Как правильно составить сообщение по русскому языку

Как правильно оформить сообщение

Во времена учебы в школах, колледжах и других учебных заведениях учащиеся сталкиваются с написанием сообщений. Этот вид работы разработан для того, чтобы научить учеников работать самостоятельно, искать информацию, анализировать ее и пересказывать. Но иногда случается так, что после указания домашнего задания преподаватель забывает рассказать, как оформить сообщение правильно. В такой ситуации приходится разбираться самостоятельно.

Структура сообщения

Требования к структуре сообщения у всех преподавателей одинаковые, но в редких случаях возможно включение дополнительных пунктов, таких как приложения. В данной части отображаются диаграммы, рисунки, схемы и т. п.

Стандартная структура сообщения состоит из следующих пунктов:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Требования к тексту

Требования к форматированию текста установлены ГОСТом 7.32-2001:

верхнее, нижнее поле — 2 см

times New Roman 12 или 14 кегель

полужирный шрифт Times New Roman 14 кегель

начинается с титульного листа

Каждая страница сообщения оформляется только с одной стороны. Для написания сообщения могут использоваться такие программы, как WordPad, Word (2007, 2010, 2013 и 2016 годов), а также Writer.

Правила написания

Понятие сообщение предполагает выступление в устной форме, краткий рассказ на определенную тему. Поэтому главной задачей человека, который его готовит, является привлечение внимания аудитории и донесение сути проекта.

Выбор темы

Если учитель не задал определенную тему, а с самостоятельным выбором возникли трудности, можно воспользоваться следующими советами:

  1. Выбранная тема должна быть интересной тому, кто ее готовит, поэтому хорошим вариантом станет рассказ о собственных увлечениях и хобби.
  2. Если не удается определиться между несколькими темами, рекомендуется выписать все варианты на лист и оценить их со стороны актуальности и сложности подбора информации.
  3. Сообщения на темы, к которым можно подобрать иллюстрации, графики и т.п., будут выглядеть более интересными, а значит привлекут внимание аудитории с большей вероятностью.

Оптимальная длительность выступления — 5–7 минут, поэтому материал должен быть максимально информативным и емким.

Введение

В начале текста рекомендуется рассказать о теме и цели сообщения. Поэтому первое предложение может быть таким: «В своей работе я хочу рассказать о такой профессии, как кондитер». Далее упоминается объект и предмет исследования. Значит, продолжить текст можно следующим образом: «Поэтому объектом моей работы стал человек, который занимается кондитерским делом, а предметом – техника и другие инструменты, применяемые в данной сфере». После этого указывается цель работы: «Передо мной стоит задача разобраться в тонкостях работы кондитера, а также в том, что он получает взамен выполненных обязанностей».

Кроме этого, во вступительной части сообщения рассказывается, почему выбрана именно такая тема и насколько она актуальна. Упоминается и об источниках полученной информации (книги, статьи, статистика и прочее).

Основная часть

Главный раздел сообщения — это основная часть, располагаемая между вступлением и заключением. Здесь раскрывается задумка всей работы. Если вернуться к теме о деятельности кондитера, то в этой части текста можно написать о следующих моментах:

  • как получить данную профессию;
  • как трудоустроиться или открыть собственное дело;
  • могут ли полученные навыки пригодиться в быту;
  • можно ли заниматься кондитерским делом в домашних условиях;
  • какая техника нужна для выполнения качественных работ, ее ценовая категория;
  • преимущества и недостатки профессии.

Чтобы привлечь внимание слушателей было проще, рекомендуется основную часть сообщения подтверждать иллюстрациями, графиками и прочими наглядными материалами.

Каждый раздел сообщения (вступление, основная часть, заключение) начинается с новой страницы.

Заключение

При оформлении заключительной части сообщения используется 5–10% информации, которая была изложена в основном разделе. Пишется она для того, чтобы закрепить полученные знания и выделить главное. Важно, чтобы текст не содержал бессмысленных слов и новой информации.

Заключение сообщения состоит из:

  • анализа и структурирования материала;
  • выделенной главной информации;
  • ответов на поставленный вопрос;
  • итогов из теоретической и практической части.

Формулирование выводов

Несмотря на то что по ГОСТу, касающемуся системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, писать выводы в сообщении не обязательно, в школьном или студенческом сообщении их наличие улучшает качество работы. При формулировке выводов автор рассказывает собственное мнение о затронутой теме, а не подает все ту же информацию в новом формате. Иными словами, выводы — это систематизация написанного материала с целью формирования собственного мнения о выбранной теме. Итоги всегда логичны и выведены из конкретного материала.

Существует 3 метода формирования выводов:

  1. Дедуктивный — выведение вывода из общей информации. Предполагает отдельное написание выводов для каждого параграфа.
  2. Индуктивный — от частных фактов к общей информации. Предполагает использование внешних информационных источников.
  3. На основе чужих выводов. Составление собственного вывода на основе схожих умозаключений.

Список литературы

Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям все того же ГОСТа 7.32-2001. Это значит, что при указании использованных книг необходимо прописывать их название, фамилию, инициалы авторов, место издания, издательство, год, а также количество страниц. При указании журналов и научных статей пишется фамилия и инициалы автора статьи, названия статьи и самого журнала, год издания, номер выпуска журнала и номер страницы, на которой находится статья.

Правильно оформленный список литературы всегда пронумерован и расположен в алфавитном порядке.

Образец списка использованной литературы:

  1. Высшее профессиональное образование / Савельев А. Я. // Восьмеричный путь — Германцы [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 149-150. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4.
  2. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 / Под ред. В. Г. Кинелёва. М., 1995;
  3. Высшее и среднее профессиональное образование в РФ. Статистический справочник. М., 2005.

Оформление

Для написания сообщений используются стандартные листы А4. С остальными требованиями все не так просто, поэтому разбираться будем по порядку.

Титульный лист

На первой странице сообщения располагается титульный лист, поэтому именно при его просмотре у преподавателя формируется первое мнение о работе. Этот раздел оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями. И согласно им, здесь должна отображаться следующая информация:

  • наименование учебного заведения без сокращений;
  • тип работы, т.е. слово «сообщение»;
  • предмет, для которого готовился материал (в начальной школе и в некоторых других случаях не указывается);
  • название темы;
  • автор работы (класс, группа, фамилия и имя);
  • учитель (фамилия и инициалы);
  • город и год выполнения работы.

Параметры при оформлении титульного листа в программе Word:

Шрифт при указании учебного заведения

Шрифт для обозначения типа работы (слово «сообщение»)

Шрифт для указания темы сообщения

times New Roman размером 14 кегель

times New Roman размером 12 кегель

полужирный Times New Roman размером 28 кегель

полужирный Times New Roman размером 16 кегель

Рисунки и диаграммы

Такие вспомогательные элементы, как рисунки и диаграммы помогают аудитории сформировать четкое представление о теме сообщения. Их количество в работе может быть разным, главное, чтобы они были информативными.

По ГОСТу рисунки и диаграммы располагаются либо в основной части материала, либо в конце сообщения. При этом каждый рисунок должен быть пронумерован с помощью арабских цифр. К примеру, изображение находится во втором разделе работы, а по счету первое, тогда нужно написать «Рисунок 2.1». Подпись должна находиться под рисунком и обязательно по центру. Здесь же указывается название элемента. Пример: «Рисунок 2.1 — Классификация кондитерского оборудования».

Таблицы

Чтобы облегчить восприятие цифровой информации и сравнение некоторых показателей, рекомендуется использовать таблицы. С их помощью материал станет более аккуратным и качественным.

Если преподаватель не дал никаких указаний по поводу оформления таблиц или, напротив, сказал оформлять по ГОСТу, то вся информация, поданная в них, должна быть краткой и понятной. Изначально указывается название таблицы, то есть пишется слово «таблица», порядковый номер главы и самой таблицы. К примеру, если она расположена в первой главе, но по счету уже третья, следует написать «Таблица 1.3». Далее ставится тире и указывается название объекта. Пример: «Таблица 1.3 — Наименование оборудования и его ценовая категория». Ставится такая подпись только над таблицей слева.

Лучше всего размещать таблицу сразу же под текстом, к которому она относится, но если ее габариты не позволяют этого сделать, допускается оформление на следующей странице.

Название строк и столбцов всегда пишутся с заглавной буквы, а подзаголовки со строчной. Исключением являются сложные таблицы, в которых подзаголовки состоят из нескольких предложений. В таком случае слова, расположенные после точки, пишутся с заглавной буквы.

Если таблица не умещается на одной странице, допускается перенос второй части на следующий лист, но и эту часть нужно подписать как «продолжение таблицы».

Защита сообщения

Для защиты сообщения выделяется не более 7 минут, поэтому его автор должен четко понимать, про какие моменты нужно рассказать в первую очередь. Для этого целесообразно выделить основные тезисы и на их основе написать небольшой доклад. Его началом может стать выделение актуальности выбранной темы (до 3 предложений). Далее описывается объект исследования, о котором говорилось во введении. После берутся основные моменты из основной части и обязательно несколько предложений из выводов. Когда речь подготовлена, рекомендуется выучить ее наизусть и отрепетировать у зеркала.

Также важно понимать, что, даже если сообщение оформлено правильно и произвело хорошее впечатление на преподавателя, нужно быть готовым к дополнительным вопросам.

Качественно оформленное сообщение всегда соответствует актуальным темам, обозначает исследуемый объект и предмет, включает в себя основные разделы, а также согласуется с требованиями ГОСТа. И чтобы не испортить впечатление о такой работе, надо хорошо разбираться в выбранной тематике и уметь грамотно высказывать собственное мнение.

Источник статьи: http://topwork24.ru/articles/poleznoe-dla-studenta/kak-oformit-soobshchenie

В 6 классе ученикам часто предстоит писать различные сообщения: письма друзьям, рассказы о своих впечатлениях, рефераты и т.д. Все эти виды текстов имеют свои особенности.

Письма друзьям

Письма друзьям – это, пожалуй, самый распространенный вид сообщений, который пишут ученики 6 класса. При написании письма важно помнить о следующих правилах:

  • Обращение к адресату. Письмо начинается с приветствия, например: “Дорогой (ая) Иван (а),”.
  • Рассказ о себе. Важно поделиться своими новостями, рассказать, как проходят занятия в школе, какие у тебя увлечения.
  • Вопросы к адресату. Похвастаться новым приобретением или задать интересующий вопрос – все это можно сделать в конце письма.
  • Прощание. Письмо заканчивается словами прощания, например: “С уважением, Иван”.

Рассказы о своих впечатлениях

Рассказы о своих впечатлениях – это сообщения, в которых ученики описывают свои впечатления о происходящем: о прочитанной книге, посещенном концерте, проведенном выходном дне и т.д.

При написании рассказа важно:

  • Продумать структуру. Рассказ должен иметь вводную, основную часть, в которой описываются впечатления, и заключение.
  • Не забывать о деталях. Описывайте все, что может быть интересным для читателя.
  • Использовать яркие описания. Не бойтесь использовать необычные метафоры и эпитеты.
  • Проверять грамматику. Красивые слова не спасут сообщение, если оно написано с ошибками.

Рефераты

Реферат – это сообщение, в котором ученик описывает какую-то тему. При написании реферата важно:

  • Искать информацию в надежных источниках. Не стоит доверять всему, что написано на форумах.
  • Определить структуру реферата. Реферат должен иметь введение, основную часть и заключение.
  • Не копировать информацию. Реферат – это текст собственного сочинения. Если вы цитируете кого-то, то укажите это источник и оформите цитату правильно.

Вывод

Правильно составленное сообщение – это ключ к пониманию читателя и успеху автора. Следуйте правилам, продумывайте структуру текста и не забывайте о грамматике и пунктуации.

Как подготовить сообщение на заданную тему

Как подготовить сообщение

Сообщение это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Пишется в форме краткого доклада и не имеет излишних художественных оборотов и словосочетаний. Основная задача сообщения донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.

Содержание:

  • Оформление сообщения
  • Порядок работы
  • План сообщения
  • Завершение

Оформление сообщения

Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.

Пишем правильно. Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:

  • Можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;
  • Выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;
  • Не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.

При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу.

Желательно использовать для работы сразу несколько источников – это позволит сделать сообщение полноценным и полным.

Порядок работы

  • Изучение темы, подбор литературы;
  • Тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;
  • Выделите самое главное, что относится к заданной тематике;
  • Составьте подробный поэтапный план сообщения;
  • Напишите по пунктам плана сам текст.

Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями.

Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.

План сообщения

План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

  1. Вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  2. Основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  3. Заключительная часть с выводами после написания работы.

Завершение

По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов!

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

Во времена учебы в школах, колледжах и других учебных заведениях учащиеся сталкиваются с написанием сообщений. Этот вид работы разработан для того, чтобы научить учеников работать самостоятельно, искать информацию, анализировать ее и пересказывать. Но иногда случается так, что после указания домашнего задания преподаватель забывает рассказать, как оформить сообщение правильно. В такой ситуации приходится разбираться самостоятельно.

Содержание:

  1. Структура сообщения
  2. Требования к тексту
  3. Правила написания
    • Выбор темы
    • Введение
    • Основная часть
    • Заключение
    • Формулирование выводов
    • Список литературы
  4. Оформление
    • Титульный лист
    • Рисунки и диаграммы
    • Таблицы
  5. Защита сообщения

Структура сообщения

Требования к структуре сообщения у всех преподавателей одинаковые, но в редких случаях возможно включение дополнительных пунктов, таких как приложения. В данной части отображаются диаграммы, рисунки, схемы и т. п.

Стандартная структура сообщения состоит из следующих пунктов:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Требования к тексту

Требования к форматированию текста установлены ГОСТом 7.32-2001:

Формат листа

Отступы

Шрифт

Оформление заголовков

Интервал между строками

Нумерация страниц

а4

верхнее, нижнее поле – 2 см

левое поле – 3 см

правое поле – 1 см

times New Roman 12 или 14 кегель

полужирный шрифт Times New Roman 14 кегель

1,5

сквозная

по центру внизу страницы

начинается с титульного листа

Каждая страница сообщения оформляется только с одной стороны. Для написания сообщения могут использоваться такие программы, как WordPad, Word (2007, 2010, 2013 и 2016 годов), а также Writer.

Студент за книгами

Правила написания

Понятие сообщение предполагает выступление в устной форме, краткий рассказ на определенную тему. Поэтому главной задачей человека, который его готовит, является привлечение внимания аудитории и донесение сути проекта.

Выбор темы

Если учитель не задал определенную тему, а с самостоятельным выбором возникли трудности, можно воспользоваться следующими советами:

  1. Выбранная тема должна быть интересной тому, кто ее готовит, поэтому хорошим вариантом станет рассказ о собственных увлечениях и хобби.
  2. Если не удается определиться между несколькими темами, рекомендуется выписать все варианты на лист и оценить их со стороны актуальности и сложности подбора информации.
  3. Сообщения на темы, к которым можно подобрать иллюстрации, графики и т.п., будут выглядеть более интересными, а значит привлекут внимание аудитории с большей вероятностью.

Оптимальная длительность выступления – 5–7 минут, поэтому материал должен быть максимально информативным и емким.

Введение

В начале текста рекомендуется рассказать о теме и цели сообщения. Поэтому первое предложение может быть таким: «В своей работе я хочу рассказать о такой профессии, как кондитер». Далее упоминается объект и предмет исследования. Значит, продолжить текст можно следующим образом: «Поэтому объектом моей работы стал человек, который занимается кондитерским делом, а предметом – техника и другие инструменты, применяемые в данной сфере». После этого указывается цель работы: «Передо мной стоит задача разобраться в тонкостях работы кондитера, а также в том, что он получает взамен выполненных обязанностей».

Кроме этого, во вступительной части сообщения рассказывается, почему выбрана именно такая тема и насколько она актуальна. Упоминается и об источниках полученной информации (книги, статьи, статистика и прочее).

Основная часть

Главный раздел сообщения – это основная часть, располагаемая между вступлением и заключением. Здесь раскрывается задумка всей работы. Если вернуться к теме о деятельности кондитера, то в этой части текста можно написать о следующих моментах:

  • как получить данную профессию;
  • как трудоустроиться или открыть собственное дело;
  • могут ли полученные навыки пригодиться в быту;
  • можно ли заниматься кондитерским делом в домашних условиях;
  • какая техника нужна для выполнения качественных работ, ее ценовая категория;
  • преимущества и недостатки профессии.

Чтобы привлечь внимание слушателей было проще, рекомендуется основную часть сообщения подтверждать иллюстрациями, графиками и прочими наглядными материалами.

Каждый раздел сообщения (вступление, основная часть, заключение) начинается с новой страницы.

Заключение

При оформлении заключительной части сообщения используется 5–10% информации, которая была изложена в основном разделе. Пишется она для того, чтобы закрепить полученные знания и выделить главное. Важно, чтобы текст не содержал бессмысленных слов и новой информации.

Заключение сообщения состоит из:

  • анализа и структурирования материала;
  • выделенной главной информации;
  • ответов на поставленный вопрос;
  • итогов из теоретической и практической части.

Формулирование выводов

Несмотря на то что по ГОСТу, касающемуся системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, писать выводы в сообщении не обязательно, в школьном или студенческом сообщении их наличие улучшает качество работы. При формулировке выводов автор рассказывает собственное мнение о затронутой теме, а не подает все ту же информацию в новом формате. Иными словами, выводы – это систематизация написанного материала с целью формирования собственного мнения о выбранной теме. Итоги всегда логичны и выведены из конкретного материала.

Существует 3 метода формирования выводов:

  1. Дедуктивный – выведение вывода из общей информации. Предполагает отдельное написание выводов для каждого параграфа.
  2. Индуктивный – от частных фактов к общей информации. Предполагает использование внешних информационных источников.
  3. На основе чужих выводов. Составление собственного вывода на основе схожих умозаключений.

Список литературы

Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям все того же ГОСТа 7.32-2001. Это значит, что при указании использованных книг необходимо прописывать их название, фамилию, инициалы авторов, место издания, издательство, год, а также количество страниц. При указании журналов и научных статей пишется фамилия и инициалы автора статьи, названия статьи и самого журнала, год издания, номер выпуска журнала и номер страницы, на которой находится статья.

Правильно оформленный список литературы всегда пронумерован и расположен в алфавитном порядке.

Образец списка использованной литературы:

  1. Высшее профессиональное образование / Савельев А. Я. // Восьмеричный путь – Германцы [Электронный ресурс]. – 2006. – С. 149-150. – (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 6). – ISBN 5-85270-335-4.
  2. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 / Под ред. В. Г. Кинелёва. М., 1995;
  3. Высшее и среднее профессиональное образование в РФ. Статистический справочник. М., 2005.

Оформление

Для написания сообщений используются стандартные листы А4. С остальными требованиями все не так просто, поэтому разбираться будем по порядку.

Титульный лист

На первой странице сообщения располагается титульный лист, поэтому именно при его просмотре у преподавателя формируется первое мнение о работе. Этот раздел оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями. И согласно им, здесь должна отображаться следующая информация:

  • наименование учебного заведения без сокращений;
  • тип работы, т.е. слово «сообщение»;
  • предмет, для которого готовился материал (в начальной школе и в некоторых других случаях не указывается);
  • название темы;
  • автор работы (класс, группа, фамилия и имя);
  • учитель (фамилия и инициалы);
  • город и год выполнения работы.

Параметры при оформлении титульного листа в программе Word:

Отступы

Основной шрифт

Шрифт при указании учебного заведения

Шрифт для обозначения типа работы (слово «сообщение»)

Шрифт для указания темы сообщения

слева – 30 мм

справа – 10 мм

сверху и снизу – 20 мм

times New Roman размером 14 кегель

times New Roman размером 12 кегель

полужирный Times New Roman размером 28 кегель

полужирный Times New Roman размером 16 кегель

Образец титульного листа:

Рисунки и диаграммы

Такие вспомогательные элементы, как рисунки и диаграммы помогают аудитории сформировать четкое представление о теме сообщения. Их количество в работе может быть разным, главное, чтобы они были информативными.

По ГОСТу рисунки и диаграммы располагаются либо в основной части материала, либо в конце сообщения. При этом каждый рисунок должен быть пронумерован с помощью арабских цифр. К примеру, изображение находится во втором разделе работы, а по счету первое, тогда нужно написать «Рисунок 2.1». Подпись должна находиться под рисунком и обязательно по центру. Здесь же указывается название элемента. Пример: «Рисунок 2.1 – Классификация кондитерского оборудования».

Пример оформления рисунка

Таблицы

Чтобы облегчить восприятие цифровой информации и сравнение некоторых показателей, рекомендуется использовать таблицы. С их помощью материал станет более аккуратным и качественным.

Если преподаватель не дал никаких указаний по поводу оформления таблиц или, напротив, сказал оформлять по ГОСТу, то вся информация, поданная в них, должна быть краткой и понятной. Изначально указывается название таблицы, то есть пишется слово «таблица», порядковый номер главы и самой таблицы. К примеру, если она расположена в первой главе, но по счету уже третья, следует написать «Таблица 1.3». Далее ставится тире и указывается название объекта. Пример: «Таблица 1.3 – Наименование оборудования и его ценовая категория». Ставится такая подпись только над таблицей слева.

Пример оформления таблиц

Лучше всего размещать таблицу сразу же под текстом, к которому она относится, но если ее габариты не позволяют этого сделать, допускается оформление на следующей странице.

Название строк и столбцов всегда пишутся с заглавной буквы, а подзаголовки со строчной. Исключением являются сложные таблицы, в которых подзаголовки состоят из нескольких предложений. В таком случае слова, расположенные после точки, пишутся с заглавной буквы.

Если таблица не умещается на одной странице, допускается перенос второй части на следующий лист, но и эту часть нужно подписать как «продолжение таблицы».

Выступление ученика с сообщением

Защита сообщения

Для защиты сообщения выделяется не более 7 минут, поэтому его автор должен четко понимать, про какие моменты нужно рассказать в первую очередь. Для этого целесообразно выделить основные тезисы и на их основе написать небольшой доклад. Его началом может стать выделение актуальности выбранной темы (до 3 предложений). Далее описывается объект исследования, о котором говорилось во введении. После берутся основные моменты из основной части и обязательно несколько предложений из выводов. Когда речь подготовлена, рекомендуется выучить ее наизусть и отрепетировать у зеркала.

Также важно понимать, что, даже если сообщение оформлено правильно и произвело хорошее впечатление на преподавателя, нужно быть готовым к дополнительным вопросам.

Качественно оформленное сообщение всегда соответствует актуальным темам, обозначает исследуемый объект и предмет, включает в себя основные разделы, а также согласуется с требованиями ГОСТа. И чтобы не испортить впечатление о такой работе, надо хорошо разбираться в выбранной тематике и уметь грамотно высказывать собственное мнение.

Дата:                                        9
класс                               русский язык

Тема урока: Реферат. Сообщение на лингвистическую
тему.

Цель урока: научить правильно составлять и оформлять реферат.

Задачи урока:

обучающая: познакомить учащихся с рекомендациями по составлению реферата,
этапами работы, структурой

Ход урока.

I.Организационный
момент.

II.Теоретическая
часть урока.

      1.Словарная
работа. Определение понятия.

Запись в рабочих
тетрадях  даты, темы урока.

      Реферат – (лат.
referre – сообщать, докладывать). Краткое изложение
в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда,
литературы по теме. Доклад на определённую тему, включающий в себя обзор
соответствующих источников информации.

    Реферат – это
самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть
исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные
взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала
носит проблемно-тематический характер.

     Реферат – одна
из форм устного экзамена.

        2.

   С чего начинать
работу над рефератом? Как «увидеть» самую важную информацию, как экономно и
рационально её записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить
вместе. Наша цель – овладение навыками реферирования, то есть краткой логичной
записи прочитанного текста. Работа над рефератом – это создание «вторичного»
текста.

     Работа над
рефератом предполагает следующие этапы.

    Прежде всего,
необходимо определить область знаний, к которой относится текст (статья),
сформулировать главную мысль текста, цель автора. Затем следует
проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно
самостоятельные по смыслу, и на основании этих операций сделать краткую запись
статьи. Так мы получим реферат.

     3. Знакомство
с одним из видов учебно-исследовательских работ – рефератом.

Этапы работы над
рефератом:

  • формулирование
    темы, причём она должна быть не только актуальной, но и оригинальной,
    интересной по содержанию;
  • подбор и изучение
    основных источников по теме (как правило, при разработке реферата
    используется не менее 8-10 различных источников;
  • составление
    библиографии;
  • обработка и
    систематизация информации
  • разработка плана
    реферата;
  • написание реферата;
  • публичное выступление
    с результатами исследования.

ПРИМЕРНАЯ
СТРУКТУРА РЕФЕРАТА  

Титульный лист.

Оглавление (в нём последовательно излагаются названия пунктов реферата,
указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы,
определяются её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата,
даётся характеристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел её, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну
из её сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части
могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

Заключение (подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата,
предлагаются рекомендации)

Список
литературы
.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА 

        Объем
реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к
работе не входят в ее объем.

        Реферат
должен быть выполнен грамотно, с соблюдением  культуры изложения.

      Обязательно
должны иметься ссылка на используемую литературу.

       Должна быть
соблюдена последовательность написания библиографи- ческого аппарата.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА  

  • Актуальность темы
    исследования.
  • Соответствие
    содержания теме.
  • Глубина проработки
    материала.
  • Правильность и
    полнота использования источников.
  • Соответствие
    оформления реферата стандартам.

4.Запись образца оформления титульного листа.

Образец.

                                                   
Название учебного заведения

Реферат

по (название учебного предмета)

Название темы реферата

                                                               
                          Ф.И.О., выполнившего работу   

                                                                                         
_____________класс

                                                                                       
   Руководитель:

                                                                                          
__________________________

Название города, села

Год.

Берегите чистоту
русского языка, как святыню!

 «Надо вдумываться в речь, в слова», — говорил Чехов.
«Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку; как воспитывают вкус к
гравюрам, хорошей музыке», — убеждал Алексей Максимович Горький молодое
поколение советских писателей. «…Мы сохраним тебя русская речь, великое русское
слово», – в нелегкие для России времена писала Анна Ахматова.
Тургенев назвал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

С доисторических времён человек живёт в обществе. Во все
времена это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому
свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения и возник
язык.
С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по
необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем
языком, который и становится для нас миром. Чтобы изучить какой-либо предмет
или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение
именовать предметы, явления, проблемы – это и незнание их. Уметь
правильно выражать свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое
. Даже в
обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий
понял её соответственно. Если мы плохо выражаем мысль, значит, мы не умеем
говорить и мыслить.

Таким образом, язык – это стройная система средств общения.
Будучи явлением динамичным, она превращается в речь, а речь подвержена
разнообразным влияниям
, в частности оскудению, засорению.

Причин отклонений от чистоты и правильности речи очень
много
: и неполное усвоение
норм
 литературного выражения, и недостаточно бережное отношение
к языковой традиции
, и неумение и нежелание разобраться в смысловых
качествах разных слов
, и влияние «моды» разных жаргонов,
и желание щегольнуть словом или фразой, которые в современном
обществе и именуются как-то странно – «статусы», и диалектные слова, и
вульгаризмы, и речевые штампы, и лишние ненужные слова.

Источником засорения литературного языка нередко становится неоправданное
индивидуальное словотворчество, появление «плохо выдуманных словечек
».
Вспомним футуристическое наследие В. Хлебникова:  «грезитва», «жарери»,
«времери»… Во времена жестокой бюрократизации всей нашей жизни неологизмы
нередко рождались как плод «канцелярского красноречия»: книгоедица,
недоотдых, законвертовать (письмо), ликбез и т.п. Засорение языка нередко
связано с неуместным использованием так называемых канцеляризмов и
речевых штампов
, лишающие речь простоты, живости, эмоциональности. В
последнее время я замечаю (и за собой тоже!), что мы, молодежь, все чаще употребляем
в своей речи иностранные словечки, заменяем многие выражения на слова из
американского сленга
, и потому наш русский язык становится более
примитивным, невыразительным. Ведь чего проще сказать: «Ты хорошо выглядишь! У
тебя модный костюм». Но мы изощряемся: «Клёвый стайлинг! Фэшн прикид!»

Бороться за чистоту, точность и правильность языка можно и
нужно.
 На мой взгляд,
необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и
правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о способах
образования новых слов, об огромной роли языка как «орудия культуры», как
средства познания. Необходимо также воспитание эстетического чутья
языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращени
е с
ним.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее
знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными
средствами, его стилистическим многообразием
 — лучшая опора, верное подспорье и очень важная
рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой
деятельности. Поэт Владимир Луговской писал: «Относитесь к родному языку
бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам
откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Надежда Карастелева

– О
чем эта статья?


Почему возник язык?

– Что
говорит автор статьи об умении правильно выражать свои мысли?


Каким явлениям подвержена наша речь?


Перечислите причины отклонения от чистоты и правильности речи?

– Что
является источниками засорения русского литературного языка?

– Что
является лучшей опорой и очень важной рекомендацией для каждого человека в
его общественной жизни и творческой деятельности?


Какова позиция автора? (Бороться за чистоту, точность и правильность
языка можно и нужно.)

2.
Составление плана реферата статьи .

План.

I.                                   
Главная мысль статьи, цель
автора.

II.
Анализ содержания каждого фрагмента (абзаца):

1.                             
Высказывания классиков о
русском языке.

2.                             
Язык- потребность общения.

3.                             
Умение правильно выражать свои
мысли.

4.                             
речь подвержена разнообразным
влияниям.

5.                             
Причин отклонений от чистоты и
правильности речи.

6.                             
Источником засорения
литературного языка.

7.                             
Бороться за чистоту, точность и
правильность языка можно и нужно.

8.                             
«Относитесь к родному языку
бережно и любовно..».

III.
Вывод.

IV. Домашнее
задание.

   Напишите и
правильно оформите реферат  по теме «Язык
и его функции. Русский язык в современном мире.»

Добавить комментарий