Как составить акт обследования многодетной семьи

Казалось бы, кому какое дело, в каких условиях проживает та или иная семья. Однако социальные службы эту ситуацию тщательно контролируют. Данные действия позволяют выявить граждан, которые не соблюдают санитарные нормы, и детей, нуждающихся в социальной защите.

Форма

Такие проверки осуществляются специальными комиссиями. Все подробности, в том числе и выводы, фиксируются при помощи соответствующего акта. Для его составления нет необходимости применять унифицированный бланк. Документ оформляется в свободном стиле. Но, несмотря на это, здесь обязательно должна присутствовать подробная информация не только о проверяемом жилище, но и о членах семьи.

Какие бывают виды жилищно-бытовых условий

Какие бывают виды жилищно-бытовых условийВ разных семьях условия проживания детей могут существенно различаться. Далеко не всегда они являются положительными. Представителям комиссии необходимо выявить, по каким причинам люди проживают в плохих жилищных условиях. Выделяется три основных вида бытовых условий:

  1. Неудовлетворительные. Как правило, этот вид подразумевает грубые нарушения гигиенических и санитарных норм. Например, это может быть чрезмерная сырость, появление грибка и плесени, плохое освещение, непригодная для питья вода. Также это и плохое техническое состояние жилища, к примеру, паразиты в квартире, опавшая штукатурка, протекающая крыша, шатаются стены.
  2. Удовлетворительные. Электричество, водопровод, газоснабжение и другие коммуникации присутствуют. Но при этом семья все-таки может нуждаться в какой-то помощи. Например, если семья насчитывает 3-5 человек, но при этом живет в однокомнатной квартире. Соответственно, эти жильцы нуждаются в расширении жилой площади.
  3. Комфортные. По сути, к этой категории относятся условия, уровень которых выше средних. Кроме основных, семья располагает и дополнительными условиями. Например, большое жилище находится возле магазинов, школ, медицинских учреждений. В доме имеется охрана, консьерж. Жилище находится в районе, где наблюдается развитая инфраструктура.

Как можно догадаться, в зависимости от вида условий принимается решение о постановке на учет, как семья, нуждающаяся в социальной помощи. У некоторых могут возникнуть мысли о том, чтобы намерено ухудшить свои бытовые условия для получения помощи от государства. Однако это бессмысленно. Нужно знать, если подобные махинации будут обнаружены, семье грозит серьезное наказание.

Когда проводится проверка жилищно-бытовых условий

Когда проводится проверка жилищно-бытовых условийЕсли говорить о детях, то проверка их жилищных условий может проводиться в разных случаях:

  • регулярное нарушение дисциплины учебных заведений. Сюда относятся драки, прогулы, ненадлежащее общение с учителями и сверстниками;
  • ребенка ставят на учет в полиции;
  • опекунов решили родительских прав, и решается, где он дальше будет проживать;
  • усыновление несовершеннолетнего. В этом случае тщательной проверке подвергаются жилищные условия новой семьи;
  • изменение места жительства. Проверяющие органы должны убедиться, что в новом жилище условия для жизни ребенка не будут ухудшены;
  • педагоги или соседи обратились в социальные службы. Обычно это жалобы на жесткое поведение родителей по отношению к ребенку;
  • ребенку понадобилась медицинская помощь из-за бытовой травмы. Возможно, она получена не случайно, а не из-за жестокого обращения опекунов;
  • несовершеннолетний находится под следствием, или на него подали заявление в полицию.

Нужно понимать, проверка жилищных условий способна предотвратить нежелательные последствия. Далеко не всегда комиссия приходит по предварительной договоренности. Нередко проверяющая группа может «нагрянуть» без предупреждения, что позволит увидеть реальную картину.

Для чего составляется акт обследования жилищных условий

Для чего составляется акт обследования жилищных условийКаждый знает, сегодня имеется достаточно большое количество семей, которые проживают не просто в неблагоприятных, но и в опасных условиях. И больше всего от этого страдают именно дети, у которых просто нет места для игр, отдыха, выполнения уроков. По сути, такие дети не могут нормально жить. Достаточно часто в таких семьях правильный режим дня не соблюдается. Это могут быть антисанитарные условия, неправильное питание и др.

Благодаря осмотру жилища ответственные органы выявляют неблагополучные семьи, которые нуждаются в помощи. Проверяющая комиссия должна определить причины возникновения таких проблем. Например, если такая ситуация появилась в силу жизненных обстоятельств, возможно, семьям будет полагаться социальная помощь. Однако часто семья считается неблагополучной именно по вине родителей. В этом случае ответственные органы должны оказать на них необходимое воздействие. При этом родители должны понять, если жизнь детей не будет улучшена, их могут забрать, например, в детский дом.

Если семья готовится усыновить малыша, проверка жилищных условий является важным этапом данной процедуры. Здесь представители комиссии должны подтвердить, что приемные родители создали все условия, которые позволят ребенку жить полноценно.

Несовершеннолетнего

При составлении такого акта комиссия определяет уровень жизни ребенка, который еще не достиг восемнадцати лет. При осмотре специалисты проверяют

  •  статус и доходы семьи;
  • здоровье ребенка;
  • насколько жилище соответствует санитарным нормам;
  • есть ли у ребенка одежда и обувь;
  • как ребенок реагирует на посторонних людей;
  • насколько проживание в этом доме является безопасным;
  • имеется ли у ребенка место для сна, проведения досуга, выполнения уроков.

Образец

Акт обследования жилищно-бытовых условий - Несовершеннолетнего

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи – бланк и образец 2023 года

Скачать

Учащегося

Необходимость проверки условий жизни ученика возникает в том случае, когда он регулярно не выполняет домашние задания, отличается плохим поведением в школе, агрессивно общается не только со сверстниками, но и с преподавателями. Ответственные лица проверяют не только наличие места для отдыха и учебы, но и все необходимые школьные принадлежности. Как можно догадаться, для школьника должны быть созданы все условия, чтобы он имел возможность нормально обучаться. Также инспекторы определяют, помогают ли родители учить домашние задания, или ребенок предоставлен сам себе.

Образец

Учащегося

Скачать

Неблагополучной семьи

Существует множество различных причин, по которым семья может считаться неблагополучной. Некоторые из них, получив такой статус, стараются поддерживать нормальные условия проживания. Однако это бывает далеко не во всех семьях. Многие нуждаются в помощи социальных служб.

Если жилищные условия не отвечают требованиям, комиссия должна определить причины, по которым возникла данная ситуация. Нередко это связано с тем, что члены семьи просто не желают вести нормальный образ жизни. Нередко в состав проверяющей группы входит психолог, который и должен объяснить членам семьи, что они выбрали неправильный образ жизни. Бывают ситуации, когда после таких профилактических работ выявляется, что семья продолжает аморально себя вести, употреблять алкоголь и наркотики, не заниматься воспитанием детей, или наоборот, воспитывать их слишком грубо. В этом случае семье может быть отказано в социальной помощи. Если в семье есть дети, социальные работники могут поднять вопрос о лишении родительских прав.

Образец

Неблагополучной семьиАкт обследования жилищно-бытовых условий семьи – бланк и образец 2023 года

Скачать

Молодой семьи

Что касается проверки жилищных условий молодой семьи, то здесь имеется множество противоречий. Специалисты утверждают, в таких проверках нет смысла, так как многие молодые семьи не в состоянии создать для себя хорошие условия. Но здесь необходимо понимать, государство, ни в коем случае не хочет как-то наказать. Наоборот, его целью является выявление семей, которые нуждаются в помощи. Например, если семья проживает в плохих жилищных условиях, она может быть поставлена в очередь на получение новой квартиры.

Но для получения такой помощи условия проживания действительно должны быть плохими. Если в квартире нет ремонта, его просто можно сделать. Гораздо хуже дела обстоят, если квартира слишком маленькая. Закон предусматривает, что на каждого члена семьи должно быть не менее 18 квадратных метров. Сегодня имеется множество семей, где на каждого члена приходится не больше 10 квадратных метров жилой площади. Естественно, такие ситуации неприемлемы.

Кроме этого, ответственные лица должны определить социальный статус молодых людей. Имеется ли у них работа, или еще проходят обучение. Если не работают, следует определить причину отсутствия работы. Возможно, им нужна помощь в трудоустройстве. При аморальном образе жизни молодой семье может понадобиться консультация психологов, наркологов и других специалистов.

Образец

Молодой семьи

Скачать

_______________________________________________________________________________________________

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ
СЕМЬИ

УЧАЩЕГОСЯ____________________________________________________________
«___
» КЛАССА

УЧАЩЕГОСЯ____________________________________________________________
«___
» КЛАССА

УЧАЩЕГОСЯ____________________________________________________________
«___
» КЛАССА

Мы, нижеподписавшиеся,____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

и классный
руководитель
_______________________________
«___» класса________________________________ «___» класса

посетили семью____________________________________________________________________________________________

проживающую по
адресу (если приезжие, указать, откуда переехал)
:_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

с целью
____________________________________________________________________________________________________

Тип семьи:

Благополучная

родители
морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера
семьи положительна

Неблагополучная

педагогически
некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания): отсутствует
единство требований, ребен
ок безнадзорен, жестокое
обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об
интересах, о поведении ребенка вне школы

нравственно-неблагополучная
(асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют,
тунеядствуют, содержат притоп, имеют судимость, воспитанием детей не
занимаются)

конфликтная
(в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные
конфликты, родители повышено-раздражительны, жестоки, нетерпимы).

Семья
состоит
на учете в ПДН, в КДН и ЗП, находится в трудной жизненной ситуации

Категория семьи:

Количество несовершеннолетних детей в семье______, многодетная, полная семья,
благополучная,
находится в социально опасном положении
, неполная семья: родители в разводе, одинокая мать,
потеря кормильца, мачеха, отчим принимает участие
в
воспитании, ребенка воспитывает опекун, в семье
ребенок-инвалид,
родители лишены родительских прав, ребенка воспитывают
другие
родственники, совместно с ребенком не проживают: мама, папа.

Материальное положение семьи: с очень
высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным
достатком (обеспеченная); с низким материальным достатком (малообеспеченная);
нуждающиеся (за чертой бедности).

Родители
уделяют/не уделяют должное внимание к учебе ребенка и посещают/не посещают
школу, /не/ контролируют учебный процесс.

Обследование
установило, что данная семья состоит из:
__________человек

Фамилия, имя,
отчество

Дата рождения

Степень родства

Занятость, где и
кем работает

Родители работают, если нет – указать
причину

Посещение детьми ДОУ,

класс, ОУ

Жилищно-бытовые условия: Состояние
жилья (в каком состоянии сохранено жилье)_________________________________

___________________________________________________________________________________________________________,

есть ли
регистрация у всех членов семьи_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________,

кто
собственник_____________________________________________________________________________________________,

 – частный дом _______
кв.м.
,
– квартира занимаемая площадь
_______ кв.м., в общежитии,
коммунальной квартире, благоустроенном
доме, этаж______,
количество комнат
_____, в доме
убрано (не убрано), в доме тепло (холодно)
, отопление
газовое (печное), запас дров имеется (не имеется), – наличие двора, где учащийся
может быть без присмотра взрослых.

В доме / квартире имеется
все необходимое (мягкая мебель,
наличие спальных мест,
постельных принадлежностей (в пригодном для пользования состоянии, в полном
комплекте, либо требует обновления и пополнения)
, телевизор,
видеоаппаратура, кухонный гарнитур, стол, стулья, газовая плита, холодильник
)
______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

На окнах висят /не
в
исят шторы,
имеются / не имеются на стенах и на полу ковры.

Наличие
коммуникаций, удобств ______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Санитарное состояние
(ремонт, требуется ремонт, порядок, запах) __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Наличие детской,
обстановка (имеется ли шкаф для одежды, спальное место, обстановка комнаты,
состояние мебели и т.д.)_______________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Условия для
обучения школьника (имеется ли письменный стол, уголок школьника, книжный шкаф,
качество освещения школьного уголка и др.)
______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Продукты на зиму (заготовлены):
картофель, – морковь, –
капуста, – лук, – консервация.

Имеется ли подсобное
хозяйство:
_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Имеются ли запасы продуктов питания,
приготовленная пища_____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Теплые вещи, одежда и обувь по сезону для
детей
имеются (не имеются) __________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Культурно-бытовые условия домашней жизни учащегося: – наличие
детской комнаты – имеется
/ не имеется, спального места –
имеется
/
не
имеется, рабочее место у учащегося – имеется
/ не имеется,
наличие бытовой техники
( компьютер, ноутбук, планшет) с
которой ребенок постоянно имеет дело дома, художественная литература, учебники,
игрушки
, собственного уголка природы,
животных, птиц, растений, за которыми он постоянно ухаживает.

Санитарно – гигиенические
нормы проживания

соблюдены / не соблюдены.

Взаимоотношения
между всеми членами семьи:
доброжелательные,
уважительные, основаны на любви и взаимопонимании, теплые, родители пользуются
авторитетом у подростков, либо прохладные, без душевной теплоты и близости,
конфликтные и т.д.. Высокой степени благоприятности, средней степени
благоприятности, низкой степени благоприятности; начальная неблагоприятность,
средняя неблагоприятность, низкая неблагоприятность.

Отношение взрослых к внеучебным занятиям
ребенка (подростка) дома: –

поощрительное, – заинтересованное, – контролирующее, – равнодушное, –
отрицательное.

Обычное проведение времени учащегося дома: – самостоятельное, – под контролем взрослых, –
при участии в его делах, – при участии его в делах взрослых, – бесконтрольное,
ребенок сам контролирует свое время, – контролирует и свое время, – и занятия
младших членов семьи
.

Любимые досуговые занятия: – труд, – общение, – чтение, – просмотр
телепередач, – занятие музыкой, искусством, – увлечение техникой, – уходом за
животными, растениями, – спорт, -поделки, – компьютерные игры
_____________________

______________________________________________________________________________________________________

Отношение
взрослых к общению и друзьям ребенка (подростка): –
заинтересованное,равнодушное, – негативное.

Основные внеучебные занятия
ребенка (подростка)
в
школе поле уроков: – игры со сверстниками, – самоподготовка к занятиям, – физический
труд, – занятия в кружках
.

Посещение ребенком учреждений
дополнительного образования:

посещение
библиотеки, – время от времени, никогда; – посещение клубных кружков,
объединений, секций_______________

________________________________________________________________________________________________________

Отношение семьи к учебным делам учащегося: – постоянно
заинтересованное, – жестко контролирующее, – поддерживающее, –
непоследовательное, – постоянно конфликтное из-за оценок.

Контакт со школой ______осуществляется   _____________________________________________________________________

Заключение:

Жилищно –
бытовые условия семьи неудовлетворительные
/
удовлетворительные
/ хорошие. Выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме / частично /
не выполняются родительские обязанности
. Ребёнок
обеспечен / не обеспечен школьными принадлежностями, вещами. Имеется / не
имеется подсобное хозяйство. Так как на каждого человека семьи не выходит
прожиточный минимум, ребёнок нуждается в бесплатном горячем питании. Ребенок
обеспечен бесплатным (согласно справки) / платным горячим питаем в школе.

Результат проверки
(в чем нуждается семья):

___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____» ______________________20_____г.

Классный руководитель_______________________________________________/
____________________
/

                                        
_______________________________________________
/
____________________
/

                                        
_______________________________________________
/
____________________
/

Контактная информация:

 347016, Ростовская область, Белокалитвинский район, х.Грушевка, ул.Центральная, 34А

 Руководитель: Титова Лариса Васильевна

 Телефон: 8928 – 141 – 94 – 53

 E-mail: mougrushevka-s@yandex.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00

 пятница: с 9:00 до 17:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

Памятка по заполнению акта посещения семьи

родителем; либо наоборот — постоянно требует контакта: провоцирует ссоры, оскорбляет и игнорирует родителей.

Физическое и эмоциональное насилие по отношениюк несовершеннолетнему:

  • для родителей характерно ругань и сквернословие по отношению к ребенку, запугивание наказанием, неумышленное проявление родителями физического насилия и т.п. Родители дают адекватную оценку своему поведению, видят его недостатки, раскаиваются;
  • родители применяют физические наказания без тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту. Ребенок боится возвращаться домой;
  • систематическое применение к ребенку физических наказаний, унижений и оскорблений, проявляющихся в наличии у ребенка физических травм и депрессивных состояний. Ребенок является свидетелем насилия или жестокого обращения по отношению к близким ребенку людям, домашним животным. Наносится вред физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка.
  • Сексуальное насилие над ребенком:
  • для родителя характерна смена половых партнеров, ребенок имеет доступ к порнографическим материалам (журналы, видео, сайты), отсутствует адекватное сексуальное образование ребенка;
  • родители допускают обнажение перед ребенком, часто меняют половых партнеров, ребенку демонстрируются порнографические материалы. Имеет место совместный просмотр продукции порнографического характера;
  • родители допускают совершение полового акта в присутствии ребенка, со стороны родителей или лиц из их окружения имеют место сексуальные домогательства к ребенку, половой акт с ребенком, сексуальная эксплуатация ребенка, вовлечение ребенка в проституцию и производство порнографической продукции.
  • для родителей характерно ругань и сквернословие по отношению к ребенку, запугивание наказанием, неумышленное проявление родителями физического насилия и т.п. Родители дают адекватную оценку своему поведению, видят его недостатки, раскаиваются;
  • родители применяют физические наказания без тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту. Ребенок боится возвращаться домой.

Психологические состояния и эмоциональные отношения родителей и ребенка:

  • родители обращают внимание на эмоциональное состояние ребенка, знают интересы ребенка, тепло относятся к нему, переживают за него, защищают и хвалят, однако могут унизить при посторонних, повысить голос, пригрозить наказанием. Присутствует позитивный контакт с ребенком (поглаживание, прикосновения, взгляд), выражают позитивные чувства к ребенку в разговоре. В основном позитивное отношение ребенка к родителям, прежде всего, матери. Потребность в постоянном контакте с ней. Возникающие разногласия с родителями являются поводом для длительных капризов и обид ребенка;
  • родителей не заботят проблемы и интересы, эмоциональные состояния ребенка, они ругают и унижают его при посторонних, могут ударить. Родители не выражают позитивные чувства к ребенку. Наблюдается эмоциональная отстраненность родителей от ребенка. Ребенок демонстрирует страх и потребность в контакте, одобрении, позитивном эмоциональном отношении. Противоречивое эмоциональное отношение к родителям, прежде всего, матери. Ребенок может выглядеть обиженным, уклоняется от физического контакта с

Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинских профилактические осмотров и ухода:

  • состояние здоровья ребенка в целом удовлетворительное (по медицинской карте). Медицинский уход и профилактический осмотр обеспечиваются;
  • состояние здоровья ребенка неудовлетворительное. Частые болезни ребенка. Возможно наличие хронического заболевания спровоцированного условиями жизни (кожные заболевания, педикулез, чесотка). Не выполняются рекомендации врача (подтверждается документом из медицинского учреждения). Есть признаки задержки физического развития ребенка. Родители не обеспечивают профилактический осмотр ребенка. Осмотр производится только благодаря усилиям сотрудников учреждений здравоохранения и образования;
  • имеются прямые угрозы здоровью ребенка. По поводу болезней ребенка родители не обращаются за медицинской помощью. В доме отсутствуют медикаменты для оказания доврачебной медицинской помощи. Есть признаки истощения и задержки физического развития ребенка, наличие или последствия травм у ребенка, видимых признаков запущенных заболеваний.

Питание:

  • продукты питания имеются в достаточном объеме, питание разнообразное. Запас продуктов обеспечивает потребности ребенка в полноценном систематическом питании;
  • ребенок обеспечен горячим питанием дома. Продукты питания имеются в ограниченном объеме, питание однообразное. Запас продуктов не обеспечивает потребности ребенка в полноценном систематическом питании;
  • дома питание ребенка скудное, за питанием ребенка родители не следят. Ребенок берет из столовой с собой хлеб впрок домой перед каникулами и выходными днями. Нет приготовленной еды для ребенка дома;
  • дома ребенок питается некачественными продуктами или живет впроголодь. Продукты в доме появляются эпизодически, ребенок самостоятельно добывает пищу, вынужденно может питаться у соседей, воровать продукты. У ребенка имеются признаки истощения.

Обеспеченность ребенка необходимой мебелью для занятий, сна, питания:

  • для несовершеннолетнего оборудована комната с необходимой мебелью, имеется спальное место (чистое постельное белье), стол для выполнения домашних заданий (полки для книг и канцелярских принадлежностей), шкаф (одежда аккуратно сложена), уголок для игр (полка для игрушек) и другое;
  • мебель, постельные принадлежности имеются в ограниченном объеме, нет места для занятийигр, покупку новой мебели и иных предметов быта затруднительны;
  • мебель, постельные принадлежности имеются в существенно ограниченном объеме и состоянии, не обеспечивающем потребности ребенка. Ребенок-подросток делит спальное место с другими членами семьи, нет места для занятий, игр, принятия пищи. Отсутствуют необходимые предметы мебели;
  • отсутствуют постоянное спальное место ребенка, необходимая мебель, предметы быта, что приводит к нарушению физического и психического здоровья ребенка.

Обеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями:

  • для несовершеннолетнего одежда и обувь имеются в необходимом объеме, по сезону, в соответствии с возрастом и полом;
  • одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в необходимом объеме, однако ребенок часто одет вне связи с сезоном, возрастом и полом;
  • одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в ограниченном объеме, отсутствуют некоторые необходимые предметы одежды, школьные принадлежности, используются одежда, и предметы не соответствующие возрасту, полу, сезону, изношенные и неопрятные;
  • ребенок не обеспечен одеждой, обувью, школьными принадлежностями в соответствии с возрастными и сезонными потребностями.

Педагогическая компетентность родителей (поведение родителей при наблюдениях, при проведении бесед и консультаций):

Источник

Вопросы родителям при посещении семьи

Методика организации визитов в семью

Одна из форм работы педагога социального с семьей – визиты в семью: посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Эта форма работы позволяет установить и поддерживать длительные отношения с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Проведение визитов требует соблюдения
⦁ добровольности принятия помощи,
⦁ конфиденциальности,
поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Регулярные, систематические и постоянные визиты специалистов в семью являются необходимым условием для формирования прочных взаимоотношений с семьей и предоставляют возможность видеть семью в ее естественных условиях, обеспечивают неформальное наблюдение за состоянием здоровья, благополучием детей, функционированием семьи.
Визиты в семью особенно необходимы в период принятия ключевых решений о положении ребенка, когда изменения в семье наиболее вероятны. Периодичность визитов определяется во время оценки рисков в зависимости от степени риска для ребенка. По результатам промежуточных оценок риска периодичность визитов пересматривается. Во всех случаях определение количества визитов в семью требует гибкого подхода и учета их особенностей.
Периодичность визитов определена порядком организации работы по социальной реабилитации.
Оптимальная периодичность:
• не менее четырех визитов в месяц (как минимум один визит в неделю) для случаев с высоким или очень высоким уровнем риска для ребенка);
• два визита (1 визит в 2 недели) в случаях, когда риск для ребенка оценен как средний.

Работа специалиста в рамках проведения визитов в семью
Каждый визит должен иметь конкретную цель. Цель должна соответствовать плану реабилитационной работы. Например, получить больше оценочной информации, смоделировать родительские и хозяйственные навыки, отработать навыки, 15
полученные в ходе занятий для родителей, обсудить, насколько оказываемые услуги помогают семье, провести кризисное вмешательство и поддерживающую психологическую консультацию.
Цель должна быть объяснена членам семьи. В конце каждого посещения цель и задачи следующего посещения должны быть совместно обсуждены.
Первостепенная задача специалиста, осуществляющего реабилитационную работу с данной семьей, – установление доброжелательных отношений, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса и устранению негативных моментов, способствующих неудовлетворению нужд ребенка.
Визиты в семью в рамках реабилитационной работы начинаются с установления договоренности о взаимных обязательствах и правах, а также c закрепления в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.
Визит в семью обязательно документируется. Целью визита может быть и составление акта обследования условий воспитания и проживания несовершеннолетнего.
Каждый последующий визит начинается с анализа выполнения ранее данных рекомендаций и выполнения действий, предусмотренных планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
По окончании личного визита специалисты определяют дату и время следующего визита ( в соответствии с планом).
Обе стороны должны владеть контактными телефонами для того, чтобы можно было проинформировать вторую сторону о непредвиденных обстоятельствах, которые не позволяют осуществить визит в семью в установленное время, и договориться о пересмотре даты и время.
Что следует учитывать в ходе домашних посещений
Посещения на дому дают прекрасную возможность помочь клиенту попрактиковаться в использовании навыков в решении проблем.
Специалист должен указать, сколько продлится посещение.
Если до конца запланированного времени совместная работа не закончена, специалист должен спросить клиента хочет ли он/она продолжить сейчас или лучше продолжить обсуждение в другое время.
Что делать с отвлекающими факторами?
Семьи сильно различаются по своей способности противостоять отвлекающим факторам. В то время как в некоторых в целом царит спокойная атмосфера, в других постоянно шум и суета. Отношение семьи к отвлекающим факторам может не совпадать с отношением специалиста, осуществляющего визит в семью. В таком случае необходимо вежливо сообщить об этом клиенту и обсудить, что можно с этим сделать. Например, можно посидеть на крыльце и поговорить, клиент может прийти в учреждение, можно выключить телевизор и т. д.16
В некоторых семьях уровень активности граничит с хаосом, который, в свою очередь, является одной из причин пренебрежения нуждами детей. Реакция специалиста на этот уровень хаоса должна быть тщательно спланирована в соответствии с планом работы со случаем. Работник может, например, смоделировать, как мать может успокоить и отвлечь своих детей, чтобы иметь возможность пообщаться с работником.
Что делать, если при посещении присутствуют родственники, друзья или соседи?
Специалист должен вежливо спросить у клиента, не возражает ли он, если эти люди будут присутствовать при беседе. Иногда поддерживающее присутствие людей может оказаться полезным, в других случаях оно может стеснять клиента. Также необходимо определить, не представляет ли кто-то из «дополнительно» присутствующих в доме угрозу его собственной безопасности.
Проводить ли посещения без предварительной договоренности?
Обычно специалист должен планировать свои посещения с семьей заранее. Это очень конкретная демонстрация уважения к клиенту, которая, являясь естественной любезностью, моделирует нормальный способ ведения дел.

Есть всего несколько причин для проведения необъявленных посещений:
⦁ если безопасность ребенка может быть под угрозой, когда семья заранее не знает о посещении,
⦁ или если есть риск, что семья с ребенком скроется.
⦁ дополнительные, не оговоренные заранее, посещения могут понадобиться, если работник хочет проверить, в состоянии ли семья поддерживать безопасность и порядок в доме без его участия.
Однако, прежде чем «проверять» семью таким образом, работник должен обстоятельно поработать с семьей в этих направлениях.
Некоторые семьи могут наводить порядок в домах, если они знают, что придет работник. Это может стать промежуточным шагом на пути к автономному поддержанию порядка и безопасности и должно рассматриваться, как сильная сторона семьи.
Необъявленные посещения в этом случае могут начаться только позже, когда специалист убедится, что семья может поддерживать дом в чистоте и безопасности на постоянной основе.
Цель необъявленных посещений также должна быть четко разъяснена семье.

Принимать ли угощения?
Это – сложный момент. Во многих семьях предложение еды и напитков является требованием норм гостеприимства и жестом доброй воли. Отказ принять приглашение может рассматриваться как грубость. Однако при некоторых обстоятельствах согласие неразумно, например, если посуда грязная или есть вероятность того, что в еду может быть что-то подмешено. Специалист должен найти вежливую причину отказа от еды и напитков. Отказ должен быть уважительным по отношению к клиенту.

Безопасность работников во время домашних посещений
Социальные работники должны принимать во внимание, насколько вероятно, что тот тип беседы, который они планируют с семьей, может вызвать у них раздражение. В случае необходимости должна быть предусмотрена возможность проведения беседы на рабочем месте, где кто-то может проследить за вашей безопасностью и вмешаться, если потребуется. 17

• Специалисты должны придерживаться спокойной манеры поведения.
• Специалисты должны пользоваться властью только в той степени, в которой это необходимо.
• Специалисты должны визуально отслеживать все, что происходит во время посещения, обращая внимание на группы людей и какуюлибо противоправную деятельность. Если чувствуете, что возникает опасность, вы должны удалиться и вернуться, если необходимо, с представителями правопорядка или с другим работником.
• Входя в дом, специалист должен постараться увидеть, нет ли в нем угрожающих элементов и уйти, если он почувствует опасность.
• При посещении семьи специалист должен располагаться в комнате таким образом, чтобы ничто не препятствовало его выходу.
• Специалист должен выходить через ту же дверь, через которую вошел, так как он не может быть уверен, что другие двери не заблокированы.

При посещении семьи важно проявлять уважение. Специалист должен чутко относиться к тому, что в доме клиента он гость и что некоторые клиенты могут воспринимать домашние визиты как проникновение в их жизнь. Стремитесь проявлять уважение к клиенту различными путями. Выразите благодарность за возможность встретиться в его/ее доме

Источник

Посещение семей.

Примерная схема записи посещения семьи.

1. Имя, фамилия ребенка ___

Год и месяц рождения ___

С какого времени посещает детский сад ___

Число детей в семье ___

Место ребенка в семье (младший, средний, старший, единственный)

Описание семейной среды на время первого посещения Изменения в семейной среде при последующих посещениях

3. Описание посещений с учетом видов деятельности

посещения Физическое

семье Отметка о выполнении

Записи в первом и втором разделах заполняются при первичном посещении, а затем дополняются по мере необходимости.

При последующих посещениях заполняется только та графа третьего раздела, с тематикой которой связано посещение, а также рекомендации семье и отметки о выполнении предыдущих рекомендаций. Причем, предложения и рекомендации, даваемые воспитателем семье, должны быть конкретными. Например, если приобрести игрушки, то какие,определить трудовые обязанности: какие именно и т. д. Такие записи помогают избегать повторов, видеть особенности изменений в семейном воспитании.

Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.

При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:

— состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,

сфера их деятельности, использование свободного времени;

— психологический климат семьи (система общения между членами семьи);

семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции);

— жилищные условия, материальное благосостояние;

— распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей);

— как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;

— организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;

— отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;

— особенности поведения ребенка в. семье;

— здоровье ребенка и других членов семьи;

— трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.

Выяснение этих вопросов необходимо воспитателю для дальнейшей работы с родителями, другими семейными воспитателями. К сожалению, начинающие воспитатели не сразу осознают, какое значение имеет столь глубокое знакомство с состоянием семейного воспитания. Постепенно они поймут, что эта работа нужная, что она направляет использование знаний и умений воспитателя на повышение педагогической культуры родителей, повышает его авторитет.

При каждом последующем посещении семьи воспитатель заранее определяет конкретную цель и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка. Например, при посещениисемьи ребенка раннего возраста воспитателя могут интересовать:

— условия для развития предметной деятельности ребенка;

— соблюдение режима дня ребенка в домашних условиях;

— педагогические условия для формирования культурно-гигиенических

навыков для развития самостоятельности ребенка и др.

При посещении на дому старших дошкольников цели будут иными. Например,выявить:

— трудовые поручения и обязанности ребенка в семье;

— формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье;

— воспитание интереса к книге;,

— подбор игр и игрушек и др.

При посещениисемьи с целью ознакомления с игровой деятельностью следует обратить внимание на:

— наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;

— размещение игрушек, их состояние;

— попробовать определить, что побуждает родителей приобретать подобные игрушки;

— любимые игрушки ребенка: какими игрушками ребенок любит играть дома (знают ли об этом родители);

— какие педагогические задачи решают родители с помощью игры;

— когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, соседскими детьми и т. д.)

При посещениисемьи с целью выявления характера трудового воспитания важно выявить:

— есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание и направленность по отношению к членам семьи, проявление к ним заботы, внимания;

— как дети выполняют эти обязанности;

— какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;

— установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;

— как родители учат детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;

— интерес ребенка к отдельным видам труда, каким именно?

Следует отметить, что в домашних условиях беседа с родителями бывает более откровенной, чем в детском саду, кроме того, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание и других членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка.

Анкета для родителей «Давайте познакомимся» Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

Отзыв об открытом занятии Отзыв об открытом занятии Занятие в группе №___ Тема: ___ Воспитатель:.

Источник

«Откройте, это ваш классный руководитель!»

Много ведется споров по поводу того, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни. Давайте взглянем на эту проблему с точки зрения права.

Для работы нам понадобятся

— «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
— Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 N 15610) (далее — Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334);
— Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее – ПП РФ от 18.05.2009 N 423) ;
— Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (далее — Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21);
— Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 «О Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (далее — Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16);
— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (далее – ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8);
— Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017;
— Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017;
— «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (далее – СК РФ).

Классный руководитель может прийти в дом к ученику, если…

Обязанность посещать жилые помещения отдельных обучающихся можно возложить на классных руководителей при соблюдении следующих условий:
— Наличие договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства к конкретной образовательной организации;
— Наличие устного или письменного обращения (и то и другое должны быть приняты и зарегистрированы в установленном порядке образовательной организацией) в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося;
— Такое полномочие должно быть предусмотрено в должностной инструкции классного руководителя (или в ином документе, регламентирующем деятельность классных руководителей);
— Посещение осуществляется в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося, по итогам которого составляется акт обследования жилого помещения;
— Без договора о передаче полномочий образовательной организации акт обследования жилого помещения не имеет юридической силы, т.е. НЕЗАКОННЫЙ.

Таким образом, пока вам не покажут договор о том, что школе передали полномочия органов опеки и попечительства, вы НЕ ОБЯЗАНЫ посещать ребенка. Более того, следующий документ, который вам должны показать, — это зарегистрированное в установленном порядке письменное или устное обращение, направленное на проверку конкретного ученика. Проверять всех подряд нельзя.

Давайте попробуем разобраться со всем по порядку

Нашел интересное Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 в котором подробнейшим образом описывается откуда возник институт классного руководства и какие основные задачи у классного руководителя. Нашел абзац, который можно притянуть к нашей теме: «…Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность…».

В данном документе указано требование: классный руководитель должен проанализировать условия жизни ребенка. Но не сказано, каким образом. Это ведь может банальный опрос самого ребенка иили его родителей или классный руководитель должен в окно заглядывать к обучающимся?

Рассмотрим, какие задачи перед классным руководителем ставит Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21. Данный Приказ ставит в обязанность классному руководителю: «…обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей. Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)…» и все.

Приказ НЕ СТАВИТ в обязанность посещение семей обучающихся, он говорит о том, что классный руководитель должен выступать связующим звеном между образовательной организацией и родителями. Вряд ли для установления связи необходимо находиться в квартире родителей обучающегося.

Первым документом, в котором говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних, является Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334.

Так согласно п. 2 Приказа обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи.

Согласно п. 3 Приказа обследование проводится органом опеки и попечительства либо ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке ПЕРЕДАНО ПОЛНОМОЧИЕ органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Обращаю внимание, что образовательной организации должно быть передано полномочие органов опеки и попечительства в установленном порядке. Без такой передачи, все акты осмотра жилого помещения со стороны образовательной организации не будут иметь никакой юридической силы.

В соответствии с п. 4 Приказа ОСНОВАНИЕМ для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные ОБРАЩЕНИЯ юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Приказа (он указан выше).

Таким образом, образовательная организация (при условии, что ей передали соответствующие полномочия органы опеки и попечительства) НЕ МОЖЕТ по своему усмотрению проверять условия жизни всех детей, для этого должны быть ОБРАЩЕНИЯ. И вот для проверки таких обращений можно организовать посещение ребенка по его месту жительства. Проверять условия жизни всех обучающихся правовых оснований НЕТ. Нет обращения – нет проверки.

Получается, что для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, которое передается в порядке, определенном ПП РФ от 18.05.2009 N 423.

Так в п. 2 Постановления Правительства РФ указано, что в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Получается, что на территории субъекта РФ у органов опеки и попечительства должны быть вышеперечисленные проблемы, для того чтобы передать часть своих полномочий образовательным организациям.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ полномочия, предусмотренные пунктом 2 (указано выше), осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с ДОГОВОРОМ, заключенным с органом опеки и попечительства.

Если вышеназванные условия не соблюдены, то сотрудники образовательной организации не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства. И не надо прикрывать это добровольностью, что родители сами впускают и т.д. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, по сути являются вашими добровольными визитами вежливости, за которые при этом ваша образовательная организация не имеет права вам выплачивать зарплату.

Что же делать?

При получении распоряжения провести осмотр жилых помещений обучающихся, требуйте в ответ, чтобы администрация предоставила заверенную копию договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства. Ведь без этого договора вы не имеете права посещать обучающихся.

При этом согласно п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ (дети родители которых умерли, лишены дееспособности, лишены ограничены в родительских правах и т.д.), обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Все, это максимум, что можно сделать. Далее начинают работать органы опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Таким образом, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение сотрудников полиции, что уж говорить об учителях, которые посещают жилые помещения в роли обычных граждан.

Судебная практика

— ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8: «…Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…». В данном постановлении достаточно большой перечень оснований, при наличии которых можно проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, но такого основания как проверка условий жизни обучающегося там нет;

— Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017: «…В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения…».

— Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017: «…Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения…».

Источник

Советы психолога при посещении семьи.

  • Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  • В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  • Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  • Старайтесь настолько укрепить доверие членов семьи, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  • Не ставьте на семье крест.
  • Не загоняйте членов семьи в угол, поставив в затруднительное положение.
  • Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  • Диалог с конфликтными родителями начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  • Умейте смотреть на вещи глазами родителей, ребенка.

Возможные  варианты  заполнения  актов посещения при различных семейных ситуациях.

Цели посещения:

  • контроль над выполнением родителями пунктов плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
  • обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;
  • контроль над соблюдением безопасных условий проживания несовершеннолетнего;
  • контроль за выполнением родителями рекомендаций по созданию безопасных условий проживания несовершеннолетнего;
  • наблюдение за внутрисемейным микроклиматом;
  • контроль за ведением родителями трезвого образа жизни; отслеживание  изменений внутрисемейного микроклимата;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • социально-педагогическое просвещение родителей;
  • отслеживание изменения в ЖБУ проживания семьи, внутрисемейного микроклимата, создания условий проживания несовершеннолетнего;
  • отслеживание изменений во внутрисемейной обстановке;
  • контроль за местонахождением и занятостью несовершеннолетнего в период каникул;
  • социальное расследование ситуации в семье по запросу (КДН, сектора по охране прав детства, ИДН), по обращению соседей, родственников и др.

Условия проживания (медико-санитарные условия  жизнедеятельности):

  • санитарно-гигиенические условия удовлетворительные (поддерживается порядок, спальное место и постельное бельё содержатся в опрятном виде, для ребёнка организовано игровое пространство);
  • длительное отсутствие ремонта жилища. Состояние жилища неудовлетворительное, ветхое. Не производится необходимый текущий ремонт. В стенах и на потолке трещины, подтеки и т.п. Не выполняются санитарно-гигиенические требования по несовершеннолетнего ребёнка, в связи с чем вопрос об отношении родителей к выполнению обязанностей по воспитанию ребёнка целесообразно рассмотреть на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних;
  • на основании вышеизложенного, комиссия считает, что родители ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию и материальному содержанию малолетнего сына, который проживает в неблагоприятных условиях. В связи с этим необходимо ходатайствовать перед Советом по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (педагогическим советом) о признании несовершеннолетнего Иванова Ивана Ивановича, 01.01.2002 г.р., находящимся в социально опасном положении;
  • на основании вышеизложенного, комиссия пришла к выводу, что несовершеннолетний проживает в условиях, которые несут угрозу жизни и здоровью ребёнка, в связи с чем необходимо ходатайствовать перед КДН о признании его нуждающимся в государственной защите и помещении на государственное обеспечение;
  • на основании вышеизложенного, комиссия отмечает положительную динамику во внутрисемейной ситуации и считает целесообразным продолжить социальный патронат семьи с целью дальнейшего контроля за условиями проживания, воспитания и обучения несовершеннолетних детей.

Примечание: данная памятка носит рекомендательный характер, при заполнении документов к каждому конкретному случаю подходить индивидуально.

Варианты рекомендаций:

  • обратиться за консультацией к врачу-наркологу, (при систематическом злоупотреблении родителями спиртных напитков) пройти лечение от алкогольной зависимости в Полоцкой областной психиатрической больнице;
  • конструктивно решать спорные вопросы;
  • создать благоприятные безопасные условия проживания несовершеннолетних: убрать спички, зажигалки, мелкие, режущие и острые предметы в недоступное для несовершеннолетнего место;
  • соблюдать правила пожарной безопасности: приобрести и установить АПИ, отремонтировать печь, убрать скрутки в электропроводке;
  • родителям обратиться в ТЦСОН для постановки на учет по безработице либо трудоустроиться в течение определённого срока;
  • произвести косметический ремонт помещений;
  • привести состояние жилого помещения в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями;
  • своевременно погашать задолженность по коммунальным услугам;
  • обратиться за консультацией к юрисконсульту СПЦ за правовой консультацией;
  • с целью восстановления детско-родительских отношений обратиться за консультацией к психологу.

7. Заключение (должно соответствовать с целью посещения):

  • комиссия считает, что на момент посещения для несовершеннолетнего созданы необходимые условия для проживания, воспитания и обучения: организовано спальное место, имеется место для игр и приготовления уроков, постельное бельё и детская одежда  в опрятном состоянии, игрушки и книги в достаточном количестве;
  • на основании вышеизложенного, комиссия пришла к выводу, что на момент посещения внутрисемейная ситуация не вызывает опасения, обстановка  спокойная, благополучная;
  • комиссия пришла к выводу, что родителями уделяется недостаточно внимания воспитанию и содержанию

температуре и исправны розетки, выключатели, (холодильник, телефон, электроплита), печь. Спички в доступном для детей месте, электроприборы размещены близко к шторам, деревянным конструкциям и т.п.;

  • условия проживания неудовлетворительные (оборванные обои, лампочки без плафонов, затхлый запах в квартире, запах мочи, помещения не проветриваются, накурено, плесень на стенах, паутина, пыль, отсутствует чистое сменное бельё, детская одежда в неопрятном состоянии (недостаточное количество детской одежды, отсутствиеодежды и обуви по сезону), нет условий для осуществления гигиенических процедур);
  • требуется косметический ремонт помещений;
  • требуется ремонт жилой комнаты;
  • дом (квартира) не приготовлен к зимнему периоду: в недостаточном количестве (или отсутствуют) дрова, печь дымит и требует ремонта (печь в неисправном состоянии), окна не утеплены (отсутствуют стёкла в оконных рамах);
  • антисанитарное состояние кухни (грязная и битая посуда, её отсутствие, пищевые отходы, запах испорченных продуктов, пепельница с окурками на кухонном столе);
  • неудовлетворительное состояние ванной и туалетной комнат (текут трубы, забиты сливы, разбита, неисправна сантехника, грязь, резкий запах, отсутствие гигиенических принадлежностей: нет мыла, зубных щёток, полотенец и т.д.);
  • уборка жилого помещения, территории и мест общего пользования проводится нерегулярно и некачественно, низкое качество мытья окон, пола, посуды, одежды. Постельное и столовое белье грязные, жилые помещения и приусадебная территория в частном секторе захламлены;
  • уборка жилого помещения не проводится. Состояние мест общего пользования (в частном секторе также и окружающей территории) неудовлетворительное. Переполненные мусорные урны, гниющие остатки пищи, выраженный запах. Застарелые следы копоти и жира на мебели, грязные окна, пол, посуда, постельное белье не используется, жилые помещения и приусадебная территория в частном секторе захламлены;
  • крайне неудовлетворительное санитарное состояние жилья. Имеются реальные прямые угрозы здоровью проживающих: грязный пол, устойчивый запах мочи, гниющие остатки пищи, бытовые паразиты, переполненные мусорные урны. Места общего пользования не убираются.

Социально-экономические условия жизнедеятельности:

  • финансовые средства семьи ограничены. Бюджет планируется неэффективно. Родители временно не работают или работают на низкооплачиваемой работе, оплата их труда, иные доходы не всегда позволяют полноценно содержать ребенка;
  • тяжелое финансовое положение семьи. Постоянные финансовые, трудности, в том числе связанные с безработицей одного или обоих родителей. Длительныепериоды нехватки средств для полноценного содержания ребенка;
  • семья не способна жить экономически самостоятельно, постоянно нуждается в финансовой и иной материальной помощи, полностью зависима от поддержки государственных социальных служб и благотворительных организаций;
  • у семьи есть серьезные материальные трудности. Семья временно живет на детские пособия. Родители берут деньги в долг, задерживают оплату коммунальных услуг в течение двух – трех месяцев;
  • семья постоянно живет на детские пособия, пенсии по потери кормильца, которые являются основным источником дохода семьи и расходуются на самое необходимое, в том числе иногда не по назначению. Расходование средств не связано с девиантным поведением старших членов семьи.  Семья  имеет задолженности по коммунальным платежам от шести и более месяцев;
  • пособия на ребенка, пенсии по потери кормильца являются единственным источником дохода семьи. Расходуются на алкоголь и иные потребности взрослых. Из дома выносятся вещи и продукты. Семья длительно не оплачивает коммунальные услуги и не предпринимает никаких попыток  их погасить. Существует реальная угроза выселения.

родителем; либо наоборот – постоянно требует контакта: провоцирует ссоры, оскорбляет и игнорирует родителей.

Физическое и эмоциональное насилие по отношениюк несовершеннолетнему:

  • для родителей характерно ругань и  сквернословие по отношению к ребенку, запугивание наказанием, неумышленное проявление родителями физического насилия и т.п. Родители дают адекватную оценку своему поведению, видят его недостатки, раскаиваются;
  • родители применяют физические наказания без тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту. Ребенок боится возвращаться домой;
  • систематическое применение к ребенку физических наказаний, унижений и оскорблений, проявляющихся в наличии у ребенка физических травм и депрессивных состояний. Ребенок является свидетелем насилия или жестокого обращения по отношению к близким ребенку людям, домашним животным. Наносится вред физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка.
  • Сексуальное насилие над ребенком:
  • для родителя характерна смена половых партнеров, ребенок имеет доступ к порнографическим материалам (журналы, видео, сайты), отсутствует адекватное сексуальное образование ребенка;
  • родители допускают обнажение перед ребенком, часто меняют половых партнеров, ребенку демонстрируются порнографические материалы. Имеет место совместный просмотр продукции порнографического характера;
  • родители  допускают совершение полового акта в присутствии ребенка, со стороны родителей или лиц из их окружения имеют место сексуальные  домогательства к ребенку, половой акт с ребенком, сексуальная эксплуатация ребенка, вовлечение ребенка в проституцию и производство порнографической продукции.

наказаниям.

  • для родителей характерно ругань и  сквернословие по отношению к ребенку, запугивание наказанием, неумышленное проявление родителями физического насилия и т.п. Родители дают адекватную оценку своему поведению, видят его недостатки, раскаиваются;
  • родители применяют физические наказания без тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту. Ребенок боится возвращаться домой.

Психологические состояния  и эмоциональные отношения родителей и ребенка:

  • родители обращают внимание на эмоциональное состояние ребенка, знают интересы ребенка, тепло относятся к нему, переживают за него, защищают и хвалят, однако могут унизить при посторонних, повысить голос, пригрозить наказанием. Присутствует позитивный контакт с ребенком (поглаживание, прикосновения, взгляд), выражают позитивные чувства к ребенку в разговоре. В основном позитивное отношение ребенка к родителям, прежде всего, матери. Потребность в постоянном контакте с ней. Возникающие разногласия с родителями являются поводом для  длительных  капризов и обид ребенка;
  • родителей не заботят проблемы и интересы, эмоциональные состояния ребенка, они ругают и унижают его при посторонних, могут ударить. Родители не выражают позитивные чувства к ребенку. Наблюдается эмоциональная отстраненность родителей от ребенка. Ребенок демонстрирует страх и потребность в  контакте, одобрении, позитивном эмоциональном отношении. Противоречивое  эмоциональное отношение  к родителям, прежде всего, матери.  Ребенок может выглядеть обиженным, уклоняется от физического контакта  с

Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинских профилактические осмотров и ухода:

  • состояние здоровья ребенка в целом удовлетворительное (по медицинской карте). Медицинский уход и профилактический осмотр обеспечиваются;
  • состояние здоровья ребенка неудовлетворительное. Частые болезни ребенка. Возможно наличие хронического заболевания спровоцированного условиями жизни (кожные заболевания, педикулез, чесотка). Не выполняются  рекомендации врача (подтверждается документом из медицинского учреждения). Есть признаки задержки физического развития ребенка. Родители не обеспечивают профилактический осмотр ребенка. Осмотр производится только благодаря усилиям сотрудников учреждений здравоохранения и образования;
  • имеются прямые угрозы здоровью ребенка. По поводу болезней ребенка родители не обращаются за медицинской помощью. В доме отсутствуют медикаменты для оказания доврачебной медицинской помощи. Есть признаки истощения и задержки физического развития ребенка, наличие или последствия травм у ребенка, видимых признаков запущенных заболеваний.

Питание:

  • продукты питания имеются в достаточном объеме, питание разнообразное. Запас продуктов обеспечивает потребности ребенка в полноценном систематическом питании;
  • ребенок обеспечен горячим питанием дома. Продукты питания имеются в ограниченном объеме, питание однообразное. Запас продуктов не обеспечивает потребности ребенка в полноценном систематическом питании;
  • дома питание ребенка скудное, за питанием ребенка родители не следят. Ребенок берет из столовой с собой хлеб впрок домой перед каникулами и выходными днями. Нет приготовленной еды для ребенка дома;
  • дома ребенок питается некачественными продуктами или живет впроголодь. Продукты в доме появляются эпизодически, ребенок самостоятельно добывает пищу, вынужденно может питаться у соседей, воровать продукты. У ребенка имеются признаки истощения.

Обеспеченность ребенка необходимой  мебелью  для занятий, сна, питания:

  • для несовершеннолетнего оборудована комната с необходимой мебелью, имеется спальное место (чистое постельное белье), стол для выполнения домашних заданий (полки для книг и канцелярских принадлежностей), шкаф (одежда аккуратно сложена), уголок для игр (полка для игрушек) и другое;
  • мебель, постельные принадлежности имеются в ограниченном объеме, нет места для занятийигр, покупку новой мебели и иных предметов быта затруднительны;
  • мебель, постельные принадлежности имеются в существенно ограниченном объеме и состоянии, не обеспечивающем потребности ребенка. Ребенок-подросток делит спальное место с другими членами семьи, нет места для занятий, игр, принятия пищи. Отсутствуют необходимые предметы мебели;
  • отсутствуют постоянное спальное место ребенка, необходимая мебель, предметы быта, что приводит к нарушению физического и психического здоровья  ребенка.

Обеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями:

  • для несовершеннолетнего одежда и обувь имеются в необходимом объеме, по сезону, в соответствии с  возрастом  и полом;
  • одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в необходимом объеме, однако ребенок часто одет вне связи  с сезоном,  возрастом  и полом;
  • одежда, обувь, школьные принадлежности имеются в ограниченном объеме, отсутствуют некоторые необходимые предметы одежды, школьные принадлежности, используются одежда, и предметы  не соответствующие возрасту, полу, сезону, изношенные и неопрятные;
  • ребенок не обеспечен одеждой, обувью, школьными принадлежностями в соответствии с возрастными и сезонными потребностями.

Педагогическая компетентность родителей (поведение родителей при наблюдениях, при проведении бесед и консультаций):

  • родители адекватно реагируют на рекомендации специалистов, обещают их исполнять;
  • родители обращают внимание на эмоциональное состояние дочери, тепло относятся к ней, защищают и хвалят. Присутствует позитивный контакт с ребенком (поглаживание, прикосновения, взгляд), выражают позитивные чувства к ребенку в разговоре;
  • родительское воспитание носит несистематический характер, члены семьи затрудняются определить воспитательные требования и последствия их нарушений (отсутствует контроль за просмотром ребенком телепередач, за проведением  свободного времени, соблюдением режима дня). Родители или чрезмерно требовательны к детям,  или предъявляют противоречивые воспитательные требования, не знают и/или не хотят знать об окружении ребенка (компании его друзей). Организация режима дня ребенка несистематическая или слишком жесткая, избыточно регламентированная. Ребенок может бесконтрольно смотреть телевизор, сидеть за компьютером;
  • родители практически не занимаются воспитанием ребенка. Воспитание сводится к жесткому контролю или полному отсутствию контроля над поведением ребенка.  Взрослые члены семьи не соблюдают воспитательных требований. Родители некритичны к своему поведению, неверно интерпретируют поступки и особенности поведение ребенка. Не умеют определить возрастные потребности ребенка, не знают индивидуальных особенностей ребенка, отказываются от выполнения педагогических рекомендаций. Организация режима дня ребенка отсутствует. Иногда предъявляются родительские требования соблюдения  своевременного приема пищи, просмотра телепередач, отхода ко сну;
  • родители не занимаются воспитанием ребенка. Отсутствует родительский контроль, воспитательные требования. Меры воспитательного воздействия сводятся в основном к

Добавить комментарий