Как решать алгебраические выражения найти значение выражения


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Алгебраическое выражение – это ряд чисел и переменных, объединенных математическими операциями (сложением, вычитанием, умножением и т.д.). Так как алгебраическое выражение ни к чему не приравнивается, решение выражения сводится к его упрощению. Полноценное решение возможно для алгебраических уравнений, которые являются алгебраическими выражениями, приравненными к числу или к другому выражению.

  1. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 1

    1

    Определения алгебраического выражения и алгебраического уравнения и разница между ними. Алгебраическое выражение – это ряд чисел и переменных, объединенных математическими операциями (сложением, вычитанием, умножением и т.д.). Оно ни к чему не приравнивается и его решение сводится к его упрощению. Алгебраическое уравнение является алгебраическим выражением, приравненным к числу или к другому выражению, и для него возможно полноценное решение. Вот несколько примеров:

    • Алгебраическое выражение: 4x + 2
    • Алгебраическое уравнение: 4x + 2 = 100
  2. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 2

    2

    Научитесь приводить подобные члены. Это значит сложить или вычесть члены одного порядка. То есть члены с переменной x2 могут быть сложены вместе или вычтены друг из друга, члены с переменной x3 могут быть сложены вместе или вычтены друг из друга, и свободные члены (члены без переменной) могут быть сложены вместе или вычтены друг из друга. Например:

    • 3x2 + 5 + 4x3 – x2 + 2x3 + 9 =
    • 3x2 – x2 + 4x3 + 2x3 + 5 + 9 =
    • 2x2 + 6x3 + 14
  3. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 3

    3

    Научитесь выносить множитель за скобки. Если вам дано алгебраическое уравнение, то есть существуют выражения с обеих сторон от знака равенства, вы можете упростить уравнение, вынеся множитель за скобки. Рассмотрите коэффициенты всех членов уравнения (коэффициент – это число, стоящее перед переменной или вообще не содержащее переменную) и найдите такое число, на которое делятся все коэффициенты. Вы можете вынести это число за скобки и, таким образом, упростить уравнение. Вот как это делается:

    • 3x + 15 = 9x + 30
      • Здесь каждый коэффициент делится на 3. Вынесите это число за скобки, разделив каждый член на 3. Затем разделите обе части уравнения на 3, чтобы сократить вынесенные за скобки 3.
    • 3(x + 5) = 3(3х + 10)
    • х + 5 = 3x + 10
  4. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 4

    4

    Запомните порядок выполнения математических операций: скобки, степень, умножение, деление, сложение, вычитание. Вот пример того, как соблюдать порядок операций:

    • (3 + 5)2 x 10 + 4
    • Сначала выполните операцию в скобках:
    • = (8)2 x 10 + 4
    • Затем возведите в степень:
    • = 64 х 10 + 4
    • Далее умножьте:
    • = 640 + 4
    • И, наконец, сложите:
    • = 644
  5. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 5

    5

    Научитесь обосабливать переменную. При решении алгебраического уравнения вы должны обособить переменную (наиболее часто обозначаемую как «х») на одной стороне уравнения. Вы можете обособить переменную через деление, умножение, сложение, вычитание, извлечение корня или другие операции. После того, как вы обособили «х», вы решили уравнение. Вот как это делается:

    • 5x + 15 = 65
    • 5(x + 3) = 65
    • х + 3 = 13
    • х = 13 – 3
    • х = 10

    Реклама

  1. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 6

    1

    Решите линейное алгебраическое уравнение. Линейные алгебраические уравнения включают свободные члены и переменные первой степени. Для решения таких уравнений используйте операции умножения, деления, сложения и вычитания, чтобы обособить переменную «х». Вот как это делается:

    • 4x + 16 = 25 – 3x
    • 4x = 25 -16 – 3x
    • 4x + 3x = 25 -16
    • 7x = 9
    • 7x/7 = 9/7 =
    • х = 9/7
  2. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 7

    2

    Решите алгебраическое уравнение с переменной второго порядка. В таком уравнении необходимо обособить переменную, а затем извлечь квадратный корень одновременно из переменной и из выражения на другой стороне уравнения. Вот как это делается:

    • 2x2 + 12 = 44
      • Во-первых, перенесите 12 на другую сторону уравнения.
    • 2x2 = 44 -12
    • 2x2 = 32
      • Теперь разделите обе части уравнения на 2.
    • 2x2/2 = 32/2
    • x2 = 16
      • Извлеките квадратный корень из выражений, находящихся с обеих сторон уравнения.
    • √x2 = √16
    • x1 = 4; х2 = -4
  3. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 8

    3

    Решите алгебраическое уравнение с дробями. Для этого воспользуйтесь умножением крест-накрест, приведите подобные члены, а затем обособьте переменную. Вот как это делается:

    • (х + 3)/6 = 2/3
      • Во-первых, воспользуйтесь умножением крест-накрест, чтобы избавиться от дробей. То есть вы должны умножить числители на знаменатели.
    • (х + 3 ) х 3 = 2 х 6 =
    • 3x + 9 = 12
      • Теперь приведите подобные члены. Приведите свободные члены 9 и 12, перенеся 9 на другую сторону уравнения.
    • 3x = 12 – 9
    • 3x = 3
      • Обособьте переменную «х», разделив обе стороны уравнения на 3.
    • 3x/3 = 3/3
    • х = 3
  4. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 9

    4

    Решите алгебраическое уравнение с корнем. Для этого возведите выражения, находящиеся с обеих сторон уравнения, в квадрат. Вот как это делается:

    • √(2x +9) – 5 = 0
      • Во-первых, перенесите члены, стоящие вне корня, на другую сторону уравнения:
    • √(2x +9) = 5
    • Затем возведите в квадрат выражения, находящиеся с обеих сторон уравнения (чтобы избавиться от корня):
    • (√(2x+9))2 = 52
    • 2x + 9 = 25
      • Теперь приведите подобные члены и обособьте переменную.
    • 2x = 25 – 9
    • 2x = 16
    • x = 8
  5. Изображение с названием Solve an Algebraic Expression Step 10

    5

    Решите алгебраическое уравнение, содержащее абсолютные величины. Абсолютная величина числа – это его неотрицательное значение. Например, абсолютное значение -3 (обозначается как |3|) равно 3. Для решения таких уравнений обособьте абсолютное значение и найдите два значения «х» – одно значение при положительном значении выражения, заключенном в вертикальные скобки, а другое значение при отрицательном значении выражения, заключенном в вертикальные скобки. Вот как это сделать:

    • Сначала обособьте абсолютную величину, а затем опустите вертикальные скобки. Сейчас вы найдете «х» при положительном значении выражения, заключенном в вертикальные скобки:
      • |4x +2| – 6 = 8
    • |4x +2| = 8 + 6
    • |4x +2| = 14
    • 4x + 2 = 14
    • 4x = 12
    • x = 3
      • Теперь вы найдете «х» при отрицательном значении выражения, заключенном в вертикальные скобки. Для этого измените знак выражения, стоящего справа от знака равенства, на отрицательный:
    • |4x +2| = 14
    • 4x + 2 = -14
    • 4x = -14 -2
    • 4x = -16
    • 4x/4 = -16/4
    • x = -4
      • Запишите оба ответа: х1 = 3, х2 = -4

    Реклама

Советы

  • Для проверки ответа откройте сайт wolfram-alpha.com.
  • Для проверки ответа подставьте найденное значение в исходное уравнение. Если равенство соблюдено, то уравнение решено правильно.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 52 801 раз.

Была ли эта статья полезной?

Поиск значений выражений — основное математическое действие. Им сопровождается каждый пример, задача. Поэтому чтобы вам было проще работать с различными математическими выражениями, подробно разберем способы и правила их решения в данной статье. Правила представлены в порядке увеличения сложности: от простейших выражений до выражений с функциями. Для лучшего понимания каждый пункт сопровождается подробным пояснением и расписанными примерами.

Поиск значения числовых выражений

Числовые выражения представляют собой математические задачи, состоящие, преимущественно, из чисел. Они подразделяются на несколько групп в зависимости от своей сложности: простейшие, со скобками, корнями, дробями и т.д. Каждый тип выражений подразумевает свои правила нахождения значения, порядок действий. Рассмотрим каждый случай подробнее.

Простейшие числовые выражения. К простейшим числовым выражениям относятся примеры, состоящие из двух элементов:

  • Числа (целые, дробные и т.д.);
  • Знаки: «+», «—», «•» и «÷».

Чтобы найти значение выражения в данном случае, необходимо выполнить все арифметические действия (которые подразумевают конкретные знаки). В случае отсутствия скобок решение примера производится слева направо. Первыми выполняются действия деления и умножения. Вторыми — сложение и вычитание.

Пример 1. Решение числового выражения

Задача. Решить:

20 — 2 • 10 ÷ 5 — 4 = ?

Решение. Чтобы решить выражение, нам необходимо выполнить все арифметические действия в соответствии с установленными правилами. Поиск значения начинается с решения деления и умножения. В первую очередь находим произведение цифр 2 и 10 (если рассматривать с левой стороны, данное действие является первым по значимости). Получаем 20. Теперь это число делим на 5. Итог — 4. Когда известно значение основных действий, можем подставить его в наш пример:

20 — 4 — 4 = ?

Упрощенный пример также решаем слева направо: 20 — 4 = 16. Второе действие: 16 — 4 = 12. Ответ 12.

Решение без пояснений. 20 — 2 • 10 ÷ 5 — 4 = 20 — (2 • 10 ÷ 5) — 4 = 20 — 4 — 4 = 12.

Ответ. 12

Пример 2. Решение числового выражения

Задача. Решить:

0,2 — 5 • (— 4) + 1/2 • 5 • 4 = ?

Решение. Начинаем решение с умножения и деления. Умножая 5 на (— 4) получаем (— 20), т.к. производное сохраняет знак множителя. Далее умножаем 1/2 на 5. Для этого преобразуем дробь: 1/2 = 5/10 = 0,5. 0,5 умножаем на 5. Ответ — 2,5. Далее умножаем полученное число на 4. 2,5 • 4 = 10. Получаем следующее выражение:

0,2 — (— 20) + 10

Теперь нам остается решить сложение и вычитание. В первую очередь раскрываем скобку и получаем:

0,2 + 20 + 10 = 30,2

Решение без пояснений. 0,2 — 5 • (— 4) + 1/2 • 5 • 4 = 0,2 — (— 20) + 10 = 0,2 + 20 + 10 = 30,2

Ответ. 30,2

Находим значение выражения со скобками

Скобки определяют порядок действий при решении примера. Выражения, находящиеся внутри скобок «()» имеют первостепенную значимость, независимо от того, какое математическое действие в них выполняется.

Пример 3. Значение числового выражения со скобками

Задача. Решить:

5 + (7 — 2 • 3) • (6 — 4) ÷ 2 = ?

Решение. Начинаем нахождение значения выражения с решения скобок. Порядок действий определяется слева направо. При этом не забываем, что после раскрытия скобок в первую очередь решаем умножение и деление и лишь потом — вычитание и сложение:

  • 7 — 2 • 3 = 7 — 6 = 1
  • 6 — 4 = 2

Когда скобки решены, подставляем полученные значения в наш пример:

5 + 1 • 2 ÷ 2

Снова решаем все по порядку, не забывая о том, что деление и умножение выполняется в первую очередь:

  • 1 • 2 = 2
  • 2 ÷ 2 = 1

Упрощенное выражение выглядит следующим образом:

5 + 1 = 6

Решение без пояснений. 5 + (7 — 2 • 3) • (6 — 4) ÷ 2 = 5 + (7 — 6) • 2 ÷ 2 = 5+ 1 • 2 ÷ 2 = 5 + 1 = 6

Ответ. 6

Значение числового выражения со скобками

Задача. Решить:

4 + (3 + 1 + 4 • (2+3)) = ?

