Все мы когда-то сталкиваемся с решением задач по физике. И надо признаться, что для большинства из нас это не самая долгожданная встреча. Тем не менее, мы знаем, что всего несколько простых шагов и нехитрых действий позволят перейти в отношениях с Физикой «на ты». Решение задач – важная составляющая процесса обучения, которую не стоит недооценивать. Ведь решение физических задач на разные темы выводит понимание физических процессов на качественно новый уровень.
Ежедневная рассылка с полезной информацией для студентов всех направлений – на нашем телеграм-канале.
Если вы ранее никогда не сталкивались с решением задач, встает резонный вопрос: с чего начать?
Как решать задачи по физике
Чтобы решение задач по физике не было не вызывало затруднений, предлагаем следовать при решении любой задачи следующей универсальной инструкции. Совершенно не важно, нужно ли решить задачу на движение или узнать, какое количество теплоты Q выделится в ходе изобарного процесса. Данная инструкция не даст ответа на конкретную задачу, но может сделать ее решение более простым и быстрым.
- Не спешите и не паникуйте! Помните первое правило путеводителя по Галактике: «Не паникуй». Как правило, стандартные задачи большинства курсов решаются в одно или два (ну ладно, три) действия, и ничего сверхсложного в них нет. Первым делом внимательно прочитайте условие задачи и осмыслите, что в ней требуется найти. Ознакомьтесь с похожими примерами решения задач по физике.
- Теперь можно оформлять «ДАНО». Аккуратно выпишите все заданные величины и не забывайте о размерностях. Размерности величин целесообразно сразу перевести в систему СИ, чтобы потом не запутаться в вычислениях.
- Очень важный пункт: РИСУНОК. Да, мы не Пикассо и не Дали, но и наших художественных способностей будет вполне достаточно. Верный поясняющий рисунок к задаче – это залог успеха и правильного решения. Визуализация данных очень хорошо помогает, и не стоит ее недооценивать. Помните, в физических задачках вечно что-то происходит – шайба летит под углом к горизонту, электрон бомбардирует пластину, идеальный газ совершает работу, отец и сын меняются местами в лодке и так далее. Так вот, не ленитесь и нарисуйте это! Причем не просто так, а с указанием действующих сил, векторов скоростей и прочих данных в задаче величин.
- Теперь, когда вся картина у нас перед глазами, следует понять, на применении какого физического закона построено решение Вашей задачи. Часто это можно узнать чисто интуитивно. Если в задаче идет речь о теле, которое движется по окружности, а найти нужно момент инерции, очевидно, это задача на использование законов динамики вращательного движения. Или если дан путь и время, а найти нужно среднюю скорость – это, конечно, кинематика. Возможно, соответствующий раздел физики непосредственно перед решением задачи будет полезно проштудировать повторно.
- Настало время подумать, как именно найти искомую величину, зная то, что мы, собственно, знаем. Для удобства можете расположить перед глазами физические формулы. Это поможет быстрее сообразить, что откуда вытекает и как находится. Немного работы мозга – и бинго! Вы уже знаете, что делать дальше.
- Решение целесообразно записать сначала в общем, буквенном виде. Формулу с буквами нужно привести к максимально простому виду, по возможности упростив ее. После этого можете подставлять числовые значения и переходить непосредственно к вычислениям. В конце не забудьте проверить размерность полученной физической величины. Если нужно было найти скорость, а получились килограммы, значит, где-то в решении спряталась ошибка. Будьте внимательны, и все получится!
Конечно, случается и так, что над задачей приходится попотеть. Бывают такие орешки, которые не удается расколоть с первого раза, особенно без должного опыта. Вы стараетесь изо всех сил, а решение так и не дается? Главное – никогда не сдавайтесь! Просто взгляните на Николу Тесла, и это придаст сил пробовать снова и снова!
Кстати! Для всех наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Пример решения задачи
Маховик делал 8 оборотов в секунду.Под действием постоянного тормозящего момента 10 Н*м он остановился через 50 секунд. Определить момент инерции маховика.
Итак, начинаем решение. Найти нужно момент инерции – скалярную физическую величину, являющуюся мерой инертности тела во вращательном движении вокруг оси. Запишем дано, нарисуем маховик, и поймем, что задачу нужно решать с помощью основного уравнения динамики вращательного движения, согласно которому результирующий момент внешней силы, действующей на тело, равен произведению момента инерции тела на его угловое ускорение. Получаем решение задачи в следующем виде:
Надеемся, что наша универсальная и проверенная временем памятка по решению физических задач принесет пользу. Ведь лучшие авторы по физике используют ее при решении задач любой сложности. Конечно, в каждой задаче может быть изюминка, и стоит помнить, что индивидуальный подход к задаче – важная составляющая успеха и понимания предмета. Тем не менее, все пункты, приведенные нами в списке, действительно подходят для решения любой задачи. Ну а если остались вопросы – смело задавайте их специалистам студенческого сервиса, они с радостью поделятся своими знаниями!
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Предмет “Физика” дается с легкостью не каждому ученику. Некоторые задачи вызывают изумления и трудности даже у преподавателей. Существует несложная система, придерживаясь которой решить любую задачу будет реально, сомневаться в ответе не придется, а у педагога отпадут поводы “придраться”. И подготовка к ЕГЭ по физике будет даваться легче.
Решение задач по физике без затруднений
Перед тем как приступить к мозговому штурму, стоит успокоиться и вдумчиво прочитать задачу полностью. Иногда она может быть простой, однако непонятные слова могут создать впечатление безвыходности. Ознакомившись, стоит перечитать еще раз. Вникли? Записываем условия.
Записываем условия
- Пишем “дано”. С этого шага начинается решение любой задачи. В этом блоке записываем все известные условия, чтобы с легкостью можно было к ним обратиться.
- Таблица “СИ”. Сведения вписываются справа от “Дано”, требуются, когда нужно перевести какое-то значение (например, сантиметры в метры).
Рисуем схему
Большинство задач подразумевает наличие схемы, даже если этот шаг необязателен, составление схемы облегчит их понимание. Рисунок должен содержать все известные величины, требующиеся для решения. Иногда за добровольное включение схемы начисляются дополнительные баллы к решению задачи.
Определяем неизвестные величины
- Вопрос задачи. Выписав все известные сведения, проводим черту, а затем вписываем, что еще неизвестно.
- Вопрос себе. Чтобы убедиться, что все вопросы заданы, стоит еще раз вчитаться, а затем спросить себя: “Что я ищу?”
Подбираем формулы
- Формулы. Выпишите все формулы, способствующие решению задачи.
- Преобразования. Здесь происходят сокращения, если им есть место.
- Уравнения. Из полученного результата составляется одно или система уравнений.
Решаем уравнения и ищем все неизвестные величины
Под получившееся уравнения нужно написать известные математические величины. Шаг повторяется под все величины под знаком “неизвестно”. Стоит начать с переменных, значение которых определяется проще. Когда все неизвестные найдены, получается ответ. Он обводится прямоугольником. Готово!
Советы
- Некоторые задачи даются к решению непросто. Множество из них требуют повышенного внимания, однако некоторые ученики не питают любви к предмету. Изучать его все же придется. Придерживаясь советов по решению уравнений из курса физики, решение задач покажется несложной процедурой, а понимать программу станет интереснее.
- Внимательно читайте условия. Чтобы понимать способы решения, стоит несколько раз пройтись по условиям, обращая внимание на детали. Чтобы понимать, усвоились ли данные, стоит оторваться от учебника и воспроизвести ее в голове. Совпадает с написанным в учебнике? Нет? Перечитайте еще раз, представив ситуацию наглядно, словно в кино – так картинка станет реальнее!
- Решайте для себя. Чтобы развить интерес к ходу работы, следует погрузиться в нее, понимая, что вы делаете это прежде всего для себя, а не ради оценки, репетитора, преподавателя. Так вы избавляетесь Плот того, что приходится заставлять себя возвращаться к работе.
- Полюбите то, что делаете. Решать, чтобы решить – неправильный путь. Чтобы процесс работы был интересен, нужно полюбить физику. Как развить интерес к тому, что сложно понимать? Помните, что все неизведанное – повод к саморазвитию, а каждая новая решенная задача – новый опыт!
- Повторения. Чтобы каждый следующий раз давался проще, желательно хотя бы раз в день решать по одной задаче. Так выработается привычка, улучшится память и восприятие условий, что в дальнейшем поможет решать новые системы уравнений в считанные минуты!
- Задавайте вопросы. Важно задавать вопрос всякий раз, когда он возникает, не взирая на реакцию. Чем больше ответов вы получите, тем лучше будете ориентироваться в физике.
- Берите перерывы. Иногда на задачу нужен “новый взгляд”. Если ответ не поддается вычислениям уже длительное время, следует переключить свое внимание, а затем снова приступить к работе. Свежие мысли нередко моментально выдают способ решения!
- Помните, что главное – подбор формул. Остальное – лишь подключение знаний математики. Выпишите все формулы, который на ваш взгляд могут подойти, а затем подробно разбирайте, что именно нужно в вашем случае!
РЕФЕРАТ
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Выполнил:
Басыров Ильсур Минниахметович
Содержание
Введение
1. Виды задач и способы их решения
2. Аналитико-синтетический метод в решении физических задач
3. Методика решения качественных задач
4. Методика решения количественных задач
5. Способы записи условия и решения задач
6. Методика решения экспериментальных задач
Литература
Введение
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития или умения видеть различные конкретные проявления общих законов. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности. Решение задач способствует более глубокому и прочному условию физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли к настойчивости в достижения поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности суждения. Решение задач – это один из методов познания взаимосвязи законов природы.
Решение задач на уроке иногда позволяет в вести новые понятия и формулы, выяснить изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала.
В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применить полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.
Решение задач – одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
1. Виды задач и способы их решения
Задачи по физике разнообразны по содержанию, и по дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам.
По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки.
Каждый из них, в свою очередь, разделяется на количественные (или расчетные) и качественные (или задачи вопросы). В то же время основные виды задач можно разделить по степени трудности на легкие и трудные, тренировочные и творческие задачи и другие типы.
В учебном процессе по физике наиболее часто используют текстовые задачи, в которых условие выражено словесно, текстуально, причем в условии есть все необходимые данные, кроме физических постоянных. По способам решения их разделяют задачи – вопросы, и расчетные (количественные).
При решении задач-вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить, что то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях.
Как правило, в содержании таких задач отсутствуют числовые данные.
Отсутствие вычислений при решении задач-вопросов позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности. Необходимость обоснования ответов на поставленные вопросы приучает школьников рассуждать, помогает глубже осознать сущность физических законов. Решение задач-вопросов выполняют, как правило устно, за исключении тех случаев, когда задача содержит графический материал. Ответы могут быть выражены и рисунками.
К задачам-вопросам тесно примыкают задачи – рисунки. В них требуется устно дать ответы на вопрос или изобразить новый рисунок, являющийся ответом на рисунок задачи. Решение таких задач способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.
Количественные задачи – это задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. При решении таких задач качественный анализ так же необходим, но его дополняют еще и количественным анализом с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса.
Количественные задачи разделяют по трудности на простые и сложные.
Под простыми задачами понимают задачи, требующие несложного анализа, и простых вычислений, обычно в одно – две действие. Для решения количественных задач могут быть применены разные способы: алгебраический, геометрический, графический.
Алгебраический способ решения задач заключается в применении формул и уравнений. При геометрическом способе используют теоремы геометрии, а при графическом – графики.
В особый тип выделяют задачи межпредметного содержания отражающие связь физики с другими учебными дисциплинами. В задачах с историческим содержанием обычно используют факты из истории открытия законов физики или каких-либо изобретении. Они имеют большое познавательное воспитательное значение.
Эксперимент в задачах используют по разному. В одних случаях из опыта, проводимого на демонстрационном столе, или из опытов, выполняемых учащимися самостоятельно, находят данные необходимые для решения задачи. В других случаях задача может быть решена на основе данных, указанных в условиях задачи.
Опыт в таких случаях используют для иллюстрации явлений и процессов, описанных в задаче, или для проверки правильности решения. Но если эксперимент применяется только для проверки решения, задачу неправомерно называть экспериментальной. Существенным признаком экспериментальных задач является то, что при их решении и данные берутся из опыта.
В процессе решения экспериментальных задач у учащихся развивается наблюдательность, совершенствуются навыки обращения с приборами. При этом школьники глубже познают сущность физических явлений и законов.
В графических задачах в процессе решения используют графики. По роли графиков в решении задач различают такие, ответ на который может быть получен на основе анализа уже имеющего графика, и в которых требуется графически выразить функциональную зависимость между величинами.
Решение графических задач способствует уяснению функциональной зависимости между величинами, привитию навыков работы с графиком. В этом их познавательное и политехническое знание.
Физические задачи, в условии которых не хватает данных для их решения называют задачами с неполными данными. Недостающие данные для таких задач находят в справочниках, таблицах и в других источниках. С такими задачами учащиеся будут часто встречаться в жизни, поэтому решение в школе подобных задач очень ценно. Для того, чтобы проявить учащимся интерес к решению задач необходимо их умело подбирать. Содержание задач должно быть понятным и интересным, кратко и четко сформулированным. Математические операции в задаче не должны затушевывать ее физический смысл, необходимо избегать искусственности и устаревших числовых данных в условиях задач. Начинать решение задач по темам нужно с простейших, в которых внимание учащихся сосредотачивается на закономерности, изучаемой в данной теме, или на уточнении признаков нового понятия, установлении его связи с другими понятиями. Затем постепенно следует переходить к более трудным задачам.
2. Аналитико-синтетический метод в решении физических задач
Аналитико-синтетический метод – основной метод решения задач по физике в средней школе во всех классах. Удачное применение его в учебном процессе позволяет вести учащихся по правильному пути отыскания решения задачи, и способствует развитию их логического мышления.
В методических пособиях по физике довольно часто анализ, и синтез рассматривают как два самостоятельных метода. При решении физических задач используют анализ и синтез, взятые в совокупности, т.е. практически применяют аналитико-синтетический метод. При этом методе решения путем анализа, начиная с вопроса задачи, выясняют, что надо знать для ее решения, и, постепенно расчленяя сложную задачу на ряд простых, доходят до известных величин, данных в условии. Затем с помощью синтеза рассуждения проводят в обратном порядке: используя известные величины, и подбирая необходимые соотношения, производят ряд действий, в результате которых находят неизвестное. Поясним это на примере следующей задачи: “Найдите давление на почву гусеничного трактора массой 10 т, если длина опорной части гусеницы 2 м, а ширина 50 см”.
Анализ: Чтобы определить давление трактора на почву, надо знать действующую на него силу тяжести, и площадь опоры. Сила тяжести в задаче не дана, площадь опоры не указана. Для определения общей площади опоры, т.е. площади опорной части двух гусениц, надо узнать площадь опоры одной гусеницы и умножить ее на два. Площадь одной части одной гусеницы можно определить, так как известны ее ширина и длина. Силу тяжести, действующую на трактор, можно найти по известной его массе.
Синтез: Рассуждение ведут в обратном порядке, в его ходе составляют план решения и производят необходимые вычисления. Последовательность рассуждения примерно следующая. Зная ширину длину опорной части гусеницы, можно определить опорную площадь одной гусеницы. Для этого надо длину на ширину. Зная опорную площадь одной гусеницы, можно определить общую площадь опоры трактора. Для этого надо найденную площадь, т.е. площадь опорной части одной гусеницы, умножить на два. Зная массу трактора, находят силу тяжести, действующую на него. По силе тяжести и площади опоры можно определить давление трактора на почву. Для этого силу тяжести надо разделить на площадь опоры.
3. Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых порах задачи, в которых предлагается дать объяснение явлением природы, или фактам, известным учащимся из личного опыта. В них учащиеся увидят связь с жизнью.
В целях расширения политехнического кругозора учащихся нужно уже 5 класса вводить с условия задач новые для учащихся сведения, включая технические. Важно учитывать при подборе задач характер производственного окружения школы и местные условия.
Решение качественных задач включает три этапа: чтение условия, анализ задачи и решение.
При анализе содержание задачи используют прежде всего общие закономерности, известные учащимся по данной теме. После этого выясняют, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое описано в задаче. Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа.
В качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа.
Пример:
Реактивный двигатель совершает работу при перемещении ракеты. В следствии этого энергия ракета возрастает.
Пусть Е1 – механическая энергия ракеты в начальный момент времени;
А – работа, совершенная двигателем за некоторый промежуток времени;
Е2 – механическая энергия ракеты конечный момент времени.
Тогда можно утверждать, что изменение механической энергии тела равно работе внешней силы.
Е2 – Е1 = А,
или
Е2 = Е1 + А.
В данном примере работа, совершенная двигателем, положительная. Поэтому энергия ракеты возрастала.
4. Методика решения количественных задач
Решение сложных количественных задач на уроке складывается обычно из следующих элементов: чтения условия задачи, краткой записи условия и его повторения, выполнения рисунка, схемы или чертежа, анализа физического содержания задачи и выявления путей (способов) ее решения, составления плана решения и выполнения решения в общем виде, прикидки и вычисления, анализа результата и проверки решения.
Чтение и запись условия задачи.
Текст задачи следует учителю читать неторопливо, четко. Затем кратко записать условие и сделать чертеж или схему. Условие нужно еще раз повторить.
Анализ условия.
При разборе задачи прежде всего обращают внимание на физическую сущность ее, на выяснения физических процессов, и законов, рассматриваемых в данной задаче, зависимостей между физическими величинами.
Нужно терпеливо, шаг за шагом приучать учащихся, начиная с седьмого класса, проводить анализ задачи для отыскания правильного пути решения, так как это способствует развитию логического мышления, учеников, и воспитывает сознательный подход к решению задач.
Разбор задачи на уроке часто проводят коллективно в виде беседы учителя с учащимися, входе которого учитель в результате обсуждения логически связанных м/у собой вопросов постепенно подводит учащихся к наиболее рациональному способу решения задач. Иногда полезно разобрать несколько вариантов решения одной и той же задачи, сопоставить их, и выбрать наиболее рациональный. Нужно систематически приучать учащихся самостоятельно анализировать задачи, требуя от них вполне сознательного и обоснованного рассуждения.
Решение задачи.
После разбора условия задачи переходят к ее решению. Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями.
Ответ задачи рекомендуется выделить, например подчеркнуть его. Все это приучать школьников к четкости и аккуратности в работе.
Проверка и оценка ответов.
Полученный ответ задачи необходимо проверить. Прежде всего нужно обратить внимание учащихся на реальность ответа. В некоторых случаях при решении задачи ученики получают результаты, явно не соответствующие условию задачи, а иногда противоречащие здравому смыслу. Происходит это от того, что в процессе вычислений они теряют связь с конкретным условием задачи.
Необходимо научит школьников оценивать порядок ответа не только с математической, но и с физической точки зрения, чтобы ученики сразу видели абсурдность таких, например, ответов: кпд какого либо механизма больше ста процентов, температура воды при обычных условиях меньше 0 или больше 100, плотность железа 78 р/см3.
Ученики должны усвоить, что правильность решения задачи можно проверить, решив ее другим способом и сопоставить результаты этих решений, а также выполнив операции с наименованиями единиц физических величин и сравнив ответ с тем наименованием, которое должно получиться в задаче. Чтобы проверить правильность найденного решения в общем виде над в формулу, выражающую решение, вместо буквенных обозначений величин подставить наименования единиц физических величин и произвести с ними те же операции, которые выполнялись бы с вычислениями. Пусть, например, мы нашли формулу для определения осадки “корабля, банки”. Для проверки решения вместо букв подставляем единицы физических величин. В результате получаем (М) (метр), т.е. наименование единицы длины, что и соответствует условию задачи.
Пример:
Задача. С высоты h=2м над землей со скоростью v0=4м/с бросают шар в горизонтальном направлении. Определить время падения шара на землю: дальность полета, скорость тела через 0,2 секунд после начала движения.
Дано: v0 = 4 м/с, h = 2 м, t= 0,2 с, q = 9,8 м/с, t – ?, l – ?
Решение: Движение шара сложное: по горизонтали – равномерное, по вертикали – свободное падение. Воспользуемся принципом не зависимости движений. Найдем время, которое тело падало бы отвесно с высоты h = 2 м.
При свободном падении: => = 0,63 с. Поскольку движение по горизонтали, в котором участвует шар, и по вертикали не зависимы, в то время падения шара окажется таким же:
За время падения шар, двигаясь равномерно по горизонтали, пролетит:
Smax= v* t=2.5 м
Принцип независимости движений позволит выполнить и третье задание – определить значение скорости шара через 02 с. Если бы тело двигаясь только вдоль оси ОХ, то его скорость осталось бы неизменной, равной vх=4м/с.Если бы тело лишь падало отвесно, то за время 0,2 с оно, согласно формуле свободного падения, набрало бы скорость:
vу=qt=9/8м/с2 0,2с=2м/с.
Результирующая же скорость шара находится по правилу сложения векторов.
Применив теорему Пифагора получаем:
5. Способы записи условия и решения задач
Можно применять различные формы записи условия задачи, но любая из них должна удовлетворять основным требованиям краткости и ясности.
В отношении записи решения задач по физике учителя предъявляют к учащимся различные требования. Одни, например, требуют проводить запись решения с планом, другие с кратким пояснением, а третьи ограничиваются только вычислениями.
Поясним сказанные на конкретных примерах задач, для 7-8 классов.
Задача 1
Прямоугольный бассейн площадью 250 м2 и глубиной 4 м наполнен морской водой. Каково давление воды на его дно?
Дано: S = 250 м2, h = 4 м, = 1030 кг/м3, F – ? P – ?
Решение: Сила, с которой вода давит на дно сосуда, равна силе тяжести, действующей на воду;
F = Fт;
Fт = qm;
m = PV; V = Sh = 250 м2* 4 м = 1000 м3;
m = 1030 кг/м3 * 1000 м3 = 1030000 кг.
F = Fт = 9,8 Н/кг * 1030000 кг = 10000000 H =107 H
Давление Р = F/S = 10000000/150 м2 = 40000 Н/м2 = 4*104 Па.
Ответ: P = 4 * 104 Па.
Задача 2
Опорные башмаки шагающие экскаватора представляют собой две пустотелые банки длиной 16 см, и шириной 2,5 м каждая. Определите экскаватора на почву, если масса его составляет 1150 кг.
Дано: , , ,
Решение:
1.
2.
3.
4. .
Ответ: .
Задача 3
Сколько сухих дров надо сжечь в кормозапарнике, чтобы нагреть воду массой 100 кг от 10̊ C до кипения? КПД кормозапарнике 15.
Дано: , , ,
Решение:
1. Количество теплоты, необходимое для нагревания воды:
2. Количество теплоты, выделяемое при сгорании дров:
n=0,15 * Q=ggp * mgp
3. Запишем формулу для n и из полученного уравнения найдем
:
Отсюда
.
Вычисления:
Ответ:
Ответ задачи реален, опыт подсказывает, что примерно такую массу дров надо сжечь для нагревания воды нужной нам массы. Заметим ещё, что задачи, в которых задан КПД, лучше всего начинать решать с записи формулы КПД:
Откуда
Задача 4
К батареи, дающей напряжение 24В, подсоединены последовательно две лампы по 15 Ом и электрический звонок. Сила тока в цепи равна 0,3 А. Определите сопротивление звонка.
Дано: V=24, В n=2, R=15 Ом, I=0,3 А,
Решение:
1-й способ:
1. , т.к. соединение приемников последовательное.
2. (закон Ома) ()
3.
Вычисление:
2-й способ:
1. (закон Ома)
2. , т.к. соединение проводников последовательное
3.
Вычисление:
Ответ: .
6. Методика решения экспериментальных задач
Методы решения экспериментальных задач в значительной мере зависит от роли эксперимента в их решении. В других типах экспериментальных задач ярко выступает их специфика, и поэтому методика решения, и оформления имеет свои особенности.
Решение и оформление экспериментальной задачи расчетного характера складывается из следующих элементов: постановка задачи, анализ условия, измерения, расчет, опытная проверка ответа.
Постановка задачи. На столе имеется прям-я жестяная банка, весы, гири, масштабная линейка, сосуд с водой, песок. Для обеспечения вершинного положения банки при плавании ее немного погружают песком. Определите глубину осадки банки при ее погружении в воду.
В данном случаи условие задачи можно выразить рисунком с подписью вопроса под ним. Затем переходят к анализу, выясняют, какие изменения необходимо выполнить для решения задачи.
Анализ. Ванна будет погружаться в воду до тех пор, пока сила тяжести, действующая на нее вместе с песком, не уравновесится вытаннивающей силой воды, действующей на банку снизу. В этом случаи . Но т.к. Архимедова сила равна весу вытесненной телом жидкости, то , где Vв – объем погруженной части банки, – плотность воды.
Объем погруженной части равен произведению площади основания (S) на глубину погружения в воду (h). Следовательно,
FA=qPв hS
Откуда
(1).
Из формулы (1) видно, что для решения задачи надо знать вес банки с песком, плотность воды и площадь основания банки.
Измерения. Измеряют вес F банки с песком с помощью динамометра.
Измеряют дину l и ширину a основания. Определяют площадь основания S=la.
Плотность воды .
Опытная проверка. На вертикальной банке цветной линией отмечают глубину погружения, найденную из опыта и последующих расчетов, и ставят банку в сосуд с водой. Опыт показывает, что глубина погружения совпадает с найденным значением.
В связи с решением задачи принцип определения осадки корабля.
В экспериментальных качественных задачах опыт ставят в тот момент, когда в нем возникает необходимость.
Некоторые экспериментальные задачи могут быть поставлены фронтально. Примеры таких задач: “Давление воды на дно стакана, пользуясь линейкой” (VII класс), “Определите мощность тока, потребляемого электролампой”. В этом случае они выполняют роль фронтальных опытов.
Литература
1. Антипин И.Р. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. -М: Просвещение 1974.
2. Володарский В.Е., Янцев В.Н. Задачи и вопросы по Физике межпредметного содержания.
3. Калинецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М: Просвещение, 1987.
4. Тульгинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. – М: Просвещение, 1976.
Обучаясь в школе, каждый сталкивается с решением задач по физике. Не всем дисциплина дается легко.
Бытует мнение, что для успешного решения задач по этому предмету, нужно досконально разбираться в физических процессах. Это не совсем так. Мы считаем, что достаточно использовать определенный алгоритм, чтобы добиться значительных успехов. Спешим поделиться с вами ценной информацией!
Как решать задачи по физике
Итак, чтобы задачи по физике давались легко, предлагаем придерживаться следующей системы:
- Внимательно прочитайте условия задачи, при необходимости, несколько раз; вникнете в то, о чем говорится в тексте.
- Запишите условия. Все известные в задаче данные нужно записать в столбик под названием «Дано». Обратите внимание, во многих задачах по физике, данными для решения являются и названия вещества. Например, дана задача: «Сколько понадобится железнодорожных цистерн для перевозки 1000 тонн нефти, если вместимость каждой цистерны 50 (м^3)?». Известными данными в ней будут: масса (m), равная 1000 тонн, объем цистерны (V), равный 50 (м^3) и плотность (p) нефти, по таблице плотностей равная 800 (кг/м^3). Также не забывайте про постоянные величины, например, ускорение свободного падения. В задачах на свободное падение о нем может быть не сказано ни слова, но оно предполагается в условиях и необходимо, чтобы их решить. Подумайте об этом, когда записываете все известные данные.
- С столбце «СИ» приведите все данные в задаче к международным единицам измерения. Так как в международной системе основными единицами измерения массы считаются килограммы (кг), массу из приведенной выше задачи необходимо привести в нужное значение: 1 000 тонн = 1 000 000 кг.
- Нарисуйте схематичный рисунок. Он нужен не для всех задач. Но в тех, где упоминаются действующие на тело силы и векторы скоростей, изображение может существенно облегчить понимание процесса и натолкнуть на правильное решение.
- Определите неизвестную величину, ту, что необходимо узнать, решив задание. Написав в столбике все, что известно в задаче, проведите черту под известными данными и пропишите ту величину, которую будете искать.
- Подберите формулы. Это самый важный пункт в нашем алгоритме! Решение задачи после выбора формулы будет заключаться в математических вычислениях, которые имеют к физике лишь опосредованное отношение. На черновике выпишите те формулы, которые могут подойти для конкретной задачи и выберите ту, которая будет способствовать решению.
- Математические вычисления. Остальное решение задачи сводится к математике. Нужно сделать необходимые преобразования и сокращения, если они нужны. Затем составить уравнение или систему уравнений. Остается только их решить и найти все неизвестные, а в конце искомую величину. Ответ обведите в прямоугольник.
Примеры решения типовых задач по разделам
Рассмотрим подробнее решение задач из разных разделов физики по предложенному алгоритму. И дадим все необходимые объяснения к каждой из них.
Система абсолютно универсальна и подходит для решения заданий по динамике, кинематике, статике и другим разделам физики.
Кинематика
Кинематика — это раздел механики, который изучает математическое описание движения тел.
Данный раздел охватывает следующие темы:
- равномерное и равноускоренное движение тел;
- движение тела по окружности;
- относительность движения;
- свободное падение тел.
Рассмотрим типовые задачи на каждую из этих тем.
Равномерное и равноускоренное движение тел
Для решения задач по этой теме нужно знать уравнение движения тела, понимать, что такое средняя, постоянная скорости и ускорение, уметь выяснять их векторное направление в конкретной задаче.
Как правило, в задачах на равномерное и равноускоренное движение необходимо найти или пройденный путь (S), или скорость движения (V), или время (t).
Задача:
Поезд длиной 240 метров, двигаясь равномерно, прошел мост за 2 минуты. Какова была скорость поезда, если длина моста равна 360 метрам?
Решение:
- Записываем известные нам данные:( l_1=240) м., (l_2=360) м., (t=2) мин., (V)=?
- Проводим необходимые преобразования времени до принятых в мире единиц измерения — секунд: 2 минуты = 120 секунд.
- Мы знаем, что скорость равномерного движения определяется по формуле: (V=frac st)
- Время нам известно, для того, чтобы найти скорость, нужно сначала определить путь пройденный поездом. Если мы схематично изобразим перемещение поезда по мосту, то увидим, что путь, пройденный поездом, равен длине самого поезда плюс длине самого моста, т.е. (s=l_1+l_2).
- Переходим к математическим вычислениям: (s=240+360=600) метров.
- (V=600/120= 5) м/с.
Задача:
При равноускоренном движении с начальной скоростью 5 м/с тело за 3 секунды прошло 20 метров. С каким ускорением двигалось тело? Какова его скорость в конце третьей секунды?
Решение:
- Фиксируем данные известных нам величин: (V_1=5 ) м/с, (t=3) с, s=20 м., (a=?) ,(V_2=?) В условиях все величины даны в международных единицах, ничего переводить не нужно.
- Мы знаем формулу нахождения пути при равноускоренном движении: (S=V_1times t+frac{at^2}2)
- Из нее выводим уравнение для вычисления ускорения: (a=frac{2xleft(s-v_1times tright)}{t^2})
- Подставляем известные данные и получаем ускорение, равное приблизительно (1,1 м/с^2.)
- Нам известна формула для определения скорости при равноускоренном движении: (V_2=V_1+atimes t)
- Все данные у нас для вычисления скорости есть, подставляем их в формулу и получаем скорость, равную (8,3) м/с.
Движение тела по окружности
Чтобы успешно решать задачи по этой теме, необходимо знать формулы, характеризующие движение тел по окружности. В задачах на движение тела по окружности обычно необходимо вычислить скорость, центростремительное ускорение, радиус или длину окружности.
Задача:
Каково центростремительное ускорение поезда, который движется по закругленной железной дороге радиусом 800 метров со скоростью 72 км/ч?
Решение:
- Записываем вводные данные: (R=800 м), (V=72) км/ч, (a)=?
- Переводим скорость из км/ч в м/с, получаем 20 м/с.
- Мы знаем формулу, по которой можно определить центростремительное ускорение: (a=frac{V^2}R)
- Все данные нам известны, подставляем числовые значения в формулу и получаем искомую нами величину, равную (0,5 м/с^2)
Свободное падение тел
Для решения задач по этой теме нужно знать закон движения при свободном падении и закономерность изменения скорости тела со временем, а также помнить про постоянную величину — коэффициент силы тяжести.
В задачах на свободное падение тел может быть предложено найти скорость движения тела, высоту, с которой оно падало или время его движения.
Задача:
Камень брошен вниз с высоты (85) метров. Он летит со скоростью (8) м/с. С какой скоростью он ударяется о землю?
Решение:
- Определяем известные и неизвестные нам данные: (h=85) метров, (V_1=8) м/с., (V_2=?) Мы помним, что на любое падающее тело воздействует коэффициент силы тяжести, равный (9,8) Н/кг.
- У нас есть все вводные для определения конечной скорости по формуле: (V_2=V_1+gtimes t)
- Подставляем числовые значения в уравнение и получаем скорость тела в момент удара о землю, равную (41,3) м/с.
Относительность движения
Задачи на относительность движения всегда требует выбрать неподвижную систему координат, относительно которой и будут производиться все расчеты. В таких заданиях ученикам обычно предлагают найти относительную скорость объекта, минимальное время, продолжительность пути или длину объекта.
Задача:
Два поезда движутся навстречу друг другу по параллельным ж/д путям. Один — со скоростью 72 км/ч, другой — со скоростью 54 км/ч. Пассажир первого поезда отмечает, что второй проходит мимо него в течение 10 секунд. Определите длину второго поезда.
Решение:
- Записываем известные нам данные: (V_1=72) км/ч, (V_2=54) км/ч, (t=10) с, (l_2=?)
- Переводим км/ч в м/с: (V_1= 20) м/с, (V_2=15) м/с.
- Определяем систему координат, от которой будем отталкиваться при вычислении искомой величины. Логично будет, если такой системой станет линейная система координат, связанная с первым поездом и направленная по ходу его движения. Получается, что второй поезд двигается со скоростью (V_2=15) м/с в направлении со скоростью (V_1=20) м/с.
- Находим общую скорость движения по формуле: (V=V_1+V_2)
- Она равна (35) м/с.
- Определяем длину поезда по формуле: (l_2=Vtimes t)
- Получаем длину поезда, равную (350) метрам.
Динамика
Динамика — это раздел физической дисциплины, который изучает взаимодействие тел друг другом, причины изменения движения тел и силы, воздействующие на тело в тот или иной момент времени.
Этот раздел механики охватывает следующие темы:
- законы Ньютона;
- неподвижный блок и наклонная поверхность;
- закон всемирного тяготения;
- сила упругости, упругий и неупругий удар;
- работа, энергия, мощность;
- закон сохранения энергии и импульса.
Для выполнения заданий по динамике необходимо знать законы Исаака Ньютона, силы, воздействующие на тела, закон сохранения импульса и уметь рисовать несложные рисунки, иллюстрирующие движение и взаимодействие тел.
Законы Ньютона
Задача:
Велосипедист катится с горы с ускорением, равным (0,8 м/с^2), масса велосипедиста вместе с велосипедом составляет (50) кг. Определите силу, под воздействием которой велосипедист осуществляет движение.
Решение:
- Записываем известные и неизвестные вводные: (a=0,8 м/с^2), (m=50) кг, (F=?)
- По второму закону Ньютона: (F=mtimes a)
- Подставляем числовые значения в формулу и получаем, значение силы, действующей на велосипедиста, равное (40) Н.
Неподвижный блок и наклонная поверхность
Закон всемирного тяготения
Задача:
Две книги массой 600 грамм каждая лежат на расстоянии 1 метра друг от друга. Определите силу, с которой оба предмета притягиваются друг другу?
Решение:
- Записываем известные данные: m_1=600 г, (m_2=600) г, (r=1) м, (F=?) Не забываем про гравитационную постоянную (G), которая равна (6,67х10^-11 Нхм^2/кг^2)
- Переводим граммы в килограммы. Каждая книга получается по (0,6) кг.
- По формуле закона всемирного тяготения: (F=Gtimesfrac{m_1times m_2}{r^2}) вычисляем силу притяжения между книгами.
- Произведя математические вычисления получаем ответ: книги притягиваются друг к другу с силой приблизительно равной (2,4) Н.
Сила упругости
Задача:
К покоящейся на горизонтальной поверхности системе, которая состоит из куба массой 1 кг и 2-х пружин, приложена постоянная горизонтальная сила величиной 25 Ньютонов. Между кубом и поверхностью трения нет. Жесткость первой пружины составляет (450 Н/м), жесткость второй пружины (550 Н/м). Определите удлинение пружин.
Решение:
- Записываем в столбце «Дано» данные, которые нам известны: (m=1) кг,( F=25) Н, (k_1=450) Н/м, (k_2=550) Н/м, (Delta l_1=?), (Delta l_2=? )
- Согласно 3-му закону Ньютона (F=F_упр)
- По закону Гука (F_упр=F=ktimesDelta l) отсюда выводим формулы для нахождения удлинения пружин: (Delta l_1=frac F{k_1}) и (Delta l_2=frac F{k_2})
- Подставляем известные нам числовые значения в формулы и получаем ответ: (6 см) — удлинение первой пружины, (5 см) — удлинение второй пружины.
Работа, энергия, мощность
Задача:
С плотины с высоты 20 м каждую минуту падает (18000 м^3) воды. Какая при этом выполняется работа.
Решение:
- Запишем известные нам условия: (h= 20 м), (V=18000 м^3), (t=1) мин, (A=?) Также из условий задачи мы знаем вещество — воду, а значит по таблице плотности веществ, находим значение плотности воды: ( p=1000 кг/м^3). А так как вода падает с высоты вертикально вниз, в процессе участвует ускорение свободного падения (g=9,8 м/с^2.)
- Переводим минуты в часы: (1) минута=(60) секунд.
- Найти работу можно по формуле: (A=Ftimes S)
- В данных условиях (S=h), а (F=gtimes m)
- В условиях задачи нет значения массы тела, но мы помним, что массу можно найти по формуле: (m=ptimes V)
- Формула нахождения работы приобретает следующий вид: (A=ptimes Vtimes gtimes h)
- Подставляем известные числовые значения в формулу и получаем ответ: работа = 3 528 000 000 Дж = 3 528 МДж.
Закон сохранения энергии и импульса
Задача:
Тепловоз массой 130 тонн приближается со скоростью 2 м/с к неподвижному составу массой 1170 тонн. С какой скоростью будет двигаться состав после сцепления с тепловозом?
Решение:
- Записываем известные нам данные: (m_1=130) тонн, (V_1=2) м/с, (m_2=1170) тонн, (V_2=0) м/с, V=?
- Согласно закону сохранения импульса (m_1times V_1+m_2times V_2=m_3times V_3)
- Из этой формулы получаем уравнение для нахождения скорости состава после сцепления: (V_3=frac{m_1times V_1}{m_1+m_2})
- Подставляем известные нам значения в формулу и получаем искомую скорость, равную (0,2) м/с.
Статика
Статика — третий раздел механики, который изучает механические системы в условиях равновесия и действие приложенных к ним сил.
Для решения задач по статике необходимо обязательно рисовать схемы, иллюстрирующие заданные процессы, определять модули и направления сил, пользоваться законами сопротивления материалов.
Статика включает в себя следующие разделы:
- равновесие тел;
- давление в жидкостях и газе;
- закон Архимеда.
Равновесие тел
Давление в жидкостях и газе
Задача:
Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 метров, искусный ныряльщик — на 20 метров. Определите давление воды в море на этих глубинах.
Решение:
- Записываем известные нам данные из условия задачи: (h_1)=250 м, (h_2) =20 м, (p=1030 кг/м^3), (g=9,8) Н/кг, (p_1=?,) (p_2=?)
- По формуле (P_1=ptimes gtimes h_1) определяем давление воды для водолаза, оно будет равно примерно 2524 кПа.
- По формуле (P_2=ptimes gtimes h_2) определяем давление воды для ныряльщика, получаем величину, равную 202 кПа.
Закон Архимеда
Задача:
Сила Архимеда, которая действует на полностью погруженное в керосин тело, равна 1,6 Н. Найдите объём этого тела.
Решение:
- Фиксируем вводные: (F_а=1,6) Н, (p=800 кг/м^3), (g=9,8) Н/кг, (V=?)
- Из формулы: (F_а=ptimes gtimes V) выводим формулу для вычисления объема: (V=frac F{ptimes g})
- Подставляем числовые значения в формулу и считаем объем, получается примерно (0,0002 м^3.)
Молекулярная физика
Молекулярная физика — это один из разделов физики, описывающий физические свойства объектов путем изучения их молекулярного строения.
В основе всех задач по молекулярной физике лежит уравнение молекулярно-кинетической теории: (P=frac13times m_0times ntimes V_2)
Термодинамика
Термодинамика — физический раздел, который изучает общие свойства макроскопических систем, способы передачи и превращения энергии в них.
В раздел термодинамики входят следующие темы:
- теплота сгорания топлива;
- изменение внутренней энергии тела при совершении работы;
- внутренняя энергия идеального газа;
- первый закон термодинамики;
- КПД теплового двигателя.
Теплота сгорания топлива
При решении задач на сгорание топлива, важно помнить про удельную теплоту сгорания каждого вида топлива.
Задача:
Чему будет равно количество теплоты, которое выделится при полном сгорании пороха массой 25 грамм?
Решение:
- Записываем исходные данные: (m=25) г, удельная теплота сгорания пороха (q=0,38times10^7) Дж/кг, (Q=?)
- По формуле (Q=qtimes m) определяем теплоту сгорания и получаем 95 кДж.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы
Задача:
Вычислите внутреннюю энергию 1 килограмма воды при ее нагревании на 2 Кельвина.
Решение:
- Записываем известные и неизвестные величины из условий задачи: (m=1) кг, (T=2)К, (U=?), не забываем про удельную теплоемкость воды (c=4200) Дж/кгхК.
- Количество теплоты, которое получит вода, будет затрачено на изменение ее внутренней энергии, т.е. (U=Q).
- (Q=ctimes mtimes T) следовательно, (U=ctimes mtimes T)
- Подставляем числовые значения в формулу и получаем ответ: 8400 Дж.
Внутренняя энергия идеального газа, первый закон термодинамики
При решении таких задач важно помнить про молярную массу вещества и универсальную газовую постоянную.
Задача:
Чему будет равна внутренняя энергия гелия массой 200 грамм при условии, что температура будет увеличена на 20 Кельвинов?
Решение:
- Фиксируем известные величины: (m=200) г, (Delta T= 20) К., молярная масса гелия (M=0,004) кг/моль, мольная теплоемкость для одноатомного газа (R=8,31) Дж х моль/К, (Delta Q=?)
- Согласно первому закону термодинамики, рассчитываем изменение внутренней энергии по следующей формуле: (Delta Q=frac{3m}{2M}times Rtimes Delta T)
- Путем математических вычислений получаем ответ: 12,5 кДж.
КПД теплового двигателя
Задача:
Определите КПД нагревающего устройства, которое расходует 80 грамм керосина при нагревании 3 литров воды на 90 Кельвинов.
Решение:
- Зафиксируем известные нам данные: (m_2=80) г, (V_1=3) л, (T=90) К, (eta=?) Из условий задачи мы также знаем удельную теплоемкость воды (c_1=4200) Дж/кгхК, плотность воды (p_1=1000 кг/м^3), удельную теплоту сгорания керосина (q=43) МДж/кг.
- Приводим данные величины к международным единицам измерения: массу — в килограммы, объем — в (м^3).
- Коэффициент полезного действия определяется по формуле: (eta=frac{A_п}{A_з})
- (A_п) равна количеству теплоты ((Q)), которое необходимо для изменения температуры воды. (A_п=Q=ctimes mtimes T.) Массу воды найдем по формуле: (m_1=p_1times V_1)
- (A_з) равна количеству теплоты, выделенному при сгорании керосина массой 80 грамм, следовательно, (A_з=qtimes m_2)
- Подставив все известные величины в формулу, получаем ответ: КПД = 0,33.
Электростатика
Электростатика — это раздел физики об электричестве, который изучает взаимодействие электрических зарядов, находящихся в неподвижности.
К задачам по электростатике относятся задачи на :
- закон Кулона;
- напряженность и работу электростатического поля;
- электроемкость.
Закон Кулона
Задача:
Определите силу взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов по 1 микро кулону, которые находятся на расстоянии 30 сантиметров друг от друга.
Решение:
- Запишем исходные данные: (Q_1=1) мкКл, (Q_2=1) мкКл, (r=30) см, (F=?) Не забываем про коэффициент пропорциональности (k=9х10^9 Нхм^2/Кл^2).
- Переведем микро кулоны в кулоны, сантиметры — в метры.
- Силу находим по формуле: (F=frac{q_1times q_2}{r^2})
- Подставляем числовые значения в формулу и получаем ответ: 0,1 Н.
Напряженность электростатического поля
Задача:
На заряд ( 2,7х10^-6) Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015 Ньютонов. Определите напряженность поля в этой точке.
Решение:
- Записываем условия: (q=2,7х10^-6) Кл, (F=0,015) Н, (E=?)
- Формула для определения напряженности электрического поля: (E=frac Fq)
- Подставляем числовые значения в формулу и определяем напряженность: 6000 Н/Кл.
Электроемкость
Задача:
При напряжении 220 вольт заряд на конденсаторе составляет 30 мкКл. Какова электроемкость этого конденсатора?
Решение:
- Записываем «Дано»: (U=220) В, (q=30) мкКл, C=?
- Приводим единицы измерения к международным стандартам — кулонам: (3times10^{-6}) Кл.
- По формуле (C=frac qU) определяем электроемкость и получаем величину, равную (13,6) мкФ.
Электродинамика
Электродинамика включает в себя два больших раздела:
- Постоянный и переменный ток.
- Магнитное поле.
Постоянный и переменный ток
К задачам на постоянный и переменный ток относятся задачи на:
- закон Ома для участка цепи;
- закон Ома для полной цепи;
- работа и мощность тока.
Задача на закон Ома:
По медному проводнику длиной 40 метров и площадью сечения 2 (мм^2) протекает ток 5 Ампер. Чему равно напряжение на концах этого проводника?
Решение:
- Записываем известные и искомую величины:( l=40м), (S=2 мм^2), (I=5A), (U=?) Из условий мы также можем знать плотность меди (p=0,017 Ом) ( мм^2/м).
- Согласно закону Ома (I=frac UR) отсюда (U=U=Itimes R)
- Сопротивление определяем по формуле: (R=ptimesfrac lS)
- Подставляем числовые данные, находим сопротивление. Оно равно 0,34 Ом.
- Находим значение напряжения: 1,7 В.
Задача на работу и мощность тока:
Определите мощность и работу электродвигателя вентилятора за 10 минут, если при напряжении 220 Вольт сила тока в электродвигателе составила 1 Ампер.
Решение:
- Записываем условия: (t=10) мин, (U= 220) В, (I=1 А), (P=?) (A=?)
- Переводим минуты в секунды, получаем 600 секунд.
- По формуле (P=Itimes U) определяем мощность тока. Она равна 220 Вт.
- По формуле (A=Ptimes t) находим работу, получаем 132000 Дж или 132 кДж.
Магнитное поле
К задачам раздела «Магнитное поле» относятся задания на:
- силу Ампера;
- силу Лоренца;
- магнитный момент, индукцию и самоиндукцию, энергию магнитного поля.
Задача на силу Ампера:
Прямолинейный проводник имеет массу 2 килограмма и длину 0,5 метра. Его поместили в однородное магнитное поле, которое перпендикулярно линиям индукции 15 Тесла. Какой силы должен быть ток, проходящий по нему, чтобы этот проводник висел, а не падал?
Решение:
- Записываем вводные: (m=2) кг, (l=0,5) м, (B=15) Тл, (alpha= 90) градусов, (g=10 м/с^2), (I=?)
- Формула для определения силы ампера: (F=Itimes Btimes ltimessinalpha) отсюда (I=frac F{Btimes ltimessinalpha})
- Находим (F) по формуле: (F=mtimes g)
- Соответственно, силу тока можно найти по формуле: (I=frac{mtimes g}{Btimes ltimessinalpha})
- Производим математические вычисления и получаем ответ: 2,67 А.
Задача на силу Лоренца:
Чему равна сила Лоренца, которая действует на электрон, движущийся в магнитном поле по окружности радиусом 0,03 метров, если скорость электрона (10х10^6 м/с), а масса электрона (9х10^-31) килограмм?
Решение:
- Записываем данные: (r=0,03) м, (V=10х10^6 м/с), (m=9х10^-31) кг, (F_л=?)
- Сила Лоренца определяется по формуле: (F_л=mtimes a_ц)
- В свою очередь, (a=frac{V^2}R)
- Все данные известны, подставляем численные значения в формулу и получаем силу Лоренца, равную (3х10^-15 Н).
Задача на магнитный поток и ЭДС индукции:
Колебания и волны
В разделе физики «Колебания и волны» изучают следующие темы:
- механические гармонические колебания математических маятников;
- пружинный маятник;
- энергия механических колебаний;
- механические волны;
- колебательный контур;
- электромагнитные волны.
Задача на колебания математического маятника:
Задача на пружинный маятник:
Задача на колебательный контур:
Для того, чтобы задания по физике решались совсем легко, предмет нужно полюбить. Если это не про вас, не переживайте! Посвящайте свое время любимым дисциплинам и хобби, а физику оставьте для профессионалов Феникс.Хелп.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.