Как составить анализ басни

Как сделать анализ басни?Для того, чтобы грамотно сделать анализ басни, необходимо определиться — развёрнутый или краткий анализ Вам необходим? Выяснив это, следует составить план, по которому Вы будете действовать.

Для проведения анализа ответьте на вопросы, представленные ниже. Выберите те вопросы, которые Вам следует раскрыть в обязательном порядке, а которые можно опустить.

  • В каком году басня была написана, кто её автор?
  • История создания басни
  • Сюжет (собственный, заимствованный, кто ещё, кроме этого автора обращался к этому сюжету)
  • При необходимости дайте краткое содержание басни
  • Кто главные герои басни? Как автор передаёт характер героев, проследите и опишите кратко действия персонажей
  • Кто из персонажей Вам приятен, а кто кажется нелепым, смешным, глупым?
  • Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?
  • Опишите особенности языка басни
  • Какие средства художественной выразительности используются создателем басни?

Важная особенность художественной речи – выразительность. В любом художественном произведении печатное слово несёт не только необходимую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателей при помощи художественных образов. Чем нагляднее и правдоподобнее образ, тем больше он воздействует.

Средства художественной выразительности различны и многочисленны. Их можно отнести к двум большим группам: это тропы (сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия и др.) и стилистические фигуры (эпитет, гипербола,  анафора и др.).

Например: метонимия (от греч. metonymia, дословно переименование) – один из видов тропа, «…в основе которого лежит принцип смежности. Подобно метафоре, возникает вследствие способности слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи обозначающей функции, представляет собой наложение на переносимое значение слова его прямого назначения».

Пример: «Я три тарелки съел» (И.А.Крылов). В этом выражении слово «тарелка» обозначает одновременно две вещи – тарелку и кушанье.

  • Какова мораль этого произведения? Есть ли мораль в явном виде (или она как бы растворена в басне)?
  • Чему учит эта басня?
  • Какова цель басни?
  • Почему эта басня актуальна до сих пор?
  • Какие фразеологизмы есть в басенном произведении?
  • Какие выражения используются как пословицы?
  • Что мне особенно понравилось в этой басне?

Ответив на все эти вопросы, Вы получите подробный, развёрнутый анализ, а осветив лишь некоторые – краткий. Надеюсь, у Вас все получится, и результатом работы будете довольны.

Автор текста: Ирис Ревю

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1.Автор и название басни.

1.И.А. Крылова «Ворона и

лисица».

2.Тема басни (о чем басня?)

2.Тема басни – лесть

3. Мораль (основная идея, вывод) басни.

3.Мораль басни – не теряйте

голову от льстивых слов.

Лесть не должна затуманивать наш разум!

4. Кто главные герои басни?

4.Главные герои басни –

 Ворона и Лисица

5. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

Назови 2 основные черты характера одного из героев.

Приведи пример из текста, который доказывает твой ответ.

5.Лисица

Черта1- хитрая

Пример из текста

«Плутовка к дереву на

цыпочках подходит…»

Черта 2 – льстивая

Пример из текста

«И говорит так сладко,

чуть дыша: 
«Голубушка, как хороша!»

6. Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?

6.В басне высмеиваются глупость, наивность и тщеславие.

7. Какие выражения стали крылатыми?

Крылатые слова – меткие выражения, часто краткие цитаты, получившие широкое распространение в живой речи.

7.«Уж сколько раз твердили

миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок»

8. Какая пословица соответствует морали басни?

8.Речи сахарные, а за

пазухой камешек.

9. Выпиши из басни наиболее яркий глагол. Подбери к нему антонимы и синонимы.

9. Глагол: взобралась

А: спустилась, сошла.

С: залезла, взлетела, взошла.

1.Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2.Что такое мораль басни?

Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

3. Всегда ли есть мораль в басне?

Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

4. Какова основная цель басни?

Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

5. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?

Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

6.Что такое «эзопов язык»?

Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

7.Что такое олицетворение? Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов,

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1.Автор и название басни.

1.И.А. Крылова «Ворона и лисица».

2.Тема басни (о чем басня?)

2.Тема басни – лесть

3. Мораль (основная идея, вывод) басни.

3.Мораль баснине теряйте голову от льстивых слов. Лесть не должна затуманивать наш разум!

4. Кто главные герои басни?

4.Главные герои басни – Ворона и Лисица

5. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

Назови 2 основные черты характера одного из героев.

Приведи пример из текста, который доказывает твой ответ.

5.Лисица

Черта1- хитрая

Пример из текста

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит…»

Черта 2 – льстивая

Пример из текста

«И говорит так сладко, чуть дыша: 
«Голубушка, как хороша!»

6. Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?

6.В басне высмеиваются глупость, наивность и тщеславие.

7. Какие выражения стали крылатыми?

Крылатые слова – меткие выражения, часто краткие цитаты, получившие широкое распространение в живой речи.

7.«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок»

8. Какая пословица соответствует морали басни?

8.Речи сахарные, а за пазухой камешек.

9. Выпиши из басни наиболее яркий глагол. Подбери к нему антонимы и синонимы.

9. Глагол: взобралась

А: спустилась, сошла.

С: залезла, взлетела, взошла.

10. Сделай иллюстрацию к басне.

1.Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2.Что такое мораль басни?

Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

3. Всегда ли есть мораль в басне?

Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

4. Какова основная цель басни?

Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

5. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?

Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

6.Что такое «эзопов язык»?

Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

7.Что такое олицетворение? Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

Анализ
сказки, басни, рассказа
 

План анализа сказки 
         Сказка – повествовательное произведение о
вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
 
1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли
она к устному народному творчеству или у неё есть автор.
 
2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что
взято из реальной жизни?
 
3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего? 
4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые
являются частью реальной жизни.
 
5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в
реальной жизни?
 
6. Какой момент в сказке ты считаешь самым
захватывающим?
 
7. Назови положительных и отрицательных героев этой
сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые
важные, значительные поступки.
 
8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал?
Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
 
9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль
этой сказки? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.
 
10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка
замыслом, сюжетом и характером главного героя?
 

План анализа басни 
         Басня – короткое стихотворное или
прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди
или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей,
недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
 
Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней
Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например,
лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь –
неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть,
сила т.д.
 
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под
определение басни.
 
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее
мораль, то есть главную мысль, идею?
 
* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ. 
3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни
своими словами.
 
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой
басни.
 
5. Определи, как написана эта басня: прозой или
стихами.
 
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в
этой басне?
 
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими,
образными, запоминающимися?
 
8. Перечисли основные черты характера главных героев
басни.
 
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что –
поучительным?
 
10. Подготовься к выразительному чтению басни.
Прочитай басню «по ролям».
 
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский
язык?

План анализа рассказа 
         Рассказ – любое небольшое повествовательное
произведение.
 
1. Прочитай внимательно рассказ. 
2. Подумай, отражает ли название рассказа его
содержание.
 
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты
знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?
 
4. Узнай, когда и где рассказ был написан. 
5. Подумай, какой из типов изложения событий
преобладает в рассказе :
 
– повествование ( рассказывает ); 
– описание ( показывает ); 
– рассуждение ( доказывает ). 
6. Кратко перескажи рассказ. 
7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей
точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?
 
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких –
отрицательными и почему?
 
9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало,
обрадовало, а что – показалось грустным, странным?
 
10. Какому из героев ты больше всего сопереживал?
Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
 
11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй
главную идею этого произведения.
 
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в
будущем?
 
13. Какие достоинства произведения ты отметил? 

План рассказа о
герое
 
1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся)
герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего
мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я
восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.
 
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду,
манеру поведения.
 
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше
всего раскрывается характер героя.
 
4. Перечисли основные черты характера этого героя. 
5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими
персонажами.
 
6. Вспомни героев других произведений, которые в
чем-то схожи с этим персонажем.
 
7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на
этого героя? Почему?
 
8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых
фраз лучше всего передает характер этого героя?
 
9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил
этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него
было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»

В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам….

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 — письменно.)

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что — поучительным?

Прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» — стало крылатым выражением баснописца.

Почему мы любим басни Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей. Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными. На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем к примеру самые популярные басни. «Ворона и лисица » показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит. Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра. Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет », показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом » В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Содержание и смысл

Тема басни «Листы и корни» раскрывает отношения между людьми. Начинается рассказ с того, что густая листва дерева, разговаривая с ветром и зефирами, нахваливает себя. Она пышная и кудрявая. Благодаря ей в жару можно спрятаться в тени. Листва считает, что имеет право хвалить себя. Из-под земли раздался голос: «Вы кто такие? Кто смеет говорить столь нагло и надменно?». Листва пыталась возразить, но корни перебили, указав на то, что это они питают каждый лист. И если опадет листва, то вырастет другая. Если же корень осушится, не будет всего дерева. Это можно увидеть на рисунках к басне.

Аллегорический смысл очень прост и прозрачен. Финальные строки имеют глубокий смысл. Смена правителей, чиновников и министров происходит всегда, а народ постоянен. Бесчеловечность власти к простому населению переходит все грани: это главный порок нашего времени. Автор практически прямо говорит о том, что правительство постепенно разрушает корни, а это может привести к восстаниям и подавлениям.

«Листы и корни» - анализ и мораль басни И.А. Крылова

Немного из биографии Крылова .

Семья Крыловых проживала в Твери. Отец — не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу. После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Про басни Крылова.

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

И.А.Крылов «Обоз» план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Тема: И.А.Крылов. Басня « Обоз».

Автор: Козлова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук , Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока : изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Образовательные:

-раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

-совершенствовать навыки работы с худ. словом

-соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие: -развивать логическое, аналитическое мышление учащихся; -совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; -развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.Воспитательные -воспитывать бережное отношение к художественному слову; -воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества Приемы обучения: слово учителя, выразительное чтение, анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства. Предполагаемый результат: -осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».

Ход урока

Эмоциональный настрой. Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (Слайд 1+ портрет в книге!!!)

Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока ) Мотивационный этап. Для начала вспомним, что такое басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!

Отыщем мораль басни. Зачитаем. Учитель: в басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. (Слайд 2: портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3: Аустерлицкое сражение)

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. (Слайд 4: портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. (Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка: поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил : «…Его басни переживут века…» (Слайд 6: портрет Батюшкова)

Целеполагание. Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?

Содержательный этап.Учитель: назовите главных героев произведения

Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним) Учитель предлагает организовать работу следующим образом — каждый ряд рассматривает определенный образ:

1 ряд — «обоз» и + созвучное слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и…Искусство ведения боя.| Наука о ведении боя.

Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя. (видеофрагмент)

Выразительное чтение текста.Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:

-Конь – добрый – (на крестце) понес!

-Лошадь — молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает ( конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап.Зачитываем еще раз главные слова в басне ( мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

-В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода? -Какой герой понравился больше?

-На чьей стороне вы как читатели? -На чьей стороне автор?

Аналитический этап. — Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались? -Что понравилось и запомнилось больше всего?

Домашнее задание для всех: выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.

Спец.задание: нарисовать понравившегося героя.

Добавить комментарий