Удивительно, но в современной школе дети перестали дружить с одноклассниками. Поколению 80-х и 90-х это трудно понять, так как именно класс был центром нашей вселенной. А сейчас дружба с одноклассниками стала редкостью. Но ведь с кем-то дружить ребёнку не просто хочется, но и необходимо!
Почему важно иметь друзей в классе
Школьный класс – это особый мир со своей иерархией и порядком. Здесь дают первую социальную оценку, появляются первые симпатии, учатся нравственным основам.
Современный образовательный процесс построен, с одной стороны, на взаимодействии друг с другом (работа в парах, школьные проекты), а с другой стороны на конкурентоспособности: кто лучше ответит, быстрее выполнит, оригинальнее придумает.
Это естественно, – скажете вы, – в будущем детям как раз понадобятся эти два качества: конкуретноспособность и коммуникабельность. Однако дружба – это нечто другое. Это доверие, желание делиться секретами, переживание успехов и неудач, радость от встречи. Здорово, что можно с кем-то поделиться чем-то вкусным, спросить совета, да и просто прогуляться на перемене.
В современном мире настоящая школьная дружба встречается редко, и на это есть причины.
Во-первых, период пандемии свел к минимуму внеурочное общение детей: общие соревнования, репетиции, конкурсы, где детей объединяли совместные переживания друг за друга и общая деятельность.
Во-вторых, расписание большинства детей очень насыщенное, и после уроков нужно быстро бежать во двор, где ждут родители, собираться на дополнительные занятия.
В-третьих, от многих детей требуют быть лучшим во всем, и каждый одноклассник становится потенциальным конкурентом.
В-четвертых, дети часто учатся в 2-3 смены, и после основных уроков вынуждены быстро освобождать класс, так что возможности спокойно пообщаться в классе у них просто нет.
В-пятых, дети часто меняют школу по разным причинам, и у них нет возможности завести настоящих друзей, а в новом коллективе уже сформированы свои группы.
Остаются перемены, время до уроков и совсем чуть-чуть после них.
И все-таки друзья у ребенка должны быть.
Особенности детской дружбы
Дружба складывается постепенно. Не стоит ждать от маленького ребенка высоких чувств, также стоит учитывать, что в подростковом возрасте приоритеты могут меняться.
Младший возраст – ситуативная дружба. Детям начальной школы нужно подсказывать правила дружбы. Родители ненавязчиво объясняют, что некоторые действия могут огорчить друга, а другие будут приятными. Мы учим детей ставить себя на место другого человека, уважать чужие чувства. Причем важно, чтобы родители поддерживали и поощряли желание ребенка дружить.
В период всего младшего школьного возраста дружба носит ситуативный характер: дети сидят за одной партой, вместе идут домой, выполняют общее задание. Смена условий может привести к смене друзей. Количество друзей зависит от характера ребенка: у кого-то их много (целая компания), у кого-то один. Но если ваш ребенок одинок – это должно вас насторожить.
В средней школе для подростков важно общение. А оно строится в большей степени на интересах. При переходе в среднюю школу друзья могут меняться. Подростки любят сбиваться в стаи – образовывать компании. И здесь появляется своя иерархия и свои ценности. Нужно быть очень внимательным к друзьям ребенка, так как тинэйджеров манит все новое и неизвестное, а это может быть опасным.
Как завести школьных друзей
Наши советы помогут:
– детям младших классов: тем, кто только учится дружить;
– новеньким: тем, кто перешел в новую школу;
– подростку, который понял, что одинок и нуждается в друге.
1. Приветливость.
Дружба, действительно, начинается с улыбки. Не стоит бояться взглядов других детей, нужно быть готовым к тому, что тебя будут рассматривать, поэтому нужно быть готовым встретить с улыбкой каждый взгляд. Потренируйтесь с ребенком, как он будет представляться, что о себе расскажет, если его спросят. Придумайте пару заготовок в ответ на частые вопросы. Вашего ребенка не должны застать врасплох. А если уж так поучилось, то с улыбкой на лице нужно уйти от ответа:
– что-то я даже растерялся…;
– я подумаю и отвечу позже;
– если я сразу все расскажу, то потом будет неинтересно.
2. Безупречный внешний вид.
«Встречают по одежке» – это не просто пословица, а правило жизни. Прежде чем отвести ребенка в новую школу, присмотритесь, как там одеваются дети, какие вещи предпочитают. Ребенок не должен стать белой вороной – ни в классической одежде, ни в старых джинсах, ни в очень дорогих вещах. Проще, если в школе есть форма, но и это не дает облегчения: остаются кроссовки, сумка (рюкзак), прическа. Важно все. Доверяйте своему ребенку выбор.
И еще несколько советов, как подружиться с одноклассниками
Рассказывает школьный учитель – из собственного опыта.
3. Оригинальность
Ваш ребенок не должен сильно отличаться от сверстников, но и не нужно быть серой мышкой. Придумайте какую-то оригинальность, что обязательно заинтересует сверстников:
– оригинальные канцтовары, блокноты, рюкзак, которые подчеркнут детские интересы: игры, герои комиксов или фильмов;
– оригинальность в одежде: важный значок, особенный галстук, яркие кроссовки;
– талисман в виде маленькой фигурки.
Пусть это будут вещи, которые могут вызвать вопросы. Значит, впереди беседа.
4. Вкусняшки
В школьном рюкзаке находятся конфеты, яблоки, печенье, которое испекла мама, шоколадка, которыми можно поделиться как бы между прочим. Простое желание поделиться, как правило, действует очень благоприятно. Открытые добрые люди нравятся всем.
5. Внеурочная деятельность
Ничто так не объединяет, как общие интересы. Пусть ребенок поинтересуется, что есть интересного в школе, запишется в кружок или секцию, обязательно поучаствует в школьной акции. Деятельность, которая не оценивается, раскрывает детей намного лучше, чем уроки.
6. Показ своих талантов и увлечений
Показать свои интересы можно также случайно. В портфеле могут оказаться маркеры и скетчбук, пуанты, струны для гитары, потому что сразу после занятия нужно спешить на занятие или тренировку. Таким образом, появится новый интерес к ребенку.
7. Проявление интереса к другим, комплименты
Учите детей интересоваться другими, замечать что-то интересное, задавать вопросы, делать комплименты:
– Гарри Поттер! Ты тоже любишь фильмы о нем? А книги ты читал? Мой любимый факультет — Слизерин, а твой?
– Прикольный цвет. Я тоже люблю оранжевый.
– Интересный значок. Он что-то означает?
Человеку всегда приятно, если им интересуются. Учите ребенка начинать разговор и замечать мелочи. А тренироваться можно на соседях или чужих людях в транспорте или магазине!
8. Обращение за помощью
Дети очень любят помогать и подсказывать – быть экспертами в какой-то области. Пусть ребенок обращается к одноклассникам по каким-то вопросам:
– Ты же здесь все знаешь, покажешь, где столовая?
– Расскажи, что самое интересное в вашей школе?
Главное, искренне поблагодарить за помощь или интересную беседу.
9. Тайна личной информации
Помните, что сокровенные чувства и желания – только ваши. Не стоит доверять их сразу новым друзьям, обнародование этой информации может больно ударить. Поэтому учите ребенка избегать личных разговоров, закрывать переписку, говорить о себе только то, что можно и нужно знать окружающим. Доверие нужно заслужить. Не стоит доверять всем и каждому.
10. Уважение ко всем
Неизвестно, кто именно станет другом. Поэтому учите ребенка не обсуждать других людей. Первое впечатление часто бывает ошибочным, и каждый одноклассник – добрый и хороший человек. А дальше все расставит по местам жизнь. Нелестное замечание в чей-то адрес может испортить отношение со всем классом. Поэтому учите детей говорить о других только хорошее.
Школьная дружба – замечательное явление. Пусть у ваших детей сложится такая дружба, которая сохранится на всю жизнь.
Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.
Дебора Макнамара
Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.
В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.
По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.
От дружбы до стаи из «Повелителя мух»
Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.
Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.
И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.
Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.
Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Источник: Macnamara.ca
Фото: rawpixel.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Как помочь ребенку найти друзей: советы психолога
Разбираемся, как родителям помочь ребенку, испытывающему трудности в общении, и не травмировать его еще больше.
Разбираемся вместе с Викторией Богдановой, детским психологом, сотрудником клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще.
Почему ребенок не может найти друзей?
В большинстве случаев проблема кроется в его родителях. Среди распространенных причин — гиперопека, ограничение общения со сверстниками, отсутствие условий для самоутверждения ребенка или отрицательное отношение родителей к его самостоятельным действиям. Все это может привести к психологической неготовности ребенка к общению с другими детьми.
