Что делать, если учитель оскорбляет ученика?
Источник фото stockking/freepik
«Я не пойду в школу, меня учительница обидела»; «Наш учитель все время хамит и обзывается, прямо на уроке»; «Наша учительница сегодня сказала, что я хоть и «очкарик», а совсем не умный. И все дети начали смеяться»… Дикие истории? Такого не может быть? Ребенок все выдумывает? Учитель не может так себя вести?
Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Можно не обращать внимания и думать, что это такой педагогический метод. А может быть педагог нарушает правила обучения?
Педагог не имеет права оскорблять ученика
Начнем с базового принципа педагогики: оскорблять детей ни в коем случае нельзя. И это не только нравственная, но и законодательная норма.
Статья 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться, и в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.
А, может, оскорбления и не было? Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.
В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.
Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.
Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.
Источник фото stockking/freepik
Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?
В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему?
Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес.
Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным.
Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору.
Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их. Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.
Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять.
Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле.
Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне.
Встреча с директором
Многие родители, стронувшись с издевательством над их ребенком в школе, вообще не хотят связываться с этим учебным заведением, а сразу ищут правды на самом высоком уровне: «это корпоративная этика», «все будут друг друга покрывать», «справедливости не добьешься». Это неправильно. Если вы хотите пожаловаться на учителя, первая инстанция – обращение к директору. И вот здесь уже мало просто «прийти поговорить»: жалобу на неправомерное поведение педагога нужно подать в письменном виде.
В произвольной форме. Просто опишите, какие поступки педагога вам кажутся недопустимыми. Очень хорошо, если у вас будет доказательство – например, запись на телефон.
Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.
Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. Естественно, в заявлении необходимо указать ваши контактные данные, информация о ребенке и данные учителя, на которого вы жалуетесь. Обращение должно обязательно содержать требование провести проверку всех обстоятельств и принять необходимые меры. Оно должно быть составлено в двух экземплярах и официально зарегистрировано у секретаря учебного заведения.
На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас.
На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней. Но это должно быть отражено в заявлении.
Бланк жалобы на неправомерное поведение учителя директору (скачать)
Источник фото Racool_studio/freepik
Вышестоящие инстанции
Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка. Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).
Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.
Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.
В Москву, в Москву…
Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.
После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.
Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.
Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.
Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: info@edu.gov.ru
Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений –
открытая приемная.
Обращение в суд
Бывают случаи, когда традиционная родительская страшилка «я буду обращаться в суд» действительно имеет смысл. Это ситуация, когда в отношении ребенка применено психологическое или физическое насилие.
В таком случае можно вообще не тратить время на административные органы, а сразу обращаться в правоохранительные: полицию, прокуратуру. Также можно обратиться в суд.
Но тут нужно понимать, что обращение в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения. В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте.
Вопрос – ответ
Имеет ли право учитель кричать на ученика?
Учителям нельзя повышать голос или кричать на детей во время занятий. Это можно трактовать как нарушение статьи 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ, где прямо прописано, что педагогические работники должны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Что делать, если учитель занижает оценки ребенку?
Если педагог относится предвзято к ученикам, а никакие разговоры не помогают, то первым делом нужно написать жалобу директору и поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании. Критерии оценивания знаний определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на этот нормативный документ следует ссылаться при предвзятости учителя
Как составить жалобу на учителя?
Жалоба на имя директора пишется в произвольной форме. Необходимо заполнить “шапку”: от кого (Ф.И.О.), кому (Ф.И.О., должность), указать адрес и контакты заявителя, написать слово “Заявление” по центру листа. Далее следует изложить суть конфликта, обозначив участников. Старайтесь писать максимально коротко и по существу. Также необходимо указать, какой выход из ситуации вы видите как родитель (увольнение педагога, выговор и т.д.). В конце документа обязательно проставьте дату, фамилию и имя заявителя и поставьте подпись
Родителям довольно сложно следить за тем, что происходит с ребенком в школе, ведь лично присутствовать на занятиях они не могут, а дети не всегда делятся происходящим. Однако если поведение ребенка вдруг резко меняется, он жалуется на учителя или приносит оценки, явно не соответствующие его знаниям, для многих родителей это становится поводом забить тревогу и подать жалобу на учителя. Куда можно подать жалобу на учителя и всегда ли данный шаг оправдан – будем разбираться в нашей статье.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.
В статье расскажем:
- С какими нарушениями со стороны педагогов можно столкнуться?
- Унижение достоинства, ущемление прав
- Несоответствие преподавания школьной программе
- Вымогательство денежных средств
- Куда жаловаться на учителя?
- Директор школы
- Отдел образования
- Региональный департамент образования
- Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор
- Прокуратура
- Суд
- Как написать жалобу?
- Содержание и образец жалобы
- Как подать жалобу?
- Сроки рассмотрения
- Заключение эксперта
С какими нарушениями со стороны педагогов можно столкнуться?
Работать учителем нелегко: педагог должен соблюдать баланс, с одной стороны, контролируя детей и оказывая на них положительное влияние, а с другой стороны – не выходить за рамки педагогической этики и школьной программы. Конечно, такая работа не для каждого, и далеко не все школьные работники – педагоги по призванию. Поэтому со стороны преподавателей часто происходят нарушения, страдают из-за которых прежде всего дети.
Важно! Проблемы, описанные в данной статье, актуальны не только в школах, но и в других образовательных учреждениях, где учатся несовершеннолетние. Так, по аналогии родитель может подать жалобу на преподавателя университета, если нарушены права несовершеннолетнего студента.
Унижение достоинства, ущемление прав
В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны права обучающегося на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья а также свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
К сожалению, данные положения часто нарушаются педагогами. Это проявляется в давлении на ученика, изощренных формах наказаний за плохое поведение, оскорблениях и т.д. Частными случаями нарушения прав учащихся могут быть:
- неадекватная оценка знаний ребенка. Если ребенок жалуется на несправедливые отметки конкретного педагога, это легко проконтролировать: можно некоторое время отслеживать качество домашних работ ребенка, а также насколько заслуженно их оценивает преподаватель. Если Вам кажется, что оценки несправедливо занижаются, можно написать докладную на учителя на имя директора;
- несоответствие уровня физической или умственной нагрузки состоянию ребенка. Часто учителя не делают различий между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями, особенно часто это происходит на уроках физкультуры. Такое отношение создает угрозу для жизни и здоровья ребенка и должно быть пресечено;
- психологическое давление на ученика. Бывает, что учитель, руководствуясь субъективным отношением к ученикам, начинает оказывать психологическое давление на конкретного ребенка, унижая и оскорбляя его, что является нарушением педагогической этики. Давление может оказываться и на всех детей сразу, если учитель разговаривает на повышенных тонах, выражается грубо и с применением ненормативной лексики, угрожает детям;
- применение физического насилия в любом виде со стороны педагога недопустимо и должно быть незамедлительно пресечено;
- оцениваются не знания ребенка, а его взгляды и убеждения. Педагог не должен снижать оценки за работу только потому, что его точка зрения расходится с мнением ученика. Иногда провести грань между школьной программой и собственными убеждениями довольно сложно, особенно если речь идет о гуманитарных предметах. Но если ученик высказывает свою точку зрения на основе полученных знаний, это должно только поощряться.
Несоответствие преподавания школьной программе
Учебные планы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), утвержденными Минобрнауки РФ. Учитель обязан осуществлять обучение в строгом соответствии с учебным планом. Отставание от программы, внесение собственных несогласованных корректировок будет являться нарушением со стороны учителя.
Если же утвержденный образовательным учреждением учебный план не соответствует ФГОС, то вопрос о качестве образования должен ставиться не перед учителем, а перед всей школой. Также важно понимать, что содержание учебников и образовательная программа сами по себе могут не устраивать родителей по своему качеству. Однако вины учителя здесь нет, правду придется искать через Министерство просвещения РФ, ответственное за разработку и принятие общеобразовательных стандартов.
