Как правильно составить вопросы по литературе

Техника постановки вопросов при работе над художественным текстом

Походяева С.Б.,

учитель начальных классов,

МБОУ ШР «СОШ № 4»

На уроке литературного чтения необходимо учить ребенка читать для себя, а это  значит, его нужно научить умению понимать, что он читает, научить понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовал другой человек. Одним словом деятельность ребёнка направить на его развитие.

Поэтому, на стадии осмысления произведения большое значение имеет умение задавать правильные вопросы, как педагогу, так и учащимся. На данном этапе приёмы работы над текстом и виды вопросов должны быть такие, которые помогут учащимся приблизиться к пониманию главной мысли произведения.

При  работе над художественным текстом вопросы могут быть разного характера: закрытые, открытые,  наводящие, вопросы с альтернативой ответа, ключевые и риторические, творческие, практические, вопросы на уточнение, вопросы на понимание, вопросы на развитие, интерпретационные (объясняющие), оценочные.

Работая над произведением В. Осеевой «Почему?», на стадии осмысления я определила формы работы с учащимися, приёмы виды вопросов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Форма работы

 с учащимися

Приёмы работы

Виды вопросов

Фронтальная        

«Чтение с остановками»

Простые (закрытые)

Парная

Ромашка «Блума»

Интерпретационные (объясняющие)

Групповая

Творческие

Практические

Оценочные

Контрольные

Приём «Чтение с остановками» помогает более детально осмыслить произведение. Произведение делю по смыслу  на части, (по произведению получилось 4 части) и по каждой части строится работа.  

Начинаю работу с более лёгких для ребят вопросов: ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ  (закрытые вопросы)— это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

Когда есть необходимость, то вопросы нумерую, чтобы сохранить последовательность изложения содержания произведения.

И так, я предлагаю вам в парах  (Придумать закрытые вопросы по 1 части произведения и на них ответить)

– Где? (Где происходило действие в рассказе?)

– Как? (Как вёл себя герой рассказа? Как вёл себя Бум?)

– Что произошло….? (Что произошло из-за шалости?)

– Что? (Что почувствовал мальчик после того, когда разбилась чашка?)

– Почему? (Почему мама расстроилась из-за разбитой чашки? )

        После каждой части задаю контрольный вопрос, который поможет уточнить сведения и определить уровень понимания произведения.

– Чем закончилась 1 часть?

Долее следует следующий вопрос, определите, пожалуйста,  его вид:

– Как могут дальше развиваться события? (творческий)

Данные предположения проверяются по ходу чтения следующей части.

А сейчас предлагаю вам поработать в группе. Каждой группе дана часть произведения и задание на составление определённого вида вопроса. (Хочу отметить, что с вами мы это делаем из-за экономии времени, на уроке со всеми читаем текст по частям и с ним работаем). Кроме того, второклассники только учатся составлять вопросы, поэтому в помощь в некоторых случаях даются  карточки, которые натолкнут их на правильную мысль.

1 группа (2 часть)

Составьте два практических вопроса, продолжив предложение. Обсудите в группе варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Если бы ты был на месте мальчика, как……..(Если бы ты был на месте мальчика, как бы ты поступил?)
  2. Как бы ты поступил на месте…..(Если бы ты был на месте мамы, как бы ты поступил?)

2 группа (3 часть)

Составьте два интерпретационных (объясняющих) вопроса, вставив пропущенные слова. Обсудите варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Почему ________   испытывал____________ стыда? (Почему мальчик испытывал чувство стыда?)
  2. ________ мальчик не сознался и ___________ Буму? (Почему мальчик не сознался и пригрозил Буму?)

3 группа ( 4 часть)

Составьте с помощью карточек два оценочных вопроса.

  1. Какие чувства вызывает у тебя это часть?
  2. Как ты относишься к мальчику?

Фронтальная работа

        Составьте творческий вопрос. (Чтобы было, если бы мама не обратила внимание на ложь сына?)

Для завершения целостности работы над пониманием произведения следует следующий вопрос, определите его вид: Помог ли тебе рассказ подумать о своих поступках? Чем? (Практический)

        После проведённой работы ребята легко формулируют главную мысль произведения, учатся составлять вопросы, отвечать и обсуждать варианты ответов.

1 группа (2 часть)

Составьте два практических вопроса, продолжив предложение. Обсудите в группе варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Если бы ты был на месте мальчика, как _______________________
  2. Как бы ты поступил на месте ________________________________

2 группа (3 часть)

Составьте два интерпретационных (объясняющих) вопроса, вставив пропущенные слова. Обсудите варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Почему ________   испытывал____________ стыда?
  2. ________ мальчик не сознался и ___________ Буму?

(Слова для справок: чувство, почему, мальчик, пригрозил)

3 группа ( 4 часть)

Составьте с помощью карточек два оценочных вопроса.

Какие чувства вызывает у тебя это часть?

Как ты относишься к мальчику?

1 часть

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой…

— Смотри, Бум… — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон…

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

— Это… это… Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развел руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

2 часть

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай

— Ты очень испугался? — повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала:

— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа…

3 часть

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом…

Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь… Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной… и если б сам папа был жив… Ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное… И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше…

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума…

— Нет.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама.

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся…

4 часть

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:

— Мама!

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.

— Мама!

Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума…

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы, от него пахло дождем и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».

Виды вопросов

Характеристика

Простые (закрытые)

Вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

Интерпретационные (объясняющие)

Начинаются, как правило, со слова «почему».

Вопросы позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.

Творческие

Вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы».

«Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?»

Оценочные

Вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам.

Например:

«Как ты относишься к этому герою?»

«Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»

Практические

Вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.

Контрольные

Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Для того чтобы правильно составить вопросы по содержанию произведения, нужно внимательно с ним ознакомиться. Вопросы можно задать простые, не требующие подробного изложения материала – на такие вопросы обычно дается краткий односложный ответ.

Есть и более сложная категория вопросов, на них нужно давать полный ответ. Очень часто такие вопросы заставляют детей думать, рассуждать и выдвигать свои версии ответа.

Приведу вопросы к рассказу Льва Толстого “Акула”, а его как раз и изучают во 2-ом классе.

Простые вопросы, допускающие короткие ответы:

▪ Где происходят события?

▪ Что такое Африка?

▪ В чем купались матросы?

▪ Как Толстой называет акулу?

▪ Кто такой артиллерист?

▪ Почему ребята плыли в море?

▪ Что сделали дети, когда заметили акулу?

▪ Как повел себя артиллерист при появлении акулы?

▪ Кто из героев понравился вам больше всего?


Представляю вопросы, ответы на которые должны содержать рассуждения:

▪ Для чего автор дал описание меняющейся погоды?

▪ Что вы можете рассказать об акулах, опасны ли они?

▪ Правильно ли поступили мальчики, устремившиеся в море?

▪ Почему автор назвал артиллериста “старым”?

▪ Какие чувства испытывал артиллерист?

▪ Как относится Толстой к происходящему?

▪ Как можно оценить поступок артиллериста?

▪ Что помогло артиллеристу принять правильное решение?

▪ Кому вы сопереживали во время чтения рассказа?

▪ Можно ли назвать рассказ “Акула” поучительным?

▪ Как следует себя вести в сложной ситуации?

Зачем и как учить детей задавать вопросы к тексту

Обычно после прочтения текста учитель задает классу вопросы, чтобы проверить, как ученики поняли содержание. Однако гораздо больший эффект мы получим, если научим ребят самих задавать вопросы по прочитанному.

Зачем это нужно?

Умение отвечать на вопросы – это репродуктивный способ получения информации. Умение задавать вопросы – это деятельностный подход. Прежде чем задать вопрос, ученик должен осмыслить содержание, осознать цель задаваемого вопроса, подобрать правильное вопросительное слово и лишь потом уже сформулировать сам вопрос. Это сложный умственный процесс, который способствует более глубокому усвоению информации.

Как учить задавать вопросы?

В этой статье я коротко расскажу о некоторых основных приемах, с помощью которых учитель может научить детей правильно формулировать вопросы к прочитанному тексту.

Прием 1. Вопросы учителя

Разумеется, на первых порах мы будем использовать традиционный репродуктивный метод задавания вопросов. Учитель сам составляет вопросы к тексту и предлагает их классу, или ученики читают вопросы, данные в учебнике, и отвечают на них.

На этом этапе стоит обращать внимание на сами формулировки вопросов, на то, что вопросы типа “Что?”, “Кто?”, “Где?”, “Когда?” нацелены на поиск фактов, а вопросы типа “Почему?”, “С какой целью?”, “При каком условии?” и т.п. заставляют сравнивать, анализировать прочитанное. Стоит поинтересоваться у детей, какие вопросы показались им более простыми и сложными; на какие можно дать однозначный ответ, а на какие нельзя; для ответов на какие вопросы недостаточно привести только один факт из текста и т.д.

Таким образом мы знакомим детей с разновидностями вопросов, показываем, что у каждого вопроса своя цель.

Кстати, о типах вопросов, которые можно задавать ученикам я писала здесь.

Прием 2. Вопросы-навигаторы

Учитель заранее составляет к тексту вопросы, которые будут выполнять для учеников навигационную функцию при чтении текста. Вопросы надо записать на доске или на карточках. Ориентируясь на них, ученики будут знать, какую именно информацию им следует найти в тексте.

Найденные ответы дети подчеркивают простым карандашом и помечают на полях цифрами, соответствующими номерам вопросов. После прочтения текста необходимо обсудить с учащимися полученную информацию.

Таким образом мы показываем ученикам, что к любому тексту надо “идти с вопросами”.

Более подробно об этом и других приемах можно прочитать здесь.

Прием 3. Чтение с остановками

Это одна из стратегий технологии критического мышления. Учитель делит текст на смысловые части, после прочтения каждой их которых останавливает ребят и задает вопрос, касающийся или прочитанного, или прогнозов о дальнейшем содержании. Когда ребята освоят этот прием, можно предлагать им самим ставить подобные вопросы.

Эта стратегия способствует вдумчивому чтению, развитию воображения.

Более подробно про эту стратегию читайте здесь.

Прием 4. Вопросный план

Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.

Подробно об этом и других видах планов можно узнать здесь.

Прием 5. Вопросительные слова

Просим учеников составить вопросы по содержанию текста, используя вопросительные слова:

  • Как..?
  • Что..?
  • Кто..?
  • Где..?
  • Почему..?
  • Сколько..?
  • Откуда..?
  • Какой..?
  • Зачем..?
  • Каким образом..?
  • Какая взаимосвязь..?
  • Что дальше..?

Этот прием поможет ученикам правильно формулировать вопросы, так как зачастую дети не знают, каким именно образом задать вопрос. Вопросительные слова направляют их мысли.

Прием 6. Кубик Блума

Это еще один прием технологии критического мышления, который позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Для этого используется кубик с надписями на гранях: “Назови”, “Почему”, “Объясни”, “Предложи”, “Придумай”, “Поделись”. Дети бросают кубик и придумывают вопросы с опорой на выпавшее на грани слово.

“Назови”. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. (“Назови, кто…”).

“Почему”. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

“Объясни”. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы (“Объясни, как…”).

“Предложи”. Ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций (“Предложи, где можно использовать…”)

“Придумай”. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла (“Придумай, что будет, если…”).

“Поделись”. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке (“Поделись, что ты чувствуешь…”).

Прием 7. Толстые и тонкие вопросы

Учитель предлагает детям придумать вопросы по прочитанному тексту. «Тонкие» вопросы предполагают репродуктивный (однозначный) ответ, а «толстые» (проблемные) требуют глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.

Тонкие вопросы: кто…, что…, когда…., где…, куда…, откуда…, как…, может ли…, будет ли…, мог ли…, как звали…, было ли…, согласны ли вы…, верно ли…

Толстые вопросы: дайте объяснение, почему…; почему вы думаете…; почему вы считаете…; в чем разница…; предположите, что будет, если…, что, если…

Этот прием помогает учить детей задавать разные типы вопросов.

Прием 8. Пять вопросов

После прочтения текста (возможно, домашнего) учитель предлагает ученикам составить вопросы по содержанию текста и записать каждый на отдельный листочек. Затем все вопросы складывают в коробку (шляпу, мешочек), к доске вызывается один из учеников, который, как в лотерее, вытаскивает 5 вопросов по очереди и отвечает на них. Отметка ставится по количеству правильных ответов. Автор лучшего вопроса награждается.

Прием 9. Интервью с героем (автором)

Учитель вызывает двух учеников, один из которых интервьюер, а второй – герой прочитанного текста (или как вариант – его автор). Первый ученик должен провести “интервью” с героем (автором), задав ему несколько вопросов с опорой на прочитанный текст. Вопросы можно подготовить заранее.

Прием 10. Ответ – вопрос

Учитель дает ученикам несколько фактов из прочитанного текста, которые звучат как ответы. Ученики должны подобрать к каждому ответу вопрос.

Например.

Ответ: “Митраша попал в болото, потому что не послушал свою сестру Настю”. (Предполагаемый вопрос: “Почему Митраша попал в болото?”).

Ответ: “Выбраться из болота Митраше помогла собака Травка”. (Предполагаемый вопрос: “Кто помог Митраше выбраться из болота?”).

Используя эти приемы, можно научить ребят задавать вопросы к тексту. Конечно, произойдет это не за один день, но систематическая работа обязательно принесет свои плоды.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.

Улахович Светлана Григорьевна

учитель высшей категории

гимназии № 11

г Новосибирск

Особенности учебных вопросов при изучении литературных

произведений различных жанров

Давайте учить детей

задавать умные вопросы,

чтобы хотелось

на них отвечать

Учитель начальных классов – это маленький кудесник большой детской души, которую он формирует через читательскую деятельность, учит видеть в давно знакомом и привычном непознанное, необычное, яркое, точное, выразительное. Для этого надо научить ребенка любить мыслительную деятельность, находить новый смысл в уже знакомом произведении литературы и искусства вообще, радоваться открытию нового, пусть маленького личного наблюдения. Ребенок должен научиться сопоставлять, сравнивать знакомые и незнакомые события. Такая мыслительная работа развивает логическое и образное мышление, любознательность, наблюдательность, что рождает интерес к поэтической форме мысли, к заучиванию и выразительному декламированию стихов и поэтическому сочинительству, запоминанию загадок и сочинению своих собственных. Речь ребенка становится образной, яркой, выразительной, неповторимо-индивидуальной.

Как же научить ребенка не бояться чтения, не «избегать» трудных и длинных слов, не перелистывать страницы в поисках только картинок? Как воспитать потребность в чтении? Ответ в самом ребенке. Учим задавать вопросы и отвечать на них. Поверьте это нелегкий труд для ученика начальной школы, А вопросы они задают всегда.

От вопросов зависит восприятие произведений литературы, развитие обоснованных суждений и воспитание творческой личности, как читателя. Творческое чтение – это исследовательская деятельность, которая выражает и развивает индивидуальные личностные духовные особенности ребенка. Воспитывает его склонности, регулирует оценочные позиции, встраивает отношения, формирует сферу интеллекта и руководит самосознанием.

Задача учителя – помогать юному читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, формировать свое суждение о герое, о произведении.

Ребенок прочитал художественное произведение и сразу же начинается работа над осознанием сюжетных линий того жизненного и личностного смысла, который заложен в произведение автором. Чтобы понять и прочувствовать жизнь героев произведения, их горе и радость, проникнуться их переживаниями, увидеть за всеми событиями автора, его отношения к событиям, к жизни и личности каждого героя, а через них – к самой реальной жизни учитель учит задавать вопросы.

Анализ любого художественного произведения предполагает различные виды вопросов. Все вопросы можно разделить на блоки;

  • по теме и проблеме:

  • по сюжету;

  • об образах:

  • о композиции;

  • о языке произведения;

  • о жанре;

  • об авторской идее;

– о личном отношении к произведению в целом или по блокам.

Вопросы могут носить продуктивный характер, активизирующие аналитическую работу;

А так же могут быть:

– эмоциональные;

  • проблемные;

  • конкретные;

перспективные

Очень важно помочь ребенку увидеть ситуацию, включиться в нее, направить свои переживания в русло нравственной атмосферы произведения. Необходимо, чтобы вопросы переключали ребенка из книжного сюжета на его жизненные впечатления, побуждали его к оценке.

В практике учителя есть определенный « дежурный набор» вопросов, которые можно задать ребенку для «подталкивания» к нужной мысли.

Я решила эту проблему возложить на учеников и предложила им составить копилку вопросов, которые возникают у .

Вопросы можно распределить по направлениям.

Прозаический блок вопросов

Какие эпизоды в рассказе ( отрывке…) тебе больше всего понравились?

Что тебя привлекло в них?

  • Как автор произведения относится к герою (героям)?

  • Как он оценивает их поведение?

  • Каково отношение автора к окружающим людям?

Что в произведении доказывает такую авторскую позицию?

  • Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, обстоятельства,
    события свидетельствуют о таком отношении автора , о такой оценке
    событий и героев произведения?

  • Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?

  • Почему автор решил рассказать читателю об этих событиях именно так?

  • Что побудило автора представить героя произведения именно таким?

  • Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?

  • Чем он хотел поделиться с нами?

  • Какие мысли, чувства , убеждения он хотел передать своим читателям?

  • Какой совет дает автор тебе лично в этом произведении?

  • Какое настроение тебе передалось, какое желание возникло?

  • Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?

  • Как ты можешь подтвердить свое мнение?

Вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать « присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения и самое главное – узнать « чувство автора»

Поэтический блок вопросов несколько отличается от вопросов к прозаическому произведению. Задача поэтического произведения – помочь ребенку увидеть, прочувствовать и запомнить картину, созданную поэтом, состояние природы, Услышать мелодию , музыку стиха, его настроение, собственное настроение при чтении, проникнуться авторским видением описываемого, обратить внимание на язык, ритм. Беседу по стихотворению можно строить по следующим вопросам:

  • Что ты чувствуешь, читая эти строки?

  • Что возникает перед твоими глазами при чтении этих строк?

  • Какую музыку ты слышишь, когда читаешь эти стихи?

Какие словосочетания больше всего тебе нравятся в этом стихотворении?

  • Какие это стихи по настроению: грустные, веселые, задорные, бравурные или стихи размышления, раздумья?

  • С каким настроением автор написал эти стихи?

  • Какое состояние природы, душевности описывает автор?
    Как он относится к изображаемому?

  • Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояние
    смятения чувств, волнения, покоя, безмятежности, дремоты, восторга…

  • Какие выражения особенно помогают представить написанное?

  • На какую тему больше всего слов в тексте? – В каком предложении
    заключена главная мысль?

  • Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое
    поэтом состояние природы?

  • Каким человеческим чувствам оно соответствует?

  • Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки?

В каком настроении он пребывал, когда писал это стихотворение?

– О чем он думал или мечтал в тот момент?

Какие мысли, чувства, возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи вновь? Какие слова затрудняют понимание текста?

  • Знакомо ли тебе это состояние природы?

  • Сталкивался ли ты с ним в жизни?

Если да, то когда, при каких обстоятельствах?

Когда бы тебе хотелось перечитать эти стихи? В каком случае? В какой

обстановке? В какой ситуации?

В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз

в чтении взрослых или друзей?

Это не перечень вопросов, которые я слышала на уроках или в беседах. Это попытка выяснить, определить направление мысли, ее интонацию, установить содержательные и эмоциональные акценты для предстоящей беседы.

Чтение научно – популярных текстов предполагает целостное, глобальное и аналитическое восприятие и понимание. Чтение такого вида текста происходит в два этапа. Первичное чтение предполагает определение учеником темы, умение выделить запомнившиеся факты, интересные события, хотя задача – « запомнить детали» не ставится.

Вторичное чтение ставит цель: углубленная работа по осмыслению текста. Это последовательные и причинные связи, поиск ключевых слов, словосочетаний, предложений, помогающих проследить описание событий, фактов, действий, выстроить смысловой ряд. Такая работа помогает решать вопросы:

– Что нового узнали, прочитав статью?
Зачем это нужно знать?

Где могут пригодиться полученные знания?

  • Можно ли использовать эти факты где-либо?

  • Что можно доказать, зная такие факты или имея такую информацию?
    Как ты сам относишься к описываемым фактам?

Хочу предложить некоторые наработки, которые сформировались в процессе моей практики при работе с различными литературными произведениями. Я их оформила как « Папку – помощницу» для каждого учащегося.

« Как отвечать на вопросы по тексту?»

Перед чтением текста прочитай вопросы на которые надо найти ответы.(Цель: чтение будет целенаправленным, внимательным,

осмысленным)

Перечитай текст, выделяя ( подчеркивая) те части, которые требуют особого внимания.

Еще раз перечитай текст, и найди ответы на вопросы, пометив их цифрой или специальным знаком в тексте.

Проконтролируй себя – закрой книгу и ответь на все вопросы.

« Как составить план к тексту ?»

Прочитай текст целиком, Обрати внимание на его построение.

  • О чем говорится в начале, какие события развиваются в процессе чтения, чем заканчивается текст

  • Раздели текст на смысловые части.( Помни! Каждая смысловая часть отличается от другой новым содержательным смыслом, хотя тема сохраняется)

  • Определи главное в каждой части. Отметь основные предложения и словосочетания

  • Перечитай каждую выделенную часть и вырази своими словами: что является главным в этой части

  • Подбери свой заголовок и озаглавь каждую часть

  • Проверь себя: не повторяются ли заглавия, не пропущено ли что-то важное,отражена ли главная мысль каждой части.

  • Перескажи или запиши получившийся текст.

«Как кратко пересказать прочитанное»

1.Перечитай текст, выдели в нем основное содержание и запомни его последовательность Выдели основные смысловые части.

2.Составь план ( Помни, что каждый заголовок отражает основное содержание части), запиши его.

3.Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить можно было одним- двумя предложениями.

И еще один прием научить детей интересоваться литературой через вопросы. Этот прием я назвала « Загадай мне вопрос»– есть ни что иное, как совместное творчество: придумывание новых загадок в форме вопроса. Для этого можно просто гулять по парку, в школьном дворе, выезжать на экскурсию и играть в вопросы. Обращаем внимание на уже знакомое и выделяем что-то особенное; думаем и подбираем подходящие ассоциации. Например:

« Какую нитку никогда не смотать в клубок?» Дорогу

«Кто слышит, говорит, все знает, а на глаза не показывается?» Эхо

Вопросы можно составлять по знакомым сказкам или к своим сказкам-обработкам

Кто этот старик –

Он к шуткам не привык,

И еще бессмертен он,

И для Яги он герой Кащей

Кто он этот друг Яги

И Кащея тоже

Любит он пулять огни

Во всех, во всех прохожих? Змей-Горыныч

Кто эта мастерица

Добра и весела,

Похожа на царицу

Но очень молода? Василиса-Прекрасная

Кто же этот умный парень:

И силен и смелый он,

И прохожим он поможет,

И царем будет награжден? Иван

Я поделилась своими мыслями, наработками, успехами с целью получить ответ на вопрос « Как вы, учителя начальных классов, участвуете в привитии любви к чтению?» Если мой вопрос корректен, то, может быть, кто-то поделится своим опытом. Это интересно, полезно и способствует общению, рождению творческих союзов, спору, в процессе которого возможно рождение истины.

Улахович С.Г.

УДК 378.147

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-3-10-14

DRAWING UP QUESTIONS TO LITERARY WORKS

AS A METHOD INTENSIFICATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Elkanova1 T. M., Sergeeva2 L. V.

1 North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation

2 Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, Russian Federation

СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Елканова1 Т.М., Сергеева2 Л.В.

1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация

2 ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, Российская Федерация

Аннотация. Успех в социальной и деловой сфере напрямую связан с умением задавать нужные вопросы, ведь при умелом использовании вопрос становится самым продуктивным приемом получения информации. Вопросительная конструкция — одна из основополагающих форм вербального мышления. Умение человека задавать правильные вопросы является одним из базовых умений как для учения, так и для будущей профессиональной деятельности студента. Однако анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы позволяют сделать вывод о том, что студенты в основной своей массе не умеют квалифицированно задавать вопросы, выделять главное в изучаемом материале, не видят проблем, не умеют ставить цели и задачи деятельности и планировать работу по их решению. В статье рассматривается разработанный нами метод составления вопросов к законам, к фразам, к категориям, к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства, к явлениям окружающей действительности, призванный способствовать преодолению этих недостатков, повышению гибкости и подвижности мышления студентов и развитию их креативности. Применение этого метода конкретизировано на примере составления вопросов к отрывкам из литературных произведений. Накопленный в процессе применения метода составления вопросов опыт позволяет заключить, что достигается несколько целей обучения. Формируются универсальные и профессиональные компетенции в сфере познавательной деятельности, развивается умение самостоятельной постановки целей и планирования методов их достижения, происходит углубление, расширение и профессионализация знаний. Предлагаемый метод может быть полезен не только в процессе

Abstract. Success in the social and business sphere is directly connected with the ability to ask the right questions, because with skillful use the question becomes the most productive method of obtaining information. Interrogative construction is one of the fundamental forms of verbal thinking. The person’s ability to ask the right questions is one of the basic skills for both learning and the student’s future professional activities. However, the analysis of psychological and pedagogical literature and our own work experience allow us to conclude that the bulk of the students are not able to ask questions in a qualified manner, highlight the main thing in the material being studied, do not see the problems, do not know how to set goals and objectives of the activity and plan work on their decision. The article discusses the method we have developed for compiling questions about laws, phrases, categories, works of fiction and visual art, environmental phenomena, designed to help overcome these shortcomings, increase the flexibility and mobility of students’ thinking, and develop their creativity. The application of this method is concretized by the example of compiling questions for excerpts from literary works. The experience gained in the process of applying the method of compiling questions allows us to conclude that several learning goals are achieved. Universal and professional competencies are being formed in the field of cognitive activity, the ability to independently set goals and plan methods for achieving them is developing, knowledge is developing, expanded and professionalized, The proposed method can be useful not only in the learning process, but also in various areas of future professional and social activities of students.

обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов.

Ключевые слова: высшее образование, креативность, метод обучения, информационно-аналитическая компетентность, познавательная самостоятельность, целостность восприятия.

Keywords: higher education, creativity, teaching method, informational and analytical competence, cognitive independence, integrity of perception.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Кант И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.

[2]. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. 704 с

[3]. Шостром Э. Анти-Карнеги. М.: Попурри, 2004. 400 с.

[4]. Елканова Т. М. Составление вопросов как метод активизации познавательной деятельности студентов // Физическое образование в вузах. 2010. Т. 16, № 1. С. 105-109.

[5]. Елканова Т. М. Некоторые методы развития креативной познавательной активности студентов // Высшее образование сегодня. 2014. .№12. С. 49-51.

[6]. Душенко К. В. Большой словарь цитат и крылатых выражений. М.: Эксмо, 2011. 1216 с.

[7]. Цитаты известных личностей. Ромен Роллан. URL: https://ru.citaty.net/avtory/romen-rollan/ (дата обращения: 19.04.2020).

[8]. Цитаты известных личностей. Эмиль Верхарн. URL: https ://m.citaty.net/avtory/emü-verkharn/ (дата обращения: 19.04.2020).

[9]. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7 томах. Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие. М.: Художественная литература, 1975. 656 с.

REFERENCES

[1]. Kant I. Works in six volumes [Under the general. ed. V.F. Asmus. A. V. Guligi, T. I. Oiserman], – M .: publishing house “Mysl'”, 1964. T. 3. 799 c.

[2]. Gadamer H.-G. Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. M.: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck). Tübingen. 1990. 253 p.

[3]. Shostrom E. L. Man, the Manipulator: The Inner Jorney from Manipulation to Actualization. Abingdon Press; First Edition edition (1967). 256 p.

[4]. Elkanova T. M. Drawing up questions as a method of enhancing the cognitive activity of students // Physical education in universities. 2010. T. 16, No1. P. 105-109.

[5]. Elkanova T.M. Some methods for the development of creative cognitive activity of students // Higher education today. 2014. No12. P. 49-51.

[6]. Dushenko K.V. Large Dictionary of Quotations and Idioms(Winged Expressions). M.: Eksmo, 2011. 1216 p.

[7]. Quotations of famous personalities. Romen Rollan. URL: https://ru.citaty.net/avtory/romen-rollan/ (date of the application: 19.04.2020)

[8]. Quotations of famous personalities. Emil Verkharn. URL: https ://ru. citaty. net/avtory/emil-verkharn/ (date of the application: 19.04.2020).

[9]. Bryusov V. Ya. Collected works in 7 volumes. Volume 6. Articles and reviews. Far and near. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1975. 656 p._

Elkanova T.M. SPIN-ID: 8040-3794, ORCIDID: 0000-0002-4512-9591 Sergeeva L.V. SPIN-ID: 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033 Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Елканова Т. М. SPIN 8040-3794, ORCID ID: 0000-0002-4512-9591 Сергеева Л. В. SPIN 7732-9254, ORCID ID: 0000-0002-8256-1033

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Введение. Способность к непрерывному приобретению и расширению знаний, умение принимать решения в нестандартных, новых ситуациях, умение видеть альтернативу и принимать оригинальные решения проблемы, способность к преодолению стереотипов, умение выбирать методы познания, адекватные объекту – это спектр требований к современному квалифицированному специалисту. Все эти качества предполагают умение спрашивать. Успех в социальной

и деловой сфере напрямую связан с умением задавать нужные вопросы, ведь при умелом использовании вопрос становится самым продуктивным приемом получения информации. Вопросительная конструкция — одна из основополагающих форм вербального мышления. Еще И. Кант среди методов развития человеческих способностей выделял искусство задавать вопросы и находить на них правильные ответы: «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и

необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето» [1]. Классик герменевтики ХХ века Х.-Г. Гадамер отмечал: «Искусство вопрошания и есть, собственно, искусство мышления. <…> Кто хочет мыслить, должен спрашивать» [2]. В форме вопроса встают новые проблемы, с помощью вопросов получают новую информацию. Умение человека задавать правильные вопросы является одним из базовых умений как для учения, так и для будущей профессиональной деятельности студента. При этом «понимание вопроса часто важнее, чем знание ответа» [3].

Однако анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы позволяют сделать вывод о том, что студенты в основной своей массе не умеют квалифицированно задавать вопросы, выделять главное в изучаемом материале, не видят проблем, не умеют ставить цели и задачи деятельности и планировать работу по их решению. Нами разработан метод составления вопросов к законам, к фразам [4, 5], к категориям, к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства, к явлениям окружающей действительности, призванный способствовать преодолению этих недостатков, повышению гибкости и подвижности мышления студентов и развитию их креативности. Применение этого метода рассмотрим на примере составления вопросов к отрывкам из литературных произведений.

Методы. Одним из наиболее сжатых, концентрированных способов передачи духовно-нравственного и интеллектуально-эстетического опыта человечества является поэзия. Как отмечал английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы» С. Т. Кольридж: «Проза – это слова в самом лучшем порядке. Поэзия – самые лучшие слова в самом лучшем порядке» [6, Цитата №672]. Поэты и писатели, обладая особым спо-

собом осмысления и восприятия действительности и используя художественно-образные средства вербализации, отражают окружающий мир в целостности и в разнообразных аспектах. Французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед Ромен Роллан, характеризуя значение поэзии, писал: «Поэзия заключается . в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека» [7]. Эмоциональное воздействие поэзии лучшего всего отражают слова известного бельгийского поэта Э. Верхарна: «Поэзию следует искать не в сочетаниях слов, но в атмосфере, которую создают эти сочетания» [8].

Известный русский поэт Валерий Брюсов в начале ХХ столетия в статье «Литературная жизнь Франции. Научная поэзия» писал: «Только взаимодействие искусства и науки в силах создать истинную культуру данной эпохи. Поэзия должна дополнять науку, и обратно.» [9, с.134]. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с различными явлениями природы в художественном воображении авторов, что дает возможность использовать их в учебном процессе для реализации декларируемой в высказывании В. Я. Брюсова цели.

В известном стихотворении “Зимний вечер” великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, сам того не зная, ставит много интересных проблем для любителей естественных наук. Рассмотрим, какие вопросы, опираясь на текст первых двух четверостиший стихотворения, можно задать с точки зрения физики.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Перечислим некоторые из составленных нами вопросов. Что такое буря? По каким причинам возникает буря? Каковы возможные механизмы возникновения бури? При каких условиях

может наблюдаться снежная буря? Какими эффектами сопровождается буря? Какова возможная территория распространения снежной бури? При какой скорости можно считать зимний сильный ветер снежной бурей? На какой высоте над земной поверхностью измеряется скорость приземного ветра? Какие физические процессы приводят к увеличению скорости ветра на большой площади и тем самым способствуют возникновению бури? Чем буря отличается от урагана по своей природе? Чем буря отличается от урагана по своим последствиям? Температура воздуха при снежной буре повышается или понижается? Какие еще бури, помимо снежных, встречаются в природе? В чём различие понятий метель, вьюга, пурга, буран, снежная буря? Сила бури, метели заключается только в скорости ветра? Сила бури, метели может определяться количеством переносимого снега? Что такое мгла? Как образуется снежная мгла? Чем отличается видимость при снежной буре и низовой метели? Снежная мгла возникает до, после или во время метели (снежной бури)? Каков механизм формирования снежной мглы? При каких температурах формируется снежная мгла? На какую высоту поднимаются частички снега в снежной мгле? Посредством какого механизма частички снега в снежной мгле поднимаются на более высокие уровни тропосферы после отрыва от поверхности земли? Можно ли про низовую метель сказать, что она «мглою небо кроет»? Что происходит с частичками снега после того, как они покинули поверхность земли при снежной буре? Что такое гидрометеоры и как они связаны со снежной мглой? Каков физический механизм образования гидрометеоров? Что из себя представляет снежный вихрь? Снежный вихрь – это порывистое круговое движение ветра или снег, поднятый потоком ветра? Как изменяется скорость движения снега в зависимости от расстояния до оси вихря? Как изменяется давление в зависимости от расстояния до оси вихря? При каких условиях волновое движение переходит в вихревое? Какой процесс происходит между вихревой поверхностью и окружающим воздухом? Чем обусловлен теплообмен в гребнях и ложбинах вихря между вихревой поверхностью и окружающим воздухом? Как вихри формируют турбулентность? Почему все вихри вертятся?

Снежные вихри являются вертикальными или горизонтальными? Каковы основные особенности вихрей? Какова подъемная сила вихрей? Какими свойствами характеризуется внутренняя полость вихрей? Каковы средние и максимальные размеры снежных вихрей? Чем определяются размеры снежных вихрей? При каких условиях можно наблюдать снежные вихри? Почему при образовании вихря воздух, наполненный снегом, поднимается не по прямой линии, а по спирали и начинает кружиться? В теплом воздухе скорость звука больше, чем в холодном. К чему это приводит? Чем характерен звериный вой? Почему снежная буря сопровождается различными звуками? Чем объясняется такое звуковое явление, как вой ветра? Чем объясняется, что во время снежной бури создается большое число различных звуков: вой, плач, стук? К каким эффектам приводит тот факт, что ветер во время снежной бури дует обычно порывами? Почему ветер дует порывами? Вой представляет собой звуковые колебания периодического характера (связанные между собой частоты)? Чем по физическим характеристикам отличается вой от плача? «Стук в окошко» вызван колебаниями воздуха? «Стук в окошко» вызван колебаниями стекла под ударами падающих на его поверхность снежных частичек? Какую скорость и массу должны иметь частицы снега, чтобы при их ударе о стекло слышался стук? Можно ли считать звук «в окошко застучит» шумом? Как ветер может «шуметь соломой»? Чем характеризуется шум? Чем отличается шум от стука от шума соломы? Как называются звуковые колебания непериодического характера (не связанные между собой частоты)? Можно ли считать, что возникновение звуковых волн при снежной буре обусловлено срывом снежных вихрей с препятствий? Как зависит тон возникающих при снежной буре звуков от скорости ветра?

Это далеко не полный перечень вопросов, которые можно задать к стихотворению А. С. Пушкина. Количество составленных вопросов зависит от ряда субъективных факторов: способность к абстрактно-логическому мышлению, позволяющая осуществлять многофакторный анализ, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность к эмоционально-чув-

ственному восприятию, индивидуально-психологические способности личности и её профессиональная компетентность. Некоторые вопросы могут вызвать те или иные ассоциации, что будет стимулировать расширение списка заданных вопросов. Например, вопросы, касающиеся природы ветра, механизмов его возникновения, разновидностей, факторов, влияющих на его силу, вызываемых им последствий и т.д. То же самое относится к снегу, к звуку. Литературовед задаст совсем другие вопросы, психолог – другие. В любом случае поставленные и обозначенные выше цели будут достигнуты.

Вывод. Накопленный в процессе применения метода составления вопросов к категориям опыт позволяет заключить, что достигается несколько целей обучения. Последовательная замена информационных методов обучения концептуально-аналитическими, обеспечивающими креативный уровень образования и создающими условия для творческого самовыражения личности, способствует целенаправленному формированию универсальных и профессиональных компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности: работы с различными источниками информации, анализа и концентрации информации, освоения и развития базисных оснований декодирования информации различных видов вербальных и невербальных связей и интеракций

в социокультурном и профессиональном аспектах. Происходит углубление, расширение и профессионализация знаний, так как для того, чтобы придумать хороший вопрос, необходима основательная проработка материала по теме, внимательное изучение как основной, так и дополнительной литературы, что способствует развитию навыков работы с научной литературой. Поиск ответов на возникшие и сформулированные вопросы способствует формированию навыков самостоятельного поиска нужной информации и умения с ней работать, что подразумевает развитие умений самостоятельной постановки целей деятельности. Проработанный таким образом материал усваивается глубоко и надолго, а объем информации, получаемой студентами, намного расширяется по сравнению с обычно получаемой и изучаемой. Составляя вопросы, студенты учатся видеть проблемные аспекты, казалось бы, привычных утверждений, анализировать явление, утверждение с различных сторон, выявлять скрытые потенциальные возможности, заложенные в том или ином тексте. Умение видеть в привычном, обыденном новые грани и возможности способствует развитию общей креативности, что ценится в любой области деятельности. Рассмотренный метод может быть полезен не только в процессе обучения, но и в различных сферах будущей профессиональной и социальной деятельности студентов.

Ответственный за переписку: Елканова Тамара Михайловна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и астрономии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация,

e-mail: tamel@inbox.ru.

Corresponding Author: Elkanova Tamara Mikhailovna — Ph.D., Associate Professor of the Department ofphysics and astronomy, North Ossetian State University, Vladikavkaz, Russian Federation, e-mail: tamel@inbox.ru.

Добавить комментарий