План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Любой план состоит из трёх составляющих:1.вступление 2.основная часть. 3.окончание(эпилог)! Все части можно разбить на подчас и но смысл один. 1(слова автора его жизнь, быт,условия написания,мотив…..) 2.(основа произведения вкратце) 3.(свои мысли,высказывания, иногда эмигранты произведения …) Как то так! система выбрала этот ответ лучшим Бульбозавр 4 года назад Составление плана к любому произведению, в том числе и к рассказу, в дальнейшем помогает его пересказать близко к тексту не упуская главное и не путая последовательность сюжетов. Чтобы составить самому план к рассказу, нужно:
Собственно придуманные оглавления эпизодов рассказа и являются планом рассказа. Для справки : План к произведению, может иметь вид Вопросного, Тезисного , Назывного или Комбинированного. Для примера – рассказ: Тогда можно составить такой вопросный план: Вот такой можно составить план Тезисный: План Назывной: Комбинированный: План в виде опорной схемы: Любому школьнику рано или поздно придется столкнуться с тем, чтобы по заданию учителя написать собственный рассказ, например на ту же тему “Мое домашнее животное” и т.п. Для начала можно продумать план рассказа. Любой план по сути состоит из нескольких основных частей – это вступление, основная часть и заключение. Нужно в плане полностью раскрыть тему. В качестве примера могу привести план на произведение “Лев и собачка”.
Светланочка100 4 года назад План к рассказу научиться составлять проще простого. Главное обратить внимание на определённые аспекты и правильно донести ребёнку информацию. Сейчас попробую объяснить. План к рассказу написать невозможно, если не знать его содержания. Поэтому рассказ прочитать всё равно придётся. если вы хотели избежать чтения. После прочтения рассказа, разбиваем текст на части. Можно спросить ребёнка, что лучше запомнилось, яркие моменты, возможно как раз и получиться составить план самостоятельно. Если ребёнок затрудняется с ответом, предложите разделение текста. Лучше идти по сюжету и делить. К примеру произошло одно действие, затем другое. Коротко описываем и даём название. Если и это трудно, то самое простое по абзацам, слишком большие абзацы делим. Прочитал, спросите о чём абзац, в рассказе и будет пункт плана, достаточно пару слов. Обязательно используйте опорное слово в тексте. План к рассказу видимо требуется для дальнейшего пересказа рассказа, поэтому и составлять его следует так, чтобы самому было удобно потом его пересказать. В принципе, ничего особо хитрого в плане к рассказу нет. Составим план составления плана рассказа:
Go Green 4 года назад Начинать написание любого плана к рассказу нужно, прежде всего, с того, чтобы внимательно ознакомиться с содержанием самого произведения. Далее стараемся мысленно рассказ разделить на части. Обязательные части у рассказа – это вступление, основное содержание, заключение. Вступление и завершение всегда лаконичны, основная часть может состоять из нескольких смысловых частей, их надо обозначить как подпункты, выделив самый важный момент несколькими словами. Не стоит писать план подробными длинными выражениями, постарайтесь кратко изложить суть. Если план к рассказу составлен правильно, вы без труда, пользуясь им, сможете пересказать данное произведение своими словами. Ирина22848 5 лет назад Чтобы составить план рассказа надо прочитать текст и задуматься о чём он? Какая главная мысль проходит красной нитью через всё содержание? Надо подумать – как и какие события в рассказе влияют на раскрытие темы? Наиболее важные из них будут в плане – основополагающими пунктами с выстраиванием их в нужной последовательности. Содержание пунктов плана может состоять из цитат самого текста или рецензий известных критиков. План может быть кратким и подробным с наличием подпунктов. Он должен быть опорой для пересказа, изложения или сочинения и давать понимание вкратце в чём – суть самого произведения и каков замысел автора? Profilaktika 5 лет назад В этом нет ничего сложного. Для начала следует прочесть сам текст, причем не пробежать глазами, а прочесть его осмысленно, понимая что происходит в сюжете. Затем разбить текст на ключевые части, выделяя в каждом какой-то основополагающий момент, тезис. И согласно этим тезисам представить краткий план-пересказ текста рассказа. После этого пересмотрите получившийся план еще раз, проверьте, не упущено ли что-то? Попробуйте пересказать произведение, опираясь на него. Если все хорошо получилось, то работа сделана. Важно – не стоит торопиться и делать абы как. Без понимания текста план выйдет кривым и неполным. KritikSPb 4 года назад Прочитав рассказ, нужно подумать, какие вопросы можно к нему задать. Вот эти вопросы и могут стать основой будущего плана. Например, где происходит действие, кто главные действующие герои, что произошло с ними, чем всё закончилось, какие выводы можно сделать. Можно рассматривать рассказ по абзацам и в каждом из них искать самое главное. Можно брать подлежащее и сказуемое из каждого предложения (или нескольких), добавлять к ним необходимое прилагательные. Это будет основой плана рассказа. Можно мысленно разбить повествование на эпизоды. Краткое описание каждого составит остов работы. Не забываем подумать, какая основная идея произведения, о чём хотел поведать автор. MMM DANONE 4 года назад Поделюсь своими секретами, которые использую при составлении плана. Для начала его следует тщательно прочитать, и выделить основные моменты, которые запомнились. Их может быть несколько, в зависимости от объема рассказа нужно выделить основные мысли прочитанного. Затем нужно каждой части дать название, ключевое слово или фразу, прочитав которое можно сразу рассказать именно об этом абзаце или части. Если в итоге получится по плану пересказать и передать суть всего рассказа, значит задание выполнено на ура. Обязательно включите в план вступление, основную часть и заключение. Знаете ответ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению “Составление плана по рассказу Н.Носова “Живая шляпа””. 2 класс
Данный урок – второй по рассказу Н. Носова “Живая шляпа”. Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…
Составление плана описательного рассказа
В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….
