Загрузить PDF
Загрузить PDF
Кроссворды и другие интеллектуальные игры способны обеспечить несчетное количество часов веселья и являются отличной зарядкой для мозгов. Они представляют собой замечательные образовательные инструменты, позволяя увлечь учеников и способствуя запоминанию связей между термином и определением. Некоторым людям нравится составлять кроссворды не меньше, чем решать их. В зависимости от уровня вашего интереса, этот процесс может быть как очень простым, так и достаточно многоуровневым.
-
1
Определитесь с размером сетки. Если вы хотите составить обычный, стандартный кроссворд, то вам следует придерживаться конкретных размеров. Если же вы составляете более свободный кроссворд, то размер может быть любым.
- Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
[2]
- Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
-
2
Составьте список слов для своего кроссворда. Обычно слова следует подбирать в соответствии с заданной темой.[3]
Тема или намек на нее может выступать заголовком кроссворда. Среди общепринятых тем можно назвать известные места или языки, слова определенного периода времени, знаменитостей или спорт. -
3
Расположите слова в формате сетки. Эта часть задачи по сложности сопоставима собственно с решением кроссворда. Завершив расположение слов, заштрихуйте все неиспользованные клетки.
- В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
В кроссвордах британского типа допускается использование подвешенных слов. - Если ответом на вопрос выступает фраза, а не одно слово, то составляющие ее слова должны идти без пробелов.
- Не нужно переживать о написании имен собственных с большой буквы, поскольку кроссворды обычно заполняются большими печатными буквами. Также в ответах не должно быть знаков пунктуации.
- Многие программы по созданию кроссвордов готовы автоматически расположить слова вместо вас. Вам нужно лишь указать размер кроссворда, а также задать список слов и вопросов к ним.[5]
[6]
- В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
-
4
Пронумеруйте первую клетку каждого слова. Начинайте с левого верхнего угла кроссворда и разделяйте слова согласно расположению по вертикали или горизонтали, чтобы у вас получалось «1 по вертикали», «1 по горизонтали» и так далее. Такая задача может оказаться весьма непростой, поэтому многие предпочитают использовать программы, а не делать все вручную.
- При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
[8]
- При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
-
5
Сделайте копию кроссворда. В этот раз первые клетки каждого слова должны быть пронумерованы, но оставаться незаполненными. При создании кроссворда вручную это потребует дополнительных усилий, но программа все сделает за вас. Отложите заполненную сетку, чтобы использовать ее в качестве ключа. Сделайте столько копий незаполненных сеток, сколько вам нужно.
Реклама
-
1
Начните с простых вопросов. Их обычно называют «быстрыми» или «простыми» вопросами, которые проще всего решить. Например: «Ездовое животное» = КОНЬ.
- Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
- Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
-
2
Повысьте уровень сложности косвенными вопросами. Обычно в них присутствует определенная метафора или требуется нестандартное мышление. Пример: «Половина танца» = ЧА или КАН (от Ча-ча или Канкан).
- Обычно такие вопросы составители кроссвордов начинают словами «возможно», «вероятно» или вопросительным знаком в конце.
-
3
Используйте зашифрованные вопросы. Они более всего распространены в Великобритании. Такие вопросы часто встречаются в специальных «криптических кроссвордах», а в обычных кроссвордах обозначаются вопросительным знаком в конце. Они основаны на игре слов и обычно задействуют несколько уровней решения. В категории криптических вопросов существует множество подвидов.[10]
-
Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
-
Инверсионные вопросы требуют перевернутого ответа. Например, «Вечный город без войны» = МИР. Рим называют вечным городом, который превращается из «Рим» в «мир». Обратите внимание, что вторая часть вопроса также является подсказкой, «без войны».[12]
-
Палиндромы часто требуют поиска анаграммы, которая станет решением всего вопроса. Например, “Отверстие и громкий звук из него как элемент двигателя» = РОТОР, поскольку отверстием выступает «рот», из которого раздается громкий крик – «ор», а вместе получается часть двигателя «ротор», при этом слово одинаково читается в обоих направлениях.[13]
-
Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
-
4
Организуйте вопросы в форме списка. Пронумеруйте их согласно расположению ответов в сетке кроссворда. Объедините вопросы для ответов по горизонтали в отдельный блок, расположив их в порядке возрастания номера, а затем проделайте то же самое с вопросами для ответов по вертикали.[14]
[15]
Реклама
-
1
Используйте сетки стандартных размеров. Издательский дом «Simon & Schuster» является одним из первых издателей кроссвордов, который ввел в обиход принятые стандарты для профессиональных составителей кроссвордов. Среди прочего, стандарты предусматривают один из пяти размеров сетки: 15×15, 17×17, 19×19, 21×21 или 23×23 клетки.[16]
Чем крупнее сетка, тем сложнее кроссворд.[17]
-
2
Схема кроссворда должна обладать осевой симметрией на 180 градусов. Под «схемой» следует понимать расположение заштрихованных клеток в вашей сетке. Их нужно расположить таким образом, чтобы при отражении схемы заштрихованные клетки оставались на тех же местах.[18]
-
3
Старайтесь не использовать короткие слова. Двухбуквенные слова вообще не используются, а слова из трех букв лучше задействовать как можно реже.[19]
[20]
Если не получается придумать длинное слово, то всегда можно использовать целую фразу.[21]
-
4
Используйте слова, упоминаемые в официальных источниках. За редкими исключениями, слова в кроссвордах должны быть такими, которые можно найти в словаре, атласе, художественном произведении, учебнике или справочнике.[22]
Некоторые тематические кроссворды могут требовать отступления от данного правила, но не нужно переусердствовать.[23]
-
5
Одно слово может использоваться только один раз. Если в кроссворде встречается фраза «Северное море», то не следует использовать фразу «Северное сияние». Опять же, некоторые тематические кроссворды допускают определенную степень гибкости, но во всем важна умеренность.[24]
-
6
Длинные слова должны иметь важное значение. Фирменным признаком грамотного кроссворда будет максимальная привязка длинных слов в ключевой теме. [25]
Не все кроссворды являются тематическими, но лучшие образцы всегда имеют центральную тему.[26]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 87 219 раз.
Была ли эта статья полезной?
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ
Составление кроссвордов – это
разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний
по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения
материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Составление кроссвордов рассматривается
как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и требует от
студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании
кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть
различны по форме и объёму слов.
Затраты времени на составление кроссвордов
зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов
– 1 ч.
Алгоритм самостоятельной работы по
составлению кроссворда:
1. внимательно прочитайте учебный
материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);
2. определите круг понятий по
изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;
3. составьте вопросы к выбранным
понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование);
4. продумайте дизайн кроссворда, его
эстетическое оформление;
5. начертите кроссворд и оформите
список вопросов к нему;
6. оформите ответы на кроссворд на
отдельном листе;
7. проверьте правильность выполненной
работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации,
количество соответствующих ячеек).
Общие правила составления кроссвордов:
·
загаданные
слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов,
которые не имеют единственного числа;
·
не
используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно – ласкательную
окраску;
·
не
используются аббревиатуры и сокращения;
·
в каждую белую
клетку кроссворда вписывается одна буква;
·
каждое слово
начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается
чёрной клеткой или краем фигуры;
·
имён
собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;
·
не следует
применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные
эмоции, жаргонные и нецензурные слова;
·
не желательно
при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и
вышедшие из обихода слова;
·
начинать
составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.
Правила оформления кроссвордов:
·
кроссворд
может быть оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с
использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на
принтере;
·
при
составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы
типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые
сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на
электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в
электронном виде;
·
рисунок
кроссворда должен быть чётким;
·
сетка
кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:
1-й экземпляр – с заполненными словами;
2-й экземпляр – пустая сетка только с
цифрами позиций.
·
толкования
слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную
информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;
·
каждому слову
в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются
последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней;
·
ответы на
кроссворд оформляются на отдельном листе.
·
готовая работа
предоставляется на контроль в установленный срок.
Примечание: интересные и оригинальные кроссворды могут
быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА
Оценка «5» (отлично) выставляется, если термины и определения написаны
грамотно, допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по
изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений;
определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта;
кроссворд содержит не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и
точно оформлен в соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен
иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при
оформлении кроссворда использовано специальное программное
обеспечение; содержание соответствует теме; грамотная формулировка
вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если содержание материала в
таблице соответствует заданной теме, но есть недочёты: ячейки таблицы
заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные
пояснения и многословный текст; кроссворд содержит не менее 10 слов
информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов; в
оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая
небрежность; эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент работу не
выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 – 9 слов информации;
содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные
ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не
точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на
контроль в срок.
Для оригинального вручения подарка надо придумать кроссворд. Но найти информацию из всех закутков своей памяти, для того чтобы придумать вопросы любимому человеку, одна из самых непростых задач с которыми я сталкивалась за время воплощения в жизнь сюрпризов и поздравлений. Далее даны четыре варианта, как придумывать вопросы для кроссворда, викторины, конкурса.
1 Вариант сначала придумать ответы
Начать составлять кроссворд с ответов. Подумайте, какие значимые события и вещи были в жизни близкого человека — это и станет основой вопросов.
Например, я придумываю ответы к кроссворду для подруги, какие у нас были совместные события и впечатления в жизни:
- Поездка на море в Грецию (ответ: Греция)
- Празднование дня рождения в лимузине (ответ: Лимузин)
- Прыжок со скалы (ответ: Кипр)
- Ее творческий подарок в виде танца (ответ: Танец)
- На вручении диплома об окончании ВУЗА, она была в платье желтого цвета танца (ответ: Желтый)
- Ее курортный роман с иностранцем (ответ: Рафаэль)
- Поход на концерт (ответ: Ария)
Соответственно вопросы могут быть такими:
- В какую страну была наша совместная поездка?
- В каком четырехколесном транспорте мы праздновали твое День рождение?
- Где случился прыжок с 10м высоты?
- Что ты умеешь делать лучше всего, и это ты подарила мне на юбилей?
2 Вариант использовать фото и картинки
Используйте картинки, чеки, билеты или фотографии из ваших совместных поездок или мероприятий. Они будут служить подсказками в вопросах.
Например, можно придумать такие вопросы и дополнить их иллюстрацией:
- Название кинотеатра? (дополнить, билетом из совместного похода в кино);
- Что это за место (дополнить, картинкой вашего любимого места);
- В какой стране из нашего совместного путешествия находится этот аэропорт? (дополнить, вашей фотографией из аэропорта);
- Название блюда? (дополнить, фотографией его любимого блюда);
- Твой вой первый сюрприз для меня? (дополнить, ленточкой от подарка или цветов).
Придумывая вопросы самое главное, чтобы они вызывали приятные воспоминания и не были очень сложными.
3 Вариант как придумать вопросы для любимого человека
В качестве ответов использовать имена друзей, родственников, коллег, учителей. В вопросах придумать и указать события, которые приведут любимого мужчину к мысли именно об этом человеке.
Пример
- Светлана (Вопрос: Самый крикливый член нашей семьи)
- Анатолий (Вопрос: Еще ни разу не пришел на работу вовремя)
- Петр (Вопрос: Самый неугомонный лыжник)
- Мура (Вопрос: Самый “волосатый” член нашей семьи)
- Вова (Вопрос: Пьет кофе 5 раз в день)
- Валентина (ответ: Дама сердца)
4 вариант вопросы про хобби или увлечения
Самый сложный вариант составления вопросов для любимого человека – придумать вопросы и ответы о его увлечениях. Вам необходимо понять в какой теме человек очень хорошо разбирается, и начать разбираться в этой сфере самой. Как правило, это хобби любимого человека.
Например, коллекционирование танков или вертолетов, а возможно ему нравится езда на сноуборде или скалолазание, изучать сайты автолюбителей или он фанат определенного вида спорта. Вам нужно точно знать, что любимый человек читает и изучает вопрос по теме, которую вы выбрали, иначе может получиться ситуация , что он не сможет ответить на вопросы из кроссворда.
Как зашифровать код в ответах на придуманные вопросы
Если вы решили использовать этот кроссворд для зашифровки кода от замка для чемодана из идеи как подарить сертификат, тогда обведите цветом соответствующие буквы, на которые начинается каждая цифра из комбинации (Два и Девять лучше не использовать так как они начинаются на одинаковые буквы).
- Один
- Три
- Четыре
- Пять
- Шесть
- Семь
- Восемь
Вспоминая ответы на вопросы, близкий человек невольно будет переживать события которые упоминает вопрос. Разгадав кроссворд, можно получить не только подарок, но и букет приятных воспоминаний. Потраченные силы на придумывание вопросов этого стоят.
Оформление вопросов и ответов в кроссворд
После того как вы придумали вопросы любимому по ссылке biouroki.ru находиться программа, которая сама составит вам кроссворд на основе ваших ответов. Вам останется сохранить его и вписать вопросы под соответствующими номерами.
Санкт–Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»
______________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического Совета Протокол № _____от «___» _______ 2016 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж» _________________ Котова Г.Н. « » ______________ 2017 г. |
Учебное пособие по составлению кроссвордов
По предмету ОУД.09 ХИМИЯ
для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Разработчик: Зинатулина М.Р.
Санкт–Петербург
2017
Учебный кроссворд – это дидактическая игра, своеобразная самопроверка, занимательный тест, который создают сами студенты. Задания по составлению кроссвордов могут выполняться индивидуально, в качестве самостоятельной работы, или же применяться в в качестве активных методов обучения в малых и средних группах на практических занятиях по химии. При работе в малых и средних группах может проводиться конкурс кроссвордов, в этом случае появляется дополнительный элемент соревнования, что усиливает мотивационных компонент обучения и создает дополнительные условия для реализации и развития творческого потенциала студентов.
Задания по составлению кроссвордов направлены на расзвитие следующих компетенций:
- Личностных (Л1, Л3) − умение использовать достижения современной химической
науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития, развитие химически грамотного поведения в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
- Метапредметных (М1, М2) − использование различных видов познавательной
деятельности и основных интеллектуальных операций, таких как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация и др. для решения поставленной задачи; использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность.
- Предметных (П1, П2) − сформированность представлений о месте химии в
современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой.
В ходе выполнения заданий по составлению кроссвордов отрабатываются следующие знания и умения студентов:
Студент должен знать: основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности, химическую терминологию и символику; значение и место химии в современной научной картине мира и функциональной грамотности человека для решения практических задач.
Студент должен уметь: использовать различные виды познавательной деятельности и основные интеллектуальные операции (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизациия выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи; применять основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности, уверенно пользоваться химической терминологией и символикой.
1. Общие требования при составлении кроссвордов
Составляются кроссворды по тексту учебной литературы. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
- Кроссворд должен состоять из 20- 25 слов
- Кроссворд должен быть “Классический”
- Офрмлен на листе формата А4, вместе с вопросами
- К кроссворду должны быть ответы на другом листе формата А4
- На листе с кроссвордом и листе с ответами должны быть указаны тема кроссворда, № группы и автор работы.
- Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
- Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
- Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
- Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
- Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
- Не допускаются аббревиатуры (ПО ПК и т.д.), сокращения (детдом и др.).
- Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
- Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
- На каждом листе должна быть фамилия автора (название или номер группы, бригады) а также название данного кроссворда.
2. Составление определений (толкований) кроссворда.
1. Определения (толкования) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
3. В определениях не должно быть однокоренных слов.
3. Этапы составления кроссворда.
1. Сделать анализ учебного текста по теме занятия.
2. Составить список слов изучаемого учебного материала.
3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.
4. Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.
5. Вычерчивание рисунка сетки.
6. Нумерация рисунка сетки.
7. Печать (написание от руки) текстов вопросов и ответов.
8. Орфографическая проверка текстов.
9. Проверка текстов на соответствие нумерации.
10. Печать кроссворда.
4. Требования к оформлению:
1. Рисунок кроссворда должен быть четким.
2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экземпляр – с заполненными словами;
2-й экземпляр. – только с цифрами позиций.
3. Оформление ответов на кроссворды:
– Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
– Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
– Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
При проведении конкурса студенты обмениваются кроссвордами по указанию преподавателя и решают кроссворд. Потом происходит взаимооценка решения кроссворда по эталону ответа.
Критерии оценивания:
1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)
2. Оригинальность составления кроссворда(2 балла)
3. Практическая значимость работы (2 балла)
4.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок(1,5 балла)
5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок(1,5 балла)
6.Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения (1,5 балла).
Оценка:
«5» – 10-9 баллов
«4» – 8-7 баллов
«3» – 6-5 баллов.
Оценивание решения кроссворда:
Оценка 5 – 100% – 90 %
Оценка 4 – 90%- 80%
Оценка 3 – 80% – 70 %
Оценка кроссворда
Шкала оценок:
2 балла |
Проявляется в полной мере |
1 балл |
Проявляется частично |
0 баллов |
отсутствует |
Поставьте в соответствующей ячейке символ «+»
Критерии оценки |
0 |
1 |
2 |
|
1 |
актуальность работы, соответствие теме проекта |
|||
2 |
полнота охвата темы проекта |
|||
3 |
наличие вопросов повышенной трудности, требующих межтемного и межпредметного обобщения |
|||
4 |
оригинальность составления вопросов, используемых для раскрытия темы |
|||
5 |
интерес к проектному продукту |
|||
6 |
возможность практического применения |
|||
7 |
информационная насыщенность |
|||
8 |
научность работы, отсутствие ошибок по предмету |
|||
9 |
эстетичность оформления, соответствие цветового решения |
|||
10 |
использование графики, ее уместность и соответствие содержанию работы |
|||
ИТОГО |
Итоговая отметка:
18 – 20 баллов – «отлично»
15 – 17 баллов – «хорошо»
12 – 14 баллов – «удовлетворительно»
Я Вам, Танюша Солнце, скажу так: перечислить последовательность действий при составлении кроссворда или сканворда – одно, а подсказать, как с конкретной задачей легче справиться – совсем другое. С Вашего позволения покажу, чем и как приходилось пользоваться мне.
Зачем?
Я не занимался подготовкой мега-кроссвордов для их продажи в журналы и газеты. Мне нужно было наполнить хотя бы каким-то текстом некоторые страницы своего сайта. Сочинять было лень и я выбрал метод размещения кроссворда внизу страницы. Вот, один из примеров (скриншот отредактирован, чтобы не мешала лишняя информация):
Таблица
Давайте для примера создадим кроссворд из четырех слов и для простоты два из них напишем сразу – “Большой” и “Вопрос”. Но ведь сначала надо нарисовать сетку, с которую будем помещать буквы. Мне проще всего подготовить всё в программе Excel. Отрегулировав высоту и ширину ячеек, я написал сначала “Большой”, а потом увидел, что “Вопрос” можно расположить вертикально с пересечением в букве “О”. Остаётся разместить на поле пустые ячейки. Можно как попало, но мне нравится симметричный вариант:
Подбор слов
Вот, тут-то и начинается самое сложное. Если первое слово “Хороший” я придумал сам, то для поиска второго мне пришлось обратиться к сайту “Помощник Кроссвордиста”, которому я задал маску “?О??И?” и очень долго листал страницы, просматривая предлагаемые варианты слов. По-моему, только на предпоследней страничке мне показалось подходящим слово “Хоспис”:
Значения слов
Будь то кроссворд или сканворд, где-то нужно обязательно указать значения используемых слов. Так, например: “Хоспис” – монастырский приют, гостиница, клиника для безнадежно больных людей.
Мне думается, что вы посчитали это слово неуместным в сочетании с остальными. А что тут такого? А разве нормальный человек может тратить своё драгоценное время на эту ерунду, которой я сейчас занимался? 😉 А, с другой стороны, там просто не было никаких интересных вариантов. И это всего-то при поиске одного слова. Представьте себе, сколько времени приходится убивать на подбор достойного набора словечек, да ещё идеально подходящих ко всем остальным.
Вёрстка
Для переноса из Excel в PhotoShop я делаю “предварительный просмотр перед печатью”, сохраняю скриншот и потом копирую в редакторе, а уже там отрезаю лишнее и подкрашиваю, если надо. Хотя кто-то, наверное, и сразу в Фоошопе сделает быстрее 😉