Как правильно составить театральную программку

Оформление и содержание программки деткого театрального коллектива может иметь свои особенности.        Конечно, есть непременно обязательная часть, как в любой программке – название театра (в нашем случае детского театрального коллектива), автор пьесы и название спектакля, действующие лица и исполнители, постановочная группа, либретто в случае оперы или балета.

         Кроме этого в “действующих лицах и исполнителях”  мы можем  отметить возраст детей. Как это обычно делается? Слева – “действующее лицо”, справа – “исполнитель” в виде имя-фамилия, а в скобках возраст ребенка. Если тема спектакля позволяет, можно объединить заголовок с темой пьесы. Героев вы можете расположить в порядке их появления в пьесе или в алфавитном порядке, в любом случает их нужно расположить в какой-то значимой последовательности.

 На первой странице будет интересно поместить представление детского театрального коллектива с интересными и яркими фотографиями, однако  дизайн должен перекликаться с темой пьесы. Например, клоуны на программке пьесы, посвященной пиратам, будут смотреться нелепо.

         Есть еще некоторые моменты, наличие которых в программке всех порадует – информация о продолжительности спектакля, наличия антракта, о том, когда состоялась премьера. Какие-то сведения об авторах пьесы и спектакля, о преподавателях, занимающихся с детьми, о самой пьесе могут расширить впечатление о спектакле и даже частично сформировать его.

У каждой пьесы есть тема. В зависимости от того будет это сказка, школьная история, или фольклор, именно тема пьесы станет отправной точкой при создании вашей программки.

Текст названия должен быть крупным, выделен жирным шрифтом, и безусловно привлекать внимание. Ведь это название пьесы! Это должно быть самым ярким словом во всей программке.

Не забудьте просмотреть готовый материал, чтобы убедиться, что нет орфографических ошибок.

Оформить театральную программку вам может помочь программа по графическому дизайну. (например: GIMP, Photoshop, PaintShop, и т.д.

Поскольку мы имеем дело с детским спектаклем, может показаться скучным, если программка будет  представляет собой  вариации на тему стандартного листочка А4, сложенного вдвое-втрое вдоль или поперек, ведь  первое, что бросается в глаза – оформление.

         К оформлению программки можно привлечь детей, их творческий азарт под контролем взрослых помогут сделать программку спектакля оригинальной и интересной как для взрослых, так и для детей. Фантазируйте вместе с детьми и вы увидите,  возможности оформления театральной программки очень велики. 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района

 «Майская средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов»

Урок-практикум:
«Создание программки для школьного спектакля»

Учитель информатики и ИКТ

Авдеева Е.В.

1 квалификационная категория

Тема урока:
«Создание программки для школьного спектакля» (буклет)

Тип урока : обобщающий

Вид урока урок-практикум

Технология личностно ориентированная

Цели урока:

·         
Развитие познавательного
интереса

·         
Контроль уровня усвоения
учениками материала

·         
Обобщение знаний основного
программного материала.

Задачи урока:

·         
Воспитательная –  Развитие познавательного интереса

·         
Учебная – обобщение и систематизация знаний

·         
Развивающая – развитие внимания, алгоритмического
мышления.

Оборудование:

Компьютерный класс, оснащенный мультимедийным проектором

Пакет программ Microsoft Office

Подготовительный
этап:

Создать презентацию 
о ходе выполнения работы

Подобрать
фото/картинки для оформления

Подобрать несколько
профессиональных буклетов (театральные программки, рекламные буклеты)

Подготовить
разноцветную бумагу для печати

План урока.

I.      
Организационный момент

II.   
Постановка задачи

III.
Выполнение проекта

1). 
Разметка листа

·      
Смена ориентации

·      
Установка полей

·      
Деление на колонки

·      
Прорисовка линий сгиба

2). 
Оформление

·      
декоративная рамка

·      
создание надписи

·      
вставка рисунка

IV.
Сохранение проекта

V.   
распечатка.

Ход урока.

I. Организационный
момент

(Обучающиеся занимают места за компьютерами)

II. Постановка
задачи

Учитель: Полиграфическая (печатная) продукция прочно вошла в
нашу жизнь. Это и листовки-флаеры, которые нам раздают на улице, огромные
плакаты, расположенные на рекламных щитах, рекламные буклеты мы вынимает из
наших почтовых ящиков. Но есть продукция,  которую мы покупаем –
поздравительные открытки, театральные программки.

Я предлагаю сегодня попробовать создать такую
программку самим, так сказать подручными средствами и посмотреть, что из этого
получится. Для начала рассмотрим образцы такой продукции, выполненные
профессионалами.

Чаще всего театральная программка выполнена в виде
буклета в 2-3 сложения. Части буклета могут быть как одинаковыми, так и
разными. Украшают их фотографиями и/или рисунками, дополняя красивыми надписями.

Создавать программку мы будем в два этапа: сначала мы
разметим лист, выделив необходимые зоны, а затем создадим надписи и добавим
рисунки.

III. Выполнение
проекта.

Разметка листа.

1.    
Поворот листа (ориентация-
альбомная)

2.    
Изменение размера полей
(поля по минимуму – 0.5)

 

3.    
Деление на колонки

4.    
Прорисовка линий сгиба

 

Оформление.

I.      
использование рамки

II.   
создание надписи (объект Word Art)

III.
Вставка рисунка

 

IV.                      
Сохранение проекта

V.  
Физкультминутка

VI.                      
Рефлексия

 Что нового я узнал?

 Чему научился?

VII.                   
Распечатка проекта


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Процесс создания собственной пьесы очень увлекателен, но произвести глубокое впечатление на аудиторию и добиться, чтобы ваше творение запечатлелось в их памяти надолго гораздо сложней, и от этого попытаться достичь такого воздействия еще более заманчиво. Даже если спектакль действительно впечатлил зрителей, нужно заставить их по-настоящему сопереживать всему происходящему на сцене, ну, и, конечно же, оставить им что-то памятное о вечере. Театральная программка как раз то, что нужно. Они имеют на любителей театра колоссальное влияние. Сделать самостоятельно программку не сложно, а для зрителей они будут занимательны во время спектакля, а по его окончания останутся милыми напоминаниями о пьесе. Далее представлю вам поэтапный рассказ, как самостоятельно изготовить театральную программку.

Шаги

  1. Изображение с названием Design a Playbill Step 1

    1

    Соберите всю необходимую информации. Без нужной информации, вы получите только пустые дизайнерские страницы, а не программку. Какие же сведения нам потребуются?

    • Кто какую роль исполняет
    • Кого следует поблагодарить за помощь в организации спектакля
    • Кто режиссер пьесы
    • Кто автор пьесы
    • (Если требуется) Кто написал музыку к пьесе
    • (Если требуется) Кто дирижер оркестра
    • Где и когда будут проходить спектакли
    • Кто будет представлять пьесу зрителям
  2. Изображение с названием Design a Playbill Step 2

    2

    Мозговой штурм. У каждой пьесы есть тема. В зависимости от того будет это вестерн, детектив, или откровение о бесшабашной жизни хиппи или звезд, именно тема пьесы станет отправной точкой при создании вашей программки. (По ходу рассказа я буду приводить примеры из собственной дизайнерской разработки.)

  3. Изображение с названием Design a Playbill Step 3

    3

    Выберете дизайн. Для большинства небродвейских пьес подойдет театральная программка с простым дизайном. Как правило, это брошюрка из 4-х страниц, сложенных и размещенных на одном листе глянцевой бумаги. С одной стороны листа будут обложки – передняя и задняя, которые станут внешними сторонами программки, на другой будут расположены благодарности и список актеров, участвующих в пьесе. Эта сторона станет содержанием программки и будет находиться внутри. Такой вариант программки будет прекрасным выходом из положения, если у вас скромный бюджет. Если же ваш бюджет позволяет, и у вас есть желание сообщить больше фактов о спектакле, вы можете добавить нужное количество страниц, на свое усмотрение. (А я пока представлю вам в качестве примера довольно простой и незатейливый дизайн.)

  4. Изображение с названием Design a Playbill Step 4

    4

    Лиха беда начало. Приступить к делу легче, если у вас масса идей, но это не ваш случай, и вы хотели бы начать с самой простой и легкой в создании страницы, чтобы лучше понять и проникнуться процессом, в ходе которого у вас появятся свои оригинальные мысли. Такой страницей может послужить четвертая сторона обложки, еще называемая страницей для автографов.

    • Итак, откройте компьютерную программу по графическому дизайну. (например: GIMP, Photoshop, PaintShop, и т.д.) и создайте новую страницу с параметрами: 612(ширина) x 792(высота). Это стандартный размер типографического листа, переведенного в пиксели. Убедитесь, что фон у страницы выбран белый.
    • Вам нужен простой, компактный, экономящий место проект дизайна, чтобы разместить его внизу страницы. Откройте новый слой, сделайте его прозрачным. Так вам будет удобно сохранять изменения в ходе работы.
    • Выбираем фон. Для фонового оформления подойдет любой цвет, но если вам нужен объемный вид, то потребуется повысить затененность до 70%. Такое изображение не будет резать глаз и будет выглядеть более привлекательно и эстетично.
    • Текст. Вы хотели бы использовать красивый оригинальный шрифт, а не, скажем, всем привычный Arial, но чтобы при этом он остался хорошо читаемым и не навязчивым. Посмотрите советы о сайтах с бесплатной загрузкой шаблонов текста (абсолютно безопасно). Ваша программа автоматически создаст новый уровень текста, но для этого нужно сначала этот текст внести в нее. Текст должен быть крупного размера, но не занимать слишком много места, и разместить его следует обязательно вверху страницы. Предполагается, что зрители могут попросить актеров оставить им автограф именно на этой странице. То есть на ней должно быть достаточно свободного места. При необходимости, увеличьте промежуток между буквами, пока слово «Автографы» полностью не заполнит верхнюю строку, размер букв при этом не изменится. (Увеличивая промежуток между буквами, вы можете зрительно увеличить буквы в ширину, не меняя их в высоту. Очень удобная штука.)
    • При желании можно внизу программки маленькими буквами написать «Автор дизайна: ваши Ф.И.О.». Но некоторые дизайнеры, в чьих ряду и я, предпочитают не делать этого, из соображений скромности.
    • Сохраните изображение в формате используемой вами программы. Например, изображение GIMP 2.0 будет переведено в формат .xcf. Не бойтесь сохранить изображение в формате используемой вами программы, при необходимости вы сможете отредактировать его поздней.
    • Еще раз сохраните изображение, теперь уже в выбранном вами формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Ваша первая страница готова!
  5. Изображение с названием Design a Playbill Step 5

    5

    Страница с актерским составом. Эта, без преувеличений, одна из сложнейших страниц. Вначале вам может показаться, что все не так уж страшно, но это обманчивое впечатление. Вы можете забыть или спутать имя или фамилию актера или персонажа, либо неправильно написать их, неправильно написать другие названия. Какие-то дополнительный факты будут постоянно меняться так, что их придется править, и в это время вам нужно будет стараться оставить как можно больше свободного места на странице. Будьте внимательны и осторожны, друзья, здесь важна каждая мелочь и деталь.

    • Составьте список всех актеров. Вы можете уточнить имена и фамилии всех задействованных актеров у режиссера, помощника режиссера, или любого другого ответственного лица из труппы театра. Самым разумным будет попросить у них список не только с именами и фамилиями, но и с указанием исполняемых ролей каждого. Не бойтесь проверить список у нескольких человек (Не редко случаются ошибки).
    • Откройте графический редактор. Создайте новое изображение с размерами: 612 x 792. убедитесь, что фон у рисунка белый. Создаете новый прозрачный слой.
    • Теперь приступим к дизайну фона. Он не должен быть слишком броским, даже если вам так хочется, потому что эта страница предназначена, в первую очередь, для знакомства зрителей с актерским составом, и все внимание должно быть приковано именно к ним. Однако, если вы решите все же сделать привлекательный цветной фон, уменьшите затененность, чтобы он не оказался ярче самих букв. Сейчас, к примеру, я работаю над разработкой программки для пьесы детективного жанра с небольшим актерским составом (18 человек), и страницу со списком актеров я сделал в виде газеты, внизу которой разместил отрывок статьи о розыске опасного преступника, чтобы придать оформлению ощущения подлинности. Когда состав актеров небольшой, внизу страницы всегда остается достаточно места, которое можно заполнить собственной дизайнерской задумкой.
    • Заголовок. Вверху страницы, предпочтительней с левой стороны, добавьте заголовок. Он может быть простым и незатейливым, как, например, «В главных ролях», «Действующие лица» и т.д. Если же вы креативны, и такой подход вас не устраивает, тем более, если тема спектакля позволяет, объедините заголовок с темой пьесы. Например, Подозреваемые (в детективе), Банда (в пьесе о хиппи), Ковбои (в вестерне), Звезды (в произведении о голливудских актерах). Размер и шрифт заголовка может быть одинаковым у страниц для автографов и странице с благодарностями, так страницы будут смотреться более гармонично, но придерживаться этого правила совсем не обязательно. (Примечание: Скорее всего, здесь не потребуется прибегать к приему с межбуквенным расстоянием, поскольку в данном случае нам нужно добиться, чтобы текст занял немногим более половины ширины страницы. Если же вас не устраивает расстояние между буквами, можете его немного увеличить. Но следите, чтобы текст заголовка не был расположен во всю ширину страницы! Этот момент очень важен, если заголовок разместить в ширину на всю страницу, он будет выглядеть несколько странно.)
    • Далее займемся текстом под заголовком. Создайте новый текстовый слой, как правило, текст размещают чуть выше середины листа по вертикале, либо опустившись на одну четвертую страницы. Но зато здесь расположение текста допустимо на всю ширину страницы. Размер шрифта у текста будет меньше, чем шрифт заголовка, и, вероятно, цвет будет отличный от цвета заголовка, не столь яркий и броский. Вы также можете использовать другой цвет фона. Героев вы можете расположить в порядке их появления в пьесе или в алфавитном порядке, выбор зависит от вас, но в любом случает их нужно расположить в какой-то значимой последовательности. Посмотрите также советы по редактированию текста страницы с актерским составом.
    • Теперь пора добавить имена актеров. Выберете выравнивание по левому краю, и сделав небольшой отступ от верхней границы страницы, расположите текст. Перечислите все имена героев пьесы, каждого записывая на отдельной строке. И если вы решите расположить каждого героя напротив фамилии актера, исполняющего его роль, то вам потребуется создать еще один текстовой слой. Постарайтесь текст расположить так, чтобы имя одного героя и актера, исполняющего его роль, поместились на одной строке (отформатировать этот параметр можно с помощью функции extra, добавив ее или убрав), если текст все же не размещается ровно, сделайте выравнивание по центру, а не по левому краю.
    • Если вы пишите имена актеров напротив персонажей пьесы без тире или точек, или других соединяющих знаков, вам потребуется создать новый слой, после списка героев. Новый слой должен начинаться в месте, где вы начинали предыдущий слой. Установите его ближе к центру, так чтобы у вас было достаточно места, чтобы написать длинные имена. Сделайте выравнивание по правому краю. Затем впишите имена актеров напротив исполняемых ими персонажей.
    • Проверьте страницу. Просмотрите страницу, чтобы убедиться, что нет орфографических ошибок, а затем еще раз перечитайте, проверяя слово за словом. Далее проверьте все ли герои перечислены, и еще раз проверьте все ли актеры представлены. Сравните страницу с актерским составом получившуюся у вас с эскизом страницы, то же самое проделайте со списком персонажей. Такая проверка может показаться излишне тщательной, но ее необходимо проводить. У меня был случай, когда я проверял и перепроверял эту страницу несколько раз и был уверен, что с ней все в порядке. А потом оказалось, что совсем забыл упомянуть одного героя пьесы.
    • Сохраните страницу в формате программы (Например, GIMP – : .xcf).
    • Сохраните страницу еще раз в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Распечатайте страницу с актерским составом и покажите ее нескольким людям, занимающимся постановкой спектакля. После этого попросите всю труппу проверить ваш список действующих лиц. Актеры скорее заметят ошибку или пропущенную букву в имени героев, своей фамилии или имени, фамилии своих коллег.
    • Если все в порядке и ошибок нет, страница с актерским составом готова!
  6. Изображение с названием Design a Playbill Step 6

    6

    Страница с благодарностями. Большая часть работы по созданию программки уже выполнена. Осталось закончить с внутренним оформлением – заполнить страницу с выражением признательности и благодарностью.

