Умение составлять рассказ по картинке развивает не только языковые способности, но и способности к анализу, логическому мышлению и креативности. В этой статье мы рассмотрим, как в подготовку к школе включать тренировку этого умения и как это влияет на развитие мышления ребёнка.
Во-первых, умение составлять рассказ по картинке развивает языковые навыки. Когда ученик рассказывает историю по картинке, он учится использовать разнообразную лексику, правильно структурировать предложения и описывать детали. Это развивает речь и улучшает способность выражать свои мысли.
Во-вторых, составление рассказа по картинке требует аналитических и логических навыков. Чтобы создать логичный и последовательный рассказ, ребёнок должен анализировать картинку, выявлять детали, связывать их вместе и создавать связный сюжет. Это развивает способности к анализу и логическому мышлению, что важно для успешной адаптации к школьной жизни.
В-третьих, составление рассказа по картинке стимулирует креативное мышление. Когда ребёнок создает свой рассказ, он использует фантазию и воображение, чтобы придумать историю, которая будет интересной и увлекательной. Это развивает креативное мышление и помогает быть более изобретательным и оригинальным.
Более того, составление рассказа по картинке развивает социальные навыки. Когда дети делятся своими историями с другими, они учатся вести коммуникацию, то есть: слушать, выражать свои мысли и эмоции и работать в группе.
Умение составлять рассказ по картинке должен быть включен в программу подготовки к школе, чтобы помочь ребёнку развить языковые, аналитические, логические и креативные и социальные навыки. Для этого важно проводить занятия, где ребёнок будет этому учиться.
Для проведения таких занятий можно использовать книжки с картинками, фотографии или даже игрушки. Ребёнок будет рассматривать их и давать им свои имена, описывать детали и придумывать истории. Также можно просить ребёнка нарисовать свой рассказ.
Для улучшения навыка составления рассказов по картинкам эффективно использовать различные игры и упражнения. Например, можно предложить ребёнку выбрать несколько картинок и составить рассказ, который объединяет их в единую историю; или попросить ребёнка выбрать картинку и придумать, что произойдёт после того, как изображенная на картинке сцена закончилась.
Чтобы больше узнать об особенностях восприятия, мышления и памяти у младших школьников и получить инструменты, которые нужно использовать каждому педагогу, преподавателю и репетитору, регистрируйтесь на бесплатный вебинар для педагогов https://clck.ru/348KiF
Стоит отметить, что для составления качественного рассказа необходим хороший словарный запас. Чем разнообразнее словарный запас, тем легче ребёнку описывать детали, создавать яркие образы и рассказывать интересные истории.
Существует несколько способов расширения словарного запаса. Во-первых, это чтение книг: оно помогает детям узнавать новые слова и понимать их значение в контексте. Также важно обсуждать прочитанные книги с ребенком и объяснять незнакомые слова.
Во-вторых, можно использовать слова дня. Каждый день нужно выбирать новое слово, объяснять его значение и использовать в разных контекстах. Это поможет ребёнку запомнить новые слова и применять их в речи.
В-третьих, можно играть в слова-ассоциации. Это игра, в которой ребёнок должен назвать слово, связанное с предыдущим. Например, если ребенок назвал слово «дерево», следующее слово может быть «листья». Эта игра помогает развивать ассоциативное мышление и расширять словарный запас.
Наконец, можно использовать онлайн-ресурсы для расширения словарного запаса: словари и тезаурусы. Они помогут ребёнку узнавать новые слова, их значения и синонимы.
Расширение словарного запаса – важный компонент развития навыка составления рассказов по картинкам. Педагоги могут использовать различные игровые методики для расширения словарного запаса у детей. Подробнее о том, как подобные методы помогут педагогу стать востребованным, увеличить доход и повысить результаты его учеников, рассказываем на бесплатном вебинаре для педагогов «ПриклюЧтение для младших школьников. Быстрочтение. Память. Пересказ» https://clck.ru/348KiF
Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).
Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.
В статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.
Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.
Этапы обучения.
1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.
2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.
3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.
4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.
Выделяют также следующие приемы обучения:
– совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);
– образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);
– план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);
– рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;
– модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);
– вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);
– указания (например, “говори
выразительно”)
В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.
Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.
Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.
В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация речевой деятельности.
Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).
В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.
На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:
- учить ребенка описывать изображение на картине;
- активизировать словарь, используя разные
предложения с однородными членами; - закреплять грамматический строй речи (название
детенышей животных); - учить ребенка описывать внешний вид животного.
В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.
“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.
Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.
Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.
На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.
Программное содержание:
– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;
– закрепить словарь;
– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.
В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:
“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.
По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).
Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.
Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?
Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности. Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ – описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах: Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки.
Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
В подготовительной группе рассматривая пейзаж, обозначаем тему рассказа, обязательно указываем автора и название картины.
Задаем ребенку вопросы: Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.
Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?
Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст. Более сложный вид работы – рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ!
Вы показываете ребенку картинку, на которой дети катаются на велосипедах. Но если ребенок скажет всего одно предложение «дети катаются на велосипедах», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить некоторое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке. Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему дети любят кататься на велосипедах? Какое настроение у ребят – счастливое, грустное, радостное? Рассмотрите, как ведут себя ребята – правильно или неправильно, как следует вести себя в подобных ситуациях?
Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»О чем еще следует знать?
Придумать рассказ по картинке – «работа» не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.Увлечь ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью нестандартных заданий и игрового персонажа.
Шаг 1: Рассмотрите картинку вместе с ребенком
Перед тем, как начать составлять рассказ по картинке, рассмотрите ее внимательно вместе с ребенком. Попросите его описать картинку и задайте вопросы, чтобы помочь ему более детально ее описать. Например, спросите, что он видит на картинке, какие объекты на ней присутствуют, какие люди или животные на ней изображены и какие чувства они выражают.
Шаг 2: Помогите ребенку описать ситуацию
После того, как вы вместе рассмотрели картинку, попросите ребенка описать ситуацию, которую он видит на картинке. Например, если на картинке изображена девочка, которая катается на велосипеде, попросите ребенка рассказать, куда она едет, что она чувствует, какой день недели и т.д.
Шаг 3: Задавайте больше вопросов
Чтобы ребенок смог более детально описать картинку и ситуацию на ней — задавайте вопросы. Например, если на картинке изображен парк, спросите ребенка, что еще можно увидеть в парке, какие звуки там слышны, какая погода, какой запах можно почувствовать и т.д.
Шаг 4: Расскажите о структуре рассказа
Расскажите ребенку, что у любого рассказа всегда есть структура. Начало (или введение), развитие ситуации и заключение. Введение должно содержать описание главного героя и места, где происходит действие. Развитие — это описание событий, происходящих в рассказе. А заключение — описание того, как события разрешились.
Шаг 5: Попросите ребенка написать рассказ
Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свой рассказ по картинке. Предложите начать с заголовка и составив план рассказа. Затем ребенок может написать свой рассказ, обращая внимание на структуру и используя все описанные ранее детали.
Шаг 6: Поощрите творческий подход
Рассказ вашего ребенка может быть уникальным и оригинальным, поэтому не стоит ограничивать его фантазию. Поощряйте ребенка использовать воображение и придумывать новые сюжеты.
Шаг 7: Похвалите ребенка
После того, как ребенок закончит свой рассказ, похвалите его за усилия.
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с тем, чтобы составить рассказ по картинке, не теряйте времени и запишите ребенка к логопеду. Специалист поможет определить проблему и разработать индивидуальный план коррекции для ребенка. Логопедические занятия могут помочь улучшить связную речь и предотвратить возможные проблемы в будущем. В нашем центре разработан специальный курс по развитию связной речи.
Умение составить связный рассказа по картинке — это не только весело, это еще и очень полезный навык, который помогает развитию речи ребенка, креативного мышления и логики. А еще составляя рассказ по картинке, ребенок развивает фантазию и уверенность в себе.
Как научить ребенка составлять рассказы по картинкам
24 сентября 2012 22:58
Составление небольшого рассказа по картинке – это очень познавательно для малыша, это развивает речь ребенка, обогащает его словарный запас и дает толчок к понятию смысла изображения. Но, не обладая психологическими и педагогическими навыками, родителям довольно сложно правильно научить ребенка составлению рассказа или описания по картинке. Но научится этому не сложно.
Прежде всего, учить этому необходимо лишь тогда, когда ребенок уже может назвать сказочных героев, известные ему предметы и персонажи, и умеет говорить связно. Это не говорит о том, что нужно, чтобы ребенок составлял длинные связные предложения, нет! Если малыш может, например, по картинке, на которой нарисован мишка, принимающий пищу, сказать, что мишка кушает – этого вполне достаточно для того, чтобы начать учить его описанию нарисованного на картинке.
При обучении, необходимо научить малыша внимательно рассмотреть картинку и попробовать описать увиденное изображение. Конечно, не без помощи вас, родители. Поправляйте ребенка, называйте предметы и персонажей правильно, учите правильному склонению слов и помогайте составлять простые предложения. Но не стоит говорить много слов. Например, картинка: «Курочка Ряба высиживает яйцо. Вам необходимо рассказать так: Курочка Ряба сидит. Она ждет птенца. Скоро появится птенчик. Курочка будет рада». И т. п. Простая формулировка, будет более понятна., чем более длинное описание:» Курочка Ряба сидит и ждет появления птенчика, который должен вот – вот проклюнутся». Ребенок просто устанет и ему станет не интересно обучение.
Для более успешного исхода занятий, предлагайте ребенку составление рассказа по известным ему картинкам. Но не торопите его. Дайте время на изучение рисунка, если возникнут трудности – помогите с составлением. Задайте наводящие вопросы.
ЕСЛИ НАРИСОВАН ОДИН ПЕРСОНАЖ:
- Кто изображен?
- Чем он занят?
- Какая у него мордочка ( личико)?
- Что на нем одето? Какого цвета?
- Время года на картинке?
- Нравится ли тебе изображенный персонаж? Подружился бы ты с ним?
РИСУНОК С НЕСКОЛЬКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ:
- Кто изображен?
- Чем они заняты?
- Чем занят первый персонаж? Второй? Третий? И т. д.
- Какие у них лица?
- Их возраст?
- Что интересно?
- Твое отношение к изображению?
Для проверки результатов проведите несложный тест:
Положите перед ребенком рисунок, с изображением на нем собаки. Попросите внимательно посмотреть на рисунок и описать его самостоятельно, без наводящих вопросов. Проверьте его силы.( возможно описание другой картинки)
Варианты ответов ребенка:
- «не знаю» — 0 баллов
- « Собачка. Больше не знаю» — 1 балл.
- «Собачка. Она сидит. Она маленькая» — 2 балла
- «Это собачка, она сидит. У нее ушки, хвостик, четыре лапы и носик»- 3 балла.
- « На картинке нарисована собачка, она сидит. Она поджала хвостик, наверное боится» — 4 балла.
- « На картинке нарисована собачка. Она сидит. У собачки маленькие ушки и длинный хвост. Это добрая и веселая собачка. Мне она нравится» — 5 баллов.
Результат:
5 баллов – уровень познания высок. Хорошо развита речь ребенка. Необходимо по больше творческих заданий давать малышу.
4 балла – хороший уровень, хорошо развита речь. Но следует расширить словарный запас
2-3 балла – уровень средний. Речь удовлетворительна.
0-1 балл – очень низкий уровень, плохо речь развита, по больше читайте ребенку и просите его пересказывать.
Если вашему ребенку непонятен рисунок – расскажите все об изображении сами, попытайтесь сделать это совместно. Но не позволяйте фантазировать и отходить от темы, отвлекаться. Вам важно научить ребенка составлению рассказа по определенной картинке, а не сочинению и фантазированию новой, вымышленной. Если же малыш хочет кушать, утомился или не хочет в данный момент заниматься составлением рассказа – не заставляйте, лучше привлечь его внимание к обучению позже, иначе ребенок это возненавидит или будет этим заниматься нехотя.
Интересные разделы сообщества
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации