Уметь составлять вопросы на английском – важный аспект в изучении языка. Это тема кажется простой и лёгкой, но выделяются некоторые нюансы. Как справиться с ними и научиться правильно составлять вопросы на английском, узнаете в этой статье.
Этапы составления вопросов на английском языке
Для грамматически правильного составления вопросов на этом иностранном языке создали чёткую, а главное простую схему:
- Найти глагол в предложение и понять, какой он (основной, модальный или to be).
- Правильно определить время этого глагола (требуется знание времён).
- Применяем правило составления вопросов (едино почти для всех видов) – либо перестановка глагола на первое место, либо использование вспомогательного глагола.
Общая формула: вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + сказуемое + другие члены предложения?
Пример:
- A cat likes milk. – Кот любит молоко. (утвердительное предложение).
- Does a cat like milk? – Кот любит молоко? (вопросительное предложение).
Чтобы составлять вопросы, требуется знание времён глаголов, модальных глаголов и эквивалентов.
5 типов вопросов в английском языке
В английском языке выделяют пять типов вопросов:
- Общие;
- Альтернативные;
- Разделительный;
- Специальные;
- Вопрос к подлежащему.
Общие вопросы
Это легкий вид вопросов, который подразумевает только ответ «да» или «нет» (развёрнуто можно не отвечать).
Формула:
Вспомогательный глагол/модальный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол (сказуемое) | Дополнение (другие члены предложения) |
Does | a cat | like | мilk? |
Can | Ann | play | volleyball? |
Как видно, на эти вопросы требуется только ответ «да» или «нет».
Прошедшее время
Общие вопросы прошедшего времени составляют по стандартной формуле, но с некоторыми изменениями.
Чтобы составлять вопросы в обычном Past Simple требуется использование вспомогательного глагола did.
Формула:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол (сказуемое) | Дополнение |
Did | you | know | them? |
Did | he | like | oranges? |
Примечание! Вспомогательный глагол did един как для единственного числа, так и для множественного. При использовании глагола did смысловой глагол употребляется без окончания.
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
Tom finally arrived at the party. | Did Tom finally arrive at the party? | Том наконец пришёл на вечеринку? |
I was a pupil. | Was I a pupil? | Я был учеником? |
Примеры:
- Did you play chess a day ago? – Ты играл в шахматы день назад?
- Did Mary go to school last week? – Мэри пошла в школу на прошлой неделе?
- Did Nick and Jim go to the same gym? – Ник и Джим ходили в один и тот же спортзал?
- Did you like her? – Ты любил её?
- Did your teacher give you a nice gift? – Твой учитель дал тебе милый подарок?
Ответ на такой вопрос:
- Положительный – Yes, I did.
- Отрицательный – No, I did not (didn`t).
Чтобы построить вопрос в других более сложных прошедших временах следует использовать так называемый обратный порядок (перестановка слов).
Формула:
Вспомогательное слово | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение (другие члены предложения) |
Was | Ann | doing | homework? |
Had | you | heard | about this situation? |
Примечание! Глагол was ставится с I, he, she, it, а глагол were с you, we, they.
Утвердительное предложение (обычный порядок слов) | Вопросительное предложение (обратный порядок слов) | Перевод |
He had spent all his money. | Where had he spent all his money? | Куда он потратил все свои деньги? |
It was snowing a lot last year. | Was it snowing a lot last year? | В прошлом году было много снега? |
Примеры:
- Was she fixing breakfast at five o`clock? – Она готовила завтрак в пять часов?
- Had you done your homework before your mother came? – Ты сделала свою домашнюю работу до того, как твоя мама пришла?
- Had John been reading a big book before his friends came? – Джон читал большую книгу до того, как его друзья пришли?
- Were they drawing yesterday? – Они рисовали вчера?
- Had Mrs. Rose written a book before she met her husband? – Миссис Роуз написала книгу до того, как встретила своего мужа?
Краткие ответы на подобные вопросы правильно составлять так:
- Положительный – Yes, I was/ they were, отрицательный – No, I was not (wasn`t)/ they were not (weren`t).
- Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
- Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode
Настоящее время
Общие вопросы в настоящем времени формируют по общей формуле, но с некоторыми исключениями.
Чтобы составить вопрос следует использовать вспомогательный глагол настоящего Do/ Does.
Формула:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение (другие члены предложения) |
Do | you | prefer | coffee? |
Does | she | go | to the gym once a week? |
Примечание! Вспомогательный глагол does ставится с единственным числом – he, she, it, а do со множественным – you, they, we. При использовании глагола does смысловой глагол ставится без окончания.
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
He works in a bank. | Does he work in a bank? | Он работает в банке? |
They are good and kind people. | Are they good and kind people? | Они хорошие и добрые люди? |
Примеры:
- Does my mother teach children? – Моя мама учит детей?
- Do we play tennis every week? – Мы играем в теннис каждую неделю?
- Does he speak English very well? – Он хорошо говорил по-английски?
- Do we start to work at 9? – Мы начинаем в 9?
- Does he hate cooking? – Он ненавидит готовить?
Краткий ответ на такой вопрос формируют таким образом:
- Положительный – Yes, I do/ she does.
- Отрицательный – No, I do not (don`t)/ she does not (doesn`t).
Чтобы составлять вопросы с другими более сложными настоящими временами, используют так называемую перестановку слов.
Формула для Present Continuous Tense:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение |
Is | Mary | watching | TV? |
Are | they | writing | compositions right now? |
Примечание! Глагол is используется с единственным числом – he, she, it, а are со множественным – you, we, they. С местоимением I используется am. Глагол has используется с единственным числом – he, she, it, а глагол have со множественным – you, we, they, I.
Утвердительное предложение (прямой порядок слов) | Вопросительное предложение (обратный порядок слов) | Перевод |
She has gone to France. | Has she gone to France? | Она уехала во Францию? |
Somebody has broken this window | Has anybody broken this window? | Кто-то сломал это окно? |
Примеры:
- Am I playing good? – Я хорошо играю?
- Are they cooking breakfast now? – Они готовят завтрак сейчас?
- Have you heard from Jack recently? – Ты слышала что-нибудь от Джека недавно?
- Have you been doing your homework all day? – Ты делаешь домашнюю свою работу весь день?
- Is she listening the music now? – Она сейчас слушает музыку?
Краткие ответы на такие вопросы дают таким образом:
- Положительный – Yes, I am/ he is/ they are, отрицательный – No, I am not/ he is not (isn`t)/ they are not (aren`t).
- Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
- Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
Вопросы с модальными глаголами
Чтобы составлять вопросы с модальными глаголами, запомните все перечисленные сверху правила, потому что здесь работает такая же схема с обратным порядком слов.
Формула:
Модальный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение (другие члены предложения) |
Can | I | use | your pencil? |
Примеры:
- May I come in the room? – Могу ли я войти в комнату?
- Can I borrow your blue pen? – Могу я позаимствовать твою голубую ручку?
- Do you have to wear a uniform? – Ты вынужден носить униформу?
- Can I go out tomorrow? – Могу я завтра пойти на улицу?
- Should Mary do this right? – Мэри следует сделать это правильно?
Краткие ответы на подобные вопросы составляют следующим образом:
- Положительный – Yes, I can.
- Отрицательный – No, I cannot (can`t).
Примечание! Модальный глагол have to – Yes, I do/ No, I do not (don`t).
