Как правильно составить словосочетание управление

Русский язык

Особенности подчинительной связи

Вид связи управление подразумевает, что зависимое слово можно поставить в один или несколько падежей, в зависимости от основы. Разница обусловлена тем, какой предлог используется для образования лексической конструкции, а в некоторых случаях он может не использоваться вовсе. В качестве примера можно привести глаголы «вспомнить» и «напомнить». Первый используется с зависимым словом, стоящим в винительном или предложном падеже. Примеры, что (кого) или о чём (о ком) можно вспомнить:

  • о родителях (п. п.);
  • дату (в. п.);
  • человека (в. п.);
  • о празднике (п. п.).

Подчинительная связь управление в русском языке

Постановка зависимого слова в другие падежи будет считаться нарушением. С близким по значению глаголом «напомнить» конструкции строятся иначе. Он выступает в качестве главной лексической единицы, а зависимых может быть одна или две. В этом случае дополнение отвечает на вопросы «что?» («кого?») или «кому?». Если в словосочетании два зависимых слова, одно отвечает на первый вопрос, другое — на второй, при этом порядок слов допускается менять. Примеры правильно составленных словосочетаний:

  • «напомнил ему давнего знакомого»;
  • «напомните мне правило»;
  • «напомни („кому?“) мне, („что?“) что нужно взять зонтик».

Чаще всего путаница возникает тогда, когда нужно составить конструкцию, в которой главное слово означает передачу мыслей, убеждений, фактов или любой информации. Глаголы, в связке с которыми нередко используют ошибочное дополнение с предлогом «о»:

Особенности подчинительной связи

  • доказывать;
  • подтверждать;
  • описывать;
  • признаваться;
  • указывать;
  • приводить (пример).

В отдельную группу выделяют глаголы зрительного восприятия. Они также образуют связь по типу управления. Часто зависимое слово ставится в винительный падеж, но это не единственный возможный способ. Примеры связи «управление» в словосочетаниях:

  • смотреть на что-л. (в. п.);
  • наблюдать за кем-л. (т. п.);
  • разглядывать что-л. (в. п.);
  • любоваться кем-л. (т. п.);
  • видеть что-л. (в. п.).

Есть сложные слова, которые употребляются в неправильном падеже, поскольку пишущий руководствуется тем, как образуются конструкции со сходными лексическими единицами. Так, можно сказать «сфотографировать в профиль». Это правильно составленная единица синтаксического строя. Однако нельзя сказать или написать «фотографировать в анфас». Слово «анфас» означает «лицом к объекту (наблюдателю)» и образует беспредложные конструкции.

Примеры словосочетаний с управлением

Поскольку нет правила, однозначно поясняющего, на какие вопросы отвечает управление в русском языке, нужно постараться запомнить распространённые слова (включая термины), которые вызывают затруднения. В русском языке их довольно много, причём большинство можно сгруппировать в пары и даже в тройки. Вопросы, на которые отвечает связь управление с разными глаголами: «о ком?», «за кого?», «до чего?», «о чём?», «чему?», «с чем?», «на что?» и т. д. Примеры словосочетаний, которые можно сгруппировать в пары (тройки):

Писать

У доски

На уроке

  • осудить на пожизненное заключение — приговорить к пожизненному заключению;
  • тревожиться за родителей — беспокоиться о родителях;
  • возмутиться непристойному предложению — обидеться на непристойное предложение;
  • вопрос о сроках — проблемы со сроками;
  • извлекать прибыль из перепродажи — получать доход с перепродажи;
  • сходный с предыдущим — идентичный предыдущему;
  • обидеться на равнодушие — обидеть равнодушием;
  • уделять внимание самочувствию — наблюдать за самочувствием;
  • опираться на полученные данные — базироваться на полученных данных;
  • озабоченность здоровьем — тревога за здоровье;
  • отзыв о произведении — рецензия на произведение;
  • показывать осведомлённость — свидетельствовать об осведомлённости;
  • преимущество перед конкурентом — превосходство над конкурентом;
  • цена продуктов — цены на продукты — стоимость продуктов;
  • присуще руководителям — характерно для руководителей;
  • усилить внимание к образованию — обращать внимание на образование — уделять внимание образованию;
  • свойственно ленивым работникам — типично для ленивых работников;
  • оказать влияние на экономическую ситуацию — сказаться на экономической ситуации;
  • разделаться с задачей — разобраться в задаче;
  • патент на изобретение — приоритет в изобретении;
  • привыкнуть к новому окружению — прижиться в новом окружении;
  • привычный для горожан — знакомый горожанам;
  • проникнутый волнением — преисполненный волнения;
  • предупредить о сложностях — предостеречь от сложностей;
  • подъехать к дому — добраться до дома;
  • восхищаться красотой — дивиться красоте;
  • тормозить преобразования — препятствовать преобразованиям;
  • отчитаться о результатах — отвечать за результаты.

Управление как тип связи характерно в словосочетаниях с разными частями речи, и в ряде случаев люди используют устаревшие или разговорные варианты, которые не являются правильными. Чтобы было проще запомнить литературные варианты, стоит ознакомиться и с ошибочными.

Примеры конструкций (в скобках приведены неверно составленные словосочетания):

  • сказаться на результатах (сказаться на результаты);
  • опасаться матери (опасаться мать);
  • принять участие (принять участия);
  • участвовать в мероприятии (участвовать на мероприятии);
  • достигать двадцати метров в длину (достигать двадцать метров в длину);
  • венец творения (венец творению);
  • колдовать над причёской (колдовать причёску);
  • избежать конфликта (избежать конфликт);
  • залог счастья (залог счастью);
  • касаться проблемы (касаться до проблемы).

Использование однокоренных слов

Отдельную группу ошибок в речи и на письме составляют те, что возникают из-за непонимания различий между однокоренными словами. Дело в том, что управление лексических единиц, относящихся к разным частям речи, часто бывает неодинаковым. Пример: если зависимое слово употребляется с глаголом, его следует ставить в винительный падеж, но когда используется однокоренное существительное, задействуют родительный. Пары, имеющие одинаковый корень:

Использование однокоренных слов

  • читать (роман, в. п.) — чтение (романа, р. п.);
  • строить — строительство;
  • ловить — ловля;
  • искать — поиски;
  • взять — взятие;
  • рисовать — рисование;
  • ремонтировать — ремонт;
  • мыть — мойка;
  • писать — написание.

Это далеко не полный перечень однокоренных глаголов и образованных от них существительных, с которыми подчинительная связь образуется по-разному. Для понимания полезно выполнить упражнения онлайн, потом проверить и переделать согласно правильным вариантам.

Возможны и ошибки другого рода. Есть однокоренные глаголы и отглагольные существительные, имеющие одинаковое управление. При этом конструкции могут составляться с предлогами или без них. Примеры:

  • охотиться (на зверя, в. п.) — охота (на зверя, в. п.);
  • заменить (чем-то другим, т. п.) — сменить (на что-то другое, в. п.);
  • сверять (с оригиналом, т. п.) — проверять (по единому стандарту, д. п.);
  • заплатить (за электричество, в. п.) — оплатить (электричество, в. п.);
  • плата (за газ, в. п.) — оплата (газа, р. п.);
  • отличать (хорошее от плохого) — различать (хорошее и плохое);
  • верить (в свои силы, в. п.) — уверенность (в своих силах, т. п.);
  • включиться (в беседу, в. п.) — подключиться (к беседе, д. п.).

Различия в значении

Некоторые слова могут использоваться в разных значениях, поэтому с ними может быть больше одного варианта образования подчинительной связи. Одно из таких слов — «гарантия». Например, она может быть на 2 года, если речь идёт о документе, прилагаемом к технике. Однако нельзя сказать «гарантия на предвыборные обещания» — это будет ошибкой.

Следующее «трудное» слово — «руководство». Конструкции с ним требуют дополнения в дательном, творительном или родительном падеже. Выбор зависит от значения. Варианты словосочетаний:

  • руководство по эксплуатации (д. п.);
  • руководство (нашего) отдела (р. п.);
  • руководство действиями рабочих (т. п.).

