Как составить анализ фильма

Анализ фильма – важная часть образования сценариста. Речь не о критическом блогерском разборе, а сценарном. В сценарном разборе оценивается не игра актеров, работа оператора, эстетика съемок и ловкость монтажера, а сама история, то, что написано. 

Выбрать сценарий для анализа и сразу приступить к практике можно в нашей библиотеке сценариев >>>>>

Теория, которую дают в киношколах и на курсах, а также написание собственного сценария – это отлично. Но даже после кучи курсов не все решения укладываются в теорию, важно понимать, что работает на экране, а главное почему. 

Просмотр фильмов можно воспринимать как дополнительное образование: смотрите кино или сериал глазами зрителя, анализируйте, какие эмоции у вас возникают при просмотре, учитесь со стороны наблюдать за историей и раскладывать ее на основные составляющие, пытаясь понять как та или иная эмоция откликается у вас, зрителя, и что для этого сделал сценарист.

Давайте разбираться, как же правильно делать анализ фильма, если вы – сценарист.

Чем больше вы сами будете писать, тем больше вы сможете замечать в работах других сценаристов. 

  • Зафиксируйте момент, когда история вас захватила, когда вы целиком погрузились в фильм и он вас поглотил.
  • Проанализируйте, что именно вас зацепило: какое решение принял герой, внешние обстоятельства, появление антагониста, конкретная сцена или поворотный момент, диалог или какой-то другой инструмент. Если таких моментов, которые вас полностью вовлекают в процесс смотрения, нет, фильм начинает рассыпаться на кусочки и истории не получается. 
  • Отмечайте, какие жанры замешаны в фильме, как они взаимодействуют между собой, что усиливает жанр и контекст, а что, наоборот. Какие приемы для каждого из них больше работают и что близко именно вам. 
  • При анализе фильма концентрируйтесь только на сильных эмоциях. Не нужно анализировать все подряд, Самое важное – это история. Считывается ли её основная мыль? Если да, то как? Какими средствами автор пытается ее до нас донести? Сформулируйте основной посыл, что и кто должен находить в этой истории, какова ее целевая аудитория. Чтобы разобраться в этом лучше, изучите материал как оценить потенциал истории >>>>>
  • Выпишите темы, которые затрагивает автор, отметьте, кого они заинтересуют, как автор раскрывает каждую из них. Если это какая-то сложная тема, подумайте, делит ли она зрителей пополам, создает ли “холивар” вокруг фильма? Если да, как автор не выходит за рамки дозволенного и управляет тем или иным моментом, явлением? 

Как делать анализ фильма и не запутаться? При сценарном анализе фильма слишком подробно ковыряться в структуре не нужно. Вы просто потратите много времени, чтобы обнаружить в основном понятные и закономерные вещи. 

  • Анализируйте то, сколько длится экспозиция – то что происходит до завязки. В каком темпе она сделана, как быстро происходят события, что в ней показывает нам автор, как знакомит с ситуацией? Важно понять как выстроена экспозиция и как автор приходит к завязке. 
  • Дальше переходите к середине истории. Разберите как история развивается, двигается вперед и приходит к кульминации. Насколько кульминация сжатая, напряженная, сколько идет? С чего начинается третий акт и какие инструменты в нем использует автор?
  • Какие способы применяет автор, чтобы удержать внимание зрителя до конца, где и как работает элемент неожиданности. Что происходит в конце, насколько оправдывает автор ожидания зрителя от концовки и с помощью чего? 

Если вы  сами написали какое-то количество сценариев, сделать анализ фильма и заметить такие вещи будет гораздо проще.  

Фильм рассказывается с помощью сцен и каждая из них – это отдельная маленькая история. 

  • Анализируйте их по отдельности, не все, возьмите самые яркие: в какой момент вы увлеклись тем или иным поворотом, как развивается конфликт, что цепляет в героях?
  • Самые важные сцены для анализа – это кульминация и развязка. Нужно понять в чем заключается финальная битва для героя, за счет чего достигается напряжение. Было ли оно, насколько развязка вас удивила, каким способом автор развязывает историю, был ли момент расплаты? Как сценарист создавал препятствия, какие это были препятствия?
  • После, сформулируйте кратко сюжет просмотренного фильма и попробуйте его пересказать. Пересказывайте так, чтобы было понятно какую историю вы только что увидели. 
  • В зависимости от жанра фильма, пройдитесь по главным точкам и количеству поворотов. Именно из них должен сложиться ваш пересказ. 

Когда вы делаете анализ фильма и  так раскладываете историю, оказывается, что все не так страшно и сложно, как могло показаться в начале. 

Ну и в конце подумайте о коммерческом успехе картины.

  • Подумайте, почему студия купила этот фильм и именно такой сценарий выбрала. Ведь даже плохой фильм, который был снят, почему-то купили и реализовали. Значит в него верили, почему тогда он стал плохим? 
  • Часто оказывается, что дело не в идее, а ее реализации. Реализация может быть плохой уже на этапе сценария, а может на этапе съемок. Поняв, что повлияло в каждом конкретном случае, вы, возможно, избежите массы ошибок в своей работе. 

Если вы знаете основы сценарного мастерства, делать анализ фильма для вас будет не сложно. Как и везде, здесь нужна регулярность. 


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Фильмы – прекрасный пример искусства и развлечения, а пристальное изучение только усиливает магию кинематографа. Если вы пишете рецензию для газеты или в качестве домашнего задания, то вам потребуется разделить фильм на части и пояснить, что они для вас означают. Чтобы сделать глубокий и всесторонний анализ фильма, вам нужно внимательно просмотреть картину, исследовать все аспекты и сосредоточиться на темах, который задели струны вашей души.

  1. Изображение с названием Analyze a Movie Step 1

    1

    Только общие сведения. Если вы никогда ранее не смотрели фильм, который собираетесь анализировать, то не нужно заранее собирать всю доступную информацию. Пусть именно фильм произведет на вас впечатление, а не чужое мнение о нем. Достаточно знать лишь наиболее общие детали, а все остальное лучше почерпнуть из самого фильма.

