Как правильно составить служебную проверку

Содержание страницы

  1. Что представляет собой служебная проверка?
  2. В каких случаях проводится проверка?
  3. Порядок осуществления служебной проверки
  4. Права и обязанности участников комиссии
  5. Заключительная часть служебной проверки

Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

Работодатель вправе разработать Положение о порядке проведения служебных проверок в организации.

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

Законодательное обоснование

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

Что является основаниями для принятия решения о проведении служебной проверки?

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Базовые задачи расследования

Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

  • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
  • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
  • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
  • Определение виновности лица.
  • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

Порядок осуществления служебной проверки

ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.

Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

  • Причину осуществления расследования.
  • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
  • Полномочия комиссии.
  • Сроки, отведенные на проверку.
  • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Права предположительно виновного лица

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

Заключительная часть служебной проверки

В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

  • Участники комиссии и ее председатель.
  • Сведения о противоправном деянии.
  • Данные о предположительно виновном лице.
  • Причины произошедшего.
  • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

Добавить в «Нужное»

Служебная проверка в отношении работников

Возможность проведения служебной проверки предусмотрена российским законодательством о государственной и муниципальной службе. Проводится она обычно в отношении служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Ее процедура и сроки строго регламентируются законом и подзаконными актами.

Нормы о служебной проверке

Регулирует служебную проверку в отношении таких работников законодательство о государственной и муниципальной службе, отдельных видах службы (МВД, ФАС, ФТС, ФНС и др.).

Общие правила о служебной проверке, актуальные для всех видов службы, содержатся в ст. 59 Закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Правила о служебной проверке

Служебная проверка — это тщательное изучение всех обстоятельств дисциплинарного проступка, совершенного служащим.

Им может быть совершены действия (или бездействие), нарушающие:

  • должностной регламент;
  • служебный контракт;
  • правила трудового распорядка;
  • требования законов и других нормативных правовых актов.

Действия (бездействие) служащего могут выражаться в:

  • неисполнении/ненадлежащем исполнении его должностных обязанностей;
  • нарушении трудовой дисциплины;
  • несоблюдении запретов для служащих, установленных законодательством;
  • нарушении обязанностей соблюдать государственную и служебную тайны.

При этом противоправные действия (бездействие) служащего могут считаться дисциплинарным проступком, если они совершены по его вине (умышленной или неосторожной).

Проведение проверки

Основаниями для ее проведения могут быть решение работодателя (представителя нанимателя), а также письменная просьба самого служащего.

Порядок проведения служебной проверки регламентируется в нормативных актах о конкретных видах службы.

В любом случае при ее проведении должны быть установлены в полном объеме беспристрастно и всесторонне:

  • факт дисциплинарного проступка, совершенного служащим;
  • его вина в проступке;
  • причины и условия совершения;
  • размер вреда, причиненного проступком, и его характер;
  • основания обращения служащего с письменной просьбой о проведении служебной проверки.

Своевременность и правильность проведения назначенной служебной проверки должны контролироваться работодателем.

Проводить ее поручается подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров с обязательным участием юристов и профсоюзного органа (при наличии). Сам служащий, заинтересованный в ее итогах, не должен участвовать в проверке, иначе они будут считаться недействительными.

Его могут временно отстранить от работы на время проведения проверки на основании приказа работодателя. Денежное содержание при этом сохраняется.

Служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе:

  • давать объяснения, представлять заявления, ходатайства и другие документы;
  • обжаловать решения и действия лиц, проводящих проверку;
  • знакомиться с заключением служебной проверки и другими ее материалами по окончании (если там не содержится сведений, составляющих гостайну).

Итоги служебной проверки

Проверка должна быть проведена в течение одного месяца. Результаты оформляются в виде письменного заключения, которое направляется назначившему ее должностному лицу.

В нем должны обязательно содержаться установленные проверкой факты и обстоятельства, а также предложение о применении/неприменении к служащему дисциплинарного взыскания.

Подписывается заключение участниками служебной проверки и затем приобщается к личному делу служащего, в отношении которого она проводилась.

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводитьГлавной целью реализации внутреннего служебного расследования в организации становится потребность в наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника при доказательстве его вины. Также расследование позволит защитить компанию от разбирательства в суде при увольнении специалиста по необоснованным причинам.

По итогам проведения процедуры все действия должны быть зафиксированы документально.

Когда оно проводится?

Служебное расследование необходимо проводить при взимании с наказанного работника материального ущерба. Основной задачей его выполнения становится определение причин появления данного ущерба. Понятие причины даст возможность работодателю организовать профилактические меры по некоторым направлениям, остановить повторное появление схожих ситуаций в дальнейшем.

Расследование является серьезной процедурой, которая не выполняется для доказательства небольших нарушений.