Составление плана описательного рассказа
В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….
план- конспект урока по теме “ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Уроки обучения грамоте и письму в 1 классе по ОС “Школа 2100”.Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина…
План-конспект урока на тему:”Составление математических рассказов”.
конспект урока…
Конспект урока во 2-В классе. Н.Н. Носов «На горке» Составление плана рассказа.
Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; развивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение пересказывать; …
Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части…
Памятка. Как
составить план рассказа.
1. Прочитай рассказ.
2. Раздели рассказ на
части (одна часть от другой отличается содержанием).
3. Прочитай 1 часть,
выдели в ней главное.
4. Озаглавь эту часть
(вырази главное одним словом или предложением).
5. Ту же работу (3 и 4
пункты) проделай по другим частям.
6. Проведи самопроверку
(прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить
содержание текста).
Особенно важен такой
прием обучения (составление плана) при подготовке к пересказу научно –
популярной статьи.
в) Выборочный
пересказ.
Пересказать выборочно
– это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу,
узкой теме:
•
Пересказать только описание внешности персонажа или сцену встречи двух
персонажей;
•
Пересказать отрывок, соответствующий картинке или иллюстрации (в таком
пересказе важно определить границы пересказа – начало и конец отрывка);
•
Пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной
теме. Вариантом такого пересказа может быть выборка материала к простейшей
характеристике героя.
Для обучения
выборочному пересказу целесообразно выбирать такие произведения, где достаточно
легко выделяются сюжетные линии.
Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула».
Задание: Последи по тексту, как вел себя старый артиллерист:
1. Когда наблюдал, как
плыли мальчики наперегонки;
2. Как услышал крики об
опасности;
3. Когда услышал
пронзительный визг;
4. После выстрела.
г) Сжатый (краткий)
пересказ.
Это вид пересказа,
предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания изучаемого
текста, передача его без деталей и подробностей. Степень сжатия текста может
быть различной вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1
тезисе, в 1 предложении.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ
(СОКРАЩЕНИЯ) ТЕКСТА
Для сжатых пересказов
нельзя брать высокохудожественные тексты эмоциональные тексты. В сжатом
пересказе обычно отсутствует диалог, а содержание передается своими словами.
Обучение сжатому пересказу в соответствии с программой ведется в 4 классе, но
подготовительную работу следует проводить с 1 класса.
В школьной практике
обычно используется 2 пути сокращения текста: 1 .Сокращение текста путем его
логической перестройки (в процессе анализа частей текста в них выбирается
только существенное, основное, на основе чего и составляется сжатый текст).
2. Составление сжатого
пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого
текста. Для этого каждый пункт плана составленного предварительно, поясняется
2-3 предложениями.
Эффективным приемом в
обучении сжатому пересказу является памятка- инструкция. Памятка: Как составить
сжатый пересказ небольшого текста.
1. Прочитать текст и
определить его главную мысль.
2. Еще раз прочитать
тест, отмечая, что является существенным, а что второстепенным для выражения
главной мысли.
3. Составить свой текст,
опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющие каждую
мысль).
4. Пользуясь текстом,
повторить краткий пересказ.
5. Кратко пересказать
текст при закрытой книге.
Памятка: как составить
сжатый пересказ большого текста.
1. Составить план текста.
2. По первому пункту плана
и 1-ой части произведения выделить важные мысли (2-3 предложения).
3. То же самое сделать по
другим частям текста.
4. Пользуясь планом,
кратко пересказать текст.
5. Проверить, достаточно
ли коротким и последовательным получился пересказ.
Обычно соблюдается такая
последовательность обучения сжатому пересказу: от подробного или выборочного
пересказа переходим к пересказу сжатому – от краткого пересказа к подробному.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ
1. Прослушивание и анализ
сжатых пересказов, заранее подготовленных учителем.
2. Постепенное усложнение
заданий по сжатому пересказу.
3. Использование
картинного плана.
4. Сжатый пересказ по
собственным рисункам детей.
Замечание: необходимо
отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для использования в жизни. Чрезмерно
увлекаться ими не следует, так как это может привести к сухости, бедности
языка, к отсутствию образных выражений и художественных деталей. Именно поэтому
в методическом аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один
и тот же текст и сжато, и подробно.