    • Сведения, которые следует узнать заранее: год и страна производства фильма, название киностудии, имена режиссера, актеров и сценаристов.
    • Постарайтесь не читать обзоры или подробности сюжета, чтобы просмотр был не предвзятым.[1]
      Даже трейлер может натолкнуть вас на определенные выводы.
  2. Изображение с названием Analyze a Movie Step 2

    2

    Смотрите фильм без посторонних (или со спокойным другом). Нужно полностью сосредоточиться на фильме, чтобы сделать хороший анализ, поэтому лучше смотреть без отвлекающих факторов. Некоторым людям неловко ходить в кинотеатр в одиночку, но может оказаться, что это достаточно удобно и позволяет лучше сосредоточиться на важных деталях.[2]

    • Если вы никак не хотите идти одни, то возьмите с собой вдумчивого друга. Шутники и непоседы будут постоянно отвлекать вас от фильма.
  3. Изображение с названием Analyze a Movie Step 3

    3

    Посмотрите фильм за один присест. В отличие от телесериалов, фильмы нужно сразу смотреть целиком и полностью.[3]
    Если прервать просмотр, чтобы сделать бутерброд или сходить в магазин, то вы рискуете упустить эмоции, которые вкладывают в фильм создатели. Сидите спокойно и старайтесь не нажимать на паузу.

  4. Изображение с названием Analyze a Movie Step 4

    4

    Делайте записи. Если вы смотрите фильм не в темном кинотеатре, то можно записать несколько общих наблюдений в процессе просмотра. Важно продолжать следить за фильмом, а не за своими записями, поэтому не нужно браться за глубокий анализ во время сеанса. Это можно сделать позже! Не ставьте фильм на паузу.[4]
    Детали, которые стоит записать, особенно если они привлекли ваше внимание:

    • Основные повороты сюжета.
    • Важные или повторяющиеся строки.
    • Наиболее примечательные кадры.
  5. Изображение с названием Analyze a Movie Step 5

    5

    Запишите все свои мысли после просмотра. Запишите все, что отложилось у вас в голове или же показалось важным в тот момент, когда начались финальные титры и ваше сознание еще остается на волне фильма.[5]
    Ваши мысли все еще сумбурны и не разложены по полочкам, поэтому достаточно записать интересные моменты или детали, которые намеренно подчеркнули создатели фильма. Если у вас не хватает идей, то подумайте о следующем:

    • Как в фильме используются различные цвета и оттенки?
    • Картина смонтирована плавно или резко и хаотично?
    • Какие персонажи или предметы могли символизировать или олицетворять важные аспекты?
  6. Изображение с названием Analyze a Movie Step 6

    6

    Через время вернитесь к своим мыслям. Спустя день перечитайте записи, сделанные во время и после завершения фильма. Обдумайте, насколько важными оказались подмеченные вами детали фильма от темы самопожертвования до факта, что шляпы носили только отрицательные персонажи. Если вам удалось определить темы, которые кажутся наиболее важными, то можно приступать к анализу и оценке отдельных аспектов фильма.

    Реклама

  1. Изображение с названием Analyze a Movie Step 7

    1

    Исследуйте информацию о создании фильма. Каждая картина включает как минимум две истории: сюжет и историю создания фильма. На съемки фильмов уходит много времени, усилий и финансовых средств. Изучите историю создания фильма, чтобы глубже понять его суть и отдельные аспекты.

    • Существуют ли какие-то легенды о создании фильма? Например, Волшебник страны Оз окутан множеством городских легенд.[6]
      Даже если легенды выдуманы, они способны многое рассказать о загадках или поклонниках фильма.
    • Создатели хотели рассказать в фильме о современных политических или культурных событиях? Например, картина Доктор Стрейнджлав, снятая в 1960-х годах, высмеивала Холодную войну, в которую были втянуты СССР и США.[7]
    • Фильм основан на реальных событиях, вымысле или сочетает в себе оба варианта? Например, мини-сериал Корни 1977 года рассказывает об истории семьи писателя Алекса Хейли. Несмотря на изображение реальных лиц и событий, история дополняется вымышленными персонажами и ситуациями.[8]
  2. Изображение с названием Analyze a Movie Step 8

    2

    Обдумайте сюжетную линию. Фильмы – это способ повествования, поэтому успех фильма всегда зависит от развития сюжета. Оцените темп повествования. Он может быть прерывистым или ровным. Отмечайте важные повороты сюжета.

    • Если вы хотите оценить структуру, то запишите все основные события ленты по памяти. Если вы вспомните их упорядоченно, то это хороший знак.
    • Большинство сюжетов следуют установленному порядку: знакомство, новая ситуация, развитие, повышение ставок, финальный рывок, развязка.[9]
  3. Изображение с названием Analyze a Movie Step 9

    3

    Рассмотрите сценарий. Сценарий поддерживает развитие сюжета, поэтому фильм с грамотным повествованием обычно имеет хороший сценарий. Оцените, насколько сценарий позволяет узнать всю необходимую информацию. Составьте список значимых цитат или фраз.

    • Диалоги звучат правдоподобно и похожи на беседы реальных людей?[10]
      Даже если действие фильма разворачивается в прошлом, сценаристы не должны сбивать зрителя с толку старой грамматикой.
    • Оцените уровень и уместность шуток (это легко сделать в кинотеатре, ориентируясь на смех зрителей).
    • Обратите внимание на ситуации без диалогов. Иногда они звучат громче слов.
  4. Изображение с названием Analyze a Movie Step 10

    4

    Актерская игра. Вспомните персонажей фильма. Насколько они правдоподобны? Нужно оценивать не то, насколько вам понравится персонаж, а насколько актерская игра позволила вам поверить, что такой человек мог бы реально существовать. Также обратите внимание на актеров в кадре. Если актер не позволяет вам отвлечься ни на секунду, то он хорошо справляется со своей задачей.[11]

    • Оцените акцент и тембр голоса актеров. Такие аспекты сообщают дополнительные сведения или только отвлекают от сюжета?[12]
    • Проследите за языком жестов и мимикой актеров. [13]
  5. Изображение с названием Analyze a Movie Step 11

    5

    Освещение и операторская работа. В ужастиках для аутентичности часто используется эффект трясущейся камеры и приглушенный свет. В блокбастерах нередко отдается предпочтение яркому свету и плавной смене кадров, чтобы актеры выглядели безупречно. Постарайтесь определить настроение каждой сцены и оценить, насколько это является заслугой оператора и осветителей.[14]
    Большое значение имеет угол съемки: так режиссер показывает, с какой позиции мы должны увидеть конкретную сцену. Камера позволяет смотреть на людей сверху вниз или подглядывать из-за угла?[15]

  6. Изображение с названием Analyze a Movie Step 12

    6

    Звуковое сопровождение. Музыка в фильмах позволяет любому человеку познакомиться и понять самые разные, даже оркестровые композиции! Оцените громкость, настроение и влияние звуковой дорожки на восприятие сюжета. Хороший саундтрек помогает глубже погрузиться в настроение фильма и даже способствует развитию сюжета. Музыка не должна отвлекать.

    • Фильмы ужасов известны своим атмосферным звуковым сопровождением, которое создает львиную долю напряжения и нагнетает страх. Ярким примером является фильм Сияние: если выключить звук, то некоторые наиболее страшные моменты уже не будут так пугать.[16]
    • В некоторых исторических фильмах, вроде Истории рыцаря или Марии Антуанетты Софии Копполы, использована современная музыка, которая позволяет зрителям глубже сопереживать историческим личностям.[17]
  7. Изображение с названием Analyze a Movie Step 13

    7

    Оцените реквизиты. Неодушевленные предметы, которые позволяют задать нужную атмосферу, способны многое рассказать о фильме. Режиссер знаменит фирменным эстетическим вкусом? У вас возникают определенные чувства при взгляде на декорации? Возможно, в данном фильме сюжет отходит на второй план, поскольку основная роль отведена реквизитам и декорациям?

    • Присмотритесь к костюмам. Предметы одежды – простой способ перенести события фильма в конкретное время или место, но возможные неточности и анахронизмы могут отвлекать от фильма.[18]
      Изучите наряды персонажей и оцените, насколько они способствуют повествованию и поддерживают сюжет.
    • Большое значение отводится декорациям. Одни фильмы снимают в максимально реальной обстановке, а другие имеют более простое художественное оформление. Некоторые режиссеры даже намеренно придают своим картинам театральный вид.[19]

    Реклама

  1. Изображение с названием Analyze a Movie Step 14

    1

    Систематизируйте доказательную базу. Вам нужны факты, которые подтвердят представление о темах фильм. Это могут быть идеи, цвета или повторяющиеся кадры и строчки из диалогов. Пересмотрите свои мысли о различных элементах фильма и постарайтесь найти доказательства, подтверждающие ваши мысли.

    • Предположим, что вы анализируете мультфильм Алладин, выпущенный студией “Дисней” в 1995 году. Возможно, вы обратите внимание на то, как Алладин стремится обрести свободу (от голода, тюрьмы и бедности) и власть, а также оценить, как подобные устремления формируют остальных персонажей. Можно заметить, что поначалу Алладин и Жасмин описывают себя как “узников”, несмотря на совершенно разные обстоятельства, а в конце Джинн с радостью обменивает физическую силу на отпуск.
    • Выберите темы, которые вам близки. Энтузиазм – лучший источник творчества, поэтому описывайте то, что вам интересно.
    • Следует понимать, что режиссеры не всегда намеренно насыщают фильм определенными темами. Например, многие критики посчитали, что в Трансформерах красной нитью проходила тема овеществления женщин, но крайне маловероятно, что режиссер сознательно ставил такую цель.[20]
  2. Изображение с названием Analyze a Movie Step 15

    2

    Начните с введения. Вы уже составили свое мнение о фильме, а теперь пришло время помочь другим в этом нелегком деле. Укажите общие сведения о фильме, включая создателей, а также не забудьте сообщить о своих предварительных ожиданиях. На этом месте можно поделиться своими предположениями, оставив их в виде намеков, а не развернутых идей, которые могут ошарашить читателей.[21]

    • В анализе Алладина можно сообщить, что сюжет мультфильма основан на сборнике рассказов и легенд 1001 ночь, а на создание визуального ряда художников вдохновила более ранняя и незавершенная картина под названием Вор и сапожник.[22]
  3. Изображение с названием Analyze a Movie Step 16

    3

    Кратко изложите сюжет. Опишите завязку сюжета и зарождение главного конфликта в нескольких предложениях. Краткость – ваш верный помощник, ведь сюжет является лишь одним из множества аспектов фильма, поэтому вам предстоит еще много работы.[23]

    • Сюжет Алладина можно описать следующим образом: мы знакомимся с сообразительным молодым человеком, чья жизнь резко меняется после встречи с Джинном, который наделяет его невероятной властью и привилегиями, но все имеет свою цену.
    • Само собой разумеется, что в рецензии не должны раскрываться детали сюжета. Не описывайте ключевые повороты сюжета или концовку.
    • Если вы анализируете фильм в качестве домашнего задания, то можно описать весь сюжет.
    • Не занудствуйте и разбавьте свой текст парой шуток.
  4. Изображение с названием Analyze a Movie Step 17

    4

    Исследуйте темы, которые вас заинтересовали. Познакомив читателей с остовом фильма, не забудьте рассказать также о верхних слоях картины. Можно выдвинуть предположение о том, что режиссер хотел донести своим фильмом или даже на какие мысли пытался натолкнуть зрителей. Найдите факты из фильма, которые подтверждают вашу точку зрения.

