Как правильно составить свой бюджет обществознание 7 класс

Одной из навыком взрослого человека является умение составить план или расчёт бюджета семьи на месяц. Нужно понимать, что семьи отличаются по количеству детей, уровню дохода и разным другим факторам. Выше будут расходы, например, у тех, кто проживает в северных регионах или в семьях, где значительные расходы на лечение.

Важно знать, как рассчитать свой бюджет. Пример составления можно привести в таблице расходов и доходов семейного бюджета на месяц:

Статья

Потраченная сумма

Продукты

9000

Бензин

3000

Медицина

1000

Одежда

3000

Детская одежда

2000

Коммунальные платежи, включая интернет

5000

Автомобиль

3000

На жену и детей

4500

На подарки

1500

Неожиданные расходы

2000

Поездки, походы в музеи, театры

6000

Итог

40000

Среднюю зарплату в стране, на текущий момент, можно оценить в 57 тыс. Скорее всего, человек зарабатывает меньше. Средняя зарплата учитывает столицу и северные регионы. Например, человек живёт в бедноватой Курганской области. Таким образом, расходы за месяц соответствуют зарплате, а если она выше, то остаток можно положить на счёт в банк.

Опубликовано 17 сентября, 2022

Просто Димон

Мастер

(1703)


12 лет назад

План составления семейного бюджета ничем не отличается от составления внутреннего бухгалтерского плана небольшого индивидуального предприятия.
Первое: Определяются две основные статьи.
Статья – Доход ( она короткая, очевидная и самая простая. )
Статья – Расход ( здесь немного сложнее)
Ее мы делим на категорийность.
1. Жизненно необходимые расходы ( оплата комунальных услуг, эл. энергии, аренда жилья, питание семьи)
2. Стабилизационный фонд ( непрекосновенный запас) . С учетом инфляции его необходимо пополнять постоянно. Он нужен для возможных затрат при непредвиденных обстоятельствах. (оплата лечения членов семьи, прочие форс-мажерные обстоятельства.
3. Резервный фонд. Согласованные накопления для приобретения дорогостоящих предметов быта. (быт. техника, одежда, транспорт. )
4. Прочие расходы. ( Свободные расходы) Самое приятное. (походы в кафе, кино, театры, и т. д. )
А самое главное. Первоночально необходимо определится, кто будет вести учет расхода средств. Если этим будут заниматься все, кому не лень. Будет просто бардак. Анархия не всегда мать порядка.

Светлана Пустильник

Профи

(975)


12 лет назад

Набери в поисковике Семейный бюджет, найдешь кучу информации, причем достаточно интересной и полезной. Рекомендую не только для урока, но и для использования самому, подскажи родителям. Даже приведенных выше комментариев достаточно, что бы начать составлять план. Поэтому повторяться не буду.

Начни!

Удачи, с уважением, Светлана Николаевна

Юрий Голубятников

Ученик

(219)


5 лет назад

План.
1. понятие “бюджет”, “семейный бюджет”
2. Виды:
а) доходы семьи
б) расходы семьи
3. Функции семейного бюджета:
а) сбалансированное распределение финансов семьи
б) планирование крупных покупок
в) контроль за финансовым потоком
4. Основные доходы семьи:
а) заработная плата
в) доходы от собственности
в) социальные выплаты
г) дивиденды
д) процент от банковских вкладов
5. Семейный бюджет – основа грамотного и экономного распределения денежных средств граждан.

Вероятно,
вы уже знаете о том, что смета доходов и расходов семьи за определённый период
времени составляет семейный бюджет. Сегодня мы познакомимся с понятием
семейного бюджета более подробно.

Само
слово бюджет можно перевести как мешок с деньгами или кошелёк. Такой вот
кошелёк как мы свами уже знаем, есть у каждой семьи.

Заранее
составив бюджет, проще оценить финансовые возможности. Если научиться грамотно
планировать бюджет, то жизнь всех членов семьи будет поддерживаться на
достаточно высоком уровне.

Давайте
познакомимся с семьёй Ивановых. Которая, состоит из папы и мамы, их
несовершеннолетних детей, а также бабушки и дедушки. Наша семья живёт в частном
доме с небольшим подсобным хозяйством. Бабушка и дедушка уже давно на пенсии,
мама находиться в декретном отпуске по уходу за детьми, а вот папе приходиться
ходить на работу.

В
материальном плане они довольны своим благополучием, и тем не менее им иногда
приходиться одалживать деньги. При этом непонятно куда уходят финансы, ведь
ничего лишнего Ивановы себе не позволяют.  Да ещё и непредвиденные затраты
застают врасплох. Например, недавно их затопили соседи сверху, а это значит,
что семью ждут большие расходы. Так куда же деваются деньги, что их всегда не
хватает? Все дело в том, что финансы семьи были пущены на самотёк и Ивановы не
контролировали свои расходы.

К
основным доходам Ивановых мы можем отнести все те денежные средства, которые
они могут получить в качестве заработной платы, государственных пособий на
детей, пенсии бабушки и дедушки.

К
дополнительному доходу мы можем отнести, прибыль, полученную от семейного
подсобного хозяйства или взятые в кредит деньги.

Семейные
расходы Ивановых можно разделить на обязательные, произвольные и
непредвиденные.

К
обязательным расходам мы можем отнести относится все то, что тратиться на общие
нужды, например, это может быть оплата коммунальных услуг и процентов по
кредиту, расходы на детей, покупка одежды или продуктов питания в магазине, то
есть приобретение тех услуг, которыми ежедневно необходимы всей семье. Ведь
сворить кашу без крупы, даже если эта каша из топора невозможно.

К
произвольным расходам Ивановых, мы свами отнесём расходы, связанные с желанием
улучшить качество перечисленного выше, а также покупку новой бытовой техники,
предметов роскоши, затраты на досуг и отдых и ряд других трат. Например, личные
расходы – это то, что идёт на нужды конкретного члена семьи. Например, маме
нужна косметика, а папе удочка, а бабушке и дедушке необходимо выписать газету
«Друг пенсионера».

Однако
каждой семье время от времени случается натолкнуться на непредвиденные события,
траты на которые могут «поглотить» накопленные к этому времени сбережения. В
нашем случае это ремонт, вызванный соседским потопом.

Какие
же роли играют члены семьи в формировании доходной части и планировании
расходов семейного бюджета. От грамотного распределения этих ролей зависит не
только финансовое, но и семейное благополучие.

Таких
ролей может быть всего две добытчик и распорядитель.

Добытчик – это тот член семьи, который отвечает за доходную
часть бюджета и зарабатывает основную часть денег для семьи.

Распорядитель – это тот член семьи, который определяет,
на что и как будет потрачен семейный бюджет.

Добытчиком,
как и распорядителем, может быть один член семьи или сразу несколько.

Например,
папа зарабатывает деньги, а мама планирует их расходование, а может быть итак,
что папа и мама зарабатывают деньги, а на что их потратить решают на семейном
совете вместе с бабушкой и дедушкой. И ещё куча всевозможных вариантов.

Так
что в роли добытчика и распорядителя может попробовать себя любой взрослый
человек. Все зависит от каждой конкретной семьи и от того на сколько эти роли
будут согласованы друг с другом и устраивают ли они всех.

В
зависимости от распределения данных ролей в семье можно выделить следующие виды
семейного бюджета:

Первый
вид это общий или совместный семейный бюджет, когда все доходы семьи
складываются в «общий котёл». В этом случае не важно один добытчик в семье или
несколько. Распорядители распределяют деньги из котла на покрытие всех видов
семейных расходов (и общесемейных, и расходов на детей, и личных).

Второй вид это раздельный
семейный бюджет, когда никакого «общего котла» нет. Каждый добытчик
самостоятельно распределяет свои доходы на покрытие всех видов расходов. То
есть все расходы несутся членами семьи индивидуально, каждый по своему
усмотрению, но так что бы это не отразилось на благополучии семьи в целом.

Третий
вид это смешанный или долевой семейный бюджет. Как вы уже поняли по названию
этого вида семейного бюджета, он представляет собой совокупность общего и смешанного
бюджета. В этом случае добытчики складывают в общий котёл часть доходов,
которыми потом занимаются распорядители,  а часть
доходов используют по своему усмотрению. Как правило на личные нужды.

У
каждого из данных видов семейного бюджета есть свои положительные и
отрицательные моменты. Давайте познакомимся с ними заполнив соответствующую
таблицу.

А
теперь юные семейные экономисты попробуйте предложить Ивановым такой вид
семейного бюджета, который как вам кажется им больше всего подходит.

Теперь
можно подумать о финансовых планах семьи Ивановых.
Если они начнут планировать свой бюджет на каждый месяц и придерживаться его,
то есть вести учёт доходов и расходов, воздерживаться от ненужных приобретений,
без которых семья может с лёгкостью обойтись. Например, следует избегать
необдуманных покупок. Не стоит поддаваться порыву сразу на что-нибудь
потратиться, это приведёт к тому, что в семье денег будет всегда недоставать.
То смогут откладывать деньги, которые впоследствии могут облегчить семейную
жизнь в случае непредвиденных событий и многое другое.

Ведь
если вести семейный бюджет грамотно, то есть так что бы сумма расходов не
превышала сумму доходов семьи, то никакие последствия соседских потопов вам не
страшны, а ведь есть ещё и долгосрочные цели, такие как обучение детей, покупка
нового дома или автомобиля. А всего лишь нужно регулярно составлять семейный
бюджет и стремиться к его выполнению.

Ведение
семейного бюджета даёт возможность не только удовлетворять регулярные
потребности семьи, но и делать сбережения, а значит достигать своих целей и
получать желаемое.

Сегодня
в интернете есть множество советов, как правильно планировать семейный бюджет,
чтобы удовлетворить потребности семьи.

Например, американец Эндрю Тобиас предлагает следующее решение данной проблемы:

1.    
Уничтожить
кредитные карты (избавиться от кредитов и долгов).

2.    
Сохранять
или вложить в дело 20% своего дохода

3.    
Жить
на оставшиеся 80% в своё удовольствие.

Другие
семейные экономисты предлагают разделить общий доход семьи на три части. А
затем:

1.    
50%
пустить на необходимые вещи (продукты, аренда жилья, транспорт, медицинская
страховка, одежда)

2.    
30%
пустить на желанные вещи (кабельное телевидение, модная одежда, украшения,
походы в ресторан, билеты в театр, книги, хобби)

3.    
20% пустить
на сбережения (в том числе на погашение долгов).

Таким
образом, семья одновременно может сберечь довольно большую сумму (попутно
избавляясь от долгов, если они есть), и жить в своё удовольствие.

Но,
наверное, самый популярный способ ведения семейного бюджета. Это так называемый
метод пяти конвертов, в этом случае общий доход семьи 
необходимо поделить на пять частей (или разложить по отдельным
конвертам) в следующих частях.

1.    
60% –
Текущие расходы

2.    
10% –
Пенсионные накопления

3.    
10 %
– Долгосрочные покупки и выплаты

4.    
10% –
Нерегулярные расходы

5.    
10 %
– Развлечения

По
мнению американских экономистов, этот способ планирования идеально подходит тем,
кто только начинает вести домашнюю бухгалтерию и не хочет загружать себя лишней
информацией.

Тут
все просто и прозрачно. Получили деньги – это распределили их по конвертам в
данной пропорции. Кроме того, этот способ планирования, как в общем и другие,
позволяет дисциплинировать себя и держаться в рамках намеченного бюджета. 

Конечно,
не все так просто как может показаться. В России до 40% от бюджета семьи может
тратиться на продукты питания, до 30% на оплату аренды жилья и коммунальных
услуг, 8% – на транспорт, 5% – непродовольственные услуги, 5% – на одежду и
обувь, остальные 12% на образование, лечение, отдых и развлечения.

Однако
такая структура потребления находится в прямой зависимости от размера доходов.

Чем
больше их уровень, тем меньшую долю занимают продукты питания, и расходы
распределяются по другим категориям, в основном по разделам: одежда,
развлечения и отдых. Вот и уже знакомый вам закон Энгеля на практике.

Кстати
современные технологии позволяют вести семейный бюджет и в электронном виде.
Например, в специальных программах для ведения семейного бюджета или личных
финансов.

А теперь давайте вспомним свами основные моменты урока.

1.  Что такое семейный
бюджет?

2.  Вспомните основные
виды семейного бюджета.

Тема: Семейный бюджет.

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с
семейным хозяйством — доходами и расходами семьи, ее имуществом, правилами
ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;формировать представление о
структуре семейного бюджета.

Развивающая:  развивать познавательные
способности, устную речь учащихся, умение делать оптимальный выбор, работать в
группе;создать условия для формирования у обучающихся элементарных
экономических представлений о бюджете семьи.

Воспитательная:формировать целостность
взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;воспитывать
организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

УУД:

предметные: научиться объяснять значение
понятий доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее
хозяйство, имущество, характеризовать источники и виды доходов; выявлять статьи
расходов; объяснять сущность семейного бюджета;

 коммуникативные: развивать умение
обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;

регулятивные: самостоятельно обнаруживать
и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

познавательные: осуществлять расширенный
поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты
и явления; давать определения понятий;

личностные: развитие творческих
способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник,  материалы для
работы в группах, мультимедийная презентация, компьютер.

Словарь: бюджет, доходы, расходы,
зарплата, пенсия, стипендия.

Тип урока: открытия нового знания.

