Рисуем картину результата
Прежде чем искать фотографа, выстраиваем в голове композицию готовой фотографии, после ищем исполнителя по критериям. Чтобы фотограф правильно выполнил работу, не разочаровал в результатах, нужно четко, емко, без общих слов описать задачу.
Задача проекта
Для каких целей нужны фотографии, как и где вы их будете использовать. Расскажите о компании, характере съемки в трех словах (практично, качественно, яркий дизайн), слогане, главной идее, целевой аудитории, болях. Например, требуется коммерческая съемка, под печатную продукцию. Если для сайта, то какого. Рекламный лендинг или интернет магазин. Для каждого из перечисленных вариантов итог будет отличаться.
Вид фотосъемки
Для начала определимся с тем, как клиент должен воспринимать продукт на фото. Это должно быть четкое понимание продукта или вызывать яркую эмоцию.
- Техническая фотосъемка. Заточена под получение точной фотокопии снимаемого объекта. Передача цвета, формы, объема, размеров. Изображение максимально точно соответствует реальному объекту;
- Художественная фотосъемка. В такой фотографии мы показываем не полный вид объекта, а что нужно выделить, делаем акценты на важных деталях. Это постановочная фотография, которая вызывает эмоции у зрителя с помощью фотоэффектов и коррекции.
Модель или команда
Важно заранее знать, будет ли на фотографии кто-то, кроме вашего продукта. Если модели, то сколько, кто будет подбирать и какой порядок отбора.
Работу команды тоже нужно продумать, это сделает процесс быстрее и эффективнее. Подумайте сколько человек одновременно будет в кадре, как каждый из них должен взаимодействовать с продуктом, какие эмоции должны передавать, а какие не должны.
Главный герой фотографии
Фотография одного предмета или нескольких. Сколько предметов должны быть одновременно на фотографии. Цвет, материал, размер, особенности. Желательные, нежелательные ракурсы. От этого зависит выбор аппаратуры для фотографии.
Сюжет и композиция
Возьмем, например фотографию духов. Запах духов это композиция ароматов, которую хочется подчеркнуть (разложить цветы или фрукты на фоне). Предупредите фотографа о дополнительных предметах на фотографии, продумайте нужный реквизит, если понадобится.
Фон
Цвет фона не менее важный пункт в подготовке. При неудачном выборе фона, продукт может просто сливаться с ним, передавать не ту эмоцию. Или понадобится обтравка изображения (вырезание фона). В интернет-магазинах чаще используют фотографии с обтравкой на белом фоне. Для тех, кто не хочет заморачиваться и много платить придумали лайтбокс (конструкция в виде куба, на которую натянута полупрозрачная, рассеивающая свет ткань), в нем получаются те самые фотографии товара, но ниже качеством.
Требования к оформлению фотографии
Укажите в техническом задании, должны ли присутствовать элементы бренда (логотип, корпоративные цвета, символика). Кадрирование, ориентация фотографии (альбомная, книжная), расположение объектов (слева, справа, по центру). Это важно учитывать, чтобы фотография хорошо вписалась в дизайн сайта.
Место проведения фотосъемки
В офисе, магазине, на объекте, заводе. Будите ли арендовать студию или помещение, возможно у фотографа есть студия, в которой он работает. Важно заранее оговорить или показать (идеально) место предполагаемой фотосессии. Зная параметры помещения, фотограф подберет нужную аппаратуру.
Референсы
Сколько не объясняй, чего хочешь, проще показать. Подберите пару вариантов, на которые нужно опираться. Лучше смотреть не только российский рынок, но и зарубежный. Опишите, что вас привлекло. Попросите дизайнера сайта, нарисовать эскиз фотографий, чтобы продумать отображение на мобильных устройствах.
Что еще учесть перед началом работы
Когда вы определились, что фотографировать, где и как, не забудьте еще о нескольких важных нюансах.
Дополнительные затраты
- Реквизит. Возможно, под рукой нет нужных предметов, понадобится докупить;
- Аренда студии. Расходы зависят от тарифного плана, затраченного времени на работу, предоставляемых услуг;
- Модели. Гонорар моделей, стилистов, визажистов. Если снимаете коллег, подумайте, потребуются дополнительные услуги или нет.
Технические требования
- Размер фотографий (для полиграфии понадобятся гораздо большего размера, разрешением до 300 dpi);
- Ориентация (книжная или альбомная);
- Количество кадров на ракурс или сюжет;
- Форматы (jpg, psd, png, tiff, другие);
- Нужна ли постобработка фото.
Авторские права
Как бы странно это не звучало, но авторские права нужно запрашивать. Бывали скандалы и судебные разбирательства. Лучше обговорить сразу.
Сроки выполнения
Нужно как можно быстрее, а желательно уже вчера — не правильно. В техническом задании четко оговариваем сроки. Определяем день или даем неделю, две на съемку и обработку фото.
Контактные данные
Не забудьте представиться, оставить свой номер телефона и почту.
Прием работы
Лично или выбираем человека, который будет принимать итоговую работу. Того, кто знает требования, идею, продукт. Подойдите к этому ответственно иначе появятся дополнительные расходы.
Кто должен писать техническое задание
Никто лучше вас не опишет поставленные цели, поэтому техническое задание важно писать самим. Да, времязатратно и сложно, но нужно. Можно делегировать, но перед отправкой, проверить, внести корректировки.
Диалог с фотографом
Общаться с фотографом нужно. Обсудите составленное техническое задание, возможно он предложит новые решения, подкинет идей. Личное присутствие заказчика на фотосессии тоже важно. Если не можете, отправьте доверенное лицо.
Пример ТЗ →
Сделайте мне красиво — неточная постановка задачи, куда лучше — техническое задание, правда его место в коммерческой, рекламной фотографии (в арт-фотографии главенствуют референсы, умные карты, мудборды и подмалевки).
Текст ниже — памятка заказчика, которому необходимо составить техническое задание для фотографа и не пропустить основные требования. Пишу сжато и по делу. Будут вопросы — спрашивайте.
ТЗ, как основа диалога с фотографом
Черновая версия технического задания пишется самим клиентом. Заранее, в идеале — еще до поиска фотографа.
Удивлены?
Я лично удивлен, что кто-то думает иначе.
Заказчик должен самостоятельно обозначить свои требования к итоговой фотографии:
- Стиль. Техническое (или техничное) или художественное исполнение; эмоциональное и сюжетное повествование (при необходимости).
- Объем. Количество итоговых работ.
- Завершенность. Итог или заготовка для последующей работы (ретушеру, дизайнеру и т. д.)
Ответили на вопросы и записали свои мысли? Хорошо. Приступайте к поиску фотографа. Но именно сейчас, а не шагом раньше. Сами подумайте, если вы не знаете что вам нужно, то как можно выбирать автора для реализации неизвестного? Абсурд!
Пишем техническое задание
Изучили все (или не все) предложения на рынке, ознакомились с портфолио, нашли автора, чей стиль интересен и подходит под ваши требования? Отлично! Самое время организовать встречу и, вместе с фотографом, написать ТЗ.
Техническое задание на фотосъемку включает в себя:
- Концепция. Короткое описание: потребности или проблемы, которую решает ваша деятельность (или продукт); подробное описание целевой аудитории.
- Стиль. Требования к манере исполнения фотографии: от жанра, до цветовой палитры. Как правило продиктовано стилем автора, которого выбирает заказчик.
- Технические характеристики. Расположение элементов на фото, брендированный цвет, кадрирование и ориентация кадра. Укажите, что вы получаете в итоге: цифровую или традиционную фотографию (или готовую полиграфическую продукцию); итоговый снимок или raw-архив; технические аспекты файлов: формат, цветовой профиль и размер.
- Терминология, справочная информация. Определения, которые необходимо запомнить фотографу (актуально для предметной фотографии). Список источников, с детальной информацией по вашему продукту (или услуге).
- Реквизит. Что предоставляете вы, а что не имеет отношения к бренду и должно быть найдено на стороне: фотографом, стилистом, дизайнером и т. д.
- Место фотосъемки. Пленэр или студия. Технические требования к помещению: зона для визажиста, кухня и т. д. Время проведения фотосъемки.
- Модель. Будут ли задействованы модели (или модель), порядок поиска и отбора: клиентом, агентством, скаутом или фотографом.
- Команда. Составление технического задания с каждым членом команды — идеальное решение, не ленитесь.
- Сопутствующие затраты. Все зависит от регламента и команды. Если фотограф берет коллег в наем, то они — сопутствующие затраты, как и модель, реквизит и т. д. Если у фотографа своя команда, то список будет меньше. 🙂
- Авторские права. Конфликты бывали. Лучше прояснить заранее: передает ли автор свои права, или же вы распоряжаетесь копиями, не имея лицензии (традиционная фотография).
- Сроки выполнения. От начала подготовки, до съемочного дня. От начала фотосъемки, до ее окончания (с указанием всех перерывов). От начала постобработки, до передачи итогового продукта клиенту.
- Порядок приемки. Кто и как принимает, и проверяет выполненную работу. Порядок исправления ошибок и недочетов: сроки и финансовые взыскания.
Примечания к техническому заданию:
- Обязательное условие создания технического задания — личная встреча. Никаких «я напишу вам в социальных сетях или пришлю письмо на почту, позвоню и мы обсудим.» Нет!
- Передача составления ТЗ иному лицу — ошибка. Никто лучше вас не обрисует задачу, не обозначит цель перед фотографом. Не ленитесь, принимайте личное участие в решении творческих задач.
- Техническое задание — юридический документ, договор между исполнителем и заказчиком, но не спешите нанимать юриста и морочить себе голову. Данная практика актуальна для компаний, чья деятельность требует юридического сопровождения заказа.
- Техническое задание должно писаться доступным языком: без эмоций, абстракций и двояких формулировок. Хорошее решение — информационный стиль.
- Техническое задание — не сочинение на вольную тему, а структурированный текст: по пунктам и с форматированием.
Постскриптум
При составлении технического задания необходимо слушать фотографа. Прислушиваться к аргументированным указаниям на нелепые и абсурдные моменты, т. к. автор компетентен в своей профессии, имеет опыт и лучше заказчика понимает происходящее.
Если вы не можете всецело довериться фотографу — обратитесь к другому, это нормально.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
«Плохое ТЗ – Результат ХЗ», слышали такое выражение? Оно очень хорошо описывает важность правильной постановки задачи.
«Как-нибудь»
«Где-нибудь»
«Примерно»
«На ваш вкус»
«Около»
– все эти слова являются «Табу» при составлении технического задания, потому что они создают возможность для вольного трактования задачи,
а значит и для некачественного её выполнения.
Правильным же подходом будет, если вы хорошо подготовились к общению с фотографом, чётко знаете задачу и понимаете все технические нюансы.
А разобраться во всём поможет эта статья. Можно брать прямо из статьи все пункты по порядку, вписывать в них детали конкретно вашей
съёмки и передавать ТЗ фотографу.
1. Что нужно – фото или видео?
Определитесь с основным. Съёмка фото и видео требует разных навыков и разной техники. Совместить одно с другим скорее всего не получится.
2. Зачем, цели, особенности
Всё это нужно прописать. Например так:
1. Фотосессия верхней женской одежды для Wildberries
2. Цель продать через маркетплейс 10 товаров
3. Требуются фотографии одежды на модели, в студии с белым фоном
4. Модели нет, нужна помощь в подборе, рост такой-то, размер такой-то. Перед съёмкой требуется примерка
5. Каждую позиции нужно отснять с 9-ти ракурсов (примеры см. в пункте 7)
3. Какой специалист, с какими навыками и техникой?
Если продолжить пример с Wildberries, то вам нужен фотограф, имеющий опыт в каталожной съёмке для маркетплейсов.
Бывают случаи, что нужен не фотограф, а видеооператор: если мы снимаем интервью, то потребуется качественный звук, т.е. микрофон;
если же это динамичная реклама, но нужен уже спец со стабилизатором для получения плавной картинки. Понятно, что все нюансы вы сами
можете не знать, но все свои идеи нужно постараться донести, чтобы исполнитель понимал – может он выполнить для вас проект или нет.
4. В каком формате требуется получить результат: соотношение сторон, разрешение, ориентация
Соотношение сторон – 3:2, 4:3, 1:1
Разрешение – 3000×2000, 6000×4000 или не меньше 24 мегапикселей
Ориентация – портретная или ландшафтная
В качестве образца вы можете посмотреть требования к фотографиям для Wildberries
5. Обработка фотографий
Чётко обсудите детали постобработки материала. Здесь могут быть разные варианты, в зависимости от ваших задач:
1. Цветокоррекция
2. Ретушь
3. Совмещение цветокоррекции и ретуши
4. Удаление фона
5. Удаление муара (он может появиться на вещах в мелкую клетку или полоску)
6. Другие хотелки
Однажды меня даже попросили убрать волосы с рук модели. Всё это нужно обсуждать перед съёмкой. Потому что после обработки, все
дополнительные правки потребуют дополнительной оплаты.
Если не знаете, чем отличается ретушь от цветокоррекции – на сайте есть подробное сравнение этих техник обработки на примере одного фото,
посмотреть можно здесь.
6. Локация, время суток, локэйшн скаутинг
Если это студия, то в большинстве случаем будет достаточно посмотреть фотографии интерьера на сайте фотостудии и узнать какие источники
света имеются в наличии. Если же мы работаем на улице, то тут вступают в игру и другие факторы, такие как – погода, время суток,
доступность локации. Не лишним будет предварительно съездить на локацию и посмотреть всё ли в порядке – это и есть
location scouting. Даже если вы уже бывали на данной площадке, она могла измениться или вообще ликвидироваться. В неблагоприятной ситуации
вы потеряете своё время и деньги, уплаченные за время соответствующих участников съёмки.
Для жителей Твери я собрал подборку всех фотостудий города.
7. Люди: модель, визажист, стилист, аренда техники/реквизита
Как ни странно, одного фотографа вам может не хватить. Опять же, даже для Wildberries помимо фотографа и студии, вам понадобятся:
1. Модель, на которую мы будем одевать одежду
2. Визажист, который сделает причёску и макияж этой модели
3. Стилист, который даст рекомендации по подбору одежды и аксессуаров к вашим товарам. Вы же не будете фотографировать
модель в пальто прямо на тело))
Помимо этого, иногда требуется аренда транспорта, фототехники, света и другого оборудования.
8. Референсы: идеи, цветовая гамма, похожие примеры, стилистика, сценарий/сюжет
Подробно опишите свои идеи. Если например вам нужны фото для инстаграм, а там у вас какой-то особый цветовой стиль,
то расскажите о нём фотографу и скиньте ссылку. Для видео нужен подробный план действий, сценарий и сюжет – если плохо
подготовиться в этом плане, то на съёмке потратите больше дорогого оплаченного времени на решение этих проблем.
Обязательно поищите подходящие вам
по стилю примеры в интернете и поделитесь ими с исполнителем.
Например, для Wildberries это может быть раскадровка по ракурсам:
увеличить
9. Условия: время работы, сколько фото, стоимость, сроки (с запасом)
Это самая важная часть работы. Нужно чётко обсудить все детали, чтобы вы знали:
1. Дата, время, место съёмки
2. Сколько времени займёт фотосъёмка
3. Сколько времени займёт обработка фотографий
4. Сколько денег вы заплатите и когда (предоплата + оплата)
5. Что будет в случае невыполнения условий
6. Для надёжности заключите договор
10. Регулярность
Если вы планируете проводить съёмки периодически, то расскажите об этом исполнителю. Он будет знать, что вы постоянный клиент и
относиться к вам более ответственно.
11. Ищите несколько специалистов и работайте с ними параллельно
Этот пункт не относится непосредственно к ТЗ, он скорее лично для вас. Вам выгоднее найти несколько специалистов, чтобы в случае
отсутствия одного вы не срывали себе сроки и могли обратиться к другому. Короче говоря, всегда надёжнее иметь запасной вариант.
12. Попросите показать портфолио
Этот пункт тоже для вас и его даже можно было поставить на первое место. Прежде чем писать специалисту, ознакомьтесь с его портфолио –
посмотрите, выполнял ли он похожие проекты и нравится ли лично вам его стиль. Зачем вам тратить время на переговоры, если человек
попросту не сможет выполнить проект так, как вы от него ожидаете.
Если статья была вам полезна, вы можете поддержать мою работу комментарием, лайком или подпиской на мой аккаунт в Instagram:
@zvandrei
Так же вы можете записаться на фотосессию ко мне в мессенджерах WhatsApp, Telegram, Viber 8 (920) 154-26-56 или онлайн:
28.09.2021
Статья показалась вам полезной?
Вы можете сохранить эту статью у себя на стене или
поделиться ей в социальных сетях и мессенджерах:
Техническое Задание (ТЗ) — это ряд определенных требований к исполнителю, в которых изложены как художественные, так и технические моменты предстоящей фотосъемки. Чем точнее и подробнее будет составлено ТЗ, тем меньше фотографу потребуется времени на подготовку и выполнение поставленных перед ним задач, что в свою очередь отразится на конечном результате и общей стоимости услуг.
Ещё перед началом поиска подходящего фотографа нужно сформировать для себя четкое понимание того, что же требуется получить в итоге, определиться со стилем фотографий и желаемым качеством, представить, как будут в дальнейшем использоваться фотографии: станут ли частью вашего сайта, пойдут ли в печать или они нужны для дальнейшей работы дизайнера.
Техническое задание — это не сочинение на вольную тему, а юридический документ, договор между исполнителем и заказчиком, поэтому при составлении ТЗ постарайтесь избегать абстрактных фраз (вкусные, сочные, вау-эффект и тд). Техническое задание должно быть написано сухим и доступным языком, без эмоций и двояких формулировок. Лучшее решение — информационный стиль.
Итак, с чего же начать?
- Для начала необходимо определиться какой именно результат вы хотели бы получить от съемки: фотографии в каталог для интернет сайта, рекламный буклет, меню и т. д.
- Перечислите предметы, которые необходимо сфотографировать, их размер, цвет, материал.
- Решите, какой вид фотосъемки отвечает вашим задачам?Предметная (каталожная) фотосъемка. Дает четкое представление о предмете. Акцент делается на воспроизведении нужных деталей, правильной цветопередаче, резкости и т. д.
Рекламная (имиджевая) съемка. Постановочная фотография с художественными элементами. Она отражает и передает, скорее, эмоциональное ощущение от предмета. Здесь возможна художественная корректировка цвета, теней, бликов и отражений. - Настроение: Опишите главные эмоциональные преимущества вашего бренда и то настроение, которое он должен передавать.
- Композиция: Это будет фотография одного предмета или, может быть, необходимо создать композицию из группы предметов? Детально опишите каждую сцену — где и как должен располагаться основной предмет, на что должен быть сделан акцент, какие сопутствующие элементы необходимо использовать в композиции чтобы усилить восприятие и выгодно подчеркнуть изделие. Сделайте наброски или подберите примеры фотографий со схожей тематикой.
- Сами или вместе с фотографом определите ракурсы для съемки и предупредите о нежелательных, если таковые имеются. Заранее оговорите, нужен ли акцент на каких-то определенных деталях изделия (текстуры, принты, швы, ингредиенты).
- Потратьте некоторое время и подберите нескольких понравившихся вам изображений в интернете, на которые следует ориентироваться фотографу.
- Укажите на каком фоне должен быть сфотографирован предмет и потребуется ли последующая обтравка.
- Обработка: определите пределы честности изображений, степень «причесанности» продуктов или напротив, степень их натуральности. В зависимости от этого фотограф подберет верные способы обработки изображений.
- Опишите все необходимые требования к графическому файлу — расположение элементов на фото, брендированный цвет, кадрирование и ориентация кадра, формат выходного файла, цветовой профиль и т. д. Если фотографии будут использованы в разработке дизайна, важно указать так называемые «слепые зоны» в которых планируется размещать какую-либо дополнительную информацию.
- Реквизит. Укажите, что предоставляете вы, а что не имеет отношения к бренду и должно быть найдено на стороне. Подробно опишите все необходимые элементы с перечислением тех характеристик, которые необходимо соблюсти. Нелишним будет приложить фотографии, это намного упростит процесс подбора реквизита.
- Решите, кто и как будет принимать и проверять выполненную работу.
- Терминология, справочная информация. Определения, которые необходимо запомнить фотографу (актуально для предметной фотографии). Список источников, с детальной информацией по вашему продукту или услуге.
И самое главное помните, что никто лучше вас не обрисует поставленные цели, поэтому не ленитесь, принимайте личное участие в решении творческих задач.
Мой сайт: https://dmlukyanov.com
Без качественного технического задания ни один даже самый талантливый фотограф не сможет воплотить желания заказчика в реальность. И пусть о технических заданиях в бизнес-среде ходит немало шуток, писать его обязательно стоит. Причем еще до того, как вы нашли фотографа.
На практике чаще всего происходит как раз наоборот. Компания сначала находит исполнителя, а потом, вдоволь налюбовавшись на его портфолио, садится за определение собственных целей и задач. Такой подход опасен только одним. Заказчик начинает отталкиваться от возможностей фотографа, вместо того, чтобы исходить из «идеальной картинки». Итак, что же стоит включить в техническое задание, чтобы на выходе получить нужный результат?
7 пунктов технического задания на фотосъемку
В техническом задании на фотосъемку обязательно нужно указать:
1. Основную информацию об объектах съемки
Расскажите фотографу о том, с чем или с кем ему предстоит работать. Чем более подробным будет ваш рассказ, тем больше шансов, что исполнитель сделает так, как надо вам.
2. Информацию о предполагаемом объеме работ
По этому вопросу мнения часто расходятся. Кто-то стремится указать количество часов, которые фотографу предстоит провести на съемочной площадке. Другие указывают только количество фотографий, которое хотят получить «на выходе». Идеальный вариант — совместить оба подхода.
Фотографу будет полезно знать, на сколько времени вы арендовали фотостудию, к примеру, и сообразно планировать свою работу. Количество итоговых фотографий — это и есть финальный результат работы. Соответственно, в техническом задании эта информация должна быть обязательно.
3. Сюжеты фотографий
Любая фотография — слепок конкретного сюжета. Какие действия или отсутствие действий должны быть запечатлены на ваших фотографиях? Оповестите фотографа об этом заранее. Это позволит и вам продумать нужный реквизит, если предполагается его использовать во время съемки.
4. Какие особенности объекта съемки нужно подчеркнуть на фотографиях
Задайте себе вопрос, какие чувства должны возникать у человека, который увидит эти фотографии? Вы хотите убедить, удивить или замотивировать вашего зрителя? Вызвать жажду, ностальгию, чувство радости или грусти? Ответы на эти вопросы позволят вам выделить и запротоколировать в техническом задании нужные особенности объекта.
5. Примеры фотографий, которые вам нравятся и которые не нравятся
Сколько ни рассказывай словами, что в итоге нужно, но, как утверждали мудрые люди, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К тому же большинство фотографов являются ярко выраженными «визуалами» — людьми, которые информацию лучше воспринимают глазами, чем ушами. Им важнее увидеть, что вы хотите.
6. Место проведения съемки
Включите в техническое задание информацию о том, где вы планируете проводить фотосъемку, есть ли там специальное оборудование (экран, свет и т.д.). Информация об этом позволит фотографу взять все нужное с собой, если на площадке этого нет.
7. Для чего вам нужны фотографии, где вы планируете их использовать. Технические требования к фотографиям
Вам нужны фотографии для размещения на новой версии вашего сайта? Или вы планируете выпустить новую красочную брошюру о вашей компании? Не утаивайте эту информацию от вашего фотографа. Он вправе это знать, чтобы выполнить возложенные на него обязанности максимально качественно. Информацию о технических требованиях лучше давать очень подробно.
Нужно помнить, что в техническом задании лишних подробностей не бывает. Чем подробнее вы изложите суть задачи, тем больше шансов, что результат работы фотографа вас порадует.
Присоединяйтесь к нам в Telegram! Канал Русской Школы Управления о вопросах непрерывного развития, повышения квалификации и трендах бизнес-образования @rusuprav
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения
редакции.