АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №136
603065, Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д. 1б, тел/факс. 253-53-09, тел. 253-29-46; E-mail:schooln136@inbox.ru
Комбинации акробатики для 5 – 11 классов.
Составил: учитель Моисеенко А.В.
2011 г.
Комбинация акробатики
5 класс.
1. И.п. – о.с. Равновесие на одной – держать, приставляя ногу – упор присев – 2,0 балла
2. Кувырок вперёд, правая скрестно перед левой и поворотом кругом в упор присев – 2,5 балла
3. Кувырок назад – 3,0 балла
4. Перекатом назад стойка на лопатках – держать – 3,0 балла
5. Перекатом вперёд в упор присев и о.с. – 1,5 балла
6 класс (юноши):
- Из стойки ноги врозь, руки вверх, наклоном назад «мост» с помощью – 3,0(балла).
- Лечь, и поднимая туловище, упор сидя сзади, перекатом назад стойка на лопатках (держать) – 1,5
- Перекатом вперёд упор присев – 1,5
- Кувырок назад в упор присев – 2,0
- Кувырок вперёд и прыжок вверх прогибаясь – 2,0
Девочки.
- Два кувырка вперёди, выпрямляясь, руки вверх – 2,0
- Опуститься в «мост» – 3,5
- Лечь и стойка на лопатках – 2,0
- Перекат вперёд в упор присев и прыжок прогибаясь ноги врозь – 2,5
7 класс (юноши):
1.Из упора присев кувырком вперёд стойка на лопатках – 2,5 (балла)
2. Перекат вперёд в сед с наклоном – 1,0
3. Кувырок назад в упор присев – 2,0
4. Стойка на голове и руках согнув ноги – 3,0
5. Опускаясь в упор присев, прыжок вверх прогибаясь – 1,5
Девушки.
- Из упора присев кувырок вперёд – 1,0
- Кувырок вперёд в сед с наклоном – 1,5
- Лечь в «мост» – 3,0
- Лечь и стойка на лопатках – 2,0
- Перекатом вперёд сед с наклоном – 1,0
- Кувырок назад в полушпагат – 1,5
8 класс (юноши):
1.Из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь – 3,0 (балла)
2. Наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны – 1,0
3. Упор присев и стойка на голове и руках толчком двумя – 3,0
4. Опускание в упор присев и кувырок вперёд – 1,0
5. Длинный кувырок и прыжок вверх прогибаясь – 2,0
Девушки.
- Из упора присев кувырок назад – 2,0
- Перекатом назад стойка на лопатках – 1,5
- Перекатом вперёд лечь и «мост» – 2,5
- Поворот в упор стоя на правом колене, левую ногу назад – 2,0
- Махом левой в упор присев и кувырок вперёд – 1,0
- Прыжок вверх прогибаясь и о.с. – 1,0
9 класс (юноши):
- С 2-3 шагов разбега кувырок вперёд прыжком в упор присев – 2,0
- Силой стойка на голове и руках согнув ноги – 4,0
- Опускаясь в упор присев, кувырок назад и прыжок вверх прогибаясь с поворотом кругом – 2,0
4.Полуприсед, руки назад и длинный кувырок вперёд и прыжок вверх прогибаясь ноги врозь и о.с. – 2,0
Девушки.
- Шагом левой равновесие – 3,0
- Выпад правой, руки в стороны – 1,0
- Кувырок вперёд толчком одной в сед и наклон вперёд – 2,0
- Кувырок назад в упор присев – 2,0
- Прыжок вверх с поворотом кругом – 2,0
10 класс (юноши):
- Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперёд – 3,0
- Силой стойка на голове и руках – 3,5
- Опускание в упор присев, кувырок назад через стойку на руках – 3,5
Девушки.
- Опускаясь на колени, наклон назад, руки на пояс – 1,5
- Выпрямляясь с поворотом налево, сед и угол (держать), руки в стороны – 3,0
- Лечь и стойка на лопатках – 2,0
- Кувырок назад в полушпагат – 1,5
- Упор присев и шагом левой перекидной прыжок в выпад правой руки в стороны – 2,0
11 класс (юноши):
- С 2-3 шагов разбега кувырок прыжком вперёд – 2,0
- Кувырок вперёд в упор присев – 1,0
- Силой стойка на голове и руках – 2,5
- Опускаясь в упор присев, кувырок назад в упор стоя согнувшись – 1,5
- Выпрямляясь шагом одной и махом другой, переворот в сторону – 3,0
Девушки.
- Кувырок вперёд в сед с наклоном – 1,0
- Выпрямляясь, сед углом, руки в стороны – 2,0
- Перекатом назад стойка на лопатках – 1,0
- Перекатом вперёд лечь в «мост» – 2,0
- Поворот в упор присев – 1,5
- Встать в равновесие на одной, руки в стороны, выпад и кувырок вперёд в упор присев и о.с. – 2,5
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (мальчики) 1 класс.
1). И.п.- основная стойка. Выпад левой вправо, руки в стороны – прыжком принять упор присев – перекат вперед в группировке, перекат назад, стойка на
лопатках (согнувшись), основная стойка, наклон в широкой стойке, руки в стороны – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- основная стойка. Равновесие на одной, руки в стороны – упор присев, два переката вперед в группировке, перекат назад, упор присев – принять
положение глубокого выпада, руки в стороны- основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- правая вперед – книзу, руки на пояс. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, принять положение упор, основная стойка,
наклон с захватом – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- стойка на правом колене, руки на пояс. Упор присев – два кувырка назад, «мост» – (с помощью), упор присев, два кувырка вперед, стойка на лопатках – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девочки) 1 класс.
1). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два переката вперед в группировке, перекат назад, стойка на лопатках (согнувшись), упор на
левом колене, правую назад – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- упор присев на правой. Прыжком принять упор присев – перекат вперед в группировке, два переката назад, «мост» (с помощью), основная стойка,
наклон с захватом – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- стойка скрестно правой, руки на пояс. Упор на левом колене, правую назад – упор присев, два переката вперед в группировке, перекат назад, стойка на лопатках, «мост» – (с помощью) – основная стойка, руки вверх – наружу.
4). И.п.- основная стойка, руки в стороны. Наклон с захватом – упор присев, кувырок вперед в группировке, стойка на лопатках (согнувшись), принять
положение упор присев, кувырок назад в группировке, прыжок вверх прогнувшись – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (мальчики) 2 класс.
1). И.п.- основная стойка, руки в стороны. Стойка на коленях, руки на пояс – прыжком принять упор присев, кувырок вперед в группировке, перекат вперед,
кувырок назад в группировке, перекат назад, стойка на лопатках – стойка ноги врозь, руки на пояс.
2). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, упор присев, принять положение упор лежа,
упор присев – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- основная стойка. Правая в сторону, руки на пояс – упор присев, два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, перекат в сторону из упора стоя на коленях, стойка на лопатках – основная стойка, руки на пояс.
4). И.п.- стойка на правом колене, руки на пояс. Упор присев – кувырок назад, перекат назад, «мост» – (с помощью), упор присев, два кувырка вперед, основная стойка, глубокий выпад, руки в стороны – основная стойка, руки на пояс.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девочки) 2 класс.
1). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, стойка на лопатках, упор присев, перекат в
сторону из упора стоя на коленях – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- упор лежа на бедрах. Упор лежа – упор присев, кувырок вперед в группировке, перекат в строну из упора стоя на одном колене, кувырок назад в группировке, «мост» – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- упор на левом колене, правую назад. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад в группировке, «мост», упор присев, кувырок
вперед в группировке – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- стойка на лопатках. Упор присев – перекат вперед, кувырок вперед в группировке, кувырок назад в группировке, прыжок вверх прогнувшись, основная стойка, равновесие на левой, руки в стороны – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (мальчики) 3 класс.