Учимся составлять план текста
4348
Взрослому человеку бывает непросто понять, почему у ребенка возникают сложности с составлением плана текста, а так же что с этим делать. Казалось бы, если школьник понимает прочитанное, то и с планом проблем не должно возникать. На деле все оказывается сложнее, и это — нормально. В школе отводят целый учебный год на то, чтобы научить ребенка составлять план к прочитанному произведению. В дальнейшей учебной жизни это мастерство оттачивается: дети учатся писать сочинения, следуя плану (вступление, завязка, развязка), писать доклады и рефераты. Не у всех детей сразу получается составлять план и работать с текстом, поэтому у нас есть советы, которые помогут составить план любого текста.
Как составить план текста?
План — это краткие тезисы текста, основываясь на которых ребенок может пересказать произведение. Составление плана — это подготовка к пересказу текста. В 1 классе ребенок должен пересказывать 50% сути рассказа, а к 5 классу — 100%. Самая распространенная причина проблемы в том, что ребенок не может отделить главное от второстепенного.
Следующие шаги помогут вам научить ребенка составлять план, а так же находить главную мысль и правильно ее формулировать.
1. Чтение текста. На этом этапе важно убедиться, что ребенок понял его суть, т.е. понял, кто главный герой (герои) и что с ним (с ними) происходит, в какой последовательности разворачиваются события.
2. Разделение текста на части, будущие опорные точки плана. На этом этапе у детей бывают проблемы с определением начала и конца части. Расскажите ребенку, что одна часть равна одной мысли (действию). В большинстве случаев в начальной школе одна часть ограничивается одним абзацем.
3. Выделение главного действия каждой части. Нужно кратко сформулировать основное действие или событие для каждой части — ищем ответ на вопросы «Что произошло? Что случилось? Что изменилось?».
4. Запись названия каждой части. Название должно быть кратким, но передавать основную мысль части.
5. Проверка составленного плана. Для того чтобы понять, что план полный и рабочий — пусть ребенок попробует пересказать текст, опираясь на план.
Вот так выглядит план, на примере сказки “3 медведя”.
1. Девочка пошла в лес и потерялась.
2. Девочка наткнулась на дом 3 медведей.
3. Девочка поела из всех тарелок по чуть-чуть, и всю кашу из самой маленькой.
4. Девочка посидела на всех стульях и сломала маленький.
5. Девочка полежала на всех кроватях и уснула на самой маленькой.
6. Медведи вернулись домой и поняли что кто-то ел кашу.
7. Медведи увидели сломанный стул.
8. Медведи увидели что кто лежал на их кроватях и нашли девочку.
9. Девочка убежала.
Это подробный план, и его можно сократить, например, до такого варианта:
1. Девочка потерялась в лесу и попала в дом к 3 медведям.
2. Что делала девочка в доме у медведей?
3. Что увидели медведи, когда вернулись?
4. Девочка убежала.
Полезные советы при составлении плана текста
У младших школьников часто возникают проблемы с названиями пунктов плана, т.е. с выделением и сокращением главной мысли. Тут на помощь приходят 2 приема:
1. Наглядный. Для того чтобы ребенок понял, как именно выделяют суть — составьте самостоятельно план произведения с коротким пересказом каждого пункта, разрежьте лист на кусочки. Задача ребенка собрать весь текст в правильной последовательности.
2. Рассудительный. Читая часть произведения, пусть ребенок ответит на вопрос: Что сделал герой? Что произошло? Если ответ длинный — запишите его и предложите сократить: вычеркивайте лишние слова прямо на бумаге и перечитывайте оставшуюся мысль. Ее можно сократить еще? Сокращайте!
Некоторым детям составить план текста легко, другим труднее. Это не значит, что ребенку с этим будет сложно всегда. Благодаря практике работа с текстом будет даваться все легче и легче. Но если каждый вечер сажать ребенка за чтение — составление плана — пересказ, то в итоге можно получить быстрое выгорание, потерю интереса и апатию.
Предлагаем советы родителям, как разнообразить досуг, но все так же тренироваться в составлении плана текста:
1. Пользуйтесь опорными картинками. Так пересказывать текст учат в детских садах, но даже для младших школьников это хороший метод тренировки. После того как ребенок разложит картинки в правильном порядке, приступайте к пересказу сюжета произведения. В конце занятия, вместе с ребенком, придумайте подпись к каждой иллюстрации.
2. Отберите несколько любимых сказок или рассказов ребенка. Составьте к ним план. Покажите план ребенку — его задача отгадать, о каком произведении идет речь.
3. Выберите сказку вместе с ребенком. Составьте к ней план (без участия школьника), но допустите в нем несколько лишних пунктов, идущих вразрез с сюжетом — вымышленные моменты. Задача ребенка найти лишнее.
Умение составлять план текста развивает многие полезные для учебы навыки: выделять главное, опираться на тезисы и пересказывать текст (подготовка к выступлениям с докладами, рефератами и т.д.), развивает память и мышление. Главное — не останавливаться в практике и замечать каждый, даже маленький, успех, и у ребенка обязательно все получится!
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!