Решение. Подобные примеры решаются поэтапно. Помним, что поиск выражения со скобками начинается с решения скобок. Поэтому в первую очередь решаем:

3 + 1 + 4 • (2+3)

В уже упрощенном примере снова встречаются скобки. Их будем решать в первую очередь:

2 + 3 = 5

Теперь можем подставить определенное значение в общую скобку:

3 + 1 + 4 • 5

Начинаем решение с умножения и далее слева направо:

  • 4 • 5 = 20
  • 3 + 1 = 4
  • 4 + 20 = 24

Далее подставляем полученный ответ вместо большой скобки и получаем:

4 + 24 = 28

Решение без пояснений. 4 + (3 + 1 + 4 • (2+3)) = 4 + (3 + 1 + 4 • 5) = 4 + (3 + 1 + 20) = 4 + 24 = 28

Ответ. 28

Важно: Чтобы правильно определить значение числового выражения с множественными скобками, необходимо выполнять все действия постепенно. Скобки читаются слева направо. Приоритет в решении внутри скобок остается за делением и умножением.

Поиск значения выражения с корнями

Часто алгебраические задания основываются на нахождении значений из-под корня. И если определить √4 несложно (напомним, это будет 2), то с примерами, которые полностью расположены под корнем, возникает ряд вопросов. На самом деле в таких заданиях нет ничего сложного. В данном случае порядок действий следующий:

  • Решаем все выражение, которое находится под корнем (не забываем о правильной последовательности: сперва скобки, деление и умножение, а лишь потом — сложение и вычитание);
  • Извлекаем корень из числа, которое получили в результате решения обычного примера.

Если же и под корнем имеется корень (например: √ 4 + 8 — √4), то начинаем решение примера с его извлечения (в нашем примере это будет: √ 4 + 8 — 2). Если подкоренные числа возведены во вторую степень, то их квадратный корень будет равняться модулю подкоренного выражения.

Значение числового выражения с корнями

Задача. Решить:

√ 2² • 2² • 3² = ?

Решение. Все действия под корнем одинаковы — умножение. Это дает нам право разделить выражение на множители. Получаем:

√2² • √2² • √3² = ?

Т.к. под квадратным корнем у нас числа, возведенные во вторую степень, получаем:

2 • 2 • 3 = 12

Решение без пояснений. √ 2² • 2² • 3² = √2² • √2² • √3² = 2 • 2 • 3 = 12

Ответ. 12

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Находим значение числовых выражений со степенями

Следующий математический знак, который имеет приоритет в процессе решения, — степени. Они представляют собой результат многократного умножения числа на себя. Само число является основанием степени. А количество операций умножения — ее показателем. Причем выражен он может быть не только целым числом, но и дробью, полноценным числовым выражением.

Начинается решение выражения со степенями с вычисления самих степеней. Если они представляют собой полноценное выражение (например: [3^{3 cdot 4-10}]), то его необходимо решить в нашем примере это будет: [3^{12-10}=3^{2}=9].

Задача. Решите:

[ 3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=? ]

Решение. Чтобы решить это выражение со степенями, воспользуемся равенством:

[(a cdot b)^{r}=a^{r} cdot b^{r}]

Рассматривая пример слева направо, видим, что у первых двух множителей одинаковые степени. Это позволяет нам упростить выражение:

[ (3 cdot 7)^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3} ]

Зная, что при умножении степени с одинаковыми показателями складываются, получаем следующее выражение:

[ 21^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3+2 / 3}=21^{1}=21 ]

Решение без пояснений: [3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=(3 cdot 7)^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=21^{1 / 3+2 / 3}=21^{1}=21]

Ответ. 21

Интересно: Этот же пример можно решить и другим способом, преобразовав число 21 в степени ⅔ в два множителя. В данном случае решение будет выглядеть следующим образом:

[3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 21^{2 / 3}=3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot(3 cdot 7)^{2 / 3}=3^{1 / 3} cdot 7^{1 / 3} cdot 3^{2 / 3} cdot 7^{2 / 3}=3^{1 / 3+2 / 3} cdot 7^{1 / 3+2 / 3}=3^{1}+7^{1}=21]

Ответ. 21

Задача. Решить:

[ 2^{-2 sqrt{5}} cdot 4^{sqrt{5}-1}+left((sqrt{3})^{1 / 3}right)^{6} ]

Решение. В данном случает получить точные числовые значения показателей степеней не удастся. Поэтому искать значение выражения с дробями в виде степени будем снова через упрощение:

Пример решения задач 1

Ответ. 3,25

Выражения с дробями

Поиск значения выражения дробей начинается с их приведения к общему виду. В большинстве случаев проще представить все значения в виде обыкновенной дроби с числителем и знаменателем. После преобразования всех чисел необходимо привести все дроби к общему знаменателю.

Важно: Прежде чем найти выражение дробей, необходимо провести вычисления в их знаменателе и числителе отдельно. В данном случае действуют стандартные правила решения.

Когда дроби приведены к единому знаменателю можно переходить к решению. Вычисление значений верхней строки (числителя) и нижней (знаменателя) производятся параллельно.

