Как правильно составить вопросы суждения

0

Что такое вопрос суждение, примеры? Как составить вопрос суждение?

дольфаника
[379K]

7 лет назад 

тэги:

вопрос суждение

категория:

образование

ответить

комментировать

в избранное

бонус

1 ответ:

старые выше

новые выше

по рейтингу

0

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

Суждение в значение “итог конечного анализа”, чтобы составить вопрос суждение необходимо перед суждением поставить следующие слова , а в самом суждении ничего не менять.

Пример вопроса суждения и посмотрите схему структуры такого вопроса, из каких звеньев состоит вопрос.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?


0
нужна помощь?

Смотрите также:

Обществознание 8-10 кл. Олимпиада 2023. Как выбрать верные суждения (см)?

БВ. Как не задавать дублирующие вопросы (см)?

Викторина «Россия – моя история» 10–11 классы, какие вопросы и ответы?

Стоит сейчас задавать вопросы на БВ, если на них набрасываются ИИ аккаунты?

Что делать, если под вашим вопросом на БВ появляется странный ответ от ИИ?

Какие старые вопросы на БВ не потеряли свою актуальность? Почему?

ВПР Обществознание 9 класс, Как выбрать верные суждения о референдуме?

Онлайн-викторина «День народного единства» (2022). Какие ответы на вопросы?

Зачем на БВ задают вопросы и не смотрят потом ответы?

Почему пользователи этого ресурса задают очень простые вопросы?

Методический доклад “Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов-суждений)”
материал на тему

Рекомендуется для использования преподавателям специальных дисциплин.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_voprosy_suzhdeniya.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии в профессиональном образовании»

По материалам курса повышения квалификации КГБОУ ДПО ПКС «Центр современных технологий профессионального образования»

Тема: Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов суждений)

Разработал преподаватель И.Ю. Цурган

Заседании цикловой комиссии

150402 протокол №___ «____»_________г.

Председатель ___________________ О.В. Сенькова

Разработка занятий с применением вопросов-суждений.

Понятие – это такая форма мышления, с помощью которой отображаются существенные (достаточные для отличения) признаки предметов, явлений, процессов.

Суждение – это форма мышления, отражающая отношение между понятиями. Понятие не несет информации на сколько отражаемое соответствует действительности и соответствует ли ей вообще. О самих вещах понятие ничего не говорит. Оно поэтому не может быть ни истинным ни ложным, пока не войдет в состав суждения.

В отличие от понятия суждение всегда можно оценить как истинное или ложное. Суждение обязательно имеет семантическое значение – это его основное свойство. (двойственность)

Суждение это такая форма мышления, которая характеризуется следующими свойствами:

  • Что либо утверждать или отрицать
  • Относительно всех или части предметов, свойств, явлений, процессов какого либо рода
  • Выражать либо истину, либо ложь.

Суждения воспроизводят отношения и связи между вещами и свойствами, причем таковыми могут стать и предметы, и явления, и их различные особенности, процессы и даже абстрактные мысленные образы.

В содержании суждения прежде всего имеются 2 важнейших компонента – субъект и предикат.

Субъект – это понятие, отображающее предмет, о котором идет речь. Его можно было бы так же назвать логическим подлежащим, так как в функциях того и другого много сходного. Для обозначения субъекта используется латинская буква S.

Предикат можно уподобить логическому сказуемому, поскольку этот структурный элемент выражает свойства, приписываемые предметам из объема понятия – субъекта или отрицаемые у них. Обозначают предикат латинской Р.

В отличие от предложения все содержание суждения распределяется только между двумя составными частями – субъектом и предикатом. У предложения структурных элементов бывает больше.

Помимо субъекта и предиката в составе суждения имеются еще 2 структурных элемента, которые задают логические свойства самих суждений как форм мышления, а не их содержание.

Один из них – связка. Она обозначается словами «есть», «является», «представляет собой», и другими эквивалентными им выражениями. В предложениях русского языка этот элемент, как известно, может опускаться.

Без связки суждения не бывает, потому что без нее нельзя было бы задать отношение между предметом и его свойством – принадлежит оно предмету или не принадлежит.

Семантический ряд вопросов – суждений:

  1. Как доказать, что…?
  2. Чем объяснить, что… ?
  3. 3. В каком случае.
  4. Когда…?
  5. Каким образом…?
  6. Вследствие чего…?
  7. Почему…?

Вопрос суждение имеет двойное принуждение – требует раскрыть по содержанию и объему два понятия и установить между ними взаимосвязь.

Примеры вопросов – суждений:

  • Чем объяснить, что митозу предшествует синтез ДНК?
  • Когда в клетках происходит уменьшение числа хромосом?
  • Чем объяснить, что кисти рук человека имеют хорошо развитые сальные железы?
  • Каким образом учитель добивается совместной с учащимися постановки цели и задач урока?
  • Каким образом учитель побуждает видеть общее в особенном?

Методические приемы работы с вопросами – суждениями

Составление вопросов – суждений:

  1. По определенному объему нового материала на уроке или в качестве домашнего задания. Количество баллов за домашнюю работу может стать начальным капиталом на занятии
  2. «Биолог…, математ. истор…, эконом…, технолог…)- ический ринг. Подготовка вопросов-суждений дома; на занятии студенты разбиваются на группы; каждый передает свою тетрадь другому; анализ и ответы на вопросы суждения; обсуждение и диалог с составляющим вопросы.
  3. Обмен вопросами – суждениями
  4. Вопросы – суждения – помощники.
  1. Составить вопросы – суждения по каждому сообщению или докладу студента
  2. Составить вопросы – суждения по тексту (параграф, глава, дополнительный материал, задания на самостоятельное изучение)
  3. «цепочки» вопросов – суждений
  4. ……..
  1. Шапка вопросов
  1. Заранее сообщается тема урока
  2. Заранее готовятся вопросы – суждения
  3. Выбор самого интересного вопроса от каждого
  4. Вопросы помещаются в «шапку»
  5. Желающий получить максимальную оценку вытягивает вопрос и пытается на него ответить
  6. Обсуждение ответа
  7. Чей вопрос вытянут, получает баллы
  8. При хорошей подготовке – охват оценивания студентов может быть 100%.
  1. «Конкурс выскочек» своеобразная самопрезентация. Побеждает тот, кто задает больше всего вопросов – суждений в логике изучения темы

Помимо этого основываясь на вопросах – суждениях возможно организовать такие формы организации занятий как «Биолог…, математ. истор…, эконом…, технолог…)- ический хоккей; суд; аукцион; следствие ведут знатоки и пр…

(составленные самостоятельно студентами – собственный опыт)

  1. Каким образом изменится производительность труда при увеличении выпуска продукции без изменения численности?
  2. Почему основные средства переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям?
  3. Чем объяснить, что готовая продукция относится к нормируемым оборотным средствам?
  4. Вследствие чего делегирование полномочий вызывает появление подотчетности?
  5. Чем объяснить правило двойной записи в бухгалтерском учете?
  6. Почему увеличение силы тока вызывает рост производительности электролизера?
  7. Чем объяснить, что горячий ход ванны вызывает аварийную ситуацию?
  8. Почему увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции снижает прибыль?
  9. Каким образом изменится наработка металла в электролизере если снизился выход по току?
  10. Почему срок окупаемости проекта зависит от дополнительно полученной прибыли?
  11. Каким образом изменится рентабельность продукции, если затраты на рубль товарной продукции снизились?
  12. Почему мощность всегда больше выпуска?
  13. Как доказать, что критический объем производства зависит от условно-постоянных расходов?
  14. Чем объяснить, что увеличение величины криолитового отношения приводит к раскислению электролита?
  15. В каком случае увеличивается прибыль при изменении себестоимости?
  16. Почему власть основанная на вознаграждении имеет слабую мотивацию?
  17. Чем объяснить, что стратегическое планирование основано на целевой установке?
  18. Каким образом можно снизить затраты электроэнергии не изменяя при этом норм расхода?
  19. Когда возникают социальные потребности по теории мотивации Маслоу?
  20. В каком случае процессуальный подход к управлению предпочтительнее ситуационного?
  21. Почему дебиторская задолженность находится в активе баланса?
  22. Чем объяснить, что диссоциацию глинозема проводят только в расплаве электролита?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 .

Использование технологии программированного обучения в процессе освоения дисциплины «Информатика и ИКТ»

Программированное обучение является одним из инновационных подходов к образованию. Программированное обучения является определенная иерархия управляющих устройств.Термин «иерархия» означает ступ.

Представлен конспект урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения.

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич.

Методическая разработка занятия (с использованием активных методов обучения) по теме «Производительность труда»

Методическая разработка занятия по междисциплинарному курсу «Предпринимательская деятельность в сфере земельно-имущественных отношений» для студентов специальности «Земельно-имущественные отношения» у.

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие “технология кооперативного обучения”, основной части, где приводится подробное описание прим.

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий «Проблемное обучение. Конспект занятия «Упражнение змейка» с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий “Проблемное обучение на примере занятия “Упражнение змейка” с использованием автотре.

Источник

СУЖДЕНИЕ. ВОПРОС

СУЖДЕНИЕ — мысль, выраженная предложением, в которой что-либо утверждается или отрицается о пред­метах действительности, об их свойствах, отношениях, образе действия, взаимосвязях. Суждение может соответ­ствовать или не соответствовать действительности (быть истинным или ложным).

СУЖДЕНИЕ ПРОСТОЕ — суждение, в котором нель­зя выделить часть, являющуюся суждением, кроме само­го этого целого. Среди простых суждений выделяют ат­рибутивные, экзистенциональные и суждения с отоношениями (реляционные).

АТРИБУТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ — суждения, в кото­рых указывается на наличие или отсутствие у предметов каких-либо свойств, состояний, видов деятельности и т. п.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ (СУЖДЕ­НИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ) — суждения, в которых ут­верждается или отрицается существование некоторого материального или идеального объекта.

СУЖДЕНИЯ С ОТНОШЕНИЯМИ — суждения, в которых говорится о каких-либо отношениях между пред­метами.

СУБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ — понятие о предмете мыс­ли: то, о чем говорится в данном суждении. Обозначает­ся символом S.

ПРЕДИКАТ СУЖДЕНИЯ — понятие о признаке предмета мысли: то, что говорится о предмете мысли. Обозначается символом Р.

КАТЕГОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ — в традиционной логике так называют суждения, в которых утверждение или отрицание выражается без формулирования каких-либо условий и без каких-либо вариантов. Обычно к категори-ческим суждениям относят все атрибутивные суждения.

Категорические суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, а по количеству на единичные, частные и общие.

ЕДИНИЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — суждение, предметом мысли которого является единичный объект, в объем субъекта которого входит лишь один элемент: «Данное S есть Р».

ЧАСТНОЕ СУЖДЕНИЕ — суждение, в котором речь идет о части предметов, мыслимых в субъекте. Его струк­тура: «Некоторые S есть (не есть) Р».

ОБЩЕЕ СУЖДЕНИЕ — суждение, в котором речь идет обо всем классе предметов, мыслимых в субъекте. Структура такого суждения: «Все S есть Р» или«Ниодно S не есть Р».

УТВЕРДИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ — суждение, имеющее утвердительную связку («есть», «суть» и т. п.) между субъектом и предикатом.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ — суждение, имеющее отрицательную связку («не есть», «не суть» и т. п.) между субъектом и предикатом.

ОБЪЕДИНЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СУЖДЕНИЙ по количеству и качеству — классификация, в соответствии с которой выделяются четыре типа суждений:

общеутвердительное — «Все S есть Р» (обозначается латинской буквой A); частноутвердительное — «Некоторые S есть Р» (обозначается буквой I); общеотрицательное — «Ни одно S не есть Р» (обозначается буквой E); частноотрицательное — «Некоторые S не есть Р (обозначается буквой О).

Единичные суждения в объединенной классификации относят к общим суждениям.

РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИИ — связана с отношением их объемов. Если объем термина (S или Р) целиком включен в объем другого термина (S или Р), то он считается распределенным. Таковым же он будет считаться и в случае его полного исключения из объема второго термина. В остальных случаях термин считается нераспределенным.

Виды Термины суждений A E I O
S + +
P + +
P выделяющих суждений + + + +

МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЯ – это его оценка с той или иной точки зрения. Она выражается с помощью таких понятий, как «необходимо», «возможно», «обязательно», «доказуемо» и т. п. Различают логическую, физическую, эпистемическую, деонтическую, аксиологическую и временную модальности.

ЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — выражается с помощью понятий «логически необходимо», «логически случайно», «логически возможно», «логически невозможно».

ФИЗИЧЕСКАЯ или ФАКТИЧЕСКАЯ (ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ) МОДАЛЬНОСТЬ выражается понятиями «физически необходимо», «физически случайно», «физически возможно», «физически невозможно».

Физическую и логическую модальности нередко объединяют в АЛЕТИЧЕСКУЮ МОДАЛЬНОСТЬ.

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ или ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — может относиться к знанию, и тогда выражается с помощью понятий «доказуемо», «неразрешимо», «опровержимо», а может относиться к убеждению, и тогда выражается понятиями «убежден», «сомневается», «отвергает», «допускает» .

ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — относится к нормативному знанию и находит свое выражение с помощью понятий «обязательно», «нормативно безразлично», «запрещено», «разрешено».

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — выражается понятиями «хорошо», «аксиологически безразлично», «плохо», «лучше», «равноценно», «хуже».

ВРЕМЕННАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — выражается понятиями «всегда», «только иногда», «никогда», «было», «есть», «будет», «раньше», «одновременно», «позже».

СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ — суждение, состоящее из двух или более простых суждений, соединенных с помощью логических союзов «и», «или», «если. то. », и т. п.

СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ (КОНЪЮНКЦИЯ) — сложное суждение, в котором простые суждения связаны между собой логическим союзом «и» (обозначается символом « »), называемым конъюнкцией. Форма конъюнктивного суждения: p q.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ (ДИЗЪЮНКЦИЯ) — сложное суждение, в котором простые суждения связаны между собой логическим союзом «или», который допускает выбор хотя бы одного из двух (или более) возможных вариантов (нестрогая дизъюнкция), или же союзом «либо. либо. » («или. или..-»), допускающим лишь один вариант из двух (или более) возможных (строгая дизъюнкция). Форма нестрогой дизъюнкции: р v q, а форма строгой дизъюнкции: р v q.

УСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ (ИМПЛИКАЦИЯ) -сложное суждение, в котором простые суждения связаны логическим союзом «если. то. », обуславливающим наличие некоторой ситуации наличием другой. При этом суждение, стоящее после слова «если», называют основанием, а второе суждение называют следствием.Форма условного суждения: р q.

СУЖДЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ — сложное суждение, где связь между простыми суждениями осу­ществляется с помощью логического союза «если и толь­ко если. то. » («тогда и только тогда, когда. »). В этом суждении утверждается одновременное наличие или отсутствие двух ситуаций. Форма такого суждения: p ≡ q.

СУЖДЕНИЕ С ВНЕШНИМ ОТРИЦАНИЕМ — суждение, в котором указывается на отсутствие некоторой ситуации, о существовании которой могла идти речь раньше. Это суждение выражается предложением, начинающимся словами: «Неверно, что. ». Форма такого суждения, например: ך (р v p q).

ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ — таблица, с помощью которой устанавливается значение истинности сложного суждения в зависимости от значения истинности простых суждений, входящих в его состав. Каждое из сложных суждений имеет свою таблицу значений истинности. В классической логике сводная таблица для конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции имеет следую­щий вид:

p q p q p v q p v q p → q p ≡ q
И И И И Л И И
И Л Л И И Л Л
Л И Л И И И Л
Л Л Л Л Л И И

Таблица значений истинности для отрицания такова:

Буква «И» соответствует значению «истинно», буква «Л» — значению «ложно».

ТОЖДЕСТВЕННО-ИСТИННОЕ ВЫСКАЗЫВА­НИЕ — высказывание, которое при любых значениях про­стых суждений, входящих в его состав, имеет значение «истинно». Такие высказывания называют также тавто­логиями, а формулы, которые им соответствуют, — тож­дественно-истинными формулами или законами логики.

ОТРИЦАНИЕ СЛОЖНОГО СУЖДЕНИЯ — это сложное суждение, которое при тех же значениях истин­ности простых суждений, входящих в состав исходного суждения, имеет противоположные значения истинности по отношению к последнему, т. е. если исходное сужде­ние является истинным при каких-то значениях состав­ляющих его простых суждений, то его отрицание долж­но иметь при этих же значениях истинности значение «ложно» (и наоборот). Отрицание высказываний, содер­жащих только конъюнкцию или дизъюнкцию, можно по­лучить так: ך (р q) ≡ ך р v ך q, ך (р v q) ≡ ך р ך q.

Отрицание импликации — ך (р → q) эквивалентно высказыванию p v ך q.

СРАВНИМЫЕ СУЖДЕНИЯ — простые суждения, имеющие хотя бы один общий термин; сложные сужде­ния, имеющие в своем составе хотя бы одно одинаковое простое суждение. В противном случае суждения не срав­нимы. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые.

СОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ — в традиционной логике это суждения, которые могут быть одновременно

истинными. Среди них различают равнозначные, подчи­ненные и субконтрарные.

РАВНОЗНАЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ — простые сужде­ния, которые имеют различную грамматическую форму,новыражают одну и ту же мысль; сложные суждения, прини­мающие одни и теже значения истинности при одинаковых значениях истинности входящих в них простых суждений.

ПОДЧИНЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ — простые сужде­ния, в которых один и тот же предикат, а субъект одного из них по своему объему является более широким поня­тием. Такими же суждениями будут и суждения с общи­ми субъектами и предикатами, одинаковой качественной, но различной количественной характеристикой (это пары суждений А и I, Е и О).

Для сложных суждений отношение подчиненности оз­начает, что при истинности одного из них второе также будет истинным при тех же значениях истинности про­стых суждений, входящих в их состав. Обратное может быть и не верным.

СУБКОНТРАРНЫЕ (ПОДКОНТРАРНЫЕ) СУЖДЕ­НИЯ — суждения, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. Среди простых — это частные суждения с одинаковыми субъекта­ми и предикатами, но различные по качеству (I и О).

НЕСОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ — суждения, которые не могут быть одновременно истинными. К ним относятся контрарные, а также контрадикторные или противоречащие суждения.

КОНТРАРНЫЕ СУЖДЕНИЯ – суждения, которые могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными. При одинаковых субъектах и предикатах к таким суждениям относят суждения Е и А.

КОНТРАДИКТОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ (ПРОТИВО­РЕЧАЩИЕ) — суждения, которые не могут быть одно­временно ни истинными, ни ложными. При одинаковых субъектах и предикатах это будут суждения A и О, а также Е и I.

ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ — диаграмма, служащая для мнемонического запоминания некоторых логических отношений между суждениями вида A, Е, I, О. При этом, зная истинность одного из них, можно сделать выводобистинности трех остальных.

Суждения вида A и Е не могут быть одновременно ис­тинными, но могут быть одновременно ложными. Сужде­ния I и О не могут быть одновременно истинными. Суждения A и О, а также Е и I не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то второе — ложно, и наоборот. Если суждения А или Е истинны, то, соответственно, истинны и подчиненные им суждения I и О, а из ложности частных суждений I (О) следует ложность соответствующих им суждений А (Е).

ВОПРОС — мысль, в которой выражается недоста­ток информации, неопределенность, неполнота знания и связанное с этим требование устранения такого рода си­туации. В языке вопрос выражается с помощью вопроси­тельного предложения- Вопросы бывают уточняющими, восполняющими, простыми или сложными, коррект­ными и некорректными, открытыми или закрытыми и др.

УТОЧНЯЮЩИЙ ВОПРОС — направлен на выявле­ние истинности выраженного в нем суждения: «Верно ли, что. », «Правда ли, что. », «Действительно ли, что. » и т. д. Нередко их называют «ЛИ-вопросом».

ВОСПОЛНЯЮЩИЙ ВОПРОС — направлен на вы­явление новых свойств у исследуемого объекта, на полу­чение новой информации. Грамматический признак — вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?» и т. п. Такие вопросы называют «ЧТО-вопросами» или «К-вопросами».

ПРОСТОЙ ВОПРОС — вопрос, структура которого в своей основе предполагает только одно суждение.

СЛОЖНЫЙ ВОПРОС — состоит из двух и более во­просов, связанных логическими союзами «и», «или» и др.

КОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС — вопрос, предпосылка которого является истинным и непротиворечивым знани­ем.

НЕКОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС — вопрос, предпосыл­ки которого содержат ложные или противоречащие друг другу суждения, или суждения, смысл которых не опре­делен.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС — вопрос, накоторый суще­ствует бесчисленное множество ответов.

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС — вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное коли­чество ответов. Эти вопросы широко используются в со­циологических исследованиях, в судебной и следствен­ной практике.

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ — ответ, включающий информа­цию по всем элементам или составным частям вопроса.

НЕПОЛНЫЙ ОТВЕТ — ответ, в котором содержит­ся информация лишь относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.

ПРЯМОЙ ОТВЕТ — берется непосредственно из об­ласти поиска ответов,без дополнительных сведений или рассуждений.

КОСВЕННЫЙ ОТВЕТ — берется из более широкой области, нежели область поиска ответов. При этом пред­полагается возможность получения полного ответа из неполного путем какого-либо вывода или дополнитель­ной информации.

НОРМА — высказывание, которое устанавливает обя­зательность (необязательность) какого-либо положения, действия для субъекта.

СОДЕРЖАНИЕ НОРМЫ — действие, которое слу­жит объектом нормативной регуляции.

ХАРАКТЕР НОРМЫ — такой «элемент» нормы, ко­торый обязывает, разрешает или запрещает действие, указанное в содержании.

УСЛОВИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ НОРМЫ – обстоятель­ства, в которых должно или не должно выполнятьсятоили иное действие.

