Как правильно составить сложный текст

Как писать сложные тексты простым языком? Рассказываю какими приемами пользуюсь я

Где-то около полугода назад, у меня появился заказ по рекомендации, о котором я никогда не писал. Был действительно текст на сложную тему. Я все-таки рискнул и стал писать. У меня получилось, только благодаря консультации одного моего хорошего знакомого. Теперь я не боюсь браться за сложные проекты, потому что знаю как написать просто, но интересно.

Метод «инструкция»

Во-первых, сразу же прикиньте, получится ли из текста составить инструкцию для читателя? Бывает такое, что сложный и скучный текст, можно превратить в короткий мануал для новичков.

Допустим, если вы купили пачку риса, а вы – повар, то вы никогда не будете читать как его варить.

Да, вы знаете, что нужно залить холодную воду, подождать пока закипит и бросить на 20 минут.

А тот, кто не дружит, нужно полное разъяснение. И если вы напишите, «варить в воде 20 минут», то будет не понятно. Нужны подробности.

Короткий текст

Тут все просто. Не пишите длинные предложения (я этим грешу). Дело в том, что читателю будет тяжело и он слабо усвоит такую информацию.

Как понять что оно «тяжелое»?

Оно больше двух строк, у вас много знаков препинания и вам трудно определиться, что именно поставить (запятую или тире). Попробуйте прочитать предложение вслух. Если вы останавливаетесь примерно на середине, чтобы набрать воздуха, то это признак, что его нужно укоротить.

Используйте простые слова

Не нужно строить из себя умника и пользоваться сложными оборотами и фразами просто так. Если по тексту действительно важен термин, то постарайтесь его объяснить простыми словами. Приведите примеры или историю из жизни. Читатель быстро сообразит, что нужно включить свое воображение.

Абзацы

Абзацы – это круто. Они структурируют текст. Делают его логичным и понятным для читателя.

Вложите в первый абзац одну мысль и плавно переходите к другой уже в следующем. Не нужно путать читателя и помогать ему терять вашу нить повествования.

А когда текст написан – перечитайте его. Все ли у вас получилось? Дайте почитать вашим коллегам или друзьям. Получите от них обратную связь.

Пишите в комментариях, на какие темы вы бы хотели прочитать?

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст». Она не сделает из вас второго Чехова или Толстого. Это не мастер-класс для писателей, эссеистов и поэтов. Но человек, работающий в публицистике, рекламе, озабоченный написанием деловых писем, на которые он хочет и должен получить ответ, – такую книгу давно ждал.

«Пиши, сокращай» –  не для писателей художественных текстов. Текст здесь интересен как рабочий инструмент, а не элемент искусства. Чтобы писать кратко, ясно и убедительно, не нужен талант и вдохновение. Нужна дисциплина и стремление к правде. Авторы называют этот подход информационным стилем. Он помогает сделать сложный текст простым, выделить главное и помочь читателю сделать выводы.

Автор пишет: Сила – в правде. Трудно поспорить. И дает совет: пишите правду.

Иногда люди пишут не чтобы решить чью-то задачу, а по внутреннему зову. Автор называет это графоманией.

В графомании нет ничего плохого — в мире есть гораздо более страшные явления, чем слабый текст. Но чтобы текст был сильным, авторы советуют даже графоманией заниматься так, чтобы она решала задачу читателя.

Допустим, парня бросила девушка. Он расстроен, он в ярости и теперь хочет поделиться с кем-нибудь своей болью. Он пишет статью в социальной сети о том, какие девушки плохие. Это графомания: текст пишется не для читателя, а для писателя.

Чтобы это не было графоманией, парень должен подумать о читателе. Как он может ему помочь? Какую задачу он может решить? Вот что можно предложить в его случае:

Статья «Какие ошибки я совершил в своих идеальных отношениях». Поможет читателям не допустить тех же ошибок.

Статья «Признаки того, что ваша девушка вам изменяет». Поможет парням выявить измену.

Статья «Что со мной было после расставания, и как я это пережил». Поможет людям, которые переживают расставание.

Чтобы текст получился сильным, начните с того, чтобы он стал полезен читателю. Просто текст никому не нужен, даже красивый.

Очень редкое искусство в области технологий, в медицине, науке. Люди после Бауманки или Керосинки (так называют Российский Государственный Университет Нефти и Газа им. И.М. Губкина) с двадцатью годами опыта скорее напишут еще двадцать страниц, чем позволят упростить свой текст. Нередко проблема сводится к противопоставлению: сложно и грамотно или просто, но вульгарно, некорректно. Автор разрешает этот заколдованный круг, дает отличные инструменты упрощения даже глубоко профессионального текста.

Читать вслух

Очень порадовал совет читать текст вслух. Это выявляет излишнюю длительность предложения, сложные конструкции, неловкие обороты, повторы, создает ощущение  свободно льющейся речи. Переписывать нужно все, на чем спотыкаешься при чтении. Такой тест запомнят.

Вот вам три предложения. Не правда ли, второе и третье вызывают недоверие. Усилители вредны!

Мы с вами рассмотрели приемы хорошего текста на уровне предложений и абзацев. Но ведь задача – написать целый текст. Любой текст – путешествие из пункта А в пункт В, смена в голове у читателя мнения А на мнение В, незнания А на знание В. Первое, что нужно понимать на уровне текста, — зачем мы его пишем, какова его цель. Правильно поставленная цель определит направление текста, поможет отфильтровать лишнее и написать то, что нужно. Цель не дает статье развалиться. От текста с целью остается ощущение собранности и силы. Тезис, доказательства и вывод – основные структурные элементы хорошего текста.

Чего-то не хватило? Именно! Дайте тексту имя. Заголовки важны.

Реклама. Как писать о себе

А что же делать? О чем писать?

Мария Шендрик, discours

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 558.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 558.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 558.


А какая ваша оценка?

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.

Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.

1.

Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»

Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.

2.

Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.


Как писать хорошие тексты: 19 ну очень полезных советов

3.

Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.

Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?

4.

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

5.

Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).

6.

В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.

Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.

Это занятие само по себе подводит электроды к мозгу, и через какое-то время он заискрит.

Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.

Опять же автор в этот момент похож на шизофреника, но такая техника работает.

7.

Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.

8.

Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.

9.

Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».

10.

Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.

Назначьте себе цифру, за которую выходить нельзя.

Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».

11.

Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.

Все наоборот.

Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.

12.

Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.

13.

Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.

14.

Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:

  1. высокая читаемость — до 10% длинных слов;
  2. средняя читаемость — 10–30% длинных слов;
  3. низкая читаемость — свыше 30%.

15.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

16.

Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).

17.

Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.

18.

Пишите афоризмами.

Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.


ложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.

Подготовлено по материалам книг:

«Автор, ножницы, бумага»,

«Бизнес-копирайтинг».

Все картинки поста — отсюда.

Добавить комментарий