Модель ООД по развитию речи в старшей группе
«Придумывание рассказа «Как Сережа нашел щенка»
Программное содержание: Учить составлять рассказ по плану, образно описывая место действия, настроение героя; учить построению сложных предложений, воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, воспитывать гуманное отношение к животным.
Материал: Сюжетные картинки , мячик.
Словесные: речевые игры ««Вопрос-ответ», «Укрась слово», «Назови действие», беседа, рассказ, указания, пояснение, оценка.
Ход занятия
1. Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку(воспитатель загадывает загадку про щенка).
-А у нас во дворе он живет в конуре
У него баранкой хвост
Любопытный черный нос
Ушки острые флажком
Сторожит хозяйский дом
Лаем будет как звонок
Познакомьтесь, наш щенок! ( Показ щенка)
2. Ребята, какие вы знаете клички собак? Дидактическая игра «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).- Шарик, бобик Мухтар, ТРизор , Пушок…
3. Речевая игра игра с мячом «Укрась слово». Щенок какой? (дети перечисляют прилагательные).
4. Речевая игра «Назови действие». Дети перечисляют, что щенок умеет делать.
5. А сейчас, ребята, мы с вами будем придумывать рассказ о том, как Сережа нашел щенка, но будем рассказывать по плану.
– Все рассказы начинаются – Однажды….
-Как Сережа пошел и гулять и как он увидел щенка
– Каким был щенок? Опишите его.
– Что было дальше? Куда он его принес?
-Как он ухаживал за щенком?
-Как они играли и как дружили?
Рассказ- образец
Сейчас ребята, я расскажу вам историю про мальчика Сережу и про щенка, которого он встретил: «Однажды Сережа пошел гулять. Вдруг он услышал, что кто-то под кустом жалобно пищит. Он заглянул туда и увидел щеночка. Он был маленький, крошечный. Сереже стало его жаль, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой. Сережин щенок был весь черный, как уголек, и лохматенький. У щенка были длинные висячие ушки, короткий хвостик. Забрав щеночка домой он назвал его Угольком, он дал ему покушать, а после Сережка вымыл своего нового друга и оставил жить у себя дома. Каждый день мальчик и щенок выходили на улицу и играли, Уголек ловко приносил палку, которую бросал ему Сережа, за что и получал вкусное лакомство с рук хозяина. Мальчик и щеночек стали лучшими друзьями и всегда вместе играли и гуляли, а когда Сережа пошел в школу, Уголек его с нетерпением ждал, чтобы поиграть». Вот ребята, такой рассказ я придумала про Сережу и его нового друга-щенка.
6. Дети по очереди рассказывают рассказ.
8. Игра «Назови ласково».
Рыба, икра, сом, река, лягушка,хвост,вода,улитка.
9. Дидактическая игра: Три линейки (на столе разложены картинки, где дети должны сориентироваться на окончании слов при определении родовой принадлежности существительных).
Слева кладем картинки, где существительное обозначает – один, справа- одна, в середине- одно.
10. Рефлексия. – Что было интересным на нашем занятии? Что нового вы узнали? Чей рассказ вам больше всего понравился?
– Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!
Скачать материал
Скачать материал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Городское методическое объединение воспитателей старших и подготовительных групп (для малоопытных педагогов)
Консультация:
«Методика обучения творческому рассказыванию». -
2 слайд
«Творческое воображение – сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребёнка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддаётся педагогическим воздействиям».
(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».)
-
3 слайд
Творческое рассказывание детей –
«вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций».(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».)
-
4 слайд
Словесное творчество
наиболее сложный вид творческой деятельности детей.
(Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».) -
5 слайд
Словесное творчество (О.С. Ушакова)
«Деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов». -
6 слайд
Формы детского словесного творчества (Ушакова О.С.)
сочинение рассказов, сказок, описаний;
сочинение стихотворений, загадок, небылиц;
словотворчество (создание новых слов – новообразований). -
7 слайд
Тематика творческих рассказов детей
должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни;
должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна;
должна быть с конкретным содержанием (на начальном этапе) («Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме» и т.д.); далее задача усложняется, дети могут придумать рассказ на отвлечённую тему («Про веселый случай», «Про страшный случай» и т.д.). -
8 слайд
Виды творческих рассказов
(Ушакова О.С.)
рассказы реалистического характера;
сказки;
описания природы. -
9 слайд
Методические приёмы по обучению детей творческому рассказыванию (Ушакова О.С.)
Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.
Придумывание детьми продолжения авторского текста.
Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание сказок. -
10 слайд
Методический прием – рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам
Воспитатель предлагает тему.
Задаёт вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ.
Составляется рассказ. -
11 слайд
Практикум
Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о том, как Катя пошла в лес.
– Какой был лес, в который пошла Катя?
– Какие деревья росли в лесу?
– Что могло произойти с Катей в лесу?
– Кто ей помог?
– Чем закончилось путешествие Кати?
Выбираются наиболее интересные ответы, и на основе их составляется рассказ. Дети повторяют его. -
12 слайд
Методический прием – придумывание детьми продолжения авторского текста
Воспитатель читает детям авторский текст.
После чтения и перессказывания рассказа педагог предлагает продолжить его.
Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец (на первоначальном этапе). -
13 слайд
Мотивационные установки для продолжения рассказа
Помогите продолжить этот рассказ…
Расскажите дальше, что-же случилось …
А дальше я ещё не придумала…
А что было дальше, вы расскажете сами…
Какой можно придумать конец?
Куда пошли и кого повстречали? -
14 слайд
Практикум
Придумывание продолжения рассказа В. Осеевой «Сторож»
– А как вы думаете, что произошло дальше? Придумайте продолжение рассказа. -
15 слайд
Методический прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом
1. Воспитатель ставит перед детьми учебную задачу.
2. Мотивирует выполнение учебной задачи.
3. Предлагает тему и сюжет.
4. Определяет основных персонажей.
5. Дети придумывают содержание, оформляют его словесно в форме повествования, располагают события в определенной последовательности. -
16 слайд
Практикум
Воспитатель показывает книгу.
– Что это? А для чего книги нужны? Вы знаете, кто пишет рассказы? Сочиняет сказки? А вы бы хотели стать писателями и создать свою книгу?
– Сегодня вы будете придумывать рассказ про Сережу и его щенка.
Рассказ назовем так: «Сережа вывел на прогулку своего щенка».
Перед тем как вы начнете придумывать весь рассказ, постарайтесь сначала представить себе Сережиного щенка. Каким он мог быть? Обдумайте это и расскажите. -
17 слайд
Методический приём – придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему
педагог советует, о чем можно придумать рассказ;
предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план. -
18 слайд
Обучение детей умению придумывать сказки
введение элементов фантастики в реалистические сюжеты;
на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных. -
19 слайд
Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию
постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг и т.д.);
работа по обогащению и активизации словаря (за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц). -
20 слайд
«Что пропущено?»
-
21 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 261 505 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 05.11.2017
- 1626
- 8
- 05.11.2017
- 574
- 1
Рейтинг:
1 из 5
- 05.11.2017
- 1944
- 1
- 05.11.2017
- 2881
- 19
- 05.11.2017
- 446
- 1
- 05.11.2017
- 306
- 1
- 05.11.2017
- 604
- 2
- 05.11.2017
- 375
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
-
Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
-
Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе “Как Сережа нашел щенка”
(с использованием метода наглядного моделирования)
Тема: Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Цель: Обучение связному последовательному составлению рассказа с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи: Продолжать учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, характер и настроение героев; включать описание внешнего вида персонажей, опираясь на наглядную модель. Формировать умение составлять предложения из набора слов.
Скачать конспект
Развивать способность к наглядному моделированию; самостоятельность ответов и суждений. Развитие неречевых процессов: внимания, памяти, наглядно-образного мышления.
ЗКР: Добиваться внятного и четкого произнесения чистоговорки, включающей звук [щ’], с разной силой голоса, используя схему.
Воспитывать бережное заботливое отношение к животным.
Материалы: письмо – загадка; опорная схема для составления рассказа; схема способа проговаривания слов с разной силой голоса.
Ход:
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу: «Друг на друга посмотрели,
крепко за руки взялись.
Влево — вправо повернулись
И друг другу улыбнулись!»
(дети садятся на стульчики)
2. – Ребята, когда я сегодня утром шла на работу, то встретила очень расстроенного мальчика. Друг прислал ему письмо, в котором нарисованы слова знакомой вам песенки, но мальчик её не знает и никак не может её прочитать. Давайте ему поможем.
( «читают»: «Воробей с березы на дорогу прыг,
Больше нет мороза «чик-чирик!»)
-Спасибо вам большое, обязательно ему передам, что вы помогли разгадать песенку.
3. -А я непросто рассказала вам о мальчике, ведь он был не один. А с кем, отгадайте:
Этот зверь, увидев кошку
Громко лает у окошка.
Вечно крутиться у ног
Этот маленький … (Щенок)
– Я хочу, чтобы сегодня вы придумали рассказ на тему «Как Сережа нашел щенка». А что нам может помочь в составлении рассказа?
(схемы, рисунки, таблицы, игрушки).
– Давайте рассмотрим схему для составления рассказа. Сначала расскажите, как Сережа пошел гулять, как увидел щенка. Опишите, какой был щенок и как назвал его Сережа. А потом расскажите, что было дальше: как Сережа ухаживал за щенком, как они играли и дружили.
(ребенок рассказывает, далее задаются вопросы)
-Вам понравился рассказ?
-Какую кличку придумал Сережа щенку?
-Почему он так назвал щенка?
-Что можно добавить, изменить в этом рассказе, чтобы он стал еще лучше?
(выслушиваем ответы детей)
– Давайте ещё раз составим рассказ, но рассказывать будем по очереди: кто-то один начнет, другой расскажет о щенке, третий – о том, как Сережа ухаживал и играл со щенком.
– Очень интересный и складный рассказ у вас получился. После занятия я запишу его и дам почитать родителям, чтобы они смогли узнать, как хорошо вы научились рассказывать.
4. Физминутка:
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
5. Игра «Живые слова».
– Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Пусть ко мне подойдут шесть детей. Они будут разными словами.
(воспитатель говорит каждому ребенку, каким словом он будет; проверить, как дети запомнили слова: щенок, мальчик, весело, быстро, бежит, прыгает)
-Из этих слов мы можем составить различные предложения про мальчика и щенка. Предложение должно состоять из трех слов. Кто придумает, тот поднимает руку. Заранее говорить предложение не следует – нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».
(ребенок выходит и, не называя слов, составляет предложение)
– Теперь скажи, какое предложение ты придумал? Проверим, правильно ли ты поставил слова.
– Слова, называйте себя по порядку.
– А кто придумал другое предложение? И т. д.
– Молодцы, как много разных предложений вы придумали.
6. – А сейчас, ребята, послушайте чистоговорку и определите, какой звук вы слышите чаще всего?
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
– В каких словах чистоговорки вы слышали этот звук?
-Давайте проговорим эту чистоговорку медленно, чтобы было четко слышно каждое слово.
-А теперь расскажем её с разной силой голоса, а поможет нам опорная схема.
(дети проговаривают чистоговорку с разной силой голоса группой и индивидуально)
Итог:
– Ребята, вы сегодня замечательно занимались, молодцы! Что вам понравилось больше всего? А что ещё мы делали? В конце хочу дать вам небольшое задание: в свободное время изобразите с помощью опорной схемы любую песенку или стихотворение, а мы попробуем «прочитать».
< Предыдущая | Следующая > |
---|
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад к занятию с будущими первоклассниками по развитию речи. Тема Составляем рассказ Как мы нашли щенка
Содержание
-
1.
Презентация к занятию с будущими первоклассниками по развитию речи. Тема Составляем рассказ Как мы нашли щенка -
2.
Развитие речи Чистоговорка Причешу Щенка -
3.
Какая картинка должна быть в начале? Расставь картинки по порядку -
4.
Найди первую картинку -
5.
1 -
6.
Найди вторую картинку -
7.
2 -
8.
Найди третью картинку -
9.
3 -
10.
Найди четвёртую картинку -
11.
4 -
12.
Расскажи, что произошло с щенком -
13.
Нарисуй портрет щенкаС хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком. -
14.
Кто является главным героем рассказа? К какой группе животных относится собака? -
15.
Каких домашних животных ты знаешь?Живёт в доме -
16.
Хоть крепки мои копыта И остры мои -
17.
Я скажу вам: “Ме-ме-ме! Подготовьтесь-ка к зиме! -
18.
Вместо носа пятачок, Вместо хвостика крючок. «Хрю-хрю-хрю!» — он нам кричит, «Здравствуйте!» — он говорит. -
19.
Быстрее ветра я скачу, ”Цок-цок,” – копытами -
20.
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и -
21.
Он пушистый и глазастый, Он ушастый и -
22.
Молодцы!
Развитие речи Чистоговорка Причешу Щенка я щеткой, он пищит, ему щекотно. Мой щенок в щавель зарылся и как Щука затаился.
Слайд 1Школа будущего первоклассника
Развитие речи
Составление рассказа по сюжетным картинкам
Слайд 2Развитие речи Чистоговорка
Причешу Щенка я щеткой,
он пищит, ему щекотно.
Мой щенок в
щавель зарылся
и как Щука затаился.
Слайд 3Какая картинка должна быть в начале?
Расставь картинки по порядку
Слайд 12Расскажи, что произошло с щенком
Слайд 13Нарисуй портрет щенка
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
Слайд 14Кто является главным героем рассказа?
К какой группе животных относится собака?
Слайд 15Каких домашних животных ты знаешь?
Живёт в доме хозяин
Шубка атласная
Лапки бархатные
Ушки чуткие
Днём
спит
Или сказки говорит,
Ночью бродит,
На охоту ходит
Слайд 16Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом
вовсе не строга.
В поле я мычу: “Му-му!
Молочка налить кому?”
Слайд 17Я скажу вам: “Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе
вяжите!”
Слайд 18Вместо носа пятачок,
Вместо хвостика крючок.
«Хрю-хрю-хрю!» — он нам кричит,
«Здравствуйте!» — он
говорит.
Слайд 19Быстрее ветра я скачу,
”Цок-цок,” – копытами стучу,
Я громко ”иго-го” кричу,
Садись на
спину – прокачу!
Слайд 20Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Слайд 21Он пушистый и глазастый,
Он ушастый и зубастый.
Травку кушает, морковку,
Проявив свою сноровку
–
В клетке сгрыз дощатый полик.
И не зайчик он а…