Как соне найти героя

Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

Главные герои романа

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых». Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали!

Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Лия Суфиянова

    12/16

  • Анна Дымовская

    13/16

  • Александр Левенских

    16/16

  • ‘saint’ Apocalypse

    16/16

  • Александр Сошников

    14/16

  • Татьяна Зубченко

    16/16

  • Олеся Ражапоа

    13/16

  • Миша Одинцов

    14/16

  • Sofy Cat

    14/16

  • Варя Калисова

    16/16

tri-vstrechi-raskolnikova-i-soni-tri-vizita-poseshhenija
Раскольников и Соня
(фильм 1969 г.)

Бедный студент Родион Раскольников и бедная девушка Соня Мармеладова являются главными героями романа “Преступление и наказание” Достоевского. 

3 встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание”

На протяжении всего романа Соня и Раскольников встречаются около 10 раз, однако среди этих встреч можно выделить три самых главных эпизода – три встречи, когда герои беседуют один на один:

3. Встреча третья (часть 6 глава VIII)

Почему именно эти три встречи героев стоят особняком? Дело в том, что, хотя герои и встречаются неоднократно, но встречи один на один между ними происходят всего три раза. В остальных случаях Соня и Раскольников встречаются не наедине, а в обществе других персонажей. Все три встречи один на один происходят в комнате Сони Мармеладовой.

1. Первая встреча

В первую встречу Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату. Герои разговаривают о мачехе Сони, Катерине Ивановне, и ее детях, а также беседуют о Боге. Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

Затем Соня читает Раскольникову отрывок из Евангелия о воскресении Лазаря. После чтения молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи. Соня не понимает загадочные слова Раскольникова. Уходя, молодой человек говорит, что, вероятно, придет снова, чтобы рассказать, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

     Смотрите: Описание 1-ой встречи Сони и Раскольникова

2. Вторая встреча

Во вторую встречу Раскольников снова приходит к Соне в гости. Эта встреча случается в день похорон отца Сони, чиновника Мармеладова. Раскольников, как и обещал ранее, заводит разговор о том, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он не говорит прямо, а делает намеки. Соня понимает, что Раскольников и есть убийца. Узнав страшную правду о своем друге, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему. В эту встречу Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории.

После своего откровения Раскольников просит у Сони совета о том, что ему теперь делать. Соня советует ему покаяться. Однако Раскольников не готов к этому шагу. На этом заканчивается вторая встреча героев.

     Смотрите: Описание 2-ой встречи Раскольникова и Сони

3. Третья встреча 

Третья встреча Сони и Раскольникова происходит перед тем, как главный герой является с повинной в контору. Эта встреча также проходит в комнате Соне. Девушка надевает на Раскольникова крест и просит его перекреститься “хотя бы раз”. Раскольников соглашается. Он волнуется, но пытается скрыть волнение под маской нахальства и пренебрежения. После этого он, не прощаясь, уходит один, однако Соня незаметно идет следом за ним.

Сначала Раскольников идет на перекресток, где встает на колени перед народом. После этого он отправляется в контору. В конторе он трусит и не решается признаться в преступлении. Выйдя из конторы, он встречает испуганную, страдающую Соню. Увидев ее лицо, Раскольников во второй раз подымается в контору и на этот раз признается в преступлении. На этом повествование в романе обрывается. Далее следует эпилог, в котором автор кратко описывает суд и прочие события. Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь, Соня следует за ним.

     Смотрите: Описание 3-ей встречи Сони и Раскольникова

Это было краткое описание трех встреч Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского (три визита, посещения).

Смотрите: 
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все статьи о Раскольникове
– Все статьи о Соне Мармеладовой

Вторая встреча главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой происходит после похорон господина Мармеладова, отца Сони, который попал под повозку. На поминальном обеде Лужин обвиняет Соню в воровстве денег, которые сам ей дал. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который доказывает ее невиновность. После скандала Соня убегает к себе на квартиру, вскоре к ней приходит Раскольников.

Эта встреча описывается в части 5, главе IV.

Именно при этой встрече Раскольников признается Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы и ее сутры Лизаветы.

После своего откровения Раскольников просит у Сони совета о том, что ему теперь делать. Соня советует ему покаяться. Однако Раскольников не готов к этому шагу. На этом заканчивается вторая встреча героев.

Цитаты описывающие второй разговор Раскольникова и Сони

Во время этого второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня не выдерживает и просит молодого человека «не мучить» ее. Наконец Раскольников решает сорвать с себя маску циничности и холодности перед доброй и чистой Соней:

«А ведь ты права, Соня, — тихо проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. — Сам же я тебе сказал вчера, что не прощения приду просить, а почти тем вот и начал, что прощения прошу…»

Доброта и любовь девушки обезоруживают Раскольникова, он начинает говорить с ней по-другому:

«И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак.»

Признание Раскольникова

Раскольников, как и обещал ранее, заводит разговор о том, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он не говорит прямо, а делает намеки:

«Стало быть, я с ним приятель большой… коли знаю, — продолжал Раскольников, неотступно продолжая смотреть в ее лицо, точно уже был не в силах отвести глаз, — он Лизавету эту… убить не хотел… Он ее… убил нечаянно… Он старуху убить хотел… когда она была одна… и пришел… А тут вошла Лизавета… Он тут… и ее убил.»

Реакция Сони на признание Раскольникова

Соня понимает, что Раскольников и есть убийца. Узнав страшную правду, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему:

— Угадала? — прошептал он наконец.
— Господи! — вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; всё было так!

«Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.»

Раскольников о причинах преступления

Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории:

«Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья…»

Он говорит, что не смотря на то, что ему были нужны деньги, истинной причиной преступления были вовсе не они — Раскольников хотел доказать самому себе что относится к «необыкновенным» людям, таким как Наполеон, в соответствии с его безумной теорией:

«А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»

«Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного. …
И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

О душевном состоянии Раскольникова

Раскольников признается Соне в том, что сам осознает всю катастрофу. Он понимает, что погубил не только двух своих жертв, но убил в каком-то смысле и самого себя:

«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..»

Раскольников просит у Сони совет о том, что ему делать в его страшном положении. Соня советует ему покаяться в содеянном:

«Что делать! — воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. — Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? — спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом.»

Однако Раскольников еще не готов покаяться. Кроме того, он уверенно говорит о том, что у следователя нет стоящих улик против него:

«Сама желаешь, чтоб я в каторгу пошел, а теперь испугалась? Только вот что: я им не дамся. Я еще с ними поборюсь, и ничего не сделают. Нет у них настоящих улик. Вчера я был в большой опасности и думал, что уж погиб; сегодня же дело поправилось. Все улики их о двух концах, то есть их обвинения я в свою же пользу могу обратить, понимаешь? и обращу; потому я теперь научился…»

В конце беседы Соня предлагает Раскольникову надеть ее крест. Но молодой человек говорит, что крест лучше надеть «потом». Девушка соглашается с ним:

— Дай! — сказал Раскольников. Ему не хотелось ее огорчить. Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку.
— Не теперь, Соня. Лучше потом, — прибавил он, чтоб ее успокоить.
— Да, да, лучше, лучше, — подхватила она с увлечением, — как пойдешь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне, я надену на тебя, помолимся и пойдем.

Встреча заканчивается тем, что в комнату Сони постучал господин Лебезятников с сообщением о сумасшествии Катерины Ивановны:

«Я к вам, Софья Семеновна. Извините… Я так и думал, что вас застану, — обратился он вдруг к Раскольникову, — то есть я ничего не думал… в этом роде… но я именно думал… Там у нас Катерина Ивановна с ума сошла, — отрезал он вдруг Соне, бросив Раскольникова.»
— Часть 5, Глава V

Соня Мармеладова. Актриса Т. Бедова. Х/ф “Преступление и наказание”. 1969

Соня Мармеладова ­– самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев. В образе Сони отразились черты грешницы из 8-й главы Евангелия, которую прощает Иисус, предоставляя ей шанс начать новую жизнь.

Внешность

Во внешнем облике Сони удивительным образом отражается чистота ее духовного мира. Автор «награждает» девушку ангельски невинным, детским выражением лица и небесно-голубыми глазами. Соне почти восемнадцать лет, но выглядит она, как девочка-подросток. Она маленького роста, у нее худенькое, бледное, довольно симпатичное личико и белокурые волосы. Кротость ее взгляда выдает ту предельную степень униженности, в которой она пребывает.

В эпизоде смерти Мармеладова Соня одета так, что сразу отпадает вопрос о роде ее занятий. Вульгарное платье с хвостом и громадным кринолином и ярко-красное перо, прикрепленное к шляпке, выдают в ней «блудницу». В остальное время она одевается, как и все девушки ее возраста и положения – просто и бедно: «теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка…»

Характер Сони

Достоевский довольно скупо описывает характер Сони и делает это сознательно. Обходясь без подробного представления и довольствуясь малым количеством эпитетов, он преследует цель придать своей героине воздушность и легкость, практически незаметность. Известно, что одними из главных черт характера Сони являются доброта и милосердие. «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!» «Соня робкая от природы» и, вдобавок ко всему, очень терпеливая и покорная. Она верит в бога и пытается в этой вере обрести утешение и спасение от своего грехопадения. Основу ее существования составляют смирение, кротость и человеколюбие. В этих ипостасях и заключена «правда жизни» Сонечки Мармеладовой.

Биография

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”. Художник Д. Шмаринов

Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.

Отношение Катерины Ивановны к падчерице можно назвать двойственным. С одной стороны, всю свою озлобленность неудавшейся жизнью она срывает на девушке, с другой – ни в чем не обделяет ее и не делает различий со своими родными детьми. У Сони нет никакого образования, так как отец внушил ей, что она не большого ума и не отличается никакими способностями. «Достигнув зрелого возраста», она прочитала несколько романтических книг, а после этого – «Физиологию» Льюиса – на этом ее просвещение закончилось. В настоящее время Соня занимается шитьем, что приносит ей небольшой, но стабильный доход. Жизнь безропотной девушки полностью подчинена интересам семьи, ради которой она готова на любую жертву.

Грехопадение

После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.

Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.

Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.

«Новое» жилье Сони Мармеладовой

После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.

Вера и любовь Сони

Соня. Актриса Т. Бедова. Х/ф “преступление и наказание”. 1969

Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.

Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.

Соня не злопамятна. Она не осуждает Катерину Ивановну, во многом из-за которой оказалась на панели, и не держит зла на своего отца за его пьянство, а напротив, жалеет его. Даже по отношению к убийце Раскольникову в ней просыпается чувство жалости, которое она выражает словами: «Нет никого несчастнее тебя в целом свете». В начале их отношений Раскольников искренне не понимает, почему Соня так и не довела до конца решение о самоубийстве: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». Внезапно ему открывается непреложная  истина – Соня остается жить в сопротивлении своему греху лишь из-за того, что больше некому позаботиться о ее семье. «А с ними то, что будет?» – спрашивает она Родиона в ответ на его тираду. Именно это заставляет Раскольникова  поклониться Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Возникает ряд закономерных вопросов: где берет силы и терпение эта слабая, беззащитная девушка? Откуда в ее душе столько нерастраченной любви и всепрощения? Что помогает ей в оправдании поступков и пороков окружающих ее людей? Ответом на эти вопросы является вера в бога, которая подтверждается ее собственными словами: «Что бы я без бога-то была?»

Соня и Раскольников

Соня и Раскольников. Кадр из х/ф “Преступление и наказание”. 1969

Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.

О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.

Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.

По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу,  поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.

Соня не озлобилась на людей после своего грехопадения, она продолжает оставаться все той же миролюбивой и доброй девушкой. В этом ей помогает глубокая вера в бога, основанная на любви и всепрощении. Раскольников, несмотря на пробуждающиеся у него муки совести, все еще отрицает и веру, и бога. Но ему необходима поддержка, поэтому он идет к Соне: «сам не вынес и на другого пришел свалить». Соня читает ему про воскрешение Лазаря из Евангелия. Прослушав эту легенду, Раскольников начинает понимать: принося себя в жертву ради спасения других людей, всегда нужно помнить о боге. Именно отстраненность Родиона от бога является, по убеждению девушки, главной причиной его преступления. Так, благодаря Соне, ее любви и вере понемногу начинает оттаивать сердце главного героя.

В начале их отношений его часто раздражает присутствие Сони, нередко он срывается на грубость. Но со временем он начинает привыкать к их встречам и даже скучает, если они долго не видятся. Соня становится для Раскольникова такой же необходимостью, как глоток воздуха.  Это понимает и сама Соня, когда оправляется после тяжелой болезни. Отношения Сони и Раскольникова доказывают антигуманность изначально несостоятельной теории главного героя. Девушка советует ему «страдание принять и искупить себя им», она незаметно подводит его к признанию, а после приговора сопровождает в Сибирь, где делит с ним все лишения. Заключенные уважают ее и относятся ласково и доброжелательно. Беззаветная и жертвенная любовь Сони приводит Раскольникова к духовному возрождению.

В противостоянии двух абсолютно разных мировоззрений Достоевский присуждает победу Соне, олицетворяющей собой христианскую веру. Автор не отделяет любовь от бога, для него эти понятия составляют единое целое, это то, что позволяет героям пережить духовное возрождение и открыться навстречу вере и милосердию. «Их воскресила любовь», – такими словами заканчивает Достоевский историю своих героев.

Роль героя в произведении

На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.

Неоценимо влияние героини и на дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова. Соня помогает ему избавиться от его заблуждений и приблизиться к нравственному очищению. Соня уже самим своим существованием разрушает теорию главного героя. Ему становится понятно, что эта девушка – не «тварь дрожащая», а сильная личность, веру которой ничто не способно сломить и поколебать. Она остается нравственно чистой даже в той липкой обстановке своей убогой комнаты, где ей приходится обитать. Возможно, это понимают и бывалые «грубые, клейменые каторжные», которые обращаются к Сонечке со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Развитие героя по мере сюжета

Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.

Отношение автора к герою

Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.

Прототипы

В образе Сони отражаются евангельские мотивы. Не случайно в романе она представлена глубоко верующим человеком. В одной из глав Евангелия есть сюжет о девушке, обвиненной в прелюбодействе. Эту историю Достоевский использовал при создании образа Сони Мармеладовой. Он преподносит этот образ так же, как Иисус, обратившийся к людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в Российской Империи, в 1909 году. Роль Сони Мармеладовой сыграла актриса Александра Гончарова. К сожалению, посмотреть этот фильм в настоящее время не представляется возможным – оригинал и копии кинопленки были утеряны. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль святой грешницы Сони исполнила Мэриэн Марш. В 1956 году французские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Сони досталась известной актрисе Марине Влади.

Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.

В 2007 году был снят сериал «Преступление и наказание», роль главной героини в котором досталась актрисе Полине Филоненко.

Литература

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. – М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Сочинения по произведению

  1. • Анализ произведения «Преступление и наказание»
  2. • Маленький человек в романе «Преступление и наказание»
  3. • Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
  4. • Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
  5. • Петербург в романе «Преступление и наказание»

Герои произведения

Лизавета Ивановна

Алёна Ивановна

Пульхерия Александровна Раскольникова

Аркадий Иванович Свидригайлов

Дуня Раскольникова

Пётр Петрович Лужин

Дмитрий Разумихин

Катерина Ивановна Мармеладова

Семён Захарович Мармеладов

Порфирий Петрович

Родион Раскольников

Ирина Зарицкая | Просмотров: 12.7k

Цель урока: определить, в чем “правда” Сони
Мармеладовой; проследить, как на протяжении
романа меняется взгляд Раскольникова на
“преступление” Сонечки, как происходит
открытие христианских ценностей Раскольниковым
через любовь к Соне; осмыслить слова
Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского,
выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н.
Крамского “Христос в пустыне” 1872 г.,
Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся,
музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.

Предварительно учащимся было задано прочитать
4 главу 4 части, обратить внимание на поведение
героев при встрече, выписать авторские ремарки;
определить, в каком контексте звучит библейская
притча о Воскресении Лазаря; подумать о том,
какие нравственные уроки, заключенные в ней,
извлекут для себя герои романа.

Обрести Христа – значит обрести
собственную душу.

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над произведением Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание”.

Произведение “Преступление и наказание” учит
нас тому же, что и Библия: милосердию,
состраданию, добру, ответственности перед высшим
судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим
к анализу произведения, хочу обратить ваше
внимание на картину Крамского “Христос в
пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского.
Постараемся увидеть, что в них общего.

Посмотрите внимательно на картину Ивана
Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872
года. Основа сюжета этой картины трактуется
по-разному:

2. Сообщение учащегося.

1) Христос, приняв крещение и услышав голос с
небес о его мессианском назначении на земле,
уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в
полном уединении, без пищи, он размышляет о своем
назначении, о том, как трудно это выполнить, как
трудно на это решиться.

2) Преданный одним из своих учеников Иудой,
Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить:
скрыться ли от властей иудейских или погибнуть
за свою идею.

3. Беседа.

– Что, по-вашему, в картине является
композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса
– до боли сжатые, словно пытается связать
воедино мир, землю и небо.)

Перед нами драма: превращение частного
человека в посланника божьего среди людей,
страдающего за людей. Обратите внимание на
портрет Ф.М.Достоевского, выполненного
В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на
первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского
тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен,
боль в глазах.)

4. Слово учителя.

Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о
пути человеческом, о выборе, который делает
человек: путь совести, сострадания – нелегкий
путь. В портрете Достоевского заключена вся боль
за каждого из нас, стремление создать на земле
царствие добра, любви, милосердия,
справедливости. По Достоевскому, путь к этому –
нравственное совершенствование каждого
человека.

 5. Послушайте стихотворение Льва
Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”.

(Читает ученик.)

6. Беседа.

Одним из основных библейских мотивов романа
Достоевского является мотив страшного суда за
грехи человеческие. Перед вами картина
Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из
“Преступления и наказания” может стать
иллюстрацией страшного суда? (4-й сон
Раскольникова.)

– Какие основные евангельские заповеди он
нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)

Итак, Раскольников совершил преступление,
которое завело его в тупик. Соня же в это время
получила желтый билет. Линии их жизни
пересеклись в самой критической точке для них:
именно в тот момент, когда нужно было раз и
навсегда решить, как жить дальше. Старая вера
Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока
еще не обрел. Обреченность и невольная жажда
смерти как выход из тупика овладели им.

Порфирий Петрович во время беседы с
Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем,
вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть
солнцем, то есть не только светить, но и греть.”
Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым
светом становится Соня.)

Лучи тепла, исходящего от Сониной души,
достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им,
но все-таки, в конце концов, опускается перед ней
на колени. В этом утверждают нас встречи героя с
ней.

Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого
мира, привела к покаянию убийцу,
взбунтовавшегося против несправедливости и
бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как
Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова

– Почему падшая женщина спасает душу
Раскольникова? (Соня преступила через себя для
других. Она живет по законам любви к людям,
совершила преступление над собой, принесла себя
в жертву во имя любимых ею людей.)

– Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость,
застенчивость, даже запуганность.)

Расскажите о жизни Сони.

( Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на
жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети
выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой
проникает в души людей. Она отдает Мармеладову
последние “греховные гроши” на его
непристойное пьянство в трактире… После гибели
отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая,
смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших
малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее,
такой поступок кажется воистину христианским, а
ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

– Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит
Раскольников и по каким законам живет Соня
Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать
жизнь такой, какая она есть, он протестует против
несправедливости. Его теория толкает на путь
насилия над другими ради своего благополучия. Он
готов переступить через трупы других, стремится
создать в первую очередь для себя условия, чтобы
затем изменить жизнь, стремится возвыситься над
этим “муравейником”. Идея и преступление
Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут
к разъединению с людьми, заставляют героя
презирать себя больше всего за человечность и
чуткость к страданиям других. Соня идет другой
дорогой. Ее жизнь строится по законам
самопожертвования. В позоре и унижения, в
условиях, казалось бы, исключающих всякую
чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и
отзывчивую душу.)

Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он
свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он
ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила.
Вначале Раскольников не видит разницы между
своим преступлением и преступлением Сони. Он
видит в ней своеобразного союзника по
преступлению.)

– Как можно объяснить поведение Раскольникова,
бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он
ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она
преступница живет, чем дышит, что поддерживает
ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он
смягчается, голос его становится тихим.

Раскольников ожидал увидеть человека,
сосредоточенного на своих бедах, измученного,
обреченного, готового ухватиться за малейшую
надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос:
“Почему она так слишком долго могла оставаться в
таком положении и не сошла с ума, если уж не в
силах была броситься в воду”.)

– Каким представляет себе Раскольников будущее
девушки? (“Броситься в канаву, попасть в
сумасшедший дом или броситься в разврат.”)

– Три дороги и все погибельные. Почему она не
сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая,
способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел
силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о
чужих детях и их несчастной матери. Уповает на
Бога и ждет избавления.)

– Через знакомство с Соней Раскольникову
открывается мир людей, живущих по иным законам,
законам человеческого братства. Не равнодушие,
ненависть и жесткость, а открытое душевное
общение, чуткость, любовь, сострадание живут в
ней.

Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони
Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском
переводе. Евангелие принадлежало Лизавете.
Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но
она будет “говорить” Божьим словом.
Раскольников просит прочитать ему про
Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из
Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей,
говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает
себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь,
который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет
того свечного огарка, который освещал в “этой
нищенской комнате убийцу и блудницу, странно
сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился
свет веры в душе преступника в возможное для себя
воскресение.)

7.  Работа с текстом.

Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из
Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему
такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “
Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не
хватало, не выговаривала первые слова, но с 3
слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая
струна. И вдруг вся преобразилась.

Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и
неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от
радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел
на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто
страдает. “Иисус прослезился”, – в это время
Раскольников обернулся и увидел, “что Соня
дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)

– Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во
Христа и через нее смог пройти к возрождению
путем страдания. Почему Евангелие читают
преступник и блудница? (Евангелие показывает
путь к возрождению, почувствовали соединение
душ.)

– Достоевский выделил слова “Я есмь
Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается
душа.)

-С каким впечатлением о Соне Раскольников
уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о
Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение
Евангелия, изменил свое мнение о ней.
Христианской любовью любит людей Соня.
Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о
власти над всею тварью дрожащею, понял правду
Сони, ее жертвенную чистоту.)

– Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил.
“Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”.
В романе важно не только к кому приходит с
признанием Раскольников, но и где это происходит
– в квартире у портного Капернаумова, где Соня
комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

8. Сообщение ученика.

Капернаум – город, часто упоминаем в Новом
Завете; здесь поселился Иисус Христос после того,
как оставил Назарет, и Капернаум стал называться
“Его городом”. В Капернауме Иисус совершил
много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И
когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и
грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его.
Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для
чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и
грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не
здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

– В комнате Сони в квартире портного
Капернаумова сходятся грешники и страдальцы,
убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда
приходит и Раскольников, чтобы сознаться в
преступлении.

Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов
Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от
Матвея есть притча о работниках в виноградниках.

9. Сообщение ученика.

“Царствие Небесное подобно хозяину дома,
который вышел рано поутру нанять работников в
виноградник свой. Выходил он нанимать работников
в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец,
вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа
получили по динарию.” “Так будут последние
первыми, а первые последними; ибо много званых, а
мало избранных”.

– Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть
возможность покаяться, искупить свой грех
страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с
богом) и воссоединиться с Богом.

10. Инсценирование разговора Раскольникова с
Соней.

11. Беседа.

– Почему, прежде чем признаться Соне,
Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня
ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с
детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был
бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить
процентщицу. Она не может решать: кто должен жить,
а кто нет.)

– Почему Раскольников признается Соне в
убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна
сострадания к Раскольникову и думает только о
том, как тяжело ему жить, испытывая мучения
совести.

Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все
окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не
разумом, как Раскольников.)

– В чем причина совершения преступления, по
мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил,
дьяволу продал”.)

Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони,
теория, рожденная в ненависти и презрении к
людям, преумножающая зло и нравственное
опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на
жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего
или чужого, путем преступления. Грех остается
грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)

– Какой путь предлагает Соня Раскольникову?
(Страдание принять и искупить себя им, вот что
надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни
вопроса, ни сомнения.)

12. Слово учителя.

Главная проблема романа: имеет ли право человек
решать, кому жить, кому не жить.

Сонина правда победила. Она помогла сгореть
индивидуалистической философии Раскольникова.
Своей жалостью и человечностью вернула ему ту
полноту восприятия себя самого и окружающего,
которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта
переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает
крест от Сони. Крест – это человеческие
страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других.
Он еще к этому не готов.

13. Чтение сцены на Сенной площади.

14. Беседа.

Раскольников нарушил главную библейскую
заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает
его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди.
(Прощайте да прощены будете.)

– Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере,
когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)

– Как к Соне относились каторжники? (Били ее,
кланялись ей.)

– Что значит для писателя эпилог? (Раскольников
с Соней, которая последовала за ним на край света,
которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно,
не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в
его душе. Именно здесь происходит человеческое
прозрение Раскольникова, которое отрешает его от
болезни индивидуализма, от стены, которую в своих
мыслях он чуть не возвел между собой и другими
“обыкновенными” людьми.)

– Возрождение приходит к герою романа как
преодоление болезни. Что необычного мы в нем
видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы –
это очищение, просыпается душа…)

15. Слово учителя.

Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему
становится легче дышать. Он начинает видеть
высокий смысл тех, кого считал обыкновенными.
Раскольников понимает, что стать человеком –
значит обрести те нравственные идеалы, без
которых невозможно жить с людьми, сердцем
принять нормы человеческих взаимоотношений,
освещенных религией.

На последней странице романа вновь появляется
число “семь”, означающее союз человека с Богом.
“Им оставалось еще семь лет”. Это начало
очищения, а впереди 7 лет, только тогда может
наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки?
(В умении любить, сострадать, в самопожертвовании
во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием,
своим бесконечным терпением и
самопожертвованием, своей верой в Бога спасает
Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей,
не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге
романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа
– значит обрести собственную душу” – вот вывод,
к которому приходит Достоевский.

“Блаженный тот, на которого сойдет благодать
Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди,
которую Достоевский считал бесценной.
“Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях,
которые умеют сострадать другому человеку.
Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили
людей такими, каковы они есть, умели прощать и
дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим
людям.

16. Домашнее задание.

Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел
душу? (Письменная работа.)

Добавить комментарий