Как саня григорьев нашел экспедицию

Как была найдена экспедиция в романе В. Каверина “Два капитана”?



Ученик

(60),
закрыт



13 лет назад

Неизвестно

Высший разум

(218962)


13 лет назад

После окончания войны Александр Григорьев проходил службу на крайнем Севере. Облетая район, из-за ухудшившихся метеоусловий, он был вынужден сделать посадку. Осматривая на следующий день площадку для взлета самолета, он отыскал кусок багра со шхуны “Святая Мария”, а чуть позже палатку – все, что осталось от экспедиции капитана Татаринова. В палатке был найден дневник капитана, где сохранились записи его последних дней и излагались конкретные факты того, что экспедиция была обречена на гибель. Виновником гибели экспедиции капитан назвал своего брата – Николая Татаринова.

Реальные лица «Двух капитанов» Каверина: три экспедиции 1912 года, пропавшие в Арктике

Роман «Два капитана» стал культовым ещё во времена СССР, он выдержал больше сотни переизданий. Девиз главного героя «Бороться и искать, найти и не сдаваться» известен каждому. Но многие ли знают о судьбе арктических экспедиций, которые легли в основу книги?

Реальные лица "Двух капитанов" Каверина: три экспедиции 1912 года, пропавшие в Арктике

Именем «Двух капитанов» названа площадь в городе Полярный, в Пскове им установлен памятник. В 2010 году среди новгородских болот нашли лётчика, сбитого в 1942 году – в кармане его комбинезона лежала книга «Два капитана». А сколько знаменитых ученых выбрали профессию под влиянием романа, подсчитать вряд ли удастся.

«…Я, конечно, очень увлекся «Двумя капитанами» Каверина. Я тогда ещё не думал, что стану полярником, а вышло так, что позже сам прошел маршрутами тех людей, с которых был списан образ главного героя «Двух капитанов» Татаринова. Это были Седов, Русанов и Брусилов, чьи экспедиции 1912 года кончились трагически. Я видел поставленные ими кресты, места их зимовок», — Петр Владимирович Боярский, почётный полярник, председатель Комиссии географии полярных стран МГО РГО и пр. С 1987 года занимался экспедиционной работой в Арктике по одной из программ МАКЭ «По следам арктических экспедиций»

Когда главный герой книги в запале бросает: «Я найду пропавшую экспедицию!», – ему веришь. Несмотря на то, что у него нет никакой информации, кроме обрывков старых писем. Несмотря на то, что загубивший своего брата влиятельный Николай Татаринов сделает всё, чтобы помешать. Несмотря на то, что шхуна «Св. Мария» пропала много лет назад.

Саня Григорьев, следуя своему девизу, выполняет обещание. Но вот с реальными экспедициями, которые легли в основу романа, все куда сложнее. Один из кораблей вернулся – без капитана. Остальные так и пропали среди северных льдов.

Прототип капитана Татаринова

«Для моего «старшего капитана» я воспользовался историей отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов,»

Вениамин Каверин

Выходец из простой семьи, он пробился благодаря своему таланту и упорству.
Герой Каверина «позаимствовал» у Седова не только вдохновенные слова, но и внешность: «Над шкафом висел поясной портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и серыми живыми глазами». В судьбе их также прослеживается немало параллелей: родился в бедной рыбачьей семье у Азовского моря, ходил матросом на судах, окончил мореходные курсы, добился звания прапорщика, работал в Гидрографическом обществе.Он хорошо понимал, какое значение для России имеют земли Арктики, и делал все, чтобы обратить на нее внимание государственных деятелей. 9 марта 1912 года он написал письмо на имя начальника Главного Гидрографического управления, фрагмент этого письма Каверин приводит в своем романе от имени капитана Татаринова.

Из письма Георгия Седова на имя начальника Главного Гидрографического управления:

«Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись ещё во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…»

Экспедиция капитана Георгия Седова. Узнать подробности

Маршрут капитана Татаринова

«Дрейф моей «Св. Марии» совершенно точно повторяет дрейф брусиловской «Св. Анны». Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана «Св. Анны» Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции,»

Вениамин Каверин

В 1909–1910 годах Георгий Брусилов участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Вайгач», который вместе с «Таймыром» должен был пройти по Северному морскому пути с востока. Но тяжелые льды за Беринговым проливом не позволили достичь цели: руководитель экспедиции полковник И.С. Сергеев принял решение повернуть назад.

В 1912 году Брусилов решил повторить попытку самостоятельно, только в обратном направлении: с запада на восток. Он убедил свою тетушку вложить деньги в организацию акционерного зверобойного общества. Анна Николаевна выделила племяннику 90 тыс. рублей, и он купил старое, но крепкое китобойное судно «Пандора», которое не замедлил переименовать в «Св. Анну».

Из последнего письма Георгия Брусилова:

«Дорогая мамочка! Все пока слава Богу… Мима пошла со мной в качестве доктора… Надеюсь, ты будешь спокойна за меня, т.к. плавания осталось всего две недели, а зима – это очень спокойное время, не грозящее никакими опасностями и, с помощью Божией, все будет благополучно. Крепко тебя целую, моя милая мамочка, будь здорова и спокойна, твой Юра».

Судно, погибшее у берегов Таймыра

«А Русанов? Сколько лет прошло с тех пор, как были найдены остатки его снаряжения? И где же? В тех местах, куда ходили суда и тысячу раз бывали люди.

Третья экспедиция, которая легла в основу романа, тоже отправилась из Александровска-на-Муроме в 1912 году. Начальником был Владимир Русанов – молодой геолог, уже успевший к этому моменту приобрести репутацию ученого, которому неизменно сопутствует успех. С 1907 года он успел принять участие в нескольких экспедициях на Новую Землю.

Экспедиция 1912 года должна была обозначить присутствие русских на Шпицбергене, где обнаружили уголь. Задача Русанова заключалась в том, чтобы «застолбить» месторождения для дальнейшей разработки. Геолог блестяще справился со своей задачей: за полтора месяца он оставил на Шпицбергене 28 «заявочных знаков», которые обеспечили Россию топливом для Северного флота на долгие годы. Можно было возвращаться, но у Русанова были другие планы. Он отправил трех участников экспедиции в Россию, передав с ними все результаты научных исследований и собранные коллекции с палеонтологическими, зоологическими и ботаническими образцами. Сам же направился к Новой Земле, откуда планировал двинуться на восток.

Из работ Владимира Русанова:

«Печальная картина на русской земле. Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы».

Прототип Сани Григорьева

У Саши Григорьева, главного героя романа Каверина, тоже был реальный прототип – полярный летчик Самуил Яковлевич Клебанов. «Роста он был небольшого, выглядел как мальчишка. Летчик, а никакой солидности», – описывал его нарьян-марский журналист Георгий Павлович Вокуев.

«Должен заметить, что огромную, неоценимую помощь в изучении летного дела оказал мне старший лейтенант Самуил Яковлевич Клебанов, погибший смертью героя в 1942 году. Это был талантливый летчик, самоотверженный офицер и прекрасный, чистый человек. Я гордился его дружбой», – писал сам Вениамин Каверин.

В романе после Ленинграда Саня Григорьев учился в Балашовской летной школе, как и его прототип, а затем работал там инструктором до 1933 года. Работа полярным летчиком и детали, описанные в романе, также во многом повторяют опыт Клебанова.

Из биографии Клебанова писатель взял и историю полета в становище Ванокан: в пути неожиданно началась пурга, и катастрофа была неминуема, если бы летчик не использовал придуманный им тут же способ крепления самолета. Позднее Клебанов описал этот способ в научном журнале.

«Один час был похож на другой, другой – на третий, и только первые минуты, когда нам нужно было как-то укрепить самолет, потому что иначе его унесло бы пургою, уже не повторялись.

Попробуйте сделайте это в тундре без всякой растительности, при ветре, достигающем десяти баллов! Не выключая мотора, мы поставили самолет хвостом к ветру. Пожалуй, нам удалось бы закопать его, но стоило только поддеть снег лопатой, как его уносило ветром. Самолет продолжало швырять, и нужно было придумать что-то безошибочное, потому что ветер все усиливался и через полчаса было бы уже поздно. Тогда мы сделали одну простую вещь (рекомендую всем полярным пилотам): мы привязали к плоскостям веревки, а к ним, в свою очередь, лыжи, чемоданчики, небольшой ящик с грузом, даже воронку, — словом, все, что могло бы помочь быстрому завихрению снега. Через пятнадцать минут вокруг этих вещей уже намело сугробы, а в других местах под самолетом снег по-прежнему выдувало ветром.

 Вениамин Каверин, «Два капитана»

Военные подвиги Сани Григорьева также имеют прямое отношение к боевым вылетам Клебанова, получившего во время Великой Отечественной войны два ордена. К сожалению, в отличие от своего литературного двойника он погиб в 1942 году.

«Писателю редко удается встретить своего героя в его вещественном воплощении, но первая же наша встреча показала мне, что его биография, его надежды, его скромность и мужество в полной мере укладываются в тот образ, каким я представлял себе в дальнейшем (во втором томе) моего героя Саню Григорьева… Он принадлежал к числу тех немногих людей, у которых слово никогда не опережает мысль.

 Вениамин Каверин

Сейчас тот факт, что Арктика – русская, не вызывает сомнений ни у кого. На далеких северных островах и среди льдов работали научные станции. По Северному морскому пути из года в год проходили наши ледоколы. Цена этих достижений – экспедиции русских полярников. Даже вроде бы закончившиеся неудачами, они сыграли огромную роль в освоении недружелюбной земли. И до сих пор подвиг первопроходцев бередит душу новым поколениям полярников, которые все ещё надеются найти следы пропавших больше века назад предшественников и разгадать их тайны.

Арктика таит в себе ещё множество загадок. Фото: Владимир Мельник
Арктика таит в себе ещё множество загадок. Фото: Владимир Мельник

Судьба экспедиции Георгия Брусилова на шхуне “Св. Анна”, бесследно исчезнувшей во льдах Арктики, до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых больших загадок в истории отечественных полярных исследований. Прошло уже более ста лет с тех пор, а современные исследователи постоянно обращаются к ней. В 2010 – 2011 годах российская экспедиция нашла человеческие останки и материальные следы пребывания на Земле Франца – Иосифа части команды “Св. Анны”, которая вместе со штурманом Валерианом Альбановым сделала попытку спастись с дрейфующего судна. Об истории трагического плавания, современных находках и версиях рассказал в своей лекции известный путешественник и фотограф Владимир Мельник. Мы предлагаем пересказ этой лекции.

Две книги

История, описанная Вениамином Кавериным в романе “Два капитана”, имела документальную основу. Речь идёт о книге “На юг, к Земле Франца Иосифа”. Её автор — Валериан Альбанов, штурман парусно – паровой шхуны “Св. Анна”, на которой отправился в экспедицию отряд под руководством Георгия Брусилова. Целью было пройти маршрутом, известным теперь как Северный морской путь.

В чём особенность экспедиции Брусилова, почему мы через более чем сто лет возвращаемся к ней снова и снова?

Книга Валериана Альбанова остаётся главным документом для исследователей судьбы экспедиции Георгия Брусилова
Книга Валериана Альбанова остаётся главным документом для исследователей судьбы экспедиции Георгия Брусилова

Начнём с судна “Св. Анна”. Оно было построено в 1864 году в Англии для нужд британского флота, изначальное название — “Ньюпорт”. Это было первое судно, которое де – факто прошло через Суэцкий канал в 1869 году. На его открытие собралась вся европейская аристократия, включая монаршие особы. В один ряд выстроились корабли монархов, впереди шёл фрегат “Ореон”, который принадлежал французской принцессе. А надо вспомнить, что британцы и французы всё время соперничали. И под покровом ночи “Ньюпорт” проскользнул и встал впереди этой кавалькады кораблей. Случился скандал. Официально капитану сделали выговор, но в коридорах британского адмиралтейства ему пожимали руку.

Много позднее, когда молодой офицер Российского флота Георгий Львович Брусилов решил организовать экспедицию, ему понадобилась для этого судно. В Великобритании он покупает “Ньюпорт” и даёт ему новое имя — “Святая Анна”. Потому что, выражаясь современным языком, основным спонсором экспедиции была его тётушка Анна Николаевна.

…И всё получится

Вся история, связанная с экспедицией, многослойная, сюжеты буквально переплетены. Брусилов хотел первым пройти под российским флагом Северным морским путём от Петербурга до Владивостока. Сделать это он планировал за одну, максимум за две навигации. Был у этого путешествия и коммерческий интерес. Брусилов надеялся добыть и привезти из Сибири пушнину для дальнейшей продажи.

Главный смысл экспедиции Георгия Брусилова — впервые пройти по Северному морскому пути под российским флагом. Фото: Владимир Мельник
Главный смысл экспедиции Георгия Брусилова — впервые пройти по Северному морскому пути под российским флагом. Фото: Владимир Мельник

Единственный проход по этому маршруту до этого был осуществлён в 1878 – 1979 годах. Этот путь проделал швед Норденшёльд на судне “Вега”. Патриотическая общественность бурно поддержала идею Брусилова, ведь речь шла об арктическом побережье России.

Брусилов уже был в Арктике раньше. В 1910 – 1911 годах он участвовал в Гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане на ледоколах “Таймыр” и “Вайгач”. И видимо, решил, что можно пройти по полярным морям с запада на восток, нужно просто надёжное судно, хорошая команда — и всё получится.

Ерминия Жданко

28 июля (10 августа) 1912 года “Св. Анна” вышла из Петербурга. Чтобы попасть в северные моря, ей нужно было сначала обогнуть Скандинавию. Экспедиция нуждалась в средствах, поэтому Брусилов объявляет, что может взять пассажиров на борт. Своего рода круиз из Петербурга вокруг Северной Европы. Последний заход в Россию планировался в порту Александровск-на-Мурмани, ныне город Полярный в Мурманской области.

Одной из участниц круиза становится молодая девушка Ерминия, дочь генерала Александра Жданко, племянница начальника гидрографического управления Михаила Жданко.

Когда “Св. Анна” в августе прибывает в Александровск – на – Мурмане, выясняется, что не приехали второй помощник капитана, судовой врач, исследователь, второй штурман и часть матросов. Невольно задумаешься о том, что люди могут предчувствовать трагические события. А найти в маленьком городке судового врача или помощника капитана просто нереально. А уже август, времени нет. Матросов нашли, помощника капитана тоже. Оставалась проблема судового врача.

И вот тут Ерминия Жданко, окончившая курсы медсестёр, предложила себя на роль врача. Это и сейчас удивительно, а тогда ведь поход в Арктику был сравним с полётом в космос сейчас. Так или иначе, но выбора не было, и Ерминия отправляется в экспедицию.

Неумолимый дрейф

Период арктических навигаций достаточно короток: июнь — август. В конце сентября начинаются шторма, ухудшается ледовая обстановка.

Надо сказать, что 1912 год был аномальным по ледовой обстановке. 2 сентября экспедиция достигла пролива Югорский Шар между материком и островом Вайгач и отправила по телеграфу последнее сообщение. Из-за погоды большинство кораблей просто не смогли пройти дальше на восток. Но Брусилов решает продолжить плавание и идёт к полуострову Ямал. Но 5 октября 1912 года шхуну остановили льды.

Фрагмент карты района экспедиции Георгия Брусилова. Фото:wikipedia.org
Фрагмент карты района экспедиции Георгия Брусилова. Фото:wikipedia.org

Впрочем, это входило в планы Брусилова. Продовольствия на судне было на 18 месяцев. Думали так: встанем у берега, наступит весна, льды отодут, и мы пойдём дальше. Совершенно разумный план. Однако в середине октября 1912 года начались очень сильные южные ветра. Весь массив льда, куда была “впаяна” “Св. Анна”, понесло на север.

Наступает лето 1913 года. Но ничего не меняется. Продолжается неумолимый дрейф. На борту ни радио, ни телеграфа. Для остального мира они исчезли.

Капитан и штурман

Из-за употребления плохо обработанного мяса белых медведей почти вся команда слегла, а хуже всех чувствовал себя сам Брусилов. Командование судном взял на себя штурман Альбанов. И видимо, когда капитан выздоровел, это послужило источником очень серьёзного конфликта. По Каверину, причиной был любовный треугольник из – за девушки на борту. Но на самом деле всё – таки было иначе, сказалось психологическое напряжение.

Наступает вторая зимовка 1913/14 года. Выясняется, что “Св. Анна” находится уже севернее Земли Франца – Иосифа. Штурман просит разрешения капитана отправиться пешим ходом к островам архипелага. И капитан даёт добро: “Уходи”. И вдруг к Альбанову присоединяется едва ли не половина команды.

По следам "Святой Анны": как искали пропавшую экспедицию Брусилова

Читайте также: Реальные лица “Двух капитанов” Каверина: три экспедиции 1912 года, пропавшие в Арктике

В этом была логика. Люди не знали, переживут ли они ещё одну зимовку, если судно не выйдет на большую воду. А его относит всё севернее.

С января по апрель 1914 года Альбанов и его соратники делают из подручных средств нарты и каяки, готовятся к переходу. Маршрут Альбанов прикидывал в том числе по картам Фритьофа Нансена. К тому времени уже вышла его книга “Фрам” в полярном море”, где путешественник описывал свой переход к Земле Франца-Иосифа после неудачной попытки достичь Северного полюса. Альбанов шёл не просто к ледяным островам, а к базе британского путешественника Фредерика Джексона, который посещал мыс Флора в конце XIX века. Штурман “Св. Анны” надеялся найти там депо — хранилище припасов.

10 апреля 1914 года в путь двинулись 14 человек, однако трое спустя десять дней вернулись обратно на шхуну. Остальным предстояло пройти около 160 километров.

“По пачке “Беломора”

Есть шутка: “путешествовать по пачке “Беломора” — если кто-то помнит, на коробке с одноимёнными папиросами был схематический рисунок фрагмента карты Беломоро-Балтийского канала. Вот на что-то подобное и решился Альбанов. Некоторых островов, обозначенных на карте Нансена, просто не существовало в реальности. И ещё: сто лет назад климат был гораздо холоднее. Проливы оставались скованы льдом. Невозможно было разглядеть, это один остров впереди, два или три. Даже сегодня только с помощью карты можно понять, где что находится. А визуально перед глазами стоит белая пустыня.

Тем не менее Альбанов перерисовывает карту Нансена, наносит координатную сетку и отправляется искать мыс Флора. Это можно было бы назвать авантюрой, если бы речь не шла о шансе на спасение.

Сложнейший переход по арктическому льду был единственным шансом на спасение. Фото: Владимир Мельник
Сложнейший переход по арктическому льду был единственным шансом на спасение. Фото: Владимир Мельник

В пути выходит из строя хронометр. С помощью секстанта штурман мог определять широту места — насколько группа спустилась на юг или её отнесло на север. Но долготу, а значит, движение по линии восток — запад, без хронометра определить не мог.

Это был мучительный поход. К примеру, были дни, когда они проходили пять вёрст, а ночью их относило на 12 назад. Тем не менее 9 июня члены команды первый раз увидели землю. А подошли к ней 28 июня. Тогда они не знали, куда пришли. Это была Земля Александры. Выглядело это так: кромка ледника высотой с 15-этажный дом.

Земля!

В этой истории было много мистики и чудес. Первое из них — путешественники подошли к земле в тот момент, когда провиант закончился, зверя они уже не добывали. Из еды осталось полфунта соли. Тем не менее умудрились забраться на берег, затащить туда каяки и нарты. Впервые с 1912 года эти люди вступили за землю.

Цитата из дневника Альбанова: “Мы были так счастливы, что забыли все наши бедствия и лишения во время странствования по льду. Этот маленький кусочек земли, лежащий далеко-далеко за Полярным кругом, на 81° широты, показался нам земным раем”.

Я видел это место. Типичная арктическая пустыня, где ничего нет, кроме лишайников, кое-где попадается мох.

Птичьи базары на Земле Франца Иосифа. Фото: Владимир Мельник
Птичьи базары на Земле Франца Иосифа. Фото: Владимир Мельник

Но для них это было действительно спасение. Тут птичьи базары, а значит, можно впервые за долгие дни наесться и отдохнуть.

Второе чудо — собирая яйца ,матросы нашли гурий, рукотворную пирамиду, сложенную из камней. Из неё торчал бамбуковый шест с обрывком британского флага. А внутри записка, оставленная экспедицией Джексона в 1895–1997 годах. Из неё Альбанов узнал, как называется это место: мыс Мэри-Хармсуорт.

Третье чудо: это ведь самая крайняя западная точка архипелага Земля Франца-Иосифа. То есть промахнись они на сто метров вправо, никто бы не выжил.

Кстати, здесь Альбанов и его команда встретили двоих беглецов. 30 июня 1914 года из группы сбежали два человека, прихватив с собой лучшие ружья, часть провианта, бинокль и компас. Это были матросы Александр Конрад и Евгений Шпаковский.

Место встречи, место расставания

Альбанов их прощает. Но предательство имело и ещё одно последствие. Из-за беглецов они вынуждены были бросить один из каяков. А он бы очень пригодился теперь. Члены отряда могли бы все сесть в каяки и двигаться вдоль ледников до мыса Флора. А это примерно 150 километров. Теперь же, у мыса Ниль, они были вынуждены разделиться на пешую и морскую группы. Пятеро, включая больных, плывут на каяках, четверо, наиболее крепких, идут по берегу. Место встречи — у мыса Гранта.

Группа Альбанова на каяках добирается туда и дожидается пешеходную группу. Он ждёт больше суток, после чего решает продолжить путь без них. Можно ли его осуждать? Сложно сказать. Люди были на пределе физических сил. В месте следующей ночёвки на острове Белл умирает один из матросов. И уже на финальном переходе, когда, казалось бы, всё уже хорошо, происходит очередная трагедия. Поднимается штормовой ветер, один из каяков с двумя матросами уносит в открытое море.

Айсберг выглядит как крепость, но может разрушиться в мгновение. Фото: Владимир Мельник
Айсберг выглядит как крепость, но может разрушиться в мгновение. Фото: Владимир Мельник

Остаются двое — штурман Альбанов и матрос Конрад. Они сумели зайти в теневую сторону за айсберг и переждать шторм. Айсберги могут выглядеть мощно, как крепость. Но в любой момент рискуют расколоться или перевернуться. Альбанов и Конрад проснулись, когда уже стали погружаться в воду. Напомню, температура воды здесь минус 1,5 градуса. Человек живёт в ней минут пять – семь. Каким-то чудом они смогли с перевернувшегося айсберга забраться в свой каяк и уже без остановки гребли до мыса Флора. Остановишься — умрёшь от холода.

“Маяк спасения”

Мыс Флора — это такой маяк спасения. С ним связана масса чудесных историй. Одна из них связана со встречей Джексона и Нансена. Последний не знал, что здесь находится база англичан. Просто шёл на юг и в какой-то момент почувствовал запах одеколона. Среди 200 островов выбрать один и там случайно выйти на руководителя экспедиции — ну не мистика ли?

Альбанов и Конрад нашли что-то вроде избушки, стали её обустраивать, обнаружили какие – то запасы. И вот они приготовились перезимовать, но проходит буквально дней десять, и на горизонте появляется корабль.

На мысе Флора. Фото: Владимир Мельник
На мысе Флора. Фото: Владимир Мельник

Это была шхуна умершего к тому времени Георгия Седова “Св. великомученик Фока”, которая зашла к зимовью Джексона на мысе Флора буквально за дровами.

Так были спасены двое из 24 участников экспедиции Брусилова.

“По следам двух капитанов”

В 2010 году мы решили найти пропавшую экспедицию, сделать примерно то же, что и Саня Григорьев из “Двух капитанов”. Едва ли не единственным документом стала для нас та самая книга Валериана Альбанова “На юг, к Земле Франца Иосифа”. Кстати, и к этому источнику некоторые полярники относятся скептически, считая, что штурман мог написать книгу в качестве самооправдания.

Мы решили найти пешеходную группу, которая шла по берегу, тех четверых, которых Альбанов не дождался. Был примерно понятен район поисков: между мысом Ниля и мысом Гранта. Скорее всего, шли они по берегу.

На многие острова Земли Франца Иосифа можно попасть только по воздуху или на ледоколе. Фото: Владимир Мельник
На многие острова Земли Франца Иосифа можно попасть только по воздуху или на ледоколе. Фото: Владимир Мельник

Даже самые добрые люди крутили пальцем у виска: иголку в стоге сена проще найти, чем людей, которые пропали более ста лет назад на необитаемых островах в Арктике. И тем не менее мы решили попробовать.

Надо сказать, что добраться в эти места практически невозможно. Ледокола у нас нет. С помощью авиации ФСБ нас забросили на Землю Александры. Затем вертолёты перевезли нас на Землю Георга, а оттуда мы попали на мыс Ниль. Здесь была “точка расставания”, где Альбанов последний раз видел пропавшую четвёрку.

Как пройти?

Альбанову на каяке было проще — ты идёшь по воде, так сказать, срезаешь углы. А пешеходной группе сложнее, мало того, что береговая линия изрезана, на пути попадаются непроходимые препятствия. В 2011 году мы пытались пройти этот путь пешком. Наш отряд — это подготовленные люди из спецназа, альпинисты, спасатели с хорошим снаряжением, сытые и довольные. И не смогли там пройти. Просто физически невозможно преодолеть эти ледники. А что говорить о полуголодных, измотанных физически и психологически людях?

Члены экспедиции за работой. Фото: Владимир Мельник
Члены экспедиции за работой. Фото: Владимир Мельник

Погода там очень переменчивая. Мы были на Земле Франца – Иосифа в самое тёплое время года. Конец июля — начало августа — это как ноябрь — декабрь в Москве. То светит солнце, то вдруг начинается метель со скоростью ветра 20 – 30 м/с. Голубое небо — большая редкость. В лучшем случае на час блеснёт солнце. А чаще всего здесь плотные туманы при стопроцентной влажности.

Работу начали с прочёсывания мыса Ниль. Природа там девственная, поэтому любой след человека остаётся и его хорошо видно. Искали визуально и с помощью металлоискателя любой признак того, что здесь были люди. Пять суток поисков — и ничего, никаких следов.

Трещины-ловушки

И вот на шестой день я нахожу гильзы. Вышел из палатки и в 15 метрах с помощью металлоискателя нашёл две гильзы. Маркировка на гильзах “1910 ” и тип патрона совпадает с тем, что описывал Альбанов в книге. Он оставил соратникам в том числе норвежскую винтовку-магазин и патроны — всё 1910 года выпуска.

Следующая наша цель — исследовать весь берег. Один ледник — мы назвали его “Домашний” — прошли спокойно. Трещины были небольшие, их можно было либо обойти, либо перепрыгнуть.

Трещины в леднике очень коварны. Фото: Владимир Мельник
Трещины в леднике очень коварны. Фото: Владимир Мельник

А вот следующий ледник получил название “Смертельный”. Он был непроходим. Скорее всего, он так же выглядел и в то время, когда здесь шли люди Альбанова. Сверху его обойти невозможно, единственный путь — по воде на каяках.

Когда команда прошла “Домашний” ледник и начала осматривать местность, между камнями нашли человеческие останки. Этот участок стал местом нашей работы на два летних сезона. Перебрали вручную тысячу тонн камней. Там такой сыпучий склон. Всё движется, камни падают. Верхний слой сыпется сам, а нижний буквально впаян в лед. Перемешан с разными артефактами и костями. Это физически сложная и опасная работа. “Смертельный” ледник гладкий, но уже через километр начинаются ледовые ловушки.

Мы нашли останки только одного человека. Когда Альбанов ушёл, вторая группа пошла пешком. В какой-то момент люди остановились отдохнуть. В то время там был сплошной ледник. Пошли дальше, и вот следующий ледник, который выглядел вначале так же безобидно, но оказался очень коварным. В горах есть два вида трещин: закрытые и открытые. Открытые неопасные, их видно и потому можно обойти. Думаю, что люди попали в ловушку из трещин, закрытых между ледниками. Их ширина может быть от 3 до 10 метров, а глубина — от 50 до 100 метров.

Скорее всего, произошло следующее. Четыре человека шли вместе, связанные верёвкой между собой. Первые трое оказались перевязанные, а последний человек — нет. Или успел перерезать верёвку. В результате три человека улетели в ледовую трещину. Помочь было уже невозможно, и последний выживший вернулся обратно на то место, где они отдыхали. А оттуда открывается вид прямо на мыс Гранта, и он ждал, что, возможно, Альбанов вернётся на каяке и заберёт его. Здесь этот четвёртый и нашёл свою смерть. Со временем его останки скатились вниз. Такова, повторюсь, одна из версий.

Интересный был момент. Я решил подняться и снять сверху место работ. На снимке хорошо виден нож, который как будто только что положили. Археологическая находка! Не надо забывать, что морена, как и лёд, находится в постоянном движении. И нож могло просто вынести на поверхность.

Предметы, найденные в 2011 году, принадлежали членам группы Валериана Альбанова. Фото: Владимир Мельник
Предметы, найденные в 2011 году, принадлежали членам группы Валериана Альбанова. Фото: Владимир Мельник

Рядом с ножом в радиусе полтора – два метра обнаружил самодельные очки, о которых Альбанов даже написал в своей книге. Там есть эпизод, когда машинист обкусывал кусачками стекло из тёмных стеклянных бутылок и обвязывал тряпочками. Своего рода солнцезащитные очки. В Арктике колоссальная проблема — снежная слепота. Путешественники шли в апреле и мае, а это самое “ядовитое” время: жгучее яркое солнце и белый снег.

Я однажды сам испробовал на себе, что это такое, и, знаете, никому не пожелаю. Ощущение, будто выдавливают и выжигают глаза одновременно. Единственное спасение — тёмная повязка или тёмное помещение. Но у Альбанова и его соратников такой возможности не было. Нужно было постоянно идти и высматривать дорогу. Конечно, бутылочное стекло не позволяло обеспечивать идеальную видимость, но хоть как – то спасало от ослепления.

Скелет со свистком

Потом мы ещё нашли патроны такой же маркировки и калибра. Следующая находка — кружки – ограничители. Их снимают и палкой прощупывают трещины в закрытых ледниках. Затем нашли поясной ремень. А дальше начались самые интересные и важные находки. Среди них — человеческий скелет без головы. Куда она делась — большая загадка. Помимо человеческих останков мы обнаружили часы и свисток. Видимо, они лежали у погибшего в нагрудном кармане. И ложку с инициалами “П.С.” на ручке. Скорее всего, она принадлежала матросу Павлу Смиренникову, как и часы, — об этом написано у Альбанова.

Далее — кружка. У Альбанова опять же есть в книге про эту эмалированную кружку, в которой они жарили яйца. Это была единственная кружка. Нашли фрагмент вещмешка.

Как погиб человек? Он умер сам, например, от голода и холода. Либо его мог убить белый медведь. Мы нашли фрагменты одежды, как бы исполосованные когтями. Впрочем, медведь мог драть и уже безжизненное тело…

Ещё мы обнаружили свёрток бумаги. Если бумага лежала между камнями, а не была свернута и помещена в металлические банки, как это было принято у полярников, то она сохранялась лучше. К примеру, мы нашли британский журнал позапрошлого века в прекрасном состоянии, можно даже читать.

Когда развернули листочек, там хорошо прочитывались те самые имена, которые были в книге у Альбанова.

Дневник, предположительно принадлежавший Георгию Брусилову, найденный на мысе Ниль. Фото: Владимир Мельник
Дневник, предположительно принадлежавший Георгию Брусилову, найденный на мысе Ниль. Фото: Владимир Мельник

Самая ценная находка была обнаружена, когда я лазил по склону и между камней увидел что – то жёлто – белое. Оказалось, тетрадь, целый дневник. Хорошо видны буквы, текст читается. В лаборатории всё было расшифровано.

Как вообще появились дневники? Ерминия Жданко за свои деньги купила толстые клеенчатые тетради, раздала всем матросам и заставила их писать дневники. В найденном дневнике в основном информация за 1913 год, когда все были ещё на корабле. Те фрагменты, которые были найдены в дневнике, подтверждают, что его писал Брусилов.

Владимир Мельник.
Владимир Мельник.

Поиски продолжаются и сейчас. Мы нашли то, что было связано с четырьмя людьми, пропавшими в 1914 году без вести.

2010 год был идеальным для экспедиции. Если бы она состоялась в 2009-м, когда было очень много снега, скорее всего, мы ничего не нашли бы. В 2011 году все листки разорвало бы ветром, остальное разбило бы о камни. Нам повезло. Невольно вспомнишь, сколько у Альбанова было мистических, чудесных моментов…

Где “Св. Анна?”

А вот судьба судна “Св. Анна” пока остаётся загадкой. Очевидно, Брусилов и его команда ждали, когда их вынесет на открытую воду. Но, скорее всего, этого не случилось. Продолжался сильный дрейф на север.

Гибель “Св. Анны” могла произойти по двум причинам: сдавливание льдами или пожар. Уголь и керосин там давно уже закончились. Экипаж вынужден был соскабливать обшивку корабля, что, несомненно, снижало его прочность.

Возможно, шхуну отнесло к островам Рудольфа и некоторые члены команды могли сойти на острова. Страх остаться на третью зимовку был, конечно, огромный. И сейчас мы пытаемся обследовать районы Белой Земли и другие неисследованные острова. На Земле Франца – Иосифа постоянно что – то происходит. В результате изменения климата появляются и исчезают острова, проливы и т.д.

Есть и необычные версии трагедии. Вспомним, что в 1914 году началась Первая мировая война. Никто на “Св. Анне” об этом не знал. Если представить, что летом 1915 года шхуну вынесло к Шпицбергену, то там она могла стать жертвой германских подводные лодок. Впрочем, эта версия ничем не подтверждается.

Возможно, новая экспедиция прольёт свет на судьбу шхуны "Св. Анна". Фото: Владимир Мельник
Возможно, новая экспедиция прольёт свет на судьбу шхуны “Св. Анна”. Фото: Владимир Мельник

Остаётся ещё одна загадочная история. В 1926 году швейцарец Рене Гузи издаёт книгу на французском языке “Le nord est pire”. Это как бы дневник участницы вымышленной норвежской полярной экспедиции на судне “Эльвира”, она тоже медсестра по имени Ивонна Шерпантье. Но фактически автор описывает всё, что могло происходить на “Св. Анне” после ухода группы Альбанова. В 1928 году эта книга была переведена на русский язык под названием “В полярных льдах”.

Так вот, в экспедиции с нами было два филолога. Через них мы добыли французский оригинал этой книги. Перевели и обнаружилось, что он сильно отличается от текста, изданного в 1928 году. Роман состоит из двух частей. Первая часть — бульварная литература в жанре женского журнала. А вот вторая часть — абсолютно другая.

Имя девушки — Наташа Сидорова, а имена членов команды полностью совпадают с именами участников экспедиции Брусилова. Во второй части подробно описывается, как они умирали, много бытовых деталей, есть описания корабля и мест захоронения умерших. Заканчивается тем, что девушка перед смертью запаковывает все дневники, укладывает их в кожаную сумку и выбрасывает на лёд. В предисловии говорится о том, что якобы позже эту сумку находит капитан норвежского китобойного судна. И в конце концов дневник попадает в руки Гузи, человека, который всю жизнь занимался Африкой и никогда — Арктикой. Сумка, кстати, была найдена в северо-восточной части Шпицбергена, что вполне укладывается в возможный маршрут “Св. Анны”.

Не исключено, что обследование этого места станет следующим этапом нашей экспедиции…

Узнать о новых лекциях, которые проводит Русское географическое общество в Москве и Санкт-Петербурге, можно здесь. Анонсы публикуются на главной странице сайта РГО и на наших страницах в соцсетях. Вы также можете также посмотреть видео прошедших выступлений гостей лектория.

Записала Татьяна Петренко

Георгий Седов и Георгий Брусилов – полярные исследователи, которые стали прототипами Ивана Татаринова в романе Каверина | Фото: barneo.ru и portal-kultura.ru

Георгий Седов и Георгий Брусилов – полярные исследователи, которые стали прототипами Ивана Татаринова в романе Каверина | Фото: barneo.ru и portal-kultura.ru

5 мая исполняется 141 год со дня рождения выдающегося полярного исследователя Георгия Седова, чья экспедиция к Северному полюсу закончилась драматически. В том же 1912 г. были предприняты еще две попытки добраться до Арктики, но и они завершились трагедией. В этих исторических событиях было не меньше тайн и загадок, чем в романе «Два капитана», написанном на их основе.

Иван Власов в роли Ивана Татаринова в фильме *Два капитана*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Иван Власов в роли Ивана Татаринова в фильме *Два капитана*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Центральные события романа – поиски пропавшей экспедиции капитана Татаринова – вызывают в памяти несколько исторических аналогий. В 1912 г. исследовать Арктику отправились 3 экспедиции: лейтенанта Георгия Седова на судне «Святой Фока», геолога Владимира Русанова на боте «Геркулес» и лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна». Об экспедиции Русанова известно очень мало – она пропала без вести. Ее поиски напоминают поиски экипажа «Святой Марии» в романе Каверина.

Старший лейтенант Георгий Седов с женой | Фото: barneo.ru и history-paradox.ru

Старший лейтенант Георгий Седов с женой | Фото: barneo.ru и history-paradox.ru

Члены экспедиции Седова | Фото: odnarodyna.org

Члены экспедиции Седова | Фото: odnarodyna.org

Шхуна «Святая Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут шхуны «Святая Анна» Брусилова. А вот черты характера, взгляды и внешний облик капитана Татаринова напоминают Георгия Седова. Он был сыном бедного многодетного рыбака, а к 35 годам достиг многого, став старшим лейтенантом флота. В описании экспедиции капитана Татаринова использованы факты из экспедиции Георгия Седова: поставка негодных собак и припасов, невозможность найти радиста, обнаружение пропилов в обшивке судна, цитируется доклад Седова гидрографическому управлению. Врач экспедиции писал: «Солонина оказывается гнилой, её нельзя совершенно есть. Когда её варишь, то в каютах стоит такой трупный запах, что мы должны все убегать. Треска оказалась тоже гнилой». В 1914 г. во время похода к полюсу Георгий Седов скончался. Остальные члены экспедиции, кроме механика, умершего от цинги, вернулись на родину.

Георгий Седов в каюте шхуны *Святой Фока*, 1912 | Фото: history-paradox.ru

Георгий Седов в каюте шхуны *Святой Фока*, 1912 | Фото: history-paradox.ru

Схематичное изображение маршрута шхуны *Святой Фока* и последняя фотография Георгия Седова | Фото: history-paradox.ru

Схематичное изображение маршрута шхуны *Святой Фока* и последняя фотография Георгия Седова | Фото: history-paradox.ru

Судьба штурмана «Святой Марии» Ивана Климова перекликается с подлинными событиями жизни штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова, участвовавшем в экспедиции Брусилова. Он стал одним из двух выживших членов команды, которым удалось вернуться в Россию. Каверин был знаком с записями Альбанова. Штурман опубликовал книгу «На юг, к Земле Франца-Иосифа!», благодаря которой и стало известно о трагической судьбе этой экспедиции. В октябре 1912 г. шхуну зажало льдами и начало сносить далеко от намеченного курса. Она дрейфовала в течение двух лет. В апреле 1914 г. штурман вместе с группой из 11 человек покинул шхуну, чтобы совершить переход по дрейфующим льдам к Земле Франца-Иосифа. В живых остались только двое. Их подобрала шхуна «Святой Фока» – та самая, на которой в экспедицию отправился лейтенант Седов, – и доставила их на сушу.

Штурман *Святой Анны* Валериан Альбанов и книга, в которой он рассказал об экспедиции Брусилова | Фото: ourbaku.com и stoneforest.ru

Штурман *Святой Анны* Валериан Альбанов и книга, в которой он рассказал об экспедиции Брусилова | Фото: ourbaku.com и stoneforest.ru

Существовала версия, что штурман Альбанов решил покинуть шхуну из-за конфликта с капитаном Брусиловым, который мог разгореться из-за женщины. В экспедиции в качестве судового врача приняла участие Ерминия Жданко, и некоторые исследователи выдвигают предположения о том, что любовь к ней стала яблоком раздора между капитаном и штурманом. Участь оставшегося на судне экипажа во главе с Брусиловым осталась загадкой – «Святая Анна» исчезла, ее поиски ни к чему не привели. Из-за этого в 1917 г. Альбанов пережил нервный срыв и оставил военную службу, а в 1919 г. он скончался. Только в 2010 г. были обнаружены следы экипажа «Святой Анны», но само судно так и не было найдено.

Штурман Валериан Альбанов и капитан Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru и lexicon.dobrohot.org

Штурман Валериан Альбанов и капитан Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru и lexicon.dobrohot.org

Многие записи из дневников Альбанова перекликаются с текстом романа Каверина. Например, в дневниках были такие строки: «Казалось, так просто бороться: не слушаются, запинаются ноги, – а я вот возьму и нарочно буду за ними следить и ставить в те точки, куда я хочу. Не хочется шевелиться, хочется покойно посидеть, – нет, врешь, не обманешь, нарочно встану и пойду. Разве это трудно?». А центральной идеей романа стал девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Полярный исследователь Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru

Полярный исследователь Георгий Брусилов | Фото: portal-kultura.ru

В романе «Два капитана» шхуна «Святая Мария» тоже дрейфует во льдах, и спастись удается только нескольким матросам во главе со штурманом Климовым. Они сохранили письма, которые в свое время не достигли адресатов. Эти письма и услышал в детстве Саня Григорьев, загоревшись идеей разгадать тайну гибели экспедиции «Святой Марии».

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: stoneforest.ru

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: stoneforest.ru

У главного героя Сани Григорьева было несколько прототипов. Идея создания романа родилась у Каверина после встречи с молодым ученым-генетиком Михаилом Лобашевым в санатории под Ленинградом в 1930-х гг. Он рассказал писателю о том, что в детские годы страдал странной немотой, о том, как был сиротой и беспризорником, учился в школе-коммуне в Ташкенте, а потом поступил в университет и стал ученым. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство – с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле», – говорил о нем Каверин. Многие черты Лобашева и детали его биографии стали основой для создания образа главного героя Сани Григорьева. Еще одним прототипом послужил военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, погибший в 1942 г. Он посвятил писателя в тайны летного мастерства.

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: inosmi.ru

Найденные в 2010 г. следы пропавшей экспедиции Георгия Брусилова | Фото: inosmi.ru

Роман Вениамина Каверина «Два капитана» стал его самым известным произведением, хотя самого автора это удивляло. На склоне лет он признался: «Мне уже за восемьдесят. Но меня по-прежнему волнует все, что связано с этой арктической трагедией. Кстати, я до сих пор не могу понять причин странного и удивительного успеха «Двух капитанов», я никогда не относил их к числу лучших своих книг. Но, как ни странно, мое имя как писателя знают прежде всего по этой книге, иногда меня это даже раздражает…».

Герои фильма *Два капитана*, 1976 | Фото: fb.ru

Герои фильма *Два капитана*, 1976 | Фото: fb.ru

Фильм, снятый по роману Каверина, стал настоящим кинохитом: За кадром фильма «Два капитана».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием романа В. Каверина «Два капитана» по главам, повествующего о жизненном пути летчика-полярника Александра Григорьева.

Содержание

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Том 1
  4. Том 2

Главные герои

Александр Григорьев – полярный летчик, честный, отважный человек, разыскавший пропавшую экспедицию капитана Татаринова.

Катя Татаринова – дочь капитана Татаринова.

Краткое содержание

Том 1

Повествование в первом томе ведется от первого лица. Рассказчиком является главный герой произведения Саня Григорьев.

В один из дней на речном берегу в городе Энске нашли погибшего почтальона. Размокшие конверты из сумки попали к тете Даше. Были и такие, на которых невозможно было разобрать адреса. По вечерам тетя Даша выбирала по одному сохранившемуся письму и читала вслух. Саня одно из писем он запомнил наизусть, так как тетя Даша читала его чаще других. Его написал некто И. Климов. Он обращался к Марье Васильевне и рассказывал о полярной экспедиции. Иван Львович остался на шхуне, а 14 человекам команды по его приказу прибыли в Архангельск. Сам Климов находится в больнице, ему предстоит долгое лечение. Полярник просит Марию Васильевну приехать к нему за письмами, что передал с ним Иван Львович.

Саня не мог говорить. Так на него повлияла болезнь, которой он переболел в детстве. Память же у него была феноменальная. Письмо он повторял каждый вечер, дожидаясь отца с работы.

Они жили в маленькой комнате с низким потолком. Как-то вечером Саня пошел ловить раков. Он стал свидетелем убийства, в котором обвинили его отца. Саня на месте преступления потерял нож, он стал главной уликой.

Мать отправила сына и дочь в деревню к дальней родственнице. Ей тяжело было одной кормить двоих детей. К тому же она хлопотала об освобождении отца. Ее хлопоты оказались напрасными, отец занемог в тюрьме и умер.

В деревне Саня познакомился с доктором Иваном Ивановичем. Он выяснил, что мальчик может говорить и стал его учить.  Саня выполнял все рекомендации и вскоре речь его восстановилась. Теперь бы он мог рассказать, что его отец не виноват, но было уже поздно. Это всю жизнь мучило Саню.

Прошло время, мать снова вышла замуж. Отчим оказался человеком непорядочным и жестоким. Через некоторое время мать умерла. Санька и его друг Петька Сковородников сбежали из дома в Москву, где жил Петькин дядька.

Дядька ушел на фронт, ребята остались без поддержки в незнакомом городе. Они оказались в числе беспризорников. Во время облавы Саня не успел убежать и оказался в приемнике, его отправили в школу-коммуну.

Сначала Саня хотел перезимовать в школе, а с наступлением тепла сбежать. Потом передумал, кроме того, ему понравилось учиться. Со временем у него появились новые друзья.

Как-то Саня помог донести сумку пожилой женщине. Ее звали Нина Капитоновна. Так мальчик попал в семью Татариновых. Он еще не подозревал о том, какое влияние это событие окажет на всю его жизнь. Подросток познакомился с Марьей Васильевной и ее дочерью Катей. Они жили в квартире директора школы Николая Антоновича. Он приходился Кате двоюродным дядей и давно безответно любил ее мать. Отец Кати, ученый-полярник Иван Львович, уехал в экспедицию несколько лет назад. От него давно нет никаких вестей, но жена и дочь ждут его.

Марью Васильевну любил учитель географии Иван Павлович Кораблев. Он сделал ей предложение, но получил отказ. Директор ненавидел Кораблева и всячески старался выжить его из школы.

Саня тяжело заболел, его положили в больницу. Его лечащим врачом оказался не кто иной, как Иван Иванович, избавивший мальчика от немоты.

У Сани с Кораблевым состоялся откровенный разговор. Учитель объяснил ему, что нужно быть сильным, волевым человеком, не размениваться по мелочам, идти к своей цели.

Прошло четыре года. Саня окончил школу и собирается стать летчиком. Катя рассказала ему, как пропал ее отец. С тех пор прошло много лет, но Марья Васильевна и Катя не хотели верить в смерть капитана.

На новогоднем балу Саня признался Кате в любви. Ромашов, подслушавший их разговор, передал его содержание Николаю Антоновичу. Тот запретил Сане бывать у них. Катю отправили к тетке в Энск.

За ней в город своего детства отправился и Саня. Перед отъездом он поколотил Ромашку, которого считал другом. В Энске он нашел Сковородниковых. У них жила его сестра Саша. Петькин отец сказал ему, что сын его живет в Москве и мечтает стать художником. 

Сане на глаза попались старые письма, которые они читали когда-то по вечерам. Ему все стало понятно. Они были адресованы матери Кати Марье Васильевне. Капитан Татаринов открыл северную землю и назвал ее в честь жены. Саня узнал, что Николай Антонович причастен к тому, что экспедиция пропала. Ему было поручено снабдить людей всем необходимым. Он же решил заработать на этом и купил некачественные товары. Экспедиция была обречена с самого начала. Саня рассказал Кате обо всем, что узнал.

По возвращении в школу Сане пришлось объяснять причины самовольной отлучки и конфликта с Ромашкой. Он рассказал Марье Васильевне о судьбе ее мужа и предательстве Николая Антоновича. Такая правда была тяжела для нее. Она покончила жизнь самоубийством.

Для Сани это тоже стало ударом. Он чувствовал себя виноватым. Герой ушел в учебу с головой, чтобы отвлечься от мрачных мыслей. Николай Антонович заставил всех поверить в то, что Григорьев оклеветал его и стал виновником самоубийства Марьи Васильевны.

Саня поклялся, что станет полярным летчиком. Найти пропавшую экспедицию и установить истину стало для него делом чести.

В 1928 году Саня стал курсантом летной школы, окончив которую, он добился назначения на Север. Заполярье подарило ему встречу с Иваном Ивановичем. Когда-то его пациентом был И. Климов, участник экспедиции капитана Татаринова, он умер в больнице. После него остались дневники, которые Иван Иванович сохранил. Они помогли понять, где искать пропавших полярников.

В Заполярье Саня встретил друга Вальку, который рассказал, что Николай Антонович стал профессором. У них часто бывает Ромашов, который имеет виды на Катю.

Однажды Саня встретил ненца, у которого среди прочих вещей увидел багор со «Святой Марии». Ненец поведал, что много лет назад нашел лодку с погибшим человеком.

Летом Саня поехал в отпуск в Москву. Он хотел прочитать доклад в географическом обществе об открытии капитана Татаринова. А так же он хотел встретиться с Катей. В Москве герой узнал, что об открытии Татаринова уже докладывал Николай Антонович. Кораблев убедил Саню не останавливаться и продолжать поиски.

Катя стала геологом, что позволяло уехать подальше от Николая Антоновича и от тяжких воспоминаний. Ромашов предложил Сане отказаться от Кати. Взамен он предлагал компромат на Николая Антоновича.

По делу экспедиции Саня все-таки продвинулся вперед. Он опубликовал статью в газете и получил разрешение на собственную экспедицию. Григорьев уехал в Заполярье, куда чуть позже должна была прилететь и Катя.

Том 2

Во втором томе события освещаются разными героями. Одни главы написаны от имени Кати Татариновой, в других рассказчиком является Саня Григорьев.

Далее случилось много разных событий. Умерла от воспаления легких сестра Сани. Саня и Катя поженились. По неизвестным причинам отменили экспедицию. Катя моталась по командировкам. Саня воевал в Испании. Потом началась Великая Отечественная война.

Катя осталась в блокадном Ленинграде. Она очень много времени проводила в госпитале. Однажды она встретила Ромашова, который рассказал ей, что встретил ее мужа и что он потом пропал без вести. Он не сказал, что бросил умирать раненого Саню. Григорьев выжил, его спасли местные жители. Он много времени провел в госпитале, потом стал искать Катю. Он едет в Ярославль, куда отправляли блокадных ярославцев. В больнице ему сказали, что она выписалась в марте 1942 г. в облисполкоме дали точный адрес, куда Катя эвакуировалась.

Саня получил телеграмму, приказывающую отправляться в Архангельск. Он стал воевать на Севере. Вспомнив, что в Полярном служит доктор Иван Иванович, Саня начал его искать. Они встретились и доктор рассказал, что видел Катю в Ленинграде в августе прошлого года. Она считала, что Саня пропал без вести. Катя тоже разыскивает его.

Саня встретился с Ледковым, которого когда-то вывозил из ненецкого селения. Тот опросил ненцев о людях со «Святой Марии». Один из них добрался до стойбища Яптунгай. Саня спросил, где ненцы этого рода кочуют, и отметил границы на карте.

Саня, наконец, нашел то, что осталось от потерянной экспедиции. Оказалось, он много раз летал над этим местом. Штурман первым нашел кусок парусины. Они разбили ложбину на квадраты и стали обследовать. Они нашли много предметов с надписью «святая Мария», в том числе мешок с фотопленками, ружья. В самом глубоком месте они обнаружили палатку, а в ней того, кого так долго искал Саня. Капитан Татаринов лежал ничком, под ним была сумка с бумагами и письмами. Тридцать лет прошло с тех пор, «как кончилась эта мужественная борьба за жизнь». Капитана похоронили в Енисейском заливе. Корабли издалека видят постамент из белого камня и приспускают флаги.

Саня вернулся в полк в конце января. Он пошел навестить доктора, там его ждала Катя. Она осталась с мужем, и время, проведенное в Заполярье, стало одним из счастливых периодов их семейной жизни. Летом 1944 года они поехали в Москву. У Сани, кроме встречи с друзьями, было еще два важных дела. Он должен был сделать доклад в Географическом обществе о том, что экспедиция найдена. Второе дело – разговор со следователем о Ромашове.

В результате Саня делает сенсационный доклад, хотя путался и запинался. Проявленные фотопленки произвели волнующее впечатление. Капитан Татаринов словно вошел в зал. Все присутствующие встали, чтобы почтить память отважного капитана. В торжественной тишине Саня прочел «рапорт и прощальное письмо капитана». Николая Антоновича с позором изгоняют из зала.

Саня и Катя побывали в Энске. Все знакомые собрались у Сковородниковых за одним столом и вспоминали прошлое.

Добавить комментарий