Как правильно составить толстый вопрос

Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».

Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма

Ученики пишут

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как звали… ?

Было ли… ?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Использование техники на уроках в школе

Школьники разговаривают

После составления таблицы ученики работают в группах, задавая вопросы друг другу

«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:

  • На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
  • На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
  • В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.

Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:

  • I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.
  • II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
  • III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.

Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене

С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой над составлением таблицы. Что касается первого аспекта, то в начальном звене (таблицу можно начинать заполнять уже во 2 классе) рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта. Также в работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.

В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.

Старшеклассники на уроке

Старшеклассникам полагается работать над заданием без помощи учителя

В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.

Примеры использования

Литература

Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто главный герой?

Что связывало Базарова с Аркадием?

Когда они познакомились?

Как звали возлюбленную главного героя?

Было ли чувство взаимным?

Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?

Объясните, почему Базарова тяготили его родители?

Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?

В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?

Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?

Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?

Русский язык

В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

История

На уроке истории в рамках темы «Причины Второй мировой войны» ученики могут составить вопросник по такому образцу:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто руководил нападением на Польшу?

Что связывало политических руководителей Европы накануне войны?

Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР?

Как звали главнокомандующего советских войск?

Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении?

Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе?

Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта?

Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера?

В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии?

Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну?

Мог ли Жуков сократить человеческие потери?

Обществознание

«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы. Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое технический прогресс?

Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны?

Было ли возможным будущее человечества без технологий?

Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека?

Объясните, почему общество зависит от технологий?

В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу?

Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться?

География

Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое океан?

Что связывает все океаны?

Когда они образовались?

Как называли океаны в древности?

Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?

Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?

Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

Почему нельзя пить воду из океана?

В чём различие Тихого и Индийского океанов?

Предположите, что будет, если океаны высохнут?

Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?

Биология

На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое бактерии?

Когда впервые упоминаются бактерии?

Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?

Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?

Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?

Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?

Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?

Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?

Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить “да” или “нет”, но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы) , и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы) . Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Тонкие вопросы
кто.. .
что.. .
когда.. .
может.. .
будет.. .
мог ли.. .
как звали.. .
было ли.. .
согласны ли вы.. .
верно.. .
Толстые вопросы
дайте объяснение, почему.. .
почему вы думаете.. .
почему вы считаете.. .
в чем разница.. .
предположите, что будет, если.. .
что, если…

Для чего и как используется приём «Толстые и тонкие вопросы»

В контексте образовательного процесса для школьников важно не просто научиться механически запоминать и воспроизводить предлагаемый материал, но овладеть навыком установления причинно-следственной связи. С этой целью применяются методические приёмы развития логического мышления ученика, в числе которых обучение умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и развёрнуто. Часто для этого используется такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы».

Суть методики

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. В ходе составления и разбора вопросов между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие навыки, лучшее усвоение материала. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.

Цели методики

Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:

  1. Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.

  2. Закрепить навык формулирования вопросов.

  3. Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.

Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.

Таблица: применение вопросов на разных этапах урока

Этапы урока

Реализация приёма

Повторение пройденного

Дети отчитываются по домашнему заданию, отвечая на вопросы в конце статьи учебника.

Изучение нового материала

Учитель освещает новую тему, контролирует степень понимания, задавая «толстые» вопросы.

Закрепление материала

Дети с помощью учителя составляют вопросник, находя связь между полученными на уроке и уже имеющимися знаниями.

«Тонкие» и «толстые» вопросы на уроках начальной школы

Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло. Ещё Пифагор учил своих подопечных размышлять, задавая им вопросы.

Примеры заданий для младших классов:

  • составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;

  • дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса;

  • самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.