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить

Также специальная комиссия проводит проверку дисциплинарных нарушений, связанных с уклонением от медосвидетельствования (специалистами некоторых профессий), сдачи экзаменов по охране труда и технике безопасности, прохождением спецобучения в рабочее время, отказом от подписания договора материальной ответственности (если это основная трудовая обязанность специалиста).

На допрос могут вызываться виновные и очевидцы случившегося события. Процедура добровольная, поэтому работники могут в ней не участвовать. Нельзя их принуждать к прохождению проверки на полиграфе или без полученного согласия делать осмотр или обыск.

Регламентация по ТК РФ

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить

Время выполнения проверки регламентируется ст. 193 ТК. На основании ч. 3 ст. 247 ТК у специалиста или его представителя есть право на изучение всех материалов расследования и их обжалование при несогласии с итоговым заключением.

Кто принимает участие?

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводитьКак правило, служебную проверку осуществляет служба безопасности, а также отдел внутреннего аудита. В компаниях с небольшой численностью этими вопросами может заниматься кадровая служба. Для проведения расследования могут привлекаться и другие специалисты (в том числе бухгалтеры, юристы).

Обязательно принимает участие в работах начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка. Но для получения объективных результатов он не может входить в специальную комиссию.

В результате этого в комиссию могут входить специалисты службы персонала и безопасности, в том числе профкома. В ее составе должно быть не меньше 3 человек.

Во главе должен находиться руководитель службы безопасности.

Порядок и сроки проведения

Законодательно для расследования нарушений трудового распорядка отводится 30 дней. Этот период отсчитывается от времени приема решения или выпуска приказа о выполнении проверки.

Если расследование проводят согласно служебной записке работника, то завершать его необходимо в течение месяца от дня сдачи документа.

В это время не включается длительность нахождения сотрудника в отпуске или его болезнь, период для учета сведений от представительной структуры работников (это время в общей сложности не должно превышать 6 месяцев).

После 6 месяцев от даты совершения проступка дисциплинарное взыскание теряет свою силу.

У специалиста запрашивается объяснение в письменной форме, которое он должен составить в течение 2 дней после получения уведомления. При отсутствии ответа составляется акт об отказе от содействия в проверке.

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить

На заключительном этапе проверочных работ руководителю предоставляется рапорт с указанием полученных результатов:

  • виновных людей и характера нанесенного ущерба;
  • условий и факторов, которые привели к нарушению;
  • рекомендуемых видов наказаний и советов для исключения подобных случаев в будущем.

Подробнее о порядке данной процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Составляемые документы

Внутреннее расследование начинается с того, что начальник или любой работник компании выявляет факт проступка, который фиксируется в документах (служебной записке, акте на руководителя фирмы).

В соответствии с этим документом назначается данная процедура. Важным является факт проведения и срок получения подобных сведений, иначе выполнение проверки может быть обжаловано в судебном порядке.

Записка должна быть принята к выполнению и зарегистрирована. Со времени, когда на ней ставится дата и номер, фиксируемый в журнале по документообороту, отсчитывается период выполнения проверки.

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводитьТакже основанием для расследования может стать объяснительная записка, заявление от специалиста, жалоба или претензия потребителя, инвентаризационный акт, аудиторское заключение, акт о выявлении товарной недостачи, обращение граждан с данными о проступке и пр.

Комиссия может потребовать оригиналы или ксерокопии другой документации, которая станет подтверждением правоты или вины работника.

Результаты проверки

В заключительном акте расследования, составленном в соответствии с собранными материалами, должно быть несколько частей:

  • в вводной части содержится факт проступка, время его совершения, срок выполнения проверки и список членов комиссии;
  • описание – включает в себя доказательства;
  • резюме – отражает виновных лиц, факт совершения ими инцидента, наличие ранее неснятых взысканий.

Также к акту прилагаются все необходимые документы, которые использовались в расследовании. Его подписывает вся комиссия, в делопроизводстве акту выдается порядковый номер с датой завершения проверки. Заключение подписывается руководителем и ставится печать.

Все материалы проведенной проверки подшиваются в папку «Дело», делается опись документации.

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводитьПосле этого работодатель должен принять решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания. В соответствии с Трудовым кодексом, предусматривается выговор, замечание или увольнение с соответствующими основаниями. Допускается и предупреждение или порицание.

В соответствующем приказе отражается решение о наложении взыскания с указанием виновных лиц, оснований и типа наказания. За каждое дисциплинарное нарушение делается одно взыскание.

Проведем внутренние расследование на предприятии в Москве

Ни один рабочий коллектив не застрахован от возникновения сложных ситуаций, которые могут привести к трудовым конфликтам, убыткам и даже поставить под вопрос существование фирмы.

