Как правильно составить учебный план школы

Здравствуйте, друзья!

Кому может быть интересна или полезна эта публикация?

1. Заместителям директора по УВР, так как именно они составляют учебные планы для образовательных организаций.

2. Учителям, которые хотят понимать, откуда берутся часы на изучение их предметов. А может быть, учителям, желающим предложить свои образовательные возможности учреждению, в котором они работают.

3. Родителям, которые хотят знать, может ли школа предложить их ребёнку расширенное или углублённое изучение предметов, какие курсы по выбору есть в образовательной организации.

Учебный план по ФГОС–3

Что представляет собой учебный план?

Учебный план – это часть Основной образовательной программы (ООП) школы. В нём дано распределение часов по годам на изучение КАЖДОГО предмета, курса, модуля на 4 года обучения в начальной школе, на 5 лет обучения в основной школе (5-9 классы) и на 2 года обучения в средней школе (10-11 классы).

Учебный план по ФГОС–3

Учебный план составляется на уровень образования. Поэтому, глядя на него, родитель, например, будущего 1-классника или 5-классника может увидеть, что предлагает школа ребёнку на все 4 года или 5 лет учёбы.

Из чего состоит учебный план?

Учебный план состоит из 2 частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть включает в себя предметы, преподавания которых требуют образовательные стандарты. Эти предметы перечислены в п.32.1 ФГОС НОО и п.33.1 ФГОС ООО.

Помимо преподавания основных предметов, школа обязана обеспечить вариативность содержания образования.

Как может быть реализовано это требование в учебном плане?

1. Через наличие предметов, курсов, модулей по выбору.

2. С помощью изучения предметов на углублённом уровне.

3. С помощью деления класса на группы для профилизации.

Всё это должно быть отражено в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Учебный план основного общего образования (ООО) может выглядеть, НАПРИМЕР, так, если в школе нет классов с профилизацией обучения (ОДНКР – по последним документам сокращение именно такое – требует коррекции, объясню ниже).

Учебный план по ФГОС–3

Или так, если школа планирует открыть класс лингвистической направленности.

Учебный план по ФГОС–3

Выделены предметы, на которые уменьшено количество часов с целью освобождения часов на второй иностранный язык.

На что нужно обратить внимание при составлении учебного плана по ФГОС – 3?

1. Расхождение максимально допустимой аудиторной нагрузки по ФГОС и по СанПин. СанПин для 6-дневной учебной недели для НОО закрепляет 3345 часов, по ФГОС-3 их 3190. СанПин для 6-дневной учебной недели для ООО закрепляет 5848 часов, по ФГОС-3 их 5549. ФГОС является верхнеуровневым документом по отношению к СанПин, поэтому при составлении учебного плана ориентируемся на верхнюю границу ФГОС-3.

2. Существует понятие «часть УЧЕБНОГО ПЛАНА, формируемая участниками образовательных отношений» и «часть ПРОГРАММЫ, формируемая участниками образовательных отношений». В часть программы, формируемой участниками образовательных отношений, входит соответствующая часть учебного плана и план внеурочной деятельности. И вот здесь нужно быть очень аккуратными. Почему? По ФГОС НОО соотношение обязательной и формируемой части должно быть 80 к 20. Если выделить на внеурочную деятельность больше 5 часов в неделю, это соотношение будет нарушено. По ФГОС ООО соотношение обязательной и формируемой части должно быть 70 к 30. Здесь внеурочки для сохранения этого баланса должно быть около 10 часов.

3. Предметная область «ОДНКР» и предмет «ОРКСЭ» могут быть вынесены в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Почему? В них есть модули по выбору. Модули выбирают родители по заявлению. Значит, ОДНКР и ОРКСЭ могут быть во 2 части учебного плана, но НЕ во внеурочной деятельности.

НО!!! Если вы вынесете ОДНКР в формируемую часть, преподаваться этот предмет должен не менее 2 лет по 1 часу, чтобы в сумме за уровень обучения он набрал от 64 часов. Почему это важно? Отметка за ОДНКР выставляется в аттестат. А в аттестат выставляется отметка за ВСЕ предметы основной части учебного плана (независимо от количества часов) и за все предметы, курсы, модули формируемой части, преподавание которых велось от 64 часов.

4. При выборе предметов для формируемой части программы помните, что по новым ФГОС школа обязана обеспечить КАЖДОГО обучающегося по КАЖДОМУ предмету, курсу, модулю учебниками/ учебными пособиями в ПЕЧАТНОМ виде.

5. По новым ФГОС второй иностранный язык, родной язык и литература на родном языке необязательны. Но для тех, кто начинал обучение по ФГОС-2, они обязательны, а значит, в учебном плане для 6-9 классов эти предметы должны быть.

Друзья мои! Мы медленно (быстрее при изучении таких документов нельзя), но верно подошли к Рабочим программам предметов. Следующая публикация по ФГОС-3 будет посвящена им.

10 марта 2023 г.

Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении, а также их распределение по годам обучения. Кроме того, в нем отражено годовое и недельное количество учебных часов, которые реализуются в каждой параллели (классе) с учетом предельно допустимой нагрузки, установленной нормами СанПиН. В статье расскажем о том, как составить учебный план по обновленным ФГОС на 2022-2023 год.

Учебный план по новым ФГОС 2022-2023. Общая информация

Учебный план, в том числе по обновленным ФГОС на 2022-2023 год, представляет собой сертификат образовательного учреждения и состоит из трех компонентов:

  1. Федеральный компонент — перечень обязательных предметов и учебных часов, которые реализуются во всех школах страны на каждой из ступеней образования;
  2. Региональный компонент — перечень дисциплин и учебных часов, которые реализуются в школах конкретного региона (города);
  3. Школьный компонент включает в себя дисциплины и учебные часы, которые школа выбирает сама, руководствуясь своей спецификой и профилем, а также элективные учебные предметы и организацию профориентационных мероприятий в 9-х классах.

Учебный план на 2022-23 учебный год — это компонент основной образовательной программы, он отражает политику школы по управлению качеством образования. Во ФГОС ООО третьей волны не появилось ничего принципиально нового. К примеру, требования к разделам, составу предметных областей и учебных дисциплин остались неизменны. И все же обновленные стандарты сделали процесс обучения более индивидуальным, теперь в них отчетливее выражена вариативность его содержания, прослеживается связь учебного плана с планом внеурочной деятельности. Также были изменены максимальный (не более 5 549 часов на уровень) и минимальный (не менее 5 058 на уровень) порог академического объема учебного плана; включены новые позиции в структуре рабочих программ; разведены понятия предмета, курса и модуля; особое внимание уделено функциональной грамотности обучающихся.

Нормативно-правовая база

Основными нормативно-правовыми документами, на которые следует опираться в ходе разработки учебного плана по ФГОС третьего поколения на 2022 год, являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 (ред. от 8 ноября 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100);
  • Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 (ред. от 8 ноября 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101);
  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 (ред. от 12 августа 2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480);
  • Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42729).

Также при составлении учебного плана по ФГОС 3-го поколения для школы на 2022-23 год нельзя игнорировать нормы СанПиН, в частности:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“» (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296).

Важно: срок действия правил, содержащихся в двух последних документах, ограничен. Постановление № 28 действует до 1 января 2027 года, а Постановление № 2 — до 1 марта 2027 года.

Примерное содержание учебного плана

Разработка учебного плана начинается с пояснительной записки. В ней подробно прописывают нормативную базу, реализуемые основные общеобразовательные программы, режим работы школы, продолжительность учебного года и учебной недели, требования к объему домашних заданий и расписание звонков. Также в пояснительную записку к учебному плану по обновленным ФГОС — 2022 следует включить дополнительные требования в ходе организации обучения в первом классе.

Во втором блоке подробно рассматривается начальная школа. Содержание строится по тому же принципу. Сначала составляют пояснительную записку, следом идет годовой учебный план, который можно оформить в виде таблицы (предметные области/учебные предметы/количество часов в год по классам/всего часов). Завершают вторую часть примерного учебного плана по новым ФГОС — 2022 его особенностями, включая используемые УМК.

Третья часть посвящена ООО и также состоит из пояснительной записки; годового учебного плана в соответствии со стандартами основного общего образования; недельного учебного плана по классам (также по ФГОС). Завершается третий блок особенностями учебного плана для 5-го и 6-9-х классов.

В четвертом разделе рассматривают среднее общее образование. Здесь сохраняется тот же принцип: пояснительная записка, потом годовой и недельный учебные планы в соответствии с федеральными стандартами (только уже для 10-11-х классов). В конце этой части прописывают особенности учебного плана для старшеклассников. Перечень элективных учебных предметов и недельный учебный план обучающихся на дому можно вынести в отдельные таблицы.

Итогом документа станет недельный учебный план ООО, который обеспечивает реализацию ФГОС основного общего образования (обозначьте количество часов в неделю по классам и каждой дисциплине). Дополните таблицу максимально допустимой нагрузкой, чтобы было наглядно видно: в процессе обучения дети не будут перегружены.

Содержание

  • 1 Основные требования
    • 1.1 Новый ФГОС
    • 1.2 Содержание учебного плана
    • 1.3 Порядок утверждения документа
  • 2 Индивидуальный учебный план

Одним из основополагающих документов любого образовательного заведения является учебный план. Документ, регламентирующий, какой будет образовательная программа в той или иной в школе России на 2023-2024 год, должен быть утвержден до того, как начнется учебный процесс.

В данном материале мы подробно разберем, какие требования предъявляются к учебным планам, на основе каких документов осуществляется составление документа и какие виды учебных планов должна составлять образовательная организация.

Основные требования

Учебный план школы на грядущий 2023-2024 учебный год базируется на актуальной версии ФГОС. На данный момент это III поколение, введение которых стартовало во всех регионах России с 2022-2023 учебного года.

ФГОС и учебные программы 2023-2024 года

Учебные планы разрабатывают на основе таких основных документов:

  1. Закон РФ «об образовании»;
  2. ФГОС-III;
  3. ПП РФ «типовые положения об общеобразовательном учреждении…»;
  4. СанПиН;
  5. Федеральный перечень учебников.

Новый ФГОС

Напомним график введения новых стандартов по классам младшей и основной школы:

График введения ФГОС 3 поколения

Условные обозначения:

  • «+» – обучение ведется по ФГОС III поколения;
  • «+/–» – введение ФГОС III поколения по усмотрению школы и с согласия родителей (экспериментальные классы);
  • «–» – обучение ведется по старым программам.

Обратите внимание! Все педагоги, которые в 2023-2024 году будут работать по новым ФГОС должны пройти обязательное обучение в рамках повышения квалификации.

Новая версия документа предполагает целый ряд важных нововведений, в числе которых:

  1. Введение 5-дневки и связанное с этим изменение часов, отводимых на изучение отдельных дисциплин.
  2. Изучение 2-го иностранного языка только по требованию родителей.
  3. Вариативность в изучении ряда предметов.
  4. Акцент на патриотическом воспитании и развитии личностных качеств учащихся.
  5. Конкретизация результатов обучения.

С учетом описанных нововведений в классах, которые переходят на новый ФГОС будет значительное изменение в часах аудиторной нагрузки.

Изменение в часах аудиторной нагрузки по новым ФГОС

Более детальный разбор нового ФГОС читайте в материалах нашего сайта.

Содержание учебного плана

Каждый учебный план, составленный для образовательного учреждения России на 2023-2024 год, должен содержать в себе такую информацию:

  1. Срок обучения для каждой ступени (сегодня это: младшая школа – 4 года, основная – 5 лет, старшая – 2 года).
  2. Общая аудиторная нагрузка за период обучения (смотрите таблицу выше).
  3. Недельная нагрузка на ученика в параллели (или по классам, если классы одной параллели учатся по разным программам и их часы отличаются).
  4. Перечень дисциплин в каждой параллели (иногда в каждом классе) с учетом выбранной программы обучения.
  5. Недельная нагрузка для каждой из базовых областей обучения (включая обязательный набор предметов, дисциплины по выбору учащихся и факультативные занятия).

Последний пункт целесообразно не только упомянуть в  описательной части, а и представить в формате сводной таблицы с указанием часов, отведенных на обязательную часть (федеральный стандарт) и предметы, список которых формируется участниками образовательных отношений.

Пример сводной таблицы учебного плана основной школы

Самые существенные отличия наблюдаются в программах начальной школы. По каким методикам может осуществляться обучение в школах России с 1 по 4 класс и в чем их кардинальные отличия, читайте в материале «Школьные программы для начальных классов».

Когда школьник переходит на средний уровень (основания школа), отличий в программах стает меньше. На федеральном уровне представлены шесть вариантов планирования:

  1. базовый стандарт для регионов, где русский язык является родным (пятидневка);
  2. базовый стандарт для регионов, где русский язык является родным (шестидневка);
  3. для классов с изучение 2-х иностранных языков (теперь только по требованию родителей);
  4. для регионов, где изучается 2-й родной язык (пятидневка);
  5. для регионов, где изучается 2-й родной язык (шестидневка);
  6. для школ с обучением на региональных языках.

Порядок утверждения документа

К процессу составления и утверждения учебного плана должны быть привлечены все участники образовательного процесса – педагоги школы, родители, инициативные ученики.

Утверждение учебного плана происходит в следующем порядке:

  1. На базе примерный учебных планов, утвержденных министерством, составляется проект учебного плана.
  2. Документ подлежит открытому обсуждению со всеми участниками учебного процесса, в результате которых в план могут быть внесены изменения.
  3. Окончательный вариант документа рассматривается на педагогическом совете школы (факт фиксируется в соответствующих документах).
  4. Если коллектив утверждает рабочий план, директор издает приказ «об утверждении…».
  5. С опорой на утвержденный учебный план происходит распределение учебной нагрузки на сотрудников школы, а также разработка единого расписания уроков на грядущий учебный год.

Индивидуальный учебный план

Новый ФГОС предполагает адаптацию образовательного процесса к потребностям каждого учащегося. Одним из проявлений такого персонализированного подхода может быть составление индивидуальных учебных планов для учеников, которые ввиду ряда факторов нуждаются в составлении особой образовательной траектории.

Как правило, индивидуальный план составляют для таких категорий:

  • ученики с ограниченными возможностями здоровья (допускается с 1 класса);
  • одаренные дети, осваивающие программу в ускоренном темпе (рекомендованное сокращение срока обучения – не более 1 года);
  • отстающие, не ликвидировавшие академические задолженности в установленные сроки.

Индивидуальный учебный план

Данный документ составляется при наличии заявления родителей о переводе ребенка на соответствующую форму обучения и может фиксировать траекторию обучения на 1 год или более длительный период.

При разработке документа учитываются потребности ребенка, доступные технологии обучения (в том числе дистанционное и электронное обучение), а также возможности школы. К составлению плана при необходимости можно привлекать специалистов центров психолого-педагогической и медицинской помощи.

Также при необходимости такие планы можно обновлять и корректировать, адаптируя воспитательный и образовательный процесс под потребности ребенка.

Читайте также:

  • Шкала перевода баллов ОГЭ 2024 года в оценки
  • Олимпиады для школьников в 2024 году
  • Экзамены в 9 классе в 2024 году

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Определение 1

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

  • структура четвертей, триместров и иных учебных промежутков, их длительность, каникулярный период;
  • полный перечень изучаемых предметов;
  • отдельные списки предметов по годам обучения;
  • указание на то, какие дисциплины являются обязательными, а какие – дополнительными;
  • распределение времени, отведенного на каждый предмет в каждом классе, по неделям и годам.

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Определение 2

Эффективный учебный план – это документ, который:

  • проектируется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям обучения в образовательных организациях;
  • предоставляет возможность овладеть государственным и родным языками, учитывает количество уроков, которые на них выделяются (на каждый год обучения);
  • предусматривает возможность добавления учебных программ, ориентированных на дополнительные образовательные потребности учеников, например, этнокультурные.

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

  • воспитание гражданской ответственности учеников;
  • ознакомление с национальными и общекультурными ценностями и социальной информацией;
  • формирование стремления к продолжению образования после завершения основной учебной программы;
  • пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с основными правилами охраны здоровья и поведения при чрезвычайных ситуациях;
  • формирование индивидуального подхода к каждому ученику в соответствии с его способностями.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Добавить комментарий