Для того чтобы правильно составить вопросы по содержанию произведения, нужно внимательно с ним ознакомиться. Вопросы можно задать простые, не требующие подробного изложения материала – на такие вопросы обычно дается краткий односложный ответ.
Есть и более сложная категория вопросов, на них нужно давать полный ответ. Очень часто такие вопросы заставляют детей думать, рассуждать и выдвигать свои версии ответа.
Приведу вопросы к рассказу Льва Толстого “Акула”, а его как раз и изучают во 2-ом классе.
Простые вопросы, допускающие короткие ответы:
▪ Где происходят события?
▪ Что такое Африка?
▪ В чем купались матросы?
▪ Как Толстой называет акулу?
▪ Кто такой артиллерист?
▪ Почему ребята плыли в море?
▪ Что сделали дети, когда заметили акулу?
▪ Как повел себя артиллерист при появлении акулы?
▪ Кто из героев понравился вам больше всего?
Представляю вопросы, ответы на которые должны содержать рассуждения:
▪ Для чего автор дал описание меняющейся погоды?
▪ Что вы можете рассказать об акулах, опасны ли они?
▪ Правильно ли поступили мальчики, устремившиеся в море?
▪ Почему автор назвал артиллериста “старым”?
▪ Какие чувства испытывал артиллерист?
▪ Как относится Толстой к происходящему?
▪ Как можно оценить поступок артиллериста?
▪ Что помогло артиллеристу принять правильное решение?
▪ Кому вы сопереживали во время чтения рассказа?
▪ Можно ли назвать рассказ “Акула” поучительным?
▪ Как следует себя вести в сложной ситуации?
обучение постановке вопросов к произведению на
уроках литературного чтения
Общеизвестно, что в период раннего и
до-школьного возраста дети постоянно задают окружающим вопросы. Маленькие
«почемуч-ки» — исследователи от природы. Любозна-тельность ребенка порождает
так называемые «спонтанные» вопросы, которые в огромном количестве (при
нормальном речевом разви-тии) ставит ребенок в свободном общении.
Как указывают психологи, в возрастной период
между 6–7 и 8–9 годами отмечается падение численности спонтанных вопросов в
речи детей [1, 58]1.
Между тем, согласно Федеральному
го-сударственному образовательному стан-дарту начального общего образования,
уме-ние задавать вопросы стало рассматривать-
1 В квадра ратура». — Р тных
скобках указан номер работы и страницы в ней из списка «Использованная лите-ед.
21
ся как важный метапредметный [3, 18] и
предметный результат [3, 38]. Таким обра-зом, для выпускника начальной школы,
ос-воившего основную образовательную прог-рамму начального общего образования, ов-ладение
умением задавать вопросы стано-вится обязательным и, как показывают задания для
оценки достижения планируе-мых результатов, подлежит итоговой оцен-ке [3, 4,
43, 44, 146].
Подготовке учащихся к осмысленной
самостоятельной постановке вопросов по услышанному или прочитанному тексту
может способствовать использование на уроках литературного чтения специальных
приемов. Цель данных приемов — повысить активность учащихся на этапе анализа
про-изведения, традиционно отличающегося доминирующей ролью учителя; вызвать
ин-терес школьников к осуществляемой рабо-те; стимулировать речемыслительную
дея-тельность учеников.
Предлагаемые приемы объединены в три группы,
различающиеся степенью са-мостоятельности школьников при поста-новке вопросов к
тексту.
Первую группу составляют приемы,
предусматривающие восстановление уча-щимися вопросов.
1. Восстановление в вопросе пропу-щенных слов.
Школьникам на доске или на карточках предъявляются вопросы к тексту с
пропусками. Например, для анализа рус-ской народной сказки «Лиса и рак»
уча-щимся могут быть предложены следующие неполные вопросы:
Что предложила … раку?
Почему лиса выбрала в соперники …? Кто … в
этом соревновании?
Как удалось … выиграть состязание? Могла ли
… закончится иначе?1
Задание может быть сформулировано учителем
(«Вставьте в вопросы пропущен-ные слова. Задайте вопросы одноклассни-кам») или
самими учащимися на основе внимательного ознакомления с предложен-ной записью.
(Восстановленные вопросы: Что предложила лиса раку? Почему лиса выбрала в
соперники рака? Кто победил
(выиграл; проиграл; участвовал) в этом
со-ревновании? Как удалось раку выиграть сос-тязание? Могла ли сказка (история)
закон-чится иначе?)
Используя этот прием (как и следую-щие), можно
организовать работу класса в группах: каждая группа учеников работает с
вопросами к одной части произведения, совместными усилиями восстанавливает их,
а затем задает вопросы классу по своей части в порядке очередности.
2. Восстановление деформированного вопроса. По
аналогии с упражнениями, вы-полняемыми на уроках русского языка, в работу по
анализу литературного текста (например, рассказа А.П. Гайдара «Со-весть») может
быть включено задание с ис-пользованием следующей записи:
день, Нина, нового, в, узнала, этот, что?
Познакомившись с записью, школьники могут самостоятельно сформулировать
за-дание: «Нужно составить из слов вопрос, задать его одноклассникам и ответить
на него». (Что нового узнала Нина в этот
день?)
3. Исправление ошибок в вопросах. Учащимся
предлагается перечень вопросов к тексту или к части произведения, некото-рые из
которых сформулированы с неточ-ностями. Задание: «Прочитайте вопросы. Какие
неточности вы заметили? Исправьте ошибки. Задайте вопросы одноклассни-кам».
Например, для анализа первой части рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга»
школьникам могут быть предложены сле-дующие вопросы с ошибками:
Почему автор и его друг Рувим пришли в
восторг?
Как выглядел кот?
Что можно сказать о характере кота по его
внешнему виду?
Почему кота прозвали Воришкой?
Какие чувства у вас вызвали «бандит-ские
проделки» кота?
Хотелось ли вам, чтобы кот был пойман и
наказан?
(Неточности содержатся в первом (в восторг в
отчаяние) и четвертом вопро-сах (Воришкой Ворюгой).
22
1 Пример теревой и М. ы заданий
здесь и далее составлены при участии учителей начальных классов Г.Д. Дег-В.
Кузнецовой, использовавших разработанные приемы в своей работе.
4. Восстановление последовательности вопросов.
Прием предусматривает расста-новку учащимися вопросов к произведе-нию или его
части в верном порядке, их оз-вучивание и осмысление ответов. Напри-мер, после
перечитывания стихотворения А.Л. Барто «Снегирь» школьникам предла-гается
прочитать вопросы, составить для себя задание:
À Мальчик изменился на самом деле или только
притворялся, чтобы получить пода-рок?
À Какое событие изменило жизнь маль-чика так,
что ему даже не спалось?
À Какие «мучения» терпел мальчик ради снегиря?
À Почему мама не сразу купила снегиря?
Учащиеся, познакомившись с записью, формулируют задание: расставить вопро-сы по
порядку, задать их одноклассникам, ответить на них — и выполняют его. (Вер-ная
последовательность вопросов: , ,
, .)
Вторую группу образуют приемы, пред-полагающие
выбор учащимися определен-ных вопросов из предложенных учителем.
1. Выбор вопросов, соответствующих тексту. Школьникам
предлагается пере-чень вопросов к тексту, который содержит один-два лишних
вопроса. Познакомив-шись с записью, ученики выбирают вопро-сы, которые можно
поставить к тексту, и са-ми озвучивают их. Пример группы вопро-сов к
стихотворению Н.Н. Матвеевой «Бы-ло тихо»:
Какие звуки издавал будильник? Почему
будильник тикал робко? Какие звуки издавал гусь? Почему гусь гоготал громко?
Какие звуки издавал кот?
Почему кот сначала мурлыкал, а потом мяукал?
Как показывает пример, лишние вопро-сы (3, 4)
формулируются таким образом, чтобы их несоответствие произведению бы-ло не
явным, а скрытым, обнаруживаемым только на основе внимательного прочтения
текста.
2. Выбор вопросов, соответствующих конкретной
части текста. Из общего переч-ня вопросов, составленных учителем и за-даваемых
им во время анализа произведе-
ния, исключаются вопросы определенного вида
(например, вопросы по сюжету). Пра-во их задать передается учащимся. Вопросы
записываются на доске или на карточке не по порядку. После перечитывания части
текста в необходимый момент анализа ка-кого-либо аспекта произведения ученикам
предлагается выбрать из предложенных тот вопрос, который составлен к данной
части текста, и задать его одноклассникам. При-ведем для примера набор
вопросов, исполь-зованных при анализе русской народной сказки «Сестрица
Аленушка и братец Ива-нушка»:
Что произошло с Аленушкой и Ивануш-кой в
купеческом доме?
Как завершилась история героев сказ-ки?
Какое несчастье случилось с Ивануш-кой?
(Первой части текста соответствует воп-рос 3,
второй — 1, третьей — 2.)
3. Выбор вопросов, удовлетворяющих
определенному условию. Как и в предыду-щих случаях, учащиеся работают с
переч-нем вопросов, подготовленных учителем. В задании формулируется условие, в
соответ-ствии с которым должен быть произведен выбор вопросов. Например:
выберите и за-дайте вопросы, на которые можно (нельзя) ответить словами текста;
выберите и задай-те вопросы, на которые можно (нельзя) от-ветить одним словом;
выберите и задайте вопросы, на которые невозможно ответить словами «да» или
«нет» и т.д. Пример пе-речня вопросов к стихотворению Б.В. Захо-дера «Что
красивей всего?» для выполне-ния задания с первым условием:
Кто задал вопрос о том, что красивей всего?
Почему автор пишет, что орел «свысока
процедил» свой ответ?
Кто мог славить мерцание звезды?
Кто отвечал на вопрос, что красивей всего?
Почему ответы на один вопрос были раз-ными?
Учащиеся выбирают из предложенных вопросов те,
на которые можно ответить сло-вами текста (вопросы 1, 4), задают их
одно-классникам и отвечают на них, начиная, та-ким образом, анализ текста
вопросами по
23
сюжету. Затем анализ произведения
продол-жается с помощью вопросов других типов.
4. Выбор проблемных вопросов к текс-ту. Прием
предполагает действия учащихся с набором вопросов к произведению, в ко-тором
есть хотя бы один проблемный воп-рос. Учащимся необходимо внимательно прочитать
вопросы, ответить на них, опре-делить, какой вопрос (вопросы) является
проблемным, доказать свое мнение. Напри-мер, после перечитывания последней
части рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» учитель предлагает школьникам: «Выберите
проб-лемные вопросы из записанных на доске и ответьте на них».
Почему капитан заплакал? Как называется
рассказ?
Почему рассказ называется «Прыжок»? (Выбор
учеников — вопросы 1, 3.)
5. Выбор вопросов для коллективной работы.
Школьнику на карточке предлага-ется несколько вопросов к тексту с задани-ем:
«Прочитай. Отметь значком ⌧те вопро–сы, на которые можешь ответить самостоя–тельно, а значком — для ответа на кото–рые потребуется помощь одноклассников». Пример вопросов к тексту В.В. Вересаева
«Перелетные птицы»:
} Что необычного увидел автор, путе-шествуя на
пароходе?
} Как вели себя птицы?
} Почему матросы не позволяли пасса-жирам
обижать птиц?
} Почему птицы путешествуют на су-дах весной
на север, а осенью на юг?
Данный прием позволяет сократить время,
отводимое на уроке на работу с простыми вопросами (по классификации Б. Блума),
касающимися фактуальной ин-формации, и уделить большее внимание объясняющим,
оценочным, творческим и практическим вопросам. Кроме того, с по-мощью данного
приема организуется рабо-та младших школьников с текстом, на ко-торой
основывается комплексная оценка достижения планируемых результатов ос-воения
стандарта второго поколения.
В третью группу входят приемы, на-правленные
на постановку вопросов к текс-ту самими учащимися.
1. Постановка вопроса к указанному отрывку
произведения. Школьникам
24
предлагается задать вопрос к тексту, отве-том
на который будет определенное пред-ложение или группа предложений текста.
Пример задания к рассказу Л. Пантелеева «Трус»: «Составьте вопрос, ответ на
кото-рый содержится в третьем и четвертом предложениях текста. Задайте его
одно-классникам». (Вопрос: Почему мальчик ис-пугался?)
2. Составление вопроса по указанной части
ответа. Прием предусматривает пос-тановку школьниками вопроса (вопросов) к
тексту с помощью задания следующего типа (Н.Н. Носов «Живая шляпа»):
«При-думайте вопрос к тексту, в ответе на кото-рый будут содержаться слова:
поползла, вы-лезла на середину комнаты, остановилась, повернулась, как
подскочит кверху. Задайте вопрос одноклассникам». (Вопрос: Почему мальчики
решили, что шляпа живая?)
3. Составление вопросов по опорным словам. В
предлагаемой учащимся записи указываются по два-три слова, предназна-ченные для
использования в одном вопро-се. Пример опорного материала для произ-ведения
Э.Н. Успенского «Если был бы я девчонкой»:
1) от, лица, повествование? |____________
2) каким представили? |____________
3) в чем необычность? |____________
4) обязательно, девчонкой, помогать?
|____________
Вопросы учащихся: От чьего лица ве-дется
повествование? Каким вы себе пред-ставили мальчика (героя стихотворения)? В чем
состоит (заключается) необычность стихотворения (ситуации)? Обязательно ли быть
девчонкой, чтобы помогать маме?
4. Составление вопросов с помощью заготовки.
Ученики знакомятся с записью, с помощью которой к тексту может быть задано
несколько вопросов. Например, при работе над стихотворением А.Л. Барто «Думают
ли звери?» школьникам предла-гается составить как можно больше вопро-сов к
тексту с помощью следующей заго-товки: О чем думает(ют)…? (Примеры вопросов:
О чем думает мальчик? О чем ду-мает котенок? О чем думают телята? О
чем думает пес? О чем думают птицы? О чем
думает бабушка?)
5. Постановка вопросов с определен-ным
вопросительным словом. В зависи-мости от характера текста учащимся
пред-лагается самостоятельно поставить к тексту вопросы, начинающиеся с
какого-либо воп-росительного слова: что, кто, где, когда, как, почему, зачем и
др. Например, данный прием может быть использован при работе над рассказом В.К.
Железникова «Рыцарь». К первой части рассказа школьниками мо-гут быть придуманы
вопросы, начинающи-еся со слова почему (Почему Саша зашел в гараж? Почему шофер
назвал Сашу «ма-лым»? Почему Саша сделал вид, что ему не составило труда
принести полное ведро во-ды? Почему Саша крепко пожал шоферу ру-ку? и др.), ко
второй части — вопросы с на-чальным словом что (Что произошло через несколько
дней? Что сделал Саша, когда шо-фер обругал его бабушку? Что почувствовал
шофер, когда Саша заступился за бабушку? Что чувствовал Саша, защищая бабушку?
Что увидел шофер в глубине глаз Саши? Что почувствовала бабушка? и др.)
6. Составление вопросов к тексту до его
прочтения1. На этапе подготовки к восприятию текста при прогнозировании
содержания нового произведения по его заглавию, фамилии автора и другим
ориен-тирам ученики могут сформулировать воп-росы к тексту, возникшие у них до
чтения. Например, перед чтением басни И.А. Кры-лова «Мартышка и очки» учитель
предла-гает школьникам составить и записать воп-росы, на которые, по их мнению,
можно найти ответ в произведении. При составле-нии вопросов учитывается
содержание за-головка, жанр текста и т.д. После ознаком-ления с текстом
учащиеся отмечают те воп-росы, на которые был получен ответ. Об-щий перечень
вопросов, составленных учениками, направляет последующий ана-лиз произведения:
Зачем мартышке очки? Что делала мартышка с очками? Почему Крылов выбрал в
действующие лица именно это животное? Какой недостаток высмеи-вает автор в этой
басне?
Использование данных приемов поста-
новки вопросов к произведению с участием
школьников требует соблюдения ряда ус-ловий:
1. Выбор приема зависит от специфики
изучаемого произведения, его эмоциональ-но-образного характера. Применение
прие-мов постановки вопросов к тексту с участи-ем школьников бывает уместно при
работе не над каждым произведением.
2. Степень трудности приемов при их
использовании должна постепенно возрас-тать. Последовательность введения
прие-мов, определенная экспериментальным пу-тем, выглядит следующим образом: I
класс — вводятся приемы 1 (1-я группа), 1 (2-я группа), 4 (3-я группа); II
класс — в до-полнение к применяемым вводятся приемы 2, 3 (1-я группа), 3, 5
(2-я группа), 1, 2, 3, 5 (3-я группа); III класс — приемы 4 (1-я группа), 2, 4
(2-я группа), 6 (3-я группа).
3. При первом использовании нового приема
школьники работают с одним-тре-мя вопросами, при последующем приме-нении
каждого приема количество вопро-сов постепенно увеличивается (до семи-восьми).
4. К формулированию заданий для пос-тановки
вопросов, где это возможно, при-влекаются учащиеся.
Экспериментальная работа по исполь-зованию
приемов показала, что при участии младших школьников в постановке вопро-сов
обсуждение прочитанного проходит не-обычно, интересно, плодотворно, на высо-ком
эмоциональном подъеме. Приведем для примера фрагмент протокола урока по русской
народной сказке «Каша из топора» (учитель Г.Д. Дегтерева, II класс).
Учитель. Выполним необычное зада-ние.
Рассмотрите запись на доске. Поду-майте, какое задание вы будете выполнять.
Бедной или … была старуха? Из чего сварил
… солдат?
Что помогло солдату … старуху?
Над чем посмеивался … в конце сказки?
Ученик. Нужно вставить пропущен-
ные слова в вопросы и задать вопросы
од-ноклассникам.
Учитель. Вы сами выберите, кому за-дать
вопрос. Сначала мы прочитаем вопро-
1 Идея да нного приема заимствована
у Н.А. Ипполитовой [6].
25
сы, заменяя пропуски хлопками. Читаем хором
первый вопрос.
Учащиеся. Бедной или (хлопок) была старуха?
Учитель. Кто восстановил пропущен-ное слово?
Ученик. Бедной или богатой была ста-руха?
Учитель. Кому ты адресуешь этот вопрос?
Ученик. Я адресую этот вопрос Ване Бикееву.
(Учащийся отвечает.)
(Аналогично организуется работа с ос-тальными
вопросами.)
Как свидетельствуют вышеприведен-ные примеры,
участие школьников в поста-новке вопросов к тексту стимулирует соз-нательное
чтение, детальное проникнове-ние в смысл каждой единицы текста, углуб-ляет
понимание прочитанного, обостряет внимание к языку произведения, формиру-ет
умение выделять главное, развивает ло-гическое мышление учащихся, точность,
са-мостоятельность их речи. С помощью дан-ных приемов намеренно усиливается
ситуа-ция поиска, что, в свою очередь, оказывает
влияние на повышение активной и осоз-нанной
деятельности учащихся при работе с художественным произведением на уроке
литературного чтения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Шумакова Н.Б. Исследовательская актив-ность
в форме вопросов в разные возрастные пе-риоды // Вопросы психологии. 1986. № 1.
2. Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д.
Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004.
3. Планируемые результаты начального об-щего
образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2010.
4. Оценка достижения планируемых резуль-татов
в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. М., 2010.
5. Бершанская О.Н. Антиципация как сред-ство
повышения активной и осознанной дея-тельности младших школьников на уроках
лите-ратурного чтения: Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2009.
6. Ипполитова Н.А. Особенности обучения чтению
в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. 1999. № 5.
Обычно после прочтения текста учитель задает классу вопросы, чтобы проверить, как ученики поняли содержание. Однако гораздо больший эффект мы получим, если научим ребят самих задавать вопросы по прочитанному.
Зачем это нужно?
Умение отвечать на вопросы – это репродуктивный способ получения информации. Умение задавать вопросы – это деятельностный подход. Прежде чем задать вопрос, ученик должен осмыслить содержание, осознать цель задаваемого вопроса, подобрать правильное вопросительное слово и лишь потом уже сформулировать сам вопрос. Это сложный умственный процесс, который способствует более глубокому усвоению информации.
Как учить задавать вопросы?
В этой статье я коротко расскажу о некоторых основных приемах, с помощью которых учитель может научить детей правильно формулировать вопросы к прочитанному тексту.
Прием 1. Вопросы учителя
Разумеется, на первых порах мы будем использовать традиционный репродуктивный метод задавания вопросов. Учитель сам составляет вопросы к тексту и предлагает их классу, или ученики читают вопросы, данные в учебнике, и отвечают на них.
На этом этапе стоит обращать внимание на сами формулировки вопросов, на то, что вопросы типа “Что?”, “Кто?”, “Где?”, “Когда?” нацелены на поиск фактов, а вопросы типа “Почему?”, “С какой целью?”, “При каком условии?” и т.п. заставляют сравнивать, анализировать прочитанное. Стоит поинтересоваться у детей, какие вопросы показались им более простыми и сложными; на какие можно дать однозначный ответ, а на какие нельзя; для ответов на какие вопросы недостаточно привести только один факт из текста и т.д.
Таким образом мы знакомим детей с разновидностями вопросов, показываем, что у каждого вопроса своя цель.
Кстати, о типах вопросов, которые можно задавать ученикам я писала здесь.
Прием 2. Вопросы-навигаторы
Учитель заранее составляет к тексту вопросы, которые будут выполнять для учеников навигационную функцию при чтении текста. Вопросы надо записать на доске или на карточках. Ориентируясь на них, ученики будут знать, какую именно информацию им следует найти в тексте.
Найденные ответы дети подчеркивают простым карандашом и помечают на полях цифрами, соответствующими номерам вопросов. После прочтения текста необходимо обсудить с учащимися полученную информацию.
Таким образом мы показываем ученикам, что к любому тексту надо “идти с вопросами”.
Более подробно об этом и других приемах можно прочитать здесь.
Прием 3. Чтение с остановками
Это одна из стратегий технологии критического мышления. Учитель делит текст на смысловые части, после прочтения каждой их которых останавливает ребят и задает вопрос, касающийся или прочитанного, или прогнозов о дальнейшем содержании. Когда ребята освоят этот прием, можно предлагать им самим ставить подобные вопросы.
Эта стратегия способствует вдумчивому чтению, развитию воображения.
Более подробно про эту стратегию читайте здесь.
Прием 4. Вопросный план
Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.
Подробно об этом и других видах планов можно узнать здесь.
Прием 5. Вопросительные слова
Просим учеников составить вопросы по содержанию текста, используя вопросительные слова:
- Как..?
- Что..?
- Кто..?
- Где..?
- Почему..?
- Сколько..?
- Откуда..?
- Какой..?
- Зачем..?
- Каким образом..?
- Какая взаимосвязь..?
- Что дальше..?
Этот прием поможет ученикам правильно формулировать вопросы, так как зачастую дети не знают, каким именно образом задать вопрос. Вопросительные слова направляют их мысли.
Прием 6. Кубик Блума
Это еще один прием технологии критического мышления, который позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Для этого используется кубик с надписями на гранях: “Назови”, “Почему”, “Объясни”, “Предложи”, “Придумай”, “Поделись”. Дети бросают кубик и придумывают вопросы с опорой на выпавшее на грани слово.
“Назови”. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. (“Назови, кто…”).
“Почему”. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
“Объясни”. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы (“Объясни, как…”).
“Предложи”. Ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций (“Предложи, где можно использовать…”)
“Придумай”. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла (“Придумай, что будет, если…”).
“Поделись”. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке (“Поделись, что ты чувствуешь…”).
Прием 7. Толстые и тонкие вопросы
Учитель предлагает детям придумать вопросы по прочитанному тексту. «Тонкие» вопросы предполагают репродуктивный (однозначный) ответ, а «толстые» (проблемные) требуют глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Тонкие вопросы: кто…, что…, когда…., где…, куда…, откуда…, как…, может ли…, будет ли…, мог ли…, как звали…, было ли…, согласны ли вы…, верно ли…
Толстые вопросы: дайте объяснение, почему…; почему вы думаете…; почему вы считаете…; в чем разница…; предположите, что будет, если…, что, если…
Этот прием помогает учить детей задавать разные типы вопросов.
Прием 8. Пять вопросов
После прочтения текста (возможно, домашнего) учитель предлагает ученикам составить вопросы по содержанию текста и записать каждый на отдельный листочек. Затем все вопросы складывают в коробку (шляпу, мешочек), к доске вызывается один из учеников, который, как в лотерее, вытаскивает 5 вопросов по очереди и отвечает на них. Отметка ставится по количеству правильных ответов. Автор лучшего вопроса награждается.
Прием 9. Интервью с героем (автором)
Учитель вызывает двух учеников, один из которых интервьюер, а второй – герой прочитанного текста (или как вариант – его автор). Первый ученик должен провести “интервью” с героем (автором), задав ему несколько вопросов с опорой на прочитанный текст. Вопросы можно подготовить заранее.
Прием 10. Ответ – вопрос
Учитель дает ученикам несколько фактов из прочитанного текста, которые звучат как ответы. Ученики должны подобрать к каждому ответу вопрос.
Например.
Ответ: “Митраша попал в болото, потому что не послушал свою сестру Настю”. (Предполагаемый вопрос: “Почему Митраша попал в болото?”).
Ответ: “Выбраться из болота Митраше помогла собака Травка”. (Предполагаемый вопрос: “Кто помог Митраше выбраться из болота?”).
Используя эти приемы, можно научить ребят задавать вопросы к тексту. Конечно, произойдет это не за один день, но систематическая работа обязательно принесет свои плоды.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.
Обучение школьников составлять вопросы к тексту как один из путей формирования навыков смыслового обучения на уроках истории
Из опыта работы учителя истории и
обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»
г.Белогорска Республики Крым Хомяковой Г.Н.
Современное общество является информационным обществом, и одна из важнейших задач школы – научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст– по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Наряду с письмом и владением компьютером к базовым умениям сегодня относится чтение.
Навык чтения – это и база всего последующего образования. Работая много лет учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, могу сказать, что именно несформированные навыки чтения и работы с текстом являются одной из главных причин низкого уровня знаний и умений обучающихся. Недостаточный темп чтения, непонимание прочитанного не позволяют обучающимся усвоить информацию, а о ее преобразовании, интерпретации часто говорить не приходится. И если под руководством учителя, пошагово, обучающиеся еще разбираются в учебном материале, то оставшись один на один с информацией, текстом, (параграфом учебника, математической задачей, тестовым заданием и т.д.) очень многие школьники с ним не справляются. Всем учителям, конечно, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на уроке школьники прекрасно усваивали материал, активно отвечали, хорошо решали у доски, а итоги самостоятельных и контрольных работ оказывались низкими. Проводимый анализ ученических работ показывает, что одной из главных причин низкой результативности образовательного процесса является неумение школьников самостоятельно работать с текстом, элементарное непонимание читающим смыслового содержания текста. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. У многих обучающихся к концу начального обучения не сформирована даже техника чтения (темп, способ, правильность, выразительность чтения). Анализ же текста проводится под полным контролем учителя. Между тем наблюдения показывают, что мало кто из учителей-предметников (кроме учителей-филологов) работают над формированием у обучающихся навыков смыслового чтения и работы с текстом
Сегодня всем, работающим в школе, должно быть понятно, что, если школа не сформирует в ребенке грамотного читателя, который способен понимать текст, рефлексировать на него и его использовать, достичь планируемых результатов обучения будет невозможно. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Научить пониманию текста сложно, но учитель может создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Читая, ученик мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, тезисе, пометках, либо в граф-схеме, либо в таблице. Такая работа помогает ученику всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально организованного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д. Поэтому, очень важно, что в соответствии с ФГОС основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования предусматривает реализацию междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Целенаправленная и систематическая работа над реализацией этой программы должна быть неотъемлемой частью преподавания истории в школе. Сформированный навык смыслового чтения и работы с текстом является базовым условием достижения планируемых результатов изучения школьного курса истории. Вместе с тем специфика этого предмета создает благоприятные условия для систематической работы над формированием у школьников умений работать с текстом и использовать стратегии смыслового чтения.
На примере преподавания истории Древнего мира в 5 классе хочу поделиться некоторым опытом работы в данном направлении, конкретно опытом обучения школьников составлять вопросы к тексту. Пятый класс, на мой взгляд, очень благоприятный период для формирования в ребенке грамотного читателя:
-дети переходят на более «»взрослую» ступень, а они хотят быть более взрослыми;
– интерес вызывают новые учителя;
– есть потенциал начальной школы;
-у детей еще есть желание учиться;
-учебник истории содержит много интересных, доступных текстов.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом в 5 классе относят следующие:
-выделение главного в тексте;
-составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
-умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос.
Выделяется пять основных приёмов осмысления текста. Основным приемом в процессе уяснения содержания является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, обнаруживает новые связи, не всегда для него ясные, находит непонятные места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», – сказал великий французский писатель Оноре де Бальзак.
Постановка вопросов и поиск ответа на них включает :
– постановку к тексту и поиск в тексте
– рассуждения и умозаключения;
– припоминание;
– обращение к учителю, однокласснику .
Работу по обучению учащихся составлять вопросы учителю истории нужно сразу же с начала работы с пятиклассниками. В первую очередь, необходимо выяснить насколько это умение сформировано у обучающихся в начальной школе. Для этого можно просто на первых уроках предлагать обучающимся задания на составление вопросов к тексту параграфа. После того, как учитель получил необходимую информацию, можно начинать работать с обучающимися по этому направлению. Чтобы добиться планирумых результатов учителю нужно:
-на первом этапе уделять внимание обучению учащихся составлять вопросы к тексту практически на каждом уроке;
-практиковать эту работу на разных этапах урока, в том числе в домашней, в проектной работе школьников;
-давать обучающимся необходимые теоретические знания с учетом их возраста и познавательных возможностей;
-осуществлять постепенный переход от групповых, парных форм работы к самостоятельной работе, сочетать эти формы работы;
– с целью мотивирования обучающихся использовать разнообразные технологии, такие приемы обучения, которые содержать элементы игры, занимательности;
-правильно подбирать тексты для работы, они должны соответствовать цели работы;
-уже в пятом классе можно учить школьников работать не только со сплошными текстами( текст параграфа, документ, художественное произведение и т.д.), но и с текстами не сплошными ( в учебнике истории Древнего мира это карты, картосхемы, таблицы.
У некоторых пятиклассников часто вызывает затруднения построение вопросительных предложений. Поэтому в начале работы с ними уместно будет повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в составлении таких предложений на разные темы. Следующим шагом может быть задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача читающего – эту информацию извлечь. Вместе с учителем ученик должен уметь выполнить следующие шаги:
1) чтение предложения;
2) выделение главной мысли;
3) задавание вопроса по поводу основного смысла предложения;
4) задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.
Например, на уроке «Древнейшие люди» работаем с текстом пункта 4 «Овладение огнем»:
-Прочитайте про себя первое предложение(Разные опасности подстерегали человека).
-Выделите в нем главную мысль(Древнейшего человека подстерегало много опасностей).
-Задайте вопрос по поводу основного смысла предложения(Что подстерегало древнейшего человека?)
-Какие еще вопросы мы можем поставить к этому предложению?(Почему жизнь древнейших людей была трудной?)
Затем переходим к следующему предложению. Текст небольшой по объему. Такая работа позволяет не только поработать над формированием умений работать с текстом, но и усвоить учебный материал.
Точно такая же техника применима в работе с текстом. Информационное поле при этом расширяется. Пошаговая деятельность аналогична той, которая проводилась при работе над предложением:
1) чтение текста;
2) выделение смысловых кусочков текста;
3) задавание вопросов к смысловым кусочкам.
В практической работе учителю поможет приведенная в книге академика А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. ) классификация вопросов по Б.Блуму:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.
3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
5.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
6.Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».
Пятиклассникам еще трудно использовать такую классификацию. Использую памятку «Такие разные вопросы», которую предлагают учителя начальных классов»:
1. «Вопросы с поверхности».
-Кто..?
-Что сделал..?
-Где..?
2. «Вопросы – подводники».
-Почему..?
-Как..?
-А что если..?
-Будет ли так..?
3. «Вопросы из сундука».
-Как текст связан с событиями из твоей жизни?
-Если бы ты был на месте..?
-На что похоже..?
-Есть ли связь с тем, что происходит сегодня..?
-Что хотел сказать автор?
Чтобы закрепить у пятиклассников понятие о классификации вопросов, использую прием «тонких» и «толстых» вопросов, который широко применяют в своей работе многие учителя. Этот прием может быть использован на любой из стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Начинаю использовать этот прием, ввожу понятие «тонких» и «толстых» вопросов в ходе изучения темы «Древний Египет». Целью первого урока по теме «Государство на берегах Нила» ставлю: сформировать у обучающихся представление о местоположении Египта на карте мира, особенностях природных и климатических условий; помочь обучающимся понять процесс образования единого государства в Древнем Египте; способствовать усвоению школьниками понятий: речные пороги, оазис, рельеф, фараон, столица.
Планируемые результаты:
-предметные: устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; анализировать и обобщать данные исторической карты, использовать их для получения нового знания;
метапредметные:
– регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели;
– познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний; анализировать, сравнивать, обобщать факты; давать определения понятиям;
-работать с учебным текстом( правильно составлять вопросы к тексту );
–коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости изучать историю, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Работу с учебным текстом (обучение правильно составлять вопросы к тексту ) провожу на этапе изучения нового материала.Фрагмент урока
III. Работа по теме урока
2.Разливы Нила
2.1. Работа с карточками.
-Прочитайте молча предложения, которые записаны на карточке.
-Согласны ли вы с тем, что эти предложения -это вопросы? Почему? (они содержат вопросительные слова)
-Какую роль играют вопросы в нашей жизни, в нашей речи?
Учитель: в школе вас учат многому: писать, считать, думать, работать с компьютером. Одним из основополагающих умений, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его учебные успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. Очень важно, чтобы каждый из вас стал грамотным читателем: умел понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На уроках истории мы тоже стараемся стать грамотными читателями, учимся работать с текстом. Для этого есть разные пути. Один из них –умение правильно ставить вопрос: Оно поможет вам научиться самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте. Составление вопросов -дело непростое, и сегодня мы продолжаем ему учиться.
-Распределите вопросы, которые есть на ваших карточках на две группы: обозначьте цифрой 1 вопросы, на которые можно ответить одним словом, а цифрой 2 вопросы, на которые одним словом ответить нельзя.
-Зачитайте вслух вопросы, на которые можно ответить одним словом. Объясните свой выбор(идет обсуждение, исправление допущенных ошибок).
-Зачитайте вопросы, на которые нельзя ответить одним словом. Объясните свой выбор(обсуждение, исправление ошибок).
Учитель: вопросы, требующие однословного ответа называют «тонкими» вопросами. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, называют «толстыми» вопросами.
2.2.Работа в парах по вариантам с текстом учебника (п.2 «Разливы Нила»).
_-Прочитайте молча в параграфе пункт 2 «Разливы Нила».
-Составьте к нему «тонкие» вопросы(по два вопроса) и ответьте на него:
1вариант: вопрос, который начинается со слова «Что?»
2 вариант: вопрос, который начинается со слова «Когда?»
3 вариант: вопрос, который начинается со слова «Где?»
-Составьте по одному «толстому»вопросу, который начинается со слова «Почему?»
2.3. Проверка итогов работы в парах (обучающиеся зачитывают свои вопросы, отвечают на них, класс обсуждает правильность составленных вопросов). Домашнее задание.
-Можно ли эти вопросы назвать «тонкими», «толстыми»? Почему?
-При подготовке домашнего задания подготовьте по тексту параграфа «Государство на берегах Нила» один «тонкий» и один «толстый вопрос». На следующем уроке при проверке домашнего задания вы получите возможность задать его одноклассникам.
Приложение №1.(карточка с вопросами)
Какой предмет мы сейчас изучаем? |
|
Нравиться ли тебе этот предмет? |
|
Почему? |
|
Для чего, по вашему мнению, нужно изучать этот предмет? |
|
Какие исторические источники вы знаете? |
|
О чем мы узнаем из письменных исторических источников? |
|
Как помогает изучать историю археология? |
|
В чем различие межу письменными и вещественными историческими источниками? |
Закрепляем умения школьников на следующем уроке «Как жили земледельцы и ремесленники». Фрагмент урока:
I. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Задай вопрос другу»(закрепление умений формулировать «тонкие вопросы»)
-Задайте по одному «тонкому » вопросу своему другу по теме «Государство на берегах Нила». Заданные вами вопросы должны помочь нам вспомнить местоположение Египта на карте, природу Египта, ее влияние на жизнь древних египтян.
III. Работа по теме урока
План
1.Жители Египта.
2.Труд и жизнь земледельца.
3. Ремесла и обмен.
4. Писцы собирают налоги.
3.2.Работа в группах (овладевать основами смыслового чтения учебных и художественных текстов).
Цель для обучающихся:
-Изучить жизнь и быт крестьян в Древнем Египте.
-Подумать, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян.
-Учиться составлять к тексту вопросы по заданной теме.
1 группа
Задание:
1.Прочитайте п. 1 (стр. 38-39) «Труд земледельца».
2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Труд земледельца»:
-два вопроса , которые начинаются со слова «Как?»;
-один вопрос, который начинается со слова «Для чего?».
3. Подготовьте ответы на эти вопросы.
4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
2 группа
Задание:
1.Прочитайте фрагмент «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу» (стр. 38).
2. Составьте к тексту вопросы по теме «Труд земледельца»:
-один вопрос, который начинается со слова «Как?»
-два вопроса, которые начинаются со слова «Что?»
3. Подготовьте ответы на вопросы цитатами из текста.
4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
3 группа
Задание:
1.Прочитайте п. 3 (стр. 40-41) «В гостях у египтянина».
2. Составьте к тексту вопросы, по теме «Быт древнеегипетского крестьянина»(еда, жилище, одежда и укращения):
-один вопрос , которые начинаются со слова «Чем?»;
-один вопрос, который начинается со слова «Как?»;
-один вопрос, который начинается со слова «Какие?»
3. Подготовьте ответы на эти вопросы.
4. Распределите между собой, кто будет задавать вопросы, а кто будет на них отвечать.
3.3.Проверка результатов групповой работы.
-Как вы думаете, какое значение для нас имеет опыт жизни и труда древнеегипетских крестьян?
-Поделитесь, какие мысли чувства, возникли у вас в связи с изученной темой.
Не требует больших затрат времени, но дает хорошие результаты прием «Задай вопрос» . Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Например, во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Кто…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Подобную работу можно провести в форме игр «Почемучки», «Кто?Что?», «Где? Когда?». Учитель предлагает обучающимся задать к тексту все возможные вопросы, которые , например, начинаются с вопроса «Кто?», «Что?», «Почему?», «Где?», «Для чего?» и т.д. Игра «Кто? Что?» может быть проведена на уроках «Древнейшие люди», «Родовые общины охотников и собирателей»,«Возникновение земледелия и скотоводства», «Библейские сказания». Игру «Где? Когда?» рекомендую провести на уроках «Финикийские мореплаватели», «Персидская держава «царя царей»», «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей ». На уроке «Олимпийские игры в древности», «В городе богини Афины» хорошо проходит игра «Приставалки», «Почемучки». Учебные тексты данных уроков способствуют этому.
Считаю, что для обучения школьников задавать вопросы к тексту, учитель может успешно использовать и такой известный прием как «Маркировка текста». На уроке «Жизнь египетского вельможи »провожу следующую работу.Фрагмент урока:
III. Работа по теме урока
3.2. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение «Маркировка текста» «В усадьбе вельможи»(стр.43-44)
Задания по вариантам:
1 вариант
-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Г» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Где?». Задайте этот вопрос классу.
2 вариант
-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «Ч» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Что?». Задайте этот вопрос классу.
3 вариант
-Прочитайте текст, отметьте на полях буквой «К» предложения, в которых содержится ответ на вопрос «Кто?». Задайте этот вопрос классу.
Задание для всех:
-Сравните быт крестьянина и быт вельможи в Древнем Египте. Сделайте свои выводы.
-Подумайте, чему вы научились, выполняя это задание.
На уроке «Военные походы фараонов» так использую прием «Цепочка вопросов».
Фрагмент урока:
III. Работа по теме урока
3.2. Фронтальная работа с текстом учебника параграф 8, п.2 (стр. 47-48) «Боевые колесницы» (продолжить работу по овладению навыками смыслового чтения). Игра «Цепочка вопросов».
а/Задание обучающимся. Чтение текста молча:
– Мы продолжаем с вами учиться быть грамотными читателями. Из начальной школы вы знаете способ чтения «цепочкой». Сейчас мы с вами тоже будем читать «цепочкой». Но «цепочкой» необычной, а «цепочкой» , состоящей из вопросов.
-Прочитайте текст молча. Попробуйте заменить предложения вопросами к ним.
Затем мы «цепочкой » будем читать вслух эти вопросы. Из игры выбывает тот, кто не смог или неправильно заменил предложение вопросом.
б/игра «Цепочка вопросов»(учащиеся читают текст вслух, заменяя предложения вопросами к ним).
-Почему колесницы считались самым грозным оружием египтян?
-Дома подготовьте вопросный план по теме «Боевые колесницы». Подготовьте по нему устный рассказ.
Уже в 5 классе на уроках истории мы обучаем школьников составлять простой план текста. Учить составлению вопросов к тексту мы можем на примере вопросного плана. Для этого на уроке «Искусство Древнего Египта» использую прием «Экскурсовод».Фрагмент урока:
Ход урока:
II. Работа по теме урока
План
1. Первое из чудес света.
2. Храмы-жилища богов.
3. Гробница фараона Тутанхамона.
4. Пойдемте в музей.
2.1. Самостоятельная работа с текстом параграфа 11 «Искусство Древнего Египта» стр. 56-57(п.1 «Первое чудо света») Упражнение «Экскурсовод»(составление простого плана в виде вопросов по тексту)
-Представьте себя экскурсоводом, которому предстоит провести экскурсию к одному из чудес света, первому чуду света- египетским пирамидам. Экскурсантами являются ваши одноклассники. Вам необходимо подготовиться к этой экскурсии, чтобы она была интересной и познавательной. Поможет вам в этом материал учебника(стр. 57-56 «Первое чудо света»).
-Прочитайте самостоятельно текст учебника, составьте на его основе план своей экскурсии. Пусть он будет в виде вопросов, отвечая на которые, вы сможете интересно и грамотно рассказать туристам о египетских пирамидах.
-Расскажите по составленному плану о египетских пирамидах.
Интересным приемом работы по обучению пятиклассников задавать вопросы по тексту может стать игра «Следопыт (Вслед за героем)». На уроке «Поэма Гомера «Одиссея» мы предлагаем обучающимся с помощью вопросов проследить путь Одиссея и его товарищей от Трои до Итаки( где он оказался, что с ним произошло, кого Одиссей встретил, куда он направился дальше и.т.д.). Этот же прием можно использовать на уроках «Поход Александра Македонского на Восток», «Вторая война Рима с Карфагеном», «Восстание Спартака».
Для обучения пятиклассников составлению вопросов использую прием «Тайм-аут» (Чтение с остановками). «Тайм -аут»- одна из стратегий смыслового чтения. Цели стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Подробный алгоритм реализации стратегии следующий :
1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й пункт текста параграфа. Дальше работайте в парах.
2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами.
4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.
5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста,
6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке.
Многие учителя истории дают учащимся задания творческого характера. Среди них есть и задания, которые способствуют формированию умения вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования, а также составлять вопросы по тексту. Упражнение «Составь задание» может предусматривать составление тест, учебная задача по теме или составление викторины, ребуса, кроссворда, головоломок. Но в 5 классе к таким заданиям следует относиться взвешено. В течение традиционного урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Поэтому такие задания лучше задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Такая работа уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Подготовленные школьниками задания можно использовать для проверки домашнего задания, повторения изученного.
Обучение школьников постановке вопросов к тексту и поиску ответов на них является важнейшим условием формирования у обучающихся стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Умения школьников ставить вопросов к тексту и находить в тексте ответы на них –основа для уяснения обучающимися содержания учебного текста . Вести работу по обучению школьников ставить вопросы к тексту и находить ответы на них можно на всех этапах урока. Творчески работающий учитель может успешно использовать существующие образовательные технологии, приемы для обучения школьников стратегиям смыслового чтения и работе с текстом. Уроки истории играют большую роль в формировании этого важнейшего метапредметного универсального учебного действия. А для учителя истории открываются новые возможности для педагогического творчества, профессионального роста.
Источники:
1. А.Г.Асмолова («Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.
2.Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности.-М.: Школьная библиотека,2005.-512 с.
3.Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник / сост.: Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007.
4.Соболева О. В. Обучение пониманию текста: учебная книга — учитель — ученик // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 1.
Техника постановки вопросов при работе над художественным текстом
Походяева С.Б.,
учитель начальных классов,
МБОУ ШР «СОШ № 4»
На уроке литературного чтения необходимо учить ребенка читать для себя, а это значит, его нужно научить умению понимать, что он читает, научить понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовал другой человек. Одним словом деятельность ребёнка направить на его развитие.
Поэтому, на стадии осмысления произведения большое значение имеет умение задавать правильные вопросы, как педагогу, так и учащимся. На данном этапе приёмы работы над текстом и виды вопросов должны быть такие, которые помогут учащимся приблизиться к пониманию главной мысли произведения.
При работе над художественным текстом вопросы могут быть разного характера: закрытые, открытые, наводящие, вопросы с альтернативой ответа, ключевые и риторические, творческие, практические, вопросы на уточнение, вопросы на понимание, вопросы на развитие, интерпретационные (объясняющие), оценочные.
Работая над произведением В. Осеевой «Почему?», на стадии осмысления я определила формы работы с учащимися, приёмы виды вопросов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Форма работы с учащимися |
Приёмы работы |
Виды вопросов |
Фронтальная |
«Чтение с остановками» |
Простые (закрытые) |
Парная |
Ромашка «Блума» |
Интерпретационные (объясняющие) |
Групповая |
Творческие |
|
Практические |
||
Оценочные |
||
Контрольные |
Приём «Чтение с остановками» помогает более детально осмыслить произведение. Произведение делю по смыслу на части, (по произведению получилось 4 части) и по каждой части строится работа.
Начинаю работу с более лёгких для ребят вопросов: ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ (закрытые вопросы)— это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
Когда есть необходимость, то вопросы нумерую, чтобы сохранить последовательность изложения содержания произведения.
И так, я предлагаю вам в парах (Придумать закрытые вопросы по 1 части произведения и на них ответить)
– Где? (Где происходило действие в рассказе?)
– Как? (Как вёл себя герой рассказа? Как вёл себя Бум?)
– Что произошло….? (Что произошло из-за шалости?)
– Что? (Что почувствовал мальчик после того, когда разбилась чашка?)
– Почему? (Почему мама расстроилась из-за разбитой чашки? )
После каждой части задаю контрольный вопрос, который поможет уточнить сведения и определить уровень понимания произведения.
– Чем закончилась 1 часть?
Долее следует следующий вопрос, определите, пожалуйста, его вид:
– Как могут дальше развиваться события? (творческий)
Данные предположения проверяются по ходу чтения следующей части.
А сейчас предлагаю вам поработать в группе. Каждой группе дана часть произведения и задание на составление определённого вида вопроса. (Хочу отметить, что с вами мы это делаем из-за экономии времени, на уроке со всеми читаем текст по частям и с ним работаем). Кроме того, второклассники только учатся составлять вопросы, поэтому в помощь в некоторых случаях даются карточки, которые натолкнут их на правильную мысль.
1 группа (2 часть)
Составьте два практических вопроса, продолжив предложение. Обсудите в группе варианты ответов, обменяйтесь мнениями.
- Если бы ты был на месте мальчика, как……..(Если бы ты был на месте мальчика, как бы ты поступил?)
- Как бы ты поступил на месте…..(Если бы ты был на месте мамы, как бы ты поступил?)
2 группа (3 часть)
Составьте два интерпретационных (объясняющих) вопроса, вставив пропущенные слова. Обсудите варианты ответов, обменяйтесь мнениями.
- Почему ________ испытывал____________ стыда? (Почему мальчик испытывал чувство стыда?)
- ________ мальчик не сознался и ___________ Буму? (Почему мальчик не сознался и пригрозил Буму?)
3 группа ( 4 часть)
Составьте с помощью карточек два оценочных вопроса.
- Какие чувства вызывает у тебя это часть?
- Как ты относишься к мальчику?
Фронтальная работа
Составьте творческий вопрос. (Чтобы было, если бы мама не обратила внимание на ложь сына?)
Для завершения целостности работы над пониманием произведения следует следующий вопрос, определите его вид: Помог ли тебе рассказ подумать о своих поступках? Чем? (Практический)
После проведённой работы ребята легко формулируют главную мысль произведения, учатся составлять вопросы, отвечать и обсуждать варианты ответов.
1 группа (2 часть)
Составьте два практических вопроса, продолжив предложение. Обсудите в группе варианты ответов, обменяйтесь мнениями.
- Если бы ты был на месте мальчика, как _______________________
- Как бы ты поступил на месте ________________________________
2 группа (3 часть)
Составьте два интерпретационных (объясняющих) вопроса, вставив пропущенные слова. Обсудите варианты ответов, обменяйтесь мнениями.
- Почему ________ испытывал____________ стыда?
- ________ мальчик не сознался и ___________ Буму?
(Слова для справок: чувство, почему, мальчик, пригрозил)
3 группа ( 4 часть)
Составьте с помощью карточек два оценочных вопроса.
Какие чувства вызывает у тебя это часть?
Как ты относишься к мальчику?
1 часть
Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой…
— Смотри, Бум… — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.
Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон…
Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:
— Это… это… Бум!
— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
— Как же он разбил?
Уши мои горели. Я развел руками:
— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…
2 часть
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.
Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.
— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?
Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай
— Ты очень испугался? — повторила мама.
Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.
— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.
Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:
— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала:
— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа…
3 часть
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом…
Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь… Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной… и если б сам папа был жив… Ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное… И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше…
Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
— Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
Мама сказала:
— Будет дождь.
Я попросил:
— Пусти Бума…
— Нет.
— Хоть в кухню… мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.
— Иди спать, — со вздохом сказала мама.
Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся…
4 часть
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:
— Мама!
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.
— Мама!
Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.
— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума…
Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы, от него пахло дождем и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»
Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»
И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».
Виды вопросов |
Характеристика |
Простые (закрытые) |
Вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти. |
Интерпретационные (объясняющие) |
Начинаются, как правило, со слова «почему». Вопросы позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. |
Творческие |
Вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы». «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?» |
Оценочные |
Вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Например: «Как ты относишься к этому герою?» «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?» |
Практические |
Вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны. |
Контрольные |
Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. |