Как правильно составить задачу в подготовительной группе

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «Составление и решение задач»

возрастная группа: подготовительная.

                                                                                       Выполнил:

воспитатель

Сунагатуллина З.Р. имеющаяся категория: соответствие занимаемой должности.

г. Туймазы 2020 г.

Программное содержание:

Образовательные: учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, применяя арифметические знаки «+», «-», «=». Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, решение ответ. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие: развивать  логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, воображение. Способствовать  развитию связной речи.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Дидактический наглядный материал:  

Демонстрационный материал: 2 картинки с изображением аквариумов с кармашками, 2 рыбки, карточки с цифрами 7,2,9 на магнитах, образцы для проверки графического диктанта и расположения геометрических фигур.

Раздаточный материал:  листы бумаги в клетку, простые карандаши для графического диктанта, подносы с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб), квадратный лист бумаги на каждого ребенка.

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём.

Ход организованной образовательной деятельности.

  1. Вводная часть. 

Дети сидят за столами. Воспитатель обращает внимание на посадку детей.

Воспитатель:  Дети,  сегодня  мы  с  вами  продолжим занимательное путешествие по стране математике, где нас ждут  различные математические задания, числа, мы свами будем составлять, и решать задачи. Вам нужно быть внимательными и правильно отвечать на вопросы.

  1. Основная часть.

Итак, первое задание – интеллектуальная разминка.

Сколько дней в неделе? (7)

Назовите выходные дни (суббота и воскресенье)

Сколько рабочих дней в неделе? (5)

Сколько углов у треугольника? (3)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Какие арифметические знаки вы знаете? (+, – , =, <, >)

Назовите соседей числа 5 (4,6)

Какое число находится между 7 и 9 (8)

Назови число, следующее за числом 3 (4)

Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Сколько месяцев в году? (12)

Воспитатель:  Молодцы! Следующее задание – графический диктант. Перед вами листы бумаги. Пододвиньте их к себе, возьмите правильно простые карандаши. Поставьте карандаш на красную точку. От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Что у вас получилось?

Дети: Ключ.

Воспитатель:  (вывешивает на доску образец ключа, который должен получиться) Вот такой ключ у вас должен получиться. Он поможет вам открыть дверь к знаниям.

Воспитатель:  А теперь мы с вами будем составлять и решать задачи. Для этого нам надо вспомнить, из каких частей состоит задача?

Дети: Части задачи-это условие, вопрос, решение, ответ (2 индивидуальных ответа)

Воспитатель:  Сколько чисел должно быть в условии задачи?

Дети: В условии задачи должно быть два числа.

Воспитатель:  С какого слова начинается вопрос задачи?

Дети: Со слова «Сколько».

Воспитатель:  Правильно. А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети: Задачу нужно решить.

Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на эту картинку (воспитатель прикрепляет на доску картинку – аквариум с 7-ю рыбками) Художник нарисовал рыбок в аквариуме. Сколько рыбок он нарисовал?

Дети: Он нарисовал 7  рыбок.

Воспитатель: (добавляет 2 рыбки) А потом он нарисовал еще 2 рыбки. Какую задачу мы можем составить?

Дети: Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки. Сколько всего рыбок нарисовал художник? (2 ответа)

Воспитатель: Какое условие в задаче?

Дети:  Художник нарисовал 7 рыбок в аквариуме, а потом нарисовал еще 2 рыбки.

Воспитатель: Какой вопрос в задаче?

Дети:  Сколько всего рыбок нарисовал художник?

Воспитатель: Повторите задачу еще раз  (повторяют)

Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как добавили еще 2 рыбки?

Дети:  Рыбок стало больше.

Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?

Дети:  При помощи сложения.

Воспитатель: Какие числа мы будем складывать?

Дети:  7 и 2

Воспитатель: К какому числу будем прибавлять?

Дети:  К числу 7.

Воспитатель:  Какое число будем прибавлять  к числу 7?

Дети:  Число 2.

Воспитатель:  Какой знак мы будем использовать в решении задачи?

Дети:  Знак «плюс»

Воспитатель:  Какое решение будет у задачи?

Дети:  7+2=9

Воспитатель:  Альберт, выйди к доске и обозначь цифрами и знаками решение задачи. Какой ответ будет у задачи?

Дети:  Художник нарисовал всего 9 рыбок.

Воспитатель:  Молодцы. А теперь немного отдохнем.

Физминутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
(наклоны головой вправо- влево)
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(наклоны туловищем вправо-влево)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(руки в виде крыши над головой)
Прокукует птичка время,
(пружинка)
Снова спрячется за дверью,
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга
(вращения руками)

Воспитатель:  Сели правильно и приготовились работать дальше. Художник решил пересадить двух рыбок в другой аквариум (вывешивает на доске второй аквариум и отселяет туда двух рыбок) Какую задачу мы можем составить теперь?

Дети:  В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум. Сколько рыбок осталось в первом аквариуме? (2 ответа)

Воспитатель: Какое условие в задаче?

Дети:  В аквариуме было 9 рыбок. 2 рыбки переселили в другой аквариум.

Воспитатель: Какой вопрос в задаче?

Дети:  Сколько рыбок осталось в первом аквариуме?

Воспитатель: Повторите задачу еще раз (повторяют)

Воспитатель: Скажите, больше или меньше стало рыбок в аквариуме после того, как  переселили  2 рыбки?

Дети:  Рыбок стало меньше.

Воспитатель: При помощи какого действия нужно решить задачу?

Дети:  При помощи вычитания.

Воспитатель: Правильно. Мы из большего числа будем вычитать меньшее число. Из какого числа мы будем вычитать?

Дети:  Из 9 будем вычитать 2.

Воспитатель:  Какой знак будем использовать в решении задачи?

Дети:  Знак «минус»

Воспитатель:  Какое решение будет у задачи?

Дети:  9 – 2=7

Воспитатель:  Дамир выйдет к доске и обозначит решение задачи цифрами и знаками. Какой ответ будет у задачи?

Дети:  В первом аквариуме осталось 7 рыбок.

Воспитатель:  Молодцы, вы очень хорошо справились с решением задач.  Следующее  задание  —  задачи и рассказы.  Необходимо определить, что является задачей, чем отличается она от рассказа.

1.На клумбе расцвело 7 роз, за ночь распустились еще две розы. Стало очень красиво. (Не задача, так как нет вопроса)

2.Бабушка пришила сначала 4 пуговицы, а потом —  остальные. Сколько всего пуговиц пришила бабушка? (не задача, так как неполное условие)

3.Четыре спелых груши

На веточке качались.

Две груши съел Павлуша.

Они оказались очень вкусными  (не задача, так как нет вопроса)

4.В лесу колдунья для зелья сорвала 6 мухоморов, затем еще 1 мухомор. Сколько всего грибов собрала колдунья? (повторить задачу, определить условие, вопрос, найти  решение, ответ).

Воспитатель:  Последнее задание для вас будет такое.

Возьмите квадратный лист бумаги и выложите на листе геометрические фигуры. Квадрат положите  в правый верхний угол, треугольник – в правый нижний угол; круг – в верхний  левый угол; прямоугольник – в нижний левый угол; В центр квадрата положите ромб (вывешивает на доску образец, который должен получиться)

Расскажите, где какие фигуры лежат.

Дети:  Квадрат  лежит в правом верхнем углу, треугольник в правом нижнем углу, круг – в левом верхнем углу, прямоугольник – в нижнем левом углу, ромб – в середине.

  1. Итог.

Воспитатель:  Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Назовите части задачи еще раз.

Дети отвечают.

Ход занятия

Воспитатель:
Дети, вы любите сказки?

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по
одной из них. Название этой сказки вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Формой он похож на мяч.
Был когда – то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали ? (Колобок)
Воспитатель: Правильно, это Колобок. Главный герой пришел к нам
на занятие (Воспитатель берет в руки колобка). Испекла бабка колобок и на
окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок!

Помните, сколько опасностей было на его пути?
Но сегодня мы постараемся ему помочь избежать
неприятностей.

Поэтому вы должны быть внимательными и быстро
находить правильные ответы.

Интеллектуальная
разминка ( с мячом)

Сколько дней в недели? (7)
Сколько углов у квадрата?(4)
Сколько лап у двух гусей?(4)
Сколько хвостов у пяти коров?(5)
Какие арифметические знаки вы знаете?
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Если стол выше стула, то стул…?
Назови соседей числа 5,6,7.
Назови число, следующее за числом 5. (6)
Сколько месяцев в году? (12)
Как называются все фигуры с четырьмя углами?
(четырехугольники).

Воспитатель: Вам понравилась игра? А мне понравились ваши
правильные ответы.

А теперь проходите на свои места.
Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу.
Катится колобок, а навстречу ему заяц.
Колобок: Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?
Заяц: Здравствуйте. Я попал в капкан, помогите мне
освободиться.

Воспитатель: А что мы должны сделать?
Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать
капкан, только чи тать я не умею.

Воспитатель(берет записку)
Не волнуйся, мы тебе поможем. Дети нам нужно
выполнить непростое задание. Давайте разомнем пальцы.

Стоит в поле теремок
На двери висит замок
Открывает его волк
Дерг – дерг, дерг-дерг
Пришел Петя – петушок
И ключом открыл замок.
Графический
диктант « Ключ»

Воспитатель: от точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1кл. влево, 3
кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл.
вниз,1кл. влево, 6 кл вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Вы догадались для чего он нужен?
(Чтобы
открыть капкан)

Заяц: Спасибо вам , друзья, вы верно выполнили задание.
Капкан открылся, и я снова могу прыгать и веселиться. Попрошу вас еще отгадать
одну загадку:

Нет ног, а хожу,
Рта нет, а скажу
Когда спать, когда вставать, когда работу
начинать. (Часы)

Нарисуйте стрелки на первых часах так, чтобы они
показывали 8 часов, на вторых 2 часа, на третьих 5 часов. Правильно. До
свидания.

Воспитатель: А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.
Колобок: От чего грустишь, зубастый?
Волк: Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решать задач!
Помогите мне ребята
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам.
Воспитатель: Дети, давайте научим волка составлять и решать
задачи.

(Составление
и решение арифметической задачи на наглядной основе)

Воспитатель: Посмотрите, сколько зайцев сидят
под елкой? (4)

Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель
ставит еще з).

Давайте составим про них задачу.
Воспитатель:
О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под елкой)
Сколько их было сначала? (4)
Сколько прибежало потом?(3).
Зайцев меньше или больше стало ? (Больше).
Если больше, то что нужно сделать сложить или
вычесть? (Сложить)

А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев под
елкой?)
. Составим задачу.

Ребенок: Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3.
Сколько зайцев стало под елкой?

Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок пишет мелом
на доске решение 4+ 3 = 7)

Воспитатель: Придумайте, дети, свою задачу на вычитание. Запишите
в тетрадях решение.

Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что
научили меня решать задачи. До свидания.

Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас
покажем колобку, что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.

Физкультминутка
1
ребенок:
 Мы на плечи руки
ставим, Руки к плечам,

Начинаем их вращать, круговые вращения,
Так осанку мы исправим, плечами вперед
Один, два, три, четыре, пять. и назад.
2.ребенок: Чтоб получше нам размяться, Наклоны вперед
Будем ниже наклоняться. и назад
Наклоняемся вперед,
А потом наоборот.
3.ребенок: Вот еще одно заданье – Приседания
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Один, два, три, четыре, пять.
4.ребенок: Мы попрыгаем немножко Прыжки на месте
бенок:И пройдемся по дороге ходьба на месте
За столы садимся дружно садятся
Нам теперь учиться нужно.
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо
, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста. Я обещала деткам своим лисятам
показать картинку, а у меня только одна осталась….не цветная (На фланелеграфе
картинка – образец). Подул ветер и вся картинка порвалась! . Вы не смогли бы их
сложить.

Дидактическая
игра «Танграм»

(Рассматриваем
образец. Воспитатель задает вопросы
)
Воспитатель: Из каких геометрических состоит изображение лисы?  (Лиса благодарит за
помощь, прощается и уходит).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке
вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что
понравилось? Какое задание было самым трудным?

Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны,
сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем
помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.

Колобок:
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый – просто молодец!
Путешествию – конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите,
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!

Картинки по запросу клетчатый лист на печать
 

Методика введения структуры задачи и работа над задачей в подготовительной к школе группе

Автор: Цапаева Елена Витальевна

Организация: МБДОУ «Колокольчик»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.

Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.

Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. При решении задач ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка.

Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, помогает усвоению логических связей и количественных отношений. Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, вниманию, то есть обеспечивает воспитательнобразовательный эффект.

Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками:

Простые задачи, т. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На дереве сидело две птички, прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве?).

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»).

К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);

б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они делятся на:

  • задачираматизации;

  • задачиллюстрации;

  • устные задачи;

  1. Особенность задачраматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. то, что они только что делали или обычно делают (пример). В задачахраматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задачраматизаций наиболее доступна детям.

  2. Особое место в системе наглядных пособий занимают задачиллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачахраматизациях все предопределено, то в задачахллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжета, эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.

Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.

  1. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач

Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.

Первый этап – подготовительный.

Основная цель этого этапа – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение множеств, выделение части множества. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть – целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на…», «меньше на…».

Учитывая наглядноейственный и нагляднобразный характер мышления детей, работа над множествами проводится на конкретных предметах (отсчитать и положить на карточку шесть грибов, а затем добавить еще 1 гриб. «Сколько всего стало грибов? Почему их стало семь? К шести грибам прибавили 1 (показывает на предметах) и получили семь. На сколько стало больше грибов

Второй этап Основная его цель – учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачахраматизациях. Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачи подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?».

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 (для чего это нужно?). Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.

Например, воспитатель просит ребенка, принести и поставить в стакан семь флажков, а в другой – один флажок. Эти действия и будут содержанием задачи, которую составляет воспитатель. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двоерое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?»). Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно начинается со слова сколько.

Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные. Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов .

Закрепляя эти знания можно предложить детям преобразовать загадку или рассказ в задачу.

Также, продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных. Например, воспитатель предлагает следующий текст задачи: «Лене я дала гусей и уток. Сколько птиц я дала Лене?» В обсуждении этого текста выясняется, что такой задачи решить нельзя, так как не указано, сколько было дано гусей и сколько – уток, детям предлагается исправить ошибку.

Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, можно предложить детям задачу, выпустив при этом одно числовое данное: «Сережа держал в руках четыре воздушных шарика, часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Сережи?» Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указано, сколько шариков улетело, опять детям предлагается исправить ошибку.

После таких упражнений можно подвести детей к пониманию составных частей задачи. Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии содержатся отношения между числовыми данными. Анализ условия подводит к пониманию известных данных (условие это то, что нам известно) и к поискам неизвестного (вопрос). Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу – это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить с данными числами, чтобы получить ответ.

Таким образом, структура задачи включает четыре компонента :

  • условие;

  • вопрос;

  • решение;

  • ответ.

Наглядно структуру задачи дошкольником хорошо представить в виде наглядной модели «ПИРАМИДКА», где каждое звено пирамидки обозначает компонент задачи, если выпустили один из компонентов, то пирамидка не соберется, детям будет видно, что они допустили ошибку.

Выяснив структуру задачи, следует перейти к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос.

Формулируя вопрос, дети, как правило, употребляют слова: стало, осталось (стоит обратить внимание, что при постановке вопроса, дети часто употребляют ошибочно слово «стало», как в задачах на сложение, так и на вычитание). Следует показывать им, что формулировка вопроса в задачах на сложение может быть разной, в вопросе можно употреблять глаголы, отражающие действия по содержанию задачи (Прилетели, купили, выросли, гуляют, играют и т. д.).

Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа – учить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым, выбор арифметического действия. (Например, «На площадке гуляли 3 мальчика, 1 ушел домой. Сколько осталось мальчиков?» Назовите условие задачи, что нам известно? Назовите вопрос (что надо узнать). Если 1 мальчик ушел, мальчиков стало больше или меньше? Если стало меньше, то надо прибавить или вычесть?)

Следует помнить, что обучающее значение задач на сложение и вычитание состоит не столько в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.

Итак, на втором этапе работы над задачами дети должны:

а) научиться составлять задачи;

б) понимать их отличие от рассказа и загадки;

в) понимать структуру задачи;

г) уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомыми.

Задача третьего этапа – учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера. («Запись» производится при помощи карточек с изображенными на них цифрами и знаками.)

Прежде всего, детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным (карточка с изображением задачи, по которой дети придумывают задачу). «На полянке гуляло 3 зайчика, к ним прискакал еще 1», – говорит 1 ребенок. «Сколько зайчиков гуляло на полянке?» – формулирует вопрос другой ребенок. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос. Выслушав ответы нескольких детей, он задает им новый вопрос: «Как вы узнали, что зайчиков стало 4?» Дети отвечают, как правило, поазному: «Увидели», «Сосчитали» и т.п. Теперь можно перейти к рассуждениям: «Больше стало зайчиков или меньше, когда прискакал еще один?» «Конечно, больше!» – отвечают дети. «Почему?» – «Потому что к трем зайчикам прибавили еще одного зайчика». Детям объясняется, что это называется действием сложения. На основе предложенного наглядного материала составляются еще однаве задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действие сложения и давать ответ на вопрос.

На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями: «К трем красным кружкам прибавим один синий кружок и получим четыре кружка». Но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала: «Какое число прибавили к какому?» Теперь уже при формулировке арифметического действия числа не именуются. Спешить с переходом к оперированию отвлеченными числами не следует. Такие абстрактные понятия, как «число», «арифметическое действие», становятся доступными лишь на основе длительных упражнений детей с конкретным материалом.

Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к обучению формулировке вычитания. Работа проводится аналогично тому, как это описано выше.

Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+ 1=4).

Упражняя детей в формулировке арифметического действия, полезно предлагать задачи с одинаковыми числовыми данными на разное действие. Например: «У Саши было три воздушных шара. Один шар улетел. Сколько шаров осталось?» или: «Коле подарили три книги и одну машину. Сколько подарков получил Коля?». Устанавливается, что это задачи на разное действие. Важно при решении задач обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа на вопрос задачи.

Список использованной литературы:

  1. Белошистая А. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 298 c.

  2. «Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4—7 лет Т. Доронова и др. — М.: Просвещение, 2012. — 506 c.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Вераксы, Томаровой, Масильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

  2. Репина Г. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

  3. Фрейлах Н. Методика математического развития. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2006. – 208с

  4. Щербакова Е.Л. Методика обучения математике в детском саду. — М.: Просвеение, 2010. – 227 с.

Опубликовано: 04.12.2015

Населенный пункт: ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск

Образовательная область «Познание»

Раздел: «Формирование элементарных математических представлений».

Тема: Решение арифметических задач.

Цель. Учиться составлять и решать арифметические задачи.

Задачи:

Образовательные. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до часа.

Развивающие. Развивать логическое мышление.

Воспитательные. Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Дидактический наглядный материал:

демонстрационный: доска, указка, картинки с изображением машин (на одной картинке 2 машины), на другой – 4 машины едут по направлению к двум машинам); самолетов (7 самолетов на аэродроме, 5 взлетающих самолетов), , макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками.

Раздаточный материал. Листы бумаги для решения задач, цветные карандаши, макеты часов (на 4 подгруппы детей), карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.

Ход занятия:

1.Организационный  момент

Загадка.

Нет ног, а ходим,

Рта нет, а скажем:

Когда спать, когда

Когда работу начинать (часы).

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Определяем время»

Скоро вы, ребята, пойдете в школу и вам необходимо уметь определять время.

Когда ложиться и вставать,

 Когда игру нам затевать,

Когда садиться за урок,

 Когда с малиной есть пирог –

Нам всё часы покажут точно,

            Чтоб на вопрос: “Который час?” –

Ответить мог ты всякий раз.

Давайте вспомним, как называется короткая стрелка на часах? (часовая)

А длинная? (минутная)

На зарядку, как зайчата,

По утрам бегут ребята.

Вспомните, в какое время мы начинаем делать   зарядку (ответы детей: в 8 часов).

У вас на столе у каждого есть макет часов, предлагаю вам установить это время на часах (дети устанавливают стрелки и рассказывают, что минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая часовая – на цифре 8).

Наше занятие начинается в 9 часов. Давайте поставим стрелки часов  на 9 часов.

Сколько времени на часах поставил Саша?  Скажи, как ты определил время?  (Длинная минутная стрелка находится на цифре 12, а короткая- часовая на цифре 9).

Что начинается раньше, занятие или зарядка?  (зарядка).

На сколько занятие по математике начинается позже утренней гимнастики? (на 1 час).

На сколько утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике (на 1 час).

Скажите мне, сколько минут в одном часе? (60 минут).

Правильно, минутная стрелка проходит один круг – это значит прошел один час. (Воспитатель показывает на макете).

2. Игровое упражнение «Составим задачу»

На доске  картинка, на которой изображены 2 машины, на второй – 4 машины едут по направлению к 2 машинам. Дети рассматривают изображение.

Давайте вспомним, как решать задачи.

Сколько частей в задаче?  

Как называется каждая часть в задаче? (две части: условие и вопрос).

С помощью какого арифметического действия можно решить задачу? (Плюс и минус (сложения и вычитания)).

Вспомним последовательность составления задачи. Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче.

Составьте задачу по картинкам. 

Дети составляют задачу: в гараже стояло 2 машины. Потом заехало еще 4 машины.

Что вы хотите узнать, задайте вопрос?

Сколько машин стало в гараже?

Чтобы вам легче было понять и решить задачу, мы будем рисовать модель, т.е. рисунок к задаче. Воспитатель помогает составить модель задачи, используя круги двух цветов.

Условие задачи. Давайте нарисуем модель задачи на листочках.

Рисуем круг и внутри круга 2 точки – это столько машин стояло в гараже?  

Столько машин приехало потом – 4, рисуем рядом второй круг с 4 точками.

Больше стало машин или меньше после того, как приехало еще 4 машины? (ответы: машин стало больше).

Значит, обведем эти 2 круга вместе.

Как можно решить задачу с помощью цифр? (к  двум прибавить четыре).

Значит,  сколько всего машин в гараже? (ответы детей: 6 машин стало в гараже).

3. Динамическая пауза «Дикие животные»

4. Решение задачи на вычитание.

На доске картина, где нарисованы самолеты.

Где стоят обычно самолеты? (На аэродроме).

Сколько самолетов на аэродроме?        Диана, составь задачу.

«На аэродроме было семь самолетов, 5 самолетов улетело. Сколько самолетов осталось на аэродроме?»

С помощью воспитателя Даша рисует модель задачи на доске, дети на листочках.

Нарисуем круг – аэродром. А в нем рисуем точками сколько было самолетов – 7 точек.

А т.к. 5 самолетов улетело, то прямой линией отделяем 5 точек.

Самолетов стало больше или меньше? (ответы: самолетов стало меньше).

Запишите задачу с помощью цифр и решите.

Дима, скажи, сколько самолетов осталось на аэродроме? (2 самолета осталось на аэродроме).

«Развлекательные задачки» (устный счет).

Итог.

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?

Консультация

«Составление и решение задач в подготовительной группе по математике»

по Метлиной Л.С.

Обучение сложению и вычитанию – одна из основных задач математической работы в первом классе. В детском саду проводят главным образом подготовительную работу.

Дети осваивают вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Работа эта позволяет понять смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать, устанавливать взаимосвязи между величинами.

Дошкольники решают простые задачи в одно действие, главным образом прямые, т.е. такие, где арифметическое действие с предметами (добавили – стало больше, убавили- стало меньше). Это задачи на нахождение суммы и остатка. Учет прибавлять и вычитать с начало число 1, потом число 2, а затем 3.

Этапы обучения решению задач.

На первом этапе необходимо научить детей составлять задачи и помочь им осознать, что в содержании задач находит отражение окружающая жизнь.

Они усваивают структуру задачи, выделяют условие и вопрос, осознают особое значение числовых данных. Помимо этого, они учатся решать задачи, сознательно выбирать и формулировать действие сложения или вычитания, вникать в смысл того, к каким количественным изменениям проводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче (больше или меньше стало или осталось).

Дети учатся давать полный, развернутый ответ на вопрос задачи. Числовой материал в этот период либо ограничивают первым пятком, либо в пределах второго пятка прибавляют или вычитают 1.

На втором этапе дети учатся не только обоснованно выбирать действие сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а позже 3.

Обучение детей составлению задач.

Для того, чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима полная предметная наглядность.На первом занятий воспитатель дает детям общее представление о задаче, учит практически составлять условие и ставить вопрос к ней. Основное внимание уделяют пониманию детьми смысла количественных изменений, к которым приводят те или иные действия с предметами. Соединили 2 группы предметов: к одной группе добавили другую – становится больше предметов чем было. Отделили столько-то предметов, убавили – предметов стало меньше, чем было.

Первые 1-2 задачи составляет воспитатель, описывая в них те действия, которые дети выполнили по его указанию:

«Сережа поставил на стол 3 матрешки, Вера принесла еще 1 матрешку. Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа?»

Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи: Сколько матрешек Сережа поставил на стол? Сколько матрешек принесла Вера? Больше или меньше стало матрешек после того, как Вера принесла еще 1?

Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа? Больше или меньше у нас получилось матрешек, чем поставил Сережа? Почему?

Воспитатель говорит, что я составила задачу, а вы ее решили. Теперь мы будем учиться составлять и решать задачи.

Вспоминают задачу, которую только что решили. Воспитатель объясняет, как составлена задача: «Сначала рассказано о том, сколько матрешек поставил на стол Сережа, и сколько матрешек принесла Вера, а затем поставлен вопрос, сколько всего матрешек принесли Сережа и Вера. (4 матрешки).

Решив задачу, вы правильно ответили на вопрос. Важно отметить необходимость давать точный, развернутый ответ на вопрос задачи. Если ребенок упускает что-либо, например, говорит лишь о количестве предметов ( 4 матрешки), воспитатель замечает, что непонятно, о каких матрешках идет речь. Полезно давать задания одновременно всем детям, предлагать придумать задачу о том, что они сделали: « На верхнюю полоску положите 5 кружков, а на нижнюю 1 кружок». Расскажите о том, что вы сделали. Это то, что мы знаем. А что надо узнать? Какой вопрос надо задать? На первых двух занятиях дети должны научиться элементарно анализировать задачи.

Знакомство со структурой задачи.

Со структурой задачи дети знакомятся на 2 или 3 занятии: они узнают, что в задаче есть условие и вопрос, особо подчеркивается наличие в условии задачи не менее 2 чисел. Воспитатель предлагает показать все то, о чем он будет говорить. Слева на карточку положили 6 флажков, а справа- 1 флажок. Сколько всего флажков положили на карточку? Составили задачу. Давайте повторим задачу и отделим то, что мы знаем, от того, что не знаем. Что мы знаем? 6 флажков лежат слева и 1 флажок справа. Это мы знаем. Это условие задачи. Что же в задаче спрашивается? Сколько всего флажков на карточке? Этого не знаем. Это то, что надо узнать. Это вопрос задачи. В каждой задаче есть условие и вопрос. Повторим нашу задачу.

Так составляется 2-3 задачи. Каждый раз воспитатель предлагает одному ребенку повторить условие задачи, а другому – вопрос, уточняет из каких двух частей состоит задача.

Можно – один ребенок рассказывает условие, другой ставит вопрос, третий дает ответ на вопрос задачи.

Важно раскрыть арифметическое значение вопроса задачи. С этой целью, рассматривая очередную задачу, воспитатель специально сосредотачивает внимание ребят на характере вопроса. Например, дети рассказали условие задачи: « У Оли было 4 шара, а Дима подарил ей еще 1 шар. Это условие задачи, это то, что мы знаем».

А что нового можно узнать о шарах? Оказывается, можно узнать много: и какого цвета шары, большие они или маленькие. Но главное, надо узнать их общее количество. Так какой вопрос надо поставить к задаче? Дети ставят вопрос об общем количестве шаров. Вопрос задачи начинается с вопроса «Сколько

Необходимо подчеркнуть значение числовых данных задачи. С этой целью рекомендуется такой прием: рассказывая об условии задачи, воспитатель опускает одно из чисел или оба числа и спрашивает: « Можно ли решить задачу?». Дети практически убеждаются в том, что в условии задачи должно быть не менее 2 чисел. (В вазе стояло несколько цветов. Я поставила еще несколько. Сколько цветов стало в вазе?). После того, как дети научатся составлять задачи без наглядного материала, для закрепления знаний о структуре задачи полезно сравнить ее с рассказом загадкой.

Можно использовать задачи- драматизации, задачи-иллюстрации и устные задачи, которые дети решают без опоры на наглядный материал.

Добавить комментарий