Источник

Суждения в логике. Что такое суждение, виды суждений

Суждение является формой мышления, утверждающей или отрицающей что-либо о существовании предметов, о связях между ними и их свойствами, а также об отношениях между предметами.

Примеры суждений: «Волга впадает в Каспийское море», «А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник», «Уссурийский тигр занесен в Красную книгу», и т.д.

Структура суждения

Суждение включает в себя следующие элементы: субъект, предикат, связка и квантор.

что такое суждение

  1. Субъект (лат. subjektum – «лежащий в основе») – то, о чем говорится в данном суждении, его предмет («S»).
  2. Предикат (лат. praedicatum – «сказанный») – отражение признака предмета, то, что говорится о субъекте суждения («Р»).
  3. Связка – отношение, между субъектом («S») и предикатом («Р»). Определяет наличие/отсутствие у субъекта какого-либо свойства, выраженного в предикате. Может как подразумеваться, так и обозначается знаком «тире» либо словами «является» («не является»), «имеется», «есть», «суть» и др.
  4. Квантор (кванторное слово) определяет объем понятия, к которому относится субъект суждения. Стоит перед субъектом, но может также и отсутствовать в суждении. Обозначается такими словами, как «все», «многие», «некоторые», «ни один», «никто» и др.

Истинные и ложные суждения

Суждение является истинным в том случае, когда наличие признаков, свойств и отношений предметов, утверждаемых/отрицаемых в суждении, соответствует действительности. Например: «Все ласточки – птицы», «9 больше 2-х» и т. д.

суждения в логике

Если утверждение, содержащееся в суждении, не соответствует действительности, мы имеем дело с ложным суждением: «Солнце вращается вокруг Земли», «Килограмм железа тяжелее, чем килограмм ваты» и др. Правильные суждения составляют основу правильных умозаключений.

Однако помимо двузначной логики, в которой суждение может быть либо истинным, либо ложным, существует также многомерная логика. Согласно ее условиям, суждение может быть еще и неопределенным. Особенно это касается будущих единичных суждений: «Завтра произойдет / не произойдет морское сражение» (Аристотель, «Об истолковании»). Если предположить, что это истинное суждение, то морское сражение завтра уже не может не произойти. Следовательно, необходимо, чтобы оно произошло. Либо наоборот: утверждая, что данное суждение в настоящий момент является ложным, мы тем самым делаем необходимой невозможность завтрашнего морского сражения.

суждение это

Суждения по типу высказывания

Как известно, по типу высказывания выделяют три типа предложений: повествовательное, побудительное и вопросительное. Например, предложение «Я помню чудное мгновенье» относится к повествовательному типу. Целесообразно предложить, что такое суждение также будет повествовательным. Оно содержит определенную информацию, сообщает об определенном событии.

В свою очередь, вопросительное предложение содержит в себе вопрос, подразумевающий ответ: «Что день грядущий мне готовит?» При этом оно ничего не констатирует и не отрицает. Соответственно, утверждение, что такое суждение является вопросительным, ошибочно. Вопросительное предложение в принципе не содержит в себе суждения, так как вопрос не может дифференцироваться по принципу истинности/ложности.

примеры суждений

Побудительный тип предложений образуется в том случае, когда имеет место определенное побуждение к действию, просьба либо запрет: «Восстань, пророк, и видь, и внемли». Что касается суждений, то по мнению одних исследователей, они не содержатся в предложениях подобного типа. Другие же считают, что речь идет о разновидности модальных суждений.

истинное суждение

Качество суждения

С точки зрения качества, суждения могут быть как утвердительными (S есть P), так и отрицательными (S не есть P). В случае с утвердительным суждением, с помощью предиката субъекту придается определенное свойство(-ва). Например: «Леонардо да Винчи – итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый, естествоиспытатель, а также изобретатель и писатель, крупнейший представитель искусства Возрождения».

В отрицательном суждении, напротив, свойство от субъекта отнимается: «Теория 25-го кадра Джеймса Вайкери не имеет экспериментального подтверждения».

Количественная характеристика

Суждения в логике могут иметь общий характер (относящиеся ко всем предметам данного класса), частные (к некоторым из них) и единичные (когда речь идет о предмете, существующем в единственном экземпляре). Например, можно утверждать, что такое суждение, как «Ночью все кошки серы» будет относиться к общему виду, поскольку оно затрагивает всех представителей кошачьих (субъект суждения). Утверждение же «Некоторые змеи не являются ядовитыми» – пример частного суждения. В свою очередь, суждение «Чуден Днепр при тихой погоде» является единичным, так как речь идет об одной конкретной реке, существующей в единственном виде.

Простые и сложные суждения

В зависимости от структуры, суждение может относиться к типу простых или сложных. Структура простого суждения включает в себя два связанных между собой понятия (S-P): «Книга – источник знаний». Также существуют суждения с одним понятием – когда второе только подразумевается: «Смеркалось» (P).

Сложный вид образуется посредством соединения нескольких простых суждений.

Классификация простых суждений

Простые суждения в логике могут быть следующих видов: атрибутивные, суждения с отношениями, экзистенциальные, модальные.

Атрибутивные (суждения-свойства) направлены на утверждение/отрицание наличия у предмета определенных свойств (атрибутов), видов деятельности. Данные суждения имеют категорическую форму и не подвергаются сомнению: «Нервная система млекопитающих состоит из головного мозга, спинного мозга и отходящих нервных путей».

В суждениях с отношениями рассматриваются определенные отношения между предметами. Они могут иметь пространственно-временной контекст, причинно-следственный и др. Например: «Старый друг лучше новых двух», «Водород легче углекислого газа в 22 раза».

правильные суждения

Экзистенциальное суждение – это утверждение существования/несуществования предмета (как материального, так и идеального): «Нет пророка в своем отечестве», «Луна является спутником Земли».

Модальное суждение – это форма утверждения, в составе которого присутствует определенный модальный оператор (необходимо, хорошо/плохо; доказано, известно/неизвестно, запрещено, верю, и др.). Например:

  • «В России необходимо проведение образовательной реформы» (алетическая модальность – возможность, необходимость чего-либо).
  • «Каждый имеет право на личную неприкосновенность» (деонтическая модальность – нравственные нормы общественного поведения).
  • «Небрежное отношение к государственному имуществу приводит к его утрате» (аксиологическая модальность – отношение к материальным и духовным ценностям).
  • «Мы верим в вашу невиновность» (эпистемическая модальность – степень достоверности знаний).

Сложные суждения и виды логических связок

Как уже отмечалось, сложные суждения состоят из нескольких простых. В качестве логических связок между ними выступают такие приемы, как:

Источник

Вопросы – суждения к тексту.

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений:

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку «5»; 6 вопросов – «4».

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.

Урок «Шляпочные грибы»

  1. Каким образом используются шляпочные грибы?
  2. Почему грибы используют в пищу?
  3. Почему нужно хорошо знать ядовитые грибы
  4. Чем объяснить, что отравление ядовитыми грибами приводит к смерти?
  5. Каким образом можно отравиться съедобными грибами?
  6. Почему нельзя собирать незнакомые грибы?
  7. Почему нельзя собирать грибы-двойники?

Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

Деловая игра «точка зрения»

Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противодорствующих лагерей. ученых разных эпох… До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры:

1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

2. Группы вступают в диспут.

3. Группа наблюдателей оценивают: кто был логичнее? кто более убедительней эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре.

Урок « Значение грибов» — класс разбит на две группы. Первая группа доказывает пользу грибов; вторая доказывает – вред грибов.

Игра «Крестики – нолики»

Игра представляет собой викторину из 9 вопросов. Но в отличие от обычных викторин ( вопрос-ответ), игра “Крестики-нолики” организуется так, что участники могут прийти к правильному ответу с помощью логических подсказок. Игра командная, поэтому ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. При этом делать это необходимо быстро, всего за 30 секунд. Такая форма игры одинаково подходит и старшеклассникам и ученикам средней школы.

Источник

Составление вопросов – суждений

Мысль, выраженная в форме понятия, сама по себе ещё не есть процесс мышления. Для инициализации мыслительного процесса необходима элементарная логическая форма, каковой является суждение. В суждении выражается отношение между двумя и более понятиями.

Такая форма мышления посредством которой, сочетая понятия, что-либо утверждают или отрицают о реальных вещах и явлениях, называют суждением.

Если понятия отражают совокупность существенных признаков предмета, то суждения отражают отдельные отношения между предметами и их признаками. Причём, эти отношения выражаются путём утверждения или отрицания. Таким образом, суждение придаёт человеческой мысли законченную форму.

Суждения как форма мышления в языке закрепляется и передаётся другим людям с помощью предложения. Например, понятие «Москва» принимаем форму предложения, когда мы утверждаем что его как «Москва — столица России»; это и есть мысль, выраженная в форме логического суждения.

Суждение — это такая логическая форма, которая может быть истинной или ложной; установление того или другого и являются задачей логики.

2. Структура суждения

Сопоставление самых различных по содержанию суждений позволяет нам увидеть свойственную им общую структуру, то есть одинаковое формальное построение. Например, возьмём три суждения:

1. «Все люди обладают сознанием»

2. «Собаки — теплокровные животные».

3. «Все государства имеют конституцию».

Все три предположения по форме являются суждениями и отражают самые разные стороны реальной жизни. Но при этом мы замечаем, что по своей структуре они идентичны, ибо все они содержат три части, или три элемента. Первый элемент называется субъектом суждения. Субъект суждения выражает знание о предмете суждения, то есть то, о чём говорится в данном суждении. Сокращённо субъект суждения обозначается буквой S (от латинского слова Subjektum). В приведённых примерах субъектом суждения являются: «все люди», «собаки», «все государства». При этом не следует отождествлять субъект суждения от предмета (объекта) суждения, то есть от того, что в реальной деятельности познаётся с помощью суждения. Действительно предмет всегда богаче, чем какое-либо значение о нём, выраженные субъектом суждения. Предмет суждения отличается от субъекта суждения так же, как мысль о предмете от самого предмета.

Вторым логическим элементом суждения является предикат суждения. Он выражает знание о признаке предмета суждения, то есть то, что говорится о субъекте суждения. Сокращённо предикат обозначается буквой P (от латинского слова predikatum). Предикат суждения является вторым необходимым элементом суждения.

Третьим элементом суждения является связка. Она выражает отношение, которое устанавливается в суждении между субъектом и предикатом. Связка придаёт ограниченное единство и законченность всей форме суждения. Логическая связка между субъектом и предикатом имеет две формы. Она может быть либо утвердительной, либо отрицательной — в зависимости от того, приписывается предикат субъекту или нет. В русском языке связка как правило не высказывается, а подразумевается. Если мы говорим «Все люди — разумные существа», то S(все люди) и P(разумные существа) связываются с помощью тире; но в других случаях вместо слова «есть» могут использоваться «суть», «имеется» и тому подобное (имеется в виду утвердительная форма. Отрицательная форма выражается связкой «не есть», «не суть», «не имеется», «не является» и т.п.. Например, «Птицы не являются млекопитающими животными». Здесь опят мы видим все три элемента суждения.)

У всех народов и во всех языках простейшая форма суждения сводится к трёхчленной схеме, поэтому, несмотря на различия языков, возможен перевод мысли с одного из них на другой.

Таким образом, структура простого категорического суждения, которое всегда состоит из трёх элементов, может быть выражена в виде общей формулы: S — P, где тире обозначает связку; другие два элемента (S и P) несут смысловую нагрузку. В логике они называются ещё переменными, так как могут выражать различное конкретное содержание.

Связка же в простом категорическом суждении не является переменной частью суждения, она выражает только утвердительное или отрицательное отношение между S и P и может быть названа постоянным элементом суждения.

Несколько своеобразно проявляется трёхчленная структура простых суждений в так называемых суждениях существования и в суждения отношений.

Обычно суждениями существования называют такие, которые в своём конкретном содержании выражают сам факт существования или несуществования отражаемого в мысли предмета. Суждения существования по форме делятся на утвердительные и отрицательные. В утвердительных суждения устанавливается наличие предмета, его существования. Например, «Планеты существуют», «Существуют информационные технологии, позволяющие людям общаться независимо от их местонахождения» и т.д.. В отрицательных суждениях указывается на отсутствие предмета; «Нет птицы без перьев» и т.д..

Специфической особенностью суждений отношений является то, что в их трёхчленной структуре роль предиката выполняет третье понятие, которое имеет также определённое смысловое значение, помимо основного предиката. Например, «Иван брат Петра», или «Кавказские горы выше Карпат», и т.д.. Структура таких суждений может быть выражена формулой «a R b», где a и b выражают понятия, а символ R обозначает определённое содержательное отношение между мыслимыми в суждении предметами мысли. Фактически в таких суждениях третий элемент (R) выполняет роль связки.

Вопрос-суждение имеет следующую структуру (рис.3):

Рисунок 3 – Структура вопроса-суждения

Очень важно помнить, когда выбирается суждение для составления вопроса, не нужно переставлять слова в суждении, иначе оно меняет смыл или теряет его вовсе!

Поэтому самым простым способом составления подобных вопросов является подстановка синонимического ряда вопросительных слов к суждению.

Экономика является хозяйственной деятельностью.

Подставляем вопросительный ряд из карточки №2:

Как доказать, что экономика является хозяйственной деятельностью?

Как видно, если убрать вопросительный ряд слов, смысл фразы не изменился, суждение осталось на месте и вопрос, который вы поставили, применяя карточку №2 требует определенных умозаключений, доказательств, версий, аргументов и фактов.

2.7 Ответы на вопросы суждения

Ответы на вопросы-суждения являются немаловажным аспектом исследовательской работы. Для того, чтобы ответить на вопрос-суждение необходимо прочесть, исследовать и проанализировать большое количество источников, ответы на вопросы требуют достаточно глубоких знаний теории, умений пользоваться нормативно-правовой и учебной литературой.

При ответе на вопрос-суждение необходимо в первую очередь установить взаимосвязь понятий, которые присутствуют в формулировке данного вопроса. Логическая взаимосвязь прослеживается после определения данных понятий в общей структуре дисциплины, предмета исследования, темы. Поэтому для ответа на вопросы суждения необходимо:

— дать определения понятиям в вопросе

— найти между ними логическую взаимосвязь

— ответить на вопрос, приводя аргументы, факты, доказательства, выдвигая гипотезы.

Составление схем и таблиц

Составление схем — простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход раз­вития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются.

Предпочтение в самостоятельных работах должно отдаваться составлению структурно-логических схем. Так как позволяют обобщить и систематизировать информацию, определить «место» понятию в общей структуре понятийного аппарата дисциплины.

Таблица представляет собой вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Заполнение таблицы осуществляется с использование различных источников, что формирует у учащихся навыки и умения пользоваться различными видами информации, анализировать и систематизировать ее. Таблицы могут заполняться по предлагаемому шаблону. В ходе заполнения таблицы у студентов также развиваются навыки кратко излагать основную идею, мысль, давать краткую и ёмкую характеристику объектам исследования и анализа.

Таблица оформляется в печатном виде или вручную в лекционной тетради. Заполняется кратко, с четкими формулировками, соответственно названию граф и строк. Основные параметры таблицы представлены на рисунке 1:

Рисунок 1 – Структура таблицы

Составление кроссвордов

Составление кроссвордов — разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Правила составления кроссворда

1) Сетка кроссворда оформляется в виде классического кроссворда любой формы

2) Слова нумеруются сверху вниз, слева направо

3) Определения понятий в кроссворде даются четко, однозначно. В определении нельзя использовать однокоренные слова и само понятие. Угадываемое понятие в сетке кроссворда должно быть в именительном падеже единственного числа. Определение должно быть краткое и емкое, включать все характерные признаки понятия. В задании кроссворда нельзя использовать вопросительные слова, а также вместо угадываемого понятия в задании кроссворда ставить пропуски или многоточие. Например:

1) Объединение нескольких физических лиц и/или организаций с целью ведения совместной хозяйственной деятельности (ответ-организация);

2) Как называется организация, целью которой является получение прибыли? (ответ – коммерческая)

3) Предприятие, целью которого является получение прибыли, называется ________ организацией (ответ – коммерческой).

1) Организация – это объединение нескольких физических и/или юридических лиц с целью ведения совместной хозяйственной деятельности (ответ-организация);

2) Организация, целью которой является получение прибыли (ответ – коммерческая)

3) Предприятие, целью которого является получение прибыли (ответ – коммерческое).

Пример правильного составления сетки кроссворда представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Составление сетки кроссворда

Создание презентаций

Вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.

Презентация по теме доклада, реферата, сообщения создается на слайдах в следующем порядке:

1) Титульный слайд (содержит наименование учебного заведения, название дисциплины, тему работы, ФИО автора)

2) На втором слайде необходимо представить цель, задачи работы

3) На третьем слайде рекомендуется представить содержание (план) работы

4) На последующих слайдах основные моменты работы, схемы, таблицы, рисунки

5) В завершении презентации необходимо представить слайд с выводами и рекомендациями по исследуемой теме

Оформление слайдов должно быть в едином стиле, схема слайда должна иметь строго деловой стиль, исключением может быть свободная тема работы, избранная самим студентом в качестве дополнительного задания. Шрифт должен быть в деловом стиле, читаемым, разрешается выделение, подчеркивание текста, использование аудио- и видеофайлов, звуковых эффектов, рисунков, анимации, объектов WordArt.

Критерии оценки творческих презентаций

№ п/п Параметры оценки Максимальное количество баллов
Титульный лист с заголовком, содержание работы
Использование дополнительных эффектов (смена слайдов, звук, графика, аудио- и видеофайлы, анимация)
Текст (хорошо написан, структурирован, систематизирован; объем и расположение информации; шрифт)
Выводы и рекомендации
Логическая последовательность слайдов
Оформление презентации, творческий подход (цвет, фон стиль)

Выводится средний балл.

Семинар

Семинар — это вид учебного занятия, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов.

Семинар — сложная форма организации практических занятий в учебном заведении, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности.

Обсуждение на семинаре может перейти в дискуссию. Дискуссия — это обсуждение участниками семинара какого-либо спорного вопроса или проблемы. Дискуссия в методическом отношении более сложная форма учебного занятия. Она, как правило, на семинаре возникает стихийно и есть опасность уйти в “пустые” разговоры. Избежать этого поможет умение слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты.

Дискуссия создает необходимые педагогические и социально психологические условия для размышления, поиска, решения проблемы. Усиление активности человека происходит тогда, когда он разрешает проблемную ситуацию. Проблемные методы, а к ним относится и дискуссия, основаны на том, что для учащегося возникает субъективное противоречие, которое он должен разрешить. Если же противоречие не осознано и не устранено в силу чрезмерной трудности или по каким-либо иным причинам, то это может тормозить познавательный интерес, мыслительную активность, привести к апатии, явиться причиной заниженной самооценки. Поэтому, надо найти оптимальную меру трудности той проблемы, которую выносится для обсуждения. Главное в дискуссии — наличие проблемы, ее доступность для обсуждения в группе и разрешение путем дискуссионного обсуждения. Решений может быть и несколько и не обязательно, что все придут к общему выводу. Важно, чтобы каждый участник разобрался в проблеме, увидел возможности ее решения и уяснил основные методологические подходы к ней.

1. Хорошая подготовка=хорошее выступление

2. Необходимо найти интересные и занимательные факты

3. Информацию необходимо рассказывать своими словами

4. Краткость – сестра таланта

5. Речь должна быть ясная, грамотная, логически выстроенная

6. На семинаре необходимо соблюдать правила этикета, быть тактичным и дипломатичным.

Подготовка к семинару

1. Внимательно прочитать вопросы к заданию

2. Подобрать литературу

3. Прочесть указанную литературу, определить основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, пронумеровать их пунктами плана, к которому они относятся.

4. Оформляя выписки, необходимо записать автора, название, год и место издания, том, страницу.

5. При чтении необходимо найти в словарях значение новых слов или слов, недостаточно известных.

6. Просматривая периодическую печать, сделать вырезки по теме.

7. Проверить, на все ли вопросы плана есть ответы.

8. На полях конспекта, выписок записать вопросы, подчеркнуть спорные положения в тексте.

1. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия

2. Спорить по существу, а не из-за пустяков

3. Критиковать можно идею, а не человека

4. Необходимо уважать точку зрения оппонента

5. Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно необходимо сформулировать ответную точку зрения

6. Нельзя приклеивать ярлыки к тому, с кем споришь

7. Необходимо стремиться установить истину, а не показать свое знание и красноречие

8. Необходимо быть самокритичным, уметь с достоинством отступить в случае поражения

9. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение

10. Каждый участник имеет право и возможность высказаться

11. Обсуждению подлежат все высказанные мнения

12. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов

13. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы

Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1796; Нарушение авторского права страницы

Источник

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Что такое вопрос суждение, примеры? Как составить вопрос суждение?

1 ответ:



0



0

Суждение в значение “итог конечного анализа”, чтобы составить вопрос суждение необходимо перед суждением поставить следующие слова , а в самом суждении ничего не менять.

Пример вопроса суждения и посмотрите схему структуры такого вопроса, из каких звеньев состоит вопрос.

ggEUGqA0sq3yoVIkL5aZhS8gkW9Mbt59.png

Читайте также

Правила геральдики требующие совершенно определенного положения. В геральдике левая сторона – зло; правая – добро. Во вторых животное повернутое налево как бы означает убегание, что не приемлемо для рыцаря, который обязан стремиться только вперед к победе – следовательно животное должно быть повернуто направо.