Помимо причин, вызванных воспитанием родителей, проблемы с налаживанием контактов могут быть связаны и с личностными особенностями ребенка, например, в тех случаях, если он слишком замкнут или застенчив.
Третьим источником проблем с социализацией может являться само детское сообщество, которое нередко бывает довольно жестоким. Современные дети обычно проводят время, играя в одиночестве, зачастую — за компьютером. Это приводит к тому, что мальчики и девочки не знают обычных для нас способов знакомства. Кроме того, у них не так сильно развита способность к эмпатии, им сложно поддерживать друг друга и разговаривать на важные темы.
Взрослые должны начать работу над развитием доброжелательного отношения к близким и сверстникам у ребенка начиная примерно с 2-3 лет. Побуждать эмоциональную отзывчивость в детях можно через чтение сказок: ребенок должен понимать, что герои испытывают те или иные чувства, к которым нужно бережно относиться. Некоторые родители, опасаясь за своего ребенка, навязывают ему негативное и настороженное отношение к другим людям, и это формирует сложности с коммуникацией. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо воспитывать в ребенке открытость к людям, а не настороженность и негатив.
Признаки, указывающие на то, что у ребенка есть проблемы с социализацией
Естественно, каждый человек формируется по-своему, обладает индивидуальными особенностями, и это связано не только с нервной системой и темпераментом, но и с условиями развития. Начиная с 4-5 лет уровень значимости контактов со сверстниками для ребенка только возрастает. Поэтому, если ваш ребенок:
-
бывает агрессивен по отношению к своим сверстникам,
-
жалуется на отсутствие друзей или нежелание сверстников с ним общаться,
-
идет в сад или школу с неохотой,
-
ни с кем не созванивается, не приглашает в гости (или если ему никто не звонит и не приглашает),
-
часто находится в одиночестве,
-
все свое время проводит за компьютерными играми/чтением/телевизором,
вам стоит обратить внимание на возможную проблему и начать предпринимать определенные действия по ее решению.
Рассмотрим проблему на примере понятного каждому языка — языка мультипликации. 14 сентября на «Канале Disney» начинается показ мультсериала «Дом совы», который посвящен этой теме. Главная героиня сериала Лус настолько увлечена фантастическими книгами, что сверстники считают ее странной и не хотят с ней дружить.
Если в реальности родители столкнутся с похожей ситуацией, показанной в мультсериале, стоит ли поощрять интересы ребенка и его способы самовыражения, когда сверстники сторонятся его? Каким образом можно скорректировать такую ситуацию?
Стоит отметить, что девочка погружалась в фантастические книги не случайно: в ее отношениях с матерью изначально было что-то не так. Бегство в волшебный мир позволило Лус найти то, чего ей не хватало в реальной жизни: возможность иметь свое мнение, отстаивать волю и интересы. Ей удалось реализоваться в мире, населенном бунтарями и свободолюбивыми персонажами.
Увлечение Лус стало распространяться в форме, пугающей сверстников и взрослых, ее эксцентричное поведение в школе вредило окружающим. Однозначно родителям стоит поддерживать увлечения детей, однако, нужно рассказывать им о существовании личных границ других людей и о том, что необычная форма самовыражения может отталкивать. Чтобы закрыть потребность, нужно вместе с ребенком найти то место, где это приемлемо, а распространять свои чудачества на всех людей точно не стоит.
Родителям важно выстроить близкие доверительные отношения с ребенком, поощрять его интересы, потому что таким образом происходит сублимация детских чувств и переживаний. А скорректировать ситуацию можно, например, за счет арт-терапии или совместной работы родителя, ребенка и психолога. Первоочередная задача — понять, какие именно потребности не удовлетворены.
Зачастую родители отдают ребенка в детский сад или отправляют в летний лагерь, чтобы он там социализировался. Но что делать, если ему некомфортно там находиться?