Задача. Решить:

[ 6 frac{2}{13}+4 frac{1}{13}=? ]

Решение. Действуя по главному правилу, прежде чем найти значение числового выражения, преобразуем всего его части в простую дробь. Получаем:

[ frac{6 cdot 13+2}{13}+frac{4 cdot 13+1}{13} ]

Теперь выполняем вычисления в знаменателе и числителе и находим ответ:

[ frac{6 cdot 13+2}{13}+frac{4 cdot 13+1}{13}=frac{80}{13}+frac{53}{13}=frac{133}{13}=10 frac{3}{13} ]

Ответ. [10 frac{3}{13}]

Примеры(2):

Пример решения задач 2

Задача. Решить:

[ frac{2}{sqrt{5}-1}-frac{2 sqrt{5}-7}{4}-3=? ]

Решение. В данном примере мы не можем извлечь корень из пятерки. Но мы можем воспользоваться формулой разложения корней:

[ frac{2}{sqrt{5}-1}=frac{2(sqrt{5}+1)}{(sqrt{5}-1)(sqrt{5}+1)}=frac{2(sqrt{5}+1)}{5-1}=frac{2 sqrt{5}+2}{4} ]

Теперь можем придать нашему первоначальному выражению следующий вид:

[ frac{2 sqrt{5}+2}{4} frac{2 sqrt{5}-7}{4}-3=frac{2 sqrt{5}+2-2 sqrt{5}+7}{4}-3=frac{9}{4} 3=-frac{3}{4} ]

Ответ. [-frac{3}{4}].

Выражения с логарифмами

Как и степени, логарифмы (log), имеющиеся в выражении, вычисляются (если это возможно) в первую очередь. К примеру, зная, что [log _{2} 4=2] мы можем сразу упростить выражение  [log _{2} 4+5 cdot 6] до простого и понятного 2 + 5*6 = 32.

Со степенями логарифмы объединяет и порядок выполнения действий. Прежде чем искать значение выражения логарифмов, необходимо вычислить его основание (если оно представлено математическим выражением).

В случаях, когда полное вычисление логарифма невозможно, производится упрощение примера.

Задача. Решить:

[log _{27} 81+log _{27} 9=?]

Решение. Чтобы найти логарифм выражения, воспользуемся свойствами логарифмов и представим значение логарифмов со степенями:

Пример решения задач 3

Это позволит нам решить пример следующим образом:

Пример решения задач 4

Ответ. 2

Решаем выражения с тригонометрической функцией

Часто в выражениях встречаются тригонометрические функции. Всего их в математике шесть:

  • Синус;
  • Косинус;
  • Котангенс;
  • Тангенс;
  • Секанс;
  • Косеканс.

Изучение тригонометрии начинается в 9-м классе, когда ученики уже подготовлены к сложным задачам. Большинство заданий представляются с sin и cos. Остальные функции встречаются значительно реже.

В математических примерах, которые содержат sin, cos, tg и др. функции, вычисление тригонометрической функции производится в первую очередь. Если это невозможно — осуществляется упрощение выражения до получения краткой формулы.

Задача. Решить:

[ frac{24}{sin ^{2} 127+1+sin ^{2} 217} ]

Решение. Разложим 217 на 90 и 127. Т.к. по формуле приведения sin(90 + a) = cosa, получаем:

sin217 — sin (90 + 127) = cos127

Теперь заменяем полученной формулой наше слагаемое в знаменателе дроби:

[ frac{24}{sin ^{2} 127+cos ^{2} 127+1} ]

Вспоминаем, что по тригонометрическому тождеству sin2a+ cos2 a= 1 (независимо от значения угла a). Поэтому одну часть слагаемого знаменателя (sin2127+ cos2127) преобразуем в единицу и получаем:

[ frac{24}{sin ^{2} 127+cos ^{2} 127+1}=frac{24}{1+1}=frac{24}{2}=2 ]

Ответ. 2

Пример решения задач 5

Важно: Не стоит бояться буквенных тригонометрических значений. Большинство примеров построено таким образом, чтобы функции можно было заменить более удобной для вычисления формулой. Поэтому вместо того, чтобы пытаться сразу решить пример, стоит обратить внимание на особенности функций и возможность их приведения к подходящей формуле.

Задача. Решить:

[ sqrt{4} 8-sqrt{1} 92 sin ^{2} frac{19 pi}{12}=? ]

Решение. Начинаем решение с разбора второй дроби. Обращаем внимание, что 192 = 48 • 2. А значит, корень этого числа можно представить в виде 2√48. Зная это и используя формулу косинуса двойного угла, преобразим наше выражение:

Пример решения задач 6

Теперь по формуле приведения решаем наш пример:

[ sqrt{4} 8 cos left(3 pi+frac{pi}{6}right)=sqrt{4} 8left(-cos frac{pi}{6}right)=-sqrt{4} 8 cdot frac{sqrt{3}}{2}=-4 sqrt{3} cdot frac{sqrt{3}}{2}=-6 ]

Ответ. — 6.

Общий случай: находим значения выражений с дробями, функциями, степенями и не только

Самым сложным считается поиск числовых выражений общих случаев. Они представляют собой тригонометрические примеры, которые могут содержать:

  • Степени;
  • Скобки;
  • Корни;
  • Функции и т.д.

Общие числовые выражения сложны только длительностью решения. В остальном же они ничуть не сложнее, чем решение каждого примера (со скобкой, степенями, функциями и т.д.) по отдельности.

Чтобы найти значение выражения с логарифмами, тригонометрическими функциями, скобками и/или другими действиями, необходимо помнить три основных правила:

  • Упрощение. Прежде чем приступать к решению внимательно изучите выражение. Особенно — его степени, корни, логарифмы, функции. В большинстве случаев их можно сократить или заменить простым числовым значением еще до решения.
  • Скобки. Независимо от типа выражения, действий, начинать решение всегда необходимо со скобок. Часто именно игнорирование этого правила приводит к получению неверного ответа или отсутствию решения в принципе.
  • Общий вид. Старайтесь привести выражение к общему виду. Особенно это касается дробей. Смешанные и десятичные дроби преобразуйте в обычные.
  • Последовательность. Действия в скобках и действия после их решения выполняются слева направо. В первую очередь необходимо совершать умножение и деление. Когда все произведения и частные найдены, можно переходить к сложению и вычитанию.

Для удобства решения и устранения возможных ошибок рекомендуем расставлять порядок действий непосредственно над математическими знаками.

Задача. Решить:

[ -frac{sqrt{2} sin left(frac{pi}{6}+2left(frac{2 pi}{5}+frac{3 pi}{5}right)right)+3}{operatorname{Ln} e^{2}}+left(1+3^{sqrt{9}}right)=? ]

Решение. Чтобы решить этот пример, сначала найдем значение выражения числителя дроби, а точнее — подкоренного выражения. Для этого необходимо вычислить значение sin и общего выражения. Начинаем с раскрытия скобок в числителе:

Пример решения задач 7

Полученное значение можем подставить в подкоренное выражение для вычисления числителя дроби:

[ sqrt{2} sin cdotleft(frac{pi}{6}+2left(frac{2 pi}{5}+frac{3 pi}{5}right)+3=sqrt{4}=2right. ]

Со знаменателем дела обстоят куда проще:

[ ln e^{2}=2 ]

Числитель и знаменатель у нас одинаковые, что позволяет нам их сократить:

Пример решения задач 8

Теперь остается решить следующее выражение:

Пример решения задач 9

Ответ. 27

Как видите, при последовательном решении примеров с большим количеством действий нет ничего сложного. Главное — верно обозначить последовательность шагов и четко ей следовать.

Как найти значение выражения числителя дроби, подкорневого значения рационально?

Независимо от типа выражения решать его необходимо последовательно, руководствуясь стандартными правилами (описаны ранее). Но не стоит забывать, что во многих случаях поиск ответа может быть значительно упрощен за счет рационального подхода к решению. Основывается он на нескольких правилах.

Правило 1. Когда произведение равно нулю

Производное равно нулю в том случае, если хотя бы один из его сомножителей равен нулю. Если вы решаете пример из нескольких сомножителей, одним из которых является «0», то проводить многочисленные вычислительные действия не стоит.

Например, выражение [3 cdotleft(451+4+frac{18}{3}right)left(1-sin left(frac{3 pi}{4}right)right) cdot 0] будет равняться нулю.

Правило 2. Группировка и вынесение чисел

Ускорить процесс поиска ответа можно за счет группировки множителей, слагаемых или вынесения единого множителя за скобки. Также не стоит забывать о возможности сокращения дроби.

Например, выражение [frac{left(451+4+frac{18}{3}right)}{4left(451+4+frac{18}{3}right)}] решать не надо. Достаточно сократить скобки, чтобы получить ответ [=frac{1}{4}]

Решение примеров с переменными

Примеры с переменными отличаются от числовых только формой предоставления. В данном случае значения предоставляются дополнительно к выражению.

Пример задания: Найдите значение выражения 2x — y, если x = 2,5, а y = 2. В данном случае решение будет выглядеть следующим образом:

2x — y = 2 • 2,5 — 2 = 3

При этом в таких примерах сохраняются все описанные выше правила. Касается это и советов по рациональному решению примеров. Так, решать дробь [frac{sqrt{y}}{sqrt{y}}] бессмысленно, т.к. при любых значениях «y» ответ будет одинаковым — 1.

Какие-нибудь математические выражения мы можем записать разными способами. В зависимости от наших целей, того, хватает ли нам данных и т.д. Числовые и алгебраические выражения различаются тем, что первые мы записываем только числами, объединенными с помощью знаков арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление) и скобок.

Если вместо чисел ввести в выражение латинские буквы (переменные), оно станет алгебраическим. В алгебраических выражениях используются буквы, числа, знаки сложения и вычитания, умножения и деления. А также может быть использован знак корня, степени, скобки.

undefined

В любом случае, числовое это выражение или алгебраическое, оно не может быть просто случайным набором знаков, чисел и букв – в нем должен быть смысл. Это значит, что буквы, числа, знаки должны быть связаны какими-то отношениями. Правильный пример:7х + 2 : (у + 1). Плохой примеру) : + 7х – * 1.

Выше было упомянуто слово «переменная» – что оно значит? Это латинская буква, вместо которой можно подставить число. И если мы говорим о переменных, в этом случае алгебраические выражения можно назвать алгебраической функцией.

Переменная может принимать различные значения. И подставляя какое-то число на ее место, мы можем найти значение алгебраического выражения при этом конкретном значении переменной. Когда значение переменной другое, другим будет и значение выражения.

Как решать алгебраические выражения?

Для вычисления значений нужно делать преобразование алгебраических выражений. А для этого вам еще нужно учесть несколько правил.

Во-первых: областью определения алгебраических выражений являются все возможные значения переменной, при которых это выражение может иметь смысл. Что подразумевается? Например, нельзя подставлять такое значение переменной, при котором пришлось бы делить на нуль. В выражении1/(х – 2)из области определения надо исключить 2.

Во-вторых, запомните, как упрощать выражения: раскладывать на множители, выносить за скобки одинаковые переменные и т.п. Например: если поменять местами слагаемые, сумма от этого не изменится (у + х = х +у). Аналогично и произведение не изменится, если поменять местами множители (х*у = у*х).

А вообще для упрощения алгебраических выражений отлично служат формулы сокращенного умножения. Тем, кто их еще не выучил, обязательно надо это сделать – все равно пригодятся не раз:

  • находим разность переменных, возведенных в квадрат: х2 – у2 = (х – у)(х + у);

  • находим сумму, возведенную в квадрат: (х + у)2 = х2 + 2ху + у2;

  • вычисляем разность, возведенную в квадрат: (х – у)2 = х2 – 2ху + у2;

  • возводим сумму в куб: (х + у)3 = х3 + 3х2у + 3ху2 + у3 или (х + у)3 = х3 + у3 + 3ху(х + у);

  • возводим в куб разность: (х – у)3 = х3 – 3х2у + 3ху2 – у3 или (х – у)3 = х3 – у3 – 3ху(х – у);

  • находим сумму переменных, возведенных в куб: х3 + у3 = (х +у)(х2 – ху + у2);

  • вычисляем разность переменных, возведенных в куб: х3 – у3 = (х – у)(х2 + ху + у2);

  • используем корни: ха2 + уа + z = х(а – а1)(а – а2), а1 и а2 – это корни выражения ха2 + уа + z.

undefined

Еще вам стоит иметь представление о видах алгебраических выражений. Они бывают:

  • рациональные, и те в свою очередь подразделяются на:

  • целые(в них нет деления на переменные, нет извлечения корней из переменных и нет возведения в дробную степень): 3a3b + 4a2b * (ab).Область определения – все возможные значения переменных;

  • дробные(кроме остальных математических операций, вроде сложения, вычитания, умножения, в этих выражениях делят на переменную и возводят в степень (с натуральным показателем): (2/b – 3/a + с/4)2. Область определения – все значения переменных, при которых выражение не равно нулю;

  • иррациональные– чтобы алгебраическое выражение считалось таковым, в нем должно присутствовать возведение переменных в степень с дробным показателем и/или извлечение корней из переменных: √а + b3/4. Область определения – все значения переменных, исключая те, при которых выражение под корнем четной степени или под дробной степенью становится отрицательным числом.

Тождественные преобразования алгебраических выражений – еще один полезный прием для их решения.Тождество – такое выражение, которое будет верным при любых входящих в область определения переменных, которые в него подставят.

Выражение, которое зависит от некоторых переменных, может быть тождественно равно другому выражению, если то зависит от тех же переменных и если значения обоих выражений равны, какие бы значения переменных не были выбраны. Другими словами, если выражение можно выразить двумя разными способами (выражениями), значения которых одинаковые, эти выражения тождественно равны. Например: у + у = 2у, или х7 = х43, или x +y +z = z + x +y.

При выполнении заданий с алгебраическими выражениями тождественное преобразование служит для того, чтобы одно выражение можно было заменить на другое, тождественное ему. К примеру, заменить х9 на произведение х54.

Примеры решения

Чтобы было понятнее, разберем несколько примеров преобразования алгебраических выражений. Задания такого уровня могут попасться в КИМах на ЕГЭ.

Задание 1: Найти значение выражения ( (12х)2 – 12х)/(12х2 -1).

  • Решение: ( (12х)2 – 12х)/(12х2 – 1) = (12х (12х -1) )/х*(12х – 1) = 12.

Задание 2: Найти значение выражения (4х2 – 9)*(1/(2х – 3) – 1/(2х +3).

  • Решение: (4х2 – 9)*(1/(2х – 3) – 1/(2х +3) = (2х – 3)(2х + 3)(2х + 3 – 2х + 3)/(2х – 3)(2х + 3) = 6.

Заключение

При подготовке к школьным контрольным, экзаменам ЕГЭ и ГИА вы всегда можете использовать этот материал как подсказку. Держите в памяти, что алгебраическим выражением называется комбинация из чисел и переменных, выраженных латинскими буквами. А еще знаков арифметических операций (сложение, вычитание, умножение, деление), скобок, степеней, корней.

Используйте формулы сокращенного умножения и знания о тождественных равенствах, чтобы преобразовывать алгебраические выражения.

Пишите нам свои замечания и пожелания в комментариях – нам важно знать, что вы нас читаете.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Числовые и алгебраические выражения

Тема урока: § 1. Числовые и алгебраические выражения. Работа с числовыми и алгебраическими выражениями позволяет строить математические модели разнообразных ситуаций, представлять сложные смысловые предложения в более удобной форме.

Числовые выражения

Определение:
Числовое выражение — это запись составленная из чисел и знаков арифметических действий, которая имеет смысл.

Примеры числовых выражений


[ smalltag{textcolor{#3eb489}{1}} 43:5]


[ smalltag{textcolor{#ed5fa6}{2}} 1+0]


[ smalltag{textcolor{#3eb489}{3}} 72]


[ smalltag{textcolor{#ed5fa6}{4}} 2^4-2^3+2^5-2]


[ smalltag{textcolor{#3eb489}{5}} small 12,8-frac{2}{11}cdot (2,18+3,32)]

Каждое из них составлено из чисел и знаков действий. Если соблюдая принятый порядок, выполнить указанные действия, то получится число. Это число называют числовым значением выражения или, короче, значением выражения.
Например,


(footnotesize 2^4-2^3+2^2-2=10)

число


(footnotesize 10)

— значение данного выражения.

Выражение может состоять и из одного числа. В этом случае значение выражения есть само число.

Выражение


(frac{35}{textcolor{#3eb489}{48:6}-textcolor{#ed5fa6}{8}})

не имеет числового значения, так как не все указанные действия можно выполнить (деление на нуль невозможно!). О таких выражениях говорят, что они не имеют смысла.

Таким образом, числовое выражение может или иметь одно значение, или не иметь значения.

Алгебраические выражения

Определение:
Алгебраическое выражение — это числовое выражение содержащее буквенную часть и имеющее смысл.

Примеры алгебраических выражений

1. Выражения с одной переменной.

Рассмотрим какое-нибудь выражение с одной переменной, например:


(footnotesize textcolor{#ed5fa6}{a}(textcolor{#ed5fa6}{a}+1).)

