Краткое описание
Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.
Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.
Каждый новый элемент происходит от предыдущего. Это позволило сделать специалистам вывод, что сформированная конструкция имеет универсальную иерархическую структуру. К примеру: в выстроенной цепи «приятный > неприятный > пренеприятный разговор» первое слово является логическим производным по отношению к «неприятный», а также мотивирующим для «пренеприятный».
Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.
В классической словообразовательной цепи здоровый > здоровенький > здоровенный > нездоровый > здороветь именно слово «здоровый» является непроизводным.
Техническая сторона
Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.
Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.
Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.
Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.
Предназначение словообразовательной цепи
Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:
- Необходимо выяснить, в какой именно цепи была нарушена важная для этого направления последовательность.
- Найти производящую форму.
- Опираясь на основные правила построить словообразовательную цепочку.
- Определить характерную мотивирующую основу.
- Установить, какое именно количество словообразовательных конструкций присутствует в конкретном гнезде.
Правильно сформированные словообразовательные цепи призваны объединить однокоренные элементы речи с идентичным смысловым значением, чтобы в итоге составить ещё одну последовательность, которую называют «гнездом». Это одно из самых важных понятий в системе поэтапного построения совершенно новых лексических форм. В словообразовательном направлении гнёзда представляют собой некую совокупность цепочек, благодаря которым происходить объединение речевых единиц с общим смыслом.
Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.
Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.
Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.
Особенности выбора однокоренных слов
Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.
Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:
- Когда речь касается морфологического словообразования, то приставки и суффиксы могут выполнять сразу две важные функции: играть ключевую роль в образовании отдельных слов, а также выражать важные грамматические значения. Многие специалисты практикуют совмещение этих функций.
- Сложение. Конкретная речевая единица может быть сформирована благодаря соединению двух слов. Специалисты допускают комбинирование производящей основы и ещё одной производящей основы. Сложение позволяет добавить к существующей схеме ещё и суффикс. Производящая основа в комбинации с соединительной гласной буквой (в некоторых случаях этот фрагмент может отсутствовать), а также мотивирующее слово. Наглядный пример слова без соединительной гласной — Калининград. Образование сложных по типу слов может происходить благодаря своеобразному сложению частично сокращённых основ.
- Универсальный лексико-семантический вариант. Взятое в качестве основы слово не меняет своей морфологической структуры, но может приобретать совершенно другой смысл.
- Классический морфолого-синтаксический вариант. Основное слово не подвержено каким-либо корректировкам, так как формирование новой единицы происходит благодаря переходу между разными частями речи. Для этого способа характерна адъективация (морфолого-синтаксический подспособ неморфологического способа словообразования). Для субстантивации свойственно формирование имени существительного из другого речевого направления. В эту категорию также можно отнести адвербиализацию, прономинализацию, а также переход в предлоги.
- Не менее значимым является лексико-синтаксический способ, когда происходит слияние двух и даже более единиц в одно слово.
Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.
Алгоритм действий
Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:
- Первым делом нужно поставить конкретное слово в исходную форму.
- Следует выделить все присутствующие аффиксы.
- Нужно определить способ формирования цепочки.
- Крайне важно найти семантическое значение речевого элемента (в этом случае может пригодиться словарь).
- На финальном этапе в ряду однокоренных единиц нужно подобрать производящее слово с похожим значением.
К примеру: нужно найти производящее для слова «родственники». Обязательно следует выделить аффиксы и корень: род-ств-енн-ик-и (корень — род; суффикс — ств; суффикс — енн; суффикс — ик; окончание — и). Для этого варианта свойственен суффиксальный способ словообразования. Остаётся определить семантическое значение: родственники — это лица, которые связаны кровным родством.
Важные нюансы
При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:
- Чаще всего основная часть нового элемента включает в себя множество различных аффиксов, чего нельзя сказать о мотивирующем слове.
- Нужно уметь различать классический формообразовательный и словообразовательный типы разборов. Основной целью последнего является максимально точный анализ предварительно составленной цепи новых лексических единиц. А вот формообразовательный разбор полностью направлен на определение всех форм слова.
- В тех речевых парах, которые призваны обозначать конкретных людей либо животных разного пола, производящим словом является существительное мужского рода (бывают исключения).
- Базовая часть возвратных глаголов формируется от невозвратных слов.
Прилагательное в словообразовании наречий на «о» выполняет функцию производящей единицы.
Поиск недостающей информации в словарях
Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.
Для закрепления изученной информации можно ознакомиться с алгоритмом составления словообразовательной цепи, взяв за основу слово «развеселиться». Схема действий:
- Из слова «развеселиться» нужно выделить префиксы, а также формообразующие суффиксы. Эта разновидность словообразования относится к приставочно-суффиксальному типу.
- Нужно определить аффиксы. В слове присутствуют следующие суффиксы: основной формообразующий «и», неопределённой формы — «ть», постфикс возвратной формы глагола «ся». Также присутствует корень — «весел», префикс — «раз».
- Нужно правильно выделить смысловую нагрузку: развеселиться — поднять настроение, стать весёлым.
- На финальном этапе нужно путём упрощения найти производящую единицу слова. Невозвратный тип глагола «развеселить» является мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться». Присутствующая приставка «раз» указывает на совершение действия с определённой интенсивностью.
В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.
Получить навык того, как правильно построить словообразовательную цепочку, очень важно. Это умение позволит проследить последовательность создания новой речевой единицы и в дальнейшем избежать грубых ошибок.
Производное и производящее слова
Все новообразованные речевые элементы в русском языке имеют производную основу. Словообразовательная цепочка сложных слов выстраивается на основе самой простой – производящей (мотивирующей) единицы. Она является базовой. Все вновь образованные слова являются производными (мотивированными). Это правило сохраняется во всех случаях образования новых речевых единиц.
Мотивированное слово имеет более сложную структуру в отношении к производящему. Это находит отражение в семантическом, морфологическом и стилистическом аспектах.
Рассмотрим словообразовательные цепочки – примеры производных и производящих элементов:
- Стакан <= под-стакан-ник, где стакан – мотивирующая единица. Подстаканник – производная.
- Бить <= вы-бить, где бить – производящее слово. Выбить – мотивированное.
Непроизводное (немотивированное) слово
В русском языке есть речевые единицы, которые не образованы от других слов, имеющих тот же корень. Про такие формы говорят, что они имеют непроизводную основу. Словообразовательная цепочка слова, имеющего немотивированную основу, может быть образована с такой единицей только следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей <= мотивированная форма. То есть базовым является слово, наиболее простое по составу.
Немотивированные речевые единицы, как правило, состоят из одного корня. Например: брат, стул, день.
Что такое словообразовательная цепочка
Мельчайшей единицей словообразования является производящая форма. На ее основе выстраиваются все связанные элементы. Словообразовательная цепочка представляет собой последовательность речевых форм, имеющих один корень. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего. То есть данная последовательность имеет иерархическую структуру.
Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим.
Рассмотрим пример. В цепочке ткать<= ткач<= ткачиха «ткач» является производным по отношению к «ткать», тогда как по отношению к «ткачиха» оно является мотивирующим.
Для чего нужна словообразовательная цепочка
Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усваивания.
Для формирования умения и закрепления навыков построения последовательностей уместно выполнять различные задания типа:
- составить словообразовательную цепочку заданного слова;
- найти производящую форму;
- определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность;
- выявить мотивирующую основу;
- определить, сколько словообразовательных цепочек в данном гнезде.
Словообразовательные гнезда
С помощью словообразовательных цепочек, объединяющих однокоренные единицы речи с общим смысловым значением, может быть составлена еще одна последовательность. Ее называют гнездом. Это самое обширное понятие в системе построения новых лексических форм.
Словообразовательные гнезда – это совокупность цепочек, объединяющих речевые единицы с общим смысловым значением. Важно учитывать не только общий корень, но и факт семантической близости. Вершиной словообразовательного гнезда является самая простая единица. Только выделив простейшее в ряду однокоренных речевых элементов, можно определить, сколько последовательностей на основании него можно построить.
Например, словообразовательная цепочка: лицо <= обезличить <= обезличивать образует гнездо с вереницей: лицо<= лицевой<= облицовывать. Речевая единица «лицо» является производным в данном гнезде.
Способы словообразования
Для того чтобы не допускать ошибок при составлении словообразовательных цепочек, следует понимать, каким образом в русском языке происходит построение новых речевых элементов.
Выделяют несколько способов:
1. Сложение. Новая единица образуется путем присоединения основы одного слова к основе другого (или большего количества основ). Различают следующие способы:
- производящая основа + соединительная гласная + мотивирующее слово: газ-о-силикатный, полн-о-гласие. В некоторых случаях соединительная гласная может отсутствовать: Калининград;
- производящая основа+производящая основа: диван-кровать, юбка-клеш, унтер-офицер;
- производящая основа+производящая основа+суффикс: голово-лом-к-а;
- аббревиация: образование сложных слов путем сложения полностью или частично усеченных основ: ВУЗ, комбат, завсклад.
2. Морфологический способ – при помощи аффиксов:
- суффиксальный (при помощи суффиксов): малин-ник <= малина;
- префиксальный (при помощи приставок); пере-бежа-ть <= бежать;
- постфиксальный (-то, -либо, -нибудь, -ся): женить-ся <= женить;
- комбинированные (приставочно-суффиксальный, суффиксально-префиксальный и др.)
3. Конверсия (морфолого-синтаксический способ). В данном случае слово не подвергается никаким изменениям. Процесс образования новой единицы осуществляется посредством перехода из одной части речи в другую.
- субстантивации – образование имени существительного из другой части речи: дневальный, работающие, бодрствующие;
- адъективация – образование прилагательного путем перехода из другой части речи: горящие глаза (сравните: горящие в печи угли);
- прономинализация (переход в местоимения): данный контекст, в одном городе;
- адвербиализация (переход в наречия): поступлю по-своему (сравните: действую по своему плану);
- переход в предлоги: благодаря счастливому случаю (сравните: благодаря его за помощь).
4. Лексико-семантический способ. Слово не меняет свою морфологическую структуру, приобретая другую смысловую нагрузку: лук (растение) – лук (оружие), кисть (для рисования) – кисть (рябины).
5. Лексико-синтаксический способ: слияние двух или более единиц в одну. Например: нижеперечисленные (перечисленные ниже), малоэффективный (мало эффективный).
Алгоритм составления словообразовательной цепочки
Для того чтобы понимать, как составить словообразовательную цепочку, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу.
- Поставить слово в начальную форму.
- Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень.
- Определить способ образования.
- Найти семантическое значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря).
- В ряду однокоренных единиц подобрать производящую со сходным значением.
Например, требуется найти производящее для слова «подстаканник».
Выделяем аффиксы и корень: под-стакан-ник, где под – префикс, ник – суффикс, стакан – корень. Префиксально-суффиксальный способ словообразования. Определяем семантическое значение: подстаканник – это предмет, который ставится под стакан. Значит производящим в данном случае будет выступать слово «стакан».
Примеры словообразовательных цепочек
Рассмотрим несколько примеров составления последовательностей.
Требуется словообразовательная цепочка со словом «развеселиться».
Согласно алгоритму:
- Начальная форма – «развеселиться».
- Выделяем аффиксы: раз-весел-и-ть-ся. Суффиксы: формообразующий –и-, неопределенной формы -ть-, постфикс возвратной формы глагола -ся. Префикс раз-. Корень -весел-.
- Определяем тип словообразования: нам удалось выделить формообразующие суффиксы и префикс. Значит, способ – приставочно-суффиксальный.
- Выделяем смысловую нагрузку речевого элемента: «развеселиться»: прийти в хорошее настроение, стать веселым.
- Способ словообразования – приставочно-суффиксальный. Ищем производящую единицу путем упрощения. Мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться» является невозвратный глагол «развеселить». Приставка раз- в данном случае имеет значение совершения действия с большой интенсивностью. Производящим словом глагола «развеселить» является более простой элемент «веселить», который образован, в свою очередь, от прилагательного «веселый». Таким образом, словообразовательная цепочка будет:
Веселый<=веселить<=развеселить<=развеселиться
Составить словообразовательную цепочку для существительного «засолка».
По алгоритму:
- Начальная форма – «засолка».
- Выделяем аффиксы и корень: за-сол-к-а. Префикс: за-, корень: -сол-, суффикс: -к-, флексия: -а.
- Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
- Определяем семантическое значение «засолка»: консервирование при помощи соли.
- Ищем более простое по составу производящее слово. Суффикс –к– указывает на то, что речевой элемент обозначает название действия и образовано от глагола. Словообразовательной парой к данному существительному является глагол «засолить». В свою очередь, приставка за- означает завершенность действия – глагол образован от более простой формы «солить». «Солить» – сделать что-то соленым при помощи соли. Производящее слово «соль». Словообразовательная цепочка будет вида:
Соль<=солить<=засолить<=засолка
Построить словообразовательную цепочку для прилагательного «непедагогичный».
Согласно алгоритму:
- Начальная форма – непедагогичный.
- Выделяем морфемы: не-падагог-ичн-ый. Приставка не-, корень –педагог-, суффикс -ичн-, флексия -ый.
- Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
- Определяем семантическое значение «непедагогичный»: не соответствующий нормам педагогики.
- Способ словообразования – префиксально-суффиксальный. Ищем более простую по морфемному составу единицу. Прилагательное «непедагогичный» образовано от той же части речи «педагогичный» при помощи приставки с отрицательным значением не-. Таким образом, производящей единицей в данной паре является слово «педагогичный». В свою очередь, прилагательное «педагогичный» образовано при помощи формообразующего суффикса –ичн- от существительного «педагогика». Данное слво является производным от более простого по составу существительного «педагог». Таким образом, производящей единицей (вершиной) этой последовательности является существительное «педагог». Словообразовательная цепочка выглядит следующим образом:
педагог<=педагогика<=педагогичный<=непедагогичный
Составить словообразовательную цепочку глагола «разгримироваться».
Выполняем последовательность действий согласно алгоритма:
- Неопределенная форма – «разгримироваться».
- Выделяем аффиксы: раз-грим-ирова-ть-ся. Префикс: раз-, корень: -грим-, формообразующий суффикс глагола –ирова- и аффикс неопределенной формы -ть, постфикс -ся.
- Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
- Определяем семантическое значение глагола «разгримироваться»: снять с себя грим.
- Способ словообразования – приставочно-суффиксальный, значит ищем более простую по морфемному составу единицу. Возвратный глагол «разгримироваться» образован от возвратного глагола «гримироваться» при помощи приставки раз- со значением аннулирования предшествующего действия. В свою очередь, возвратный глагол «гримироваться» – от невозвратного глагола «гримировать». Производящим словом глагола «гримировать» является непроизводное существительное «грим», которое и является вершиной данной последовательности. Словообразовательная цепочка представляет из себя следующую схему:
грим<=гримировать<=гримироваться<=разгримироваться
Следует обратить внимание
При составлении словообразовательных цепочек рекомендуется обратить внимание на следующие нюансы:
- нельзя путать словообразовательный и формообразовательный разборы. Последний направлен на выявление форм одного и того же слова. Например: бегу – бежишь – бежал. В то время как конечной целью словообразовательного анализа является цепочка новых лексических единиц;
- основа новообразованного речевого элемента, как правило, состоит из большего количества аффиксов, чем у мотивирующего. Например, в словообразовательной паре: зима<=зимний производящая основа включает один аффикс – корень –зим-, в то время как основа мотивированного слова состоит из корня –зим- и суффикса –н-.
- в речевых парах, обозначающих лица или названия животных мужского и женского пола, производящим словом, как правило, является существительное мужского рода. Например: ткач <=ткачиха; гусь<=гусыня;
- в парах, включающих в себя разные части речи – глагол, обозначающий отвлеченное действие, и существительное или прилагательное, указывающее на признак, производным словом, как правило, является имя существительное. Например: старый<=старость, печь<=выпечка;
- основная часть возвратных глаголов образована от невозвратных. Например: учить<=учиться, женить<=жениться;
- при словообразовании глаголов чаще всего работает следующая схема: непроизводный глагол несовершенного вида без приставки <=глагол совершенного вида с префиксом <=глагол с приставкой и суффиксом несовершенного вида: смотреть<=просмотреть<=просматривать, сеять<=засеять<=засеивать;
- в словообразовании наречий на -о производящей единицей, как правило, является прилагательное: хороший<=хорошо, бурный<=бурно.
Использование словарей при составлении словообразовательных цепочек
Даже при четком соблюдении алгоритма составление словообразовательных цепочек иногда вызывает определенные затруднения. В таком случае уместно воспользоваться словарями. Существуют специализированные издания, при помощи которых возможно подобрать однокоренные формы практически к любому речевому элементу. В них приведены словообразовательные цепочки – примеры с непроизводными единицами и со всеми его новообразованиями. Указываются способы и виды построения языковых форм.Также здесь можно найти подсказки, как сделать словообразовательную цепочку к тому или иному речевому элементу.
Непроизводные формы располагаются в пособии в алфавитном порядке. Наиболее полным изданием является «Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах.
Использование словарей помогает в выстраивании цепочек, а также способствует усваиванию новой лексики.
как построить словообразовательные цепочки
Ученик
(98),
закрыт
10 лет назад
люблю экзотику
Гений
(59924)
10 лет назад
Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:
учить → учитель → учительница,
куда → никуда → никудышный → никудышно,
греть → обогреть → обогревать → обогреватель,
глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.
Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.
Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.
насрулла зейналов
Знаток
(349)
7 лет назад
Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:
учить → учитель → учительница,
куда → никуда → никудышный → никудышно,
греть → обогреть → обогревать → обогреватель,
глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.
Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.
Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.
Елена Белякова
Знаток
(376)
5 лет назад
Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:
учить → учитель → учительница,
куда → никуда → никудышный → никудышно,
греть → обогреть → обогревать → обогреватель,
глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.
Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.
Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.
♥ҶɋϷȧ ♥
Знаток
(388)
5 лет назад
Смотри, например Бесплатный-платный платить плата…. по корню суффиксу или приставки. Побелить- белый белить. Надеюсь что хоть чем то помогла))
Татьяна Тищенко
Ученик
(114)
10 месяцев назад
Певец,напев,напевный,петь,запеть,напевность,замечать,напеть, певица,запевала,напевать.составить словообразовательный цепочку
- 1. Понятие словообразования
- 2. Приставочный способ словообразования
- 3. Суффиксальный способ словообразования
- 4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
- 5. Бессуффиксный способ словообразования
- 6. Переход из одной части речи в другую
- 7. Сложение
п.1. Понятие словообразования
Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.
Словообразование – раздел лингвистики, который изучает законы образования слов.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: желать → желание, грамотный → безграмотный.
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка состоит из трёх и более родственных слов: соль → солить → пересолить → пересоленный.
Все слова одного корня составляют словообразовательные гнёзда. Вначале выстраиваются пары, затем цепочки и наконец гнездо.
Существуют разные способы образования слов.
п.2. Приставочный способ словообразования
Новые слова могут образовываться путём прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным: думать → выдумать, город → пригород, туда → оттуда.
п.3. Суффиксальный способ словообразования
Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом словообразования. Прибавление суффикса к исходной основе создаёт основу нового слова с новым значением: жёсткий → жестковатый, дом → домишко, горький → горько, летать → лётчик.
п.4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
Слова могут быть образованы с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса. В этом случае приставка и суффикс вносят в новое, образованное слово одно значение. Такой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным: окно → подоконник, стакан → подстаканник, одеяло → пододеяльник, свеча → подсвечник – приставка и суффикс придают слову значение «то, что находится под…».
п.5. Бессуффиксный способ словообразования
От глаголов и прилагательных могут образовываться существительные с помощью нулевого суффикса. Такой способ образования называется бессуффиксным или безаффиксным: прилететь → прилёт , бежать → бег , выходить → выход , свистеть → свист , синий → синь .
п.6. Переходной из одной части речи в другую
В русском языке есть способ словообразования, при котором происходит переход слов одной части речи в другую: пожарный (прил.) шланг → пожарный (сущ.) в каске, мороженое (прил.) мясо → фруктовое мороженое (сущ.).
п.7. Сложение
Сложение представляет собой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей двух (и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них, с одновременным присоединением суффикса или без него: голубые глаза → голубоглазый; пар, ходить → пароход; много лет → многолетний; острый ум → остроумный; Древняя Русь → древнерусский.
Словообразование – одна из самых сложных, но вместе с тем и интересных тем русского языка. При объяснении этого раздела лингвистики часто всплывают такие термины, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, и далеко не всегда так очевидно, что же они обозначают. Попробуем вместе постичь основы словообразования и разобраться, что из этих названий что обозначает и как же понимание этого поможет в словообразовании.
Что это такое?
Начнём с того, что словообразовательная цепочка слова – это последовательная цепочка однокоренных слов, которая применяется в морфемном и словообразовательном разборе. Каждая лексема отличается от предыдущей лишь одной морфемой, например: вода – водный – подводный. Составление этой цепочки позволяет узнать истоки слова и, следовательно, максимально полно понять его значение.
Первые попытки
Попробуем теперь, чтобы лучше понять теоретическое объяснение, составить словообразовательную цепочку слова. Возьмём слово «белый». От прилагательного можно образовать глагол: белый – белеть (мы добавили два суффикса). Дальше из глагола создаём следующий глагол путем добавки приставки: белеть – побелеть, далее добавляем суффикс причастия и получаем: побелеть – побелевший. Кстати говоря, на предыдущем этапе добавлением также суффикса причастия можно получить такой вариант: белеть – белеющий.
Если же на первом этапе мы добавляем другой суффикс, то есть белый – белить, а потом добавим ту же приставку белить – побелить, то с помощью суффикса можно образовать существительное: побелить – побелка. Получается, что у нас есть две параллельные словообразовательные цепочки, отходящие от одного слова, и одна дополнительная, ответвляющая от одной из них:
белый – белеть – побелеть – побелевший; белый – белеть – белеющий; белый – белить – побелить – побелка.
Дополнительная теория
Теперь, когда у нас уже есть пример того, что собой представляет словообразовательная цепочка, стоит добавить ещё немного теории. Самое первое слово, которое существует в языке само по себе, называется непроизводным, а те, которые ответвляются от него с помощью добавления морфем, – производными. Каждое слово, от которого образовываются новые слова, считается производящим. То есть в словообразовательной цепочке вода – водный – подводный именно слово «вода» является непроизводным, а все остальные – производными, кроме того, «вода» и «водный» являются ещё и производящими.
Упражнение 1: производящее и производное
Чтобы лучше понять разницу между производящим и непроизводным словами, восстановите словообразовательную цепочку: вар – … – заварка, в которой пропущено несколько производных и производящих слов.
Целая цепочка должна иметь следующий вид: вар – варить – заварить – заварка.
Словообразовательная пара
Перейдём к следующему термину, который постоянно употребляется в словообразовании. Словообразовательная пара – это элементарнейшая словообразовательная цепочка, состоящая из непроизводного и слова, произведённого из него: хлеб – хлебушек, бегать – бег. Порой от производящего слова возможно образование только одного производного, в таком случае говорят о наличии словообразовательной пары. С другой стороны, любые два соседних слова словообразовательной цепочки можно считать такой парой.
Попробуйте найти все словообразовательные пары в цепочке: весёлый – веселить – повеселить – повеселиться.
Правильный ответ: весёлый – веселить, веселить – повеселить, повеселить – повеселиться.
Способы словообразования
Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:
- морфологический (включающий приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный и бессуфиксный способы),
- сложение (сочетание основ, аббревиатур (основанных как на начальных буквах, так и на начальных звуках) или соединение слогов),
- слияние (образование нового слова из целого сочетания),
- переход одной части речи в другую.
Начнём с морфологического способа. При приставочном способе словообразования к производящему слову добавляется только приставка: хворать – захворать. Что касается суффиксального, то здесь нужен новый суффикс: хворый – хворенький. Приставочно-суффиксальный способ объединяет в себе два предыдущих, правда, он является довольно спорным: ведь между производящим и производительным словом могут быть другие словообразовательные пары, уже включающие суффикс или приставку производного слова, например: хворать – (захворать) – захворавший. Постфиксальный способ заключается в добавлении постфикса к производящему слову: хворать – хвораться (стоит отметить, что в данном конкретном случае производное слово, скорее, авторское, то есть оно не является литературным). Самый сложный способ – бессуфиксный, его сложность в том, что работает он только с глаголом и прилагательным в качестве производящего слова и образовывает лишь отвлечённые существительные, например: хворать – хворь.
Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.
Сложение
Обращаемся к сложению. Здесь мы работаем сначала с производящим словом, образовывая его слиянием основ или же слиянием целых слов: пароход, газопровод, завуч. В этом случае словообразовательная пара будет иметь вид пар, ход – пароход.
Один из видов сложения – это аббревиация, то есть использование первых букв или звуков слов для создания нового названия, то есть: центральный универсальный магазин – ЦУМ, электронно-вычислительная машина – ЭВМ. Здесь последовательность словообразовательной цепочки будет выглядеть так: театр, юный, зритель – ТЮЗ.
Последний способ сложения – это сочетание начальных слогов слов: исполком – исполнительный комитет, завхоз – заведующий хозяйством. К образованным таким способом словам легко можно добавлять дополнительные морфемы, создавая новые словообразовательные цепочки: пар, возить – паровоз – паровозный.
Слияние
Слияние – это способ словообразования, который использовался в ходе создания огромного количества слов, уже давно ставших частью языка. Для него мы соединяем в одно несколько слов словосочетания: сей+час – сейчас, с+ума+сшедший – сумасшедший.
В этом способе, к сожалению, возможно лишь создание словообразовательных пар без дальнейшего развития цепочек. То есть мало+доступный – малодоступный, трудно+произносимый – труднопроизносимый. При этом способе словообразования не используются дополнительные соединительные гласные, и сливаемые слова никак не изменяются.
Переход одной части речи в другую
Последний способ – переход одной части речи в другую – чаще всего касается прилагательных, которые со временем становятся существительными. Например: столовая (вилка) – столовая (помещение); учащиеся (причастие) – учащиеся (существительное). Интересно и то, что при этом способе наречия и причастия могут становиться предлогами: посмотреть вокруг (наречие) – вокруг театра (предлог). Также превращаются в предлоги существительные с предлогами: верить в продолжение (существительное с предлогом) – в продолжение разговора (предлог). Этот способ словообразования, особенно его часть, связанная с созданием предлогов, наиболее сложен для идентификации, ведь не всегда так очевидно, что стоит за производным словом.
Упражнение 2: построение цепочек
Теперь, когда у нас уже есть определённое представление о том, как же образовываются слова в словообразовательных цепочках, попробуем попрактиковаться. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с помощью которых были образованы новые слова, и назовите способы словообразования:
1. Лес-> … ->пролеска.
2. Малый-> … ->малодоступность.
3. Пыль-> … ->пылесосящий.
Правильные цепочки:
1. Лес – лесок (суффиксальный) – пролесок (приставочно-суффиксальный) – пролеска (бессуфиксный).
2. Малый – мало (суффиксальный) – малодоступный (слияние) – малодоступность (суффиксальный).
3. Пыль, сосать – пылесос (сложение) – пылесосящий (суффиксальный).
Словообразовательное гнездо
Теперь перейдём к последнему из трёх упомянутых в самом начале терминов – словообразовательным гнёздам. Словообразовательным гнездом называют совокупность всех возможных словообразовательных цепочек от одного производящего слова. Возьмём, например, лексему «весёлый». Для начала постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».
Начнём проверять (в цепочках указаны способы словообразования):
1. Весёлый – весело (суффиксальный) – невесело (приставочный) или же весёлый – невесёлый (приставочный) – невесело (суффиксальный).
2. Весёлый – веселить (суффиксальный) – развеселить (приставочный) – развеселиться (постфиксальный).
3. Весёлый – веселеть (суффиксальный) – повеселеть (приставочный) – повеселиться (постфиксальный).
Все эти цепочки вместе образуют огромное словообразовательное гнездо для слова «весёлый». То есть каждое непроизводное слово – это и есть самый центр гнезда, вокруг которого начинают обвиваться цепочки образованных слов.
Упражнение 3: восстановление цепочек
Сейчас, когда нам уже ясна и основная терминология, и способы словообразования, пришло время поупражняться. Начнём с самого простого: восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все способы словообразования в данной цепочке:
1) тайна-> … -> … ->затаиться;
2) скорый-> … ->скоростной;
3) город-> … ->пригородный.
Правильные ответы:
1) тайна – таить (суффиксальный) – затаить (приставочный) – затаиться (постфиксальный);
2) скорый – скорость (суффиксальный) – скоростной (суффиксальный);
3) город – пригород (приставочный) – пригородный (суффиксальный).
Упражнение 4: восстановление последовательности
Кстати говоря, в предыдущем задании есть одна небольшая ошибка. Попробуйте определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность.
Да, это самая первая цепочка. Слово «тайна» является производным, а не производящим по отношению к слову «таить». Дело в том, что непроизводными словами чаще всего являются прилагательные и глаголы, тогда как все остальные части речи образуются уже от них. Давайте восстановим правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:
1) приют, ютиться, приютить;
2) кулинар, кулинария, кулинарный;
3) белый, побелка, белеть.
Правильные цепочки выглядят следующим образом:
1) ютиться – приютить – приют;
2) кулинарный – кулинария – кулинар;
3) белый – белеть – побелка.
Упражнение 5: поиск лишнего слова
Очень важно уметь определять однокоренные слова и не добавлять в словообразовательную цепочку схожие по звучанию, но всё же совершенно отличные по своему смыслу слова. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?
1) смех, смешить, смешенный;
2) барсучий, барсовый, барсук;
3) бассейн, басенный, басня.
Итак, в каждой из представленных выше цепочек есть одно слово, которое к ней не относится. Давайте найдём его и составим правильные цепочки:
1) лишнее «смешенный» (от слова «мешать»), правильная цепочка: смешной – смешить (приставочный) – смех (бессуфиксный);
2) лишнее «барсовый» (от слова «барс»), правильная цепочка: барсук – барсучий (суффиксальный).
3) лишнее слово «бассейн» (непроизводное), правильная цепочка: басня – басенный (суффиксальный).
Упражнение 6: игра с морфемами
Итак, словообразовательная цепочка слова содержит некоторое количество однокоренных слов, связанных общим корнем и изменяемыми морфемами. Теперь немного усложним задачу: попробуем создать словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и способы образования последующих звеньев:
1) граница – (приставочный) – (суффиксальный);
2) ржавый – (суффиксальный) – (суффиксальный);
3) гнутый – (суффиксальный) – (приставочный) – (постфиксальный).
Возможные варианты цепочек:
1) граница – заграница – заграничный;
2) ржавый – ржаветь – ржавчина;
3) гнутый – гнуть – прогнуть – прогнуться.
Конечно, в этом задании нет универсально правильных ответов, всё зависит от конкретно использованных вами приставок.
Упражнение 7: использование морфем
А сейчас попробуем понять, как же выглядела первоначально словообразовательная цепочка. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:
1) румяный – …ить – …ся – за;
2) пустой – …еть – о… – …ение;
3) кривой – …ить – ис… – …ённ.
Правильные цепочки выглядят так:
1) румяный – румянить – румяниться – зарумяниться;
2) пустой – пустеть – опустеть – опустение;
3) кривой – кривить – искривить – искривлённый.
Сложность этого задания в том, что не указано, какая именно морфема (приставка, суффикс или постфикс) использована в процессе словообразования, так что здесь придётся хорошенько подумать, восстанавливая опущенные слова.
Упражнение 8: словообразовательные гнёзда
В качестве закрепления попробуем построить словообразовательное гнездо для следующих слов: зелёный; дом; вода.
Итак. Зелёный – зеленеть (суффиксальный) – зазеленеть (приставочный) – зазеленеться (постфиксальный); здесь же возможен вариант: зазеленеть – зазеленев (суффиксальный) – зазеленевший (суффиксальный).
Другая цепочка выглядит так: зелёный – зеленеть (суффиксальный) – зелень (бессуфиксный) – зелёнка (суффиксальный) или зелень – прозелень (приставочный).
И третья цепочка этого гнезда: зелёный – зелёноватый или зелёный – зелёненький – в обоих случаях используется суффиксальный способ.
Дальше «дом».
Дом – домовой (суффиксальный) – домовитый (суффиксальный). А можно дом – домашний (суффиксальный) – одомашненный (приставочно-суффиксальный) – одомашнить (суффиксальный). Дом – домик или дом – домишко, а можно и дом – домина и дом – домище – в этих словообразовательных парах используется суффиксальный способ.
И третье гнездо: вода – водный (суффиксальный) – подводный (приставочный) – подводник (суффиксальный). Вода – водяной (суффиксальный) – водянистый (суффиксальный). Третья цепочка: вода – наводнить (приставочно-суффиксальный) – наводнение (суффиксальный).
Конечно, это далеко не все цепочки этих гнёзд, но всё же такая игра с различными морфемами поможет гораздо лучше понять принципы словообразования.
Заключение
Итак, мы знаем, что по итогам словообразования слова можно объединять в цепочки, умеем определять, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность звеньев, умеем сами составлять эти цепочки. Словообразование – отнюдь не каторга, а настоящее удовольствие. И теперь вы сами можете в этом убедиться.