Интересен глагол «идти», вызывающий трудности в речи и на письме. Если его применяют в значении «использоваться», дополнение в винительном падеже требует предлога «на», например: «гранит идёт на облицовку», «доски идут на дрова».

Учитель

Если же вещество или предмет будет подвергаться кардинальным преобразованиям, применяют предлог «в». Примеры: «дрова идут в топку» (в которой они превращаются в золу), «сталь идёт в переплавку». Не возбраняется связать элементы предлогом «на», но форма с «в» более правильная.

Вид связи, когда заранее нельзя сказать, в каком падеже будет стоять зависимое слово, — непредсказующее управление, или именное примыкание. Чтобы ничего не нарушить, сначала нужно выяснить, в каком значении каждое из них используется. Для этого стоит обратиться к словарю. Варианты, как могут образовываться конструкции с разными предлогами:

  • навыки сказались «в работе», но «на темпах работы»;
  • ориентироваться «на местности», «по солнцу», «в пространстве», «на Восток»;
  • удовлетворять «наши требования», но «требованиям закона».

Таковы основные случаи, когда возникает связь управление и есть вероятность составить конструкцию неверно. Что допустимо в просторечии, не всегда уместно в литературном языке, поэтому в сложных ситуациях лучше обращаться к справочникам и специальным таблицам. Ещё один вариант, как можно сделать, — изменить конструкцию на ту, в которой пишущий уверен.

Рассмотрим виды словосочетаний в зависимости от типа подчинительной связи, соединяющей слова в словосочетание. Приведем примеры словосочетаний с разными видами связи.

В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.

Виды словосочетаний

Как и слово, словосочетание называет предмет (рубашка в полоску), признак (очень красивый), действие (бежать быстро) и др. Но в отличие от слова словосочетания называют более конкретное понятие:

  • дом — кирпичный дом;
  • строгий — крайне строгий;
  • кричать — кричать громко.

Между словами, чтобы они объединились в словосочетание, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование


Определение

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

Согласование

При подчинительной связи согласования оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что при таком виде подчинительной связи оба слова являются изменяемыми.

В русском языке обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Примеры

  • желтые листья
  • пожелтевшие страницы
  • третий звонок
  • моя сумка
  • чистая столовая
  • передовой рабочий
  • загорелый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление


Определение

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щелкать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) солнцу.

В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:

  • глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
  • прилагательное + местоимение (никому не нужный);
  • существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
  • наречие + существительное (грустно до слез);
  • числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
  • деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).

Примыкание


Определение

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

Примыкание

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Примеры

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро
  • поворот направо
  • стриженная по-мальчишески
  • спартански строгий
  • разговаривал улыбаясь
  • летел кувырком
  • пойду бегом
  • взгляд искоса
  • прыгать выше
  • чуть севернее
  • краска индиго
  • цвет хаки
  • час пик.

Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.

Собака залаяла очень громко.

В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:

Собака залаяла громко.

Невозможно сказать:

Собака залаяла очень.

При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.



Видео «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 260

Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в косвенный падеж с предлогом или без.

Главное слово может быть выражено любой частью речи.
Зависимое слово может быть выражено существительным ( в том числе неизменяемым), местоимением и их эквивалентами, имеющими признак падежа.

1) главное слово выражено глаголом 
Примеры: заметить ошибку, интересоваться политикой, закатиться под стол, говорить о литературе
2) главное слово выражено существительным
Примеры: строительство школы, упрек в равнодушии, лезвие ножа, кольцо с камнем, дом около дороги 
3) главное слово выражено прилагательным
Примеры: полезный детям, трудный для новичков, непригодный для земледелия, серый от пыли
4) главное слово выражено числительным
Примеры: три тетради, двое из студентов; 
5) главное слово выражено местоимением
Примеры: кто-то в пижаме, некоторые из покупателей 
6) главное слово выражено наречием
Примеры: наперерез всаднику, уморительно до слез

При управлении изменение формы главного слова не влечет за собой изменения формы зависимого слова: заметить ошибку— заметил ошибку — замечу ошибку — заметишь ошибку — заметил бы ошибку — заметивший ошибку — заметив ошибку и т.д. Это объясняется тем, что в основе управления лежит лексическая семантика главного слова, а не его форма. 

По форме зависимого, управляемого компонента различаются

  • беспредложное управление (нести чемодан, книга брата)
  • предложное управление (прогулка в саду, способный к физике);

По количеству зависимых компонентов при одном опорном выделяется управление

  • одиночное (перейти ручей)
  • двойное (купить сувениры для друзей)
  • тройное и т.д. (уравнять казаков в правах со всеми и т.д.)

В зависимости от характера предопределенности, от того, является ли связь необходимой, обязатель­ной или возможной, различается управление:

  • сильное
  • слабое

Также управление бывает

  • вариативное
  • невариативное

Разграничивается невариативное и вариативное управление.

Невариативным называется такое управление, при котором управляющее слово для выражения данных синтаксических отношений допускает единственно возможную падежную форму.
Примеры: беседовать с другом, надеяться на помощь, быстрее лани, верить в победу.

При вариативном управлении опорное слово при выражении одних и тех же (или близких) отношений допускает варианты управляемых форм.
Примеры: начать с расспросов – расспросами; открыться другу – перед другом; случаться с людьми – у людей, между людьми; изгладиться из памяти — в памяти, почтителен к хозяину — с хозяином.
В зависимости от характера этой предопределенности, то есть по тому, является ли связь между ними необходимой, обязательной или возможной, различается управление сильное и слабое.

Управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово требует определенной падежной формы зависимого, падежная форма зависимого слова является единственно возможной (чаще всего главным словом при сильной управлении является переходный глагол)

Примеры: махать руками, поплатиться за ложь, оборудовать площадку, мыть посуду, сломать игрушку, переплыть реку, потерять нож, спинка стула, ветка березы, сочувствие пострадавшим, махать руками, владеть усадьбой, оттолкнуться от берега, извлечь из рюкзака, присмотреться к новичку, подход к детям,восприимчивый к новому, посягать на суверенитет, поплатиться за откровенность, падкий на сплетни, прощание с институтом, ухаживание за Машей, уведомление о расходах 

Слабое управление – это такая связь между опорным и зависимым словом, при которой главное слово не требует единственно возможной предложно-падежной формы зависимого слова.

Примеры: копать за домом, в лесу, для забавы; играть в парке, на рояле, около дама; споткнуться о порог, из-за рассеянности, у крыльца, перед домом; поезд на Москву, поезд из Москвы. находиться (где?): около реки, за рекой, в реке; перебраться (куда?): в дом, на крышу,под стол) мыть на кухне (в тазике, с мылом), чинить без помощников, потерять в лесу, читать Ване, купить для дочери, увидеть во дворе, строить около реки, любить за доброту, помощь деньгами, возвращение после работы, изготовление из алюминия, разговор по телефону, открытие в Москве, перенос на осень, провисание от снега, доступный без ограничений, свойственный до революции, безучастность с самого начала. 

Для иллюстрации слабости управления при существительном можно взять фрагмент портретного описания И.С. Тургеневым художника Иванова: “Роста он был небольшого, приземист, плечист; вся его фигура – от бородки клинушком до пухлых, короткопалых ручек и проворных ножек с толстыми икрами – дышала Русью, и ходил он русской походкой”.

Обратим внимание на управляемые формы от бородки, до ручек и ножек. Эти формы зависят от словоформы фигура и управляются ею, но это управление чисто номинальное, что подчеркивается и разделяющей господствующее и зависимые слова запятой. То же самое можно сказать также о формах клинушком, с толстыми икрами, управляемых соответственно словоформами бородки и ножек.

Управление может быть предложным и беспредложным в зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом.

Примеры: заполнять дневник – расписываться в дневнике, мыть окна – рисовать на окнах; нести чемодан, книга брата – прогулка в саду, способный к физике.

Согласование, управление, примыкание: примеры
Согласование, управление, примыкание: примеры

Русский язык как предмет школьной программы обязательно выносится на экзамены в девятом и одиннадцатом классах. Традиционно считается, что русский язык не является таким уж сложным предметом, требующим тщательной подготовки, поэтому готовиться к нему начинают не все, а кто и начал, делают это несвоевременно, сталкиваясь с трудностями уже с первых пунктов.

