Как составить административный протокол по мусору

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.2. КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.3. Действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно законодательству Российской Федерации отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Правовые основы обращения с отходами установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Указанной статьей предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (часть 1), а также за несоблюдение названных требований при их размещении (часть 4).

Этой же статьей предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации (часть 7), за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления (часть 8), за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности (часть 9), за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (часть 10) за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду (часть 11), за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления (часть 12).

Наказание за указанные нарушения предусмотрено в виде штрафов в размере от 1  до 700 тыс. рублей в зависимости от субъекта ответственности и квалификации действий.

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления образуют состав статьи 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влекут наказание в виде штрафа от 2 тыс. до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности и квалификации действий.

Кроме прочего, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы административных правонарушений:

– несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновой слой (статья 8.2.1) при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (статья 8.2.2); при обращении с отходами животноводства (статье 8.2.3);

– нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год (статья 8.5.1);

– неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведение работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления (часть 3 статьи 8.7);

– применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (часть 4 статьи 8.7).

– неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (статья 8.41.1);

Наказание за указанные правонарушения предусмотрено в виде штрафа в размере от 1 до 900 тыс. рублей в зависимости от субъекта ответственности и квалификации действий.

В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по вышеуказанным составам (за исключением составов, предусмотренных частями 7-12 статьи 8.2, статьей 8.5.1 и частью 4 статьи 8.7) предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.35 КоАП РФ наделены территориальные органы Роспоторебнадзора, по остальным указанным составам административных правонарушений наделены должностные лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора.

Кроме того, возбуждать административные дела по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ уполномочены органы внутренних дел (полиции), по всем вышеперечисленным составам – прокурор.

Дела об административных правонарушениях, санкцией которых предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности, рассматривают судьи.

При наличии сведений о нарушениях в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами необходимо обращаться в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Южно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, органы Роспотренадзора (при нарушении санитарно-эпидемиологических требований) полиции и прокуратуры.

Разъяснение подготовлено Орской межрайонной природоохранной прокуратурой

Кодекс об административных правонарушениях>Раздел II КоАП РФ. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ>Глава 8 КоАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ>Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.

Цель статьи – обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).

2. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” и многих других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” (с изм. и доп.) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (с изм. и доп.)).

3. Объект правонарушения – общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет – отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества – бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 “Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности”), по ГОСТу 17.4.02-83 “Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения” – на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. Федеральный закон “Об охране окружающей среды” вводит понятие загрязняющего вещества – это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” N 1 “Опасные производственные объекты” и N 2 “Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности”).

Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

4. Объективная сторона данного правонарушения – действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

5. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

6. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушения – вина в форме умысла или неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), органов, осуществляющих экологический контроль (ст. 23.29), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36). В том случае, если возникает необходимость в применении к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, дело передается на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например,  многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказанием
и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее
и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием.
Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже
иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме
того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к
административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от
дорожного движения до отдыха и рыбалки.

В этой связи каждому полезно знать базовые
правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляет
должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного
органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С
момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается
собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно
понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие
правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.
Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или
иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и
принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении
(в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание
или прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу
— там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте,
дома и т.п.  — в зависимости от существа
нарушения). Однако нередки  и ситуации,
когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления
протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по
почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола
(это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в
рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях —
например,  вы не подали декларацию).
Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления
административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике
случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам
ответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколько
исключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать дела
об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не
протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение)
документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название —
«постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его,
виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила
поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.

—  в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствует
в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это
возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение
дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо,
привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с
наказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявления
правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных
с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических
средств

Протокол, согласно КоАП, является доказательством
по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться
против вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенные
должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для
прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если
административное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того,
что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во
многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно
знать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь в
ситуации составления в отношении вас протокола об административном
правонарушении.

1.  Не
имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по
вызову для его составления (если протокол составляется не сразу).
Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП
есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и
себе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснить
ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе.
Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите,
потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не
разъяснили». Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не
сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена
заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится
заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально. В этом случае
«до составления» — означает, что это первое, что делает должностное
лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составление
протокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вами
протокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменных
объяснений.  Именно в такой
последовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится с
протоколом и что-то в нем пишет. Если вам передают протокол для ознакомления и
подписания, то  прочитав его, задайте
вопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения)
составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет
— смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов с
вашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z.  Это нужно для того, чтобы после вашего
ознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

4. Если вы 
видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (они
возможны при составлении протокола «на месте») и проверьте
правильность их данных в протоколе . Если указаны свидетели — аналогично при
протоколировании «на месте». Если у вас есть свидетели, которые могут
подтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны —
просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе
«замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания по
содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не
разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все
иные недостатки протокола. Он должен содержать указание на место его
составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,
сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью
закона, предусматривающую административную ответственность за данное
административное правонарушение. 
Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное
место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и
т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы
согласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью других
достоверных доказательств.  Также
отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений.   Если замечаний у вас нет или осталось
свободное место — ставьте Z.

6.  Не
торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не
признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на
стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник,
составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю
или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Дать
объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не
уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения
написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужна
юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела,
необходима помощь защитника».  Это
правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом
случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и
чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом
скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его
помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы. Потом, в спокойной обстановке,
вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой
помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола
осталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он
составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который
заполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужные
отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол
составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра
протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас
заберут в целях его направления для рассмотрения по существу. Если заполнение
происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в
своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола.
Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так
как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в
точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган
административной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к
административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью
защитника (адвоката или иного лица по доверенности).  Такая помощь может оказываться не только при
рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему
опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с
адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явка
с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в
дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на
адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет
соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.

© Лилия Мищук

По проблемам законодательного регулирования административного законодательства субъектами Российской Федерации в части проблемы отсутствия у сотрудников полиции полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, полагаем необходимым отметить, что согласно положению части 1 статьи 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

До начала действия Федерального закона № 3-ФЗ возложение законом субъекта Российской Федерации на сотрудников органов внутренних дел обязанности по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных региональным нормативным правовым актом, согласовалось с положениями Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (утратившим силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона № 3-ФЗ), в соответствии с которыми милиция общественной безопасности подчинялась органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и финансировалась за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2012 года финансирование милиции общественной безопасности осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В данной связи, в соответствии с частью 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Вместе с тем в ряде законов субъектов Российской Федерации сохранялись положения, предусматривающие, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных данными законами субъектов Российской Федерации, составляются сотрудниками органов внутренних дел. Недопустимость данных положений была неоднократно отмечена судебной практикой, выраженной, в том числе, решениями Верховного Суда Российской Федерации в Определениях от 27 февраля 2013 г. № 46-АПГ13-2, от 14 августа 2013 г. № 78-АПГ13-15, от 13 ноября 2013 г. № 91-АПГ13-2.

Данное обстоятельство связано с тем, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и не входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 4 Федерального закона № 3-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и, соответственно, законодатель субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти осуществления части исключительно своих полномочий.

Исходя из этого Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) часть 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена нормой, согласно которой протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) только в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время система законодательства об административных правонарушениях устанавливает возможность составления должностными лицами органов внутренних дел (полиции) протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, только в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Аналогичная норма о том, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть делегировано осуществление федеральным органам исполнительной власти только части своих полномочий, также содержится в статьях 1 и 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). При этом, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, если принадлежность полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом соответствующего субъекта Российской Федерации, должностным лицам органов исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации не определена, передача таких полномочий не может являться предметом соглашения между МВД России и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, делегироваться в системе исполнительной власти в Российской Федерации.

В целях обеспечения соблюдения договаривающимися сторонами принципов разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минюстом России в соответствии с пунктом 5 Правил заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 924, проводится правовая экспертиза заключенных (подписанных) соглашений.

В качестве примера можно привести информацию Минюста России, в соответствии с которой, по итогам ранее проведенной правовой экспертизы соглашений между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан, между МВД России и Правительством Оренбургской области о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренных законами данных субъектов Российской Федерации, были выявлены отступления от названных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона № 184-ФЗ, поскольку указанные полномочия не были закреплены за должностными лицами органов исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.

Выявленные недостатки регионального законодательства стали следствием разъяснительной работы, которую провело МВД России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации после принятия Федерального закона № 247-ФЗ.

Учитывая изложенное, Республикой Татарстан и Оренбургской областью внесены изменения в свое законодательство об административных правонарушениях, закрепляющие указанные полномочия за должностными лицами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (Закон Республики Татарстан от 9 июля 2016 г. № 60-ЗРТ, Закон Оренбургской области от 27 июня 2016 г. № 3989/1080-V-ОЗ). В результате соглашение между МВД России и Правительством Оренбургской области и соглашение между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами указанных субъектов Российской Федерации, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Кроме того, при заключении указанных соглашений необходимо обратить внимание на следующее.

Соглашение должно устанавливать права и обязанности сторон, в том числе контроль за осуществлением передаваемых полномочий, порядок их финансового и материально-технического обеспечения, и заключаться с учетом примерной формы, утвержденной Приказом Минюста России от 10 августа 2016 г. № 182. В разделе (статье) соглашения, регламентирующем материальное и финансовое обеспечение передаваемых полномочий, следует непосредственно указывать, что финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенции, предоставляемой федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 138.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В части предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в указанной сфере полагаем возможным:

– сохранение существующей, законодательно закрепленной, системы делегирования осуществления части полномочий путем заключения вышеуказанных соглашений;

– или всестороннюю проработку вопроса о внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения его положений нормами, устанавливающими административную ответственность по основным составам правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и, соответственно, закрепляющими полномочие по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях за должностными лицами органов внутренних дел (полиции).

Кроме того, следует отметить, что проблемы установления и привлечения к административной ответственности в сфере благоустройства, действительно, существуют и находятся на контроле в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Комитет неоднократно обращал внимание на то, что в судебной практике понятие «вопросы, имеющие федеральное значение», по которым административная ответственность может устанавливаться только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), толкуется в правоприменительной практике очень широко, что фактически лишает регионального законодателя возможностей по установлению ответственности в ряде сфер общественных отношений, в том числе в сфере благоустройства. В связи с этим Комитет высказывался о необходимости внесения изменений в КоАП РФ в части расширения возможностей субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушения установленных норм и правил, если такая ответственность не установлена на федеральном уровне.

Кроме того, обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 155717-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленный на уточнение полномочий в сфере благоустройства территории муниципальных образований, а также на решение вопроса, затронутого в рассматриваемом решении совместного заседания. Ответственным в работе над указанным законопроектом является Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Добавить комментарий