Одной из навыком взрослого человека является умение составить план или расчёт бюджета семьи на месяц. Нужно понимать, что семьи отличаются по количеству детей, уровню дохода и разным другим факторам. Выше будут расходы, например, у тех, кто проживает в северных регионах или в семьях, где значительные расходы на лечение.
Важно знать, как рассчитать свой бюджет. Пример составления можно привести в таблице расходов и доходов семейного бюджета на месяц:
Статья |
Потраченная сумма |
Продукты |
9000 |
Бензин |
3000 |
Медицина |
1000 |
Одежда |
3000 |
Детская одежда |
2000 |
Коммунальные платежи, включая интернет |
5000 |
Автомобиль |
3000 |
На жену и детей |
4500 |
На подарки |
1500 |
Неожиданные расходы |
2000 |
Поездки, походы в музеи, театры |
6000 |
Итог |
40000 |
Среднюю зарплату в стране, на текущий момент, можно оценить в 57 тыс. Скорее всего, человек зарабатывает меньше. Средняя зарплата учитывает столицу и северные регионы. Например, человек живёт в бедноватой Курганской области. Таким образом, расходы за месяц соответствуют зарплате, а если она выше, то остаток можно положить на счёт в банк.
Опубликовано 17 сентября, 2022
Обновлено: 16.05.2023
Методическая разработка урока по теме “Семейный бюджет” с использованием групповой технологии и проблемного обучения может быть использована как на уроках по обществознанию , так и на занятиях по финансовой грамотности.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no1_kartochki_dlya_grupp.docx | 13.54 КБ |
semeynyy_byudzhet_urok_7_klass.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
№1 Мама, папа, сын школьник.
№2 мама ,папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница
№3 мама домохозяйка ,папа, сын- студент, дочь-грудничек
№4 мама, папа, дочь-студентка, сын школьник
64 000 58 000 45000 80 000
12 000 15 000 20 000 8 000
4512 24 536 16380
о р, фрилансер- 1200
Предварительный просмотр:
Тема: Семейный бюджет. 7 класс. Обществознание
Образовательная: познакомить учащихся с семейным хозяйством — доходами и расходами семьи, ее имуществом, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета.
Развивающая: развивать познавательные способности, устную речь учащихся, умение делать оптимальный выбор, работать в группе; создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Воспитательная: формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.
предметные: научиться объяснять значение понятий доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество, характеризовать источники и виды доходов; выявлять статьи расходов; объяснять сущность семейного бюджета;
коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, материалы для работы в группах (приложение №1), мультимедийная презентация (приложение №2), компьютер.
Словарь: бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, социальные выплаты.
Тип урока: открытия нового знания.
Урок с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.
I. Организационный момент.
Распределение учащихся на группы (при входе в класс вытягивают цветную карточку). В зависимости от количества учеников делим класс на 4-5 групп (по 6 человек, больше не имеет смысла)
II. Мотивационно-целевой этап.
– Есть ли у вас карманные деньги?
– Как быстро они у вас заканчиваются?
Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какую проблему рассматривать? (Куда уходят деньги и как их сберечь, т е разумное потребление)
III. Изучение новой темы.
Давайте посмотрим схему средних расходов россиян (презентация).
Посмотрите, 30% не подписано. Как вы думаете, на что это?
Почему деньги исчезли и что надо сделать, что бы они не исчезали? (планировать семейный бюджет)
А что значит планировать? (составить схему расходов и доходов)
Какие бывают расходы, какие доходы (теория, можно по учебнику, можно в виде вопросов, на доске формируем список доходов, расходов или по презентации; вводим понятия обязательные, произвольные расходы)
IV. Работа в группах
Сегодня вы, разделившись на группы, попробуете составить такой бюджет. Вы должны постараться все предусмотреть и составить бюджет или сбалансированным или с профицитом. Поэтому вам надо будет подумать, где можно сэкономить. Свои план вы будете представлять и объяснять. А участники других групп будут задавать вам вопросы (можно в качестве экспертов пригласить 11 класс).
Капитаны вытаскивают карточку с составом семьи.
№1 Мама, папа, сын школьник.
№2 Мама, папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница.
№3 Мама домохозяйка, папа, сын-студент, дочь-грудничек.
№4 Мама, папа, дочь-студентка, сын-школьник.
Обсуждаем, кому что досталось и какие источники доходов могут быть у данной семьи.
Капитаны получают карточки с доходами из конвертов:
зарплата (64 000, 58 000, 45 000, 80 000)
пенсия (12 000, 15 000, 20 000, 8 000)
стипендия (1500, 2000, 4500)
детское пособие(512, 24 536, 16 380)
мама в декрете (о р, фрилансер – 12000).
Есть ли необходимые траты? Какие? (коммунальные, транспорт) Смотрят в учебник. Можно так же вытаскивать обязательные расходы, или обговорить сколько стоит в месяц на человека (семью кварт плата, питание) или предложить пользоваться интернетом, можно привлекать свой опыт, все зависит от класса и от целей.
Время на подготовку 10-15 минут.
Представление проектов. Обсуждаем, все ли учли.
Участники других групп задают вопросы.
Усложнение задачи. Черный ящик (вытягиваем карточку: нет непредвиденных трат, сломался телевизор, сломался холодильник, заболел член семьи, нужны лекарства) Ваши действия
V Подведение итогов
Какой бывает бюджет (профицитом, с дефицитом, сбалансированный.)
Назовите виды доходов, виды расходов.
Оценка работы в группе (или самооценка) (приложение №3)
Цитаты известных людей, синквейн про бюджет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет”
Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет” (цели, задачи, задания к уроку).
Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета
Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить .
Урок экономики.Семейный бюджет.10 класс.
Урок составлен по учебнику Королевой Э.. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов ,п.12Методическая информация:Цели урока.Образовательные: освоение учащимися знаний о структуре бюджета; овла.
Презентация занятия в рамках внеурочной деятельности на тему “Семейный бюджет” 8 класс.
Презентация по догходам и расходам семейного бюджета.
Интегрированный урок по технологии и информатике “Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета”.
В данной папке представлены материалы для проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся.
Проект урока технологии по теме “Технология построения семейного бюджета”. 8 класс
Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности “Ведение семейного бюджета” 9 класс
Технологическая карта ВУД разработана для учеников 9 классов, предполагает решение практических задач и получение продукта (памятки) в конце занятия.
Методическая разработка урока по теме “Семейный бюджет” с использованием групповой технологии и проблемного обучения может быть использована как на уроках по обществознанию , так и на занятиях по финансовой грамотности.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no1_kartochki_dlya_grupp.docx | 13.54 КБ |
semeynyy_byudzhet_urok_7_klass.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
№1 Мама, папа, сын школьник.
№2 мама ,папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница
№3 мама домохозяйка ,папа, сын- студент, дочь-грудничек
№4 мама, папа, дочь-студентка, сын школьник
64 000 58 000 45000 80 000
12 000 15 000 20 000 8 000
4512 24 536 16380
о р, фрилансер- 1200
Предварительный просмотр:
Тема: Семейный бюджет. 7 класс. Обществознание
Образовательная: познакомить учащихся с семейным хозяйством — доходами и расходами семьи, ее имуществом, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета.
Развивающая: развивать познавательные способности, устную речь учащихся, умение делать оптимальный выбор, работать в группе; создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Воспитательная: формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.
предметные: научиться объяснять значение понятий доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество, характеризовать источники и виды доходов; выявлять статьи расходов; объяснять сущность семейного бюджета;
коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, материалы для работы в группах (приложение №1), мультимедийная презентация (приложение №2), компьютер.
Словарь: бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, социальные выплаты.
Тип урока: открытия нового знания.
Урок с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.
I. Организационный момент.
Распределение учащихся на группы (при входе в класс вытягивают цветную карточку). В зависимости от количества учеников делим класс на 4-5 групп (по 6 человек, больше не имеет смысла)
II. Мотивационно-целевой этап.
– Есть ли у вас карманные деньги?
– Как быстро они у вас заканчиваются?
Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какую проблему рассматривать? (Куда уходят деньги и как их сберечь, т е разумное потребление)
III. Изучение новой темы.
Давайте посмотрим схему средних расходов россиян (презентация).
Посмотрите, 30% не подписано. Как вы думаете, на что это?
Почему деньги исчезли и что надо сделать, что бы они не исчезали? (планировать семейный бюджет)
А что значит планировать? (составить схему расходов и доходов)
Какие бывают расходы, какие доходы (теория, можно по учебнику, можно в виде вопросов, на доске формируем список доходов, расходов или по презентации; вводим понятия обязательные, произвольные расходы)
IV. Работа в группах
Сегодня вы, разделившись на группы, попробуете составить такой бюджет. Вы должны постараться все предусмотреть и составить бюджет или сбалансированным или с профицитом. Поэтому вам надо будет подумать, где можно сэкономить. Свои план вы будете представлять и объяснять. А участники других групп будут задавать вам вопросы (можно в качестве экспертов пригласить 11 класс).
Капитаны вытаскивают карточку с составом семьи.
№1 Мама, папа, сын школьник.
№2 Мама, папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница.
№3 Мама домохозяйка, папа, сын-студент, дочь-грудничек.
№4 Мама, папа, дочь-студентка, сын-школьник.
Обсуждаем, кому что досталось и какие источники доходов могут быть у данной семьи.
Капитаны получают карточки с доходами из конвертов:
зарплата (64 000, 58 000, 45 000, 80 000)
пенсия (12 000, 15 000, 20 000, 8 000)
стипендия (1500, 2000, 4500)
детское пособие(512, 24 536, 16 380)
мама в декрете (о р, фрилансер – 12000).
Есть ли необходимые траты? Какие? (коммунальные, транспорт) Смотрят в учебник. Можно так же вытаскивать обязательные расходы, или обговорить сколько стоит в месяц на человека (семью кварт плата, питание) или предложить пользоваться интернетом, можно привлекать свой опыт, все зависит от класса и от целей.
Время на подготовку 10-15 минут.
Представление проектов. Обсуждаем, все ли учли.
Участники других групп задают вопросы.
Усложнение задачи. Черный ящик (вытягиваем карточку: нет непредвиденных трат, сломался телевизор, сломался холодильник, заболел член семьи, нужны лекарства) Ваши действия
V Подведение итогов
Какой бывает бюджет (профицитом, с дефицитом, сбалансированный.)
Назовите виды доходов, виды расходов.
Оценка работы в группе (или самооценка) (приложение №3)
Цитаты известных людей, синквейн про бюджет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет”
Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет” (цели, задачи, задания к уроку).
Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета
Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить .
Урок экономики.Семейный бюджет.10 класс.
Урок составлен по учебнику Королевой Э.. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов ,п.12Методическая информация:Цели урока.Образовательные: освоение учащимися знаний о структуре бюджета; овла.
Презентация занятия в рамках внеурочной деятельности на тему “Семейный бюджет” 8 класс.
Презентация по догходам и расходам семейного бюджета.
Интегрированный урок по технологии и информатике “Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета”.
В данной папке представлены материалы для проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся.
Проект урока технологии по теме “Технология построения семейного бюджета”. 8 класс
Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности “Ведение семейного бюджета” 9 класс
Технологическая карта ВУД разработана для учеников 9 классов, предполагает решение практических задач и получение продукта (памятки) в конце занятия.
- Деньги – один из величайших инструментов, созданных человеком. На них можно купить свободу, опыт, развлечения и всё, что делает жизнь более комфортной. Но они могут быть растрачены впустую, израсходованы неизвестно куда и бессмысленно растранжирены.
Легендарный американский актер начала двадцатого века Уилл Роджерс сказал:
Ваши доходы были меньше, чем расход, за последние несколько месяцев? Да? Тогда вы не одиноки, а в большой компании. Проблема в том, что это не очень хорошая компания. Долги, кредиты, пени и просрочки платежей растут как снежный ком… пора выпрыгивать из тонущей лодки!
Зачем нужно вести семейный бюджет
Неубедительно? Вот три веских причины начать планировать семейный бюджет:
Как правильно распределить семейный бюджет
Несколько практических правил планирования семейного бюджета, которые мы здесь приведем, могут служить приблизительным ориентиром для принятия решений. Ситуации у всех разные и постоянно меняются, но основные принципы послужат хорошей отправной точкой.
Правило 50/20/30
Вместо того, чтобы разбивать расходы семьи на 20 различных категорий, они рекомендуют разделить структуру бюджета на три главные составляющие:
- 50% дохода должны покрывать главные расходы, такие как оплата жилья, налогов и покупка продуктов;
- 30% – необязательные траты: развлечения, поход в кафе, кино и т.д.;
- 20% уходят на оплату кредитов и долгов, а также отложены в качестве резерва.
Правило 80/20
Эти эмпирические правила можно и желательно скорректировать, привести в соответствие с вашей реальной ситуацией. Чуть ниже вы найдете пример семейного бюджета в таблице, который послужит основой для составления собственного плана.
Правило 3 – 6 месяцев
Как составить семейный бюджет
Мы предлагаем руководство по шагам – как составить семейный бюджет на месяц на основе шаблона в таблице Excel, который вы в несколько кликов приспособите для себя, скачав документ ниже.
Шаг 1: ставьте цели
Экономия ради экономии? Не нужно путать скаредность и планирование расходов. Ставьте цели и учитесь экономить на неважном.
- Краткосрочной целью могут быть новый электронный девайс или погашение незначительных долгов.
- В среднесрочной перспективе – покупка автомобиля, давно ожидаемая поездка по интересным местам.
- Долгосрочные цели, как правило, включают в себя планы выхода на пенсию, оплату ипотеки и помощь подросшим детям.
Будьте реалистичны в планах, возьмите ручку и рассчитайте ваши финансовые возможности. Или скачайте таблицу Excel и используйте её в качестве руководства.
Шаг 2: определите доходы и расходы семейного бюджета
Пришло время посмотреть структуру семейного бюджета. Начните с составления списка всех источников дохода: заработная плата, алименты, пенсии, подработки и прочие варианты поступления денег в семью.
Расходы включают в себя всё, на что вы тратите деньги.
Разделите траты на постоянные и переменные платежи. Заполните поля переменных и постоянных расходов в таблице для ведения семейного бюджета, основываясь на собственном опыте. Подробная инструкция по работе с файлом excel в следующей главе.
Структура доходов
Как правило, в графу доходов попадают:
Графа расходов
Графа переменных расходов:
- продукты;
- медицинское обслуживание;
- траты на машину;
- одежда;
- оплата за газ, свет, воду;
- личные расходы супругов (заносятся и планируются отдельно);
- сезонные траты на подарки;
- взносы в школу и детский сад;
- развлечения;
- расходы на детей.
В зависимости от вашего желания можно дополнить, конкретизировать список или сократить его, укрупнив и объединив статьи расходов.
Шаг 3: отслеживайте траты в течение месяца
Ниже вы найдете подробные пояснения к данному документу, так как этот excel включает в себя сразу несколько взаимосвязанных таблиц.
- Цель данного шага – получить четкое представление о вашем финансовом положении, наглядно увидеть структуру расходов и, на следующем этапе, скорректировать бюджет.
Шаг 4: отделите потребности от желаний
Откажитесь от покупки, пока вы не уверены, что вещь вам исключительно необходима. Подождите несколько недель. Если окажется, что вы действительно не можете жить без желаемого предмета, значит, это и вправду необходимая трата.
Небольшой совет: отложите в сторону кредитные и дебетовые карты. Пользуйтесь наличными деньгами, чтобы научиться экономить. Психологически легче расстаться с виртуальными суммами, чем отсчитать бумажки.
Как правильно планировать семейный бюджет в таблице
Теперь вы знаете что происходит на самом деле с вашими деньгами.
Посмотрите на те категории расходов, которые желательно сократить и составьте собственный план, используя бесплатную excel таблицу.
Прежде чем двигаться дальше, убедитесь, что итоговая цифра баланса положительна или равна нулю.
Занесите готовый семейный бюджет в таблицу
Вы поставили цели, определили доходы и траты, решили какую сумму ежемесячно станете откладывать на чрезвычайные ситуации и выяснили разницу между потребностями и желаниями. Взгляните еще раз на лист бюджета в таблице и заполните свободные столбцы.
Как планировать бюджет при нерегулярных доходах
Не у всех есть постоянная работа с регулярными выплатами заработной платы. Это не означает, что вы не можете создать бюджет; но это значит, что вы должны планировать более подробно.
Таблица семейного бюджета
Ниже вы найдете решения как распределить семейный бюджет по таблице.
После того как мы определились с основными целями, давайте попробуем распределить семейный бюджет на месяц, указать текущие доходы и расходы в таблице, для того чтобы грамотно распорядиться средствами, для возможности откладывать на главные цели, не упуская текущих и повседневных необходимостей.
Откройте второй лист “Бюджет” и заполните поля ежемесячного прихода, годовой доход, а программа подсчитает итоги сама, пример:
Теперь перейдите на вкладку того месяца, с которого вы решили начать экономить и планировать семейные траты. Слева вы найдете столбцы, в которых нужно зафиксировать дату покупки, выбрать категорию из выпадающего списка и сделать пометку.
- Дополнительные заметки очень удобны, чтобы при необходимости освежить память и уточнить на что именно потрачены деньги.
Данные, которые введены в таблице для примера, просто удалите и пропишите свои:
Для учета расходов и доходов по месяцам предлагаем смотреть таблицу на третьем листе в нашем Excel “Этот год“, эта таблица заполняется автоматически на основе ваших расходов и доходах, подводит итоги и даёт представление о ваших успехах:
А справа будет отдельная таблица, которая автоматически будет суммировать все расходы за год:
Ничего сложного. Даже если вы никогда не пробовали освоить работу с таблицами Excel, выделить нужную ячейку и ввести цифры – всё, что требуется.
Из-за кризисного материального положения с целью правильного раставления приоритетов * 9%, 927 голосов
Трое детей один муж работает грамотно научиться трать чтоб всё хватало на необходимое * 0%, 40 голосов
Планируем семью дети у каждого есть из нас хочется с пользой тратить и на будущее откладывать * 0%, 32 голоса
Я ребенок в семье, в которой родители ругаются из-за денег. Хочу наладить их отношения. * 0%, 11 голосов
Придерживайтесь плана
На вашем пути неизбежно возникнут искушения, старые привычки дадут о себе знать, это нормально. Не сдавайтесь! Знайте, что правильно выстроенный и претворенный в жизнь план бюджета сулит финансовую стабильность в будущем. Учиться жить по средствам – необходимая ступень на лесенке, ведущей к мечте. Есть десятки способов сэкономить, не жертвуя необходимым. Прежде всего, перестаньте пытаться идти в ногу с соседом, коллегой по работе или приятелем. Ваши соседи могут тонуть в долгах, разъезжая на автомобиле не по карману.
Не отказывайте себе в удовольствиях
Построение правильного семейного бюджета имеет те же принципы, что и следование здоровой диете – умеренность и сбалансированность.
Не тратьте то, чего не имеете
Вы никогда не продвинетесь вперед и не реализуете свой план, столь тщательно продуманный и зафиксированный в таблице. Первоочередной задачей поставьте погашение кредитов. Если у вас несколько долгов с разными процентными ставками, опытные экономисты рекомендуют погасить тот кредит, где ставка и выплаты выше. А по остальным платить минимальные установленные взносы.
Морально комфортнее поступить наоборот: избавиться от мелких долгов, а затем расплатиться с основным. Но, если уж мы говорим о планировании и экономии семейного бюджета, то правильно будет оплатить наименее выгодный кредит.
Реструктуризация долга имеет смысл, если заём оказался непосильным. Не забывайте об этом праве.
Двигайтесь дальше
Ну вот, вы расплатились с долгами, знаете как планировать семейный бюджет на месяц и годы вперед, отложили денег на внезапные нужды и маленькие мечты. Пора сосредоточиться на создании богатства!
(160 оценок, среднее: 4,64). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!
Планомерное и корректное ведение семейного бюджета позволяет не только структурировать и рационализировать расход средств, но и экономить. Точный контроль семейной прибыли и расходов позволяет высчитать, на чем можно сократить затраты, и усовершенствовать распределение домашних ресурсов.
Чтобы сэкономить, вовсе не обязательно лишать себя и свою семью каких-нибудь необходимых вещей и удовольствий. Экономия семейного бюджета, по советам опытных специалистов, зависит не от самоограничений, а от того, насколько точно семья умеет составлять и придерживаться определенного плана.
Вам стоит понять, что планирование семейного бюджета не требует какого-нибудь экономического образования. Здесь важнее не знание ключевых законов, по которым работает экономика, а удачно выработанный шаблон, позволяющий четко составить расчет семейного бюджета на месяц. Экономика и математические расчеты здесь играют меньшую роль.
Важно! Ключевое правило того, как вести семейный бюджет, состоит в дисциплине и планомерности. Члены семьи должны совместно договориться о важности формировать домашний ежемесячный расчет, показывающий соотношение доходов и расходов.
Особенно актуальным становится вопрос о том, как правильно распределить семейный бюджет, в период, когда экономика страны находится на этапе кризиса.
Технические средства ведения расчетов
Многие люди, задумываясь над тем, как правильно составить семейный бюджет, изначально пугаются технической стороны этого дела. Посмотрев какой-нибудь сложный пример подсчетов, человек может растеряться и подумать, что экономика в любом ее проявлении слишком сложна для него.
Однако важно понимать, что сегодня абсолютно все люди включены в определенные денежно-финансовые отношения и просто игнорировать их будет достаточно глупо. Тем более что существует много вспомогательных технических средств для тех, кто хочет упорядочить и рационализировать статьи расходов семейного бюджета. Как пример, очень удобными вспомогательными средствами можно назвать:
- Стандартную офисную программу Эксель. Очень удобно вести и подсчитывать семейный бюджет в Excel. Программа позволяет удобно заносить и сохранять табличные данные. Специальные возможности автоматического подсчета позволяют максимально быстро рассчитать общие домашние затраты и доходы. Чтобы не создавать шаблон вручную, вы можете бесплатно скачать стандартный шаблон для ведения семейного бюджета по кнопке под этим списком.
- Специальные программы для домашней бухгалтерии. Да, сегодня существуют и такие. Если хорошо разобраться во всех опционных возможностях такого программного обеспечения, можно с легкостью экономить семейный бюджет, используя полностью автоматизированный режим еженедельных, ежемесячных, квартальных и годовых подсчетов.
- Онлайн ресурсы. Чтобы не разбираться в сложной бухгалтерской программе, можно воспользоваться удобными консультативными интернет-порталами, помогающими любому желающему понять, как правильно вести семейный бюджет. На таких сайтах часто предлагаются автоматизированные таблицы онлайн-подсчетов. Кроме того, информацию и советы, предлагаемые здесь, можно принимать просто как полезный и эффективный пример того, как научиться экономить, составляя четко планируемый и рассчитанный график домашних трат и поступлений.
- Семейный бюджет в тетради. И наконец, можно просто завести блокнот или тетрадку, в которой будет детально расписываться месячная структура семейного бюджета. Такая домашняя книга учета доходов и расходов может рассматриваться как хороший пример для детей ответственного отношения к ресурсам семьи. Кликните для увеличения примера под этим списком справа.
В целом составляемая регулярно таблица семейного бюджета играет очень важную воспитательную роль. Если в семье есть дети, то они будут с ранних лет приучаться к дисциплинированному отношению к общим финансам. Да и взрослому человеку никогда не поздно начать более ответственно подходить к собственным обязательствам, относящимся к сфере общесемейных денежных отношений.
Разделы домашнего бюджетирования
Любая бюджетная смета в принципе представляет собой составленный взаиморасчет доходов и расходов. Это в общем. Возможность же выделения ресурсов сохранения и экономии домашних средств появляется при более тщательном анализе обеих составляющих такой сметы.
Какие же виды семейного бюджета бывают, и как правильно структурировать доходные и расходные статьи, чтобы найти способы получать какой-нибудь сэкономленный остаток?
Читайте также:
- Почему распался народный фронт во франции кратко
- Что такое финал кратко
- Что такое пользовательский порядок сортировки кратко
- Как отличить настоящую купюру 5000 рублей от подделки краткое содержание
- Административное право как наука кратко
План урока:
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Как лучше распределять семейный бюджет?
Правила составления семейного бюджета
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
Почему не все родители учат детей планировать бюджет?
Представим такую ситуацию. На кассе магазина мама с подростком расплачивается за товар. Ребенок очень хочет, чтобы мама купила ему новую игрушку по мотивам популярного фильма. Мама отказывается, ребенок обижается на маму — почему не купила, ведь у всех его одноклассников есть такая. Наверное, мама его не любит, раз не хочет покупать игрушку. Или мама не просто отказывает подростку в покупке, а ужасно стесняясь, говорит, что у семьи сейчас нет денег. «Как нет, когда папа на этой неделе получил зарплату» — продолжает диалог подросток. Переговоры мамы и сына заходят в тупик. Такая проблема возникает, потому что многие родители не рассказывают детям о том, сколько они зарабатывают, на что уходят деньги, сколько средств семья может потратить на развлечения.
В 2020 году Аналитический Центр НАФИ провел опрос среди 1 600 россиян о том, ведут ли они учет своих доходов и расходов. Голоса разделились практически поровну:
51 % ответили — «да», 49 % — «нет». Следующий вопрос касался способа учета доходов и расходов. Вот, как отвечали люди:
Из тех, кто ответил утвердительно, только 12 % опрошенных фиксирует бюджет[1] на бумаге, 7 % ведет учет в электронном виде, и 32 % респондентов «держат бюджет в уме». Результаты исследования говорят о том, что составление бюджета пока непопулярно у россиян, ведь только 19 % опрошенных планируют, на что потратить деньги. Показательно, что учет денежных средств ведут в основном молодые люди от 18 до 24 лет и пожилые.
Не все родители умеют планировать семейный бюджет, поэтому не могут научить этому своих детей. Некоторые семьи не хотят нагружать ребенка семейной бухгалтерией и денежными проблемами, считая, что тот еще маленький. Другие боятся, что раннее приобщение подростка к миру финансов — превратить деньги в жизненный приоритет ребенка, вытеснив другие ценности.
Без привычки считать деньги и грамотно управлять финансами семье приходится трудно. Чтобы приобретать крупные покупки не в кредит, накапливать сбережения, отказаться от ненужных трат, понимать ценность вещей — подросток должен знать, как происходит построение семейного бюджета.
Как лучше распределять семейный бюджет?
Бюджет — это план расходов и доходов за определенный промежуток времени. К доходам семьи относятся:
- Зарплата;
- Пенсии и пособия;
- Доходы от использования собственности, например сдача в аренду квартиры;
- Банковские вклады;
- Дивиденды.
Доходы бывают номинальные — деньги, которые семья заработала за определенное время, и реальные — количество товаров и услуг, что семья может приобрести на заработанные деньги. Реальные доходы учитывают темпы роста цен.
Все расходы семьи можно разделить на 4 группы:
Задание №1. Алексей хочет за 3 года накопить деньги на машину, которая стоит 1 млн. 200 тыс. рублей. Алексей ежемесячно зарабатывает 80 000 рублей, а также имеет первоначальные накопления в размере 100 000 рублей. Определи, какую сумму Алексей сможет откладывать ежемесячно и получится ли у него накопить на свою мечту.
Ответ в конце урока.
У каждой семьи свои потребности и интересы, поэтому не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой семейный бюджет лучше?». Экономисты предлагают разные способы планирования расходов, рассмотрим некоторые из них:
Способ 50—30—20
Нужно сложить все семейные доходы: зарплату родителей, доходы от использования собственности, проценты по депозитам (если такие имеются) и поделить на 3 части.
- 50 % средств уйдет на оплату коммунальных услуг, покупку одежды и продуктов, проезд в общественном транспорте и другие насущные нужды.
- 30% от общих доходов семья может пустить на развлечения и незапланированные траты.
- Оставшиеся 20 % необходимо положить на счет в банке или инвестировать.
Способ 80—20
Это правило называется еще «Принцип Парето» в честь итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето.
Суть принципа: если приложить 20 % усилий, то человек может достичь 80 % результата, а если применить 80 % усилий, то человек получит только 20 % результата.
Например, после прочтения 2-3 книг информация усвоиться лучше и принесет больше пользы, чем после 10.
В экономике семьи этот принцип применяется так:
- 80 % средств, составляющих семейный бюджет, можно потратить на покупку всего необходимого.
- 20 % отложить в резервный фонд.
Способ 60—10—10—10—10
Все доходы семейного бюджета нужно поделить на 5 частей:
- 60 % денег семья тратит на обязательные расходы;
- На развлечения и совместный досуг семья расходует 10 % от ежемесячного дохода;
- Еще 10 % нужно отложить для формирования накоплений.
- 10 % уходят на выплаты по кредитам и на долгосрочные покупки.
- На нерегулярные траты уйдет еще 10 %. Это мелкие покупки бытовых принадлежностей, канцелярии и непредвиденные расходы.
Метод 4 конвертов
Некоторым семьям проще планировать расходы по неделям. Для этого нужно разделить доход семьи на 4 конверта — в каждый положить то количество денег, которое домохозяйство планирует потратить за неделю. На конверте нужно подписать, на что потратятся деньги. 3 конверта запечатываются, а 4 семья пользуется на текущей неделе. Если через 7 дней в первом конверте остаются деньги, их можно добавить к бюджету второй недели. Деньги, которые удалось сэкономить в конце месяца, откладываются в резерв.
Метод 6 кувшинов
Этот способ помогает семье распределять деньги на насущные потребности и накапливать сбережения. Для этого доход разделяется на 6 воображаемых кувшинов:
- В первый кувшин складываем 55 % заработанных семьей денег. Эти средства пойдут на обязательные расходы: оплату ЖКХ, приобретение продуктов, оплату кредитов.
- Во втором кувшине окажется 10 % от дохода. Это деньги на досуг и отдых: походы в ресторан, кино или парк аттракционов.
- 10 % в третьем кувшине — это средства, которые семья должна потратить на инвестиции с целью получения пассивного дохода. Без этих вложений семья не станет финансово независимой.
- 10 % из четвертого кувшина можно потратить на самообразование. Ведь без него не узнать, какие вложения безопасны и доходны. Сюда входят покупка книг, обучение на курсах и посещение мастер-классов.
- Пятый кувшин нужен в качестве резервного фонда на крайний случай, либо для накопления денег на крупную покупку, например приобретение машины. Поместим в него еще 10 % от дохода.
- И в шестом кувшине окажется всего 5 %. Это те деньги, что уйдут на подарки близким или взносы в благотворительные организации.
Какой бюджет подходит вашей семье можно определить, только попробовав на практике.
Кроме общего семейного бюджета у подростка может быть — индивидуальный бюджет.
Задание №2: Посчитай свой индивидуальный бюджет. Выбери из таблицы возможные расходы и доходы, укажи стоимость. Вычти из доходов расходы, чтобы узнать сальдо — разницу между тем, что удалось заработать и тем, сколько пришлось потратить. Сальдо считается по формуле:
Х — Y
Правила составления семейного бюджета
Планировать семейный бюджет нужно правильно:
- Для начала стоит определить финансовую цель, которую семья хочет достичь. Это может быть оплата образования, покупка квартиры или совместный отпуск.
- Далее необходимо выбрать удобный метод накопления и схему учета доходов и расходов.
- На третьем этапе необходимо проанализировать текущие расходы за месяц и скорректировать их.
- На последнем этапе нужно спланировать расходы на месяц, несколько месяцев и на полгода вперед.
На чем можно сэкономить?
Тратить меньше денег помогают следующие советы:
- Отказаться от питания в кафе и ресторанах.
- За покупками лучше ходить со списком необходимых продуктов, чтобы не купить лишнего.
- Оплачивать покупки картой с кэшбеком[2].
- Установить дома энергосберегающие лампочки.
- Приобретать товары по акциям.
Какие ошибки возникают у семьи при планировании бюджета
Самая распространенная проблема — дефицит[3] бюджета. Чаще всего нехватка средств возникает, если семья не умеет планировать свои доходы и расходы и живет по принципу «получили деньги и тут же потратили».
Вторая ошибка заключается в отсутствии накоплений. Без ведения семейного бюджета практически невозможно создать финансовую подушку безопасности, то есть резервный фонд. Резерв используется на непредвиденные расходы и гарантирует, что семье при возникновении экстренного случая не придется брать кредит в банке или деньги в долг.
Еще одной проблемой, не дающей семье добиться финансовой стабильности, могут стать импульсивные, то есть необдуманные покупки. Магазины используют различные «ловушки», чтобы заманить покупателей и заставить купить определенный товар. Например, такие:
Источник
Задание №3. Найди на фото «уловки», которые использует супермаркет для увеличения продаж.
Фото №1.
Фото №2. План торгового зала продуктового магазина
Фото №3
Ответы:
Фото №1 — некруглые цены создают иллюзию выгодной покупки.
Фото №2 — чтобы купить хлеб придется обойти весь магазин. Сложно будет не купить что-то ненужное.
Фото №3 — сладости и жевательная резинка на кассе размещены на уровне глаз ребенка. Магазины используют этот трюк, чтобы маленький покупатель упросил родителей потратить деньги на незапланированные покупки.
Ответ на задания
Задание №1. Алексей хочет за 3 года накопить деньги на машину, которая стоит 1 млн. 200 тыс. рублей. Алексей ежемесячно зарабатывает 80 000 рублей, а также имеет первоначальные накопления в размере 100 000 рублей. Определи, какую сумму Алексей сможет откладывать ежемесячно и получится ли у него накопить на свою мечту.
Ответ:
Посчитаем общие ежемесячные расходы Алексея:
8 700 + 8 000 + 7 500 + 3 700 + 7 000 + 4 000 = 38 900 рублей расходов за 1 месяц
Посчитаем, по сколько денег может откладывать Алексей:
80 000 — 38 900 = 41 100 рублей
Теперь узнаем расходы за весь период. 3 года — это 36 месяцев
38 900 х 36 = 1 400 400 рублей расходов за 3 года
Посчитаем доходы:
80 000 х 36 + 100 000 = 2 980 000 рублей доходов за 3 года
Далее вычитаем из доходов расходы, чтобы узнать сальдо:
2 980 000—1 400 400 = 1 579 600 рублей.
Если цена на автомобиль и затраты Алексея не изменятся, то он сможет за 3 года накопить на свою мечту.
Словарь
Бюджет — это план расходов и доходов за определенный промежуток времени.
Дефицит семейного бюджета — нехватка денег для удовлетворения первоочередных потребностей семьи.
Кэшбек — возврат части денег с покупки.
Страница 7 из 20
§ 6. Домашнее хозяйство
§6. Вспомним. Задание №1
На чьи интересы и потребности ориентируется производство товаров и услуг? Каковы основные потребности человека?
Ответ:
Производство товаров и услуг ориентируется на интересы и потребности потенциальных покупателей, потребителей этих товаров и услуг. Потребитель должен заранее определить возрастную группу своих покупателей и производить товар, исходя из особенностей и интересов этой возрастной группы.
Основные потребности человека:
1. биологические (воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых);
2. социальные (потребности в общении, в труде);
3. духовные (познание окружающего мира, получение знаний и умений, достижение гармонии и красоты).
§6. Обсудим вместе. Задание №1
Какое домашнее хозяйство можно назвать крепким? Что помогает семье сохранить часть имеющихся средств?
Ответ:
Крепкое домашнее хозяйство − это хозяйство в крупной, большой семье, где каждый член семьи выполняет свои обязанности.
Сохранить часть имеющихся средств семье может помочь:
1. планирование семейного бюджета;
2. составление финансового плана и включение в него сбережений;
3. рациональное расходование средств.
Страница 51. Задание №1
Словами «семья», «двор», «семейство», «хозяйство» в русской деревне называли близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Людей в такой семье объединяла совместная трудовая деятельность и общее имущество, которым управлял один человек − домохозяин.
Во второй половине XIX в. сельские семьи были, как правило, многочисленные. Например, в Воронежской губернии в 1857 г. семья включала в среднем 9,6 человека. Но были и более крупные семьи. Семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек.
Крупные семьи, как правило, являлись крепкими, зажиточными хозяйствами. Ведь в них было много работников. Даже дети с раннего возраста работали.
Какими были деревенские домохозяйства в России XIX в.? Как ты понимаешь выражение «крепкое хозяйство»?
Ответ:
В XIX веке деревенские домохозяйства представляли собой близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Сельские семьи обычно были многочисленными и состояли в среднем из 9 − 10 человек. Но были и более крупные семьи. Семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Во главе семьи стоял домохозяин, заведовавший общим имуществом.
Крепкое хозяйство − это зажиточное хозяйство крупной семьи, в которой за счёт большого состава было много работников. В таких семьях даже дети с раннего возраста работали.
Страница 51. Задание №2
Какие ты можешь привести примеры производства товаров и услуг домашними хозяйствами для собственного пользования и для продажи?
Ответ:
Выращивание огурцов, помидор, лука, моркови, свёклы и картофеля для собственного потребления и для продажи.
Также можно заниматься плетением корзин, вязанием носок и варежек для себя или на продажу.
Страница 52. Задание №1
Рассмотри фотографию. Сравни цель, которую поставили дети, и результаты их усилий. Что им уже удалось? Что ещё предстоит осуществить? Какими способами они могут действовать?
Ответ:
Мальчики поставили перед собой цель изготовить скворечник и у них практически всё получилось. Скворечник почти готов. Им останется лишь повесить его на дерево или куда−либо ещё. Мальчики могут это сделать самостоятельно или попросить помощи у взрослых.
Страница 53. Задание №1
Молодёжь, выбирая дело своей жизни, нередко следует примеру отцов и дедов. Так появляются уважаемые обществом трудовые династии. Около полувека назад сразу после профессионального училища пришёл на Нижнетагильский металлургический комбинат Александр Котляров, основатель трудовой династии Котляровых. Ветеран труда, почётный металлург России, он проработал здесь 35 лет. Алексей и Андрей Котляровы − его два сына. Как и отец, сталевары работают на этом же комбинате.
Старший брат − Алексей стал начальником производственного участка. Он вспоминает: «Первый раз на комбинат меня взял отец, это был где−то 1981 − 1982 г. Мы пошли в цех, он показал, что здесь происходит. Впервые увидел конвертер, пульт дистрибутора старый, посмотрел − искры, красиво. Запомнилось».
Младший брат − Андрей начал работать, как когда−то отец, помощником сталевара. Из цеха ушёл в армию. Вернулся − и снова в цех. И занял отцовскую должность − старшего сталевара в бригаде.
Как ты думаешь, почему сыновья выбрали профессию своего отца? Какую функцию домохозяйства иллюстрирует история династии Котляровых?
Ответ:
Алексей и Андрей Котляровы выбрали профессию своего отца, потому что их отец рассказывал им про свою работу, брал их с собой на металлургический комбинат. Показывал им, как проходит работа в цехе, т.е. они могли на месте вникать в тонкости профессии. Эта работа им запомнилась и понравилась.
История династии Котляровых иллюстрирует функцию подготовки трудовых ресурсов для общества.
Страница 53. Задание №2
Подумай, что из источников доходов, отражённых на схеме ниже, можно отнести к денежным доходам, а что − к натуральным.
Ответ:
Денежные доходы: заработная плата, государственные выплаты, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности.
Натуральный доход: продукция, произведённая домашними хозяйствами.
Наследство можно отнести к обеим категориям доходов, т.к. унаследовать можно и сумму денег, и какие−либо вещи и т.д.
Страница 54. Задание №1
Подумай, какие расходы типичны, например, для молодёжи и не свойственны пожилым людям. Приведи примеры расходов, связанных с разными интересами людей. Предположи, какие расходы будут у семей с высоким уровнем культуры, в то время как у семей с другим уровнем культуры они могут отсутствовать.
Ответ:
Молодёжь тратит деньги на покупку модной одежды и обуви, на походы в клубы, а пожилые люди не имеют таких расходов.
Люди с разными интересами имеют разные расходы. Например, Света занимается рисованием и тратит деньги на краски, кисточки и альбомы для рисования. Аня любит печь торты и её расходы связаны с продуктами (мука, сахар, масло, какао и т.д.). Катя любит вязать и она будет тратить деньги на пряжу, спицы для вязания.
Семьи с высоким уровнем культуры будут тратить деньги на покупку книг, на покупку билетов в театры, музеи, концерты, выставки и т.д.
Страница 54. Задание №2
А могут ли школьники помочь своей семье сохранить часть средств? Конечно могут, например помогая выращивать овощи и фрукты, собирая урожай, производя заготовки или присматривая за младшими детьми. А ещё добиваясь успехов в учёбе, ведь если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий. Хорошая учёба в школе, таким образом, помогает сократить семейные расходы.
Какими другими способами школьники могут сократить расходы семьи?
Ответ:
Школьники могут сократить расходы семьи следующими способами:
1. бережно относиться к своим вещам, чтобы они прослужили подольше;
2. в свободное от учёбы время устроиться на какую−нибудь подработку, чтобы не пришлось выделять деньги на их карманные расходы из семейного бюджета.
Страница 55. Задание №1
Приведи примеры своих произвольных расходов.
Ответ:
Мои произвольные расходы:
1. покупка косметики;
2. покупка билета в кинотеатр;
3. покупка украшений.
Страница 58. Задание №1
Рассмотри картину. Какое настроение она передаёт? Что может рассказать картина о домашнем хозяйстве семьи Кати? Что из изображённого на картине характерно и для наших дней?
З. Е. Серебрякова (1884 − 1967). На кухне. Портрет Кати.
1923 г. Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, г. Нижний Тагил
Ответ:
От картины З. Е. Серебряковой “На кухне. Портрет Кати” веет теплом и спокойствием. Эта картина возвращает меня в лето.
Скорее всего Катина семья держит кур (яйца в корзине), корову или козу (в кринке может быть молоко). У Катиной семьи есть свой огород (на столе свёкла, морковь). Папа Кати наверняка занимается рыбалкой (рыба на столе).
Всё точно также может быть и в наше время. Летом, например, у бабушки и дедушки в деревне на столе те же продукты (у соседки бабушка покупает молоко; папа рыбачит на речке; а бабушка с дедушкой держат кур и у них есть свой небольшой огород).
Страница 59. Задание №1
Какие детали картины указывают на достаток семьи?
Н. П. Богданов−Бельский (1868 − 1945). Новые хозяева.
1914 г. Государственный художественный музей Алтайского края, г. Барнаул
Ответ:
На достаток семьи указывают следующие детали картины:
1. детали интерьера − портрет в золотой рамке, часы, хорошая мебель, колонны в доме;
2. все члены семьи сидят в хорошей, чистой и новой одежде;
3. на столе стоит большой самовар, посуда;
4. у всех есть угощения к чаю.
§6. Проверим себя. Задание №1
Какими бывают домохозяйства?
Ответ:
Домохозяйства, состоящие из одного человека, называют одиночными домохозяйствами. Такими являются, например, домашние хозяйства пожилых людей, в прошлом имевших свою семью.
Среди групп людей, ведущих общее хозяйство, встречаются семейные и несемейные домашние хозяйства. Несемейным, например, является домохозяйство живущих вместе студентов, которые снимают одну квартиру, объединяют часть своих средств и совместно обеспечивают условия своей жизни − уборку, приобретение моющих средств, продуктов, приготовление пищи и прочее. Семейное домохозяйство представляет собой совместно проживающих и ведущих общее хозяйство супругов и родственников. Такое домохозяйство может состоять из двух или даже нескольких семей, проживающих в одном доме или квартире.
§6. Проверим себя. Задание №2
Каковы экономические функции домохозяйств?
Ответ:
Экономические функции домохозяйств:
1. Функция потребления. Каждое домохозяйство потребляет товары и услуги.
2. Производственная функция. Она состоит в производстве товаров и услуг для собственного потребления или продажи на рынке.
3. Функция подготовки трудовых ресурсов для общества. Здесь получают нужные знания, умения, приучаются к труду дети, которые в будущем будут производить необходимые обществу товары и услуги. Семья, например, учит их выполнять определённые обязанности, воспитывает трудолюбие, увлекает определёнными видами труда.
§6. Проверим себя. Задание №3
Что влияет на содержание потребительских расходов?
Ответ:
На содержание потребительских расходов влияют:
1. потребности;
2. доходы;
3. место жительства;
4. культурный уровень;
5. вкусы;
6. привычки;
7. интересы;
8. образование;
9. профессия;
10. состав и возраст членов семьи.
§6. Проверим себя. Задание №4
Какова связь между доходом и потреблением?
Ответ:
Потребление напрямую зависит от дохода. Чем выше доход, тем больше ты можешь потреблять и наоборот.
§6. Проверим себя. Задание №5
Для чего нужны сбережения?
Ответ:
Сбережения − это накапливаемая часть доходов, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.
За счёт сбережений можно приобретать дорогостоящие товары, на которые невозможно выделить деньги из месячного дохода семьи, например, на квартиру, автомобиль, оплату учёбы в вузе и т. д. Помогают сбережения и людям, вышедшим на пенсию.
§6. Проверим себя. Задание №6
Как правильно составлять семейный бюджет?
Ответ:
Чтобы правильно составить семейный бюджет, необходимо создать таблицу, которая состоит из доходов и расходов. Также определить период времени, на который составляется семейный бюджет (например, месяц).
При составлении семейного бюджета:
1. учитываются все доходы семьи;
2. расписываются обязательные расходы, без которых нельзя обойтись (расходы на лекарства, квартплату, оплату коммунальных услуг, еда и т.д.) и произвольные расходы, без которых обойтись можно (они у всех разные).
§6. Проверим себя. Задание №7
Что даёт человеку или семье финансовый план?
Ответ:
Финансовый план позволяет определить, какую финансовую цель человек или семья может перед собой поставить, на каких затратах может экономить, из каких источников будут формироваться доходы и сколько времени потребуется на достижение поставленной цели.
§6. Проверим себя. Задание №8
Зачем нужна «подушка безопасности»?
Ответ:
«Подушка безопасности» необходима на случай резкого падения доходов или появления значительных непредвиденных расходов. Скажем, если кто−либо из членов семьи останется без работы, или кому−то понадобится дорогостоящее лечение, или появится необходимость срочно сделать капитальный ремонт жилья.
«Подушкой безопасности» принято считать запас денежных средств, равный сумме расходов человека или семьи, как минимум, за 3 месяца.
§6. Проверим себя. Задание №9
Что относится к активам, а что − к пассивам?
Ответ:
Активы − это любое имущество, которое может приносить доход или от продажи которого можно выручить деньги. Квартира или дом могут приносить доход, если они сдаются в аренду или если их можно продать.
Пассивы − долговые обязательства по выплате суммы долга (кредит, заёмные деньги).
§6. Проверим себя. Задание №10
Может ли школьник вносить личный вклад в доходы семьи, или же он в силу возраста исключительно потребитель?
Ответ:
Школьник может вносить личный вклад в доходы семьи. Ребёнок с 14 лет, в свободное от учёбы время, может работать неполный рабочий день (например, раздавать листовки).
§6. В классе и дома. Задание №1
Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?
Ответ:
Я считаю, что «жить по средствам» это означает жить на те деньги, которые ты заработал за месяц, не влезать в долги и кредиты, правильно планировать свой бюджет.
§6. В классе и дома. Задание №2
Оцени свои покупки за последнюю неделю или месяц. С какими потребностями они были связаны? Какие из них можно назвать произвольными, а какие − обязательными? Заведи тетрадь или компьютерную программу для учёта расходов.
Ответ:
За последнюю неделю я покупала продукты питания, принадлежности для учёбы (тетради, ручки и ластик) и крем для лица.
Мои покупки были связаны с биологическими и духовными потребностями.
Покупка продуктов питания и принадлежностей для учёбы − обязательные. Покупка крема для лица − произвольные.
§6. В классе и дома. Задание №3
Развитие домохозяйств связано с пользованием землёй, включая такие формы подсобного хозяйства, как дача, огород, приусадебный участок. Чем, по−твоему, отличается садово−огородная деятельность городских жителей от сельскохозяйственного производства на приусадебных участках жителей сельской местности?
Ответ:
Садово−огородная деятельность городских жителей отличается от сельскохозяйственного производства на приусадебных участках жителей сельской местности:
1. размерами участка (у городских жителей участки намного меньше, чем у жителей сельской местности);
2. целями (сельские жители выращивают не только для собственного потребления, но и для продажи).
§6. В классе и дома. Задание №4
Василию Петрову купили смартфон последней модели несмотря на то, что предыдущая модель продолжала исправно работать и по набору функций почти не отличалась от новой. Можно ли назвать эту покупку рациональной тратой денег?
Ответ:
Эту покупку рациональной тратой денег назвать нельзя. В покупке не было практического смысла. Предыдущая модель телефона продолжала исправно работать и по набору функций почти не отличалась от новой. Это произвольная трата денег, которую можно было отложить.
§6. В классе и дома. Задание №5
Определи свою реально достижимую финансовую цель на год вперёд (это может быть вещь или услуга, стоимость которой должна быть выражена в деньгах). Составь свой личный финансовый план по достижению этой цели с учётом своих реальных доходов (карманных денег, подарков и т. д.) и расходов.
Ответ:
Моя финансовая цель на год вперёд − планшет Samsung Galaxy. Его стоимость 15000 рублей.
Мои доходы:
Каждую неделю родители дают мне 300 рублей на карманные расходы.
Я могу попросить, чтобы на праздники мне дарили деньги, а не подарки.
В итоге, если я не буду тратить свои карманные деньги, то за год я накоплю 14400 рублей. Также нужно помнить, что в течение года я обязательно захочу что−нибудь себе купить, поэтому каждый месяц мне нужно откладывать 1000 рублей. Плюс нужно будет отложить все подаренные деньги на день рождение и другие праздники. И я думаю, что моя финансовая цель будет достигнута.
§6. В классе и дома. Задание №6
Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.
Ответ:
Моя мама работает врачом в больнице. Врачом она решила стать, потому что врачами были её мама и папа. Когда моя мама была ещё маленькая, родители часто брали её с собой на работу. Моей маме очень нравилось играть в больницу, где она была врачом и лечила больных. Повзрослев она решила продолжить дело своих родителей. После школы она поступила в медицинский институт, закончила его и теперь работает врачом в больнице. Моя мама хороший врач. Я тоже мечтают стать врачом, как моя мама.
Мой папа работает машинистом пассажирского поезда. Он рассказал мне, что пошёл учиться на машиниста пассажирского поезда, потому что машинистом был его папа. Он приводил его с собой на работу и всё показывал. Окончив школу, мой папа поступил в железнодорожный институт. Теперь он перевозит людей. У моего папы ответственная работа.
§6. В классе и дома. Задание №7
В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний на свои средства провела выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести? Что выставка помогает понять молодым людям, посетившим её?
Ответ:
Смысл организации этой выставки прост: нужно показать людям, что они важны для компании.
Люди, поняв свою ценность и пользу, будут работать еще лучше и, возможно, в дальнейшем привлекут на работу в эту компанию своих детей, родных.
Молодые люди, посетив эту выставку, могут понять, что эта компания работает уже много лет (то есть ей присуща стабильность). Можно не бояться, что она закроется и придётся искать другую работу.