Если Вы устали учить английский годами?
Наши читатели рекомендуют попробовать 5 бесплатных уроков курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» с Анастасией Божок.
Те, кто посещают даже 1 урок узнают больше, чем за несколько лет!
Удивлены?
Получите 5 бесплатных уроков здесь…
Без домашки. Без зубрежек. Без учебников
Из курса «АНГЛИЙСКИЙ ДО АВТОМАТИЗМА» Вы:
- Научитесь составлять грамотные предложения на английском без заучивания грамматики
- Узнаете секрет прогрессивного подхода, благодаря которому Вы можете сократить освоение английского с 3 лет до 15 недель
- Будете проверять свои ответы мгновенно + получите доскональный разбор каждого задания
- Скачаете словарик в форматах PDF и MP3, обучающие таблицы и аудиозапись всех фраз
Получить 5 уроков бесплатно можно тут
Альтернативные вопросы
Альтернативные вопросы используют с той целью, чтобы отвечающий выбрал одно из двух. Для этого используется союз or (или).
Пример:
- Do you like books or comics? – Тебе нравятся книги или комиксы?
Ответ на альтернативный вопрос нужно составлять только развёрнутым.
Пример:
- Did you buy a new blouse or a new shirt? – I bought a new blouse. (Ты купила новую блузку или рубашку? – Я купила новую блузку).
Для того чтобы составлять такой вид вопросов используют общую формулу.
Общая формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + первая альтернатива + or + вторая альтернатива?
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
I like volleyball. | Do you like basketball or volleyball? | Тебе нравится баскетбол или волейбол? |
Примечание! Иногда вместо второй альтернативы можно использовать частицу not: Do they drive me mad or not? – Они сводят меня с ума или нет?
Альтернативные вопросы бывают разных видов, которые направлены на разные части предложения.
Вопрос к подлежащему
Вопрос к подлежащему употребляется, если мы хотим узнать кто или что совершает какое-либо действие.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее (первая альтернатива or вторая альтернатива) + смысловой глагол + дополнение?
Примеры:
- Does your sister or brother prefer coffee? – Твоя сестра или твой брат предпочитают кофе?
- Did you or Frank go to the shop? – Ты или Фрэнк сходил в магазин?
- Was a car or a bike bought last week? – Машина или велосипед был куплен на прошлой неделе?
- Does your parents or grandparents have this old car? – Твои родители или бабушка с дедушкой владеют этой старой машиной?
- Do you or they like this kind of sweet? – Тебе или им нравится этот сорт конфет?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к сказуемому
Мы задаём альтернативный вопрос к сказуемому, когда хотим узнать, что именно сделал кто-то или что-то.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение (другие члены предложения)?
Примеры:
- Did you hear this or see this? – Ты услышала это или увидела?
- Do you hate or love her? – Ты любишь или ненавидишь её?
- Did she buy this coat or steal it? – Она купила это пальто или украла?
- Did our teacher say this or write this? – Наш учитель сказал это или написал?
- Did you kiss or hit your boyfriend last week? – Ты поцеловала или ударила своего парня на прошлой неделе?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к дополнению
Мы задаём альтернативный вопрос к дополнению, когда хотим узнать о дополнительный информации.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + дополнение?
Примеры:
- Do you prefer driving a car or a bike? – Ты предпочитаешь водить машину или велосипед?
- Did you choose Alice or Mary? – Ты выбрал Элис или Мэри?
- Have your ever heard about me or my best friends? – Ты когда-либо слышал обо мне или моих друзьях?
- Do you like math or biology? – Тебе нравится математика или биология?
- Has she written these books or those poems? – Она написала эти книги или те стихи?
На такие вопросы следует составлять только подробные ответы.
ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal mode
Вопрос к определению
Мы задаём альтернативные вопросы к определению, когда хотим узнать о качестве того или иного предмета или существа.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + определение (первая альтернатива or вторая альтернатива) + другие члены предложения?
Примеры:
- Is this car blue or orange? – Это машина голубая или оранжевая?
- Do you prefer colorful books or black-and-white? – Ты предпочитаешь цветные книги или чёрно-белые?
- Is a cat brown or black? – Этот кот коричневый или чёрный?
- Were her hair blonde or red? – Её волосы были светлыми или красными?
- Are they look kind or angry? – Они выглядят добрыми или злыми?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к обстоятельству места
Мы задаём альтернативный вопрос к обстоятельству места, чтобы узнать месторасположение.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство места (первая альтернатива or вторая альтернатива)?
Примеры:
- Are they in the shop or at home? – Они в магазине или дома?
- Did you swim in the river or in the lake? – Ты плавал в реке или в озере?
- Have you ever been to London or Paris? – Ты когда-нибудь был в Лондоне или Париже?
- Did you kiss for the first time in the park or at school party? – Ты впервые поцеловался в парке или на школьной дискотеке?
- Will you meet me at the bus stop or near the market? – Ты встретишь меня на автобусной остановке или около рынка?
Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.
Вопрос к обстоятельству времени
Мы используется альтернативные вопросы к обстоятельству времени, когда хотим узнать в какой промежуток времени что-либо происходит.
Формула: вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + дополнение + обстоятельство времени (первая альтернатива or вторая альтернатива)?
Примеры:
- Does she always cook breakfast at 8 o`clock or 9 o`clock? – Она всегда готовит завтра в восемь часов или в девять?
- Do you play games in the morning or in the evening? – Ты играешь в игры утром или вечером?
- Does he like training in the ending of week or in the beginning? – Он любит тренироваться в конце недели или в начале?
- Have you been learning Korean all your life or all your school days? – Ты изучаешь корейский всю свою жизнь или в течение школьных дней?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Специальные вопросы
Специальные вопросы используются с целью узнать о конкретной детали более подробно. Исходя из этого они задаются не ко всему предложению, как общие, а к отдельной его части.
Формула:
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение |
When | did | you | break | the chair? |
Where | does | she | go | every evening? |
Чтобы составлять вопросы данного типа следует использовать специальные слова:
- What – что/какой;
- Which – какой, который;
- Which of – кто из/какой из;
- Whose – чей;
- Where – где/ куда;
- When – когда;
- Why – почему;
- How – как;
- How many – как много (с исчисляемыми существительными);
- How much – как много (с неисчисляемыми существительными);
- How old – сколько лет;
- Who – кто;
- Whom – кого.
Примечание! Если слова Who и What являются подлежащими в предложении, то это другой вид вопросов, который к данной таблице не относятся.
Примеры:
- What do like to do in the evening? – Что ты любишь делать по вечерам?
- What color is your hat? – Какого цвета твоя шляпа?
- Which suit will you take, black or brown? – Какого костюм ты возьмёшь, чёрный или коричневый?
- Which of these compositions does she need? – Какое из этих сочинений ей нужно?
- Whose bag is it? – Чья эта сумка?
- Where is my pencil case? – Где мой пенал?
- Where did you go yesterday evening? – Куда ты ходил вчера вечером?
- When will you come back to me? – Когда ты вернёшься ко мне?
- Why did you do such bad things? – Почему ты делал такие плохие вещи?
- How did you do your homework? – Как ты делаешь свою домашнюю работу?
- How many pupils are there in your group? – Как много учеников в группе?
- How much ice cream did you eat yesterday? – Как много мороженого ты съел вчера?
- How old is this shelter? – Сколько лет этому приюту?
- Whom did you meet there? – Кого ты встретил здесь?
Ответы на данные вопросы нужно составлять в развёрнутом виде:
- What have you found in our garden? – I have found a beautiful bird. (Что ты нашёл в нашем саду? – Я нашёл красивую птицу).
Вопрос к подлежащему и его определению
Мы задаём альтернативные вопросы к подлежащему, чтобы узнать кто или что в предложении является подлежащим. Для этой цели используются только два слова who и what.
Формула:
Who/ what (подлежащее) | Смысловой глагол | Дополнение |
Who | came | with Molly yesterday? |
What | happened | with all my friends? |
Примечание! В данном типе вопросов слова Who и What ставятся на место подлежащего, а порядок слов в предложении остаётся без изменений.
Примеры:
- Who has written this book in 1855? – Кто написал эту книгу в 1855?
- Who is swimming in the river at that moment? – Кто плавает в реке в данный момент?
- Who has any pets at home? – У кого дома есть домашние питомцы?
- Who will get a nice present for birthday? – Кто получит замечательный подарок на день рождения?
- What happened last night when you came home? – Что случилось прошлой ночью, когда ты пришёл домой?
- Who wants to get higher education? — Кто хочет получить высшее образование?
Иногда такие вопросы можно задавать определению, которое привязано к подлежащему. Для этого используются такие слова, как what (в значении какой), whose, how many (much) и другие.
Примеры:
- Whose dog is sleeping near my armchair? – Чья собака спит около моего кресла?
- What weather will be tomorrow evening? – Какая погода будет завтрашним вечером?
- How many books and dictionaries were read by this little boy? – Как много книг и словарей было прочитало этим маленьким мальчиком?
- Whose newspapers and notebooks are laying on the desk? – Чьи газеты и тетради лежат на столе?
- How much cream was eaten by our mates? – Как много крема было съедено нашими товарищами?
Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.
Разделительные вопросы
Разделительные вопросы – это особый вид вопросов, состоящий из двух взаимосвязанных частей. Первая часть — это обычное предложение, построенное согласно используемого времени, а вторая часть — это так называемый «хвостик» или «tag». На русский язык этот «хвостик» переводится, как «не так ли?».
Формула в таблице:
Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение | «Хвостик» |
Ann | cooks | very well | does not (doesn`t) she? |
Molly | does not (doesn`t) know | this subject very well | does she? |
Примечание:
- «Хвостик» всегда противоположен по значению основному предложению. То есть если главная часть положительная, то «конец» отрицательный.
- Строится хвост при помощи вспомогательного/ модального глагола и местоимения, которое будет заменять подлежащее.
Примеры:
- There is a round table and five chairs in the middle of the classroom, isn’t there? – В середине класса круглый стол и пять стульев, не так ли?
- Alice has been to Australia for five times, has not (hasn`t) she? – Элис была в Австралии пять раз, не так ли?
- You have been learning Spanish all your life, have not (haven`t) you? – Ты изучаешь испанский всю свою жизнь, не так ли?
- We have to bring our own paper, do not (don`t) we? – Мы вынуждены принести нашу собственную бумагу, не так ли?
- Alice can draw and read, cannot (can`t) she? – Элис может рисовать и писать, не так ли?
Подойдет краткий ответ на вопрос, например:
- We go home at 9 o’clock, don’t we? — Yes, we do. — Мы идем домой в 9, да? — Да, идем.
Упражнения
Задание по теме разделительных вопросов скачивайте тут.
Упражнения на общие и альтернативные вопросы скачивайте здесь.
Упражнения на специальные вопросы находятся тут.
Заключение
Уметь правильно и грамотно задать вопросы на английском – важно для владения этим языком. Эта тема кажется лёгкой, поэтому изучающие не уделяют построению вопросов достаточного количество внимания, что и является ошибкой. Ведь чтобы научиться правильно составлять вопросы, нужно знать правила грамматики (времена глаголов, вопросительные местоимения и слова, модальные глаголы) и интонацию.
Чтобы быстро усвоить данную тему и развить употребление вопросов в речи, нужно как можно больше практиковаться (например, делать упражнения онлайн) и не сдаваться на полпути. Только это поможет одолеть этот сложный раздел грамматики.
Удачи в изучении английского языка!
Построение вопросительных предложений является важнейшей темой в английской грамматике. Каждый знает, что человеческая речь, вне зависимости от языка, состоит из вопросов и ответов. Вопросительные предложения, естественно, подразумевают соответствующую интонацию. Именно благодаря ей в русском языке становится понятно, когда тебе задают вопрос. Однако в английской речи, к сожалению, одной интонацией обойтись не удастся.
Разберемся, как строятся вопросительные предложения в английской речи в различных временах.
10 вопросительных предложений в Present Simple
Present Simple — простое настоящее время. Оно означает обычное, регулярное действие, которое происходит сейчас или будет в будущем по расписанию или графику.
1 |
Do you like dogs? |
Ты любишь собак? |
2 |
Where do you work? |
Где Вы работаете? |
3 |
Is your child sleeping well? |
Ваш ребенок хорошо спит? |
4 |
What time do you go to bed? |
Во сколько ты ложишься спать? |
5 |
Do you drive a car? |
Ты водишь машину? |
6 |
Do you like pickles or fresh ones? |
Тебе нравятся соленые огурцы или свежие? |
7 |
Alice likes this cartoon, right? |
Алисе ведь нравится этот мультфильм, правда? |
8 |
Why don’t you help a friend? |
Почему бы тебе не оказать помощь товарищу? |
9 |
What kind of sport do you prefer? |
Какой вид спорта ты предпочитаешь? |
10 |
Are they important? |
Они важны? |
10 вопросительных предложений в Past Simple
Past Simple (простое прошедшее время) используется тогда, когда действие произошло в прошлом, при этом время или указано, или подразумевается (ago, last, yesterday, вопрос when).
1 |
Did she send a message yesterday? |
Она отправила сообщение вчера? |
2 |
Did they meet last year? |
Они познакомились в прошлом году? |
3 |
Did you have a bike when you were in elementary school? |
У тебя был велосипед, когда ты учился в начальной школе? |
4 |
Did he come to your birthday party? |
Он пришел на твой день рождения? |
5 |
Have you read her book? |
Ты читал ее книгу? |
6 |
Did Sam watch that show over the weekend? |
Сэм смотрел тот сериал в выходные? |
7 |
What did she eat? |
Что она ела? |
8 |
What did Mom cook yesterday? |
Что мама вчера приготовила? |
9 |
What did you tell her? |
Что ты ей сказал? |
10 |
Did your father sell the car? |
Твой отец продал автомобиль? |
10 вопросительных предложений в Future Simple
Future Simple Tense (простое будущее время) обозначает действие, которое произойдет в будущем фактически или по вашему предположению.
1 |
Is your sister going to the sea in a month? |
Твоя сестра поедет на море через месяц? |
2 |
Will it rain this weekend? |
В выходные будет дождь? |
3 |
Will she write an essay? |
Будет ли она писать реферат? |
4 |
Will he wake up at five o’clock in the morning? |
Он проснется в пять часов утра? |
5 |
Will you help me with the baby tomorrow? |
Ты поможешь мне с ребенком завтра? |
6 |
Can I help you carry your bags? |
Могу ли я вам помочь донести сумки? |
7 |
Who will send me the money? |
Кто пришлет мне деньги? |
8 |
Why would she play the piano? |
Почему она будет играть на пианино? |
9 |
Are they going shopping tomorrow? |
Они поедут завтра по магазинам? |
10 |
Will he buy pizza for dinner? |
Он купит пиццу на ужин? |
10 вопросительных предложений во временах Continuous
Времена группы «Continuous» обозначают действия, которые протекают (протекали, будут протекать) в точно указанное время (настоящее, прошедшее и будущее).
1 |
Are you drinking this drink? |
Ты пьешь этот напиток? |
2 |
Are these girls waiting for a taxi? |
Эти девушки ждут такси? |
3 |
Are you throwing a birthday party for your daughter? |
Ты устраиваешь вечеринку в день рождения дочери? |
4 |
Are you currently hiring salespeople? |
Вы сейчас принимаете на работу продавцов? |
5 |
Were you asleep when you heard the crash? |
Ты спал, когда услышал грохот? |
6 |
What were you doing when I wrote to you? |
Чем ты занимался, когда я тебе написал? |
7 |
Why was she crying? |
Почему она плакала? |
8 |
Are you going to cook lunch tomorrow? |
Ты будешь готовить обед завтра? |
9 |
Does she arrive at eight in the morning? |
Она прилетает в восемь утра? |
10 |
Will you be sitting in the front row? |
Ты будешь сидеть в первом ряду? |
10 вопросительных предложений во временах Perfect
Времена формы «Perfect» (совершенное настоящее, прошедшее, будущее) применяются для обозначения действий, которые уже завершились к какому-то определенному времени. Обычно они подразумевают наличие результата, который сохраняется к моменту их упоминания.
1 |
Have you ever tasted snails? |
Ты когда-нибудь пробовала улиток? |
2 |
Have you discussed this with your mother? |
Ты обсуждал это с матерью? |
3 |
How long have they been living together? |
Давно они живут вместе? |
4 |
Have you thought about moving to America? |
Ты не думал переехать в Америку? |
5 |
Did the taxi arrive at the required time? |
Приехало ли такси к необходимому времени? |
6 |
Before he sold the business, he had a fight, didn’t he? |
Прежде чем продать бизнес, он поссорились, не так ли? |
7 |
Did you have lunch before Maria came? |
Вы пообедали до прихода Марии? |
8 |
Will you put wallpaper on for the weekend? |
Вы поклеите обои к выходным? |
9 |
Will he finish his job easily? |
Легко ли он завершит свою работу? |
10 |
When will he finish writing the book? |
Когда он закончит писать книгу? |
10 вопросительных предложений во временах Perfect Continuous
Времена Perfect Continuous используются для обозначения действия, которое началось в прошлом, продолжалось определенное время до некоего момента в прошлом (Past Perfect Continuous), настоящем (Present Perfect Continuous) или будущем (Future Perfect Continuous).
1 |
Have you been cleaning for two hours when I came home? |
Ты уже два часа убирался, когда я пришла домой? |
2 |
Was she driving for three hours when I called? |
Она вела машину три часа, когда я позвонил? |
3 |
Were they building a bridge when you moved there? |
Они строили мост, когда вы туда переехали? |
4 |
He looked tired when I saw him in September. Has he been working all summer? |
Он выглядел уставшим, когда я увидела его в сентябре. Он все лето работал? |
5 |
Have you been reading this book for six months? |
Ты читаешь эту книгу уже на протяжении полугода? |
6 |
Are you waiting for the bus for an hour? |
Ты ждешь автобус на протяжении часа? |
7 |
He looked exhausted. Did he work all night? |
Он выглядел изнеможенным. Он работал всю ночь? |
8 |
Will he be playing football for ten years next year? |
В следующем году он будет играть в футбол уже десять лет? |
9 |
When I get back at six in the morning, will you get enough sleep? |
Когда я вернусь в шесть утра, ты достаточно выспишься? |
10 |
How long will you have been practicing at the time of graduation? |
Как долго ты уже будешь проходить практику на момент окончания учебы? |
Any questions?
Вопросы есть?
Конечно, у вас есть вопросы: английский язык, бывает, задает задачки. Например, как составлять вопросы на английском? Какие бывают виды вопросов? Как задать вопрос с правильной интонацией, чтобы носителям языка не пришлось гадать — это вопрос или нет?
Итак, 5 видов вопросов в английском языке:
Общие вопросы, или yes/no questions
Специальные вопросы, или WH questions
Альтернативные вопросы
Разделительные вопросы, или tag questions
Вопросы к подлежащему
Рассмотрим подробнее все типы вопросов с примерами.
Общие вопросы — это такие вопросы, на которые можно ответить либо да, либо нет (еще можно ответить «не знаю», но это же не про нас).
Do you like opera? — No, I don’t.
Ты любишь оперу? — Нет, не люблю.
Are you a football player? — Yes, I am.
Ты футболист? — Да.
Общие вопросы всегда начинаются с глагола. Это может быть один из вспомогательных глаголов (be, do, have), может быть глагол to be (быть, являться) в его прямом значении, а может быть и модальный.
Как задать YES/NO вопрос с глаголом to be
Образование вопросов в английском языке становится возможным благодаря изменению структуры предложения. Если вам известна самая элементарная структура предложения в английском (подлежащее-сказуемое-дополнение) — вы сможете задать такой вопрос. Просто поменяйте местами подлежащее и сказуемое.
Посмотрите, как меняется место глагола to be в вопросе:
Заметьте, что в русском переводе ничего не меняется — мы вопрос привыкли обозначать интонацией, и инверсии — изменения порядка слов в предложении — у нас нет, или встречается редко.
Как задать такой вопрос на английском с помощью глагола to do
Помимо to be в предложении может быть любой другой глагол:
The fish swims in the ocean — Рыба плавает в океане
My friends play football — Мои друзья играют в футбол
I sing opera — Я пою оперу
И тогда нужно использовать глагол-помощник DO
Does the fish swim in the ocean?
Do my friends play football?
Do I sing opera?
Слова с такой функцией в русском нет. Мы говорим просто: Рыба плавает в океане? Стоит заменить знак вопроса на точку, как смысл меняется радикально. Удобно? Может быть. Но отнеситесь к вспомогательному do снисходительно. Он старается изо всех сил. Видите, как он забрал у глагола swim окончание -s? Это чтобы нам с вами было сразу понятно, что речь про одну единственную рыбу. Да и вообще, это как маячок: слышишь do в начале предложения — жди общий вопрос.
Так что ставим глагол do в начало предложения перед подлежащим, и общий вопрос готов. Только нужно выбрать правильную его форму в соответствии с числом и временем.
Если смысловой глагол — тоже do (делать), то вспомогательный все равно будет do. Получится два слова do в одной фразе:
Does she do her homework? — Делает ли она свои домашние задания?
Еще раз обратите внимание, что вспомогательный глагол do изменился в соответствии с женским родом — превратился в does, а смысловой остался в начальной форме.
Как задавать вопросы в английском с модальными глаголами
Я имею возможность купить козу. Но не имею желания.
(из фильма «Кавказская пленница»)
Модальные глаголы — это такие глаголы, которые выражают наши желания и возможности. Это глаголы can, may, must, should и другие. Задаем вопросы с ними при помощи инверсии, т.е. меняем местами подлежащее и сказуемое.
+
You can buy a goat.
Ты можешь купить козу.
?
Can you buy a goat?
Ты можешь купить козу?
Также модальные глаголы очень часто используются, когда задавать прямой вопрос не очень вежливо.
Could you pass me the salt? — Не могли бы вы передать мне соль?
Would you do me a favor? — Не могли бы вы сделать мне одолжение?
May I come in? — Я могу войти?
Should I wait here? — Нужно ли мне подождать?
Как отвечать на общий вопрос?
Как известно, на вопрос иногда можно получить ответ, и вот тут важно не растеряться и понять его. Чаще всего, сначала это будет обычный короткий ответ, а после него уже могут следовать подробности.
Yes, I do, или:
No, I don’t.
Или:
Yes, it is
Yes, I can
Какой глагол будет использоваться в ответе, напрямую зависит от вопроса. Если вопрос содержал вспомогательный do, то и в ответе будет do. Если у вас спросили:
Did you go the supermarket yesterday? — Вы ходили вчера в супермаркет?
Нужно ответить
— Yes, I did, или
— No I didn’t
В крайнем случае,
— I don’t remember
— Я не помню
Но не допускайте такую ошибку:
— Did you go to the supermarket yesterday?
Не отвечайте
— No, I wasn’t.
Нужно, чтобы ваши с собеседником глаголы совпадали, тогда у вас будет полная языковая гармония и понимание.
Зачем вообще эти короткие ответы? Так быстрее и удобнее. Вместо того, чтобы говорить «Yes, I went to the supermarket yesterday», можно просто сказать «I did». И это не звучит резко, даже если вы больше ничего не скажете, хотя, конечно, частенько за этим следует более подробный рассказ.
Специальные вопросы, или WH questions
Я спросил у ясеня where is my любимая
Как видно из английского наименования, специальные вопросы — это те, которые начинаются на буквы wh.
Например,
Where — где?
Who — кто?
What — что?
Which — который?
When — когда?
Why — почему?
How — как?
и вопросы, имеющие в своем составе «how»:
how often — как часто?
How far — как далеко?
How old — чтобы спросить о возрасте
И так далее.
Таким образом, WH questions включают в себя Wh questions + How
Where is my darling? — Где моя любимая?
Те из вас, кто уже умеет задавать общие вопросы, удивятся, когда узнают, насколько просто формируется специальный вопрос в английском.
Рассмотрим его строение на примере:
Why do you like swimming? — Почему ты любишь плавать?
Если мы уберем вопросительное слово why, получится
Do you like swimming?
Это обычный общий вопрос, который требует ответа «да» или «нет». Мы добавили why, и получился специальный вопрос.
Давайте немного потренируемся. Сделайте из следующих общих вопросов специальные, добавив к ним любые вопросительные слова.
- Does she go tho the supermarket?
- Can I buy a goat?
- Should I wait here?
- Do your friends play football?
- Does she do her homework?
- Are you waiting for me?
Наверное, у вас получилось что-то вроде этого:
- When does she go tho the supermarket?
- Where can I buy a goat?
- Why should I wait here?
- How often do your friends play football?
- When does she do her homework?
- Where are you waiting for me?
Вопрос к подлежащему
Во многих британских учебниках этот вид вопроса отдельно не выделяют и относят к группе специальных вопросов. Да, вопросы к подлежащему тоже начинаются с вопросительных слов, которые начинаются с Wh.
Но многие рассматривают именно пять типов вопросов в английском языке, потому что вопрос к подлежащему имеет очень простую структуру, чему, конечно, нельзя не порадоваться.
Когда мы задаем вопрос к подлежащему, то вспомогательный глагол не нужен. Инверсия тоже не нужна. Посмотрите на пример:
Bulgakov wrote «Master and Margarita» — Булгаков написал «Мастера и Маргариту».
Подлежащее — Булгаков. Он в этом предложении действующее лицо, он написал роман. Допустим, мы не знаем этого известного факта и хотим задать вопрос к подлежащему: Кто написал «Мастера и Маргариту»?
Для этого вместо подлежащего вставляем who. Получается,
Who wrote «Master and Margarita»?
Все, больше ничего делать не нужно, вопрос готов. Можно не вспоминать про правила, а просто переводить слово в слово, потому что в русском эта структура выглядит так же:
Кто читает книги?
Who reads books?
Какой город является самым большим?
Which city is the biggest?
Кстати, почему в примере «Who reads books?» у глагола окончание s? Дело в том, что, задавая вопрос «Кто?», мы всегда подразумеваем третье лицо единственного числа, даже если на самом деле действующих лиц много.
В русском мы делаем то же самое:
Кто читает? (читает – глагол с окончанием 3 лица, единственного числа).
Таким же образом поступаем и в present perfect:
Альтернативные вопросы
Это любые вопросы, в которых дается альтернатива и есть разделительный союз. Выбор может быть между предметами, действиями, качествами и т.д. С точки зрения структуры, это два общих вопроса, разделенные союзом or (или). Вторая часть чаще всего неполная:
Are you married or single? — Вы замужем или нет?
Do you work or study? — Вы работаете или учитесь?
Do you like classical music or jazz? — Вы любите классическую музыку или джаз?
В русском такая конструкция тоже есть, поэтому, как задавать вопросы на английском в ситуации выбора, достаточно ясно.
Разделительные вопросы или tag questions
Этот вид вопросов еще называется «tail questions» — буквально «вопросы-хвостики». Так их назвали потому, что такой вопрос короткий и является придатком к главному, более длинному предложению.
Они особенно пригождаются, когда мы в чем-то неуверенны и хотим уточнить, подтвердить свои мысли, узнать, правильно ли мы поняли. А еще, для того, чтобы вовлечь собеседника в диалог.
В tag questions есть две части:
- Первая, главная часть — это то, что вы думали, но хотите уточнить. Вы озвучиваете свою мысль. Может быть как в утвердительной, так и в отрицательной форме.
- Потом, как бы сомневаясь в своих словах, спрашиваете, так ли это, правильно ли вы подумали. Вторая часть — это сам вопрос в краткой форме. Он состоит из глаголов be, do, have, либо модального глагола, и подлежащего, чаще всего выраженного местоимением.
Если первая часть утвердительная, вопрос должен быть с отрицанием. И наоборот, если в главной части было отрицание, в «хвосте» его уже не будет.
Здесь во всем царит симметрия — если в первой части использовался глагол to be, его же мы увидим в хвостовой части:
You are Masha’s sister, aren’t you? — Ты Машина сестра, верно?
Если вначале был модальный глагол, скажем, can, он же будет и в конце:
You can’t swim, can you? — Ты не умеешь плавать, не так ли?
Когда вспомогательного или модального глагола, или глагола to be в первой части нет, во второй мы используем do, does или did
Masha went to Moscow last week, didn’t she? — Маша ездила в Москву на прошлой неделе, не так ли?
His little brother ate all the sweets, didn’t he? — Его младший брат съел все конфеты, не правда ли?
Если в первой части предложения есть I am, то в вопросе это трансформируется в aren’t I?
I am right, aren’t I? – Я прав, разве нет?
Ниже расположена таблица, в которой еще раз демонстрируется правило: если в первой части утверждение (+), в вопросе будет отрицание (-), и наоборот.
Чаще всего в английском можно услышать именно отрицание в вопросительной части.
Вопросительный «хвост» произносится с повышением интонации. Но бывает, что интонация в этом месте идет, наоборот, вниз. С таким интонированием получается вопрос-утверждение. Говорящий уверен в своей правоте, он как-бы говорит «согласись со мной», «раздели моё мнение».
Сравните интонацию в «уверенных» и «неуверенных» разделительных вопросах:
Бывает и так, что в обоих частях таких предложений есть утвердительная конструкция, и это не является ошибкой. Так можно сделать, когда вы только что услышали информацию и повторяете, чтобы показать свою заинтересованность, удивление, озабоченность или какую-то другую реакцию.
So you are keen on drawing, are you? — Так тебе нравится рисовать, не так ли?
Короткие вопросы в устной речи
Мы рассмотрели все основные виды вопросов, но не стоит думать, что английский на этом заканчивается. В разговорной речи свои законы и правила, и, чаще всего, они направлены на сокращение и упрощение. Кому нравятся громоздкие конструкции? Темп жизни ускоряется и поэтому, например, вместо
— Are you ready?— You ready?— Ready?
Еще примеры укороченных вопросов и их длинные аналоги:
Seen it? — Have you seen it?
Got it? — Have you got it?
Going to school? — Аre you going to school?
Any questions? — Have you got any questions?
Когда говорящим хорошо известен контекст, например, потому что ваши собеседники — это друзья или коллеги, полный вопрос покажется даже странным.
И вспомогательный глагол, и местоимение часто оказываются отброшенными.
Но:
Нельзя отбрасывать вспомогательный глагол и местоимение, если это местоимение — I:
Have I said it before? — Я уже это говорил?
«Said it before?» — неправильный вариант.
Теперь вы знаете, как задать вопрос в английском языке, если вы разговариваете с друзьями, близкими людьми, находитесь в расслабленной обстановке. Также эти формы вопросов очень часто можно слышать в фильмах.
Немного об интонации в вопросах
Интонация — это тот мелодический рисунок, который всегда возникает в речи. Мы же не говорим на одной ноте? Тем более, когда задаем вопросы. Нередко получить ответ бывает очень важно, поэтому вопросы во всех языках интонируются особо. Очень часто это повышение интонации, которое возникает к концу предложения. Тем не менее, вопросы английского языка могут быть заданы с тремя разными интонациями, в зависимости от типа вопроса.
Нисходящая интонация.
Характерна для специальных вопросов.
Восходящая интонация.
Типична для общих вопросов.
Смешанная интонация (fall-rise intonation)
Такая интонация выражается схематически изображается так: . Особенно полезно ей воспользоваться, когда нужно запросить какую-то информацию или вежливо пригласить собеседника присоединиться к трапезе или какому-то делу (обычно, приятному).
Но какие бы ни были интонации, вопросы в английском языке основываются не на тоне голоса, а на определенных грамматических структурах. Следите за тем, как построено предложение, на каких местах находятся его части, есть ли там инверсия или вспомогательный глагол.
Часто изучающие язык охотно отвечают на вопросы преподавателя, могут назвать все виды вопросов в английском языке, но есть проблема с тем, чтобы самим задавать вопросы. Если вы занимаетесь с преподавателем, иногда берите инициативу в разговоре на себя. Спросите что-то про преподавателя, его семью, его опыт. Побудьте журналистом, берущим интервью.
Будьте любопытны, и пусть это отражается на вашем уровне владения английским!
Всем привет. Вы попали на урок грамматики английского языка. И раз уже вы здесь, то к концу статьи вы точно сможете разобраться с сегодняшней темой. А тема урока — вопросительные предложения в английском языке. В этой статье мы расскажем, какие типы вопросов бывают, как они строятся, и как на них отвечать.
Содержание статьи:
- Типы вопросительных предложений
- General question
- Tag question
- Alternative question
- Special question
- Question to subject
- Заключение
Типы вопросительных предложений
Эта тема актуальна для студентов любого уровня владения языком, потому что допущение ошибок возможно даже на более высоком уровне, когда дело доходит до построение вопросов в английском языке. Путают порядок слов, пропускают вспомогательные глаголы, используют неправильную интонацию. Наша миссия — предотвратить появление таких ошибок. Can we start?
Первое, что нужно знать о вопросах в английском — это то, что они отличаются от структуры утвердительных предложений. Мы обычно (но не всегда!) задаем вопросы в английском языке, изменяя порядок слов: помещаем на первое место вспомогательный глагол перед подлежащим. Другой (основной) глагол ставится после подлежащего. На картинке порядок слов в английском вопросе выглядит так:
Вопросительные предложения делятся на четыре типа:
- Общий вопрос (general question). Этот вопрос мы задаем, когда хотим узнать общую информацию. Мы можем ответить на него одним словом «да» или «нет».
- Разделительный вопрос (tag question). Здесь утверждение уже заложено в вопросе, а отвечающий может лишь ответить, так ли это. Обычно заканчивается формулировкой по типу «isn’t it?» («не так ли?»).
- Альтернативный вопрос (alternative question). Из нескольких предложенных вариантов предлагается выбрать один.
- Специальный вопрос (special question). Такие вопросы нам нужны для того, чтобы узнать определенную, конкретную информацию, которая нас интересует. У спрашивающего нет предположений касательно ответа, и на вопрос нельзя ответить «да» или «нет».
- Вопрос к подлежащему (question to subject). Сказуемое нам известно, а вопрос мы задаем, чтобы узнать, кто выполняет действие.
Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим вопросительные предложения в таблице с примерами
Тип вопроса | Формула | Характеристика | Пример вопроса | Пример ответа |
General question | Do/does/is/can… + subject + V…? | Можно ответить «да» или «нет» | Do you like oranges?
Will she go with us? |
Yes, I do.
No, she will not. |
Tag question | Subject + V… + Isn’t it?/aren’t you?… | Можно согласиться или не согласиться с утверждением | You like oranges, don’t you?
She will go with us, won’t she? |
Yes, I do.
No, she will not. |
Alternative question | Do/does/is/can… + subject + V + 1st object or 2nd object? | Можно выбрать один вариант из нескольких | Do you like oranges or bananas?
Will she go with us or with them? |
I like oranges.
She will go with them. |
Special question | What/when/where… + is/do/did/will… + subject + V…? | Можно дать полный ответ | What fruit do you like?
Where will she go? |
I like oranges.
She will go with them. |
Question to subject | Who/what + is/do/did/will… + V…? | Можно дать полный ответ, относящийся к подлежащему | Who likes bananas?
Who will go with us? |
She likes bananas.
He will go with us |
*V – глагол, сказуемое
*Subject – подлежащее
Это общая картина. Теперь давайте подробнее остановимся на каждом из типов вопросительных предложений.
Пройдите тему в онлайн тренажере:
- Reported statement
- Types of questions
- Question forms
General question
Самый простой способ построить общий вопрос – простая инверсия. Берем утверждение и по правилам построения вопроса меняем местами подлежащие и сказуемое.
Kim is a doctor. – Is Kim a doctor?
Julie will study German. – Will Julie study German?
Ducks can fly. – Can ducks fly?
В примерах выше к глаголам не приходилось ничего добавлять. Но иногда нужно добавить вспомогательный глагол. Например:
I like oranges. – Do you like oranges? – Ты любишь апельсины?
He tried to enter Oxford University. – Did he try to enter Oxford University? – Пытался ли он поступить в Оксфорд?
Tom likes swimming in the sea. – Does Tom like swimming in the sea? – Любит ли Том плавать в море?
She goes to work everyday. – Does she go to work everyday? – Она ходит на работу каждый день?
В остальном проблем возникнуть не должно. Главное — знать основные правила грамматики. Поэтому давайте перейдем к следующему типу.
Tag question
Здесь все еще проще. Не нужно даже ничего менять местами. Просто берем утверждение и в конце добавляем «не так ли?». Прямо как в русском языке. Вопросительная часть зависит от утвердительной. Если в начале использовалось is, то в конце будет isn’t, и так далее. Например:
Kim is a doctor, isn’t he? – Ким — доктор, так ведь?
Julie will study German, won’t she? – Джули будет изучать немецкий, ведь будет?
Ducks can fly, can’t they? – Утки умеют летать, правда?
I am your friend, aren’t I? – Я же твой друг, не так ли?
He isn’t your brother, is he? – Он не твой брат, да?
They aren’t at home now, are they? – Они сейчас не дома, правда?
Your friend worked in IT, didn’t he? – Твой друг работал в сфере IT, не так ли?
You used to get up at 5 a.m., didn’t you? – Ты вставал раньше в 5 утра, да?
То есть мы как бы почти уверены в своем утверждении, но хотим удостовериться. «Утки ведь летают, разве нет?».
Alternative question
Строится почти по тем же правилам, что и общий вопрос. Отличие лишь в том, что в конце вместо одного варианта предлагается несколько.
Is Kim a doctor or a teacher? Ким – доктор или учитель?
Will Julie study German of French? – Джули будет изучать немецкий или французский?
Will they go to the park or to the cinema? – Они пойдут в парк или в кино?
Did you buy apples or pears? – Ты купил яблок или груш?
Does he work or study? – Он работает или учится?
Соответственно, в ответе уже нельзя просто сказать «да» или «нет», а нужно выбрать один из вариантов.
Вы могли обратить внимание, что наш любимый пример с утками отпал. Потому что не всегда несколько вариантов будут формировать альтернативный вопрос. Например: «Умеют ли утки летать или нет?». Здесь два варианта, но это общий вопрос, потому что можно ответить «да» или «нет». Или «Умеют ли утки летать или плавать?». Это тоже не alternative question, поскольку не обязателен выбор одного варианта (они могут уметь и то, и другое, и мы не предлагаем выбрать, а лишь совмещаем два вопроса в один).
Special question
В специальном вопросе используется вопросительные слова. Это what (что), where (где), when, whose (чей), (когда), how (как), why (почему), и так далее. Вопросительное слово ставится в начале предложение, за ним идет глагол (или вспомогательный глагол), подлежащие – и дальше остальное предложение. Например:
What is Kim’s profession? – Кем работает Ким?
When will Julie study German? – Когда Джули будет изучать немецкий?
Why do ducks fly? – Почему утки летают?
What are you cooking? – Что ты готовишь?
What do you want to eat? – Что ты хочешь съесть?
When did you leave the house? – Когда ты ушел из дома?
Отвечать на такой вопрос нужно полным утверждением. Например: Kim is a doctor. Если хотите углубиться в эту тему, у нас про них есть отдельная статья про специальные вопросительные предложения на английском.
Question to subject
Все то же самое, что со специальным вопросом, но теперь вопрос относится не к сказуемому, а к подлежащему.
Who is Kim? – Кто такой ким?
Who will study German? – Кто будет учить немецкий?
Who can fly? – Кто умеет летать?
Who went to the supermarket? – Кто ходил в супермаркет?
Who are you? – Кто ты?
What happened to your friend? – Что случилось с твоим другом?
Who did that? – Кто это сделал?
Отвечаем так же, как на специальный вопрос, но уже называем подлежащее. Кто это сделал? — Он это сделал!.
Читай также
Disney. История сказки, которая стала реальностью
Заключение
Как вы успели заменить, в том, чтобы задать вопрос и узнать интересующую информации, нет ничего сложного. Мы надеемся, что эта статья поможет вам разобраться со всеми тонкостями и нюансами. Учите английский, будьте любознательными и правильно задавайте английские вопросы собеседникам. Потому что не знать — не стыдно. Стыдно не хотеть узнать!
EnglishDom #вдохновляемвыучить
Вопросы в нашей речи занимают не меньшее место, чем утверждения. Знать построение таких конструкций в иностранном языке особенно необходимо, ведь они позволяют уточнять важные моменты, устранять недопонимание, а также просто заводить новые знакомства или узнавать, как пройти к какой-либо достопримечательности. На сегодня наши задачи – разобраться в том, какие бывают вопросительные предложения в английском языке, и научиться составлять их самостоятельно.
Содержание
- Виды конструкций вопросительных предложений
- Вопросы общего типа (General)
- Вопросы особого типа (Special)
- Вопросы выборочного типа (Alternative)
- Вопросы разделительного типа (Disjunctive)
- Вопросительные предложения в английском языке – сводная таблица
Виды конструкций вопросительных предложений
Для начинающих может показаться сложным, что английский язык содержит сразу несколько видов вопросительных конструкций и имеет особые правила построения каждой из них. Да, здесь нельзя обыграть утверждение другой интонацией, и получить готовый вопрос. Да, придется заучивать наизусть определенные комбинации и разбираться в случаях их употребления. Но на самом деле, вся эта грамматика едва ли не самое простое, что есть в правилах по английскому языку. Разберем каждый подтип вопросов отдельно, а позднее сведем их к общей основе.
Вопросы общего типа (General)
Самой простой и часто используемый в речи вид конструкций, который примечателен тем, что не требует для себя развернутого ответа. Утверждение на такие вопросы выглядит так: «Да, делал/делаю/буду делать» или «Нет, не делал/делаю/буду делать».
Составление общей вопросительной конструкции зависит от того, какое сказуемое используется в исходном предложении. Если, высказывание содержит глагол to be в любой форме, то необходимо просто изменить порядок слов в английском предложении, вынеся на первое место само сказуемое. При этом, в зависимости от того, какому лицу задается вопрос изменяется форма местоимения. Сказуемым ответа является to be.
You are wrong. | Is he wrong? | Yes, he is. No, he isn’t. |
Ты не прав. | Не прав он? | Да, он не прав. Нет, он прав. |
I am standing on the corner. | Are you standing on the corner? | Yes, I am. No, I am not. |
Я стою на углу. | Ты стоишь на углу? | Да, стою. Не, не стою. |
В более распространенных случаях, когда сказуемое выражено любым другим глаголом, для превращения высказывания в вопросительное предложение достаточно воспользоваться глаголом-помощником do. Это словечко ставят первым, а дальше просто пересказывают изначальное выражение, не изменяя исходного порядка слов! Обратите внимание, вспомогательное слово фигурирует в ответе в качестве сказуемого.
We write a letter. | Do you write a letter? | Yes, we do. No, we don’t. |
Мы пишем письмо. | Вы пишете письмо? | Да, пишем. Нет, не пишем. |
The fox sits by the tree. | Does the fox sit by the tree? | Yes, it does. No, it doesn’t. |
Лиса сидит у дерева. | Сидит лиса у дерева? | Да, сидит. Нет, не сидит. |
Грамматические замечания: согласно общепринятым правилам, в английском языке животных относят к неодушевленным предметам, поэтому необходимо употреблять местоимение it. Но, на все правила есть исключения, поэтому в беседах о любимых домашних питомцах англичане употребляют местоимения she или he. Неформально принято такое деление: если пол животного неизвестен – употребляйте it, если известен, соответственно he/she.
Глагол do употребляется для составления вопроса в настоящем или прошедшем времени (did), при этом само слово не несет никакой смысловой нагрузки, а выступает лишь в роли своеобразного посредника. Важно отметить, что с подлежащим в 3 лице этот помощник принимает на себя окончание es, поэтому повторно со сказуемым букву s употреблять не нужно!
She speaks English. | Does she speak English? |
Если необходимо составить вопросительную комбинацию с будущим временем, следует использовать вспомогательный компонент will. Как и предыдущие глаголы, он содержится и в ответе.
They will work tomorrow. | Will they work tomorrow? | Yes, they will. No, they will not. |
Они работают завтра. | Работают они завтра? | Да, работают. Нет, не работают. |
Если вопрос ставится к предложению, имеющему в составе модальный глагол, употребление вспомогательных конструкций не требуется.
I can run fast. | Can you run fast? |
Вопросы особого типа (Special)
Еще один способ построить вопросительные предложения в английском языке – это добавить к ним специальные вопросы. Такие комбинации будут требовать уже развернутого ответа. Общая схема построения выглядит таким образом:
1. Вопросительное слово + 2. Сказуемое I +3. Подлежащее + 4. Сказуемое II + 5. Ост. часть предложения ?
Не стоит пугаться двух сказуемых, это всего лишь обозначения все тех же вспомогательных do, will и основного глагола. Чтобы облегчить понимание таких конструкций для начинающих изучение иностранного языка, разберем на конкретных примерах.
1. When + 2. will + 3. he + 4. work + 5. for this company?
Из примеров видно, что грамматически это составное сказуемое, но для простоты мы обозначили его на схеме двумя частями.
В принципе, с вопросами такого типа обращаться довольно легко, отметим только ситуацию их использования с конструкциями to be.
Where are they? | They are at the cinema. |
Где они? | Они в кинотеатре. |
What are you writing in your notebook? | I’m writing an important rule. |
Что ты записываешь в свой блокнот? | Я записываю важное правило. |
Грамматические замечания: вопросительное слово what может употребляться с одушевленным лицом, когда речь идет о роде его занятий. Сравните.
Who is this man? | He is Jake Brown. |
Кто этот человек? | Он Джейк Браун. |
What is this man? | He is a programmer. |
Кем работает этот человек? | Он программист. |
В вопросительном предложении c whose, which, what kind of , после этих слов может стоять не сказуемое, а подлежащее или дополнение.
Whose book is in my bag? | It’s my book. |
Чья это книга в моей сумке? | Это моя книга. |
What kind of films do you like? | I like horror films. |
Какие фильмы тебе нравятся? | Мне нравятся фильмы ужасов. |
Вопросы выборочного типа (Alternative)
Используя подобные комбинации, мы можем на английском языке предложить собеседнику выбор из двух различных вариантов. Строятся такие вопросы при помощи короткого предлога or (или) и могут относиться к любому члену предложения. Их структура состоит из двух фраз, связанных указанных предлогом. Рассмотрим приведенные примеры и их переводы.
Is it her cup or is it yours? | It’s mine. |
Это ее чашка или твоя? | Моя. |
Do you study English or not? | I study English. |
Ты учишь английский или нет? | Я учу английский. |
Is she in London or in Moscow at the moment? | She is in London. |
В данный момент она в Лондоне или в Москве? | В Лондоне. |
Немного практики, и образование таких конструкций не составит труда.
Вопросы разделительного типа (Disjunctive)
Этот подвид вопросительных предложений в английском немного похож на предыдущий, но имеет другой оттенок значения и строится согласно своей синтаксической конструкции. Такие вопросы являются скорее уточнениями, подтверждениями действий и переводятся на русский выражениями «не так ли? правда? ведь так?». Для того, чтобы сделать данную конструкцию не приходится менять порядок слов. Наоборот, у исходного предложения, в его концовке, образуется дополнительный оборот «to be/do/will+местоимение».
There is a fridge in the kitchen, isn’t there? | Of course, there is. |
На кухне есть холодильник, не так ли? | Конечно, есть. |
Составить подобное предложение не трудно, необходимо только обратить внимание на один нюанс. Если первоначальная фраза содержит отрицание, то добавочная конструкция будет стоять в утвердительной форме. Это же правило справедливо и для обратной ситуации.
It isn’t a very good idea, is it? | I don’t know. |
Это не очень хорошая идея, да? | Я не знаю. |
Do you work at the factory, don’t you? | Yes, I am. |
Вы ведь работаете на фабрике, нет? | Да. |
Грамматические замечания: если утвердительное предложение содержит местоимение I, то в добавочной конструкции форма глагола будет aren’t. Если предложение имеет отрицательный контекст, добавка выражается словами I am. Употребление в этой конструкции фразы I am not практически не встречается.
I am a workaholic, aren’t I? | I am not workaholic, am I? |
Я трудоголик, так ведь? | Я ведь не трудоголик? |
Для того, чтобы не выходить за рамки политкорректности, следует запомнить употребление этой комбинации с собирательными местоимениями.
Everybody is here, aren’t they? | Nobody is angry, are they? |
В завершении раздела стоит упомянуть о еще одной разновидности вопросов, которые именуются прямыми. Они задаются с помощью вопросительных слов, и относятся исключительно к подлежащему. Чтобы создать такую конструкцию, необходимо заменить подлежащее на who или what.
Nick writes computer programs. | Who writes computer programs? |
Ник пишет компьютерные программы. | Кто пишет компьютерные программы? |
The shop is on the other side of the street. | What is on the other side of the street? |
Магазин расположен на другой стороне улицы. | Что расположено на другой стороне улицы? |
Вопросительные предложения в английском языке – сводная таблица
Обобщим свои знания и посмотрим, как образуются разновидности английского вопросительного предложения в разных временах. Данная таблица будет полезной шпаргалкой для отработки конструкций на практике.
Простые времена (Simple) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Does she write letters?
Она пишет письма? Who writes letters? Кто пишет письма? |
When did she paint the picture?
Когда она рисовала эту картину? There were many bookshelves, weren’t there? Ведь там было много книжных полок, нет? |
Will you play soccer tomorrow or next week?
Вы будете играть в футбол завтра или на следующей неделе? |
Продолженные времена (Continuous) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
What are you playing now?
Во что ты сейчас играешь? |
Who was talking with him at that moment?
Кто разговаривал с ним в тот момент? |
Will you be flying to Madrid at this time tomorrow?
Завтра в это время вы будете лететь в Мадрид? |
Совершенные времена (Perfect) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Has he studied here?
Он учился здесь? |
Had the concert already begun when you entered the hall?
Когда вы вошли в зал, концерт уже начался? |
You will have worked here by next week, won’t you?
Вы будете работать здесь до следующей недели, не так ли? |
Продолженные совершенные времена (Perfect Continuous) | ||
Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Have you been living in Berlin for 10 or 12 years?
Вы живете в Берлине уже 10 или 12 лет? |
How long had they been waiting for us before they decided to go home?
Как долго они прождали нас, прежде чем решили уйти домой? |
Will you have been learning Russian for 3 years by the time you go to Moscow?
Ты будешь уже 3 года изучать русский, ко времени поездки в Москву? |
Просмотры: 6 407