Таблица: природоведение — урок по заповедникам в 4 классе

Этап урока

Содержание

Повторение пройденного

Отвечая на «тонкие» вопросы, ученики последовательно связывают событие с дальнейшими действиями государства по созданию заповедников на территории России и охране национального достояния. Они могут проследить логическую цепочку действий по улучшению экологической обстановки. «Тонкие» вопросы:

  • какой праздник отмечается 11 января? (День заповедников и национальных парков)

  • когда организован первый заповедник в России? (В 1916 году)

  • как назывался? (Баргузинский)

Изучение нового материала

Учитель ставит перед классом проблемные вопросы. Отвечая, дети начинают понимать, что человек должен относиться бережно к дарам природы:

  • почему надо любить и охранять природу?

  • почему заповедные земли считаются священными?

  • каковы особенности «Красной книги»?

Закрепление

На этапе закрепления детям предлагается составить два «толстых» вопроса по содержанию статьи учебника, разделённой на абзацы. Класс делится на группы, каждая работает над одной частью. Учитель проверяет варианты вопросов, комментирует, вносит поправки. Учащиеся записывают.

Урок чтения: творчество А. С. Пушкина

Изучая творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и «толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания:

  • «тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);

  • составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).

  • «толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?

Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.

Использование приёма в средней школе

В средней школе умение обдумывать и размышлять, ставить вопросы и отвечать на них отвечает ряду задач соответствующего возрастного периода и облегчает их прохождение. Для подростка важно и самосознание, и общение со сверстниками; то и другое требует вопросов и ответов. В качестве задания на дом учитель может предлагать составить «толстые и тонкие» вопросы по содержанию произведения, текста статьи, дополнительного источника.

Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 7 классе

Тема

Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник»

Форма

Урок-беседа (поможет учащимся раскрыть главную мысль произведения, выяснить отношение автора к событиям, изображённым в рассказе, выразить свою точку зрения).

Цели

  1. Донести до детей, что действия и без злого умысла приводят к печальным последствиям.

  2. Выяснить, понимают ли они это.

  3. Укрепить у детей навык рассуждения и анализа художественного произведения.

Предварительное задание

После прочтения произведения дома составить свои «тонкие» вопросы. (На уроке проверяется выполнение, вопросы корректируются и записываются).

«Тонкие» вопросы от учителя

  1. Перечислите героев рассказа.

  2. Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»?

  3. Какое событие легло в основу рассказа?

«Толстые» вопросы от учителя

  1. Каково ваше отношение к персонажу?

  2. Что смешно и грустно в рассказе?

  3. Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

Примечания

В течение занятия учитель акцентирует внимание учащихся на ответах на «тонкие и толстые вопросы», спрашивает: «Можно ли, используя только вопросы с конкретными ответами, раскрыть тему?»

Итоговое задание

Составить к рассказу «толстые» вопросы, которые помогут охарактеризовать главного героя рассказа «Злоумышленник». (Таким образом, размышления и оценка учениками материала продолжается дома и завершается на следующем уроке, когда учитель организует опрос или, например, коллоквиум по составленным толстым вопросам, а затем подведение итога по рассмотренной теме).

«Толстые» и «тонкие» вопросы в старшей школе

В старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов, комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в дискуссиях — обосновать свою позицию.

Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе

Тема

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Форма

Дискуссия

Цели

Научить вести спор, высказывать отношение и понимание проблемы, слушать оппонента.

Предварительное задание

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» найдите главы, повествующие о переживаниях Раскольникова после преступления. Для работы предлагается самостоятельное прочтение текста с последующим обсуждением и выделением главной мысли.

«Тонкие» вопросы от учителя

  1. Кто такой Родион Раскольников?

  2. Назовите жертвы преступления.

  3. Какая связь между ними?

«Толстые» вопросы (могут быть подготовлены учениками, откорректированы учителем)

  1. Каковы причины совершения преступления?

  2. Можно ли назвать поведение Раскольникова адекватным после убийства?

  3. Почему персонаж хочет, чтобы деяние было раскрыто?

  4. Готов ли он сам сознаться?

Примечания

В ходе занятия учащиеся озвучивают собственную позицию, приводят подтверждение из текста, делают выводы о психологическом состоянии Раскольникова, который совершил преступление.

Итоговое задание

Подготовить сочинение по одному из «толстых» вопросов, озвученных на занятии.

Ответы на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые» вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.

Варианты «тонких и толстых вопросов» на различных уроках

Вопросы можно смело назвать методическим средством, доступным абсолютно любому учителю ещё с древности. Их легко встраивать в план урока, они позволяют работать и индивидуально, и в парах, и в группах. «Толстые и тонкие» вопросы направят вашу мысль.

Таблица: «толстые» и «тонкие» вопросы на уроках по различным дисциплинам (примеры)

Предмет

Тема

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Русский язык

Имя прилагательное

  1. Определение понятия?

  2. На какие группы делятся прилагательные?

  3. Как подчёркивается при синтаксическом разборе предложения?

  1. Какова роль прилагательного?

  2. Как согласуется оно с другими частями речи?

  3. С какой целью используется?

Литература

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  1. Когда создана пьеса?

  2. Кто главный герой?

  3. Где происходит действие?

  4. Назовите персонажа с «говорящей» фамилией.

  1. Как Грибоедов определяет идею своего произведения?

  2. По каким критериям Чацкий даёт оценку фамусовскому обществу?

  3. Сравните жизненную позицию главного героя и Молчалина.

  4. Каково отношение автора?

История

Война 1812 года

  1. Назовите союзников России в войне с Наполеоном.

  2. Кого Александр 1 поставил главнокомандующим?

  3. Где происходило генеральное сражение, определившее исход войны?

  1. Почему, несмотря на потери, Россия победила?

  2. Приведите примеры народного патриотизма.

  3. Определите характер и поведение русских войск на территории противника.

География

Италия

  1. Покажите на карте местоположение Италии.

  2. Назовите столицу, города.

  3. Укажите граничащие страны.

  1. Как географическое положение влияет на экономику?

  2. Что привлекает туристов на территории государства?

  3. Какими преимуществами и недостатками обладает жизнь в этой стране?

Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения. Чтение становится вдумчивым, осознанным.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

«Тонкие и толстые» вопросы при работе с текстом на уроках литературного чтения

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ Школы №2089Стекачева О.В.

Слайд 2

Текст слайда:

Умный вопрос – это уже половина дела!Ф.Бекон

Слайд 3

Текст слайда:

Вопрос

«Тонкий»

«Толстый»

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

Задачи:

Активизация познавательной деятельности учащихся;Развитие критического мышления через чтение;Развивать умение работать с новым материалом, работать с пройденным материалом;Развивать умение формулировать вопросы;Научиться различать между собой «тонкие и толстые вопросы»;Обучить навыку уточнения (или «утончения») толстых вопросов.

Слайд 6

Текст слайда:

Когда использовать вопросы?

Прием «толстых и тонких» вопросов может бытьиспользован на любой из трех стадий урока (сточки зрения развития критического мышления).На стадии вызова (введение в проблему, актуализация опыта и знаний), это будут вопросы на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.На стадии осмысления содержания (изучение нового материала) прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;При рефлексии(закрепление материала) – для демонстрации понимания пройденного.

Слайд 7

Текст слайда:

Что дают нам вопросы?

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом»толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Слайд 8

Текст слайда:

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание

Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу

Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Слайд 9

Текст слайда:

Выводы:

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся;Развивает умение задавать «умные» вопросы;Классификация вопросов заставляет вдуматься в текст и помогает лучше усвоить его содержание;Учащиеся учатся обсуждать полученные знания со своими одноклассниками, учатся высказывать свое мнение;

Зачем нужны вопросы?

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.

Суть методики

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.

В ходе составления и разбора вопросов между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие навыки, лучшее усвоение материала

Цели методики

Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:

  1. Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.
  2. Закрепить навык формулирования вопросов.
  3. Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.

Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.