    • Сначала решите, кому бы вы хотели выразить благодарность. Обычно, благодарят актеров, хореографов, технический персонал, режиссера и помощника режиссера, театр на сцене, которого проходит спектакль, владельцев здания, где проводились репетиции (иногда это тот же театр, где проходит спектакль), и, наконец, зрителей, пришедших на представление. Возможно, вы внесете какие-то свои изменения в список лиц, которых вы будете благодарить, в зависимости от вашего конкретного случая. Но вы обязаны поблагодарить актеров, и (если это уместно) руководство труппы. Вы обязательно должны поблагодарить людей, которые решали технические аспекты организации постановки и устанавливали аппаратуру и другое оборудование, а также декораторов. Разумеется, режиссера пьесы, и других людей, работающих с ним в команде (помощника режиссера, режиссера-постановщика и т.д.) Лиц, предоставивших труппе помещение для репетиций, и руководство театра, где ставят пьесу, а также художников по костюмам, или людей, предоставивших вам костюмы. В случае, если это мюзикл, выразить благодарность необходимо хореографам-постановщикам и композитору. И, наконец, зрителям, поскольку без их участия пьеса бы тоже не состоялась. Что за спектакль без зрителей?
    • Откройте графический редактор и создайте новый рисунок с размерами: 612 x 792. Установите белый фон, и создайте новый прозрачный слой.
    • Создайте текстовой слой. Если вы хотите, чтобы вся программка выглядела примерно одинаково, выберите такой же шрифт и размер, как и в предыдущих страницах (для автографов и со списком актеров). Однако, это совсем не обязательно. Создайте строку вверху странице. Чтобы вы напишите, абсолютно на ваше усмотрение, но в любом случае примерно ваш текст должен выглядеть так: «Спасибо …», «Мы хотели бы выразить благодарность …» или «Выражаем благодарность …» и т.п. Сделайте выравнивание по ширине, и желательно, чтобы текст заполнял страницу от края до края.
    • Добавление благодарностей. Текст у вас должен быть простым и легко читаемым, и занимать не более одной страницы. Следите, чтобы программа не добавила новый слой, когда будете добавлять текст, чтобы не получилось, что вы создали новый слой раньше, чем добавили текст.
    • Создайте новый прозрачный слой. Под благодарностями, скорее всего, еще останется свободное место. Если это так, то тогда беспокоиться не о чем. Разработайте дизайн рисунка и расположите его под текстом. Уменьшите затененность до 70%, чтобы вид стал более приятным для зрительного восприятия.
    • В случае же, если свободного места внизу не осталось, вам придется вернуться обратно к первому слою, созданному в самом начале. (Нет, это не опечатка, от привычки печатать слова «добавьте новый прозрачный слой». Для этого есть причины.) Способы вернуться к предыдущему слою в различных программах могут отличаться, но надеемся, что вы хорошо разбираетесь в выбранной вами для работы графической программе, поэтому только скажем, что нужно перейти на предыдущий слой. Если вы работаете в программе наподобие GIMP, вам придется спуститься к нижнему слою, а затем подниматься вверх по тексту. В данной программе вы можете менять дизайн, не закрывая окно с набираемым текстом.
    • Разработка дизайна. Дизайн должен перекликаться с темой пьесы. Например, клоуны на программке пьесы, посвященной пиратам, будут смотреться нелепо. Установите уровень затененности по вашему вкусу. Помните только, что текст должен выделяться на общем фоне.
    • Сохраните текущую страницу в формате, в котором работает ваша программа-редактор (Например, для GIMP это .xcf).
    • Затем еще раз сохраните страницу в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Создание страницы с благодарностями завершено!
  7. Изображение с названием Design a Playbill Step 7

    7

    Первая страница обложки. Пожалуй, самая сложная часть в процессе создания дизайна программки – первая страница обложки. Страница с актерским составом не простая, но после многочисленных проверок и правок с ее созданием можно справиться. А вот в разработке первой страницы требуется креативность и художественный вкус, что может стать своего рода помехой и создать дополнительный сложности. Однако, если вас сложности только больше увлекают, тогда все в порядке.

    • Еще раз пересмотрите тему. Что может относиться к этой теме? Например, вы разрабатываете программку для детектива. Что с этим может быть связано? Составьте список со всем имеющим непосредственное отношение к сюжету детективной пьесы. Вначале, действуйте методом мозгового штурма, и записывайте все, что придет вам на ум. Например, как сейчас это сделаю я, запишу на бумаге следующие слова – город, описание криминального случая, полицейские, фотоаппарат, фетровая шляпа, газеты. Вы думаете, что я бы мог добавить в этот, на первый взгляд абсурдный список, еще и слово корова? А вот и нет. Первая страница обложки должна отражать суть пьесы, а корова не наведет зрителей на мысль, что пьеса будет детективного жанра.
    • Откройте графическую программу. Создайте новое изображение размером: 612 x 792. Выберите белый фон и создайте новый прозрачный слой.
    • Дизайн. Итак, вы прониклись темой, и уже готовы творить над созданием обложки. Не тяните, сразу же приступайте к делу. Дизайн обложки должен быть изысканным, красивым и запоминающимся. Пусть она будет притягивающим взгляды и захватывающей дыхание одновременно! Здесь вы можете полностью положиться на свое художественное виденье и вкус. Я не буду вас учить, как это делать. Вы можете спросить совета друга, при желании, не плохо, если это будет художник. Единственное, не забыть оставить немного свободного места для нужной информации.
    • Создайте новый текстовый слой. Нужно сразу сделать заголовок. На любой обложке всегда присутствует название, и в отличие от предыдущих страниц, оно совсем не обязательно должно быть расположено вверху. Текст названия должен быть крупным, выделен жирным шрифтом, и безусловно привлекать внимание. Ведь это название пьесы! Это должно быть самым ярким словом во всей программке.
    • Создайте новый текстовый слой. В него мы добавим также необходимую информацию. Здесь фон должен быть гораздо проще, чем у всех предыдущих страниц, и шрифт меньше, чем у заголовков. В новом слое будет размещена информация следующего характера: «Режиссер…», «Автор сценария…», «В главных ролях..».
    • Вам также, возможно, придется расположить здесь дополнительные сведенья о спектакле, например, такие как – дата и время проведения спектакля, и название театра, где она состоится. Вероятно, такие моменты вам следует обсудить с кем-то из руководства, занимающегося вопросами по проведению спектакля, если вы считаете, что лучше будет, если на обложке не публиковать этих данных. Поскольку это программка, то подобная информация вовсе не обязательна.
    • Сохраните страницу в формате программы-редакторе (Например, у GIMP – .xcf).
    • Сохраните страницу повторно в нужном вам формате (.jpg, .gif, .png, и т.д.).
    • Ну вот, обложка готова!
  8. Изображение с названием Design a Playbill Step 8

    8

    Отлично! Вы сделали театральную программку. Отправьте по электронной почте макет дизайна тем, кто будет заниматься ей дальше. (Редактору или в типографию, и т.д.).

  9. Изображение с названием Design a Playbill Step 9

    9

    Если вы будете сами распечатывать программки, проверьте, что листы расположены в следующем порядке: внешние страницы – страница для автографов слева, передняя сторона обложки – справа, в прямом, а не зеркальном виде. Внутренние – страница с благодарностями – слева, страница с актерским составом – справа. Идеально, если вы распечатаете программку без полей. Следует знать, что обычная бумага для печати не подойдет для распечатки программки, т.к. она будет просвечивать. Сложите ее вдвое, в таком виде ее можно использовать, хотя все же лучше, найти специальную глянцевую фотобумагу.

  10. Изображение с названием Design a Playbill Step 10

    10

    Проделана колоссальная работа, надеемся, что и спектакль, окажется не менее впечатляющим!

    Реклама

Советы

  • Не говорите Макбет до того, как пьеса поставлена. Плохая примета среди актеров. То же самое касается пожеланий удачи. Поэтому перед началом спектакля часто желают: «Ни пуха, ни пера» или как говорят в актерской среде в Америке «Чтоб ты ногу сломал».
  • В список лиц, которым выражается благодарность, не включайте себя, если вас специально об этом не попросят. И не стоит заниматься самозабвенным любованием результатом своей работы, если вас об этом попросили. Вы будете похожи на человека, любующегося на фальшивые бриллианты. (На человека, который слишком много думает о незначимых вещах).
  • Если вы используете готовые изображения: Воспользуйтесь Getty Images. Это безопасный способ получить изображения хорошего качества. Вы можете, конечно, опуститься до кражи авторских изображений. Но гораздо разумней и безопасней использовать специальное приложение, такое как Getty Images. (Примечание: Google не блокирует изображения заимствованные с других ресурсов. Даже не надейтесь на это.)
  • Немного суеверия лично от меня: Не говорите «страница с актерским составом» до начала пьесы.
  • Если вы используете более затейливое название для списка актеров и ваш список составлен без особого порядка и продуманной последовательности под таким заголовком всегда можно сделать примечание, что это список актеров или исполняющих ролей.
  • Если вы используете кисти для рисования в редакторе: Воспользуйтесь приложением deviantART. Оно бесплатное, абсолютно безопасное, и в нем огромное количество качественных кистей. Только не забудьте разархивировать кисти после загрузки в папку с кистями вашей программы редактора. ;]

Реклама

Предупреждения

  • Использование авторских материалов без согласия автора – противозаконно! Стоит ли такого риска ошеломляющее изображение на вашей театральной программке?

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 27 985 раз.

Была ли эта статья полезной?

Театральный кружок в школе: программа, сценарии, пьесы

Организовать школьный театральный кружок — значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль — это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, «вживание» в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

2012 07 Интерактивная программа Что такое театр mp4

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

театральный кружок

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи — импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

программа театрального кружка

Галилео. Театр

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка — не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

пьеса для театрального кружка

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

сценарий для театрального кружка

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, «ходят на голове», «стоят на ушах» и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

работа театрального кружка

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка «Кошкин дом», «Красная шапочка», и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как «Царевна-Лягушка», «Сказка о царе Салтане». Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

театральные кружки в школе

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

театральный кружок в школе

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

план театрального кружка

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!

Источник: www.syl.ru

Особенности содержания и оформления программки спектакля детского театрального коллектива

Кроме этого в «действующих лицах и исполнителях» мы можем отметить возраст детей. Как это обычно делается? Слева — «действующее лицо», справа — «исполнитель» в виде имя-фамилия, а в скобках возраст ребенка. Если тема спектакля позволяет, можно объединить заголовок с темой пьесы. Героев вы можете расположить в порядке их появления в пьесе или в алфавитном порядке, в любом случает их нужно расположить в какой-то значимой последовательности.

На первой странице будет интересно поместить представление детского театрального коллектива с интересными и яркими фотографиями, однако дизайн должен перекликаться с темой пьесы. Например, клоуны на программке пьесы, посвященной пиратам, будут смотреться нелепо.

Есть еще некоторые моменты, наличие которых в программке всех порадует – информация о продолжительности спектакля, наличия антракта, о том, когда состоялась премьера. Какие-то сведения об авторах пьесы и спектакля, о преподавателях, занимающихся с детьми, о самой пьесе могут расширить впечатление о спектакле и даже частично сформировать его.

У каждой пьесы есть тема. В зависимости от того будет это сказка, школьная история, или фольклор, именно тема пьесы станет отправной точкой при создании вашей программки.

Текст названия должен быть крупным, выделен жирным шрифтом, и безусловно привлекать внимание. Ведь это название пьесы! Это должно быть самым ярким словом во всей программке.

Не забудьте просмотреть готовый материал, чтобы убедиться, что нет орфографических ошибок.

Оформить театральную программку вам может помочь программа по графическому дизайну. (например: GIMP, Photoshop, PaintShop, и т.д.

Поскольку мы имеем дело с детским спектаклем, может показаться скучным, если программка будет представляет собой вариации на тему стандартного листочка А4, сложенного вдвое-втрое вдоль или поперек, ведь первое, что бросается в глаза — оформление.

К оформлению программки можно привлечь детей, их творческий азарт под контролем взрослых помогут сделать программку спектакля оригинальной и интересной как для взрослых, так и для детей. Фантазируйте вместе с детьми и вы увидите, возможности оформления театральной программки очень велики.

Источник: nsportal.ru

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») – своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).

Также по теме:

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.

Программа может включать и дополнительные сведения: дату премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля. В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто – краткий пересказ содержания спектакля.

Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).

Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.

В кинематографическом и телевизионном искусстве роль программы исполняют титры фильма или передачи.

Издание программы преследует несколько целей: информацию зрителей; рекламу конкретного зрелищного действа; соблюдение авторских прав его создателей.

Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши. Так, например, при выпуске на телеэкран т.н. «продюссерской» версии фильма Азазель режиссер А.Адабашьян снял свое имя из ее титров. Трехсерийная версия демонстрировалась вообще без упоминания имени режиссера в титрах фильма.

Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.

Татьяна Шабалина

Источник: www.krugosvet.ru

Е.О. Захарьянц Театральная программа как вид документа

Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции – социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы – признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.

Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие»[1].

Составляющие театральной программы

Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам – составляющим.

Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:

Одной из важнейших составляющих документа является номинативная – от латинского nomina – имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про — прежде и графо – пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.

Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.

В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко –тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения – эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.

Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы – буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYIII веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.

Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем – перцептивной составляющей, – относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком.

Для распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная – электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.

Синтактивная ( от греческого слова «синтаксис» — составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.

Рис.1. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде

Совершенно иной характер имеет программа спектакля Российского Академического Молодёжного театра «Инь и Янь». Она полноцветная, выполнена в традиции восточной графики (рис.2). Стиль шрифта напоминает иероглифы, вводя зрителя еще до начала действия в атмосферу спектакля, в котором интрига строится вокруг китайской реликвии.

Рис. 2. Программа спектакля РАМТ «Инь и Янь»

Источник: theoryofculture.ru

Театральная программа как вид документа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Представлено исследование театральной программы с точки зрения документологии . Театральная программа рассмотрена в соответствии с общими положениями документологии , как вид документа , существующий в сфере театрального искусства. С одной стороны, театральная программа играет роль посредника между создателями театрального действия и зрителями. С другой стороны, является свидетелем истории театра, который дает возможность проследить развитие театрального искусства. Представлены все составляющие документа , взаимосвязь составляющих, эволюция театральной программы . Проведенное исследование показывает значение театральной программы в истории театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Захарьянц Е.О.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Спектакль «ё» — визитная карточка мим-театра «За двумя Зайцами»
Творческий дневник в театральном искусстве
Традиция Мейерхольда в Польше после 1945 года: Ежи Гротовский, Ежи Яроцкий, Тадеуш Кантор
Опыт классификации объектов, входящих в систему электронной книги

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theater program as the document type

The paper presents a study theatre from the point of view of science of documents. The theatre program is considered in accordance with the General provisions of science of documents, as the document existing in the field of theatrical art. On the one hand, the theatre program plays the role of intermediary between the creators of the theatrical action and the audience. On the other hand, is a witness to the history of the theater, which gives an opportunity to trace the development of theatrical art. Presents all components of the document , the relationship of the components, the evolution of the theatre program.

The study shows the value of a theatre program in history of theatre art.

Текст научной работы на тему «Театральная программа как вид документа»

Е.О. ЗАХАРЬЯНЦ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ВИД ДОКУМЕНТА

Представлено исследование театральной программы с точки зрения документологии. Театральная программа рассмотрена в соответствии с общими положениями документологии, как вид документа, существующий в сфере театрального искусства. С одной стороны, театральная программа играет роль посредника между создателями театрального действия и зрителями.

С другой стороны, является свидетелем истории театра, который дает возможность проследить развитие театрального искусства. Представлены все составляющие документа, взаимосвязь составляющих, эволюция театральной программы. Проведенное исследование показывает значение театральной программы в истории театрального искусства.

Ключевые слова: документология, документ, театральная программа, составляющие документа.

Theater program as the document type

The paper presents a study theatre from the point of view of science of documents. The theatre program is considered in accordance with the General provisions of science of documents, as the document existing in the field of theatrical art. On the one hand, the theatre program plays the role of intermediary between the creators of the theatrical action and the audience. On the other hand, is a witness to the history of the theater, which gives an opportunity to trace the development of theatrical art. Presents all components of the document, the relationship of the components, the evolution of the theatre program.

The study shows the value of a theatre program in history of theatre art.

Key words: documentology, document, theater program, the components of the document.

Е.О. ЗАХАРЬЯНЦ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК ВИД ДОКУМЕНТА

Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции — социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы — признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.

Театральная программа рассматривается как вид документа в соответствии с теоретическими положениями, подробно изложенными в работе Юрия Николаевича Столярова «Документология: учебное пособие»[1].

Составляющие театральной программы Любая наука оперирует громадным количеством изучаемых объектов, поэтому нуждается в упорядочении этих объектов, т.е. в классификации. Документология не является исключением, тем более что, исходя из определения понятия «документ», имеет дело с бесконечным массивом данных, требующих классификации по конкретным признакам — составляющим.

Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:

Одной из важнейших составляющих документа является номинативная — от латинского nomina — имя, название. Термин «программа» состоит из греческих слов: про — прежде и графо — пишу. Прежде пишу о том, что должно быть исполнено в концерте, спектакле, балете, другими словами объявление. Театральная программа содержит запись действия, которое произойдет в театре. Это своеобразный путеводитель для зрителя, пришедшего в театр.

Номинативная составляющая тесно взаимосвязана с семантивной, которая выражает информационную сущность документа. Семантика (от др.-греч. огщаупкю^ — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Для чего создана театральная программа и какую информацию она содержит — ответ на эти вопросы связан именно

Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля — режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя сведения и об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера — человека, ответственного за техническое проведение спектакля.

В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко -тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения — эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.

Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы — буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYШ веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.

В середине XIX века в программе появляются новые символьные знаки -профессиональные театры размещают на программах свои эмблемы, являющиеся символами театра. Сегодня театральные программы всех театров и концертных залов содержат свои эмблемы и оформляются каждый в своей цветовой гамме. Так, программы Большого театра имеют цвет слоновой кости, Мариинский театр печатает программы салатового цвета, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем

— перцептивной составляющей, — относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком. Для

распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная — электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.

Синтактивная ( от греческого слова «синтаксис» — составление, построение, порядок) составляющая документа определяет его построение, взаиморасположение составных частей.

СОСТАВ СИМФОНИЧЕСНОГО ОРНЕСТРА

Источник: cyberleninka.ru

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») – своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку или небольшой буклет и содержит следующие сведения: название пьесы и фамилию ее автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля – режиссера, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссера или художника и т.д. Если в спектакле использованы специальные изобразительные средства (маски, куклы, особый грим, вокальные номера, трюки и т.д.), то программа включает в себя и сведения об их авторах. Далее перечисляются все действующие лица спектакля и исполнители ролей. Все фамилии авторов спектакля и актеров сопровождаются их званиями и титулами (например, «народный артист РСФСР», «лауреат Государственной премии» и т.д.). Заключает программу фамилия помощника режиссера – человека, ответственного за техническое проведение спектакля.

Программа может включать и дополнительные сведения: дату премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля. В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто – краткий пересказ содержания спектакля.

Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).

Основное содержание театральной программы может быть вынесено и на афишу спектакля (сведения об авторе пьесы, руководстве театра и постановочной группе; реже – об актерах-исполнителях).

Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.

В кинематографическом и телевизионном искусстве роль программы исполняют титры фильма или передачи.

Издание программы преследует несколько целей: информацию зрителей; рекламу конкретного зрелищного действа; соблюдение авторских прав его создателей.

Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши. Так, например, при выпуске на телеэкран т.н. «продюссерской» версии фильма Азазель режиссер А.Адабашьян снял свое имя из ее титров. Трехсерийная версия демонстрировалась вообще без упоминания имени режиссера в титрах фильма.

Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.

Татьяна Шабалина

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»

В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?

Добавить комментарий