Задание 4 ОГЭ по русскому языку представляет собой особую категорию, требующую внимания.

Согласование, управление, примыкание: примеры
Согласование, управление, примыкание: примеры

ОГЭ по русскому языку задание 4

ОГЭ по русскому языку, задание 4, содержит в себе вопросы, связанные со словосочетаниями и типами связей между словами внутри них.

Для того чтобы дать правильный ответ на задание 4, нужно не только уметь находить ошибки в предложенных вариантах ответа, но и хорошо владеть теорией, знать классификацию и характеристики связей между словами в словосочетаниях.

Задание 4 ОГЭ теория

Четвёртое задание в ОГЭ подразумевает, что необходимо иметь хорошую теоретическую подготовку, в том числе в терминах, входящих в состав самого задания.

Нужно иметь устойчивое представление о том, что обозначает термин «словосочетание», когда в паре слов, связанных друг с другом по смыслу и по контексту предложения, есть одно главное и второе зависимое слово: вкусное яблоко. Яблоко –главное слово, вкусное – зависимое.

Задания в ОГЭ по русскому подразумевают понимание процессов связей между словами внутри словосочетания. Таких вариантов взаимодействия несколько: согласование, управление, примыкание. Их иначе называют типами связей в словосочетаниях.

Согласование, управление, примыкание: примеры
Согласование, управление, примыкание: примеры

Согласование, управление, примыкание, примеры:

  • Согласование

– вкусная ягода, нет вкусной ягоды (важным отличием и характерной чертой является изменение падежных окончаний в обоих словах – и в главном, и в зависимом).

  • Управление

– варенье из ягод. Нет варенья из ягод. Видим, что одно слово в паре изменилось, а второе осталось неизменным. В этом состоит характерная черта управления.

  • Примыкание

– речевая ситуация, при которой одно слова внутри пары в словосочетании является неизменяемым – наречием. Говорить быстро, говорит, говорят быстро. Видим, что главное слово изменяется, второе, выраженное наречием – нет. Отличие примыкания от управления состоит в том, что в управлении зависимое слово выражено именем существительным, а в примыкании – наречием. Это влияет на стилистическую окраску, по которой также можно сразу определить, какой вид согласований внутри пары слов здесь присутствует.

Словосочетание со связью примыкание:

болеть неприятно, болеет неприятно, болеют неприятно; стреляет, стреляют, стреляешь метко – глагол изменился, наречие – не изменяется по своим изначальным свойствам.

Словосочетание со связью управление:

шуба из меха, нет шубы из меха, в шубе из меха, видим, что одно слово меняет своё падежное окончание в случае перестройки предложения, а второе слово остаётся неизменным.

Для определения связи между словами внутри словосочетания можно воспользоваться подсказкой в виде правильно заданных вопросов и превращения слова нужным способом. Рассмотрим на примере ниже.

Согласование, управление, примыкание: примеры
Согласование, управление, примыкание: примеры

Пример изменения согласования слов внутри словосочетания

Требуется заменить словосочетание «цель работы», образованное на основе управления, равноценным словосочетанием, в котором используется связь согласование. Запишите результат Ход выполнения задания: Выписываем само словосочетание, определяем главное и зависимое слово. Цель (чего?) работы. Цель — главное слово, работы — зависимое.

Цель (существительное) Работы (существительное) трансформируем в прилагательное (поскольку в согласовании применяется прилагательное). Какая? Рабочая. Выписываем результат: рабочая цель.

В заданиях часто можно встретить понятие синонимичные словосочетания.  Важно разобраться: что это такое? Синонимические словосочетания — это когда синонимами являются не только отдельные слова, но и целые сочетания. Например:

  • Дождливая погода – на улице осадки.
  • Солнечная погода – погожий день.

Понятие синонимических сочетаний активно применяется в задании 4 на ОГЭ, когда необходимо произвести трансформацию связи между словами внутри словосочетания. Для этого необходимо нарабатывать словарный запас, который легко позволит видоизменять словосочетания.

Как заменить словосочетание? С помощью вопросов и перестановки слов внутри словосочетания. Это позволит изменить часть речи, которой выражено данное слово, существительное заменить прилагательным и наоборот. Сложная жизнь – жизненная сложность.

И для повторения: На какие вопросы отвечает примыкание, управление, согласование? Согласование — на вопросы имени прилагательного: какой, какая, какие, чей? Управление — на вопросы имени существительного, в том числе и косвенных падежей: кто, что, кому, чему, кого, чего, о ком, о чём.

Примыкание — выражается наречием и вопросом Как.

Рекомендуем Вам наши следующие статьи. Они подобраны специально для Вас.

Профориентация для подростков: помощь в выборе профессии

Условные и безусловные рефлексы у человека

Что изменилось в ЕГЭ по обществу в 2023 году?
___________________________________________________________________________________

Записаться на курсы ЕГЭ и ОГЭ TwoStu со СКИДКОЙ 25% здесь:

Получить СКИДКУ 25%

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[823K]

5 лет назад 

В большинстве словосочетаний русского языка легко увидеть, что одни слова подчиняются другим. Как это понять?

Главное слово (которому подчиняется зависимое) является грамматически и семантически опорным. Это ядро словосочетания. Именно от него тянутся нити вопросов к другим словам.

Например:

  • “Лёгкая причёска”. Очень простое словосочетание, в котором речь идёт о причёске. Поэтому именно “причёска” и является главным словом. Она (причёска) какая? – лёгкая. Прилагательное зависит от главного-существительного.

Итак, мы можем научиться отличать словосочетания от несловосочетаний, но перед нами тут же возникнет основная в данном случае задача: определить вид связи между словами. Это довольно сложный процесс для начинающих, потому что при любой связи (если она не сочинительная) от одного слова можно задать вопрос к другому. Так в чем же тогда разница?

Согласование.

Из названия понятно, что слова согласуются. И в роде, и в числе, и в падеже. Посмотрите на концовки этих слов, и их согласование станет очевидным:

“Белый колодец”, “чёрному лебедю”, “певца Кузьмина”, “наш футбол”, “седьмое небо”.

Управление.

Главное слово имеет большие грамматические полномочия. Оно может изменить свою форму, например, если нужно. А зависимое (управляемое) при этом останется в неизменном виде:

“Приехать в аэропорт” (“приехали в аэропорт”), “монитор компьютера” (“монитором компьютера”).

Примыкание.

При таком виде связи слова вообще можно принять за независимые друг от друга. В принципе, грамматически они действительно независимы (в смысле, не согласованы):

“Возвратиться вечером”, “говорить, улыбаясь”, “идея уехать”, “лететь низко”.

Невоз­мутим­ый Дождь
[162K]

3 года назад 

Практически вся наша речь состоит из словосочетаний. Мы не говорим отдельными словами, а связываем их друг с другом: иногда только по смыслу, а иногда и грамматически. Связанные слова (словосочетания) объединяются с помощью разных видов связи. Основных видов связи, которые мы помним со школы, три: примыкание, согласование и управление.

Самое малое словосочетание состоит из двух слов. Такие сочетания слов являются простейшими, поэтому на них мы и будем приводить примеры.

“Широкой рекой”.

Глядя на это словосочетание, мы видим, что прилагательное “широкой” согласуется с существительным “рекой” в числе (река одна), в падеже (творительный) и в роде (женский). Этот способ связи слов так и называется – согласование.

“Идут в школу”.

Здесь мы видим, что слово “идут” как бы основное, оно так и называется – главное. От него мы задаём вопрос “куда?” и можем по смыслу варьировать ответ. Идти можно и в театр, и в магазин, и в лес. Глагол управляет другим словом, а способ связи называют – управлением. Сделать главным сочетание “в школу” не удастся – задавать вопрос “в школу что делают?” синтаксически неверно.

“Пойти купить”

Кажется, что это и не словосочетание, а просто два глагола. Они стоят рядом и всё. На самом же деле в предложении окажется, что эти слова соседствуют неспроста. В этом есть смысл. Но так как глаголы грамматически не согласуются, ни одно из слов не управляет другим, то такая связь называется примыканием.

По такой схеме мы сможем довольно легко определять вид связи и в других словосочетаниях.

Урани­я
[156K]

более года назад 

Для начала дадим определение словосочетанию и назовем сущесвующие виды связи словосочетаний.

Словосочетание – это сочетание двух (или более слов), которые связаны между собой по смыслу.

Чтобы слова стали словосочетанием, между ними должна существовать подчинительная связь.

Эта связь осуществляется с помощью предлогов, окончаний или просто по смыслу.

Назовем эти виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Связь согласования – при таком виде подчинительной связи зависимое слово имеет ту же форму, что и главное слово (род, число, падеж). Оба слова – изменяемые.

Например: “горячее сердце” – сердце (главное слово) – какое? – горячее (зависимое слово); “твоя улыбка” – улыбка (главное слово) – чья? – твоя (зависимое слово).

Связь управления – при таком виде подчинительной связи главное слово упраляет зависимым, которое ставится в нужном падеже.

Например: “решать задачу” – решать (главное слово) – что? – задачу (зависимое слово); “играть в мячик” – играть (главное слово) – во что? – в мячик (зависимое слово).

И, наконец, сзязь примыкания – при таком виде подчинительной связи зависимое слово, оставаясь неизменяемым, примыкает к главному только по смыслу. Главным здесь будет то слово, которое может принимать разные грамматические формы.

Например: “читать вслух”; “смотреть свысока”, “идти пешком”.

Натал­ья-П
[61.9K]

8 лет назад 

В школе все мы проходили, что существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

И чтобы правильно и быстро запомнить эти виды, нужно просто знать, что означают сами слова:

  1. Согласование – это связь, когда главное и зависимое слова находятся в одном роде, числе и падеже, т.е. согласуются между собой. Например, выпускной бал (мужской род, един. число, именительный падеж); на выпускном балу (м.р., ед.ч., предложный падеж), выпускные балы (множественное число, им.п.) Изменение формы главного слова приводит и изменению формы зависимого.
  2. Управление – это связь, когда главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Писать (что?) ответ, интересоваться (чем?) вопросом. И при этом если изменяется главное слово, то зависимое слово остается неизменным:

рисовать пейзаж, рисующий пейзаж, рисуя пейзаж.

  1. Примыкание – это связь, когда зависимое слово остается неизменным, т.е. примыкает (это можно сравнить с составом вагоном, который может везти или паровоз или электровоз, т.е. тягач изменился, а состав вагонов остался прежним). Главное и зависимые слова связаны между собой только по смыслу, а не грамматически. Например, идти быстро; яйцо вкрутую; забыл сказать. Зависимые слова – это может быть наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.

Есть такая хорошая табличка, чтобы запомнить виды связи в словосочетаниях

Быстро и “надежно” определять, какой из видов подчинительной связи в том или ином словосочетании, мне кажется, следует на основании нескольких критериев:

  • чем выражено главное слово в словосочетании,
  • чем выражено зависимое слово,
  • как ведет себя зависимое слово при изменении главного.

Вот таблица, в которой показано, какими частями речи обычно являются в словосочетании с согласование, управлением и примыканием зависмое и главное слова:

Если при изменении главного слова изменяется и зависимо, перед нами пример согласования.

Если зависимое слово остается неизменным, значит, это словосочетание с управлением.

Если не получается изменить само главное слово, следовательно, мы имеем дело с примыканием.

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Для того, чтобы быстро и без ошибок определить тип связи, достаточно просто запомнить несколько характеристик:

  • если к главному слову присоединяется существительное с предлогом, то перед нами – всегда управление.
  • определяем, согласуется ли зависимое слово с главным по следующими параметрам: число и падеж (факультативно – род). Если да, перед нами – согласование.
  • зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Главное как будто “управляет” зависимым, перед нами – управление.
  • если зависимое слово является неизменяемым и примыкает к главному только по смыслу, то перед нами (догадайтесь!) – связь управление.

Знаете ответ?

Добавить комментарий