Таблица: применение вопросов на разных этапах урока

Этапы урока Реализация приёма
Повторение пройденного Дети отчитываются по домашнему заданию, отвечая на вопросы в конце статьи учебника.
Изучение нового материала Учитель освещает новую тему, контролирует степень понимания, задавая «толстые» вопросы.
Закрепление материала Дети с помощью учителя составляют вопросник, находя связь между полученными на уроке и уже имеющимися знаниями.

«Толстые» и «тонкие» вопросы в старшей школе

В старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов, комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в дискуссиях — обосновать свою позицию.

Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе

Тема Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Форма Дискуссия
Цели Научить вести спор, высказывать отношение и понимание проблемы, слушать оппонента.
Предварительное задание В романе Ф .М. Достоевского «Преступление и наказание» найдите главы, повествующие о переживаниях Раскольникова после преступления. Для работы предлагается самостоятельное прочтение текста с последующим обсуждением и выделением главной мысли.
«Тонкие» вопросы от учителя
  1. Кто такой Родион Раскольников?
  2. Назовите жертв преступления.
  3. Какая связь между ними?
«Толстые» вопросы (могут быть подготовлены учениками, откорректированы учителем)
  1. Каковы причины совершения преступления?
  2. Можно ли назвать поведение Раскольникова адекватным после убийства?
  3. Почему персонаж хочет, чтобы деяние было раскрыто?
  4. Готов ли он сам сознаться?
Примечания В ходе занятия учащиеся озвучивают собственную позицию, приводят подтверждение из текста, делают выводы о психологическом состоянии Раскольникова, который совершил преступление.
Итоговое задание Подготовить сочинение по одному из «толстых» вопросов, озвученных на занятии.

Ответы на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые» вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.

«Тонкие» и «толстые» вопросы на уроках начальной школы

Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло.

Примеры заданий для младших классов:

  • составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;
  • дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса;
  • самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.

Ещё Пифагор учил своих подопечных размышлять, задавая им вопросы

Таблица: природоведение — урок по заповедникам в 4 классе

Этап урока
Повторение пройденного Отвечая на «тонкие» вопросы, ученики последовательно связывают событие с дальнейшими действиями государства по созданию заповедников на территории России и охране национального достояния. Они могут проследить логическую цепочку действий по улучшению экологической обстановки. «Тонкие» вопросы:

  • какой праздник отмечается 11 января? (День заповедников и национальных парков)
  • когда организован первый заповедник в России? (В 1916 году)
  • как назывался? (Баргузинский)
Изучение нового материала Учитель ставит перед классом проблемные вопросы. Отвечая, дети начинают понимать, что человек должен относиться бережно к дарам природы:

  • почему надо любить и охранять природу?
  • почему заповедные земли считаются священными?
  • каковы особенности «Красной книги»?
Закрепление На этапе закрепления детям предлагается составить два «толстых» вопроса по содержанию статьи учебника, разделённой на абзацы. Класс делится на группы, каждая работает над одной частью. Учитель проверяет варианты вопросов, комментирует, вносит поправки. Учащиеся записывают.

Урок чтения: творчество А. С. Пушкина

Изучая творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и «толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания:

  • «тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);
  • составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).
  • «толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?

Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.

Прием «Толстый и тонкий вопросы»

Толстые
?

Тонкие
?

В
эту графу мы записываем те вопросы,
на которые предполагается развернутый,
«долгий», обстоятельный ответ.

Например:
«Kакова связь между временем года и
поведением человека?».

1.

2.

В
эту графу мы записываем те вопросы,
на которые предполагается однозначый,
«фактический», обстоятельный ответ.

Например:
«Kоторый сейчас час?».

1.

2.

Толстые
?

Тонкие
?

Как
успехи в сельском хозяйстве и ремесле
повлияли на возникновение городов?

В чем различие между городом и
деревней?
Как был защищен средневековый
город?
С чем связан быстрый рост
городов в Европе в Х-Х1 вв?

Когда
в Европе стало быстро увеличиваться
количество городов?
Кто были первыми
жителями городов?
Перечислите
крупнейшие города средневековой
Европы.
Были ли средневековые города
центрами торговли?

Достаточно
взглянуть на эту таблицу, чтобы понять
сущность этого приема.

Прием
«Толстый и тонкий вопросы» известен и
используется в следующих обучающих
ситуациях.

·
Для организации взаимоопроса. После
изучения темы учащимся предлагается
сформулировать три «тонких» и три
«толстых» вопроса, связанных с пройденным
материалом. Затем – они опрашивают друг
друга, используя свои таблицы «толстых
и тонких вопросов».

·
Для начала беседы по изучаемой теме.
Если просто спросить: «Что вас интересует
в данной теме?», то есть вероятность,
что вопросы будут необдуманными и
скороспелыми. Если же после небольшого
вступления попросить учащихся
сформулировать хотя бы по одному вопросу
в каждую графу, то уже можно судить об
основных направлениях изучения темы,
которые интересуют учащихся.

·
Для определения вопросов, оставшихся
без ответа после изучения темы.

Часто
учащиеся задают вопросы, не учитывая
времени, которое займет ответ на них.
Учителя такие вопросы могут назвать
неуместными и несвоевременными. Описанный
прием как раз и развивает умение оценивать
уместность той или иной формулировки,
хотя бы по временному параметру.

Проиллюстрируем
этот прием на примере фрагмента урока
по истории средних веков “Возникновение
средневековых городов”. На стадии
рефлексии после изучения текста параграфа
учащимся дается задание составить 3-4
тонких и толстых вопроса, занести их в
таблицу, затем поработать с вопросами
в парах, выбрав наиболее интересные,
которые можно задать всему классу. В
тетради м

Толстые
?

Тонкие
?

В
эту графу мы записываем те вопросы, на
которые предполагается развернутый,
«долгий», обстоятельный ответ.

Например:
«Kакова связь между временем года и
поведением человека?».

1.

2.

В
эту графу мы записываем те вопросы, на
которые предполагается однозначый,
«фактический», обстоятельный ответ.

Например:
«Kоторый сейчас час?».

1.

2.

Толстые
?

Тонкие
?

Как
успехи в сельском хозяйстве и ремесле
повлияли на возникновение городов?
В
чем различие между городом и деревней?

Как был защищен средневековый город?

С чем связан быстрый рост городов в
Европе в Х-Х1 вв?

Когда
в Европе стало быстро увеличиваться
количество городов?
Кто были первыми
жителями городов?
Перечислите
крупнейшие города средневековой Европы.

Были ли средневековые города центрами
торговли?

«Ромашка
вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия
(от др. греч. – расположение, строй,
порядок) вопросов, созданная известным
американским психологом и педагогом
Бенджамином Блумом, достаточно популярна
в мире современного образования. Эти
вопросы связаны с его классификацией
уровней познавательной деятельности:
знание, понимание, применение, анализ,
синтез и оценка.

Шесть
лепестков – шесть типов вопросов.

·
Простые
вопросы.
Отвечая
на них, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Их часто формулируют на традиционных
формах контроля: на зачетах, при
использовании терминологических
диктантов и т.д.

·
Уточняющие
вопросы
.
Обычно начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что…?», «Если я правильно
понял, то…?», «Я могу ошибаться, но,
по-моему, вы сказали о…?». Целью этих
вопросов является предоставление
обратной связи человеку относительно
того, что он только что сказал. Иногда
их задают с целью получения информации,
отсутствующей в сообщении, но
подразумевающейся. Очень важно эти
вопросы задавать без негативной мимики.
В качестве пародии на уточняющий вопрос
можно привести всем известный пример
(поднятые брови, широко раскрытые глаза):
«Ты действительно думаешь, что…?».

Воспроизведение

Простые

Кто?
Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно
ли я понял..?

Применение

Практические

Как
можно применить..?

Что
можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие
вопросы

Что
будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как
вы относитесь ?

·
Интерпретационные
(объясняющие) вопросы
.
Обычно начинаются со слова «Почему?».
В некоторых ситуациях (как об этом
говорилось выше) могут восприниматься
негативно – как принуждение к оправданию.
В других случаях – направлены на
установление причинно-следственных
связей. «Почему листья на деревьях
осенью желтеют?». Если учащийся знает
ответ на этот вопрос, тогда он из
интерпретационного «превращается» в
простой. Следовательно, данный тип
вопроса «срабатывает» тогда, когда в
ответе на него присутствует элемент
самостоятельности.

·
Творческие
вопросы
.
Когда в вопросе есть частица «бы», а в
его формулировке есть элементы условности,
предположения, фантазии прогноза. «Что
бы изменилось в мире, если бы у людей
было не пять пальцев на каждой руке, а
три?», «Как вы думаете, как будет
развиваться сюжет фильма после рекламы?»

·
Оценочные
вопросы
.
Эти вопросы направлены на выяснение
критериев оценки тех или иных событий,
явлений, фактов. «Почему что-то хорошо,
а что-то плохо?», «Чем один урок отличается
от другого?» и т.д.

·
Практические
вопросы.
Всегда,
когда вопрос направлен на установление
взаимосвязи между теорией и практикой,
мы его будем называть практическим.
«Где вы в обычной жизни могли наблюдать
диффузию?», «Как бы вы поступили на месте
героя рассказа?».

Опыт
использования этой стратегии показывает,
что учащиеся всех
возрастов (начиная с первого класса)
понимают значение всех
типов вопросов (то есть могут привести
свои примеры).

ЭССЕ

Напомним,
что эссе – это письменная форма, в
которой отражены впечатления, мысли и
опыт учащегося в связи с определенной
темой. Это жанр публицистики, свободная
трактовка какой-либо проблемы, темы.
Создателем эссе считается М.Монтень
(“Опыты” 1580г.). В настоящее время
эссе часто называют “потоком сознания,
перенесенного на бумагу”. Долгое
время этот жанр не использовался в
школьном обучении, теперь же учителя
активно практикуют письменные задания
в форме эссе. Если это работа на уроке,
заранее оговариваются временные границы
ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время,
отведенное на “свободное письмо”).
В зависимости от цели написания отбирается
автором и содержание. В любом случае
эссе – художественная форма размышления.

Модель
написания эссе:

  1. Предварительный
    этап (инвентаризация): вычленение
    наиболее важных фактов, понятий и.т.д.

  2. Работа
    над черновиком.

  3. Правка.
    Может осуществляться в паре в процессе
    взаимообмена.

  4. Редактирование.
    Исправление замечаний, сделанных в
    ходе правки.

  5. Публикация.
    Чтение на аудиторию

Возможный
алгоритм написания дискуссионного
очерка:

  1. Обсуждаемая
    тема (проблема).

  2. Моя
    позиция.

  3. Краткое
    обоснование.

  4. Возможные
    возражения, которые могут выдвигать
    другие.

  5. Причина,
    почему данная позиция все же правильна.

  6. Заключение.

«РАФТ»

Данная
стратегия структурирует процесс создания
первичного текста.

Перед
написанием учащимся предлагается
определиться с четырьмя параметрами
будущего текста:

Р
– ролью. То есть, от чьего имени вы будете
писать?

А
– аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф
– в какой форме вы будете писать (анекдот,
рассказ, диалог, эссе).

Т
– тема. На чем будет сосредоточен ваш
текст? Какова его основная идея?

Эта
структуризация поможет учащимся
осмысленнее подходить к написанию
текста, а для кого-то послужит возможностью
снять лишнее напряжение: когда я пишу
от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный
контроль, боязнь оценки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий