Как школьнику составить личный финансовый план

Первый финансовый план:
как научить ребёнка копить

Научить детей планировать свои финансы — непростая задача (особенно, если и сам не очень это умеешь). Про «взрослый» финплан мы уже писали. Теперь решили адаптировать его для детей 9-13 лет. В этом возрасте дети уже понимают, откуда родители берут деньги, и стремятся стать частью «взрослого» мира.

У всех детей есть мечта. Если она материальная, то, скорее всего, речь про гаджет или дорогую игрушку. Объясните ребёнку, что, если всё правильно спланировать и хорошо потрудиться — мечту можно воплотить в жизнь.

Шаг 1. Пишем список желаний

Дети постоянно что-то клянчат. Если поддаться на слёзные уговоры и купить «мечту», вероятно, через пару дней она перестанет радовать. И следующее «купи» вы услышите очень скоро.

Почему так происходит. Дело в психофизиологии: все люди испытывают эйфорию от предвкушения результата. Когда он достигнут — эйфория пропадает. Проще говоря, ожидание покупки гораздо приятнее самой покупки. Плюс у детей часто меняются интересы и настроение: сегодня он хочет одно, а завтра — другое.

Чтобы помочь детям достигать цели, нужно научить их контролировать свои желания: выбирать самые-самые и откладывать их на потом. В этом нам поможет список желаний.

Вот как нужно с ним работать:

  1. Ребёнок говорит, какие вещи он хочет купить.
  2. Записываем в список их названия и цены.
  3. Просматриваем весь список и выбираем 1-2 самые желанные вещи (запускается режим предвкушения!).
  4. Периодически перечитываем список: вычёркиваем то, что уже расхотелось, добавляем новое.
  5. Когда главное желание выбрано — переходим к шагу 2.

Шаг 2. Превращаем желание в цель

Упрощённо объясните ребёнку метод постановки целей по SMART: чтобы желание исполнилось, его нужно максимально подробно описать и «измерить».

Задайте 3 конкретных вопроса:

  • Какую именно вещь ты хочешь? Какую конкретно модель, в каком магазине собираешься покупать?
  • Сколько она стоит?
  • Когда ты хочешь её купить?

После этого помогите раздробить большую цель на посильные и понятные задачи: сколько нужно откладывать в неделю и в месяц.

Пример

Семиклассник Петя поставил себе цель: купить беспроводные наушники за 5 000 рублей к началу летних каникул. Петя — молодец, цель сформулирована правильно.

Шаг 3. Считаем доходы

Основная статья детского дохода — карманные деньги (мы писали, зачем их давать и как правильно это делать). Посчитайте, какая сумма выходит в месяц.

Пример

Наш Петя получает от родителей 750 рублей в неделю, не считая денег на проезд и школьные обеды. В месяц получается 3 000 рублей. Плюс в мае у него день рождения — бабушка и дедушка обычно дарят ещё 3 000.

Шаг 4. Составляем план

1. Сколько ребёнок хочет откладывать

Чтобы не отпугнуть ребёнка от идеи финансового планирования, начинайте именно с вопроса «сколько ты хочешь откладывать», а не «сколько должен».

Есть две крайности: 1) спускать все деньги на шоколадки и слаймы 2) полностью урезать все удовольствия. Объясните ребёнку: чтобы экономить стабильно и с удовольствием, нужно найти золотую середину. Например, откладывать 25% от доходов, а остальное тратить.

Предупредите ребёнка, какую сумму он может тратить каждый день — чтобы спустя 1,5 недели он вдруг не обнаружил, что все деньги уже потрачены.

Пример

Петя сделал так: решил откладывать в месяц 750 рублей,
а остальные 2 250 тратить на шоколадки.

2. Сколько нужно откладывать

Посчитайте, сколько нужно откладывать в месяц, чтобы накопить нужную сумму в указанный срок.

Пример

Петя с родителями посчитал: чтобы за 5 месяцев накопить 5 000 на наушники, в месяц ему нужно откладывать 400 рублей (с учётом, что дедушка с бабушкой подарят деньги). Значит, он может либо увеличить свои ежедневные траты, либо получить наушники быстрее, чем он ожидал.

3. Соотносим желаемое с реальным

Сводим все суммы в таблицу.

Если у вас всё сошлось — отлично, идём дальше. Если в конце срока остались деньги, решите вместе, будете ли вы продолжать копить дальше или нет.

Пример

Петя составил табличку и понял, что может накопить на наушники всего лишь за 3 месяца, а не 5 — спасибо бабушке и дедушке. Петю такой подход замотивировал, и он решил не увеличивать свои расходы, а продолжать копить, но уже на гироскутер.

4. Корректируем план

А что, если денег не хватает? Ребёнок должен сам сравнить суммы «хочу» и «надо, чтобы купить вещь в срок». И принять решение: либо начать копить активнее, либо купить вещь попозже. Если этого не хочется — переходим к следующему шагу.

Шаг 5. Оптимизируем бюджет

Это можно сделать двумя способами: уменьшить расходы или увеличить доходы.

Как экономить. Советы для детей

  • Каждый день записывать траты. Потом можно подсчитать и ужаснуться — сколько денег уходит непонятно на что.
  • Тайм-аут. Перед тем, как что-то купить, возьмите сутки на размышления.
  • Убрать деньги подальше. Не очень хорошая идея — держать их на виду и в свободном доступе. Боремся с соблазнами: детям помладше подойдёт копилка, а с 14 лет можно вносить накопленное на собственный банковский счёт.

Можно не только уменьшать расходы, но и увеличивать доходы. Правда, мало кто готов взять школьника на работу, да и Трудовой кодекс детский труд не одобряет. Поэтому хорошо, если возможность заработать появится в семье.

Как дать ребёнку заработать. Советы для родителей

  • Придумайте школьнику спецзадания вне обычного круга его обязанностей и оплатите их. Задачи должны быть посильными, не в ущерб учёбе и соответствовать возрасту. В 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.
  • Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор и нарушать его нельзя.
  • Не стоит платить деньги за хорошие оценки и штрафовать за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребёнку, зачем нужно хорошо учиться — и что это, в первую очередь, его интерес.
  • Не платите за обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой) — ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребёнку будет несправедливым. А вот выгулять собаку соседа — вполне себе идея для заработка.

Пример

12-летняя Лена к лету хочет велосипед за 7 000 рублей. Откладывать она может 500 рублей в месяц, до лета осталось 5 месяцев… Бюджет явно не сходится. Лена решила:

  1. Урезать расходы. 2 автобусных остановки до школы можно ходить пешком. Это решение дало ей дополнительные 250 рублей в месяц — столько стоит школьный проездной.
  2. Увеличить доходы. Девочка договорилась с соседкой, что зимой будет по будням выгуливать ее собаку и получать по 200 рублей за прогулку.

Вот какой расчёт получился:

Вот теперь всё сошлось — Лена будет летом кататься на велосипеде. Более того, остаток зимы она может спокойно ездить на автобусе — по таблице видно, что денег всё равно хватит.

Как ещё помочь ребёнку

Наглядные инструменты

  • Красивая копилка с надписью «коплю на мечту». Или просто банка с наклейкой «коплю 5000 на крутые кроссовки». Раз в неделю можно вытряхивать деньги и вместе пересчитывать, отмечая прогресс.
  • Два конверта: «трачу» и «коплю». Чтобы делить между ними каждое финансовое пополнение и записывать прогресс.

Дополнительный стимул

Если цель масштабная и копить предстоит долго, установите поощрительные призы за достижение промежуточных целей. Это поможет ребёнку сохранить мотивацию на долгом пути.

Пример. «Накопишь половину — добавлю 500 рублей» или «за каждые 500 накопленных добавляю 100 сверху».

Разговоры про деньги

  • Введите «финансовые субботы» (или любой другой день недели). Мягко просите ребёнка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Только не нужно грозно требовать отчёта, всё должно быть добровольно.
  • Удачные решения хвалите, а ошибки разбирайте спокойно.
  • Не реагируйте на бессмысленные траты шумными разборками. Да, нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на ерунду. Относитесь к таким тратам как к «цене за обучение» финансовой грамотности.

Итого

  1. Разумно обращаться с деньгами можно и нужно учить в раннем возрасте. На формирование полезного навыка нужно время.
  2. Объясните важные финансовые понятия, такие как сбережения, бюджет и цели. После этого регулярно разговаривайте с ребёнком о его финансах: анализируйте и поддерживайте.
  3. Дайте школьнику возможность заработать. Это отличный способ научить трудиться ради цели и знать цену деньгам.
  4. Младшие дети могут хранить свои сбережения в копилке, но ребятам постарше лучше завести отдельную банковскую карту.
  5. Работайте в команде: обсуждайте семейный бюджет, вместе копите на общие цели. Помните, что самый важный пример для ребёнка — вы сами.

Как вам статья?

Мой первый финансовый план

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Ворошнин И.Д. 1


1МАОУ “Лицей №97 г. Челябинска”

Игнатович Н.А. 1


1МАОУ Лицей №97


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Мы все с вами учимся в школе. Мы получаем знания, которые нужны нам в жизни, а также пригодятся в наших будущих профессиях. На математике мы изучаем цифры, учимся их складывать, умножать, вычитать, делить, а также учимся систематизировать полученные знания. На уроках русского языка, мы погружаемся в изучение родного языка, языка на котором говорили великие русские писатели и ученые. Русский язык – это язык, на котором мы говорим, читаем и пишем каждый день. На уроках окружающего мира, мы познаем мир, узнаем о законах природы, о том какие растения, кустарники и деревья растут в нашем крае, а также как нужно беречь природу, потому что это наше богатство. Художественное чтение интересный предмет, погружает нас в мир литературных героев, поучительных историй, удивительных приключений. Все эти знания очень пригождаются нам каждый день, общаемся ли мы с родителями и друзьями, едем ли мы на природу, собираемся ли на выставку или в театр везде и всюду нам необходимы знания. Во время карантина, оказалось, что мне крайне необходим компьютер, для того чтобы продолжать получать знания дистанционно. У родителей был ноутбук, но я очень хотел свой личный. Проще всего было бы попросить у родителей, но они предложили свой вариант. Ноутбук можно было купить, но для этого я должен был овладеть новыми знаниями, эти знания помогли бы мне стать финансово грамотным, правильно копить и тратить деньги и исполнить свою мечту, купить свой личный ноутбук. Деньги – важная часть жизнь любого человека, а человек, который умеет правильно расходовать и деньги считается финансового грамотным. Я решил узнать более подробно, что такое деньги, что такое карманные деньги и как грамотно с ними обращаться, что значит быть финансово грамотным и возможно ли с помощью этих знаний накопить на мечту?

Цель работы: накопить деньги на покупку ноутбука, используя личный финансовый план.

Задачи:

Получить знания о деньгах и истории их происхождения.

Узнать об основных этапах составления личного финансового плана.

Составить личный финансовый план и с помощью него накопить на мечту.

Сделать вывод о проделанной работе и дать рекомендации.

Гипотеза: финансовая грамотность дает возможность накопить на мечту даже ребенку.

Методы исследования:

Анализ и обобщение литературы по данной теме

Эксперимент

1. Основанная часть. Составление финансового плана, как основа

1.1. Что такое деньги. Откуда появились деньги

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги. Давным-давно у людей не было денег. Они обменивали то, что у них было, на то, в чем испытывали нехватку. Так, если садовнику был нужен хлеб, он шел к пекарю и обменивал мешок яблок на несколько булок хлеба. Такой обмен назывался «бартером» (Приложение А, рис.1). Это был самый просто обмен, но самое главное было определить, что чему равно. При обмене были неизбежны споры и людям пришлось установить соответствие между товарами. Эквивалент (с лат. – равноценный) – товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость (Приложение А, рис.3). Так сложилось, что почти всегда товаром, который выражал стоимость других товаров, был домашний скот. По существу, скот – это уже были деньги. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других местах деньгами служили птичьи перья, зерно, соль, табак, сушенная рыба. В Мексике это были какао-бобы, в Канаде – шкуры зверей. В России деньгами служили скот, шкуры животных, чаще всего белки, соболя, куницы, а также раковины каури или попросту ракушки, их завезли купцы, которые торговали с Новгородом и Псковом. Первые деньги в виде монет появились в VIII веке и долгое время с VIII по ХVIII, целую тысячу лет, люди на Руси пользовались монетами. С развитием обмена и торговли, появились металлические деньги, но не свои. Это были дирхемы – монеты Арабского халифата, назывались не дирхемом, а куной. Куной называли и римский денарий, и европейский динарий, это слово и обозначало слово «деньги». При Иване Грозном была создана единая система денег, которая распространилась на всю Русь. На деньгах чеканились сцены из сражений. Появилась монета, которую назвали «копейкой», она стала государственной. При Петре I монеты начали изготавливать в Москве и Санкт-Петербурге на монетном дворе (Приложение А, рис.4). Они были правильной круглой формы и одинаковой толщины. Лицевая сторона монеты называется – аверс, на ней чеканится герб, изображение героя номинал, оборотная сторона называется реверс, на реверсе указывается номинал. Монеты были очень тяжелые и тогда появились первые бумажные деньги (Приложение А, рис.2). Они появились в конце XVIII века. Тогда еще они не назывались рублями и даже деньгами, это были государственные ассигнации. Ассигнации выпускались в 25, 50, 75 и 100 рублей (Приложение А, рис.5,6). С ними стало легче и быстрее проводить расчеты и сделки. В 1914 году появились первые деньги, которые стали называться рублями.

1.2. Карманные деньги и способы их накопления

В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. При грамотном подходе карманные деньги становятся не развлечением, а инструментом, который может научить финансовой грамотности. Это навык не менее важный для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги. Для примера, в Германии Государство рекомендует родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста. В Японии начиная с 6 лет, детям на праздники дарят деньги. В Америке дети могут сами работать с 12 лет, например, разносить газеты, сидеть с малышами, таким образом получать деньги себе на расходы. В Нидерландах государство также рекомендует родителям выдавать детям деньги на карманные расходы, суммы зависят от возраста, например, детям в возрасте 6-8 лет рекомендуют давать 1-2 евро в неделю, 12-13 летним подросткам- 15-20 евро в месяц. Получается, что правильному отношению к деньгам могут научить только родители.

Чем карманные деньги могут быть полезны:

Помогают понять цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;

Помогают научится ставить и достигать финансовые цели;

Помогают понять, что такое финансовая независимость;

Помогают научится пользоваться наличными, а также освоить современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек);

Какие необходимо соблюдать правила, при обращении с карманными деньгами:

Родители определяют, какие суммы могут выделить;

Важно выбрать какой инструмент поможет накопить деньги (конверт, копилка или банковская карта);

Составить финансовый план, в соответствии с жизненной ситуацией и желанием купить ту или иную вещь;

Придерживаться правил, если все деньги потрачены, то необходимо ждать следующего месяца.

Способы накопления денег.

Копилка

Классическая запаянная копилка, которая есть у каждого, с нее проще всего начать копить деньги, но она не всегда удобна, так как невозможно понять, сколько в ней уже накопилось денег. Возникает желание ее разбить и посчитать сколько в ней денег и сколько осталось накопить.

«Карта желаний» и «список желаний»

Можно нарисовать рисунок или составить список желаний, повесить рисунок на видное место и прикрепить конверт, в этот конверт можно складывать деньги и собирать нужную сумму. Это самый простой способ, он очень помогает сконцентрироваться на цели.

Банковская карта

Это более продвинутый способ, но завести карту придется взрослому. Можно следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, можно видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели — а это мотивирует копить дальше.

1.3. Личный финансовый план.

При любом финансовом решении, необходим план. Финансовый план состоит из нескольких этапов:

– первый этап, это понять какие есть источники дохода, например, карманные деньги, подарки, подработка.

– второй этап, поставить цель, правильно ее сформулировать, это должна быть достижимая цель, надо указать все параметры этой цели.

– третий этап, составить таблицу, в которой указать поступления доходов и расходов и составить маршрут достижения цели.

– четвертый этап, выбор способа накопления денег.

Получается, что личный финансовый план – это план достижения цели к определенному времени с учетом ваших доходов и расходов.

1.4. Экспериментальная часть. Составление личного финансового плана с целью накопить деньги на покупку ноутбука.

Первый этап. Понять, какие у меня есть источники дохода, и какие есть расходы.

Родители дают мне 500 рублей ежемесячно, я трачу их на подарки друзьям, когда хожу к ним на дни рождения. Также на эти деньги я покупаю: мороженное, конфеты, журналы и прочие приятные мне вещи. На день рождения в июне бабушка с дедушкой и родственники обычно дарят мне деньги — примерно 8000 рублей. Эта сумма тоже пойдет в накопления.

Мои доходы:

карманные деньги,

деньги, подаренные на день рождения.

Мои расходы: подарки на дни рождения друзьям, сладости и иные приятные покупки.

Второй этап. Постановка цели.

Она должна быть реалистичной и иметь конкретную цену. Я очень хочу, чтобы у меня был ноутбук к следующему учебному году. Я решил накопить сам. С родителями мы посмотрели какие нужны характеристики. Получилось следующее:

Модель: Ноутбук Irbis NB244, характеристики: операционная система Windows 10 Pro, жесткий диск 64 ГБ, диагональ/разрешение 14″/1920×1080 пикс, есть веб-камера, микрофон, поддержка Wi-fi, цена 14 990 рублей (Приложение В, фото 1).

Итог второго этапа: цель – покупка ноутбука к сентябрю 2020 года стоимостью 14 990 руб.

Третий этап: составление личного финансового плана (маршрута достижения цели). Чтобы узнать, сколько денег нужно откладывать в месяц, мы должны разделить стоимость финансовой цели на время до ее покупки. Если мы разделим стоимость нашей цели на количество лет, которые у нас есть до покупки, то узнаем, сколько денег откладывать в год. Если результат мы разделим на 12, то узнаем, сколько нужно откладывать в месяц, а если на 365, то в день. Получается, чтобы накопить за год на ноутбук я должен откладывать в месяц 14 990 : 12 = 1 250 рублей. До сентября оставалось 8 месяцев, значит надо 14 990 : 8 = 1874 рублей необходимо откладывать мне в месяц. Из первой части, мы уже знаем, что мой доход – это карманные деньги и деньги подаренные на день рождения. Я составил таблицу и у меня получился ЛФП — личный финансовый план, учет доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели (Приложение Б.табл.1). Составляя ЛФП, я понял, что мне не хватает 3 790 рублей. Можно было: увеличить срок накоплений или найти ноутбук дешевле, но я решил не покупать более дешевую модель, а копить дальше. Родители предложили: разобрать мои игрушки, рассортировать их на части, и ту часть игрушек, которыми я уже не играю, но они в хорошем состоянии можно продать на сайте. Всего объявлений было выставлено на 2200 рублей, продать получилось на 1300 рублей. Также на работе у мамы был объявлен конкурс, те дети, которые заканчивали учебный год на пятерки получали сертификат на 5000 рублей, я, конечно, решил участвовать, но эта сумма была под вопросом.

Итог третьего этапа: окончательный финансовый план был составлен с корректировками.

Четвертый этап. Выбор способа накопления.

На тот момент у меня была копилка и сейф (Приложение В, фото 2), но родители предложили открыть мне банковскую карту и не выдавать мне наличные деньги, а делать переводы (Приложение В, фото 3). В приложении на телефоне я всегда мог посмотреть сколько денег я накопил, это было очень удобно.

Итог четвертого этапа: выбран способ – открытие банковской карты.

Пятый этап. Выполнение плана, сложности и изменения.

Все было сделано, оставалось только следовать финансовому плану и вести учет. Так как была пандемия и все мероприятия были запрещены, то на дни рождения к друзьям я не ходил. Деньги оставались на карте, а я в приложении на телефоне у родителей, всегда мог проследить сколько денег я накопил, а сколько еще осталось накопить. Иногда я очень хотел потратить все деньги на какую-нибудь игрушку и начать копить заново, но вспоминал, что у меня есть цель и мне надо к ней стремиться. А также, что нужно соблюдать финансовые правила.

Учебный год я закончил на пятерки, в связи с этим маме на работе подарили сертификат на 5000 рублей для меня, но в июле приехала двоюродная сестра и я потратил ей на подарок 1000 рублей. Цифры в моем плане изменились, потому что план – это живой организм и в нем могут происходить изменения, главное, что к сентябрю 2020 года моя цель была достигнута.

Заключение.

В начале своего исследования я изучил литературу, из которой узнал, что такое деньги, когда они появились, и какие они были раньше. Мне удалось узнать о карманных деньгах, зачем они нужны и как с ними нужно обращаться. Также я узнал, что такое личный финансовый план, как его составить, и каких результатов можно достичь, если поставить себе цель и соблюдать все правила финансового плана. Знания, которые я получил, могут мне пригодится, как на уроках окружающего мира, так в обыденной жизни, так как жизненно важно знать, как правильно обращаться с деньгами. Задачи, которые я решал, помогут людям, которые хотят научиться правильно расходовать деньги, ставить финансовые цели и достигать их. По результатам моей работы, я бы рекомендовал людям становится финансового грамотным, учить этому детей, так как это позволит быть успешными людьми, накапливать и сохранять заработанные деньги. Для моего эксперимента, я определили точную цель, установил параметры у этой цели, моя цель была – купить ноутбук, который стоит 14 990 тысяч рублей к 1 сентября 2020 года. Далее я составил личный финансовый план, для этого я проанализировал свои возможные доходы и расходы, родители давали мне деньги на карманные расходы, это позволило мне сформировать доход. Далее я составил таблицу и указал в ней все суммы доходов и расходов. Затем вместе с родителями я выбрал способ накопления, родители завели мне банковскую карту, куда перечисляли карманные деньги, которые во время эксперимента я снимал только один раз в месяц на покупку сладостей. Мой эксперимент начался с 1 февраля, ежемесячно я сверял свои доходы и расходы. Во время эксперимента произошли непредвиденные события, я закончил второй класс на пятерки и маме на работе подарили сертификат, а также ко мне приехала сестра, и я купил ей в подарок книгу, которая стоила 1000 рублей. В результате эксперимента были решены следующие задачи:

1. Я получил новые знания о деньгах, об их истории возникновения, значении в жизни человека и способах их накопления.

2. Научился поэтапно составлять личный финансовый план для достижения своей финансовой цели.

3. На примере личного финансового плана, провел опыт по накоплению на свою мечту, а именно: ноутбук.

Целью моей работы было выяснить, можно ли с помощью знаний о деньгах и финансовой грамотности достичь свою цель и исполнить свою мечту? С учетом того, что деньги были накоплены за 8 месяцев, считаю цель работы достигнутой.

Таким образом, считаю, что гипотеза: финансовая грамотность дает возможность накопить на мечту даже ребенку, подтверждена.

4. Список литературы.

1. История денег. П.Федоренко, Л.Хайлов. – Москва: Издательство «Малыш» 1995 г.

2. Первый банки в Москве: 1754-1860 гг. А.В. Бугров/Приложение к журналу «Банки и технологии». – М.: Спецкнига, 2007. – 152 с.

3. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. – М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.

4. Удивительный приключения в стране экономика: для детей мл. и сред. школьного возраста. И.В. Липсиц – М.:1992. – 336 с.

5. [Электронный ресурс]. www.fincult.info

6. [Электронный ресурс]. www.cbr.ru

КонПриложение А

Приложение А

Рисунок 1.Бартер. Схема обмена товара на товар.

Рисунок 2. Какие бывают деньги.

Банкноты Монеты

Рисунок 3.

Схема обмена товара на деньги

Рисунок 4. Монеты при Иване IV (Грозном) и Петре 1.

Рисунок 5. Первый прообраз бумажных купюр, вторая половина XVIII века.

Рисунок 6.Первые двуцветные купюры 1887 г.

Приложение Б

Таблица 1. Личный финансовый план (первая редакция).

Месяц

Доходы

Расходы

Накопления

 

Карманные деньги

Подарки

   

Февраль 2020

500

 

100

400

Март 2020

500

 

100

400

Апрель 2020

500

 

100

400

Май 2020

500

 

100

400

Июнь 2020

500

8000

100

8400

Июль 2020

500

 

100

400

Август 2020

500

 

100

400

Сентябрь 2020

500

 

100

400

ИТОГО:

4 000

8 000

800

11 200

Таблица 2. Личный финансовый план (окончательная редакция).

Месяц

Доходы

Расходы

Накопления

 

Карманные деньги

Подарки/

другое

   

Февраль 2020

500

 

100

400

Март 2020

500

 

100

400

Апрель 2020

500

1300 (продажа игрушек)

100

1700

Май 2020

500

5 000

100

5400

Июнь 2020

500

7 000

100

7400

Июль 2020

500

 

1100

– 600

Август 2020

500

 

100

400

Сентябрь 2020

500

 

100

400

ИТОГО:

4 000

13 300

1800

15 500

Приложение В

Фото 1. Цель – покупка ноутбука к сентябрю 2020 года стоимостью 14 990 руб.

Фото 2. Выбор способа накопления: копилка и сейф?

Приложение В

Фото 3. Способ накопления выбран – открытие банковской карты

Просмотров работы: 2398

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине Математика

на тему: Личный финансовый план

Выполнила: Савкова Карина Романовна

Группа № УД.22.1

Специальность: Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

Руководитель: Пингина Татьяна Петровна

Гуково

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..

3

1. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ…………………………………….

4

1.1Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна……………..

4

1.2 Основы финансовой грамотности……………………………………

5

2.ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН……………………………………

6

2.1 Что такое деньги. Карманные деньги и способы их накопления…

6

2.2 Роль и правило составление личного финансового плана…………

7

3. СОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕГ ДЛЯ ПОЕЗДКИ НА МОРЕ………………….

8

Заключение………………………………………………………………..

10

Литература…………………………………………………………………

11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

У всех есть свои мечты и желания. Вряд ли на земле найдется человек, который сможет сказать, что он не хочет изменить свою жизнь к лучшему, что ему всего в жизни хватает, и не к чему уже стремиться. Кто-то мечтает путешествовать, кто-то мечтает собрать деньги на новый смартфон. Всех этих людей объединяет то, что они четко видят свою конечную цель. Составив личный финансовый план, вы будете знать, чего вы хотите достичь, и желание быстрее осуществится! Меня эта тема заинтересовала, и я хочу посвятить ей свою работу.

Цель моей работы:

Показать значение личного финансового плана для осуществления мечты.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое личный финансовый план.

  2. Изучить правила составления личного финансового плана.

  3. Составить свой личный финансовый план.

  4. Создать презентацию для внеклассного мероприятия по математике.

Новизна проекта и практическая значимость:

В результате моей деятельности я разработаю презентацию, которую можно будет использовать на внеурочных занятиях.

Я думаю, эта деятельность будет достаточно увлекательна и доставит мне огромное удовольствие.

1. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ.

1.1 Что такое финансовая грамотность

В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. Однако многие до сих пор не понимают, что это такое. Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками, грамотно распределять деньги.

Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении долгого времени. При наличии этих знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесет ему доход.

Финансово грамотные люди не паникуют даже при наступлении кризисов, так как у них всегда имеется финансовая подушка безопасности, которая позволяет справиться с неудобными ситуациями.

Несмотря на огромную важность финансовой грамотности, в России не многие ее знают. Большая часть населения воспитывалась в централизованной экономике. Такие граждане не привыкли постоянно думать о финансовом благополучии, а также планировать доходы и расходы на какой-то период.

Финансовая грамотность имеет следующее значение в жизни каждого человека:

1) Помогает в поисках источников дохода, отличающихся от работы по найму. Конечно, наличие финансовой грамотности не гарантирует получения большого дохода. Однако благодаря этим знаниям появляется понимание того, какие варианты заработка являются самыми перспективными в наше время.

2) У человека появляется не только знания и умения, но и психологическая устойчивость. Финансово грамотные люди уверены в собственных силах. Формируется мышление. Которое способствует достижению вами успеха.

3) Финансовая грамотность обеспечивает определенный уровень престижа. Человек выгодно выделяется из толпы, создает впечатление уверенного в себе гражданина, который знает, как управлять капиталом. Наличие финансовой грамотности в большинстве случаев сопровождается качественными знаниями и знаниями в других областях. Такие люди все время стремится узнать что-то новое.

1.2 Основы финансовой грамотности

В основе финансовой грамотности лежит ряд положений, без которых невозможно обойтись.

  1. Планирование и учет финансовых потоков.

Огромное значение для финансовой грамотности людей имеет ежедневный учет финансовых потоков. Сегодня грамотное планирование доходов существенно упростилось благодаря разработке различных программ.

Также огромное значение имеет освоение планирования семейного бюджета. Чтобы стать финансово грамотным, необходимо научиться правильно составлять и анализировать план доходов и расходов.

  1. Использование дополнительных источников дохода

Одной из причин сохранения финансовой грамотности населения на очень низком уровне является то, что большинство граждан в качестве единственного источника дохода видят традиционную работу по найму. Поэтому в процессе изучения важно усвоить, что помимо активного дохода можно использовать и пассивный.

  1. Правильное отношение к финансам

Не менее огромное значение имеет правильное отношение к денежным средствам. Придется изменить подход к финансам с потребительского на управленческое. Кроме того, придется избавиться от зависимости от денег. В настоящее время эта зависимость одна из распространенных с которой необходимо бороться.

  1. Взаимодействие с финансовыми организациями

Добиться успеха и богатства практически невозможно без сотрудничества с банками, страховщиками брокерами и прочими компаниями. Важно научиться применить предлагаемые ими инструменты, чтобы управлять финансами и накоплениями, а также приумножать капитал. Постепенно количество людей, которые понимают значение финансовых организаций, растет.

Чтобы стать финансово грамотным, придется освоить использование всех возможностей, которые предоставляют такие компании. Необходимо научиться выстраивать с банками взаимно выгодное сотрудничестве.

2. ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

2.1 Что такое деньги. Карманные деньги и способы их накопления

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги. Давным-давно у людей не было денег. Они обменивали то, что у них было, на то, в чем испытывали нехватку.

В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. При грамотном подходе карманные деньги становятся не развлечением, а инструментом, который может научить финансовой грамотности. Это навык не менее важный для взрослой жизни. В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги.

Чем карманные деньги могут быть полезны:
-Помогают понять цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
-Помогают научится ставить и достигать финансовые цели;
-Помогают понять, что такое финансовая независимость;
Правила, при обращении с карманными деньгами:
-Важно выбрать какой инструмент поможет накопить деньги (конверт, копилка или банковская карта);
-Составить финансовый план, в соответствии с жизненной ситуацией и желанием купить ту или иную вещь;
-Придерживаться правил, если все деньги потрачены, то необходимо ждать следующего месяца.
Способы накопления денег:

– Классическая запаянная копилка, которая есть у каждого, с нее проще всего начать копить деньги, но она не всегда удобна, так как невозможно понять, сколько в ней уже накопилось денег. Возникает желание ее разбить и посчитать сколько в ней денег и сколько осталось накопить.
– «Карта желаний» и «список желаний». Можно нарисовать рисунок или составить список желаний, повесить рисунок на видное место и прикрепить конв6ерт, в этот конверт можно складывать деньги и собирать нужную сумму. Это самый простой способ, он очень помогает сконцентрироваться на цели.
– Банковская карта. Это более продвинутый способ, но завести карту придется взрослому. Можно следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, можно видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели — а это мотивирует копить дальше.

2.2 Роль и правило составление личного финансового плана

1) Поставив перед собой цель, это уже хорошо, но все-таки этого недостаточно. Для достижения цели, нужно четко следовать вами намеченному плану. Это не всегда легко получается, иногда нам трудно сосредоточиться. Но постепенно наши действия входят в привычку, и следовать намеченному плану становится намного легче. Но стоит помнить это все лишь вопрос времени.

2) Личный финансовый план может служить дополнительным стимулом, или работать вашей совестью. Выполнили намеченное, отложили нужную сумму, и со спокойной душой можете позволить себе что-то приятное.

3) План может отследить результаты. Обязательно отметься в своем блокноте, с чего вы начали, так сказать вашу начальную точку пути, и каждый месяц делайте отметки, к чему вы движетесь, отмечайте чего вам удалось достичь. Правильно используя личный финансовый план, вы с каждым днем будете приближаться к намеченной цели. Личный финансовый план необходим каждому просто, чтобы как можно эффективнее управлять собственными деньгами.

Чтобы составить личный финансовый план, отражающий ваше отношение к деньгам, необходимо четко осознать реальность своих желаний. Абстрактных желаний с общими формулировками недостаточно. Для реализации плана необходима конкретная постановка целей. Распределите задачи, которые вы планируете решить в ближайшие десять лет. Проанализируете свое текущее финансовое положение. Составьте баланс расходов и доходов, каждую статью постарайтесь отразить точно от этого зависит успешность вашего прогнозирования. Начните с расходов, обозначьте все траты, независимо от суммы выплат. Далее оцените, что вы имеете, и что приносит вам ежемесячный доход, какое имущество отмечает деньги и создает убытки. Представьте данные в виде таблицы так вы сможете оценить всю картину, проанализировать и подкорректировать слабые стороны. Просчитайте минимум, необходимый для нормального существования в течение полгода. Этот резерв добавит вам уверенности и станет солидным подспорьем в случае потери работы, утраты трудоспособности и прочих обстоятельств, которые могут привести к изменению привычного ритма жизни. Застрахуйте свою жизнь вы обезопасите себя и близких людей от некоторых рисков.

3. МОЙ ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

«НАКОПЛЕНИЕ ДЕНЕГ ДЛЯ ПОЕЗДКИ НА МОРЕ».

В жизни каждого человека есть мечта и я тоже поставила для себя цель более реальную для моих возможностей. Цель моя – это насобирать деньги для поездки на море, а остальное будут собирать родители, собираем мы по одной методике составление плана расходов, доходов ежемесячно.

Первый этап. Понять, какие у меня есть источники дохода, и какие есть расходы. Родители дают мне 500 рублей ежемесячно, я трачу их на подарки друзьям, когда хожу к ним на дни рождения. Также на эти деньги я покупаю: мороженное, конфеты и прочие приятные мне вещи. На день рождения и праздники родители, бабушка с дедушкой и родственники обычно дарят мне деньги — примерно 5000 рублей. Эти суммы тоже пойдут в накопления.

Мои доходы: стипендия, карманные деньги, деньги, подаренные на день рождения.

Мои расходы: подарки на дни рождения друзьям, сладости и иные приятные покупки.

Второй этап. Постановка цели. Она должна быть реалистичной и иметь конкретную цену. Я очень хочу съездить самостоятельно на море.

Итог второго этапа: цель – собрать к июлю 10000 рублей для поездки на море.

Третий этап: составление личного финансового плана (маршрута достижения цели). Чтобы узнать, сколько денег нужно откладывать в месяц, мы должны разделить стоимость финансовой цели на время до ее покупки. Эта идея возникла у меня при выборе проекта, т.е. в октябре, поэтому у меня 8 месяцев до июля, чтобы осуществить свой финансовый план. 10000:8=1250 рублей мне нужно откладывать ежемесячно или стремиться к этому.

А сейчас я составлю таблицу чтобы было все проще.

Месяц

Доходы

Расходы

Накопления

Стипендия

Карманные деньги

Подарки

Мобильная связь

Подарки

Нужды

Октябрь

712

500

500

150

562

Ноябрь

712

500

500

400

312

Декабрь

712

500

500

400

250

62

Январь

712

500

4000

500

2500

2212

Февраль

712

500

500

200

512

Март

712

500

6000

500

1000

2000

3712

Апрель

Май

Смотря на результаты, я насобирала за 6 месяцев 7372 получается за 2 месяца мне нужно еще собрать 2628, а если проще, то в месяц мне нужно откладивать 1314 рублей. До достижение моей цели осталось совсем немного. У моих родителей тоже очень большой прогресс в накоплении средств. Могу сказать, что, если все грамотно рассчитать у вас с легкостью все получится в цели накопления, у меня не было никаких проблем в накоплении.

Заключение

В результате моей творческой деятельности я получила знания о том, что же такое финансовая грамотность и зачем она нужна, рассмотрела основы финансовой грамотности, что такое деньги, карманные деньги и способы их накопления и роль и правило составление личного финансового плана.

Я считаю, что цель моей работы достигнута – информация о личном финансовом плане собрана успешно и создана презентация по этой теме, которую в полнее можно использовать для внеклассного занятия.

Закончив проект могу сказать, что сбор об информации про личный финансовый план был очень познавательный и полезный не только для меня.

Список литературы

1. История денег. П.Федоренко, Л.Хайлов. – Москва: Издательство «Малыш» 1995 г.

2. https://www.myunivercity.ru

3. https://school-science.ru/14/14/49680

4. [Электронный ресурс]. www.fincult.info

5. [Электронный ресурс]. www.cbr.ru

Отзыв на индивидуальный проект Савковой Карины Романовны по теме: «Личный финансовый план»

дисциплина: Математика

  1. Актуальность

На кружке «Основы финансовой грамотности» мы изучали тему «Личный финансовый план» и пришли к выводу, что, составив личный финансовый план, человек будет четко знать, чего он хочет достичь, и желание быстрее осуществится. Карину очень заинтересовала данная тема и она выбрала ее для более глубокого исследования.

2. Характеристика содержания работы.

Работа начинается с введения, в котором указаны цели и задачи, актуальность. Первая глава посвящена основам финансовой грамотности. Вторая глава содержит понятие и правила составления личного финансового плана. В третьей главе показано творчество студентки и ее личный финансовый план.

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования.

3. Положительные стороны проекта.

Индивидуальность, доступность для понимания делают работу уникальной.

4. Практическая значимость работы.

Материалы данной работы будут использоваться на кружке «Основы финансовой грамотности». Статья об этом в журнале «Математика и жизнь», № 17

5. Рекомендуемая оценка проекта 5 (отлично)

Вывод: Проектная работа Савковой Карины Романовны по теме: «Личный финансовый план» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному учебному проекту, и рекомендуется к защите.

Руководитель: __________ /Пингина Т.П./

13

Мой первый финансовый план: как подростку накопить на мечту

У меня есть мечта. С чего начать?

Для начала нужно поставить цель. Она должна быть реалистичной и иметь конкретную цену.

Например, 13-летний Матвей мечтает о модном гироскутере за 19 000 рублей. Просить скутер у родителей он не стал принципиально — покупка не из дешевых, а мама с папой в прошлом году подарили ему горный велосипед. Матвей решил купить скутер сам, откладывая часть карманных денег, которые ему выдают родители.

Советы, которые помогут сэкономить деньги:

  • Можно пойти с друзьями в кино, хотя фильм не очень интересный. А можно не тратить деньги на то, что не принесет ни пользы, ни удовольствия.
  • Можно покупать сладости, чипсы и газировку на карманные деньги. А можно посчитать, сколько денег уходит на подобные покупки в месяц, и ужаснуться.
  • Можно всегда передвигаться на общественном транспорте. А можно иногда прогуляться и сэкономить, если до цели 1–2 остановки.
  • Можно покупать сразу то, что понравилось. А можно взять пару дней на размышления, так ли нужна эта вещь.
  • Можно держать деньги на виду или при себе. А можно хранить в копилке или даже открыть вклад в банке.

Как учитывать доходы и расходы?

Матвей пришел к выводу: из 3000 рублей, которые он получает на карманные расходы ежемесячно, реально откладывать 1000. А на день рождения в апреле бабушка с дедушкой обычно дарят ему деньги с посылом «купи, что хочешь» — примерно 5000 рублей. Эта сумма тоже пойдет в копилку.

Рассчитайте, сколько вам надо тратить в день, и не выходите за пределы этой суммы. Например, Матвею необходимо 66 рублей в день, то есть 2000 рублей в месяц.

Матвей составил таблицу. Получился как раз ЛФП — личный финансовый план, учет доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели. В случае Матвея это гироскутер, который он мечтает купить к следующему лету. Что получается?

МЕСЯЦ ДОХОДЫ РАСХОДЫ НАКОПЛЕНИЯ
карманные деньги подарки
Сент 3000 2000 1000
Окт 3000 2000 1000
Ноя 3000 2000 1000
Дек 3000 2000 1000
Янв 3000 2000 1000
Фев 3000 2000 1000
Март 3000 2000 1000
Апр 3000 5000 2000 6000
Май 3000 2000 1000
ИТОГО 27000 5000 18000 14000

Получается, что Матвею не хватает 5000 рублей. Где-то нужно их добыть.

Что делать, если денег не хватает?

Первый_план2.png

Если экономией не обойтись, то можно:

1. Увеличить срок накоплений;

2. Поискать аналогичную вещь дешевле (не всегда получается).

Покупать более дешевую модель Матвей не захотел, поэтому решил копить дальше. Но родители, с которыми он поделился своим планом, предложили ему третий вариант: он помогает им на ярмарке фермерских продуктов, которая бывает раз в месяц в выходные. За каждые ярмарочные выходные он получает 1000 рублей. Он и раньше иногда помогал родителям, но это было скорее развлечение. А теперь он будет участвовать в ярмарке вместе с ними: выкладывать товар, стоять за прилавком, получать зарплату.

Остался вопрос: как копить? Вместо традиционной копилки Матвей выбрал современный способ: мама открыла пополняемый вклад в банке сроком на 9 месяцев под 3,3% в год, то есть забрать оттуда деньги можно только через 9 месяцев (вместе с процентами, которые набегут за это время). Все накопленные деньги Матвея ежемесячно стали отправляться в банк. К июню на счете появились дополнительные 275 рублей — процент.

В окончательном виде его ЛФП выглядел так:

МЕСЯЦ ДОХОДЫ РАСХОДЫ НАКОПЛЕНИЯ
карманные деньги подарки ярмарка проценты по вкладу
Сен 3000 1000 2000 2000
Окт 3000 0 2000 1000
Ноя 3000 1000 2000 2000
Дек 3000 3000 1000 2000 5000
Янв 3000 1000 2000 2000
Фев 3000 1000 3000 1000
Март 3000 1000 2000 2000
Апр 3000 5000 1000 2000 7000
Май 3000 1000 2000 2000
ИТОГО 27000 8000 8000 275 19000 24275

На Новый год тетя с дядей прислали ему в подарок 3000 рублей, в октябре ярмарку отменили, а в феврале у лучшего друга Матвея был день рождения — он потратил 1000 рублей на подарок. Цифры изменились, и это нормально, ведь личный финансовый план — «живой» документ. В зависимости от обстоятельств меняться могут статьи и доходов, и расходов, и даже финансовые цели.

Цель достигнута, что дальше?

У Матвея финансовые цели не изменились — в конце мая он купил заветный гироскутер. Причем купил его сам, на свои деньги. И у него остались еще накопления. Пустить их на сладости, на которых он в последнее время экономил, или сохранить? Матвей решил не тратить все разом, а оставить часть денег про запас. 

Первый_план3.png

«Про запас» еще называют финансовой «подушкой безопасности». Вдруг родители не смогут какое-то время давать карманные деньги? Или не будет подработки? При этом деньги нужны, чтобы как минимум обедать в школе, иногда тратиться на транспорт. Вот тогда и пригодится финансовая «подушка безопасности» — резервный фонд, который поможет пережить кризисные времена.

Как приумножить свои деньги?

Деньги можно не только накапливать, но и приумножать, инвестировать (то есть вкладывать во что-то). Главное — быть осмотрительным и осторожным, чтобы не угодить в ловушку к мошенникам. Если обещают сразу и много (вклады под 500%, мгновенную прибыль, возможность сорвать куш) — это обман. Финансовые пирамиды, азартные игры, казино, игровые автоматы — держитесь от всего этого подальше, если хотите сохранить деньги. 

Первый_план4.png

Детям доступно не так много способов приумножения денег. Самый простой — банковский вклад, который открыла мама Матвея (до 14 лет ребенок не может сам открыть вклад). Скоро Матвею исполнится 14 лет, он получит паспорт и будет вправе открыть депозит на свое имя.

Вклад в банке — это отлично и разумно. Но есть еще один важный вид инвестиций — в человеческий капитал, то есть в себя самого.

Как это — вкладывать деньги в себя?

Вклад в человеческий капитал, то есть в себя, — это:

  • расходы на здоровье (здоровое питание, занятия в спортзале);
  • расходы на образование (школа, курсы, обучающие программы).

Кем вы хотите стать? Какие свои таланты и способности хотите развить? Начинайте инвестировать в себя как можно раньше — родители наверняка поддержат ваши начинания. Вы хотите изучать иностранный язык, научиться водить машину или рисовать мультики, пойти на курсы видеоблогеров или программистов, записаться в театральную школу? Необязательно все эти занятия платные, но зачастую за то, что действительно принесет пользу, приходится платить. Возможно, вы не сразу найдете свое призвание, но затраты на образование — не пустые траты, а вложения в себя, в свой опыт, кругозор, навыки и способности.

Матвей убедился, что может успешно достичь поставленной финансовой цели. Он хочет стать программистом, поступить в будущем в вуз. А пока присматривается к школе программирования для подростков и к интенсивным курсам английского языка. Обучение и там и там платное, но родители готовы вкладываться в образование, потому что это инвестиции в человеческий капитал — вложения в себя, которые обязательно окупятся.

© «Финансовая культура»

Добавить комментарий