Как правильно составить тезисы к исследовательской работе образец

Создать научную работу – это одно. А вот выступить на конференции, предоставить сильные факты, быть интересным, не дать слушающим заскучать, да и предстать перед сотней незнакомых лиц – задача не из легких.

В подготовке к конференции есть что-то похожее на приготовление к защите диплома. Но есть и свои нюансы.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм.

Почему так важно знать, как пишутся тезисы на конференцию?

Участие в научной конференции – это предел мечтаний любого ученого. Именно там собираются все авторитетные личности, которые заметят или не заметят ваши светлые мысли.

Знание того, как правильно написать и оформить тезисы на конференцию, многим пригодится еще раньше. Еще в школе у особо успешных учащихся есть возможность поучаствовать в таком мероприятии. Еще пример – студенческие годы, когда молодые ученые начинают делать свои первые шаги в науке.

Успешное выступление на конференции станет уверенной заявкой на участие в научном сообществе. Если вас заметят (в хорошем смысле), в будущем можно достигнуть больших высот.

И еще один момент, почему так важно следовать правилам написания тезисов для конференции: плохая подготовка представит в невыгодном свете основной научный труд, а порой – и личность самого автора.

И наоборот, хорошая структура, грамотный план и соблюдение всех требований тезисов на конференцию позволят получить сразу несколько преимуществ:

  1. Раскрыть потенциал научного труда.
  2. Обратить внимание на себя и свою работу.
  3. Привлечь финансирование.
  4. Заявить о себе как о новом научном авторе.

Обратите внимание, что отмеченные комиссией тезисы имеют все шансы быть бесплатно опубликованными в сборниках научных статей, сборниках конференций и т.д.

Что такое тезисы для конференции

Написание тезисов на конференцию представляет собой процесс сбора в единое целое взаимосвязанных и логически выстроенных основных положений всей научной работы (курсовой, дипломной, научной статьи), где должны быть приведены основные доказательства и обоснования.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, доклада, статьи, курсовой или дипломной работы.

Есть несколько основных целей написания тезисов:

  • предоставление краткого убедительного обобщения,
  • раскрытие сути работы,
  • знакомство с основными идеями и результатами труда.

Если ближе познакомиться с требованиями к оформлению тезисов для конференции, можно уловить четкое сходство с написанием доклада для дипломной работы. Здесь так же нужно соблюдать маленький объем – всего 2-3 листа формата А4, на которых отображены основные идеи полной научной работы.

Образцы тезисов для научной конференции:

Что такое тезисы для конференции

Виды тезисов

Перед тем как делать тезисы к конференции, стоит хорошенько изучить их по следующим признакам:

  1. По авторству основного научного труда. При их составлении могут использоваться публикации других авторов, а также собственный научный труд. В первом случае чужая работа досконально изучается, выделяется ее суть и главные идеи. На основе подготовленных данных автор формулирует отдельные положения, которые и должны будут отображаться в докладе. Во втором случае предполагается, что автор в ходе исследований приобрел четкое понимание изученного вопроса. И здесь главной задачей является лаконично и емко отобразить перед публикой рассматриваемую проблему.
  2. По месту представления. Перед тем, как делать тезисы к конференции, необходимо понимать, где они будут представлены (семинары, журналы, международные конференции и так далее).
  3. По форме представления. Это может быть презентация с выступлением, публикация, заочное слушание и прочее. Этот пункт напрямую зависит от предыдущего. Пример написания тезисов на заочную научную конференцию будет отличаться краткостью, информативностью, емкостью, чтобы их можно было опубликовать в научном сборнике статей конференций. В презентации же допустимо некое лирическое отступление, а в некоторых случаях будет кстати уместная шутка.
  4. По порядку написания. Такие тезисы доклада на конференцию могут писаться до того, как создается основная научная работа, или когда работа уже готова (по ее примеру). Если работа делается на основе готового материала, она заключается в четком выделении важных моментов и придании всей работе целостности. Образец оформления тезисов на конференцию до создания основного труда является наиболее распространенным типом. Его сложность состоит в том, что материал еще не до конца изучен автором, а потому он еще не имеет четкого представления, о чем писать. Здесь нужно проработать четкий план с мельчайшими подробностями, на основе которых и будет написан текст.
  5. По основному содержанию. Здесь может содержаться постановка проблемы, описываться новая методика работы, результаты интересных исследований и так далее.
  6. По сложности (сложные, средние, простые). При этом простые тезисы занимаются раскрытием основной проблемы, средние (основные, состоящие из множества простых) состоят из принципиально важных идей и положений основного научного труда, а сложные состоят как из простых, так и из основных тезисов, которые максимально полно будут раскрывать суть научной работы.
  7. По стилю изложения (номинативного или глагольного строя). Тезисы глагольного строя выглядят как краткое научное описание и состоят в основном из глагольных сказуемых. Тезисы номинативного строя характеризуются отсутствием глагольных сказуемых, отличаются лаконичной фиксацией научных данных.

Вот мы и рассмотрели основные моменты, как оформляются тезисы для конференции. А теперь перейдем к главному: как их написать?

Как писать тезисы на конференцию: правила и образец

Структура этого вида работы будет полностью зависеть от того, по какому типу тезисов вы решили работать.

Если пишется текст, который будет описывать поставленную проблему, в него должны входить следующие информационные блоки:

  • краткое вступление, раскрытие актуальности тематики;
  • описание цели работы и постановка задач;
  • небольшой лит. обзор, анализ насущных точек зрения и методик;
  • изложение собственных мыслей по проблеме;
  • возможные пути развития проблемы;
  • подведение итогов, оценка достигнутых результатов.

Если пишется текст по результатам исследования, лучше использовать немного другую структуру:

  • краткое вступление, раскрытие актуальности тематики;
  • описание цели работы;
  • общие положения, основные гипотезы;
  • используемые методы и методологии;
  • приведение расчетов и данных;
  • выведение промежуточных результатов, проведение анализа;
  • знакомство с основными результатами;
  • финальный анализ, подведение итогов.

А вот образец того, как пишутся тезисы на конференцию по примеру работы с новыми методиками:

  • краткое вступление, описание методик, сфер применения;
  • описание цели работы и постановка задач при разработке новой методики;
  • знакомство с имеющимися методиками, анализ литературы;
  • знакомство с новой методикой;
  • описание сферы применения;
  • реальная оценка достоинств и ограничений;
  • выводы и степень реализации поставленных задач, описание погрешности методики.

Требования к тезисам на конференцию: как правильно оформляются

Перед началом работы обязательно обратитесь к научному руководителю. Он должен показать, как выглядят тезисы к конференции, показать примеры и образцы, как их делать, а также как оформлять.

Кроме научного руководителя предоставить правила к оформлению может организационный комитет, проводящий конференцию.

Крайне важно уделить оформлению особое внимание. Ошибки и неточности могут стать причиной отказа в выступлении. Почему все так строго? Просто любые отклонения могут стать причиной срыва сроков верстки работ и их дальнейшего размещения в библиотеках и изданиях.

И вот основные правила оформления:

  • основной шрифт – Times New Roman,
  • размер 12-14 кегль,
  • одинарный или полуторный межстрочный интервал,
  • оформление списка литературы точно по ГОСТ 7.1-2003.

А вот и образец оформления тезисов на конференцию.

В заголовке работы должны быть указаны данные автора: его фамилия, имя, отчество, место учебы/работы, страна и город. Иногда требуется выполнять аннотация тезисов на конференцию, но такое бывает крайне редко. Поэтому мы не будет останавливаться на этом пункте.

Главное – определить четкий алгоритм создания тезисов к конференции. Вот вам в помощь чек-лист, с помощью которого вам удастся сделать настоящую «бомбу» и «взорвать» научный мир своим выступлением:

  1. Определить тип тезисов и выбрать их структуру.
  2. Правильно поставить цели и определить результаты, которых хотелось добиться.
  3. Сформулировать рабочее название работы с учетом основного научного труда и темы проводимой конференции.
  4. Продумать структуру тезисов с учетом рекомендаций и типов.
  5. Проанализировать полученные данные, если понадобиться – дополнить и уточнить их. Проследить за логическим построением доказательств, отметить пути достижения поставленной цели.
  6. Узнать требования оформления тезисов к конференции в компетентных органах.
  7. Подготовить текст на основе предоставленного плана.
  8. Выполнить проверку текста. При появлении новых мыслей и идей включить их в готовый документ.
  9. Проверить текст, ключевые слова доклада. Определить соответствие требованиям по оформлению. При необходимости сократить количество страниц до рекомендуемого объема.
  10. Окончательно просмотреть текст статьи, произвести презентацию перед любым авторитетным человеком (руководителем, знакомым, преподавателем).
  11. Отправить готовые тезисы, оформить заявку на участие в конференции организационному комитету.

Не волнуйтесь. Если уж вы дошли до того, что хотите участвовать в конференции, то больше половины этих требований уже прочно сидит в вашей голове. Ну а если время беспощадно летит, а вы не можете выкроить и минутки на подготовку, вовсе не обязательно отказываться от участия. Можно ведь просто обратитсья за тезисами на конференцию у специалистов студенческого сервиса и спокойно наслаждаться миром фактов, научных докладов и глубинных знаний.

Умение создать уникальный научный доклад – это нелегкий труд. Выступая на конференциях, докладчик делится своим научным опытом, а также получает оценку своей деятельности со стороны научного сообщества, поэтому выступление с докладом на конференции – это очень ответственный момент.

Что такое научный доклад на конференцию

Научным докладом является исследование, изложенное в письменном виде, в котором описывается научный опыт автора или же содержатся результаты научного исследования в определенной области науки. Доклад может сопровождаться презентацией, которая готовится на базе данных из основного текста исследования и является наглядной демонстрацией. В докладе тезисно раскрываются исследуемые проблемы, инновационные разработки, которые могут впоследствии превратиться в крупномасштабное исследование. Устный научный доклад необходимо подготовить заблаговременно. Он должен представлять собой тщательно обоснованные тезисы и анализ проблем по теме. Его готовят с опорой на актуальные литературные источники и реальный практический опыт автора. Написать доклад на научную конференцию и выступить с ним – это значит, привлечь внимание к исследуемым проблемам и вызвать дискуссию.

Все работы, представленные на конференцию, публикуются в специальном, приуроченном к конференции, сборнике.  Сборник преподносится в качестве подарка всем участникам конференции. Публикация исследования в сборнике – это очень хорошее подспорье для авторов. Они стремятся публиковать как можно большее количество своих работ, тем самым укрепляя свой авторитет в научном мире.

doklad-na-konferenciyu-primer-obrazec

Подготовка темы и аннотации

Выбор темы научного доклада на конференции по образцу является сложной проблемой, так как от правильно выбранной и сформулированной темы зависит то, как будет построено все исследование. Если тема интересна для автора, то работа продвигается намного быстрее, идеи для ее реализации приходят в голову сами, и доклад будет написан в срок.

При выборе темы и ее формулировке необходимо придерживаться требований:

  1. Не следует выбирать слишком обширную область изучения. Работа должна быть рассчитана максимально на 10 – 15 минут.
  2. Научный доклад должен вызывать интерес у слушателей. Он может содержать новую информацию, практическое исследование проблемы или изложение спорных точек зрения авторов по исследуемой проблеме.

К выбранной теме можно начинать подбор соответствующей литературы, писать план работы, составлять аннотацию – краткое изложение содержания доклада на конференцию и его характеристика. Написание аннотации требует краткости изложения основных положений работы. Основная особенность изложения заключается в том, что оно должно заинтересовать читателя, мотивировать его ознакомиться полностью со всем докладом. Объем аннотации для доклада составляет 0,5 страницы, для более объемного исследования объем не должен превышать 1 страницу.

Основная часть аннотации включает в себя изложение основных моментов, затем следует краткая характеристика основных положений. Написание этой структурной части научной работы особенно важно для автора, так как содержание аннотации создает первое впечатление о научном докладе. При написании аннотации необходимо отталкиваться от того, на какую целевую аудиторию рассчитано само исследование. Так как доклад планируется представлять на научной конференции, то язык аннотации должен соответствовать аудитории: быть лаконичным и содержать соответствующую терминологию. Такие же требования предъявляются к реферату.

Формулировка основных тезисов доклада

Виды тезисов

Тезисы – это формулировка основных положений исследования. Тезисы формулируются кратко, их цель – передать содержание текста, его цели, задачи, методы исследования, результаты и сделанные автором выводы. Когда читатель ознакомлен с тезисами, он понимает суть работы, ее научную и практическую новизну и актуальность. Выступление студента в тезисной форме предоставляются заблаговременно организаторам научно-практической конференции, симпозиума или теоретического семинара. После окончания подобного рода мероприятий тезисы используются для отчетов об их итогах.

Различают несколько видов тезисов доклада на конференции:

  • Авторство. За основу для написания тезисов берутся работы собственного авторства, также работы других авторов.
  • В зависимости от места выступления автора с докладом. Перед формулировкой тезиса необходимо учитывать статус мероприятия: международная конференция, семинар или заседание научного общества. Чем выше статус собрания, тем более ответственно необходимо подойти к написанию тезисов.
  • По форме представления. Представление тезиса зависит от правил конференции, которые устанавливают организаторы. Тезисы могут быть переданы в организационный комитет перед началом заседания, озвучены автором во время выступления, опубликованы в журнале.
  • Тезисы могут быть сформулированы до начала конференции или после нее, но, согласно негласным правилам организации мероприятий тезисы пишутся заблаговременно.
  • Тезисы различают по содержанию на те, которые охватывают постановку проблемы, описание новой методики, предоставление результатов исследования и т.д.

Выбор вида тезисов зависит от правил, которые нужно узнать лучше всего задолго до проведения конференции (симпозиума, научного семинара), чтобы правильно выбрать формат изложения.

Правила написания тезисов на конференцию

Прежде чем приступить к написанию научных тезисов, необходимо продумать структуру работы, цель исследования, название работы. 

При разработке тезисов к своей исследовательской работе необходимо придерживаться правил:

  1. Текст должен быть логично и упорядоченно изложен.
  2. Язык изложения использовать научный, с применением терминологии, но и обязательно быть доступным и для неподготовленного читателя.
  3. Все излагаемые факты необходимо проверить с использованием авторитетных источников.
  4. Таблицы, графики, схемы и диаграммы необходимы для наглядной иллюстрации информации.
  5. В список литературных источников включаются публикации не ранее чем за последние 5 лет. Список источников не нужно загромождать большим количеством литературы.

Правила организации определенного мероприятия имеют важное значение для выступающих, так как они должны им соответствовать, иначе доклад могут не допустить к участию. В случае участия в международной конференции может понадобиться перевод текста на иностранный язык. Если правилами мероприятия предусматривается выступление в сопровождении презентации, то она не должна быть загромождена информацией, в слайды необходимо включать только самые важные моменты работы. По завершении необходимо еще раз проверить написанное, проконтролировать соблюдение объема, формулировку выводов, отсутствие «воды».

Качественное изложение и оформление тезисов научной работы для конференции влияет на решение оргкомитета о возможности публикации, поэтому соблюдение всех правил написания тезисов гарантирует положительную оценку исследования в научном сообществе.

doklad-na-profsoyuznuyu-konferenciyu-primer

Структура доклада

Название

Автору работы необходимо позаботиться о том, чтобы научная работа соответствовала типовой структуре исследовательских работ. Обычно примеры структурных особенностей указаны в методических рекомендациях учебного заведения, в котором обучаются студенты. 

После определения темы и составления плана начинается процесс формулирования названия.Формулировка названия зависит от темы доклада и должна звучать и научно, и привлекательно одновременно.

Рекомендации по формулировке названия:

  1. Название доклада должно соответствовать содержанию. Заголовок не должен ни преувеличивать содержимое работы, ни преуменьшать его, быть соответствующим для научной среды, чтобы не испортить научную репутацию автора.
  2. Заголовок не должен быть длинным. Если слушатели будут в течение нескольких минут осмысливать только название, то это не добавит желания чтения или слушания самой работы. Заголовок должен выражать главную идею работы и быть оптимально лаконичным, чтобы даже при желании из него нельзя было удалить ни слова без ущерба для смысла.
  3. В названии необходим учет специфики сферы научной деятельности.

Введение

Во введении опытные научные работники рекомендуют ответить на вопрос: «Почему так важно то, что я буду писать в этом исследовании?». Обычная фраза для введения о том, что эта проблема важна, потому что она мало исследована или в работе был применен новый метод и получены значимые результаты, то есть, отличающиеся от традиционных и способные повлиять на дальнейшее развитие выдвинутой гипотезы. Необходимо перечислить иные точки зрения на проблему у других ученых, но недостаточно простого перечисления – их необходимо систематизировать, выделить закономерности.

Заключение

Заключение завершает основной текст, и в нем содержатся выводы по итогам проделанной работы. В заключении не должно быть пересказа уже прозвучавшей информации, только ее систематизация и формулировка мнения автора об изученной проблеме, была ли она решена, подтверждена ли выдвинутая гипотеза, достигнуты ли поставленные цели.

Заключительные слова – это выводы, которые сделаны в результате изучения и анализа использованных в материале работ. Необходимо, чтобы присутствовали статистические и аналитические данные, если они присутствовали в основном тексте. Необходимо придерживаться публицистического и научного стиля изложения.

Наглядные материалы

Наглядность, которая сопровождает чтение доклада на конференции очень выгодно отличает выступление от простого чтения, а также экономит ограниченное время. Типы наглядных материалов:

  1. Стендовое оформление исследования – постерная презентация, которая представлена в виде краткого изложения текста работы в виде плаката. Плакат делится на несколько зон, в каждой из которых располагается элемент работы: введение, основная часть, заключение. Каждый элемент оформлен в виде кратко изложенного текста, рисунков, схем, диаграмм, если это необходимо. Докладчик поэтапно следует по стенду, излагая кратко каждый пункт.
  2. Презентация. После того как готов текст доклада, автор создает презентацию на нескольких слайдах, которые поочередно иллюстрируют данные исследования. В презентации должно быть минимальное количество информации из основного текста, так как читать текст исследования и то же самое в презентации – это вызовет негативную реакцию со стороны аудитории. Схемы, статистические данные, изображения из интернета, видео, можно включать в презентацию.
  3. Диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии на отдельных плакатах.

Наглядные материалы помогут аудитории в полной мере воспринять информацию выступления, так как зрительное восприятие в комплексе со слуховым способствует лучшему пониманию содержания.

doklad-na-konferenciyu

Оптимальная продолжительность доклада

Продолжительность выступления на конференциях или на других публичных мероприятиях различна и зависит от правил, которые установлены организаторами. Статус семинара (международный, региональный, университетский) также влияет на время, которое дают каждому выступающему для представления исследования аудитории: от 10 до 30 минут в среднем. Самый главный параметр, который определяет длительность выступления – это то, насколько заинтересована аудитория. Организаторы могут предоставить дополнительное время, если студент не уложился в регламент, но заинтересованность зала очевидна. Перед началом конференции выступающие могут сами попросить, сколько минут они хотели бы презентовать свое исследование. Организаторы могут дать им такую возможность, если позволяет общий регламент мероприятия.

Требования к оформлению

Неправильное оформление работы может испортить общее впечатление от нее, поэтому стоит уделить пристальное внимание этому вопросу. При оформлении следует руководствоваться рекомендациями:

  1. Титульный лист. На нем должно быть указано официальное название организации в верхней части страницы, тема (в центре), ФИО автора, населенный пункт, год написания (в нижней части страницы). Номер страницы не проставляется, но учитывается.
  2. Оглавление. Этот раздел содержит сведения о главах и пунктах доклада и страницах, на которых они расположены. Оглавление может быть создано вручную или автоматически по закладке «Автособираемое оглавление».
  3. Текст доклада – набирается согласно требованиям учебного заведения. Если следовать ГОСТ, то применяется шрифт Times New Roman 14 или 12 пт. По всему тексту необходим абзацный отступ 1,25 см, полуторный межстрочный интервал.
  4. Список литературы. Фамилии авторов должны располагаться в алфавитном порядке. Для разных изданий ГОСТ устанавливает некоторые различия в требованиях:
    • Для книг: ФИО автора, название, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц.
    • Для журнальных или газетных статей: ФИО автора, название статьи, название издания, год, номер выпуска, страницы, на которых размещена статья.
    • Для интернет-источников: ФИО автора, название статьи, адрес сайта, дата публикации, дата посещения страницы.

В тексте делаются сноски на издания внизу страницы или внутри текста.

kak-nachat-doklad-na-konferencii-primery

Вопросы и обсуждение

Формат выступления на конференции подразумевает общение докладчика с аудиторией. Он является главным действующим лицом в уделенное ему время, так как демонстрирует свой труд. Ему предстоит не только ознакомить публику с исследованием, но и принять участие в обсуждении или ответить на вопросы, если таковые возникнут. Определенное количество времени организатор семинара должен выделить на дискуссию, если видит, что тема заинтересовала слушателей. Бывает так, что, отлично прочитав текст работы, спикер не в состоянии ответить внятно на вопросы, или наоборот, живое общение с аудиторией оставит хорошее впечатление о компетентности автора в исследуемой теме. Главное условие того, что выступающий гарантированно компетентно ответит на все вопросы – это досконально знать тему и быть увлеченным ею.

Ошибки при составлении доклада на конференцию

Во избежание ошибок необходимо устранить их в начале работы над темой:

    • уделять много времени подготовке;
    • определить целевую аудиторию и ориентироваться на ее запросы;
    • четко формулировать ключевые моменты;
    • главная мысль должна проходить красной линией через весь доклад;
    • придерживаться ГОСТ по оформлению работы;
    • уделять внимание практической целесообразности исследуемой проблемы, то есть, соответствовать требованиям аудитории;
    • избегать посредственной подготовки;
    • избегать наличия стилистических ошибок в речи, пунктуационных и орфографических – в тексте;
    • постоянно консультироваться у научного руководителя;
    • соблюдать регламент.

Ошибки в подготовке к выступлению – это мины замедленного действия, которые могут взорваться во время доклада или во время обсуждения. Доклад – это не разговор с самим собой, он должен быть ориентирован на целевую аудиторию, поэтому предпочтительнее при выступлении не считывать монотонно текст, а преподносить информацию аудитории, оперируя научной терминологией.

Примеры докладов и тезисов на конференцию

При написании докладов и тезисов необходимо не только изучить теорию оформления и общие требования к ним, но и ознакомиться с реальными аналогичными документами, которые были написаны с соблюдением требований государственных стандартов и прошли испытание на студенческих конференциях, научных симпозиумах, семинарах.

Тезисы доклада на конференцию: примерДоклад на конференцию на тему “Проектно-исследовательская и поисковая деятельность школьной библиотеки в системе патриотического воспитания читателей”.

Тезисы доклада на конференцию: примерДоклад на конференцию на тему “Управление рисками трансграничных наводнений”.

Тезисы доклада на конференцию: примерТезисы доклада на Всероссийской научной конференции аспирантов и молодых учёных.

Тезисы доклада на конференцию: примерТезисы доклада на VII Международную конференцию Российской ассоциации исследователей высшего образования.

Содержание

  • Что такое научные тезисы?
  • Правила написания научных тезисов
  • Требования к оформлению научных тезисов

В сфере науки приняты свои методы письменной коммуникации, одним из которых являются научные тезисы. Писать тезисы к научной статье, докладам и публиковать их в сборниках (журналах) важно уметь не только ученому, но и любому специалисту из разных сфер деятельности.

В деловом и научно-ориентированном сообществе тезисы как жанр письменно-речевого общения всегда были и будут востребованы. А потому каждому необходимо научиться их грамотно формулировать.

Что такое научные тезисы?

тезисы к научной статьеВ словарях можно найти такое определение тезиса – это «положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории» или «утверждение, подлежащее доказательству» (Энциклопедический словарь под ред. А.А. Ивина).

«Внушить аудитории» в данном контексте означает представить весомые доводы, основанные на полученных доказательствах.

В свою очередь, научные тезисы – это написанные в сжатой форме научным языком положения, утверждения, выводы, логически увязанные друг с другом и аргументированно доказанные.

От научной статьи научные тезисы отличаются:

  • ограниченным количеством структурных частей;
  • краткостью, емкостью высказываний;
  • отсутствием подробного анализа, расширенных обоснований чего-либо, цитат иных авторов;
  • малым объемом, порядка 1-2 печатных страниц.

Научные тезисы позволяют:

  • принимать участие в различных научных конференциях, семинарах, тем самым позволяя заявить о себе в научном сообществе;
  • привлечь внимание к своим взглядам, достижениям, к своей иной работе (например, при написании тезисов к научной статье) с тем, чтобы заинтересовать потенциального читателя к изучению исходного текста, способствовать практической реализации полученных результатов в производстве, науке и прочих областях;
  • «пополнить копилку» своих профессиональных достижений, что станет преимуществом при трудоустройстве или продвижении по карьерной лестнице.

Научные тезисы можно классифицировать по различным основаниям:

1 В зависимости от цели написания научные тезисы могут быть:

  • либо для участия в каком-либо научном мероприятии;
  • либо для последующей их публикации;
  • либо для того и другого сразу (когда, например, материалы конференций впоследствии публикуются).

2 По характеру научные тезисы могут быть:

  • приурочены к определенному мероприятию или тематике сборника;
  • написаны по научной работе (научной статье, докладу, магистерской диссертации и пр.).

3 По содержанию научные тезисы делятся на:

  • отчетные тезисы к иным научным работам автора (к научной статье, докладу) – отражают сущность и основные результаты иного уже готового исследования;
  • тезисы-замысел – излагают идею, гипотезу будущего исследования, то есть еще ненаписанной работы.

Второй вид (тезисы-замысел) наиболее востребован для тезисов докладов научных конференций. Он является как бы стартом для создания в будущем полноценной научной статьи.

Публикуются тезисы к научной статье, докладу или иной научной работе во всевозможных специализированных сборниках, например:

  • сборники по материалам различных конференций, где печатаются тезисы докладов конференции и тезисы научных статей;
  • в профильных сборниках, приуроченных к какой-либо актуальной теме (например, Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке»).

Правила написания научных тезисов

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас

Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

Научные тезисы – это самостоятельная научная работа, даже если они пишутся по какому-то уже готовому исследованию (например, по научной статье). Это своеобразная «выжимка» из имеющихся знаний автора тезисов по наиболее актуальным вопросам определенной темы или же из его научного исследования, донесенная до читателя в максимально лаконичной форме.

Требования к структуре научных тезисов довольно разрозненны, поскольку устанавливаются самостоятельно издательствами сборников, где осуществляется их публикация, или организаторами мероприятий, на которых с ними предстоит выступить. Однако чаще всего научные тезисы включают в себя следующие элементы:

  • введение;
  • основную часть;
  • заключение.

Опишем содержательную часть каждого из указанных структурных элементов.

1 Введение

Эта структурная часть научных тезисов чаще всего ограничивается актуальностью: кратко, буквально на 1-3 предложения, описывается суть текущей ситуации, обосновывается потребность в решении изучаемой проблематики.

Но иногда требуют включать и дополнительные элементы в разном сочетании, в числе которых:

  • степень разработанности темы в научной литературе: перечисляются авторы, исследовавшие ранее заявленную тему, описывается, что уже сделано по этой проблеме, а что не сделано;
  • цель: формулируется, зачем проводилось исследование (логически вытекает из предыдущих разделов);
  • задачи: перечисляется, что именно было сделано для достижения цели;
  • объект: говорится, что исследовалось;
  • предмет: конкретизируется объект (какая именно часть объекта исследовалась);
  • методология: уточняется, при помощи каких методов осуществлялось исследование.

Все указанные элементы должны быть сформулированы максимально кратко, их не следует особо расписывать.

Пример введения к научным тезисам:

«В рамках концепции … с использованием методов … были исследованы …».

2 Основная часть

Требования к основной части научных тезисов также весьма различны. Но наиболее распространены следующие:

  • либо последовательное изложение, отражающее основные этапы исследования и полученные результаты;
  • либо только отражение основных аргументированных выводов и результатов, которые приводятся нумерованным списком.

На что обращать внимание при составлении тезисов к научным работам:

  • не пытаемся раскрывать весь ход самого исследования и углубляться в его детали, даже если они будут казаться значимыми и существенными;
  • «выжимаем» из текста только главные аспекты и кратко их описываем;
  • при необходимости включаем данные выборки и формы проведенного исследования;
  • при необходимости характеризуем пройденный путь всего исследования, формулируем по порядку получения промежуточные и основные результаты;
  • акцентируем внимание на итоговых выводах, которые должны соотноситься со сформулированной целью и задачами.

Как писать тезисы к научной статье, докладу и прочей научной работе:

  • тезис должен быть немногословным, но в полном объеме передавать всю основную суть;
  • тезис должен быть обоснован и доказан исследованием;
  • текст пишем понятным, связным и максимально содержательным;
  • текст не пишется в форме доклада, реферата и т.п.
  • текст рассчитан на определенную аудиторию;
  • выдерживаем стиль текста, свойственный этому научному жанру;
  • не используем сокращения и аббревиатуры;
  • заменяем прямое цитирование косвенным;
  • исключаем двусмысленные толкования.

Объем этого раздела является самым большим, порядка 70-80% всего текста.

Выделенные главные позиции проведенного исследования излагаются простым и доступным языком, специализированной терминологией пользуемся в исключительных случаях и минимизируем сложные речевые формулировки и обороты.

Образец формулировок научных тезисов:

«Выборку составили … человек … возраста и … статуса»

«Сравнительный анализ показал…»

«По итогам анализа …»

«Результаты исследования показали, что…»

3 Заключительная часть

Здесь кратко:

  • показываем пользу этой работы, роль результатов для той области, где они могут быть использованы;
  • ориентируем на будущие перспективные разработки по этой теме.

Образец заключения:

«Результаты исследования могут быть использованы в…»

«Планируется дальнейшее изучение …»

С примером уже опубликованных научных тезисов можно ознакомиться здесь.

Требования к оформлению научных тезисов

В том случае, если планируется публикация научных тезисов, то их необходимо оформить должным образом.

Требования к оформлению у каждого сборника разработаны свои. Все они находятся в открытом доступе обычно на Интернет-странице издательства или непосредственно в самом издательстве сборника.

Автору следует узнать требования к оформлению еще на этапе старта написания научных тезисов, чтобы потом не потребовалось их «подгонять» под нужные параметры.

К примеру, где-то требуется формат страницы А5, что существенно сокращает и так небольшой объем. Где-то требуют приводить список использованных источников, а где-то такие требования отсутствуют. Где-то тезисы нужно писать сплошным текстом, а где-то приводить списком.

Еще большим многообразием отличаются требования к полям, размеру шрифта, подзаголовкам, автоматическим переносам и др.

Резюмируя все вышесказанное в настоящей статье, отметим два концептуальных фактора при написании научных тезисов:

  • избирательный подход к выносимым на публику тезисам и их структурное изложение;
  • следование всем требованиям, которые продиктованы сборником, где данные тезисы будут опубликованы, или организатором мероприятия, где эти тезисы будут зачитываться.


БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости

Можно ли верить своим глазам? Оптические иллюзии.

Дзюба Полина, 2 «Г» класс

Научный руководитель: Голионова Юлия Александровна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Лицей», г.Реутов

Оптические иллюзии, или как их ещё называют оптические обманы, возникают у здоровых людей сравнительно часто в течение всей жизни, так как они являются совершенно нормальным состоянием, зависящим от конкретных условий или строения человеческого глаза.

Оптическая иллюзия представляет собой ошибочное визуальное восприятие действительности, предмета или видимого явления в результате особенностей строения зрительного аппарата, а также под воздействием конкретных природных условий (преломление лучей при сильном дожде, искажение очертания предметов или фигуры в сумерках).

Целью данной работы является исследование оптических иллюзий – впечатлений о видимом предмете или явлении, не соответствующих действительности.

Данная работа состоит из следующих этапов:

  1. Подбор и изучение материалов на тему оптических иллюзий.
  2. Исследование подверженности школьников действию оптических иллюзий.
  3. Самостоятельное создание оптической иллюзии.

Нами поставлены следующие задачи:

  1. Изучить различные источники информации о типах оптических иллюзий, об их пользе и вреде, о практическом применении оптических иллюзий в быту, промышленности и искусстве.
  2. Провести эксперимент среди школьников на тему восприятия оптических иллюзий. Ответить на вопрос – подвержены ли школьники влиянию оптических иллюзий и могут ли они воспринимать реальность без искажений?
  3. Попытаться самостоятельно создать оптическую иллюзию с помощью фотографии.

В ходе нашей работы мы установили, что в мире существует множество типов оптических иллюзий, они бывают как вредными, так и полезными или нейтральными. В рамках эксперимента было установлено, что все школьники подвержены влиянию оптических иллюзий. При этом понимание того, что зрение их обмануло, доставляет детям неподдельное удовольствие и радость. Мы доказали, что оптические иллюзии могут создавать самостоятельно даже младшие школьники.

Тезисы

Номинация: «Военная история»

Рассказы деда о войне

Автор: Рыбинцев Даниил, 9 класс, МБОУ Маргаритовская СОШ, Ростовская область

Руководитель: Попова Елена Николаевна,

руководитель кружка «Юные краеведы Приазовья», учитель английского языка,

МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района, Ростовская область.

В начале мая наша семья готовится ко Дню Победы. Мы украшаем Георгиевскими лентами портреты прадедушек и дедушек: все они были военными. Один из них, Рыбинцев Петр Иванович, был участником Великой Отечественной войны. Слушая воспоминания о дедушке, мне захотелось узнать о нём как можно больше. Так была определена проблема исследования. Биографические исследовательские работы всегда будут актуальны, т.к. изучая судьбы людей, мы изучаем историю Отечества. Предмет исследования – судьба Рыбинцева П.И., объект исследования – незабываемые факты его жизни. Цель: провести исследование воспоминаний о боевых буднях участника войны Рыбинцева П.И., записать биографические рассказы о войне, создать брошюру. Согласно поставленным задачам в ходе исследовательской работы обработан исторический материал: архивные документы, воспоминания, фото источники, составлены биографические рассказы, создана брошюра. Применялись методы: теоретический, эмпирическое исследование; сравнительный анализ. В комплексном исследовании воспоминаний родственников, архивных документов, фото источников заключается новизна данной работы. По проблеме изучены архивные документы, литература.

Мой дедушка, Рыбинцев Пётр Иванович, родился в селе Ивановка Курской области в 1925г. С детства у дедушки была изобретательская жилка и тяга к технике. Когда началась война, Рыбинцеву П. И. было 16 лет. В декабре 1942 года, 17-летним парнем он был призван в Армию. Пётр хорошо разбирался в технике, и его направили в авиатехническую школу. Обучение продолжалось до 05.44г. Итак, рассказы моего деда, которые увековечат память о нём в проекте «Народная летопись Великой Отечественной войны».

Эшелон следовал на 1-ый Украинский фронт, когда налетели немецкие истребители. Бомбили ужасно. За несколько минут бомбёжки было убито, ранено огромное количество людей. Для деда на войне это было первое сильнейшее потрясение. Во время войны мой дедушка служил в 945 Штурмовом авиаполку. Он был авиамехаником, готовил самолёты Ил-2 к боевым вылетам. В марте 1945 года в полк прибыли молодые лётчики. У одного из них была гармонь. Сверстники подружились. Как-то штурмовики вылетели на задание, самолёт его друга подбили. Дедушка до ночи сидел на взлётке, ждал. Чуда не случилось. Гармонь осталась у дедушки в память о друге. До конца дней своих он изредка её брал и наигрывал военные песни.

Авиаполк базировался в пригороде Потсдама, а в 3-х километрах находилась немецкая деревня. 10 мая была очередь моего дедушки идти за молоком для раненых. По пути он встретил офицера в советской форме. На узкой тропе офицер пропустил деда вперёд, и это его очень насторожило. Дедушка отпрыгнул в сторону, а через секунду прогремел выстрел. Пуля попала в висок по касательной, кровь заливала лицо. В госпитале сказали: «Родился в рубашке!». Однополчане схватили офицера – это был диверсант. Когда началась Берлинская операция, личный состав авиаполка посадили на Т-34. Так мой дед на броне, с автоматом в руках въехал в Берлин. Ещё две недели бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Моему дедушке, Рыбинцев П.И. тогда было 20 лет. Он вспоминал: «Май-45! Победа! Необыкновенная радость переполняла сердце! Все кричали «Ура!». Стены рейхстага быстро заполнялись надписями и росписями воинов. Писали мелкими и крупными буквами, прописными и печатными, была рифма, была и брань. Все надписи были в хаотичном порядке». К нему подошёл друг и сказал: «Петя, пойдём, напишем свои имена и фамилии». «Да, это надо для истории! Пусть знают НАШИХ!» Дедушка нашёл на стене свободное место и написал: «Пётр Рыбинцев. 04.05.45».

Изучив документы, были установлены важные исторические факты, относящиеся к исследуемому периоду времени. Информация помогла уточнить некоторые пункты биографии, по аэродромам базирования восстановлен боевой путь 945 авиаполка. Хотя задачи проекта выполнены, и цель достигнута, отряд «Юные краеведы Приазовья» продолжит работу с ветеранами, детьми войны и их потомками по сбору информации. И это будут новые страницы истории о судьбах наших соотечественников. Так мы познаём историю своего Отечества.

Добавить комментарий