Как правильно составить синквейн по обществознанию

Синквейн  как  методический прием на уроках обществознания

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от обучающегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать обучающихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Примеры синквейнов по обществознанию

Политика.
Внутренняя, внешняя.
Устанавливает, достигает, выполняет.
Искусство управления государством.
Власть.

Закон

Строгий, справедливый.

Соблюдается, нарушается, наказывает.

Закон одинаков для всех.

Правило.

Общество

Человеческое, разнообразное.

Отражает, показывает, помогает.

Это часть мира.

Группы людей.

Выбор

Трудный, правильный.

Направляет, указывает, обязывает.

Выбор есть всегда.

Решение.

Закон

Справедливый, обязательный.

Разрешает, осуждает, наказывает.

Сборник правил.

Ответственность.

Право

Юридическое, справедливое,

Регулирует, устанавливает, указывает.

Система правил поведения в обществе.

Предписание.

Семья

Дружная, крепкая.

Живут, поддерживают, помогают.

Семья является общественной ячейкой.

Родственники.

Гражданин

Активный, отзывчивый.

Помогает, трудится, защищает.

Он любит свою Родину.

Патриот.

Предлагаю несколько примеров синквейна по предмету “Обществознание”.

1).

Обществознание.

Полезная, доступная.

Обогащает, развивает, обучает,

Изучает развитие общества.

Наука.

2).

Предмет

Важный, школьный.

Преподается, изучается, спрашивается.

Наука об обществе.

Обществознание.

3).

Учитель

Мудрый, строгий.

Преподает, экзаменует, рассказывает.

Интересный школьный предмет

Обществознание.

4).

Урок

Долгий, нудный.

Тянется, замедлился, утомил.

Нелюбимый предмет ученика

Обществознание.

4).

Наука

Комплексная, многогранная.

Интересует, публикует, увлекает.

Объединяет другие общественные науки.

Обществознание.

5).

Знания

Прочные, надежные.

Получают, изучают, закрепляют.

Помогают школьникам сдать ЕГЭ по предмету

Обществознание.

Применение синквейна на уроках истории и обществознания как одного
из приёмов  технологии критического мышления

                                                              
                                                   Ликшина Анна Дмитриевна,
учитель      

                                                                   
                                              истории МБОУ «СОШ №7»

                           
                                                                                      города
Зимы Иркутской области                                  

   
   Современное общество быстро меняется, время требует от педагога
воспитания личности, способной усваивать большие объёмы информации. Поэтому
учителю нужно использовать приемы и методы, которые способствуют развитию
личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять
главное, обобщать, классифицировать и систематизировать получаемые знания.

   
  Одной из современных образовательных технологий, широко применяемой в
школе, является технология развития критического мышления, она предлагает
большой набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у
детей  навыки критического мышления. К таким приемам относятся и синквейн.
Он на протяжении долгого времени не теряет свой актуальности, которая заключается
в следующем: помогает ученику в анализе информации, кратком изложении  идеи,
чувства и представления  о чем-либо или о ком-либо в нескольких словах.

   
 В своей практике я часто использую работу с синквейном на уроках истории
и обществознания.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти
 строк,
которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

Первая строка: тема синквейна, выраженная существительным или
местоимением.

Вторая строка: характеристика темы двумя словами – прилагательными
или причастиями.

Третья строка: раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).

Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая
сложная часть синквейна).

Пятая строка: синоним первой строки, итог всей темы.

Лаконичность формы синквейна развивает способность резюмировать
информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких
выражениях, что поначалу вызывает затруднение у детей. Также его используют для
синтезирования сложной информации. Составление синквейна требует от учащегося
умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать
выводы, обобщать изученный материал, для этого ребёнок должен обладать
знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его, пользуясь
определёнными  правилами .

Синквейн 
может быть использован на разных стадиях урока:

–  на
стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и
систематизации материала;

–  на
стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

– на стадии
рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного
материала.        

На уроке синквейн можно использовать как средство для проверки
понятийного аппарата; на стадии рефлексии на любом уроке; и как заключительное
задание по пройденному материалу  на повторительно – обобщающих уроках.

Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна: 
с
инквейн я предлагаю чаще всего как индивидуальное самостоятельное задание;
а также, особеннокогда учу этому приёму, для работы в парах; реже как
коллективное творчество, как одно из заданий при групповой работе. Обычно
синквейн использую на стадии рефлексии, хотя он может быть дан и как
нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны можно
применить в качестве:

1)
инструмента для понимания сложной информации;

2) способа
оценки понятийного запаса учащихся;

3) средства
развития творческой выразительности;

4) способа
выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Существует несколько разновидностей синквейна, но я в своей
практике чаще всего использую  дидактический,  у которого есть определённые правила
написания
:

первая строка –  одно слово, обычно существительное,
отражающее тему синквейна;

вторая строка –  два слова, прилагательные, описывающие
основную мысль;

третья строка –  три слова, глаголы, описывающие действия
в рамках темы;

четвёртая
строка
 –  фраза из
нескольких (обычно четырёх) слов
, показывающая отношение к теме; таким
предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная
самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка –  слово-резюме или словосочетание,
связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию
темы, выражает личностное отношение пишущего к теме. Это так называемая
«ёлочка».

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет
гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем:
информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна
(памятка для учащихся).

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Примеры синквейнов  по истории, составленные учащимися 7
класса:

Иван Грозный

Талантливый, жестокий

Правил,развивал, управлял

Он хорошо играл в шахматы

Царь

Андрей Курбский

Прямолинейный, смелый

Писал,переводил,политизировал

Вёл многолетнюю переписку с
Иваном Грозным

современник

Примеры синквейна по обществознанию, составленные учащимися 7
класса

Экономика

Домашняя, государственная

Рассчитывает, распределяет,
потребляет

Рачительно ведёт домашнее
хозяйство

Наука

Обмен

Выгодный, равноценный

Существовал, процветал,
развивался

Взаимодействие между
различными людьми

Бартер

 Существуют
различные вариации заданий с использованием синквейна, позволяющие составить
разноплановые задания, подходящие для разных этапах урока и как дидактический
материал для контроля знаний.

Помимо
самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового
синквейна, возможны следующие варианты:

·        
из набора предложенных строк
составить синквейн;

·        
составить краткий рассказ по
готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

·        
как материал для дидактической
игры «Отгадай героя» (необходимо назвать исторический персонаж), «Отгадай
термин» (изученное понятие), «Живая картина» (историческое событие);

·        
коррекция и совершенствование
готового синквейна (в том числе как материал для задания «Найди ошибки», одна
из строк заранее содержит неправильные данные);;

·        
дополнение неполного синквейна
отсутствующей частью;

    Хорошо усвоив данный приём, ученики с удовольствием 
включаются в работу по написанию синквейнов. Это творческое задание позволяет
даже слабым учащимся проявить себя и усвоить материал.

    В заключении хочется отметить, что синквейн — на мой
взгляд, это уникальный и доступный приём, выполняющий не только творческую
функцию, но еще и функцию дидактического характера. Это методический прием дает
возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом
этапе урока. Проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций,
 это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство
творческого самовыражения, и  что очень важно создающий ситуацию успеха
для школьников, ведь  составление синквейна получается абсолютно у  всех!

Применение метода “Синквейн” на уроках обществознания

Автор: Гончарова Ольга Владимировна

Можно сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения, а особенно уроки истории и обществознания. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, используя традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс обучения развивающей средой. При анализе учебного текста, в целях обогащения субъектного опыта учащихся, используются разные приѐмы. К таким приемам можно отнести и синквейн. Актуальность приема «синквейн» заключается в следующем: она помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. 

После своего распространения синквейн использовался для дидактических целей, ведь благодаря этой стихотворной форме можно было избавиться от однообразной речи у ребенка. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Также его используют для синтезирования сложной информации. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать выводы, обобщение и синтез изученного материала, для этого он должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам (ключевая фраза).

Он может быть использован на разных стадиях урока:

– на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

– на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

– на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

На уроках истории и обществознания можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно – обобщающих уроках.

Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк. Существует несколько разновидностей синквейна. Мною используется дидактический, у которого есть определённые правила написания:

– первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

– вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

– третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

– четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

– пятая строка – слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. 

Синквейн – весьма эффективный прием в обучении. В чем же его эффективность и значимость? 

1. Простота. Синквейн могут составить все. 

2. Критическое мышление. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности. 

3. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их). 

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего тем, что он: 

• открывает новые творческие интеллектуальные возможности;

• способствует обогащению и актуализации словаря;

• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества);

• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

• используется для закрепления изученной темы;

• является игровым приемом.

Пример составления синквейна.

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. Напишите на нём цифры от 1 до 5 столбиком.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. На первый раз предложу вам тему я: «Закон», например.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 – напишите слово, обозначающее тему, т. е. название слово «Закон».

2. На 2-й строке – напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу – справедливый, строгий). 

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (соблюдается, защищается, действует). 

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи. (Закон обязателен для всех) 

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (Правило).

Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквейн я:

«Закон. Строгий, справедливый. Соблюдается, защищается, действует. Закон обязателен для всех. Правило!» 

Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2). 

На его основе можно составить разноплановые задания, которые можно использовать на различных этапах урока и как дидактический материал для контроля знаний.

Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны различные варианты, например, из набора предложенных строк составить можно синквейн (Мыслит, чувствует, развивается. Индивид. Личность. Многогранная, неповторимая. Личностью становятся в обществе). 

Один из вариантов:

Личность 

Многогранная, неповторимая

Мыслит, чувствует, развивается

Личностью становятся в обществе

Индивид

В заключение. Процесс написания синквейна очень нравится моим ребятам. Этот методический прием дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций, это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения, и что очень важно создающий ситуацию успеха для школьников, ведь его составление получается у всех. А творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют развитию креативного мышления современного школьника!

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема  или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».

Соответственно,первая строка –  «мыло».

Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.

Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.

Пример синквейна на тему «глагол»:

Глагол.

Возвратный, совершенный.

Описывает действие, спрягается, повелевает.

В предложении обычно бывает сказуемым.

Часть речи.

Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.

По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.

Пример синквейна на тему «лягушка»:

Лягушка.

Земноводная, хордовая.

Прыгает, мечет икру, ловит мух.

Видит только то, что движется.

Скользкая.

Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.

Например, синквейн на тему «война»  может быть таким:

Война.

Страшная, бесчеловечная.

Убивает, разоряет, жжет.

Мой прадед погиб на войне.

Память.

Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.

Добавить комментарий