Выступление на методическом объединении по теме: Практическое занятие : составление технологических карт.
Учитель: Чаплыгина С.А.
Рекомендации по составлению технологической карты.
Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование универсальных учебных действий обучающихся. Организовать урок в соответствии с этим требованиями может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока , в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности , а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке , планирование деятельности на каждом этапе урока.
Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
В структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
- Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
- Тема урока – это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке.
- Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
- Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
- На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
- Домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)
Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех обучающихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.
Обучающихся необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.
Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект -карт, изучение и комментирование графиков, чертежей (это позволяет включить учеников в активную мыслительную деятельность). На протяжении всего урока необходимо помнить, что любой ученик при пассивном восприятии учебного материала не может развиваться. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учеников.
На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.
Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный. Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:
1. Организационный момент:
- тема;
- цель;
- образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
- мотивация их принятия;
- планируемые результаты: знания, умения, навыки;
- личностноформирующая направленность урока;
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока.
- постановка учебной задачи
- актуализация знаний
4. Сообщение нового материала:
- решение учебной задачи;
- усвоение новых знаний;
- первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
5. Закрепление изученного материала:
- обобщение и систематизация знаний;
- контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
6. Подведение итогов:
- диагностика результатов урока;
- рефлексия достижения цели.
7. Домашнее задание:
- инструктаж по его выполнению.
Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:
- планируемым результатом урока
- путями реализации этого плана
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: “Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?” Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть.
На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся. Обязательным моментом является и список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока математики
по теме « _______________________»
Дата проведения:______________________________________
Учитель: ___________________________________________
Количество часов по теме: _______________________
Место урока в данной теме: ___________________________
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:____________________________________________________________________
Задачи урока:
- Создать условия для актуализации опорных знаний.
- Организовать формулировку темы урока.
- Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.
- Способствовать деятельности я по самостоятельному выводу_________________
- Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Основные этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы обучения |
Прогнозируемый результат |
Учебно-метододич. обеспечение |
План. время |
1.Организационный этап |
Психолог. подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу, |
Словесные |
Психологическая готовность |
Организация внимания |
|
2) Проверка домашнего задания. |
Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, |
Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся |
Проверяют домашнее задание |
Фронтальный опрос |
Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок |
Фронтальный опрос |
|
2.Актулизация опорных знаний |
Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков; |
Организует работу по актуализации опорных знаний |
Запись решения выражений по вариантам |
практический |
Быстрая проверка опорных знаний |
Запись на доске и в тетрадях |
|
3.Определение совместной цели деятельности |
Обеспечить деятельность по определению целей урока |
Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает консультирует. |
Отвечают на вопросы, формулируют цель урока |
Словесные |
отвечают верно |
беседа |
|
5.Изучение нового материала |
способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки |
Организует работу учащихся по выводу алгоритма разложения многочлена на множители в группах |
Отвечают на вопросы, записывают алгоритм разложения в таблицу |
словесные |
Верное составление алгоритма разложения на множители способом группировки в рабочих тетрадях |
беседа |
|
4. Первичное применение знаний |
Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного |
Предлагает выполнить задания |
Выполняют задания |
практические |
Выполнят верно |
Выполняют задания на доске и в тетрадях |
|
7. Контроль и самопроверка знаний |
Выявить качество усвоения материала |
Предлагает проверить задания |
Проверяют задания |
самоконтроль |
Выполнили верно |
Проверяют задания |
|
6. Подведение итогов. Рефлексия |
Дать оценку работы класса |
Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок |
Заполняют листы самоконтроля |
самооценка |
Осмысление результатов своей работы |
Листы самоконтроля |
|
8.информация о дом. задании |
Обеспечить понимание содержания домашнего задания |
Поясняет домашнее задание |
Записывают дом. задание |
словесные |
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования.
Основные пункты и требования аспектов анализа урока.
1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
- соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
- результативность решения дидактической задачи.
2. Содержание урока:
- Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
3. Методы и средства обучения:
- соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;
- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
4. Формы обучения:
- соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;
- целесообразность использования предложенных заданий.
5. Результативность урока:
- достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
6. Практическая направленность урока:
- практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;
- организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.
7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:
- уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
- характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
- взаимопомощь;
- интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
8.Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:
- личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
9. Формирование ИКТ- компетентности:
- применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.
10. Структура урока:
- соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
11. Контрольно-оценочная деятельность:
- использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;
- осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
- ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;
12.Педагогический стиль:
- соблюдение норм педагогической этики.
13. Гигиенические требования:
- температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;
- соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
- соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Анализ урока на основе системно- деятельностного подхода может строиться следующим образом:
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
МКОУ Землянская СОШ
«Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО»
Подготовила:
учитель начальных классов
Макренцева Т.А.
«Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО»
Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. Технологическая карта – это:
-
современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
-
способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическая карта позволит учителю:
-
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
-
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-
на практике реализовать межпредметные связи;
-
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Рассмотрим этапы работы над технологической картой:
Шаг 1:
§ четко определить и сформулировать для себя тему урока;
§ определить место темы в учебном курсе;
§ определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
§ и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Шаг 2:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Шаг 3:
Спланировать учебный материал
Подобрать учебные задания, целью которых является:
§ узнавание нового материала;
§ воспроизведение;
§ применение знаний в новой ситуации;
§ применение знаний в незнакомой ситуации;
§ творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от простого к сложному”. Составить три набора заданий:
§ задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
§ задания, способствующие осмыслению материала учеником;
§ задания, способствующие закреплению материала учеником.
Шаг 4:
Продумать “изюминку” урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Шаг 5:
Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Шаг 6:
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
§ что контролировать;
§ как контролировать;
§ как использовать результаты контроля.
Шаг 7:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Шаг 8:
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: необходимость описания всего процесса деятельности; указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
-
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
-
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
-
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
-
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Структура технологической карты
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Целеполагание”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения или открытие нового знания”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Повторение ранее изученного материала”
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Существует достаточно большое количество разнообразных технологических карт урока, разработанных учителями – практиками. Технологическая карта урока может иметь разную форму, устоявшейся структуры пока не существует. Но очевидно, что она должна зафиксировать не только вид деятельности учителя и ученика на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Я предлагаю рассмотреть технологическую карту одного урока (3 этапа: актуализация опорных знаний, экспериментальная часть, закрепление изученного материала). Урок окружающего мира в 3 классе по теме “Тела и вещества”.
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятель ность учителя |
Деятельность обучаю щихся |
Формирование универсальных учебных действий |
2. Актуализация опорных знаний |
Кто угадает о чем я говорю, поднимает руку. 1. В его состав входит парафин 2. Он легко размягчается под теплом рук 3. Его используют на уроках труда (пластилин) Далее… 1. Это жидкость … желтоватого цвета… с резким запахом 2. Его получают из нефти 3. Это “еда” для автомобиля (бензин) Далее … 1. эти вкусные полупрозрачные дольки похожи на желе 2. на его изготовление идет много сахара 3. но его считают самым полезной сладостью (мармелад) – Из чего состоит первый объект? ПАРАФИН |
Создает положительный эмоциональный настрой учащихся. |
Учащиеся отгадывают загадки |
Формулировка вопроса побудила детей к активной мыслительной деятельности: анализу (Позн.УУД). Активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха (Личн. УУД). Дети вспоминают полученную информацию, в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль (Рег. УУД). Формулируют Вывод (Позн. УУД) |
5. Экспериментальная часть |
Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?» Прочитайте в учебнике на стр. 72 последний абзац. Что нового вы узнали? (Вещества могут находится в твердом, жидком и газообразном состоянии) Проведем эксперимент. Я сейчас возьму кусочек сахара и положу в стакан. а теперь переложу в другой. Что случилось с сахаром? Какое состояние вещества сахара? (твердое) Тот же опыт я проведу с водой. что изменилось? какое состояние вещества? (жидкое) Возьмем воздушный шарик и надуем его. Что изменилось? что находится внутри шарика? какое состояние? |
Учитель организует работу учащихся и уточняет их ответы, проводит коррекцию выполненного задания, организует самопроверку по эталону. |
Обучающиеся высказывают свои версии решения проблемы, выбирают, кто сопоставляют свои версии ответа с эталоном, осуществляют поиск необходимой информации. |
Дети осуществляют поиск необходимой информации, анализируют предметы , устанавливают причинно-следственные связи (Позн. УУД). Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия и оценивают их (Рег. УУД). Учитывают разные мнения, контролируют партнёра, используют речь для регуляции своих действий (Ком.УУД). Формируют способность к самооценке, ориентируются на понимание причин успеха в учении (Личн. УУД) |
6. Закрепление изученного материала |
Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы: Все, что нас окружает, называется….телами Тела бывают естественные и искусственные. То. из чего состоят тела, это … вещества Вещества бывают … твердые, жидкие и газообразные. Задание 1. Самостоятельная работа учащихся. Соедините стрелками слова с кувшинами “тело” или “вещество”. Самопроверка Задание 2. В рабочей тетради на стр. 23 № 4: подчеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свое решение. а) древесина, стекло, железо, уксус, глина; б) кислород, вода, молоко, нефть, квас. Задание 3. Работа в парах. Обведите в кружочек, в каком состоянии находятся данные вещества. Самопроверка по слайду. |
Учитель контролирует работу учащихся |
Учащиеся самостоятельно и работая в парах выполняют задания по пройденной теме |
Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия и оценивают их (Рег. УУД). Учитывают разные мнения, контролируют партнёра, используют речь для регуляции своих действий (Ком.УУД). Формируют способность к самооценке, ориентируются на понимание причин успеха в учении (Личн. УУД) |
При конструировании технологической карты урока можно и нужно опираться на следующие позиции:
– в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
– должны быть указаны операции, их составные части.
