Первый опыт написания полноценной программы
Время на прочтение
17 мин
Количество просмотров 14K
Каждый начинающий программист мечтает реализовать свой собственный проект. Не написать простенький код, по заданию преподавателя, а воплотить в жизнь свои идеи. Так и я, изучая C++ 3-4 месяца, решился попробовать разработать макет электронного журнала для преподавателей.
Определившись с темой, приступил к определению необходимых функций программы. Для этого я провел анализ уже существующих сервисов, выполняющих похожие задачи.
По итогу, пришел к выводу, что в программе потребуется реализовать:
-
Регистрацию (Reg),
-
Авторизацию (Authon),
-
Выбор группы (GroupSelection),
-
Возможность выставлять оценки (Grades),
-
Возможность выставлять посещаемость (Attendance),
-
Возможность писать комментарии к датам (Comment),
-
Возможность устанавливать dedlin’ы (Deadline).
Для понимания логики работы программы, отражения принципов взаимодействия с ней, упрощения дальнейшего написания кода, была создана полная блок-схема.
Аналогично, были созданы блок схемы для каждой функции.
Написание кода программы
Первым шагом написания программы является добавления необходимых заголовочных файлов, а именно:
-
iostream — заголовочный файл с классами, функциями и переменными для организации ввода-вывода.
-
string – это заголовочный файл для взаимодействия с
классами string (строками). -
fstream – заголовочный файл, включающий набор классов, методов и функций, которые предоставляют интерфейс для чтения/записи данных из/в файл.
Далее была добавлена глобальная переменная, то есть переменная, область действия которой охватывает всю программу. Использование такой переменной потребовалось для реализации удобного взаимодействия с информацией.
std::string nameofgroup;
Чтобы удобно группировать данных в одной переменной для каждого объекта, который оперирует этими данными, мною было объявлено несколько классов, а именно:
Класс данных о преподавателе – DataofTeature.
class DataofTeature
{
public:
std::string name; //имя преподавателя
std::string surname; //фамилия преподавателя
std::string patronymic; //отчество преподавателя
std::string login; //логин преподавателя
std::string password; //пароль преподавателя
};
Класс данных о студенте – DataofStudent.
class DataofStudent
{
public:
std::string group; //название группы студента
std::string name; //имя студента
std::string surname; //фамилия студента
};
Основываясь на ранее представленных блок схемах, был написан код для всех функций. Разберемся с каждой функций подробнее.
Reg
Функция Reg реализует полноценную регистрацию, с записью данных о пользователе в текстовый файл.
В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести ФИО, логин и пароль. После получения программой логина, проверяется его наличие в системе, если логин совпадает с ранее записанным в базу логинов, то пользователя предлагается ввести логин повторно. Как только программа получает ФИО, пароль и уникальный логин, происходит запись логина в базу для логинов (при открытие базы данных используется режим открытия ios_base::app, позволяющий открыть файл для записи в конец файла, при этом, сохраняя ранее записанные данные), создание специализированного файла для регистрационных данных пользователя, и запись в него ФИО, аналогично создается специальный файл для хранения логина и пароля конкретного пользователя. Формирования уникальных файлов происходит по принципу сложения строк. Например, path=path+teature1.login+txt, где path-путь к директории, в которой хранятся файлы программы, teature1.login – уникальный логин пользователя, txt- строка, хранящая в себе “.txt”.
void Reg()
{
std::string path = "C:\journal\regdata", datalog = "C:\journal\logdata.txt", txt = ".txt", user = "C:\journal\", delfile = "C:\journal\delfile.txt"; //объявление переменных типа string
bool flag = 1; //объявление переменной типа bool
DataofTeature teature1; //объявление переменной класса DataofTeature
std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
std::cout << "tttРегистрация:n"; //ввод даных, необходимых для регистрации
std::cout << "Введите фамилию: ";
std::cin >> teature1.surname;
std::cout << "Введите имя: ";
std::cin >> teature1.name;
std::cout << "Введите отчество: ";
std::cin >> teature1.patronymic;
std::cout << "Введите логин: ";
std::cin >> teature1.login;
while (flag)
{
bool flag2 = 0;
fin.open(datalog);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
if (teature1.login == data) //проверка на существование данного логина в файле
{
flag2 = 1;
flag = 1;
}
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
if (flag2)
{
std::cout << "Данный логин уже существует, придумайте другой логин: "; //прозьба ввести логин повторно, если введенный до этого уже существует
std::cin >> teature1.login;
flag = 1;
}
else
{
flag = 0; //изменение булевой переменной для выхода из цыкла
}
fin.close();
}
path = path + teature1.login + txt; //формирование пути, для создания файла с ФИО аккаунта
fout.open(path);
if (fout.is_open())
{
fout << teature1.surname << "n";
fout << teature1.name << "n"; //запись данных в файл
fout << teature1.patronymic << "n";
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fout.close();
std::cout << "Введите пароль: ";
std::cin >> teature1.password; //ввод пароля
fout.open(datalog, std::ios_base::app); //открыть файл для записи в конец файла
if (fout.is_open())
{
fout << teature1.login << "n"; //запись данных в файл
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fout.close();
user = user + teature1.login + txt; //формирование пути хранения логина и пароля
fout.open(user); //открытия файла
if (fout.is_open())
{
fout << teature1.login << "n";
fout << teature1.password << "n"; //запись данных в файл
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fout.close();
}
Authon
Функция Authon реализует авторизацию пользователя в программу.
В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести логин и пароль. Следом идет проверка наличия логина в базе логинов, если логина в базе нет, пользователю
предлагается ввести логин повторно. Получив логин, программа открывает
специализированный файл пользователя, получая к нему путь, методом сложения
строк. В этом файле проверяется верность пароля, если пароль не совпадает, то
предлагается ввести пароль повторно. Как только все данные проверены, программа
открывает файл с ФИО пользователя и выводит на экран приветствие, используя ФИО
пользователя.
void Authon()
{
std::string path = "C:\journal\regdata", datalog = "C:\journal\logdata.txt", txt = ".txt", user = "C:\journal\", delfile = "C:\journal\delfile.txt", login, password, filelog = ""; //объявление переменных типа string
DataofTeature teature1; //объявление переменной класса DataofTeature
std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
bool flag = 1; //объявление переменной типа bool
std::cout << "tttАвторизация:n";
std::cout << "Введите логин: ";
std::cin >> login; //ввод логина
while (flag)
{
bool flag2 = 0;
fin.open(datalog); //проверка наличия логина в базе логинов
if (fin.is_open())
{
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, filelog);
if (login == filelog)
{
flag = 0;
flag2 = 0;
break;
}
else
{
flag2 = 1;
}
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
if (flag2)
{
std::cout << "Такого логина не существует, введите логин повторно: n"; //просьба ввести логин повторно
std::cin >> login;
}
fin.close();
}
user = user + login + txt; //формирования пути нахождения файла с логинами и паролями
flag = 1;
std::cout << "Введите пароль: "; //ввод пароля
std::cin >> password;
while (flag)
{
bool flag2 = 0;
fin.open(user);
if (fin.is_open())
{
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, filelog);
if (password == filelog)
{ //проверка верности пароля
flag = 0;
flag2 = 0;
break;
}
else
{
flag2 = 1;
}
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть//
}
if (flag2)
{
std::cout << "Пароль введен не верно, попробуйте еще раз: n"; //просьба ввести пароль повторно
std::cin >> password;
}
fin.close();
}
std::cout << "Добро пожаловать ";
path = path + login + txt;
fin.open(path);
if (fin.is_open())
{
std::string data = ""; //вывод приветствия на экран
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
std::cout << data << " ";
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
std::cout << "n";
}
GroupSelection
Функция реализует полноценный выбор группы в программе.
В ходе выполнения функции на экран выводится полный список групп, содержащихся в системе. Пользователю предоставляется возможность ввести название необходимой ему группы. После получения программой наименования, происходит проверка на наличие данной группы в списке групп, если такая группа отсутствует, то пользователю предлагается ввести название группы повторно. Как только проверка пройдена, название группы передается в глобальную переменную, для дальнейшего использования в других функциях.
void GroupSelection()
{
DataofStudent stud1; //объявление переменных класса DataofStudent
std::string allgroup = "", path = "C:\journal\allgroup\allgroup.txt", delfile = "C:\journal\allgroup\delfile.txt", path2 = "C:\journal\allgroup\", txt = ".txt", choice = ""; //объявление переменных типа string
bool flag = 1; //объявление переменных типа bool
std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
std::cout << "Полный список групп: n";
fin.open(path);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data); //вывод а экран полного списка групп
std::cout << "ttt" << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть//
}
fin.close();
std::cout << "Введите название группы, которую хотите открыть: ";
std::cin >> stud1.group; //ввод название необходимой группы
while (flag)
{
bool flag2 = 1;
fin.open(path);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
if (stud1.group == data) //проверка на наличие введенной группы в списке групп
{
flag2 = 0;
flag = 0;
}
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
if (flag2)
{
std::cout << "Данной группы не существует, введите другую группу: ";
std::cin >> stud1.group; //просьба ввести название группы повторно
flag = 1;
}
else
{
flag = 0; //изменение буливой переменной для выхода из цыкла
}
fin.close();
}
nameofgroup = stud1.group; //присваивание названия группы в глобальную переменную
}
Grades
Функция Grades реализует, простановку оценок студентам.
В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, за которую он хочет выставить оценку. После получения программой даты, происходит проверка на существование файла с оценками на данную дату. Если файл существует, то происходит его запись в специализированный промежуточный файл, это происходит для реализации корректной и органичной записи в файл отметок, без потерь данных. Если файл не существует, то программа копирует данные из файла со списком группы в промежуточный файл. Следом, на экран выводится полный список группы с отметками (если они есть). Пользователю предлагается ввести фамилию и имя студента, которому он хочет выставить оценку. Как только программа получает эти данные, происходит проверка на наличие данного студента в группе, если его нет, то пользователю предлагается ввести фамилию и имя повторно. После получения данных программой, происходит создание файла для оценок на данную дату (принцип нахождения пути файла и формирования его название – сложение строк). Следом, идет поиск данного студента в промежуточном файле. Принцип поиска и записи таков: если фамилия и имя не совпадает с введенными пользователем, то происходит запись этих данных в файл с оценками, если ФИ совпали, то пользователю предлагается ввести студенту оценку, полученная строчка записывается в файл с оценками. В конце работы функции, на экран выводится список группы с внесенными изменениями.
void Grades()
{
DataofStudent student1; //объявление переменных класса DataofStudent
std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\grade", choice = ""; //объявление переменных типа string
bool flag = 0, flag2 = 1; //объявление переменных типа bool
std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
std::cout << "Введите дату за которую вы хотите проставить оценки: ";
std::cin >> choice; //ввод даты
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open())
{
flag = 1; //проверка наличия файла с оценками на данную дату
}
fin.close();
if (flag)
{
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
fout.open(way + delfile);
if (fin.is_open() and fout.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof()) //запись данных существующего файла в специализированный файл
{
std::getline(fin, data);
fout << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
fout.close();
}
else
{
fin.open(way + nameofgroup + txt);
fout.open(way + delfile);
if (fin.is_open() and fout.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{ //запись в специализированный файл списка группы
std::getline(fin, data);
fout << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
fout.close();
}
fin.open(way + delfile);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof()) //вывод списка группы на экран
{
std::getline(fin, data);
std::cout << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
std::cout << "Введите фамилию и имя студента. которому вы хотите выставить оценку: " << std::endl;
std::cin >> student1.name; //ввод фамили и имени студента
while (flag2)
{
fin.open(way + delfile);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
if (data == student1.name)
{
flag2 = 0; //проверка наличия данно ФИ в списке группы
}
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
if (flag2)
{
std::cout << "Такого студента не существует, повторите ввод фамилии и имени: "; //повторный ввод ФИ студента
std::cin >> student1.name;
}
fin.close();
}
fin.open(way + delfile);
fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open() and fout.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
if (data == student1.name)
{
bool flag3 = 1;
for (int i = 0; i < data.length(); i++)
{ //процесс нахождения ФИ студента в файле
if (flag3 and data[i] != 't')
{
fout << data[i]; //запись данных в файл с оценками
}
else
{
flag3 = 0;
}
}
std::string choice2;
std::cout << "Введите оценку: "; //ввод оценки
std::cin >> choice2;
fout << "t" << choice2 << "n"; //запись данных в файл с оценками
}
else
{
fout << data << "n"; //запись данных в файл с оценками
}
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
fout.close();
std::cout << "n";
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
std::cout << "ttt" << data << "n"; //вывод измененных данных на экран
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
}
Attendance
Функция Attendance реализует простановку посещаемости студентов с последующей записью в файл.
В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, за которую он хочет выставить посещаемость. После получения программой даты, происходит проверка на существование файла с посещаемостью на данную дату. Если файл существует, то происходит его запись в специализированный промежуточный файл, это происходит для реализации корректной и органичной записи в файл посещаемости, без потерь данных. Если файл не существует, то программа копирует данные из файла со списком группы в промежуточный файл. Следом, на экран выводится полный список группы с посещаемостью (если она есть). Пользователю предлагается ввести фамилию и имя студента, которому он хочет выставить посещаемость. Как только программа получает эти данные, происходит проверка на наличие данного студента в группе, если его нет, то пользователю предлагается ввести фамилию и имя повторно. После получения данных программой, происходит создание файла для посещаемости на данную дату (принцип нахождения пути файла и формирования его название – сложение строк). Следом, идет поиск данного студента в промежуточном файле. Принцип поиска и записи таков: если фамилия и имя не совпадает с введенными пользователем, то происходит запись этих данных в файл с оценками, если ФИ совпали, то пользователю предлагается ввести посещаемость студента, полученная строчка записывается в файл с посещаемостью. В конце работы функции, на экран выводится список группы с внесенными изменениями.
void Attendance()
{
DataofStudent student1; //объявление переменной класса DataofStudent
std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\attendance", choice = "";//объявление переменных типа string
bool flag = 0, flag2 = 1; //объявление переменной типа bool
std::ofstream fout; //объявление пременной класса ofstream
std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
std::cout << "Введите дату за которую вы хотите проставить посещаемость: ";
std::cin >> choice; //ввод даты
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open())
{
flag = 1; //проверка на наличие файла
}
fin.close();
if (flag)
{
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
fout.open(way + delfile);
if (fin.is_open() and fout.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof()) //запись данных файла в промежуточный файл
{
std::getline(fin, data);
fout << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "EROR";
}
fin.close();
fout.close();
}
else
{
fin.open(way + nameofgroup + txt);
fout.open(way + delfile);
if (fin.is_open() and fout.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{ //запись списка группы в промежуточный файл
std::getline(fin, data);
fout << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "EROR";
}
fin.close();
fout.close();
}
fin.open(way + delfile);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
std::cout << data << "n"; //ввывод списка группы на экран
}
}
else
{
std::cout << "EROR";
}
fin.close();
std::cout << "Введите фамилию и имя студента. которому вы хотите выставить посещаемость: " << std::endl;
std::cin >> student1.name; //ввод фамили и имени студента
while (flag2)
{
fin.open(way + delfile);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
if (data == student1.name) //проверка на наличие данного студента в группе
{
flag2 = 0;
}
}
}
else
{
std::cout << "EROR";
}
if (flag2)
{
std::cout << "Такого студента не существует, повторите ввод фамилии и имени: "; //повторный ввод ФИ студента
std::cin >> student1.name;
}
fin.close();
}
fin.open(way + delfile);
fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open() and fout.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
if (data == student1.name)
{
bool flag3 = 1;
for (int i = 0; i < data.length(); i++)
{
if (flag3 and data[i] != 't')
{
fout << data[i]; //процесс нахождения студента в файле
}
else
{
flag3 = 0;
}
}
std::string choice2;
std::cout << "Введите посещаемость: ";
std::cin >> choice2; //ввод посещаемости
fout << "t" << choice2 << "n";
}
else
{
fout << data << "n";
}
}
}
else
{
std::cout << "EROR";
}
fin.close();
fout.close();
std::cout << "n";
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data); //вывод измененных данных на экран
std::cout << "ttt" << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
}
Comment
Функция Comment реализует в программе написание комментария к дате.
В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, для которой он хочет написать комментарий. При получении программой даты, происходит открытие файла с режимом открытия ios_base::app (открыть файл для записи в конец файла). Наименование файла и путь его нахождения формируется, путем сложения строк. Пользователю предлагается ввести комментарий. Происходит запись данных в файл. После на экран выводятся изменённые данные файла.
void Comment()
{
DataofStudent student1;//объявление переменной класса DataofStudent
std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\comment", choice = ""; //объявление переменнх типа string
std::ofstream fout;//объявление переменной класса ofstream
std::ifstream fin;//объявление переменной класса ifstream
std::cout << "Введите дату для которой вы хотите оставить коментарий: ";
std::cin >> choice; //ввод даты
fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt, std::ios_base::app);
if (fout.is_open())
{
std::string choice2;
std::cout << "Введите коментарий: "; //ввод коментария
std::cin >> choice2;
fout << choice2 << "n";
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
std::cout << "n";
fout.close();
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data); //вывод изменненных данных на экран
std::cout << "ttt" << data << "n";
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
}
Deadline
Функция Deadline реализует в программе создание dedlin’а и комментария к нему, с записью этих данных в файл.
В ходе выполнения функции, пользователю предлагается ввести дату, на которую он хочет установить deadline. При получении программой даты, происходит открытие файла с режимом открытия ios_base::app (открыть файл для записи в конец файла). Наименование файла и путь его нахождения формируется, путем сложения строк. Пользователю предлагается ввести комментарий. Происходит запись данных в файл. После на экран выводятся изменённые данные файла.
void Deadline()
{
DataofStudent student1; //объявление переменной класса DataofStudent
std::string way = "C:\journal\allgroup\", delfile = "delfile.txt", txt = ".txt", attendance = "\deadline", choice = ""; //объявление переменной типа string
std::ofstream fout; //объявление переменной класса ofstream
std::ifstream fin; //объявление переменной класса ifstream
std::cout << "Введите дату на которую вы хотите установить deadline: ";
std::cin >> choice; //ввод даты
fout.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt, std::ios_base::app);
if (fout.is_open())
{
std::string choice2;
std::cout << "Введите коментарий к deadlin'у: "; //ввод коментария
std::cin >> choice2;
fout << choice2 << "n";
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
std::cout << "n";
fout.close();
fin.open(way + nameofgroup + attendance + choice + txt);
if (fin.is_open())
{
std::string data = "";
while (!fin.eof())
{
std::getline(fin, data);
std::cout << "ttt" << data << "n"; //вывод измененных данных на экран
}
}
else
{
std::cout << "ERROR"; //Файл не удалось создать или открыть
}
fin.close();
}
Main
Аналогично, основываясь на блок схеме, был написан код основной части программы.
В ходе выполнения программы, на экран выводится меню. Пользователю предлагается выбрать один из пунктов. При выборе пункта 1, вызывается функция Reg, а затем функция Authon; При выборе пункта 2, вызывается функция Authon; При выборе пункта 3 происходит выход из программы. После успешной авторизации вызывается функция GroupSelection. После выбора группы на экран выводится меню дальнейших действий. Пользователю предлагается выбрать один из пунктов. При выборе пункта 1 вызывается функция Grades; При выборе пункта 2 вызывается функция Attendance; При выборе пункта 3 вызывается функция Deadline; При выборе пункта 4 вызывается функция Comment; При выборе пункта 5 происходит выход из программы.
void main()
{
std::string choice = ""; //объявление переменной типа string
bool flag = 1; //объявление переменной типа bool
setlocale(0, ""); //установка языкового стандарта для яязыка
std::cout << "tttДобро пожаловать в электронный журналn"; //вывод меню на экран
std::cout << "tttЕсли вы ходите зарегистрироваться введите 1ntttЕсли выхотите авторизоваться введите 2ntttЕсли вы хотите закрыть программу введите 3n";
std::cin >> choice;//ввод символа, отвечающего за выбор пункта меню
if (choice == "3")
{
return; //выход из программы
}
while (flag)
{
if (choice == "1")
{
flag = 0;
Reg(); //регистрация
Authon();//авторизация
}
else
{
if (choice == "2" and flag)
{
Authon(); //авторизация
flag = 0;
}
else
{
std::cout << "Сделайте выбор повторно: ";
std::cin >> choice; //повторное осуществленеи выбора пункта меню
}
}
}
GroupSelection(); //выбор группы
std::cout << "ntttВыберете дальнейшее действие:n"; //вывод меню выбора дальнейших действий
std::cout << "tttЕсли вы хотите поставить оценку студенту, введите 1ntttЕсли проставить посещаемость, введите 2ntttЕсли вы хотите установить дату конца дедлайна, введите 3ntttЕсли вы хотите написать коментарий, введите 4ntttЕсли вы хотите закрыть программу введите 5n";
std::cin >> choice; // ввод символа, отвечающего за выбор пункта меню
flag = 1;
while (flag)
{
if (choice == "1")
{
flag = 0;
Grades(); //простанока оценки
}
if (choice == "2")
{
flag = 0;
Attendance(); //простановка посещаемости
}
if (choice == "3")
{
flag = 0;
Deadline(); //установка deadlin'a
}
if (choice == "4")
{
flag = 0;
Comment(); //написание комментария
}
if (choice == "5")
{
return; //выход из программы
}
if (choice != "1" and choice != "2" and choice != "3" and choice != "4" and choice != "5")
{
flag = 1;
std::cout << "Повторите ввод: ";
std::cin >> choice; //повторное осуществление выбора пункта меню
}
}
}
Для реализации полноценной работоспособности моей программы необходимо создать несколько текстовых файлов и директорий согласно диаграмме.
В файл allgroup.txt необходимо записать название группы. Также папке allgroup нужно создать папку с название группы и текстовый документ с названием группы, в который необходимо занести список группы.
Тестирование и отладка программы
Для проведения корректного и полного тестирования следует поставить несколько тест кейсов, а именно.
В ходе тестирования программы критических ошибок выявлено не было.
Заключение
По итогу у меня получилось разработать макет электронного журнала для преподавателей, содержащий следующие компоненты:
-
Класс DataofTeature, хранящий в себе информацию о преподавателе.
-
Класс DataofStudent, хранящий в себе информацию о студенте.
-
Функция Reg, реализующая регистраци.
-
Функцию Authon, реализующая авторизацию в программу.
-
Функция GroupSelection, реализующая выбор группы.
-
Функция Grades, реализующая простановку оценок.
-
Функция Attendance, реализующая простановку посещаемости.
-
Функция Comment, отвечающая за возможность написания комментария к дате.
-
Функция Deadline, дающая возможность установить дэдлайн и написать к нему комментарий.
-
Функция main, в которой реализовано основное взаимодействие пользователя с программой (меню и т.д.).
Весь код программы был написан в среде разработки Visual Studio 2022. Суммарный объем строк в тексте программы составляет 724.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
По мере того как технология становится все более и более доступной широкой публике, растет и потребность в программистах. Написание компьютерных кодов и программ, оно же кодинг (от английского «сoding») — это навык, который приобретается и совершенствуется на протяжении долгого времени, но даже самый опытный программист когда-то был новичком. Существует большое разнообразие языков программирования, которые великолепно подходят для начинающих программистов, вне зависимости от того, в какой сфере деятельности вы хотите применять ваши навыки (например, JavaScript довольно сложен, так что лучше начать с HTML или CSS). Узнайте, как научиться писать компьютерные программы, прочитав эту статью.
-
1
Не слишком волнуйтесь по поводу того, какой язык вам стоит выбрать для изучения. Многие начинающие программисты затрудняются выбрать язык, когда они только начинают изучать написание программных кодов. Непосредственно сам язык, который вы выберете, не имеет значения, когда речь заходит об изучении структур и логики построения информации. Эти навыки являются намного более важными, и их можно выучить с любым языком программирования.[1]
- Выбирая язык, сконцентрируйтесь на том, в каких целях вы хотите создавать программные коды, и уже потом выбирайте начальный язык. К примеру, если вы хотите заниматься разработкой веб-сайтов, то вам следует начать с изучения HTML5, а затем дополнить его языками CSS, JavaScript и PHP. Если вы хотите создавать компьютерные программы, то начните изучать C++ или любой другой основной язык программирования.
- Если вы станете профессиональным программистом, то вы можете обнаружить, что никогда не используете язык, который вы изначально выучили, для своей работы. Вместо этого вы будете все время продолжать учить новые языки через документацию и эксперименты.
-
2
Найдите бесплатные онлайн-ресурсы, посвященные вашему выбранному языку. Интернет — это сундук с сокровищами, который хранит в себе бесплатные пособия, курсы и видео, посвященные языку, который вы решили учить. Вы можете выучить основы почти любого вводного языка буквально за день.
- Вот только несколько популярных сайтов: Bento, CodeAcademy, Code.org, html.net, Khan Academy, Udacity, W3Schools и многие другие.
- На wikiHow тоже можно найти разнообразные инструкции для начинающих изучать языки программирования.
- Вы можете найти обучающие видео практически для любого языка на YouTube.
- Stack Exchange — это один из самых популярных форумов, на котором профессиональные программисты отвечают на любые вопросы пользователей.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Арчана Рамамурти — технический директор Workday (Северная Америка). Высококлассный специалист по продуктам, поборница безопасности, сторонница большего распространения интеграции на равных для всех условиях в индустрии технологий. Получила степень бакалавра в Университете SRM и магистра в Университете Дьюка. Работает в области продакт-менеджмента более восьми лет.
Наш специалист делится своей историей:: «Я пришла к написанию кодов, не зная ничего ни о компьютерном дизайне, ни о программировании. Когда я захотела научиться писать программы, я начала с чтения книг по языку и с использования информации из интернета. Сегодня в мире доступно так много ресурсов, что научиться новым навыкам очень легко!»
-
3
Скачайте хороший текстовый редактор. Многие языки программирования позволяют использовать внешние текстовые редакторы для написания программ. Найдите текстовый редактор, который будет отображать отступы и кодовую разметку.
- К популярным программам относятся Notepad++ (Windows), TextWrangler (OS X) и JEdit (любая система).
-
4
Скачайте любые необходимые компиляторы. Некоторые языки программирования требуют компилятор для отображения исходного кода, который вы написали. Компиляторы транслируют исходный код в эквивалентную программу на языке низкого уровня, которая затем обрабатывается компьютером. Многие компиляторы бесплатны и находятся в открытом доступе. Языки, которые требуют использования компиляторов, включают:
- C;
- C++;
- C#;
- Java;
- BASIC;
- Fortran.
-
5
Начните свой первый проект. Выберите хороший вводный проект, который позволит вам испробовать ваши новые навыки. В интернете существует множество предложений и пособий по этой теме. Например, вы можете начать с создания простых веб-сайтов на HTML, простых баз данных и функций на PHP или простых программ на любом из языков, требующих использования компиляторов.
-
6
Комментируйте весь свой код. Все языки программирования имеют функцию комментирования, которая позволяет вводить текст, игнорируемый компилятором. Таким образом к коду можно оставлять комментарии. Эти комментарии исключительно важны, как для того, чтобы сообщить другим, как работает ваш код, так и для того, чтобы напомнить самому себе, что делает код.
- Функцию комментирования можно использовать для того, чтобы быстро убрать часть кода из программы в целях тестирования. Поставьте теги как для комментария в начале и в конце кода, который вы хотите временно исключить из программы, а затем удалите эти теги, чтобы вернуть код.
-
7
Рассматривайте детали других программ или веб-проектов. Когда вы учите код на ходу, не стыдитесь искать подсказки в интернете и смотреть, как другие люди решают аналогичные задачи. Уделяйте время тому, чтобы понять, каким образом код делает то, что он делает.
- Почитайте эту статью, чтобы узнать, как просмотреть исходный код любого веб-сайта.
Реклама
-
1
Запишитесь на курсы. Университеты, колледжи и интернет-программы предлагают программы и курсы, которые не только научат вас программированию, но и помогут вам найти работу. Хотя университетский диплом по специальности программиста не всегда нужен, он может помочь вам найти постоянную работу в качестве программиста.[2]
- Неоспорима и польза от прямого общения с учителем или специалистом в области программирования, которое не всегда доступно через онлайн-курсы.
- Обучение на программиста может обойтись вам довольно дорого, поэтому внимательно подумайте, стоит ли оно того. Если вы увлекаетесь написанием компьютерных программ только в качестве хобби, то вам не стоит тратить время и деньги на профессиональные курсы. Если же вы хотите построит карьеру в этой области, то получение профессионального образования может значительно вам в этом помочь (но, опять же, оно необязательно, если у вас есть талант).
-
2
Расширьте ваши знания. Вы получите пользу не только от изучения языков программирования, но и от курсов по математике и логике, так как эти предметы часто требуются для программирования на высоком уровне. Вам необязательно учить их в учебном заведении, хотя академическая среда может быть полезна.
- Программирование, включающее физические расчеты и моделирование, требует хорошего понимания алгоритмов и моделей.
- Логика — фундаментальная основа программирования, так что понимание логики и процессов поможет вам решать проблемы при написании кода.
- Знание высшей математики чаще всего не требуется для программирования, однако его можно использовать для оптимизации и других преимуществ.
-
3
Выучите больше языков. Когда вы хорошо разобрались с вашим первым языком, вы можете начать учить и другие языки программирования. Найдите язык, который дополняет тот, который вы уже знаете, или же выберите язык, который необходим для определенного проекта. Дополнительные языки, вроде HTML и CSS, как правило, легче всего выучить.
- Java — один из самых популярных языков, и Java-разработчики всегда очень востребованы. Java используется в самых разных системах и имеет бесчисленное множество вариантов применения. На Java пишут приложения для Android — один из самых быстрорастущих рынков.
- C++ очень рекомендуется, если вы хотите влиться в ряды разработчиков видеоигр. Если вы научитесь программировать на Unity (широко используемый и дешевый игровой движок) и UDK (код для популярного движка Unreal), это откроет перед вами некоторые двери, однако они не так полезны за пределами игровой индустрии.
- Если вы хотите создавать приложения для iPhone, Xcode и Objective-C будут вашими первейшими инструментами. Вам понадобится компьютер Mac, посколько компилировать Xcode можно только на Mac.
- Python — язык для написания серверного кода, один из наиболее легких в изучении. Python используется для таких интернет-сервисов, как Pinterest и Instagram, и он достаточно прост, чтобы изучить основы всего за несколько дней.
-
4
Будьте терпеливы. Занимаясь программированием, вы часто будете сталкиваться с проблемами, особенно при поиске багов или применении новых идей. Вам будет необходимо научиться быть довольным достижением небольших результатов, вместо того чтобы решать всю проблему за раз. Терпение поможет вам создать лучший код, а значит, программа будет лучше функционировать и коллеги будут довольны.
-
5
Научитесь работать в команде. Если над проектом одновременно работает несколько человек, у них может быть разное видение того, как этот проект должен проходить. Работа в команде практически неизбежна в деловом мире, поэтому будьте готовы работать с другими людьми, если вы, конечно же, не собираетесь разрабатывать весь проект самостоятельно.
-
6
Найдите работу, на которой вы сможете практиковать свои навыки программирования. Создавайте веб-сайты и компьютерные программы на волонтерской основе. Подработка в небольшой компании также может открыть возможности для написания кода для веб-сайтов и простых программ.
-
7
Общайтесь с другими программистами. Существуют бесчисленные сообщества разработчиков, где вы можете найти поддержку и вдохновение. Ищите конвенции программистов, участвуйте в хакатонах или геймджемах (сборах разработчиков для создания за ограниченное время программ или игр), зарегистрируйтесь на нескольких форумах по программированию, чтобы начать заявлять о себе и обрастать связями.
-
8
Практикуйтесь, практикуйтесь и практикуйтесь. По некоторым оценкам, нужно заниматься программированием около 15 000 часов, прежде чем вас можно будет считать настооящим мастером.[3]
Это означает годы постоянной практики. Вы по-настоящему овладеете мастерством программирования, только когда вложите много времени в практическую работу и станете знатоком своего дела..- Старайтесь заниматься программированием каждый день, даже в выходные. Программирование в свободное время может способствовать прорывам и возникновению новых идей.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 94 300 раз.
Была ли эта статья полезной?
Это текст для тех, кто решил написать программу для людей — сервис, приложение или что-то подобное. То есть не просто «Хеллоу ворлд», а что-то полезное, функциональное и потенциально пользующееся спросом. Может быть, вы на этом даже планируете зарабатывать. Вот на что обратить внимание на старте: подводные камни, ошибки и нюансы.
Нужно ли это писать?
Вот простой способ понять, нужно ли писать эту программу. Задайте себе вопрос: «Делают ли сейчас вручную то, что я хочу зашить в программу?»
В этом вопросе сразу два компонента:
- Люди уже делают то, что будет улучшать ваша программа. То есть существует некоторый спрос на эту работу.
- Люди делают это руками, а значит, они хотели бы это автоматизировать.
Распространенная ошибка — делать программу для того, что люди сейчас не делают в принципе.
🤔 Например, вы придумали программу для ведения бюджета: туда нужно вводить данные о ваших покупках по категориям, а она бы складывала траты за месяц. Делают ли это люди? Вроде делают, но до поры. Обычно человек начинает вести бюджет, два месяца что-то пишет, а потом забрасывает, потому что денег от этого больше не становится. А еще есть приложения банков, которые сами считают статистику трат. Маловероятно, что очередной менеджер личного бюджета как-то изменит ситуацию.
✅ А вот что люди часто делают руками, так это регулярно оплачивают разные счета: за связь, интернет и коммуналку. И многие не любят настраивать автоплатежи, чтобы никто не смог с них списать ничего лишнего. Еще они регулярно подают сведения по коммуналке. И наверняка есть еще какие-то дела, которые они делают раз в месяц, раз в квартал или раз в год. Можно было бы поставить себе напоминание в календарь, но его легко проглядеть и забыть. Вот бы была напоминалка, которая ходит за тобой, пока ты не сделаешь дело, — был бы кайф.
Полезное ядро
Как часто делают: в голове рождается задумка программы, автор садится её писать и начинает буквально с начала — с экрана логина, первого интерфейса, первого экрана, в общем, чего-то первого. Необязательно на этом экране будет происходить основная работа программы. Просто по задумке этот экран должны увидеть первым.
Как лучше: понять, что будет полезным ядром программы, и сначала убедиться, что вы можете его реализовать. Потом завернуть это ядро в модуль или функцию и уже поверх него написать интерфейс, окна, экраны и всё что угодно.
✅ Например, в приложении для напоминаний полезное ядро — само напоминание, которое вываливается в нужный момент. Потом, может быть, нужно дать напоминанию статус «Я это уже сделал в этом месяце» или «Напомни мне через…» и опцию повторного срабатывания через какое-то время.
🤔 А вот интерфейс установки напоминания и инфраструктура для хранения напоминаний не так важны на первом этапе.
💡 Часто такое же полезное ядро уже реализовал кто-то другой в виде бесплатной библиотеки. Это большая удача: взяли, изучили, допилили — быстро выпустили свой продукт.
На каком языке?
Есть технологии и языки, которые совсем не подходят для вашей задачи: например, Python совсем не нужен для десктопных приложений. В остальном большинство популярных языков мало-мальски могут всё.
На старте обычно рекомендуют не гоняться за идеальным языком, а, наоборот, взять тот язык, которым вы уже владеете, и попробовать реализовать задумку на нём. И, если это точно не подходит, искать другие технологии.
Не подменяйте программирование поиском идеальной технологии.
Составьте схему или план
Когда у вас появится функциональное ядро, прикиньте на листочке, как будет устроен проект целиком:
- из каких модулей он будет состоять, включая всякие вспомогательные системы типа логина или восстановления пароля;
- как они могут влиять друг на друга;
- какие могут возникнуть ошибки;
- какие ещё технологии понадобятся для реализации — например, уведомлять можно с помощью пуша, а можно почтой, а можно в самом приложении.
Задача — собрать в голове всю функциональную картину приложения. Это поможет избежать ситуации, когда половина кода уже написана, но вдруг выясняется, что данные нужно всё время синхронизировать с сервером и придётся переписывать логику.
❌ Часто проекты делают так: рисуют полную схему с подробнейшими выкладками, а потом пытаются написать по ней код за один присест. К середине проекта приходит понимание, что всё как-то сложно. В итоге руки опускаются и проект ставится на паузу, чаще всего навсегда.
✅ Вместо этого можно использовать метод быстрых версий:
- Выбрать самое простое действие, которое можно сделать прямо сейчас. Например, вывести стартовую картинку или отправить на сервер строчку «Привет, это тестовый запрос!». Убедиться, что всё работает.
- Выбрать следующее действие, которое добавляем в проект, например отрисовку главной страницы или сохранение JSON-запроса в файл. Написать код и проверить, как всё работает.
- Если работает — перейти к следующему действию, если нет — исправить и потом всё равно перейти.
Так мелкими перебежками и небольшими итерациями можно сделать практически любой проект. Хитрость в том, что мы не замахиваемся на всё сразу, а делаем маленькими порциями, параллельно изучая новое и проверяя знания на практике.
Всё, за дело
- Убедитесь, что это кому-то нужно (даже если это только вы).
- Возьмите тот язык, которым владеете (а не идеальный).
- Реализуйте центральный модуль (хотя бы базово).
- Нарисуйте схему работы всего остального (не держите в голове).
- Прописывайте мелкие действия и тут же тестируйте (а не пишите сразу всю кодовую базу за один раз).
Этого хватит, чтобы собрать личный проект. А там и до совместного недалеко, но совместный — это немного более сложная история.
Корректор:
Екатерина Череповицына
Вёрстка:
Кирилл Климентьев
В этой главе мы напишем первую программу на C++ и научимся печатать и считывать с клавиатуры строки и числа.
Функция main
Пожалуй, самая простая и короткая программа на C++ — это программа, которая ничего не делает. Она выглядит так:
int main() {
return 0;
}
Здесь определяется функция с именем main
, которая не принимает никаких аргументов (внутри круглых скобок ничего нет) и не выполняет никаких содержательных команд. В каждой программе на C++ должна быть ровно одна функция main
— с неё начинается выполнение программы.
У функции указан тип возвращаемого значения int
(целое число), и она возвращает 0
— в данном случае это сообщение для операционной системы, что программа выполнилась успешно. И наоборот, ненулевой код возврата означает, что при выполнении возникла ошибка (например, программа получила некорректные входные данные).
Для функции main
разрешается не писать завершающий return 0
, чем мы и будем пользоваться далее для краткости. Поэтому самую короткую программу можно было бы написать вот так:
int main() {
}
Hello, world!
Соблюдая традиции, напишем простейшую программу на C++ — она выведет приветствие в консоль:
#include <iostream>
int main() {
std::cout << "Hello, world!n";
return 0;
}
Разберём её подробнее.
Директива #include <iostream>
подключает стандартный библиотечный заголовочный файл для работы с потоками ввода-вывода (input-output streams). Для печати мы используем поток вывода std::cout
, где cout
расшифровывается как character output, то есть «символьный вывод».
В теле функции main
мы передаём в std::cout
строку Hello, world!
с завершающим переводом строки n
. В зависимости от операционной системы n
будет преобразован в один или в два управляющих байта с кодами 0A
или 0D 0A
соответственно.
Инструкции внутри тела функции завершаются точками с запятой.
Компиляция из командной строки
Вы можете запустить эту программу из какой-нибудь IDE. Мы же покажем, как собрать её в консоли Linux с помощью компилятора clang++
.
Пусть файл с программой называется hello.cpp
. Запустим компилятор:
$ clang++ hello.cpp -o hello
В результате мы получим исполняемый файл с именем hello
, который теперь можно просто запустить. Он напечатает на экране ожидаемую фразу:
$ ./hello Hello, world!
Если опцию -o
не указать, то сгенерированный исполняемый файл будет по умолчанию назван a.out
. В дальнейшем для простых примеров мы будем использовать краткую форму записи команды:
$ clang++ hello.cpp && ./a.out Hello, world!
С её помощью мы компилируем программу и в случае успеха компиляции сразу же запускаем.
Комментарии
Комментарии — это фрагменты программы, которые игнорируются компилятором и предназначены для программиста. В C++ есть два вида комментариев — однострочные и многострочные:
int main() { // однострочный комментарий продолжается до конца строки
/* Пример
многострочного
комментария */
}
Мы будем использовать комментарии в примерах кода для пояснений, а в реальных программах ими лучше не злоупотреблять.
Хорошо: комментировать, что делает библиотека, функция или класс или почему этот код написан именно так.
Плохо: комментировать, что происходит на отдельной строчке. Это признак того, что код можно написать лучше.
Библиотеки и заголовочные файлы
Библиотека — это код, который можно переиспользовать в разных программах. В стандарт языка C++ входит спецификация так называемой стандартной библиотеки, которая поставляется вместе с компилятором. Она содержит различные структуры данных (контейнеры), типовые алгоритмы, средства ввода-вывода и т. д. Конструкции из этой библиотеки предваряются префиксом std::
, который обозначает пространство имён.
Чтобы воспользоваться теми или иными библиотечными конструкциями, в начале программы надо подключить нужные заголовочные файлы. Так, в программе, которая печатала Hello, world!
, нам уже встречался заголовочный файл iostream
и конструкция std::cout
из стандартной библиотеки.
Для C++ существует также множество сторонних библиотек. Наиболее известной коллекцией сторонних библиотек для C++ является Boost.
Ошибки компиляции
Перед запуском программу необходимо скомпилировать. Компилятор проверяет корректность программы и генерирует исполняемый файл. Во время компиляции компилятор может обнаружить синтаксические ошибки.
Рассмотрим пример такой программы:
#include <iostream>
int main() {
cout << "Hello, worldn"
Компилятор может выдать такие сообщения:
$ clang++ hello.cpp hello.cpp:4:5: error: use of undeclared identifier 'cout'; did you mean 'std::cout'? cout << "Hello, world!n" ^~~~ std::cout hello.cpp:4:30: error: expected ';' after expression cout << "Hello, world!n" ^ ; hello.cpp:5:1: error: expected '}' ^ a.cpp:3:12: note: to match this '{' int main() { ^ 3 errors generated.
Первая ошибка — вместо std::cout
мы написали cout
. Вторая ошибка — не поставили точку запятой после "Hello, world!n"
. Наконец, третья – не закрыли фигурную скобку с телом функции.
Ошибки компиляции (compile errors) следует отличать от возможных ошибок времени выполнения (runtime errors), которые происходят после запуска программы и, как правило, зависят от входных данных, неизвестных во время компиляции.
Отступы и оформление кода
Фрагменты программы на C++ могут быть иерархически вложены друг в друга. На верхнем уровне находятся функции, внутри них написаны их тела, в теле могут быть составные операторы, и так далее.
Среди программистов есть соглашение — писать внутренние блоки кода с отступами вправо: компилятор полностью игнорирует эти отступы, а код читать удобнее. Мы будем использовать отступы в четыре пробела. Также мы будем придерживаться стиля оформления кода, принятого в Яндексе. Имена переменных мы будем писать с маленькой буквы, имена функций и классов — с большой (если речь не идёт о конструкциях стандартной библиотеки, где действуют другие соглашения).
Переменные
Любая содержательная программа так или иначе обрабатывает данные в памяти. Переменная — это именованный блок данных определённого типа. Чтобы определить переменную, нужно указать её тип и имя. В общем виде это выглядит так:
Type name;
где вместо Type
— конкретный тип данных (например, строка или число), а вместо name
— имя переменной. Имена переменных должны состоять из латинских букв, цифр и знаков подчёркивания и не должны начинаться с цифры. Также можно в одной строке определить несколько переменных одного типа:
Type name1 = value1, name2 = value2, name3 = value3;
Например:
#include <string> // библиотека, в которой определён тип std::string
int main() {
// Определяем переменную value целочисленного типа int
int value;
// Определяем переменные name и surname типа std::string (текстовая строка)
std::string name, surname;
}
В этом примере мы используем встроенный в язык тип int
(от слова integer — целое число) и поставляемый со стандартной библиотекой тип std::string
. (Можно было бы использовать для строк встроенный тип с массивом символов, но это неудобно.)
Тип переменной должен быть известен компилятору во время компиляции.
От типа зависит:
- сколько байтов памяти потребуется для хранения данных;
- как интерпретировать эти байты;
- какие операции с этой переменной возможны.
Например, переменной типа int
можно присваивать значения и с ней можно производить арифметические операции. Подробнее про разные типы данных и их размер в памяти мы поговорим ниже.
Важно понимать, что тип остаётся с переменной навсегда. Например, присвоить целочисленной переменной строку не получится — это вызовет ошибку компиляции:
int main() {
int value;
value = 42; // OK
value = "Hello!"; // ошибка компиляции!
}
Переменные можно сразу проинициализировать значением. В С++ есть много разных способов инициализации. Нам пока будет достаточно способа, который называется copy initialization:
#include <string>
int main() {
int value = 42;
std::string title = "Bjarne Stroustrup";
}
Если переменная, была объявлена, но нигде дальше не использовалась, то компилятор выдаёт об этом предупреждение. При проверке решений мы используем опцию -Werror
, которая считает предупреждения компилятора ошибками компиляции.
Потоковый ввод и вывод
Поток — это абстракция для чтения и записи последовательности данных в форматированном виде.
Записывать данные можно на экран консоли, в файл, буфер в памяти или в строку. Считывать их можно с клавиатуры, из файла, из памяти. Причём с каждым таким «устройством» можно связать свой поток.
Важно, что потоки не просто пересылают байты памяти, а применяют форматированный человекочитаемый ввод-вывод. Например, числа печатаются и считываются в десятичной нотации, хотя в памяти компьютера они хранятся в двоичном виде.
В программе Hello, world!
нам уже встречался поток вывода std::cout
, по умолчанию связанный с экраном консоли. Познакомимся с потоком ввода std::cin
, связанным с клавиатурой. Для его использования нужен тот же заголовочный файл iostream
.
Рассмотрим программу, которая спрашивает имя пользователя и печатает персональное приветствие:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string name; // объявляем переменную name
std::cout << "What is your name?n";
std::cin >> name; // считываем её значение с клавиатуры
std::cout << "Hello, " << name << "!n";
}
Обратите внимание на направление угловых скобок в этом примере — они условно показывают направление потока данных. При печати данные выводятся на экран, и стрелки направлены от текста к cout
. При вводе данные поступают с клавиатуры, и стрелки направлены от cin
к переменной.
В нашем примере в переменную name
считается одно слово, которое будет выведено в ответном сообщении. Пример работы программы:
What is your name? Alice Hello, Alice!
Однако если ввести строку из нескольких слов с пробелами, то в name
запишется только первое слово:
$ ./a.out What is your name? Alice Liddell Hello, Alice!
Дело в том, что cin
читает поток данных до ближайшего пробельного разделителя (пробела, табуляции, перевода строки или просто конца файла). Чтобы считать в строковую переменную всю строчку целиком (не включая завершающий символ перевода строки), нужно использовать функцию std::getline
из заголовочного файла string
:
#include <iostream>
#include <string>
int main() {
std::string name;
std::getline(std::cin, name);
std::cout << "Hello, " << name << "!n";
}
В этом примере мы печатаем в одном выражении друг за другом несколько строк ("Hello, "
, name
и "!n"
), разделённых угловыми скобками <<
. Таким образом, cin
и cout
позволяют кратко считывать и печатать несколько объектов одной командой.
Например, считывание нескольких чисел целого типа, набранных через пробельные разделители, может выглядеть так:
int main() {
int a;
int b;
int c;
std::cin >> a >> b >> c;
}
Напечатать их значения можно следующим образом:
std::cout << a << " " << b << " " << c << "n";
Обратите внимание, что мы дополнительно вставляем между ними пробелы, чтобы в выводе числа не слиплись вместе. В конце вывода мы вставляем символ перевода строки n
, чтобы отделить этот результат от последующего вывода или от сообщений командной строки.
Новичков часто интересует вопрос — с чего начать. Ведь задача написать программу представляет собой не простой процесс, к которому нужно отнестись ответственно и потратить на него немало сил.
Определение идеи
Чтобы написать программу, которая работает, нужно хорошо продумать, что она должна делать и как. Для этого следует разобраться с целями, которые она должна решать, а затем разобраться с будущим функционалом. Для этого лучше записать ответы на следующие вопросы:
- Что должна делать написанная программа.
- Чем будет полезна.
- Как может помочь пользователям, чем упростит работу.
- Чем отличается от конкурентов, похожих программ.
- Где можно написать программу.
- На какой платформе написать прогу.
После ответа на эти вопросы должна сформироваться чёткая картинка того, как будет выглядеть продукт и что он будет делать.
Выбор языка программирования
В первую очередь решается, где можно написать программу. Языков огромное множество, и каждый из них индивидуален, отвечает разным запросам пользователей. Какой-то — полегче, другой — сложнее, третий — функциональнее. Среди профессиональных программистов уже давно гуляют разговоры о том, где лучше писать программы, перечисляя преимущества и недостатки каждого из возможных вариантов.
C (Си)
Си — это классика, которую должен знать каждый программист, но подходит он для написания далеко не каждой программы. Как правило, его используют, чтобы написать низкоуровневые программы. Если изучить Си, можно свободно начать писать на Си++.
Новым пользователям, которые хотят заняться написанием одной программы и бросить программирование, Си совсем не подойдёт. Его сложно изучить из-за того, как мало по нему материалов в сети и учебниках, а пользователей, которые пишут на нём — немного, поэтому знатоков в языке ещё нужно поискать. Но если мир программирования затянет пользователей — его изучение рекомендуется.
C++
Один из популярных языков среди программистов. Написать на нём можно всё — от простой программки до сложного продукта со множеством функций. Материалов по изучению языка предостаточно в свободном доступе — в интернете, учебниках по программированию, на форумах многие обсуждают куски кода и рассказывают о том, что придумали. Несмотря на то, что сначала он может показаться сложным, в дальнейшем, когда пользователь научится полностью им управлять, это принесёт немало преимуществ.
Python
Классика, которая навсегда останется любимой среди программистов. Язык — основа, которую изучают как любители, так и профессионалы. Как и Си++, Python подойдёт для того, чтобы писать программы на простом уровне, отвечающие за базовые функции или для более сложных продуктов.
Python, сколько бы ни спорили пользователи интернета, остаётся первым в списке рекомендаций, когда спрашивают: «С какого языка начать программировать». Он — прост в использовании, а обучающих курсов, учебников, материалов — более, чем достаточно, чтобы каждый нашёл то, что поможет ему изучить язык лучше.
Java
Такая же классика, как и Python, рекомендуемая к изучению. Это — улучшенная версия C++, с большим функционалом. С помощью Java происходит написание программ для игр, бизнеса, менее масштабных целей. Запускается на Операционных системах любого типа, что делает его любимым, помогает использовать и проверять везде.
Для каждого понадобится установить специальный текстовый редактор, желательно — вместе с компилятором. В отличие от написания в блокноте, специальные редакторы выделяют функции цветами и выделяют их по уровням, чтобы было удобнее ориентироваться.
Изучение языка
После выбора, на каком языке писать, необходимо потратить время на его обучение. И здесь речь не о паре дней, а о неделях за учебниками и обучающими ресурсами. Для обучения также лучше использовать куски кода от людей, которые делятся ими на форумах. Чем больше пользователь изучит и потратит времени, тем лучше будет понимать принципы работы и сможет реализовать любую идею.
Для изучения могут быть использованы:
- Учебники.
- Курсы.
- Открытые Интернет-ресурсы.
- Форумы для программистов.
Написание программы
После долгого изучения стоит приступить к работе над самим продуктом. Первым делом, стоит написать мини-программу, которая будет показывать функционал, интерфейс продукта, который создатель видит в финале. В дальнейшем эта программа — прототип, изменится ещё не один раз, из-за невозможности реализации некоторых функций.
Для того, чтобы упростить написание, также необходимо использовать немаловажную функцию комментирования. По умолчанию комментарий начинается с символов «//», но может отличаться в зависимости от выбранного языка. Комментарии — строчки, которые не учитываются при компиляции кода, программисты используют их, чтобы отметить, что делает функция или строка. Комментарии упростят работу, когда строчек будет более 500 или 1 000, и поиск чего-то станет сложнее.
Стоит приготовиться к тому, что написание кода — нелёгкое дело. Для него понадобится много нервов, удаления лишних строчек, исправления того, в чём пользователь был уверен с самого начала. Если дело идёт слишком сложно, а принципы программирования — непонятны даже после десяти учебников, стоит обратиться к специалистам, которые знают, что делать. Обращение к профессионалам актуально для тех, кто хочет написать бизнес-программы — иногда для их написания новичкам нужна помощь.