Как правильно составить тезисный план по истории

Каждому человеку, связанному с деятельностью, которая предусматривает чтение, конспектирование обширной литературы приходили в голову вопросы: как упростить этот процесс? Как потратить меньше времени на эту работу?

В таких случаях целесообразно научиться составлять опорный план, а после выборочно конспектировать какой-либо источник. План – это очень важный этап работы над научным текстом, соотношение содержания речи и ее структуры с поставленной задачей.

Содержание

  • 1 Что такое тезисный план
  • 2 Алгоритм составления общего плана текста
  • 3 Правильное составление тезисного плана
  • 4 Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана
  • 5 Пример составления тезисного плана

Что такое тезисный план

Тезисный план

Каждый день мы видим разнообразные тексты

Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.

Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.

То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.

С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.

Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.

В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.

Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.

Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.

Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.

Существует несколько видов плана:

  1. Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
  2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
  3. План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
  4. Тезисный.

Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.

Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.

Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.

Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.

Алгоритм составления общего плана текста

Алгоритм составления плана

Крайне важна логичность изложения

В основе любого вида плана лежит алгоритм составления общего плана текста:

  1. Необходимо в первую очередь понять сущность и задачи текста.
  2. После определяем, какая же информация нужна для решения задач.
  3. Данные нужно представить в форме пунктов плана.
  4. В логической последовательности располагаем пункты плана.

В конце составления общего плана необходимо удостовериться, что он отвечает следующим критериям:

  1. Логичность изложения.
  2. Отсутствие повторов.
  3. Исчерпанность. План должен вмещать всю информацию, которая необходима в тексте.
  4. Развитие темы текста. Если присутствует пункт плана, который невозможно описать подробнее его формулировки, то его можно объединить с другими пунктами.
  5. Краткость. Избыточность формирования пунктов – лишняя работа. Формулировки пунктов должны быть точными и краткими.
  6. Лаконичность. Текст необходимо вмещать в 5-7 пунктов, так как обширные планы труднее запоминать.

Все эти критерии касаются не только общего плана текста, но и всех его видов.

Правильное составление тезисного плана

Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.

Алгоритм правильного составления тезисного плана:

  1. Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
  2. После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски.
    Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости.
  3. В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.

Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.

Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана

Наиболее распространенные ошибки, совершаемые во время составления тезисного плана:

  1. Люди не разграничивают понятия тезис и цитата. Очень важно отделять понятие «тезис» от понятия «цитата». Тезисом называют краткое подтверждение либо отрицание чего-либо. Цитата – точное выражение из текста, имеющее определенного автора и заключающееся в кавычки.
  2. Нежелание полностью ознакомиться с текстом. Данная ошибка довольно распространена, так как частичное ознакомление с текстом приведет к неверным тезисным пунктам.
  3. Слишком длинные тезисные предложения. Основная черта тезиса – краткость.

Рекомендации по составлению правильного тезисного плана:

  • в тезисах не стоит приводить примеры;
  • необходимо сохранять в содержании тезиса самобытность высказывания для того, чтобы не утерять документальность, а самое главное убедительность;
  • необходимо составлять предварительный простой план, так как он оказывает помощь во время написания основных тезисов

Многие люди, не зная основных правил составления тезисного плана, делаю огромное количество ошибок, а они, в свою очередь влияют на понимание текста.

Пример составления тезисного плана

Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.

Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:

  1. Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
  2. Коэффициент результативности контекстной рекламы.
  3. Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
  4. Условия, при которых реклама будет эффективна.
  5. Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
  6. Результаты тестирования.

Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.

Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.

В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Виды
планов исторического текста и методика обучения их составлению


Простой (информативный) план – передается на основе всех видов основного текста
(описательного, повествовательного, пояснительного), включая резюме, то есть
информацию в кратком, лишенном образности и эмоциональности виде. Его задача –
помочь студентам выделить суть в тексте, логически целостно осознать
исторический факт, наблюдать внутренние связи и взаимосвязи между его
компонентами, воспроизвести информацию как можно ближе к оригиналу


Подробный план имеет сложную структуру и выполняет дополнительную функцию –
учит учащихся не только выбирать и кратко формулировать основные идеи
источника, но и находить в нем положения, раскрывать, раскрывать, выявлять
основные мысли. Работа над развернутым планом также начинается с чтения
(прослушивания) и понимания всего текста, разбиения на готовые части по смыслу
и из оглавления. При повторном чтении учащиеся анализируют содержание каждой
части, выбирают и в виде подпунктов выписывают необходимую информацию. При
проверке работы важно убедиться, что названия абзацев и подпунктов не дублируют
друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, и в целом
содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.

Типичными
недостатками учебных программ по истории являются следующие:

1.
В формулировках плана не учитывается характер изложения учебного текста и
задача его изучения

2.
Содержание плана не соответствует его теме, не раскрывает его

3.
Учебный текст механически разделен на части, что говорит о том, что учащиеся не
понимают его значения

4.
Точки и подпункты развернутого плана эквивалентны по своей информационной
нагрузке и функциональным задачам

5.
Содержание плана не отражает и не превосходит все содержание текста

6.
Подпункты и пункты плана формируются абстрактно, исторически неверно, то есть
без данных и названий, названий фактов и т. д.


Картинный план – воспроизведение внешних деталей (эпизодов главного
исторического факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его
уникально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым или
развернутым, но работа над ним возможна на ярком, красочном с обилием
художественных деталей и литературных приемов описательного или повествовательного
текста учебника.

Безусловным
преимуществом включения графических планов является развитие изобразительных
способностей учащихся, умение ярко и красочно описывать исторические факты,
привлечение внимания к интонациям и литературным приемам рассказчиков, чтобы
использовать их в передаче своих отношений с прошлым. Разница между навыками
обучения информационному и графическому плану очевидна при сравнении вариантов
с тем же названием.

Пример:

Чумной
бунт в Москве

Простой
информативный план

1.    
В сентябре 1771 году в Москве началась
эпидемия чумы

2.    
Карантинные дома становились последним
приютом и больных и здоровых

Картинный
план

1.    
Страшная болезнь с театра русско-турецкой
войны перекочевала в Москву и ее окрестности

2.    
Основными средствами борьбы со страшной болезнью
стали карантинные меры


Смысловой план – перечисление существенных признаков, положений и т. д.,
характеризующих основные исторические факты, которые могут быть выявлены при
анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины,
последствия, историческое значение, формы, факторы

По
форме этот план прост и развернут. Он составлен на основе пояснительного текста
или повествовательно-описательного текста, в котором есть теория, скрытая в
фактах. Составление семантического плана не встретит трудностей, если
содержание текста или его логика совпадают с названием плана. Сложнее сначала
организовать работу с текстом, который шире, чем указанная тема. В этом случае
учащимся необходимо еще раз вспомнить основные правила составления планов и
обратить особое внимание на требования:

1.
Прочитайте название темы плана, выберите из текста абзаца только тот материал,
который он раскрывает

2.
Составив смысловой план, еще раз проверьте, отражает ли он суть исторических
фактов, их причины и следствия и т. д.


Стереотипный план – это рассмотрение однородных исторических фактов с целью
выявления их индивидуальных, особых и общих черт. Этот метод внедряется в
средние классы, когда учащиеся собирают достаточное количество фактов о
подобных исторических явлениях и процессах (народные восстания, завоевательные
и освободительные войны, образование государств, развитие ремесел и культуры и
т. д.) и практический опыт составления простых и подробных планов. Используя
стереотипный план, учащиеся получают возможность обновлять, систематизировать и
обобщать предыдущие знания и интегрировать с ними новые, формулируют целостные
представления о прошлом, признавая закономерности исторического развития
общества и оценивая уникальность и оригинальность каждого отдельного факта
истории. Они также разрабатывают приблизительный алгоритм проведения
исторических исследований, необходимый в старших классах для самостоятельного
изучения теоретических вопросов.

Работа
над стереотипным планом проходит в два этапа. Сначала учитель предлагает
сначала в готовом виде, а затем во вступительном разговоре вместе с учениками
простой информативный план, который определяет порядок изучения однородных
фактов и нумерует их римскими цифрами.

На
втором этапе рассказа (описания, объяснения) учителя в печатном источнике вы
найдете у учащихся конкретные факты, объясняющие каждый пункт стереотипного
плана и раскрывающие особенности уже конкретных, отдельных исторических
событий. Они включаются в план в виде подпунктов и придают ему в целом форму
развернутого плана.

Пример:

Стереотипный
план

Время
обитания человека умелого

1.    
Адам рода человеческого жил примерно
2,5-1,5 млн. лет назад

2.    
По археологической периодизации время его
обитания – верхний палеолит

3.    
Внешний вид и образ жизни человека умелого

А)
это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой

Б)
предполагаемый вес первочеловеков около 30 кг.

В)
объем мозга достигал 430-530 см3

Г)
человек умелый жил семейными кланами, стоил простейшие жилища из веток и листвы
деревьев

Таким
образом, стереотипный план в его законченном виде отражает, с одной стороны,
закономерности, типичные черты исторических процессов и явлений, с другой
стороны, он раскрывает отдельные, особые черты событий.

Слово
стереотип подчеркивает устойчивую повторяемость в содержании включения общих
существенных признаков однородных исторических фактов. В то же время этот тип
плана содержит атрибуты тезисного плана в исполнениях подпунктов.


Тезисный план – перечисление существенных сторон, особенностей, причин,
следствий, отдельных фактов, не имеющих аналогов в истории. Целью составления
тезисных планов является актуализация уникальности, уникальности событий и
явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть
простыми и развернутыми, перейдя в форму тезисных записей, которые сохраняют
стиль первоисточников.

Пример

Тезисный
план «Прожекты Избранной рады»

1.    
С легкой руки князя Андрея Курбского новое
правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной
рады

2.    
В 1549 году в Москве впервые был созван
Земский собор – совещательный орган при царе, представлявший высшее
духовенство, бояр и служилых людей

3.    
На следующий год уложили новый Судебник,
большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда

4.    
Церковные соборы 1549 и 1551 годов
утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили
произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства

5.    
Впервые в Русском государстве создавались специализированные
по отраслям органы центрального управления – приказы

0

Как составить тезисный план, примеры тезисного плана?

дольфаника
[379K]

5 лет назад 

тэги:

примеры,

тезисный план

категория:

образование

ответить

комментировать

в избранное

бонус

1 ответ:

старые выше

новые выше

по рейтингу

0

дольф­аника
[379K]

5 лет назад 

Тезисный план имеет развернутое название пункта, состоит из целого предложения. Для составления тезисного плана разбиваем текст на части и определяем главную мысль, что является важным в этом эпизоде.

Сравните в таблице отличия тезисного и простого плана, в тезисном плане названия пунктов отражают главную мысль части текста. Таблица с примерами тезисного плана.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?


0
нужна помощь?

Смотрите также:

Как составить тезисный план “Слово о полку Игореве?

Что такое тезисный план текста?

Тезисный план статьи Творческая история ” Капитанской дочки” как составить?

Как составить тезисный план сказки «Барин лает в церкви»?

Цитатный и Тезисный план литературного произведения – в чем отличия?

Чем тезисный план сочинения отличается от простого плана?

Как написать тезисный план по биографии Александра Грибоедова?

Как написать тезисный план по биографии А.Блока?

Как написать план рассказа о событиях в Белогорской крепости перед штурмом?

Окружающий мир 4 класс. Как составить тезисный план: Растения ледяной зоны?

Содержание

  1. Планирование и особенности тезисного плана
    1. Зачем нужен план
    2. Особенности тезисного плана
  2. Алгоритмы составления плана
    1. Алгоритм составления общего плана
    2. Алгоритм составления тезисного плана
  3. Типичные ошибки при составлении тезисного плана
  4. Пример составления тезисного плана

Любите много читать и конспектировать? Приходится изучать большие объемы литературы? Хотите как-то упростить процесс восприятия и запоминания материала? В вашем случае стоит попробовать составлять тезисный план.

В этой статье я расскажу, зачем нужен план и как его грамотно составить.

Одним из этапов работы над любым текстом является составление плана. С его помощью вы сможете лучше понимать и запоминать информацию.

План — перечень элементов текста, в которых заключен основной смысл. Если вы собираетесь писать текст, то правильное структурирование будет играть огромную роль.

Элементы текста — смысловые ориентиры, опираясь на которые вы сможете последовательно двигаться к поставленной цели.

Есть несколько вариантов такого плана:

  • вопросительный. В этом случае каждый пункт плана — вопросы к тексту;
  • назывной. Является планом-тезисом номинативного строя. В этом случае ключевые моменты просто называются;
  • опорная схема. Как правило, это отдельные предложения, в которых заложена основная суть текста;
  • тезисный. Он состоит из отдельных тезисов — положений, кратко излагающих ключевую мысль.

Тезисный план представляет собой один из вариантов структурирования текста. Сами тезисы, как я уже писал, это положения, в которых сконцентрирована основные моменты текста.

С помощью тезисов можно разобраться не только в структуре текста, но и в ключевых его идеях, объясняющихся в каждой из частей текста.

Чтобы сформулировать тезисы, сначала нужно внимательно изучить весь доступный вам материал, найти в нем то, что на ваш взгляд можно считать основным и только потом сформулировать тезис.

Тезисный план исходит из того, что в каждом тексте есть определенная структура и логическая связь между составляющими частями текста. Несмотря на то, что каждая текстовая часть отвечает за отдельную идею, которые работают на общую идею, сам текст можно поделить на разделы.

Пункт тезисного плана — двусоставное предложение с заключенной в нем главной мыслью всей части.

Составление тезисного плана возможно только на смысловой основе текста.

Перед тем как приступать к составлению какого-либо из предложенных выше вариантов плана, нужно понимать и уметь составлять общий план текста.

Вот алгоритм его составления:

  1. Определить суть и задачи текста.
  2. Выбрать информацию, с помощью которой можно решить поставленные задачи.
  3. Сформировать из выбранных данных отдельные пункты плана.
  4. Расположить пункты плана в логической последовательности.

Полученный план должен соответствовать определенным критериям:

  • быть логичным и последовательным;
  • не содержать повторы;
  • содержать исчерпывающую информацию по вопросу или теме;
  • не включать пункты, состоящие из одной формулировки (такие пункты лучше объединять с другими);
  • быть кратким. Нужно убедиться, что формулировки точные и краткие;
  • быть лаконичным. План, в котором более 10 пунктов, запоминается сложнее.

Эти критерии применимы как к общему, так и к любому другому варианту плана.

После ознакомления с особенностями составления общего плана, можно приступать к составлению тезисного.

Вот алгоритм его составления:

  1. Чтение текста и обозначение главной мысли.
  2. Формулировка тезиса. Он должен быть кратким, но при этом показывать, насколько идея многогранна. При формулировке тезиса не стоит прибегать к уточнениям — важно просто обозначить суть.
  3. Перечитка и проверка соответствия формулировки основной идее. Обширные тезисы лучше сокращать.
  4. Выделение подпунктов плана (подтезисов основного тезиса). Обратите внимание на то, сколько абзацев в тексте и какие они. В каждом абзаце заключена определенная мысль, и об этом нужно помнить.
  5. Формулировка тезисов. Делать это нужно исходя из количества абзацев и их содержания. Не каждый абзац может стать тезисом, ведь некоторые из них тесно связаны с другими.
  6. Проверка сформулированных тезисов и выделение подпунктов плана.

Тезисный план бывает двух видов: краткий и подробный. Для последнего обязательно наличие подпунктов.

Я собрал для вас все ошибки, которые чаще всего допускают при составлении тезисного плана. Запоминайте их, чтобы при составлении плана у вас не было проблем.

Топ-6 типичные ошибки:

  1. Смешение понятий «тезис» и «цитата». В первом случае у нас — краткое положение, а во втором — цитирование какого-либо высказывания целиком с указанием авторства.
  2. Недостаточное знакомство с текстом. Необходимо прочитать текст полностью: так вы не пропустите ни одну важную мысль и сможете составить подробный тезисный план.
  3. Составление длинных тезисных предложений. Работа над любым планом предполагает краткость.
  4. Наличие примеров. Тезисы не созданы для того, чтобы в них приводили примеры. Это лишнее.
  5. Содержание тезиса должно быть самобытным. Это положительно скажется на убедительности и сохранении документальности.
  6. Отсутствие предварительного общего плана. Как я уже писал выше, перед работой над тезисным планом нужно составить общий.

При составлении тезисного плана нужно отталкиваться от правил структурирования текстовой информации. Также важно понимать, какие абзацы можно и стоит использовать для формулировки тезиса, а какие нет.

пример тезисного плана текста

Надеюсь, эта информация поможет вам составить тезисный план правильно.

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Что значит тезисный план

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Добавить комментарий