В чем же достоинства технологической карты урока? Она может использоваться:
– в период адаптации к введению ФГОС;
– как постоянная форма проектирования урока;
– в качестве формы – основы для конспекта при аттестации;
– как основа для разработки форм анализа урока, реализующего требования ФГОС.
Чётко фиксирует не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности.
Таким образом, технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как инструмент практической реализации ФГОС НОО
Информационный материал.
Гараева Дания Гилемовна,
методист по начальному образованию ,
МКУ «Отдел образования» исполкома
Мензелинского муниципального района РТ
Тема: «Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как
инструмент практической реализации ФГОС НОО»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их
реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. В широком значении термин
“универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении
этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной
работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого
процесса.Следовательно, нам педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для
достижения современных целей образования. Сегодня необходимо понять, как формировать «универсальные учебные
действия» у учащихся на уроках. Составлением технологических карт урока занимаются учителя давно.
Задача технологической карты, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. На каждом этапе урока
мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный
образ урока.
Цели и задачи: моделировать и проводить уроки с использованием технологической карты, что позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных
учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,
существенно сократить время на подготовку учителя к уроку и провести урок по выбранным.Технологическая карта урока это
способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
Материалы и оборудование: интерактивная доска
Форма проведения: информационная (образец технологической карты урока математики 3 класса)
Методическая литература: журналы «Начальная школа»2013,2014 года; методические рекомендации «Математика. 3
класс».А.Моро.
Что дает использование технологической карты на уроке?
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный
учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных
действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,
существенно сократить время на подготовку учителя к уроку и провести урок по выбранным.Технологическая карта
урока это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам
Такими могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности
обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания,
используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона
урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки,
оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на
каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов
и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к
проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
При составлении тех.карты мы структурируем урок по этапам
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание урока.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт
впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на
уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых
образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя,
сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую
деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить. Важна, в отличие от традиционного
3 урока, деятельность ученика, а не учителя. Учитель выступает организатором деятельности, а для этого создаёт мотивацию –
организует действие – организует самооценку (что получилось) рефлексия
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании
технологической карты урока: необходимость описания всего процесса деятельности; указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к
намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой
оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Рассмотрим этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка целей урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа ( формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Структура технологической карты
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное
сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний,
определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной
деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения.
Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное
обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению
новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся:
осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Существует достаточно большое количество разнообразных технологических карт урока, разработанных учителями –
практиками. Я предлагаю технологическую карту одного урока. (Математика, 3 класс,тема «Таблица умножения и деления с числом
4»)
Технологическая карта урока математики 3 класс
Таблица умножения и деления с числом 4
Составить таблицу умножения и деления с числом 4 и работать над ее запоминанием; закреплять знание порядка выполнения действий
в выражениях, умение решать задачи и уравнения изученных видов
Проверка
готовности
обучающихся,
их настроя на
работу
Ну–ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Приветствуют
учителя, проверяют
свою готовность к
уроку
выражать
положительн
ое отношение
к процессу
познания,
проявлять
Регулятивные:
нацеливание на
успешную
деятельность.
Коммуникатив
ные:
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
Приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку
формирование
умения слушать и
слышать.
Самоопреде
ление к
деятельно
сти
Мотивировать
к изучению
темы
Я очень хочу, чтобы урок получился
интересным, познавательным, чтобы мы
вместе повторили и закрепили то, что мы
уже знаем и постарались открыть новые
секреты таблицы умножения.
Итак, мы начинаем.
Представьте себе девочку Аню. Аня
идет учиться во второй класс. Она,
девочка ответственная, решила заранее
подготовиться к школе и составила
список нужных ей школьных
принадлежностей. Узнав их цену, Аня
записала на листочке:
«3 простых карандаша по 4 рубля, 5
цветных карандаша по 4 рубля, 9
тетрадей по 2 рубля, 2 альбома для
рисования по 7 рублей, 2 резинки по 3
рубля, 3 линейки по 3 рубля, 4 кисточки
для рисования по 4 рубля ».
Аня задумалась. Хватит ли ей денег,
чтобы купить все по списку, если мама
выделила ей 70 рублей? Как это узнать?
Ребята, можете ли вы помочь Ане
определить, достаточно ли ей денег на
покупки, которые необходимы для
подготовки к школе?
Ученикам предоставляется
Отвечают на
вопросы учителя
проявлять
интерес к
изучению
темы
Познавательные:
определять
взаимосвязь между
действием
сложения и
действием
умножения при
вычислении
арифметического
действия,
обосновывать своё
суждение;
анализироват
ь способы
вычисления
возможность предложить свои
способы решения проблемы. В
заключение подводим детей к выводу:
для того чтобы помочь Ане, нужны
специальные знания и умения. Есть ли у
вас желание помочь Ане?
Беседа с учащимися; осуществление
корректировки действий учащихся
Учебно –
познаватель
ная деятель
ность.
Постановка
темы и
целей урока
Научить:
– составлять
таблицу
умножения и
деления с
числом 4;
Закрепить:
– таблицы
умножения с
числами 2, 3
I.Диагностика знаний и умений
1. Выполните вычисления
арифметических выражений и запишите
только ответы в строчку через запятую.
2 х 2, 3 х 5, 3 х 3, 2 х 7, 3 х 4, 2 х 5,
2 х 9,
3 х 6, 2 х 6, 2 х 10,
3 х 2, 2 х 8, 2 х 4.
2. Запишите арифметические выражения
используя действие сложения и вычислите
их.
По 3 взять 5 раз. По 4 взять 4 раза.
Можно ли посчитать быстрее? Что для
этого нужно знать?
3. Впишите в таблицу там, где стоят
точки, результат вычисления.
Выполняют задания
в тетрадях
Самопроверка
Работа в парах
Выполняют задание
на листочках
Формулируют тему
и цели урока
Регулятивные:
учитывать
правило при
выполнении
учебного задания;
Коммуникатив
ные:
формулировать
коррективные
высказывания в
рамках учебного
диалога;
Подбирать к
арифметическ
ому
выражению с
действием
сложения
соответствую
щее
выражение с
действием
умножения.
Заменять
суммы
одинаковых
слагаемых
действием
умножения.
Постановка проблемы; подведение к
формулированию темы и целей урока
II.Работа над новым материалом
– Сегодня мы будем составлять таблицу
умножения числа 4, которую потом
должны будем хорошо запомнить.
– С какого примера мы начинали
составлять таблицу умножения числа 2? (2
х 2) А таблицу на3? (3 х 2) Что общего в
этих примерах? (Второе число равно 2)
– Как вы думаете, с какого примера мы
начнем составлять таблицу умножения
числа 4? (4 х 2) Сколько получится? (8)
Как узнали? (По 4 взяли слагаемым 2
раза.) Запишите. (4 х 2=4+4=8)
– Запишите теперь следующий пример
умножения числа 4. Чему должно быть
равно второе число в этом примере? (3.)
Какой пример вы записали? (4 х 3)
Сколько получится? (12.) Как узнали? (По
4 взяли слагаемым 3 раза.) Подумайте.
Как вычислить быстрее, зная результат
предыдущего примера? (Надо к 8
прибавить 4, получится 12) Запишем оба
способа вычислений так: 4 х
3=4+4+4=8+4=12
– Назовите следующий пример в таблице
умножения числа 4. (4 х 4.)
Сколько получится? Как вычисляли? Как
Навыки
сотрудничест
ва, умение
находить
выход из
спорных
ситуаций
Познавательные:
– определять связь
между действием
сложения и
действием
умножения при
вычислении
арифметического
выражения и
обосновать своё
суждение;
– использовать
данные таблицы
Пифагора для
вычисления
арифметических
выражений;
– применять
приобретенные
умения при
решении
арифметического
выражения и задач
на умножение.
Регулятивные:
– выполнять
учебное задание в
Составлять
таблицу
умножения
числа 4
комментиро
вать
арифметиче
ское
выражение,
используя
разные
варианты
представле
ния;
вычислить быстрее? Запишите оба
способа вычислений: 4 х
4=4+4+4+4=12+4=16
–Можете ли вы составить еще один
пример в таблице умножения числа 47
(Да.) Назовите этот пример. (4 х 5.)
Сколько получится? (20.) Как вычисляли?
(По 4 взяли слагаемым 5 раз или к 16
прибавить 4.) Запишите оба способа
вычислений:4 х 5=4+4+4+4+4=16+4=20.
Итак: 4 х 2=4+4=8
4 х 3=4+4+4=12
4 х 4=4+4+4+4= 16
4 х 5=4+4+4+4+4=20
– Посмотрите внимательно на
получившиеся ответы и скажите, что
интересного заметили. (Каждый из них
больше предыдущего на 4.) Почему? Как
вы думаете?
Аналогично разбираются другие примеры
Составьте таблицу умножения на 4. Что
для этого нужно сделать?
Составьте таблицу деления на 4 и
таблицу деления с частным 4
III.Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Самостоятельно
составляют и
записывают таблицу
Запись в тетради,
комментируя по
цепочке
соответствии с
правилом.
Коммуникатив
ные : – выполнять
учебные задания в
паре;
– формулировать
высказывания,
используя
математические
термины.
Руки вытянули шире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклонились – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку!
Закрепление
изученного
материала
Установить
правильность
и осознанность
учащимися
рассматриваем
ого материала.
Выявить
пробелы и
провести
коррекцию
Корректировка действий учащихся
Работа у доски и в
тетрадях,
самопроверка
Внутренняя
позиция
школьника,
самоуважени
е и
самооценка
Регулятивные:
Выполнять
учебные действия
и осуществлять
контроль по
результату
Коммуникатив
ные : адекватно
воспринимать
предложения
товарищей по
исправлению
ошибок
Систематизи
ровать
вычислительн
ые навыки
Контроль и
самоанализ.
Самостояте
льная
работа
Выявить
качества
знаний
учащимися,
определить
пробелы,
установить их
причину
Самостоятельное
выполнение.
Взаимопроверка.
взаимооценка
Навыки
сотрудничест
ва в
предложенно
й ситуации
Познавательные:
использовать
приобретенные
знания в
практической
деятельности
Регулятивные:
–выполнять
учебное действие в
соответствии с
заданием.
Вычислять
арифметичес
кие
выражения
Коммуникативны
е: адекватно
использовать речь
для представления
результата.
Научить:
– соотносить
полученный
результат с
поставленной
целью;
– оценивать
результат
своей
деятельности;
– оценивать
результат
учебной
деятельности
Понравился ли вам урок? Чем
понравился?
Что нового и интересного узнали на
уроке? Чему учились?
Самоанализ
Закончите предложения:
– Для меня важно научиться уметь
умножать, потому что…
– Чтобы считать быстро и без ошибок,
нужно…
Самооценка
Закончите предложение:
Я … (очень, не очень) доволен(льна)
результатом своей работы, которую
сделал(а) сам(а).
Оценка результативной работы,
выявление уровня понимания учащимися
поставленной цели
Участие в оценки
результативности и
процессуальной
стороной работы
класса и отдельных
учащихся
Самооценка
на основе
критериев
успешности
Регулятивные:
Адекватно судить
о причинах своего
успеха или
неуспеха в учении
Коммуникативны
е: формулировка
собственного
мнения и позиции
Технологическая карта урока по ФГОС – новый вид конспекта
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Он ориентирует на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.
В соответствии с требованиями ФГОС у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как «умение учиться».
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты.
Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.
Отсюда вытекает главная педагогическая задача ─ научить ученика учиться.
При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:
— наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий;
— учебные задачи, способствующие формированию и диагностике универсальных учебных действий при освоении предметного содержания;
— критерии и показатели оценивания универсальных учебных действий.
Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.
Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.
Технологическая карта урока и её структура
В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.
Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.
Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.
Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:
- должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
- должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
- должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
- должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
- должно быть рассчитано время выполнения всех операций.
Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Урок – главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.
Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.
Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.
Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.
Благодаря технологической карте урока учитель может видеть и контролировать:
- конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
- соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
- порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.
С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:
- название темы занятия, общей тематики раздела с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- список предметных, личностных, метапредметных результатов учащихся;
- метапредметные связи в рамках курса;
- указание форм работы на уроке;
- этапы изучения темы с указанием целей и прогнозируемых результатов (в т.ч. практические и диагностические задания).
Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна. Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.
В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы занятия:
- Организация класса.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Ознакомление с новым материалом.
- Первичная проверка изученного материала.
- Закрепление.
- Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.
- Обобщение и систематизация.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- реализовывать на практике межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.
Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:
- этапы урока;
- время;
- деятельность учителя;
- деятельность обучающихся;
- методы, приемы и формы обучения;
- прогнозируемый результат образовательной деятельности;
- учебно-методическое обеспечение.
Этапы урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы, формы обучения | Прогнозируемый результат
образовательной деятельности |
Учебно-методическое обеспечение |
Второй вариант технологической карты предусматривает разделение деятельности учителя и учащихся. Деятельность учащихся разделяется на познавательную, коммуникативную и регулятивную деятельности, каждая из которых, в свою очередь, делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
осуществляемые
действия |
формируемые способы деятельности | осуществляемые
действия |
формируемые способы деятельности | осуществляемые
действия |
формируемые способы деятельности | |
Третий вариант технологической карты урока может содержать:
- этапы урока;
- виды работы, формы, методы, приемы;
- содержание педагогического взаимодействия делится на деятельность учителя и деятельность обучающихся;
- формируемые УУД;
- планируемые результаты.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать универсальную карту. Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров:
— все известные типы уроков,
— все УУД,
— известные цели и задачи,
— общую концепцию хода урока.
В результате при подготовке технологической карты на урок можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее согласно тематике урока.
Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.
Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.
В своей деятельности педагог уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний
Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Алгоритм составления технологической карты
- Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
- Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.
- Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников — одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.
- Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
— что контролировать;
— как контролировать;
— как использовать результаты контроля.
- Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
- Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Рассмотрим рекомендации методистов по составлении технологической карты урока по ФГОС.
- Необходимо записать в технологическую карту общие сведения:
Предмет:
Тема урока:
Тип урока:
Прогнозируемые результаты:
личностные
метапредметные
предметные
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.
Оборудование:
- Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия.
- При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
- В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
- Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
- Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
- После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
- Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ урока (как системный, так и аспектный). Такая форма проектирования урока дает учителю возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1.Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
2.Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3.Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
4.Конструирование нового способа действия | Построение ориентированной основы нового способа действия | Организует учебное исследование для выделения понятия | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5.Переход к этапу решения частных задач | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6.Применение общего способа действия для решения частных задач | Коррекция отработки способа | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7.Контроль на этапе окончания учебной темы | Контроль | Диагностическая работа (на выходе): — организация дифференцированной коррекционной работы, — контрольно-оценивающая деятельность |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Образец технологической карты урока по ФГОС
Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока, представленный ниже.
Образец
Список источников:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ». – М.: Проспект, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образ-я и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
- Громова В.И.Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582
- Зайцева И.И.Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
- Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/
- Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
- Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
- Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=2007
Технологическая карта урока — это новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество процесса ведения образовательной деятельности в рамках конкретного временного промежутка (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и пути их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.
Структура и форма технологической карты урока по ФГОС
Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.
Благодаря технокарте урока учитель может видеть и контролировать:
- конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
- соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
- порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.
С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:
- название темы занятия, общей тематики раздела с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- список предметных, личностных, метапредметных результатов учащихся;
- метапредметные связи в рамках курса;
- указание форм работы на уроке; этапы изучения темы с указанием целей и прогнозируемых результатов (в т.ч. практические и диагностические задания).
Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна.
Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.
Образец технологической карты урока по ФГОС
Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока.
Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:
- осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
- обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий; организовать исследовательскую деятельность учащихся;
- эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы; обеспечивать реализацию метапредметных связей;
- выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.