1). И.п.- «полушпагат». Упор присев – два кувырка вперед в группировке, перекат вперед, два кувырка назад, стойка на лопатках, сед, упор присев – основная
стойка, руки вверх – наружу.
2). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, сед углом, из упор присев перекатом назад в «полушпагат», руки в стороны – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- правая в сторону, руки на пояс. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в группировке, из упора присев перекатом назад в стойку на лопатках (согнувшись), сед, сед углом, упор присев – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- стойка на правом колене, руки на пояс. Упор присев – два кувырка назад, «мост» на одной руке, упор присев, два кувырка вперед в группировке, сед, перекат вперед – стойка скрестно, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девочки) 3 класс.
1). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – упор лежа, упор присев, два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, из упора присев
перекатом назад в стойку на лопатках (согнувшись), упор присев, прыжок вверх прогнувшись – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- упор лежа на предплечьях. Упор лежа – упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, «мост» на одной ноге – сед согнувшись,
перекат назад в упор присев – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- правая вперед – кверху, руки на пояс. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в группировке, «мост» на предплечьях,
основная стойка, правая вперед руки на пояс – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- стойка на лопатках. Из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», с упором на руки – прыжком принять положение упор присев, кувырок
вперед в группировке, кувырок назад, прыжок вверх прогнувшись, основная стойка, выпад левой вправо, руки в стороны – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (мальчики) 4 класс.
1). И.п.- наклон в широкой стойке, руки в стороны. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в группировке, из упора присев
перекатом назад в стойку на лопатках (согнувшись), упор присев, прыжок вверх прогнувшись – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад в группировке, упор присев, перекатом назад
в «полушпагат» – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- фронтальное равновесие, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в группировке, прыжок вверх
прогнувшись в упор присев, «мост» на одной руке – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- упор лежа. Прыжком принять положения упор присев, два кувырка вперед в группировке, два кувырка назад, «мост» – встать с «моста», глубокий
выпад, руки в стороны – основная стойка, руки вверх – наружу.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девочки) 4 класс.
1). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад в группировке, из упора присев перекатом в
стойку на лопатках (согнувшись), из стойки на лопатках согнувшись перекатом назад в «полушпагат», упор на левом колене, правую назад, упор присев –
основная стойка, руки на пояс.
2). И.п. – сед углом. Упор присев – кувырок вперед в группировке, кувырок назад, из седа перекатом назад в «полушпагат», встать в основную стойку, крестообразное равновесие – основная стойка.
3). И.п.- равновесие на правом колене, левая в сторону. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, два кувырка назад, «мост», основная стойка,
равновесие кольцом на левой, левая рука в сторону, упор присев, кувырок вперед в группировке – основная стойка.
4). И.п.- сед. Из седа перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом в «полушпагат», с упором на руки – прыжком принять положение – упор присев, кувырок вперед в группировке, кувырок назад, прыжок вверх прогнувшись – выпад правой, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (юноши) 5 класс.
1). И.п.- «мост» на одной руке. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад в группировке, из упора присев перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», основная стойка, длинный кувырок вперед – основная стойка.
2). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Длинный кувырок – упор присев, три кувырка вперед в группировке, три кувырка назад в группировке, перекат вперед, прыжок вверх прогнувшись, основная стойка, руки в стороны, «шпагат» с опорой на руки – основная стойка.
3). И.п.- упор присев на правой. Два кувырка вперед в группировке, кувырок назад в группировке, из седа с наклоном вперед перекат назад с прямыми ногами
в упор на лопатках (согнувшись), основная стойка, наклон назад (с помощью) – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- упор лежа. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, два кувырка назад, «мост» – встать с «моста» с помощью, длинный кувырок, основная
стойка, равновесие на левой, руки в стороны – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девушки) 5 класс.
1). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, из седа перекатом назад в стойку на лопатках,
из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», основная стойка, длинный кувырок, фронтальное равновесие, руки в стороны – основная стойка.
2). И.п.– «мост» на предплечьях. Упор присев – кувырок вперед в группировке, кувырок назад, два перекат вперед, сед, из седа перекатом назад в
«полушпагат», «шпагат» с опорой на руки, основная стойка, длинный кувырок вперед – стойка скрестно правой, руки в стороны.
3). И.п.- выпад левой в право, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, перекат назад, «мост» – вставание с «моста» с помощью, длинный кувырок вперед – основная стойка.
4). И.п.- сед. Из седа перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекат назад в упор присев, два кувырка вперед в группировке, кувырок
назад, прыжок вверх прогнувшись, равновесие на одной, руки в стороны – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (юноши) 6 класс.
1). И.п.- присед на левой, правую вперед, руки в стороны. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, кувырок назад в упор, стоя на одном колене,
перекат назад в «полушпагат», «мост» – вставание с «моста» с помощью, длинный кувырок вперед – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, кувырок назад в упор ноги врозь, перекатом назад в
«полушпагат», из стойки на коленях перекат вперед прогнувшись с опорой руками, основная стойка, стойка на руках махом одной и толчком другой (с
помощью) – основная стойка.
3). И.п.- полуприсед с полунаклоном, руки назад (старт пловца) – длинный кувырок вперед в упор присев, кувырок вперед в группировке, кувырок назад в группировке, перекат назад в стойку на лопатках, перекатом вперед в сед с наклоном вперед, из упора присев толчком двумя стойка на голове с согнутыми
ногами – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- «мост» – поворот направо (налево) в упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад в группировке, из упора присев перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», боковое равновесие на правой, правую руку вверх, левую на пояс – основная стойка.Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девушки) 6 класс.
1). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, из седа перекатом назад в стойку на лопатках,
из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», основная стойка, равновесие на правой, правую руку вверх, левую на пояс – основная стойка.
2). И.п. – равновесие на правой с захватом, правая в сторону. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в группировке, из седа с
наклоном вперед перекат назад с прямыми ногами в упор на лопатках, основная стойка, наклон назад (с помощью) – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- равновесие кольцом на одной, рука в сторону. Полуприсед с полунаклоном, руки назад (старт пловца) – длинный кувырок вперед, упор присев, два
кувырка вперед в группировке, кувырок назад, перекат назад в упор на одном колене, «мост» на одной руке – основная стойка.
4). И.п. – сед углом. Из седа перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом в «полушпагат», упор лежа, упор лежа на бедрах, упор
присев, кувырок вперед в группировке, кувырок назад в упор присев, прыжок вверх прогнувшись, основная стойка, стойка на руках махом одной и толчком
другой (с помощью) – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (юноши) 7 класс.
1). И.п.- крестообразное равновесие. Длинный кувырок вперед в упор присев – два кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в упор, стоя на одном
колене, перекат назад в стойку на лопатках, из стойки перекат назад в «полушпагат», основная стойка, длинный кувырок вперед – основная стойка, руки в
стороны.
2). И.п.- стойка на голове. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в упор присев, перекатом назад в «полушпагат», основная
стойка, переворот в сторону, стойка на руках махом одной и толчком другой (с помощью) – основная стойка.
3). И.п.- полуприсед с полунаклоном, руки назад (старт пловца) – длинный кувырок вперед в упор присев, стойка на голове, упор присев, два кувырка вперед в группировке, два переката назад, «шпагат» с опорой на руки – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- стойка ноги врозь правой, руки на пояс. Два переворота вперед – упор присев, два кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в группировке, из упора присев перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат» – основная стойка.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девушки) 7 класс.
1). И.п.- равновесие кольцом на левой, левая рука вперед. Основная стойка – переворот вперед, упор присев – два кувырка вперед в группировке, кувырок
назад, из седа перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в упор стоя на одном колене, «шпагат» – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п. – заднее равновесие, руки в стороны. Упор присев – два кувырка вперед в группировке, перекат вперед в сед, сед согнувшись, перекат назад, кувырка
назад в группировке, прыжок вверх прогнувшись – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- крестообразное равновесие. Основная стойка – длинный кувырок вперед, упор присев, два кувырка вперед в группировке, кувырок назад, перекат
назад в упор на одном колене, «шпагат», основная стойка, наклон с захватом, разноименный «мост» – основная стойка.
4). И.п. – основная стойка. Два переворота в сторону – упор присев, два кувырка назад, два кувырка вперед в группировке, из упора присев перекатом назад в
стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», основная стойка, стойка на руках толчком одной махом другой ноги – основная
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (юноши) 8 класс.
1). И.п.- стойка на голове. Из стойки на голове кувырок вперед в упор присев, два переката вперед, кувырок назад, перекат назад, перекатом
назад в стойку на лопатках, упор присев – прыжок вверх прогнувшись – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Основная стойка – кувырок вперед прыжком с места (высота до 70 см), два кувырка вперед в группировке,
кувырок назад, кувырок назад в стойку на руках (с помощью), упор присев, стойка на голове и руках силой прогнувшись –
основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- основная стойка. С разбега два переворота в сторону – основная стойка, длинный кувырок вперед, упор присев, два кувырка назад,
перекат назад в стойку на лопатках, основная стойка, стойка на руках (с помощью), «мост» – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- фронтальное равновесие, руки в стороны. Основная стойка – переворот вперед, кувырок вперед в группировке, кувырок назад, перекат назад в «полушпагат», основная стойка, наклон с захватом, основная стойка, переворот вперед – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девушки) 8 класс.
1). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в «полушпагат», основная стойка,
переворот вперед, «мост» на одной руке, упор присев, кувырок назад, длинный кувырок вперед – основная стойка, в руки в стороны.
2). И.п.- основная стойка. Переворот в сторону – упор присев, два кувырка вперед в группировке, два кувырка назад в сед, из седа перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», основная стойка, «мост» на предплечьях – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- крестообразное равновесие. Упор присев – три кувырка вперед в группировке, кувырок назад в «полушпагат», упор присев, кувырок через плечо,
основная стойка, переворот в сторону, «мост» – вставание с «моста» – основная стойка.
4). И.п.- сед. Из седа перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в «полушпагат», упор присев, два кувырка вперед в
группировке, кувырок назад, прыжок вверх прогнувшись – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (юноши) 9 класс.
1). И.п.- основная стойка. Три переворота в сторону – два кувырка назад, упор присев, перекатом назад в стойку на лопатках, упор присев, из упора присев
прыжок вверх прогнувшись, основная стойка, «мост» на одной ноге, упор присев – основная стойка, руки в стороны.
2). И.п.- равновесие на одной, руки в стороны. Из И.п. – кувырок вперед в группировке, основная стойка, переворот в сторону, упор присев, стойка на голове и руках, упор присев, два кувырка назад в группировке, «шпагат» с помощью рук – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- основная стойка. Стойка на голове и руках – из стойки кувырок вперед в группировке, два кувырка назад, из упора присев прыжок вверх прогнувшись
в основную стойку, махом одной и толчком другой стойка на руках с переворотом вперед в «мост», вставание с «моста» – основная стойка, руки в стороны.
4). И.п.- основная стойка. Два переворота в сторону – кувырок вперед в группировке, перекатом назад в стойку на лопатки, из стойки на лопатках кувырок
назад через плечо в глубоки выпад, упор присев, стойка на голове и руках толчком двумя, кувырок вперед – основная стойка, руки в стороны.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации (девушки) 9 класс.
1). И.п.- основная сойка. Заднее равновесие, руки в стороны – упор присев, два кувырка вперед в группировке, упор присев, два кувырка назад в группировке, основная стойка, переворот вперед, кувырок назад, «мост» – основная стойка, руки в сторону.
2). И.п.- основная стойка. Два переворота в сторону – кувырок вперед в группировке, стойка на лопатках, кувырок назад через плечо в «полушпагат», упор
присев, перекат вперед, основная стойка, стойка на руках, упор присев, кувырок вперед – основная стойка, руки в стороны.
3). И.п.- основная стойка. Равновесие на одной, руки в стороны – кувырок вперед в группировке, длинный кувырок вперед, основная стойка, наклон назад,
касаясь правой, основная стойка, наклон с захватом, упор присев, кувырок назад, «мост» на предплечьях – вставание с «моста» – основная стойка, руки в
стороны.
4). И.п.- основная стойка. «Старт пловца» – длинный кувырок вперед, кувырок вперед в сед, из седа перекатом назад в стойку на лопатках, из стойки на
лопатках перекатом через плечо в «полушпагат», упор присев, кувырок вперед в группировке, прыжок вверх прогнувшись – основная стойка, руки в стороны.
Физическая культура, 6 класс
Урок № 13. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические комбинации
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- История становления и развития акробатики.
- Акробатические комбинации.
- Техника упражнений, входящих в акробатическую комбинацию.
- Анализировать правильность их выполнения.
Глоссарий по теме:
Акробатика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
Спортивная акробатика — вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).
Комбинация — совокупность элементов и соединений с чётко выраженным начальным и конечным элементами.
Акробатическая комбинация — это последовательно связанное выполнение акробатических упражнений.
Элемент — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
Связка — согласование упражнений между собой.
Группировка – положение согнувшись с захватом согнутых ног, подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто.
Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.
Кувырок — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачивания через голову.
Мост — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами и поднятыми вверх руками.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Основная литература:
1. Физическая культура. 6-7 кл. учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2018. С.124-128.
Дополнительная литература:
1. Коркин В. П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127 с.
2. Сосина В. Ю. Акробатика для всех. – М.: Олимпийская литература, 2014.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Газета «Спорт в школе” — http://spo.1september.ru/
Официальный сайт министерства спорта Российской Федерации — https://www.minsport.gov.ru/
Федерация гимнастики — http://sportgymrus.ru/
Федерация акробатики — http://acrobatica-russia.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Учебная комбинация № 1.
Исходное положение — основная стойка упор присев, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперёд в упор присев, два последовательных кувырка вперед в упор присев, основная стойка.
Техника выполнения:
1. Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках.
2. Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев.
3. Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев.
Переходить к каждому следующему упражнению можно лишь тогда, когда предыдущее упражнение хорошо освоено. Освоение всей комбинации начинается в медленном темпе. После выполнения каждого упражнения необходимо сделать паузу 3-5 сек., фиксируя положение тела, в котором закончилось упражнение. По мере освоения комбинации темп её выполнения увеличивают, а паузы уменьшают до 1-2 сек. При этом необходимо обращать внимание на технику выполнения связок, перехода одного упражнения в другое.
Учебная комбинация № 2.
Исходное положение — упор лёжа, толчком двух ног в упор присев, перекат в стойку на лопатках, в стойке на лопатках развести и свести ноги, группировка и переворот назад через голову в упор присев, кувырок вперед в упор присев, основная стойка.
Техника выполнения:
1. Из упора лёжа толчком двумя ногами в упор присев.
2. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатки.
3. В стойке на лопатках развести и свести ноги.
4. Из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев.
5. Из упора присев кувырок вперёд в упор присев, основная стойка.
В данной комбинации присутствуют два новых элемента.
Первый — переход из упора лёжа в упор присед: упор лёжа, слегка прогибая спину и опираясь на руки, толчок ногами в упор.
Второй — разведение ног в стойке на лопатках: из стойки на лопатках, развести ноги как можно шире, носки оттянуть.
Разучив эти элементы, приступают к освоению техники акробатической комбинации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1
Выберите тип интерактивного теста: |
Установление соответствий между элементами двух множеств |
||||||||||||
Информация о тестовом вопросе: |
Термины акробатики Установите соответствие между терминами и определениями:
|
||||||||||||
Информация об ответах |
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант:
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными |
Задание 2
Выберите тип интерактивного теста: |
Добавление подписей к изображениям |
Информация о тестовом вопросе: |
Техника акробатических упражнений. Опишите технику упражнений. Подберите подписи к изображениям: __________________ ______________________ _______________________ |
Информация об ответах |
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант. Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев. Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев. Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными |
МАУ ДО ЦДТ «Шанс» г. Перми
№
Название упражнения
Техника выполнения
Рисунок
1.
Перекаты
Подготовительные упр.
1. Группировка сидя. Из положения сидя на мате согнуть ноги (ступни
на полу, колени слегка разведены), руками взяться за середину голени и сильно
прижать ноги к груди, опустив голову к коленям и прижав руки к туловищу(рис.1.).
2. Группировка лежа на спине. Из положения лежа на спине согнуть
ноги, взяться руками за голени, подтянуть ноги к груди, наклонить голову
вперед (рис. 2.).
3. Группировка в приседе. В положении приседа взяться руками за
середину голеней, подтянуть ноги к груди, наклонить голову к коленям и
прижать локти к туловищу; сидеть на всей ступне.
Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием
опоры без переворачивания через голову.
Начать с перекатов вправо (влево), назад и вперёд в группировке и
прогнувшись.
1.1
Перекаты вперёд
Из стойки на коленях руки согнуть вперед или убрать за спину. Сильно
прогибаясь в поясничной и грудной части (голову наклонить назад),
перекатиться вперёд на грудь, касаясь пола бедрами и животом.
Ошибки.
Сгибание в тазобедренных суставах, наклон головы вперед.
1.2
Перекат назад
1. Исходное положение.
Упор присев, упор сидя, сед.
Исполнение.
Перекат назад в стойку на лопатках.
2. Исходное положение.
Стойка на голове, стойка на предплечьях, стойка на кистях .
Исполнение.
Касанием грудью и бедрами пола сделать перекат в упор лежа, в упор
стоя на коленях.
1.3
Перекаты в сторону
1. Исходное положение.
Лежа на груди прогнувшись руки вверх.
Исполнение.
Перекатиться на правый бок, на спину, на грудь.
Эти перекаты выполняются также из стойки на коленях в группировке.
2. Исходное положение.
Упор присев ноги врозь опереться руками впереди ступней на ½ шага
(спина по отношению к полу горизонтально).
Исполнение.
Сгибая одноимённую руку и ногу и ложась на бок перекатиться на спину,
а затем на другой бок в исходное положение.
3. Перекат вправо в длину.
Исходное положение.
Выпад вправо принять широкую группировку.
Исполнение.
Лечь на правый бок, перекатиться на спину, а затем на левый бок и
встать в стойку ноги врозь.
4. Перекат с поворотом.
Сед ноги врозь (пошире) взяться руками за ноги снаружи под колени.
Исполнение.
Ложась на левый бок, перекатиться на спину, на другой бок и сесть,
приняв исходное положение, но лицом в другую сторону.
2.
Мосты
Мост – крутой прогиб назад с опорой на ступни ног.
Исполнение.
1. Из положения лежа на спине поставить согнутые ноги врозь,
опереться руками за плечами (пальцы к плечам). Опираясь на ноги и на руки,
поднимаясь, прогнуться, голову назад.
2. Из стойки ноги врозь поднять руки вверх и, наклоняясь назад,
подавая таз вперед, выполнить мост.
В начале обучения при наклоне назад ноги можно держать врозь, в
дальнейшем же они должны быть поставлены возможно ближе одна к другой.
Тяжесть тела распределена на ноги (до того, как руки коснутся пола). Мосты
лучше выполнять в специальной одежде для акробатики, которую можно приобрести
в интернет-магазине спортивной одежды в Украине или вашей страны.
3. Выполнив мост, передать тяжесть тела на ноги, подать таз вперед,
оттолкнуться руками и встать.
4. Мост на одну руку. В положении моста (на обеих руках) передать
тяжесть тела на одну руку, другую поднять вперед.
5. Из стройки ноги врозь правую (левую) руку поднять вверх, левую
(правую) — вперед. Наклоняясь назад (голову назад), подавая таз вперед, выполнить
мост на одну руку.
6. Мост на одну ногу. Выполнив мост, передать тяжесть тела на руки и
одну ногу, другую выпрямить или поднять согнутую.
7. Мост с одной ноги. Стоя на одной ноге, другую согнуть вперед,
подавая таз вперед, наклониться назад, выполнить мост (на одну ногу) с опорой
на обе руки.
8. Мост на одну руку и ногу. В положении моста поднять разноименные
руку и ногу. В положении моста поднять одноименные руку и ногу.
9. Мост опорой на предплечья. В положении моста передать тяжесть тела
на ноги, опуститься на предплечья.
10. Мост на коленях. Из стойки на коленях руки вверх, наклоняясь
назад, опуститься в мост.
11. С моста, сгибая ноги в коленях, перейти в мост на коленях.
12. Мост через стойку на кистях. Из упора присев на левой ноге,
правая сзади на носке (руками опереться впереди левой ноги на полшага), махом
правой и толчком левой ногой через стойку на кистях, подавая плечи назад
(голову назад), опустить ноги вниз (в мост).
13. То же, толчком двумя ногами.
14. С моста встать переворотом назад через стойку. Перенести тяжесть
тела на ноги и сразу же передать на руки, отвести плечи и голову назад,
оттолкнуться ногами и через стойку на кистях встать. Выполнять можно толчком
двумя ногами и махом одной и толчком другой.
15. Мост выкрутом. Из упора присев опереться на руки на расстоянии
шага от ног. Передав тяжесть на левую руку и левую ногу, отвести правую ногу
назад и вправо, повернуть таз вправо, прогибаясь, сделать выкрут на левой
руке, правую руку с пола поднять назад, поворачивая плечи вправо, выполнить
мост. С моста, передав тяжесть на правую руку, отпуская левую и поворачивая
плечи вправо, поднять левую ногу и прийти в исходное положение.
16. Мост с опорой на одну руку с поворотом. Выполнив мост, передать
тяжесть на правую руку, отпустить левую, повернуть плечи вправо, левую руку в
сторону.
3.
Складка ноги врозь
Исходное положение.
Сед ноги врозь пошире.
Исполнение.
1. Головой касаться пола, не сгибая ног.
2. Грудью или плечами касаться пола, не сгибая ног.
3. Животом касаться пола, не сгибая ног. 10 секунд.
4.
Равновесие «ласточка»
Равновесие – это статическое положение, при котором исполнитель стоит
на одной ноге.
Исполнение.
Тело наклонено вперед в прогнутом положении, свободная нога поднята
не ниже уровня плеч.
5.
Шпагаты
Шпага́т — положение тела, при котором расставленные в противоположных
направлениях ноги находятся на одной линии, а внутренние линии бёдер образуют
угол в 180 градусов.
Виды шпагата:
1. Поперечный – самый сложный, ноги разведены в стороны;
2. Продольный: левосторонний – левая нога впереди, правая – позади
туловища; правосторонний – наоборот;
3. Провисной – угол внутренней части бедер незначительно превышает
180˚.
4. Провисной шпагат может быть как продольным, так и поперечным;
5. вертикальный поперечный или продольный шпагат – выполнение
стандартного шпагата стоя на одной ноге.
6.
Кувырки
Подготовительные упр.
Перекаты вправо (влево), назад и вперёд в группировке и прогнувшись.
6.1
Кувырок (кульбит) вперед
Кувырок – из упора присев толчком ног с
опорой затылком и шеей перекат в группировке до упора присев.
Разновидности: в сед согнув ноги, в сед, в сед ноги врозь, на одну
ногу, в стойку на лопатках.
Исходное положение.
Стоя, ноги вместе, носки чуть развернуты.
Исполнение.
Ученик делает глубокое приседание, руки ставит на пол перед собой по
ширине плеч, пальцами вперед. Затем, выпрямляя ноги и отталкиваясь, он
переносит тяжесть тела на руки; руки в локтях сгибаются, подбородок
опускается на грудь, голова проходит между рук. Переходя на спину (с плотной
и широкой группировкой), он делает перекат вперед, руками захватывает ноги
чуть ниже колен, подтягивает их к себе и встает, принимая исходное положение
6.2
Кувырок (кульбит) назад
Исходное положение.
Стоя, пятки вместе, носки чуть развернуты.
Исполнение.
Ученик делает глубокое приседание, руки ставит перед собой на пол,
одновременным толчком рук и ног валится назад и, группируясь, по
закругленной спине делает перекат. В момент касания пола шеей, отпуская ноги,
ставит руки на пол за плечами, перенося тяжесть тела на руки. Отталкиваясь
руками от пола, встает, принимая исходное положение
6.3
Кувырок вперед лётом (каскад в длину с места)
Исходное положение.
Стоя, ноги вместе.
Исполнение.
Ученик слегка сгибает ноги в коленях и наклоняет корпус вперед,
отводя руки назад; затем резко выбрасывает их вперед, одновременно
отталкиваясь ногами, и выпрямляется, делая прыжок вперед. Когда руки касаются
пола, ученик сгибает их в кистях, подгибает голову и делает кувырок вперед
(см. описание выше). Чем длиннее «полет», тем лучше
6.4
Кувырок вперед лётом с разбегу (каскад в длину с разбега)
Исполнение.
Взяв разбег, ученик отталкивается ногами, делает прыжок вперед в длину
с вытянутыми вперед руками, за которым следует кувырок вперед (см. описание
выше).
Каскады усложненные:
1.
Через партнера, стоящего на коленях в согнутом
положении, боком по направлению к исполнителю.
2.
То же- через нескольких партнеров.
7.
Стойки
Стойки – статическое вертикальное положение, при котором исполнитель
находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках.
Технически правильное исполнение характеризуется точностью принятия
заданной позы (выход в стойку) и прочностью ее фиксации не менее 3-х секунд.
7.1
Стойка на лопатках «берёзка»
Исполнение.
Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить
перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками
в поясницу и разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно
быть прямым, локти широко не разводить.
1. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, выпрямить.
2. И. П.- то же, что упр. 1. Скрестные движения ногами в боковой
плоскости.
З. То же, что упр. 2, но скрестные движения в лицевой плоскости.
4. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги в коленях и коснуться пола
за головой, в и. п.
5. И. п. – стойка на лопатках. Носками коснуться пола за головой, в
и. п.
6. И. П.- стойка на лопатках. Поворот туловища и ног влево; то же –
вправо.
7. И. П.- стойка на лопатках, ноги врозь пошире. Коснуться носками
разведенных ног пола справа и слева от головы, в и. п.
8. И. П.- стойка на лопатках. Носками обеих ног коснуться пола слева,
в и. п.; то же, но справа, в и. п.
9. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги и опереться ладонями о
пол, пальцами к лопаткам у плеч, в и.п.
10. И., П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, опереться коленями о
пол за головой, опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч,
выпрямляя руки, перекат назад через голову или плечо в упор присев на
коленях, перекат вперед в положение лежа на спине, ноги вперед.
11. И. П.- стойка на лопатках. Носком правой (левой) прямой ноги
коснуться пола за головой подальше, согнуть ее и опереться коленом, голову
наклонить к левому (правому) плечу, перекат через правое (левое) плечо в
упор на правом колене, левую ногу назад, перекат вперед в стойку на лопатках.
7.2
Стойка на трех точках
(стойка на голове с опорой на руки)
Стойка на голове — тело прямое с опорой на руки и голову.
Стойка на трех точках является, во-первых, самостоятельным
упражнением и, во-вторых, служит подготовительным упражнением к стойке на
кистях и к стойке на голове.
Исполнение.
Ученик делает глубокое приседание, руки ставит перед собой на пол по
ширине плеч, становится на голову, на теменную часть (голова немного впереди
рук); таким образом, руки и голова как бы
образуют треугольник. Легким толчком ноги досылается вверх в стойку. Прямая
спина и вытянутые ноги образуют прямую линию (стойку)
7.3
Стойка на кистях с толчка одной ногой
Стойка на руках – тело прямое с опорой на кисти.
Исполнение.
Ученик выставляет правую ногу на шаг вперед, склоняет корпус вперед и
ставит прямые руки на пол по ширине плеч (кисти рук смотрят вперед). Толчком
правой ноги и одновременным взмахом левой ноги снизу вверх ученик выходит в
стойку на кистях, соединяя ноги вместе.
Необходимо обратить особое внимание на правильную постановку плеч, т.
е. при толчке и взмахе ногами ученик должен сохранять первоначально
установленное положение плеч.
Стойка должна быть строго прямая: плечи выключены, спина прямая,
носки вытянуты. Фиксирование стойки происходит за счет упора пальцами рук,
правильного положения плеч и строго вертикального положения корпуса.
Примечание. В стойке на кистях не допускается
поиск баланса путем прогибания спины, опускания ног, сгибания рук и опускания
груди
7.4
Стойка на кистях с толчка двумя ногами
Исполнение.
Ученик приседает, наклоняет корпус вперед, ставит прямые руки перед
собой на пол по ширине плеч, затем, отталкиваясь ногами, не уводя плечи с первоначально
установленного (правильного) положения, поднимает спину до вертикального
положения с согнутыми в коленях и подтянутыми к груди ногами (в
группировке), после чего резко выпрямляет ноги в стойку. Положение стойки то
же, что и в предыдущем упражнении
8.
Перевороты
8.1
Переворот боком (колесо)
Исходное положение.
Ученик становится боком к направлению
движения (в данном случае он исполняет колесо влево); ноги расставлены
немного более ширины плеч, руки подняты и вытянуты вверх также на расстоянии
немного шире плеч, ладонями вперед.
Исполнение.
Наклоняя корпус и руки вправо, ученик одновременно приподнимает левую
ногу вверх, делая замах, затем ставит левую ногу
на землю, одновременно перенося на нее центр тяжести с правой ноги. Взмахом
рук и резким сгибанием корпуса справа налево он ставит левую прямую руку на
пол на линию левой ноги. Коснувшись левой рукой земли, он отталкивается левой
ногой от земли н делает взмах правой прямой ногой снизу вверх, затем ста вит
правую руку на линию левой по ширине плеч и через стоику на кистях переносит
центр тяжести с левой руки на правую. Коснувшись землю правой рукой, ученик
левой рукой отталкивается от пола; толчком правой руки, сгибая корпус, он
становится на землю сначала правой, а затем левой ногой и принимает исходное
положение.
Примечание. Данное упражнение как бы
имитирует вращение спицы колеса. Следует обратить внимание на корпус, который
должен быть прямым, без прогиба в пояснице. Руки все время прямые, ноги тоже.
8.2
Подъем со спины разгибом (лягскач)
Исходное положение.
Ученик садится на пол, прямые и соединенные
ноги вытянуты перед собой, носки также вытянуты, кисти рук около колен.
Исполнение.
Отклоняя корпус назад до положения «лежа на лопатках», ученик
одновременно поднимает прямые ноги вверх через себя, почти касаясь носками
пола за головой, и ставит руки за плечами. Резким взмахом ногами снизу вверх
вперед и упором лопатками о землю ученик отрывает корпус от земли; в момент
отрыва он отталкивается руками, разъединяет ноги в стороны, сгибая их в
коленях, ставит под себя и выпрямляется.
Данное упражнение описывается с приходом на согнутые в коленях ноги
как подготовительное для того же упражнения с приходом на прямые ноги,
которое и считается законченным упражнением. В этом варианте ноги в момент
взмаха не расходятся, а через прогиб в пояснице ставятся прямыми на землю, и
ученик встает на ноги с поднятыми над головой руками и откинутой назад
головой .
Для более быстрого усвоения упражнение разучивается с помощью ручной
лонжи.
Описанный подъем со спины разгибом является простейшим по исполнению.
Усложненными вариантами того же упражнения являются:
1.
Подъем разгибом со спины с руками на коленях без
отрыва рук от колен.
2.
Подъем разгибом со спины через передний кульбит
без отрыва рук от колен.
3.
Подъем разгибом со спины со скрещенными на груди
руками.
4.
Подъем разгибом со стойки на кистях, сгибая руки,
подгибая голову, с опусканием на лопатки.
8.3
Переворот вперед с опорой на руки и на голову (копфшпрунг)
Исходное положение.
Ученик делает глубокое приседание, руки ставит перед собой на пол по
ширине плеч, голову ставит на пол на лоб впереди рук.
Исполнение.
Ученик наклоняет корпус вперед, выпрямляет ноги, не отрывая их от
пола. В момент потери равновесия он делает резкий взмах прямыми ногами снизу
вверх, отталкивается руками от пола, затем разъединяет ноги в стороны, сгибая
их в коленях, ставит под себя и выпрямляется. Это
упражнение первоначально изучается с приходом на согнутые ноги, как описано
выше, чтобы затем выполнить его с приходом на прямые ноги (см. упражнение
«Подъем со спины разгибом»).
После освоения данного упражнения следует перейти к выполнению
нескольких (трех-четырех) переворотов друг за другом, т. е. в темпе (за
исключением последнего переворота, который должен быть выполнен с приходом на
прямые ноги, все предыдущие выполняются с приходом на согнутые ноги).
Для более быстрого усвоения упражнение разучивается с помощью ручной
лонжи.
Копфшпрунг исполняется также без опоры руками (это будет описано
дальше).
8.4
Вальсет
Вальсет самостоятельного значения не имеет. Он необходим при
исполнении различных акробатических прыжков, так как придает телу акробата
инерцию, направление и усиливает толчок от земли.
Исполнение.
Стоя на правой ноге, ученик немного поднимает перед собой левую и
слегка сгибает ее в колене. Подпрыгнув на правой ноге, он слегка наклоняет
корпус вперед и переносит центр тяжести с правой ноги на ставящуюся вперед
слегка согнутую в колене левую ногу. С приходом на левую ногу он
отталкивается ею от земли, делая одновременно взмах снизу вверх прямой правой
ногой.
Вальсет бывает как с места, так и с разбегу.
Примечание.
Вальсет может исполняться и с левой ноги, как описа¬но выше, и с
правой, но рекомендуется делать с левой ноги.
8.5
Переворот вперед с опорой на прямые руки (фордершпрунг)
Исполнение.
С небольшого разбега ученик делает с левой ноги вальсет; нагибая
корпус вперед, ставит прямые руки перед собой на пол по ширине плеч, держа
голову прямо; затем он отталкивается левой ногой и делает резкий взмах снизу
вверх правой ногой; через стойку на кистях, оттолкнувшись прямыми руками от
земли, прогибаясь в пояснице, ученик приходит на прямые ноги на землю с
поднятыми вверх руками и с откинутой назад головой. В момент перехода корпуса
через стойку на кистях левая нога присоединяется к правой и обе ноги
выпрямляются.
Усложненным вариантом этого упражнения является переворот вперед с
опорой на прямые руки (фордершпрунг) с разбегу и с прыжка. В данном
случае ученик делает небольшой разбег, слегка прыгает на две ноги и выносит
руки перед собой; наклоняя корпус вниз вперед, делает резкий взмах руками
сверху вниз. Оттолкнувшись ногами от пола, ученик через стойку на прямых
руках приходит на пол на прямые ноги с поднятыми вверх руками, с откинутой
назад головой.
Оба упражнения для быстрейшего освоения и предохранения разучиваются
при помощи ручной лонжи.
8.6
Курбет
Курбет состоит из двух частей (полукурбетов). Первая часть — переход
с ног на руки; вторая часть — переход с рук на ноги. Вторая часть — переход с
рук на ноги — должна изучаться сначала, поскольку она является менее сложной
и, кроме того, входит составным элементом в некоторые другие акробатические
упражнения.
Вторая часть курбета.
Исполнение.
Ученик с толчка становится в стойку на кистях. Обозначив стойку на
кистях, он слегка опускает всю стойку (т. е. корпус с ногами), как бы
намереваясь сойти с нее на пол. Затем, немного прогнув корпус в пояснице и
одновременно согнув ноги в коленях, он резко выпрямляет ноги, одновременно
отталкивается прямыми руками от пола и, немного сгибая корпус, становится на
ноги с поднятыми вверх руками.
Примечание. На разучивание этого упражнения
следует обратить особое внимание.
Первая часть курбета.
Исходное положение.
Стоя, руки свободно, без напряжения опущены по швам, ноги слегка
расставлены, ступни параллельны.
Исполнение.
Ученик делает мелкое приседание, одновременно вынося руки перед
собой, слегка отрывая пятки от пола. Свободным взмахом ненапряженными руками
сверху вниз за себя, одновременно резко наклоняя корпус вниз, резким толчком
обеих ног ученик ставит прямые руки на пол и выходит в стойку на кистях.
Примечания.
1. Обратите внимание на взмах руками (за
себя), когда руки при наклоне корпуса вниз поднимаются как можно выше и при
толчке потами должны протянуть за собой корпус в стойку.
2. Руки на пол нужно поставить на место первоначального положения
ног.
Выйдя в стойку на кистях, ученик исполняет вторую часть курбета,
описанную выше. При соединении обеих частей в одно движение получается полный
курбет. Полный курбет является самостоятельным упражнением и исполняется
обычно в темпе, т. е. несколько раз подряд .
Упражнение разучивается на лонже.
8.7
Рондад
Для выполнения акробатических прыжков с разбегу кроме переднего
сальто необходимо уметь делать так называемый рондад, с помощью которого
инерция, полученная от разбега, облегчает взлет тела вверх для исполнения сальто
и способствует приобретению скорости (резкости) при исполнении движений назад
в длину (например, флик-фляк).
Исполнение.