Вымогательство денежных средств
Проблему школьных поборов следует рассматривать не только в рамках правового поля, но и с точки зрения этики. Конституция действительно декларирует право на доступное и бесплатное образование для каждого, но очевидно, что абсолютно бесплатным оно быть не может. Являясь муниципальными учреждениями, школы часто страдают от недостатка финансирования и отсутствия денежных средств на самые необходимые нужды. В этом случае учителя периодически просят родителей поучаствовать в жизни школы и помочь ей материально. И, тем более, со стороны государства не финансируются походы детей на экскурсии и другие культурные мероприятия, подарки на праздники и т.д. Хотя такие сборы и производятся, учитель не вправе настаивать на их уплате и тем более давить с этой целью на детей. Очевидными же нарушениями являются присвоение собранных с родителей средств, вымогательство взяток за оценки и т.д.
Куда жаловаться на учителя?
Если у родителей появилось основание полагать, что учитель каким-либо образом нарушает права ребенка, в большинстве случаев сразу писать в контрольные органы не стоит. Во-первых, жалоба на преподавателя должна быть обоснованной, что предполагает сбор доказательств проступка учителя. Во-вторых, проблема взаимоотношений учителя с учениками многогранна. С одной стороны, дети являются психологически и физически более слабой стороной, нуждающейся в защите. При этом, из-за нежелания учиться или с целью скрыть свои оценки, они могут оклеветать учителя в глазах родителей. С другой стороны, учитель тоже является человеком со своими проблемами и чувствами. Конечно это не оправдывает выплескивание своих эмоций на детей, но жалоба на какой-то единичный проступок учителя может навсегда испортить ему карьеру. Однако, вне всякого сомнения, учитель способен оказывать сильнейшее психологическое воздействие на своих учеников и имеет прямое влияние на качество полученных ими знаний. Кроме того, необоснованной жалобой родителей на учителя можно добиться негативного отношения работников школы к своему ребенку.
Поэтому решение о подаче жалобы на учителя должно приниматься взвешенно, а предварительно следует разобраться в ситуации. Так, если ребенок жалуется на притеснения со стороны педагога, у него изменилось поведение, не лишним будет сводить его к психологу, который выявит причину такого поведения, а заключение психолога может стать доказательством вины преподавателя. Кроме того, следует поговорить и с самим педагогом о том, что происходит: возможно, дело вовсе не в нем, а, например, в поведении других детей. Но в случае, когда был нанесен вред здоровью ребенка или ребенок самостоятельно заснял на камеру неправомерные действия преподавателя, с жалобой, конечно, тянуть не стоит.
Иногда для разрешения конфликта между учеником и учителем хватает простого личного разговора: обе стороны высказывают свои претензии, благодаря чему находится и устраняется причина конфликта.
Если все же факт нарушения с стороны учителя подтвердился, а решить конфликт тет-а-тет не удалось, придется подключать к решению проблемы вышестоящие структуры.
Директор школы
Первой инстанцией, в которую можно обратиться, является непосредственный начальник педагога: директор школы. Поскольку жалобы во внешние структуры могут навлечь на образовательное учреждение много проблем, связанных с внеплановыми проверками, а также с ухудшением имиджа школы, директор заинтересован решить конфликт между учителем и родителями учащихся в рамках школы. Кроме того, он обладает полномочиями по назначению дисциплинарных взысканий по отношению к провинившимся преподавателям, начиная от выговора и заканчивая увольнением. Поэтому высока вероятность, что проблема будет улажена уже на данной стадии.
Отдел образования
Отдел (департамент) образования (старое название – РОНО) – муниципальный орган власти, непосредственно координирующий работу общеобразовательных учреждений. Он уполномочен рассматривать жалобы граждан как на педагогов, так и на школы в целом. По обстоятельствам, изложенным в жалобе на учителя в РОНО, будет проведена проверка, а педагог, в случае выявления его вины – привлечен к дисциплинарной ответственности.
Отдел образования обычно располагается в администрации соответствующего муниципального образования.
Региональный департамент образования
Следующей ступенью для обжалования действий преподавателя является региональный департамент (министерство) образования. Именно на региональном уровне происходит лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, поэтому в случае серьезных проблем со своими педагогами школа рискует потерять право осуществлять образовательную деятельность, что равносильно ее закрытию.
Контакты департамента образования, как правило, есть на сайте правительства региона.
Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор
Данные госорганы осуществляют контроль образовательной деятельности уже на федеральном уровне. Обращаться туда с жалобой на конкретного педагога в подавляющем большинстве случаев нецелесообразно: они рассматривают более глобальные вопросы, связанные с качеством образования, финансированием школ, порядком поступления в общеобразовательные учреждения и т.д.
О том, как пожаловаться на учителя в данные органы, у нас есть отдельная статья.
Прокуратура
При серьезных правонарушениях со стороны педагога и тем более в случае совершения им преступления следует незамедлительно обращаться в прокуратуру. Прокурор проведет проверку по фактам, изложенным в жалобе, и может привлечь преподавателя к административной или уголовной ответственности. В качестве наказания с учителя могут взыскать штраф, отправить на принудительные работы, лишить права заниматься образовательной деятельностью и даже лишить свободы.
О том, как можно обратиться в прокуратуру, можно почитать в другой нашей статье.
Суд
В исключительных случаях, когда действиями учителя ребенку был нанесен моральный или физический вред, можно взыскать компенсацию через суд. Однако материальную ответственность перед родителями будет нести не педагог, а школа. Но это не значит, что учитель в данном случае вообще не понесет материальной ответственности: заплатив родителям компенсацию, школа вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного преподавателя. Родители же подают в суд именно на образовательное учреждение.
Как написать жалобу?
Все обращения следует подавать в письменном виде, даже жалобу на учителя директору школы. Письменную жалобу не получится проигнорировать или сделать вид, что жалобы не поступало. Кроме того, чем официальнее обращение, тем более серьезно к нему отнесутся. Перед тем, как написать заявление на учителя, рекомендуем ознакомиться со следующими правилами:
- Часто неадекватное поведение учителя касается не одного конкретного ученика, а сразу нескольких ребят или всего класса. Этим можно воспользоваться и составить коллективное обращение, договорившись с другими родителями. Чем больше человек подпишет заявление, тем весомее оно для госорганов.
- Жалоба должна быть обоснованной. Обоснованием может быть заключение врача о состоянии ребенка, несправедливо оцененные школьные работы, видео, снятое учениками на уроке и т.д.
- Жалобу на действия учителя уполномочены подавать только родители или законные представители ребенка. Другие лица, в том числе родственники, не могут представлять интересы ребенка.
- Суть жалобы должна быть изложена кратко и понятно, в идеале лучше уместить все свое обращение на лист А4. В большое обращение могут не вчитаться и счесть его необоснованным. Также текст лучше напечатать, поскольку жалобу, написанную от руки, могут не рассмотреть по причине ее трудного прочтения.
- Обращение составляется сухим деловым языком, излагаются только факты без эмоций заявителя. Тем более не стоит включать в жалобу угрозы и оскорбления: госорганы вправе оставить такую жалобу без рассмотрения.
- Заявителю нужно указать свои данные. Госорганы не рассматривают анонимные жалобы, поскольку на них невозможно дать ответ. В случае же жалобы директору школы автора жалобы на конкретного учителя все равно легко вычислят, а меры принимать не будут.
- В жалобе, особенно на имя директора, лучше указать, что в случае непринятия мер по жалобе заявитель планирует обратиться в соответствующие госорганы.
Содержание и образец жалобы
Учитывая данные правила, а также нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалоба составляется в следующем порядке:
- Шапка документа составляется в правом верхнем углу листа. Указывается наименование органа власти, в адрес которого направляется жалоба, а также ФИО и адрес заявителя. По возможности лучше указать ФИО конкретного должностного лица, например, директора школы.
- Наименование документа. В данном случае составляется жалоба. Можно конкретизировать и назвать документ, например, «Жалоба на унижение достоинства ребенка».
- Суть обращения. Должны быть описаны конкретные обстоятельства, а именно: ФИО учителя, в чем состоял его проступок и когда это случилось, по отношению к какому ребенку, откуда об этом стало известно родителю, какие есть доказательства и т.д. Также не лишним буде сослаться на нормы закона, нарушенные учителем.
- В заключительной части должна быть сформулирована просьба к госоргану: привлечь учителя к дисциплинарной ответственности, провести проверку, отстранить учителя от работы и т.д.
- Составляется список документов-приложений.
- Дата и подпись.
Образец жалобы
Как подать жалобу?
Чтобы жалобу не потеряли, не проигнорировали и точно рассмотрели, нужно соблюсти некоторые правила и при ее подаче.
- Лично. Нужно прийти к директору учебного заведения или в орган власти с двумя экземплярами: один будет сдан в канцелярию, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно заявителю. Данный экземпляр следует хранить у себя на случай, если нужно будет обращаться в вышестоящие органы власти или в суд.
- По почте. Жалобу лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы иметь возможность отслеживать ее доставку и получить доказательство ее получения в виде вернувшегося уведомления.
- В электронном виде. Нужно внимательно ознакомиться с правилами оформления, которые обычно пишут перед заполнением формы обращения: максимальное количество знаков, допустимые типы файлов для приложений и т.д.
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы
Сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений директором школы и всеми органами власти происходит в соответствии с вышеупомянутым Законом об обращениях граждан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента ее поступления и регистрации. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка по фактам, изложенным в жалобе, или необходимо запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется дополнительно.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Перед тем, как написать заявление на учителя за оскорбление или любой другой поступок, нужно убедиться в необходимости такой меры, а также собрать доказательства.
- Закон не запрещает жаловаться на учителя в любой компетентный орган, но начать лучше с директора школы, и лишь потом при необходимости обращаться в департаменты образования разных уровней.
- На правонарушения и преступления, совершенные учителем, пишется жалоба на учителя в прокуратуру.
- Помочь привлечь учителя к ответственности и получить компенсацию нанесенного вреда могут наши юристы.
Снежана Погонцева
Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)
Задать вопрос
Составление жалобы на школьного учителя
Учитель оказывает огромное влияние на детей. Они не только дают знания по своему предмету, но и воспитывают в ребенке эстетические нормы, формируют мировоззрение и способствуют развитию навыков социальной адаптации. Однако педагоги не всегда выполняют возложенные на них обязательства.
Личный конфликт или иные ситуации могут стать поводом для притеснения учеников. Родители, столкнувшиеся с подобным отношением к их отпрыску, имеют право составить жалобу на учителя школы. Чтобы документы рассмотрели и приняли соответствующие меры, он должен быть составлен правильно.
За что можно пожаловаться на учителя?
Жалобу на учителя рассмотрят и примут соответствующие меры, если человек имеет веское основание для обращения. Предъявить претензию можно в следующих ситуациях:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
- учитель препятствует развитию ребенка в школе;
- преподаватель использует методы воспитания, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетнего гражданина;
- интересы ребенка и его личность ущемляются;
- учитель унижает ученика;
- преподаватель не выполняет прямые обязанности;
- учитель включает в материал урока информацию, которая не предусмотрена школьной программой;
- применяются неправомерные методы воспитания;
- используются физические наказания;
- осуществляется сбор денежных средств, согласование которого не было осуществлено с руководством в школы.
Обратиться в компетентные органы можно и в случае, если педагог выставляет оценки не на основании знаний, а с учетом уровня старания, поведения на уроке и иных причин.
Куда писать жалобу на учителя школы?
Сегодня существует несколько мест, в которые родитель может направить жалобы на учителя школы. Документ согласятся рассмотреть:
- директор образовательного учреждения;
- РОНО;
- прокуратура;
- суд.
Подбирать необходимую организацию нужно, опираясь на особенности сложившейся ситуации. Если ребёнок начал получать неудовлетворительные оценки, однако родители уверены, что несовершеннолетний гражданин хорошо разбирается в предмете, в первую очередь нужно обратиться к директору образовательного учреждения. Если преподаватель превысил имеющиеся полномочия, однако директор отказывается реагировать на жалобу, нужно направить претензию на учителя в отдел образования.
Учреждение специализируется на рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями прав учеников. Если в отношении ребенка было применено физическое или психологическое насилие, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы или в прокуратуру. Они фиксируют факт происшествия. Затем пострадавший сможет подать исковое заявление в суд и начать разбирательство. В процессе рассмотрения дела родители смогут не только восстановить справедливость, но и взыскать моральный и материальный ущерб с учителя школы.
Коллективная жалоба на преподавателя школы имеет больше эффекта, нежели индивидуальная. Потому, если учитель превышает полномочия в отношении сразу нескольких детей, уместно будет объединиться с их законными представителями и составить общий документ, направив его в один из выше указанных органов. Жалобу стоит подавать, если имеются конкретные, подтвержденные доказательственные факты.
Иногда дети начинают жаловаться родителям на слишком требовательных учителей, а те, в свою очередь, не разбираясь в ситуации, подают соответствующие претензии во все имеющиеся инстанции. При этом доказательств противоправных действий не имеется. Не стоит позволять ребенку манипулировать собой. Подобные жалобы способны испортить карьеру преподавателю. Если ребёнок недоволен учителем школы, в первую очередь стоит поговорить с ним, а затем предпринимать дальнейшие действия.
Как написать жалобу на учителя директору школы?
Составляя жалобу на учителя школы, человек должен указать причины её написания и предложить выход из сложившейся ситуации. Документ не имеет законодательно установленной формы. Однако на практике выработалась стандартная структура, которой лучше придерживаться. Заполняя заявление, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- В правом верхнем углу жалобы на учителя школы пишется обращение к директору учреждения с указанием его ФИО. Дополнительно необходимо зафиксировать в документе полное название учебного заведения.
- Заявитель должен указать данные о себе. На бумаге предстоит отразить ФИО, адрес проживания и дату рождения. Дополнительно необходимо указать данные преподавателя, на которого подается жалоба.
- В документе нужно коротко изложить суть обращения. Не стоит выражать эмоции и переходить на личности. Претензия к школьному учителю должна быть составлена в официально-деловом стиле. Заявитель должен написать, чем именно он недоволен, привести доказательства своей правоты, а также изложить требования и предложения по урегулированию сложившейся ситуации.
- Указать, какие действия будут предприняты, если решить вопрос не удастся. Наличие информации в документе является обязательным.
- Отразить дату составления бумаги и поставить подпись. Реквизиты указываются в конце документа.
Человек может самостоятельно составить претензию или использовать готовый образец, скачать который можно здесь.
Коллективная жалоба на учителя директору школы
Коллективное обращение директору школы способно дать больший эффект, нежели индивидуальное. Подобное возможно, если притесняют за интересы сразу нескольких детей. Коллективную претензию на учителя удастся написать, если согласятся объединиться минимум 3 родителя.
Документ составляется по стандартным правилам, однако отличия от стандартной бумаги всё же существуют. Заполняя коллективную жалобу на учителя, нужно излагать сложившуюся ситуацию и предъявляемые требования не от себя лично, а от всего коллектива. Также в документе нужно указать имена всех родителей, согласившихся подписать письмо. Скачать готовый образец коллективной жалобы можно здесь.
Жалоба в РОНО на учителя школы
РОНО занимается непосредственным управлением школьных заведений. Получив жалобу, сотрудники проведут проверку в учреждении, которое фигурирует в документе. Итогом рассмотрения жалобы в РОНО на учителя школы может стать:
- разъяснительная беседа с учителем, допустившим нарушение;
- выговор преподавателю;
- дисциплинарное взыскание.
В крайних случаях возможно увольнение сотрудника. Жалоба составляется по классическому образцу. Она пишется на листе формата А4. Документ может быть заполнен от руки или распечатан на компьютере. В претензии предстоит указать:
- название учебного заведения;
- сведения о лице, подающем документы;
- суть жалобы;
- имя преподавателя, допустившего нарушение;
- предъявляемые требования и ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту заявителя;
- дата написания заявки и подпись.
Скачать готовый образец жалобы можно здесь.
Жалоба на учителя в департамент образования
Обращаться в департамент образования необходимо в ситуации, если учитель выставляет оценки, не соответствующие знаниям ребёнка, и использует неправильные методы воспитания. Получив бумагу, сотрудники департамента образования изучат её, а затем проведут проверку в школе.
Жалоба, направляемая в государственный орган, не имеет существенных отличий от аналогичной бумаги, направляемой в само учебное заведение. Разница будет заключаться только в адресе претензии. Порядок и структура документа остаются прежними. Скачать готовый образец претензии можно здесь.
Жалоба на учителя начальных классов
Обосновать претензию к учителю начальных классов значительно сложнее. Получив документ, сотрудники уполномоченных органов принимают во внимание тот факт, что дети в юном возрасте склонны к фантазиям. Иногда бывает обратная ситуация. Ученик начальных классов может бояться рассказать родителям о нарушениях со стороны педагогов.
Чтобы уменьшить вероятность отклонения претензии, рекомендуется обратиться к психологу. Специалист пообщается с ребёнком и выяснит реальное положение вещей. По итогу работы он предоставит заключение в письменном виде. Бумагу нужно приложить к жалобе. Документ, дополненный заключением специалиста, способен дать больший эффект, нежели стандартная претензия.
Жалоба на учителя начальных классов оформляется точно так же, как и во всех иных случаях. Скачать готовый образец документа можно здесь.
Претензия за предвзятое отношение
Предвзятое отношение к ребёнку также способно стать поводом для подачи жалобы на учителя. Обратиться в уполномоченные органы можно, если преподаватель придирается к ребенку или занижает оценки. Однако родители должны быть четко уверены в том, что факт наличия предвзятого отношения действительно присутствует. Изначально стоит самостоятельно побеседовать с преподавателем, а затем подать жалобу к директору. Если обращение пользы не принесло, документы нужно отправить в РОНО. Жалоба оформляется в соответствии с классическими правилами. Загрузить образец документа можно здесь.
Жалоба на учителя за оскорбление
В соответствии со статьей 34 Об образовании в РФ, ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Закон защищает несовершеннолетнего гражданина от оскорблений и психического насилия. Вышеуказанный нормативно-правовой акт обязывает педагога соблюдать требования профессиональной этики, уважать честь и достоинство учащихся. Это значит, что учителя не имеют права оскорблять и публично унижать детей. Если ребенок нарушал дисциплину, педагог обязан действовать в соответствии с уставом школы.
Если ребёнка оскорбили, его родитель не должен оставлять без внимания сложившуюся ситуацию. Можно попытаться решить проблему мирным путем, посетив педагога и попытавшись поговорить с ним. Если разговор не дал результатов, потребуется написать заявление на имя директора. Бумага может быть составлена в индивидуальном порядке или коллективно. Если мера не дала результата, потребуется подать претензию в РОНО. Крайней мерой является обращение с жалобой на учителя школы с исковым заявлением в суд, прокуратуру или правоохранительные органы.
Во всех ситуациях образец жалобы стандартный. Меняется только адресат заявления.
Анонимная жалоба на учителя
Переживая за благополучие ребёнка и его дальнейшие отношения с учителем, родители стремятся написать анонимную жалобу. Однако такие претензии обычно не рассматриваются. Это связано с тем, что ответ на поступивший документ должен отправляться на определенный адрес. Если он отсутствует, работники уполномоченных органов не смогут сообщить о принятых мерах.
Из правила бывают исключения. Если в документе сообщается информация о серьезных нарушениях со стороны учителей, проверка всё же может быть проведена.
К таким ситуациям относятся:
- угрозы совершения террористических актов;
- преступление против жизни ученика;
- преступление против здоровья учащихся.
Анонимная жалоба составляется по стандартному образцу, однако личные данные заявителя не указываются.
Претензия к учителю физкультуры
Пожаловаться можно и на учителя физкультуры. Процесс осуществляется в соответствии со стандартными правилами.
К чему приводит жалоба на учителя школы?
Обычно жалоба родителей на учителя школы приводит к проверке со стороны компетентных органов. Она может привести к следующим результатам:
- нарушение не выявят и мер в отношении учителя принимать не станут;
- несерьезное нарушение станет поводом для профилактической беседы;
- ряд провинностей приведет к дисциплинарному взысканию;
- серьезное нарушение станет поводом для увольнения с работы или привлечения к административной ответственности;
- угроза жизни и здоровью ребенка может повлечь за собой уголовную ответственность.
Иногда беспочвенное обвинение со стороны родителей способно испортить карьеру педагога. Потому стоит удостовериться в имеющейся информации прежде, чем незамедлительно обращаться в компетентные органы.
Каким должен быть ответ на жалобу?
Получив жалобу на учителя школы, сотрудники уполномоченного органа обязаны рассмотреть её и дать соответствующий ответ. Он должен содержать результаты анализа бумаги и принятые меры. Документ оформляется в свободной форме. Обычно он составляется на бланке образовательного учреждения. Точный срок рассмотрения документа действующее законодательство не регламентирует. Обычно результат рассмотрения жалобы удастся узнать в течение месяца.
Объяснительная учителя на жалобу родителей
Если получена претензия от родителей ребёнка, учитель имеет право написать объяснительную записку в свою защиту. Унифицированная форма документа отсутствует. Однако руководство школы имеет право утвердить её.
Объяснительная учителя на жалобу родителей оформляется в единственном экземпляре. Для её составления используется чистый лист формата А4. Бумага должна содержать объяснение ситуации. Документ может быть составлен от руки или распечатан на компьютере. В бумаге должны присутствовать имена участников ситуации, дата составления бумаги и подпись учителя.
Нюансы
Перед написанием заявления родители могут позвонить на горячую линию и получить консультацию по поводу сложившейся ситуации. Телефонные номера могут различаться в зависимости от региона проживания. Горячая линия создается по инициативе Департамента образования. Воспользовавшись ей, человек сможет связаться со специалистом и получить компетентный ответ. Обращение на горячую линию способно предотвратить дальнейшее развитие конкретной конфликтной ситуации.
Если ребенок начал жаловаться на учителя школы, рекомендуется уделить повышенное внимание происходящему, однако не писать заявление по первому слову несовершеннолетнего. Случаи недопустимого поведения со стороны преподавателей в российских школах действительно не редкость, однако и дети не всегда говорят правду. Родитель обязан разобраться в происходящем прежде, чем действовать.
Многие считают, что у меня скандальный характер. Я не согласна и называю это борьбой за справедливость.
У меня две дочери. За шесть лет учебы в школе у них крали вещи, учителя необоснованно занижали оценки, а агрессивный одноклассник плевал в лицо.
Я много раз писала жалобы в администрацию школы и комитет по образованию, вызывала полицию и инспектора по делам несовершеннолетних, а еще дважды обращалась в прокуратуру. До суда дело пока не доходило, но если понадобится, то пойду и туда. Так я защищаю права своих детей.
Расскажу, в какие ситуации я вмешивалась, куда писала жалобы и как на это реагировало руководство школы.
Какие права есть у детей и родителей в школе
Хотя право на бесплатное школьное образование самое известное, это не единственное, что гарантирует закон школьникам и их родителям. Чтобы было проще отстоять свои права, нужно о них знать. Перечислю основное, чего могут потребовать родители в школе.
Ознакомиться с лицензией, уставом, приказами и положениями школы. Если возникает спорный вопрос, можно попросить руководство школы показать документ, который его регулирует. Я делала так не раз: запрашивала планы уроков, критерии оценки домашних работ по некоторым предметам и документы, подтверждающие квалификацию педагогов.
Узнать, как учат детей. Каждый учитель разрабатывает учебные программы по своему предмету. Родители могут с ними ознакомиться. Я делала такие запросы в администрацию школы, и мне присылали программы на электронную почту — просто и быстро. Еще рабочие программы можно найти на сайте школы, но иногда их забывают обновлять.
Проверять оценки и успеваемость. Если по поводу оценок есть сомнения, можно попросить школу провести повторную аттестацию с независимой комиссией. Я так делала, расскажу об этом дальше в статье.
Не платить за то, что должно быть бесплатным. Родителей часто заставляют сдавать деньги на учебники, ремонт школы или подарки учителям. Но это незаконно: обучение в школе бесплатное, а сдавать на что-то деньги родители могут только добровольно. Это касается в том числе рабочих тетрадей к учебникам: школа должна покупать их за свой счет, но родителям об этом не всегда сообщают.
Наша школа всячески дистанцируется от сборов в родительском чате. А во время собраний классный руководитель предлагает докупить дополнительные учебники только по желанию.
Защищать интересы детей. Несовершеннолетние дети не могут самостоятельно защитить себя. Поэтому писать заявление на обидчиков или разбираться по поводу заниженных оценок должны родители.
Права школьников прописаны в законе «Об образовании», а еще они регулируются Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка. Прав много, я перечислю основные:
- Вместе с родителями выбирать школу, форму обучения и язык.
- Учиться по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, если есть медицинские показания к этому.
- Свободно выражать свои взгляды и убеждения.
- Развивать творческие способности и интересы.
- Отказаться от навязанных кружков и факультативов.
- Требовать возмещения вреда. Если одноклассник разбил телефон ребенка на перемене, за это тоже отвечает школа.
Самое, на мой взгляд, важное право для ребенка в школе — на уважение человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, защиту от физического и психического насилия, оскорбления личности. Если это право нарушают, то добиться справедливости сложнее всего, потому что границы психологического насилия очень размыты: для одних плевок в лицо — это недопустимо, для других — ничего страшного. У нас был такой случай, о нем я тоже расскажу в статье.
Что делать, если в школе нарушают права ребенка
Из своего опыта я знаю, что родители часто не хотят ввязываться в конфликты, даже если их ребенка обижают одноклассники, а учителя занижают оценки. Я не поддерживаю эту позицию и считаю, что школа может быть очень жестоким местом.
Вот что могут сделать родители, чтобы защитить ребенка:
- направить руководству школы обращение с просьбой не просто разобраться в ситуации, но и применить к учителям дисциплинарные взыскания, например объявить выговор;
- обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, если в школе она есть;
- использовать другие способы защиты прав и законных интересов. Например, обратиться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызвать инспектора по делам несовершеннолетних и при необходимости подключить к решению проблемы школьного психолога.
Я пробовала все эти способы, кроме обращения в комиссию по урегулированию споров. В нашей школе она вроде бы есть — на сайт выложены документы, регулирующие работу комиссии. Но по факту они давно устарели. Например, там числятся учителя, которые уже уволились.
Мои дочери учатся в шестом классе в самой обычной школе в Санкт-Петербурге. Специально мы ее не выбирали — пошли в ту, что ближе к дому. Любви не случилось. Детям не нравится школа, а из-за конфликтов с классным руководителем им даже пришлось перейти в другой класс. У меня тоже есть претензии: учителя пропускают ошибки в работах учеников, требуют, чтобы в конце учебного года родители убирались в классах, а еще покупали принтеры и бумагу.
У нас с детьми хорошие отношения, поэтому они рассказывают мне, как прошел их день, жалуются, если в школе их обижают, и показывают, что пишут в школьных чатах одноклассники.
Часто я предпочитаю не вмешиваться и просто плыву по течению, потому что разборки отнимают много сил и времени. Но бывали ситуации, пропустить которые я не могла. Расскажу о них подробнее.
Ситуация 1
Учителя вели себя непрофессионально
Первая классная руководительница. Когда девочки пошли в первый класс, у нас было несколько стычек с классным руководителем. Ее сын учился в параллельном классе, но на продленку приходил в наш. В такие моменты классная превращалась из педагога в мать и подолгу делала домашние задания только со своим сыном. Другим ученикам она уделяла гораздо меньше времени и внимания.
На праздники мальчик тоже ходил не со своим классом, а с нашим. Это стало так привычно, что однажды классная велела родительскому комитету купить подарок и ему — на деньги, которые родители нашего класса сдавали для своих детей. Все решили, что «это тоже ребенок», и возражать не стали. Мальчик так и ходил к нам весь первый класс.
Еще классная руководительница передразнивала учеников, которые неправильно произносили слова. Например, рассказывала на собрании, как одна из учениц часто просится в «туилет», и требовала, чтобы родители «провели воспитательную работу». Остальные молчали: боялись, что классная начнет обижать и их детей тоже.
В начале первой четверти она отказалась помогать моей дочери искать потерянные вещи, потому что торопилась домой. После окончания учебного года учительница уехала в Москву, и мне частично стали понятны мотивы ее отношения к работе: она не собиралась тут задерживаться. Было неприятно осознавать, что для наших семилетних детей это был важный этап в жизни, а для учителя — только перевалочный пункт.
Вторая классная руководительница. Следующим классным руководителем у нас стала женщина средних лет и старой закалки. Когда кто-то из ребят громко смеялся или бегал, она ставила нарушителя перед классом, отчитывала и говорила, что этот ученик виноват в том, что весь класс не пойдет на прогулку или перемену.
Восьмилетние дети ее боялись. Дочери порой звонили мне в слезах. Однажды я попросила учителя не применять гестаповские методы воспитания в начальной школе и быть помягче. Реакция была резкой: она заявила, что вообще не будет работать с нашим классом. Ситуацию разрулил завуч — предложил мне перевести дочерей в параллельный класс к молодой классной руководительнице. Я согласилась.
Это были первые годы в школе: у меня не было опыта общения с учителями, я не умела отстаивать права своих детей. Но больше всего боялась, что если кому-то пожалуюсь, то учитель начнет хуже относиться к моим дочерям. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что учителя начальной школы активно этим пользуются. А еще тем, что маленькие дети не могут постоять за себя, а значит, их легко обидеть.
Будь у меня второй шанс, я бы действовала решительнее. Обязательно сделала бы первой учительнице замечание — и про передразнивание, и про постоянное присутствие ее ребенка в нашем классе. Возможно, даже не согласилась бы переводить своих детей в другой класс. А еще в письменной форме сообщила бы завучу, что учительница вымогает подарки для своего ребенка и ведет себя непрофессионально по отношению к детям.
Скорее всего, никто из родителей меня бы не поддержал. Но, по крайней мере, я была бы уверена, что поступила правильно.
Ситуация 2
У ребенка в школе пропадали вещи
В первом классе у дочерей в гардеробе были индивидуальные шкафчики, которые закрывались на ключ. Замки были хлипкими, к тому же дети часто забывали их закрывать. Поэтому неудивительно, что однажды у дочери пропали личные вещи: рейтузы, папка для рисования и что-то по мелочи.
Я попросила классного руководителя поискать все это вместе с ребенком, но она отказалась, потому что ее рабочий день заканчивался. Тогда я написала в полицию заявление о краже. Через несколько часов вещи нашлись. Завуч сказала, что шутники закинули их за шкафчик, а я поступила неадекватно и полицию вызывать не стоило. Потом приходил участковый и брал объяснения у меня и сотрудников школы. После этого меня впервые вызвали к завучу.
На таких встречах администрация школы, как правило, занимает оборонительную позицию: виноват или ребенок, или родители, которые плохо его воспитывают. Со мной разговаривали два завуча и представительница администрации школы. Суть беседы сводилась к тому, что надо быть терпеливее, детей много и учительница не успевает за всеми смотреть.
Со своей стороны я пыталась объяснить, что администрации придется со мной считаться: я не собираюсь менять школу и буду защищать своих детей. В итоге завучи дали мне свои мобильные телефоны для оперативного решения будущих проблем, и мы разошлись.
Второй раз школьная пропажа была крупнее — исчез телефон. В четвертом классе дочь дала его поиграть однокласснице и забыла забрать, когда уходила домой. Та просто оставила его на столе перед вахтой — там часто лежат потерянные вещи типа варежек.
Так как стол стоит даже не внутри школы, а между входными дверями, я решила, что искать телефон бессмысленно — скорее всего, кто-то его уже унес. Но на всякий случай попросила классную руководительницу поспрашивать у детей, вдруг кто-то видел.
Классная вместе с завучем просмотрели записи с видеокамер, и через неделю телефон нам вернули. Правда, отказались рассказывать, у кого он был все это время. Смартфон был целым и рабочим. Из него даже не вынули сим-карту, которую я сразу заблокировала.
Еще у детей в классе воровали карманные деньги, ручки, карандаши и даже еду из портфелей. Родители обсуждали это в общем чате, но дальше разговоров дело не шло.
Ситуация 3
Детям необоснованно занижали оценки
Я считаю, что оценивать можно только точные предметы, например математику. Если мои дети получают тройку по истории или биологии, чаще всего я думаю, что они что-то недоучили или не до конца сделали домашнее задание. Как можно оценивать ИЗО, музыку или технологию, не понимаю совсем. Поэтому оба моих обращения по поводу оценок были связаны с технологией — в мое время этот предмет называли «труд».
Учительница дала задание оформить тетрадь. Она не уточнила, что нужно применять разноцветные лоскутки и пуговицы: в электронном дневнике было указано просто «оформить первую страницу тетради» без дополнительных требований. Поэтому мои дочери сделали это в соответствии со своими представлениями о красоте.
В результате обе получили двойки. Это был пятый класс, начало сентября — желание учиться еще на максимуме. Дочери очень расстроились и не могли понять, почему учительница не оценила их красивые тетради, над которыми они трудились целый час. Были и другие девочки, которые оформили тетради на свой вкус, — им тоже поставили двойки.
Я решила уточнить критерии оценки этого домашнего задания и через электронную приемную на сайте школы обратилась к школьному руководству. Меня интересовало, на каком основании учитель ставит двойки за творчество и фантазию детей.
Результат был уже через несколько дней: двойки из электронного дневника пропали, а по телефону завуч объяснила мне, что так учитель настраивает детей на серьезное отношение к предмету. Комиссию не собирали, а письменные критерии оценки по творческим предметам и планы уроков мне предложили изучить в школе, в кабинете технологии. Для меня было важно, что вопрос с оценками решился, поэтому в школу я в итоге не пошла.
Никто не стал относиться к моим детям хуже из-за того, что я решила разобраться с заниженными оценками. Скорее наоборот, учительница стала более внимательной и перестала ставить оценки в воспитательно-поучительных целях.
Из-за оценок я спорила еще не раз. Например, в шестом классе у дочери снова возникли проблемы с технологией — я была не согласна с двумя оценками. По моему запросу ей продлили аттестацию за вторую четверть на две недели — школа может так сделать.
Ситуация 4
Школа нарушала права ребенка
В шестом классе я попросила классного руководителя пересадить одну из моих дочерей: сосед по парте показывал ей порнографические ролики и обзывал. Она обещала все решить. Но мест не хватало, поэтому дочь кочевала по классу и занимала места болеющих.
Спустя время я вновь пришла к учительнице. Тогда классная добавила третью парту в первом ряду, перегородив ею проход. По нормативам так делать нельзя.
В третий раз я обратилась уже к завучу и попросила проверить рассадку в классе. После этого третью парту убрали, за дочерью закрепили нормальное место, а список рассадки детей повесили около доски.
Но спустя некоторое время одноклассница принесла справку, в которой говорилось, что по медицинским показаниям ей нужно сидеть именно на месте моей дочери. Классная опять начала пересаживать Ксению с места на место. Тогда я обратилась в школу через электронную приемную на сайте. На этот раз потребовала официального ответа.
Ответ пришел через две недели — у дочери снова появилось свое место. Казалось бы, вопрос простой, но решать его пришлось официально в течение полутора месяцев.
Ситуация 5
Дети подвергались буллингу
Буллинг, или травля, может проявляться физически, когда ребенка бьют, толкают, портят вещи. Или психологически, когда обзывают или унижают. Сейчас подростки рисуют всякие фотожабы, снимают видео и рассылают все это в общие чаты.
Школа не любит признавать буллинг, чаще всего такие ситуации будут называть конфликтными и обвинять не только зачинщиков, но и жертву. Иногда дети не признаются в том, что их обижают в школе, потому что не хотят, чтобы их считали предателями и обижали еще больше.
Мои самые длительные и тяжелые разборки со школой случились из-за агрессивного поведения одноклассника дочерей. Он был крупным мальчиком, сильно матерился, толкался, ломал чужие вещи, хамил классному руководителю, бил других детей — в общем, вел себя отвратительно. Периодически родители в чате поднимали тему его поведения, но дальше разговоров дело не заходило.
Однажды этот мальчик начал терроризировать моих дочерей: сначала он поджидал их около школы и закидывал снегом, потом начал толкать и бить ногами, а закончилось все плевками в лицо. Причем плевал в лицо он не только моим дочерям, но и другим девочкам. Однако никто из родителей, кроме меня, не придал этому особого значения.
По моему опыту мамы и папы боятся письменно оформлять какие бы то ни было претензии и не готовы вмешиваться, даже если на словах поддерживают общую жалобу.
Сначала я пыталась обсудить поведение мальчика с его мамой по телефону, но та ответила, что не видит проблемы. После этого я письменно обратилась в администрацию школы. Меня вызывали на беседу с завучем, социальным педагогом и папой мальчика. Школа даже создала независимую комиссию для расследования нашего случая. В итоге нарушителя, а заодно и моих детей поставили на внутришкольный контроль, а с классом начал работать школьный психолог.
Так я узнала, что на внутришкольный контроль ставят не только неблагополучных детей. Школа самостоятельно определяет правила такого контроля и прописывает их в положении. Насколько я понимаю, при дальнейших разборках это характеризовало бы моих детей как задир и нарушителей, но если дети ведут себя адекватно и семья благополучная, то постановка на внутришкольный учет ни на что не влияет. Хотя, конечно, звучит обидно, особенно если дети выступают в роли пострадавших.
Руководство школы очень хотело, чтобы я прекратила эти разборки, поэтому всячески пыталось на меня повлиять, в том числе путем постановки дочерей на контроль. На моих детей тоже давили: их вызывали в кабинет завуча и обвиняли в сквернословии, пока я не запретила делать это без моего присутствия.
После второго плевка дочерям в лицо я поняла, что школа не может или не хочет решить этот вопрос. Тогда обратилась в отделение полиции, а также написала жалобы на бездействие школы в комитет по образованию и прокуратуру. Еще вызвала инспектора по делам несовершеннолетних: он может поставить ребенка на учет и регулярно проверять его поведение. В нашем случае я не ждала особой помощи — скорее хотела, чтобы хулигана, его родителей и заодно школу просто припугнули.
Администрация школы обязана вызвать инспектора по первому требованию родителей, но, как правило, не спешит это делать. В нашем случае завуч убеждала меня, что дело не стоит внимания инспектора, мол, «это же не наркотики».
Мне не хотелось тратить время, поэтому я сама вызвала инспектора через электронную приемную на сайте полиции. Кратко описала ситуацию и потребовала, чтобы инспектор пришел в школу. Мне ничего не ответили, но со школой связались и назначили время встречи.
Все разговоры — личные и телефонные — я записывала на диктофон. Докладные оформляла входящими номерами, чтобы заставить школу шевелиться и отвечать. Когда у обращения есть входящий номер, администрация школы не сможет его «потерять» — она будет обязана ответить в течение 30 дней. Если номера нет, всегда можно сказать, что и обращения не было.
В какой-то момент я предложила социальному педагогу водить агрессивного ученика за руку и постоянно корректировать его поведение. Но администрация школы сказала, что это невозможно: социальный педагог один, а учеников в начальной школе 800. Мама неуправляемого ученика несколько раз присутствовала в школе на уроках. Но результаты были кратковременными: мальчик пару дней вел себя нормально, а потом все начиналось сначала.
Родители одноклассников меня не поддерживали. Большинство считало, что в плевках в лицо нет ничего особенного, поэтому никто не вмешивался. Меня даже осуждали за то, что из-за моих жалоб наказали нашего классного руководителя — ей объявили выговор.
Все решилось само собой: школы перешли на дистанционное обучение. А после четвертого класса мальчика перевели в другую школу. После того как он проучился с моими дочками 2,5 года, я наконец вздохнула с облегчением. Сейчас дети в классе живут достаточно мирно.
Оценивая эту ситуацию сегодня, я понимаю, что у школы мало возможностей решить такую проблему. Без согласия родителей перевести ученика в другую школу или класс невозможно. Даже беседа с инспектором — суровой женщиной в форме — никак не пугает современных детей.
Позже директор сетовала, что не может ощутимо влиять и на работу учителей. Она вправе объявить выговор или отправить на курсы повышения квалификации. Санкции посерьезнее, например лишить премии или уменьшить зарплату, директору недоступны.
Что делать родителям, если ребенка буллят в школе: советы психолога
Никита Карпов
клинический психолог
Буллинг негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и его самооценке, повышает риск депрессивных и тревожных расстройств, может отрицательно отразиться на успеваемости.
Если ребенка буллят в младшей школе, то родителям всегда надо действовать: идти к учителю, директору, администрации, в следственный комитет и так далее. В крайнем случае менять школу. В подавляющем большинстве случаев младшеклассник сам с травлей не справится.
С ребенком подросткового возраста нужно действовать аккуратнее — важно согласовать действия с ним, чтобы не испортить отношения. Подросток уже имеет право сам принимать решения, у него есть собственные мотивы и желания.
Например, может быть так, что одни ребята буллят, но в этом же классе учится кто-то, в кого подросток влюблен, и он не хочет в другую школу даже под страхом смерти. В таких случаях для отношений с ребенком может быть опасно устраивать разборки и забирать его из школы. Надо искать варианты, как поддержать его и помочь.
Во-первых, надо поддержать подростка эмоционально: выслушать, пожалеть, разделить с ним его чувства и переживания. Также обсудить с ним ситуацию, поискать варианты, что он может сделать, как себе помочь. Возможно, найти тренинг по уверенному поведению или посмотреть вместе фильм про буллинг. Например, недавно вышел «Я встретил тех, кто меня травил».
В любом случае родителям важно обозначить, что они готовы помочь и включиться в ситуацию по полной программе, а также убедиться, что подросток попросит помощи, когда она понадобится. Возможно, стоит вместе с ним обсудить критерии, когда родителям уже точно пора подключаться.
Хотя, конечно, многое зависит от стадии буллинга. Так, если ребенок уже в депрессивно-тревожном состоянии, ему нужна более активная помощь. Подростка нужно изъять из ситуации, дойти с ним до психотерапевта или психиатра, чтобы помочь справиться с этим состоянием. Потом, когда ребенок будет в порядке, стоит обсудить с ним, что он хочет делать дальше: бороться, если у него есть ресурс, или просто сменить школу и забыть как страшный сон.
Ситуация 6
Учителя пренебрежительно относились к обучению ребенка с инвалидностью
По состоянию здоровья одна из моих дочерей учится дома. У нее есть инвалидность, и по закону школа должна организовать надомное обучение: утвердить индивидуальный учебный план и поручить учителям дистанционно заниматься с ней один на один.
Отменить уроки нельзя — можно только перенести. Согласно нормативным документам если учитель заболел, то в течение трех дней ему обязаны найти замену.
Подозреваю, что у нашей школы на надомном обучении всего один ребенок — мой. Поэтому учителя не могли грамотно встроить уроки Алины в свой рабочий график: в первой четверти они постоянно опаздывали, переносили занятия, часть уроков не проводили вовсе.
Какое-то время я пыталась мирно решить этот вопрос через классного руководителя и завуча. Но ситуация не менялась. Последней каплей стала тройка по технологии, которую учительница поставила Алине за плохо переписанное задание из тетради сестры. За полгода учительница ни разу не разговаривала с Алиной, ничему ее не обучала, не обсуждала домашние задания. И в итоге поставила «удовлетворительно» за чертежи выкроек и шитье на машинке, которое дочь осваивала самостоятельно. С такой несправедливостью я смириться не смогла.
Я написала жалобу о нарушении прав на образование ребенка с инвалидностью в школу, прокуратуру и комитет по образованию. Это очень серьезное обвинение — за ложные жалобы родителя могут даже привлечь к административной ответственности. Поэтому меня вызвали лично и в прокуратуру, и в комитет. Я представила доказательства своих слов: скрины опозданий, переписку, свои просьбы, оценки в тетради.
Школа отреагировала оперативно. Все занятия Алины, вплоть до физкультуры, ИЗО и музыки, сейчас проводятся в срок, никто не опаздывает, электронный дневник учителя заполняют хорошо. Именно этого я и добивалась.
Но, насколько я знаю, прокуратура еще не закрыла наше дело окончательно, да и комитет по образованию до сих пор разбирается.
Кому и в каком порядке жаловаться
Благодаря пережитому у меня накопился большой опыт общения с руководством школы: я знаю, чего требовать, как это делать и в какие вышестоящие инстанции идти, если проблема не решается. Поделюсь своим алгоритмом действий.
По закону жалобу можно направить хоть сразу президенту. Обращение там зарегистрируют, но все равно перенаправят для рассмотрения в самый низ бюрократической иерархии. Поэтому в решении вопросов со школой я придерживаюсь следующего порядка.
Первая ступень — классный руководитель. Он общается с детьми, родителями и руководством школы и на деле может многое. Например, привлечь школьного психолога и пообщаться с родителями, если причина обращения — агрессивное поведение ученика, собрать конфликтную комиссию.
Вторая ступень — администрация школы. Она возьмется за дело, если учитель не смог не захотел помочь. Обычно от лица школы выступает завуч.
Ситуацию должны взять на контроль и предложить способы решения конфликта. Если предложенное не устраивает, нужно настаивать на своих вариантах развития событий.
На этом этапе можно предупредить завуча и классного руководителя, что если ничего не изменится, то вы готовы идти дальше. Школа очень не любит внимание со стороны вышестоящих органов, поэтому есть шанс, что решение проблемы начнут искать активнее.
Третья ступень — надзорные ведомства: комитет по образованию, полиция, прокуратура — в зависимости от ситуации. Например, если речь о пропавшей вещи, нужно писать заявление в полицию, а если ребенку занижают оценки — в комитет по образованию. Можно писать сразу в два ведомства. Когда права на обучение моего ребенка с инвалидностью нарушили, я писала и в комитет по образованию, и в прокуратуру.
Надзорные ведомства могут вызвать вас и попросить разъяснить ситуацию. Нужно быть готовым подтвердить свои слова доказательствами: документами, скринами переписок, записями разговоров. Остановить или замять обращение на этом этапе не получится.
Я сознательно не включила в этот список родителей одноклассников. По моему опыту, даже если причина конфликта в конкретном ребенке, общаться с его мамой и папой бессмысленно. Скорее всего, разговор будет на повышенных тонах и ни к чему не приведет. Отчитывать чужих детей нельзя. Правильнее воздействовать на нарушителя через учителей и надзорников.
Как правильно написать жалобу
Установленных правил и форм для написания нет. Но есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Вот что нужно указать в жалобе:
- Наименование учреждения, в которое подаем жалобу, его адрес. Здесь же — данные отправителя: ФИО, контактный телефон, электронную почту и фактический адрес проживания.
- Причину обращения — ее нужно описывать без эмоций и по делу. В своих первых жалобах я часто отступала от этого правила: использовала много восклицательных и вопросительных знаков, пыталась взывать к совести и здравому смыслу. Постепенно поняла, что со школой это не пройдет: там работают закаленные люди, которые равнодушны к чужим чувствам.
- Ссылки на законодательство. Они необязательны, но от этого жалоба станет более убедительной. Скажу честно, я их не добавляла — на результат или скорость ответа это не влияло. Родители не обязаны знать все нормативные акты, по которым работает школа. Более того, в ответе администрация школы сама должна перечислить нужные документы. Еще можно указать перечень инстанций, в которые уже пришлось обращаться ранее, — тоже для веса.
- Результат, которого хотите добиться. Можно добавить свои предложения. Например, привлечь к решению проблемы школьного психолога или инспектора по делам несовершеннолетних, если речь о плохом поведении ученика.
- Доказательства, если они есть: скрины переписок, копии прежних обращений.
- Дату и, если речь идет о письменной жалобе, подпись.
После этого нужно передать жалобу лично или через интернет. Почту в расчет уже не беру: это долго и бумаги могут потеряться.
На сайте нашей школы есть электронная приемная — через нее я обычно отправляю жалобы и обращения руководству школы. Это удобно: мгновенно приходит подтверждение и можно не переживать, что обращение затерялось или угодило в спам. В регионах на сайтах школ электронная приемная есть не всегда — в этом случае обращение можно направить на школьную электронную почту.
У руководства есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ. Если этого не произошло, можно смело жаловаться в комитет по образованию. Меня школа ни разу не игнорировала. Зачастую отвечали гораздо раньше — в течение двух недель.
С жалобами в надзорные органы все то же самое: есть возможность подать обращения дистанционно — через электронную приемную на их официальных сайтах или отправить на электронную почту.
За годы общения с администрацией школы я усвоила одно главное правило: все серьезные вопросы нужно решать только письменно. Тратить время на разговоры — вживую и по телефону — зачастую бессмысленно. С бумагами надежнее. Если проблема повторится или решение не устроит, то на руках останется подтверждение того, что вы пытались что-то сделать. Это придает вес, когда приходится обращаться уже в вышестоящие инстанции.
Официального ответа или отказа тоже лучше требовать на бумаге. Руководство школ любит связываться с родителями по телефону и попытается решить вопрос устно, но я советую попросить письменного ответа. В нем должно быть указано, что именно учитель и руководство школы сделали для решения вашего вопроса. Отказать в письменном ответе школа не имеет права.
Как ко мне относятся другие родители и учителя
Репутация в родительском чате и администрации школы у меня не очень. То, что я называю борьбой за справедливость, многие считают скандальным характером. Меня это уже не задевает.
Раньше я очень эмоционально реагировала, когда детей обижали, — мне хотелось разнести школу. Сейчас дочери стали старше, а я — спокойнее и расчетливее. У меня есть мобильные телефоны завуча и директора, сегодня они готовы помочь мне с любыми вопросами. Но в школьной жизни я все равно участвую минимально — сдаю деньги на нужды класса, и на этом все.
Для меня гораздо важнее другое: дочери знают, что я всегда буду их защищать. А еще, что чужие родители не могут их отчитывать. И что школа — это не концлагерь и никто там не имеет права их обижать.
Я защищаю права своих детей, но при этом слежу, чтобы и их поведение не провоцировало конфликты. У нас есть правила: в школе нельзя никого бить, обзывать, портить чужие вещи и хамить учителям. Когда дочери рассказывают мне о плохом поведении одноклассников, я часто акцентирую на этом внимание и спрашиваю: «Надеюсь, вы этого не делали?» Например, не смеялись во время фильма о снятии блокады Ленинграда и не топтали чужие куртки в гардеробе. Я хочу, чтобы мои дочери уважительно относились к тем, кто их окружает, и выросли порядочными и справедливыми.
Да, школа не любит таких родителей, как я. Но в редкие моменты просветления ее руководство понимает: мои требования помогают им навести порядок и лучше организовать учебный процесс.
Памятка для родителей школьников
- У школьников и их родителей есть не только обязанности, но и права. Они прописаны в федеральном законе «Об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
- Если права ребенка нарушаются, то родители имеют право защищать их: обращаться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызывать инспектора по делам несовершеннолетних, подключать к решению проблемы школьного психолога. При необходимости идти в полицию, прокуратуру, суд.
- Не нужно прыгать через головы и сразу писать жалобу в высшую инстанцию. Правильнее попробовать решить вопрос с классным руководителем. Если результата нет, выходить на администрацию школы. Комитет по образованию, полиция, прокуратура — уже третья ступень.
- Эмоции и куча вопросительных и восклицательных знаков в жалобе — это лишнее. Нужно придерживаться официального стиля, четко формулировать, на что жалуетесь и какого результат ждете, — так быстрее получится что-то изменить.
- Чтобы отправить жалобу директору, необязательно идти в школу. Это можно сделать через электронную приемную на сайте школы или написать на школьную электронную почту.
- Все серьезные вопросы нужно решать письменно. Также требовать от школы официального письменного ответа или отказа: если проблема повторится или решение не устроит, на руках хотя бы будет подтверждение, что вы обращаетесь с жалобой не в первый раз.
- За ложные жалобы могут привлечь к административной ответственности. Поэтому если обращаетесь в полицию или прокуратуру, то лучше иметь при себе доказательства своих слов: скрины переписок, копии обращений, записи телефонных разговоров.
- Не нужно бояться, что после того, как вы напишете жалобу, к ребенку начнут придираться, занижать оценки и вообще не дадут спокойно учиться. Обычно все происходит с точностью до наоборот: учителя становятся внимательнее и стараются, чтобы проблема больше не повторилась.
- Защищать права своего ребенка сложно, это делают очень немногие: требуется много времени и сил. А еще есть риск прослыть скандальной мамочкой. Тут нужно решить, что для вас важнее: ребенок или репутация.
- Школа может быть очень жестоким и неприятным местом, поэтому обязанность родителя — всегда поддерживать и защищать своего ребенка.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Жалоба на учителя
Жалоба на учителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба на учителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Буллинг в российских школах: правовые проблемы профилактики
(Курбенков В.А., Новосельцев А.Ю.)
(“Журнал российского права”, 2020, N 3)Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” запрещает применение учителем физического или психического насилия по отношению к обучающимся, но при этом не называет субъектов, правомочных применять силу в учебном учреждении. За наведение элементарного порядка в классе в случае жалобы родителей учитель может лишиться работы. Особую угрозу представляет антиобщественное поведение старшеклассников, с которыми учителя самостоятельно справиться уже не в состоянии. Отметим, что обязательным условием лицензирования средней школы должен быть договор с частным охранным предприятием, которое может взять на себя функции по поддержанию общественного порядка в учебном заведении. А необходимым пунктом трудового договора с учителем – обязанность работодателя обеспечить условия для учебного процесса и оградить учителя от оскорблений хулиганов.
Статья: Конституционализация образовательного законодательства и пределы компетенции Конституционного Суда РФ
(Васильев И.В.)
(“Конституционное и муниципальное право”, 2020, N 4)В результате проведенного исследования О.Н. Кряжкова приходит к выводу о том, что Конституционный Суд РФ рассматривал дела указанной категории по обращению специальных субъектов примерно в 1,7 раза чаще, чем по обращению обычных граждан (32 постановления против 23 постановлений). Несмотря на явную благосклонность органа конституционного правосудия к определенной категории заявителей, процент принимаемых к производству жалоб работников сферы образования (учителя и воспитатели) является чрезвычайно низким. Из четырех обозначенных в начале статьи постановлений, вынесенных по вопросам конституционности законодательства о гражданской службе, лишь в одном случае гражданин, права которого были нарушены, являлся сотрудником учебного заведения, осуществляющего профессиональную подготовку военнослужащих <31>. Тем самым, хотя Конституционный Суд РФ имеет непосредственное отношение к академической среде, работники образования не относятся им к какой-либо привилегированной группе заявителей.