Как составить аккордовую последовательность

последовательность аккордов

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Аккордовая последовательность – что это?
  • 3 Применение последовательностей аккордов
  • 4 Примеры последовательностей аккордов
  • 5 Как построить аккордовую последовательность
    • 5.1 Основная информация
    • 5.2 Кварто-квинтовый круг
  • 6 Последовательности аккордов в тональности
  • 7 Частные случаи и моменты
  • 8 Общие советы

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Применение последовательностей аккордовВо-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Akkord DmAkkord E

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция, а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая. При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

Гамма Ля-минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Кварто-квинтовый круг

Самое главное, что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F G A A# C D E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

последовательность аккордов в тональности

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

красивые последовательности аккордов1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Аккордовые прогрессии – это строительные блоки песен. В конце концов, аккордовая прогрессия служит предсказуемой схемой, которая является фундаментом, позволяющим расцветать другим мелодиям, ритмам и музыкальным идеям. Однако как придумать аккордовую прогрессию? И какая теория лежит в их основе?

Ниже мы подробно расскажем обо всем, что вам нужно знать об аккордовых прогрессиях и о том, как их строить. Мы также поделимся некоторыми советами по созданию уникальных прогрессий, чтобы ваши композиции выделялись на фоне других.

Что такое аккорды и аккордовые прогрессии?

В своей простейшей форме аккорды – это наборы нот, которые звучат приятно, когда играются вместе. Аккордовые прогрессии – это схемы аккордов, которые помогают вызвать у слушателя определенное чувство. Существует несколько распространенных аккордовых прогрессий, которые можно услышать в большинстве современной музыки, но, поняв, как создаются аккорды, вы сможете выйти далеко за рамки самых популярных аккордовых прогрессий и расширить свой звуковой словарь.

Как и степени шкалы, различные типы аккордов обозначаются римскими цифрами. Аккорды с прописными римскими цифрами обозначают мажорные аккорды, а аккорды со строчными римскими цифрами – минорные аккорды. Обычно аккордовые прогрессии состоят из трех или четырех аккордов, хотя эти цифры не являются абсолютными. Существует также множество двухаккордовых и пятиаккордовых прогрессий, хотя они встречаются реже, чем трех- и четырехаккордовые прогрессии.

Как создаются аккорды 

Для того чтобы понять, как работает аккордовая прогрессия, необходимо сначала разобраться, что такое аккорд. По сути, аккорд – это набор тонов или нот. Эти ноты обычно имеют тесную связь друг с другом, установленную в определенном ключе.

Аккорды обычно состоят как минимум из трех нот. Они называются по ключевой тональности, на которой они основаны. Например, в аккорде до мажор используются ноты из мажорной гаммы. В ключе до мажор мажорная гамма – это C D E F G A B C. Мы знаем это, используя универсальную формулу для мажорной гаммы: целый шаг-целый шаг-половина шага-целый шаг-целый шаг-целый шаг-половина шага (WWHWWWWH), как показано ниже.

что такое аккордовые прогрессии

Целый шаг составляет два полутона или две клавиши на фортепиано, а половинный шаг – это расстояние в одну клавишу на фортепиано или один полутон. В рамках одной шкалы существуют различные типы нот, называемые градусами шкалы. Степени шкалы и соотношения между определенными нотами одинаковы независимо от того, какую шкалу вы используете. Вы увидите, что основное различие между разными шкалами заключается в начальной ноте и типе шкалы (мажорная, минорная, пентатоническая, уменьшенная и т.д.).

Для примера рассмотрим градусы гаммы в ключе до-мажор:

1-я: C – тоника

2-й: D – супертоника

3-й: E – Mediant

4-й: F – субдоминанта

5-й: G – доминанта

6-й: A – Посредник

7: B – Ведущий тон

Мажорный аккорд состоит из тоники, медианты и доминанты или 1-й, 3-й и 5-й ступеней шкалы. Поэтому в тональности до мажор мажорный аккорд – это C-E-G. Аккорды, состоящие из трех нот, называются триадами. Также могут быть аккорды с дополнительными нотами.

Например, мажорный 7-й аккорд, или Cmaj7, состоит из C-E-G-B. Обратите внимание, что этот аккорд похож на мажорный, только с добавлением 7-й гаммы или ведущего тона, которым является B. Существуют различные формулы для разных типов аккордов, которые мы подробно рассмотрим ниже.

мажорные аккорды

На графике выше вы можете видеть, как различные степени гаммы могут быть использованы для создания различных аккордов. У каждого типа аккордов есть своя формула, так сказать, которую мы рассмотрим ниже.

Мажорные аккорды

Мажорный аккорд – одна из самых популярных основ для распространенных прогрессий в западной музыке. Мажорное трезвучие можно создать, добавив третью и пятую мажорные степени к тонике в мажорной гамме. Мажорные трезвучия имеют более счастливое звучание и помогают подчеркнуть корневую ноту или тонику шкалы. В мажоре мажорный аккорд состоит из нот G, B и D в соответствии с мажорной шкалой. Любой аккорд, построенный на 1-й, 3-й и 5-й степенях мажорной шкалы, считается мажорным трезвучием.

Минорные аккорды

Минорный аккорд – это еще один популярный аккорд, который является корневым аккордом минорной гаммы. Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней минорной шкалы. Возьмем для примера минорную гамму, которая состоит из A, B, C, D, E, F и G. Используя формулу, мы можем вывести, что минорный аккорд состоит из A, C и E.

Уменьшенные аккорды

Как и другие трезвучия, уменьшенные аккорды основаны на первой, третьей и пятой степенях шкалы. Чтобы создать уменьшенный аккорд, тоника мажорной гаммы наслаивается на уплощенную третью и уплощенную пятую доли гаммы. Так, для образования C diminished мажорный аккорд C, E, G меняется на C, E flat и G flat.

Седьмые аккорды 

Если вы хотите придать аккордам больше глубины, вы можете добавить к ним седьмую степень. Седьмые аккорды образуются путем взятия трезвучия и добавления ведущего тона. Если мы используем в качестве примера аккорд до-мажор, то C, E, G превращается в CMaj7 с нотами C, E, G, B.

Инверсии

Инверсии относятся к аккордам, которые состоят из тех же нот, что и обычный аккорд, за исключением того, что корневая нота не находится в основании ноты. Возьмем для примера до-мажор – до-мажор обычно нотируется как C, E и G с тоникой в качестве основания. Таким образом, инверсия до-мажорного аккорда может быть E G C или G C E.

Тонические, доминантные и преддоминантные аккорды

Различные типы аккордов можно обобщить, так же как можно обобщить степени гаммы. Понимание того, как функционируют эти типы аккордов, может облегчить вам создание аккордовой прогрессии, которая имеет большой смысл. Аккорды можно разделить на тонические, доминантовые и преобладающие:

Тоник

Эти типы аккордов имеют тесную связь с тоникой любой шкалы. Тонические аккорды – это аккорды I, III и VI тональности в шкале.

Доминанта

Доминантовые аккорды подчеркивают 5 и 7 степени гаммы. Доминантными аккордами являются аккорды V и VII.

Предшественник

Аккорды с преобладанием или субдоминантой помогают обозначить совершенную 4-ю долю в гамме. Такими аккордами являются IV и II аккорды.

тонические, доминантные и преобладающие аккорды

Различные типы аккордовых прогрессий

В мире музыки существует несколько различных типов аккордовых прогрессий.

Прогрессии диатонических аккордов

Слово “диатоника” означает использование нот в рамках одной шкалы. Поэтому диатоническая аккордовая прогрессия использует только ноты, содержащиеся в шкале. Так, диатоническая аккордовая прогрессия, использующая мажорную гамму, будет выглядеть как C-G-Am-F. Это довольно простые аккордовые прогрессии, которые достаточно гармоничны.

Прогрессии аккордов натурального минора

Эти аккордовые прогрессии используют ноты только в минорной гамме. Так, аккордовая прогрессия натурального минора в тональности ля-минор может быть такой, как Am-F-G. Это также может быть что-то вроде Em-G.

Прогрессии аккордов мелодического минора

Мелодические минорные аккордовые прогрессии построены на основе минорной гаммы, но с повышенной 6-й и повышенной 7-й степенью гаммы. Поэтому в этих прогрессиях используются аккорды в мелодической минорной гамме. Так, мелодическая минорная аккордовая прогрессия может быть такой, как Cmin-F-G-Cmin.

Прогрессии гармонических минорных аккордов

Гармонические минорные аккорды – это аккорды, построенные на основе гармонической минорной гаммы. Она похожа на натуральную минорную гамму, только в гармонической минорной гамме присутствует повышенная 7-я. Таким образом, гармоническая минорная аккордовая прогрессия может быть такой, как Am-F-G#dim.

5 аккордовых прогрессий, которые должен знать каждый музыкант

В популярной музыке вы найдете примеры общих аккордовых прогрессий. Эти общие аккордовые прогрессии можно использовать в качестве вдохновения для создания собственной или играть как есть. Вот несколько распространенных аккордовых прогрессий, которые вам необходимо знать как музыканту.

I-IV-V-I

Эта аккордовая прогрессия прослеживается во всех рок-песнях, хотя она и сегодня встречается в поп-музыке. Просто послушайте прогрессию в хитовой песне “Despacito”:

I-V-v-vi-IV

Это популярная аккордовая прогрессия, которая доминирует в чартах. Посмотрите, как она используется в классической песне “She Will Be Loved” группы Maroon 5:

I-V-iv-I

Это еще одна распространенная аккордовая прогрессия, встречающаяся в популярных песнях самых разных жанров. Послушайте песню “Africa” группы Toto, чтобы услышать эту аккордовую прогрессию в действии:

vi-IV-I-V

Это классическая четырехаккордовая прогрессия, которая обязательно понравится. Послушайте аккорды, сыгранные в куплете песни The Beatles “Let It Be”, чтобы получить представление о ее звучании:

I-vi-ii-V

Эта аккордовая прогрессия использовалась на протяжении веков. Посмотрите, как она используется в классической песне “Heart and Soul”:

Как написать собственную аккордовую прогрессию

Теперь, когда у вас есть несколько распространенных аккордовых прогрессий, давайте узнаем, как вы можете написать свою собственную! Вот пошаговый процесс создания аккордовых прогрессий.

1. Выберите ключ 

Аккордовые прогрессии работают в определенном ключе. Для начала определите, какой ключ и шкалу вы хотите использовать для создания аккордов. Не существует единственно верного способа интерпретации аккордовой прогрессии, но в целом вы можете ассоциировать более счастливый, жизнерадостный тон с мажорным ключом, а более мрачный – с минорным.

2. Отталкивайтесь от начального аккорда

Как только вы определитесь с тональностью, используйте тонический аккорд или начальный аккорд в качестве начального аккорда. Обычно аккордовая прогрессия состоит из четырех аккордов, но она может состоять из пяти аккордов или более, в зависимости от скорости смены аккордов. Вы также можете разнообразить свой начальный аккорд, добавив 7-ю или ведущую ноту к общему аккордовому трезвучию для большей звуковой глубины.

3. Используйте ссылку на прогрессию 

Нет ничего плохого в том, чтобы воспользоваться справочником по аккордовым диаграммам! Эта небольшая шпаргалка покажет вам, как создать диатоническую аккордовую прогрессию во всех ключах. Вы можете начать комбинировать различные степени аккордов вместе или использовать один из общих шаблонов, рассмотренных выше.

Реф-график:

4. Добавить заметки

Не бойтесь разнообразить аккордовую прогрессию, добавляя дополнительные ноты. Вы можете легко преобразовать аккорды в 7-е аккорды, добавив дополнительную степень гаммы, или вставить ноты между аккордами для более плавного перехода от одного аккорда к другому.

5. Попробуйте 

Если сомневаетесь, пробуйте! Когда речь идет о построении аккордовой прогрессии, не существует жестких и быстрых правил, поэтому не стесняйтесь экспериментировать. Вы можете обнаружить, что возвращаетесь к некоторым наиболее популярным аккордовым прогрессиям, и это тоже нормально. Как говорится, “если ничего не сломалось, не чините”!

Советы по созданию интересных аккордовых прогрессий

Теперь, когда вы знаете основы распространенных аккордовых прогрессий, ознакомьтесь с этими советами, чтобы ускорить свой рабочий процесс и создать более интересные аккордовые прогрессии.

Использование трюка 4/3

Если вы попали в затруднительное положение или не запомнили музыкальные гаммы, не паникуйте! Вы можете использовать прием 4/3 для определения любого мажорного аккорда. Для этого выберите корневую ноту в шкале. В мажорном ключе это С. Чтобы найти две другие ноты в аккорде, сначала поднимитесь на четыре полутона вверх. Если вы начинаете с C, это приведет вас к E. От E поднимитесь еще на три полутона вверх, чтобы найти последнюю ноту трезвучия – G. Вы также можете проделать обратный трюк, как 3/4, чтобы определить минорные аккорды, используя любую шкалу.

используя правило 4/3

Доминанта 7-я

Одним из самых популярных аккордов, выходящих за рамки основной минорной или мажорной структуры, является доминантсептаккорд. Этот тип аккорда часто используется для возвращения к тонике или I аккорду. Чтобы создать доминантовый 7-й аккорд, сначала создайте мажорный 7-й аккорд. Затем понизите 7-ю ноту на один полутон. Так, для CMaj7 (C, E, G, B) доминантсептаккорд становится C, E, G, B бемолем. Доминантовый аккорд часто используется в таких жанрах, как блюз, рок и джаз.

доминантная 7-я

Полихорды

Если вы ищете быстрый способ построения различных аккордовых прогрессий, создайте полихорд. Полихорды, по сути, объединяют два мажорных или минорных аккорда и создают один аккорд, который больше, чем обычное трезвучие. Например, вы можете легко объединить мажорный (C, E, G) и минорный (G, B, D) аккорды, чтобы создать CMaj9, который состоит из нот C, E, G, B, D.

полихорды

Для любого музыканта важно понимать аккордовые прогрессии, будь вы продюсер, автор песен, инженер или что-то среднее между ними. Надеемся, что это руководство поможет вам уверенно строить аккордовые прогрессии и расшифровывать любую конкретную аккордовую прогрессию, когда вы с ней столкнетесь. Немного теории музыки поможет вам расшифровать практически любую песню.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Эта статья даст вам представление о построении последовательности гитарных аккордов для песни. Если вы разучили 15-20 основных аккордов, то вы могли заметить, что некоторые звучат вместе лучше, чем другие. В связи с этим вопрос: “Какие?”

Шаги

  1. 1

    Во-первых, найдите гамму песни. Для этого напойте мелодию песни пару раз и попытайтесь обратить особое внимание на ноты, которые ведут всю мелодию к приятной и удовлетворяющей концовке. Мелодия песни построена на гамме, связанной с этой нотой.

  2. 2

    Теперь определите, является ли гамма мажорной или минорной. Для этого сыграйте аккорд для ноты, которую вы нашли в шаге 1, напевая мелодию. Например, если ваша нота “до”, сначала попробуйте напевать песню под до мажорный аккорд. Если это звучит странно, попробуйте до минор. Если у вас острый слух, то вы можете легко увидеть, какой из них подходит.

  3. 3

    Когда вы найдете ноту и гамму, начинайте добавлять аккорды, напевая песню. Это нетрудно, если вы знаете все о семействах аккордов. Примените ‘Трюк трех аккордов’. Например, если песня в гамме до мажор, то вы должны быть в состоянии играть песню достаточно хорошо, используя аккорды «до мажор», «фа мажор» и «соль септаккорд». Помните, что аккордовые прогрессии чаще всего зависят от некоторых ключевых нот, входящих в мелодию. Поэтому если вы в состоянии играть песню на инструменте, размещение соответствующих аккордов было бы намного легче.

    Реклама

  1. 1

    Гамма до мажор идет от до в до, это занимает октаву или восемь шагов, чтобы добраться от низкой до высокой до – C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), C (до). C, D, E, F, G, A, B, C

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 5

    2

    Мы используем римские цифры, чтобы представить порядок нот в любой гамме. В этом стиле шаблон в любой тональности может быть представлен “в общем”.

  3. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 6

    3

    “I” (первый) аккорд называется тоникой. Он формирует основу, к которой относятся другие аккорды в последовательности. Многие книги и другие веб-сайты вдаются в подробности теории музыки, и есть много терминов, которые вы должны в конечном итоге узнать и понять, но эта страница является “кратким курсом”, так что давайте двигаться дальше.


  4. 4

    Первый, четвертый и пятый (I – IV – V) являются аккордами, которые в прогрессии вместе звучат хорошо. Со временем вы узнаете эти “наборы аккордов», но сначала хороший способ узнать – работать над ними пальцами. Связать римские цифры и цифры на руке, а затем просто отсчитывать буквы на пальцах.

  5. 5

    Например, в тональности С (до мажор) большой палец (I) будет C (до мажор), ваш безымянный палец (IV) будет F (фа мажор), и ваш мизинец (V) будет G (соль мажор). [Это означает, что мы пропускаем II или D (ре) и III или E (ми).].

    Реклама

  1. 1

    Вы можете играть только C, F, и G, но более интересно для уха смешивать их немного.

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 10

    2

    Фундаментальная единица в музыке – такт. Такт (или bar) часто состоит из четырех ударов. Это сложнее, чем здесь описывается, а сейчас просто думайте о ритме как о бое. Есть четыре удара в такте. Ниже удар представляется в виде черты (/).

  3. 3

    Еще одно уточнение. При игре блюза V аккорд часто играется как септаккорд. В этом примере это G7 (соль септаккорд).

  4. 4

    Таким образом, чтобы играть блюз в C (до мажоре) еще раз, используя теорию трех аккордов, играйте C (до мажор) в течение четырех тактов, F (фа мажор) в течение двух тактов, C (до мажор) в течение двух тактов, G7 (соль септаккорд) в течение одного такта, F (фа мажор) в течение одного такта, и опять C (до мажор) в течение двух тактов.C///, C///, C///, C///, F///, F///, C///, C///, G7й///, F///, C///, C///,

  5. 5

    Эта таблица забегает немного вперед, показывая минорные аккорды для второго, третьего и шестого аккордов, но сейчас лучше сосредоточиться на первом, четвертом и пятом столбцах. Колонка (I) является тональностью, и играя блюз в G (соль мажор), играйте предыдущий шаблон, но используйте аккорды G, C, и D7th.

  6. 6

    Тысячи песен построены на этих простых отношениях. Исследуйте этот шаблон в других тональностях, и вы получите бесчисленное количество часов музыкального удовольствия.

    Реклама

Советы

  • Найдите время, чтобы практиковаться с повторением, изучение идет легче и быстрее.
  • Продолжайте пробовать, пока не получится.
  • Имейте много терпения.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 24 002 раза.

Была ли эта статья полезной?

Музыка чрезвычайно разнообразна и бесконечно вариативна. И хоть нот всего лишь двенадцать, возможные их сочетания и фантазия музыканта никогда не закончатся.

Однако не все сочетания будут благозвучны и интересны для слушателя: последовательность из неприятных диссонансов отпугнет даже самого ярого любителя авангардного рока или джаз-фьюжна.

Поэтому среди бесконечности сочетаний и последовательностей в музыке есть очень удачные, которые постоянно используются музыкантами.

Такие аккорды полезно знать и ради быстрого узнавания и подбора на слух, и для использования в своем творчестве.

Для более глубокого понимания структуры аккордов давайте немного погрузимся в теорию музыки и поймем роли аккордов в ней.

Я получил эту роль

Аккорды в тональности так или иначе делятся на три группы:

  1. Тонический аккорд (Т) — главный в последовательности, в который хочет вернуться или, как говорят музыканты, разрешиться мелодия произведения. Вокруг этого аккорда и тяготения к нему построена тональность.
  2. Субдоминантный аккорд (S) — трезвучие, которое привносит в музыку тревожность, беспокойство, неустойчивость. Субдоминанта хочет разрешиться обратно в тонику.
  3. Доминантный аккорд (D) — аккорд, который сильно тянет разрешиться в тонику.

Для наглядного объяснения того, где и какие роли находятся, возьмем тональность Am. Тонический аккорд очевиден — он находится в названии тональности, однако, сюда же можно добавить аккорд С. В него мелодия также может разрешаться без больших потрясений для слуха.

Субдоминантными аккордами для Am будут Dm и F. Они вносят тревожность и беспокойство и немного тяготеют в тонику.

Доминантным аккордом будет Е — он сильнее всех тянет мелодию в аккорд Am.

Описания ролей намекают, что самая логичная последовательность — это T-S-D. И действительно, это один из самых популярных ходов в музыке, причем как в миноре (например, Am Dm E), так и в мажоре (A D E).

Эту последовательность или ее разновидности можно услышать в самой разной музыке:

  • Пятница — Солдат

  • Любэ — Позови меня тихо по имени

  • Louis Armstrong – Go Down Moses

  • Coldplay — Yellow

  • Ramones — Blitzkrieg Bop

Блюзовый многоугольник

Вся блюзовая музыка и рок-н-ролл построены на блюзовом квадрате. Он также часто встречается в джазе, рок-музыке, кантри и многих других стилях.

В тональности Е эта последовательность будет выглядеть так (в скобках указано количество тактов, которые нужно играть аккорд):

Е (4) А (2) Е (2) В (1) А (1) Е (2)

Эта 12-ти тактная последовательность имеет много разновидностей, но все они похожи и без труда узнаются, если знать оригинальный блюзовый квадрат.

Примечательно, что в этой последовательности разрешение в тонику происходит из субдоминанты, а не из доминанты, хотя в некоторых вариациях квадрата встречается и такое — записывайтесь на онлайн-курс и мы вам покажем!

Блюзовый квадрат — одна из самых популярных форм в музыке ХХ-го века, и поэтому количество песен, сыгранных на нем, невозможно сосчитать:

  • Little Richard — Tutti Frutti

  • The Doors — Riders on the Storm

  • Led Zeppelin — Rock and Roll

  • Зоопарк — Я забываю

  • Чайф — Рок-н-ролл этой ночи

Огонь фламенко

Еще одна известная последовательность — нисходящий ход в минорной тональности от тоники к доминанте. В тональности Am он будет выглядеть так:

Am G F E 

Изначально это последовательность из стиля фламенко, но из-за своей логичности и характерного звучания она стала использоваться почти во всех стилях музыки.

Также популярна вариация этого хода, когда меняют местами аккорды F и G:

Am F G E

Послушать и запомнить этот паттерн можно по следующим песням:

  • Ray Charles — Hit the Road Jack

  • White Stripes — Seven Nation Army

  • Alphaville — Big in Japan

  • Наутилус Помпилиус — Титаник

  • Алиса — Красное на черном

Брат за брата

Одна из самых красивых и мелодичных последовательностей в популярной музыке основана на том, что доминанта бывает не только у тональности, но и у каждого из аккордов — они называются побочными доминантами. И если построить в ряд такие доминанты, получится красивая и плавная гармония.

В минорной тональности эта последовательность выглядит так:

Am Dm G C F Dm E

У нее много вариаций: часто используют только первые четыре аккорда (Am Dm G C) или меняют какой-то из аккордов на более необычные, например, Dm на В.

Песен с этими аккордами множество:

  • Frank Sinatra — Fly me to the Moon

  • Gloria Gaynor — I Will Survive

  • Из фильма “Ирония судьбы” — Если у вас нету тети

  • Сплин — Орбит без сахара

Чтобы девочки заплакали

Прогрессия, которую американские музыканты называют «слезливой» — одна из самых интересных и вариативных последовательностей в популярной музыке, которая имеет форму и в мажоре, и в миноре. В мажоре она выглядит как C G Am F, а в миноре — Am F C G, то есть это просто переставленные местами аккорды.

Секрет ее популярности и интересного звучания в том, что обе последовательности приходят в тонику из субдоминантных аккордов, что создает пространство для написания интересной мелодии.

Кроме того, есть вариации в миноре, в которой в конце все-таки стоит доминанта:

Am F C E или Am F Dm E

Но они уже довольно далеки от идеи и мелодики изначальной последовательности.

Вы слышали эти аккорды в известных песнях много раз:

  • Beatles — Let It Be

  • U2 — With or Without

  • Joan Osborne — One of Us

  • James Blunt — You’re Beautiful

  • Танцы Минус — Половинка

В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.

Как правило, они трактуются в рамках классической гармонии, что не всегда удобно для современного музыка, который играет или сочиняет поп, рок, джаз музыку.
Аккордовые последовательности – это универсальный инструмент для композитора, поскольку одни и те же последовательности используются в самых разных стилях. И хотя знание гармонии несомненно необходимо, все же выучить основные последовательности можно и без него.
Итак, попробую ликвидировать очередной пробел в русском отделе музыкальной теории.

 Аккордовая последовательность – серия аккордов стремящаяся к определённому тональному центру, либо центральному аккорду (в тональной гармонии), либо кратная синтаксической структуре гармоническая ячейка, являющаяся основой для построения пьесы. Таким образом, последовательность может быть 2, 4, 8 тактовая и т.д. Последовательности очень тесно связаны с ритмом и  формой.

Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.

Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.

Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.

Немного о типах движения аккордов.

Существуют три базовых типа движения гармонии:

1. Кварто-квинтовое

2. Диатоническое

3. Хроматическое

На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд  последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.

Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.

При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.

Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается  смена класса (7 или x), например III7.

Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:

1.Функциональные

Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора


Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.

К таким последовательностям относятся:

I-IV-V-I

II-V-I

I-VI-IV-V и другие.

2. Нефункциональные последовательности

К ним относятся и модальные, и  тонально секвенционные последовательности.

Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты  или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.

Характерная особенность таких последовательностей это движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.

Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.

Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.

Пример последовательности в миксолидийском G либо эолийский C:

G – Dm -Em -F

Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.

Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них  в следующей статье).

Использование

Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.

Это большой плюс последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))

Музыканту часто гораздо легче наиграть, напеть мелодию на аккорды, а потом доработать ее. Многие известные songwriters сочиняют песни именно так. Это один из 4-х способов создания музыки. (Подробнее здесь https://study-music.ru/sochineni-muzyki-poshagovyj-algoritm/)

Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.

Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.

Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции. Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.

В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.

Узнать больше о последовательностях аккордов

Добавить комментарий