В таких случаях стоит заказать проведение внутреннего расследования в детективном агентстве, что позволит выяснить, что именно происходит в компании, оценить риски и подобрать меры предотвращения конфликта.

Кроме того, такой подход позволит сохранить конфиденциальность информации, что не даст конкурентам воспользоваться сложным положением.

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить

В каких случаях уместно внутреннее расследование на предприятии

В зависимости от ситуации и личных качеств, такие вопросы, как кражи со складов или растрата бюджета проекта, могут быть расследованы и решены без привлечения третьих лиц.

Однако от предпринимателя потребуются серьезные знания психологии и налаженный контакт с сотрудниками.

Кроме того, это поможет далеко не во всех ситуациях: виновных в крупных пропажах или промышленном шпионаже едва ли удастся найти при помощи обыкновенного внутреннего служебного расследования.

Случаи, при которых требуется провести внутреннего расследования:

  • воровство на территории склада;
  • слив конфиденциальных данных компании;
  • проверка производительности труда в филиале компании;
  • утеря большой денежной суммы;
  • ситуации без распространения огласки, для избежания потери репутации организации, конфликт в коллективе;
  • шантажирование персонала и руководителей компании;
  • угроза безопасности предприятия или его филиала и т.п.

Цены на проведение внутренних расследований в организациях, компаниях, предприятиях и на производстве. Прайс-лист частного детектива

Наименование услуги Цена Сроки
Проверка физических лиц от 4 500 руб. 1 рабочий день
Проверка юридических лиц от 9 400 руб. 1 рабочий день
Проведение наружного наблюдения от 19 700 руб./сутки от 1 рабочего дня
Охрана информационной безопасности от 14 200 руб. от 1 рабочего дня

Привлекать детективное агентство стоит в тех случаях, когда установить причину нештатных ситуаций методом обычной беседы или проверки невозможно.

Например, внутреннее расследование на предприятии будет уместно при неоднократных пропажах ценностей со склада, которые нельзя объяснить ошибками поставщика, порчей при транспортировке и хранении или другими форс-мажорными обстоятельствами.

  • Проведение внутреннего расследования
  • Частный детектив, работающий в России, Германии и Украине
  • Оставьте заявку для получения бесплатной консультации по интересующим Вас вопросам
  1. Сделайте первый шаг — оставьте заявку.
  2. Далее, с Вами свяжется детектив для обсуждения
  3. вашего случая и разбора ситуации.

Работаем как в Москве, так и на всей территории России. Дополнительно имеем представительство в Германии и Украине

Также оно пригодится тем компаниям, которые имеют филиалы в других городах. Внутреннее расследование в такой организации позволит установить факты злоупотребления или, наоборот, недостаточно ответственной работы, что нередко имеет место, когда вышестоящее руководство находится далеко и не может постоянно лично следить за соблюдением дисциплины и выполнением возложенных обязанностей.

Иногда руководители предприятий оказываются в очень сложных ситуациях, когда под угрозой находится компания в целом.

Для того чтоб обезопасить бизнес и не лишиться бизнеса из-за шантажа или саботажа, надо точно оценивать сильные и слабые стороны, а также установить источник опасности.

В таких случаях проведение внутреннего расследования профессионалами не только поможет получить нужную информацию, но и останется незамеченным злоумышленниками.

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить

Как провести внутреннее расследование частным детективом?

Когда служебная проверка не дает должных результатов, а решение о привлечении детективного агентства принято, стоит учесть несколько моментов. Во-первых, каждая ситуация требует индивидуального подхода.

Потому стоит дать детективам возможность узнать обстановку в коллективе. Не исключено, что их богатый опыт позволит решить все намного проще.

Во-вторых, сотрудников агентства следует воспринимать как врачей: не стоит ничего от них скрывать, иначе желаемого результата достигнуть не удастся.

Для эффективного проведения внутреннего расследования им может потребоваться служебная документация, например, акты и приказы в отделах или ведомости бухгалтерии. Предоставлять ее можно смело, поскольку нашему агентству можно доверять, что подтверждается богатым опытом и солидным статусом на международном рынке детективных услуг.

Почему стоит обратиться за помощью к частному детективу?

Представители нашего международного бюро расследований быстро помогут найти необходимую информацию. Сотрудничество с детективом – это сокращенные сроки на выполнение задачи. Часто встречаясь с такими заданиями, наши специалисты в курсе как думают и поступают люди, при желании получения выгоды противоправным путем.

Любое расследование основывается на данных положениях:

  • Независимость. Оказанная помощь строится на объективности;
  • Непричастность к преступлению. Лицо, проходящее проверку, является невиновным, пока вина не будет доказана;
  • Законность. Проведенная деятельность проводится на основании действующего законодательства.

Служебное расследование: порядок, составление акта, сроки выполнения

Человек не считается виновным до того момента, пока не найдены доказательства обратного факта.

Если после проведения проверки не найдется веских аргументов в пользу работодателя, то судебный орган займет сторону работника.

Благодаря точному с юридической стороны, и максимально грамотному оформлению документации вначале расследования, можно принять правильное, обдуманное решение и успешно защитить интересы предприятия в перспективе.

Служебное расследование в отношении работника по ТК РФ

Последние изменения: Октябрь 2021

Комплекс мероприятий по выяснению отклонений в процессе деятельности предприятия, вызванных виновными действиями ответственных лиц с установлением степени вины и причинённых убытков представляет собой служебное расследование. Механизм регламентируется законодательными актами и внутренними локальными нормативами предприятия, фиксируется документально на каждом этапе.

Определение и сущность служебного расследования

Служебное расследование внутри компании – когда понадобится и как проводить

Целью мероприятия является выяснение трёх обстоятельств:

  • фиксация факта причинения действиями наёмного лица ущерба предприятию;
  • оценка размеров в денежном и количественном выражении;
  • установление и констатация причин на предмет уважительности.

Совокупность факторов позволяет сделать вывод в отношении работника о привлечении к ответственности либо освобождения от неё. Инициатором проведения может выступать как наниматель, так и наёмный гражданин.

Факт получения ущерба обязан подтверждаться учётными регистрами (инвентаризационными описями, сличительными ведомостями, актами сдачи-приёмки). Отсутствие отражения в бухгалтерской документации освобождает от ответственности.

Недостаточность доказательной базы не позволяет возложить на сотрудника обязательство о возмещении ущерба.

Например, отсутствие защиты обеспечения сохранности материальных активов со стороны руководства (ограничение на вход посторонним лицам, средств сигнализации, возможность свободного доступа) не дают права на возмещении недостачи МОЛ, несмотря на заключение индивидуального договора.

Необходимость мероприятия

Проведение служебной проверки 247 статья ТК РФ устанавливает в качестве обязательного атрибута перед принятием решения о материальном возмещении. Расследование проводится при отклонении от стандартных норм в работе для установления виновников и выяснения обстоятельств случившегося инцидента.

Сигналами для проведения служит:

  • выявленные недостачи по результатам инвентаризаций;
  • поступившие жалобы сторонних лиц;
  • нарушение внутреннего установленного распорядка и дисциплины труда;
  • разглашение информации, представляющей охраняемую предприятием тайну;
  • нанесение материального ущерба и причинение убытков;
  • неисполнение должностных обязанностей на соответствующем уровне;
  • несоблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
  • установление факта взяточничества;
  • игнорирование трудовой функции, возложенной на сотрудника;
  • злоупотребления, связанные с использованием занимаемого положения в корыстных целях.

Перечень способствующих обстоятельств устанавливается индивидуально на предприятии, чем регламентируется в конкретном случае внутренними локальными актами.

При оформлении на работу специалист должен ознакомиться с обязанностями, наложенными трудовым соглашением и локальной документацией организации.

В противном случае у руководства отсутствуют причины для привлечения гражданина к ответственности.

При наличии оснований для проведения служебного расследования создаётся специальная комиссия для изучения обстоятельств, оценки размера ущерба и привлечения виновника.

В состав включаются сотрудники подразделения, в котором допущено отклонение и представители соответствующих служб.

Например, при выявлении недостачи, привлекаются сотрудники бухгалтерии, при установлении факта воровства специалисты службы внутренней безопасности, при получении взятки ответственные лица отдела по борьбе с коррупцией.

Действия комиссии

Как провести служебное расследование? Началом служит создание комиссии из работников предприятия, не причастных прямым или косвенным образом к возникновению инцидента. В организации составляется приказ с перечислением состава комиссии, в которую включается, как минимум, три сотрудника. При необходимости допускается привлечение сторонних экспертов.

В полномочия комиссии входит:

  • фиксация сути произошедшего события;
  • оценка причинённого ущерба в количественном и стоимостном выражении;
  • причины и существенные условия, приведшие к инциденту;
  • степень вины должностного лица;
  • обстоятельства содеянного нарушения;
  • принятые меры по привлечению сотрудника к ответственности;
  • профилактические мероприятия по дальнейшему недопущению аналогичных проступков.

Комиссия запрашивает письменные разъяснения у виновников и лиц, могущих «пролить свет» на совершение проступка, объяснить мотивы и быть косвенно причастными. Для проведения объективного анализа провинившемуся сотруднику направляется уведомление с предложением составить объяснительную записку. В случае отказа составляется акт, не влияющий на выводы. Оценка результатов оформляется актом.

Организация документооборота

Помимо дополнительных документов, влияющих на степень вины работника, составляемых по усмотрению членов комиссии, необходимо составление обязательных документов в хронологической последовательности:

  1. Издание приказа или распоряжения о проведении расследования на рабочем месте. В документе указывается назначенный руководитель, поимённо перечисляются члены комиссии и период проведения.
  2. Уведомление виновному лицу. Целью документа служит предложение составления объяснения виновному лицу для внесения максимума объективности в выводы. Служебное расследование Трудовой Кодекс ст.193 без предложения и выделения на объяснение провинившемуся лицу 2-х рабочих дней считает недействительным для наложения дисциплинарного взыскания. Отказ, выраженный устно или письменно, оформляется соответствующим актом.
  3. Объяснение сотрудника. Документ изучается комиссией и влияет на вынесение вердикта. Предложение дачи объяснений – обязанность работодателя, а составление или отказ – право работника.
  4. Акт о результатах. Документ содержит повествовательную часть с подробным описанием случившегося инцидента, фиксируется детализация процесса проверки и выводы комиссии с приложениями документальных подтверждений.

К сопутствующим документам относятся пояснения работников о халатности ответственного лица, например, об отсутствии на непосредственном рабочем месте и свободном доступе в помещение посторонних, не закрытие склада или вверенного объекта на время технических и обеденных перерывов и т.д.

Оформление результата

Результирующий документ служебного расследования – это составление акта о проведённой работе, скреплённый подписями представителей.

В процессе устанавливаются обязательные моменты, без наличия которых взыскать нанесённый ущерб невозможно:

  1. Оценка фактического размера. Данные берутся из бухгалтерских регистров аналитического (по наименованию и количеству) и синтетического (по остаточной стоимости) учёта.
  2. Исключение материальной составляющей в отношении работника согласно изучаемым обстоятельствам, указанным в статье 239 ТК РФ:
    • непреодолимой силы – исключительные события и стихийные бедствия;
    • нормальной степени хозяйственного риска – ситуации, когда достижение цели с минимальными потерями не могло быть произведено иными способами;
    • крайней необходимости, при которой иное поведение чревато причинением вреда здоровью (угрозы физической расправы);
    • невыполнения нанимателем обязанности по созданию соответствующих условий для защиты сохранности ТМЦ.
  1. Констатация виновных действий сотрудника в виде взяточничества, хищения или виновных бездействий в виде халатности, послужившей к недостачам и возможности краж другими лицами.
  • Служебное расследование – это скрупулёзная процедура изучения причинно-следственной связи между наступлением последствий и степенью вины работника, рассмотрение обстоятельств и оценка возможности получения иного результата.
  • Документально результат оформляется актом, унифицированная форма которого отсутствует. Однако документ должен содержать обязательную информацию:
  • наименование организации, дату и место составления;
  • перечисление председателя и членов комиссии, назначенной распоряжением руководителя;
  • краткая информация о лице, по поводу исполнения обязанностей которого проводилась проверка;
  • обозначение цели проведения мероприятия;
  • выявленные в ходе расследования смягчающие или отягчающие обстоятельства;
  • вердикт о вине или невиновности гражданина и предложения комиссии.

Составленный акт может содержать приложения в виде объяснений работников, подтверждающих наличие или отсутствие корыстных целей или злого умысла со стороны виновника инцидента. Окончательное решение принимается руководством и оформляется приказом.

Сроки проведения

Часто результатом мероприятия является наложение взыскания. Следовательно, сроки проведения служебного расследования по Трудовому Кодексу не могут превышать допустимого периода наложения дисциплинарного взыскания.

В соответствии со статьёй 193 ТК РФ наказание применяется на протяжении одного месяца от даты обнаружения проступка.

Из периода исключаются дни отсутствия по известной руководству причине – нахождение на больничном листе, пребывание в отпусках всех видов.

При наличии профсоюзной организации или иного выборного актива исключается время, предоставленное активистам на ознакомление с материалами.

Днём обнаружения считается дата, когда непосредственному руководителю стало известно о совершении проступка. Однако по истечении шестимесячного периода взыскание не накладывается за исключением открытия уголовного дела правоохранительными органами.

Возмещение ущерба по результатам служебного расследования

Оценка и возмещение по результатам служебного расследования ТК РФ прописывает в 248 статье. Если размер причинённого ущерба не превышает средней месячной заработной платы сотрудника, то взыскание денежных средств может быть произведено по решению руководства.

Распоряжение работодателя делается в месячный период с момента точного установления объёма причинённого ущерба.

По истечении месяца или несогласии виновного лица заплатить требуемую сумму в случае превышения месячного заработка решение о взыскании принимается исключительно судом.

На основании достигнутой договорённости наёмное лицо может добровольно возместить суммы, выявленные в процессе служебного разбирательства, ТК РФ допускает:

  • в полном объёме одной суммой или по частям;
  • с отсрочкой платежа на установленный срок;
  • предоставлением равноценных активов;
  • проведением ремонта испорченного имущества за счёт собственных средств.

Документально оформляется предоставлением письменного обязательства сотрудником с указанием формы и граничных сроков погашения задолженности. При увольнении с дальнейшим отказом от оплаты долга работодатель может осуществить взыскание в судебном порядке.

Привлечение виновного к материальной ответственности не исключает ответственности других видов:

  • дисциплинарной со стороны нанимателя;
  • уголовной со стороны государства.

Наличие непогашенной кредиторской задолженности не может быть основанием для отказа в прекращении действия трудовых правоотношений по инициативе наёмного лица, а непогашенная задолженность при отсутствии добровольного соглашения взыскивается в процессе судебного разбирательства при подаче иска руководством.

Организации служебного расследования Трудовой Кодекс отводит полный анализ проведённой предварительной работы по подписанию документов при приёме, выяснению обстоятельств совершения проступка, установлению вины или невиновности.

Грамотное проведение мероприятия позволяет объективно оценить ситуацию, изучить риски предотвращения в дальнейшем и установить заслуженную меру для наказания.

Если регламент в отношении документооборота, сроков и возможных мер взыскания будет нарушен, то пострадавший работник легко опровергнет в судебном порядке принятые меры работодателем.

© 2021 zakon-dostupno.ru

Служебная проверка в организации : полномочия работодателя

Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина  

Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004

ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.

Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.

Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.

  • Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
  • Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».

Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.

Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.

При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).

Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.

В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.

Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.

1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).

При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.

Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.

Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:

  • прогул (подпункт «а»);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
  • разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
  • совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
  • нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);

3) пункту 10 — за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей. 2. Привлечение работника к материальной ответственности (статьи 232, 233, 238 — 250 Трудового кодекса РФ).

Следует отметить, что в случае, если работник привлекается к материальной ответственности по результатам инвентаризации (плановой или внеплановой), проводить дополнительно служебную проверку представляется нецелесообразным, поскольку, как правило, инвентаризационная комиссия в процессе проверки выявляет и оценивает все необходимые факты и обстоятельства. Попутно укажем также, что основным нормативным актом, определяющим общий порядок проведения в организациях инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

В частности, как следует из пунктов 2.2 и 2.

3 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

3. Совершение работником деяния, влекущего возможность его увольнения с работы по определенным основаниям. Такие основания предусмотрены:

  • пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ — совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • пунктом 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • пунктом 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ — принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
  • пунктом 11 статьи 81 Трудового кодекса РФ — представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

Расследование утечки информации | Проведение служебного расследования по фактам утечки конфиденциальной информации

Для компании утечка данных является причиной серьезных финансовых убытков, поэтому требуется не только наладить работу системы защиты, но и продумать все возможные риски и пути утечки данных, а также способы оперативного выявления и устранения факта разглашения или хищения информации.

Основные каналы утечки данных и методы защита

В любой компании существуют четыре типа каналов утечки данных.

Акустический канал, куда относят все случаи общения между сотрудниками, которые могут делиться служебной информацией в рабочих целях. Стоит учесть ситуации, когда сотрудники с более высокими правами доступа к информации нечаянно выдают важные данные другим работникам или конкурентам.

Хищение данных по электромагнитному каналу злоумышленники осуществляют за счет считывания электромагнитных волн и наводок технических средств.

Выявление факта утечки происходит уже после того, как конкурент получил и использовал данные против компании.

Для защиты применяются стандартные приемы, которые поддерживает большинство автоматизированных систем: экранирование и использование генераторов радиочастотного шума.

Риску утечки по визуально-оптическому каналу чаще всего подвергают крупные IT-корпорации. Конкурентов интересуют прототипы моделей устройств, содержание закрытых совещаний и т.д. Утечка визуального типа невозможна в случае, если предмет интереса находится в помещении, которое полностью изолировано от естественного освещения.

Материально-вещественный канал – это хищение копий документов, моделей, эскизов в физической и электронной форме, а также кража носителей информации с конфиденциальными данным.

Определение факта утечки данных

Факт кражи информации определяется двумя способами.

  1. Сотрудник стал свидетелем инцидента и может указать на злоумышленника. В таком случае есть вероятность поймать вора еще до того, как он передаст коммерческую тайну конкуренту или сделает закрытые данные достоянием общественности.
  2. О хищении становится известно уже после того, как конкурент использовал тайну против компании и был нанесен ущерб. Этот случай встречается наиболее часто, и происходит из-за использования акустического канала утечки или влияния человеческого фактора.

На этапе выявления утечки эффективно работают DLP-системы. Если сотрудник попытался отправить охраняемые данные с рабочего устройства за пределы защищаемой сети, система автоматически зафиксирует факт утечки и укажет на виновника.

Факт утечки можно определить, просматривая записи с видеокамер. Возможно, сотрудник вынес из помещения копии важных документов и не внес информацию о получении копий в регистрационный журнал. Еще сотрудник часто уносят с рабочего места носители информации: жесткие диски, флешки, оптические диски, служебные ноутбуки.

Предотвращение утечки данных

Прежде всего, утечка информации – это следствие нарушения режима коммерческой тайны и о причина финансовых убытков для компании. В случае выявления факта утечки служба безопасности должна как можно скорее приступить к предотвращению угрозы.

Все мероприятия по предотвращению должны соответствовать действующему законодательству. Важно вовремя применить организационные меры: закрыть доступ к информации из-за опасности повторного хищения и начать разбирательство. На техническом уровне предотвратить утечку могут DLP-системы, которые автоматически определяют попытку несанкционированной передачи данных.

Расследование утечки данных

На первом этапе разбирательства служба безопасности определяет тип утечки: случайная или намеренная.

Как правило, факт случайной утечки легко выявить, просмотрев отчеты DLP-системы, опросив сотрудников или изучив записи видеонаблюдения, которые фиксируют действия персонала на рабочем месте.

Опрос проводит руководитель службы безопасности или директор предприятия. Не следует указывать причину встречи. На этом этапе эффективно задействовать психологические приемы воздействия и понаблюдать за сотрудником. Неясные ответы, расхождения в фактах – все это указывает на возможного злоумышленника.

Если произошла намеренная кража данных и разглашение уже состоялось, рекомендуется поэтапно выполнить алгоритм действий:

  • Определить группу сотрудников, которые имели права доступа к похищенным данным.
  • Опросить каждого работника из выявленной группы.
  • Сопоставить все полученные показания и выявить главных подозреваемых.
  • Проверить действия главных подозреваемых за последний период: когда приходили на работу и покидали рабочее место, с какой информацией работали и т.д. – и выявить злоумышленника.
  • Начать процедуру, чтобы привлечь к ответственности.

В зависимости от масштабов ущерба глава службы безопасности совместно с руководителем определяет меру наказания для виновного в утечке. Виды ответственности включают: материальную (штраф, лишение премии); административную и уголовную.

В случае соответствия проступка административной или уголовной ответственности к расследованию подключают правоохранительные органы. Официальное расследование начинается и в ситуации, когда сотрудник отказывается выплатить материальную компенсацию.

В качестве меры наказания за случайную утечку информации к работнику чаще всего применяют только выговор. По данным исследования «СёрчИнформ», такую меру практикуют 34% российских компаний. Наиболее распространенный вид наказания за утечку данных – увольнение виновного в инциденте, так поступают 47% компаний.

1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Рекомендуемый образец бланка объяснений сотрудника ВИПК МВД России

Рекомендуемый образец бланка объяснений работника ВИПК МВД России

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 марта 2013 г. N 161

Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях
и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

(в ред. приказов МВД России от 02.07.2014 N 559, от 20.04.2015 N 447, от 22.09.2015 N 903, от 14.11.2016 N 722, от 19.06.2017 N 394, от 12.11.2018 N 759)

 В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”<1>

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации<1>.

<1> Далее – “МВД России”.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

Пункт 2 в ред. приказов МВД России от 02.07.2014 N 559, от 14.11.2016 N 722.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 “Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации”<1>.

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2009 г., регистрационный N 13293.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

генерал-лейтенант полиции

В. КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение

к приказу МВД России

от 26.03.2013 N 161

ПОРЯДОК
проведения служебной проверки в органах, организациях
и подразделениях Министерства внутренних дел
Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации<1>.

<1> Далее – “органы, организации или подразделения МВД России”.

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”<1>, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”<2>, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377<3>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 43, ст. 5808.

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации<1> сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 “Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации”.

<1> Далее – “органы внутренних дел”.

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации<1>, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел<2>, подчиненного ему по службе.

<1> Далее – “Министр”.

<2> Далее – “сотрудник”.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел (за исключением сотрудников подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел) принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации<1>, заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

<1> Далее – “ГУСБ МВД России”.

 Пункт 6 в ред. приказа МВД России от 22.09.2015 N 903.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению начальника ГУСБ МВД России или его заместителя подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

Пункт 7 в ред. приказа МВД России от 12.11.2018 N 759.

71. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности оперативно-поискового подразделения, подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел проводится по решению Министра, заместителя Министра, ответственного за деятельность указанных подразделений, руководителя (начальника) территориального органа МВД России, начальника оперативно-поискового подразделения либо подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел сотрудниками данных подразделений.

Пункт 71 дополнен приказом МВД России от 22.09.2015 N 903.

8. Утратил силу приказом МВД России от 19.06.2017 N 394.

9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке<1>.

<1> Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 “Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях” (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный N 34570).

Сноска к пункту 11 в ред. приказа МВД России от 20.04.2015 N 447.

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка<1>, не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

<1> Далее – “соответствующий руководитель (начальник)”.

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также заявление сотрудника.

Пункт 13 в ред. приказа МВД России от 20.04.2015 N 447.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

141. В случае если сведения о наличии оснований для проведения служебной проверки содержатся в электронном документе или электронной копии документа, поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Пункт 141 дополнен приказом МВД России от 12.11.2018 N 759. 

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

Пункт 16 в ред. приказа МВД России от 14.11.2016 N 722. 

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается следующий за ним рабочий день.

Пункт 18 в ред. приказа МВД России от 22.09.2015 N 903.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

28.1. Предлагать сотрудникам, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

Подпункт 28.1 в ред. приказа МВД России от 14.11.2016 N 722.

28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных, научных организаций системы МВД России.

Подпункт 28.5 в ред. приказа МВД России от 02.07.2014 N 559.

28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

28.13. Докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости продления срока проведения служебной проверки.

Подпункт 28.13 дополнен приказом МВД России от 14.11.2016 N 722.

29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения – приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений – составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

30.11. Опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

Подпункт 30.11 в ред. приказа МВД России от 14.11.2016 N 722.

30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.

Подпункт 30.15 в ред. приказа МВД России от 12.11.2018 N 759.

31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:

31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.

31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.

31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.

31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.

31.5. Принимать решение о продлении срока проведения служебной проверки в случае поступления рапорта сотрудника (председателя или членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 28.13 настоящего Порядка.

Подпункт 31.5 дополнен приказом МВД России от 14.11.2016 N 722.

32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:

32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.

32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.

32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.

32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России дисциплинарных проступков.

32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.

32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

IV. Оформление результатов служебной проверки

34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

35. В вводной части указываются:

35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

36. Описательная часть должна содержать:

36.1. Основания проведения служебной проверки.

36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ  “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Подпункт 36.5 в ред. приказа МВД России от 20.04.2015 N 447.

36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ  “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Подпункт 37.4 в ред. приказа МВД России от 20.04.2015 N 447.

37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

Подпункт 37.6 в ред. приказа МВД России от 22.09.2015 N 903.

37.7. Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.

37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ  “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Подпункт 37.8 в ред. приказа МВД России от 20.04.2015 N 447. 

37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

37.10. Рекомендации предупредительно-профилактического характера.

38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

38(1). В случае если в проекте заключения по результатам служебной проверки, проведенной в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, отсутствуют предложения о применении к нему мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, проект заключения по результатам служебной проверки не подлежит согласованию с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Пункт 38(1) дополнен приказом МВД России от 22.09.2015 N 903.

39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделениями.

42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.

45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).

45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.

45.4. Заключение по результатам служебной проверки.

45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.

45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.

46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.

47. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

Приложение к Порядку проведения служебной проверки в органах,
организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

                      _____________________________________________________

                           (наименование должности, специальное звание,

                      _____________________________________________________

                       фамилия и инициалы руководителя органа, организации,

                      _____________________________________________________

                           подразделения МВД России, принявшего решение

                      _____________________________________________________

                      о проведении служебной проверки (в дательном падеже))

ОБЪЯСНЕНИЕ

“__” ____________ 20__ г.                                 г. ______________

Я, ________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения _____________________________________________________________

Место рождения ____________________________________________________________

Место службы и номер служебного телефона __________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Специальное звание ________________________________________________________

Должность _________________________________________________________________

Обязанности  и  права,  предусмотренные частью  6  статьи  52  Федерального

закона  от  30  ноября  2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел

Российской  Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации”, мне разъяснены и понятны:

___________________________________________________________________________

(должность, место службы, звание)     (подпись)     (фамилия и инициалы)

По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(содержание вопросов, ответы на вопросы, текст пояснения)

Объяснение ________________________________________________________________

(написано собственноручно или с моих слов записано верно)

___________________________________________________________________________

(мною прочитано)

___________________________________________________________________________

(заполняется сотрудником собственноручно)

_____________________________________ _____________ _______________________

(должность, место службы, звание)     (подпись)     (фамилия и инициалы)

“__” ____________ 20__ г.

Объяснение получил:

_____________________________________ _____________ _______________________

(должность, место службы, звание)     (подпись)     (фамилия и инициалы)

“__” ____________ 20__ г.

Добавить комментарий