Как составить акт по отходам

Акт об утилизации отходов — это документ, подтверждающий выполнение производителем и импортером товаров нормативов утилизации товаров и упаковки, которые утратили потребительские качества. В рамках контроля за выполнением нормы утилизации Росприроднадзор направляет изготовителям (импортерам) продукции запросы о предоставлении такого акта. О том, по какой форме направлять акт и как его заполнить, узнаете из нашей статьи.

Как составить акт об утилизации отходов в 2022 году

Утилизация отходов в 2022 году

Согласно статье 1 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утилизацией признается использование отходов для изготовления новой продукции, предоставления услуг, выполнения работ. Иначе говоря, в рамках утилизации утратившее потребительские свойства сырье повторно задействуют в производственном цикле после необходимой подготовки.

Отходами от использования товаров, выполнение норматива утилизации которых подтверждается актом, являются их остатки после полной или частичной утраты изделий своих потребительских качеств.

В соответствии с пунктом 1 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ на компании и предпринимателей — изготовителей продукции и лиц, занимающихся ее импортом, возложена обязанность по выполнению утилизационной нормы. Ее определяет правительство. Причем под утилизацию подпадают как товары, так и их упаковка.

На текущий год нормативы утилизации отходов, оставшихся от использования товаров, регламентированы распоряжением Кабмина от 31.12.2020 № 3722-р. При этом виды товаров и упаковки, подпадающих под утиль, определены другим документом — распоряжением от 31.12.2020 № 3721-р.

Выполнять норматив можно путем самостоятельной утилизации остатков на своих объектах или посредством заключения договора со сторонними организациями и ИП. В отношении переработки твердых коммунальных отходов договоры должны заключаться с оператором по обращению с ТКО (п. 4 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ).

Изготовители товаров и импортирующие их лица, не организовывающие переработку самостоятельно, должны уплачивать экологический сбор (п. 7 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ).

В пункте 9.1 закона № 89-ФЗ сказано, что выполнение нормы переработки продукции и ее упаковки подтверждается:

  • договорами с теми субъектами, которые осуществляют утилизацию;
  • актами утилизации отходов, утвержденными постановлением Правительства от 03.12.2020 № 2010.

Форма акта этим постановлением не утверждена. Оно содержит лишь бланк отчетности о выполнении утилизационного норматива. Этот отчет нужно сдавать в Росприроднадзор в электронном виде ежегодно до 1 апреля следующего за отчетным года.

Вместе с тем постановлением № 2010 установлено, что производители и импортеры продукции по запросу Росприроднадзора в рамках контроля за выполнением утилизационных нормативов должны представлять копии актов об утилизации по формам, регламентированным Росприроднадзором по согласованию с Минприроды.

Таким образом, акт представляется по запросу федеральной службы по надзору в сфере природопользования и по утвержденной ею форме. На его отправку отводится 10 рабочих дней с даты получения запроса.

Заполнение акта утилизации отходов

Срок действия применяемой ранее формы акта утилизации отходов от использования товаров, утвержденной приказом от 30.04.2021 № 236, истек 1 января 2022 года. В связи с этим Росприроднадзор подготовил новую форму акта утилизации отходов от использования товаров, которая будет применяться до 1 января 2027 года.

Скачать образец акта утилизации отходов 2022 года.

Акт утилизации отходов может быть двух видов: оформленный производителем (импортером) и нанятым исполнителем по специальному договору утилизации. Второй встречается чаще. Бумага при этом является приложением к договору.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта утилизации отходов .docСкачать образец акта утилизации отходов .doc

Определение утилизации отходов

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ гласит, что утилизация отходов — это их использование для генерации материальных ценностей, а также для осуществления разнообразных работ и услуг. Существуют следующие виды утилизации:

  • Рециклинг – использование по прямому назначению еще раз.
  • Регенерация – включение в цикл производственных процессов после ряда подготовительных манипуляций.
  • Рекуперация – извлечение разными путями максимум полезных элементов и отдельных частей, переработка.

Последний вид встречается чаще всего из-за простоты осуществления. В целом вид повторной переработки определяется в каждом конкретном случае отдельно.

Виды отходов

Мусор мусору рознь. Он делится по разным критериям, но основополагающий – класс. Выделяют:

  • 1 класс отходов. Этот вид взят под контроль государственных служб, так как он содержит опасные для человека вещества (ртуть, свинец и пр.). Составление акта в этом случае – обязательный момент при любых манипуляциях.
  • 2 класс. При утилизации нормы регламентируются санитарными требованиями. Допустимо хранение (размещение) на специально подготовленной территории не более полугода.
  • 3 класс. Бывшие товары и отходы, переработка которых входит в сферу лицензионной деятельности учреждений. К нему же относятся отработанные нефтепродукты. Возможно сжигание или регенерация.
  • 4 класс. Сбор и утилизация требуют соответствующей лицензии. Отходы этой категории могут быть подвергнуты любому способу вторичной переработки.
  • 5 класс. Основную часть этой разновидности должно составлять ценное вторсырье. Эта категория наиболее интересна перерабатывающим комплексам.

Нюансы

С техникой – особый случай. Так как в отдельных ее частях содержатся драгоценные металлы, ее переработка подчиняется Распоряжению правительства 1886-р от 24.09.2015 г. В последнем приводится полный список того, что нужно утилизировать с составлением акта.

В этот список входят:

  • Ноутбуки и портативная компьютерная техника (в том числе с функционалом телефона) до 10 кг.
  • Электронные записные книги.
  • Вычислительные машины с центральным процессором и устройством.
  • Терминалы.
  • Мониторы.
  • Клавиатуры.
  • Манипуляторы (мыши, джойстики и пр.).
  • Сканеры.
  • Принтеры.
  • УЗО.

Все это и многое другое – техника, обязательная для утилизации по истечении эксплуатационных сроков. Также за ее частями, содержащими драгоценные металлы, нужно следить и документировать все действия: продажу, покупку, движение и пр.

Кроме того, для этого вида товаров обязательно прохождение инвентаризации. Об этом ясно сказано в Федеральном законе №41 от 26 марта 98 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Куда заносятся данные

Если речь идет о производственных объектах, то на них должен ввестись журнал образования и движения отходов.

В нем должны быть вписаны данные о веществах, которые были переданы для переработки в другие компании или утилизированы самостоятельно (при такой возможности и праве). Если такового журнала нет, то предусмотрено взыскание штрафа от 10 до 250 тыс. руб.

Эти бумаги регулируются Приказом Минприроды 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Алгоритм заполнения акта

В верхней части документа содержится приписка, к какому договору прикрепляется акт. После самого наименования акта указывается город – справа и дата – слева.
Акт утилизации отходов. Часть 1.
Потом необходимо заполнить наименования обеих организаций, которые совершают сделку, и их представителей.

Перед перечислением оказанных услуг указываются сроки (дата начала и окончания), которые были прописаны в договоре.

Акт утилизации отходов. Часть 2.
Ниже располагается табличная часть документа, в которой содержатся данные о каждой единице отходов. В ней перечисляется:

  • Наименование каждой единицы.
  • Код согласно Федеральному классификационному каталогу.
  • Группа товаров, к которой он принадлежит (эта строка относительно свежая – о ней было принято распоряжение Правительства №1886-р в 2015 году).
  • Имеющаяся нормативно-техническая документация по ней.
  • Вес каждой позиции (общий указан в начале таблицы).

Во втором пункте акта можно указать товар, который был произведен из указанного выше материала. Если в результате процесса не было произведено материальных ценностей, то нужно подчеркнуть соответствующее слово и оставить вторую таблицу пустой.

Третий пункт должен содержать данные о технологии, по которой обрабатывались отходы. Если проводилась экологическая экспертиза, то её реквизиты.

В четвертом пункте указывается количество экземпляров документа (обычно 2 — для каждой из сторон).
Приложения – обязательная часть акта. Они содержат выписку из журнала образования и движения отходов заказчика (или из иного документа по материалам учета).

К СВЕДЕНИЮ! Упоминание об отсутствии претензий со стороны заказчика к исполнителю — тоже обязательно.

После прикрепления приложений в нижней части документа ставятся печати организаций и подписи лиц, их представляющих.

Виды утилизации

Разновидностей избавления от отходов множество: сжигание, захоронение, компостирование, брикетирование и прочее. Важно, чтобы этот процесс происходил согласно требованиям законодательства, без нарушений предписаний Федерального закона № 89 и по ГОСТам 30166-95 о ресурсосбережении. Тогда к организации не будет претензий от сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии.

Зарегистрировано в Минюсте России 25 марта 2022 г. N 67922


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ
от 15 февраля 2022 г. N 90

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ АКТА УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ

В соответствии с подпунктом “б” пункта 14 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2010 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст. 8216; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.12.2021,N 0001202112310043), приказываю:

1. Утвердить форму акта утилизации отходов от использования товаров согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2027 года.

Руководитель
С.Г. РАДИОНОВА

Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
от 15.02.2022 N 90

(форма)

АКТ N ____ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ

                                     
место составления                         дата составления
                                     
Исполнитель:                                    
    наименование оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), регионального оператора по обращению с ТКО, юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО)
                                       
ОГРН:         ИНН:        
ОКВЭД:         ОКАТО:        
                                       
Адрес, указанный в ЕГРЮЛ, ЕГРИП                              
                             
        для юридического лица – место нахождения, для индивидуального предпринимателя – место жительства
Адрес места нахождения объекта по утилизации отходов:                              
                             
контактная информация:                              
                             
        номера телефонов, адреса электронной почты (при наличии)
в лице                                
        фамилия, имя, отчество (при наличии), должность (при наличии) представителя
действующего на основании                                
        реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя
в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (при утилизации отходов V
класса опасности указывается “не требуется”)                              
                                       
        серия, номер, дата выдачи

с одной стороны, и Заказчик:

1) Производитель товаров,
импортер товаров
(указать нужное)
                               
 
наименование производителя товаров / импортера товаров
                                     
ОГРН:         ИНН:        
ОКВЭД:         ОКАТО:        
                                       
Адрес, указанный в ЕГРЮЛ, ЕГРИП                              
                             
контактная информация:                              
                             
        номера телефонов, адреса электронной почты (при наличии)
в лице                              
        фамилия, имя, отчество (при наличии), должность (при наличии) представителя
действующего на основании                              
        реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя
                                     
2) Ассоциация производителей, импортеров товаров,
российский экологический оператор (РЭО)
                               
                                       
РЭО либо наименование ассоциации производителей товаров, импортеров товаров, которым на основании договора получено обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров
                                       
ОГРН:         ИНН:        
ОКВЭД:         ОКАТО:        
                                       
Адрес места нахождения:                              
                             
контактная информация:                              
                             
        номера телефонов, адреса электронной почты (при наличии)
в лице                              
        фамилия, имя, отчество (при наличии), должность (при наличии) представителя
действующего на основании                              
        реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени ассоциации либо РЭО
в соответствии с договором                              
        реквизиты договора, заключенного производителем товаров, импортером товаров и ассоциацией производителей товаров, импортеров товаров либо РЭО, на основании которого ассоциации либо РЭО поручено обеспечить выполнение нормативов утилизации
с другой стороны,                                  
составили настоящий акт утилизации отходов от использования товаров о том что Исполнитель в период с     по       в рамках исполнения
                      дата     дата      
договора от “___” ________ 20 ___ г. N __________:                      

1. Осуществил утилизацию отходов от использования товаров согласно перечню таких отходов:

N п/п Наименование видов / групп видов отходов Код по ФККО <1> Класс опасности отхода Группа товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в соответствии с перечнями <2> Количество, кг
1.          
2.          

2. Исполнителем в процессе утилизации вышеуказанных отходов произведена / не произведена (нужное подчеркнуть) продукция:

N п/п Наименование произведенной продукции Код продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Нормативно-техническая документация, в соответствии с которой произведена продукция Количество, кг
1.        
2.        

В процессе утилизации вышеуказанных отходов (отметить нужное):

2.1.  
Осуществлено повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг);
2.2.  
Произведен возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация);
2.3.  
Произведено извлечение полезных компонентов для повторного применения отходов (рекуперация).

Настоящий Акт утилизации отходов от использования товаров составлен в двух экземплярах.

Неотъемлемой частью настоящего Акта утилизации отходов от использования товаров являются:

1) заверенная подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, печатью (при наличии) копия обобщенных данных учета в области обращения с отходами согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 2 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1028 “Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2020, регистрационный N 61782) <3> (далее – Порядок учета в области обращения с отходами), с обобщенными данными учета в области обращения с отходами за отчетный период;

2) заверенная подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, печатью (при наличии) копия данных учета, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 3 к Порядку учета в области обращения с отходами, с данными учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов за отчетный период.

Исполнитель:   Заказчик:
   
наименование оператора по обращению с TKO, регионального оператора по обращению с TKO, юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществившего утилизацию отходов от использования товаров (за исключением TKO)   наименование производителя товаров, импортера товаров / ассоциации (союза) производителей товаров, импортеров товаров, РЭО
   
подпись, Ф.И.О. уполномоченного представителя   подпись, Ф.И.О. уполномоченного представителя

<1> Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 “Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.06.2017, регистрационный N 47008), с изменениями, внесенными приказами Росприроднадзора от 20.07.2017 N 359 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.09.2017, регистрационный N 48070), от 28.11.2017 N 566 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.01.2018, регистрационный N 49762), от 02.11.2018 N 451 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.11.2018, регистрационный N 52788), от 29.03.2021 N 149 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.07.2021, регистрационный N 64159), от 29.07.2021 N 478 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.09.2021, регистрационный N 65121), от 04.10.2021 N 670 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.11.2021, регистрационный N 65769).

<2> Перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и перечень упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты ею потребительских свойств, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3721-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 541, 2021, N 49, ст. 8335), действующим до 01.09.2022.

<3> Действует до 01.01.2027.

Акт инвентаризации отходов необходимо составлять тем хозяйственным субъектам, деятельность которых приводит к образованию отходов от этой деятельности. Как и для чего проводится инвентаризация отходов, а также какие сведения должен содержать рассматриваемый документ, читайте в нашей статье.

Источники образования и виды отходов

В процессе хозяйственной деятельности субъектов периодически образуются различные отходы: просроченные товары, сырье, испорченные материалы, брак, побочные продукты полуфабрикатов, отработанные изделия из черных и цветных металлов, а также редких и драгоценных, списанные приборы и датчики, аккумуляторы, автошины, лаки, краски, строительный мусор, бытовые отходы. Процедура инвентаризации не только устанавливает факт наличия отходов и их объем, но и выявляет источники и периодичность их образования.

Также к отходам относится в некоторых случаях бумажная продукция. Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс и бесплатно узнайте как проводится и оформляется инвентаризация бумажных отходов.

Некоторые виды хозяйственной деятельности приводят к образованию отходов повышенной опасности. К ним относятся:

  • взрывчатые и огнеопасные, которые под воздействием химических реакций способны воспламениться, нанеся тем самым вред окружению;
  • окисляющие ― вещества, способствующие воспламенению сторонних материалов;
  • органические ― подверженные ускоренному разложению в силу своего химического состава;
  • токсичные и инфицирующие ― отходы, способные причинить существенный вред организму человека.

О том, как организуется учет возвратных отходов, читайте в статье «Отражаем в учете возвратные отходы производства (нюансы)».

Проведение инвентаризации отходов

Помимо сведений об объеме отходов, периодичности их образования и источников, целью процедуры инвентаризации может оказаться выявление несоответствия между нормативными и фактическими показателями. Причиной составления акта инвентаризации может быть и контроль за процессом формирования отходов при введении новых технологий, изменении стандартов выпуска. В таких случаях результаты инвентаризации будут служить основанием для разработки новых нормативов по отработанному материалу.

Проверь себя: как провести инвентаризацию

Время прохождения около 5 мин.


Пройти тест

Инвентаризация отходов начинается с приказа руководителя с четким указанием сроков ее проведения, объектов и с данными о составе комиссии.

В ходе инвентаризации выявляется количество отходов, происходит классифицирование их по видам и источникам появления. Происходит подсчет объема годового образования отработанного материала. Обязательна проверка документации по учету наличия, получения и хранения отходов.

Акт инвентаризации отходов представляет собой итоговый документ, который подготавливается на основании полученных данных. Может содержать в себе также рекомендации и указания по дальнейшей работе с отработанным материалом. По результатам данных полученного документа субъект хозяйственной деятельности делает дальнейшие выводы о путях движения отходов: передавать ли их на переработку сторонним организациям, проводить ли утилизацию самостоятельно.

С 1 марта появились новые требования по работе с отходами. Оформите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите в материал, где дан перечень отходов, по которым введены новшества.

Содержание акта инвентаризации отходов

Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.

Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.

Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.

Важно! С 01.01.2013 унифицированные формы необязательны к применению. Организация вправе разработать собственный бланк документа в соответствии с ФСБУ 27/2021 “Документы и документооборот в бухучете”. Новый стандарт вступил в силу с 01.01.2022, за исключением требования о хранении документов на территории РФ. Данное правило станет актуально с 01.01.2024. Подробнее об этом мы рассказали в материале.  

Скачать бланк ИНВ-3 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:


Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3

Скачать

Акт инвентаризации отходов должен содержать следующие данные:

  • участок размещения;
  • источник образования отработанных материалов;
  • наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
  • присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
  • характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
  • принятые нормы образования отработанных материалов;
  • места временного хранения и их характеристики;
  • варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
  • прочие необходимые показатели.

На нашем сайте вы можете скачать вариант заполненного образца акта инвентаризации отходов.

Скачать образец акта инвентаризации отходов

В дальнейшем данные акта инвентаризации отходов могут быть использованы для получения лимитов на их размещение, утверждения документации, разрешающей хранение отработанных материалов, составления отчетности по количеству отходов, образованных на предприятии, и дальнейшим действиям с ними.

О том, на размер каких платежей влияет объем образующихся отходов, читайте в статье «Разработка проектов нормативов образования отходов».

Итоги

Инвентаризация отходов представляет собой обязательную процедуру для всех субъектов, осуществляющих действия с отходами. Акты составляются по результатам проверки. Места размещения отходов подлежат контролю с периодичностью 1 раз в 3 года либо в случаях внесения изменений в технологические процессы, внедрения новых видов деятельности.

За неисполнение законодательства в части обращения с отходами предусмотрено наказание в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственностей (ст. 28 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Организация деятельности по обращению с отходами на предприятии является одной из наиболее сложных и важных, ведь от порядка в сфере обращения с отходами зависит вся ветка отчётной кампании по отходам. Как вести учёт в области обращения с отходами и кадастр отходов, какие документы необходимо подать для получения лицензии, на что обратить внимание при временном накоплении разных видов отходов и подготовке отчёта 2-ТП (отходы) — обо всем этом и многом другом в нашем подробном гайде.

Анна Ярцева

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Порядок учёта в области обращения с отходами

Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учёт образовавшихся отходов.

Порядок учёта в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Он устанавливает требования к организации и ведению учёта образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

Порядком установлены:

  • требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
  • формы таблиц учёта отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.

По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учёту по установленной Порядком форме.

Учёт ведётся одним из двух способов:

  • в электронном виде
  • на бумажном носителе.

Данные учёта обобщаются только по итогам календарного года по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчётным периодом.

При ведении учёта в электронном виде обобщённые данные учёта по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.

Заполнение журнала ведётся в тоннах, при этом нужно соблюдать правила округления:

  • до третьего знака после запятой для отходов I-III классов опасности,
  • до первого знака — для отходов IV-V классов опасности.

Чтобы пересчитать кубометры в тонны, необходимо знать плотность отходов, но самый лучший вариант — запросить у контрагента либо плотность отходов, которую он использует для пересчёта, либо просить прописывать в передаточных документах вывезенный тоннаж.

Норматив образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и Территориальная схема обращения с ТКО утверждены в каждом регионе, поэтому найти плотность для ТКО не составит труда самостоятельно.

Перечень исходных данных для формирования журнала учёта отходов:

  1. Перечень отходов (инвентаризация), образующихся на предприятии;
  2. Протоколы состава каждого наименования отходов, образующихся на предприятии;
  3. Акты, УПД, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие передачу отходов другим хозяйствующим субъектам, физическим лицам и/или принятие отходов от других лиц;
  4. Цепочки договоров на передачу/принятие всех наименований отходов с Лицензиями на вид деятельности по процедуре их обращения (от транспортировки до утилизации/обезвреживания/захоронения). Если передача права собственности на продукты обработки не прописана в договоре, при передаче отходов на обработку требуются договоры и Лицензии до конечного «потребителя» отходов.

Из договоров в журнал учёта идут наименование контрагента, ИНН и юридический адрес, номер, дата, срок действия договора, а из Лицензий — её реквизиты.

Данные учёта заполняются ответственным лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

Физическим лицам можно передавать только отходы V класса опасности.

Приложение № 3 к Порядку предусматривает указание данных по отходам V класса опасности гражданам. В данном случае обязательно указывается место проживания граждан (населенный пункт).

При передаче отходов физическим лицам хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи отхода.

Если отходы V класса опасности передаются гражданам, то в столбце 12 Приложения № 3 к Порядку (Дата и номер договора на передачу отходов) нужно указать названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю).

Почему так важно знать конечного «потребителя» отходов? Дело в том, что отходообразователь несет ответственность за весь жизненный цикл своих отходов, т.к. является их собственником. Ему необходимо вносить плату за негативное воздействие. В данном случае — за размещение отходов на полигоне. Если предприятие не знает, на каком полигоне размещаются его отходы, то не сможет верно внести плату за НВОС, т.к. вносится она по ОКТМО полигона, как источника НВОС.

Временное накопление некоторых видов отходов

Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий (зданий и иных объектов), связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 № 89-ФЗ). Кроме того, условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (статья 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Накопление отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (пункт 213 СанПиН 2.1.3684-21).

При накоплении отходов запрещается:

  1. накопление отходов в месте, не предназначенном для их складирования;
  2. накопление отходов более 11 месяцев;
  3. превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов;
  4. смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов;
  5. хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;
  6. сброс отходов:
    • на почву;
    • в системы канализации;
    • в поверхностные и подземные водные объекты;
    • на территорию предприятия;
  7. любые действия, которые могут привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами;
  8. выброс в контейнер с ТКО (за исключением самих ТКО), сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обращению с отходами;
  9. размещение отходов на полигонах ТКО (за исключением самих ТКО);
  10. захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в зависимости от физико-химических свойств отходов допускается их временное накопление на производственных территориях:

  • на открытых площадках;
  • в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Накопление промышленных отходов допускается:

  1. для I класса опасности — исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);
  2. для II класса опасности — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах;
  3. для III класса опасности — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом;
  4. для IV класса опасности — навалом, насыпью, в виде гряд.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
  • поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
  • поверхность площадки должна иметь твёрдое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Раздельное накопление ТКО

Раздельное накопление ТКО — путь к сокращению количества отходов, размещаемых на полигоне. Обязанность по раздельному накоплению отходов прописана в Порядке накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утверждённом в каждом регионе.

ТКО относятся к IV и V классам опасности.

Как правило, Порядок предполагает два варианта реализации раздельного накопления:

  1. Дуальная схема/двухконтейнерная система, при которой в одном контейнере накапливаются смешанные/”влажные” отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, а в другом — «сухие» отходы, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязнённые пищевыми отходами;
  2. Многоконтейнерная система, предполагающая контейнер под смешанные/”влажные” отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, и отдельные контейнеры для раздельного накопления таких фракций, как бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязненные пищевыми отходами.

Как в первом, так и во втором варианте, необходимо письменное обозначение и цветовая индикация соответствующего контейнера. В некоторых регионах есть требование к объёму и материалу контейнеров.

Подробнее о раздельном накопллении отходов и правильном заключении «доходного» договора читайте в статье.

Правила накопления отработанных ртутных ламп

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.

Ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

Согласно Правилам накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность таких ламп. Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп допускается использовать упаковку от новых ламп, чтобы исключить возможность их повреждения, и металлические контейнеры с брезентом.

Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, которая бы исключала загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, и производится отдельно от других видов отходов.

Совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп не допускается.

Если у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп произошла аварийная ситуация, например, лампа разбилась, то загрязненное помещение необходимо покинуть и вызвать специализированные организаций, которые бы провели комплекс мероприятий по обеззараживанию помещений.

Потребители отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) могут самостоятельно обезвредить ртутное загрязнение с помощью специального демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.

Ртутьсодержащие лампы и иные отходы I-II класса опасности передаются федеральному оператору по обращению с отходами данных классов опасности — ФГУП «ФЭО».

Правила накопления отработанных аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств

Аккумуляторы, содержащие электролит, относятся ко II-му классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств» утверждены в разделе II приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности».

Отходы аккумуляторов  транспортных средств (ТС) накапливаются отдельно от других отходов. Не допускается смешивать такие отходы с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО.

ИП и юрлица, образующие отходы аккумуляторов ТС, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы ФЭО. Делается это в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.

Накопление, хранение отходов аккумуляторов ТС осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Причем аккумуляторы ТС, заполненные кислотными и щелочными электролитами, должны накапливаться и храниться раздельно.

При накоплении, хранении, транспортировании указанных отходов запрещается их подвергать механическому воздействию, которые могут нарушить целостность и герметичность корпусов аккумуляторов.

Накопление отходов аккумуляторов ТС с признаками течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора осуществляется в кислотоупорной таре либо щелочеустойчивой таре (в зависимости от вида аккумулятора) отдельно от иных отходов аккумуляторов ТС. Такие отходы не подлежат хранению и должны быть освобождены от электролита. Слив электролита осуществляется в соответствии с порядком, установленным эксплуатационными документами на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для ТС.

Помещение, предназначенное для накопления или хранения отходов аккумуляторов ТС, содержащих электролиты, должно быть оборудовано средствами для ликвидации возможного пролива электролитов, обеспечивающими их нейтрализацию.

Правила накопления отработанных батарей и аккумуляторов, утративших потребительские свойства, кроме аккумуляторов для ТС

Требования при обращении с группой однородных отходов «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» утверждены в разделе III Приказа № 399, и практически ничем не отличаются от требований обращения с отходами аккумуляторов ТС.

Отходы батарей и аккумуляторов также накапливают отдельно от других отходов производства и потребления, в т.ч. от ТКО.

ИП и юрлица, которые образуют отходы батарей и аккумуляторов и не имеют лицензии на деятельность по обращению с ними, обязаны передать эти отходы ФЭО в течение 11 месяцев со дня их образования.

Накопление неповрежденных отходов батарей и аккумуляторов осуществляется раздельно от поврежденных отходов батарей и аккумуляторов, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности их корпуса.

Контейнеры (ёмкости) для накопления поврежденных отходов батарей и аккумуляторов изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей.

Если организация хочет организовать накопление батарей и аккумуляторов на своей территории в рамках экологической инициативы, необходимо иметь в виду, что максимальная вместимость контейнера (ёмкости), предназначенного для накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, и размещённого в общедоступных местах, не должна превышать 18 литров.

Накопление, хранение отходов батарей и аккумуляторов осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключён доступ посторонних лиц.

При накоплении, транспортировании, хранении отходов батарей и аккумуляторов запрещается подвергать отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности их корпусов.

Правила накопления отработанных минеральных и синтетических масел, утративших потребительские свойства

Отработанные масла относятся к III классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» утверждены разделом IV Приказа № 399.

ИП и юрлица, образующие отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях такую деятельность в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление и хранение отходов масел осуществляются в соответствии с подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Этот документ является обязательным для РФ в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.

Накопление отработанных нефтепродуктов должно осуществляться на ограждённой и накрытой территории. Обязательно наличие оборудования, которое позволит избежать загрязнения продуктами нефтепереработки окружающей среды. Также должны быть предупреждение об огнеопасности хранящихся материалов и средства пожарной безопасности (в том числе, сорбент). При необходимости помещение должно быть оснащено вентиляцией.

Покрытие полов в таких помещениях должно быть масло- и водонепроницаемым. В полах должны быть проложены сточные канавки. На территории необходимо поддерживать чистоту и не допускать загрязнения нефтепродуктами.

Всё оборудование, использующееся для хранения и сбора отработанных нефтяных материалов, должно обеспечивать защиту от механических загрязнений. Каждый предмет должен быть маркирован в соответствии с наименованием нефтепродукта, для которого он предназначен.

Каждая единица оборудования должна быть исправной и исключать вероятность пролива нефтепродуктов. Все операции по переливу продуктов нефтепереработки должны совершаться с использованием надежно заземленного оборудования.

Каждый резервуар для отработанного масла должен быть установлен в поддон. Его объём должен быть таким, чтобы вместить до 5% залитой в ёмкость жидкости. Поддоны также используются при ремонте автомобилей, поскольку возможен пролив масла. Слитую целенаправленно или пролитую случайно жидкость при этом необходимо перелить в специальный резервуар.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и по противопожарному режиму. Для ликвидации возможных разливов масла в помещении для хранения и на площадках должен иметься ящик с песком и лопата.

Общие требования при сборе отработанных продуктов нефтепереработки таковы:

  1. Отработанное масло должно собираться отдельно от других материалов. Не допускается смешивать отходы масел с маслами и иными аналогичными продуктами, содержащими галогенированные органические вещества, с пластичными смазками, органическими растворителями, жирами, лаками, красками и иными химическими продуктами, наличие которых исключает возможность утилизации отходов масел;
  2. Сбор масел должен разделяться в соответствии со степенью загрязнения материала;
  3. Заливка отработанного материала должна производиться в резервуар, который находится вне помещения с компрессорной установкой;
  4. Для сбора отработанных нефтепродуктов должны использоваться ёмкости, специально предназначенные для этих целей;
  5. Масла для последующей регенерации нужно разделять в соответствии с их марками. Если масла различных марок разрешается использовать в одном и том же оборудовании, их можно сливать в один резервуар;
  6. Отдельно должны собираться индустриальные масла, эксплуатировавшиеся в оборудовании с сильным нагревом (более +110°С);
  7. Моторные масла запрещено смешивать с другими смазочными материалами.

Правила накопления компьютерного оборудования, утратившего потребительские свойства

Компьютерное, электронное, оптическое оборудование, утратившее потребительские свойства относятся к IV классу опасности.

Требования при обращении с таким оборудованием утверждены разделом V Приказа № 399.

К отходам электронного оборудования относятся:

  • принтеры,
  • МФУ (многофункциональные устройства),
  • сканеры,
  • мониторы,
  • мышки,
  • клавиатуры и т.д.

Образователи отходов электронного оборудования, не имеющие соответствующие лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электронного оборудования», в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов.

Компьютерную технику можно продавать или отдавать в качестве товара на благотворительность непрофильным заготовителям/обработчикам/утилизаторам (в ОКВЭД отсутствует любое упоминание об обработке/утилизации) с целью дальнейшего использования по назначению — тогда она не будет считаться отходом. Если оргтехнику продавать, например, как лом, за символическую цену утилизатору, который явно не будет использовать её по назначению, то на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделку могут посчитать недействительной.

Накопление, хранение отходов электронного оборудования осуществляются в местах (площадках) накопления, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения, оснащенные воздухообменной вентиляцией и средствами пожаротушения, исключающие доступ к таким отходам посторонних лиц. Запрещается в местах (площадках) накопления отходов электронного оборудования, на специализированных объектах хранения отходов электронного оборудования накопление, хранение отходов с пожароопасными свойствами.

При накоплении, хранении и транспортировании отходов электронного оборудования запрещается подвергать эти отходы механическому воздействию, которое может привести к нарушению их целостности.

Правила накопления шин, покрышек, камер

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» утверждены разделом VI Приказа № 399 и распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО. Также нельзя сбрасывать такие отходы в водные объекты, на водосборные площади и на почву.

Образователи отходов шин, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, которые имеют ограждение, оснащены средствами пожаротушения, и в которые исключён доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

В местах (площадках) накопления и на специализированных объектах хранения отходов шин запрещается накапливать, хранить горючие и смазочные материалы, а также химические вещества (кислоты, щёлочи и другие вещества), взаимодействие с которыми может создать пожароопасную ситуацию.

При заключении договора на передачу шин необходимо иметь в виду, что:

  • запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин;
  • способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
    1. утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
    2. утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.

Правила накопления отходов электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Электролиты относят к отходам II и III класса опасности.

Отходы электролитов подлежат сбору, накоплению, транспортированию, хранению, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Нельзя сливать отходы электролитов в систему централизованной канализации, сбрасывать их на почву, в водные объекты, на водосборные площади.

Образователи отходов электролитов II класса опасности, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы ФЭО. Если образуются отходы электролитов III класса — их нужно передать юрлицам и ИП, которые на законных основаниях осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электролитов». Передача отходов осуществляется в течение 11 месяцев со дня их образования.

Отходы электролитов накапливаются и хранятся раздельно по видам отходов в соответствии с ФККО. Накопление и хранение отходов электролитов на открытых площадках производятся в стационарных, закрытых, специально обустроенных емкостях. В помещениях такие отходы накапливаются и хранятся в закрытых, химически стойких емкостях при наличии приточно-вытяжной вентиляции.

В местах (площадках) накопления или на специализированных объектах хранения отходов электролитов должны быть предусмотрены средства для ликвидации возможного пролива отходов электролитов, обеспечивающие их нейтрализацию.

Доступ посторонних лиц к местам (площадкам) накопления и объектам хранения отходов электролитов запрещён.

Статистический отчёт 2-ТП (отходы)

Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» предоставляют:

  • юридические лица;
  • физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО.

Форму не предоставляют юрлица и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Заполненная форма предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения исключительно в электронном виде (посредством использования бесплатного сервиса «Личный кабинет природопользователя», либо платных сервисов, в которых реализована подача отчёта в Росприроднадзор) до 1 февраля. Она должна быть подписана электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

При наличии у юрлица обособленных подразделений отчёт заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Временно не работающие организации, на которых в течение части отчётного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

Организации-банкроты также не освобождены от предоставления сведений. Только после того, как вынесено определение арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесена в единый государственный реестр юрлиц запись о его ликвидации, организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании журнала учёта отходов по Приказу № 1028 с обозначенными ранее правилами округления.

Кадастр отходов производства и потребления

Обязанность по установлению регионального порядка и ведению кадастра отходов производства и потребления возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно пункту 3 статьи 20 № 89-ФЗ. В связи с этим возникает необходимость мониторинга изменений большого количества документов, регламентирующих предоставление сведений в региональные кадастры отходов.

Подробный разбор правил ведения регионального кадастра отходов в Московской области приведен в нашей статье.

Актуальный на 2021 отчётный год перечень кадастров отходов по другим регионам собран в сводной таблице.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

Лицензирование осуществляет Росприроднадзор через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (обязательно наличие усиленной ЭЦП), либо ведомство рассматривает пакет документов, направленный Почтой России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Реестр выданных лицензий расположен на сайте.

Каким требованиям должен соответствовать соискатель лицензии, что нужно указывать в заявлении о получении лицензии, когда вносятся изменения в лицензию и в какие сроки принимается решение о ее выдаче в зависимости от заявленных видов работ — разбираем самое важное в нашем подробном гайде.

Работа с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности — ФГУП «ФЭО»

Согласно пункту 1 статьи 14.4 № 89-ФЗ все образователи отходов I-II классов опасности обязаны заключить договор с ФЭО через государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Организациям, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы, заключение договора не требуется.

Подробнее о том, как эффективно организовать работу с ФЭО, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК — в статье.

В таблице приведено несколько примеров, когда отходы не будут считаться опасным грузом.

 

Примеры обоснования неопасности некоторых грузов по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

Отход Ссылка на пункт ДОПОГ Обоснование, почему груз не относится к ДОПОГ Допустимая тара
Ртутьсодержащие лампы п. 1.1.3.10 при содержании ртути в партии отходов менее 30 г индивидуальные картонные коробки, либо обернуть прокладочным материалом в одной коробке во избежание повреждения при транспортировке; металлическая тара с брезентом, также необходим прокладочный материал
Батарейки ООН 3496 плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки
Отработанные АКБ гл. 3.3 их корпуса не повреждены; они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, их скольжению, падению или повреждению, например путём штабелирования на поддонах; на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот; они защищены от короткого замыкания плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки на поддонах

Отдельно отметим требования к маркировке партии отходов — грузового места.

Грузовое место — это одна единица груза, которая предназначена для транспортировки: коробка, ящик, паллет, мешок, бочка или любой другой отдельный предмет. На каждый вид отхода своё грузовое место и своя заявка на вывоз.

Маркировка должна производиться для каждого грузового места и содержать:

  • полное или сокращённое наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • количество тары, объединённое данным грузовым местом;
  • адрес пунктов погрузки;
  • количество и тип отхода (например, ламп) в каждой таре;
  • масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
  • линейные размеры тары, если один из параметров превышает 1 метр.

Знаки и надписи не должны перекрывать друг друга.

QR-код, присвоенный грузовому месту, необходимо разместить на таре и (или) упаковке, закрепив его таким способом, чтобы он обеспечивал его неотделимость без повреждения и защищенность от внешнего воздействия, которое может привести к повреждению целостности.

Необходимо ответственно подходить ко всему циклу накопления-передачи отходов ФЭО, т.к. несоответствие фактических показателей партии отходов сведениям, указанным в заявке, может привести к возврату за счёт средств отходоообразователя и оплачиванию всех издержек, понесенных ФЭО при выполнении данной заявки.

Данные положения закреплены в договоре:

  • Федеральный оператор в течение 10 рабочих дней с даты передачи отходов на объект обезвреживания и (или) утилизации и (или) размещения отходов I и II классов опасности проводит оценку соответствия отходов условиям договора на оказание услуг. Если соответствие установлено, осуществляется приёмка отходов.
  • При выявлении несоответствия передаваемых отходов условиям договора федеральный оператор в течение 1 рабочего дня после завершения оценки соответствия передаваемых отходов оформляет акт возврата отходов по форме, предусмотренной приложением к договору на оказание услуг. Акт возврата не позднее 3 рабочих дней после его оформления направляется отходообразователю с указанием даты возврата отходов. Возврат отходов, которые не были приняты в связи с их несоответствием условиям договора, осуществляется за счёт отходообразователя в соответствии с условиями договора.

Добавить комментарий