В таких случаях родители чаще всего убеждены в том, что знают, как и что будет лучше и правильнее для их ребенка. В большинстве подобных ситуаций они не ориентируются на реальные желания и потребности детей, а проецируют на них свои. Пожалуйста, спрашивайте ребенка о том, куда он хочет поехать или пойти, как он себя чувствует, находясь вдалеке от дома, с какими трудностями сталкивается. Очень важно не оставлять его наедине со своими переживаниями и не преуменьшать его проблемы. Помогите ребенку найти ответ на сложный вопрос, справиться с затруднительной ситуацией. В мультсериале «Дом совы» мать хочет совершить поступок против воли дочери, и это только провоцирует ее побег в мир фантазий. Девочке сложно найти дружеские взаимоотношения, а ее мать не прислушивается к потребностям своего ребенка, чем только усугубляет ситуацию. На ее месте стоило бы действовать совсем наоборот: наладить контакт с дочерью и узнать о ее желаниях (читайте также: «5 лучших книг об отношениях матери и дочери»).
Не менее важно — помочь ребенку не замкнуться в себе. Так, чтобы не позволить ребенку уходить в компенсаторные фантазии, родители должны в первую очередь развивать в нем навык принятия реальности с ее трудностями. Помочь ребенку справиться с неудачами можно только через эмоциональную поддержку: спрашивая о его состоянии, разделяя переживания, рассказывая о своем опыте из детства. Таким образом родитель сможет помочь ребенку не разочароваться и не замкнуться в себе, даже когда кажется, что окружающие его не принимают.
О чем стоит помнить родителям
Во-первых, говорите со своим ребенком. Слова «Я вижу, что тебе грустно/ты злишься/переживаешь. Я хотел(а) бы, чтобы твои отношения с ребятами складывались иначе» действительно важны, так как ребенок должен в любом возрасте чувствовать, что родитель его любит, всегда готов выслушать и осознает его трудности. Такой подход помогает выстроить доверительные отношения.
Во-вторых, самому родителю важно перестать чрезмерно опекать ребенка, беспрекословно выполнять его любое желание и потакать каждому требованию. Это нужно для того, чтобы он учился самостоятельно решать возникающие вопросы и справляться с собственным эгоизмом. Например, дети часто требуют играть по их правилам, а в случае проигрыша обижаются и расстраиваются. Но жизнь в обществе устроена не так — ребенок должен уметь играть совместно с другими детьми: порой под чужим руководством, порой по иным правилам.
Всем известно, что дети копируют поведенческую модель родителей, а значит можно корректировать их поведение через собственный пример. Передать важный опыт без нотаций и нравоучений можно, рассказав ребенку историю знакомства со своими друзьями детства, о том, как протекала дружба, о ссорах и примирениях.
Инициируйте походы в гости и контакты с другими детьми. По возможности как можно реже меняйте условия жизни и круг общения ребенка: из-за частых переездов ему будет трудно выстраивать близкие отношения со сверстниками.
Смотрите вместе фильмы и мультики, в которых поднимается эта тема, и обязательно обсуждайте после просмотра поступки и поведение героев. Со стороны всегда проще оценить ситуацию, а затем попробовать переложить ее на собственный опыт (читайте также: «Как смотреть и обсуждать мультфильмы с детьми (и почему это важно)»).
Что поможет ребенку влиться в коллектив?
Есть основные навыки и умения, которые помогут ребенку освоиться в коллективе, но работа над их развитием, несомненно, должна проводиться родителями.
-
Умение понимать свои чувства и эмоции, а также способность ими управлять и выражать в адекватной форме. С самого раннего возраста родителям необходимо развивать эмоциональный интеллект своих детей. Например, нужно научить ребенка выражать обиду словесно, не провоцируя при этом конфликт.
-
Желание самого ребенка поддерживать эмоциональный контакт и близость с другими людьми, разделять и уметь понимать их чувства. Важно, чтобы ребенок хотел принимать участие в играх со сверстниками, выполнять коллективные задания, и при этом не боялся брать инициативу в свои руки или поддерживать инициативу других людей.
-
Не менее ценным навыком является понимание границ, а также умение принимать отказы и говорить «нет» самому. Ребенок должен знать о существовании частной собственности — своих и чужих игрушек.
-
Умение поддерживать разговор, шутить и задавать вопросы. Важно обучить ребенка умению слышать и слушать другого человека, а также адекватно реагировать на раздражители.
Порой случается так, что дети, пойдя в школу, не могут найти там себе друзей. Хочу сказать, что мой ребенок никогда не будет в этом числе, ведь я обучила свою дочь простым принципам общения, которые и в школе, и в дальнейшей жизни помогут ей с легкостью обзаводиться новыми знакомствами. Далее я расскажу вам, как вырастить из своего ребенка очень коммуникабельного человека.
Дружеский тон – залог успеха
Первое, на что необходимо настроить своего ребенка – это дружеский тон в любом общении. Важно понимать, что привычка мягко разговаривать вырабатывается еще в семье, поэтому такое воспитание родителям следовало бы начинать с самих себя, общаясь дома соответствующим образом. Мамам и папам следует отбросить позицию строгого полицейского, которую они так часто любят занимать, воспитывая ребенка, и начать общаться дружелюбно. Видя такую модель поведения, ребенок непременно переймет ее.
Кстати, дружеский тон может проявляться не только в разговорах, но и в отношении другим людям. Я раннего детства я учу свою дочку гостеприимству. Как только к нам в гости приходят ее друзья, подруги и одноклассники, я организовываю чаепитие со сладостями. С каждым гостем дочери я стараюсь разговаривать максимально приветливо и делаю все для того, чтобы наш ребенок не испытывал чувства неловкости.
Развиваем умение делать комплименты
Привлекать внимание других людей легко можно с помощью комплиментов. Умению их делать лучше всего обучить ребенка с раннего возраста, причем, следует объяснить ему, что красивые слова необходимо говорить так, чтобы это не выглядело наигранно, а сказанное было уместным.
Чтобы обучить дочку данному мастерству, я прибегала к играм – начиналось все с того, что мы с ней учились говорить приятные слова любимым игрушкам. Кстати, в ходе таких игр я учила ребенка произносить комплименты не только от своего имени, но и от имени других игрушек.
Кстати, самим родителям не стоит забывать о том, что говорить комплименты правильно и уместно ребенок научится лишь в том случае, если будет видеть, как это делается. Так, маме не стоит забывать сказать утром своему ребенку, что он прекрасно выглядит, а папе следовало бы похвалить его вечером за хорошо выполненное домашнее задание и сказать, что его дочь – самая лучшая и умная. Кстати, родителям также стоит говорить все хорошие слова так, чтобы они шли от души.
Ролевые игры
Хочу сказать, что располагать к себе людей хорошо помогают ролевые игры, ориентированные на развитие навыков общения. Я уделяю им большое внимание, периодически проигрывая с дочерью разные сцены, в ходе которых я объясняю ей, как стоит вести себя в той или иной жизненной и разговорной ситуации.
Такие игры очень хорошо проводить во время выполнения домашнего задания, в те моменты, когда мозгу нужно дать немного расслабиться.
Нужно научить ребенка находить людей со схожими интересами
Чтобы у моей дочери было много друзей, я научила ее подбирать правильных людей для общения и дружбы. Нет, я сейчас не о выгоде, а об интересах.
Все дело в том, что между людьми, имеющими общие интересы, гораздо легче завязывается общение, и более того, оно протекает более живо и интересно. Кстати, моя теория подтверждается тем, что самых близких друзей моя дочка нашла в секции по плаванию и драмкружке (кстати, мы с папой позволили ей выбирать дополнительные занятия самостоятельно, исходя из собственных интересов – она посещает их с большим желанием).
Хочу сказать, что посещение моей дочкой дополнительных занятий по плаванию и актерскому мастерству в скором времени стало давать свои плоды – получив несколько наград, девочка стала более уверенной в себе, что сказалось на ее способности обзаводиться новыми знакомствами.
От себя еще хочу сказать и то, что в некоторых классах собирается такой коллектив, в котором не любят очень выдающихся и амбициозных детей. В конечном итоге, все сводится к тому, что против ярких личностей ополчаются другие, менее заметные дети, а это, как известно, способно зарубить лидерские качества на корню. Мой муж внес большой склад в воспитание дочери. Он с ранних лет объяснил ей, что сильных, но не чересчур самоуверенных людей уважают в любом обществе, а также вложил в голову, что в любой ситуации важно уметь постоять за себя.
Обучайте ребенка доброте
На мой взгляд, родителям следует воспитывать в своем ребенке доброту с раннего возраста. Правда, при этом нужно следить за тем, чтобы это качество носило адекватный характер – школьник должен быть именно отзывчивым и добрым, а не заниматься самопожертвованием.
Родителям стоит понимать, что воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную доброту, они могут взрастить в ребенке плаксивость и излишнюю впечатлительность, что впоследствии может негативно сказаться на их взаимоотношениях с другими детьми, ведь, к сожалению, очень ранимых одноклассников нередко обижают и делают изгоями.