Урок с использованием здоровьесберегающей
технологии, групповой  технологии, технологии проблемного обучения.

Ход
урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

( Слайд1)Сегодня на уроке вам понадобятся
знания, которые вы получили на уроках математики . Выполнив задание, вы узнаете
тему урока  и скажите, чем  вы будете заниматься на уроке. Откройте тетради и
запишите число, классная работа.

Работа с карточками (по вариантам)

Приложение1.

 « Узнай слово».

       Т    8200 : 20
=                              Б   12001 • 40 =

       Ж   2460 :30
=                               Е    3112 • 30 =

       Ю   11000 : 10
=                            Д    2310 • 10
=                                                                                                  

( Б)  480040;        ( Ю) 1100;    
(Д)23100;              (Ж) 82;                (Е)93360                         
(Т) 410

 – Что такое
бюджет?                                                                                                                           
– Скажите, как называется бюджет, который имеет отношение к
семье?                                                                              Итак,
тема урока: «Семейный бюджет»(Слайд2).

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит
ответить?(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

                                                План
урока

1. Имущество и доходы семьи.                                                                                           
2. Что такое семейный бюджет.                                                                               
               3. На что расходуются деньги.

III. Изучение новой темы.

Спорят два школьника. Один говорит, что
планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Пусть этим
занимаются родители. Его товарищ считает, что подростки должны быть в курсе
доходов и расходов семьи.

Вопросы к классу:

— Кто из них прав?                                                                                                             
— Надо ли составлять семейный бюджет?                                                                                  
— Кто этим должен заниматься?

Возможно, прося родителей приобрести
какую-то понравившуюся вещь, вы слышали от них: «В этом месяце мы не можем ее
купить».                                                                         -Из
чего складывается бюджет  семьи?                                                                               -Почему
необходимо планировать семейный бюджет?                                                -Какие
расходы являются приоритетными?                                                           Обсудим
эти вопросы на нашем уроке.

1. Имущество и доходы
семьи.                                                                                      
                                                                        

Задание:
составим кластер «Хозяйство семьи».(Слайд3-5)

— Из чего состоит хозяйство семьи? Какие
ассоциации у вас возникают?

(Ученики называют ассоциации, учитель
фиксирует ответы на доске.                                        Из всех выписанных
слов выделяются ключевые.)

– Что же такое доход семьи и из чего он
складывается?                                  Проведем словарную работу:
зарплата, пенсия, стипендия, пособие, премия.                                                                                                                                                        –
Мама, папа работают. Что они получают за
труд?                                                                           –
В семье есть бабушка и дедушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают
дедушка и
бабушка?                                                                                                                 
– Кому еще в нашем государстве платят
пенсию?                                                                     –
Дочка учится в техникуме и за хорошую учебу получает что?                                          
– Что еще может приносить доход семье? ( Пособия, субсидии, доход от акций,
доход от приусадебного хозяйства, от сдачи жилья, машины и
другие).                                                    

(Ученики высказывают свои предположения,
учитель фиксирует ответы на доске, составляется кластер «Доходы семьи».(Слайд6).

Задание:
работая с материалом учебника  на с. 113, 115 , определите какие есть виды
доходов семьи.

Ответ: Фиксированный –это установленные,
не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии.

Переменный
это увеличение или уменьшение дохода в зависимости от изменении количества и
качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности своего
предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и
т. п.

(Проверка выполнения задания.)

-Так что такое доход семьи?(Ответ: сумма,
заработанная членами семьи за месяц).                                                                                                                             

Решим  задачи.                                             
                                                                      Приложение2.

Задача1.                                                                                                               
Подсчитайте  основной доход семьи за месяц, если известно, что папа работает на
заводе и получает 32500 рублей, мама работает в столовой поваром и зарабатывает
22800 рублей. Дочь учится в техникуме, ее стипендия составляет 1600 рублей. У
бабушки пенсия 18400 рублей. (Ответ:75300 р.)                                                                                                                                            Задача2.
В этом месяце дочь за не очень хорошую работу не получила стипендию. Доходы
семьи увеличились или уменьшились? На сколько?                                         –
Папа хорошо работал и получил 3000 рублей премии. Что такое премия? (Премия
это деньги, получаемые дополнительно к заработанной плате за особые успехи в
работе). Каким стал семейный бюджет? (Ответ:78300 р.)

Проблемное задание.                                                                                                                                                       
Работа в группах. Определите, как связаны между собой доходы,
потребности и трудовая деятельность членов семьи.( учебник, стр.115).

2. Что такое семейный бюджет.                                                                                                                                                        
Тысячам разводящихся пар социологи задавали вопрос: «Какой черты нет у вашего
супруга? супруги?» Почти треть молодых людей ответили единодушно:
«Хозяйственности…».

-Что вы вкладываете в понятие «хозяйственность»?

Социологи под этим словом  подразумевали
не только умение хорошо готовить или поддерживать порядок в доме, но и
способность разумно распоряжаться семейным бюджетом, планировать основные
траты.

Задание:
работая с п. 2 § 14 учебника, объясните значение понятий бюджет, семейный
бюджет, личный бюджет.

(Слайд7,8)Семейный
бюджет
— это структура всех ее доходов и
расходов за определенный период времени (месяц или год). Он состоит из доходов
и расходов.                                                                                                                            Финансовое
благополучие складывается не только из величины доходов. В некоторых семьях
доход довольно высокий, но денег постоянно не хватает. Почему так происходит?
Люди не знакомы с понятием семейного бюджета, не способны его планировать.
Тратить деньги без раздумий может каждый, а правильно распределять свои расходы
и доходы нужно учиться.

Физкультминутка.  (Слайд9-15)                                                                                                                     
На экране появляются слова. Если слово обозначает
доход семьи, то широко открывайте глаза, если не относится, то глаза крепко
зажмурьте.  

3. На что расходуются деньги                                                                                            
С доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись и без расходов.

Приложение3

Работа в группе.
Вы  семья.У вас  есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите
свой месячный бюджет.

Список
товаров и услуг

Товар
или услуга

Цена,
руб.

Ваш
выбор

Лекарства

5

Продукты

50

Одежда

0

Обувь

100

Бытовая
химия

38

Транспорт

100

Велосипед

155

Музыкальная
(спортивная) школа

200

Книги

76

Компьютер

200

Игрушки

68

Платежи
и налоги

1008

Диски
с мультфильмами

86

Посещение
цирка

430

Посещение
боулинга

400

Туристическая
поездка

3000

Поход
в кино

150

Мороженное,
конфеты

34

Фрукты

67

Что у вас получилось?(
Выступление представителей  группы.)

– Как вы думаете, что должно стоять на
первом месте в этом списке?                                       – На что
расходуются деньги в семье?(Ответ:питание, предметы личной гигиены и т.
д.)                                                                                                                                      –
Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать
необходимые платежи. (Ответ: коммунальные услуги, квартплата,)(Слайд16,17).

Работа в группе.
Сейчас предлагаю  вам задание на карточках. Посовещавшись друг с другом,
распределите доходы семьи на две группы: обязательные и текущие(буквы запиши в
соответствующие колонки).

Приложение.4

Таблица
«Расходы семьи».

Обязательные

Текущие

Карточа1.Минимально необходимые затраты
на: а)питание,б) одежду, в)оплату жилья и коммунальных услуг (электричество,
газ, отопление, водоснабжение),г)транспорт, д)лекарства, е)оплату налогов и
страховых взносов.

Карточка2:Затраты, связанные с повышением
количества и качества обязательных расходов, а также приобретение: ж)товаров и
услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства; з)личных транспортных средств
(автомобиль, мотоцикл, вертолет, яхта и ),и)средств ухода за собой и домашними
животными ;К)предметов роскоши; туристических путевок (Проверка выполнения
задания.)

-Как могут распределиться доходы и расходы
в семье?(Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть
меньше расходов).

–А какая формула будет лучшей?(Ответ: та,
в которой доходы больше, чем расходы).

Словарная работа
.                                                                                                
                                                                      Приложение5.
Соотнести понятие с определением

А)дефицит   

1)бережливое
ведение хозяйства;

Б) 
экономия                                                                     

2)
стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

В)жадный        

 3)
превышение расходов бюджета над доходами;

Г)экономный       

4)бережливо
расходующий что-либо;

Взаимопроверка.

– Что нужно делать, если в вашем семейном
бюджете образовался дефицит или экономия?(Ответ: если дефицит – нужно на чем-то
экономить, если экономия – можно делать сбережения).

– На чем можно сэкономить?    (Слайд19-22).  
                                                                                                                           (Варианты
ответов: сладости и излишества в еде; коммунальные услуги (экономия
электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

К сожалению, многие семьи не задумываются
об экономии. А ведь правильное, разумное ведение хозяйства может существенно
повысить семейное благосостояние.

Во многих странах существует обычай
заводить хозяйственные книги. Известно, что первой самостоятельной покупкой
гениального ученого-экспериментатора Марии Склодовской-Кюри была тетрадь, на
которой рукой талантливого физика было выведено: «Расчеты».Японское телевидение
в одной из популярных телепередач рекламировало изобретенный рачительной
хозяйкой чудо-кошелек со множеством отделений с пометками: деньги на рыбу, на
рис, электроэнергию, развлечения семьи и т. д.                                                   

Самостоятельная работа.
Применение знаний на практике: составление рекомендаций  для экономии семейного
бюджета.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт
составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и
расходов семейного
бюджета.                                                                        
                                                          Как вы думаете, могут
ли в семье появиться незапланированные доходы?(Ответ: премия, наследство).

– А непредвиденные расходы?(Ответ:
болезнь, несчастье).

– Какие советы по экономии семейного
бюджета вы бы предложили?(Варианты ответов)

«Советы 
по экономии семейного бюджета»

1.Уходя из дома, выключайте свет.

 2.Просите у родителей новую игрушку не к
каждому празднику.

 3.Бережно относитесь к своим вещам.

 4.Не часто  пользуйтесь услугами такси.

5.После похода в магазин  не оставляйте
сдачу себе.

 6.Готовьте дома ,не пользуйтесь услугами
доставки горячей пиццы

 7.Не часто  разговаривайте с друзьями по
сотовому телефону

– Ваши советы замечательные. Но как вы
думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем
расходы?(Ответ: нужно много трудиться.)

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о
труде.                                                                                        
            Варианты ответов:

·       
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

·       
Кто любит труд, того люди чтут.

·       
Труд человека кормит, а лень портит.

Работа с учебником(стр.115)                                                                                       
        Подростки тоже могут помочь родителям. На каких условиях? (Ответ:
продолжительность трудовой смены 14-16-летнего подростка, совмещающего учебу и
труд не должна  превышать2,5часа,а16-18-летнего-3,5  часа в день. Ночной  труд 
запрещается.)

Читает ученица.                                                                                                                                                                
Больше работаешь – лучше
живешь,                                                                                                                           Лучше
живешь – больше людям
даешь,                                                                                                                   
Старым и малым, и тем, кто в нужде.                                                                                                                                   А
будет нужно – помогут
тебе.                                                                                                   
                                  Помни, мой друг, – в делах не
зевай,                                                                                                                   
Прибыль свою и страны умножай.                                                                                                                                      Прибыль
– трудам и уменью
награда.                                                                                                                            
Как получить ее? Думать тут
надо.                                                                                                                         
Сложно? Не просто! Но ты уж
прости,                                                                                                                                            В
жизни у нас нет другого пути

– Ребята, на электронный адрес нашей школы
пришло сообщение “Прошу помочь!”. Срочно нужна денежная помощь
маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку
скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.
Спортсменам-лыжникам на поездки на соревнования. Обсудите в своей «семье»,
согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой
выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я
рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все
измеряется деньгами.

VI. Закрепление изученного материала.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили
новые знания.

Приложение6.

Тесты.

1. Из чего складывается семейный
бюджет?                                                                                                                   
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;    б) из доходов и расходов;    в)
из денег                                                                                                                                                 

2. Деньги, которые поступают в бюджет
семьи, –
это…                                                                                   
           а) расходы;               б) проценты;                в) доходы

3. Авторское вознаграждение –
это…                                                                                                                                
а) зарплата;               б) налог;                       в) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета
семьи, –
это…                                                                                               
а) доходы;                б) расходы;                В) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается
то, при котором
доходы…                                                                               
а) больше расходов;               б) равны расходам;                     в)
меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это
разные
виды…                                                                                                             
а) доходов;                                   б)
расходов;                                  в) гонорара

Взаимооценка.

VI I. Подведение итогов урока                                                                                                           
.Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно узнали ,что такое   семейный
бюджет.  Ваши родители   каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на
что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих
родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в
кошельке, просто они нужны для других целей.

VI I I. Оценивание учащихся.

IX. Домашнее задание.  
Пар.14.                                                                                                                                                
Задания по выбору.

– Представьте, что на день рождения вам
подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов(Как вы распорядитесь этой
небольшой суммой).                          – Составьте список расходов своей
семьи за 1 день.                                                       –
Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие
статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить
доходную часть вашего бюджета? Посоветуйтесь и скажите й.

X.Рефлексия                                               
                                                                                                                –
За что ты можешь себя
похвалить?                                                                                                
– Что тебе удалось на
уроке?                                                                                                                        
– Над чем еще нужно
поработать?                                                                                        
              – Зачем нам нужен был урок?(Слайд20)

Приложение1.

Карточки
« Узнай слово».

       Т    8200 : 20
=                              Б   12001 • 40 =

       Ж   2460 :30
=                               Е    3112 • 30 =

       Ю   11000 : 10
=                            Д    2310 • 10
=                                                                                                  

Ответ:( Б)  480040;       ( Ю) 1100;    
(Д)23100;              (Ж) 82;                  

            (Е)93360;              (Т)
410.

Приложение2                                                                                                                
Задача1.                                                                                                                Подсчитайте 
основной доход семьи за месяц, если известно, что папа работает на заводе и
получает 32500 рублей, мама работает в столовой поваром и зарабатывает 22800
рублей. Дочь учится в техникуме, ее стипендия составляет 1600 рублей. У бабушки
пенсия 18400 рублей. (Ответ:75300
р.)                                                                                                                                           
Задача2. В этом месяце дочь за не очень хорошую работу не получила
стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? На
сколько?                                         – Папа хорошо работал и
получил 3000 рублей премии. Каким стал семейный бюджет? (Ответ:78300 р.)

Приложение3.

 Список
товаров и услуг

Товар
или услуга

Цена,
руб.

Ваш
выбор

Лекарства

5

Продукты

50

Одежда

0

Обувь

100

Бытовая
химия

38

Транспорт

100

Велосипед

155

Музыкальная
(спортивная) школа

200

Книги

76

Компьютер

200

Игрушки

68

Платежи
и налоги

1008

Диски
с мультфильмами

86

Посещение
цирка

430

Посещение
боулинга

400

Туристическая
поездка

3000

Поход
в кино

150

Мороженное,
конфеты

34

Фрукты

67

Приложение4.

Таблица
«Расходы семьи».

Обязательные

Текущие

Карточа1.Минимально необходимые затраты
на: а)питание,б) одежду, в)оплату жилья и коммунальных услуг (электричество,
газ, отопление, водоснабжение),г)транспорт, д)лекарства, е)оплату налогов и
страховых взносов.

Карточка2:Затраты, связанные с повышением
количества и качества обязательных расходов, а также приобретение: ж)товаров и
услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства; з)личных транспортных средств
(автомобиль, мотоцикл, вертолет, яхта и ),и)средств ухода за собой и домашними
животными ;К)предметов роскоши; туристических путевок

Приложение5. Соотнести понятие с
определением

А)дефицит   

1)бережливое
ведение хозяйства;

Б) 
экономия                                                                      

2)
стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

В)жадный        

 3)
превышение расходов бюджета над доходами;

Г)экономный       

4)бережливо
расходующий что-либо;

Приложение6.

Тесты.

1. Из чего складывается семейный
бюджет?                                                                                                                   
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;    б) из доходов и расходов;    в)
из денег                                                                                                                                                 

2. Деньги, которые поступают в бюджет
семьи, –
это…                                                                                               а)
расходы;               б) проценты;                в) доходы

3. Авторское вознаграждение –
это…                                                                                                                                
а) зарплата;               б) налог;                       в) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета
семьи, –
это…                                                                                               
а) доходы;                б) расходы;                В) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается
то, при котором
доходы…                                                                               
а) больше расходов;               б) равны расходам;                     в)
меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это
разные
виды…                                                                                                             
а) доходов;                                   б)
расходов;                                  в) гонорара

Обновлено: 18.05.2023

Методическая разработка урока по теме “Семейный бюджет” с использованием групповой технологии и проблемного обучения может быть использована как на уроках по обществознанию , так и на занятиях по финансовой грамотности.

Вложение Размер
prilozhenie_no1_kartochki_dlya_grupp.docx 13.54 КБ
semeynyy_byudzhet_urok_7_klass.docx 19.32 КБ

Предварительный просмотр:

№1 Мама, папа, сын школьник.

№2 мама ,папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница

№3 мама домохозяйка ,папа, сын- студент, дочь-грудничек

№4 мама, папа, дочь-студентка, сын школьник

64 000 58 000 45000 80 000

12 000 15 000 20 000 8 000

4512 24 536 16380

о р, фрилансер- 1200

Предварительный просмотр:

Тема: Семейный бюджет. 7 класс. Обществознание

Образовательная: познакомить учащихся с семейным хозяйством — доходами и расходами семьи, ее имуществом, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета.

Развивающая: развивать познавательные способности, устную речь учащихся, умение делать оптимальный выбор, работать в группе; создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Воспитательная: формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

предметные: научиться объяснять значение понятий доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество, характеризовать источники и виды доходов; выявлять статьи расходов; объяснять сущность семейного бюджета;

коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, материалы для работы в группах (приложение №1), мультимедийная презентация (приложение №2), компьютер.

Словарь: бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, социальные выплаты.

Тип урока: открытия нового знания.

Урок с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.

I. Организационный момент.

Распределение учащихся на группы (при входе в класс вытягивают цветную карточку). В зависимости от количества учеников делим класс на 4-5 групп (по 6 человек, больше не имеет смысла)

II. Мотивационно-целевой этап.

– Есть ли у вас карманные деньги?

– Как быстро они у вас заканчиваются?

Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какую проблему рассматривать? (Куда уходят деньги и как их сберечь, т е разумное потребление)

III. Изучение новой темы.

Давайте посмотрим схему средних расходов россиян (презентация).

Посмотрите, 30% не подписано. Как вы думаете, на что это?

Почему деньги исчезли и что надо сделать, что бы они не исчезали? (планировать семейный бюджет)

А что значит планировать? (составить схему расходов и доходов)

Какие бывают расходы, какие доходы (теория, можно по учебнику, можно в виде вопросов, на доске формируем список доходов, расходов или по презентации; вводим понятия обязательные, произвольные расходы)

IV. Работа в группах

Сегодня вы, разделившись на группы, попробуете составить такой бюджет. Вы должны постараться все предусмотреть и составить бюджет или сбалансированным или с профицитом. Поэтому вам надо будет подумать, где можно сэкономить. Свои план вы будете представлять и объяснять. А участники других групп будут задавать вам вопросы (можно в качестве экспертов пригласить 11 класс).

Капитаны вытаскивают карточку с составом семьи.

№1 Мама, папа, сын школьник.

№2 Мама, папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница.

№3 Мама домохозяйка, папа, сын-студент, дочь-грудничек.

№4 Мама, папа, дочь-студентка, сын-школьник.

Обсуждаем, кому что досталось и какие источники доходов могут быть у данной семьи.

Капитаны получают карточки с доходами из конвертов:

зарплата (64 000, 58 000, 45 000, 80 000)

пенсия (12 000, 15 000, 20 000, 8 000)

стипендия (1500, 2000, 4500)

детское пособие(512, 24 536, 16 380)

мама в декрете (о р, фрилансер – 12000).

Есть ли необходимые траты? Какие? (коммунальные, транспорт) Смотрят в учебник. Можно так же вытаскивать обязательные расходы, или обговорить сколько стоит в месяц на человека (семью кварт плата, питание) или предложить пользоваться интернетом, можно привлекать свой опыт, все зависит от класса и от целей.

Время на подготовку 10-15 минут.

Представление проектов. Обсуждаем, все ли учли.

Участники других групп задают вопросы.

Усложнение задачи. Черный ящик (вытягиваем карточку: нет непредвиденных трат, сломался телевизор, сломался холодильник, заболел член семьи, нужны лекарства) Ваши действия

V Подведение итогов

Какой бывает бюджет (профицитом, с дефицитом, сбалансированный.)

Назовите виды доходов, виды расходов.

Оценка работы в группе (или самооценка) (приложение №3)

Цитаты известных людей, синквейн про бюджет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет”

Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет” (цели, задачи, задания к уроку).

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить .

Урок экономики.Семейный бюджет.10 класс.

Урок составлен по учебнику Королевой Э.. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов ,п.12Методическая информация:Цели урока.Образовательные: освоение учащимися знаний о структуре бюджета; овла.

Презентация занятия в рамках внеурочной деятельности на тему “Семейный бюджет” 8 класс.

Презентация по догходам и расходам семейного бюджета.

Интегрированный урок по технологии и информатике “Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета”.

В данной папке представлены материалы для проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся.

Проект урока технологии по теме “Технология построения семейного бюджета”. 8 класс

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности “Ведение семейного бюджета” 9 класс

Технологическая карта ВУД разработана для учеников 9 классов, предполагает решение практических задач и получение продукта (памятки) в конце занятия.

Методическая разработка урока по теме “Семейный бюджет” с использованием групповой технологии и проблемного обучения может быть использована как на уроках по обществознанию , так и на занятиях по финансовой грамотности.

Вложение Размер
prilozhenie_no1_kartochki_dlya_grupp.docx 13.54 КБ
semeynyy_byudzhet_urok_7_klass.docx 19.32 КБ

Предварительный просмотр:

№1 Мама, папа, сын школьник.

№2 мама ,папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница

№3 мама домохозяйка ,папа, сын- студент, дочь-грудничек

№4 мама, папа, дочь-студентка, сын школьник

64 000 58 000 45000 80 000

12 000 15 000 20 000 8 000

4512 24 536 16380

о р, фрилансер- 1200

Предварительный просмотр:

Тема: Семейный бюджет. 7 класс. Обществознание

Образовательная: познакомить учащихся с семейным хозяйством — доходами и расходами семьи, ее имуществом, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета.

Развивающая: развивать познавательные способности, устную речь учащихся, умение делать оптимальный выбор, работать в группе; создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Воспитательная: формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

предметные: научиться объяснять значение понятий доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество, характеризовать источники и виды доходов; выявлять статьи расходов; объяснять сущность семейного бюджета;

коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, материалы для работы в группах (приложение №1), мультимедийная презентация (приложение №2), компьютер.

Словарь: бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, социальные выплаты.

Тип урока: открытия нового знания.

Урок с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.

I. Организационный момент.

Распределение учащихся на группы (при входе в класс вытягивают цветную карточку). В зависимости от количества учеников делим класс на 4-5 групп (по 6 человек, больше не имеет смысла)

II. Мотивационно-целевой этап.

– Есть ли у вас карманные деньги?

– Как быстро они у вас заканчиваются?

Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какую проблему рассматривать? (Куда уходят деньги и как их сберечь, т е разумное потребление)

III. Изучение новой темы.

Давайте посмотрим схему средних расходов россиян (презентация).

Посмотрите, 30% не подписано. Как вы думаете, на что это?

Почему деньги исчезли и что надо сделать, что бы они не исчезали? (планировать семейный бюджет)

А что значит планировать? (составить схему расходов и доходов)

Какие бывают расходы, какие доходы (теория, можно по учебнику, можно в виде вопросов, на доске формируем список доходов, расходов или по презентации; вводим понятия обязательные, произвольные расходы)

IV. Работа в группах

Сегодня вы, разделившись на группы, попробуете составить такой бюджет. Вы должны постараться все предусмотреть и составить бюджет или сбалансированным или с профицитом. Поэтому вам надо будет подумать, где можно сэкономить. Свои план вы будете представлять и объяснять. А участники других групп будут задавать вам вопросы (можно в качестве экспертов пригласить 11 класс).

Капитаны вытаскивают карточку с составом семьи.

№1 Мама, папа, сын школьник.

№2 Мама, папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница.

№3 Мама домохозяйка, папа, сын-студент, дочь-грудничек.

№4 Мама, папа, дочь-студентка, сын-школьник.

Обсуждаем, кому что досталось и какие источники доходов могут быть у данной семьи.

Капитаны получают карточки с доходами из конвертов:

зарплата (64 000, 58 000, 45 000, 80 000)

пенсия (12 000, 15 000, 20 000, 8 000)

стипендия (1500, 2000, 4500)

детское пособие(512, 24 536, 16 380)

мама в декрете (о р, фрилансер – 12000).

Есть ли необходимые траты? Какие? (коммунальные, транспорт) Смотрят в учебник. Можно так же вытаскивать обязательные расходы, или обговорить сколько стоит в месяц на человека (семью кварт плата, питание) или предложить пользоваться интернетом, можно привлекать свой опыт, все зависит от класса и от целей.

Время на подготовку 10-15 минут.

Представление проектов. Обсуждаем, все ли учли.

Участники других групп задают вопросы.

Усложнение задачи. Черный ящик (вытягиваем карточку: нет непредвиденных трат, сломался телевизор, сломался холодильник, заболел член семьи, нужны лекарства) Ваши действия

V Подведение итогов

Какой бывает бюджет (профицитом, с дефицитом, сбалансированный.)

Назовите виды доходов, виды расходов.

Оценка работы в группе (или самооценка) (приложение №3)

Цитаты известных людей, синквейн про бюджет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет”

Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: “Семейный бюджет” (цели, задачи, задания к уроку).

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить .

Урок экономики.Семейный бюджет.10 класс.

Урок составлен по учебнику Королевой Э.. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов ,п.12Методическая информация:Цели урока.Образовательные: освоение учащимися знаний о структуре бюджета; овла.

Презентация занятия в рамках внеурочной деятельности на тему “Семейный бюджет” 8 класс.

Презентация по догходам и расходам семейного бюджета.

Интегрированный урок по технологии и информатике “Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета”.

В данной папке представлены материалы для проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся.

Проект урока технологии по теме “Технология построения семейного бюджета”. 8 класс

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности “Ведение семейного бюджета” 9 класс

Технологическая карта ВУД разработана для учеников 9 классов, предполагает решение практических задач и получение продукта (памятки) в конце занятия.

  • Деньги – один из величайших инструментов, созданных человеком. На них можно купить свободу, опыт, развлечения и всё, что делает жизнь более комфортной. Но они могут быть растрачены впустую, израсходованы неизвестно куда и бессмысленно растранжирены.

Легендарный американский актер начала двадцатого века Уилл Роджерс сказал:

Ваши доходы были меньше, чем расход, за последние несколько месяцев? Да? Тогда вы не одиноки, а в большой компании. Проблема в том, что это не очень хорошая компания. Долги, кредиты, пени и просрочки платежей растут как снежный ком… пора выпрыгивать из тонущей лодки!

Зачем нужно вести семейный бюджет

Неубедительно? Вот три веских причины начать планировать семейный бюджет:

Как правильно распределить семейный бюджет

Как составить семейный бюджет

Несколько практических правил планирования семейного бюджета, которые мы здесь приведем, могут служить приблизительным ориентиром для принятия решений. Ситуации у всех разные и постоянно меняются, но основные принципы послужат хорошей отправной точкой.

Правило 50/20/30

Вместо того, чтобы разбивать расходы семьи на 20 различных категорий, они рекомендуют разделить структуру бюджета на три главные составляющие:

  • 50% дохода должны покрывать главные расходы, такие как оплата жилья, налогов и покупка продуктов;
  • 30% ­­– необязательные траты: развлечения, поход в кафе, кино и т.д.;
  • 20% уходят на оплату кредитов и долгов, а также отложены в качестве резерва.

Правило 80/20

Эти эмпирические правила можно и желательно скорректировать, привести в соответствие с вашей реальной ситуацией. Чуть ниже вы найдете пример семейного бюджета в таблице, который послужит основой для составления собственного плана.

Правило 3 – 6 месяцев

Как составить семейный бюджет

Мы предлагаем руководство по шагам – как составить семейный бюджет на месяц на основе шаблона в таблице Excel, который вы в несколько кликов приспособите для себя, скачав документ ниже.

Шаг 1: ставьте цели

Экономия ради экономии? Не нужно путать скаредность и планирование расходов. Ставьте цели и учитесь экономить на неважном.

  • Краткосрочной целью могут быть новый электронный девайс или погашение незначительных долгов.
  • В среднесрочной перспективе – покупка автомобиля, давно ожидаемая поездка по интересным местам.
  • Долгосрочные цели, как правило, включают в себя планы выхода на пенсию, оплату ипотеки и помощь подросшим детям.

Таблица целей семейного бюджета

Будьте реалистичны в планах, возьмите ручку и рассчитайте ваши финансовые возможности. Или скачайте таблицу Excel и используйте её в качестве руководства.

Шаг 2: определите доходы и расходы семейного бюджета

Пришло время посмотреть структуру семейного бюджета. Начните с составления списка всех источников дохода: заработная плата, алименты, пенсии, подработки и прочие варианты поступления денег в семью.

Расходы включают в себя всё, на что вы тратите деньги.

Разделите траты на постоянные и переменные платежи. Заполните поля переменных и постоянных расходов в таблице для ведения семейного бюджета, основываясь на собственном опыте. Подробная инструкция по работе с файлом excel в следующей главе.

Структура доходов

Как правило, в графу доходов попадают:

Графа расходов

Графа переменных расходов:

  • продукты;
  • медицинское обслуживание;
  • траты на машину;
  • одежда;
  • оплата за газ, свет, воду;
  • личные расходы супругов (заносятся и планируются отдельно);
  • сезонные траты на подарки;
  • взносы в школу и детский сад;
  • развлечения;
  • расходы на детей.

В зависимости от вашего желания можно дополнить, конкретизировать список или сократить его, укрупнив и объединив статьи расходов.

Шаг 3: отслеживайте траты в течение месяца

Ниже вы найдете подробные пояснения к данному документу, так как этот excel включает в себя сразу несколько взаимосвязанных таблиц.

  • Цель данного шага – получить четкое представление о вашем финансовом положении, наглядно увидеть структуру расходов и, на следующем этапе, скорректировать бюджет.

Шаг 4: отделите потребности от желаний

Откажитесь от покупки, пока вы не уверены, что вещь вам исключительно необходима. Подождите несколько недель. Если окажется, что вы действительно не можете жить без желаемого предмета, значит, это и вправду необходимая трата.

Небольшой совет: отложите в сторону кредитные и дебетовые карты. Пользуйтесь наличными деньгами, чтобы научиться экономить. Психологически легче расстаться с виртуальными суммами, чем отсчитать бумажки.

Как правильно планировать семейный бюджет в таблице

Теперь вы знаете что происходит на самом деле с вашими деньгами.

Готовая таблица семейного бюджета

Посмотрите на те категории расходов, которые желательно сократить и составьте собственный план, используя бесплатную excel таблицу.

Прежде чем двигаться дальше, убедитесь, что итоговая цифра баланса положительна или равна нулю.

Занесите готовый семейный бюджет в таблицу

Вы поставили цели, определили доходы и траты, решили какую сумму ежемесячно станете откладывать на чрезвычайные ситуации и выяснили разницу между потребностями и желаниями. Взгляните еще раз на лист бюджета в таблице и заполните свободные столбцы.

Как планировать бюджет при нерегулярных доходах

Не у всех есть постоянная работа с регулярными выплатами заработной платы. Это не означает, что вы не можете создать бюджет; но это значит, что вы должны планировать более подробно.

Таблица семейного бюджета

Ниже вы найдете решения как распределить семейный бюджет по таблице.

После того как мы определились с основными целями, давайте попробуем распределить семейный бюджет на месяц, указать текущие доходы и расходы в таблице, для того чтобы грамотно распорядиться средствами, для возможности откладывать на главные цели, не упуская текущих и повседневных необходимостей.

Откройте второй лист “Бюджет” и заполните поля ежемесячного прихода, годовой доход, а программа подсчитает итоги сама, пример:

Таблица дохода в семейном бюджете

Теперь перейдите на вкладку того месяца, с которого вы решили начать экономить и планировать семейные траты. Слева вы найдете столбцы, в которых нужно зафиксировать дату покупки, выбрать категорию из выпадающего списка и сделать пометку.

  • Дополнительные заметки очень удобны, чтобы при необходимости освежить память и уточнить на что именно потрачены деньги.

Данные, которые введены в таблице для примера, просто удалите и пропишите свои:

Таблица семейного бюджета

Для учета расходов и доходов по месяцам предлагаем смотреть таблицу на третьем листе в нашем Excel “Этот год“, эта таблица заполняется автоматически на основе ваших расходов и доходах, подводит итоги и даёт представление о ваших успехах:

Таблица семейного бюджета по месяцам

А справа будет отдельная таблица, которая автоматически будет суммировать все расходы за год:

Расходы семейного бюджета за год

Ничего сложного. Даже если вы никогда не пробовали освоить работу с таблицами Excel, выделить нужную ячейку и ввести цифры – всё, что требуется.

Из-за кризисного материального положения с целью правильного раставления приоритетов * 9%, 927 голосов

Трое детей один муж работает грамотно научиться трать чтоб всё хватало на необходимое * 0%, 40 голосов

Планируем семью дети у каждого есть из нас хочется с пользой тратить и на будущее откладывать * 0%, 32 голоса

Я ребенок в семье, в которой родители ругаются из-за денег. Хочу наладить их отношения. * 0%, 11 голосов

Придерживайтесь плана

На вашем пути неизбежно возникнут искушения, старые привычки дадут о себе знать, это нормально. Не сдавайтесь! Знайте, что правильно выстроенный и претворенный в жизнь план бюджета сулит финансовую стабильность в будущем. Учиться жить по средствам – необходимая ступень на лесенке, ведущей к мечте. Есть десятки способов сэкономить, не жертвуя необходимым. Прежде всего, перестаньте пытаться идти в ногу с соседом, коллегой по работе или приятелем. Ваши соседи могут тонуть в долгах, разъезжая на автомобиле не по карману.

Не отказывайте себе в удовольствиях

Построение правильного семейного бюджета имеет те же принципы, что и следование здоровой диете – умеренность и сбалансированность.

Не тратьте то, чего не имеете

Планирование семейного бюджета

Вы никогда не продвинетесь вперед и не реализуете свой план, столь тщательно продуманный и зафиксированный в таблице. Первоочередной задачей поставьте погашение кредитов. Если у вас несколько долгов с разными процентными ставками, опытные экономисты рекомендуют погасить тот кредит, где ставка и выплаты выше. А по остальным платить минимальные установленные взносы.

Морально комфортнее поступить наоборот: избавиться от мелких долгов, а затем расплатиться с основным. Но, если уж мы говорим о планировании и экономии семейного бюджета, то правильно будет оплатить наименее выгодный кредит.

Реструктуризация долга имеет смысл, если заём оказался непосильным. Не забывайте об этом праве.

Двигайтесь дальше

Ну вот, вы расплатились с долгами, знаете как планировать семейный бюджет на месяц и годы вперед, отложили денег на внезапные нужды и маленькие мечты. Пора сосредоточиться на создании богатства!

(160 оценок, среднее: 4,64). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!

Планомерное и корректное ведение семейного бюджета позволяет не только структурировать и рационализировать расход средств, но и экономить. Точный контроль семейной прибыли и расходов позволяет высчитать, на чем можно сократить затраты, и усовершенствовать распределение домашних ресурсов.

Чтобы сэкономить, вовсе не обязательно лишать себя и свою семью каких-нибудь необходимых вещей и удовольствий. Экономия семейного бюджета, по советам опытных специалистов, зависит не от самоограничений, а от того, насколько точно семья умеет составлять и придерживаться определенного плана.

Вам стоит понять, что планирование семейного бюджета не требует какого-нибудь экономического образования. Здесь важнее не знание ключевых законов, по которым работает экономика, а удачно выработанный шаблон, позволяющий четко составить расчет семейного бюджета на месяц. Экономика и математические расчеты здесь играют меньшую роль.

Важно! Ключевое правило того, как вести семейный бюджет, состоит в дисциплине и планомерности. Члены семьи должны совместно договориться о важности формировать домашний ежемесячный расчет, показывающий соотношение доходов и расходов.

Особенно актуальным становится вопрос о том, как правильно распределить семейный бюджет, в период, когда экономика страны находится на этапе кризиса.

Технические средства ведения расчетов

Многие люди, задумываясь над тем, как правильно составить семейный бюджет, изначально пугаются технической стороны этого дела. Посмотрев какой-нибудь сложный пример подсчетов, человек может растеряться и подумать, что экономика в любом ее проявлении слишком сложна для него.

Однако важно понимать, что сегодня абсолютно все люди включены в определенные денежно-финансовые отношения и просто игнорировать их будет достаточно глупо. Тем более что существует много вспомогательных технических средств для тех, кто хочет упорядочить и рационализировать статьи расходов семейного бюджета. Как пример, очень удобными вспомогательными средствами можно назвать:

  • Стандартную офисную программу Эксель. Очень удобно вести и подсчитывать семейный бюджет в Excel. Программа позволяет удобно заносить и сохранять табличные данные. Специальные возможности автоматического подсчета позволяют максимально быстро рассчитать общие домашние затраты и доходы. Чтобы не создавать шаблон вручную, вы можете бесплатно скачать стандартный шаблон для ведения семейного бюджета по кнопке под этим списком.
  • Специальные программы для домашней бухгалтерии. Да, сегодня существуют и такие. Если хорошо разобраться во всех опционных возможностях такого программного обеспечения, можно с легкостью экономить семейный бюджет, используя полностью автоматизированный режим еженедельных, ежемесячных, квартальных и годовых подсчетов.
  • Онлайн ресурсы. Чтобы не разбираться в сложной бухгалтерской программе, можно воспользоваться удобными консультативными интернет-порталами, помогающими любому желающему понять, как правильно вести семейный бюджет. На таких сайтах часто предлагаются автоматизированные таблицы онлайн-подсчетов. Кроме того, информацию и советы, предлагаемые здесь, можно принимать просто как полезный и эффективный пример того, как научиться экономить, составляя четко планируемый и рассчитанный график домашних трат и поступлений.
  • Семейный бюджет в тетради. И наконец, можно просто завести блокнот или тетрадку, в которой будет детально расписываться месячная структура семейного бюджета. Такая домашняя книга учета доходов и расходов может рассматриваться как хороший пример для детей ответственного отношения к ресурсам семьи. Кликните для увеличения примера под этим списком справа.

В целом составляемая регулярно таблица семейного бюджета играет очень важную воспитательную роль. Если в семье есть дети, то они будут с ранних лет приучаться к дисциплинированному отношению к общим финансам. Да и взрослому человеку никогда не поздно начать более ответственно подходить к собственным обязательствам, относящимся к сфере общесемейных денежных отношений.

Разделы домашнего бюджетирования

Любая бюджетная смета в принципе представляет собой составленный взаиморасчет доходов и расходов. Это в общем. Возможность же выделения ресурсов сохранения и экономии домашних средств появляется при более тщательном анализе обеих составляющих такой сметы.

Какие же виды семейного бюджета бывают, и как правильно структурировать доходные и расходные статьи, чтобы найти способы получать какой-нибудь сэкономленный остаток?

Читайте также:

      

  • Почему распался народный фронт во франции кратко
  •   

  • Что такое финал кратко
  •   

  • Что такое пользовательский порядок сортировки кратко
  •   

  • Как отличить настоящую купюру 5000 рублей от подделки краткое содержание
  •   

  • Административное право как наука кратко

Добавить комментарий