При


(footnotesize textcolor{#ed5fa6}{a}=textcolor{#3eb489}{2})

его значение равно


(footnotesize 6,)

так как


(footnotesize textcolor{#3eb489}{2}cdot (textcolor{#3eb489}{2}+1)=6.)

При


(footnotesize a=8)

значение этого выражения равно


(footnotesize 72,)

при


(footnotesize a=-1)

— нулю, при


(footnotesize a=0)

тоже нулю.

Если значения переменной


(footnotesize a)

образуют множество


(footnotesize A=begin{Bmatrix} 2; 8; -1; 0 end{Bmatrix},)

то значения выражения


(footnotesize a(a+1))

составят множество


(footnotesize B=begin{Bmatrix} 6; 72; 0 end{Bmatrix}.)

Если множество значений переменной, входящей в выражение, не указано, то считается, что переменная принимает все те значения, при которых выражение имеет смысл. Например, если ничего не сказано о множестве значений переменной


(footnotesize p)

в выражении


(footnotesize frac{p}{2p-6},)

то имеется в виду, что переменная


(footnotesize p)

принимает любые числовые значения, кроме


(footnotesize 3.)

2. Выражения с несколькими переменными.

Значение выражения


(footnotesize (x-2y)^2)

зависит от значений переменных


(footnotesize x)

и


(footnotesize y.)

Пусть переменная


(footnotesize x)

принимает значения из множества


(footnotesize X=begin{Bmatrix} 1; 5 end{Bmatrix})

, а переменная


(footnotesize y)

— из множества


(footnotesize Y=begin{Bmatrix} 1; 2; 5 end{Bmatrix})


(
(x-2y)^2 = begin{cases}
81 leftarrowtextcolor{gray}{если x=1, y=5,}\
9 leftarrowtextcolor{gray}{если x=5, y=1;}
end{cases}
)

Каждой паре значений переменных


(footnotesize x)

и


(footnotesize y)

соответствует определенное значение выражения


(footnotesize (x-2y)^2)

причем единственное. Составим всевозможные пары значений


(footnotesize x)

и


(footnotesize y)

и для каждой из них найдем соответствующее значение выражения:


[ x ]


[ y ]


[(x-2y)^2]


[textcolor{#3eb489}{1}]


[textcolor{#ed5fa6}{1}]


[=(textcolor{#3eb489}{1}-2cdottextcolor{#ed5fa6}{1})^2=1]


[textcolor{#3eb489}{1}]


[textcolor{#ed5fa6}{2}]


[=(textcolor{#3eb489}{1}-2cdottextcolor{#ed5fa6}{2})^2=9]


[textcolor{#3eb489}{1}]


[textcolor{#ed5fa6}{5}]


[=(textcolor{#3eb489}{1}-2cdottextcolor{#ed5fa6}{5})^2=81]


[textcolor{#3eb489}{5}]


[textcolor{#ed5fa6}{1}]


[=(textcolor{#3eb489}{5}-2cdottextcolor{#ed5fa6}{1})^2=9]


[textcolor{#3eb489}{5}]


[textcolor{#ed5fa6}{2}]


[=(textcolor{#3eb489}{5}-2cdottextcolor{#ed5fa6}{2})^2=1]


[textcolor{#3eb489}{5}]


[textcolor{#ed5fa6}{5}]


[=(textcolor{#3eb489}{5}-2cdottextcolor{#ed5fa6}{5})^2=25]

Значения выражения


(footnotesize (x-2y)^2)

образуют множество


(footnotesize begin{Bmatrix} 1; 9; 81; 25 end{Bmatrix}.)

Если в выражении с двумя переменными множества их значений не указаны, то считают, что переменные принимают любые значения, при которых данное выражение имеет смысл.

Например, если ничего не сказано о множествах значений переменных


(small textcolor{#3eb489}{x})

и


(small textcolor{#ed5fa6}{y})

в выражении


( frac{5}{textcolor{#3eb489}{x}-textcolor{#ed5fa6}{y}},)

то считается, что переменные


(small textcolor{#3eb489}{x})

и


(small textcolor{#ed5fa6}{y})

принимают любые не равные между собой значения.

Задачи для самостоятельного решения

Условие

Задача №1.

Вычислите значение числового выражения: $$14frac{7}{15}-3frac{3}{23}cdotfrac{23}{27}-1frac{1}{5}cdotfrac{1}{6}$$

Решение

$$14frac{7}{15}-3frac{3}{23}cdotfrac{23}{27}-1frac{1}{5}cdotfrac{1}{6}$$

Шаг 1. Переведём все смешанные дроби в неправильные (для этого целую часть дроби нужно умножить на знаменатель нецелой части и сложить это с числителем нецелой части, получившийся результат поделить на знаменатель нецелой части).

$$small frac{14cdot15+7}{15}-frac{3cdot23+3}{23}cdotfrac{23}{27}-frac{1cdot5+1}{5}cdotfrac{1}{6}$$

Шаг 2. Выполним элементарные преобразования (действия).

$$frac{217}{15}-frac{72}{23}cdotfrac{23}{27}-frac{6}{5}cdotfrac{1}{6}$$

Шаг 3. Сократим числа:

$$frac{217}{15}-frac{8}{1}cdotfrac{1}{3}-frac{1}{5}cdotfrac{1}{1}$$

$$frac{217}{15}-frac{8}{3}-frac{1}{5}$$

Шаг 4. Приведём к общему знаменателю.

$$frac{217}{15}-frac{8}{3}cdotfrac{5}{5}-frac{1}{5}cdotfrac{3}{3}$$

$$frac{217}{15}-frac{40}{15}-frac{3}{15}$$

$$frac{217-40-3}{15}$$

$$frac{174}{15}$$

Шаг 5. Выполним деление и запишем ответ.

$$frac{174}{15}=11frac{3}{5}=11,6$$

Ответ: 11,6.

Условие

Задача №2.

Вычислите значение числового выражения: $$(5frac{8}{9}:1frac{17}{36}+1frac{1}{4})cdotfrac{5}{21}$$

Решение

$$(5frac{8}{9}:1frac{17}{36}+1frac{1}{4})cdotfrac{5}{21}$$

Шаг 1. Выполним действия в скобках. По степени важности выполним деление, а потом сложение.

а) Смешанные дроби переводим в неправильные:

$$5frac{8}{9}:1frac{17}{36}=frac{5cdot9+8}{9}:frac{1cdot36+17}{36}$$

$$frac{53}{9}cdotfrac{36}{53}=4$$

б) Выполним сложение:

$$4+1frac{1}{4}=frac{4}{1}+frac{1cdot4+1}{4}$$

$$frac{16}{4}+frac{5}{4}=frac{21}{4}=5,25$$

Шаг 2. Выполним умножение.

$$frac{21}{4}cdotfrac{5}{21}=frac{5}{4}$$

$$frac{5}{4}=1,25$$

Ответ: 1,25.

Условие

Задача №3.

Вычислите значение выражения при заданных переменных: $$0,4y+1= ?$$ $$y=-0,5; 8; -10.$$

Решение

$$0,4y+1= ?$$

$$y=-0,5; 8; -10.$$

Шаг 1. Вычислим значение выражения при первом значении переменной.

$$0,4cdot(-0,5)+1=-0,2+1=0,8$$

Шаг 2. Вычислим второе значение выражения.

$$0,4cdot8+1=3,2+1=4,2$$

Шаг 3. Подставим вместо переменной оставшееся значение.

$$0,4cdot(-10)+1=-4+1=-3$$

Ответ: 0,8; 4,2; -3.

Условие

Задача №4.

Вычислите значение выражения, если известны значения переменных: $$frac{2}{7}c-0,2d= ?$$ $$c=-28; d=15$$

Решение

Найти: $$frac{2}{7}c-0,2d= ? c=-28; d=15$$

Шаг 1. Подставим вместо переменных их значения.

$$frac{2}{7}c-0,2d=frac{2}{7}cdot(-28)-0,2cdot15$$

Шаг 2. Выполним действия.

$$frac{2}{7}cdot(-28)=2cdot(-4)=-8$$

$$-0,2cdot15=-3$$

$$-8-3=-11$$

Ответ: -11.

Условие

Задача №5.

Найти значение алгебраического выражения:
$$(n-m)k= ?$$
$$2m-2n+3k= ?$$
$$m-n=5, k=-2.$$

Решение

Найти: $$(n-m)k= ?$$
$$2m-2n+3k= ?$$
$$m-n=5, k=-2.$$

Шаг 1. Найдем значение первого выражения:

$$(n-m)k=-(m-n)k$$

$$-(m-n)k=-5cdot(-2)=10$$

Шаг 2. Найдем значение второго выражения:

$$2(m-n)+3k=2cdot5+3cdot(-2)$$

$$2cdot5+3cdot(-2)=10-6=4$$

Ответ: 10; 4.

Следующая тема

Числовое выражение состоит из чисел и знаков арифметических действий между ними, также может содержать скобки для указания порядка действий. Числовое выражение должно иметь смысл.

:−2+⋅+77(((8

 — не числовое выражение.

Если в выражении вместо чисел используются буквы, тогда имеем алгебраическое выражение.

Алгебраическое выражение состоит из букв и чисел, между которыми стоят знаки арифметических действий, также может содержать скобки. Алгебраическое выражение должно иметь смысл.

Буквы в алгебраическом выражении называются переменными, так как они могут принимать разные числовые значения.

Алгебраические выражения можно преобразовывать и упрощать, используя законы сложения и умножения.

1)  От перемены мест слагаемых сумма не изменяется, т. е.

a+b=b+a

 — переместительный закон сложения.

2) Чтобы к сумме двух слагаемых прибавить третье слагаемое, можно к первому слагаемому прибавить сумму второго и третьего слагаемых, т. е.

a+b+c=a+b+c

 — сочетательный закон сложения.

Законы умножения

1) От перемены мест множителей произведение не меняется, т. е.

a⋅b=b⋅a

 — переместительный закон умножения.

2) Произведение не зависит от группировки его сомножителей, т. е.

a⋅b⋅c=a⋅b⋅c

 — сочетательный закон умножения.

3) Произведение суммы нескольких чисел на какое-нибудь число равно сумме произведений каждого слагаемого на это число, т. е.

a+b⋅c=ac+bc

 — распределительный закон умножения относительно сложения.

Значение числового выражения — число, полученное в результате выполнения всех действий по порядку в числовом выражении.

Выполнив указанные действия в первом примере, получим

Число (18) — значение выражения.

Значение алгебраического выражения можно найти, если известны значения его переменных.

Если (x=2), (y=-2), (a=30), то выражение

x3−14y−a

 имеет значение (6), т. к.

x3−14y−a=23−14⋅−2−30=8+28−30=6

.

Если (z=30), то выражение

z2z−6

 имеет значение (37,5),

т. к.

z2z−6=30224=90024=37.5

.

Если (z=6), то выражение

z2z−6

 не имеет смысла, т. к. знаменатель обращается в нуль.

в случае если алгебраическое выражение имеет определённое числовое значение при заданном наборе значений переменных, тогда такие значения переменных являются допустимыми;

в случае если алгебраическое выражение не имеет смысла при заданном наборе значений переменных, тогда такие значения переменных являются недопустимыми.

Так, в примере

z2z−6

 значение (z=-6) — допустимое, а

значение (z=6) — недопустимое, т. к. при нём будет деление на ноль, а делить на ноль нельзя!

Добавить комментарий