Алгоритмы в русских народных сказках
Алгоритмы в русских народных сказках
Выполнили:
Цель проекта – проанализировать русские народные сказки и выяснить присутствуют ли в них алгоритмы
Цель проекта – проанализировать русские народные сказки и выяснить присутствуют ли в них алгоритмы.
Задачи:
Изучить понятие «алгоритм», свойства алгоритма, классификацию алгоритмов.
Выяснить присутствуют ли в сказках алгоритмы.
Составить графическое описание в виде блок-схемы алгоритмов к сказкам.
Составить сборник русских народных сказок, содержащих различные типы алгоритмических конструкций.
Гипотеза исследования: алгоритмы присутствуют в русских народных сказках
Гипотеза исследования: алгоритмы присутствуют в русских народных сказках.
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: алгоритмы в русских народных сказках.
Глава 1. Теоретические сведения об алгоритмах, их свойства и классификация 1
Глава 1. Теоретические сведения об алгоритмах, их свойства и классификация
1.1. Как возникло понятие «алгоритм»
1.2. Свойства алгоритма
1.3. Классификация алгоритмов
Мухаммед Аль-Хорезми (783 – 847 н
Мухаммед Аль-Хорезми(783 – 847 н.э.)
Классификация алгоритмов
Классификация алгоритмов
Блок–схема – это набор геометрических фигур, внутри которых записываются шаги алгоритма
Блок–схема – это набор геометрических фигур, внутри которых записываются шаги алгоритма.
Алгоритм с циклом Алгоритм с ветвлением
Алгоритм с циклом
Алгоритм
с ветвлением
Линейный
алгоритм
Глава 2. Примеры алгоритмических конструкций в русских народных сказках
Глава 2. Примеры алгоритмических конструкций в русских народных сказках
Алгоритмы, в которых команды выполняются одна за другой в порядке их записи, называются линейными.
Проект “Алгоритмы в русских народных сказках “
Проект “Алгоритмы в русских народных сказках “
Курочка Ряба Начало Жили – были дед и баба
Курочка Ряба
Начало
Жили – были дед и баба
И была у них курочка Ряба
Снесла курочка яичка, непростое, а золотое
Дед бил – бил, не разбил
Мышка бежала, хвостиком махнула
Яичко упало и разбилось
Дед плачет, баба плачет
Курочка Ряба кудахчет
Конец
Каша из топора Начало Поставить топор вариться
Каша из топора
Начало
Поставить топор вариться
Добавить крупы
Варить
Посолить
Сдобрить маслом
Конец
Алгоритм с ветвлением – это алгоритм, в котором в зависимости от некоторого условия выполняется либо одна, либо другая последовательность команд
Алгоритм с ветвлением – это алгоритм, в котором в зависимости от некоторого условия выполняется либо одна, либо другая последовательность команд.
Проект “Алгоритмы в русских народных сказках “
Иван Царевич и Серый Волк
Иван Царевич и Серый Волк
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Алгоритм с циклом – это алгоритм, содержащий команды, которые повторяются пока выполняется заданное условие
Алгоритм с циклом – это алгоритм, содержащий команды, которые повторяются пока выполняется заданное условие.
НАЧАЛО
НАЧАЛО
Лубяная избушка
Лубяная избушка
Репка
Репка
Проект “Алгоритмы в русских народных сказках “
Алгоритмы на русские народные сказки Материал к уроку информатика на тему: «Линейные алгоритмы» (8 класс)
Колобок
Начало
Испекла бабка колобок и положила на подоконник
Покатился колобок
Встретил Лису
Встретил Зайца
Встретил Волка
Встретил Медведя
Сядь ко мне на носок и спой песенку
Съела Лиса колобок
Конец
Репка
Начало
Посадил дед репку
Выросла репка большая
Стал дед репку тянуть
не может вытянуть репку
Позвал дед бабку
Позвала бабка внучку
Позвала внучка жучку
Позвала жучка кошку
Позвала кошка мышку
Вытянули репку
Конец
Теремок
Начало
Стоит в поле теремок
Прилетела муха стала в теремочке жить
Прибежала мышка
Припрыгала лягушка
Прибежал зайчик
Пришел петух
Пришел Медведь
Сломал теремок
Собрались все звери вместе и построили новый теремок
Конец
Начало
Жили были бабка и дед
Была у них курочка ряба
Мышка пробежала хвостиком махнула и яичко разбилось
Снесла курочка яичко
«Золотое»
Плачут бабка и дед
Бабка били-била не разбила
А курочка говорит
Дед бил-бил не разбил
Не плачте снесу вам я не золотое ,
а простое яичко
Конец
Водолей
Как разделить 8 литров подсолнечного масла на две равные части по 4 литра если кроме полного 8-литрового бидона есть только два пустых бидона на 5 и 3 литров.
Начало
А
В
8
С
5
3
Конец
Робот
Начало
Составьте программу закрашивания помеченных клеток
Конец
https:// www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_informatike_na_temu_quotispolnitel_vodoleyquot-9274.htm
Конспект
Составление линейных алгоритмов
На предыдущих уроках мы узнали, что такое алгоритм, какие бывают виды алгоритмов, и кто их исполняет.
Сегодня мы попрактикуемся в составлении алгоритмов. Это очень важные навыки. Мы уже неоднократно отмечали, что составить алгоритм, то есть объяснить другому, как выполнять те или иные задачи так, чтобы это было понятно каждому, – очень тяжело. Наша задача – научиться составлять алгоритмы для различных примеров, чтобы впоследствии, когда вы столкнётесь с необходимостью составлять алгоритмы для написания различных программ, это не составляло для вас особого труда.
Начнём мы с самых простых алгоритмов – линейных. Их составление, обычно, не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.
Пример 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.
Решение:
Вспомним из курса информатики 5 класса порядок действий для запуска программы Paint.
- Войти в меню «Пуск».
- Войти в пункт «Все программы».
- Войти в пункт «Стандартные».
- Выбрать программу «Paint».
Данный алгоритм в виде блок-схемы имеет следующий вид:
Рис. 1. Блок-схема к примеру 1.
Составление алгоритмов с ветвлениями
Рассмотрим пример на составление алгоритмов с ветвлениями.
Пример 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.
Рис. 2. Светофор (Источник).
Решение:
Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного – и уже тогда переходить дорогу.
Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:
- Подойти к светофору.
- Посмотреть на его свет.
- Если горит зелёный, то перейти дорогу.
- Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.
Блок-схема данного алгоритма имеет вид:
Рис. 3. Блок-схема к примеру 2.
Составление циклических алгоритмов
Рассмотрим пример на составление циклического алгоритма. Мы уже несколько раз обсуждали перевод чисел из десятичной системы в двоичную. Теперь пришло время чётко сформулировать этот алгоритм.
Напомним, что его принцип состоит в делении числа на 2 и записей остатков, получающихся при делении.
Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
Решение:
То есть, алгоритм будет выглядеть так:
- Если число равно 0 или 1, то это и будет его двоичное представление.
- Если число больше 1, то мы делим его на 2.
- Полученный остаток от деления записываем в последний разряд двоичного представления числа.
- Если полученное частное равно 1, то его дописываем в первый разряд двоичного представления числа и прекращаем вычисления.
- Если же полученное частное больше 1, то мы заменяем исходное число на него и возвращаемся в пункт 2).
Блок-схема этого алгоритма выглядит следующим образом:
Рис. 4. Блок-схема к примеру 3.
Примечание: подумайте, можно ли как-то упростить приведенную блок-схему.
«Чтение» алгоритмов
Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.
Рис. 5. Блок-схема к примеру 4.
Решение:
- a=23
- 23+5=28
- 28<35
- 28+5=33
- 33<35
- 33+5=38
- 38>35
- 76 – двузначное число
- 76-50=26.
Ответ: 26.
На этом уроке мы разобрали примеры составления алгоритмов, а также пример «чтения алгоритма» по готовой блок-схеме.
На следующем уроке мы обсудим игры и выигрышные стратегии.
Как убить Кощея?
Наверное, все помнят из детства сказку, в которой рассказывается о местонахождении смерти Кощея Бессмертного: «Смерть моя – на конце иглы, которая в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц в сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна …»
Рис. 6. Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая (Источник).
Предположим, вместо Ивана-царевича бороться с Кощеем был брошен Иван-дурак. Давайте поможем Василисе Премудрой составить такой алгоритм, чтобы даже Иван-дурак смог убить Кощея.
- Конечно же, сначала необходимо разыскать остров Буян (на такие вещи, будем считать, Иван-дурак способен).
- Поскольку сундук закопан под самым большим дубом, то сначала необходимо найти самый большой дуб на острове.
- Затем нужно выкопать сам сундук.
- Прежде чем доставать зайца, необходимо сломать крепкий замок.
- Теперь уже можно достать зайца.
- Из зайца нужно достать утку.
- Из утки достать яйцо.
- Разбить яйцо и достать иголку.
- Иголку поломать.
Это тоже линейный алгоритм, хотя и более длинный, чем алгоритм запуска программы Paint.
Его блок-схема выглядит так:
Рис. 7. Блок-схема.
На распутье…
И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.
Рис. 8. Богатырь на распутье (Источник).
На камне написано:
«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».
Попробуем составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?
- Если мы пойдём направо, то потеряем коня. Если же мы не пойдём направо, то у нас остаётся два варианта (мы считаем, что назад возвращаться путник не будет): пойти прямо и налево.
- В случае, если мы пойдём налево, то потеряем себя, а коня спасём.
- Если же мы пойдём прямо, то потеряем и себя, и коня.
Блок-схема этого алгоритма выглядит так:
Рис. 9. Блок-схема.
Репка
Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок – «Репке».
Рис. 10. Репка.
Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет – вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи – и так до тех пор, пока не приходит мышка.
Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.
- Изначально к Репке подошёл дед и попытался вытянуть.
- Поскольку вытянуть Репку не получилось, то понадобилась помощь следующего персонажа.
- И так происходит до тех пор, пока не появилась мышка (или, другими словами, до тех пор, пока Репку не вытащили).
В виде блок-схемы этот алгоритм выглядит следующим образом:
Рис. 11. Блок-схема.
Список рекомендованной литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Интернет портал «Сообщество взаимопомощи учителей» (Источник).
- Интернет портал «Nsportal.ru» (Источник).
- Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- §3.3, 3.4 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
- Постарайся самостоятельно составить линейный алгоритм из 5-6 фигур;
- Составь блок-схему циклического алгоритма выполнения домашнего задания;
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 «Центр образования»
городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Нефтекамск – 2017
Оглавление
Введение 3
1. Алгоритм, его свойства и классификация 4
1.1. Как возникло понятие «алгоритм» 4
1.2. Свойства алгоритма 4
1.3. Классификация алгоритмов 5
2. Примеры алгоритмических конструкций в сказках 7
2.1. Линейные алгоритмы 7
2.2. Алгоритм с ветвлением. 10
2.3. Циклический алгоритм 12
Заключение 134
Литература 155
Введение
Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии. Алгоритмическое мышление – искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними. Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремленность и сосредоточенность; объективность и точность; логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий; умение четко и лаконично выражать свои мысли; правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения; быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.
В повседневной жизни мы не замечаем, как используем те или иные алгоритмы. Приготовить еду, собраться в школу, на работу, перейти дорогу – все эти действия выполняются в определенной последовательности. Человек ежедневно пользуется различными алгоритмами. Например, правила умножения, деления, сложения, вычитания чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, а также разнообразные инструкции, рецепты и указания – всё это алгоритмы. Мы решили выяснить, а встречаются ли алгоритмы в литературных произведениях, например, в русских народных сказках.
Цель проекта – проанализировать русские народные сказки и выяснить присутствуют ли в них алгоритмы.
Задачи:
-
Изучить понятие «алгоритм», свойства алгоритма, классификацию алгоритмов.
-
Выяснить присутствуют ли в сказках алгоритмы.
-
Составить графическое описание в виде блок-схемы алгоритмов к сказкам.
-
Составить сборник русских народных сказок, содержащих различные типы алгоритмических конструкций.
-
Алгоритм, его свойства и классификация
1.1. Как возникло понятие «алгоритм»
Чтобы решить математическую задачу, приготовить суп, управлять машиной, надо знать, что для этого следует делать, как делать и в каком порядке, иными словами, надо знать и правильно исполнять алгоритм. Слово «алгоритм» пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени великого ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.
(Аль-Хорезми [имя] + Аритмос [число] → алгоритм)
Таким образом, понятие алгоритм возникло намного раньше появления компьютера. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни. Мы встречаемся с ними каждый день, часто даже не задумываясь, что исполняем алгоритм.
1.2. Свойства алгоритма
Под алгоритмом понимается понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий, направленные на достижение указанной цели.
Свойства алгоритма:
-
Массовость, алгоритм должен быть предназначен для решения целого класса задач, а не одной конкретной задачи.
-
Дискретность – разбиение алгоритма на элементарные (простые) действия.
-
Конечность – иметь конечное число команд-инструкций, то есть заранее известное и четко определенное.
-
Понятность – быть понятным исполнителю, чтобы он мог понять и исполнить всю последовательность команд.
-
Результативность, то есть, исполняя алгоритм, исполнитель получит заранее ожидаемый результат.
Исполнение последовательности шагов-команд всегда приведет к желаемому результату, если эта последовательность обладает всеми свойствами алгоритма.
За последние два-три тысячелетия люди накопили много разных алгоритмов. Это бесценное богатство человечества. Например, известны алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Известны алгоритмы определения площади геометрических фигур. Специалисты знают разные алгоритмы: как правильно собрать шкаф, как починить кран, как найти площадь круга, как построить теплый дом с непромокаемой крышей, как построить корабль или самолет. Например, чтобы построить дом, надо иметь нужные чертежи, оборудование и строительные материалы, но главное – необходимые инструкции, то есть алгоритм действий.
1.3. Классификация алгоритмов
По способу записи различают алгоритмы
-
вербальные (словесные)
-
табличные
-
графические
-
записанные на алгоритмическом языке (программы).
Для вербального (словесного) представления алгоритма используется естественный язык, примером словесного алгоритма могут быть любые инструкции, рецепты, правила.
С табличным способом представления алгоритма мы сталкиваемся в расчетных книжках при плате за квартиру, в бухгалтерских ведомостях, в таблицах инженерных расчетов.
Графический способ представления алгоритма – это блок-схема, этот способ является наиболее наглядным для человека.
Программа – изложение алгоритма специально для ЭВМ в понятных ей символах, словах и командах, записаная на языке программирования.
По последовательности исполнения действий различают алгоритмы линейные, циклические и с ветвлением.
Алгоритмы, в которых команды выполняются одна за другой в порядке их записи, называются линейными
Алгоритм с ветвлением – это алгоритм, в котором в зависимости от некоторого условия выполняется либо одна, либо другая последовательность команд.
Алгоритм с циклом – это алгоритм, содержащий команды, которые повторяются пока выполняется заданное условие.
-
Примеры алгоритмических конструкций в русских народных сказках
Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека.
-
В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.
-
Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
-
Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале выкройку и описание к ней.
-
Каждый шофер должен знать правила дорожного движения.
-
Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила.
Далее мы рассмотрим примеры алгоритмов в русских народных сказках.
2.1. Линейные алгоритмы
Русская народная сказка «Курочка ряба»
Словесное описание
Блок-схема
Начало
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, не простое, золотое.
Дед бил, бил – не разбил.
Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула.
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут.
Курочка кудахчет.
Конец
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»
Русская народная сказка «Каша из топора»
2.2. Алгоритм с ветвлением.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Словесное описание
Блок-схема
Полная форма ветвления
Начало
Девочка просит печку помочь.
Если съешь моего пирожка,
то помогу,
иначе не помогу
Конец
Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый Волк».
2.3. Циклический алгоритм
Русская народная сказка «Колобок»
Словесное описание
Блок-схема
Начало
Убежал колобок от деда и бабки.
НЦ
катится колобок по дорожке, а навстречу ему зверь.
Если зверь лиса,
то колобок поет песенку,
иначе колобок поет песенку два раза
лиса съедает колобка
КЦ
Конец
Русская народная сказка «Лубяная избушка»
Русская народная сказка «Репка»
Заключение
Работая над данным проектом, мы выяснили, что сюжет русских народных сказок содержит разные структуры алгоритмов, что по многим из них можно построить соответствующую блок-схему. Мы расширили свои знания по теме «Алгоритмы», познакомились с видами алгоритмов, научились строить блок-схемы. Составили сборник русских народных сказок, содержащих различные типы алгоритмических конструкций.
Литература
-
Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2010г.
-
Книга для чтения в детском саду от 2 до 5 лет/ Сост. Л.Н. Елисеева. – М.: «Планета детства», 1999г.
-
Сказки, пословицы, загадки. – М.: Детская литература, 1989г.
-
Русские народные сказки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990г.
-
https://infourok.ru
Раздел программы: “Алгоритмизация”.
Тема урока: “Алгоритм в сказках”.
Тип урока: урок с применением опорных
конспектов.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностно – ориентированная.
Класс: 5-6.
Цели урока:
1.Обучающая цель: закрепить
умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать
условия для формирования первичного
представления о цикле с параметром в алгоритме и
команды “повторить”;
2.Развивающая цель: развивать
логическое и алгоритмическое мышление учащихся
через установление причинно – следственных
связей.
3.Воспитательная цель: развивать
любознательность и познавательный интерес.
4.Мотивационная цель: побудить
интерес к изучению предмета.
План урока:
Содержание этапов урока |
Вр. |
Виды и формы работы |
1.Организационный момент |
1 мин |
Приветствие |
2.Мотивационное начало урока |
2 мин |
Постановка цели урока |
3.Обобщение предыдущей
темы |
10 мин |
Использование опорного |
4.Объяснение новой темы |
24 мин |
Использование опорного |
5. Этап обобщения и закрепления
изученного |
6 мин |
Работа с опорным конспектом |
6.Подведение итогов, домашнее
задание |
2 мин |
Работа в тетради |
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Открыли тетради, взяли ручки. Запишите тему
нашего сегодняшнего урока: “Алгоритм в
сказках”. Цель нашего урока – закрепить умения
выполнять алгоритм с ветвлением, знакомство с
циклом, задаваемым перечислением значений
параметра. Для достижения цели урока мы
воспользуемся опорными конспектами, которые
лежат на ваших столах. Положите их перед собой и
внимательно рассмотрите.
3. Обобщение предыдущей темы.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы
выяснили, что в алгоритме могут встречаться
действия, которые выполняются не всегда, а только
при каком – то условии. Внимание
Вопрос: Как называется команда
алгоритма, в котором проверяется условие?
(Ответ: команда ветвления).
Учитель: Она называется так потому,
что в этом месте алгоритма возникает перепутье и
нужно выбрать, куда пойти дальше. Ребята, это
очень похоже на выбор, который делают богатыри в
сказках. А сейчас я вслух прочту отрывок из
русской народной сказки “Марья Моревна”.
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, Иван-царевич. Пошто пришел по –
своей доброй воле аль по нужде?
– Пришел заслужить у тебя коня – бегунца.
– Изволь, царевич. У меня ведь не год
служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих
кобылиц – дам тебе коня, а нет – то не гневайся…
А теперь ответим на вопросы.
Вопросы:
1. Зачем Иван – царевич пришел к Бабе – яге?
(Ответ: заслужить коня – бегунца).
2. Что он для этого должен сделать? (Ответ: пасти
кобылиц три дня).
3. В каком случае царевич получит коня? (Ответ:
если убережет всех кобылиц).
Учитель: На прошлом уроке мы узнали,
что команда ветвления полной формы записывается
с помощью служебных слов “если…то…иначе”. А
теперь воспользуемся опорным конспектом №1 (приложение 1) и впишем пропущенные
команды алгоритма.
Затем учитель вызывает к доске
ученика, справившегося с заданием. Его решение
обсуждается вслух и при необходимости
уточняется так, чтобы все ученики успели
заполнить конспект правильным решением.
Учитель: Теперь внимательно
рассмотрим опорный конспект №2 (приложение
1) и ответим на вопросы.
Вопросы:
- Каким способом записан алгоритм? (Ответ: с
помощью блок – схемы). - В каком блоке запишите условие? (Ответ: в блоке
проверки условия).
Учитель предлагает ребятам сесть за
компьютеры, вписать недостающие команды в блок –
схеме и сохранить свои работы в папке.
После работы на компьютере проводится
физкультурная минутка (упражнение для глаз,
пальцев рук).
Пауза: “Где живёт РАК?”.
1. Напиши слово РАК.
2. Переставь букву “А” после буквы “К”.
3. Вставь букву “Е” перед буквой “К”.
Задание: Подсчитай количество полученной
информации в байтах и битах.
(Ответ: река, 4 байта, 32 бита).
4.Объяснение новой темы.
Учитель: Ребята, я буду называть
сказки, а вы постарайтесь вспомнить фрагменты,
которые повторяются несколько раз. Если вы
вспомните сказку, то встаете, а я спрашиваю у тех,
кто стоит, что в сказке повторяется и сколько
раз.
1. Русская народная сказка “По
щучьему велению”. (Ответ: в этой сказке
повторяются лишь волшебные слова “по щучьему
велению, по – моему хотенью”. А Емеля каждый
раз просит что – то новое, поэтому группы
повторяющихся действий нет).
2.”Петушок – золотой гребешок”.
(Ответ: Кот и Дрозд уходят в лес. Петушок остается.
Приходит Лиса, выманивает и уносит Петушка.
Петушок зовет на помощь друзей, те выручают его.
Три раза Лиса уносит Петушка, но на третий раз Кот
и Дрозд не слышат зов и потому бросаются в погоню,
только придя, домой. Но зато они так сильно
напугали Лису, что она совсем убегает из леса).
3. “Репка”. (Ответ: Каждый, кто
приходит на огород, пытается вместе с остальными
тянуть репку, терпит неудачу и зовет следующего
“члена семьи”. Всё повторяется 5 раз (дед,
бабка, внучка, Жучка, кошка. На шестой раз, когда
приходит мышка, репку вытягивают).
4. “Колобок”. (Ответ: Колобок
встречается в лесу с зайцем, волком, медведем,
лисой и каждому поёт свою песенку, а потом
убегает. Все это повторяется 4 раза. Вот только
убегает Колобок, к сожалению 3 раза).
Учитель: Ребята, обратите внимание
на опорный конспект №3 (приложение 2).
Как выглядит алгоритм событий в сказке?
Вопросы:
1. Сколько строк в этом алгоритме? (Ответ: 22)
2. Какие действия повторяются в одной и той же
последовательности несколько раз? (Ответ:
встречает, хотят съесть, поёт, убегает)
3.Сколько раз это повторяется? (Ответ: 4
раза. В первый раз Колобок убегает от старика и
старухой, а потом ещё от зайца, волка и медведя).
А теперь, взгляните на опорный
конспект №4 (приложение 2) и ответьте
на вопросы.
Вопросы:
1. Сколько строк в следующем алгоритме? (Ответ: 11)
2. Почему тот же алгоритм стал таким коротким?
(Ответ: Потому, что в нём появилось команда
“повторить”)
Только команда “повторить”
записана не полностью. Сначала впишем
пропущенные 5-ю и 6-ю команды, не указывая пока,
кого встречает Колобок и кто хочет съесть
Колобка:
5. Колобок встречает…….
6…….. хочет съесть Колобка
Вопрос: А как можно назвать зайца,
волка, медведя, лису одним словом? (Ответ: Каждого
из них можно назвать одним словом “зверь”)
Учитель: Давайте впишем это слово в
команды 5 и 6:
5. Колобок встречает зверя
6. Зверь хочет съесть Колобка
Вопросы:
- Кому Колобок поёт свою песенку в 4-й раз? (Ответ:
Лисе) - Что происходит потом? Какая строка алгоритма
выполняется? (Ответ: 8-я строка. Колобок поёт у
Лисы на носу) - 8-я строка входит в цикл? (Ответ: Нет)
Учитель: Итак, назовите номера
строк, в которые повторяются в цикле. (4,5,6,7).
Теперь, допишем в 3-й команде: повторить строки
4,5,6,7 для зверей (зайца, волка, медведя, лисы).
Список зверей в скобках означает, что при каждом
очередном повторе слово “зверь” должно
заменяться на очередное название из списка в
скобках. Звери как бы стоят в очереди. Таким
образом, команда “повторить” будет
выполняться столько раз, сколько зверей
перечислено в скобках. Такие команды, которые
создают повторение действий, называются циклом.
Слово “зверь” является параметром цикла, а
название зверей: заяц, волк, медведь, лиса – это
значения параметра цикла. А сейчас, запишем в
тетрадях определение цикла:
Цикл – это команды алгоритма,
описывающие действия, которые надо повторить
несколько раз.
Учитель предлагает ребятам вписать
недостающие команды опорного конспекта №4. (приложение 2)
1. Старик просит испечь колобок
2. Старуха печет колобок
3. Повторить строки 4, 5, 6, 7 для зверей: зайца,
волка, медведя, лисы
4. Колобок убегает
5. Колобок встречает зверя
6. Зверь хочет съесть Колобка
7. Колобок поет песенку
8. Колобок поет у Лисы на носу
9. Колобок поет у Лисы на языке
10.Лиса съедает Колобка
11.Стоп
Затем учитель вызывает к доске
ученика, справившегося с заданием. Его решение
обсуждается вслух и при необходимости
уточняется так, чтобы все ученики успели
заполнить конспект правильным решением. Затем
учитель предлагает ребятам сесть за компьютеры,
вписать недостающие команды в блок – схеме и
сохранить свои работы в папке.
После работы на компьютере проводится
физкультурная минутка (упражнение для глаз,
пальцев рук).
Пауза: “Кто съел торт?”
1. Напиши слово ТОРТ.
2. Убери букву справа.
3. Замени букву “Р” на “К”.
4. Поменяй местами буквы “К” и “Т”
5. Напиши слово. (Ответ: река)
5. Этап обобщения и закрепления
изученного.
Учитель: Используя опорный конспект
№5 (приложение 4) самостоятельно
заполните опорный конспект №6 (приложение
4).
1. Дед сажает репку.
2. Репка вырастает.
3. Дед тянет репку.
4. Повторить строки 5,6 для
помощников деда: бабка, внучка, Жучка, кошка
5. Зовут помощника.
6. Тянут вместе.
7. Все вытягивают репку.
8. Стоп.
Самостоятельная работа проводится для
определения, достиг ли урок поставленной цели.
Для этой цели была предложена сказка “Репка”
и опорные конспекты №5 и №6. Затем учитель
вызывает к доске ученика, справившегося с
заданием. Его решение обсуждается вслух и при
необходимости уточняется так, чтобы все ученики
успели заполнить конспект правильным решением.
6. Подведение итогов, домашнее задание.
Учитель: Итак, сегодня мы узнали,
зачем нужен цикл в алгоритме, как записывается
команда “повторить” и в каком порядке
выполняются команды цикла. Ещё раз повторим
определение цикла.
Объявляются оценки. Записывается
домашнее задание: нарисовать блок – схему к
сказке “Репка”.
Литература:
А.В.Горячев “Информатика в играх и
задачах”.
Приложение 3