Структура адаптированной образовательной программы
После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:
● Титульный лист
● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.
Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:
http://fgosreestr.ru/
● Содержание программы.
1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.
2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.
3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.
К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.
-
Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.
-
Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.
-
Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.
Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)
Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.
Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».
Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.
Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей
Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.
Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)
Пособие содержит рабочую программу по математике для 3 класса к УМК М.И. Моро и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.
Купить
I. Целеполагание
Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:
● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);
● совершенствование познавательной деятельности;
● формирование интеллектуальных навыков и умений;
● нормализация учебной деятельности;
● развитие устной и письменной речи;
● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;
● формирование учебной мотивации;
● выработка навыка контроля и самооценки.
II. Специфические особенности слабослышащих детей
Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.
-
В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.
-
Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.
-
Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.
-
Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.
-
Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.
-
Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.
-
Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.
Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.
Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.
III. Разработка коррекционно-развивающей программы
Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:
-
Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.
-
Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.
-
Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.
-
Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.
-
Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.
-
Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.
Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.
IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс
Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.
Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.
-
Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс
-
Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика. 3 класс, УМК Моро
-
Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика.4 класс, УМК Дорофеева
-
Е. И. Сорокина. Рабочая программа. Обществознание. 5 класс, УМК Кравченко
-
О.В. Иванова. Рабочая программа. Биология. 7 класс, УМК Пономаревой
Больше интересных материалов:
- Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы
- Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники
- Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
- Инклюзивное образование детей-аутистов
- Оснащение кабинета для инклюзивного образования
Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей
Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:
● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;
● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;
● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;
● обучение проговариванию всего процесса работы;
● развитие моторики рук;
● развитие компенсирующего тактильного восприятия.
Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.
Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского
Пособие содержит рабочую программу по изобразительному искусству для 1 класса к УМК Б.М. Неменского и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.
Купить
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.
Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.
Программа коррекционной работы психолога
Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.
Задачи психологической коррекции:
● адаптировать ребенка в школьную среду;
● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;
● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;
● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.
Алгоритм работы над программой:
● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;
● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;
● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;
● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;
● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.
Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.
#ADVERTISING_INSERT#
Методические рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);
2. Основная часть:
2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы;
2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы);
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
Введение
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Актуальность тематики данных методических рекомендаций объясняется тем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- оказание помощи специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней;
- ознакомление со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.
Основная часть
II. Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.
- Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
- Планирование форм реализации АОП.
Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
- Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
- . Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.
Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.
- При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:
пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
- Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.
2. СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
2.2.1. Титульный лист;
2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП
образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;
коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:
учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Компонентный состав структуры АОП
№ |
Структурные единицы АОП |
Их характеристика |
1. |
Титульный лист АОП |
Наименование образовательного учреждения |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) |
||
Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) |
||
Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ. |
||
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) |
||
Параллель/класс, в которых изучается Программа. |
||
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) |
||
Год составления программы |
||
2. |
Пояснительная записка АОП |
Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа. |
Цель и задачи АОП. |
||
[1]Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается. |
||
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП. |
||
Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП. |
||
Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ |
||
Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) |
||
3. |
Содержание АОП |
Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ. |
4. |
Основные требования к результатам реализации АОП |
Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) |
Личностный результат. |
||
5. |
Система контрольно-измерительных материалов АОП |
Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ. |
Количество контролирующих материалов |
||
Критерии оценки проверочных работ |
Практические аспекты деятельности педагогических кадров
На данный момент наше учреждение посещают двое детей-инвалидов. Оба ребенка не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у обоих сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.
С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»
На начальном этапе проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включились сотрудники образовательного учреждения, администрация: заместитель директора по АХР, зам. директора по ВР, медработник, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в гимназии, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Учителя и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ОУ. Консультирует учителей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.
Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее педагогами и специалистами ОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Как было сказано ранее, в данный момент, наше образовательное учреждение посещают два ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной без барьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:
- оборудование для развития общей подвижности;
- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- фонотека, музыкальные игрушки;
- художественная литература для детей и родителей.
В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается директором. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру.
- Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
- Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
- Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
- Содержание программы.
Включает в себя три основных компонента или блока:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения
При подготовки данного материала были использованы ссылки на:
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
III. Заключение
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.
Адаптированная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. АОП составляется
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
IV. Список использованной литературы
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — www.unisef.ru
Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» — www.perspektiva$inva.ru
НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» — www.downsideup.org
Региональная общественная организация социально-творческой
реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей
«Круг» — www.roo$kroog.ru
Региональная общественная благотворительная организация
«Центр лечебной педагогики» — www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru
Центр «Наш солнечный мир» — www.solnechnymir.ru
Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском психолого-педагогическом университете) — www.mgppu.ru,
www.inclusive-edu.ry, www.edu$open.ru
Президент России — школьникам — http://www.uznay-prezidenta.ru/
Сайт Тьюторской ассоциации — http://www.thetutor.ru
Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/
«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования — нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) – www.edu.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. No 1089) http://fipi.ru/
[1] Только для классов, реализующих инклюзивное образование.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
«Что такое адаптированная
программа.
Методические рекомендации к
составлению
адаптированной программы для
ребенка
с ОВЗ или ребенка-инвалида».
В
соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона “Об образовании в
Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон
“Об образовании в Российской Федерации”) установлено: «… содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются
адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида».
Адаптированная
образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с
нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи,
интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП направлена на преодоление несоответствия
между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения,
опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии
сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени
образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его
заболевания, познавательных потребностей и интересов.
В связи с этим, для получения общего образования
детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие
адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами)
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Об индивидуальном подходе в
составлении адаптированной программы
Если группа имеет комбинированную
направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ,
необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать
адаптированную образовательную программу.
Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для
них обязательно
составляется индивидуальная
образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.
Основной документ, который содержит
гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические
правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее –
СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых
говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их
пребывания в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13
распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида,
организационно-правовых форм и форм собственности.
Есть ли методические рекомендации
к составлению адаптированной программы в ДО?
Адаптированная программа — один из самых
злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических
рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте
начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы
вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических материалов
по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты
адаптированных основных образовательных программ для детей с различными
нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура
основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое
содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении
адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.
Как не путать понятия
«адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная
образовательная программа»?
Есть два понятия: «адаптированная
образовательная программа» и «адаптированная основная
образовательная программа». Важно понять следующее:
Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением
здоровья), то детский сад работает по основной
образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная
программа.
Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного
аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ
образовательная программа.
То
есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент
детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.
На данный момент наше учреждение посещают 3 детей-инвалидов (Волосатов Лев,
Богданова Кристина, Стафеев Сава). Дети не имеют видимых нарушений и отклонений
в развитии, у них сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно
позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих
нарушений в развитии.
С
момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями должна вестись
тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих
дошкольное образовательное учреждение»
1) На
начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с
целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения
образовательного запроса со стороны родителей.
В
работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного
учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, заместитель
заведующего по АХР, зам. зав. по ВМР, медработник, воспитатели,
педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре,
музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного
микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их
успешной социализации.
Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации
воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели и специалисты
проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для
оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи
всем членам семей, воспитывающих этих детей.
Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях
между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует
созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной
образовательной среды.
Медработник
осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям
ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня,
своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и
рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ.
Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает
рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с
диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду
и дома.
2) Следующим
этапом осуществляется углубленное
психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности
детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,
речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования
выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного
маршрута.
3) Далее
проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной
программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские
показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели
и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в
дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования,
режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные
виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и
итоговых результатов и т.д.).
4) Далее
педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные
образовательные маршруты на основе разработанной
образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида,
учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные
образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой
программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка,
рекомендованные специалистами учреждения.
Так
как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной
программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее
осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в
декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики,
вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу
для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
5) В
конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной
программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК)
проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка,
обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с
целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения
ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его
воспитания и обучения. А также проводятся итоговая
встреча с родителями (законными представителями)
для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами
ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Как
было сказано ранее, в данный момент, наше дошкольное учреждение посещают 3
ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона “Об образовании в
Российской Федерации” ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация
должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией
д учреждения должны создасться специальные условия за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование
адаптированной образовательной безбарьерной среды, имеются средства для
обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии
детей с учетом структуры их нарушений:
–
оборудование для развития общей подвижности;
–
оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и
слухового восприятия; мышления, речи и языка;
–
игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
–
оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
–
материалы для изобразительного творчества;
–
фонотека, музыкальные игрушки;
–
художественная литература для детей и родителей.
Порядок разработки и корректировки индивидуальных
образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках
ПМПК учреждения.
На что опираться при составлении
адаптированной программы?
К сожалению, сейчас не существует
разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР
программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по
канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой,
которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования
на сайте ФИРО.
Однако это не значит, что педагоги не
могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе
дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но
скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это
создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую.
Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.
Поэтому
дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней»
невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций,
которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б.
Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной.
Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе
дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями
Образовательная программа разрабатывается администрацией, педагогами и
специалистами ДОУ и утверждается заведующим. Индивидуальная образовательная
программа для ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида в учреждении имеет такую
структуру:
1. Титульный
лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение
программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника,
год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При
необходимости программа должна быть согласована с председателем
психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать
специалиста или педагогов, которые является ответственными за реализацию
индивидуальной программы.
2. Пояснительная
записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа,
социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая
характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех,
которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой
психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения
ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке
указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых
разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается
варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на
изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем
и др.
3. Индивидуальный
учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной
программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне
содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем
перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения
последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем;
увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
4. Содержание
программы.
Включает
в себя три основных компонента или блока:
Образовательный
компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном
году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением
календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по
образовательным областям идр. Образовательный компонент является
обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный
план.
Коррекционный
компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с
воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы
специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по
физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет
возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником
во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной
деятельности.
Воспитательный
компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов
с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе
психолого-педагогического сопровождения
Заключение
и рекомендации. В данном разделе формулируется
обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и
заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного
вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце
учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в
процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения
При
подготовки данного материала были использованы ссылки на:
1.
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от
29.12.2012 № 273;
2.
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
.
Конспект
Как спланировать адаптивный образовательный курс ?
Что такое адаптивное обучение?
Суть адаптивного обучения в создании гибкой и главное саморегулируемой образовательной программы, которая может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.
Концепция адаптивного обучения чаще всего используется для создания интерактивных онлайн курсов, которые помогают студентам самостоятельно осваивать ту или иную область знаний. Хотя использовать адаптивные технологии возможно и во время очных занятий.
В основе адаптивного обучения находятся разумные (intelligent) адаптивные системы, состоящие из четырех компонентов: (1) экспертная модель; (2) пользовательский интерфейс; (3) коммуникационные стратегии и (4) модель учащегося. Адаптация происходит за счет мониторинга и сравнения модели учащегося с моделью эксперта, а так же за счет выбор наиболее подходящей коммуникативной стратегии для данной модели учащегося.
Экспертная модель – учебные материалы и ресурсы, а также логика обучения и иерархия образовательных результатов, созданные экспертами. В современных адаптационных системах данный компонент представлен в виде концептуальных карт (concept map) экспертов. Концептуальные карты – это способ организации знаний, информации и основных понятий. Основная особенность концептуальных карт заключается в визуализации основных понятий предметной области и главное отношений между ними.
В процесс обучения учащийся создает свои собственную карту предметной области и совершенствуют её до уровня карты экспертов. Карты экспертов отличаются большим кол-вом используемых понятий, более сложными отношениями между ними, а также более сложной структурой самой карты в целом. Контент – учебные материалы и ресурсы – подбираются экспертами, исходя из обозначенных образовательных результатов и созданной концептуальной карты.
Пользовательский интерфейс – это программа, с помощью которой ученик проходит обучение и взаимодействует с разумной адаптивной системой.
Модель учащегося – это информация о пользователе, учитывая которую система адаптирует образовательный контент под учащегося, например, выбирает предпочитаемый тип информации, уровень сложности преподаваемого материала. Системы могут учитывать следующие характеристики учащегося:
- (1) когнитивный стиль,
- (2) настроение,
- (3) уровень знаний,
- (4) интересы и образовательные цели,
- (5) взаимодействие с программой (клики, время посещения страницы и др.)
- (6) предпочитаемое время обучения (утро, день, вечер)
Как создать экспертную модель ?
- Составление иерархии целей образовательной программы.
*Адаптивные образовательные программы могут быть использованы для внеаудиторного обучения. Что позволяет педагогам уже не тратить время на разъяснение материала, а приступить к деятельности, которая позволит студентам научиться работать с новыми знаниями, переносить их в другие контексты и создавать на основе них что-то новое. Таким образом такие адаптивные образовательные программы направлены на достижение базисных целей – «научиться припомнить» и «научиться понимать» (по таксономии
Блума
) или на достижение уровня отношений (
по таксономии Solo
).
2. Составление карты понятий. В новом городе человек использует карту, которая помогает добраться до необходимой цели по намеченному маршруту и не позволяет потеряться. Со временем карта города “вырисовывается” в памяти человека, и для нахождения пути уже не требуется. А также человек уже может сам “заполнять” пустые места в свой карте, ориентируясь на основные улицы, дороги и достопримечательности. В предметной области также может быть своя карта. Чем лучше проработана карта слушателя, тем меньше ощущение “кажется, что я ничего не знаю, хоть все и прочитал” в конце курса или особенно перед экзаменом. Карта структурирует информацию и превращает ее во взаимосвязанные элементы знаний, а не в сумму вызубренных фактов и определений. Если иерархия целей программы отвечает на вопрос “куда хотим прийти?”, то карта понятий помогает сориентироваться и ответить на вопрос “как мы до туда дойдем?».Карта понятий отображает (1) ключевые понятия предметной области, (2) связи между эти понятиями и (3) тип связи между понятиями и строится по типу интеллект-карт на основе иерархии целей;.
- Определите ключевые понятия вашей предметной области, необходимые для достижения ведущих целей
- Установите связи между ними
- Определите понятия, усвоить которые необходимо, чтобы разобраться в ключевых понятиях (основываясь на подцелях курса)
- Добавьте их на карту и укажите связи
- Посмотрите на карту целиком, измените при необходимоти
Еще про составление карты понятий можно послушать в третьем видео про четырёхкомпонентную педагогическую модель. Они правда называются тут “ментальные модели”.
3. Составление тематических блоков (занятий).
- На основе иерархии целей выделите те части карты понятий, которые учащиеся будут изучать за один урок
Картинка для примера (не могу вспомнить, в какой статье нашла):
4. Создание единиц контента, представленных в трех форматах: текст, аудио, видео или другой визуальный материал (инфографика).
- На основе выделенных тематических блоков напишите обучающий текст, прочитав который учащиеся достигнут соответствующих подцелей и освоят указанные понятия.
- Оценить примерное время, необходимое на усвоение темы
- Для каждого понятия, изучаемого в рамках тематического блока, создайте дополнительные единицы контента: (1) пример; (2) более простой и подробный разъясняющий текст)
- Отдельно создайте единицу контента, рассказывающую простым языком про основные понятия курса, то есть обзор курса или введение.
- Определите примерное время, необходимое для освоения одной единицы
- Определите элемента текста для визуалицаии и если возможно опишите возможный вариант визуалиции (инфогафика, схемы).
5. Создание сценария учащегося. Куда двигаться учащемуся по карте понятий и тематическим блокам, если он плохо и хорошо усвоил материал.
- зона доступа – определите, к каким тематическим блокам может перейти студенты, после успешного прохождения предыдущего (обычно это ближайшие к тематическому блоку зоны на карте понятий)
- вес единицы усвоения – определите, какие (1) темы необходимо обязательно изучать последовательно (для усвоения темы №2 необходимо пройти тему №1). Определите, какие темы можно проходить параллельно (например, тема №1 и тема №2 равнозначны и неважно, какая из тем будет усвоена первой)
Еще одна картинка без указания источника (ай-ай-ай, надеюсь, что она из литературы, указанной ниже)
- Создание обратной связи – тестовые вопросы с обратной связью для каждого понятия, которые помогут (а) определить изначальный уровень знаний студента и помогут (б) определить, что осталось непонятным после прохождения занятия (тематический блок).
- для каждого понятия, рассматриваемого в курсе, составьте тестовые вопросы с вариантами ответов.
- Рекомендую изучить оценивание с помощью концептуальных карт:
– Anohina, A., Graudina, V., & Grundspenkis, J. (2007). Using concept maps in adaptive knowledge assessment. In Advances in Information Systems Development (pp. 469-479). Springer, Boston, MA.
– Anohina-Naumeca, A., Grundspenkis, J., & Strautmane, M. (2011). The concept map-based assessment system: functional capabilities, evolution, and experimental results. International Journal of Continuing Engineering Education and Life Long Learning, 21(4), 308-327.
Литература:
- Hou, M., & Fidopiastis, C. (2017). A generic framework of intelligent adaptive learning systems: from learning effectiveness to training transfer, 1–18. http://doi.org/10.1080/1463922X.2016.1166405
- Cocea, M., & Magoulas, G. D. (2015). Participatory Learner Modelling Design: A methodology for iterative learner models development. Information Sciences, 321(C), 48–70. http://doi.org/10.1016/j.ins.2015.05.032
- Punnarumol Т. (2014). Ubiquitous Learning Environment: Smart Learning Platform with Multi-Agent Architecture. Wireless Pers Commun,76, 627–641. http://doi.org/10.1007/s11277-014-1730-2
- Ocepek, U., Bosnić, Z., Šerbec, I. N., & Rugelj, J. (2013). Exploring the relation between learning style models and preferred multimedia types. Computers & Education, 69(C), 343–355. http://doi.org/10.1016/j.compedu.2013.07.029
- Kim, J., Lee, A., & Ryu, H. (2013). Personality and its effects on learning performance: Design guidelines for an adaptive e-learning system based on a user model. International Journal of Industrial Ergonomics, 43(5), 450–461. http://doi.org/10.1016/j.ergon.2013.03.001
- Chang, T.-Y., & Ke, Y.-R. (2013). A personalized e-course composition based on a genetic algorithm with forcing legality in an adaptive learning system. Journal of Network and Computer Applications, 36(1), 533–542. http://doi.org/10.1016/j.jnca.2012.04.002
- Perez-Rodriguez, R., Anido-Rifon, M. C.-R. L., & Llamas-Nistal, M. (2010). Execution Model and Authoring Middleware Enabling Dynamic Adaptation in Educational Scenarios Scripted with PoEML. Journal of Universal Computer Science, 16(19), 2821–2840.
- Triantafillou, E., Pomportsis, A., & Demetriadis, S. (2003). The design and the formative evaluation of an adaptive educational system based on cognitive styles. Computers & Education, 41(1), 87–103. http://doi.org/10.1016/S0360-1315(03)00031-9
Тут вы найдете все самое интересное про образовательное пространство
В наше время происходят серьезные изменения в системе образования, и это не может не радовать. Ведь если ранее детей с ОВЗ отправляли учиться, а иногда и жить, исключительно в специализированные заведения, то сейчас в этом нет такой необходимости — адаптивная программа в ДОУ или в школе разрабатывается для каждого конкретного ребенка с учетом его особенностей здоровья.
Методлитература вам в помощь…
С одной стороны, вопрос, конечно, спорный, а будет ли на самом деле воспитаннику, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, лучше среди здоровых детей, а не себе подобных? Ведь мы все знаем и постоянно слышим, насколько жестоки сейчас дети. И для детей с ОВЗ не каждое образовательное учреждение может предложить необходимые условия. Понятно, что программу напишут и работать с таким ребенком будут, но вот кто его защитит от насмешек и жестокости со стороны сверстников?
Я лично знаю много примеров, как тяжело детям эмоционально каждый день приходить в школу и ощущать на себе постоянные взгляды одноклассников, детей из других классов. И несмотря на то, что ФГОС предусматривает равные возможности обучения для каждого ребенка в нашей стране, я считаю, что есть еще над чем подумать по данной проблеме. А как вы относитесь к тому, что наша система образования теперь включает инклюзивный подход? Есть ли у вас воспитанники и дети знакомых, которые рады обучению по адаптивным программам в рамках ДОУ и школ?
Ну а я пользуясь случаем хочу порекомендовать несколько полезных вебинаров и программу профессиональной переподготовки с возможностью рассрочки оплаты для тех, кто работает в системе ОВЗ:
- офлайн-вебинар «Новые профессиональные компетенции педагогов в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ» (объем 4 ч.);
- офлайн-вебинар «Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС» (объем 4 ч.);
- профессиональная переподготовка по программе «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (252 часа) аванс.
Можно однозначно утверждать, что без повышения уровня квалификации, профессиональной подготовки или участия в вебинарах по инклюзивной тематике невозможно ни написать адаптивную образовательную программу в соответствии со стандартом, ни проводить учебные занятия с детьми с ОВЗ на должном уровне.
Разработка адаптивной программы
Адаптивные рабочие программы имеют некоторые особенности, но если вы уже составляли стандартную рабочую программу и имеете хорошую теоретическую базу по инклюзивному образованию, то можете не волноваться — вы справитесь и с этой задачей.
Прежде всего рекомендую ознакомиться с «Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», которая представлена уже в 4-ом издании и включает базу для индивидуализации процесса дошкольного образования.
А педагогам по физкультуре будет настольным пособием книга О. Евсеевой и А. Картавцевой «Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в ДОУ».
Какие дополнительные разделы включить в адаптивную программу?
- добавить формы обучения в соответствии с конкретным направлением обучения, обязательно предусмотреть индивидуальные коррекционные занятия;
- обозначить приоритетные направления и содержание коррекционной работы в учреждении дополнительного образования;
- включить данные о динамике состояния здоровья воспитанников согласно результатам медицинского осмотра;
- дать психолого-педагогическую характеристику для детей инвалидов, для детей с ЗПР и другими видами психических и физических отклонений в развитии;
- обозначить виды деятельности для обучающихся в соответствии с возрастом и тем или иным заболеванием;
- четко расписать целевые ориентиры программы и критерии оценки достижения планируемых результатов;
- дать подробное описание содержания коррекционной работы;
- уделить особое внимание системе мероприятий оздоровительного характера;
- включить особенности планирования учебно-воспитательного процесса с учетом конкретных заболеваний детей;
- распланировать тематические недели;
- включить индивидуальную коррекционно-развивающую программу;
- предусмотреть индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
- распланировать варианты взаимодействия педагогических работников с семьями детей;
- уделить внимание особенностям организации развивающей предметно-пространственной среды.
Из этого основного списка что-то может быть не обязательным для конкретной программы, а что-то придется и добавить с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Варианты адаптивных программ настолько разнообразны, что сложно дать какой-то единый алгоритм их разработки.
Поэтому участвуйте в вебинарах, которые я упоминала выше, прочитайте специализированные пособия, пройдите повышение квалификации — и будите хорошо разбираться в инклюзивном образовании, а это уже шаг на ступеньку выше в вашем профессиональном мастерстве и возможность стать ценным сотрудником в вашем ДОУ.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!