Кто помог нам разобраться
Научный сотрудник лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. Руководитель проекта «4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации». Преподаёт в Институте образования психометрику и методологию измерений в психологии и образовании.
В этой статье речь пойдёт о разработке образовательных тестов — заданий по проверке предметных знаний и навыков. Но в целом описанные правила универсальны: тесты для оценки психологических качеств или софт-скиллов разрабатываются аналогично.
Вы узнаете:
- можно ли с помощью теста, где учащийся выбирает из вариантов ответов, проверить, как он умеет рассуждать;
- можно ли измерить тестом не просто знание фактов, а понимание учебного материала;
- чем трудные задания отличаются от сложных и почему трудным тест может быть, а вот сложным его лучше не делать;
- с каких заданий лучше начинать — простых или трудных;
- какое количество вариантов ответа оптимально;
- как проверить, работает ли тест.
Психометрики называют тестом любой инструмент измерения — и ролевую игру, и эссе, и оценку портфолио. Мы подробно разберём инструмент, за которым в русском языке закрепилось слово «тест» в узком значении, — вопросы с выбором ответа из предложенных вариантов.
У стандартизированных тестов в образовании не лучшая репутация. Но психометрики по-прежнему отстаивают такой способ измерения: тесты с выбором ответа масштабируемы, справедливы и объективны. Это значит, что по одному и тому же тесту можно проверить сколько угодно учащихся, причём все будут в равных условиях, а на результат не повлияет ничьё постороннее мнение.
Но в то же время любой психометрик скажет вам, что тесты с выбором ответа — не универсальный инструмент. Способ проверки знаний выбирают с учётом того, какой именно конструкт необходимо измерить. Конструктом в психометрике называют свойство психики или способность, которые нельзя наблюдать напрямую, но можно измерить по внешним поведенческим признакам.
Для каких конструктов подходят тесты с выбором ответа? Это практически идеальный инструмент для оценки знания фактов и сугубо технических навыков. Например, для проверки знания о том, как отделить команды друг от друга при программировании на определённом языке.
А вот проверить, как учащийся умеет рассуждать, взаимодействовать с коллегами или находить практическое решение в сложной ситуации, тест с выбором ответов не поможет. Чем сложнее природа конструкта, тем более гибким должен быть инструмент измерения.
Такие тесты способны выявить не любые знания. В любой дисциплине есть простые факты, и по ним легко написать вопросы с несколькими вариантами ответа. Например, спросить, в каком году Колумб открыл Америку.
А есть элементы знания, для которых простого запоминания недостаточно. Например, если мы хотим спросить, какие события и явления стали предпосылками для открытия Америки, вопрос с выбором ответа из нескольких уже не так хорош.
Каждый преподаватель хочет, чтобы студенты не только помнили факты, но и понимали материал. Но, увы, понимание как таковое пока невозможно измерить. Может быть, нейронауки в отдалённом будущем дадут возможность следить за всем, что происходит внутри черепной коробки каждого ученика. Но сейчас психометрика работает с тем, что можно наблюдать, с поведенческими проявлениями. У понимания таких универсальных проявлений нет.
Потому в педагогических измерениях, когда нужно оценить более глубокие, не фактологические знания, измеряют не само по себе понимание, а умение интерпретировать или анализировать. И более практичны, чем тесты с выбором из нескольких вариантов, тут задания с открытым ответом или компьютерные симуляции и игры. В таких инструментах среда тестирования будет более гибкой, чем стандартизированные тесты.
Если ваша задача — проверить усвоение фактологических знаний или отдельных навыков, тест с выбором ответов вполне подойдёт. Чтобы составить и распространить такой тест, не нужны сложные цифровые сервисы. Для базовых задач вполне достаточно форм Google или «Яндекса».
В этом разделе статьи разберёмся с основными вопросами о том, как составить хороший тест. А если нужно узнать по этой теме больше, советую книгу: Haladyna T. M., Rodriguez M. C. Developing and validating test items (Routledge, 2013) — и другие работы её авторов. Правда, на русском языке она, к сожалению, не выходила.
К концу теста любой учащийся устаёт. Поэтому последние задания зачастую уже не дают никакой информации о знаниях тестируемого. Получается, делать тест слишком длинным нельзя.
Но и коротким он быть не может — у небольших тестов ниже надёжность. На какой-то вопрос учащийся даст неверный ответ по невнимательности, а где-то, наоборот, случайно угадает правильный вариант. Если тест будет достаточно объёмным, больше шансов, что такого рода ошибки уравновесят друг друга и итоговый результат будет достоверен.
Так как определить, какой длины должен быть тест? Нужно отталкиваться от времени на решение одного задания. Оно зависит от трудности и может составлять от нескольких десятков секунд до пяти минут. Также стоит учитывать возраст учащихся:
- Детям до подросткового возраста нельзя давать задание дольше, чем на 20 минут, — или нужно предусмотреть возможность перерыва в тесте.
- Для старших подростков и студентов, а также взрослых лучше исходить из продолжительности привычного занятия. Например, для старшеклассника нормально посвятить тесту урок в 45 минут (или два урока с переменой между ними). А для студентов уже можно написать тест и на 80 минут.
- В дополнительном образовании взрослых следует учитывать, что взрослый человек уже не считает себя обязанным участвовать ни в каких тестах. Ему нужна дополнительная мотивация. Например, можно пообещать индивидуальную обратную связь по результатам теста (и потом обязательно её предоставить!).
Золотое правило таково: чем больше часов на тему отведено в курсе, тем больше вопросов в финальном тесте. Потому что изначально, когда курс составлялся, большее число часов было запланировано на более важную тему.
Если темы не слишком дробные, хорошо бы поставить минимум три вопроса на каждую. Опять же, потому, что случайные ошибки уравновесят друг друга. Но обратную связь потом лучше давать не только по каждому отдельному заданию, но и по теме в целом.
Небольшое отступление: в психометрике задание может быть трудным, но не сложным. Трудность в этой науке понимают так же, как обычно в русском языке. Чтобы справиться с трудным заданием, нужно обладать высоким уровнем знаний по теме. Скорее всего, немногие ученики решат трудное задание.
А сложность — отдельное психометрическое понятие. Оно характеризует, сколько действий и когнитивных операций нужно выполнить в процессе решения. Возьмём математический пример. Задание разделить 0,219 на 0,365 трудное, но не сложное: оно состоит всего из одного действия.
И начинать тест следует с более лёгких заданий, то есть с нетрудных. В начале теста уровень стресса всегда выше, что искажает результаты. Если вопросы в тесте распределены по тематическим блокам, можно в каждом из них располагать задания от лёгких к трудным.
Кстати, вопрос о распределении по тематическим блокам сам по себе непростой. С одной стороны, правильнее, чтобы тестируемый концентрировался в каждый момент теста на одной теме. С другой стороны, иногда важно проверить, может ли он быстро переключаться с одной проблемы на другую.
Как именно поступить, решают в зависимости от дисциплины и задач теста. Но важно ставить всех тестируемых в одинаковые условия, чтобы результаты были сопоставимы.
В целом делить на блоки тест правильно: так тестируемый увидит, что тест не бесконечен. В ситуации компьютерного тестирования, когда нельзя пролистать задания и понять, сколько ещё осталось, это важно. И, конечно, нужно предупредить, если время на ответы ограничено.
Наиболее привычны сегодня тесты как в ЕГЭ — с четырьмя вариантами ответа. Иногда можно услышать, что это связано с объёмом рабочей памяти: якобы четыре варианта появились, потому что именно такое количество элементов средний человек способен одновременно удерживать в уме.
Психологи-когнитивисты такое обоснование считают ненаучным. Скорее всего, к четырём вариантам ответа практики пришли случайно, и ничего биологически или психологически заданного в этой цифре нет. Вариантов может быть и меньше — например, три.
А вот придумать больше неверных ответов обычно затруднительно.
Создание неправильных вариантов ответа — на самом деле сложное психометрическое мастерство. Не зря их называют дистракторами, то есть отвлекающими внимание от верного варианта.
Суть в том, что неправильные ответы должны быть похожи на правильный и привлекательны. Очевидно неправильных ответов нужно избегать, как и ответов из другой области. Например, если в вопросе стоит формулировка «В каком году?», все ответы должны быть датами примерно из одного диапазона.
Но неверные варианты не должны содержать в себе правильный ответ или какую-то его часть — иначе нужно в вопросе объяснить, что тестируемый должен выбрать самый правильный ответ.
Высший пилотаж — неправильные варианты на основе типичных ошибок студентов. Это позволяет давать более глубокую обратную связь: не просто показывать, где учащийся ошибся, а анализировать, почему он выбрал именно такой неправильный вариант.
Кроме надёжности, у любого теста есть ещё одно важное качество — валидность. По классическому определению, валидность — свойство теста измерять то, на что он направлен. Более современное определение гласит, что результаты валидного теста можно интерпретировать в той логике, в которой он создан.
И иногда на валидность может повлиять просто то, что тестируемый иначе (но не неправильно!) смотрит на ситуацию в задании.
Возьмём пример из теста на критическое мышление, разработанного в ВШЭ. Это тест‑симуляция онлайн-среды, в ней нужно общаться с ботом. Одна из задач — получить недостающую информацию для рецепта торта.
По идее, тестируемый должен задать боту конкретный вопрос, например: «Сколько яиц нужно добавить?» Но человек может начать с приветствия, и не потому, что не понял задание. Сказать «Привет, как дела?» перед тем, как уточнять рецепт, вообще‑то нормально. Но если об этом не подумать при составлении теста, такой ответ будет оцениваться как ошибочный.
Одно из частых опасений по поводу тестов и причин, почему в них предлагают добавлять больше вариантов ответа, — «угадайка». Кажется, что в задании с двумя вариантами ответа вероятность угадать составляет 50%. Но это верно только в случае, когда весь тест состоит из одного вопроса с двумя вариантами ответа.
Если добавить второй вопрос, в котором не будет подсказок к первому и наоборот, вероятности просто перемножатся. И шанс случайно угадать правильные ответы составит уже 25%. В случае с тестом из десяти заданий вероятность ответить на всё правильно случайно пренебрежимо мала.
Но такой расчёт справедлив только для тестов с хорошо написанными неправильными ответами.
На магистерской программе Института образования психометриков учат проверять работоспособность тестов все два учебных года. Попробуем коротко разобрать, что именно они изучают.
Проверить тест можно качественным или количественным методом. Качественный метод представляет собой интервью. Разработчик теста выдаёт задания представителю целевой группы, наблюдает за ним и расспрашивает. Так можно выяснить, всё ли понятно в заданиях, что именно тестируемый делает для решения, какие вопросы ставят его в тупик, а какие кажутся слишком простыми.
Цель качественной проверки — убедиться, что решение теста задействует именно те когнитивные процессы, которые требовалось вовлечь (скажем, тестируемый действительно решает математическую задачу, а не навскидку выбирает из вариантов наиболее подходящий), что варианты-дистракторы не содержат элементов правильного ответа, что все инструкции к тесту понятны и так далее.
Оценка работоспособности теста количественными методами — как раз психометрика в узком смысле слова. Проводится она через статистический анализ, для которого нужно порядка 100 наблюдений.
Понятно, что для каждого курса такую проверку не проведёшь, обычно достаточно интервью. Но количественная оценка обязательна, если по результатам теста принимается какое-либо решение — о зачислении на курс, о сертификации.
В результате разработчик теста получит все те же данные, что и при качественной оценке. К тому же количественная оценка покажет, какие вопросы и утверждения не измеряют то, что должны, а какие вообще избыточны — тест работает и без них.
Как создать психологический тест
В данной статье мы рассмотрим процесс создания психологических тестов с помощью системы тестирования Let’s test.
Составленные с помощью этого инструмента тесты доступны для прохождения прямо на сайте в режиме онлайн.
Конструктор тестирований позволяет не только создавать как простые, так и сложные психологические тесты, он автоматизирует обработку и анализ результатов.
Пройти выбранный для примера тест можно по следующей ссылке: http://letstest.ru/testpanel/exams/start/9932
Пример теста
Чтобы начать процесс создания теста, Вы должны быть зарегистрированы и находиться в панели управления организацией.
В качестве примера мы возьмем “Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект)” и поэтапно рассмотрим, как добавить его в систему.
Данный тест состоит из тридцати вопросов, каждый из которых имеет шесть вариантов ответов с разным количеством баллов.
Ключ к тесту имеет следующий вид:
- Шкала «Эмоциональная осведомленность» – вопросы 1, 2, 4, 17, 19, 25.
- Шкала «Управление своими эмоциями» – вопросы 3, 7, 8, 10, 18, 30.
- Шкала «Самомотивация» – вопросы 5, 6, 13, 14, 16, 22.
- Шкала «Эмпатия» – вопросы 9, 11, 20, 21, 23, 28.
- Шкала «Управление эмоциями других людей» – вопросы 12, 15, 24, 26, 27, 29.
Подсчет результата теста осуществляется следующим образом: по каждой шкале высчитывается сумма баллов.
Чем больше сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
Создание шкалы оценок
И так, начнем настройку теста на эмоциональный интеллект.
Первым делом необходимо создать шкалу оценок.
Перейдите на страницу “Тесты” -> “Шкалы оценок” и нажмите на кнопку “Создать шкалу”.
На странице создания шкалы, на вкладке “Основная информация” укажите название шкалы (например, “Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)”).
Чтобы результат теста отображался в баллах, а не в процентах выберите в поле “Тип шкалы” значение “Балльная”.
Далее необходимо добавить в нашу шкалу уровни.
Для этого перейдите на вкладку “2. Оценки”.
Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
- 70 и более — высокий;
- 40–69 — средний
- 39 и менее — низкий.
Добавим в шкалу три уровня, так как это показано на рисунке.
Каждый уровень будет показан пользователю, только если он набрал указанное количество баллов.
Таким образом, уровень – это оценка, которую получит пользователь для набранного им количества баллов за весь тест.
Следующим этапом является добавление категорий для каждой шкалы из теста.
Для этого перейдите на вкладку “2. Категории”.
Согласно описанию теста, он будет иметь следующие категории: “Эмоциональная осведомленность”, “Управление своими эмоциями”, “Самомотивация”, “Эмпатия”, “Распознавание эмоций других людей”.
Добавим данные категории с помощью кнопки “Добавить категорию”.
Для каждой из них необходимо указать название и сообщение, которое будет пояснять данную категорию.
Включим отображение баллов рядом с категориями, установив соответствующий флажок.
Также мы никак не будем ограничивать отображение категорий, будут показаны все из них.
На этом изменение шкалы оценок завершено, и ее необходимо сохранить.
Чуть позже мы выберем данную шкалу при создании тестирования, таким образом, указав ему, как следует подсчитывать баллы.
Создание вопросов
Следующим этапом является создание вопросов, которые будут использоваться в тесте.
Для этого необходимо перейти на страницу “Тесты” -> “База вопросов”.
Создадим в базе директорию “Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)”, в которую будем добавлять вопросы.
Нажатием на кнопку “Создать вопрос” перейдем на страницу создания вопроса.
Для вопроса необходимо выбрать тип “Выбор одного ответа”.
Для данного типа можно добавить несколько вариантов ответов, каждый из которых будет иметь свое количество баллов.
Пользователь должен будет выбрать один вариант, и количество баллов за вопрос будет равняться количеству баллов за выбранный ответ.
Укажем название теста как “Вопрос 01” и в дальнейшем будем нумеровать вопросы по порядку (Вопрос 02, Вопрос 03 и т. д.).
Также в качестве родительской директории выберите папку “Тест на эмоциональный интеллект (Тест EQ)”, которую мы создали ранее.
На вкладке “Вопрос и ответы” необходимо ввести текст вопроса, а также добавить варианты ответов.
При добавлении варианта ответа необходимо указать его текст и количество баллов (стоимость ответа).
Не забудьте установить номер категории, к которой будут добавлены баллы за выбор данного ответа.
Для этого необходимо обратиться к ключу теста и поставить в поле “Добавлять баллы к категориям (номера через пробел)” номер соответствующей категории из шкалы оценок.
Например, для первого вопроса это будет шкала “Эмоциональная осведомленность” и в поле необходимо поставить число 1.
Добавьте, таким образом, все варианты ответов и сохраните вопрос.
После того, как Вы создадите все вопросы для тестирования (для данного теста нужно создать 30 вопросов), перейдите на страницу “Тесты” -> “Тестирования”.
Настройка тестирования
Финальным этапом составления теста является процесс настройки тестирования.
Для перехода на соответствующую страницу нажмите на кнопку “Создать тестирование”.
На вкладке “1. Основная информация укажите название тестирования, которое будет показано пользователю.
На вкладке “2. Список вопросов” необходимо нажать на кнопку “Добавить вопросы и в появившемся окне выбрать директорию с вопросами к тесту.
На вкладке “3. Страница запуска” в поле “Стартовое сообщение” напишите текст, который увидит пользователь на странице запуска тестирования. Можно, например, написать описание теста.
На вкладке “5. Шкала оценок” необходимо выбрать шкалу, которая была создана нами ранее.
Далее перейдите на вкладку “6. Страница результатов”.