С разбегу сделав вальсет с левой ноги, ученик наклоняет корпус и руки
вниз при одновременном выносе прямых рук перед собой. Поставив руки на землю
(сначала левую, потом правую) кистями, повернутыми влево, ученик толчком
левой ноги и взмахом правой выходит в стойку на кистях; причем левая рука
становится на линии правой ноги, а правая слегка заносится влево и ставится
на линии левой ноги. Руки ставятся по ширине плеч. С выходом в стойку на
кистях левая нога присоединяется к правой и корпус поворачивается на 180°.
(Занос правой руки, когда ученик ставит ее на землю,
должен облегчать поворот корпуса, исполняемый движением плеч.) После поворота
ученик исполняет вторую часть курбета и становится прямыми ногами на пол с
поднятыми вверх руками .
Примечание.
Ставя ноги на землю (вторая часть курбета), в отличие от
вышеописанного курбета, ученик не должен сгибать их в коленях.
8.8
Арабское колесо
1. Арабское колесо с места в длину
Исходное положение. Стоя.
Исполнение.
Ученик слегка приподнимает левую ногу, немного согнутую в колене, и
одновременно выносит прямые руки перед собой ладонями вовнутрь, причем левая
рука — немного ниже горизонтального положения, а правая — немного выше
(слегка над головой), расстояние между ладонями немного больше ширины плеч.
Ученик ставит слегка согнутую в колене левую ногу на пол, нагибает
корпус вниз, одновременно делает сильный взмах правой ногой
снизу вверх и ставит левую руку перед левой ногой на одной с ней линии.
Затем, отталкиваясь левой ногой, он ставит правую руку перед левой на линии
правой ноги и переносит центр тяжести с левой руки на правую. Левая рука
отрывается от пола, и ученик, прогибаясь в пояснице, отталкиваясь правой
рукой, приходит на пол, сначала на правую, а затем на левую ногу, которая
ставится впереди правой; руки подняты вверх, голова откинута назад .
Упражнение разучивается на лонже.
Примечание.
При исполнении этого упражнения голова во время прогиба в пояснице
должна быть откинута назад.
После освоения арабского колеса с места в длину следует перейти к
тренировке нескольких колес в длину друг за другом, т. е. в темпе. Ставя
правую ногу на пол после исполнения первого колеса, ученик левую ногу ставит
на пол немного согнутой в колене для облегчения исполнения следующего
арабского колеса.
2. Арабское колесо на месте
Исходное положение. Стоя.
Исполнение.
Ученик приподнимает левую ногу и правую руку перед собой, делает
большой шаг назад левой ногой (не наклоняя корпус), перенося центр тяжести с
правой ноги на слегка согнутую в колене левую. Правая нога, отрываясь от
пола, остается впереди. Ученик делает сильный взмах правой рукой и ногой
назад снизу вверх, причем правой рукой описывает кругообразное движение снизу
вверх назад. Со взмахом ногой и рукой ученик наклоняет корпус вниз и ставит
левую руку кистью вовнутрь на пол перед левой ногой на одной с ней линии.
Затем он ставит на пол правую руку также кистью вовнутрь на линии правой
ноги; причем правую руку он ставит ближе, чем левую. С приходом правой руки на
пол левая рука отрывается, ученик, сильно прогнувшись в пояснице,
оттолкнувшись правой рукой, приходит на пол на правую ногу. Левую,
«отстающую» ногу он проносит за правую ногу на шаг назад, одновременно
отклоняя прямой корпус назад и перенося центр тяжести на левую ногу. Левую
руку ученик держит перед собой, правую — за головой.
3. Арабское колесо с прыжка и с разбегу
Исполнение.
Сделав с небольшого разбега вальсет, ученик прыгает вверх,
оттолкнувшись левой ногой, слегка подняв плечи, откинув локти и прижав кисти
к груди. Благодаря маховому движению правой ноги снизу вверх,
последовавшему при толчке, и резкому рывку грудью вниз
ученик выходит в стойку вниз головой. Отрывая кисти рук от груди, ученик
ставит выпрямленные руки на пол так, как они ставятся при исполнении
арабского колеса в длину, только не одну за другой, а одновременно. С помощью
полученной инерции от взмаха ногой и рывка грудью, прогибаясь в пояснице, ученик
приходит на ноги.
Упражнение разучивается на лонже.
Примечание.
Имеется еще одна разновидность арабского колеса — арабское колесо с
рондада. Оно будет описано ниже.
8.9
Переворот назад с опорой на руки (флик-фляк)
1. Флик-фляк с места в длину
Исходное положение.
Стоя, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, спина прямая, прямые
ненапряженные руки опущены но швам, ладони направлены назад.
Исполнение.
Ученик делает неглубокое приседание, одновременно отклоняя прямой
корпус назад и отводя назад руки. В момент потери равновесия ученик делает
сильный взмах руками снизу вверх через голову назад. Когда руки в своем
движении достигают головы, голова вместе с руками откидывается назад. При
взмахе руками ноги, выпрямляясь, отталкиваются от пола и соединяются, корпус
прогибается в пояснице, и ученик приходит на прямые руки на пол (руки по
ширине плеч).
С приходом рук на пол корпус продолжает вращательное движение по
инерции, полученной от взмаха руками и от толчка ногами, как бы образуя дугу.
Отталкиваясь прямыми руками от пола, ученик становится на ноги с поднятыми
вверх руками.
Движение, начинающееся с момента прихода рук на пол, является
исполнением второй части курбета, описанного выше.
Примечания.
При тренировке этого упражнения (обязательно разучивается на лонже)
следует обратить особое внимание на ошибки, которые могут произойти и которых
необходимо избегать.
1.Флик-фляк может быть выполнен с прыжка, т. е. когда он слишком
высокий, отчего происходит прыжок на руки. Происходит это потому, что ученик
мало отводит корпус назад, переходит на носки, сгибая колени вперед, и
преждевременно делает взмах руками.
2.Флик-фляк может быть недокрученным, и ученику трудно прийти на
ноги. Происходит это потому, что взмах руками недостаточно резкий и голова
начинает откидываться раньше, чем руки. Руки ставятся на пол неправильно (т.
е. не сразу вертикально, а с наклоном плеч вперед, что отражается на кистях и
может повлечь за собой растяжение.
3.Обратить внимание на приход на руки. Руки должны ставиться вертикально,
плечи должны быть выключенными. Если голова откидывается назад раньше, чем
руки, «догнавшие» ее при взмахе, то при постановке рук на пол плечи выходят
вперед, грудь проваливается, корпус сильно прогибается и курбет не будет
выполнен.
2. Рондад — флик-фляк
Освоив флик-фляк с места, следует перейти к разучиванию флик-фляка с
рондада (с разбегу) и флик-фляка в темп.
Исполнение. Сделав с разбегу рондад и ставя с курбета ноги по
возможности ближе к рукам (чтобы избежать подачи колен вперед и перехода на
носки, отчего получится флик-фляк с прыжка), ученик прямыми руками с пола
делает сильный взмах вверх назад, отклоняя назад прямой корпус, затем
отталкивается ногами и делает флик-фляк.
3. Флик-фляк в темпе
Для исполнения нескольких флик-фляков подряд (сначала двух)
необходимо, чтобы ученика с приходом на пол после первого флик-фляка тянуло
назад, т. е. чтобы первый флик-фляк дал необходимую инерцию для исполнения
следующего флик-фляка. (Если этой инерции не будет, то темп флик-фляка
ослабеет, т. е. он будет исполнен отдельно через темп с интервалом.) Поэтому
нужно сильнее оттолкнуться ногами, чтобы флик-фляк был слегка перекручен,
курбет выполнялся легко и ноги ставились бы близко к кистям рук.
Другие разновидности флик-фляка будут описаны в следующих главах, так
как они по трудности исполнения относятся к индивидуальным, редко исполняемым
прыжкам, и ученику, изучающему упражнения в последовательном порядке, их
делать в данный момент не следует.
9
Сальто
9.1
Заднее группированное сальто
Заднее сальто — сложный акробатический прыжок. Для усвоения сальто требуется длительная систематическая тренировка
под наблюдением преподавателя. Чтобы приступить к разучиванию заднего сальто
с места, нужно изучить правильный темп отхода от земли. Разучивание темпа для
заднего сальто происходит следующим образом.
Исходное положение.
Стоя, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, спина прямая,
ненапряженные руки, слегка согнутые в локтях, опущены по швам, локти отведены
назад.
Исполнение.
Слегка сгибая ноги в коленях, коротким толчком (почти с прямых ног)
носками от пола (не приподнимаясь ни в коем случае перед этим на носки)
ученик прыгает вверх. При толчке от пола он приседает, локти рук слегка
отводя назад, приподнимая плечи (движение плеч напоминает пожатие плечами при
удивлении). Отрываясь от земли, ученик выбрасывает руки снизу вверх перед
собой для усиления взлета. Взлетая, он разводит руки сверху в стороны вниз,
подхватывает согнутые ноги (около колен) ж подтягивает колени к груди (группируется),
затем он распускает группировку (т. е. отпускает ноги и выпрямляет их), снова
поднимает вверх руки и встает на землю с поднятыми вверх руками.
Необходимо обратить особое внимание на группировку: нужно притягивать
колени к груди, но не грудь к коленям. Корпус ни в коем случае не должен
наклоняться вперед.
Только хорошо разучив темп отхода на заднее сальто, можно приобрести
необходимую резкость в этом движении и приступить к тренировке заднего сальто.
Если в предыдущих упражнениях ручная лонжа была предназначена главным
образом для более быстрого освоения этих упражнений, то, начиная с заднего
сальто, назначение лонжи состоит в страховке занимающегося, и лонжа не
снимается до полного освоения упражнения, после чего упражнение выполняется
со страховщиком, и лишь затем по решению преподавателя ученику разрешается
выполнять то или иное упражнение самостоятельно.
9.2
Заднее сальто с места
Исходное положение и прыжок такие же, как и
в вышеописанном темпе.
Исполнение.
Ученик прыгает вверх, слегка отклоняя корпус назад, группируется,
откидывает голову назад, отчего тело приобретает вращательное движение,
делает переворот в воздухе (т. е. сальто) и, разгруппировываясь, приходит на
ноги с поднятыми вверх руками.
Примечания.
1.Группировка должна быть резкой, колени притягиваются к груди на
один момент и сейчас же выпускаются во избежание перекрутки сальто.
2.Следует обратить внимание на то, чтобы при группировке грудь но
была «раскрыта» и в спине не было прогиба.
3.Тренировку заднего сальто проводить на полу с места и с трамплина.
9.3
Рондад-сальто
С хорошо выполненного рондада заднее группированное сальто исполнять
намного легче, чем с места. Поэтому, разучивая сальто с места, но еще не
делая его без лонжи, можно приступить к тренировке заднего сальто с рондада.
Исполнение. Сделав с разбегу рондад, ученик,
придя на пол, отталкивается прямыми ногами, слегка направляя корпус назад,
выбрасывает руки вверх и делает заднее сальто.
9.4
Темповое сальто
Темповое сальто применяется в различных вариантах, например, темповое
сальто с места в длину (несколько сальто в темпе) и темповое сальто,
чередующееся с флик-фляками.
Разучивать темповое сальто необходимо с места на лонже. Разница между
темповым и группированным сальто состоит в том, что в темповом сальто
группировка отсутствует и переворот корпуса назад производится сильным
взмахом прямыми ненапряженными руками снизу вверх через голову до отказа
(руки тянут за собой корпус) и одновременно сильным толчком ногами и броском
головой назад. Темповое сальто имеет некоторое сходство с флик-фляком, но с
той разницей, что руки на пол не ставятся и прогиб в пояснице меньше, чем при
флик-фляк.
Упражнения элементов для составления комбинаций
Для
мужчин:
Акробатика
Уметь
выполнять связки из акробатических
упражнений. Например:
-
Махом
одной и толчком другой – стройка на
руках, кувырок вперед и подъем переворотом
вперед. -
Сед
назад с прямыми ногами и кувырок назад
через стойку на руках. -
Из
стойки на руках – прыжок с рук на ноги
(курбет) и прыжком – кувырок вперед. -
Переворот
в сторону, кувырок вперед и переворот
вперед (можно на согнутые ноги).
Конь-махи
-
С
прыжка – перемах левой и прямое
сокращение вправо. -
Перемах
вне, обратное скрещивание вправо и
перемах левой назад. -
Перемах
левой, перемах правой в упор сзади и
соскок углом назад (для подготовленных
студентов).
Кольца
-
Из
размахивания в висе – выкрут вперед
(для подготовленных студентов). -
Из
размахивания в висе – соскок переворотом
назад ноги врозь. -
Махом
вперед – вис прогнувшись и соскок
дугой.
Брусья
-
Из
упора на руках – подъем вперед и соскок
махом назад. -
Из
упора на руках согнувшись – подъем
разгибом – махом назад – соскок. -
Из
виса стоя, хватом за концы жердей, с
разбега – подъем разгибом. -
Из
размахивания в упор – спад назад в упор
на руках согнувшись и подъем разгибом. -
Из
виса стоя, хватом за концы жердей
глубоким хватом – подъем силой.
Перекладина
-
Из
размахивания хватом снизу, на махе
назад, перехват рук в хват сверху и
подъем разгибом. -
Из
размахивания в висе, на махе назад
перехват скрестно и махом вперед –
поворот кругом в хват сверху (можно
поочередным перехватом рук). -
Из
размахивания в висе – на махе вперед
– соскок с поворотом кругом. -
Подъем
махом назад, оборот назад и мах дугой.
Опорный
прыжок через коня в длину (высота 125 см)
-
Прыжок
согнув ноги.
Для
женщин:
Акробатика
-
«Мост»
из положения стоя. -
«Шпагат».
-
Стойка
на предплечьях. -
Стойка
на руках. -
Темповый
переворот в сторону. -
Медленный
переворот назад, вперед.
Брусья
-
Из
виса стоя на н/ж с прыжка – вис завесом
правой (левой) и подъем в упор на /ж. -
Оборот
назад завесом. -
Из
упора – оборот вперед. -
Из
упора на н/ж или в/ж – соскок перемахом
согнув ноги.
Бревно
-
Кувырок
вперед. -
Кувырок
назад. -
Стойка
на плече. -
Поворот
на 270° плечом вперед или назад. -
Прыжок
согнув ноги вперед или назад. -
Соскок
переворотом в сторону или рондат.
Прыжок
через коня в ширину (высота 120 см)
-
Прыжок
ноги врозь с замахом.
4.3
Методические указания для студентов
третьего курса
Зачетные
требования считаются выполненными,
если все комбинации на снарядах, вольных
упражнениях и опорных прыжках оценены
не ниже 8.0 баллов. В случае, если на
каком-то снаряде получена оценка ниже
8.0 баллов, зачетные требования не
выполнены.
Правила
составления комбинаций на снарядах,
вольных упражнениях и опорном прыжке
составляется согласно правилам
соревнований по гимнастике группы «Б».
На каждом снаряде в комбинации на
снарядах должна быть трудность два
элемента группы «Б» и пять элементов
группы «А».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #