Как составить акт на несанкционированное подключение

  • Дата
    13.08.2021
  • Тэги
    Несанкционированное подключение потребителя

          Несанкционированное подключение потребителей внутри помещений является распространенным явлением и отражает низкий уровень бытовой коммунальной культуры у населения, стремление нажиться от «общей трубы» и решить свои проблемы за счет остальных. С 2017 года данное явление получило правовую трактовку, однако остаются вопросы, которые требуют дополнительной практической и нормативной проработки.

            Виды несанкционированного подключения

Несанкционированное подключение – это подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354)).

            Иными словами, несанкционированное подключение – это подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесение изменений во внутридомовые инженерные системы. Данные действия потребитель осуществлять не вправе (пп. «Е» п. 35 Правил № 354).

            Наиболее распространенными видами несанкционированного подключения в многоквартирных домах являются следующие:

  1. Теплые полы, запитанные со стояка горячего водоснабжения. Тепловая энергия подогревает пол собственника (либо в санузле, либо в помещении, в целом), а затем уже остывшая вода уходит в обратку. Таким образом, осуществляется отопление со стояка горячего водоснабжения, чем увеличивается расход гигакалорий.
  2. Радиатор на балконе. Часто собственники не только ломают стену комнаты, объединяя ее с балконом (делая перепланировку), но и осуществляют вынос инженерных коммуникаций на балкон, отапливая его. Тем самым дом начинает греть улицу и теряет общий энергетический баланс. Следом начинаются перетопы верхних этажей (при подаче тепла сверху) и недотопы нижних этажей (одним жарко, другим – холодно).
  3. Подключение к электрическим инженерным сетям в обход прибора учета. Чаще всего, на общедомовой стояк перекидывается проводок в электрощитке, однако иногда встречаются и замаскированные варианты такого подключения.
  4. Изменение учета внутри помещения. Индивидуальные приборы учета перепаиваются и учитывают не весь объем потребления коммунальных услуг.
  5. Подключение газового оборудования путем самостоятельной врезки в сети газораспределения, минуя сеть газопотребления. В основном это актуально не для многоквартирных домов, а для частных домов (коттеджных поселков).

            Часто мы видим ситуацию, при которой потребители намеренно допускают несанкционированное подключение при проведении первоначального ремонта. Как уже было отмечено, такие действия отражают низкий уровень бытовой коммунальной культуры, стремление обмануть управляющую домом организацию и оказаться «умнее всех». Начиная с 2017 года за несанкционированное подключение появилась ответственность.

            Действия управляющей организации в случае обнаружения несанкционированного подключения

            Работу с несанкционированным подключением обязан осуществлять исполнитель коммунальной услуги. Если в доме нет прямых договоров (ст. 157.2 ЖК РФ), то таким лицом выступает управляющая организация или ТСЖ.

            Действия исполнителя должны иметь следующую последовательность:

  1. Составление акта о несанкционированном подключении.

При обнаружении несанкционированного подключения исполнитель составляет акт. В акте обычно указывается:

— время и место составления акта;

— данные о лицах, присутствующих при составлении;

— описание ситуации по факту несанкционированного подключения с указанием и описанием места такого подключения и его последствиях.

            Акт подписывается представителем исполнителя, потребителя (допустившего незаконное подключение) и незаинтересованного лица (например, другого жителя). Если потребитель отказывается подписать акт, то об этом делается отметка, а акт направляется по почте.

  1. Уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.

            На основании составленного акта исполнитель обязан направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. Такое уведомление может иметь характер предписания от управляющей организации. Акт вручается нарочным либо иным способом, позволяющим подтвердить его отправление. С учетом положения ст. 165.1 ГК РФ, акт считается доставленным и в тех случаях, если он поступил лицу, которому акт направлен (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или адресат не ознакомился с ним.

  1. Доначисление платы за коммунальную услугу.

            Одновременно с направлением уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение (за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги).

            Доначисление осуществляется:

— исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы);

— исходя из круглосуточной работы оборудованияза период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения (либо с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за последние 3 месяца) – до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

            Если мощность несанкционированно подключенного оборудования установить невозможно, то объем определяется на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.

            В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 62 Правил № 354).

            Таким образом, в зависимости от типа коммунальной услуги, формула штрафных санкций остается неизменной: мощность или норматив умножаются на тариф, на 3 месяца и на повышающий коэффициент 10. В итоге получается существенная штрафная санкция, которая больно бьет по карману потребителя за незаконные действия на общем имуществе.

            Слабые места в регулировании несанкционированного подключения: споры с РСО

            Несмотря на кажущуюся стройность и логичность, в применении штрафов за несанкционированное подключение есть ряд сложностей и проблем.

            Первое. В случае прямых договоров исполнителем коммунальной услуги является поставщик ресурса (ст. 157.2 ЖК РФ). Однако чаще всего он отказывается себя признавать в качестве исполнителя и не реагирует на требования управляющей организации или ТСЖ по осуществлении им действий, предусмотренных п. 62 Правил № 354.

            Логика ресурсника очень проста: весь объем коммунального ресурса, который прошел через общедомовой прибор учета, ресурсник все равно выставит или жителям или управляющей организации (включая все небалансы из-за несанкционированного подключения). Здесь иногда складывается ситуация, при которой управляющая организация хочет осуществить прекращение несанкционированного подключения, но не может (т.к. не исполнитель), а ресурсник – может, но не хочет (которому проще перекинуть небалансы на управляющую организацию).

            Второе. В случае выставления штрафного расчета потребителю от поставщика ресурса, штрафные санкции за несанкционированное потребление – не вычитаются в полном объеме из коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Чаще всего поставщик ресурса просто присваивает эти деньги себе в силу прямой нормы п. 62 Правил № 354, не уменьшая многомесячно КР на СОИ для управляющей организации или ТСЖ. Эта ситуация также не является справедливой.

            Позиция высших судов также говорит лишь про интересы поставщиков ресурсов, а не управляющих организаций. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.07.2019 г. № 2020-О, пункт 62 Правил № 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путём предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей. Как видим, о защите интересов управляющих организаций здесь речи не идет.

            В случае нежилых помещений проверку несанкционированного подключения осуществляет:

— управляющая организация или ТСЖ, если оборудованиетакого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям;

— ресурсоснабжающая организация, если оборудование такого потребителя присоединенок централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 62 Правил № 354).

            В действиях управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя есть определенная доля психологизма и драмы: потребитель, привыкший к бездоговорному потреблению выпадает из зоны комфорта и получает штрафную санкцию. Вместе с тем, такие ситуации должны своевременно пресекаться, а у жителей важно заложить в коммунальной культуре понимание о недопустимости несанкционированного подключения.

            Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Акт
о самовольном подключении к системам водоснабжения и канализации

Шаблон для заполнения:


Скачать

ООО «Компания»

Акт
о самовольном подключении к системам водоснабжения и канализации

г. [место подписания акта] [число, месяц, год]

[Должность, Ф. И. О.], являющийся представителем [наименование организации водопроводно-канализационного хозяйства], действующий на основании [наименование документа, подтверждающего полномочия], в присутствии [должность, Ф. И. О. лиц, присутствующих при проведении проверки] составил настоящий акт о нижеследующем:

[Число, месяц, год] в ходе осуществления проверки установлено самовольное подключение и пользование [наименование юридического лица] системами водоснабжения и канализации.

К системам водоснабжения и канализации подключен объект, расположенный по адресу: [вписать нужное], собственником которого является [наименование юридического лица].

При этом разрешительная документация на присоединение к системам водоснабжения (канализации) вышеназванного объекта [наименование юридического лица] не выдавалась, договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод не заключался.

На момент проверки [горячее/холодное] водоснабжение функционирует.

Настоящий акт составил:

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

Содержание данного акта подтверждаем личными подписями:

1. [должность, подпись, инициалы, фамилия]

2. [должность, подпись, инициалы, фамилия]

Оформляем акт о самовольном подключении электроэнергии

Часто на практике возникают вопросы, связанные с тем, что произойдет в случае противоправного подключения к сетям теплового типа, газовым или электрическим линиям. Кроме того, что гражданину отключат свет, могут быть применены меры воздействия. Если у лица есть задолженность по таким направлениям, то сумма штрафа становится больше.

Понятие самовольного подключения

Законодательство указывает на то, любой тип подключения к сетям должен иметь санкционированный характер. Это говорит о том, что от ресурсоснабжающей компании требуется получить согласие на то, чтобы провести работы в данном направлении. Если оно не получено, то подключение будет рассматриваться как незаконное.

В качестве самовольного подключения рассматривать необходимо:

  • допущение нарушений законодательных актов;
  • не получение необходимого разрешения;
  • подключение проведено после того, как гражданина отрезали от всех линий в связи с неуплатой и подробные ситуации.

Положения КоАП по поводу противоправного подключения к сетям

В Административном законодательстве разработана отдельная норма, которая предусматривает ответственность в рассматриваемой ситуации. Это статья 7.19 КоАП. Данная норма используется только при условии, что произошло самовольное подключение и нет признаков уголовного деяния.

В данном случае используется наказание в форме штрафных санкций. Величина зависит от того, к какой категории относится лицо, допустившее нарушение. К примеру, если нарушение допущено гражданином, что взыскать с него могут не более, чем 15 тысяч рублей, для организаций сумма увеличивается до 200 тысяч.

Если подключились к газопроводу

Ответственность за незаконное подключение предусмотрена и в случае с газопроводом. Меры могут применяться по отношению к тем, кто, не имея нужного разрешения произвел подключение к сети. Под такой деятельностью понимается:

  • несанкционированная врезка в провод, по которому течет газ;
  • установка подобного оборудования в жилом помещении, при условии, что нет разрешения на это;
  • продолжение использования сетей после того, как уполномоченным органом наложен запрет.

Говоря о величине наказания, то применяются те же размеры, что описаны выше.

Когда подключились к тепловым сетям

Изначально нужно уточнить, что понимается под сетями теплового типа. Это трубопроводы, по которым течет горячая вода. Она подается не только в многоквартирные дома, но и в частные постройки, предназначенные для проживания. Если подключение к ним происходит незаконно, то в результате складывается довольно опасная ситуация. Связывается это с тем, что итогом такого действия может становится прорыв и прекращение подачи воды во время отопительного сезона. В данной ситуации также применяются аналогичные меры воздействия, что отражены выше.

Если имеет место отключение за неоплату

Когда гражданин не вносит в установленные сроки плату за использование рассматриваемыми услугами, его квартиру могут отрезать от любой из сетей. Однако, в подобных ситуациях на практике жильцы продолжают использовать потребление указанных услуг на противоправных основаниях.

Применяться будут положения УК РФ.

Куда обратиться, если незаконно подключились к сетям

Важно учитывать, что в случае противоправного подключения к сети, происходит нарушение правомочий других граждан. По этой причине требуется понимать, куда нужно обратиться, чтобы бороться с таким явлением.

В законодательных актах предусмотрены такие методы борьбы:

  • направление жалобы в жилищные инспекции;
  • заявление в УК;
  • жалоба в ТСЖ;
  • письмо в прокуратуру;
  • иск в суд.

Какой метод борьбы выбрать зависит от сложившейся ситуации. Стоит учесть, что в практической деятельности обращение к представителям ТСЖ или УК не несет в себе необходимого результата. По этой причине специалисты говорят, что для решения проблемы следует обратиться к прокурору или судье.

Вне зависимости от того, какой вариант выбран, сформировать жалобу требуется в письменной форме. В документе требуется отразить, какая проблема произошла, в том числе, кто и куда подключился. Указание делается и на негативные последствия такого подключения. Обращение предусматривает необходимость ответа. Сроки направления документа заявителю отражены в законах.

Штрафная санкция и другие меры за подключение к электросети

Конкретные положения административного законодательства, где описана ответственность для нарушителей, отражена выше. Выражаются меры в установлении штрафа за такое поведение граждан и организаций. Однако, это не все наказания, которые могут быть применены в отношении нарушителей.

В частности, если лицо допускает подобные нарушения, то его могут отключить от сетей. В некоторых ситуациях подобные действия могут квалифицироваться как мошенничество. Уполномоченными органами должна быть собрана доказательная база для этого. Тогда применяются положения УК РФ. Санкции могут выражаться не только в штрафах. Это и лишение свободы и работы исправительного или обязательного значения.

Когда применяется выговор

В настоящее время положения административного законодательства не указывают на то, что лица, которые нарушили закон в части подключения к сетям, могут рассчитывать на послабления. Используется выговор только при условии, что по факту подключение не имеет место, а также учитывается, чтобы энергия незаконно не использовалась.

Если рассматривать по сути такой вопрос, то выговор применить могут тогда, когда подключение не завершено. Это говорит о том, что человек совершил все необходимые действия, однако их было недостаточно для подключения. Иначе, к нему применяются штрафные санкции.

Когда используется выговор, то лицо предупреждается о том, что в дальнейшем недопустимо осуществлять незаконную деятельность.

Как составить акт о самовольном подключении

Если уполномоченными органами выяснено, что гражданин незаконно подключился к сети, это требует составление определенного акта. Единого бланка в законодательстве не предусматривается. По этой причине использовать нужно форму, разработанную на основании локальных нормативов.

В документе обязательно отражаются:

  • наименование организации, издавшей документ;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о совершенном нарушении;
  • указание на то, что гражданину пояснили о неправомерности такого поведения;
  • день, когда составлен акт;
  • подписи уполномоченного сотрудника и того, кто нарушил закон.

Составление происходит в письменном или электронном виде, с последующей распечаткой в последнем случае.

Если гражданин уже подключился, то есть вариант избежать санкций в виде полного отключения. Для этого нужно свое поведение перевести в разряд законных. Обратиться следует в ресурсоснабжающую компанию. Сотрудники проверяют подключение и принимают решение о возможности узаконивания.

Таким образом, неправомерное подключение к сети предусматривает ответственность. Чтобы избежать ее – следует узаконить факт подключения.

Loading…

Управляющая организация при проверке счётчика может выявить факт вмешательства в его работу и составить акт о безучётном потреблении ресурса. На основании акта производится доначисление платы за ресурс. Читайте о том, как правильно составить акт, чтобы потребитель не оспорил его в суде.

В каких случаях потребление признаётся безучётным

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, потребление ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения (п. 80 ПП РФ № 354).

Прибор учёта должен быть в рабочем состоянии: без повреждений механизма, корпуса, пломб, с неистёкшим сроком поверки. Иначе он признаётся вышедшим из строя. Потребитель обязан сразу сообщить об этом исполнителю КУ и в течение 30 дней с момента выхода ПУ из строя обеспечить его ремонт или замену (п. 81 (12,13) ПП РФ № 354).

Если счётчик потребителя вышел из строя, но исполнитель КУ не был об этом извещён в установленные сроки, то при проверке прибора учёта исполнитель фиксирует безучётное потребление ресурса.

Также неучтённым потребление считается, если на ПУ обнаружены следы несанкционированного вмешательства в работу счётчика, которое могло исказить данные счётного механизма (п. 2 ПП РФ № 442). Например, несанкционированным вмешательством считаются механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

Как отличить безучётное потребление ресурса от бездоговорного

Как отличить безучётное потребление ресурса от бездоговорного

Как правильно составить акт о безучётном потреблении

Исполнитель КУ имеет право проводить проверки состояния приборов учёта коммунальных ресурсов в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще раза в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354). Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, то составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354).

Такой акт составляется немедленно после завершения проверки. Порядок его составления и направления были установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498, которое внесло дополнения в ПП РФ № 354.

Согласно п. 85 (1) ПП РФ № 354, акт, помимо сведений о проверяемом ИПУ, должен содержать следующую обязательную информацию:

  1. Дату, место и время составления документа.
  2. Причины, из-за которых проводилась проверка, и выявленные нарушения.
  3. Позицию потребителя или его представителя по нарушению.
  4. Список лиц, участвовавших в проверке ИПУ и составлении акта о безучётном потреблении ресурса.
  5. Подписи исполнителя КУ, совершавшего проверку, и потребителя (или его представителя).

Закон допускает внесение в акт иной информации, связанной с выявленным нарушением. Можно внести отметку, что велась фото- или видеосъёмка, что подтверждается подписями всех участников проверки (п. 85 (1) ПП РФ № 354).

Если потребитель отказывается подписывать акт о безучётном потреблении ресурса, в акте необходимо зафиксировать факт отказа и причины отказа при их наличии. При отказе потребителя от подписания акта или от присутствия при проверке ПУ исполнитель коммунальной услуги должен провести проверку счётчика в присутствии двух незаинтересованных лиц. В таком случае свидетели подписывают акт о безучётном потреблении, подтверждая факт несанкционированного вмешательства в работу ПУ (п. 193 ПП РФ № 442).

Акт должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю или его представителю лично под подпись или заказным письмом с уведомлением (п. 85 (2) ПП РФ № 354).

Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик

Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик

Как рассчитывается объём безучётно потреблённого ресурса

На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354.

Если у исполнителя есть возможность установить мощность подключённого оборудования, то расчёт объёма неучтённого потребления равен произведению мощности оборудования и его круглосуточной работы в течение установленного периода.

В иных случаях объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10. Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.

Сделав перерасчёт, исполнитель КУ должен направить потребителю требование о внесении доначислений платы за ресурс (п. 81 (11) ПП РФ № 354). На оплату предъявленной суммы доначислений потребителю отводится 10 рабочих дней с момента получения счёта, иначе исполнитель КУ вправе подать иск в суд (п. 194 ПП РФ № 442, ст. ст. 8, 11, 12 ГК РФ).

ПП РФ 1498: как проводить проверки приборов учёта

ПП РФ 1498: как проводить проверки приборов учёта

Как суды решают споры о безучётном потреблении ресурса

Потребитель, в отношении которого составлен акт о безучётном потреблении, имеет право оспорить документ и доначисления в судебном порядке. Рассмотрим несколько дел из судебной практики по вопросу оспаривания акта о безучётном потреблении ресурса.

Решение в пользу потребителя вынес Тамбовский районный суд, рассмотрев иск исполнителя КУ к собственнику помещения. Акт о безучётном потреблении ресурса не содержал информации о способе безучётного потребления, способе выявления нарушения, объяснений нарушителя. Кроме того, в акте не заполнена графа о месте установки счётчиков. Поэтому суд счёл вину потребителя недоказанной и отказал исполнителю КУ в удовлетворении иска.

Такое же решение вынес Президиум Верховного Суда Республики Бурятия, рассматривая спор потребителя и исполнителя КУ о факте безучтётного потребления ресурса. Суд отметил, что акт о неучтённом потреблении составлен с существенными нарушениями: потребитель не присутствовал при заполнении документа, в акте не отражена причина его отказа. Суд не признал вину потребителя доказанной.

Вологодский областной суд вынес решение в пользу исполнителя КУ, поскольку акт о безучётном потреблении соответствовал требованиями законодательства. Суд отметил, что документ составлен сразу после проверки прибора учёта, в нём указаны способ и место безучётного потребления электроэнергии.

Когда начинает действовать индивидуальный прибор учёта

Когда начинает действовать индивидуальный прибор учёта

На что обратить внимание при составлении акта о безучётном потреблении

Как показывает судебная практика, потребитель может оспорить акт о безучётном потреблении ресурса, если при его составлении были допущены нарушения или внесена не вся информация, предусмотренная законодательством.

Поэтому управляющие организации, совершая проверки состояния приборов учёта, должны помнить об основных блоках информации, вносимой в акт о безучётном потреблении. Это данные:

  • о проверке (кто проверял, где, когда, в чьём присутствии);
  • о приборе учёта (тип и номер, дата опломбировки, дата поверки, дата последней проверки, место установки, номера контрольных пломб и т.д.);
  • об установленном несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (как обнаружен, как производилось вмешательство, объяснения нарушителя по данному факту);
  • о причинах отказа потребителя от участия в проверке (причины отсутствия);
  • о двух свидетелях, которые привлекаются, если потребитель отказался присутствовать при проверке или подписывать составленный акт;
  • о всех лицах, участвовавших в проверке, и их подписи, в том числе подписи двух свидетелей (при их наличии).

Помните: одно незаполненное или некорректно заполненное поле может дать повод суду признать акт о безучётном потреблении недействительным, а требования исполнителя КУ по уплате доначислений – незаконными.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 77 926 подписчикам

Статьи по теме

Добавить комментарий