В поле “Финальное сообщение” напишите текст, который увидит пользователь, когда он завершит тестирование. Установите флажки “показывать сообщение о статусе тестирования для шкалы” и “показывать оценку”, чтобы пользователь увидел оценку из нашей шкалы в зависимости от количества набранных баллов.
Также необходимо установить флажок “показывать результат”, чтобы пользователь увидел количество баллов, которое он набрал.
Обязательно снимите флажки с полей “показывать диаграмму ответов”, “показывать количество правильных и неправильных ответов” и “показывать статус тестирования”, для нашего типа теста эти данные не имеют значения и пользователь не должен их видеть.
После установки указанных параметров сохраните тестирование. На данном этапе тест можно считать созданным и можно переходить к его проверке.
На странице “Тесты” -> “Тестирования” нажмите на ссылку “получить ссылку” и в появившемся окне щелкните на ссылку для запуска теста.
Пройдите полный путь начиная с запуска теста, ответьте на все вопросы и ознакомьтесь со страницей результата.
Поздравляем, Вы успешно создали и прошли психологический тест с помощью системы тестирования Let’s test.
Но возможности системы не ограничиваются только выбранным нами в качестве примера тестом на эмоциональный интеллект.
С помощью системы тестирования Let’s test можно создать практически любые психологические тесты.
В данной статье описаны основные аспекты составления психологических тестов.
Вы можете менять настройки на свое усмотрение, чтобы реализовать поведение Вашего конкретного теста.
Например, можно настроить шкалу оценок таким образом, чтобы в качестве результата пользователю показывалась только категория с наибольшим количеством баллов.
И оценка для тестирования выставлялась в зависимости от данной категории, а не от общего результата за тест.
Если у Вас возникли трудности при создании психологического теста, напишите нам на [email protected], мы обязательно Вам поможем и дадим полезные рекомендации по созданию тестов.
Мои читатели нередко спрашивают, как составляются психологические тесты, и кто над этим работает. Сегодня я раскрою вам все тайны своего канала.
Почему именно эта тематика
На своем канале я публикую примерно 5 тестов в неделю. При этом стоит уточнить, что никакого реального отношения к профессии психолог, психотерапевт или психиатр, я не имею. Однако всю свою жизнь, начиная лет с 16, увлекаюсь психологией. Прочла не один десяток книг, что не делает меня специалистом, но все же позволило накопить очень много интересных знаний.
Впервые о психологических тестах я узнала в 7 классе. Наша учительница по математике не просто рассказала об их существовании, но и позволила пройти один из них, потратив время урока. С той поры я влюбилась в тесты.
Помню, как мне удалось найти в библиотеке первую тонкую книжицу с тестами, причем они были далеко не развлекательного характера. Я исписывала листы бумаги, чертя таблицы и высчитывая результаты…
Прошло много лет и вот я разменяла пятый десяток и решила свою детскую увлеченность реализовать таким необычным образом.
Тесты на моем канале: откуда они?
Первая категория: сложные и серьезные тесты
Большинство тестов, которые вы проходите на канале ТестКлуб, взяты из специальных сборников. Каждый из таких опросов выверен специалистами и проверен на опытной выборке.
Это вовсе не означает, что результаты тестов 100% верны. Как правило, опрос считается проверенным и достоверным, если при проверке не менее 65% тестируемых признали соответствие полученного ответа с собственными ощущениями.
Публикуя сложные психологические тесты, я всего лишь перевожу их из неудобоваримого печатного варианта, в электронный. Вам не приходится, как мне в детстве, чертить таблицы и высчитывать результат. Простое нажатие на кнопку приводит к мгновенной обработке ответов.
Вторая категория: околонаучные теории
Еще одна часть тестов на моем канале – это переработка данных из других источников.
Например, я читаю книгу по нумерологии и нахожу сведения о том, что дата рождения человека определяет его судьбу. Свожу эти сведения в удобный для читателей формат и делаю интересный и познавательный тест.
Третья категория: мое творчество
Эти тесты составляю лично я, но не наобум, а опираясь на данные психологических исследований. Сперва нахожу описание соответствие образов и их интерпретаций, а потом подбираю картинки и строю костяк будущего опроса.
В этом направлении у меня еще сравнительно мало результатов. Так как такая работа очень сложна для непрофессионала. Иногда мне приходится по пару недель тестировать идею на результат. В этом случае я задействую всех своих близких, друзей и знакомых. Такую выборку нельзя считать репрезентативной, но я стараюсь ее выверять как могу.
Такие тесты я никогда не презентую как бесспорные, хотя они и основаны на реальных данных классиков психотерапии и современных исследованиях в той или иной области.
Можно ли безусловно доверять психологическим тестам?
Однозначный ответ – нет. Я вам больше скажу, даже себе стоит доверять с опаской, иногда мы подводим сами себя.
Психологический тест – это не гадание у цыганки. Он не может сказать, что вам однозначно предопределенно, а чего не надо делать никогда в жизни.
Тест лишь дает наводку, толкает на размышление, заставляет анализировать себя и свои поступки, переосмысливать свою жизнь, задаваться новыми и новыми вопросами. Именно поэтому я считаю, что это развлечение для настоящих интеллектуалов.
И в заключении
Я не устану повторять, что каждый человек уникален и неповторим. Нельзя нас всех запихнуть в единую схему, проклассифицировать, разделить на группы. Каждый из нас гораздо больше чем набор физических и психических данных. Но мы нуждаемся в инструментах, которые позволят нам размышлять, задаваться вопросами, указывать вектор развития. И я считаю, что тесты являются такими инструментами.
Тренируйте свой ум, не уставайте познавать мир и себя в нем. Помните, что вы целая Вселенная и даже больше!
Психологические тесты пользуются огромной популярностью, поскольку мало что может быть увлекательнее, чем исследовать самого себя, открывать в себе новые грани или узнавать больше о своем характере. Множество сайтов и книг заполнены тестами разного уровня сложности, где любознательные пользователи находят для себя и своих близких все объясняющие диагнозы. Всего несколько кликов и можно внезапно обнаружить в себе социопата или подтвердить свою интроверсию. Но является ли полезной такая самодиагностика, стоит ли доверять психологическим тестам, и используют ли их сами психотерапевты? Наш сайт взаимопомощи «Люди для людей» разобрался в вопросе и готов поделиться со своими читателями.
Разбор стандартного психологического теста
Стандартные психологические тесты состоят из ряда примитивных вопросов, на которые необходимо ответить, а после подсчитать баллы и прочитать к ним описание.
Стремление человека раскрыть в себе таланты, узнать что-то новое и выявить новые грани – это вполне нормально. Но зачастую люди удивляются, когда пройдя тест, его результат полностью отвечает их характеру и принципам.
Тесты для девушек наиболее популярны, но предпочтительнее всех те, которые отвечают на вопрос: «Нравлюсь ли я мужчинам?». Каждую девушку беспокоит данный вопрос, несмотря на то, что она сама знает на него ответ и применять в этом случае психологические тесты для девушек абсолютно ни к чему. Но все-таки, ответив на вопросы из теста, получаешь средний результат, где написано: «Вы симпатичны некоторым мужчинам, одни без ума от вас, а других немного пугает ваш характер». В целом, все сошлось: каждой женщине приятно осознавать, что она нравится мужчинам, а по поводу характера многие воспринимают это как преимущество. Если боятся, то значит самодостаточная, независимая и сильная. Также любопытно узнать результат с наименьшим количеством баллов: «Вы у мужской половины вызываете интерес, но у вас имеются некоторые комплексы, способные оттолкнуть». Такой ответ тоже является правдивым, ведь у каждого имеются какие-то комплексы. Прочитаем результат с самыми высокими баллами: «Вы способны понравится любому мужчине и покорить его», и видим, что такой ответ тоже подходит любой девушке.
Можно ли доверять психологическим тестам
Можно ли доверять психологическим тестам – вопрос сложный. Дело в том, что отвечая на вопросы, мы получаем лишь общую картину о человеке, которая в целом может применяться к любому.
*Если рассмотреть ситуацию, когда один и тот же психологический тест будет переведен на несколько языков. Исходя из того, что каждая нация имеет свои ценности и привычки, само собой, полученный результат будет значительно отличаться.
Как составляют тесты, используемые в психологии и психотерапии
Психологические тесты, используемые в психотерапии, для выявления скрытых черт характера человека и направленные на оказание помощи людям в тех аспектах, где это требуется, существуют. Конечно, чтобы их составить требуется достаточно много ресурсов и времени.
Составление теста проходит поэтапно и начинается в первую очередь с определения его целевой аудитории – лексика и сложность вопросов должны соответствовать группе опрашиваемых. Основной трудностью является максимальное раскрытие каждой из характеристик личности при помощи небольшого количества вопросов. Также зачастую помимо вопросов «по существу» в тест добавляют так называемую «шкалу лжи» – вопросы, способные помочь определить, честно и внимательно ли отвечает испытуемый. То есть это повторы одного вопроса с небольшой переформулировкой.
*Получить честные ответы также можно с помощью искаженного описания теста – опрашиваемый рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом будет отвечать правдивее.
Составление вопросов для теста, формирование инструкции и определение временных рамок являются основными этапами. Затем тест проходит проверку на надежность, то есть два варианта результата от одного человека должны быть идентичными, и на валидность – насколько тест отражает действительное положение вещей.
Особенности психологических тестов, проработанные на стадии его составления, позволяют в результате сформировать инструмент, с помощью которого можно достоверно оценить те или иные свойства клиентов или пациентов. Неудивительно, что действительно «серьезных» тестов не так много. Ведь большинство специалистов при их создании забывают или не хотят учитывать многие особенности психологического теста.
Основные характеристики, которые должны присутствовать в психологическом тесте
Психологический тест в науке – стандартизированное испытание, по полученным ответам которого можно судить и психофизиологических и личностных свойствах тестируемого.
Из этого термина стоит выделить ключевое слово – стандартизированное, что значит, что дело касается испытания, для которого имеется понятная, стандартная и строго выполняемая схема осуществления с одной стороны, и критерии оценивания результатов того, что было измерено – с другой.
Основные психометрические характеристики, которыми должен обладать тест:
- Валидность.
- Достоверность.
- Адаптированность.
- Надежность.
- Репрезентативность.
Стоит рассмотреть каждую из вышеперечисленных характеристик более детально.
Валидность теста
Валидность теста указывает нам на то, насколько правильно выбранная методика измеряет конкретно то свойство, для анализа которого она предназначена. Это один из основных критериев оценки эффективности каждого психологического теста, потому как диагностика «не того» абсолютно бессмысленна.
Выделяют несколько видов валидности:
- Содержательная.
- Эмпирическая.
- Прогностическая.
- Концептуальная.
Достоверность психологического теста
Достоверность психологического теста указывает нам на то, насколько он защищен от умышленной фальсификации ответов тестирования испытуемым.
Достоверность психологических тестов является наиболее распространенным вопросом, особенно в случаях, когда результаты оценки свойств личности касаются стороннего заинтересованного лица, например, руководителя.
Среди факторов достоверности теста выделяют:
- Фактор знания. Показывает, что испытуемый знает о личностных характеристиках, скрытых за суждением, имеется ли такое поведение в реальной жизни, и как такое поведение оценивает общество;
- Фактор социальной желательности. Для получения точной информаций в настоящем психологическом тесте должна присутствовать шкала лжи, а также возможные варианты ответов идентичной эмоциональной направленности;
- Фактор индивидуальной практики. Речь идет о мотивации испытуемого при прохождении теста. Если при тестировании от человека требуется определенное поведение, он может давать не реальные, а желаемые поведенческие реакции, что значительно влияет на результаты.
Адаптированность
Адаптированность – одно из свойств теста, демонстрирующее, насколько его смысл и возможные результаты отвечают аудитории, для которой они предназначаются. То есть, принимаются ли во внимание национальные, культурные и ментальные особенности людей, которые участвуют в конкретном исследовании. Достаточно часто игнорируется данное свойство. Даже несмотря на то, что адаптация любого иностранного тестирования – главное условие для его проведения в пределах другой страны, этим фактором часто пренебрегает, что вызывает значительные искажения при получении результатов.
Надежность психологического теста
Надежность психологического теста – наиболее важна при составлении общей картины правильного понимания результатов опроса. Она отражает внутреннюю согласованность частей теста, и воспроизводимость его результатов и конкретного испытуемого при повторном прохождение. Это значит, что построение надежных психологических тестов должно быть таким, чтобы вопросы не противоречили друг другу, а результаты определенного человека не менялись в течение некоторого времени.
Само собой, человек может меняться, но, например, если еще вчера ваш IQ составил 120, а спустя неделю – 70, скорее всего, проблема не в вашем интеллекте, а в надежности результативности используемой методики.
Репрезентативность
Репрезентативность или величина выборки стандартизации психологического теста. Такая характеристика определяет возможность применения теста относительно данной популяции опрашиваемых. Например, если тест предназначен для оценивания личностных качеств руководителя, он не подойдет для оценки личностных характеристик студента.
Как проходить психологические тесты
Чтобы сдать тест, необходимо подготовиться на эмоциональном уровне. Тестирование требует внимательности и сосредоточенности. Поэтому крайне важно не торопиться, даже если на тест отведено не слишком много времени. Внимательно вчитайтесь в вопрос, осознайте его, это позволит решить задачу правильно. Многие мужчины утверждают, что тестирование чем-то напоминает азартную игру – нередко оно тоже вызывает выброс адреналина. Именно поэтому так необходима психологическая подготовка.
Психологические тесты сегодня активно применяются в самых различных сферах. Прежде всего, это силовые и смежные с ними ведомства – армия, военкомат, МВД, МЧС, профильные учебные заведения. Здесь тестирование необходимо для выявления уровня психической подготовленности опрашиваемого. Однако в последнее время тестирование предлагают пройти и многие коммерческие компании – особенно на этапе собеседования с претендентами на вакансию.
*Все психологические тесты направлены на выявление тех или иных качеств человека, которые могли бы приходиться в конкретной ситуации. При этом важно помнить общих тестов не бывает, все они рассчитаны на определенную группу людей. Тем не менее тесты нужны далеко не всегда и если вы честный, отзывчивый и благородный человек стремящийся делать добрые дела – судьба и так вам улыбнется. Наши поступки как бумеранг, где хорошее возвращается в двойне!
Содержание
- 10 правил про заголовки, цели и логику тестов
- Форматы тестов: типы вопросов, ответов и результатов
- Механики подсчета результатов
- Рубрики и подборки
- Примеры оформления
Правило 1
Начните с заголовка
Как только у вас родилась идея теста, сформулируйте черновой заголовок. Во-первых, если короткий и понятный заголовок не будет получаться, то это признак, что с вашей идеей что-то не так или тема для теста слишком сложная, — это повод доработать идею. Во-вторых, так вам будет проще понять, о чем именно будет тест. Это поможет определиться с тем, как лучше всего выстроить тест с точки зрения логики, какие именно нужны вопросы и результаты, и отсечь все лишнее. Лучше всего, когда в заголовке есть вопрос и читатель хочет узнать на него ответ. Еще лучше, когда заголовок касается конкретно человека и мы предлагаем узнать читателю что-то о себе: все любят узнавать себя.
Примеры заголовков:
- Сможете ли вы потратить триллион рублей?
- Умеете ли вы экономить по-настоящему?
- Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?
- Как низко вы готовы пасть ради денег?
- Экспресс-тест: насколько вы счастливы?
Правило 2
Сформулируйте цель теста
Наверняка вы не хотите делать тест ради теста. А хотите чего-то большего:
- донести до читателей определенную мысль;
- достичь своих целей.
С первым все ясно: читатель должен пройти тест и узнать что-то новое или о чем-то задуматься. Например, о своих личных предпочтениях или о том, как на самом деле устроена жизнь вокруг:
Со вторым тоже все просто. Цель может быть прикладной — например, мы хотим ненавязчиво рассказать о нашем курсе по инвестициям. Тут все понятно: на заголовок кликают люди, которые интересуются темой и хотят узнать про себя что-то новое. Получают развлекательный контент и в конце узнают о курсе.
Или, наоборот, цель может быть более призрачной — например, нам важно писать про бизнес. У нас есть целый раздел про это, мы хотим подогревать интерес к теме разными способами: тот, кому пока скучно читать длинный текст, возможно, клюнет на что-то развлекательное. Скорее всего, человеку выпадет хороший результат, мы заложим в его голову идею, и, вероятно, в следующий раз он уже созреет для более серьезных форматов.
Правило 3
Нащупайте логику, на которой будет построен тест
Чтобы результаты теста выглядели убедительно, нужно придумать, на чем именно будут основаны ваши расчеты. Вам может казаться, что вы делаете максимально шуточный тест и придумывать какое-то обоснование необязательно. Но чаще всего это заметно, и у читателей возникнут вопросы:
В некоторых тестах результат можно выдавать рандомно. Подумайте, насколько такое решение уместно в конкретном тесте: оно должно выглядеть как фича, а не баг.
Примеры разных видов логики:
- «Какой вы миллиардер из кино?» — мы взяли список богатейших выдуманных персонажей «Форбса», выбрали из них киногероев, изучили их биографии, нашли пересекающиеся моменты и спрашиваем у человека, какая из описанных ситуаций больше похожа на его. В результатах рассказываем читателю краткую сводку о персонаже, с чьей биографией было больше всего пересечений, сумму его состояния и выделяем положительные свойства характера.
- «Относитесь ли вы к среднему классу?» — лучше всего, когда тест опирается на проверенный источник, будь то соцопрос или список «Форбса». В этом случае мы взяли несколько исследований, посвященных среднему классу, и сделали из них тест. Еще в тестах с такой логикой можно предлагать читателю проверить, насколько хорошо он разбирается в какой-то теме. Например, в зарплатах россиян или их мнениях по самым разным поводам.
- «Знаете ли вы, как супермаркеты нарушают ваши права?» — пример полезного теста на тему конкретной проблемы. Мы собрали случаи супермаркетного произвола, нашли законодательные акты, регулирующие эти ситуации, и предлагаем читателям рассказать, как бы в этих ситуациях они себя повели, и заодно узнать, на чьей стороне закон.
- «Финансовые предсказания: что вас ждет в следующем году?» — здесь результаты как раз распределяются более-менее рандомно, цель таких тестов — порадовать читателя, сказать ему что-то приятное, подбодрить. Но логика в распределении результатов все равно присутствует.
Правило 4
Решите, что в вашем тесте главное
Бывают тесты, в которых главное — результаты. Бывают тесты, в которых главное — вопросы. Здесь важно продумать, как правильно расставить акценты, чтобы и читатель был доволен, и вы рассказали людям все, о чем хотели.
Примеры:
- «Насколько хорошо вы питаетесь по сравнению с другими россиянами?» — в этом тесте важны вопросы. По сути, мы интерактивным способом рассказываем человеку о том, что известно статистике о пищевых пристрастиях россиян. Поэтому после ответа на вопрос мы даем уточняющую расшифровку и ссылку на источник. Обязательно собирайте все пруфы!
- «Какой страны вы достойны?» — а в этом тесте интереснее результат. Мы собрали 5 профайлов разных стран, основываясь на статистике, реальных ценах и культурных особенностях. Спрашиваем читателей об их предпочтениях, вкусах и привычках и делаем вывод, где условия для всего этого благоприятнее.
Правило 5
Старайтесь делать тесты короче
10 вопросов всегда лучше, чем 15, а 7 — лучше, чем 10. Можно пойти еще дальше и сделать тест из двух вопросов — и даже из одного! Все зависит от цели и от того, что в вашем тесте главное, — не стоит прятать это слишком далеко.
Также старайтесь соблюдать баланс: если вопросов много, то пусть и вопросы, и варианты ответов будут максимально короткими. Если вопросов мало, то можно себе позволить сделать вопросы или варианты ответов подлиннее. Варианты с картинками выбирать проще, даже если на этих картинках написан текст. Конечно, это не всегда возможно. Просто помните об этом и стремитесь к идеалу.
Старайтесь формулировать вопросы емко, убирайте лишние подробности. Избегайте длинных придаточных и громоздких фраз. Ваш вопрос должен быть понятным и конкретным.
Правило 6
Согласуйте заголовок с результатами
В идеальном мире текст результата всегда должен отвечать на вопрос в заголовке. Человек заинтересовался вопросом в заголовке и хочет получить на него ответ. А если ответа нет, то, вполне вероятно, человека постигнет разочарование. Это не те эмоции, которые нужно получать от тестов.
Правило 7
Не скупитесь на результаты
Желание увидеть результат — это главное, почему человек проходит наш тест. Проходить тест трудно. Нужно думать, читать и нажимать на кнопки. Кнопок бывает много: узнать правильный ответ, перейти к следующему вопросу, узнать результат. Это активное потребление контента. Поэтому в тестах результат — это награда. Если человек получит слишком короткий или неинтересный результат, он также будет разочарован. У него останется ощущение, что результат не стоил затраченных усилий. Поэтому к результатам надо отнестись внимательно и сделать их с любовью.
Правило 8
Добавьте дополнительную стоимость результатам
Если человек получил удовольствие от прохождения теста и от его результата, он становится довольно лояльным пользователем и благосклонно отнесется к нашему предложению продолжить вечеринку. Поэтому при создании теста мы сразу думаем о том, что еще предложить читателю. Мы можем предложить пройти еще один тест или прочитать текст по теме. В каждом результате может быть что-то уникальное: например, если человек показал слабый уровень знаний по какому-то предмету, мы можем отправить его читать про азы, а если высокий — проходить более сложный тест. Или во всех результатах может быть ссылка на что-то одно. Все зависит от цели.
Примеры:
- «Какой ваш финансовый возраст?» — здесь в каждом из восьми вариантов результатов читателю предлагаются разные тесты в зависимости от контекста.
- «В какую теплую страну вам пора переехать?» — здесь мы сопроводили каждый результат ссылкой на статью про конкретную страну.
- «Какой вы модератор Т—Ж?» — здесь тоже восемь вариантов результатов, но в рекомендациях — один и тот же тест.
Правило 9
Не расстраивайте читателей, а дарите им радость
Тесты — это развлекательный формат. Возможно, читателю скучно и он хочет развлечь себя. Возможно, у читателя был тяжелый день и он хочет отвлечься. Но он точно не хочет прочитать что-то неприятное про себя. Поэтому старайтесь даже в самых плохих результатах описывать недостатки мягко, упоминайте возможные сильные стороны и добавляйте во все это самоиронии и дружеского подмигивания.
Правило 10
Избегайте конкретных примеров в результатах
Помните, что и механики тестов, и сама концепция таких тестов построены на допущениях — мы даем очень приблизительный результат. Кроме того, продумать абсолютно все довольно тяжело и весьма вероятно, что где-то в вашей логике найдется слабое место. Поэтому нужно максимально застраховать себя от провалов. Если вы сами чувствуете, что халтурите или чересчур притягиваете нечто за уши, убирайте: это однозначно заметят.
Используйте слова: «возможно», «вероятно», «кажется» и так далее. Старайтесь не упоминать в результатах конкретные вещи, если механика теста не гарантирует вам, что читатель выбрал определенный результат. Зачастую бывает так: один из вариантов ответа — «обожаю хот-доги», читатель фыркает про себя, выбирает другой ответ, но по ответам в других вопросах оказывается, что он должен основать компанию по производству сосисок. Поэтому результат нужно завуалировать таким образом, чтобы даже тем, кто не любит хот-доги, было понятно, почему им выпал такой результат. Добавляйте в описание результата примеры не из вопросов, а другие, из жизни, которые расширяют картину.
Помните, что правила созданы, чтобы их нарушать. Если вы понимаете, что какое-то правило противоречит вашей идее или цели, и вы знаете, как сделать лучше, — делайте. Но сначала согласуйте все с редактором: возможно, он уже сталкивался с подобным и знает, как поступить, или просто поможет найти решение.
Виды тестов
Тесты-квизы: с правильными и неправильными ответами:
- С одним верным вариантом ответа. Например, тест «Знаете ли вы, чем лечат себя россияне?».
- С несколькими верными вариантами ответа. Например, тест «Какие финансовые вопросы россияне решают с помощью поисковика?».
- Со счетчиком: он считает заработанное или штрафы. Например, тест «Сможете ли вы избежать штрафов в другой стране?».
Тесты-стратегии: без правильных и неправильных вариантов ответов:
- С возможностью выбрать один вариант ответа. Например, тест «Насколько хорошо вы спите по сравнению с другими россиянами?».
- Экспресс-тесты: собирают статистику. Пример: тест «Как низко вы готовы пасть ради денег?».
- Со счетчиком: считает потраченное. Пример: тест «Сможете ли вы потратить 10 млрд юаней?».
- С возможностью выбрать несколько вариантов ответа. Эта механика пока в разработке.
Квесты: тесты с разветвленной системой ответов. Формат пока в разработке.
Форматы вопросов и ответов
В вопросах могут быть заголовок, текст, картинка. Что-то одно из этого или все вместе.
Ответы бывают следующие.
Радиокнопки:
- С текстом и картинкой. Например, тест «Угадайте, о каком товаре этот отзыв с „Алиэкспресса“».
- С тайлами. Например, тест «Сколько могла бы стоить ваша самая безумная свадьба?».
- С видео. Например, тест «В какой богатейшей российской семье вы могли бы родиться?».
- С аудио. Например, тест «В какую теплую страну вам пора переехать?».
Тайлы:
- С текстом. Например, тест «Насколько вы типичный читатель Тинькофф-журнала?».
- С картинками. Например, тест «Угадайте, кто из российских звезд зарабатывает больше».
Чекбоксы:
- С текстом.
- С тайлами.
- С аудио.
- С видео.
Ползунок. Например, тест «Угадайте, сколько стоит отдых в российских отелях этим летом».
Механики подсчета результатов
Подсчет баллов:
- Сумма правильных ответов. Каждый вопрос содержит верные и неверные ответы. Если пользователь выбрал верный ответ, то счетчик увеличивается на единицу или любое другое количество баллов. Если неверный — счетчик не меняется. Результат зависит от количества правильных ответов. Примеры: «Кто вы в мире госзакупок?» и «Угадайте, сколько стоят эти вещи из СССР».
- Сумма набранных баллов. Каждому ответу присваивается стоимость, результат теста зависит от набранной суммы. Примеры: «Поборы в школе: сдать или затаиться?», «Сколько стоят похороны вашей мечты?» и «Сколько вы зарабатывали в прошлой жизни?».
Частотность ответов. Каждый ответ в вопросе принадлежит одной из групп. После прохождения теста отображается результат, у которого группа была выбрана наибольшее количество раз: если больше А, то один результат, если больше Б — другой. Баллы могут быть в виде букв или цифр.
Пример: «В какой европейской стране вам будет комфортно жить?».
Квест. Каждый следующий вопрос зависит от выбранного ответа. Результат выдается в зависимости от последовательности вариантов ответов.
Пример: «Имущественный вычет: сколько вам вернут при покупке квартиры?».
В результатах могут быть:
- Счет — потраченного, заработанного, штрафов. Например, тест «Сможете ли вы разбогатеть на акциях?».
- Видео. Например, тест «Собери их все: смогли бы вы работать в налоговой?».
- Перечисление особенностей. Например, тест «Какое ваше финансовое тотемное животное?».
Рубрики
- «Психология» — тесты в формате «Какой вы?..» про людей и их предпочтения.
- «Безумие» — развлекательные тесты, гороскопы, странное.
- «ЕГЭ» — тесты на знания и финансовую грамотность.
- «Микротесты» — тесты из одного вопроса.
- «Финансовое чутье» — тесты на тему чужих зарплат и стоимости чего бы то ни было.
- «Форумы и новости» — тесты на тему фольклора, россиян и того, как они живут.
- «Другое» — все, что не подходит под вышеперечисленное.
Подборки
- Тесты для тех, кто хочет узнать себя.
- Тесты для тех, кому нечем заняться.
- Тесты для эрудированных.
- Тесты из одного вопроса.
- Тесты на финансовое чутье.
- Беспощадные тесты о жизни в России.
- Тесты для тех, кто ищет место для жизни.
- Тесты для тех, кто хочет сохранить деньги.
Шаблоны
Если вы хотите сделать тест, приходите с идеями. У вас должен быть черновой заголовок и описание на абзац, в чем ваша идея и как вы хотите ее реализовать: в каком формате, на каких источниках, что будет в результатах.
Если тест готов и вы хотите показать его редактору, то самый беспроигрышный способ оформления — шрифт Arial, 11-й кегль. Обратите внимание на обязательные пункты, которые вам нужно учесть. Например, заголовки и подзаголовки для шеров результата теста в соцсетях. Вот примеры, как все может быть оформлено:
- шаблон теста с вариантами ответов;
- шаблон теста с ползунком.