Родители должны оказывать поддержку своему ребенку
Чтобы ребенок рос уверенным себе человеком, который легко заведет новые знакомства и будет иметь много друзей, родителям стоит оказывать поддержку. Первое, на что я хотела бы обратить внимание – это способность родителей ругать ребенка в присутствии других детей. Скажу сразу, что я никогда этого не делала, так как прекрасно понимаю, как в подобные моменты рушится самооценка человека. Кстати, в присутствии своего ребенка я не позволяю себе отзываться плохо о его друзьях – уважение к другим людям мы с мужем стараемся воспитывать в своей дочери с ранних лет.
Даже если ваш ребенок слегка застенчив, я не рекомендую рассказывать об этом учителям и, тем более, его друзьям или одноклассникам. Помните о том, что эта информация может прозвучать в классе, да еще и в присутствии вашего ребенка – это точно ударит по его самолюбию.
Если в жизни нашего ребенка происходят неудачи, мы с мужем никогда не критикуем дочь и тем более не говорим о том, что в них виновата она. В любой ситуации мы поддерживаем ребенка и помогаем разобраться с проблемами – это воспитывает в ней сочувствие, а также умение оказывать помощь в решении чужих проблем – хорошо выработанное такое качество также помогает привлекать новых друзей.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Друзья — наша опора. Они помогают человеку справляться с трудностями, познавать себя.
Люди стремятся к общению с единомышленниками с детства. Однако некоторым детям сложно завести друзей, сблизиться со сверстниками в коллективе. Почему так происходит и как это исправить?
Почему у ребенка нет друзей?
Хорошо развитые коммуникативные навыки — ценное сокровище, которое не раз выручает нас в жизни. Учиться общению нужно с детства, поэтому тревога родителей, чьи дети предпочитают одиночество, вполне понятна.
Вот основные причины, объясняющие, почему малыш проводит время без друзей.
- Ребенок не привык идти на компромисс. Ему тяжело осознать, что на свете существуют люди с иными точками зрения. Малыш не умеет договариваться, слишком настойчиво отстаивает собственные интересы.
- Сосредоточен на внутреннем мире. Дружба требует отзывчивости и внимательности к окружающим: если ребенок не участвует в разговоре, не запоминает детали жизни собеседника, ничего удивительного, что друзей у него мало.
- Ребенок не умеет начинать разговор. Иногда в детском коллективе нужно проявлять инициативу, быть активным, чтобы собрать вокруг себя будущих друзей. Неформальным лидерам это удается с легкостью, но если ребенок не обладает лидерскими качествами, вполне можно научиться находить новых приятелей.
- Малыш никак не проявляет индивидуальность, не занимается самопрезентацией в группе. Друзья притягиваются, когда видят наши сильные стороны, потому что могут предположить сферу общих интересов.
- Есть особенности психики, мешающие выстраивать долговременные взаимоотношения. Например, причиной может стать повышенная стеснительность, агрессия. В этом случае нужно работать с детским психологом.
- Физические особенности, к сожалению, тоже влияют на общение. Дети настороженно относятся к человеку, не похожему на большинство.
- Ребенок никак не может найти друзей? Возможно, он немного старше или младше остальных членов группы. В детском возрасте незначительная для зрелых людей разница в возрасте (1-1,5 года) может стать критической.
- Возможно, одногруппники или одноклассники однажды обидели ребенка, и он замкнулся в себе, чтобы это не повторилось.
Конечно, дружба детей (особенно дошкольников) и дружба взрослых людей — явления, которые сильно отличаются друг от друга. Малыши вкладывают в слова «Я дружу с ним (с ней)» иной смысл.
Для детей эта фраза означает начало игры, кратковременного сотрудничества, хорошего отношения. Не стоит требовать от ребенка дружбы с ровесниками «как у взрослых» — с регулярным общением и постоянными связями. Достаточно слаженных игр, взаимопомощи, вежливости.
Дружить по-настоящему дети начинают в старших группах детского сада и в начальной школе. В ваших силах подсказать малышу, как вести себя, чтобы найти друзей и правильно взаимодействовать с ними.
Качества, которые помогут ребенку стать хорошим другом
Расскажите детям, какие черты характера и поведения помогают быстро влиться в любой коллектив.
1. Умение быть частью группы
Яркие индивидуалисты всегда немного неуютно чувствуют себя среди людей, которые уже привыкли слаженно общаться: например, если ребенок-интроверт переходит в новую школу, ему вдвойне тяжело.
Полезно ставить себя на место окружающих, учиться с первого взгляда понимать, что их интересует, чем можно помочь.
2. Развитая речь
Слабые навыки ведения диалога сыграют против вашего ребенка. Если малыш мало разговаривает дома, не привык пересказывать и сочинять истории, вести монолог, то ему с трудом будут даваться реплики в начале знакомства.
Разговорчивые дети быстро находят приятелей в коллективе, умеют договариваться, отстаивать свое мнение.
3. Способность просить прощения
Хороший друг понимает, когда причинил вам боль, умеет извиниться за совершенный поступок. Это делает отношения более доверительными, надежными.
Готовность признать свои ошибки — тяжелая часть процесса коммуникации. Требуется критическое мышление, здоровая самооценка, умение посмотреть на себя со стороны. Взрослые люди учатся этому в течение всей жизни, но начинать нужно в раннем детстве.
4. Понимание
Ребенку, желающему завести друзей, нужно знать, что такое эмпатия. Дети не любят общаться с нелюдимыми, странными сверстниками. Любое отличие (во внешности, социальном статусе семьи, достатке родителей) может стать поводом для насмешек, избегания.
Человек, способный общаться с абсолютно разными людьми, всегда будет в окружении приятелей и друзей.
5. Вежливость
Правила этикета никто не отменял. Дети тоже замечают вежливое отношение к себе, делают выводы о личности человека, с которым разговаривают.
Важны не только формулы речевого этикета (приветствия, поздравления и др.) Ключевую роль играет деликатность: понимание, когда нужно поддержать друга, оставить в покое, защитить.
6. Умение быть активным слушателем
Никто не захочет беседовать с человеком, который сконцентрирован лишь на личных проблемах. Мы неосознанно тянемся к людям, способным выслушать, понять, дать совет.
Быть активным слушателем — запоминать детали разговора, реагировать на происходящее, показывать заинтересованность: «Ты рассказывала, что вчера читала книжку. Она тебе понравилась?» Подобное поведение — половина успеха на пути к удачному диалогу, а там и до дружбы недалеко.
7. Работа с эмоциями и настроением
Несдержанность, излишняя эмоциональность могут привести к отсутствию друзей: иногда человеку сложно понять, что конкретно он ощущает, и чувства выплескиваются наружу в виде гнева, разговора на повышенных тонах.
Дети не владеют спектром эмоций в совершенстве: им предстоит научиться самоконтролю, рефлексии, адекватной оценке личности. Малыш, не умеющий регулировать эмоции, может выглядеть чересчур агрессивным, взбалмошным. Необходимо работать над собой, чтобы производить хорошее впечатление.
Можно сделать вывод, что прижиться в коллективе помогает эмоциональный интеллект. Это способность распознавать оттенки эмоций окружающих, предугадывать поступки, заранее распознавать намерения.
Развитие эмоционального интеллекта ребенка благотворно действует на его психику:
- Усиливает чувство безопасности. Мозг человека любит, когда будущее можно спрогнозировать.
- Закладывает фундамент самооценки. Ребенок понимает, насколько многогранными могут быть чувства людей, учится отделять их от собственных мыслей о себе.
- Эмоциональная стабильность. Потерпев неудачу, столкнувшись с предательством, ребенок не будет погружаться в пучину новых, неизведанных эмоций. Он будет знаком с основными шаблонами поведения, свойственными его характеру, и сможет выяснить, как вернуть равновесие.
Учиться эмоциональному интеллекту можно с детства: ребенок будет лучше адаптироваться в незнакомой обстановке, понимать социальные роли. Родители должны помогать малышу развивать этот навык.
Считается, что у женщин эмоциональный интеллект развит лучше. Это обусловлено не биологическими, а социальными факторами: девочек учат прислушиваться к своим и чужим чувствам с ранних лет. Развить эмоциональный интеллект мальчика тоже возможно.
Вот рекомендации, которые помогут в этом преуспеть.
Как помочь ребенку найти друзей
Дети рождаются открытыми внешнему миру: младенцы учатся наблюдать, внимательно смотрят на взрослого, который с ними разговаривает. Эмоциональный интеллект развивается параллельно с мозгом и телом малыша.
Физические нюансы дарят ребенку новые переживания, а органы чувств помогают сделать палитру эмоций более разнообразной: боль в животе вызывает злость или страх, одиночество — панику, лица родителей — радость и т. д.
Чем старше ребенок, тем сложнее система чувств. Малышу сложно справиться, требуется помощь родителей. Что вы можете сделать?
Наблюдайте и сопереживайте
Ребенку тяжело говорить о чувствах вслух, поскольку он их не понимает. Попробуйте метод отзеркаливания. Озвучьте эмоцию, которую, по вашему мнению, испытывает малыш. «Ты сегодня угрюмый. Расстроен из-за вчерашней ссоры с друзьями?», «Кажется, ты волнуешься. Завтра сложный день?»
Небольшие подсказки от родителей помогут ребенку создать внутреннюю классификацию ощущений. Со временем дети начинают самостоятельно определять, что их волнует.
Говорите от своего имени
Ребенку нужно знать о вашем состоянии. Делитесь с ним: «Сегодня я устал(а)»; «У меня нет настроения гулять сегодня, давай перенесем на следующий день?»
Малыш привыкнет, что у родителей тоже есть заботы и проблемы, и научится прислушиваться к ним. Вывалить негатив на детей не стоит, но рассказывать о базовых эмоциях необходимо.
Проводите причинно-следственные связи
Описывая личный опыт, старайтесь связывать эмоцию и причину ее возникновения. Например: «Меня расстроило, что ты сломала эту вещь. С ней связаны приятные воспоминания»; «Жаль, что ты солгал. Мы доверяли тебе».
Объяснение упрощает ребенку задачу: он получает возможность рационализировать родительские эмоции, сделать их понятными, простыми.
Обсуждайте чувства в кругу семьи
Часто общение между детьми и родителями ограничивается сухими репликами о школе, бытовых вещах: «Не забудь сделать домашнее задание», «Помой посуду». Разговоры по душам — редкость.
Создайте новую семейную традицию: можно обсуждать случившееся за неделю и проговаривать чувства. Такая практика сближает членов семьи, учит прислушиваться друг к другу.
Тренируйте речевые навыки
Как было указано выше, хорошо развитая речь — ключ к легкому и продуктивному общению. Поэтому уделяйте внимание речи ребенка: она поможет ему завести друзей, найти общий язык с учителями или воспитателями, непременно выручит во взрослой жизни.
Читайте книги по ролям, развивайте артистичность, ставьте с малышом домашние спектакли. Если времени мало, пробуйте импровизацию: придумайте несколько ситуаций и спонтанно разыграйте их. К примеру, «Разговор на перемене», «Знакомство с одноклассниками». Некоторые фразы будут полезны: ребенок сможет применить их на практике.
Что еще поможет вашему ребенку найти друзей в коллективе?
- Порекомендуйте малышу чаще демонстрировать сферу интересов: заниматься тем, что искренне привлекает. Например, можно купить школьные принадлежности с любимыми персонажами мультфильмов, чтобы у других детей был повод начать разговор.
- Если ребенок — новичок в классе или группе детского сада, приготовьте его к тому, что дети станут спрашивать ребенка об увлечениях, семье, обстоятельствах жизни. Есть смысл заранее приготовить удачные ответы на общие вопросы, чтобы не растеряться в ответственный момент.
- Учите малыша быть открытым, дружелюбным человеком, говорить искренние комплименты, хвалить приятелей за хорошие поступки. Людям приятно, когда замечают их сильные стороны.
- Расскажите малышу, что просить помощи при необходимости — не стыдно. Даже полезно: возникает лишний повод завязать разговор с ребятами, обменяться интересным опытом.
- Учите детей занимать проактивную позицию в любой ситуации: в семье, школе. Если ребенку не хватает чего-то, можно попробовать создать это самостоятельно: собрать компанию друзей, организовать мероприятие с помощью учителя, запланировать обсуждение книги.
- Не стоит игнорировать приятелей после окончания учебного дня: пусть дети поддерживают общение в социальных сетях, онлайн-играх, ходят в гости друг к другу. Общение вне школьных стен делает дружбу крепче.
Не давите на ребенка, если малыш не торопится заводить друзей или довольствуется одним приятелем. У людей разный склад характера: кто-то нуждается в ежедневном общении, а другим достаточно одного близкого собеседника.
Развитие эмоционального интеллекта поможет взаимодействовать и с группой в целом, и в беседе один на один. Даже застенчивые дети, научившись общаться, быстро заводят друзей и становятся душой коллектива.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее