Содержание
- Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
- §1. Словосочетание
- Схемы словосочетаний
- §2. Виды синтаксической связи в словосочетании
- Проба сил
- Русский язык
- Теоретические основы
- В чем заключается суть словосочетания. Толкование термина
- Признаки словосочетания. Отличие данной единицы речи от предложения
- Построение словосочетаний. Формулы и схемы
- Характеристика словосочетаний
- Виды словосочетаний. Критерии объединения в группы
- Виды связи слов в словосочетании. Подчинительная связь
- Синтаксический разбор единицы речи
- Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий
- Синтаксический разбор предложения. Особенности
- Применение теории на практике
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»
- ОГЭ по русскому языку 2020 «Словосочетание». Основы задания
- Принцип задания 4
Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
§1. Словосочетание
Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером , голубым озером , долго любоваться.
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго — главное слово любоваться
В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
любоваться озером : главное слово – глагол любоваться , значит, словосочетание глагольное
озером голубым : главное слово – имя существительное озером , значит, словосочетание именное
любоваться долго : главное слово – глагол любоваться , значит, словосочетание глагольное
три сына : главное слово – имя числительное три , значит, словосочетание именное
очень скоро : главное слово – наречие скоро , значит, словосочетание наречное
Схемы словосочетаний
Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
любоваться долго – глагол + наречие
§2. Виды синтаксической связи в словосочетании
В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.
Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
озером голубым – согласование,
любоваться озером – управление,
любоваться долго – примыкание.
Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:
Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:
Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:
Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Источник
Русский язык
Теоретические основы
Для того чтобы сделать свою речь грамотнее, всегда для начала следует знакомиться с теорией. Существуют некоторые определения и правила, которые характеризуют словосочетание как единицу языка.
В чем заключается суть словосочетания. Толкование термина
Лингвистическое значение словосочетания можно найти в различных вариациях и источниках. Но при этом суть данного термина не изменяется. Ушаков дал следующее толкование словосочетанию:
«Два или несколько слов, связанных между собой грамматически».
А вот Большой энциклопедический словарь дает немного видоизмененное определение:
«Простейшая непредикативная, в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи».
Самое главное, что смысл в этих терминах один. Таким образом, словосочетание – это единица синтаксиса, которая состоит из нескольких слов и имеет грамматическую связь. Слова и словосочетания имеют большое значение для русского языка, поэтому необходимо всегда правильно употреблять их в своей речи.
Часто в задании просят записать словосочетание. Сделать это не составит труда, если знать, как оно выглядит.
Красивое платье, мало счастья, сделано с любовью.
Признаки словосочетания. Отличие данной единицы речи от предложения
Также необходимо ознакомиться с характеристикой данной единицы синтаксиса. Всегда предмет и его признак становятся основой словосочетания. Это и является главной составляющей данной языковой частицы.
Главные признаки словосочетания:
- составляющие словосочетания – только самостоятельные части речи, грамматическая основа не может быть этой единицей;
- зависимость частей словосочетания друг от друга;
- наличие подчинительной связи между компонентами;
- существование зависимого и главного слов;
- присутствует смысл;
- нет законченности.
Из словосочетаний в дальнейшем строится предложение. Можно сказать, что эта единица синтаксиса выступает строительным материалом, из которого потом будет сделан фундамент уже более структурному элементу – предложению.
Словосочетание и предложение сильно отличаются друг от друга. Главное свойство словосочетания – часть предложения, из которого потом строится грамматически целостное и интонационно законченное высказывание. Ранее это просто обрывки фраз. Поэтому важно отличать эти две единицы синтаксиса
Раннее утро, отправиться налегке, одинокий путешественник
Ранним утром одинокий путешественник налегке отправился в путь.
Невозможно не заметить кардинальную разницу между этими случаями. Определенные словосочетания помогают собрать из слов предложение.
Построение словосочетаний. Формулы и схемы
Чтобы никогда не ошибаться в построении этой единицы синтаксиса, достаточно запомнить одну простую схему. Построение словосочетаний и предложений значительно различаются по своей структуре. В данном случае комбинировать слова можно в различных вариациях, но принцип всегда будет следующим:
Отсюда можно выяснить, по принципу какой связи словосочетание построено и к какому виду его можно отнести.
Для начала необходимо выбрать слово, которое нужно описать. Если это небо, то к нему можно подобрать прилагательные. Светлое небо, ясное небо, лазурное небо. Также в пару к нему никто не запрещает взять другое существительное. Небо и звезды, небо и солнце. Такие комбинации можно делать со всеми предметами, явлениями и вещами, которые окружают человека. Главное помнить структуру и признаки этой единицы речи.
Характеристика словосочетаний
Эту единицу синтаксиса можно описать по различным критериям. Словосочетание имеет несколько видов и форм, которые отличают их друг от друга. Поэтому важно научиться видеть их особенности.
Виды словосочетаний. Критерии объединения в группы
Часто просят указать вид словосочетания. С этим могут возникнуть трудности, если не разобраться с характеристикой. Можно выделить различные группы, которые отражают видовую классификацию данной единицы синтаксиса.
Основные виды словосочетаний:
Таким образом, характеристика словосочетания складывается из нескольких аспектов и критериев, по которым потом можно правильно определить его вид.
Провести мероприятие. Глагольное, простое, свободное.
Пример показывает, какой вид словосочетания отражен в данном контексте.
Виды связи слов в словосочетании. Подчинительная связь
Типы связи между словами в словосочетании также играют важную роль в характеристике данной речевой единицы. Они бывают трех видов:
Рассмотрим виды связи слов более подробно
Согласование (Какой? Который? Чей?)
Обозначает признак главного слова или существенную и важную характеристику. Зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Синее море, кожаное платье, рваный рукав.
Управление (вопросы косвенных падежей)
Главное слово управляет зависимым и ставит его в определенный падеж. Зависимое слово изменениям не поддается. Терять друзей, закрывать окно, нести счастье.
Примыкание (как?)
К зависимым словам относятся только неизменяемые части речи, отвечающие на обстоятельственные вопросы, а также включающие местоимения их, ее, его. Его сумка, мало побегал, строго запретили.
Виды связи между словами в словосочетании позволяют определить, как одна единица подчинена другой. Это значительно облегчает построение грамотного и осмысленного предложения.
Виды подчинительной связи в словосочетаниях можно увидеть на примере:
Поздний вечер раскроет тайну, которую долго скрывала Мария.
Поздний вечер – согласование, раскроет тайну – управление, долго скрывала – примыкание.
Синтаксический разбор единицы речи
Каждый компонент языка можно разобрать синтаксически. Для этого достаточно знать простую характеристику и теоретические основы.
Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий
Проводить синтаксический разбор речи необходимо для установления ее главных свойств. Делать это можно со всеми частями и единицами. То же касается и предложения.
Полный синтаксический разбор словосочетания осуществляется по следующей схеме:
- Словосочетание;
- 1. Сама единица речи с вопросом
- Вид связи;
- Средство связи
- Грамматическое значение.
Таким образом, решая орфографические задачи, можно подробно расписать каждую единицу речи. Это помогает детально изучить все признаки.
Синтаксический разбор словосочетаний:
- Словосочетание;
- 1. Солнце (какое?) вечернее;
- Согласование;
- Зависимое прилагательное.
III. Грамматическое значение – предмет и его признак.
- Словосочетание
- 1. Пришел (когда?) поздно;
- Примыкание;
- Неизменяемое наречие.
III. Грамматическое значение – действие и его признак.
Также необходимо помнить о графическом обозначении составляющих словосочетания. Они показаны в примерах. Подчеркивание играет важную роль в разборе: оно позволяет не запутаться при определении основных свойств единицы.
Теперь провести синтаксический разбор словосочетания не составит трудностей. Главное не запутаться в определении вида и связи – нельзя путать эти понятия между собой.
Синтаксический разбор предложения. Особенности
Выполнить синтаксический разбор предложения требуют намного чаще. Зная всю теорию об этой части языка, остается только следовать определенному алгоритму:
- выявление главных и второстепенных членов, их графическое обозначение;
- определение частей речи, которыми выражены компоненты;
- характеристика предложения;
- построение схемы и включение всех распространенных компонентов в нее.
Образец разбора предложения
Подробный разбор предложения можно увидеть на этом примере:
Применение теории на практике
Существует много заданий на заданную тему. Синтаксические единицы языка переплетаются между собой, поэтому очень важно не только отличать их виды, но и выявлять связь между словами.
Согласование
Запомнить! Всегда есть описание главного слова, выделение его признака или свойства. Например, если это сумка, то она может быть кожаная, черная, большая и т.д.
1) Во дворе слышны громкие голоса детворы.
Описание голосов, согласование
2) Мелодичное пение птиц не сравнится ни с какими другими звуками природы.
Характеристика пения, согласование
3) После дождя на небе появилась лучезарная радуга.
Показано свойство радуги, согласование
Связь между словами выражена зависимым прилагательным, что и характерно для данного вида.
Управление
Запомнить! В этой категории главными словами выступают только глаголы и их формы, связи синтаксических единиц обусловлены зависимыми словами, отвечающими на падежные вопросы.
1) Заправлять постель необходимо каждое утро.
Отвечает на вопрос винительного падежа, управление
2) Мама с детства приучила меня мыть руки перед едой.
Вопрос винительного падежа, управление
3) Я очень хотел увидеть маму перед отъездом.
Отвечает на вопрос винительного падежа, управление
Таким образом, синтаксические единицы соединены падежными вопросами.
Примыкание
Запомнить! Здесь важно обращать внимание на зависимые слова. Если есть местоимения ее, его, их – смело можно называть вид связи. Также характерной чертой является наречие, которое является неизменным зависимым словом.
1) Ее велосипед нравился всем во дворе.
Вспомогательное слово ее, примыкание
2) Времени, как всегда, было мало на выполнение всех дел.
Неизменяемое наречие, примыкание
3) Становилось жарко, и все постепенно покидали пляж.
Наличие наречия, которое не изменяется, примыкание
Следовательно, для определения видов подчинительной связи в словосочетаниях, необходимо знать лишь характерные и ключевые признаки каждого типа.
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»
Для учащихся 9 классов близится Основной Государственный экзамен, который станет настоящей проверкой знаний школьной программы, пройденной за 9 лет.
ОГЭ по русскому языку 2020 «Словосочетание». Основы задания
Словосочетание дано в задании 4 ОГЭ. Основной задачей данного упражнения является изменение связи между членами этой единицы синтаксиса. Для этого необходимо комбинировать все полученные теоретические знания о словосочетании.
Синтаксический анализ также важен для ОГЭ. Необходимо проводить его на черновике, чтобы знать как переделать данный случай под другое средство связи.
Принцип задания 4
В 2020 году это упражнение для сдающих осталось неизменным. Нужно переделать связь от согласования к управлению или наоборот. Участвуют все типы связи, они могут комбинироваться в различных формах и образах.
Разберемся на примерах и попробуем решить некоторые задания в формате экзамена.
Источник
§1. Словосочетание
Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться.
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго – главное слово любоваться
В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
- именные
- глагольные
- наречные
любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное
Схемы словосочетаний
Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
любоваться долго – глагол + наречие
§2. Виды синтаксической связи в словосочетании
В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.
Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
- согласование
- управление
- примыкание
Примеры:
озером голубым – согласование,
любоваться озером – управление,
любоваться долго – примыкание.
Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:
Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:
Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:
Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Является ли словосочетание единицей синтаксиса?
- да
- нет
-
Равноправны ли слова в словосочетании?
- да
- нет
-
Какая связь объединяет слова в словосочетание?
- сочинительная
- подчинительная
-
Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?
- да
- нет
-
Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?
- любить
- литературу
-
Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?
- классической
- музыкой
-
Какое слово является главным в словосочетании много читать?
- много
- читать
-
Определи тип словосочетания хорошего настроения?
- именное
- глагольное
- наречное
-
Определи тип словосочетания построили дорогу?
- именное
- глагольное
- наречное
-
Определи тип словосочетания очень быстро?
- именное
- глагольное
- наречное
Правильные ответы:
- да
- нет
- подчинительная
- нет
- любить
- музыкой
- читать
- именное
- глагольное
- наречное
Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
§1. Словосочетание
Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером , голубым озером , долго любоваться.
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго — главное слово любоваться
В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
любоваться озером : главное слово – глагол любоваться , значит, словосочетание глагольное
озером голубым : главное слово – имя существительное озером , значит, словосочетание именное
любоваться долго : главное слово – глагол любоваться , значит, словосочетание глагольное
три сына : главное слово – имя числительное три , значит, словосочетание именное
очень скоро : главное слово – наречие скоро , значит, словосочетание наречное
Схемы словосочетаний
Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
любоваться долго – глагол + наречие
§2. Виды синтаксической связи в словосочетании
В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.
Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
озером голубым – согласование,
любоваться озером – управление,
любоваться долго – примыкание.
Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:
Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:
Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:
Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры
Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.
Члены предложения: с чего начать?
Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.
Вам будет интересно: Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Построение элементарных схем
Вам будет интересно: Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
- Ребята гуляют. I________.
- Мама моет посуду. I________.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
- На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
- Дети катаются на санках. I___ ____ __ ____.
- Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
- Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
- Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
- Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
- Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
- Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Алгоритм построения схемы
«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.
Учащиеся следуют такому алгоритму:
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Что нужно запомнить: примеры
Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.
Вот несколько примеров:
- Я пою. I___ ___.
- Мама печет пироги. I___ ___ ___.
- Дети гуляют на улице. I___ ___ _ ____.
- Белый снег лежит красивым ковром. I___ ___ ___ ___ ___.
Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.
- Какие красивые цветы! I___ ___ ___!
- Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ___ ___ ___ ___ ___?
- Как ярко светит солнце! I___ ___ ___ ___!
- Где лежит твой пенал? I___ ___ ___ ___?
Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.
- В классе учится Никита. I_ ___ ___ I___ .
- Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ .
Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое:
Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
Слово с предлогом:
у окна, возле дома.
Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
Устойчивые выражения (фразеологизмы):
Сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
источники:
http://1ku.ru/obrazovanie/76795-kak-sostavit-shemu-predlozhenija-v-1-m-klasse-pravila-i-primery/
http://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/slovosochetanie.html
вернуться на главную, перейти на стр. «Синтаксис словосочетаний«, «Синтаксический разбор«, «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях»
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Пример:
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
×——————-↓ ×—————-↓ ×———————-↓
тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
- Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным: три товарища, пятеро из нас;
местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
- Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
- Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
- Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
- Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
- Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
- Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
- Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
- Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. - Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
- Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Несвободные словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. «Синтаксис словосочетаний«, «Синтаксический разбор«, «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях«
План урока:
Теоретические основы
Характеристики словосочетаний
Синтаксический разбор единицы речи
Применение теории на практике
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»
Теоретические основы
Для того чтобы сделать свою речь грамотнее, всегда для начала следует знакомиться с теорией. Существуют некоторые определения и правила, которые характеризуют словосочетание как единицу языка.
В чем заключается суть словосочетания. Толкование термина
Лингвистическое значение словосочетания можно найти в различных вариациях и источниках. Но при этом суть данного термина не изменяется. Ушаков дал следующее толкование словосочетанию:
«Два или несколько слов, связанных между собой грамматически».
А вот Большой энциклопедический словарь дает немного видоизмененное определение:
«Простейшая непредикативная, в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи».
Самое главное, что смысл в этих терминах один. Таким образом, словосочетание – это единица синтаксиса, которая состоит из нескольких слов и имеет грамматическую связь. Слова и словосочетания имеют большое значение для русского языка, поэтому необходимо всегда правильно употреблять их в своей речи.
Часто в задании просят записать словосочетание. Сделать это не составит труда, если знать, как оно выглядит.
Пример:
Красивое платье, мало счастья, сделано с любовью.
Признаки словосочетания. Отличие данной единицы речи от предложения
Также необходимо ознакомиться с характеристикой данной единицы синтаксиса. Всегда предмет и его признак становятся основой словосочетания. Это и является главной составляющей данной языковой частицы.
Главные признаки словосочетания:
- составляющие словосочетания – только самостоятельные части речи, грамматическая основа не может быть этой единицей;
- зависимость частей словосочетания друг от друга;
- наличие подчинительной связи между компонентами;
- существование зависимого и главного слов;
- присутствует смысл;
- нет законченности.
Из словосочетаний в дальнейшем строится предложение. Можно сказать, что эта единица синтаксиса выступает строительным материалом, из которого потом будет сделан фундамент уже более структурному элементу – предложению.
Словосочетание и предложение сильно отличаются друг от друга. Главное свойство словосочетания – часть предложения, из которого потом строится грамматически целостное и интонационно законченное высказывание. Ранее это просто обрывки фраз. Поэтому важно отличать эти две единицы синтаксиса
Пример словосочетаний
Раннее утро, отправиться налегке, одинокий путешественник
Пример предложения
Ранним утром одинокий путешественник налегке отправился в путь.
Невозможно не заметить кардинальную разницу между этими случаями. Определенные словосочетания помогают собрать из слов предложение.
Построение словосочетаний. Формулы и схемы
Чтобы никогда не ошибаться в построении этой единицы синтаксиса, достаточно запомнить одну простую схему. Построение словосочетаний и предложений значительно различаются по своей структуре. В данном случае комбинировать слова можно в различных вариациях, но принцип всегда будет следующим:
Отсюда можно выяснить, по принципу какой связи словосочетание построено и к какому виду его можно отнести.
Для начала необходимо выбрать слово, которое нужно описать. Если это небо, то к нему можно подобрать прилагательные. Светлое небо, ясное небо, лазурное небо. Также в пару к нему никто не запрещает взять другое существительное. Небо и звезды, небо и солнце. Такие комбинации можно делать со всеми предметами, явлениями и вещами, которые окружают человека. Главное помнить структуру и признаки этой единицы речи.
Характеристика словосочетаний
Эту единицу синтаксиса можно описать по различным критериям. Словосочетание имеет несколько видов и форм, которые отличают их друг от друга. Поэтому важно научиться видеть их особенности.
Виды словосочетаний. Критерии объединения в группы
Часто просят указать вид словосочетания. С этим могут возникнуть трудности, если не разобраться с характеристикой. Можно выделить различные группы, которые отражают видовую классификацию данной единицы синтаксиса.
Основные виды словосочетаний:
Таким образом, характеристика словосочетания складывается из нескольких аспектов и критериев, по которым потом можно правильно определить его вид.
Пример
Провести мероприятие. Глагольное, простое, свободное.
Пример показывает, какой вид словосочетания отражен в данном контексте.
Виды связи слов в словосочетании. Подчинительная связь
Типы связи между словами в словосочетании также играют важную роль в характеристике данной речевой единицы. Они бывают трех видов:
Рассмотрим виды связи слов более подробно
Согласование (Какой? Который? Чей?)
Обозначает признак главного слова или существенную и важную характеристику. Зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Синее море, кожаное платье, рваный рукав.
Управление (вопросы косвенных падежей)
Главное слово управляет зависимым и ставит его в определенный падеж. Зависимое слово изменениям не поддается. Терять друзей, закрывать окно, нести счастье.
Примыкание (как?)
К зависимым словам относятся только неизменяемые части речи, отвечающие на обстоятельственные вопросы, а также включающие местоимения их, ее, его. Его сумка, мало побегал, строго запретили.
Виды связи между словами в словосочетании позволяют определить, как одна единица подчинена другой. Это значительно облегчает построение грамотного и осмысленного предложения.
Виды подчинительной связи в словосочетаниях можно увидеть на примере:
Поздний вечер раскроет тайну, которую долго скрывала Мария.
Поздний вечер – согласование, раскроет тайну – управление, долго скрывала – примыкание.
Синтаксический разбор единицы речи
Каждый компонент языка можно разобрать синтаксически. Для этого достаточно знать простую характеристику и теоретические основы.
Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий
Проводить синтаксический разбор речи необходимо для установления ее главных свойств. Делать это можно со всеми частями и единицами. То же касается и предложения.
Полный синтаксический разбор словосочетания осуществляется по следующей схеме:
- Словосочетание;
- 1. Сама единица речи с вопросом
- Вид связи;
- Средство связи
- Грамматическое значение.
Таким образом, решая орфографические задачи, можно подробно расписать каждую единицу речи. Это помогает детально изучить все признаки.
Синтаксический разбор словосочетаний:
1) вечернее солнце;
2) пришел поздно.
- Словосочетание;
- 1. Солнце (какое?) вечернее;
- Согласование;
- Зависимое прилагательное.
III. Грамматическое значение – предмет и его признак.
- Словосочетание
- 1. Пришел (когда?) поздно;
- Примыкание;
- Неизменяемое наречие.
III. Грамматическое значение – действие и его признак.
Графический разбор
Также необходимо помнить о графическом обозначении составляющих словосочетания. Они показаны в примерах. Подчеркивание играет важную роль в разборе: оно позволяет не запутаться при определении основных свойств единицы.
Теперь провести синтаксический разбор словосочетания не составит трудностей. Главное не запутаться в определении вида и связи – нельзя путать эти понятия между собой.
Синтаксический разбор предложения. Особенности
Выполнить синтаксический разбор предложения требуют намного чаще. Зная всю теорию об этой части языка, остается только следовать определенному алгоритму:
- выявление главных и второстепенных членов, их графическое обозначение;
- определение частей речи, которыми выражены компоненты;
- характеристика предложения;
- построение схемы и включение всех распространенных компонентов в нее.
Образец разбора предложения
Подробный разбор предложения можно увидеть на этом примере:
Пример разбора
Применение теории на практике
Существует много заданий на заданную тему. Синтаксические единицы языка переплетаются между собой, поэтому очень важно не только отличать их виды, но и выявлять связь между словами.
Согласование
Запомнить! Всегда есть описание главного слова, выделение его признака или свойства. Например, если это сумка, то она может быть кожаная, черная, большая и т.д.
1) Во дворе слышны громкие голоса детворы.
Голоса (какие?) громкие
Описание голосов, согласование
2) Мелодичное пение птиц не сравнится ни с какими другими звуками природы.
Пение (какое?) мелодичное
Характеристика пения, согласование
3) После дождя на небе появилась лучезарная радуга.
Радуга (какая?) лучезарная
Показано свойство радуги, согласование
Связь между словами выражена зависимым прилагательным, что и характерно для данного вида.
Управление
Запомнить! В этой категории главными словами выступают только глаголы и их формы, связи синтаксических единиц обусловлены зависимыми словами, отвечающими на падежные вопросы.
1) Заправлять постель необходимо каждое утро.
Заправлять (что?) постель
Отвечает на вопрос винительного падежа, управление
2) Мама с детства приучила меня мыть руки перед едой.
Мыть (что?) руки
Вопрос винительного падежа, управление
3) Я очень хотел увидеть маму перед отъездом.
Увидеть (кого?) маму
Отвечает на вопрос винительного падежа, управление
Таким образом, синтаксические единицы соединены падежными вопросами.
Примыкание
Запомнить! Здесь важно обращать внимание на зависимые слова. Если есть местоимения ее, его, их – смело можно называть вид связи. Также характерной чертой является наречие, которое является неизменным зависимым словом.
1) Ее велосипед нравился всем во дворе.
Велосипед (чей?) ее
Вспомогательное слово ее, примыкание
2) Времени, как всегда, было мало на выполнение всех дел.
Времени (как?) мало
Неизменяемое наречие, примыкание
3) Становилось жарко, и все постепенно покидали пляж.
Становилось (как?) жарко
Наличие наречия, которое не изменяется, примыкание
Следовательно, для определения видов подчинительной связи в словосочетаниях, необходимо знать лишь характерные и ключевые признаки каждого типа.
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»
Для учащихся 9 классов близится Основной Государственный экзамен, который станет настоящей проверкой знаний школьной программы, пройденной за 9 лет.
ОГЭ по русскому языку 2020 «Словосочетание». Основы задания
Словосочетание дано в задании 4 ОГЭ. Основной задачей данного упражнения является изменение связи между членами этой единицы синтаксиса. Для этого необходимо комбинировать все полученные теоретические знания о словосочетании.
Синтаксический анализ также важен для ОГЭ. Необходимо проводить его на черновике, чтобы знать как переделать данный случай под другое средство связи.
Принцип задания 4
В 2020 году это упражнение для сдающих осталось неизменным. Нужно переделать связь от согласования к управлению или наоборот. Участвуют все типы связи, они могут комбинироваться в различных формах и образах.
Разберемся на примерах и попробуем решить некоторые задания в формате экзамена.