    • В истории Алладина можно выдвинуть предположение о том, что власть – это ловушка. Жасмин и Султан являются членами королевской семьи, но они подчиняются устаревшим законам брака и визирю Джафару, который возвышается над ними. Джафар и Алладин прибегают к услугам Джинна, чтобы получить временную колоссальную власть, но она оказывается причудливой и непостоянной. Джафар пал жертвой собственной власти: он превращается в джинна и становится узником лампы. В итоге Жасмин получает право самостоятельно решать, кто станет ее избранником, а Алладин освобождает Джинна, как и обещал. Персонажи, которые выбрали свободу и поставили свободу других выше собственной власти, получают награду.
    • Не обязательно увязывать все свои наблюдения с первоначальным утверждением, но не следует забывать о поставленной задаче.
  5. Изображение с названием Analyze a Movie Step 18

    5

    Обсудите аспекты, которые вам не понравились. Не бойтесь критиковать. Идеальные фильмы можно пересчитать по пальцам, а детальное обсуждение недостатков ленты лишь укрепит ваш анализ. Не стесняйтесь и прямо скажите, что бы вы изменили в фильме. Возможно, заявленные темы можно было раскрыть глубже и доступнее?[24]

  6. Изображение с названием Analyze a Movie Step 19

    6

    Завершите анализ. Фильм оправдал ваши ожидания? Каков ваш общий вердикт? Подкрепите свое мнение анализом и фактами. Очевидно, что ваша рецензия не может быть объективной: сообщите свое мнение о том, насколько успешно фильм справился с поставленными целями и насколько он вам понравился.

    • В завершении анализа Алладина можно указать, что особый акцент мультфильма на прелести свободы соответствует вашим взглядам и позволил картине обрести заслуженную популярность, но вы немного обеспокоены тем, как легко главный герой сбрасывал свои заботы на более слабых персонажей или своих должников (Абу, ковер и Джинн).
    • Насколько вы считаете фильм успешным? Можно предположить, что создатели фильмов продолжат исследовать данные темы и вопросы?
    • Если вы пишете доступную рецензию для широкого круга читателей, то можно спокойно рекомендовать данный фильм определенному кругу лиц (поклонникам костюмированных картин, ценителям классической музыки, любителям взрывов и разрушений).

    Реклама

Советы

  • Рецензия должна быть интересной, но информативной и четкой.
  • Попробуйте описать противостояние добра и зла в картине.
  • Рекомендуется “переварить” фильм и не спешить записывать все свои мысли сразу после просмотра. Возможно, что со временем вы осознаете некоторые детали или придете к выводам, которые перевернут ваше представление о фильме!

Реклама

Предупреждения

  • Не пытайтесь втиснуть все свои мысли о фильме в одну рецензию. Сосредоточьтесь на самых важных идеях и аспектах.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 58 833 раза.

Была ли эта статья полезной?

Всем привет!

Кажется, будто критиковать просто. Рецензия – это просто мнение, верно?

Если вы просто напишете “ну, это плохой фильм”, нельзя сказать, что вы написали рецензию. Рецензия в первую очередь подразумевает под собой анализ и оценку, которая аргументирована. Нельзя назвать себя критиком, просто высказав мнение. Мнение не берётся на пустом месте.

1. Не ориентируйтесь на чужое мнение

Для начала, если вы хотите подойти к этому серьезно, то не смотрите обзоры и не читайте рецензии, а также смотрите фильм в одиночку. Так ваше мнение будет максимально не предвзятым.

источник Яндекс.картинки
источник Яндекс.картинки

2. В ходе просмотра обязательно делайте какие-либо заметки.

Например: какие важные сюжетные повороты вы увидели, наиболее примечательные моменты, детали образа персонажа и так далее. Словом, всё то, что вас цепляет и то, что вам кажется важным.

Вы должны подмечать и хорошие, и плохие моменты

3. Посмотрите фильм несколько раз.

Не всегда с первого раза вы поймете замысел автора. Да и к тому же, больше важных деталей замечается именно при повторном просмотре.

4. Обратите внимание на операторскую работу.

Какие оттенки преобладают в кадре и связано ли это как-то с текущим настроением в фильме? Лишних кадров не бывает.

Свет в фильме вообще играет большую роль. Он может быть, как нагнетающим или наоборот спокойным.

источник Яндекс.картинки
источник Яндекс.картинки

5. Изучите предысторию

Как и при анализе любого другого произведения – вам не помешает изучить историю создания самого фильма. Так вы глубже поймёте суть фильма.

Естественно делать это надо после просмотра.

6. Попробуйте проанализировать фильм, разобрав его структуру.

Например, отметьте завязку, кульминацию и развязку. История выстраивается в хронологическом порядке или нет? Есть ли в истории эпилог или пролог?

7. Дайте фильму оценку.

Уместны ли шутки? Насколько правдоподобны диалоги и реакции персонажей, их взаимоотношения?

Обратите внимание на актёрскую игру. Жесты, мимика, акцент и тембр голоса – всё это может быть важным для фильма. Помогает ли это зрителю проникнуться историей и персонажем? Или, быть может, наоборот только путает?

8. Музыка.

Не менее важный аспект в кино – музыка. Так например, если в знаменитом ужастике “Сияние” убрать музыку, то страшные моменты уже становятся не такими уж и ужасными.

Музыка может быть даже набором звуков, которые создают ту или иную атмосферу. Например, в мини-сериале “Чернобыль” звучит не сколько музыка, сколько звуки скрежета, завывания и звук дозиметра. Всё это очень нагнетает и в некоторых моментах создаёт невероятное напряжение.

источник Яндекс.картинки
источник Яндекс.картинки

9. Каждый свой довод подкрепляйте аргументами

Особенно, если вы уже дали фильму оценку. Описывайте прежде всего то, что вам интересно и то, в чём вы уверены.

Важным аспектом является то, что режиссёр не всегда намеренно поднимает те или иные темы.

10. Отсеивайте лишнее

Если у вас слишком много идей и мыслей не спешите их комкать в одну рецензию. Отберите самые важные и сильные по вашему мнению. Те, которые проще всего аргументировать (или наоборот (только в том случае, если вы знаете как аргументировать ваш довод)).

Надеюсь, некоторые из пунктов помогут вам разобраться в том, как же всё-таки анализировать фильм.

Кстати, научившись анализу, вы будете больше проникаться фильмом, а соответственно будете получать больше удовольствия от просмотра.

Ну а на этом у меня всё.

До новых встреч!

Большинство зрителей смотрит кино, чтобы развлечься, и порой такое пассивное восприятие не позволяет оценить глубину авторского замысла. Если вы хотите смотреть фильмы «правильно» — эта статья для вас. В ней мы рассказываем, как начать разбираться в кино и для чего это нужно.

Зачем смотреть кино осознанно

Сегодня кино по-прежнему остаётся одним из самых массовых видов культурного досуга: исследователи компании Must выяснили, что в среднем россияне тратят около 13 часов в месяц на просмотр кино и сериалов. Для сравнения: на чтение книг жители нашей страны тратят не более семи часов в неделю.

Если кино — неотъемлемая часть и вашей жизни, имеет смысл научиться смотреть его осознанно. Вот несколько причин, почему это полезно:

  • можно аргументировано оценивать фильмы — при глубоком анализе вы не просто скажете, что фильм понравился, а сможете объяснить, почему. Например, вы поймёте, какие приёмы использовал режиссёр, и как они помогли вам испытать те или иные эмоции;
  • глубокий анализ кино развивает кругозор и интеллект — при детальном просмотре вы узнаете многое об устройстве общества и научитесь понимать мир через сюжет фильма. И неважно, о какой эпохе кино — фильмы учат вечным ценностям и показывают ошибки и опыт других людей;
  • при внимательном просмотре кино человек развивается в личностном плане — какой бы фильм вы не проанализировали, вы обязательно откроете для себя что-то новое и сделаете ряд полезных выводов из увиденных ситуаций и услышанных фраз;
  • кино позволяет выдерживать сложные жизненные ситуации — если смотреть фильм внимательно, он запомнится, а некоторые моменты в нём станут поучительными. В сложный период вы случайно вспомните фразу или эмоции героя и узнаете себя и свою ситуацию — так принять решение в непростые моменты будет проще;
  • через анализ кино можно многое узнать о себе и мире — в фильмах накоплен гигантский опыт взаимодействия человека с собой, другими людьми и природой, а также в доступной форме показаны исторические события. Конечно, в кино реальные события часто переплетаются с художественным вымыслом, но сильная киноработа может подтолкнуть вас к самостоятельному изучению затронутой в фильме темы.

Елена Дубовченко

Мы спросили эксперта с 10-летним опытом работы в индустрии кино и телевидения Елену Дубовченко, для чего ещё полезно разбираться в киноискусстве:

Разбираться в кино полезно не только для общего развития. Вы сможете стать более эрудированным человеком а в будущем вырасти до профессионального критика, к мнению которого прислушиваются режиссёры, журналисты и зрители. К тому же кино — интересное направление искусства, в котором постоянно что-то меняется. Вы будете получать новые знания и открывать для себя грани режиссёрских замыслов — это невероятно захватывающий процесс

Глубокий анализ фильма дарит куда большее удовольствие, чем поверхностный просмотр. Создаётся впечатление, что знаешь и понимаешь чуть больше, чем все вокруг. От этого хочется погружаться в каждый фильм: искать замыслы режиссёра, замечать сходство с житейскими ситуациями и узнавать новые грани характеров героев. И далее мы расскажем о способах, как анализировать фильмы.

Ежедневные советы от диджитал-наставника Checkroi прямо в твоем телеграме!

Подписывайся на канал

Подписаться

Как разбираться в кино: пошаговая инструкция

Для любителей кино мы собрали рекомендации в виде понятных шагов. Вы можете последовательно проходить все шаги или же сосредоточиться на каком-то одном — выбирайте подходящий вариант и начинайте разбираться в фильмах.

Шаг 1. Разберитесь в направлениях и жанрах

В киноискусстве принято выделять четыре направления:

  • документальное — прародитель всех направлений и жанров кинематографа. Материалом для съёмок здесь выступают реальные люди и подлинные события;
  • художественное — кино создаётся на основе сценария и воплощается на съёмочной площадке командой из режиссёра, актёров, операторов, декораторов и др.;
  • научное — в таком фильме объясняются сложные научные вопросы, обсуждаются теории, исследования известных учёных и др.;
  • мультипликационное — фильм представляет собой иллюзию оживление созданных художником плоских или объёмных объектов.

Более узкая градация кино — жанры. Это набор правил и стереотипов, которые помогают отличать одно произведение от другого. Кинематограф появился в конце XIX века, когда другие виды искусства уже имели жанровые системы. Например, большинство из жанров кинематограф позаимствовал у театра, из которого и вырос кинематограф.

В таблице рассмотрели самые яркие и популярные киножанры:

Жанр Характеристика Фильмы
Комедия 
  • в центре сюжета юмористические ситуации и персонажи
  • могут сатирически обыгрываться сложные общественные проблемы
Маска (1995)

Один дома (1990)

День сурка (1993)

Ёлки (2010)

Последний богатырь (2017)

Мелодрама
  • акцент на внутренних переживаниях и взаимоотношениях героев
  • часто персонажи изображаются стереотипно: идеальный главный герой, противостоящее ему зло и возлюбленная главного героя
Унесённые ветром (1939)

Виноваты звёзды (2014)

Век Адалин (2015)

Нелюбовь (2017)

Лёд (2018) 

Боевик
  • основное внимание на драках и погонях
  • в классическом варианте сюжет простой с противостоянием положительных и отрицательных героев
Терминатор (1984)

Крепкий орешек (1988) Форсаж (2001)

9 рота (2005)

Турецкий гамбит (2005)

Кандагар (2010)

Детектив
  • основа сюжета — расследование преступления
  • закрученный сюжет и неожиданная развязка держат зрителя в напряжении до конца фильма
Молчание ягнят (1991) Исчезнувшая (2014)

10 негритят (1987)

Статский советник (2005)

Фантастика
  • сюжеты из будущего или альтернативного настоящего
  • важны спецэффекты и декорации — без них создать вымышленную реальность сложно
Звёздные войны (1977)

Аватар (2009)

Мы из будущего (2008)

Ночной дозор (2004)

Триллер
  • в основе сильная атмосфера напряжённости в течение всего фильма
  • внимание зрителей приковано к закрученному сюжету и внутренним переживаниям актёров
Шестое чувство (1999)

Джокер (2019)

Метро (2013)

Экипаж (2016)

Современное кино — это микс разных жанров. В одном фильме вы можете увидеть черты фантастики, комедии и боевика — тем интереснее смотреть и замечать, насколько искусно режиссёр соединяет в логичный сюжет сложные жанровые элементы.

Шаг 2. Познакомьтесь с творчеством отдельных режиссёров

Над фильмом работает целая команда: операторы, монтажёры, декораторы, актёры и др. Однако главным человеком на съёмочной площадке считается режиссёр: зная, в каком жанре он обычно снимает и на какие моменты делает акцент, вы можете примерно угадать, чего ждать от его следующей картины.

Допустим, вам нравятся фильмы «Волк с Уолл-cтрит», «Казино» и «Таксист». Все эти картины объединены сильным актёрским составом, изящным изображением жестокости, а также сложными душевными терзаниями героев и их метаниями под прессингом общественного мнения. Именно так снимает Мартин Скорсезе — один из самых популярных режиссёров современности. Зная стиль картин, можно примерно догадаться, каким будет следующий киношедевр мастера — или как минимум не пропустить его новый фильм

Как изучить творчество режиссёров:

  • составьте список любимых режиссёров — для этого просто вспомните фильмы, которые вам понравились в разное время, и обратите внимание, кто, где и когда их снял;
  • выявите закономерности — одни и те же фамилии, страна происхождения или эпоха;
  • погрузитесь в творчество режиссёра — почитайте о нём в справочниках, посмотрите интервью и изучите фильмографию в порядке выхода картин.

Иногда режиссёры могут также выступать сценаристами и продюсерами своих и чужих фильмов, поэтому рекомендуем изучить их фильмографию и в этих амплуа

В таблице мы собрали режиссёров, чья фильмография заслуживает вашего внимания:

Режиссёр Фильмы
Стэнли Кубрик 2001: Космическая одиссея (1969)

Сияние (1980)

С широко закрытыми глазами (1999)

Ингмар Бергман  Персона (1966)

Прикосновение (1971)

Фанни и Александр (1982)

Альфред Хичкок Окно во двор (1954)

Головокружение (1958)

Психо (1960)

Акира Куросава Икиру (1953)

Семь самураев (1954)

Ран (1985)

Федерико Феллини Ночи Кабирии (1957)

Сладкая жизнь (1960)

Амаркорд (1973)

Сергей Эйзенштейн Броненосец Потёмкин (1925)

Октябрь (1927)

Александр Невский (1938)

Андрей Тарковский Солярис (1972)

Зеркало (1975)

Сталкер (1979)

Леонид Гайдай Бриллиантовая рука (1969)

12 стульев (1971)

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Сергей Бондарчук Судьба человека (1959)

Они сражались за родину (1975)

Степь (1977)

Георгий Данелия Афоня (1975)

Мимино (1977)

Кин-дза-дза (1986)

В целом заведите себе привычку подмечать имя режиссёра всякий раз при просмотре нового фильма — так вы выскажите уважение создателю. Если картина понравилась — изучите творчество мастера глубже и посмотрите другие его работы.

Шаг 3. Посмотрите культовые фильмы

Культовым называют фильм, который оставил заметный след в кинематографе. Это кино о вечных ценностях, идеи которого актуальны во все времена. Оно выдерживает проверку временем и нравится зрителям из разных поколений. Фразы героев в таком фильме разбирают на цитаты, и это неудивительно — здесь каждая сцена наполнена глубоким смыслом.

Смотреть культовые фильмы необходимо, чтобы понять киноискусство и разобраться, как отдельные картины влияют на жизнь общества. Мы в Checkroi тоже смотрим культовое кино, и собрали для вас рейтинг фильмов, которые стоит посмотреть в первую очередь.

Голливудские:

  • Завтрак у Тиффани, 1961 год, режиссёр Блэйк Эдвардс — история о легкомысленной авантюристке, показанная через призму восприятия её жизни писателем Полом Варжаком;
  • Крёстный отец, 1972 год, режиссёр Фрэнсис Форд Коппола — великое гангстерское кино, завоевавшее трёх «Оскаров». В фильме бандиты представлены как обычные люди, а кровнородственные связи выходят на первый план;
  • Назад в будущее, 1985 год, режиссёр Роберт Земекис — культовая трилогия, в которой герои из 1980-х попадают в 1950-е годы. Основная идея фильма — за всё, что совершишь в прошлом, придётся платить в настоящем и будущем;
  • Аватар, 2009 год, режиссёр Джеймс Кэмерон — картина о единстве человека и природы и о том, насколько для людей важна связь с тем, что дарит планета. В основе фильма — идея про недопустимость потребительского отношения к ресурсам.

Российские и советские:

  • Белое солнце пустыни, 1969 год, режиссёр Владимир Мотыль — этот фильм перед полётом смотрят наши космонавты. В основе — история красноармейца Сухова, который возвращается с войны через жаркие пески Средней Азии;
  • Андрей Рублёв, 1966, режиссёр Андрей Тарковский — биографическая картина о великом иконописце. В фильме режиссёр тонко передал характер, душевное состояние и дар русского живописца;
  • Рай, 2016 год, режиссёр Андрей Кончаловский — сложная многослойная история вечного противостояния человечности и фашизма, в центре которой — хрупкая внешне, но сильная внутренне героиня.

Фильмы из других стран:

  • Достучаться до небес, 1997 год, режиссёр Томас Ян — немецкая лирическая комедия. В центре сюжета — неизлечимо больные Мартин и Руди. Герои угоняют машину мафии и отправляются к морю, которого никогда не видели;
  • Багровые реки, 2000 год, режиссёр Матье Кассовиц — французское кино об убийствах с религиозным подтекстом. Прекрасная актёрская игра Жана Рено и Венсана Касселя, сложный сюжет и неожиданная развязка — характерные черты этого фильма;
  • Возвращение, 2006 год, режиссёр Педро Альмодовар — испанский фильм о том, как любовь, семейные ценности и взаимопонимание побеждают смерть. Картина получила две награды Каннского кинофестиваля, была номинирована на «Оскар» и дважды на «Золотой глобус».

Культовое кино — это не только американские фильмы с многомиллионными бюджетами. Иногда это авторские картины европейских и российских режиссёров, где главное — сюжет и тонкая актёрская игра.

Шаг 4. Почитайте книги о кино

Книги помогут вам познакомиться с миром кинематографа, узнать о творческом пути великих режиссёров и разобраться в жанрах. Вы можете начать с книг из нашей подборки.

«Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра», Д. Кузнецов. Книга о том, как «читать» кино: осознанно находить авторские решения, подмечать проявления разных жанров и объективно оценивать актёрскую работу. Вы поймёте, как разбираться в кино и смотреть любой фильм профессиональным взглядом кинокритика.

«Оттенки русского. Очерки отечественного кино», А. Долин. Автор книги — один из самых влиятельных кинокритиков последних лет. «Оттенки» в книге — мозаика современной действительности, в которой одним из важных элементов выступает кинематограф. Автор представляет кино отражением всей палитры социальных настроений.

«Язык кино. Как стать продвинутым зрителем», О. Е. КурочкинПо мнению автора, кино разговаривает со зрителем на особом языке, а в хороших фильмах каждая сцена наполнена глубоким смыслом. Из книги вы узнаете, как находить интересные детали в сюжете, и научитесь оценивать фильмы как профессиональные кинокритики.

«Как устроено кино. Теория и история кинематографа», Э. Росс. Автор рассказывает о киноискусстве через истории в комиксах и рассуждает, как влияют фильмы на человечество. Процесс развития кинематографа в книге представлен как непрерывный диалог человека и киноаппарата, в котором раскрываются секреты культовых фильмов.

«50 культовых актёров и режиссёров мирового кино. От Вуди Аллена до Чарли Чаплина», Е. И. Новицкий. В книге автор рассказывает о голливудских и российских мастерах кино. Это не просто сборник биографий, а увлекательные истории о творческом пути, взлётах и падениях и судьбоносных решениях, которые приходилось принимать на съёмочной площадке героям книги.

Шаг 5. Пройдите курсы, чтобы смотреть кино глазами знатока

Если вы хотите стать кинокритиком и говорить о кино так, чтобы к вам прислушивались, рекомендуем пройти курсы для киноманов. Собрали для вас подборку из нескольких полезных курсов.

Курс «Учимся смотреть кино и говорить о нём» от LevelOne

Программа из 9 лекций, на которых вы изучите историю кино, посмотрите вместе с преподавателями культовые фильмы и поймёте, как оценивать кинокартины. Вы узнаете, как находить авторские замыслы, научитесь давать рекомендации по выбору кино и сможете аргументировано объяснять, какие моменты в фильме вас зацепили.

Стоимость: от 4900₽

Курс «Кино: полный гид по главным фильмам и лучшим режиссёрам» от Синхронизации

Курс из 24 лекций, на котором вы сможете не просто изучить теорию кино, но и обсудить с преподавателем более 30 культовых фильмов. Вы поймёте, как снимают фильмы и какие приёмы используют операторы, режиссёры и монтажёры. Вы узнаете, из чего складывается фирменный стиль культовых режиссёров и откроете для себя киношедевры из разных стран.

Стоимость: 21 600 ₽

Курс «История кино» от Среды обучения

Курс из 30 лекций от экспертов старейшего в Европе киножурнала «Искусство кино». Вы изучите основные этапы развития кинематографа и поймёте, какую роль в этом процессе играют исторические события. Вы научитесь замечать режиссёрские отсылки и пасхалки и сможете осознанно посмотреть разные фильмы: от мировых шедевров до малоизвестных авторских картин.

Стоимость: 40 000 ₽

Курс «Кино глазами режиссёров» от Синхронизации

В программе 18 блоков, каждый из которых посвящён творчеству выдающегося режиссёра. Вы познакомитесь с творчеством таких профессионалов, как Квентин Тарантино, Дэвид Линч, Бернардо Бертолуччи, Алексей Балабанов и др. Вы узнаете, как хорошие мастера превращались в легенды мирового кинематографа. Все лекции на курсе построены по одному принципу: вы изучаете биографию, фирменные приёмы и лучшие картины каждого режиссёра, а затем выполняете тест по пройденному материалу.

Стоимость: 12 300 ₽

Курс-практикум «Краткая история кино» от LevelOne

Программа из 6 лекций, на которых вы научитесь различать стиль разных режиссёров. Также вы поймёте, как отличить виртуальные спецэффекты от декораций на площадке, по каким принципам строятся сюжеты, и изучите развитие киноиндустрии по культовым картинам. Обучение проходит в форме игры с заданиями, чтобы вы смогли лучше запомнить новый материал

Стоимость: 1895 ₽

Шаг 6. Найдите дополнительные источники знаний о кино

Если вы хотите разбираться в кино, онлайн-курсы и книги помогут вам быстро изучить все тонкости этого искусства. Но для расширения кругозора и погружение в мир кинокритики рекомендуем познакомиться с дополнительными источниками. Собрали для вас список полезностей.

Подкасты:

  • Крупным планом — проект «Кинопоиска» о новинках кино, важных изменениях в индустрии и культовых фильмах;
  • Кинопанорама — подкаст и одноимённая программа на радио, в которых ведущие рассказывают о картинах из Золотого фонда отечественного кино;
  • Кинопрофессии — также подкаст «Кинопоиска», где на каждый эфир к ведущим приходят профессионалы из мира кино и рассказывают о тонкостях своей работы.

Телеграм-каналы:

  • Смотреть и видеть — автор канала находит интересные ролики о кино и визуальном искусстве и рассказывает о них в своих видео;
  • Киношка — в этом канале вы можете почитать об интересных фактах, киноляпах и неочевидных деталях популярных фильмов;
  • Hollyweed — канал о Голливуде и об общемировых новостях из киноиндустрии.

Лекции:

  • Истоки кино: фиксация, изображение, образ — лекция киноведа Владимира Забродина о зарождении киноискусства и его различных формах и направлениях;
  • Как смотреть кино, чтобы его видеть — из этого видеоурока вы поймёте, как смотреть фильм и видеть смыслы, которые вкладывает в него режиссёр и индустрия в целом;
  • Отражение современного общества в кино — лекция режиссёра Павла Лунгина о том, как проблемы человечества воплощаются на съёмочной площадке.

Вы можете слушать, читать и смотреть все дополнительные источники или же сосредоточиться на одном из них. Выбирайте вариант по душе и начинайте знакомство с миром киноискусства.

Советы эксперта: как начать разбираться в кино

Наш эксперт Елена Дубовченко также поделилась советами, как начать разбираться в кино:

Совет 1. Определите, зачем вам нужна экспертность. Если вы хотите разбираться для себя, то не нужно выбирать общепризнанных режиссёров и погружаться в высокое искусство.

Кино помогает справляться с ситуациями, которых ещё не было — с помощью просмотра фильмов мы можем смоделировать ситуации и почувствовать себя лучше либо получить необходимый в будущем опыт. С этой точки зрения вам нужно выбирать те фильмы, которые будут расслаблять и учить.

Совет 2. Не обращайте внимания на то, что смотрят все. Даже если все вокруг посмотрели «Бойцовский клуб», а вашим друзьям понравился последний фильм Тарантино, вам эти картины могут не зайти. В данном случае вы – сам себе зритель и судья.

Совет 3. Всегда ориентируйтесь на тех, кому важно ваше мнение о кино. Допустим, вам требуется разобраться в кино для общества. Задайте себе вопрос: для кого вы формируете мнение. Например, в среде кинокритиков принята одна планка, поэтому вам стоит наблюдать за теми, кто экспертнее вас. Если речь идёт о любителях, то нужно определиться с жанром, предпочтительным в компании, и изучать дополнительные материалы, связанные с производством фильмов, предпочитаемых в вашей тусовке.

В общем, чтобы разбираться в кино, нужно начать в нём разбираться – уточнять детали и наблюдать за теми, кто делает это лучше вас.

Подведём итог

Научиться разбираться в кино и стать настоящим экспертом в киноиндустрии реально. Для этого нужно не просто смотреть новинки, а изучать жанры, знакомиться с культовыми картинами и режиссёрами. Для расширения кругозора можно прочесть книги и изучить дополнительные источники, а для глубокого погружения пройти онлайн-курс.

Выбирайте любой из этих вариантов и начинайте учиться. Также рекомендуем посмотреть в агрегаторе Checkroi курсы по профессиям в кинопроизводстве.

ПодкастКак анализировать фильмы. Открытая запись

Почему первые минуты фильма самые важные? Как обсуждение картины помогает ее понять? Зачем представлять героя фильма как страну или как личность режиссера? И для чего нужно разделение на жанры?

На открытой записи подкаста «Крупным планом» 7 августа на Плюс Даче в Парке Горького редактор Кинопоиска Даулет Жанайдаров и киновед Всеволод Коршунов обсуждают, как анализировать фильмы, делятся профессиональными лайфхаками и отвечают на вопросы слушателей. Кстати, в этом выпуске ведущие упоминали много фильмов, на примере которых можно учиться анализировать кино. Найти эти картины можно в специальной подборке.

А еще у нашего подкаста есть Telegram-канал. Называется «Общим планом» — подписывайтесь на него по этой ссылке. Мы в нем делимся интересными материалами по темам выпусков, советуем фильмы и выкладываем разные не вошедшие в эпизод фрагменты. Отзывы и пожелания по темам выпусков можно писать на почту: podcast@kinopoisk.ru.


Авторы: Даулет Жанайдаров, Всеволод Коршунов

Звезда мотогонок становится таксистом. Ироничная драмеди с Евгением Цыгановым и Светланой Ходченковой

В главных ролях:Евгений Цыганов, Максим Лагашкин, Светлана Ходченкова, Владимир Меньшов

Режиссер:Владимир Щегольков

Смотрите по подписке

Главное сегодня

Канны-2023

«Зона интересов»: хоррор кухонной раковины. Джонатан Глейзер пугает обыденностью холокоста

Вчера0

«Зона интересов»: хоррор кухонной раковины. Джонатан Глейзер пугает обыденностью холокоста

Что означает финал? Почему умерли родители? Ответы на вопросы, которые могли остаться к хоррору «Солнцестояние»

Как это смотреть

Что означает финал? Почему умерли родители? Ответы на вопросы, которые могли остаться к хоррору «Солнцестояние»

19 мая5

Американский мейнстрим 1990-х: история в 8 фильмах

Смотрите на Кинопоиске

Американский мейнстрим 1990-х: история в 8 фильмах

Разбираем 5 ключевых сцен «Мерзлой земли» с режиссером Оксаной Карас

Смотрите на Кинопоиске

Разбираем 5 ключевых сцен «Мерзлой земли» с режиссером Оксаной Карас

Вчера4

«Форсаж 10»: Джейсон Момоа угоняет франшизу у Вина Дизеля

Рецензии

«Форсаж 10»: Джейсон Момоа угоняет франшизу у Вина Дизеля

19 мая8

Чем различаются манга и аниме «Атака титанов»

Культовые сериалы

ВидеоЧем различаются манга и аниме «Атака титанов»

19 мая3

«Индиана Джонс и колесо судьбы» — и без Спилберга. Раньше было лучше

Канны-2023

«Индиана Джонс и колесо судьбы» — и без Спилберга. Раньше было лучше

Добавить комментарий