МКОУ
«Специальная школа №106»
Методическая
разработка
«Тестовый
метод контроля на уроках
технологии»
Подготовила:
Быковская И.В.,
учитель технологии и ИЗО
Новокузнецкий
городской округ, 2019
«Тестовый метод
контроля на уроках технологии»
Оперативное управление любым процессом требует
получения оперативной информации о состоянии и результатах этого процесса. Решение
этой проблемы видится в применении тестовой технологии.
МАТТИС В.П.
Оценка знаний – один из главнейших вопросов не только школы, но
и педагогики в целом. В настоящее время в образовании одновременно с
существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения
начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании
тестовых технологий.
Для психолого-педагогической
области существует несколько определений понятия “тест”. Эти определения близки
между собой и определяют тест как проверку, испытание.
Понятие теста.
Есть две версии происхождения
слова “тест”:
1.
“Тест” — происходит из
старофранцузкого языка и имеет синоним “чашка” (этот сосуд использовали
алхимики для проведения опытов).
2.
“Тест” происходит от
английского слова “test” — испытание, исследование.
Для психолого-педагогической
области существует несколько определений понятия “тест”. Эти определения близки
между собой и определяют тест как проверку, испытание.
Тест – это стандартизированное
задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках
испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность,
определенность, простота в использовании, прогностическая ценность. Разработка
тестовых заданий, конструирование интерактивных тестов – сложный процесс,
требующий высокопрофессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки
качества разработанных тестов.
По определению С.К.
Фоломкиной «под тестом понимаются задания, имеющие специфическую
организацию, которая позволяет всем обучающимся работать одновременно в
одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всегда
имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по
заготовленному ключу». Такое определение наиболее приемлемо для осуществления проверки
знаний обучающихся начальной школы.
Нормы тестирования теряются в
древности. Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет
назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков
тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались
для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье
европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных
званий и степеней.
В настоящее время тестирование
стало одной из форм контроля в школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование
тестирования в коррекционной школе является актуальной темой.
Под тестом по технологии
понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм
предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями,
но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса.
Формирование у обучающихся
умения работать с тестами на уроках технологии можно и нужно начинать с 5
класса.
· ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — это форма контроля знаний обучающихся, основанная на применении
педагогических тестов.
· Тестирование в педагогике выполняет три основные
взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
· Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений,
навыков обучающегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По
объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все
остальные формы педагогического контроля.
· Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к
активизации работы по усвоению учебного материала.
· Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового
контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся,
помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить
свои способности.
Достоинства
тестов:
·
тест – это
многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;
·
тестирование позволяет
свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания обучающихся;
·
с помощью тестового
контроля возможно быстро проверить наличие некоторого объема
зафиксированной информации в памяти испытуемого;
·
тестирование
разнообразит занятие;
·
тестовые задания разной
степени сложности позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся,
их уровень знаний;
·
в ходе работы с тестом
реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;
·
тестирование развивает
наблюдательность и догадку, развивает логическое мышление;
·
тесты выявляют «зону
ошибок обучающихся» с целью ее последующей ликвидации.
Недостатки тестов:
·
в тестовых заданиях
знание догматизировано, в них нет творчества, интерактивности, совместного
поиска истины;
·
решение любого
тестового задания содержит элемент случайности;
·
тестовый контроль
способствует фрагментарности знаний;
·
тестирование
стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки
обучающихся;
·
тестирование проверяет
информированность обучающихся о тех или иных фактах и не дает
представления о способностях и навыках школьника.
Поэтому тесты не могут служить единственной
формой контроля знаний обучающихся. Традиционные контрольные и самостоятельные
работы не должны отвергаться, так как имеют свои положительные особенности,
основная из которых – возможность проверить ход решения задачи (примера),
проследить рассуждения учащегося.
Классификация тестов в зависимости от
выбранного основания,
различаются по целям проверки и формам ответа:
Первый вид тестов (Т-1) предполагает заполнение
пропусков в истинных рассуждениях или в правильных формулировках математических
определений, правил. Он относится к тестам со свободным выбором
ответа. Эти тесты в основном направлены на проверку прочности
овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного
на
уровне воспроизведения, то есть имеется в виду формулировка
определений, теорем, правил, выполнение заданий, предполагающих
стереотипность заданий.
Второй вид тестов (Т-2) требует установления
истинности или ложности утверждений. В нем предлагается лишь два ответа для
выбора: “верно”, “неверно”. Такими тестами проверяется
готовность обучающихся рассуждать, делать выводы, подводить конкретный факт под
общее положение или приводить иллюстрации к общему положению, обосновывать
правильность действий на основе общих правил, положений, свойств, теорем.
Ложные утверждения составлены таким образом, чтобы их ложность не была
очевидной для обучающегося. Такие утверждения получены внесением типичной
ошибки в цепочку стандартных рассуждений.
Третий вид тестов (Т-3) предполагает выбор ответа
из целого ряда
вариантов, из которых только один верный. В тестах такого вида
предполагается не менее трех-четырех ответов для выбора. При
составлении ответов учитываются типичные ошибки учеников,
наиболее
вероятные для данного задания. Здесь проверяется готовность обучающихся
применить учебный материал для решения практических и теоретических
заданий.
Итоговые тесты составляются с учетом
обязательных результатов обучения и содержат задания из всех пройденных тем. К
каждому тесту дается примерное контрольное время выполнения.
1.
Тест
Т-1 применяется
после введения новой темы на следующем уроке
для диагностики степени первичного усвоения теоретического
материала.
Можно проводить в форме диктанта: учитель зачитывает
утверждения, а
обучающиеся записывают пропущенные термины.
2. Тест Т-2 можно применять через 1-2 урока после начала отработки
пройденного материала. Можно выявить степень усвоения изучаемой
темы и
готовность обучающихся к этапу закрепления материала.
3. Тест Т-3 завершает изучение соответствующей темы. Этот тест можно
провести перед запланированной контрольной работой с целью
выявления
основных пробелов и определения готовности обучающихся к итоговой
работе
по теме.
Существует много
разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям:
по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного
теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу,
предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на
интеллектуальные, личностные и межличностные..
Основой следующей
классификации являются цели тестов и характер деятельности испытуемых.
Виды тестов:
По целям:
• Тест достижение используется
как средство оценки результатов учения.
• Диагностирующий тест.
• Обучающий тест.
•Тест прогнозирования
результатов обучения по выбранной технологии обучения.
По характеру деятельности
испытуемых.
Тест выбора верных ответов из общего
числа предложенных в задании.
На уроках технологии можно
ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов
следует учитывать типичные ошибки обучающихся.
Например: карман – это
а) деталь; б) предмет; в)
кокетка.
Тест на установление
истинности (ложности) утверждения.
В нём предлагается лишь два
ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность
случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста
рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты
проверяют умение обучающихся рассуждать, делать выводы и отличать верное
утверждение от неверного.
Например:
а) Платье относится к плечевому
изделию? (Да)
Тест на заполнение пропусков в
истинном утверждении (тест на дополнение).
Например:
1) Кромка направлена вдоль нитей
….
2) У хлопка используют………………для
изготовления ткани.
Комбинированный тест.
Тест со свободно
конструируемым ответом.
Требования к тестам:
1. Валидность (или адекватность целям проверки).
При составлении задания
выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний.
Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы
закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если обучающиеся
при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные,
то оно отвечает критерию валидности.
2. Определённость.
После прочтения задания обучающиеся
должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания
продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает
правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания
отвечает менее 70 % обучающихся, то его необходимо проверить на определённость.
3. Простота.
Формулировка заданий и ответы на
них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость
выполнения задания.
4. Однозначность.
Задание должно иметь единственно
правильный ответ-эталон.
5. Равнотрудность.
При составлении тестов в
нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по
вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов
желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в
соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть
ориентирована на проверку достижения обучающимися планируемых результатов
обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие
проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой
ситуации.
В работе учителя технологии тесты
могут выполнять функцию форм контроля. Организация деятельности обучающихся с
тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к
самоконтролю.
Контроль и самоконтроль –
важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по
отдельным темам, разделам учитель приучает обучающихся к осознанному выполнению
учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
С помощью тестов, в отличие от
обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная
контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить
его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и
умения, из которых складывается этот результат.
Тесты предоставляют обучающимся
возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению
детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не
только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность
установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную
работу.
Задача учителя – научить
ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие
ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки.
Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа
ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые
задания выступают для обучающегося не только как тренировочная практическая
работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания.
Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их
обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к
применению их на практике.
На уроках технологии
тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и
для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.
Процесс формирования
последовательности обработки изделия является одним из важнейших, поскольку
обеспечивает знания по технологии, способствует формированию практических
умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими
мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и
конкретизация.
Определить уровень
сформированности технологических понятий у обучающихся можно с помощью тестов.
По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны
овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с
помощью тестов проконтролировать их
усвоение.
Тесты используются не только для
контроля, но и для обучения. Они позволяют обучающимся самостоятельно
обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению
обучающимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.
Для достижения цели ставлю
следующие задачи:
Создавать каждому обучающемуся
ситуацию успеха,
Вовлекать каждого школьника в
активную познавательную деятельность.
Предоставить обучающимся
возможность работать (в своем темпе, на своем уровне сложности).
Все тестовые задания должны составляться
с учетом психологических особенностей обучающихся в соответствии со следующими
принципами:
Познавательность.
Разноуровневость изучения
материала: 1 уровень – репродуктивный, 2 – аналитический, 3 – творческий.
Успешность: первое задание в
любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый
слабый ученик.
Логичность и
последовательность.
Многовариантность.
Полнота и всесторонность
подачи материала.
Универсальное применение:
можно использовать и при изучении новой темы и при повторении.
Именно тестовый контроль
обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки
С целью повышения активности и
самостоятельности обучающихся на уроках технологии я применяю методику
тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения,
выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный,
профнаправленный.
Данные типы развивают умения
анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить,
что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие
мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия,
умозаключения и др.
Таким образом, системная
проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала, но
и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность,
трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к
анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод
вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
Алгоритм тестирования,
применяемый на уроках технологии:
Относитесь к тестированию
серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.
Помните, что на выполнение
работы дается ограниченное время.
Прежде чем начать отвечать,
вникните в смысл задания.
Не задерживайтесь слишком
долго на одном задании, переходите к другому.
Помните, что Ваш успех зависит
от Вашей собранности и настойчивости.
Из нескольких предложенных
вариантов выберите один или несколько правильных ответов.
Не забудьте на своей карточке
поставить класс, дату выполнения работы, свою фамилию и имя.
Применение тестовых технологий на различных этапах урока.
1.Повторение пройденного материала.
2.Изучение новой темы.
3. Получение практических навыков. При выполнении любого вида практических работ
можно применять тесты, требующие «определять и находить», предполагающие
выполнение как простых, так и сложных мыслительных операций.
4. Закрепление знаний.
5.Контроль знаний. Текущий
контроль знаний необходим для постоянного и индивидуализированного управления
учебным процессом. Тестовый контроль является оперативным и позволяет
осуществить возврат с целью коррекции материала.
6.Повторение и обобщение знаний по теме. Для этой цели можно использовать тесты различного уровня сложности,
включающие комбинированные вопросы и задания на знания и умения из смежных тем.
Тестовые задания используются на уроках
закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По
результатам тестирования составляется мониторинг знаний обучающихся.
Заключение.
Подводя итоги, хочу
отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой
контроля знаний. Тестирование позволяет оперативно и объективно проверить
уровень знаний, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала.
Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с
другими видами контроля. Обучающиеся получают возможность самостоятельно
проверить свои знания при помощи тестирования.. Тестовый контроль повышает
интерес обучающихся к предмету. Работая в классах, где учатся дети с разным
уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты
дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле
выше, чем при другом виде контроля.
Результаты обучения и
внедрения системы тестирования на уроках технологии позволят:
1. Повысить качество знаний и
успеваемость.
2. Сформировать навыки
самостоятельно совершенствовать и углублять знания по технологии, что в свою
очередь, способствует развитию интереса к этому предмету, в использовании
знаний на практике.
3. Развивать такие качества
как трудолюбие и целеустремленность.
Таким образом, применяемый подход
позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные
методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых”
методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее
оптимально.
Список
литературы
1.
В.М.Кадневский. История
тестов. М, Народное образование, 2004.
2.
Ефремова Н.Ф. Современные
тестовые технологии в образовании. Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003.
3.
Ю. М., Хлебников В. А.
Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования
МО РФ, 2011.
4.
А.Н.Майоров. Теория и
практика создания тестов для системы образования. М., «Интеллект – Центр»,
2002.
5.
Челышкова М. Б. Теория и
практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос,
2002.
6.
Аванесов В.С. Композиция
тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998.
Министерство образования и науки РФ
Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный университет»
Отдел дистанционного обучения
Программа курсов повышения
квалификации «Теоретические и методические особенности преподавания технологии
при реализации ФГОС нового поколения» объемом 108 часов
Проектная работа на тему
«Разработка тестов для проверки
знаний по технологии»
Слушатель: А.Я. Шамыков,
МБОУ СОШ №8 г. Бирск РБ
Проверил: к.п.н., доцент М.Г.
Шакирова
2017
Содержание
1. Введение
2. Разработка тестовых заданий по технологии
3.
Заключение
Введение
В
наши дни существует много видов тестов. Традиционный тест представляет собой
стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В
таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое
время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов.
Главная цель применения традиционных тестов – установить уровень знаний. И на
этой основе определить место (или рейтинг) каждого на заданном множестве
тестируемых испытуемых. Для достижения этой цели можно создать бесчисленное
количество тестов, и все они могут соответствовать достижению поставленной
задаче.
В
тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое
позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности.
Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на
среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, –
сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого
другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется
нормативно-ориентированной.
Тест
определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно
измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся. Это
определение педагогического теста.
Педагогический
тест определяется как система заданий возрастающей трудности, специфической
формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить
структуру подготовленности учащихся. Для лучшего понимания этого определения
полезно дать краткое истолкование его основных терминов.
Система
означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают
системообразующими свойствами. Здесь, в первую очередь, надо выделить общую
принадлежность заданий к одной и той же системе знаний, т.е. к одной учебной
дисциплине, одному разделу, теме и т.д., их связь и упорядоченность. Для
итоговой аттестации выпускников школ нужно разрабатывать интегративные задания,
содержание которых охватывает систему знаний. В педагогическом тесте задания
располагаются по мере возрастания трудности – от самого легкого до самого
трудного. Иначе говоря, главным формальным системообразующим признаком теста
является различие заданий по степени их трудности.
Специфическая
форма тестовых заданий отличается тем, что задания теста представляют собой не
вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний, истинных
или ложных, в зависимости от ответов. Традиционные вопросы, напротив, истинными
или ложными не бывают, а ответы на них нередко настолько неопределенны и
многословны, что для выявления их правильности требуются заметные, в суммарном
исчислении, затраты интеллектуальной энергии преподавателей. В этом смысле
традиционные вопросы и ответы нетехнологичны, и потому их лучше не включать в
тест.
Разработка тестовых заданий по технологии
Тест
– это одна из форм проверки знаний учащихся.
Тесты
позволяют проверить более глубокое понимание материала, чем другие формы. Во
время письменных и устных ответов учащиеся могут заучить материал и
воспроизвести его без достаточного понимания, показав объём заученного. Тесты
помогают увеличить точность измерения понимания материала.
Задания
– тесты широко используются для контроля знаний учащихся. Тесты, по мнению
В.П.Беспалько, можно разделить на тесты опознания и различения. Это позволит
диагностировать цели обучения, уровень усвоения знаний и степень осознанности
знаний. Кроме этого, тесты способствуют и усвоению новой информации, формируют
интеллектуальные умения и систематизируют знания. Тесты упрощают проверку
знаний и облегчают работу учителя. Но следует опасаться чрезмерного упрощения и
схематизации изучаемого материала. Чтобы не допустить этого, необходимо знать
меру: когда и в каких количествах уместно использовать тесты. Можно выделить
следующие виды тестов, исходя из критериев проверки знаний учащихся:
1)
тесты воспроизведения информации,
2)
тесты самостоятельного анализа,
3)
тесты оценочного характера,
4)
тесты сравнительного характера,
5)
тесты обучающего характера,
6)
тесты сопоставляющего характера, 7) тесты обобщения.
1.
Тесты воспроизведения информации самые простые. Их можно использовать
для повторения и обобщения, в ходе текущей проверки. Эти тесты требуют
односложного ответа “да” или “нет”. Такие задания уместны
для слабых учащихся, они сориентированы на узнавание материала и легко ими
выполняются.
2. Тесты самостоятельного анализа более
сложные задания. Для из выполнения требуются навыки логического мышления и
умения анализировать и делать выводы по предложенным вопросам.
3.Тесты
оценочного характера предполагают демонстрацию интеллектуальных
возможностей и умений учащихся, их оценочные способности.
4.
Тесты сравнительного характера направлены на оценку умения сравнивать
факты, события и явления учащимися, на развитие внимательности и логического
рассуждения.
5.
Тесты обучающего характера могут иметь дополнительную информацию,
которая не упоминалась на уроках и не отражена в школьной программе, но имеет
значение для формирования знаний по предмету, расширяя, таким образом, учебный
материал. Такие тесты способствуют самостоятельному поиску знаний.
6.
Тесты сопоставляющего характера формируют критическое мышление, собственное
мнение, самостоятельность поиска знаний, умение анализа. Эти тесты рассчитаны
на высокий интеллектуальный уровень учащихся, на точные знания материала.
7.
Тесты обобщения рассчитаны на умение учащихся делать выводы и обобщать
изученный материал. Они направлены на расширение кругозора учащихся, на
выявление умения систематизировать учебный материал.
Из
выше сказанного следует, что существует несколько видов тестов, но я хотела бы
обратить внимание на некоторые из них, которые в большей степени подходят для
данной дисциплины и уровня подготовки учащихся.
Тест
с закрытыми ответами.
Цели:
–
проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания;
–
формирование умения учащихся об объективности контроля и достижение большей
объективности оценивания;
–
увеличение числа учащихся, охваченных контролем.
Учитель
конструирует тест. Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний,
умений по теме количества вопросов. Задача учащихся выбрать из предложенных
ответов правильный. Отметить правильный ответ можно разными способами:
–
впиши букву правильного ответа ( учащиеся могут впереди номера писать букву
правильного ответа);
–
обведи ответ «да», если ты согласен и «нет», если ты считаешь, что это неверно;
–
соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Поставь напротив букв номера правильных
ответов;
–
найди лишний элемент, обведи кружком.
Можно
использовать разные формы фиксации результата теста. Для быстрого опроса можно
использовать тест, в котором учащиеся под номером вопроса ставят код
правильного ответа.
Например,
может быть предложено 5 вопросов. Если все ответы верны, учащийся получает 5
баллов, если допущена 1 ошибка 4 балла и т.д.
Положительным
моментом использования таких форм тестов является:
–
возможность избежать субъективности оценивания со стороны преподавателя.
Обработку теста может провести помощник преподавателя, но в итоге должны
получиться объективные результаты.
–
быстрота заполнения и проверки.
Слабой
стороной данных тестов является ограничение учащихся в возможности проявить
творчество. Ответы носят фрагментный характер, нет целостного ответа.
Тест
творческий.
Цели:
–
проверка знаний, умений учащихся на уровне воспроизведения;
–
выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.
Учитель
готовит вопрос. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не
приводятся.
Можно использовать разные формы творческих
тестов: – впиши пропущенное слово;
–
закончи предложение;
–
ответь на вопросы.
Положительным
моментом данных тесов является:
–
свобода в проявлении творчества;
–
возможность у учителя проверить у учащихся умения анализа и синтеза;
–
измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания;
–
более сложны для учащихся и являются более глубокой проверкой.
Тесты
целесообразно использовать и для самопроверки учащихся. Особенно удачно их
использовать для проверки знаний слабых учащихся. На основании этого можно
сказать еще и о разноуровневых возможностях тестов. Тест позволяет ученику
обдумать ответ не торопясь. Т.к. тест предполагает выбор ответа, то это
способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Это так же будет
вариантом проверки. Учащиеся, прорабатывая материал, приобретают навыки: по
составлению вопросов, плана, умению кратко и точно формулировать ответ. Тесты
можно использовать для проверки качества знаний на любом этапе урока: и в ходе
изучения нового материала, и для закрепления знаний, и для проверки уже
усвоенных знаний.
Предлагаемые
примерные задания для проверки знаний разработаны для оценки результатов
обучения по образовательной области “Технология”, (направление “Обслуживающий
труд”). Их содержание охватывает основные разделы программы: “Технология
обработки пищевых продуктов”, “Элементы материаловедения”, “Элементы
машиноведения”, “Конструирование и моделирование швейных изделий”, “Технология
изготовления швейных изделий” для учащихся 5-9 классов, примеры которых
приведены ниже.
Основным критерием эффективности усвоения
учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения
учебного материала – Ку. Он определяется как отношение
правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов
(по В.П. Беспалько) где N – количество правильных ответов учащихся на вопросы
контрольной работы или тестового задания; К – общее число вопросов в
контрольной работе или тестовом задании.
Если
Ку
>
0.7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка
текущих и итоговых знаний учащихся производится по пятибалльной системе.
При выполнении заданий ставится отметка:
“3” |
за |
“4” |
за 80-90% |
“5” |
за |
Данные
задания являются результатом работы творческой группы учителей обслуживающего
труда г.Бирск.
5 класс, вариант для мальчиков.
1. Как называется профессия рабочего,
занятого ручной обработкой древесины?
А) столяр;
Б) кузнец;
В) токарь.
2. В предмете «Технология»
изучаются:
А)
технологии производства автомобилей;
Б)
технологии создания медицинских инструментов;
В)
технологии преобразования материалов, энергии, информации;
Г)
технологии создания самолётов и космических аппаратов.
3. На
какие породы делится древесина?
А) твердые
и хвойные;
Б)
лиственные и хвойные;
В) хвойные
и рыхлые.
4.
Какая из пород НЕ является лиственной?
А) тополь?
Б) дуб;
В) лиственница;
Г) осина.
5. Что
такое торец?
А) широкая
плоскость материала;
Б)
поперечная плоскость материала;
В) линия,
образованная пересечением плоскостей.
6. Для
чего применяется лущильный станок?
А) для
получения ДВП;
Б) для
получения шпона;
В) для получения
пиломатериала;
Г) для
получения фанеры.
7. Что
такое горбыль?
А)
пиломатериал, где ширина более чем две толщины;
Б)
пиломатериал, где ширина не более чем две толщины;
В) это
боковая часть бревна, имеющая одну пропиленную, а другую не пропиленную (полукруглую)
поверхность.
8. Чем
отличается брус от бруска?
А) формой
пиломатериала;
Б) цветом
пиломатериала;
В)
размером стороны;
Г)
плотностью пиломатериала.
9. Что
такое чертёж?
А)
графическое изображение, выполненное от руки с указанием размеров и соблюдением
пропорций на глаз;
Б)
графическое изображение, выполненное по правилам черчения с помощью чертёжных
инструментов;
В)
объёмное изображение, выполненное от руки.
10.
Контур детали на чертежах выполняют:
А)
сплошной тонкой линией;
Б) штрихпунктирной
линией;
В)
сплошной толстой основной линией;
Г)
штриховой линией.
11. Что
такое пиление?
А)
образование опилок в процессе работы пилой;
Б)
разрезание древесины на части при помощи пилы;
В)
обработка заготовки по разметке.
12. Как
называется приспособление для пиления под углом 45° и 90° ?
А)
циркуль;
Б) упор;
В) стусло;
13. Чем
отличаются ножовки для продольного и поперечного пиления?
А) числом
зубьев;
Б) длиной
полотна;
В) формой
зубьев;
Г)
толщиной полотна.
14.
Какая ножовка должна применяться, если направление среза поперёк волокон?
А) для
поперечного пиления;
Б) для
продольного пиления;
В) для
смешанного пиления.
15.
Какой из инструментов НЕ используется для сверления?
А)
коловорот;
Б) сверло;
В) дрель;
Г)
отвёртка.
16.
Какие основные части имеет гвоздь?
А) шляпка,
стержень, остриё;
Б)
головка, основание, остриё;
В)
головка, стержень, лезвие.
17.
Каким правилом необходимо руководствоваться для определения длины гвоздя?
А) длина
гвоздя должна быть 3 толщины соединяемых деталей;
Б) длина
гвоздя должна быть в 2 раза больше толщины соединяемых деталей;
В) длина
гвоздя должна быть в 2 раза меньше толщины соединяемых деталей.
18.
Какой инструмент применяется при вытаскивании гвоздей?
А) шило;
Б)
угольник;
В) клещи.
19.
Какие крепёжные детали применяются для соединения изделий из древесины?
А) винт;
Б)
саморез;
В)
шпилька.
20. Что
такое клей?
А) вязкое
вещество, которое при затвердевании образует прочную плёнку, соединяющую
поверхности;
Б)
плёнкообразующее вещество, при высыхании образующее твёрдую, прозрачную плёнку;
В)
вещество, которым покрывают изделие.
21.
Какие синтетические клеи применяются для работы в школьных мастерских?
А) БФ;
Б) Момент;
В) ПВА.
22.
Более гладкой поверхность получается при зачистке древесины:
А) поперёк
волокон;
Б)
круговыми движениями;
В) вдоль
волокон.
23.
Какая часть НЕ входит в устройство выжигательного аппарата?
А) корпус;
Б) перо;
В)
электрический шнур;
Г)
рукоятка.
24. Для
чего применяется обработка изделий из древесины?
А) для
улучшения её механических качеств;
Б) для
защиты от проникновения влаги;
В) для
изменения формы изделия.
25. Как
подготовить поверхность для отделки лаком?
А) влажной
тряпкой удалить с заготовки пыль;
Б)
обработать заготовку шлифовальной шкуркой;
В)
обработать поверхность рубанком.
Для учащихся 6 классов
1. Чем крепятся настенные предметы на деревянных стенах?
А. Шурупами, дюбелями
Б. Гвоздями, дюбелями
В. Шурупам, гвоздями
2. Какими свойствами должна обладать сталь для изготовления
пружины?
А. Упругостью
Б. Хрупкостью
В. Твердостью
3. Для соединения деталей из древесины применяют:
А. Заклепки
Б. Олифу
В. Шканты
Г. Шпатель
4.Лучше предохраняет стальной лист от ржавчины:
А. Покрытие слоем цинка
Б. Покрытие слоем краски
В. Покрытие слоем кремнезема
Г. Покрытие слоем трепела
5. Что понимается под слесарной операцией «опиливание»?
А. Работа ножовкой
Б. Рубка зубилом
В. Обработка напильником
6.Какие
из перечисленных инструментов применяются при разметке деталей из древесины?
А. Чертилка
Б. Слесарный угольник
В. Рейсмус
Г. Кернер
7. Как правильно резать ножовкой тонкий листовой металл?
А. Между деревянными дощечками
Б. Между стальными листьями
В. Не имеет значения
8. Как производят ремонт электробытовых приборов?
А. На выключенном электроприборе
Б. На выключенном электроприборе, но не отключенном от сети
В. Прибор выключен и отключен от сети
9.Какой вид обработки древесины применяют для получения паркета:
А. Механический
Б. Химический
В. Термический
Г. Физический
10. Проверку прямолинейности цилиндрической поверхности
детали выполняют:
А. Линейкой
Б. Штангенциркулем
В. Циркулем
Г. Крон – циркулем
11. Какой зазор должен быть между подручником и деталью на
токарном станке по дереву?
А. 10-I5мм
Б. 2 – 5 мм
В. 15 – 20 мм
12. Какой инструмент необходим для сверления отверстий в
бетоне?
А. Свёрла разного диаметра
Б. Электрическая дрель и сверла с твердосплавной напайкой
В. Ручная дрель
13. Каким инструментом удобнее разрезать тонколистовой металл?
А. Ножницами по металлу
Б. Слесарной ножовкой
В. Зубилом
14.При пользовании электрической стиральной машиной по
правилам техники безопасности запрещается:
А. Включать и выключать машину в резиновых перчатках
Б. Включать и выключать машину в резиновых галошах
В. Включать и выключать машину мокрыми руками
Г. Включать и выключать машину сухими руками
15. Для ручной художественной резьбы по дереву не применяют
инструмент:
А. Церазик
Б. Уголок
В. Угольник
Г. Клюкарзу
16. Бревно на лесопильной раме распиливают:
А. Полосовые пилы
Б. Дисковые пилы
В. Рифленные вальцы
Г. Пропилы
17. Какой вид обработки древесины применяют для получения
канифоли:
А. Механический
Б. Химический
В. Термический
Г. Физический
18. К сверлильному станку не относятся:
А. Зубчатая передача
Б. Реечная передача
В. Ременная передача
Г. Основание
19.Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?
А.
Столярный верстак
Б. Лакокрасочные материалы
В. Кресло
Г. Заготовка
20. Какие основные части имеет гвоздь?
А.
Головка, стрежень, острие
Б. Шляпка, основание, острие
В. Головка, стержень, лезвие
для
учащихся 7- х классов (мальчики)
Обведите
кружком букву, соответствующую варианту правильного
(нужного)
ответа.
1. С помощью,
какой передачи в сверлильном станке осуществляется вращение сверла:
а) ремённой;
б) реечной;
в) цепной;
г) зубчатой.
2 . Основной
режущий инструмент при работе на токарном станке:
а) сверло;
б) фреза;
в) метчик;
г) резец.
3. Ровные и
гладкие поверхности детали из древесины получают с помощью:
а) лучковой
пилы; б) ножовки;
в) рубанка; г)
шерхебеля;
4 . Для чего
служат Т- образные пазы на фрезерном станке:
а) для стружки;
б) для
крепления деталей;
в) для экономии
металла.
5 . В предмете
«Технология» изучаются:
а) технологии
производства автомобилей;
б) технологии создания
медицинских инструментов;
в) технологии
создания самолетов;
г) технологии
преобразования материалов, энергии, информации.
6. Метчик и
плашка — это инструменты для:
а) разметки
отверстий;
б) контроля
резьбы;
в) нарезание
резьбы.
7. Сведения о
процессе изготовления изделий приведены на:
а) чертеже
изделия;
б) техническом
рисунке;
в) сборочном
чертеже;
г)
технологической карте.
8. К
технологическим машинам относятся:
а) эскалатор;
б) мотоцикл;
в) токарный
станок;
г) космический
корабль.
9. . К
энергетическим машинам относятся:
а) токарный
станок;
б) швейная
машина;
в) сверлильный
станок;
г) генератор;
10. Способом
создания мозаики по дереву является:
а) полирование;
б) резьба;
в) выполнение
инкрустации;
г) выжигание;
11. Сколько
слоев древесины имеет строганный шпон:
а) три;
б) два или три;
в) один.
12. Свойства
древесины выдерживать определённые нагрузки не разрушаясь:
а) твёрдость;
б) плотность;
в) прочность;
г)
пластичность.
13. Для
настройки рубанка с металлической колодкой применяют:
а) рулетку;
б) киянку;
в) отвертку;
г) пилу.
14.Для чего
применяются накладные уголки на тисках:
а) чтобы хорошо
сгибать заготовку;
б) чтобы прочно
закрепить заготовку;
в) чтобы не
помять заготовку.
15. По какому
графическому документу изготавливают детали машин:
а) по чертежу;
б) по рисункам;
в) по
фотографиям.
16. Расшифруйте
марку станка ТДС-120.
17. Какие части
относятся к фрезерному станку:
а) передняя
бабка;
б) задняя
бабка;
в) консоль.
18. Для чего
служит зенковка:
а) для
получения фасок;
б) для
сверления отверстий;
в) для
обработки отверстий полученных литьём.
19. Для
изготовления молотков, зубил, напильников применяется:
а)
конструкционная сталь;
б)
инструментальная углеродистая сталь;
в) легированная
сталь;
г) чугун.
20. Частоту
вращения заготовки на токарном станке позволяет изменять:
а) задняя
бабка;
б) суппорт;
в) коробка
подач;
г) коробка
скоростей.
21. Резьбу в
отверстиях нарезают:
а) плашкой;
б) метчиком;
в) шпилькой;
8
класс
Задание:
дать один правильный ответ.
1. Основную
часть используемой людьми электрической энергии создают:
а) атомные
электростанции; б) ветровые электростанции;
в)
гидроэлектростанции; г) тепловые электростанции;
д)
солнечные электростанции; е) приливные электростанции.
2.
Коллекторные двигатели используются:
а) в
электроприводе станков; б) в стартерах автомобилей;
в) в
холодильниках; г) в устройствах электрического транспорта.
3.
Технология это:
А) Наука –
посвященная изучению окружающей среды.
Б) Наука –
посвященная изучению общества.
В) Наука –
о преобразовании материалов, энергии и информации.
Г) Наука –
о строении материалов.
4. К
энергетическим машинам относятся
А)
Автомобили Б) Токарные станки
В)
Генератор Г) Самолеты
5. Сталь –
это сплав
А) Железа
с кремнием Б) Железа с кислородом
В) Железа
с азотом Г) Железа с углеродом
6.
Доходная часть бюджета семьи включает
А) Оплату
на развлечения и отдых Б) Зарплату
В) Оплату
продуктов питания Г) Оплату коммунальных услуг
7. Для
успешного выбора профессии необходимо
А) Знать,
какие профессии в настоящее время являются востребованными и
высокооплачиваемыми
Б)
Опираться на мнение друзей
В)
Опираться на мнение родственников
Г)
Чувствовать перспективу
8.
Вращательное движение в поступательное преобразует передача
А)
ременная Б) цепная
В)
зубчато-реечная Г) зубчатая цилиндрическая
9.
Выполнение проекта завершается
А)
обоснованием оптимальной идеи проекта; Б) выполнением изделия;
В)
презентацией (защитой) результатов проекта; Г) оформлением пояснительной
записки
10. К
профессиям типа “человек-человек” относится
А)
программист Б) инженер
В) педагог
Г) бухгалтер
11. Что
называется стандартом
А)
нормативный документ с технологическими картами на изделия
Б)
нормативный документ, содержащий требования к изделиям, сырью, лесоматериалам,
обязательный к исполнению всеми
В)
нормативный документ с рабочими чертежами на изделиям
12. Какие
3 вида на чертеже считаются главными
А) Вид
спереди, вид слева, вид сверху Б) Вид спереди, вид сзади, вид снизу
В) Вид
слева, вид справа, вид сверху
13. Где
более полно указаны черные металлы и их сплавы
А) сталь,
чугун, бронза Б) латунь, медь, цинк
В) железо,
сталь, чугун
14. Какие
механизмы служат для передачи вращательного движения
А)
зубчатые, цепные, реечные Б) зубчатые, цепные, ременные
В)
зубчатые, реечные, ременные
15. Какие
виды административных наказаний могут применяться к водителям за нарушения
Правил:
А) Только
предупреждение или штраф
Б) Только
предупреждение, штраф или лишение права управления транспортными средствами
В) Предупреждение,
штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения, лишение права управления транспортными средствами,
административный арест
16. У
водителя, совершившего административное правонарушение, влекущее лишение права
управления транспортными средствами, водительское удостоверение изымается:
А) После
истечения срока обжалования постановления о лишении права управления
транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано
Б)
Немедленно после вынесения постановления о лишении права управления
транспортными средствами
В) При
выявлении и пресечении правонарушения
17.
Владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный этим
транспортным средством, если не докажет, что:
А) Вред
возник исключительно вследствие непреодолимой силы
Б) Вред
возник исключительно вследствие умысла потерпевшего
В) Вред
возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего
18. Какая
группа механизмов входит в устройство автомобиля:
а)
ремиссия; б) абсмиссия;
в)
трансмиссия; г) форсмиссия.
19. Какие
системы относятся к механизмам управления автомобилем:
а) система
питания; б) тормозная система;
в) система
зажигания; г) система рулевого управления.
20. Какой
механизм преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное
движение коленчатого вала:
а)
кривошипно-шатунный; б) карбюраторный;
в)
инжекторный; г) газораспределительный;
д)
свободного хода.
9
класс
Вопрос № 1 |
С помощью, каких |
А) |
Б) транспортных |
В) |
Г) |
Вопрос № 2 |
Частота вращения |
А) 120 об/мин |
Б) 240 об/мин |
В) 60 |
Вопрос № 3 |
Какое свойство |
А) твердость |
Б) |
В) плотность |
Г) упругость |
Вопрос № 4 |
К дефектам 1 обдир коры |
Вопрос № 5 |
Как называется вращательное |
А) |
Б) вращательным |
В) главным |
Г) |
Вопрос № 6 |
Движение |
А) зубчатой |
Б) ременной |
В) реечной |
Г) цепной |
Вопрос № 7 |
Каким свойством |
А) пластичностью |
Б) |
В) упругостью |
Г) прочностью |
Вопрос № 8 |
Что представляет |
А) квадратный |
Б) |
В) гвоздь без |
Г) специальный |
Вопрос № 9 |
Какой способ |
А) круговой |
Б) продольный |
В) |
Вопрос № 10 |
Какие ошибки при |
А) удаление |
Б) работа в |
В) работа в |
Вопрос № 1 1 |
Основной |
А) производство |
Б) потребление |
В) создание и |
Г) производство |
Вопрос № 12 |
Какие |
А) ручной лобзик |
Б) шлифовальная |
В) напильник |
Г) клещи |
Вопрос № 13 |
Образующийся при 1 понижению температуры планеты |
Вопрос № 14 |
Основной |
А) производство |
Б) потребление |
В) создание и реализация |
Г) производство |
Вопрос № 15 |
Какие расходы в 1 покупка продуктов питания |
Правильный ответ |
Вопрос № 16 |
С чего |
А) с официальной |
Б) с предпринимательской |
В) с общения с |
Г) с уверенности |
Вопрос № 17 |
Какие профессии |
А) |
Б) программист |
В) зоолог |
Вопрос № 18 |
При замыкании ключа в цепи, |
А) погаснет |
Б) будет гореть |
В) будет гореть |
Г) будет гореть |
Вопрос № 19 |
Что не входит в |
А) выбор темы |
Б) сбор |
В) выбор |
Г) изготовление |
Вопрос № 20 |
Не выполнение 1 замерять обрабатываемую заготовку, не выключив станок |
Вопрос № 21 |
Какими общими |
А) являются |
Б) служат для обработки |
В) имеют схожую |
Г) используют |
Вопрос № 22 |
К термической |
А) отпуск |
Б) отжиг |
В) |
Г) нормализация |
Вопрос № 23 |
Контроль изделий |
А) слесарной |
Б) |
В) |
Г) лекальной |
Вопрос № 24 |
Выберите верное утверждение. |
А) бизнес-план |
Б) бизнес-план |
В) бизнес-план |
Вопрос № 25 |
Для профессий |
А) создание |
Б) |
В) уход за животными |
Г) |
Заключение
Данный
вид проверки уровня знаний обучающихся считаю наиболее простым, удобным и при
правильном составлении теста, показательным. Так же мне нравится, что
одновременно проверяются знания у всего класса. Что позволяет увидеть пробелы в
знаниях по определенным темам, узнать какие вопросы вызывают трудности у
обучающихся и заново проработать их.
Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.
Автор материала-Лобаева Татьяна Николаевна.
На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, я используем метод тестирования.
Тесты использую не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.
В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости и так далее. Кроме того, почти все исследования нуждаются в тестировании как в средстве сбора данных.
Нормы тестирования теряются в древности. Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней.
В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в коррекционной школе является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами на уроках технологии можно и нужно начинать с 5 класса.
Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:
- быстрота поверки выполненной работы;
- оценка достаточно большого количества учащихся;
- возможность проверки теоретического материала;
- проверка большого объема материала малыми порциями;
- объективность оценки результатов выполненной работы.
Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные.
Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память речь.
По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания различных слов, выполнение различных логических операций с понятиями.
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые и аппаратурные. Бланковыми называют такие тесты, в которых используется тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и тому подобных.
По объёму оценки тесты делятся на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.
К группе тестов достижений относят такие тесты, по итогам которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и другие.
Основой следующей классификации являются цели тестов и характер деятельности испытуемых.
Виды тестов:
По целям:
- Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.
- Диагностирующий тест.
- Обучающий тест.
- Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.
По характеру деятельности испытуемых.
Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.
На уроках технологии можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.
Например: карман – это
- деталь;
- предмет;
- кокетка.
Тест на установление истинности (ложности) утверждения.
В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.
Например:
Платье относится к плечевому изделию? (Да)
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).
Например:
- Кромка направлена вдоль нитей ….
- У хлопка используют………………для изготовления ткани.
Комбинированный тест.
Тест со свободно конструируемым ответом.
Требования к тестам:
- Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.
- Определённость. После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость.
- Простота. Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
- Однозначность.Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.
- Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.
В работе учителя технологии тесты могут выполнять функцию форм контроля. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.
Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
На уроках технологии тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.
Процесс формирования последовательности обработки изделия является одним из важнейших, поскольку обеспечивает знания по технологии, способствует формированию практических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация.
Определить уровень сформированности технологических понятий у учащихся можно с помощью тестов.
Под тестом по технологии понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса.
По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.
Методическое описание опыта работы
На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, я используем метод тестирования.
Тесты использую не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
- Создавать каждому ученику ситуацию успеха,
- Вовлекать каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
- Предоставить ученику возможность работать (в своем темпе, на своем уровне сложности).
Все тестовые задания составляю с учетом психологических особенностей учащихся в соответствии со следующими принципами:
- Познавательность.
- Разноуровневость изучения материала: 1 уровень – репродуктивный, 2 – аналитический, 3 – творческий.
- Успешность: первое задание в любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый слабый ученик.
- Логичность и последовательность.
- Многовариантность.
- Полнота и всесторонность подачи материала.
Универсальное применение: можно использовать и при изучении новой темы и при повторении.
Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки
С целью повышения активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии я применяю методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный, профнаправленный.
Данные типы развивают у учащихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.
Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.
Алгоритм тестирования, применяемый на моих уроках технологии:
- Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.
- Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.
- Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
- Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.
Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.
Ответ на задание состоит из одной цифры. В карточке для фиксации результатов тестирования ответы напишите в виде колонки цифр.
Если Вы не согласны ни с одним из предложенных ответов или условию задания, на Ваш взгляд, соответствуют несколько ответов из числа предложенных, то ответ введите с помощью цифры 0.
Не забудьте на своей карточке поставить название темы, класс, дату выполнения работы, свою фамилию и имя.
Оценивание результатов работы
Оценивание результатов работы провожу следующим образом:
- единицей, по которой можно судить о качестве выполнения учащимися тестового задания, служит так называемая существенная операция теста (проверки, при которых необходимо заполнить номер правильного ответа).
- для выполнения и подсчета числа существенных операций теста используется эталон с правильным ответом.
- если операция выполнена правильно, то учащийся получает один балл, если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов. Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.
Общее число существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х %.
В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую отметку. Например, 79 из 100% – “хорошо”, 53 из 100% – “удовлетворительно”.
Тестовые задания используются мною на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся.
Заключение.
Результаты обучения и внедрения системы тестирования на уроках технологии показали следующее:
- Значительно улучшилось качество знаний и успеваемость.
- Сформировались навыки самостоятельно совершенствовать и углублять – знания по технологии, что в свою очередь, способствует развитию интереса к этому предмету, в использовании знаний на практике.
- Развились такие качества как трудолюбие и целеустремленность.
- Повысилось качество знания выпускников поступающих в учебные заведения.
Задания по теме «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»
7 класс
Теория
Время выполнения – 45-60 мин.
За полностью выполненное задание дается 1 балл. Максимальное количество баллов за
теоретический конкурс – 20.
Кулинария
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
1. Каши можно варить:
а) на молоке
б) на бульоне
в) на воде
г) на киселе
Ответ: а, б, в.
Отметьте знаком « +» правильный ответ.
2. При сервировке стола к обеду вилку кладут:
1 справа от тарелки зубцами вверх
2 слева от тарелки зубцами вверх
3 справа от тарелки зубцами вниз
4 слева от тарелки зубцами вниз
5 в специальную укладку
Ответ: 2
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
3. Доброкачественное мясо:
а) упругое
б) имеет мягкий жир
в) имеет твердый жир
г) не упругое
Ответ: а, в.
4. Вставьте пропущенное слово:
…. был известен человеку уже в Древнем Египте. В Древней Греции богатство человека
определялось тем, сколько ….. подносили гостям. Спартанцы ели …. Только по
праздникам.
Ответ: хлеб
5. Подчеркните названия способов консервирования фруктов и ягод.
Мочение,
копчение,
маринование,
квашение,
стерилизация,
сушка,
соление,
замораживание,
уваривание с сахаром,
вяление,
консервирование с помощью сахара.
Ответ: мочение, стерилизация, сушка, замораживание, уваривание с сахаром,
консервирование с помощью сахара
Материаловедение
________яОтметьте знаком « +» правильный ответ.
6. Все текстильные волокна делятся на натуральные и:
а) растительные
б) минеральные
в) химические
г) синтетические
д) искусственные
Ответ: в
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
7. К технологическим свойствам тканей относятся:
а) прочность
б) водопроницаемость
в) драпируемость
г) осыпаемость
д) усадка
Ответ: г, д
8. Назовите не менее пяти названий тканей из натуральных волокон животного
происхождения:
Ответ:………………………………………………………………………….
Ответ: атлас, габардин, драп, кашемир, крепдешин, муар, парча, сукно, тафта, твид,
шифон).
Машиноведение
Подчеркните правильный ответ.
9. Чем больше номер на машинной игле, тем сама игла:
а) толще
б) тоньше
Ответ: а
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
10. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка
б) ширины стежка
в) ширины зигзага
г) натяжения верхней нити
Ответ: а, в, г
Подчеркните правильный ответ.
11. Винт в шпульном колпачке нужен:
а) для регулирования натяжения верхней нити
б) для регулирования натяжения нижней нити
в) для соединения деталей челнока в единое целое
Ответ: б
Технология обработки швейных изделий
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
12. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:
а) сметочных стежков
б) резца
в) копировальных стежков
г) портновского мела
Ответ: б, в,г
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
13. Юбки по конструкции бывают:
а) прямые
б) клиньевые
в) диагональные
г) конические
д) расширенные
е) зауженные
Ответ: а, б, г.
Подчеркните правильный ответ.
14. Направление долевой нити учитывают:
а) для наиболее экономного раскроя ткани
б) чтобы избежать вытягивания изделия в процессе носки
в) чтобы изделие меньше сминалось
Ответ: б
15. Отметьте правильный ответ.
Прибавка – это:
а) величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, выраженная в
сантиметрах и учитываемая при раскрое.
б) величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды.
Ответ: б
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
16. При обработке нижнего среза изделия применяют швы
а) стачной
б) обтачной
в) вподгибку с закрытым срезом
г) двойной
д) вподгибку с открытым срезом
Ответ: в,д
Отметьте знаком « +» все правильные ответы.
17. Что может служить отделкой для юбки?
а) вышивка
б) отделочные детали
в) конструкция
г) различная фурнитура
Ответ: а, б, г
18. Обозначьте цифрами от 1 до 9 правильную последовательность технологических
операций при раскладке выкройки на ткани:
А – – разложить мелкие детали
Б – – разложить крупные детали
В – – сколоть ткань булавками
Г – – приколоть мелкие детали
Д – – приколоть крупные детали
Е – – определить лицевую сторону ткани
Ж – – нанести контрольные линии и точки
З – – разметить припуски на обработку
И – – обвести детали по контуру
Расположите свои ответы (буквы) по порядку……………………………………
Ответы: Е, В,Б,А,Д,Г,И,З,Ж
19. Установите соответствие между названиями швов и операциями изготовления
швейного изделия:
1- шов вподгибку с закрытым срезом А – обработка бретелей фартука
2- обтачной шов Б – обработка боковых срезов
3- двойной шов или стачной шов В – обработка нижнего среза
Ответ: 1-В; 2-А; 3-Б
20. Вставьте пропущенные слова:
Тёплые цвета ………………. объём фигуры человека, а холодные………………
Ответ: увеличивают; уменьшают
Практический тур
Максимальная сумма баллов за практику – 40 баллов. Она может суммироваться и из
баллов за задание по технологии обработки материалов (20 б.) и задания по
моделированию (20 б.).
Вариант 1.
К разделу «Технология обработки текстильных материалов»
Время выполнения – 45-60 мин.
Материалы и инструменты: ткань из хлопка светлых тонов с печатным рисунком, рабочая
коробка.
Практическое задание «Обработка запошивочного шва»
Выкроить 2 детали размером 15х10 см.
Самоконтроль:
• Машинные строчки должны быть ровные и аккуратные
• Ширина выполняемых швов должна соответствовать заданным величинам
• Отсутствие строчек временного назначения
• Наличие машинных закрепок
• Качество ВТО
• Соблюдение правил техники безопасности
Карта пооперационного контроля по выполнению практической работы
«Обработка запошивочного шва»
Вариант 3
К разделу «Моделирование швейных изделий»
Практическое задание: «Моделирование фартука»
1. Внимательно прочитай описание модели фартука и рассмотри эскиз.
2. Выяви различия между базовой моделью фартука и заданной моделью. В
соответствии с эскизом нанеси новые линии фасона и обозначь свои действия по
моделированию на базовой модели. Используй для этого стрелки, значки, слова в
предложенных строчках второго столбца.
3. Перенеси линии фасона на шаблон из цветной бумаги.
4. Изготовьте из цветной бумаги детали выкройки для раскладки на ткани.
5. Аккуратно наклей детали выкройки в столбец таблицы «Выполнение
моделирования фартука».
6. Нанеси на детали выкройки необходимые надписи для раскроя.
Вариант 4
К разделу «Технология обработки текстильных материалов. Рукоделие»
Время выполнения – 45- 60 мин.
Материалы и инструменты: ткань, нитки, пуговицы, бусины, пряжа и т.д., рабочая
коробка или папка для рукоделия.
Практическое задание:
По инструкционной карте выполнить игольницу (мягкую игрушку, накладную
заплату, текстильный сувенир из предложенных материалов, используя ручные
швы, стежки и строчки).
Мастер класс.
Использование ИКТ на уроках «Технологии».
Составление проверочных тестов с помощью компьютерной программы
«Конструктор тестов».
Цель: Ознакомить и научить преподавателей ГМО работе с
компьютерной программой «Конструктор тестов».
Оборудование: компьютеры, мильтимедийная установка, диск «Конструктор тестов».
Для проверки теоретических знаний учащихся по учебному предмету «технология» и подготовки учащихся к теоретической части олимпиады очень удобно использовать программу «Конструктор тестов». Данная программа позволяет учителю самостоятельно подготовить тесты по тем разделам, которые он считает нужным отработать с учениками более детально и тщательно.
Порядок проведения.
-
Ознакомление с внешним видом программы.
Данная программа состоит из двух частей
-
Редактор тестов предназначен для составления теста учителем. Данная программа содержит большое количество тестов по основным учебным предметам, но по «Технологии» готовых тестов в программе нет. Поэтому учитель может сам создать их по любому разделу программы.
Преимущества программы:
-
возможность составлять тесты с разным типом вопросов (выбор единственно правильного ответа, выбор возможных правильных ответов, установить последовательность ответов, установить соответствие ответов, ввод ответа с клавиатуры.);
-
при использовании теста вопросы для каждого участника появляются в произвольном порядке;
-
ответы на вопрос также появляются в произвольном порядке.
-
Алгоритм работы по составлению тестов
-
В «фильтре по категориям»
-
– вводим номер и название темы,
– ставим отметку – «Задавать вопросы в случайном порядке»;
– ограничиваем количество вопросов по данной теме.
-
Открываем поле «Редактирование вопроса», далее работаем по схеме:
Номер вопроса |
Вопрос |
Тип вопроса |
Во сколько баллов оценивается данный вопрос |
Отметка о случайном порядке вывода на экран вариантов ответа |
Примечание:
Типы вопросов:
Выбор единственно правильного ответа.
Выбор возможных правильных ответов.
Установить соответствие.
Установить последовательность.
Ввод ответа вручную с клавиатуры.
-
Открываем поле «Редактирование ответов».
Номер ответа |
Текст варианта ответа |
Отметка о правильности ответа |
Примечание: в зависимости от типа вопроса вносятся коррективы в «текст варианта ответов».
-
Пример теста.
Рисунок к вопросу №6
Рисунок к вопросу №7
-
Работа учителей с программой.
-
При выполнении теста учащимися , вводим его фамилию, класс.
Можно ввести список учеников всего класса. Далее ученик отвечает на вопросы теста.
После окончания работы на экране появляются результаты в виде цветной диаграммы.
Тема: № название
Вопросов всего:
Задано вопросов:
Пропущено вопросов:
Правильных ответов: 0 (0%)
Неверных ответов: 0 (100%)
Общее количество баллов:
Вы набрали:
Дата теста:
Затраченное время.
Просмотр допущенных ошибок.
Вопрос №
Цена вопроса
Дан ответ………………
Верный ответ…………………….
Результаты можно вывести на принтере.
Применение в работе данной программы позволяет учителю проверить знания, каждого ученика и выставить независимую оценку так как компьютер сам ее выставляет. Данную программу хорошо использовать для подготовки учеников к теоретической части олимпиад по предметам, в частности «Технологии» . Возможность программы задавать вопросы в произвольном порядке не позволяет ученикам запоминать ответы механически.