соглашения;
· вид товаров, работ или услуг;
· требования заказчика;
· иные параметры.
Готовый комплект документов предоставляется на бумажном носителе и в электронном виде. Информация записывается на CD-R. Данные фиксируются в виде таблиц и электронных копий. Однако приоритет остается у печатных документов, которые были подписаны лицом, которое исполняет государственный оборонный заказ.

Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ

Если ведется сотрудничество с государственным заказчиком, применяется калькулирование. Так называют процесс исчисления себестоимости с помощью суммирования затрат и прибыль. Исполнитель должен устанавливать цену, учитывая действующие нормативы, дефляторы и индексы по каждой статье затрат.
Калькуляцию выполняют планово. Ее проводят, учитывая следующие показатели:
· установленную потребность сырья при производстве продукции;
· количество покупных деталей;
· затраты на услуги других компаниях;
· прочие расходы, с которыми сталкивается компания.
Состав затрат, которые возникают у производителя в процессе изготовления продукции, регламентируется приказом Минпромэнерго № 200 и Минпромторга № 334. Превышать установленные показатели нельзя. При этом выполняется группировка затрат. Процедуру проводят, учитывая места их возникновения, а также целевое назначение. Все затраты необходимо документально подтверждать.
Заказывая подготовку документации можно перейдя по ссылке.
Вы защитите себя от ошибок и быстро получите документ, оформленный с учетом всех требований законодательства.

Представление расчетно-калькуляционных материалов при обосновании цены на продукцию по государственному оборонному заказу: правовые вопросы

Е.А. Свининых, доктор юридических наук, доцент

В рамках статьи автор раскрывает правовую основу истребования у хозяйствующих субъектов расчетно-калькуляционных материалов для обоснования цены (прогнозной цены) на продукцию по государственному оборонному заказу. Рассматриваются установленный порядок представления указанных материалов и юридические последствия их непредставления. Дается общая характеристика отдельных форм документов, относящихся к расчетно-калькуляционным материалам.

 Одним из основных принципов, на которых согласно п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о гособоронзаказе) основывается государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ), является обоснованность затрат головного исполнителя поставок продукции по ГОЗ (далее – головной исполнитель) и исполнителей, участвующих в поставках продукции по ГОЗ (далее – исполнители). Расчетно-калькуляционные материалы (далее – РКМ) представляют собой документацию, в которой указанные хозяйствующие субъекты обосновывают цену на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Необходимость такого обоснования связана с законодательным запретом действий (бездействия), влекущих за собой необоснованное завышение цены на указанную продукцию (ч. 3 ст. 8 Закона о гособоронзаказе).

1. Правовая основа истребования у хозяйствующих субъектов РКМ и юридические последствия неисполнения ими этого требования. Закон о гособоронзаказе содержит прямое указание на представление РКМ только применительно к головным исполнителям. Так, согласно  п. 19 ч. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе головной исполнитель представляет по запросу государственного заказчика или контролирующего органа (в настоящее время – ФАС России. – Прим. авт.) информацию о цене предлагаемой к поставке продукции и соответствующие РКМ.

Что касается исполнителей, то их обязанность представлять РКМ на поставляемую ими продукцию не закреплена в Законе о гособоронзаказе expressis verbis. Заключение о ее наличии делается на основе анализа целой совокупности законоположений. По мнению ФАС России, исполнители должны представлять РКМ при обосновании цены предполагаемой к поставке продукции. Этот вывод подкреплен ссылкой на положения  п. 1 ст. 7.1, пп. 1, 19 ч. 1, пп. 8, 19 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе[1]. Заметим, что обязанность исполнителей представлять РКМ может быть закреплена в заключаемом с ними контракте.

Говоря об обязанности хозяйствующих субъектов представлять РКМ, необходимо также указать на требования Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу[2] (далее – Положение о государственном регулировании цен). Однако следует сразу же подчеркнуть пределы действия данного Положения. Оно устанавливает порядок государственного регулирования цен только на определенные виды  продукции, поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по ГОЗ. Эти виды перечислены в п. 6 Положения о государственном регулировании цен.

В вышеназванном Положении рассматриваемая нами обязанность хозяйствующих субъектов возлагается не только на головного исполнителя и исполнителей[3] (п. 47), но и на потенциального  головного исполнителя (пп. 72, 74, подп. «в» п. 108, пп. 109, 123, 154, 163) и исполнителей, планируемых им к привлечению к поставкам продукции, необходимой для выполнения государственного контракта[4] (подп. «г» п. 108, абз. 3 п. 123,  абз. 2 п. 154). При этом, наряду с понятием «расчетно-калькуляционные материалы», в Положении о государственном регулировании цен используется и более широкое понятие «обосновывающие документы».

Помимо вышеназванных нормативных правовых актов, обязанность руководителей организаций своевременно предъявлять РКМ, обосновывающие уровень цены на военную продукцию, предусмотрена абз. 8 п. 15 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации[5].

Следует упомянуть о существующих на практике проблемах при истребовании РКМ у потенциальных исполнителей низших уровней кооперации. Нередко они отказываются готовить и представлять РКМ своему возможному заказчику. При малых объемах закупки на небольшие суммы многие потенциальные исполнители не заинтересованы в подготовке внушительного объема документов, обосновывающих цену на закупаемую у них продукцию.

По мнению ФАС России, отказ исполнителей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке продукции по ГОЗ в соответствии со ст. 14 Закона о гособоронзаказе, препятствует обоснованию головным исполнителем цены на поставку такой продукции и, как следствие, подготовке потенциальным единственным поставщиком предложения о цене государственного контракта. Такие действия (бездействие) исполнителя препятствуют своевременному размещению и исполнению ГОЗ, а также ущемляют интересы головных исполнителей и могут быть квалифицированы как нарушение ч. 6.1 ст. 6 Закона о гособоронзаказе либо ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с последующим применением мер ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 7.29.2 или ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)[6].

Обратим внимание на то, что при применении затратного метода определения цены истребование РКМ от потенциальных исполнителей необходимо лишь в отношении номенклатурной позиции комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг), расходы на закупку которой составляют не менее 10 % суммарных расходов на закупку покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) производственного характера и не менее 1 млн руб. либо не менее 5 % указанных суммарных расходов, если они составляют 1 млрд руб. и более (абз. 5 подп. «г» п. 37 Положения о государственном регулировании цен).

Что касается исполнителей, то во избежание сложностей при истребовании от них РКМ заказчикам рекомендуется включать в контракты условия об обязательности и сроке представления обосновывающих документов, а также определять их состав. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 14.55.2, ст. 23.82 КоАП РФ ФАС России уполномочена привлекать нарушителей к административной ответственности, если бездействие исполнителя запрещено законодательством Российской Федерации в сфере ГОЗ и привело или могло привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ.

В случае когда цена на продукцию подлежит государственной регистрации, отсутствие РКМ на работы (услуги) сторонних организаций является основанием для принятия ФАС России решения об отказе в регистрации цены и возврата документов на доработку (подп. «д» п. 134 Положения о государственном регулировании цен).

2. Перечень РКМ и порядок их представления. В Положении о государственном регулировании цен нет четкого разграничения РКМ и иных обосновывающих документов. Закреплен лишь общий перечень необходимых обосновывающих документов. На наш взгляд, к РКМ следует отнести те обосновывающие документы, которые подготовлены хозяйствующим субъектом и позволяют определить цену его продукции.

В силу требований п. 37 Положения  о государственном регулировании цен хозяйствующие субъекты при подаче своих предложений о цене (прогнозной цене) продукции, которые сформированы с использованием установленных данным Положением методов определения цены, в обязательном порядке представляют следующие обосновывающие документы:

а) проект протокола согласования цены (прогнозной цены) единицы продукции, планируемой к поставке единственным поставщиком;

б) сведения об объемах поставки продукции, в том числе по ГОЗ, включая экспортные поставки;

в) предложение о выборе вида цены на продукцию, планируемую к поставке единственным поставщиком.

Вышеуказанные документы можно отнести к общим, так как они представляются во всех случаях.

Если для определения цены применяются затратный метод, метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены, метод индексации базовой цены, метод индексации по статьям затрат, то следует представить дополнительные обосновывающие документы. Они перечислены в подп. «г» – «з» п. 37 Положения о государственном регулировании цен. К примеру, при применении затратного метода требуется представить плановую калькуляцию затрат, отчетную калькуляцию затрат на ранее поставленную продукцию, а в случае ее отсутствия – на аналог, расшифровку материальных расходов, связанных с поставкой продукции,  и пр.

Согласно п. 38 Положения о государственном регулировании цен формы общих и дополнительных обосновывающих документов, представляемых при применении затратного метода, которые предусмотрены подп. «г» – «з» п. 37 данного Положения, утверждаются ФАС России. Соответствующие формы документов утверждены приказом ФАС России от 26 августа 2019 г. № 1138/19[7] (далее – приказ № 1138/19).

В силу требований п. 2 приказа № 1138/19 и п. 76 Положения о государственном регулировании цен все материалы представляются на бумажном носителе и в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц. Для ускорения их рассмотрения рекомендуется вместе с комплектом РКМ представлять сканированные копии подтверждающих первичных документов на оптическом носителе (DVD, CD). Структуру хранения (папок) на диске рекомендуется организовать в соответствии со структурой калькуляции и с указанием в названии папки и файла порядкового номера в соответствии с расшифровкой[8].

При отсутствии данных для заполнения отдельных форм необходимо представлять формы с нулевыми значениями.

3. Комплектность РКМ. Общие требования к комплектности РКМ головного исполнителя и исполнителей совпадают. РКМ представляются в объеме обосновывающих документов, предусмотренных пп. 37, 109 Положения о государственном регулировании цен.

Перечень документов, подлежащих заполнению и представлению головным исполнителем (исполнителями), зависит от вида цены на продукцию, применяемых способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и метода определения цены на продукцию[9]. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 11 Закона о гособоронзаказе при заключении контракта в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) применяются три вида цен на продукцию по ГОЗ: ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена и цена, возмещающая издержки.

Что касается методов определения цены на продукцию, то в п. 9 Положения о государственном регулировании цен закреплен следующий набор основных методов определения цены на продукцию: метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены и затратный метод. Кроме того, данное Положение предусматривает возможность применения двух методов, вторичных по отношению к затратному методу, – метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат.

4. Общая характеристика форм основных документов, подлежащих представлению головным исполнителем (исполнителями). Характеризуя формы документов, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

Во-первых, в приложении 5 приказа № 1138/19 все формы разделены на два вида в зависимости от того, для обоснования цены на какую продукцию представляются документы. Для продукции с длительным циклом изготовления, превышающим один год, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, применяются формы, в нумерации которых используется буква «д».

Во-вторых, при заполнении форм необходимо руководствоваться Положением о государственном регулировании цен, пояснениями к каждой форме, а также Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа (далее – Порядок определения состава затрат)[10]. Данный Порядок утвержден приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. № 334[11].

Базовым документом в комплектах РКМ является протокол (согласование[12]) цены (прогнозной цены) единицы продукции и выбора вида цены (форма № 1 (1д). В протоколе дается общая характеристика вида поставляемой продукции, выбранных вида цены и метода определения цены.

Плановая калькуляция затрат (форма № 2 (2д) позволяет раскрыть структуру цены. При формировании цены с использованием аналогового подхода плановая калькуляция затрат представляется по форме № 2А (2Ад).

Наименование статей калькуляции соответствует наименованиям затрат, включаемым в цену на товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) в рамках ГОЗ.

Обратим внимание на то, что плановая калькуляция затрат заполняется с учетом положений учетной политики организации, а также исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов. Каждый числовой показатель, указанный в плановой калькуляции, подробно раскрывается в  расшифровке по другим формам.

Статья калькуляции «Материальные затраты» отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов, относящихся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат, исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения. При этом подлежит вычету стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы включают стоимость остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала (подп. «в» п. 13 Порядка определения состава затрат). Например, производитель осуществляет обработку металла. В результате обработки образуются отходы, которые в дальнейшем сдаются согласно договору на переработку. Эти отходы и относятся к возвратным.

Затраты на оплату труда включают, помимо прочего, дополнительную заработную плату. Это начисления за неотработанное время, которые относятся на себестоимость продукции пропорционально основной заработной плате работников организации, непосредственно участвующих в поставке продукции (п. 14.2 Порядка определения состава затрат). Речь идет о выплатах работникам, находящимся в отпуске или освобожденным от работы в связи с временной нетрудоспособностью.

При планировании страховых взносов на обязательное социальное страхование учитывается уровень, сложившийся по данной статье затрат в отчетном периоде (абз. 2 п. 15 Порядка определения состава затрат), т. е. за прошедший год.

Отчетная калькуляция затрат (форма № 3 (3д) представляется за последний отчетный период в случае, если продукция ранее поставлялась. При продолжительности технологического цикла производства продукции более одного года либо если год начала производства продукции не соответствует году окончания ее производства и поставки (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом (контрактом) предусмотрены такие этапы), сведения представляются по каждому году выполнения работ.

Расшифровки затрат на приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов (форма № 4 (4д), полуфабрикатов (форма № 5 (5д), комплектующих изделий (форма № 6 (6д), на оплату работ и услуг сторонних организаций производственного характера (форма № 7 (7д),  по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями (формы № 7.1 (7.1д), 7 (7д) НИР (ОКР), а также расчет-обоснование норматива транспортно-заготовительных затрат (форма № 8 (8д) заполняются в соответствии с разработанной организацией документацией.

Цена приобретаемых материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий должна быть подтверждена первичными документами: необходимо заполнять все строки ссылками на первичные документы, из которых взята цена. По всем ценам, не подтвержденным первичными документами, в составе РКМ должны быть предоставлены подтверждающие материалы (копии коммерческих предложений, распечатки из сети «Интернет» с указанием даты распечатки и т. п.).

Цена на закупаемые товары индексируется на соответствующий год закупки, а не на год поставки готового изделия.

Расшифровка затрат на основную заработную плату (формы № 9 (9д), 9 (9д) НИР (ОКР) раскрывает затраты на основную заработную плату основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции.

Система оплаты труда организации устанавливается коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Затраты на оплату труда начисляются за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий основных работников. Размер этих затрат определяется исходя из трудоемкости и тарифных ставок (окладов) основных работников за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени.

В состав начислений стимулирующего характера включаются премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации.

Смета и расчет общепроизводственных затрат (форма № 11 (11д) отражают затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства, приведенные в приложении № 5 к Порядку определения состава затрат. Обратим внимание на то, что в данном приложении к общепроизводственным затратам отнесены затраты на содержание аппарата управления цеха, в частности службы технического контроля. Поэтому общепроизводственные затраты, как правило, несут большинство исполнителей, занимающихся производством.

Общепроизводственные затраты могут включаться в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации или иным документом, сформированным главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утвержденным руководителем организации. В качестве такого показателя приоритетной является основная заработная плата основных работников.

 В смете и расчете общехозяйственных затрат/административно-управленческих расходов (форма № 12 (12д) указываются затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом в соответствии с составом общехозяйственных затрат, приведенным в приложении № 6 к Порядку определения состава затрат. Исключение составляют затраты, включенные в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат.

Так же как и общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации или иным документом. В качестве такого показателя приоритетной является основная заработная плата основных работников.

На продукцию внутризаводского оборота, к которой относится продукция собственного производства, потребляемая внутри организации на производственные нужды, общехозяйственные затраты не распределяются.

Смета и расчет коммерческих (внепроизводственных) затрат (форма № 13 (13д) отражают затраты, связанные с подготовкой продукции к транспортировке в соответствии с технической документацией и условиями поставки (п. 25 Порядка определения состава затрат).

В расшифровке специальных затрат (форма № 14 (14д) раскрываются затраты в соответствии с составом специальных затрат, приведенным в приложении № 4 к Порядку определения состава затрат. Данные затраты носят разовый характер.

Специальные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально количеству изделий или трудоемкости годовой (при необходимости – многолетней) производственной программы выпуска изделий, если возмещение данных затрат не предусмотрено в рамках отдельного государственного контракта (контракта).

В расшифровке затрат на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ (форма № 15 (15д) указываются соответствующие затраты при условии, если это предусмотрено технической документацией на создание научно-технической продукции или условиями государственного контракта (контракта) на создание научно-технической продукции либо продукция является составной частью создаваемого спецоборудования и необходима для выполнения государственного контракта (контракта) по созданию научно-технической продукции.

В расшифровку затрат на специальную технологическую оснастку (форма № 16 (16д) включаются затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения, к которой относятся специальный инструмент и специальные приспособления – технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретной продукции.

Отметим, что затраты по специальной оснастке включаются в себестоимость продукции по ставке погашения на единицу изделия в соответствии с требованиями технической документации, исходя из объема выпуска продукции.

Расшифровка затрат на подготовку и освоение производства (форма № 17 (17д) отражает, помимо затрат на подготовку и освоение новых видов продукции, также и пусковые затраты. Состав указанных затрат приведен в приложениях № 2 и 3 к Порядку определения состава затрат.

Данные затраты, как и специальные, носят разовый характер. К примеру, в случае закупки опытно-конструкторской работы и небольшой партии серийной продукции затраты на подготовку и освоение производства возникают при изготовлении первой партии серийной продукции.

В расшифровку прочих прямых затрат (форма № 18 (18д) включаются затраты, не вошедшие в иные формы. Перечень прочих прямых затрат закреплен в п. 22 Порядка определения состава затрат.

В расчете затрат на командировки (форма № 19 (19д) указываются затраты на служебные командировки основных работников, непосредственно связанные с производством продукции и авторским сопровождением изготовления продукции в порядке и размерах, установленных ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Размер суточных, связанных с проживанием основных работников вне места постоянного жительства, за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации определяется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации. Напомним, что по общему правилу, установленному ч. 4 ст. 168 ТК РФ, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В случае нахождения основных работников в командировке в состав командировочных расходов также включаются выплата среднего заработка за время нахождения в пути в соответствии со ст. 167 ТК РФ и страховые взносы на обязательное социальное страхование в соответствии с установленными тарифами. При планировании страховых взносов на обязательное социальное страхование учитывается уровень, сложившийся по данной статье затрат в отчетном периоде.

В состав затрат на командировки включаются затраты при следовании в командировку на территории иностранных государств в следующих целях:

а) организации кооперации по поставкам продукции, в том числе комплектующих изделий иностранного производства, предусмотренных условиями государственного контракта (контракта) и (или) технической документацией;

б) выполнения договоров о развитии военно-технического сотрудничества на весь срок производства и гарантийного обслуживания продукции;

в) выполнения задач по требованию государственного заказчика.

Расчет и обоснование прибыли (формы № 20 (20д) состоит из двух таблиц. Таблица 2 заполняется только в случае предложения об установлении уровня рентабельности выше 20 % и не более 25 % собственных затрат предприятия.

При обосновании прибыли необходимо учитывать положения пп. 54 – 58 Положения о государственном регулировании цен.

Сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки (формы № 21 (21д), заполняются в случае применения одного из следующих методов определения цены на продукцию: затратного метода, метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям затрат, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен.

Помимо вышерассмотренных форм, в приложении 5 к приказу № 1138/19 предусмотрены сведения о нормативах и экономических показателях организации, используемых при определении цены продукции (форма № 22 (22д), и расчет (обоснование) трудоемкости (форма № 23 (23д).


[1] О предоставлении расчетно-калькуляционных материалов на поставляемую продукцию: письмо ФАС России от 30 дек. 2016 г. № ДФ/92147/16. Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[3] В абз. 15 п. 2 Положения о государственном регулировании цен эти понятия объединены единым термином – «поставщик». – Прим. авт.

[4] В абз. 18 п. 2 Положения о государственном регулировании цен потенциальный головной исполнитель и привлекаемые им исполнителя объединены единым термином – «потенциальные поставщики». – Прим. авт.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации».

[6] Об обеспечении взаимодействия государственных заказчиков с ФАС России в случае отказа единственного поставщика либо организации, занимающей доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции, и (или) от заключения государственного контракта (контракта): письмо ФАС России от 28 марта 2019 г. № ДФ/24765-ПР/19. Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465: приказ ФАС России от 26 авг. 2019 г. № 1138/19. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.11.2019).

[8] Презентация по теме «Порядок представления и требования к комплектности РКМ». С. 12. URL: http://mil.ru/files/morf/Prezentaciya.pptx (дата обращения: 30.11.2019).

[9] На сайте Минобороны России представлены материалы совещания «Порядок представления и требования к комплектности расчетно-калькуляционных материалов» (URL: http://mil.ru/pubart.htm?id=12244101 (дата обращения: 30.11.2019). Они были подготовлены на основе приказа ФАС России от 31 января 2018 г. № 116/18 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465», который утратил силу. Несмотря на это, размещенные на сайте описи расчетно-калькуляционных материалов в зависимости от применяемого метода определения цены не утратили своего практического значения.

[10] Об определении состава затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ, см. подробнее: Славинский П.В. Изменения законодательства о порядке определения состава затрат, включаемых в цену продукции по государственному оборонному заказу // Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права. 2019. № 1. С. 7 – 10.

[11] Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа: приказ Минпромторга России от 8 февр. 2019 г. № 334. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.11.2019).

[12] Согласование прогнозной цены – в случае проведения процедур определения прогнозной цены единицы продукции потенциального единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). – Прим. авт.

Добавить комментарий