Фразеологизм “дым коромыслом” переносит нас в те времена, когда избы топили по-черному, они были курными. Дым выводили через,так называемое, “волоковое окно”, или через сени, или еще один возможный путь – через открытую дверь. Наши предки по выходяшщему дыму судили о погоде. Дым мог выходить столбом – значит будет ясно и морозно, если это происходит зимой, если дым стелился по земле, шел волоком – это предвещало туман или дождь, а если дым шел этим самым “коромыслом”, т.е. клубился, вываливаясь наружу и переваливаясь дугой, то это предвещало ветер, непогоду, бюрю. Фразеологизм “дым коромыслом” слился с другим выражением “дым столбом” или “пыль столбом”. Отсюда и происходит его значение – шум, гам, беспорядок, суматоха. Так что коромысло здесь нужно, чтобы определить внешнюю форму дыма, а не как предмет, на котором носят ведра.

С глаголом “одеть” употребляются, в основном, одушевлённые существительные или неодушевлённые, имитирующие человека, такие, как манекен, кукла.

Так что, одевают чаще всего кого-то: ребёнка, беспомощного или больного человека. Но, можно одеть и что: куклу,чучело.

Например, можно одеть куклу в нарядное платье или одеть ребёнка в тёплую куртку.

Глагол “надеть” употребляется в речи с неодушевлёнными существительными. Надевают что-то.

Надевают любую одежду. Например, на работу можно надеть строгий костюм.

Существует “запоминалка”, которая помогает избежать ошибок в употреблении глаголов “одевать” и “надевать”:

XUAv3SfpRSpEePiF6KiiOmBELYtobS8.png

Если писать на слух, то легко можно сделать ошибку в слове “сообщу” и написать через букву Ю. Правильно будет писать через букву У, так как после шипящих согласно правилам русского языка пишется У.

Правописание

Например.

Сообщу о приезде жене заранее, дабы не нарваться на гостей.

Комплименты на букву “Б” не столь милые, но вполне приятные. Очень важно при этом соблюдать определённый тон, так как ласковое “Болтушка” может быть приятным, если его произносить с милой улыбкой и в доброжелательной форме. Но так же самая “Болтушка” в резкой или язвительной форме скорее будет обвинением болтливости, что вряд ли может быть приятным сравнением.

<hr />

↝ Обращение “Барышня” очень мило звучит, можно считать комплиментом и неким сравнением и признанием женственности образа, нежно звучит и приятно воспринимается.

↝ Слово “Большая” вряд ли может понравится женщине, которая хочет быть миленькой и хрупкой, изящной. Но “Большая умница” звучит уже гораздо интереснее и показывает определённую степень признания.

↝ Безмерно добрая, безмерно щедрая. Слово “Безмерно” усиливает степень восхищения достоинствами.

Вот ещё некоторые комплименты, которые могут понравиться и показывают определённую степень восхищения и признания достоинств.

  • Бесподобная. Яркое признание индивидуальности, уникальности.
  • Божественная. Очень нежное сравнение, очень женственное и возвышенное.
  • Бесценная. Очень серьёзный комплимент.
  • Блистательная. Степень признания блистательной внешности не может оставить женщину равнодушной.
  • Блестящая. Имеется ввиду не блеск одежды или бриллиантов (о которых многие мечтают), а блестящая внешность, личность, совокупность внешнего блеска и внутреннего.
  • Безупречная. Признание идеальности включает в себя все остальные признания достоинств. Безупречность во всем: вкус, поступки, жесты, стиль.

↝ Очень интересное сравнение женщины с бабочкой. Можно сказать так: “Порхает бабочкой”. Это сравнение приятно своим изяществом, признание лёгкости и красоты звучит очень просто.

↝ Очень игриво звучит “Белая и пушистая“, отличается мягкостью, теплотой и нежностью.

↝ Броская, бойкая, бесшабашная, бодрая. Милые сравнения для очень активной, спортивной или просто смелой девушки.

↝ Благородная. Такой комплимент является признанием наилучших качеств, звучит очень гордо, очень достойно.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Современные педагогические технологии в профессиональном образовании»

По материалам курса повышения квалификации КГБОУ ДПО ПКС «Центр современных технологий профессионального образования»

Тема: Разработка занятий с использованием технологий диалектического обучения (вопросов суждений)

Разработал преподаватель                                 И.Ю. Цурган

Рассмотрено на

Заседании цикловой комиссии

150402 протокол №___ «____»_________г.

Председатель                        ___________________ О.В. Сенькова

2014г.

Разработка занятий с применением вопросов-суждений.

Понятие – это такая форма мышления, с помощью которой отображаются существенные (достаточные для отличения) признаки предметов, явлений, процессов.

Суждение – это форма мышления, отражающая отношение между понятиями. Понятие не несет информации на сколько отражаемое соответствует действительности и соответствует ли ей вообще. О самих вещах понятие ничего не говорит. Оно поэтому не может быть ни истинным ни ложным, пока не войдет в состав суждения.

В отличие от понятия суждение всегда можно оценить как истинное или ложное. Суждение обязательно имеет семантическое значение – это его основное свойство. (двойственность)

Суждение это такая форма мышления, которая характеризуется следующими свойствами:

  • Что либо утверждать или отрицать
  • Относительно всех или части предметов, свойств, явлений, процессов какого либо рода
  • Выражать либо истину, либо ложь.

Суждения воспроизводят отношения и связи между вещами и свойствами, причем таковыми могут стать и предметы, и явления, и их различные особенности, процессы и даже абстрактные мысленные образы.

СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ

В содержании суждения прежде всего имеются 2 важнейших компонента – субъект и предикат.

Субъект – это понятие, отображающее предмет, о котором идет речь. Его можно было бы так же назвать логическим подлежащим, так как в функциях того и другого много сходного. Для обозначения субъекта используется латинская буква S.

Предикат можно уподобить логическому сказуемому, поскольку этот структурный элемент выражает свойства, приписываемые предметам из объема понятия – субъекта или отрицаемые у них. Обозначают предикат латинской Р.

В отличие от предложения все содержание суждения распределяется только между двумя составными частями – субъектом и предикатом. У предложения структурных элементов бывает больше.

Помимо субъекта и предиката в составе суждения имеются еще 2 структурных элемента, которые задают логические свойства самих суждений как форм мышления, а не их содержание.

Один из них – связка. Она обозначается словами «есть», «является», «представляет собой», и другими эквивалентными им выражениями. В предложениях русского языка этот элемент, как известно, может опускаться.

Без связки суждения не бывает, потому что без нее нельзя было бы задать отношение между предметом и его свойством – принадлежит оно предмету или не принадлежит.

Семантический ряд вопросов – суждений:

  1. Как доказать, что…?
  2. Чем объяснить, что… ?
  3. 3. В каком случае..?
  4. Когда…?
  5. Каким образом…?
  6. Вследствие чего…?
  7. Почему…?

Вопрос суждение имеет двойное принуждение – требует раскрыть по содержанию и объему два понятия и установить между ними взаимосвязь.

Примеры вопросов – суждений:

  • Чем объяснить, что митозу предшествует синтез ДНК?
  • Когда в клетках происходит уменьшение числа хромосом?
  • Чем объяснить, что кисти рук человека имеют хорошо развитые сальные железы?
  • Каким образом учитель добивается совместной с учащимися постановки цели и задач урока?
  • Каким образом учитель побуждает видеть общее в особенном?

Методические приемы работы с вопросами – суждениями

Составление вопросов – суждений:

  1. По определенному объему нового материала на уроке или в качестве домашнего задания. Количество баллов за домашнюю работу может стать начальным капиталом на занятии
  2. «Биолог…, математ.., истор…, эконом…, технолог…)- ический ринг. Подготовка вопросов-суждений дома; на занятии студенты разбиваются на группы; каждый передает свою тетрадь другому; анализ и ответы на вопросы суждения; обсуждение и диалог с составляющим вопросы.
  3. Обмен вопросами – суждениями
  4. Вопросы – суждения – помощники.
  1. Составить вопросы – суждения по каждому сообщению или докладу студента
  2. Составить вопросы – суждения по тексту (параграф, глава, дополнительный материал, задания на самостоятельное изучение)
  3. «цепочки» вопросов – суждений
  4.  ……..
  1. Шапка вопросов
  1. Заранее сообщается тема урока
  2. Заранее готовятся вопросы – суждения
  3. Выбор самого интересного вопроса от каждого
  4. Вопросы помещаются в «шапку»
  5. Желающий получить максимальную оценку вытягивает вопрос и пытается на него ответить
  6. Обсуждение ответа
  7. Чей вопрос вытянут, получает баллы
  8. При хорошей подготовке – охват оценивания студентов может быть 100%.
  1. «Конкурс выскочек» своеобразная самопрезентация. Побеждает тот, кто задает больше всего вопросов – суждений в логике изучения темы

Помимо этого основываясь на вопросах – суждениях возможно организовать такие формы организации занятий как «Биолог…, математ.., истор…, эконом…, технолог…)- ический хоккей; суд; аукцион; следствие ведут знатоки и пр…

Вопросы-суждения

(составленные самостоятельно студентами – собственный опыт)

  1. Каким образом изменится производительность труда при увеличении выпуска продукции без изменения численности?
  2. Почему основные средства переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям?
  3. Чем объяснить, что готовая продукция относится к нормируемым оборотным средствам?
  4. Вследствие чего делегирование полномочий вызывает появление подотчетности?
  5. Чем объяснить правило двойной записи в бухгалтерском учете?
  6. Почему увеличение силы тока вызывает рост производительности электролизера?
  7. Чем объяснить, что горячий ход ванны вызывает аварийную ситуацию?
  8. Почему увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции снижает прибыль?
  9. Каким образом изменится наработка металла в электролизере если снизился выход по току?
  10. Почему срок окупаемости проекта зависит от дополнительно полученной прибыли?
  11. Каким образом изменится рентабельность продукции, если затраты на рубль товарной продукции снизились?
  12. Почему мощность всегда больше выпуска?
  13. Как доказать, что критический объем производства зависит от условно-постоянных расходов?
  14. Чем объяснить, что увеличение величины криолитового отношения приводит к раскислению электролита?
  15. В каком случае увеличивается прибыль при изменении себестоимости?
  16. Почему власть основанная на вознаграждении имеет слабую мотивацию?
  17. Чем объяснить, что стратегическое планирование основано на целевой установке?
  18. Каким образом можно снизить затраты электроэнергии не изменяя при этом норм расхода?
  19. Когда возникают социальные потребности по теории мотивации Маслоу?
  20. В каком случае процессуальный подход к управлению предпочтительнее ситуационного?
  21. Почему дебиторская задолженность находится в активе баланса?
  22. Чем объяснить, что диссоциацию глинозема проводят только в расплаве электролита?

Вот
почему при постановке вопросов следует
соблюдать следующие правила:

1.
Вопросы ставить необходимо корректно.
Они должны быть правильно сформулированы
по содержанию и форме. Провокационные
и неопределенные вопросы недопустимы.

2.
В соответствии с вопросом следует
предусмотреть альтернативность ответа
(«да» или «нет») на уточняющие вопросы.
Например, на вопрос: «Признает ли Петров
себя виновным в предъявленном ему
обвинении?» можно дать два альтернативных
ответа: «Да, признает» или «Нет, не
признает».

3.
Вопрос формулируется кратко и ясно.
Длинные, запутанные вопросы затрудняют
их понимание и ответ на них.

4.
Вопрос должен быть простым. Если вопрос
сложный, то его лучше разбить на несколько
простых. Например, «Были ли братья Иван
и Константин Аксаковы издателями газеты
«День»?». Это сложный вопрос следует
разбить на два простых, так как ответы
будут различными – «да», «нет». Это
связано с тем, что Иван Аксаков был
издателем газеты «День», а Константин
– нет, он был только автором многочисленных
статей в ней.

5.
В сложных разделительных вопросах
необходимо перечисление всех альтернатив.
Например, «К какому виду суда по стадии
рассмотрения дел относится данный суд:
первой или кассационной инстанции?».
Здесь не указана третья альтернатива
– суд надзорной инстанции.

6.
При формулировке вопросов следует
отличать их обычную постановку от
риторической. Риторические вопросы,
как известно, являются суждениями, так
как в них содержится утверждение или
отрицание; обычные же вопросы суждениями
не являются.

Важно
помнить, что только правильно поставленный
вопрос способен выполнить свои функции
как в научном познании, так и в дискуссии,
и в обучении.

46.
Индуктивные методы установления
причинно-следственных связей

Раскрытие
причинной связи между явлениями –
сложный, многогранный процесс, включающий
разнообраз­ные логические средства
и способы познания. В логике разработано
не­сколько научных методов установления
причинной связи между явлениями: метод
сходства, метод различия, соединенный
метод сходства и различия, метод
сопутствующих изменений и метод остатков.

Метод
сходства:
 если
два и более случая исследуемого явления
сходны только в одном обстоятельстве,
то это обстоятельство, вероятно, и есть
при­чина (часть причины) данного
явления. Приведем схему этого метода:

 При
условиях ABC возникает
явление а

При
условиях ADE возникает
явление а

_____При
условиях 
AFQ возникает
явление а____

Вероятно,
обстоятельство А есть причина а

 Для
иллюстрации данного и последующих
методов рассмотрим следую­щий пример
*. На почтамте при перевозке ценностей
было три случая хище­ния без повреждения
мешков: 6 декабря, 8 декабря, 10 декабря.
Следователь определил круг лиц,
участвовавших в эти дни в отправке
почты, и составил следующую таблицу:

Дата

Круг
лиц

Происшествие

6.12

Кулдышев,
Корнеев, Сандлер

Хищение

8.
12

Широглазов,
Корнеев, Кузнецов

Хищение

10.12

Чуйкин,
Корнеев, Кравец

Хищение

Из
этого следователь заключил, что виновником
хищения вероятнее все­го является
Корнеев, поскольку именно он и только
он занимался отправ­кой почты всякий
раз, когда происходило хищение, а все
остальные лица менялись.

Таким
образом, этот метод позволяет с большой
долей уверенности вы­двигать гипотезы
(версии). Однако он обладает рядом
недостатков, которые сходны, во-первых,
с ошибками популярной индукции, поскольку
здесь также обращается внимание по
преимуществу на сходство изучаемых
усло­вий появления некоторых явлений,
и, во-вторых, с ошибками, встречающимися
в разделительных умозаключениях. Так,
строки приведенной таблицы показывают,
что хищение совершил или Кулдышев, или
Корнеев, или Сандлер, или Кузнецов, или
Чуйкин, или Широглазов. Но известно, что
во всех разделительных умозаключениях
возможна ошибка «неполный перечень
альтернатив». Так и в данном случае
возможно, что во все эти дни работала
уборщица Хапугина, которая во время
уборки просила всех работников по­кинуть
помещение, где находились мешки с
ценностями, и на некоторое время
оставалась там одна. В таком случае то,
что Корнеев работал во все дни, когда
совершалось хищение, окажется простым
совпадением.

Таким
образом, при применении метода сходства
возможна ошибка, ко­торая получила
название «неполный перечень условий».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий