Как правильно составить учебно тематический план

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план на каждый
год обучения
(не путать с календарным
планом, которого в программе быть не
должно!) Календарный план может быть
помещён в приложение к программе – в
УМК.

Учебно-тематический план (УТП) раскрывает
последовательность изучения тем
предлагаемого курса и количество часов
на каждую из них; определяет соотношение
учебного времени, отводимого на
теоретические и практические занятия,
и, если необходимо, на экскурсии, выезды,
часы оргзанятий (подготовка к конференциям,
выставкам и т.п.). УТП оформляется в виде
таблицы, с указанием (см. таблицу 1):

-названий разделов;

-названий тем;

-количества часов (всего, теоретических,
практических).

Обычно учебно-тематический план
оформляется в виде таблицы:

Учебно-тематический план 1 года обучения

Раздел
(тема)

Общее
количество часов

В том числе

теоретических

практических

1. …

2. …

Итого:

144

52

92

Количество часов указывается по каждой
теме отдельно, в том числе теоретических
и практических. Учебно-тематический
план составляется на каждый год обучения
отдельно, т.е. если программа рассчитана
на три года обучения, то в ней должно
быть три учебно-тематических плана
.
Учебно-тематические планы разных лет
обучения не могут быть совершенно
одинаковыми (вы же не обучаете своих
воспитанников одному и тому же на разных
годах обучения). Если формулировки
разделов (тем) учебно-тематического
плана похожи, то отличие в их изучении
на разных годах обучения должно быть
отражено в разделе «Содержание».

Порядок размещения учебно-тематических планов и содержания многогодичной дополнительной образовательной программы

Во многогодичной дополнительной
образовательной программе, независимо
от её уровня, учебно-тематические планы
и содержание структурируются по годам
обучения.

То есть, после учебно-тематического
плана первого года обучения следует
содержание первого года обучения; после
содержания первого года обучения следует
учебно-тематический план второго года
обучения; после учебно-тематического
плана второго года обучения следует
содержание второго года обучения; после
содержания второго года обучения следует
учебно-тематический план третьего года
обучения; после учебно-тематического
плана третьего года обучения следует
содержание третьего года обучения и
так далее.

Содержание 1 года обучения

Содержание должно быть структурировано:
в нем могут быть выделены модули, блоки,
разделы, основные темы и подтемы.

Содержание модуля, блока, раздела,
основной темы и подтемы всегда определяется
целями курса
. Полезно, представив
содержание курса, «распределить»
прописанные в пояснительной записке
цели и задачи по модулям, блокам, темам.

Обычно первой темой содержания
программы и УТП является ВВОДНОЕ занятие

– знакомство с обучающимися, информирование
их об изучаемой предметной области в
пределах образовательной программы, а
также инструктаж по технике безопасности
при осуществлении работы в учебной
группе и правилам поведения в учреждении.

Последней темой должно быть ИТОГОВОЕ
занятие
, на котором подводятся итоги
освоения образовательной программы за
год или за весь период; проходит итоговая
аттестация.

Раскрывать содержание тем следует в
порядке их представления в учебно-тематическом
плане
.

В зависимости от профиля образовательной
программы в содержании отдельной
темы могут быть кратко отражены
:

-основные сведения, общие понятия,
закономерности, теории, правила, основные
содержательные моменты, которые изучаются
в рамках данной темы,

-формируемые умения и навыки и т.д.

-проблемные вопросы теоретического
характера;

-виды задач, упражнений, заданий.

Содержание дополнительной образовательной
программы раскрывается через краткое
описание тем
(теоретическая и
практическая часть учебного
материала).

ТЕОРИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА).

Призвана освещать проблемы, решаемые
в курсе, общие подходы к решению проблем,
методы решения. Она должна иметь общий
методологический, принципиальный
характер. Такой подход диктует
необходимость использования при описании
содержания таких ключевых слов, как
проблема, обзор, подход, методология,
принципы, выбор, классификация, основы,
правила, оценивание, расчет, моделирование,
анализ, синтез, контроль, управление,
позиция
.

Изложение содержания теоретической
части (теории) программы ведется в
именительном падеже. Начинается
изложение со слова «Теория».

В содержании следует указать тематику
и содержание практических занятий
,
если они запланированы при изучения
темы, выделяя их красной строкой и словом
«Практика».

ПРАКТИКА (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА).

Описывает, что необходимо выполнить
обучающемуся для того, чтобы усвоить
материал курса. Изложение содержания
практической части (практики) программы
ведется глагольными формами –
учащиеся делают, то есть
описывается процесс деятельности.

Обдумывая, выбирая, прописывая учебную
деятельность обучающегося необходимо
сопоставлять ее характер с целями.

Содержание прописывается к каждому
учебно-тематическому плану отдельно
на каждый год обучения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Настоящие рекомендации по разработке и
оформлению рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) разработаны в
соответствии с:

  1. приказом “Об утверждении и введении в действие
    федерального государственного образовательного
    стандарта начального общего образования” от
    06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России
    22.12.2009 г.);
  2. письмом Министерства образования и науки
    Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении
    федеральных государственных образовательных
    стандартов общего образования”;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
    “Об образовании в Российской Федерации”
  4. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  5. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.
  • примерная (типовая) учебная программа
    документ, рекомендуемый Минобрнауки России,
    который детально раскрывает обязательные
    (федеральные) компоненты содержания обучения и
    требования к качеству усвоения учебного
    материала по конкретному предмету базисного
    учебного плана;
  • авторская учебная программа – документ,
    созданный на основе государственного
    образовательного стандарта и примерной (типовой)
    учебной программы и имеющий авторскую концепцию
    построения содержания учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля). Авторская программа
    разрабатывается одним автором или группой. Для
    авторской программы характерны оригинальные
    концепции и построение содержания. Внедрению
    авторской программы в практику работы ОУ
    предшествует ее экспертиза и апробация;
    авторские программы учебных предметов,
    разработанные на основе примерных программ,
    могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

  • рабочая программа учебного курса, предмета,
    дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) –
    учебная программа, разработанная педагогом на
    основе примерной (типовой) и (или) авторской
    учебной программы и определенного класса
    (группы), имеющая изменения и дополнения в
    содержании, последовательности изучения тем,
    количестве часов, использовании организационных
    форм обучения и т. п. Рабочая программа
    конкретизирует соответствующий образовательный
    стандарт, а также описывает
    национально-региональный уровень; учитывает
    возможности методического, информационного,
    технического обеспечения учебного процесса,
    уровень подготовки учащихся, отражает специфику
    обучения в данном ОУ.

Являясь составной частью образовательной
программы ОУ, рабочая программа призвана
обеспечить гарантии в получении учащимися
обязательного минимума образования в
соответствии с государственным образовательным
стандартом и спецификой местных условий. В
рабочей программе должны быть отражены:

  • требования федеральных компонентов
    государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных
    программ;
  • максимальный объем учебного материала для
    учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный
    учебным планом ОУ для реализации учебных
    предметов, модулей, спецкурсов, практикумов,
    исследовательской и проектной деятельности в
    каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • необходимый комплект учебно-методического
    обеспечения.

Рабочие программы по отдельным предметам для
ФКГОС

Рабочие программы разрабатываются на основе:

Журнал “Справочник заместителя директора
школы” № 6, 2011 года

Рабочая программа составляется на один учебный
год или на ступень обучения (начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее
образование).

Структура рабочей программы:

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную
    записку; требования к уровню подготовки
    учащихся;
  • учебно-тематический план;
    календарно-тематическое планирование;
    учебно-методические средства обучения.
    Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

Титульный лист рабочей программы содержит:

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения
    программы (с указанием даты и номера приказа
    руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины
    (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают
    учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец
    титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки указываются:

  • название, автор и год издания примерной
    (типовой), авторской учебной программы, на основе
    которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в
    области формирования системы знаний, умений
    (задачи формулируются в соответствии с
    государственным образовательным стандартом – и
    с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или
    авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая
    тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас,
    контурная карта и др. согласно перечню учебников,
    утвержденных приказом Минобрнауки России),
    используемый для достижения поставленной цели в
    соответствии с образовательной программой ОУ
    (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название,
    класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана
    рабочая программа, в т. ч. количество часов для
    проведения контрольных работ, лабораторных,
    практических работ, экскурсий, проектов
    исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы
“Требования к уровню подготовки
учащихся”представляет собой описание
целей-результатов обучения, выраженных в
действиях учащихся (операциональных) и реально
опознаваемых с помощью какого-либо инструмента
(диагностичных). Данный перечень
целей-результатов обучения включает в себя
специальные предметные и общие учебные умения и
способы деятельности. Основанием для выделения
требований к уровню подготовки учащихся
выступает государственный образовательный
стандарт общего образования и учебная программа
(примерная (типовая) и (или) авторская), на базе
которой(ых) разрабатывается рабочая программа.
Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в рабочей программе, должны быть не
ниже требований, сформулированных в федеральном
компоненте государственного стандарта общего
образования и учебной программе, принятой за
основу.

При разработке требований к уровню подготовки
учащихся необходимо учитывать особенности их
формулирования. А именно, требования должны:

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки
учащихся через операционально выраженные
диагностичные цели-результаты обучения можно
при помощи таксономии целей обучения,
разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень
общих целей обучения, глаголов для формулировки
конкретных учебных результатов и ключевых
вопросов для заданий, составленный на основе
таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает
последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных
часов, определяет проведение зачетов,
контрольных, практических и других видов работ.
Составляется учебно-тематический план на весь
срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде
таблицы.

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция
       

6. Учебно-методические средства обучения

Учебно-методические средства обучения
включают в себя: основную и дополнительную
учебную литературу (учебники, учебные пособия,
сборники упражнений и задач, контрольных
заданий, тестов, практических работ и
лабораторных практикумов, хрестоматии);
справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты,
таблицы); программы информационно-компьютерной
поддержки учебного процесса (мультимедийные
учебные пособия, электронные издания
энциклопедий; учебно-развивающие программные
среды); оборудование и приборы, необходимые для
реализации рабочей программы. Используемые
учебно-методические средства обучения можно
распределить по четырем группам:

  • “Литература (основная и дополнительная)”;
  • “Дидактические материалы”;
  • “Информационно-компьютерная поддержка
    учебного процесса”;
  • “Оборудование и приборы”.

Данная структура рабочей программы носит
рекомендательный характер. Законом РФ “Об
образовании” не определены требования к
рабочей программе. Она может быть составлена в
соответствии с требованиями к примерной
(типовой) учебной программе. Учитель может внести
коррективы во все структурные элементы
программы с учетом особенностей своего ОУ и
особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определить новый порядок изучения
материала, изменить количество часов, внести
изменения в содержание изучаемой темы, дополнить
требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо
поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на
заседании методического объединения учителей на
предмет ее соответствия требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта. Решение методического объединения
учителей “рекомендовать рабочую программу к
утверждению” отражается в протоколе заседания,
а на титульном листе рабочей программы (сверху
слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания методического объединения
учителей от ________ №__, подпись руководителя МО
школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия
установленным требованиям, согласуется с
заместителем директора по УВР на предмет
соответствия программы учебному плану
общеобразовательного учреждения и требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта, а также проверяется наличие в
федеральном перечне на данный учебный год
учебника, предполагаемого для использования. На
титульном листе рабочей программы (посредине)
ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР (подпись)
Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО
ежегодно до 1 сентября приказом директора
образовательного учреждения, после чего
программа становится нормативным документом
данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в
рабочую программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с администрацией
образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4
классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов
должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех
предметов одного преподавателя в одном образце,
заверенный рассмотрением, согласованием и
утверждением;

2) пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели начального общего
образования с учетом специфики учебного
предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета,
курса;

4) описание места учебного предмета, курса в
учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

№ урока Тема занятия Содержание Форма Результат

9) описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по
предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Учебные программы по предметам православного
компонента

(Авторские учебные программы)

разрабатываются на основе

  1. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА
    НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО
    (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  2. Примерной программы по предмету, изд.Москва
    2012г., утвержденной Председателем Отдела
    религиозного образования и катехизации Русской
    Православной Церкви.

Для авторской программы характерны
оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут
рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно
составление рабочих программ (по решению
методического объединения), но обязательно
составление календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.

Учебная программа

Может включать в себя сведения об одном
предмете или состоять из различных модулей,
последний вариант программы будет иметь
особенности построения.

Учебная программа включает разделы:

  • “Титульный лист”, где указываются данные об
    учредителе, полное наименование школы, грифы:
    согласования с зам.директора по УВР, принятия на
    педсовете, утверждение приказом директора ОУ;
    название программы, возраст обучающихся, может
    указываться класс, авторы-разработчики, год
    издания.
  • “Пояснительная записка”, где охарактеризован
    вклад предмета в достижение целей основного
    общего образования; сформулированы цели, дается
    общая характеристика курса и основные
    результаты освоения предмета на нескольких
    уровнях — личностном, метапредметном и
    предметном.
  • “Содержание курса”, где представлено
    изучаемое содержание, объединенное в
    содержательные блоки.
  • “Тематическое планирование”, в котором дан
    перечень тем курса и число учебных часов,
    отводимых на изучение каждой темы, основных
    видов деятельности ученика (на уровне учебных
    действий).
Тема Количество часов Виды учебных действий
  • “Оснащение учебного процесса”, которые
    содержат характеристику необходимых средств
    обучения и учебного оборудования,
    обеспечивающих результативность преподавания
    предмета в современной школе.
  • Может содержать “Контрольно – измерительные
    материалы” по предмету.
  • Календарно-тематическое планирование (КТП)
    составляется по форме:
№ урока Тема занятия Дата Коррекция

Согласование и утверждение КТП проводится
ежегодно до 1 сентября соответственно
зам.директора по УВР и директором школы.

Помимо пояснительной записки образовательная программа включает разделы “Учебно-тематический план” и “Содержание.

Раздел «Учебно-тематический план»

Учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них, представляет собой таблицу, в которой обозначены разделы и темы программы с определением количества отведенных на их изучение часов, с разбивкой на теоретические и практические часы.

Если программа рассчитана более чем на год обуче­ния, то учебно-тематический план составляется на каждый год.

Итоговое количество часов, отведенных на изучение программы, зависит от нагрузки. При нагрузке 2 часа в неделю – 72 часа в год, 4 часа в неделю – в год 144 часа, 6 часов в неделю – 216 часов, 9 часов в неделю – 288 часов в год.

Раздел «Содержание программы»

Раскрывает разделы и темы, заявленные в учебно-тематическом плане с указанием методики и технологии реализации заявленного содержания (примечание: педагоги-разработчики часто подменяют учебно-тематический план календарно-тематическим планом). Календарно-тематический план дается в приложении к программе, и он относится к прикладной методической продукции педагога.

В этом разделе необходимо раскрыть содержание каждой темы в порядке, заявленном в учебно-тематическом плане, в форме тезисов, сначала ее теоретическую часть, затем – практическую часть.

Вводное занятие (первая тема) включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей образовательного предмета.

Раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое, художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения (развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); стиль (ретро, современный); профиль; направление.

Раздел «Условия реализации программы»

Содержит: дидактические, методические, материально-технические, санитарно-гигиенические, валеолого-оздоровительные условия, при наличии которых возможно эффективное достижение запланированных целей.

Раздел «Управление программой»

Содержит поэтапный контроль за ходом реализации программы, систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки воспи­танности обучающихся, их знания, умения, навыки.

Эффективность реализуемой программы характеризуется уровнем воспитанности обучающихся, знаниями, умениями, навыками, приобретенными ими по окончании курса. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения и навыки – с практическими. В программе, рассчитанной более чем на 1 год, для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.

Ожидаемый результат должен предполагать: развитие способностей; повышение престижа детских творческих объединений; улучшение показателей адаптации в обществе; наглядное проявление – участие в выставках, концертах, публикациях и др. Все это способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы.

Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с какими знаниями и качественными характеристиками- поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль).

Контроль может проводиться в следующих формах: собеседование; зачет; вопросник по программе; реферат, защита работы; выполнение нормативов; контрольное упражнение; участие в конкурсах, выставках; выступления на концертах, соревнованиях; участие в КВНах, викторинах, открытых занятиях.

Контроль позволяет определить эффективность воспитания и обучения по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты их труда, что создает хороший морально-психологический климат в детском коллективе.

Все вышеуказанные формы диагностики эффективности программы можно условно рассматривать в двух направлениях:

личностном: изменение личностных качеств ребенка, которые помогут определить: тесты; анкеты; творческие книжки; педагогические наблюдения.

внешнем: результаты творческих отчетов; участие в выставках, конкурсах, олимпиадах; награды, грамоты, дипломы.

Собранный материал и проведенный по нему анализ позволит сделать вывод об эффективности конкретной образовательной программы.

Раздел «Список литературы для педагогов», «Список литературы для детей по программе».

Эти разделы содержат все библиографические данные, к программе в алфавитном порядке.

Раздел «Приложения к программе»

Содержит прикладную методическую продукцию, учебно-методический комплекс (совокупность систематизированных текстовых и схематических материалов), призванный обеспечить ее успешную реализацию.

       ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа-интернат
для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи»»

Методические
рекомендации по составлению календарно-тематического планирования (КТП)

Методист:
Яриловец Л.В

Томск 2020

Календарно-тематическое
планирование по ФГОС

Календарно-тематический план (КТП) – это учебно-методический документ,
составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана
и календарного учебного графика. В нем раскрывается последовательность изучения
разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам
дисциплины. С помощью КТП преподаватель планирует образовательный процесс по
своей дисциплине, выстраивает ход изучения теоретического материала, выполнения
практических заданий, четко распределяет время на изучение необходимого
материала и для освоения умений и навыков.

Назначение календарно-тематического плана:

 -распределить
содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным
занятиям;

-заранее
спланировать формы и виды учебных занятий, лабораторные и практические работы,
экскурсии, деловые игры, учебные конференции т. п.;

-определить
объем домашних заданий, их равномерное распределение;

-определить
задания и контроль внеаудиторной самостоятельной работы;

-подготовить
нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, учебно-методические
материалы и средства обучения).

Задачами календарно-тематического планирования
являются
:


определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;


определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

Форма календарно – тематического
плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные ниже таблицы
носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором
преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью
проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно –
научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе
обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах,
можно планировать семинары. Кроме того, могут быть включены экскурсии,
конференции и другие формы проведения занятий.

В календарно – тематическом планировании должны быть отражены разделы и
темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы
обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на
отдельные темы.
Каждый отчетный период (четверть,
триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится
с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с
электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит
изменения в календарно – тематический план, обеспечивая условия для прохождения
программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое
планирование осуществляется на учебный год.

Приложение
№1

№ пп

Наименование
разделов и тем

Коли-чество
часов

Вид занятия

Вид

контроля

Дата
проведения занятий

Плани-руемая

Факти-ческая

1

1.1

1.2

Содержание
календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся включает

·          
наименование разделов и тем;

·          
количество часов;

·          
вид занятия;

·          
виды контроля или
самостоятельной работы;

·        
дата проведения занятия (планируемая дата
проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с
расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту
проведённых занятий еженедельно)

По
своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание»,
«примечания».

В
графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе
работы по данному тематическому планированию, например:


используемая дополнительная литература;


содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся; 


запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;


используемые нетрадиционные формы уроков; 


необходимое оборудование на уроке и др. 

В КТП может применяться сплошная
нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы,
учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать
нумерацию и внутри каждого раздела.

В принципе, с таким КТП все работают, все
с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается
КТП по ФГОС?
Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам,
педагога, реализующего ФГОС КТП должно включать в себя:

– номер раздела;

– номер урока;

– перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

– темы отдельных уроков;

– календарные сроки по
плану;

– фактические сроки с
описанием причин корректировки дат;

– тип и вид урока;

– виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

– формы контроля;


дополнительные разделы по усмотрению учителя. 

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД (Универсальные учебные действия). Они разнятся, в зависимости от образовательной
ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших
классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных
действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся
    познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует
    формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к
    возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе
    полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным
    словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми,
    учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов
    социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать
    долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять
    план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный
    навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что касается видов деятельности. Основные
виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в
различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при
этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в
минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках,
проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности
школьников в совокупности. И это производится с использованием самых
современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видео
пособия и т. д.) И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек,
наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной
деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем
инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать
у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на
выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на
уроке комбинированного типа.

Давайте
теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • “Пакетное обучение сотрудников” для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Добавить комментарий